Error: не определено #11234. Реформа местного управления ивана 4. Государственные реформы ивана грозного. Дворцы и княжеская казна заменены приказами
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Реформа местного управления ивана 4. Государственные реформы ивана грозного. Дворцы и княжеская казна заменены приказами

Во время правления Ивана IV Васильевича (1533–1584) завершаются мероприятия, которые были направлены на создание централизованного Российского государства.

В 1547 г. великий князь Иван принимает царский титул, что, по мнению митрополита Макария, должно было его приравнять к императорам Древнего Рима и Византии.

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых; 2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

Реформы дали возможность приступить к решению важных внешнеполитических задач.

Главными направлениями внешней политики России при Иване Грозном были:

1) восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханства, начало освоения Сибири);

2) западное (борьба за выход к Балтийскому морю, война с Ливонским орденом).

Действия русских в восточном направлении были достаточно успешными для России. В 1552 г. было покорено Казанское, а в 1557 г. Астраханское ханства, к Российскому государству присоединены также: Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. С 1581 г. шло завоевание Сибири.

Труднее решались задачи внешней политики на западном направлении. Россия стремилась к расширению своих земель на том направлении, где находилась Ливония. Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю, что расширило бы связи страны с Европой. Пытаясь разрешить эту проблему, Иван IV начал в 1558 г. изнурительную для нашей страны Ливонскую войну, которая длилась 25 лет. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск, были взяты Нарва и Юрьев, исход ее был печален для России. В 1560 г. войска Ливонского ордена были полностью разбиты и он перестал существовать, после чего в войну включились Литва, Швеция и Дания, что и повлияло на исход войны. В1564 г. русская армия начала терпеть неудачи.

ОПРИЧНИНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Ливонская война имела затяжной характер, что значительно осложнило внутриполитическую обстановку в России. В среде бояр и дворян стало расти недовольство политикой Ивана IV, продолжением войны. К ним присоединились и некоторые люди из ближайшего окружения царя. В1564 г. на сторону противников России – поляков перебежал князь А. Курбский, до этого командовавший русскими войсками. Измена князя еще больше усугубила неудачи России в Ливонской войне. В этих условиях Иван IV принимает решение на введение в 1565 г. опричнины.

Царь понимал острую необходимость в укреплении сильной самодержавной власти. При этом многие бояре имели крупные вотчины, сохраняли экономическую независимость и тем самым представляли угрозу неограниченной власти царя. Иван Грозный тяготился относительной самостоятельностью удельных князей, в числе которых были его дяди: Юрий Иванович, Андрей Иванович, а также князья Воротынские, Бельские, Мстиславские и др.

Иван Грозный оставляет трон и покидает Москву. В1564 г. он со своей семьей под охраной выезжает из Москвы в Александровскую слободу. Иван IV не сомневался в том, что его позовут вернуться на трон, так как в России очень сильна была вера народа в царя.

И действительно, это произошло. Но царь, соглашаясь вернуться на трон, в Москву, продиктовал свои условия: право на неограниченную самодержавную власть и введение опричнины.

Россия во времена опричнины: 1)страна была поделена на две части. В опричнину, подвластную царю, вошли земли, находившиеся в центральных и наиболее богатых районах страны. В опричнине сложилась собственная система органов управления государством;

2) в земщине – на остальной территории – сохранялись старые порядки с той же Боярской думой, приказами;

3) было создано специальное опричное войско, превратившееся в полицейскую силу государства. Всех недовольных опричниной они жестоко пытали и казнили.

Цели опричнины

Иван Грозный введением опричнины преследовал цель уничтожить сепаратизм феодальной знати. Он осуществлял опричную политику, не останавливаясь ни перед какими мерами.

В 1572 г. царь отменил опричнину. Опричные и земские территории были вновь объединены.

К чему привела опричная политика, ее последствия для социально-экономического развития государства:

1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;

2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде;

3) опричная политика привела к еще большему ухудшению положения России в Ливонской войне.

В 1569 г. Польша и Литва, объединившись в одно государство, Речь Посполитую, направили свои войска на Россию. Швеция так же успешно вела военные действия против России.

Россия потерпела поражение в войне, потеряла крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван-город. За ней сохранился только участок балтийского берега с устьем Невы.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI в

Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

Русская литература XVI в.

Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

Летописный жанр

В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.

Публицистика

XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского. Последний после своего бегства в Литву в 1564 г. вел достаточно интересную полемическую переписку с Иваном IV. Интересными были и письма царя. Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных.

В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан «Домострой» – свод житейских правил и советов по ведению дома, домашнего хозяйства.

Книгопечатание

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

Архитектура

В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).

В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань.

ПРАВЛЕНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СТРАНЕ. БОРИС ГОДУНОВ

В 1584 г. умер Иван Грозный. Наследником престола стал его сын Федор, болезненный и суеверный человек. Его советниками были князья И.П. Шуйский, И.Ф. Мстиславский, бояре Н.Р. Юрьев, Б.Ф. Годунов. Ближе всего к царю оказался Б. Годунов, властный, но очень осторожный и умный политик, который был родным братом его жены – Ирины.

В период правления Федора Иоанновича:

1) был завершен процесс окончательного закрепощения крестьян. Были введены заповедные лета, которые запрещали крестьянам переходить от одного помещика к другому. В 1597 г. правительство издало Указ о сыске беглых крестьян , согласно которому бежавшие от своих хозяев крестьяне должны были быть возвращены на прежнее местожительство;

2) в годы правления Федора Иоанновича велась успешная внешняя политика. Укрепилась безопасность южных рубежей, проведен пересмотр итогов Ливонской войны.

Царь Федор Иоаннович умер в 1598 г., не оставив после себя наследника.

Созванный в Москве Земский собор избрал царем Бориса Годунова.

Правление Бориса Годунова продолжило продво-рянский курс Ивана Грозного, но менее жестокими способами. Происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Удалось наладить мирные отношения с Польшей. В результате успешно проведенной войны со Швецией России был возвращен ряд городов, что укрепило позиции России на Балтике.

Активизировались дипломатические отношения России с Англией, Францией, Германией, Данией. В 1589 г. в Москве учреждено патриаршество.

Реформы Ивана IV

В период царствования Ивана IV (1533-1584) в стране назрели объективные предпосылки для проведения целого ряда преобразований. В январе 1547 г. в Московском государстве произошло важное событие - Иван IV короновался и принял титул царя. С этого времени в стране были проведены важные преобразования, затрагивавшие многие области общественной жизни. Политика реформ разрабатывалась и осуществлялась небольшим кружком приближенных царя, который вошел в историю под именем «Избранной рады». Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствование приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизн и. Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений. Первое десятилетие царствования Ивана IV было ознаменовано рождением Земских соборов. Первый собор был созван по инициативе царя в 1549 г. Земские соборы сыграли значительную роль в истории русского государства на протяжении XVI - XVII веков. Былапроведена судебная реформа - в 1550 г., был введен новый Судебник Ивана IV. Он ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. Впервые в России закон был провозглашен единственным источником права .

В период царствования Ивана Грозного была завершена т.н. губная реформа , которая представляла собой реформу местного управления в Русском государстве. По этой реформе часть важных дел были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам», которые избирались из местных детей боярских. В эти же годы была проведена земская реформа, которая явилась продолжением губной реформы. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В начале 50-х годов в отдельных областях Московского государства была упразднена власть наместников, а в 1556 г. царским приговором о «кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе . Вместо наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые государственные функции. Реформы были направлены, прежде всего, против административного произвола.

Важнейшей реформой была военная реформа, утвердившая принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 50-х годов XVI века был создано новое стрелецкое войско. Важную роль в деле укрепления вооруженных сил Московского государства сыграл также указ об отмене местничества во время боевых действий. Крупнейшим фактом русской истории было зарождение приказной системы центрального государственного управления.

На всем протяжении царствования Ивана Грозного Московское государство вело войны за расширение своих территорий и выход к балтийскому побережью, что потребовало от общества напряжения всех сил. Первым мероприятием, успешно проведенным Иваном IV, можно считать завоевание земель Казанского ханства и взятие Казани. В результате - в состав Московского государства вошли плодородные земли Поволжья, что давало возможность царю предоставлять значительные земельные пожалования своим слугам и увеличивать тем самым численность поместного войска. В 1556 г. царским войскам почти без боя удалось взять Астрахань. С этого времени Волга становится важнейшим торговым путем Московского государства. В этот же период в состав России добровольно переходят башкиры и удмурты. Таким образом, территория Московского государства расширилась до Уральских гор, что создавало благоприятные условия для дальнейшего освоения русскими пространств Урала и Сибири. Уже к концу царствования Ивана Грозного русские отряды во главе с Ермаком приступили к завоеванию Западной Сибири.

Иван Грозный на протяжении 25 лет (1558-1583 гг.) вел изнурительную борьбу за овладение Прибалтикой, которая известна как Ливонская война. Однако после того как в войну против России вступили такие мощные военные государства того времени, как Речь Посполитая и Швеция, военные неудачи стали преследовать русские войска. В Ливонской войне Россия потерпела поражение и потеряла выходы к Финскому заливу. Негативные последствия Ливонской войны сказались впоследствии на зарождении такого явления русской истории как Смута . В целом же Россия к концу царствования Ивана Грозного представляла собой огромное государство, простиравшееся от берегов Белого моря до Каспия и от Урала - до границ с Речью Посполитой.

6. Смутное время (1598 – 1613)

Рубеж XVI - XVII веков стал переломным в жизни Московского государства. В предшествующий период в русском обществе накопилось столько негативных явлений и факторов, что они, в конечном счете, привели к системному кризису – Смуте .

Смутное время можно определить как первую в истории России гражданскую войну. Важную роль в формировании предпосылок Смуты сыграли Ливонская война и опричнина . Резкое ухудшение положения крестьянства приводило к увеличению числа беглых крестьян и холопов, и к продлению действия «заповедных лет», увеличению срока сыска беглых холопов.

Главной причиной Смуты стало пресечение династии. В 1598 г. умер последний из династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного - царь Федор Иванович, который не оставил потомства. Созванный по этому поводу Земский собор избрал на царствование Бориса Годунова. Однако возникновение нового политического прецедента – избрание нового царя , создавало в государстве целый ряд опасных для нового царя последствий. И здесь свою роль сыграли особенности политической культуры и менталитет народа, который видел в Годунове не природного государя - помазанника Божьего, а всего лишь человека, избранного народом. Важнейшим основанием борьбы за власть противников Годунова был факт таинственной гибели последнего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия в Угличе в мае 1591 г.

Традиционно Лжедмитрия I отождествляют с беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым . Получив поддержку со стороны польского короля Сигизмунда III и католической церкви, он собрал войско, состоявшее из казаков и литовцев, и выступил в поход на Москву. В силу целого ряда обстоятельств и факторов, в том числе и внезапной смерти Б. Годунова, претендент в июне 1605 г. с войском вступил в Москву и был венчан на царство под именем Дмитрия Ивановича. В период его правления резко возросло недовольство боярства. В 1606 г. в результате узкого боярского заговора, который был организован В. Шуйским и его сообщниками, Лжедмитрий I был убит, Россия осталась без царя. Уже 19 мая на московский престол узким кругом людей был «выкрикнут» князь Василий Шуйский. Его избрание носило сугубо олигархический характер. Воцарение Шуйского можно считать поворотным пунктом Смуты: она принимает общенациональный характер. Существенным признаком Смуты стала польско-литовская интервенция , начавшаяся летом 1609 г. Летом 1610 г. Шуйский был низложен, и власть в стране перешла к семи членам Боярской думы – «Семибоярщине». Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава. Во время обсуждения статей договора о «призвании» Владислава, поляки были впущены в Москву. Их бесчинства вызвали широкое недовольство, и в 1611 г. формируется первое ополчение под руководством П. Ляпунова. Однако это мероприятие оказалось неудачным. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде созывается второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского, которое в октябре 1612 года освободило Москву от поляков. Так завершились основные события русской Смуты. Государственность и суверенитет России были восстановлены.

Иван Грозный В 1547 г. великому московскому князю исполнилось 17 лет. Это значит, что отныне власть должна была перейти в руки совершеннолетнего государя.В январе 1547 г. Иван Васильевич в Успенском соборе Московского Кремля торжественно венчался на царствоОтныне великий князь московский стал именоваться "царём" (цезарем) - титулом римских императоров.Титул царя возвышал Ивана IV над остальными Рюриковичами и означал переход всей полноты власти в руки молодого государя.

Реформы Избранной рады.

К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких людей, в который вошли митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, князь А. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ. А. Курбский назвал эту "ближнюю думу" "Избранной радой". Во главе Рады стоял молодой дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под её руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы. В научной литературе они получили название "Реформы середины ХУI в.".

В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. Один из близких царю людей - дворянин И.С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с рядом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства - сильная власть царя, опора царя - дворянство.

Среди проведенных важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления.

Реформа центрального управления.

Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.

Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя.

Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов. Наиболее крупные из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.

Реформа местного управления.

Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице "земских старост", которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

Территория была разделена на следующие территориальные единицы:

губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);

волость - земский староста (из черносошного населения);

город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а "кормились" за счёт населения. В 1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть - сословно - представительная монархия.

Огромная, многонациональная, очень сложная в управлении страна обрела власть, при которой она в качестве европейской державы жила ещё 400 лет. Монархия на тот исторический момент была наиболее оптимальным государственным устройством для России. Именно монархия, стоявшая над интересами различных сословий, социальных и национальных групп, смогла объединить население всей страны для решения задач, очень важных для всего народа. Огромную помощь монархии оказывала Русская православная церковь, у которой не было иных интересов, кроме интересов монархии и народа.

Военная реформа.

В середине ХVI в. от Волги до Балтики Россия была окружена кольцом враждебных государств. В этой ситуации чрезвычайно важным для России было наличие боеспособного войска. Важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

Была проведена реорганизация военных сил страны. Из - за слабого финансово - экономического положения страны постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.

Дворянское ополчение - составило ядро армии. Под Москвой 1000 провинциальных дворян была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа назначались воеводы, "головы" - низшие офицеры, дипломаты, администраторы. В 1556 г. впервые было составлено "Уложение о службе", которое регулировало прохождение военной службы. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Из - за нехватки денег в казне за службу правительство расплачивалось землёй. За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина - 1,09 га) земли. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. Теперь служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые "по отечеству" (по наследству - бояре и дворяне) и по "прибору" (по набору) - пушкари, стрельцы и др.

Стрелецкое войско - пехотинцы с огнестрельным оружием - составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли - "дачи". Из коллективной "дачи" каждый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

Казачество - стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал складываться особый слой русского общества - казачество (от тюркского "казак" - удалец, вольный человек).

Иностранцы - стали ещё одной составной частью русского войска. Но число их было незначительно.

В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить некоторые давно стоявшие стратегические задачи внешней политики.


Введение

1. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

2. Реформы центрального управления

2.1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV

2.2 Земский Собор

2.3 Приказы: создание, структура, функции

3. Реформы местного управления

3.1 Земская реформа и отмена кормлений

3.2 Губная реформа Ивана IV

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В конце ХV - начале ХVI в. на Русской равнине создалось государство -"Московия", "Московское государство". С ХVI в. оно стало носить название "Россия". За довольно короткий срок московские князья объединили русские земли. Утвердилось политическое единство в государстве, но крепких экономических связей между русскими княжествами не случилось. Внутренняя структура государства оставляла желать лучшего. В любой момент государство могло вернуться к своему прошлому - раздробленным удельным княжествам. Для удержания государства в состоянии единства, для сплочения его внутренней структуры нужна была дальнейшая централизация в государстве, т.е. установление единого руководства, чёткое территориальное деление, действие единых законов на территории всего государства, чёткая вертикаль власти.

Василий III прожив 20 лет в совместном браке с первой женой так и не дал государству наследника, что было неслыханной ситуацией в великокняжеском доме. Интересам династии необходим был наследник. Великий князь отослал жену в монастырь и, уже пожилым, женился на молодой княжне Елене Глинской. Глинские были выходцами из обрусевшего татарского рода. В начале ХVI в. Глинские прибыли из Литвы ко двору великого московского князя Василия III. В 1530 г. в великокняжеской семье родился долгожданный наследник. Имя ему дали Иван в честь деда Ивана III. Он войдёт в российскую историю как Иван IV Васильевич, Иван Грозный.

Спустя 3 года Василий III умер. 3-х летний Иван Васильевич взошел на престол. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Через 5 лет, как считают, от отравления умерла и она. Для управления страной до совершеннолетия великого князя был создан регентский совет. С 1538 по 1547 гг. государством фактически управляла боярская аристократия: Бельские, Шуйские, Глинские. За этот период боярство проявило себя как антигосударственная, анархическая сила. За 9 лет у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками.

В результате центральная власть ослабла, произвол вотчинников не знал предела, в ряде городов произошли восстания горожан против знати. Международное положение государства также осложнилось. Внешние границы государства стали линией фронта. С 1538 по 1547 гг. в татарский плен было угнано более 100 тыс. русских. Летом 1547 г. в Москве начался сильнейший пожар. В огне сгорело 3 тыс. человек из 100 тыс. населения, 25 тыс. домов. Народ обвинил в поджогах бояр. В Москве вспыхнул "великий мятеж" посадских людей. Иван IV с дворовыми укрылся в подмосковном селе Воробьеве. Восстание удалось подавить с большим трудом. Позднее Иван IV вспоминал: "От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой" Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 318.. Окружение княжича Ивана спасение видело в усилении власти молодого правителя и проведении реформ.

В данной работе будут исследованы реформы Ивана IV в сфере центрального и местного управления.

Объектом данной работы выступает политическое развитие России во второй половине 16 века вызванное реформированием государственной системы в период правления Ивана IV. Предметом исследования - деятельность Ивана IV по переустройству государственного управления в России.

Целью работы является изучение содержания и характера реформ государственного управления, проведенных Иваном IV. В исследовании темы стоят следующие задачи:

Актуальность темы объясняется богатейшим опытом реформирования системы государственного управления в переломную эпоху. В настоящее время идут поиски эффективной модели государственного управления в постсоветский период, опыт прошлых реформ может быть полезным, в том числе реформы Ивана IV, которые помогли укрепить государство.

1. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

местный управление реформа дума

Процесс централизация и объединение русских земель проходили в обстановке неутихающих междоусобных войн: с 1228 по 1462 г. в северо-восточной Руси произошло 90 внутренних усобиц и 160 столкновений с внешним противником (татарами, литовцами и т.д.). Объединение русских земель вокруг Москвы и организация централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

Москва к окончанию XV в. долгими усилиями, наконец побеждает своих главных внутренних врагов и конкурентов в борьбе за политическое влияние: были покорены Тверь и Рязань, Новгород Великий, затем Вятка (в которой формы государственного и политического устройства напоминали новгородские). Чуть позднее к Москве будут присоединены Псков и отвоеванное у Литвы Смоленское княжество, затем Чернигов и Северское княжество.

Расширение земельных владений Московского государства сопровождалось осознанием факта, что на территории Руси нарождается новая единая по духу и крови народность -- великорусская народность. Это осознание облегчило дело собирания земель и превращение Московского княжества в национальное великорусское государство.

Великие князья оказались во главе целой иерархии, состоявшей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливавших различные степени феодальной зависимости для разных субъектов.

В договорах и грамотах подчеркивалась территориальная неприкосновенность обеих сторон, устанавливался общий порядок административной деятельности (таможенная политика, выдача беглых холопов и т.п.) и государственной политики (совместная оборона границ, военная деятельность).

Для удельных князей, чьи земли входили в состав великого княжества, определялись феодальные иммунитеты, т.е. право осуществлять на своей территории не только хозяйственные и административные, но и государственные функции без вмешательства великокняжеской администрации (осуществлять фискальные и судебные функции). С вхождением удельных княжеств в состав Московского государства, у удельных князей было два пути: они были вынуждены либо поступить на службу к московскому великому князю, либо уезжать в Литву. Старый принцип вольной боярской службы теперь не имел никакой силы -- на Руси был теперь только один великий князь, переходить на службу теперь было не к кому.

Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра -- Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

2. Реформы центрального управления

Централизация принесла с собой важные перемены в государственном аппарате и государственной идеологии. Титул Великого князя остался в прошлом, теперь он именуется царем так же как ордынский хан или византийский император. Русь взяла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия Византийского Патриарха (к этому времени Византийская империя пала) Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 127..

По государственному строю Московское государство было феодальным, вид власти в государстве - раннефеодальная монархия.

Самодержавной монархия становится тогда, когда ей удается сконцентрировать в своих руках все виды власти: законодательную, управленческую, информационную, контрольную, судебную, символическую и т.п. Последняя представляет собой способность и легитимное право государства устанавливать, присваивать и распределять разного рода статусы, звания, чины и привилегии. При этом государство (в лице своих органов и официальных лиц) убеждено в том, что именно оно имеет такое право и что для этого не требуется каких-либо объективных дополнительных критериев и условий.

Пользуясь этим правом, государство формирует, создает целые сословия и особые привилегированные или обязанные социальные группы. Формирование централизованного государственного аппарата, бюрократической машины, все более и более усложняющейся, позволило правителям Московского государства взять на себя функцию создания новых классов: служилого боярства, служилого дворянства и т.п. Устанавливая права и обязанности каждого сословия, верховная власть предписывает им даже личные качества: чувство чести, преданности государю и прочее. Закрепляются и особые привилегии: по землевладению, в сфере власти над податными и крестьянами, юридические иммунитеты и т.п. Внешнее оформление статуса осуществлялось с помощью символов, регалий, ритуалов.

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное Великорусское государство. На вершине государственной иерархической пирамиды находится царская власть, не ограниченная ни политически, ни юридически. Она ограничивается лишь каноном, т.е. основными церковными правилами и светскими обычаями. Слово «царь» как титул закрепилось в середине XVI в., слово «самодержец» введено в официальный оборот в начале XVII в. Способами получения власти были наследование и избрание. Новое политическое положение, в котором оказалась власть великих князей, требовало нового оформления, новой символики и идей. Брак Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софье Палеолог в значительной мере носил символический характер: наследница павшего византийского дома переносила державные права этого дома в Москву, как в новый Константинополь -- Царьград. Как преемник византийских императоров великий князь начинает именовать себя царем и государем всея Руси, в XVI в. к этому прибавляется титул самодержца (славянский перевод византийского императорского титула).

Символическая преемственность продолжает развиваться в начале XVI в. -- от византийских корней, она углубляется в древнюю историю: через Рюрика и Пруса монархическая генеалогия идет к Августу, римскому цезарю (само слово «царь» является искаженной интерпретацией слова «цезарь»). Тогда же отрабатывается легендарная версия о передаче венца («шапки Мономаховой») греческого царя Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху. Этот акт символически означал установление совместной власти греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 129..

Существо верховной власти не отражалось в законодательстве и не подлежало действию государственно установленных норм. Сам же царь издавал уставы, указы, уроки и судебники и признавался высшим источником государственной власти.

Наряду с формированием государственного аппарата управления проходило усиление и укрепление власти Великого князя (царя). Система государственного аппарата власти имела вид приказно-воеводской. Для такой системы были свойственны централизация и сословность. Произошло упразднение системы вассалитета путем ликвидации уделов и самостоятельных княжеств. Территория государства поделена на уезды и волости. Народ имел статус подданного Московского великого князя и обязан был служить только одному великому государю.

2.1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV

Юрисдикция по особо важным делам на местах передавалась государственным органам. В руках Великого князя сосредоточены все ветви власти - гражданская, судебная, административная, военная. Источником права в те времена служили Судебники, в них не был закреплен статус князя или его права и обязанности, князь был выше закона. Наиболее важные государственные дела он решал вместе с боярской думой, возникшей как высший орган в середине XV в. и превратившийся в государственный орган власти, который функционировал все время. Боярская дума - прототип совета феодалов, в ее состав входила исключительно аристократия Руси: бояре, бывшие удельные князья, позже и представители дворянских фамилий и служивой бюрократии.

Боярская дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и органами местного управления, устанавливала налоги, решала вопросы по вооруженным силам, осуществляла судебные функции. Помимо этого Боярская дума владела функциями законодательного органа. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг. Разделение правомочий царя и думы не было. Поэтому многие указы начинались словами "царь указал, а бояре, то есть дума приговорили".

Для переговоров с иностранными послами была создана специальная ответная комиссия из членов Думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение Великого князя и Думы. Совещания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например в опричном дворце Ивана IV в Москве или Александровской слободе. Но влияние и значение Боярской думы несло собой реальную угрозу для зарождавшейся абсолютной власти самодержавия, и великие князья всячески старались снизить политический вес Боярской думы.

Так с середины XVI в. из Боярской Думы выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав верных и преданных царю людей, с которыми он решал важнейшие дела. В 1547 - 1560 гг., в правление Ивана IV, действовал неофициальный совет в составе поместного дворянина царского "ложничего" А. Адашева священника Благовещенского собора А. Сильвестра, князя Д. Курлятева князя А. Курбского и других лиц. С помощью этой "Избранной рады", как впоследствии назвал ее Курбский, Иван IV провел ряд значимых для государства реформ в сферах земского, военного и судебного дела. Иван Грозный самостоятельно определил курс направления внешней политики и на некоторое время сумел отдалить Боярскую думу от участия в принятии решений по важнейшим вопросам законодательства и управления государства Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 326..

Лишь после смерти Ивана IV Боярская дума приобрела былое значение и положение в управлении государством. Заметную роль играла она в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала XVI I в.

2.2 Земский Собор: создание, структура, функции

С зарождением поместного дворянства (дворян и детей боярских) как нового сословия в обществе государства, наступило возникновение земских соборов - созываемых по мере острой необходимости царями всероссийских совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Появление земских соборов относится к середине XVI в. В конце 40-х - начале 50-х годов XVI в. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства "освященный собор" земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов. Именно с образованием земских соборов связано установление в России нового вида власти: сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Особенностью сословно-представительных органов в России было то, что роль "третьего сословия" в них была гораздо слабее, а органы земских соборов не ограничивали, но наоборот укрепляли власть царя Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 145..

Основание деятельности Земских Соборов составляла идея соборности, т.е. общественного единодушия всего населения страны. От его имени Земский собор решал важнейшие текущие проблемы государства, а затем цари приводили эти решения, как бы дозволенные всеми сословиями, в исполнение.

Развитие деятельности Земских Соборов в России можно поделить на 3 периода. Первый начинается с Собора «примирения», созванного Иваном IV после венчания на царство и призванного добиться общественного согласия после долгих лет боярской «смуты» времен его малолетства, и заканчивается с пресечением династии Рюриковичей (после смерти Федора Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора. Второй период совпадает с эпохой Смуты начала XVII в., и в нем главной функцией Собора является «оформление» восшествия на престол нового паря. Этот период завершается в 1613 г. избранием царя Михаила Романова. С 1613 по 1653 гг. -- третий период, в котором монархия и Земский собор являются единым механизмом в устранении результатов смуты Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 53.. Соборы в это время были самыми многочисленными, заседали годами (своего рода сессии) и решали не только политические, но и хозяйственные вопросы.

Земский собор включал в себя три части: Освященный Собор, куда входили иерархи русской церкви - митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей; Боярская дума - верхней палаты Собора - и выборные или естественные представители служилого дворянства, городских посадов и отчасти черносошного крестьянства. Имеются точные данные о составе Собора 1566 г., где из 374 участников 32 являлись членами Освященного Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами, 33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами и представителями посадов.

Инициатива созыва Земского собора принадлежала царю, а в условиях междуцарствования - от Боярской думы или патриарха. Конкретно установленных сроков не было, Собор созывался по мере необходимости. Не было и четко разработанной процедуры выборов. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодших» людей, а не «худых». Имелся и своего рода нравственный ценз - в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай». Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы - инструкции с указанием насущных нужд и запас (содержание). Хотя, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.

Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 - открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи освящалась цель созыва Собора и устанавливались вопросы для обсуждения. Вторая часть работы - обсуждение поставленных вопросов и разработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт - свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась) История государства и права России: учебник / под ред. Ю. П. Титов. - М.: Велби, 2013. С. 131..

Прерогативой Земского собора было утверждение новых законов, решение вопросов о войне и мире, введение новых налогов, избрание царей и пр. Следует подчеркнуть также, что Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. Это знание находило свое отражение в узаконениях и распоряжениях, многие из которых начинаются так: «Ведомо нам учинилось, что в городах воеводы и приказные люди всяким людям чинят насильства и убытки, и продажи великие, и посулы и кормы емлют многие» Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 147., после чего следовал приказ не давать взяток и даровой прислуги воеводам, не пахать на них пашни, провести в случае необходимости судебное расследование и пр.

Представляя более широкие, по сравнению с Боярской думой, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. Земские соборы служили орудием в укреплении личной власти великих князей, соответственно, они были противопоставлены в противовес Боярской думе. Само существование земских соборов, как и Боярской думы, показывало слабость власти не только царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

2.3 Приказы: создание, структура, функции

К середине ХVI в. происходит замена старой упрощенной системы государственного аппарата власти новой системой центрального управления - приказной. Реализация определенных функций государства в XV в. поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Со временем эти нерегулярные поручения обрели систематичный характер. В результате чего появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Изначально в XV в. эти должностные лица исполняли свои обязанности без вспомогательного аппарата. Но с расширением круга их задач с начала XVI в. им давались "для письма" чиновники помельче - подьячие, объединенные в особом помещении: канцелярии - "избе", "дворе" Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 56.. Процесс образования "изб", "дворов"- канцелярий растянулся на несколько десятилетий с конца XV в до середины XVI в. и был неодновременным.

Каждая "изба" или "двор" вместе с возглавлявшим ее должностным лицом являлась основанием будущего приказа. С середины XVI в. "избы"- канцелярии превращаются в постоянно действующие центральные государственные учреждения - приказы. Таким образом, приказная система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа (в буквальном смысле слова) как разового поручения, приказа как постоянного поручения (типа "пути"), приказа-"избы" (канцелярии) и, наконец, приказа как государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями. Известны следующие приказы: посольский приказ - ведал внешнем сношением; разбойный приказ - занимался "лихими" и разбойными делами; поместный приказ - ведал наделением землей за службу; ямской приказ - ямской службой; казенный приказ - финансовыми делами государства История государства и права России: учебник / под ред. С. А. Чибиряева. - М., 2001. С. 105..

Приказы осуществляли судебные функции по делам, связанными с направлениями их деятельности. В приказах было достаточно упорядочено делопроизводство. В этот период четкого разграничения функций приказов не было, они могли осуществлять как отраслевую, так и территориальную деятельность, иногда подменяя друг друга. Наибольшего развития приказная система получила в период сословно-представительной монархии.

Новые органы центрального управления - приказы - возникли без законодательной основы, неожиданно, по мере необходимости. Одни, возникнув, исчезали, когда заканчивалась необходимость, другие делились на отделы, трансформировавшиеся в самостоятельные приказы. На протяжении XVII в. зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Также отсутствовало строгое разграничение деятельности между приказами. В Посольском приказе, к примеру, пытали участников восстаний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи. Вдобавок ко всему все приказы являлись не только административными учреждениями, но и судебными, приказных людей называли судьями. Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. Подьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся, в свою очередь, на столы и повытъя по ветвям управления Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 60..

Основанием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и окончательно упразднило систему вотчинного управления. Это же направление - усиление роли государства с поддержкой в лице формирующегося третьего сословия - наблюдается и в реформе местного управления.

3. Реформы местного управления

Местное управление также претерпевает изменения параллельно образованию централизованного государственного аппарата власти. Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - стало составной частью предприятий, проводимых великокняжеской властью в целях укрепления централизованного государства. Эти мероприятия не только совпадали с желаниями поместного дворянства, но и находили поддержку и одобрение черносошного крестьянства. Так как оба сословия были заинтересованы в улучшении прежде всего деятельности суда и того звена государственного управления, в котором корыстолюбие кормленщиков проявлялось особенно остро. Военные нужды и укрепление обороноспособности государства во второй половине XV в. повысили значение "городового дела", т. е. забот о строительстве и укреплении городов. Для улучшения реформы местного управления появляются особые должности - городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже судебного управления Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 65.. Назначаемые Великим князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики находились в прямом подчинении Великого князя. Так же была введена должность казначея, курировавший первоначально военно-административные дела, и прежде всего учет и хранение всех государственных запасов оружия и боеприпасов. Институт городовых приказчиков был первым дворянским органом местного управления Русского централизованного государства.

3.1 Земская реформа и отмена кормлений

Конец XV - первая половина XVI в. явил не простые резкие преобразования в социально-экономических отношениях. Сословная борьба при этих условиях ужесточилась и приобрела невиданные до этого формы: от участия в ересях и побегах до индивидуальных террористических актов и групповых выступлений "лихих людей". Кормленщики не были заинтересованы в борьбе с "лихими людьми". Рост преступности был для них даже выгоден, так как в случае поимки они имели от суда лишние доходы.

В феврале 1551 г. крестьяне Плесской волости Владимирского уезда получили уставную земскую грамоту, согласно которой они могли с помощью выбранных ими "излюбленных голов" и "целовальников" собирать дважды в году, на покров и пасху, оброк - "кормленный окуп" и отвозить его в Москву. Должность наместника для них упразднялась. Повсеместно земская реформа была проведена лишь в 1555 - 1556 гг. С этого времени в уездах и волостях, где ранее не существовало помещичьего землевладения, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды "излюбленных голов" старост, а также "лучших людей" целовальников или земских судей. Делопроизводство земского старосты, и целовальников вел выборный земский дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город. Все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределенный срок, и население их могло "переменить". Спустя некоторое время для них были введены ежегодные выборы. В ведении земских органов находились сбор подати - "окупа", а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей. В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими административно-полицейские и финансовые функции.

В работе этих органов существовал настоящая бюрократические манера: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое выполнение предписанных инструкций (по горизонтали).

3.2 Губная реформа Ивана IV

Отмена кормлений - лишь завершающий этап длительного процесса реформирования местного управления.

Губные органы начали формироваться с 30-х гг. XVI в., ещё при наместничьем правлении, уничтоженном в 1555 г. Действие этих выборных органов поначалу распространялось не везде, а только в некоторых территориях, по просьбам населения «по грамотам». В основном такие просьбы отправлялись в целях защиты от разбойничьих шаек, заполонившими страну во время малолетства Ивана IV. С середины XVI в. были выделены губные округа, в которых дворяне избирали губных старост из среды дворян или детей боярских, губной дьяк и до 4 целовальников, представлявших штат губной избы. Им были поручены уголовные дела, в том числе полицейские - поимка преступников, судебные, заведование тюрьмами. С течением времени, на некоторых территориях, в частности, в центральных уездах, где сильна была поместно-вотчинная система, губные органы сконцентрировали в своих руках все местное управление.

Примечательно и то, что к судебной деятельности этих органов стали привлекаться «добрые люди» из числа местных жителей. Они присутствовали при судебном разбирательстве, скрепляли документы своими подписями, решали вопрос о причислении подсудимого к разряду профессионального преступника или обычного, что имело довольно серьезную силу при вынесении приговоров. Данное нововведение стало началом создания в России типа суда присяжных заседателей. Но реформация внутренней была приостановлена волей Ивана Грозного, и лишь в XIX в России создается суд присяжных.

По большей части в областях стоящих на границе государства, во второй половине XVI в. вводится воеводское правление. После Смуты оно становится всеобщим, сочетая в своих руках административную и военную власть, а также контрольные функции по отношению к местному самоуправлению. По царским наказам воеводы должны были «беречь накрепко, чтоб мужики - горланы богатые... середним и молодчим людем продажи ни чинили и лишних поборов не сбирали». Контроль со временем приобретает формы подчинения губных властей воеводскому правлению. Утвержденный царем воевода теперь не только управляет гарнизоном и охраняет безопасность региона, он дублирует действия губного старосты. Правительство некоторое время раздумывало, не решаясь, какой из этих форм управления оставить как единственным. В 1679 г. губное правление было упразднено, в 1684 г. возобновлено и функционировало ещё некоторое время, пока Пётр I не отменил его окончательно.

Губная реформа стала шагом вперед на пути укрепления централизации власти, но все же, сами местные органы, по итогам проведения этой реформы так и не приобрели полноценный централизованный характер. Государственный аппарат власти был не достаточно развитым, чтобы суметь обойтись без поддержки представителей сословий в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года. М.: Просвещение, 1989. С. 138.

Заключение

В ходе написания работы были решены поставленные задачи:

1) выявление предпосылок послужившими началу преобразования центрального и местного управления в России ХVI века;

2) рассмотрение реформ центрального управления;

3) анализ реформ местного управления.

На основании проведенного исследования важнейших этапов преобразований в сфере государственного правления времен царствования Ивана IV и самой личности царя, можно сделать выводы о том, что тоги правления Ивана IV крайне противоречивы. Главным и несомненным результатом царствования Ивана IV является окончательное завершение формирования централизованного Российского государства - царства, ставшего равным великим державам современности Ивана IV. Оно приобрело широкий международный авторитет, имело довольно сильный бюрократический и военный аппарат, которым самолично руководил «всея России самодержец» Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 173..

Тем не менее, именно период правления Ивана IV дал России изнурительную и бесплодную войну с Ливонским княжеством, которая впоследствии начала сопровождаться террором созданной царем опричнины. Опричнина явила собой форсированную централизацию без необходимых на то социально-экономических причин, именно создание опричнины показало, что власть охвачена тотальным страхом. В целом же политика Ивана IV для России оказалось весьма плодотворной. Его неодиозная личность, полная противоречий и контрастов, рождала такие же реформы в управлении государством, ясно одно - это был до конца не равнодушный царь к своей родине. Жестокость и безжалостность сменялись в нем с раскаянием и переосмыслением своей безудержной натуры.

Крайне неудачно закончились годы царствования лично для царя. Во-первых, была убита его первая и любимая жена Анастасия, ее смерть царь переживал очень горячо и тяжело, во-вторых, в порыве гнева, царь убивает своего старшего сына - Ивана, надежду и будущего продолжателя дела отца Ивана IV. В результате этого убийства, в будущем образуется династический кризис, за которым последует тяжелые Смутные времена. В итоге дворцовых интриг, восстаний и интервенций к власти престола придет династия Романовых, которая откроет новые страницы в истории Российского государства.

Список использованной литературы

1) Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 216.

2) Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 511.

3) Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 672

4) Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 335

5) История государства и права России: учебник / под ред. Ю. П. Титов. - М.: Велби, 2013. С. 544.

6) История государства и права России: учебник / под ред. С. А. Чибиряева. - М., 2001. С. 528.

7) Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 559.

Подобные документы

    Детство и юность Ивана Грозного, его венчание на царство. Сыновья и жены царя. Избранная Рада и ее реформы. Военные преобразования при Иване Грозном. Присоединение Астраханского и Казанского ханства, освоение Сибири. Введение опричнины, ливонская война.

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Государственный и политический талант Ивана Грозного, который раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Их антибоярская направленность. Первый Земский собор. Принятие нового Судебника. Земские преобразования (отмена кормлений). Военные реформы Грозного.

    реферат , добавлен 17.03.2015

    Первые реформы Адашева. Меры против "тарханов". Укрепление центральной власти. Оформление приказной системы. Самый важный адашевский "приговор" 1555–1556 гг. Деятельность губных старост. Отмена системы кормлений в 1556 году. Окружение Ивана Грозного.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Предпосылки Земской реформы. Состояние местного хозяйства и управления в 40-60-е годы XIX века. Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы. Земская реформа 1864 года. Основные положения.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2005

    Образование и падение Избранной Рады. Краткая характеристика реформ. Опричнина Ивана Грозного, ее предпосылки. "Отречение" Ивана Грозного. Послеопричный период и реформа двора. Опричный террор, итоги опричнины. Иной подход к оценке опричнины.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2010

    Исторические условия и предпосылки реформ Петра I. Сущность военной реформы - ликвидация дворянских ополчений и организация боеспособной постоянной армии. Реформа государственного управления: центрального, местного и городского. Церковная реформа.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Особенности периода реформ 1856-1881 гг. Земская реформа, изменение местного управления. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Основа земской реформы - принципы бессословности и выборности. Недостатки новой системы самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2009

    Программа реформ. Реформы в период 1549-1556 гг. Военная реформа. Судебник 1550 года. Дворцовая тетрадь. Стоглав. Земельные реформы. Земская реформа. Государственный и политический талант Ивана Грозного. Развитие и укрепление русского государства.

    реферат , добавлен 13.03.2007

    Изменения в управлении страной в эпоху Ивана Грозного. Причины, вызвавшие необходимость реформ в стране, их итоги и значение. Полномочия Центральных органов государственного управления. Деятельность и представители Избранной рады – совета приближенных.

    презентация , добавлен 16.02.2011

    Детство и юность Ивана Грозного. Венчание на царство Ивана IV. Деятельность царя и расширение Русского государства. Реформы 50-х годов XVI в. и их судьба. Опричнина и ее значение в истории. Переход к единодержавию при Иване IV, итоги его правления.

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Кафедра

Группа: « Государственное и муниципальное управление »

ФакультетаГосударственное управление

КУРСОВАЯ РАБОТА

« ИВАН ГРОЗНЫЙ И ЕГО РЕФОРМЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВОМ »

Слушатель: Иванов С.Г.

Преподаватель: Аюпов Р.С.

Уфа 2002 год

ПЛАН

Введение

1. Царь Иван Грозный

2. Реформы по управлению государством

2.1 Земская реформа

2.2 Численность боярской думы

2.3 Испомещение «Избранной тысячи»

2.4 Дворцы и княжеская казна заменены приказами

2.5 Составлена «Дворцовая тетрадь»

2.6 Реформа местного управления

2.7 Принят новый «Судебник»

2.8 Военная реформа

Заключение

Введение.

В начале ХVI в. в Восточной Европе возникло огромное Российское государство, объединившее русские земли на территории 2800 тысяч кв. километров, с населением около 9 миллионов человек. Объединение русских земель завершилось в период правления великого князя Василия III Иоановича, который княжил в Москве с 1505 по 1533г.г. Василий III продолжал политику отца, конечной целью которой было присоединение к Москве всех западнорусских областей, подчинение мелких пограничных князей, признания со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя - «Государь всея Руси». Успехи собирательной деятельности существенно видоизменили его политическую роль, превратив в представителя национальных интересов великорусской народности. Объединение России поставило московского князя лицом к лицу с враждебными соседями России - татарами и Литвой, и сделало из него вождя национальной самообороны. Был он, судя по рассказам современников, нрава сурового и крутого. Скончался Василий III от злокачественного нарыва в декабре 1533 года.

1. Царь Иван Грозный

В 1533 году, перед смертью, Василий III, завещал московский престол трёхлетнему сыну Ивану. Государством стала управлять мать Ивана княгиня Елена с братьями князьями Глинскими. Воспользовавшись малолетством государя, различные группы бояр начали борьбу за престол. Рос он беспризорным, в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия власть. Детство в его памяти осталось как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

В 1543 г. 13-летний Иоанн восстал на бояр, отдал на растерзание псарям князя Андрея Шуйского. Власть перешла к Глинским, родственникам Иоанна, устранявшим соперников ссылками и казнями и вовлекавшим в свои меры юного великого князя, играя на жестоких инстинктах, и даже поощряя их в Иоанне. Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилия в окружавшей среде в житейские будни, Иоанн с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды - первые наглядные и незабываемые уроки самодержавия. Направляя мысль, они воспитывали литературные вкусы и читательскую нетерпеливость. В дворцовой и митрополичьей библиотеке Иоанн книгу не прочитывал, а из книги вычитывал все, что могло обосновать его власть и величие прирожденного сана в противовес личному бессилию перед захватом власти боярами. Ему легко и обильно давались цитаты, не всегда точные, которыми он пестрил свои писания; за ним репутация начитаннейшего человека XVI столетия и богатейшей памяти. Только под знаком переутонченной и извращенной эгоцентричности, с детства питавшейся в нем условиями среды и обстановки, можно не удивляться, вопреки современнику, "чудному разумению" Иоанна. Резкие переходы от распоясанного будня к позирующему торжеству в детстве потом дали себя знать в страсти к драматическому эффекту, к искусственному углублению данного переживания. Обладая небольшой, но неистощимой энергией воображения, при досуге и уединенности душевной жизни Иоанн любил писать, его влекло к образу. Получив московскую власть, плохо организованную, как и сам, Иоанн перешел к воплощению образов в действительность. Идеи богоустановленности и неограниченности самодержавной власти, которой вольно казнить и миловать своих холопов - подданных и надлежит самой все "строить", были накрепко усвоены Иоанном, преследовали его, стоило лишь ему взяться за перо, и осуществлялись им позднее с безудержной ненавистью ко всему, что пыталось поставить его в зависимость от права, обычая или влияния окружающей среды. Ряд столкновений с последней на почве личного понимания власти и ее применения создал в воображении Иоанн образ царя, непризнанного и гонимого в своей стране, тщетно ищущего себе пристанища, образ, который Иоанн во вторую половину царствования настолько любил, что искренно верил в его реальность. С 1547 г. меняются условия жизни Иоанна и правительственная среда, руководителем которой становится на время митрополит Макарий, сторонник идеи национального величия Москвы и теории "Москвы - третьего Рима". В 1547 и 1549 годах созываются церковные соборы, на которых канонизируют всех тех местных угодников, о которых удалось собрать сведения и жития которых были включены в "Великие Минеи-Четьи", редактированные Макарием. В 1547 же году, 16 января, Иоанн принимает торжественное венчание на царство, которое было шагом к осуществлению теории третьего Рима (в 1561 г. царский титул утвержден грамотой константинопольского патриарха). 3 февраля Иоанн женится на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой из старого боярского рода, к которой сохранил сильную привязанность до самой ее смерти.

2. Реформы по управлению государством

Правление Елены Глинской за сына, после её смерти сменилось 10-летней смутой. Нестабильность подготовила крупный бунт населения Москвы в 1547, причиной которого послужил грандиозный пожар, когда за 6 часов выгорели Кремль, большая часть посада, в огне сгорели 25 тысяч дворов. Четыре тысячи людей погибли, другие остались без крова. Москвичи начали стихийное восстание против Глинских, обвинённых в пожаре, убили в Успенском соборе князя Глинского Ю.В., некоторых бояр. После проведения вечевого собрания горожане двинулись в Воробьёво, где укрылся царь, и предъявили требования о выдаче других мнимых виновников пожара. В ходе этого бунта, подавленного правительством, дома многих бояр были разграблены. Волнения начались и в других городах - в Пскове, Устюге.

Засилье боярской аристократии, отсталость России от Европы вызвали к жизни реформы Ивана IV. В борьбе против бояр царя поддержали дворяне. О подготовке реформ Иван IV объявил в декларации, сделанной им в 1549 на Красной площади в Москве. Он попросил у народа прощения, бояр называл причинами всех казней и бедствий и обещал, что отныне всё будет иначе. Этот собор иногда называют "Собором примирения". Идеологом дворянства и реформ выступил талантливый публицист Пересветов Иван Семёнович (ему принадлежит фраза: Государство без грозы, что конь без узды, - так он заканчивал свои челобитные царю). Инструментом реформ стал совещательный орган при царе - Избранная рада.

Реформы Ивана IV:

2.1 Земская реформа - начат созыв Земских соборов

Возникшие в XVI веке земские соборы. Они представили собой совмещение в одном учреждении тех двух начал, которые действовали раздельно в центральном и областном управлении: начала приказной бюрократической службы, представленного на соборах личным составом центральных государственных учреждений, и начала натуральной общественной повинности, на котором было построено областное управление и которое было положено в основу соборного представительства служилого и торгово-промышленного класса.

Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносшного крестьянства и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

2.2 Численность Боярской думы увеличена в 3 раза.

Это было сделано для того, чтобы ослабить боярскую аристократию, тормозившую принятие необходимых для государства решений

2.3 Испомещение "избранной тысячи".

В 1550 было принято решение "испоместить" в Московском уезде "избранную тысячу лутчших слуг" из провинциальных дворян и бояр, обязанных быть всегда наготове. Был составлен список, в который вошли представители знатнейших родов и верхи Государева двора. Эта реформа до конца не была доведена. Возможно, "избранная тысяча" послужила прототипом опричного войска.

Центральным вопросом внутренней политики 50-ых годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-ых годов определился вполне уже в первом крупном мероприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение приговором 3 октября 1550 года знаменитой “1000” детей боярских вокруг Москвы.

Приговор устанавливал: “учинить... помещиков, детей боярских - лутчих слуг 1000 человек” путем раздачи им поместий в местностях вокруг Москвы “верст за 60 и 70” - “в Московском уезде, да в половине Дмитрова, да в Рузе, да в Звенигороде, да в Числяках, и в Ординцах, и в перевесных деревнях, и в тетеревинчих, и в оброчных деревнях”. Размеры подмосковных поместий детям боярским определялись в 200, 150 и 100 четвертей в зависимости от того, к какой из трех статей (на которые была разбита “1000”) относится данный сын боярский. При этом делалась оговорка: “А за которыми бояры или за детьми боярскими вотчины в Московском уезде или в-ыном городе, которые блиско Москвы верст за 50 или за 60, и тем поместья не давати”. Приговор далее устанавливал порядок пополнения “1000” в случае смерти кого-либо из входивших в нее лиц: “А который по грехам ис той тысячи вымрет, а сын его не пригодитца к той службе, ино в того место прибрать иного”.

В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так называемая Тысячная книга, представляющая собой своего рода раздаточную десятню и включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав “тысячи”, так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании приговора от 3 октября 1550 года поместья в Московском уезде. Тысячная книга - основной источник для понимания и оценки приговора от 3 октября 1550 года. Рассмотрение этого приговора приходится начинать с выяснения вопроса о том, был ли реализован приговор об испомещении “тысячи” детей боярских или же он представлял собой лишь неосуществившийся проект.

Если принять, что в писцовых книгах до нас дошли данные о 20% общего числа тысячников, получивших поместья в Московском уезде, число их составляло бы около 350 человек. Если учесть, что по приговору от 3 октября 1550 года поместья тысячникам должны были быть даны, помимо Московского уезда, также в Дмитровском, Рузском, Звенигородском, Верейском и в Коломенском уезде, то можно прийти к выводу, что цифра тысячников, содержащаяся в московских писцовых книгах, может служить веским аргументом в пользу того, что приговор от 3 октября 1550 года вовсе не является неосуществленным проектом реформы, а представляет собой законодательное выражение политики, проводившейся в жизнь.

Значение данных о тысячниках, содержащихся в писцовых книгах Московского уезда, не исчерпывается тем, что они дают возможность составить представление о числе тысячников, получивших поместья в Московском уезде. Показательно также то, что поместья тысячников, по-видимому, охватывали более или менее равномерно все районы Московского уезда. Из 13 станов, описанных в книгах 70-80 годов, поместья тысячников встречаются в 10 станах. Это подтверждает вывод о том, что раздача земель тысячникам проводилась в широких масштабах и во всем Московском уезде.

Еще существеннее те данные, которые содержатся в московских писцовых книгах по вопросу о социальном составе и территориальной принадлежности тысячников, испомещенных в Московском уезде. В составе 72 человек, записанных в писцовых книгах Московского уезда, имеются: 2 боярина, 2 окольничих, 1 оружейничий, 2 князя Стародубских 2-й статьи, 2 князя Стародубских 3-й статьи, 4 князя Ярославских 3-й статьи, 1 сын боярский 1-й статьи, 6 детей боярских 2-й статьи, наконец, 52 детей боярских 3-й статьи. Таким образом, в московских писцовых книгах оказываются представленными почти все основные рубрики, на которые разделены тысячники в Тысячной книге. Широте социальной и соответствует широта территориального охвата помещиков-тысячников данными писцовых книг Московского уезда. Из общего количества 47 городов, представители которых включены в текст Тысячной книги, в писцовых книгах Московского уезда имеются тысячники из 20 городов.

Наконец, необходимо отметить, что данные о тысячниках в московских писцовых книгах показательны еще в одном отношении. В подавляющем большинстве случаев размеры поместий тысячников составляют 100 четвертей земли, то есть точно соответствуют размерам поместий для детей боярских 3-й статьи, установленным приговором 3 октября 1550 года.

Испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей земли (в одном поле) пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов.

2.4 Дворцы и княжеская казна окончательно заменены приказами.

2.5 В 1552 была составлена Дворцовая тетрадь -

полный список членов Государева двора (около 4 тыс. человек). Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами. Просто дети боярские составляли нижний слой служилых людей. В Дворовой тетради дворяне записывались по тем уездам ("городам"), где они владели землёй; из их числа выходили воеводы и головы, дипломаты и администраторы.

Неудача попыток удовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса вотчинного землевладения заставила правительство искать новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян- военачальников, которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. 1551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д.. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVI в. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных части, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. 2 Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели к-л. массовых земельных пожалований.

2.6 Реформа местного управления. Сокращено местничество.

Отменена власть наместников, а их сведены только к надзору за деятельностью органов самоуправления. Повсеместно происходило создание выборных губных (дворяне) и земских (черносошные крестьяне) изб, кот которые ведали сбором податей и исполнением повинностей, судом по гражданским и мелким уголовным делам. Во главе изб стояли губные и земские старосты. Прекращены кормления. Вместо прежнего "кормленичного дохода", необходимо было платить "кормленичный откуп". Отмена кормлений завершила складывание аппарата государственной власти в форме сословно-представительной власти.

2.7 Принят новый "Судебник".

Он был основан на Судебнике 1497, но расширен, лучше систематизирован, в нём учтена судебная практика.

Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:

1 Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона

2 Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.

Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса - “приговор” - осуществляется для различных законов по-разному:

1. Приговором одного царя.

2. Приговором царя с боярами.

3. Устным приказом царя (“государевым словом”).

Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.

Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в “приговорах” об издании законов. Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только отрицательным. Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской думе ограничения царской власти.

Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.

В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.

2.8 Военная реформа (стрелецкое войско и казачество).

Дворяне и дети боярские проходили "службу по отечеству". В 1550 созданные ещё при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско (стрельцы назывались "служилые люди по прибору"). В "службу по прибору" мог поступить любой свободный человек, но она не являлась наследственной. К "приборным" относились так же казаки, пушкари, воротники, казённые кузнецы и т.д. Они несли службу по городам, где собирались особыми слободами, и по границам государства. Во время войны войско пополнялось людьми, которых приводили с собой землевладельцы ("боярские люди") и теми, которых выставляли тяглые дворы городов и деревни ("сборные люди", "посошные люди"). Кроме того, в войске служили 2,5 тыс. иностранцев. В 1556 принято "Уложение о службе" - военная служба дворян переходила по наследству и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. В 1571 Воротынский М.И. составил первый военный устав, посвящённый организации сторожевой и станичной службы.

Заключение

Рассматриваемый мною, исторический период преобразований в жизни России во времена правления царя Ивана Грозного 1547-1584 гг, имел важное значение для укрепления центральной власти в государстве, успехов внутренней политики и внешнеполитических побед. Иван ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в его работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. В царствование Ивана IV осуществляется широкая систематическая государственная реформа. Эти преобразования стоят в тесной связи с внешними отношениями Московской России, её укрепления и расширения как Российского государства. Реформы 50-х годов XVI века Ивана Грозного сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.