Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Законодательные основы охраны окружающей среды в рф. Особенности правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза проектов

Промышленной производство представляет собой непрерывный социальноэкономический процесс, осуществляемый различными методами и средствами, в целях достижения различных наивысших количественных и качественных результатов, включающих определенную территорию , людской состав, материальную базу. Промышленной производство оказывает многоообразное воздействие на окружающую среду, практически на все компоненты природы. Специфика источников и проявлений воздействия промышленного производства на природу зависит от типа предприятия . Комплексный характер проблемы охраны природной среды в промышленности требует множество разнообразных способов ее охраны. Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды в промышленности направлено на обеспечение ее структурной перестройки, внедрения малоотходных и безотходных технологий, ресурсосберегающей техники, выпуска экологически безопасной продукции и рационального использования природных ресурсов в целях осуществления экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду. С целью охраны окружающей среды в промышленности законодатель устанавливает экологические требования, которые должны учитывать социально-экономические и экологические условия рыночной экономики и специфику промышленности.

В зависимости от содержания имеются требования общие и специальные. Общие требования: например, ст 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» - эти требования распространяются на всех хозяйствующих субъектов и все стадии хозяйственной деятельности. Специальные требования - это отдельные требования, к отдельным стадиям промышленного производства (глава 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Эти требования также подразделяют с учетом отраслевой принадлежности: так экологические требования к машиностроительным предприятиям направлены на предотвращение и сокращение вредных выбросов и отходов за счет их утилизации и использования в производстве или на других предприятиях. Наиболее строгие требования предъявляются к экологически грязным отраслям промышленности (это металлургические предприятия, который выбрасывают в атмосферу соединения мышьяка, фосфора, цианистый водород). Наиболее сложной является охрана природной среды в угольной промышленности, поскольку помимо атмосферного воздуха, осуществляется загрязнение подземных и поверхностных вод, нарушается их гидрологический режим, нарушаются земли.

Требования к предприятиям добывающей и горной промышленности направлены прежде всего на рациональное использование природных ресурсов, рекультивацию и охрану земель, охрану атмосферного воздуха. К таким требованиям также относят комплексное использование основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов отходов горно-добывающего и связанных с ним переробатывающих производств, складирования и хранения с соблюдением экологических и санитарных норм попутно добываемых и временно не используемых полезных ископаемых и отходов.

Экологические требования к предприятиям перерабатывающей промышленности учитывают вредное воздействие технологических процессов и выпускаемой продукции на окружающую среду. Эколого-правовые требования охраны окружающей среды в промышленности должны учитывать региональные особенности, то есть имеются общефедеральные требования, которые направлены на обеспечение единства природоохранной деятельности предприятий на территории РФ, а задача региональных требований - это конкретизация федеральных с учетом особенности территории. Например, региональные технологические нормативы разработаны для озера Байкал.

Выделяют требования:

  • запретительные - направлены на недопущение деятельности предприятий на определенных территориях (ООПТ, зоны ЧП).
  • ограничительные - связаны с уменьшением негативного воздействия предприятий (охранные зоны).
  • разрешительные требования - осуществление деятельности предприятий с соблюдением ряда условий.

Реализация экологических требований предполагает наличие определенных мер различного характера:

  • Контрольные меры - занимают первостепенное значение.
  • Меры экономического характера - планирование и финансирование природоохранных мероприятий, экологическое стимулирование, развитие договорных отношений, плата,экологическое страхование .

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 1997 года № 116-ФЗ предусматривается разработка деклараций промышленной безопасности. Данная декларация предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы, в том числе и для окружающей среды, а также анализ достаточности принятых мер по предупреждению таких аварий и готовности предприятия или организации к ликвидации последствий, если она все же произойдет.

Порядок оформления такой декларации утвержден Приказом Ростехнадзора от 29.11.05 № 893. Эта декларация в обязательном порядке разрабатывается для производственных объектов 1 и 2 классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, уничтожаются опасные вещества, в количествах,которые указаны в приложении к ФЗ № 116.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию этого объекта. Эта декларация представляется в различные органы (прежде всего, это органы государственной власти , ОМС, в ряде случаев - общественным объединениям и гражданам).

Органы: Ростехнадзор (этот же орган ведет реестр таких деклараций). Срок действия такой декларации: 10 лет (она должна снова разрабатываться после истечения срока). Подписывает эту декларацию сам разработчик декларации - руководитель предприятия, который эксплуатирует опасный объект. Кроме того, с целью контроля и надзора за рациональным использованием природных ресурсов и их охраной, в ряде случаев на предприятиях ведут экологический паспорт, в котором содержатся сведения о природных объектах, находящихся в собственности /пользовании предприятия, об их состоянии, видах воздействия хозяйственной и иной деятельности на данные природные объекты и о мерах по защите окружающей среды.

Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве

Международно-правовая охрана окружающей среды

Международно-правовая охрана окружающей среды обусловлена глобальным характером экологических проблем, решения которых предполагает необходимость объединения усилий всего международного сообщества. Инструментом международно-правового регулирования является международное экологическое право . В литературе встречаются синонимы - международное право окружающей среды, межународно-правовая охрана окружающей среды.

Международное экологическое право представляет собой совокупность принципов и норм международного права , регулирующих отношения его субъектов в области рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий жизни на всей земле в интересах не только настоящего, но и будущих поколений. Предметов международного экологического права являются общественные отношения между субъектами международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды. Субъекты международных экологических отношения - это государства , международные организации, в ряде случаев это могут быть ЮЛ и ФЛ, которые оказывают воздействие на окружающую среду в международном пространстве. Непосредственные объекты - Мировой океан, трансграничные водные объекты, моря, космос, Арктика . Деятельность международного сообщества осуществляется посредством нормотворчества, взаимных консультаций, мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информации, контроля за состоянием окружающей среды, применения мер международной ответственности за нарушение принципов и норм международного права.

Этапы развития международного права окружающей среды:процесс становления отрасли протекает с 19-ого столетия и в своем развитии прошел несколько этапов.

  1. с 1839 по 1945 - данный этап увязывается с первыми попытками цивилизованных государств разрешить локальные и глобальные проблемы экологии. Заключается международный договор о ловле лососей в бассейне Рейна, принимается международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве (1902), принимается конвенция в области рыболовства в Дунае.
  2. с 1945 по 1972 - этот этап связывают с началом деятельности ООН .
  3. с 1972 по настоящее время - этот этап ознаменовался проведением глобальных конференций (1972 и 1992).

В 1972 году при ООН состоялась Конференция по охране окружающей среды а Стокгольме. Эта конференция стала первым главным форумом в области охраны окружающей среды, который вызвал бурю активности на национальном и международных уровнях.

Стокгольмская конференция впервые ввела новые формы общественного участия в конференциях ООН и установила связь между официальным процессом проведения и параллельной деятельность неправительственных объединений. В 1985 году ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. РФ участвовала в Конференции ООН в 1992 году. Итоговым документом конференции 1992 года явился глобальный программный документ «Повестка дня 21 века».

17.1. Правовые основы охраны окружающей среды и природопользования

Российское природоохранное законодательство имеет давнюю историю: при Иване Грозном был издан Указ о запрете охоты и рубки леса на территории нынешнего Лосиного острова (Подмосковье), где находились царские охотничьи угодья.

В последующем Петром I был издан указ «О бережении сосновых и дубовых лесов вдоль главных рек России». Очевидно, что Россия – одно из первых государств, находящихся у истоков природоохранного законодательства. В начале ХХ в. были созданы первые заповедники (например, Баргузинский). После революции 1917 г. также был издан ряд декретов, имеющих природоохранное значение («Об охране памятников, садов и парков», «О лесах», «О сроках охоты и праве на охотничье ружье» и др.). В советское время был принят ряд законов о создании заповедников, заказников, национальных парков.

Современное общество выработало комплекс специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К таковым относятся: наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, создание особо охраняемых природных территорий, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, экологическое лицензирование, экологический аудит.

Экологическое право – это совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Предмет экологического права – общественные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо объекта и находящиеся в сфере действия правовых норм экологического законодательства.

Субъекты экологических правоотношений – 1) природопользователи; 2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной окружающей среды; 3) общественные объединения экологического профиля (т. е. общественный контроль); 4) органы прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью в сфере экологических правоотношений.

Основной метод экологического права – метод экологизации, способствующий устойчивому равновесию между природой и развитием человеческого общества.

Элементы метода – 1) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, которые осуществляют контрольное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экосистем; 2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей; 3) регламентация правил природопользования, которые обусловлены спецификой объекта природопользования и правовым статусом природопользователя; 4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Система экологического права включает отрасль права, науку и учебную дисциплину.

Экологическое право как наука – это система знаний об экологическом праве как отрасли права.

Экологическое право как учебная дисциплина – система знаний об экологическом праве, соответствующая программе образовательного учреждения и требованиям Государственного образовательного стандарта.

Отрасль экологического права базируется на эколого-правовой норме – общем правиле, предусмотренном для определения круга лиц и рассчитанном на неоднократное применение.

Источниками экологического права являются нормативные документы.

Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды.

Различают нормы-принципы (основополагающие начала охраны окружающей среды) и нормы-приоритеты (правовые имущества при пользовании природными объектами для сохранения высокого качества окружающей среды). Нормы-приоритеты могут быть отраслевого, межотраслевого и экологического уровня. По содержанию эти правила подразделяются на предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, уполномочивающие, разрешительные и обязывающие.

Источниками экологического права являются следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиняемого его здоровью. В Конституции определены организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, установлены обязанности граждан по отношению к окружающей среде, охране природных богатств.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду определяется двумя основными положениями Конституции РФ: 1) экологическим воспитанием и образованием; 2) государственной гарантией экологических прав.

Права граждан включают:

Возможность запроса о предоставлении достоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее охране;

Требования отмены решения о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов;

Привлечение к ответственности лиц, виновных в экологических правонарушениях.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, кодексы: водный, земельный, лесной.

Систему экологического законодательства возглавляет федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Действующий федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также в федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.).

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при использовании объектов ионизирующих излучений.

Федеральный закон «О недрах» (1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.

Федеральный закон «О живом мире» (1995 г.) определяет эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно Закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) содержит правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования отражены также в федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.).

3. Указы и распоряжения Президента, постановления правительства охватывают область вопросов экологии и природопользования. Примером может служить Указ Президента Российской Федерации от 1 апр. 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по различным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и считаются обязательными для других физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты по охране окружающей природной среды.

Предыдущая

Реферат по экологии

Правовые основы охраны окружающей среды

Введение …………………………………………………………………….

Глава 1. ……………………………………………………………………….

      Система стандартов и нормативов……………………………………

      Закон на страже природы……………………………………………...

      Природоохранное законодательство………………………………….

      Развитие экологического движения…………………………………..

      Волонтеры на защите водоемов……………………………………….

Глава 2. …………………………………………………...

2.1 Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации…………………………………………………………………..

2.2 Система органов государственного экологического контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации……………………………

Заключение ………………………………………………………………..

Список использованных источников ………………………………….

Приложения ……………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие изменения в правовой системе Российской Федерации вызывали интенсивное развитие экологического законодательства. На протяжении последних лет внесены существенные изменения в законы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды.

Охрана окружающей среды рассматривается современным российским законодательством как неотъемлемая обязанность и важнейшая функция государства. Вместе с тем, состояние окружающей среды в России характеризуется глобальным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Шестая часть территории страны, где проживает более 60 миллионов человек, экологически неблагополучна. Динамика основных экологических показателей развития России показывает увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду – растут суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, объемы образования отходов на фоне снижения их переработки, объемы загрязненных сточных вод.

Главная экологическая функция государства – обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации конституционного права человека на благоприятную природную среду, обеспечить необходимые условия для осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Обеспечение сохранения природных систем и поддержание соответствующего качества окружающей среды невозможно без соблюдения норм и принципов экологического права, регулирующего общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Целью данного реферата является анализ правовых основ охраны окружающей среды в Российской Федерации, выявление проблемных моментов и пути их возможного решения. Для достижения цели, поставленной в реферате, были определены следующие задачи:

Охарактеризовать нормативно-правовые основы охраны окружающей среды;

Проанализировать систему стандартов и нормативов;

Изучить природоохранное законодательство;

Обосновать развитие экологического движения;

Показать роль волонтеров в защите водоемов;

Рассмотреть экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации;

Ознакомиться с системой органов государственного экологического контроля в Вооруженных Силах;

Выявить проблемы в области охраны окружающей среды.

Объект рассмотрения данного реферата – правовые основы в сфере защиты окружающей среды. Предметом является законодательство Российской Федерации, регламентирующее охрану и защиту окружающей среды.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Развитие эколого-правовых норм – процесс непрерывный и неизбежный, но охрана окружающей среды и рациональное использование природного потенциала России никогда, к сожалению, не входили в число приоритетных направлений социально- экономического развития нашей страны. Тем не менее, в свете подготовки предпосылок для перехода в будущем нашего общества к устойчивому развитию представляется важным обобщение имеющегося теоретического и практического опыта в сфере правовых регламентаций, экономических регуляторов взаимоотношений общества и природы.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.

Глава 1. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды

      Система стандартов и нормативов

Одной из важнейших составных частей природоохранного законодательства является система экологических стандартов (рис.1, приложение А). Их своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.

По субъекту принятия среди экологических стандартов в соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» выделены следующие виды: государственные стандарты, международные, отраслевые, стандарты предприятий. Стандарты регулируют различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды – предельно допустимые концентрации вредных веществ в природных средах. Предельно допустимые концентрации утверждаются для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности и

действуют на территории всей страны. В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение предельно допустимых концентраций не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высоком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в перспективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено. На основе предельно допустимых концентраций разрабатываются научно-технические нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов в водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению предельно допустимых концентраций.

Из-за того, что количество и мощность источников загрязнения меняется с развитием производительных сил района, приходится периодически пересматривать нормативы предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов. Выбор наиболее эффективных вариантов

природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.

      Закон на страже природы

Государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля над его соблюдением. Природоохранительное законодательство (рис. 2, приложение А) – это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которые регулируют природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализацию природопользования, сохранение здоровья населения. Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами. Они определяют и уточняют в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться.

В законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и других документах. Объектами природоохранительного законодательства являются как природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы и элементы, а также международное право.

В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств занесено в Конституцию. Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды». Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее защите. Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную. В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный, может быть, подвергнут уголовному наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества. Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения штрафов, как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства. Должностные лица могут также подвергаться наложению дисциплинарной ответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения в должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов. Выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности, то есть необходимости возмещения, причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.

Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления ответственности за экологические правонарушения, закон «Об охране окружающей природной среды» формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает механизм охраны окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области. Природоохранительное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда. Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышают одного-двух реальных месячных окладов этих должностных лиц, так как речь идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых граждан штраф не превышает десятикратного размера минимальной оплаты труда. Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению. Обычно за год по всей стране рассматривается не более двух десятков дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшие тяжелые последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества правонарушений.

Другими причинами слабого регулирующего действия природоохранительного законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий техническими средствами для эффективной очистки сточных вод и загрязненных газов, а проверяющих организаций приборами для контроля над загрязнением окружающей среды. Большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, то есть конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск на материальное возмещение нанесенного ущерба, оценив свое здоровье в достаточно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.

      Природоохранное законодательство

Систему источников экологического права образуют:

Конституция РФ;

Федеративные договоры;

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

Законы (конституционные и федеральные);

Нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

Нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;

Законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

Нормативные правовые акты министерств и ведомств;

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

Локальные нормативные правовые акты;

Судебные решения.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке. Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства. В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

Государственный и общественный контроль над выполнением требований охраны природы;

Юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда – объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования. Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие правовые отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входит Закон «Об охране окружающей природной среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты.

Центральное место среди экологических норм Конституции Российской Федерации занимает статья 9, часть 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Это конституционное положение ориентирует на бережное отношение к природным ресурсам и их рациональное использование и обеспечивается природоресурсным и экологическим законодательством. В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (статья 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (статья 9, часть 2). Первая касается биологических начал человека, вторая – его материальных основ существования.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения президента РФ, практически не ограничен. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. В соответствии со статьей 144 Конституции РФ правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетентных органов управления и контроля. Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетентности. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

1.4 Развитие экологического движения

Экологическое движение в России имеет свои исторические корни. Еще во времена Ярослава Мудрого в первом законодательном сборнике «Русская Правда» предусматривалось наказание за порчу охотничьих угодий и воровство ловчих птиц.

В XVIII веке Петр I своими указами предписывал оберегать уникальные памятники природы, природные лечебные источники, особенно ценные лесные массивы. Многое было сделано в области охраны природы в советский период развития страны.

Более полувека назад замечательный русский ученый-академик В. И. Вернадский показал, что мощь человеческой деятельности сравнима с геологической силой Земли, сдвигающей континенты, поднимающей горные массивы, опускающей материки. С тех пор мощь эта возросла в десятки раз, и сегодня уже не деятельность человечества в целом, а всего одно предприятие может нанести огромный, а иной раз и непоправимый вред громадному региону. А поскольку любой регион связан неразрывными экологическими узами с континентом, со всей атмосферой, сушей и водой земного шара, вред этот зачастую приобретает глобальные масштабы и вызывает отрицательные последствия для нормального существования жизни на Земле, для закономерного протекания планетарных процессов. Такая мощь требует и соответствующего ей сознания и мышления, профессиональной подготовки и материально-технического обеспечения.

В структуре современного экологического движения (рис. 3, приложение Б) в России следует отметить три существенных элемента:

Формирование экологического сознания;

Развитие организационных форм экологического движения;

Наличие различных путей и методов реализации задач, поставленных экологическим движением.

Любое общественное движение носит осмысленный и целеустремленный характер. У истоков формирования экологического миропонимания находились идеи консервативной охраны природы. В период интенсивного использования природных ресурсов в нашей стране в обществе закрепилось потребительское отношение к природе. Объективно это поддерживалось правительством, исходя из понимания того, что территория России огромна, а ее природные богатства – неисчислимы. Однако нарастание экологического кризиса и недостаточная эффективность государственной политики советского периода в области охраны окружающей среды вызвали перелом в общественном экологическом сознании. Усиливается протест населения против загрязнения окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов, варварского уничтожения памятников природы. Трагедия Чернобыля, крупные аварии и катастрофы техногенного характера окончательно повернули общественное мнение в сторону необходимой защиты окружающей природной среды и положили начало широкому экологическому движению в России.

Практика экологического движения в России выработала несколько организационных форм, в числе которых общества, союзы, фонды, ассоциации, политические партии, добровольные общества, самостоятельные организации. По профилю деятельности экологические движения в России могут быть комплексными и специальными. Комплексные занимаются охраной окружающей природной среды в числе других выполняемых ими функций. Специальные движения выполняют лишь одну экологическую функцию. Несмотря на многообразие форм экологического движения, цели у них общие:

Содействие решению природоохранных проблем, стоящих перед обществом;

Пропаганда экологических знаний;

Развитие экологического воспитания и образования;

Общественный природоохранный контроль.

Одним из методов решения задач, поставленных экологическим движением, является организация забастовок, собраний, митингов, референдумов по вопросам охраны окружающей природной среды. Граждане и общественные организации вправе обращаться с требованиями о прекращении экологически вредной деятельности и возмещении причиненного вреда в административные органы, суд и арбитражный суд.

Гармонизация отношений природы, человека, закона – ключевая триада и формула действия современного экологического движения в России.

1.5 Волонтеры на защите водоемов

Каждый житель планеты Земля может провести несложный эксперимент: отправиться на пешеходную прогулку по берегам реки. Можно увидеть красивую природу, луговые травы, камышовые заводи. Но если присмотреться: то здесь, то там сожженные камыши, мусорные кучи, отходы и мутные круги на воде (рис. 4, приложение Б). Люди потеряли благоговение перед этим даром природы, перестали ценить самое драгоценное сокровище и стали относиться к наличию воды, как к чему-то разумеющемуся, тогда как на самом деле вода продолжает являться для человека дорогим подарком природы. Сохранять глубокие и кристальные по своей чистоте воды озер, рек и речушек, постоянно превращающиеся в застойные болота – это сейчас самая важная задача.

Разовые меры по очистке водоемов не эффективны. Надо разработать и принять такой правоохранительный документ, который закрепит постоянный отряд волонтеров (рис. 5, приложение В) над удивительными местами. И таких мест в нашей стране немало, просто мало кто задумывается о том, как сделать их востребованными.

Как прекрасно наслаждаться шумом морского прибоя и течением ручьев. Люди должны сохранить такое сокровище, как вода. Загрязняя ее, человек, в конечном счете, бьет по себе. Так как все равно сталкивается с этими последствиями. Беречь реки и озера от вредных выбросов и загрязнений – важная задача не только государства – каждого человека, в меру своих сил и способностей. И из наших маленьких усилий родится мощная река противодействия безумной и разрушительной направленности хозяйственной деятельности человека (рис. 6, приложение В). Чтобы избежать водного кризиса, необходимы новые технологии очистки и дезинфекции воды для ее повторного использования. Сбрасывать в водоемы, использованные и загрязненные сточные воды – преступно. Беречь воду – значит, сберечь жизнь, здоровье и красоту окружающего мира

Глава 2. Экологический контроль в Вооруженных Силах Российской Федерации

2.1 Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации

Военная деятельность относится к экологически опасным видам деятельности человека. В Вооруженных Силах Российской Федерации имеется большое число потенциально опасных в экологическом отношении военных объектов. В связи с этим к военной деятельности предъявляются требования по обеспечению экологической безопасности. Под экологической безопасностью войск понимается состояние Вооруженных Сил и окружающей их среды, при котором обеспечивается исключение или сведение к минимуму неблагоприятного воздействия экологической деятельности Вооруженных Сил на окружающую среду, население, личный состав и военные объекты. Основной целью обеспечения экологической безопасности войск является защита личного состава, вооружения и военной техники, предотвращение угрозы причинения вреда жизни, здоровью и имуществу военнослужащих, гражданского персонала воинских частей и окружающей природной среде при осуществлении деятельности Вооруженных Сил. Для организации, координации и непосредственного руководства обеспечением экологической безопасности войск создана экологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации. Для приобретения военнослужащими и гражданским персоналом воинских частей твердых практических навыков в выполнении правил и мер экологической безопасности при исполнении своих должностных и специальных обязанностей в Вооруженных Силах организуется экологическая подготовка. Взаимодействие Вооруженных Сил с окружающей природной средой осуществляется по нескольким направлениям. По оценкам специалистов экологической службы Министерства Обороны суммарный эффект от воздействия Вооруженных Сил на окружающую природную среду в мирное время, сопоставим с влиянием одной из отраслей промышленности среднего масштаба. При решении проблем обеспечения экологической безопасности Вооруженные Силы рассматриваются со следующих позиций:

В силу специфики деятельности армии и флота, их насыщенности сложными техническими системами, они являются реальным и потенциальным источником загрязнения экосистемы;

Осуществляют свою деятельность порой в очень неблагоприятной экологической обстановке, связанной с функционированием промышленности, энергетики и транспорта, и должны принимать меры для обеспечения безопасности и сохранения здоровья личного состава, членов семей и жителей военных городков;

Обладают мощным материальным и научно-техническим потенциалом, являются хорошо организованным и мобильным организмом, который способен участвовать в решении как собственных, так и государственных экологических проблем.

2.2 Система органов государственного экологического контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации

В Вооруженных Силах Российской Федерации действует система органов государственного экологического контроля, определенная главой XI Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды». Она дополняется ведомственными органами контроля – инспекциями охраны окружающей природной среды. Эти инспекции осуществляют проверку выполнения законодательства об охране природы и рациональном природопользовании в воинских частях, на других военных объектах. Инспекции вправе: вносить в органы военного управления предложения о запрещении или приостановлении эксплуатации коммунальных сооружений, производственных и хозяйственных объектов, о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в совершении экологических правонарушений. Указанные меры дополняются экологическим мониторингом, который существует в вооруженных Силах Российской Федерации, паспортизацией военных и оборонных объектов, обязательной экологической экспертизой вооружения, техники и военных объектов. В составе Министерства обороны организовано управление экологии и специальных средств защиты. Помимо контроля это управление выполняет функцию организатора мероприятий по уменьшению негативного воздействия Вооруженных Сил на окружающую природную среду. В состав управления входят экологические службы военных округов. Они занимают основное место в экологической работе Министерства Обороны. В структуре такой службы – инспекционные группы, экологические лаборатории, экологический батальон для очистки и оздоровления окружающей природной среды. В частях военного округа создаются экологические группы, взводы, полигоны. Военная экологическая служба работает в тесном контакте с территориальными органами Минприроды Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобальный экологический кризис, связанный с быстрым ростом научно-технического прогресса, беспрецедентным антропогенным воздействием на биосферу, породил ряд проблем, по сути дела поставивших человечество на грань возможности выживания как вида. Осознание этого факта еще не достигло каждого жителя планеты, и, более того, считается, что это выходки ученых-экологов, признанные направить часть финансовых потоков на оправдание собственного существования. Дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самооценки природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями. Вопросы обеспечения экологической безопасности приобрели в последние годы особую актуальность. По общему признанию ситуация требует реализации комплекса взаимосвязанных мер по совершенствованию всей системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Создание правовых и организационных условий для применения действенных природоохранных механизмов полностью предопределяет успех в решении существующих экологических проблем.

В работе изучены правовые основы охраны окружающей среды, выяснено, что деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйственной и иной деятельности, а также граждан должна обеспечивать сохранение биосферы и всех ее компонентов на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также условий для жизнедеятельности людей. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, должна регламентироваться с позиций экологической безопасности.

Проведен анализ правовых основ охраны окружающей среды, выявлены проблемные моменты и пути их возможного решения. Исследовав правовые основы охраны окружающей среды в Российской Федерации, необходимо сделать следующие выводы:

Одной из важнейших составных частей природоохранного законодательства является система экологических стандартов;

По субъекту принятия среди экологических стандартов выделены следующие виды: государственные стандарты, международные, отраслевые, стандарты предприятий;

Государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды;

Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами;

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему;

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений;

К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;

В России развивается экологическое движение;

Необходимо разработать и принять правоохранительный документ, который закрепит постоянный отряд волонтеров над местами, требующими охраны от вредных выбросов и загрязнений;

Военная деятельность относится к экологически опасным видам деятельности человека;

В Вооруженных Силах Российской Федерации действует система органов государственного экологического контроля;

Система органов государственного экологического контроля дополняется ведомственными органами контроля – инспекциями охраны окружающей природной среды;

В вооруженных Силах Российской Федерации существует экологический мониторинг;

Военная экологическая служба работает в тесном контакте с территориальными органами Минприроды Российской Федерации.

Оценивая значение всего законодательства в решении экологических проблем, а также состояние сложившейся практики в этой области, приходится констатировать, что, хотя развитие науки экологического права способствовало своевременному формированию экологического законодательства России, это не привело к адекватному развитию практики реализации государственно-правовых мер по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Многие обоснованные наукой и предусмотренные законодательством природоохранительные меры не реализуются на практике в полном объеме.

Одним из направлений развития российского экологического законодательства должно стать нормативное закрепление в нем принципов устойчивого развития как цели движения общества. Требует анализа и творческого распространения на нашу действительность зарубежный опыт баснословных штрафов за экологические правонарушения, взимаемых с физических и юридических лиц, рассчитанный на квалифицированный, высокооплачиваемый, социально обеспеченный государственный аппарат и законопослушный средний класс.

В последние годы проблема проведения отраслевой кодификации постепенно становится актуальной для российского законодательства об охране окружающей среды и может быть решена в форме разработки и принятия Экологического кодекса Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Боголюбов С.А., Болтанова Е.С., Выпханова Г.В. Правовое обеспечение благоприятной окружающей среды в городах. Научно-практическое пособие, Москва, 2014

    Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник, Москва, 2013 г.

    Конституция Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2015 год, Москва, 2015 г.

    http://www.center-bereg.ru/i157.html

    http://www.inventech.ru/lib/right/right-0159/

    http://lzm.users.altstu.ru/book/glava8.html

    http://www.consultant.ru/popular/waternew/

    http://www.consultant.ru/popular/okrsred/

    http://www.consultant.ru/popular/nedr/

    http://docs.cntd.ru/document/744100004

Приложения

Приложение А

Рисунок 1. Экологическая стандартизация

Рисунок 2. Природоохранительное законодательство

Приложение Б

Рисунок 3. Экологическое движение

Рисунок 4. Загрязнение водоемов

Приложение В

Рисунок 5. Отряд волонтеров

Рисунок 6. Разрушительная хозяйственная деятельность человека

1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

1.1.ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

1.1.1.К онцепция охраны окружающей природной среды

Современная концепция охраны окружающей природной среды опирается на положения науки о взаимодействии общества и природы, экологическую государственную политику и принципы охраны окружающей природной среды, выработанные в практике развития стран.

Осознание опасности деградации природной среды привело к возникновению новой формы взаимодействия общества и природы - охране окружающей природной среды. Первоначально она проявлялась в форме консервативной, заповедной охраны редких, достопримечательных объектов природы, памятников природы, естественных экологических систем. Интенсивная эксплуатация природных богатств, вызванная развитием промышленности и сельского хозяйства, привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности - рациональному использованию природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

Рост масштабов производственной деятельности привел к усилению негативного влияния человека на природу как среду своего обитания, а это в свою очередь поставило под угрозу его жизнь и здоровье, интересы настоящих и будущих поколений людей. При таких условиях стала преобладать осознанная мысль, что существует и действует не только зависимость природы от человека, но и человека от окружающей его среды обитания. В этой связи возникла одна из основных форм охраны - защита окружающей человека среды, в центре внимания которой находится человек, его жизнь , здоровье , его право на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду .

В современных условиях не только совершенствуется содержание формы природоохранной деятельности, но и уточняются цели охраны природной среды и методы их осуществления. От решения задач чисто количественного характера (охрана отдельных природных объектов, рациональное использование определенных ресурсов природы) общество постепенно переходит к коренным проблемам своего взаимодействия с природой - обеспечению качества природной среды, т.е. поддержанию такого состояния, естественных и преобразованных человеком экосистем, при котором сохраняется в полном объеме их способность к постоянному обмену веществ и энергии внутри природы, между человеком и природой и воспроизводству жизни.

В естественных экосистемах, не испытавших в значительной степени антропогенного воздействия, качество окружающей природной среды обеспечивается самой природой. При ведении хозяйственной деятельности в таких условиях задача состоит в том, чтобы не нарушать cложившегося баланса. В нарушенных экосистемах улучшение качества окружающей природной среды достигается регулированием степени удовлетворения экономических интересов предприятий-производителей и требований экологической защиты природы. Такой метод регулирования получил название управление качеством окружающей природной среды. В нем проявляется сущность охраны окружающей природной среды в современных условиях - достижение оптимального соотношения экономических и экологических интересов общества , при котором обеспечивается качество жизни человека, т.е. удовлетворяются его материальные и духовные потребности на основе дальнейшего развития экономики и сохраняется здоровая, продуктивная, многообразная окружающая его естественная среда обитания.

В этом смысле охрана окружающей природной среды представляет собой систему национальных и международных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия между деятельностью человека и благоприятным состоянием окружающей его природной среды, на предотвращение вредных последствий хозяйственного развития для природы и человека, на сохранение, воспроизводство природных богатств, формирование здоровой среды жизни в интересах настоящего и будущего. Современное состояние экологических проблем характеризуется тремя основными тенденциями:

гуманизацией охраны окружающей среды, что выдвигает на первый план общечеловеческие приоритеты, включающие право человека на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду, нравственную и юридическую обязанность каждого члена общества в сохранении и улучшении природной среды;

экономизацией охраны окружающей среды, в результате которой на основе развития экономического стимулирования предприятий, экологическая безопасность становится непременным условием их хозяйственной деятельности;

интернационализацией охраны окружающей среды. Природа не имеет государственных границ. Она всеобща и едина в масштабах планеты. Это - достояние всего человечества. Поэтому ее охрана требует усилий и единства всех государств и народов.

1.1.2.Правовые аспекты охраны окружающей природной среды

Экологическая политика и принципы ее осуществления лежат в основе формирования, развития и совершенствования системы природоохранного законодательства.

Природоохранным законодательством называется совокупность юридических норм, принятых государством и направленных на охрану и сбережение природных ценностей, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение, формирование и улучшение качества окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений.

По своей структуре природоохранное законодательство состоит из головного (основного) закона и отраслевых законодательных актов. Основной природоохранный закон носит комплексный характер, т.е. он по своему содержанию охватывает не один или группу, а всю совокупность объектов либо всю окружающую природную среду в целом. Характерной чертой этого закона является соединение природоохранного интереса с хозяйственной деятельностью, влияющей на природную среду, экологизацию промышленной деятельности, подчинение требованиям охраны здоровья.

Отраслевое природоохранное законодательство имеет четырехзвенную структуру, подразделяясь на законы, правительственные постановления, нормативные акты министерств и ведомств, акты местных органов власти. Отраслевой принцип правового регулирования охраны природной среды господствует в законодательстве Российской Федерации. Основные природоохранные законы РФ посвящены использованию и охране отдельных объектов природы.

Главной особенностью природоохранного законодательства на современном этапе является возрастание его активной роли в регулировании хозяйственных отношений, во внедрении экологических правил в нормативные акты, регламентирующие планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию предприятий, оборудования и иных объектов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на окружающую среду.

Природоохранное законодательство образует базу для организации правового регулирования природоохранительных (экологических) отношений.

Объекты, цели и способы такого регулирования указываются в комплексных и отраслевых законах об охране природы, окружающей среды, отдельных участков природы.

В законах под объектами охраны подразумеваются природные блага, ценности природы, ее достопримечательности и памятники, природные ресурсы, окружающая человека среда. Такими природными объектами являются: земля, недра, вода, воздух, растительный и животный мир. Кроме того, в законах отмечаются ландшафты (типичные и редкие ландшафты, пейзажи, характерные пейзажи), памятники природы, достопримечательные места и объекты природы, заповедники, заказники, курорты, зоны отдыха, зеленые насаждения населенных пунктов.

Классифицирующим признаком, по которому определяется отнесение тех или иных объектов материального мира к охраняемым объектам природы, является экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, в силу чего природное вещество, изъятое человеком из природы, перестает быть объектом охраняемой природы и переходит в разряд товарных ценностей.

Помимо отдельных природных объектов природоохранное законодательство предусматривает понятие "природные ресурсы ". Закон об охране природы Российской Федерации подчеркивает, что совокупность природных ресурсов составляет природное богатство (Ст. 14 Закона).

Природные ресурсы подразделяются на два вида - экологические и экономические . В первом случае они охватывают всю природу как источник жизни. Во втором они трактуются в более узком смысле - как источники материального производства общества, объекты потребления природы со стороны общества, служащие естественным сырьем, материалом для хозяйственной деятельности человека. Ограниченность экономических ресурсов природы, их невосполнимость (полезные ископаемые) или относительно длинное по времени их воспроизводство (леса) вызывает необходимость организации их рационального использования.

Цели охраны окружающей природной среды законодательством подразделяются на общие и специальные . Общие цели состоят в обеспечении благоприятного качества окружающей среды, экологического равновесия, здоровья людей и благосостояния человека, сохранении красот природы, продуктивной и многообразной окружающей естественной среды для людей.

Специальные цели указывают на конкретные задачи, вытекающие из общей цели, применительно к отдельным видам природоохранительной деятельности предприятий, охране отдельных природных объектов и комплексов. В частности, специальные цели раскрываются в Основах законодательства РФ о земле, водах, недрах и лесах.

Способы осуществления целей и задач многообразны. В современной экологической литературе довольно часто приходится иметь дело с равнозначной оценкой таких понятий, как охрана окружающей природной среды, защита окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение природопользования и т.д. Охрана все чаще употребляется применительно к природе в собственном ее смысле, а защита - к окружающей человека среде. Такая трактовка воспринята законом РФ об охране природы, она характерна и для международных документов.

В законе об охране природы раскрываются и способы решения экологических задач . Они заключаются в проведении мероприятий по предупреждению, предотвращению и устранению загрязнения окружающей природной среды, иных вредных воздействий хозяйственной деятельности, в организации разумного, научно обоснованного, рационального и планового использования ресурсов природы, восстановлении и воспроизводстве природных богатств, формировании благоприятной для человека окружающей среды, воспитании экологического сознания в обществе, рационального отношения к природной среде как среде жизни человека и материальной основы развития общества.

Охрана окружающей природной среды обеспечивается различными способами - биологическими, химическими, физическими, механическими, санитарно-гигиеническими и т.д. Правовая охрана окружающей среды - один из способов природоохранной деятельности, в которой проявляется экологическая функция государства .

Она состоит в издании и применении законов, постановлений, иных нормативных актов, направленных на охрану окружающей природной среды. Правовой способ охраны окружающей среды включает: объекты природы, подлежащие охране; закрепительные, ограничительные, разрешительные меры охраны;

контроль за их соблюдением и. выполнением;

меры ответственности и возмещения вреда.

Правовые меры охраны природы осуществляются на базе двух групп нормативно-правовых предписаний.

К первой относятся правовые нормы, которые входят в состав предохранительного законодательства. Это законы, постановления, которые содержат общие экологические требования по охране земель, воздуха, вод, лесов, животного и растительного мира и т.п. Такие требования воздействуют на хозяйственные отношения через хозяйственное законодательство путем его экологизации.

Вторую группу составляют правовые нормы хозяйственного законодательства, иных отраслей законодательства, отражающие экологические требования.

На основе эколого-хозяйственных норм разрабатываются технические нормы и стандарты , в которых реализуются природоохранные императивы. По указанным нормам и стандартам ведется планирование, проектирование, строительство и эксплуатация производственных и иных объектов.

Эти группы норм раскрывают одну сторону правового механизма окружающей природной среды, другой его стороной является система гарантий. В нее входят: экономические гарантии (планирование, материальное стимулирование), организационные (управление, контроль), юридические (ответственность), идеологические (воспитание).

Для оценки результатов и выбора решения важное значение имеет система правовых приоритетов. В законодательстве закрепляются отраслевые приоритеты (земель сельхозназначения, питьевой воды и т.п.) и общие приоритеты, которыми являются здоровье человека, благополучие человека.

Весь этот комплекс норм образует правовую отрасль - экологическое право .

Предметом экологического права являются экологические отношения между предприятиями и природой. Эти отношения подразделяются на два вида: ресурсовые (земельные, водные, лесные) - отношения по использованию природной среды и природоохранные - по ее охране .

Эти два вида отношений существуют в единстве своих взаимосвязей. Но это единство противоречиво. Использование природной среды вызывает необходимость ее охраны. Охрана для выполнения своих задач ограничивает использование требованием соблюдения законов развития природы, т.е. рационализирует его.

Единство и взаимосвязь ресурсовых и природоохранных отношений лежат в основе правового регулирования экологических отношений.

Такое регулирование имеет три этапа. На первом этапе (ресурсовом) главное внимание уделялось организации использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Правовое регулирование строилось на базе земельного права. Постепенно в рамках земельного права стала возрастать доля норм, регулирующих водные, горные и лесные отношения. В Российской Федерации этот нормативный процесс привел к формированию природоресурсового права, интегрирующего земельное, горное (недра), водное, лесное отрасли права.

На втором этапе (природоохранном) основная задача правового регулирования экологических отношений проявилась в охране окружающей среды. Многообразие форм охраны природной среды (консервация, рациональное использование, оздоровление) способствовало обособлению этой системы правового регулирования в самостоятельную правовую отрасль.

На третьем этапе (экологическом) возникает необходимость более тесного единения этих двух относительно самостоятельных систем на общей экологической основе. Побудительным фактором выступает хозяйственная деятельность.

Такая проблема возникла в связи с решением вопросов природопользования крупных регионов и природных комплексов. Для этого потребовалось комплексное решение хозяйственных проблем с приоритетом экологических (а не экономических) законов.

Таким образом, развитие форм взаимодействия общества и природы на современном этапе закономерно привело к возникновению экологического права как системы норм, регулирующих ресурсовые и природоохранные отношения в процессе хозяйственного использования окружающей природной среды.

Указанная система опирается на действующее природоохранное и ресурсовое законодательство, а также эколого-правовые акты хозяйственного, административного, трудового и других отраслей права. Ее принципы закреплены в законе об охране природы.

1.1.3.Эколого-правовая ответственность

Все многообразие видов и форм социальной ответственности объединено одной целью, ради которой она применяется, - охрана окружающей среды, обеспечивающая экологическое равновесие во взаимодействии общества и природы.

Эта цель реализуется через функции, выполняемые юридическими и экономическими видами ответственности.

Среди функций первое место ответственности отводится воспитательно-предупредительной функции, которая свойственна всем видам ответственности в области охраны природной среды.

Второе место отводится воспитательно-компенсационной функции, которая обеспечивает восстановление потерь в природной среде. Она выполняется прежде всего экологической и правовой видами ответственности.

Далее следует стимулирующая функция. Это характерно, прежде всего, для экономической ответственности, а также для гражданской ответственности, но не исключается значение этой функции при использовании уголовных, административных, дисциплинарных средств воздействия.

Репрессивная функция выполняет меры дисциплинарного, административного и уголовного наказания за нарушение природоохранного законодательства. Вместе с тем элементы наказания присутствуют при назначении компенсационных видов ответственности.

Единство целей и функций объединяет все виды ответственности в комплексный социально-правовой институт эколого-правовой ответственности. Основанием возникновения эколого-правовой ответственности служит как факт правонарушения, так и факт причиненного вреда. Субъектами такой формы ответственности могут быть предприятия, организации, граждане или только предприятия, организации (экономическая ответственность) либо только граждане (уголовная ответственность).

Субъективная сторона (для правовой ответственности) выражается в наличии вины, которая может проявляться в форме умысла или неосторожности, небрежности и т.п.

Объективная сторона выражается в действиях, нарушающих экологические предписания, причиняющие вред природной среде, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательств и предписаний

Непременным элементом состава эколого-правовой ответственности является наличие вреда природной среде или реальной угрозы его причинения. Этот вред должен находиться в причинной связи с поведением причинителя вреда.

По общему праву возмещение вреда природной среде не освобождает причинителя от мер уголовной или административной ответственности, дисциплинарного наказания.

1.1.4.В озмещение вреда природной среде

В принципе любая хозяйственная деятельность, связанная с вмешательством в природную среду, нарушает сложившиеся в ней экологические связи и зависимости, причиняет ей вред, который может выражаться в загрязнении путем выброса вредных отходов производства, применении химических средств защиты растений в сельском хозяйстве, порче, повреждении, ухудшении качества отдельных компонентов природы, разрушении экологических связей и экологического баланса при строительстве промышленных объектов и тому подобных результатов преобразовательной деятельности человека.

По своим последствиям вред, причиненный природной среде, может быть экономическим и экологическим.

Экономический вред проявляется в форме потерь имущества, предполагаемых доходов. Он причиняется природопользователю.

Экологический вред выражается в потерях в природной среде вследствие ее загрязнения, истощения, разрушения Его особенности заключаются в двух признаках: отдаленности факта причинения вреда от его проявления в реальной действительности; невосполнимости и необратимости вреда, когда он причиняется невоспроизводимым объектам природы, здоровью человека, его жизни, генетической программе живого.

Эти особенности отражаются на формах и способах возмещения. Экономический вред возмещается по правилам имущественной ответственности: предоставление равноценной вещи или путем натуральной либо денежной компенсации.

Натуральная и денежная компенсации применяются и при возмещении экологического вреда. Однако натуральная компенсация здесь возможна в строго ограниченных случаях, когда возможно восстановить потери в природной среде и ее ресурсах. Денежная компенсация выражается в затратах на восстановление, оздоровление, улучшение природной среды, ибо не все из них поддаются денежной оценке, а предполагаемый ущерб из-за отдаленности своего проявления не имеет в ряде случаев реального объема.

Экономический и экологический вред взаимосвязаны. Так, экономический вред влечет за собой вред экологический, и наоборот, ухудшение экологической обстановки дает потери в экономике.

Другое важное обстоятельство, которое влияет на способы возмещения вреда природной среде, состоит в делении этого вреда на правомерный и противоправный. Правомерный вред разрешается законом в силу неизбежности хозяйственной деятельности. Неправомерный или противоправный вред возникает в результате нарушения природоохранного законодательства в хозяйственной деятельности.

Объективной границей между ними служат установленные законодательством пределы хозяйственного воздействия на природную среду, исключающие наступление вредных последствий. К числу таких объективных критериев для разграничения относятся государственные стандарты качества окружающей природной среды, иные условия, определяющие возможность и допустимость нормального экологического риска.

Правомерный вред носит плановый характер. Он исходит из реальных возможностей восстановления потерь в природной среде. Поэтому причинение такого вреда в процессе производственно-хозяйственной деятельности и его возмещение предусматриваются в государственных плановых заданиях. Обязанность министерств и ведомств, предприятий и организаций по возмещению правомерного вреда вытекает из их хозяйственной деятельности по факту причинения вреда и носит название экономической ответственности.

Неправомерный вред является составной частью экологического правонарушения. Он возмещается при наличии вины причинителя вреда в порядке юридической, а точнее, гражданско-правовой ответственности.

Эти два вида ответственности выполняют следующие функции - репарационные (компенсация причиненного вреда), репрессивные (наказание за вред путем взыскания стоимости причиненного вреда или возложение обязанности по ликвидации его последствий в натуре); воспитательные (влияние на правовое и экологическое воспитание природопользователя и предупреждение возникновения вреда).

Если юридические меры ответственности связываются, как правило, с нарушением установленных правовых предписаний в области охраны окружающей среды, то экономические меры обычно наступают по факту причинения вреда природной среде.

Экономические меры выполняют три функции. Первостепенное значение имеет их стимулирующая функция, позволяющая материально заинтересовать предприятия, загрязняющие природную среду, в проведении комплекса природоохранных мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Другая функция - компенсационная , направленная на восстановление потерь в природной среде. Следует отметить также и превентивное влияние подобных мер для предупреждения возможных уклонений от требований экологической безопасности при планировании, размещении и проектировании предприятий-загрязнителей и других объектов.

К экономическим мерам относятся различные виды хозяйственных платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, платы за пользование природными ресурсами, компенсации потерь в природной среде. Как правило, они применяются в случаях правомерного причинения вреда в ходе хозяйственной деятельности. Размер таких платежей повышается, если природопользователь превышает установленные для него рамки воздействия на природную среду.

Наиболее распространенная мера экономического воздействия - хозяйственные платежи, которые устанавливаются за использование природной среды для сбора и выброса отходов производства. Они существуют в виде хозяйственных штрафов, взносов, сбросов с предприятий-ресурсопользователей. Хозяйственные платежи взыскиваются в установленном порядке за счет средств предприятия и направляются на проведение мер по охране природной среды.

Экономические нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду учитывают особенности природных комплексов, составы и свойства выбросов, затраты, необходимые для ликвидации или предотвращения загрязнения. Источником таких платежей является прибыль (доход) предприятия. За превышение допустимых выбросов, аварийное загрязнение природной среды размер платы повышается в кратном размере по отношению к нормативу. Плата за выбросы взыскивается в бесспорном порядке.

Экологические правонарушения меньшей степени опасности являются предметом административной ответственности. Наиболее распространенной мерой административной ответственности за экологические правонарушения является денежный штраф, налагаемый в соответствии с законом государственным природоохранным органом.

Кроме того, в числе мер административного воздействия применяются: предупреждение, замечание, общественное порицание, изъятие незаконно произведенной продукции, орудий, инструментов и других предметов, используемых для незаконного присвоения объектов природы. В качестве меры административного пресечения используется такое средство воздействия на нарушителя, как ограничение или запрещение, прекращение деятельности хозяйственного объекта, загрязняющего окружающую среду.