Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Папа григорий 7. Григорий VII (Гильдебранд), папа Римский. Л. П. Карсавин. Претензии на установление папского суверенитета

Начало XX века в России – время колоссальных перемен: время крушения старого строя (Самодержавие) и становления нового (Советская Власть), время кровопролитных войн, время удавшихся и провалившихся реформ, успешное проведение которых, может быть, в корне изменило бы судьбу России. Реформы, проводившиеся в это время Петром Аркадьевичем Столыпиным, как и его личность, противоречиво оцениваются историками. Одни считают его жестоким тираном, имя которого должно ассоциироваться только со страшными понятиями, такими как «столыпинская реакция», «столыпинский вагон» или «столыпинский галстук», другие оценивают его реформаторскую деятельность как «неудавшуюся попытку спасения императорской России», а самого Столыпина называют «гениальным реформатором».

Однако если взглянуть на факты трезво, без идеологических предрассудков, то можно достаточно объективно оценить как деятельность, так и личность П.А. Столыпина.

Вклад Столыпина в развитие России

Столыпин

Петр Столыпин вошел в российскую и мировую историю как убежденный реформатор. С его именем связывают земельную реформу, проведенную в начале XX века, реформы в сфере прав и свобод граждан, формирования основ правового государства, силовых структур и судопроизводства, местного управления и самоуправления, экономики, финансов, инфраструктуры, социальной политики, образования, науки и культуры, военного дела и противодействия террору. Одним словом, этот политический деятель внес свой вклад практически во все сферы российского государства.

Пётр Аркадьевич Столыпин ( 2 (14) апреля 1862 , Дрезден , Саксония - 5 (18) сентября 1911 , Киев ) - государственный деятель Российской империи . Из старинного дворянского рода. Окончил Петербургский университет и с 1884 года служил в министерстве внутренних дел. В 1902 году губернатор Гродненской, в 1903-1906 годах - Саратовской губернии. Получил благодарность императора Николая II за подавление крестьянского движения в Саратовской губернии.

1906 году император предложил Столыпину пост министра внутренних дел. Вскоре вместе с Государственной думой I созыва было распущено и правительство. Столыпин был назначен новым премьер-министром.

В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно , гродненского губернатора , саратовского губернатора , министра внутренних дел , премьер-министра .

На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов.

Оказавшись во главе правительства, Столыпин затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты, которые давно были разработаны, но не были осуществлены. В итоге 24 августа 1906 года Столыпину удалось составить более или менее целостную программу умеренных преобразований.

Он разделил предполагаемые реформы на две части:

1.Немедленно претворить в жизнь(не дожидаясь созыва новой Думы)

  • Решение вопр о са земельного и землеустроительного
  • Некоторые неотложные мероприятия в области гражданского равноправия
  • Свободы вероисповедания
  • Мероприятия, касающиеся еврейского вопроса

2.Необходимо подготовить и внести для обсуждения в Государственную думу.

  • Об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;
  • Об улучшении крестьянского землевладения;
  • О реформе местного управления;
  • О введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;
  • О введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;
  • О преобразовании местных судов;
  • О реформе средней и высшей школы;
  • О подоходном налоге;
  • О полицейской реформе

Аграрная реформа.

Общеизвестно, что во гла­ву уг­ла сво­их пре­об­ра­зо­ва­ний Сто­лы­пин ста­вил из­ме­не­ния в сфе­ре эко­но­ми­ки. Пре­мьер был убе­ж­ден, и его вы­сту­п­ле­ния сви­де­тель­ст­ву­ют об этом, что на­чи­нать не­об­хо­ди­мо с аг­рар­ной ре­фор­мы.

Столыпинская Аграрная реформа начала свою жизнь в 1906 году. В этот год был принят указ, облегчавший всем крестьянам процедуру выхода из общины. Выходя из крестьянской общины, бывший её член мог требовать от нее закрепления в личную собственность участок положенной ему земли. Причем эта земля выдавалась крестьянину не по принципу «полосок», как раньше, а была привязана к одному месту. К 1916 году, из общины вышло 2, 5 миллиона крестьян.

Во время аграрной реформы Столыпина , активизировалась деятельность Крестьянского банка, учрежденного еще в 1882 году. Банк служил посредником между помещиками, которые желали продать свои земли, и крестьянами, желавшими их купить.

Вторым направлением столыпинской аграрной реформы стала политика переселения крестьян. За счет переселения Петр Аркадьевич надеялся уменьшить земельный голод в центральных губерниях, и заселить безлюдные земли Сибири. Отчасти эта политика себя оправдала. Переселенцам предоставляли большие земельные участки и множество льгот, однако сам процесс был плохо отлажен. Стоит отметить, что первые переселенцы дали значительный прирост урожаю пшеницы в России .

Аграрная реформа Столыпина была великим проектом, закончить который помешала смерть её автора.

Ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния .

В рам­ках школь­ной ре­фор­мы, ут­вер­жден­ной за­ко­ном от 3 мая 1908 г., пред­по­ла­га­лось вве­сти обя­за­тель­ное на­чаль­ное бес­плат­ное обу­че­ние для де­тей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюд­жет на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния уда­лось уве­ли­чить втрое, бы­ло от­кры­то 50 тыс. но­вых школ. За­ме­тим, что Сто­лы­пин ста­вил треть­им ус­ло­ви­ем мо­дер­ни­за­ции стра­ны (по­ми­мо аг­рар­ной ре­фор­мы и раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти) дос­ти­же­ние все­об­щей гра­мот­но­сти в объ­е­ме обя­за­тель­ной для всех че­ты­рех­лет­ней на­чаль­ной шко­лы. Еще, бу­ду­чи пред­во­ди­те­лем дво­рян­ст­ва в Ков­но, он пи­сал по это­му по­во­ду, что толь­ко гра­мот­ность по­мо­жет рас­про­стра­не­нию сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных зна­ний, без ко­то­рых не мо­жет поя­вить­ся класс на­стоя­щих фер­ме­ров. Под­во­дя итог школь­ной ре­фор­ме, ска­жем, что для нее дей­ст­ви­тель­но не хва­ти­ло вре­ме­ни: для реа­ли­за­ции пла­на все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния та­ки­ми тем­па­ми, как в 1908 1914 гг., тре­бо­ва­лось еще не ме­нее 20 лет.

Реформа промышленности.

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Рабочий вопрос.

Надо признать, что сколько-нибудь значительных успехов в этой области достигнуто не было.

Правительство Столыпина сделало попытку решить, хотя бы отчасти, рабочий вопрос, и предоставило специальной комиссии, состоявшей из представителей правительства и предпринимателей, рассмотреть проект трудового законодательства. Правительственное предложение было весьма умеренным - ограничение рабочего дня 10,5 часами (на тот момент - 11,5), отмена обязательных сверхурочных работ, право на создание контролируемых правительством профорганизаций, введение рабочего страхование, создание больничных касс на совместный счет рабочих и хозяина. Однако это категорически не устроило предпринимателей, которые считали, что делать уступки рабочим нельзя, необходимо соблюдать “свободу трудового соглашения”, жаловались на низкую доходность промышленности. Реально же они стремились к сохранению высокой прибыли, защищали собственные классовые интересы. Несмотря на увещевания правительства и наиболее сознательных представителей предпринимательства, правительство вынуждено было уступить давлению, в Думу законопроект попал в сильно урезанном виде и с большой задержкой.

Можно заключить, что правительственная рабочая программа потерпела крах из-за неуступчивости и жадности буржуазии.

Су­деб­ная реформа.

Сле­ду­ет кратко упомянуть также пре­об­ра­зо­ва­ния в сфе­ре су­деб­ной вла­сти. Суть их сводилась к тому, что, в соответствии с замыслом Столыпина, в са­мых общих чер­тах, ме­ст­ный суд, ис­ка­жен­ный ре­ак­ци­он­ны­ми ре­фор­ма­ми им­пе­ра­то­ра Алек­сан­д­ра III, дол­жен был вер­нуть­ся к сво­ему пер­во­на­чаль­но­му об­ли­ку.

Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от “обломков” сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

Земство.

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Национальный вопрос.

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Анализ причин краха столыпинских реформ.

Несмотря на благоприятные экономические, идеологические и политические обстоятельства, Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформы под угрозу провала. Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих, для удачного проведения консервативной политики необходимо было сочетать жесткие репрессии по отношению к революционным партиям с одновременными усилиями в области социального обеспечения рабочих. В России же, несмотря на общий экономический подъем, за все эти годы не только жизненный уровень рабочих нисколько не повысился, но и социальное законодательство делало свои первые шаги. Закон 1906 г. о десятичасовом рабочем дне почти не применялся, также как и закон 1903 г. о страховании рабочих, получивших увечья на предприятии. Между тем количество рабочих постоянно и заметно росло. Новое поколение оказалось весьма благосклонным к восприятию социалистических идей. Очевидно, Столыпин не отдавал себе отчета в значении рабочего вопроса, который с новой силой встал в 1912 г.

Второй ошибкой Столыпина стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Столыпин не скрывал своих националистических убеждений. Он открыто проводил националистскую великорусскую политику и, естественно, восстановил против себя и царского режима все национальные меньшинства.

Столыпин совершил ошибку и в вопросе об учреждении земств в западных губерниях (1911 г.), в результате чего он лишился поддержки октябристов. Дело в том, что западные губернии экономически продолжали зависеть от польской шляхты. Дабы укрепить в них положение белорусского и русского населения, составлявших большинство, Столыпин решил учредить там земскую форму правления. Дума охотно его поддержала, однако государственный совет занял обратную позицию - классовые чувства солидарности со шляхтой оказались сильнее национальных. Столыпин обратился с просьбой к Николаю II прервать работу обеих палат на три дня, чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон. Заседания Думы были приостановлены и закон принят. Однако данная процедура, продемонстрировавшая пренебрежение государственной власти к собственным учреждениям, привела к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами. Самодержавие поставило себя в изоляцию, отныне его поддерживали представители крайне правых националистических кругов. Столыпин же потерял поддержку Николая II, которому явно претило иметь столь предприимчивого министра, обвиненными крайне правыми противниками, пользующимися влиянием при дворе, в желании "экспроприировать всех помещиков вообще" с помощью аграрной реформы.

С вершины сегодняшнего исторического опыта теперь особенно хорошо видна главная коренная причина банкротства Столыпина.

Органический порок его курса состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы вне демократии и вопреки ей. Сначала, считал он, надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять "свободы".

После Столыпина деятельность правительства в 1912-1914 гг. показывала то, что все крупномасштабные реформы будут свернуты. Николай II отказался от сотрудничества с политическими деятелями он окружил себя бездарными людьми, зато разделяющими его взгляды на исторический путь России.

По мне­нию Г. По­по­ва, су­ще­ст­ву­ет по­сто­ян­ный па­ра­докс, со­стоя­щий в сле­дую­щем: с од­ной сто­ро­ны ре­фор­ми­ро­ва­ние Рос­сии пред­по­ла­га­ет соз­да­ние и раз­ви­тие пред­ста­ви­тель­ной вла­сти, а с дру­гой, в бес­ко­неч­ных де­ба­тах всех вет­вей этой вла­сти на­чи­ная с Ду­мы на дол­гие ме­ся­цы “то­нут” са­мые не­об­хо­ди­мые ме­ры. Этот про­цесс ес­те­ст­ве­нен, он обу­слов­лен са­мой при­ро­дой пред­ста­ви­тель­ной вла­сти: она при­зва­на обес­пе­чить мир­ное уре­гу­ли­ро­ва­ние ин­те­ре­сов раз­лич­ных групп об­ще­ст­ва, а сле­до­ва­тель­но, этот про­цесс не мо­жет не быть пол­ным ком­про­мис­сов и дли­тель­ным. В стра­не, где об­ще­ст­вен­ная си­туа­ция дос­та­точ­но бла­го­по­луч­на, эти де­мо­кра­ти­че­ские пар­ла­мент­ские про­це­ду­ры иг­ра­ют в це­лом про­грес­сив­ную и по­ло­жи­тель­ную роль. Но в эпо­ху ре­ши­тель­ных, ко­рен­ных ре­форм (тем бо­лее в ба­зи­се!), ко­гда про­мед­ле­ние “рав­но­силь­но смер­ти” эти про­цес­сы гро­зят во­об­ще все за­тор­мо­зить.

И Сто­лы­пин, и пра­ви­тель­ст­во осоз­на­ва­ли, что зе­мель­ная ре­фор­ма че­рез Ду­му в ка­кие-то при­ем­ле­мые сро­ки не прой­дет, а то и во­все “уто­нет”.

Крах сто­лы­пин­ской ре­фор­мы, не­воз­мож­ность сра­стить то­та­ли­та­ризм и ав­то­ри­та­ризм с са­мо­стоя­тель­но­стью, крах кур­са на кре­сть­я­ни­на фер­ме­ра стал уро­ком для боль­ше­ви­ков, ко­то­рые пред­по­чли опе­реть­ся на кол­хо­зы.

Путь Сто­лы­пи­на, путь ре­форм, путь пре­дот­вра­ще­ния ок­тяб­ря 17 го­да был от­верг­нут и те­ми, кто ре­во­лю­ции не хо­тел, и те­ми, кто к ней стре­мил­ся. Сто­лы­пин по­ни­мал и ве­рил в свои ре­фор­мы. Он был их идео­ло­гом. Это силь­ная сто­ро­на Сто­лы­пи­на. С другой стороны, Столыпину, как и любому человеку, свойственно было ошибаться. При соотнесении различных аспектов столыпинских реформ с современной российской действительностью следует помнить как о той пользе, которую можно извлечь из данного исторического опыта, так и о тех ошибках, что помешали успешному проведению в жизнь реформ Столыпина.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Реставрационный колледж «Кировский»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока по «Истории России»

Тема: «Экономические реформы 1906-1911 г.г.

Деятельность П.А. Столыпина».

Разработал: преподаватель СПб ГБПОУ РК «Кировский»

/Меляков Д.В.

Санкт-Петербург

2015

Тема: «Экономические реформы 1906-1911 г.г. Деятельность П.А.Столыпина».

Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о предпосылках и целях экономических реформ 1906-1911 гг., а также итогах их осуществления.

Познавательный аспект: С истематизировать знания и представления обучающихся о общественной жизни России начала XX века.

Развивающий аспект: Совершенствовать навыки обучающихся в работе с источниками (историческими документами), позволяющими сформировать мнение о проведении реформ; расширить знания обучающихся о личности П. А. Столыпина.

Воспитательный аспект: Способствовать развитию чувства патриотизма, нравственности, формирование национального самосознания, понимания неразрывности истории России, сопричастности к истории Отечества.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Форма урока: интегрированный урок.

Методы обучения: объяснение, развитие критического мышления (кластер), исследование, работа с историческими источниками, работа с электронным продуктом, работа с учебным пособием, проблемно-поисковые, дедуктивные.

Образовательные технологии: проблемное обучение, информационно- коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Межпредметные связи: экономика, история государства и права, политология.

Обеспечение урока: электронная презентация «Экономические реформы. Деятельность П.А.Столыпина», раздаточный материал, демонстрационная доска, учебник Н.В.Загладин «История России XX-начало XXI века» 11класс.

Структура урока:

Структура урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка списочного состава обучающихся.

3 мин

2.Мотивация познавательной деятельности обучающихся.

Представление темы и целей урока. Обучающиеся знакомятся с планом работы (презентация слайд №1,2,3):

I. Эпоха П.А.Столыпина. Человек и политик.

II. Программа реформ.

IV. Аграрная реформа.

Разрушение общины;

Переселенческая политика;

Развитие кооперации.

V. Результаты реформ.

Знакомство с планом работы.

2 мин

3.Изучение нового материала.

Этапы: предлагаемые технологии.

I. Эпоха П.А.Столыпина. Человек и политик (слайд №4).

Третья Государственная дума стала первой проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Третьедумский период-время поисков модели сосуществования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жизни; между правительством и депутатским корпусом. Правительство подготовило серию законопроектов, ставших предметом обсуждения. Центральным оставался острейший аграрный вопрос. В этот чрезвычайный момент на авансцене русской истории появилась мощная фигура П.А.Столыпина (1862-1911).

1 Технология разбивки на кластеры : обучающимся предлагается работа с раздаточным материалом №1 и материалом учебника (информационная вставка). Необходимо познакомиться с оценкой личности П.А.Столыпина данной историком А.Н.Сахаровым и составить кластер.

2 Сообщение обучающихся: оценки П.А.Столыпина современниками. Преподаватель координирует деятельность обучающихся, помогает сформулировать выводы. (слайды №5, 6)

II. Программа реформ.

25 августа 1906 г. в газетах одновременно появились два документа: программа мер по преобразованиям в социальной и аграрной сферах и закон о военно полевых судах.

3 Работа с учебным пособием: обучающиеся определяют масштаб замыслов политика.

Преподаватель обобщает высказывания и обозначает, что начать реформы Столыпин решил с переустройства жизни деревни. (слайды №7, 8)

III. Закон о военно полевых судах.

4 Работа с историческим источником: Извлечения «Об учреждении военно полевых судов». Преподаватель координирует работу, делает акцент на не однозначных оценках современников этих мер правительства. В тоже время нужно озвучить статистику количества террористичеких актов осуществляемых революционерами. Обучающиеся будут высказывать различные точки зрения, важно обсудить позицию как сторонников так и противников введения военно полевых судов.(слайды №9, 10, 11).

Обучающиеся работают с раздаточным материалом №1 и материалом учебника. Работа может осуществляться как в тетради так и на доске. В центре схемы размещается имя П.А.Столыпина от него в разные стороны рисуются линии. На конце линий обучающиеся размещают характеристики личности Столыпина как политика, так и человека. Могут быть даны такие характеристики как административный опыт, хорошее образование, понимание нужд сельского хозяйства, верность государю и т. п. Данная работа позволяет оценить и почувствовать масштаб личности П.А.Столыпина.

Данная работа готовится заранее, ее можно поручить ученикам проявляющим интерес к истории. При подготовке сообщений необходима консультация преподавателя. Должны прозвучать оценки деятельности Столыпина со стороны императора, «левых», либералов, консервативных и оппозиционных кругов.

Обучающиеся работают с учебным пособием. Отвечают с места. Обучающиеся называют законопроекты которые должны были серьезнейшим образом изменить страну: о гражданском равноправии, о реформе высшей и средней школы, о подоходном налоге и т.д.

Обучающиеся должны определить:

Причины введения меры;

Условия работы суда;

Методы;

Сделать вывод оправдано ли введение военно полевых судов.

17 мин

4.Отработка учебных умений.

IV. Аграрная реформа.

5 Работа в группах: обучающиеся разбиваются на три группы. Каждая из групп выбирает одно из направлений аграрной реформы:

Разрушение общины (разд мат №3);

Переселенческая политика (разд мат№4);

Развитие кооперации(разд мат№5).

Преподаватель обобщает выводы обучающихся. (слайды №12,13,14).

6 Написание эссе : « Власть - это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства. » П.А.Столыпин.

V. Результаты реформ.

Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро. Но семь лет энергичных реформ дали заметные результаты. Повысились продуктивность земледелия и животноводства, расширились посевные площади. Увеличилось производство хлеба. В то же время необходимо отметить и противоречивость результатов реформ.

Обучающиеся могут дополнить комментарии преподавателя. Для обобщения используется слайд презентации. (слайды №15, 16, 17, 18).

Каждая из групп работает со своим раздаточным материалом. Группа работает в рамках вопросов обозначенных в материале. После окончания работы представители групп должны озвучить выводы и вопросы к преподавателю если они возникнут.

Данное задание можно предложить тем обучающимся которые успешно справлялись с написанием эссе или использовать в качестве домашнего задания.

20 мин

5.Подведение итогов.

Преподаватель анализирует выполненную работу, предлагает обучающимся ответить на вопросы «Что вы узнали?» и «Что хотели бы узнать?» в рамках данной темы. Выставляет оценки, задает домашнее задание.

Д/З §5, вопр.

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают пожелания по заинтересовавшим их материалам.

3 мин

Раздаточный материал №1.

А.Н.Сахаров член корреспондент РАН, доктор исторических наук.

Столыпин являлся русским консерватором новой формации, понимавшим, что для защиты исконных государственных начал необходимо изменить социальную природу общества, создать массу крепких собственников-хозяев, которые стали бы естественной базой социального умиротворения. Он никогда не сомневался, что серьезные преобразования можно проводить в России лишь сильной, властной и честной рукой, что введение правового строя-процесс длительный и сложный...

Родился Петр Аркадьевич Столыпин в 1862 г. в родовитой дворянской семье... Окончил гимназию в городе Вильно и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который окончил с отличием. С 1884 г. начал службу в Министерстве земледелия и государственных имуществ... В 1889 г. перешел на службу в МВД, получив назначение ковенским уездным предводителем дворянства. Эта служба дала ему первый значительный административный опыт и близко познакомила его с проблемами и нуждами сельского хозяйства. Его работоспособность, честность, открытость нравились далеко не всем, но большинство дворянства и местной администрации относились к нему с симпатией.

П.А.Столыпин являлся истинным русским монархистом... Он был абсолютно искренен, когда летом 1906 г. заверял Николая II в письме: «...жизнь моя принадлежит Вам, Государь, что все помыслы мои, стремления мои-благо России; что молитва моя ко Всевышнему-даровать мне высшее счастье: помочь Вашему Величеству вывести нашу несчастную Россию на путь законности, спокойствия и порядка».

  1. Раздаточный материал №2.
  2. Об учреждении военно-полевых судов (19 августа 1906)

Извлечение

Совет министров полагал:

1. На основании статьи 87 Свода Основных Государственных Законов, издания 1906 года: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, Генерал-Губернаторам, Главноначальствующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, передавать обвиняемого Военно-Полевого Суду, с применением в подлежащих случаях наказания по законам военного времени, для суждения в порядке, установленном нижеследующими правилами:

1) Военно-Полевой Суд учреждается по требованию Генерал-Губернаторов, Главноначальствующих или лиц, облеченных их властью, должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указываются лицо, предаваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения.

3) Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток.

4) Разбирательство дела производится при закрытых дверях...

5) Приговор, по объявлении на суде, немедленно вступает в законную силу и безотлагательно, и во всяком случае не позже суток, приводится в исполнение по распоряжению военных начальников, указанных в статье первой настоящих правил...

Текст воспроизведен по изданию: История государства и права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г. - М., 2000. С. 333 - 334.

Раздаточный материал №3.

Разрушение общины.

1.Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли...

6.Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли... предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, поставленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность... домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству... домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником...

12.Каждый домохозяин... имеет право... требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

Какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом?

Легко ли было крестьянам выйти из общины?

  1. Раздаточный материал №4.
  2. О передаче кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для образования переселенческих участков. Извлечение
  3. Именной Высочайший указ 19 сентября 1906 г.

Законом 31 мая 1899 года (16991) повелели Мы произвести поземельное устройство водворившихся в Алтайском округе, на землях кабинета Нашего, крестьян и инородцев с передачею отведенных им земель в собственность казны, за установленное законом вознаграждение. Ныне признали Мы необходимым облегчить возможность водворения на незаселенных еще землях названного округа переселенцев из внутренних губерний.
Ожидая, что издаваемые с этой целью правила, в связи с повелениями Нашими от 12 и 27 минувшего августа о передаче части удельных земель Крестьянскому банку и о предназначении свободных казенных земель в Европейской России для устройства переселенцев, послужат к дальнейшему обеспечению нуждающихся в земле крестьян, повелеваем:
В изменение и дополнение подлежащих узаконений, на основании статьи 87 Свода Основных государственных законов, издания 1906 года, постановить нижеследующие правила:
1. Все незаселенные, но пригодные к заселению земли Алтайского округа передаются, по мере образования на них переселенческих участков, в собственность казны и поступают в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для водворения переселенцев. Права на недра означенных земель сохраняются за кабинетом на основаниях, действующих законом указанных (Пол. крест. Сибир., изд. 1902 г., ст. 126).
2. В переселенческие участки обращаются:
а) свободные земли...
3. В состав переселенческих участков не могут быть включаемы:
а) ценные, защитные и водоохранные лесные дачи;
б) земли и леса, отведенные или необходимые для отвода кабинетским и частным горнозаводским предприятиям, фабрикам, заводам и другим промышленным заведениям...
4. Предоставляемые переселенцам земли поступают в их постоянное пользование и облагаются оброчною податью на общих основаниях с переселенческими участками...
5. На лиц, водворяемых в Алтайском округе, распространяются все льготы, установленные для крестьян, переселяющихся на казенные земли.
7. За передаваемые в казну кабинетские земли Алтайского округа государственное казначейство обязано уплачивать кабинету вознаграждение в размере двадцати двух копеек с десятины удобной земли, ежегодно, в течение 49 лет. Уплата сего вознаграждения начинается с 1 января следующего года по истечении первого пятилетия со времени таковой передачи.
8. В смету Главного управления землеустройства и земледелия, начиная с 1907 г., вносятся необходимые кредиты на расходы по переселению в Алтайский округ...

3 ПСЗ. Т. 26. № 28357.
Собрание узаконений. 1906. 21 сентября. Отд. I. Ст. 1622.

Какие цели преследовало правительство осуществляя переселенческую политику?

Какие способы получения земли крестьянами обозначены в документе?

Раздаточный материал №5.

Перед октябрьским переворотом российская кооперация насчитывала свыше 60 тысяч первичных объединений различных видов и типов: около 35 тысяч потребительских обществ, 16 тысяч кредитных и ссудно-сберегательных товариществ, 7,8 тысяч сельскохозяйственных обществ, 2,9 тысяч молочных артелей и т.д.

Общую численность кооператоров исследователи определяют до 24 миллионов человек. Суммарные годовые обороты кооперативов достигали сотен миллионов рублей. Окраины России, особенно Сибирь, во многом благодаря кооперации заявили о себе не только на российском, но и мировом рынке, как регионы конкурентоспособных товаропроизводителей. Сельское хозяйство Сибири своему подъёму в дореволюционный период обязано крестьянской кооперации (потребительской, кредитной, маслодельной).

Российская кооперация имела своих достойных идеологов и организаторов. К таким принадлежал Александр Николаевич Балакшин (1844-1921). В начале века в Сибири была создана крупнейшая в мире кооперативная организация – Союз сибирских маслодельных артелей. Ведущая роль в создании этого кооперативного союза принадлежала А.Н. Балакшину. Во многом благодаря Союзу, Сибирь в 20-х годах была крупнейшим в мире центром маслоделия, вторым после Дании экспортёром масла. От продажи масла, поступавшего из Сибири, за границу, в российские банки со всех сторон света золотым потоком стекалась иностранная валюта.

В стоимостном выражении вывоз масла, например, из Западной Сибири почти вдвое превосходил вывоз хлеба. Стоимость вывозимого по Транссибу сибирского масла была выше стоимости всей продукции горной промышленности и выше стоимости среднегодовой добычи золота всей империи. Накануне первой мировой войны из Сибири ежегодно вывозилось свыше 6 миллионов пудов сливочного масла. Оборот Союза сибирских маслодельных артелей к 1917 году составлял 160 миллионов золотых рублей. Союз объединял около 3 тысяч артелей и кооперативов.

А.Сербия по данным сайта http://pravo-wmeste.ru/

Чем можно объяснить стремительное развитие кооперативного движения?

Какую специализацию выбирали крестьянские кооперативы и почему?


Библиотека “Халкидон”

___________________

Л. П. Карсавин

Григорий VII

ГРИГОРИЙ

VII
, папа в 1073-1085, настоящее имя Гильдебранд [ Hildebrand]. Родился в начале 20-х годов в Тоскане в семье среднего социального положения (“vir de plebe”) и еще ребенком попал в Рим, где, кажется, воспитывался и обучался в монастыре святой Марии на Авентине . Гилъдебранд сопровождал Григория VI в Германию и здесь в Кельне продолжал свои занятия , предавшись изучению канонического права, которым занимались увлеченные идеями папства и придававшие особенное значение Лжеисидоровым декреталиям кёльнские магистры. Лев IX берет с собою Гильдебранда в Рим. В это время, а может быть и до отъезда в Германию, но, во всяком случае, в Риме Гильдебранд становится монахом. С 1049, принужденный отказаться от своих аскетических планов, Григорий выдвигается в курии, последовательно становясь субдиаконом, “экономом Римской церкви” и папским легатом во Франции (1054) и в Германии (1054 и 1057). Уступая первоначально во влиянии кардиналу Гумберту, при Стефане IX Григорий достигает такого значения, что этот папа, умирая, запрещает выбирать себе преемника до возвращения Григория из Германии, и последующие папы Николай II и Александр II избираются и утверждаются на папском престоле главным образом благодаря усилиям ставшего в 1059 архидиаконом Григория. В 1073 по смерти Александра II с явным нарушением изданного Николаем II в 1054 закона о выборах папы римский народ и часть клира избирают и интронизуют Григория папою под именем Григория VII.

В своей деятельности Григорий исходил из высокого

представления о церкви как божественном установлении, возвышающемся над миром и выраженном в увенчанной папою иерархии. Григорий поэтому старался завершить начатое еще его предшественниками обновление церкви. Он энергично проводил принцип безбрачия духовенства, который стоял в противоречии с церковной практикой 11 в. и бытом, но был уже провозглашен примыкавшими к законодательству 4 и 5 вв. мерами Льва IX. Объединяя под именем “николаитов священников-блудодеев со священниками женатыми, Григорий в 1074 запретил браки духовенства, провел еще более энергичные меры на Соборе 1075 и, не довольствуясь суровыми дисциплинарными мерами (1078, 1079), приглашал мирян не повиноваться клирикам-николаитам и не принимать от них таинств. Теми же мерами и с той же энергией Григорий стремился устранить “симонию - приобретение или передачу церковных должностей за деньги, хотя смысл этого термина отличался неопределенностью и при Григории покрывал даже инвеституру. На Соборах 1078 (и потом на Соборе в Кведлинбурге 1085) были признаны недействительными ординации и таинства, совершаемые не канонически поставленными клириками. И этот призыв мирян к борьбе с грешными клириками со стороны папы встречался с самостоятельным течением религиозных слоев общества на союз с которыми, особенно с Патарией, опирался Григорий. Григорий пытался вместе с тем по возможности централизовать обновляемую им церковь. Для всех “ causae maiores” [“важнейших дел ] верховной апелляционной инстанцией должна являться курия. Хотя и предпочитая опубликовывать свои меры на ежегодных римских Concilia Generalia, Григорий рассматривал право церковного законодательства как исключительную привилегию папы. Он старался подчинить Риму митрополитов, требуя от них особой клятвы послушания, личного появления в Риме для получения “паллия” и вмешиваясь в жизнь местных церквей через своих многочисленных легатов.

Григорий отождествлял папу с церковью. Папа - представитель святого Петра, который

может вам дать или отнять у вас счастье и почет этой и будущей жизни” и которому “Бог дал власть вязать и разрешать и на земле и на небе, никого не исключая из-под его власти”. Поэтому непослушание папе равнозначно отпадению от христианства, или идолослужению. Происхождение государства греховно, и государственная власть ведет начало от установивших ее по наущению дьявола преступников. Но, тем не менее, Григорий признает божественность двух властей: священнической” и “царской” и считает необходимым их единение, причем первая выше второй, как церковь выше государства. Христос сделал Петра “princeps super regna mundi” [“князем над царствами мира”], и эту власть Петр передал папам. Некоторые области и государства, по унаследованной Григорием от своих предшественников мысли, находятся в непосредственном подчинении Риму, являясь “собственностью римской церкви” или “царством святого Петра”. Такую точку зрения Григорий пытается провести по отношению к Далмации, Венгрии и Испании, в которой старается поставить своего легата во главе борьбы с маврами и ввести римский ritus [обряд], и даже королю Дании предлагает превратить свое государство в “лен князя апостолов”. Но папа обладает верховной властью и над другими государями. Он может отлучить и низложить государя, как угрожает, напр., низложением “хищному волку, врагу Бога и веры”, французскому королю Филиппу I; может разрешить подданных от присяги, наложить интердикт, которым он угрожает той же Франции, на всю страну и вмешиваться во внутренние дела государства. Конечным идеалом Григория является, таким образом, теократия.

Конечно, Григорий не мог мириться с окончательно утвердившимся разделением церквей и мечтает о восстановлении мира с

дочерью Рима”, тем более, что движение “язычников заставляет Восток обращаться с просьбами о помощи к Григорию . Так вырастает идея крестового похода: в 1074 Григорий начинает призывать всех “верных святого Петра” на борьбу с сельджуками, указывая им цель – завоевание “Гробницы Господней” и думая сам стать во главе предприятия. В полном сознании высоты своего положения он вмешивается и в дела Византии, произнося в 1078 отлучение над низвергшим Михаила Никифором Ботониатом. Но подобное вмешательство было, конечно, безрезультатно , и сама идея крестового похода не могла получить осуществления, потому что на Западе Григорию приходилось бороться с более существенными препятствиями осуществлению его теократического идеала. Интересы государства и церкви были непримиримы, наиболее резко и длительно сталкиваясь в вопросе об инвеституре. Начиная с Римского Собора 1049, папы старались устранить вмешательство светской власти в назначение клириков. Григорий на Соборе 1075 запретил королю всякое вмешательство в раздачу епископств, подтвердив это в 1078 запрещением раздавать церковные земли мирянам. Инвеститура, произведенная мирянином, начинает признаваться недействительной и принятие ее наказуемым; розданные церковные земли должны быть возвращены и впредь даваемы в бенефиций мирянам только с разрешения митрополита или папы. В 1080 устанавливается порядок замещения вакантных кафедр: избрание под руководством назначаемого папой или митрополитом епископа клиром и народом и утверждение избранного митрополитом или папой. Последовательное развитие идей Григория приводило к замене короля папой, перенесению на папу всех верховных прав и подчинению ему земель местной церкви, главным образом, имперской, потому что в борьбе с германским императором наиболее ярко и остро проявляются идеи Григория, склонного к уступкам и компромиссам в других странах.

В своей борьбе за обновление церкви Григорий мог

рассчитывать на сочувствие религиозно настроенных слоев, иногда, как Патария, революционных, иногда, как монахи Гирсау в Германии, монашеских; на ряд представителей клира, как Ансельм из Лукки, Гебгард еп. Зальцбурга, Гуго из Ди (Die) во Франции, Петр Дамиани и др.; наконец, на своих приверженцев , как императрица Агнеса, герцогиня тосканская Беатрикс и ее дочь Матильда – feminarum novus senatus [новый сенат женщин]. Но для осуществления грандиозных планов папы этих сил было мало, и ему приходилось полагаться на колеблющиеся и изменчивые политические отношения, что вело к неразборчивости в выборе средств, а с другой стороны, к непрочности достигаемых результатов. Сосредоточив свои усилия на борьбе с Генрихом IV, Григорий принужден был идти на уступки в других странах, дискредитировал себя своей политикой и достиг только временных успехов. Уже Александр II угрожал отлучением советникам Генриха II за их симонию и спорил с самим императором за назначение миланского архиепископа . Унаследовавший эти отношения и нападавший на Генриха за распущенность нравов, Григорий сумел использовать затруднительную для Генриха борьбу с саксами. Ему не удалось сделаться судьей между саксами и императором, но в 1074 Генрих публично покаялся перед папскими легатами и обещал исправление и помощь делу реформы церкви, и отношения с папой наладились. В 1075 победа Генриха над Саксонией развязала ему руки и позволила ему думать о короновании, а посылка в Ломбардию графа Эберхарда, борьба последнего с патаренами, назначение Генрихом архиепископа в Милан и попытки его заручиться поддержкой норманнов вновь превратили Григория во врага короля. Неудачная попытка Ценция захватить папу, хотя и не стояла в связи с намерениями Генриха, укрепила положение папы. На угрозы отлучением созванный Генрихом в Вормсе Собор отвечал отказом в послушании “брату Григорию, который никогда не был и не может быть папою” (1076). Генрих предлагал папе оставить кафедру и сумел привлечь на свою сторону уже ранее отлученный Григорием ломбардский епископат. Но папа на Соборе 1076 отлучил и низложил Генриха и разрешил его подданных от присяги. Князья этим пользуются. Саксония вновь возмущается, и появляется кандидат на императорский престол в лице Рудольфа Швабского, а папа направляется в Германию в надежде сыграть подобающую ему роль . Но пока он ожидает в Мантуе присылки отряда князьями, Генрих, понявший безнадежность борьбы, выражает готовность удовлетворить папу, проникает в Италию и в Каноссе получает от папы прощение и снятие отлучения, чем расстраивает планы князей и папы. Несмотря на дарованное Генриху прощение , Григорий , ссылаясь на то, что он не отменил своего решения об отлучении Генриха, сочувственно относится к избранию князьями Рудольфа и намеревается сам решить, кто из двух королей будет настоящим. После долгих колебаний в 1080 он вновь отлучает Генриха, но двусмысленное поведение папы и “суд Божий”- смерть Рудольфа (1080) укрепляют положение Генриха, который избирает папой Виберта Равеннского, возводит его, заняв в 1083 Рим, на папский престол под именем Климента III и венчается императорской короной (1084). Роберт Гвискар, к которому бежал Григорий, вместе со своими норманнами отнимает Рим, но для того, чтобы предать его разграблению, моральным виновником которого все считают папу, умершего 25 мая 1085 в Салерно.

См. Вязигин , Очерки из истории папства в 11 в., СПб.,