Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Научный бихевиоризм. Основные идеи и принципы бихевиоризма в психологии. Бихевиоризм Д. Уотсона. Опыты Эдварда Торндайка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Бихевиоризм - направление в американской психологии, основанное психологом Дж.Б. Уотсоном. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти. Основное понятие - формула - "стимул-реакция".

    реферат , добавлен 12.05.2008

    Основные предпосылки возникновения бихевиоризма. Законы научения по Э. Торндайку. Характерные черты необихевиоризма. Б. Скиннер и его теория "оперантного бихевиоризма". Режимы подкрепления, в результате которых возникают различные формы реагирования.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Предмет изучения бихевиоризма - одного из наиболее распространённых в психологии направлений (на примерах русской классической литературы). Факты поведения, их проявления. Задачи психологии бихевиористов, их теоретическая программа и реализация.

    реферат , добавлен 10.01.2014

    Бихевиоризм - первое направление в истории развития психологии, которое предложило научные методы исследования поведения человека. Этапы развития течений бихевиоризма, основные направления его эволюции, сущность теорий этой психологической школы.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Позитивизм и прагматизм как философская основа бихевиоризма. Критический анализ бихевиоризма. Взгляды Уотсона на психологию, учение о поведении. Когнитивный бихевиоризм Толмена. Разновидности детерминант поведения. Классификация научения в зоопсихологии.

    доклад , добавлен 25.04.2010

    Сущность и содержание бихевиоризма, история становления и развития соответствующей теории, ее распространенность на современном этапе. Взаимосвязь личной свободы человека и его внешней среды. Основные факторы и критерии, влияющие на поведение личности.

    презентация , добавлен 03.03.2015

    Джон Броадус Уотсон. Американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior - поведение), одной из распространённых теорий в западной психологии XX века. Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука.

    биография , добавлен 23.11.2008

    Определение и основные характеристики эмоциональных состояний, их влияние на качество деятельности человека. Изучение психических состояний в зарубежной психологии, эмоциональный мир человека с точки зрения бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

Бихевиоризм в психологии - это направление, абсолютно отрицающее существование сознания в качестве самостоятельного явления. В данном направлении сознание приравнивается к поведенческим реакциям человека на действие внешних раздражителей. Если отбросить в сторону психологические термины, то можно сказать о том, что данное направление соотносит эмоции и мысли человека с двигательными рефлексами, что вырабатываются благодаря жизненному опыту. В начале двадцатого столетия, появление данной теории произвело настоящую революцию в научном мире. В данной статье мы рассмотрим основные положения этого учения, его достоинства и недостатки.

Бихевиоризм в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека

Бихевиоризм – одно из психологических направлений, основывающееся на изучении поведенческой модели людей и представителей животного мира . Термин «бихевиоризм» в буквальном переводе с английского означает «поведение». Данное революционное направление значительно изменило саму суть американской области психологии. Сторонники бихевиоризма считают, что сегодняшнее понимание человеческой психики — полностью неверно.

Основоположником бихевиоризма является американский психолог Джон Бродес Уотсон. В основу своей практики он заложил идею о том, что психологическая наука изучает не человеческое сознание, а поведенческую модель. В конце девятнадцатого столетия, эти понятия рассматривались как равные друг другу. На основе этого факта возникла теория, что устранение сознания приравнивается к устранению психики.

Данное ответвление психологии изучает связь между влиянием внешних раздражителей и поведенческими реакциями.

В данной науке, важное значение уделяется различным стимулам. Стимул – любое проявление внешнего воздействия на индивида. В это понятие входят реакции человека, которые могут быть выражены в виде эмоций и идей в ответ на действие окружающих. Факт наличия субъективных переживаний не отрицается, но имеет определенную степень зависимости от воздействия внешних сил.

Следует обратить внимание на то, что когнитивная ветвь психологии, частично опровергает догмы бихевиоризма . Несмотря на это, многие аспекты этого направления используются в современном мире, в отдельных психотерапевтических методах.

Причины возникновения теории

В конце девятнадцатого столетия, основным методом изучения человеческой психики, являлась интроспекция. Бихевиоризм – являлся революционным направлением, который ставил под сомнение все традиционные теории о психике человека . Первопричиной возникновения бихевиоризма стал недостаток документально подтвержденных фактов, являющихся основой интроспекции.

Задача Бихевиоризма – исследование поведенческих реакций, как часть истинного феномена психики. Основоположник этой теории говорил о том, что человек появляется на свет абсолютно «чистым» и подвергал сомнению, факт существования мыслящей субстанции. Опровергая общепринятую концепцию, Уотсон Джон говорил о том, что возникновение разных реакций связано с воздействием из внешнего мира. Из-за того, что реакцию и стимул можно измерить, данное направление быстро получило высокое распространение в научных кругах.

По мнению создателя теории, правильный подход к изучению поведенческих реакций, позволяет получить возможность не только предугадать поведение человека, но и получить полный контроль над подобными реакциями. Для того чтобы это сделать, следует подвергнуть изменениям окружающую действительность конкретного индивида.


Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды

Важность исследований академика Павлова

Что такое бихевиоризм? Рассматривая данный вопрос, следует упомянуть, что основные идеи этого направления берут свое начало в исследованиях академика Павлова. Иван Петрович Павлов проводил исследования, в результате которых было установлено, что безусловные рефлексы живых существ определяют их модель поведения. С помощью внешнего влияния, имеется возможность создавать новые условные рефлексы, что дает возможность управлять моделью поведения.

Джон Уотсон в собственных опытах, ставил различные эксперименты на новорожденных детях. Эти исследования помогли обнаружить наличие у младенцев трех инстинктивных реакций. К ним относятся:

  • проявление любви;
  • проявление страха;
  • проявление гнева.

Основываясь на этом, ученый пришел к выводу, что остальные рефлексы являются прямым продолжением первичных. Однако, сам процесс формирования этих рефлексов так и не был выявлен. Так как подобные эксперименты не приветствуются в научных кругах, основатель бихевиоризма не получил должной поддержки от окружающих.

Опыты Эдварда Торндайка

В основу бихевиоризма вошли многие научные исследования из разных направлений психологии. Эдвард Торндайк, основоположник теории об оперантном поведении, что складывается на почве ошибок и проб, внес значимый вклад в развитие рассматриваемого направления. Важно отметить тот факт, что этот исследователь не относил себя к бихевиористам. В большинстве своих экспериментах, он использовал голубей и белых крыс.

Британский философ Томас Гоббс утверждал, что ассоциативные реакции являются основной базой интеллекта. Герберт Спенсер говорил о том, что интеллектуальное развитие животного отвечает за уровень приспособляемости к измененным условиям обитания. Опыты Эдварда Торндайка позволили выявить, что природа интеллекта может быть определена без прямого взаимодействия с сознанием. По его мнению, между движениями и идеями нет никакой связи. Главная связь осуществляется лишь между движениями и ситуациями.

В отличие от идей Уотсона, основывающихся на том, что внешние импульсы заставляют человека совершать различные движения, основой учения Торндайка является идея, что все поведенческие реакции человека взаимосвязаны с проблемными ситуациями, что заставляют создавать новую поведенческую модель. По словам Эдварда, связь между понятиями «реакция» и «ситуация» объяснялась следующей формулой. Проблемная ситуация – является своеобразной отправной точкой, в ответ на которую организм противостоит ей, как единое целое. Это заставляет его искать наиболее подходящую поведенческую реакцию, что приводит к появлению новой модели поведения.

Данная теория стала отправной точкой для развития бихевиоризма. Следует отметить, что в исследованиях Торндайка, использовались те понятия, что позже были полностью вычеркнуты из нового направления психологии. Идея Эдварда заключалась в том, что основой поведения является чувство дискомфорта и удовольствия. А в бихевиоризме, запрещается само обращение к чувствам и физиологическим факторам.


Миссия бихевиоризма - перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения

Основные положения

Бихевиоризм, как научное направление основывается на нескольких положениях, выдвинутых автором идеи об отрицании существования сознания, как самостоятельного явления. Данное направление изучает поведенческие реакции и модели всех существ, населяющих нашу планету. Задачей бихевиоризма является исследование подобных проявлений при помощи наблюдения.

По мнению приверженцев этого направления, все психические и физиологические аспекты, связанные с человеческим существованием, тесно взаимосвязаны с поведением. Само поведение рассматривается в качестве совокупности двигательных реакций с воздействием внешних раздражителей, что обозначаются, как стимул. Основываясь на этих наблюдениях и зная природу внешнего воздействия, исследователь получает возможность предсказать поведение человека . В задачу бихевиоризма входит обучение верным предсказаниям человеческих действий. Обладая этим навыком, человек получает возможность контроля поведения окружающих.

В основу данной практики легла идея, что все двигательные реакции можно разделить на две группы:

  1. Условные рефлексы, имеющие приобретенный характер.
  2. Безусловные рефлексы, передающиеся по наследственной линии.

Таким образом, поведение человека является результатом процесса обучения, при котором поведенческая реакция при помощи постоянного повторения, становится автоматической. Во время процесса преобразования, реакции закрепляются в памяти, для того, чтобы впоследствии воспроизводится автоматически. Основываясь на этом факте, было выдвинуто предположение, что за формирование навыков — отвечают условные рефлексы. По мнению Уотсона, мышление и речь относятся к навыкам, а память – механизм, отвечающий за удержание полученных навыков.

Психические реакции развиваются на протяжении всей человеческой жизни, и в определенной доле зависят от окружающего мира. Социальное окружение, экология, жизненные условия и многие другие факторы оказывают влияние на развитие человека. Также, по мнению ученого, не существует определенных периодов, оказывающих влияние на развитие психики. Уотсон говорил, что закономерности в вопросе становления психики ребенка в разные возрастные периоды — отсутствуют. А проявление эмоций следует понимать, как реакцию всего организма на воздействие внешних раздражителей, имеющих негативный или позитивный окрас.


Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение

Достоинства и недостатки теории

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое, как и все известные практики имеет свои недостатки и достоинства. В начале двадцатого столетия, данное направление считалось прогрессивным и революционным. Но современные ученые опровергли все постулаты этого учения. Давайте ознакомимся более подробно с плюсами и минусами бихевиоризма.

Задачей рассматриваемого направления является изучение поведенческой модели человека. Для двадцатого века, подобный подход к психологии являлся прогрессивным, поскольку ученые того времени изучали человеческое сознание, отрывая его от окружающего мира. Недостатком этого учения является то, что бихевиоризм рассматривает ситуацию лишь с одной точки зрения, игнорируя тот факт, что человеческое сознание является самостоятельным явлением.

Благодаря последователям этого направления, остро встал вопрос, связанный с объективным изучением человеческой психологии. Недостатком метода являлось лишь то, что поведение живых существ рассматривалось лишь в аспекте внешних проявлений. Те процессы, что не лежали на поверхности, попросту игнорировались исследователями. По мнению сторонников теории, человеческое поведение можно корректировать, основываясь на практических нуждах исследователя. Но механический подход к вопросу поведенческих реакций сводил все к простому сочетанию примитивных реакций. При этом сама сущность индивида полностью игнорировалась.

Представители данного направления сделали лабораторные опыты своеобразным фундаментом для психологического направления, введя в практику проведение различных экспериментов. Важно обратить внимание на то, что учеными не учитывалась разница между поведением животного и человека. Также во время исследования механизма создания условных рефлексов, были не учтены важные факторы. К таким факторам относятся: социальное окружение, психический образ и мотивация, которые являются основой реализации личности.


Если говорить простым языком, то теория заключается в том, что все чувства и мысли человека сводятся к его двигательным рефлексам, которые вырабатываются на протяжении жизни

Последователи Джона Уотсона

Джон Уотсон, являющийся отцом-основателем бихевиористического учения, создал лишь основу для этого направления. Но только благодаря его последователям, данное направление получило столь массовое распространение. Многие представители данного ответвления психологии проводили довольно интересные эксперименты.

Уильям Хантер, в тысяча девятьсот четырнадцатом году, выявил наличие отсроченных поведенческих реакций. Во время своего опыта он демонстрировал обезьяне два ящика, в одном из которых находился банан. После этого он закрывал ящики ширмой, а по прошествии нескольких секунд снимал её. После этого обезьяна безошибочно находила тот ящик, где был расположен банан. Данный опыт стал доказательством того, что животные обладают способностью проявлять как непосредственную, так и отсроченную реакцию на внешние раздражители.

Карл Лешли, в своих экспериментах занимался выработкой у животных определенных навыков. После того как рефлекс был закреплен, животному удалялись определенные мозговые центры, для того, чтобы найти связь между ними и выработанными рефлексами. Данный эксперимент помог определить, что каждый мозговой отдел может с успехом заменить другой, поскольку является равноценным.


Как вы считаете, в чем выражается сущность человека? Думаем, вы согласитесь, что наиболее ярко личность проявляется именно в поступках и действиях. Все люди по-разному начинают свой день и проводят его, по-разному общаются с окружающими, по-разному выполняют работу и проводят досуг, по-разному реагируют на жизненные обстоятельства и действия других людей. Так вот, все, что относится к области человеческого поведения, уже десятки лет является предметом изучения разных научных направлений, одним из самых популярных среди которых еще не так давно был бихевиоризм.

Бихевиоризм: кратко о самом главном

Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.

Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.

Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.

Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.

Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.

Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.

Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.

По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.

О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне. Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением.

Вклад Павлова и Торндайка

Бихевиоризм в зиждется на научных изысканиях известного большинству (как минимум со школы) академика Ивана Петровича Павлова. В процессе своих исследований он установил, что безусловные рефлексы определяют соответствующее им реактивное поведение у животных. Но посредством внешнего влияния вполне реально выработать у них условные – приобретенные рефлексы, а это значит, что будут сформированы и новые поведенческие модели.

Академик Павлов, как вы помните, проводил эксперименты над животными, а Джон Уотсон пошел дальше и начал экспериментировать над людьми. Работая с младенцами, он смог выявить у них три основополагающих реакции на основе инстинктов. Этими реакциями стали любовь, гнев и страх.

В итоге Уотсон пришел к выводу, что любые другие отклики в поведении наслаиваются на первые три. Но механизм формирования сложных форм поведения им, к сожалению, раскрыт не был. К тому же эксперименты, проводимые ученым, воспринимались обществом очень спорно с моральной точки зрения, и подвергались критике.

Но вслед за Уотсоном появилось немалое число людей, внесших в развитие идей бихевиоризма немалый вклад. Один из самых ярких представителей – американский психолог и педагог Эдвард Торндайк, который ввел в психологию термин «оперантное поведение», формирующееся на основе проб и ошибок.

О том, что природу интеллекта составляют ассоциативные реакции, заявлял еще Томас Гоббс. На то, что приспосабливаться к условиям окружающей среды животному позволяет умственное развитие, указывал другой философ Герберт Спенсер. Но только Торндайк смог установить, что сущность интеллекта можно выявить, не обращаясь к сознанию.

В противовес Уотсону, Торндайк считал исходным моментом не внешний импульс, заставляющий индивида двигаться, а проблемную ситуацию, требующую приспособиться к условиям внешней среды и выстраивать поведение соответствующим образом.

Согласно воззрениям Торндайка, концепция «стимул – реакция» характеризуется следующими признаками:

  • исходная точка (ей служит проблемная ситуация);
  • противодействие организма проблемной ситуации (организм действует как единое целое);
  • поиск организмом подходящей модели поведения;
  • научение организмом новым приемам (посредством «упражнений»).

Развитие бихевиоризма многим обязано теории Торндайка. Но все же в своей работе этот ученый оперировал понятиями, впоследствии исключенными из бихевиоризма. В то время как Торндайк указывал на формирование поведения организма за счет чувства дискомфорта или чувства удовольствия и вводил «закон готовности», изменяющий импульсы реагирования, представители «чистого» бихевиоризма не допускали, чтобы специалист принимал во внимание внутренние ощущения и физиологические особенности изучаемого субъекта.

Так или иначе, благодаря влиянию упомянутых ученых сформировались основные идеи бихевиоризма, а также разные его направления. О направлениях мы поговорим чуть позже, а пока давайте кратко обобщим сказанное.

Основные положения и особенности бихевиоризма

Рассматривая бихевиоризм в психологии в качестве фундаментального научного направления, мы можем выделить целый комплекс его основных положений. Представим их в тезисной форме (чтобы понять эту тему лучше, конечно, стоит почитать тематические книги – работы Торндайка, Уотсона и других авторов):

  • предмет изучения бихевиоризма – поведение и поведенческие реакции человека и других животных;
  • поведение и поведенческие реакции поддаются изучению посредством метода наблюдения;
  • все психические и физиологические аспекты существования человека определяются поведением;
  • поведение человека и животных – это совокупность двигательных реакций на стимулы (внешние раздражители);
  • если знать характер стимула, можно спрогнозировать и ответную реакцию;
  • предсказание действий индивида – главная задача бихевиоризма;
  • поведение людей и животных поддается контролю и формированию;
  • все реакции индивида либо передаются ему по наследству (безусловные рефлексы), либо приобретаются (условные рефлексы);
  • поведение человека является результатом обучения (благодаря многократному повторению успешные реакции закрепляются в памяти и становятся автоматическими и воспроизводимыми);
  • навыки формируются через выработку условных рефлексов;
  • мышление и речь – это навыки;
  • память – это механизм удержания приобретенных навыков;
  • психические реакции развиваются всю жизнь;
  • на развитие психических реакций влияют условия жизни, окружение и т.д.;
  • эмоции – это реакции на положительные и отрицательные стимулы извне.

Не сложно понять, почему идеи бихевиоризма оказали на общественность и научное сообщество такое влияние. И поначалу вокруг этого направления царил неподдельный энтузиазм. Но у любого направления в науке есть и преимущества, и недостатки. И вот, что мы имеем в случае с бихевиоризмом:

  • Для эпохи, в которую появился бихевиоризм, он был достаточно прогрессивным подходом к изучению поведения и поведенческих реакций. Беря во внимание то, что до этого ученые изучали лишь сознание человека, отделенное от объективной действительности, это вовсе не удивительно. Но представители бихевиоризма применили к расширению понимания предмета психологии однобокий подход, ведь сознание человека они не учитывали вовсе.
  • Вопрос изучения поведения бихевиористы поставили очень остро, но поведение индивида (не только человека, но и других животных) они рассматривали лишь во внешних проявлениях. Точно так же, как и сознание, они полностью игнорировали психические и физиологические процессы, которые не поддавались наблюдениям.
  • Теория бихевиоризма указывала на то, что исследователь может управлять поведением объекта, исходя из своих нужд и задач. Но подход к изучению предмета оказался механическим, а потому поведение индивида сводилось к комплексу самых простых реакций. Активная деятельная сущность человека не имела для ученых никакого значения.
  • Базой психологических исследований для бихевиористов послужил метод лабораторного эксперимента. Также они начали практиковать опыты над живыми существами (в том числе и над людьми). Но в то же время исследователи не видели особых различий между поведением людей, зверей и птиц.
  • Устанавливая механизм выработки навыков у человека, представители бихевиоризма отбросили серьезнейшие его компоненты: и психический образ действия, служивший основой его осуществления. Кроме того, они абсолютно игнорировали еще и социальный фактор.

Наличие таких существенных с современной точки зрения недостатков привело к тому, что со временем некогда прогрессивнейшее научное направление перестало выдерживать какую бы то ни было критику. Однако итог мы пока не подводим, т.к. для полноты картины есть смысл кратко рассмотреть направления, появившиеся на основе классических бихевиористских воззрений, а также наиболее ярких их представителей.

Направления бихевиоризма и их представители

Лидером движения бихевиористов был Джон Уотсон, но идеи бихевиоризма активно поддерживались и другими учеными. Среди особо выдающихся можно выделить Уильяма Хантера, создавшего в 1914 году так называемую отсроченную схему изучения реакции в поведении.

Известность ему принесли эксперименты с обезьянами: ученый показывал животному два ящика, в одном из которых лежал банан. После этого он закрывал ящики ширмой, а спустя несколько секунд убирал ее. Обезьяна же сразу находила банан, и это стало доказательством того, что животные имеют как непосредственную (сиюминутную) реакцию, так и отсроченную.

Другой исследователь – Карл Лешли решил пойти дальше. Посредством экспериментов он помогал какому-нибудь животному выработать навык, после чего удалял ту или иную часть его мозга, стараясь понять, зависит ли от удаленной части выработанный рефлекс. И наблюдал, как определенные функции перебирает на себя другая часть.

Внимания достойны и идеи Берреса Фредерика Скиннера. Как и идеи предыдущих представителей, они были подтверждены экспериментально, а методом исследований послужил функциональный анализ. Именно Скиннер глубоко разделял идею об изучении, прогнозировании и контроле поведения через управление средой.

Однако этими тремя учеными список выдающихся бихевиористов далеко не исчерпывается. Вот лишь небольшой перечень известных представителей этого направления: Д. М. Байер, А. Бандура, С. Хайес, С. Бижу, В. Бехтерев, Р. Эпштейн, К. Халл, Д. Леви, Ф. Келлер, Н. Миллер, У. Баум, Ч. Осгуд, К. Спенс, Ж. Фреско, М. Вулф и другие.

Большинство исследователей пропагандировали идеи бихевиоризма Джона Уотсона, но все же их старания привести сознание к единому знаменателю – комплексу стандартных поведенческих реакций успехом не увенчались. Бихевиоризм нуждался в расширении понимания психологии, и требовал включения в него новых понятий, например, мотива.

Это привело к тому, что во второй половине 20 века стали появляться новые направления бихевиоризма. Одним из таковых стал когнитивный бихевиоризм, основанный американским психологом Эдвардом Чейзом Толменом. Толмен предложил не ограничиваться при изучении психических процессов концепцией «стимул – реакция», а использовать еще и промежуточную фазу между двумя данными событиями. Эта фаза – когнитивное представление.

Так появилась новая схема, объясняющая суть человеческого поведения: стимул – когнитивная деятельность – реакция. Средний элемент включает в себя знаки-гештальты, состоящие из когнитивных карт – образов изученной местности, хранящихся в уме, возможных ожиданий и некоторых других элементов.

Свои доводы Толмен подкреплял результатами экспериментов. К примеру, животным нужно было найти корм в лабиринте, и они всегда его находили, двигаясь по разным путям, и не имело никакого значения, к какому пути изначально их приучали. Здесь можно сказать о том, что цель действий гораздо важнее поведенческой модели. Кстати, по этой причине Толмен дал своей систем название «целевой бихевиоризм».

Следующим направлением стал социальный бихевиоризм. Его сторонники полагали, что, определяя стимулы, воздействующие на поведение индивида, необходимо брать во внимание его индивидуальные особенности и социальный опыт. Пожалуй, более остальных тут выделился канадский психолог Альберт Бандура. Он проводил эксперименты с участием детей: их делили на три группы и показывали им фильм, где мальчик избивает тряпичную куклу.

Для каждой группы детей была своя концовка: положительное отношение к избиению куклы, наказание за избиение куклы и безразличие к этому процессу. После этого детей приводили в комнату с такой же куклой и смотрели, что они будут с ней делать.

Дети, увидевшие в фильме, что за избиение куклы наказывают, не трогали ее. А дети из оставшихся двух групп проявляли агрессию к кукле. Это и послужило доказательством того, что человек попадает под воздействия общества, которое его окружает, т.е. социальный фактор имеет значение.

И, наконец, третье направление бихевиоризма – это необихевиоризм, ставший альтернативой классическому бихевиоризму, не способному дать целостное объяснение поведению людей и животных. Ключевые представители необихевиоризма – Беррес Фредерик Скиннер и Кларк Леонард Халл.

Необихевиористы также расширили модель «стимул – реакция», внеся в нее некоторые промежуточные переменные, каждая из которых влияет на процесс формирования навыков и , т.е. ускоряет подкрепление, замедляет его или же препятствует ему. Впоследствии данное направление потеряло свои позиции, уступив место когнитивному психологическому подходу. Так что эту веху в истории бихевиоризма можно считать началом его заката. На смену пришли новые направления, концепции и теории, оказавшиеся более подходящими для реалий современности и позволяющие более объективно, адекватно и полноценно трактовать человеческое поведение, действия и поступки. При этои даже сегодня некоторые идеи и положения бихевиоризма активно применяются в практической психологии и психотерапии.

Заключение

Человек – это очень сложное и многогранное существо, и для изучения его и его жизни требуется предпринять еще много усилий. Идеи бихевиоризма стали попыткой дать всему этому объяснение, но получилось это лишь отчасти.

Итогом бихевиористских исследований стала выработка частичного понимания человеком своего и чужого поведения, открытие возможности создания обстоятельств, побуждающих к совершению определенных действий. В то же время и поведение самого человека является стимулом, вызывающим у окружающих конкретные реакции.

Копая глубже, мы можем заключить, что если поступки другого человека нам не нравятся, в первую очередь мы должны пересмотреть собственное поведение. Следует отдать теории бихевиоризма должное, ведь она указала, что иногда нужно руководствоваться не понятием о правильности или не правильности наших поступков, а тем, как другие люди могут их расценить и интерпретировать.

И в завершение. Если вас заинтересовала тема, советуем обратиться к специализированной литературе. Кроме работ таких выдающихся ученых как Уотсон, Торндайк, Павлов, Скиннер и других представителей направления, обратите внимание на следующие книги:

  • Карен Прайор «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя»;
  • Гилберт Райл «Понятие сознания»;
  • Юджин Линден «Обезьяны, человек и язык»;
  • Чарлз Дахигг «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе»;
  • Эрих Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»;
  • Гарри К. Уэллс «Павлов и Фрейд»;
  • В. А. Руженков «Основа бихевиоральной психотерапии»;
  • В. Г. Ромек «Поведенческая психотерапия».

Во многих высших учебных заведениях почти на каждом факультете читают курс лекций по психологии. Поэтому многих студентов интересуют направления бихевиоризма и другие Подобные знания пригодятся в практической жизни. Психология дает представления о том, как работает психика индивида. Эти знания важны для каждого человека, ведь они дают возможность хорошо понимать себя и других.

Бихевиоризм - это изучающее поведение и активность индивида. Но один из его основателей, Скиннер, называл свое детище в большей степени философией. Он основывался на работах русских ученых в области рефлексологии и идеях дарвинизма. Основоположник течения написал особый манифест, в котором говорил о бессмысленности понятий сознания и подсознания. Особую популярность направление приобрело в XX веке. В какой-то степени бихевиоризм похож на психоанализ, но все же они отличаются. Сторонники бихевиоризма считают, что все понятия о "сознании", "подсознании" и тому подобное достаточно субъективны. Поэтому нельзя использовать наблюдение, достоверны лишь те сведения, которые получены объективными методами.

Бихевиоризм - это направление, основанное на реакциях и стимулах. Именно поэтому его сторонники так любят труды известного русского физиолога Павлова. Под реакцией понимают активность, внешнюю и внутреннюю, прежде всего - это движения. Именно их можно зафиксировать. Стимул же является причиной того или иного поведения. Именно от него зависит характер реакции.

Изначально считалось, что бихевиоризм - это простейшее направление, и формула Уотсона идеальна. Но в ходе дальнейших экспериментов было установлено, что один стимул может вызывать разные реакции или множество реакций. Именно поэтому была выдвинута идея о наличии промежуточного звена между стимулом и реакцией.

Развитие бихевиоризма после Уотсона продолжил Скиннер. Его главной задачей было изучение механизма поведения. Он развивал идею о положительном подкреплении. По мнению Скиннера, положительный стимул влияет на выработку определенного поведения. В ходе научных экспериментов он подтвердил свои мысли. Но в целом воспитание его не интересовало, для него гораздо важнее было изучить механизмы поведения.

По мнению - это которая должна давать конкретные ответы на поставленные вопросы. Если этого нельзя достичь, то ответа не существует. Для него спорным моментом было и наличие у каждого человека творческого начала. Он не отрицает этого, но и не выказывает поддержки.

В ходе своей научной деятельности Скиннер пришел к выводу, что человек формируется под влиянием общества. Он отрицал идеи Фрейда о том, что каждый сам создает себя как личность.

Но все же бихевиористы допустили несколько ошибок. Первая заключалась в том, что любое действие нужно рассматривать в совокупности с конкретной личностью. Вторая ошибка заключалась в нежелании понять, что стимул может вызывать множество различных реакций. Даже если он был произведен в одинаковых условиях.

В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо этого направления запечатлел термин поведение (англ. "бихевиор"), а само оно было названо бихевиоризмом . Его "отцом" принято считать Джона Уотсона (1878-1958), статья которого "Психология, каковой ее видит бихевиорист" (1913) стала манифестом новой школы. Уотсон требовал "выбросить за борт" как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность - все то, чем обладает индивид, его расположенность к тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.

Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение,

1.7 Психологические школы: когнитивная психология.

Это направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, в наибольшей степени подорвало позиции бихевиоризма. К 1930 психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э.Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе «когнитивных карт», т.е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных» (см. ниже раздел Теория научения). Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении «видоспецифичных» свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма – ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.