Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Психологические и физиологические особенности здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и психология. Тест на копинг-стратегии

Самосознание и образ тела.

Самосознание - это особая форма сознания, она отражает уровень развития сознания и его направленности. Если сознание ориентирована на весь объективный мир, то самосознание на часть, важнейшую для человека - внутренний мир. С помощью самосознания личность познает свою сущность, а именно свойства своего характера, познавательную, эмоционально -волевую сферу, потребности, ценностные ориентации и т.д. В процессе самосознания человек выступает одновременно как субъект и как объект познания.

Образ “Я”, или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание “Я” как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

· осознание своей активности - “Я управляю собой”;

· осознание себя “через другого” (“То, что я вижу в других, это может быть и мое качество”);

· моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего “Я” (“Я как действующий субъект”);

· осознание своих реальных и желаемых качеств (“Реальное Я” и “Идеальное Я”);

· познавательные, когнитивные представления о себе (“Я как наблюдаемый объект”);

эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Образ тела - это мое тело, которое я вижу глазами Другого («тело для Другого»); это тело, которое дано мне в экстернальной рефлексии, то есть «внешней» рефлективной, или «дистантной», позиции. Образом тела здесь называется то, что Э. Гуссерль обозначает как «Korper», а В. Подорога называет «телом-объектом».

Главное в образе тела - его предельная овнешненность. «Внешним телом» М.М. Бахтин называл тело Другого. Однако нетрудно углядеть, что образ тела - это мое тело, переживаемое мной не только как тело для Другого, но даже - как тело Другого: я могу воспринимать свое тело отвлеченно, именно как тело Другого, не теряя при этом ощущение «моего тела». Кроме этого образ тела связан с телом Другого еще потому, что ценностный канон моего образа тела, безусловно, заимствован в пластических формах Другого. Поэтому характеристику «внешнего тела» Другого, данную Бахтиным, можно смело отнести к собственному образу тела: «Внешнее тело объединено и оформлено познавательными, этическими и эстетическими категориями, совокупностью внешних зрительных и осязательных моментов, являющихся в нем пластическими и живописными ценностями».

В моем образе тела пересекаются не только визуальные данные о своем теле, но и другие, например, тактильные ощущения, возникающие в момент моего прикосновения к своему собственному телу. Кроме этого внешний образ тела, сопрягаясь с чувством тела, образует интегративное единство («мое тело»). В эти эмпирические переживания тесно вплетаются идеальные телесные конструкты и нормативы (каноны), существующие в культуре.

Чувством тела назовем феноменальный модус телесности, который дан в интернальной рефлексии, то есть во «внутреннем» рефлективном восприятии. Гуссерль именует этот модус «Lieb» («плоть»), а Подорога называет его «моим телом», «образом тела» и связывает его с внутридистантной позицией: ««Мое тело» есть первичный образ тела (не «сознание», «модель» или «схема»), тела неустойчивого, меняющегося в своих экзистенциальных границах…». Однако словосочетание «мое тело» кажется не совсем точным для обозначения данного феноменального модуса, поскольку понятие «моего тела» безусловно включает в себя не только внутренние (для себя), но и внешние (для Другого) представления о теле - то, что выше было обозначено как «образ тела» («тело-объект» - у Подороги). Поэтому вернее будет говорить, что «мое тело» - это интегративный модус, включающий в себя все остальные.

Точно так же, кажется не совсем удачным для обозначения «внутреннего» телесного восприятия использовать понятие «образ тела» (Подорога), поскольку слово «образ» более подходит для зрительных переживаний, каковые характерны для внешнего восприятия тела и совершенно не характерны для «внутреннего» восприятия, в котором на первый план выступают другие типы чувствительности: проприорецептивная (кинестетическая), интерорецептивная чувствительность, контактные органы чувств (осязание, вкус), а из дистантных, пожалуй, только слух и обоняние. Поэтому понятие «образ тела» мы будем использовать в соответствии с предыдущим параграфом, а для обозначения многообразия «внутренних» переживаний и ощущений - понятие «чувство тела».

Чувство тела - это скорее то, что М.М. Бахтин называл «внутренним телом», подразумевая под ним тело, «восчувствованное, переживаемое изнутри», представляющее из себя «совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира», его наполняют страдания, наслаждения, страсти, удовлетворения и т.д.. Это тело, которое от нас неотделимо а потому не мыслимо как нечто «внешнее» нам, оно «погружено во внутреннее время и не имеет ничего общего с представлением нашего тела в объективном пространстве-времени». С чувством тела связано организмическое «Я», оно укоренено в телесности и не может существовать вне ее. Это субъективированная телесность, позволяющая мне говорить: «я реагирую», «я страдаю», «я наслаждаюсь» и пр.

Чувство тела - это сугубо «внутренняя», доступная одному лишь мне область самовосприятия. Его горизонт ограничивается, с одной стороны, возможностями моего собственного восприятия, а с другой стороны - описательными возможностями телесного дискурса. Но эта граница не ощущается мною «изнутри», я могу лишь догадываться о ней, сопоставляя между собой данные различных способов самовосприятия и свои знания. Например, я знаю, что твердой основой моего тела является костный скелет, но я не чувствую эту твердость изнутри. Я могу ощущать воздействие на костную ткань, но это воздействие ощущается как боль, а не как ощущение твердости. В этом смысле мое самовосприятие ограничено, - конечно, если брать за точку отсчета какой-либо другой способ самовосприятия или какие-либо внешние данные (знания). Однако в другом смысле - если я не выхожу за рамки какого-либо одного способа самовосприятия - мое самовосприятие бесконечно; при этом речь идет, во-первых, о том, что я не ощущаю каких-либо его пределов, поскольку то, что выходит за пределы данного способа самовосприятия, я просто не в состоянии воспринимать, а во-вторых - я имею бесконечные возможности для дифференциации и интерпретации своего внутреннего опыта.

Стресс, психологические и психосоматические реакции на него.

Стресс (англ. Stress – напряжение) - это состояние напряжения адаптационных механизмов. Стресс в широком смысле можно определить, как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Не только негативные события, но и психологически благоприятные события требуют адаптивных затрат и, следовательно, являются стрессорными.

Селье разделил два вида стресса. Если стресс не наносит вреда организму (вызван позитивными эмоциями или слабыми негативными, которые помогают мобилизовать силы организма и обеспечить повышение жизнедеятельности) - речь идет об эустрессе. Стресс, наносящий организму вред (вызванный продолжительными негативными воздействиями) - называют дистрессом. Фактически, когда мы говорим о стрессе мы имеем в виду дистресс, негативный стресс.

Функции стресса:

· Сохранение и поддержание постоянства внутренней среды организма в постояннно меняющейся окружающей среде.

· Мобилизация ресурсов организма для выживания в трудной обстановке

· Адаптация к непривычным условиям жизни

Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности. Все критические ситуации, от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт и кризис), требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

Степень выраженности реакции на стресс одной и той же силы может быть различной и зависит от многих факторов: пол, возраст, структура личности, уровень социальной поддержки, разного рода обстоятельства. У некоторых лиц с чрезвычайно низкой стрессоустойчивостью в ответ на стрессовое событие, не выходящего за рамки обычного или повседневного психического стресса, может развиться болезненное состояние. Более или менее очевидные для больного стрессорные события вызывают болезненные симптомы, нарушающие привычное функционирование пациента (могут нарушаться профессиональная деятельность, социальные функции). Эти болезненные состояния получили названия расстройства адаптации.

Клиническая картина

Заболевание развивается, как правило, в течение трех месяцев после воздействия психосоциального стрессора или множественных стрессов. Клинические проявления адаптивного расстройства крайне вариабельны. Тем не менее обычно можно выделить психопатологические симптомы и сопряженные с ними вегетативные расстройства. Именно вегетативные симптомы заставляют пациента искать помощи у врача.

Чувство жара или холода, тахикардия, тошнота, абдоминальная боль, диарея и запор могут быть последствием вегетативного ответа на стресс. Неадекватный стимулу (стрессу) вегетативный ответ – базис для многих психосоматических расстройств. Знание паттерна вегетативного ответа на психологический стресс позволяет понять стрессзависимые заболевания. Вегетативный ответ на стресс может явиться триггером соматического заболевания (психосоматические болезни). Например, кардиоваскулярный ответ на стресс повышает потребление миокардом кислорода и может вызвать стенокардию у лиц с коронарной болезнью.

Большинство больных предъявляют исключительно органные жалобы, исходя из собственных или культуральных представлений о значимости того или иного органа в организме. Вегетативные нарушения могут проявляться преимущественно в одной системе (чаще в кардиоваскулярной), но в большинстве случаев активный расспрос больного позволяет выявить менее выраженные симптомы со стороны других систем. С течением заболевания вегетативные нарушения приобретают отчетливый полисистемный характер. Закономерным для вегетативной дисфункции является замена одних симптомов на другие. У больных, помимо вегетативной дисфункции, довольно часто отмечаются нарушения сна (трудности засыпания, чуткий поверхностный сон, ночные пробуждения), астенический симптомокомплекс, раздражительность, нейроэндокринные нарушения.


Похожая информация.


За последние годы можно наблюдать повышение интереса к здоровому образу жизни - занятиям любительским спортом, танцами, вопросам правильного питания. Работодатели в качестве конкурентного преимущества для потенциальных сотрудников предлагают абонементы в фитнес-клубы, количество которых стремительно растет. На экранах телевизоров и на страницах популярных изданий появляются все новые и новые передачи с советами по питанию, похудению и т.п., в социальных сетях множатся сообщества, посвящённые этим вопросам. Даже на уровне федеральной политики реализуются программы, направленные на привитие привычек к здоровому образу жизни (например, президентская программа «Здоровая Россия», проект Росмолодежи «Беги за мной»).

Здоровый образ жизни сегодня – не столько дань моде, сколько естественный результат развития нашего общества. Во многом это связано с высокими стрессовыми нагрузками на психику и тело, особенно в больших городах. Самый пик популярности заботы о своем физическом благополучии сейчас приходится на сообщество прогрессивных и успешных молодых людей, которые могут себе это позволить. Многие из них – предприниматели и топ-менеджеры, люди, которые привыкли идти против среды, чтобы получить то, что им нужно. Они придерживаются осознанных стратегий в своей карьере и финансовом развитии, в своих гражданских и социальных ориентациях.

Здоровый образ жизни – это действительно движение против среды. Если посмотреть на тенденции в пищевой индустрии, в экологии и образе жизни, можно констатировать, что, параллельно с развитием медицины, мы движемся против поддержания естественного здоровья. Например, произошло довольно резкое, с точки зрения эволюционных процессов, изменение социальной среды, к которому ещё не успели «приспособиться» биологические потребности. Только за последние 100 лет в европейском обществе практически исчезла проблема нехватки еды. В то же время, пищевое поведение человека продолжает «работать» по старым программам и приводит к избыточному потреблению и запасанию пищевых ресурсов. Здоровый образ жизни призван это преодолевать, возвращать человеку то, чего он теряет в связи с прогрессом. Конечно, для этого нужна стойкость, уверенность в себе и материальные ресурсы.

В Соединенных Штатах и странах Европы учёные исследуют влияние архитектурной городской среды на количество и качество физической активности людей. Скажем, расположение крупных автомобильных дорог вблизи от дома сильно ограничивает детей в подвижных играх и самостоятельных прогулках. Даже если у дома есть прекрасный двор, но он окружен не пешеходной зоной, родители не могут быть спокойны за ребенка, который, например, захотел прокатиться на велосипеде. Отсутствие зелёных зон в мегаполисе может стать важным фактором ограничения движения для взрослых людей: даже если кто-то хочет и может бегать или просто ходить пешком каждый день, польза от такой физической активности около оживленных дорог с воздухом, насыщенным выхлопными газами, очень сомнительна. То, сколько времени ежедневно тратится на пешую дорогу до магазина, поликлиники, транспорта – это вопрос не только удобства организации городской среды, но и в конечном счете – состояния здоровья.

Ученые Йельского университета отмечают, что не только по причине изменения макросреды раньше было гораздо легче сохранять физическую активность. Сейчас повсеместно распространены энергосберегающие устройства, и речь заходит об энергосбережении в таких объемах, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными или вовсе не замечаются. Так, около 50 лет назад все тексты печатались на машинке, сейчас – набираются на клавиатуре компьютера, причём, производители соревнуются в разработке как можно более «мягких» клавиатур, с лёгким нажатием кнопок. Казалось бы, минимальны энергозатраты калорий, которые расходуются при нажатии на кнопки клавиатуры. Но добавим сюда автоматическое открывание гаражных дверей, электрические зубные щетки, автоматическое открытие окон в машине, пульты дистанционного управления любой домашней техникой, системы «умный дом», автоматически контролирующие все бытовые процессы, заказ товаров по Интернету и т.д. – и мы получаем в сумме огромный дефицит сжигаемых калорий по сравнению с нормой для здорового человека. Никто не собирается отменять или осуждать технический прогресс, просто надо учитывать, что окружающая среда сильно изменилась, и вслед за этим должна меняться не только двигательная активность, но и сознание человека, его образ мыслей и привычек.

Что мы понимаем под навыками здорового образа жизни? Это способность выходить за пределы условий, в которые человека ставит жизнь, для того, чтобы выбрать лучшее для своего организма. Это умение находить здоровые, качественные продукты для себя и своей семьи, находить способы их готовить и есть в уместное время, пить достаточно воды. Это осознанное стремление получать свою норму сна и отдыха, двигательной активности. Это расширение своих энергетических возможностей тренировками и ментальными практиками (медитация, психотерапия). Для этого необязательно обладать какими-то сверхъестественными возможностями. Например, бросить свои вредные привычки, отказаться от сахара и пищевого мусора, чаще выезжать на природу может каждый. Однако для закрепления навыков на всю жизнь и переноса их на разные условия, в том числе экстремальные, нужно менять свое сознание.

Люди нуждаются в освоении особых способов поведения и мышления, направленных на компенсацию и противодействие негативным условиям.

По сути, есть две большие задачи:

формирование у современного человека понимания того, что специально организованное движение и питание – это сейчас не прихоть и не роскошь, а необходимое условие для поддержания здоровья;
разработка таких средств, которые позволили бы максимально безболезненно и эффективно вывести эти новые знания на уровень практической реализации в жизни.
И если первую задачу – просветительскую – более-менее успешно решают медицинские и спортивные организации, действуя, в том числе, и через СМИ, то со второй справиться без специальных психологических технологий они не могут.

В настоящее время в России популярны услуги, направленные на достижение человеком оптимального физического состояния. Однако специалисты, которые работают достаточно квалифицированно в своем направлении (фитнес-тренеры, диетологи, психологи, косметологи, врачи и др.), часто испытывают сложности в процессе ведения клиентов из-за неосведомленности в смежных областях знаний о человеке. Так, например, диетологам не хватает психологических знаний для преодоления барьеров, возникающих у человека, а также понимания возможностей физических упражнений для построения здорового тела, и фитнес-тренеры, и диетологи не владеют техниками мотивирования клиентов и тонкой подстройки систем питания и движения под конкретного клиента, а психологам часто недостает знаний о биологических факторах, связанных с психологическими изменениями и т.д.

Приведем классические примеры из нашей практики, иллюстрирующие это. К нам обращаются люди, бесчисленное количество раз пытавшиеся похудеть – самостоятельно или под врачебным контролем. Некоторые из этих попыток бывают временно успешными, затем следует срыв, набор веса, и так по кругу. У таких клиентов обычно нет проблем со знанием принципов рационального питания, однако есть большие трудности с саморегуляцией, способностью справляться с негативными переживаниями, для чего они и привыкли использовать еду. Некоторых в лишнем весе «держат» вторичные выгоды, с чем, конечно, не работают диетологи.

Другая категория клиентов – люди, которые испытывают трудности с переходом к здоровому образу жизни в силу податливости окружению. Они нуждаются в рекомендациях по организации образа жизни, поиску индивидуально-подходящих приемов повышения независимости от среды. Без способности разбираться в особенностях мотивации и поведения человека специалист, будь то врач или тренер, натыкается на множество «не могу», «трудно», приклеивает к клиенту ярлык лентяя, и тот уходит.

Есть и обратная сторона – клиенты, отчаявшиеся наладить свое питание с помощью врачей, обращаются к психологу, решив, что «всё дело в голове». Психологическая работа по прояснению целей, повышению мотивации приносит свои плоды, человек начинает питаться «правильно», и вдруг жалуется на падение тонуса. Психолог по привычке строит гипотезы в рамках своей компетенции и профессиональной подготовки и работает, например, со стрессоустойчивостью клиента. При этом не знает, что изменение белково-углеводно-жирового состава питания и вызывает колебания тонуса и эмоциональной устойчивости. В данном случае было бы достаточно сбалансировать рацион, и проблема решилась бы меньшей ценой (и времени, и денег).

Эти проблемы, увы, не решаются в массовом порядке, поскольку они создают необходимый денежный поток в индустрию фитнеса и велнеса. Сейчас мы выводим на рынок образовательных услуг два новых направления - «Специалист ЗОЖ» и «Фитнес-психолог». Эти специалисты могут консультировать клиентов по всему спектру проблем, связанных со здоровым образом жизни: от питания и спорта до психологических проблем, мешающих им выглядеть и чувствовать себя хорошо. Поскольку они не продают непосредственно какие-либо товары и услуги, их главной целью становится поиск оптимальных путей достижения гармонии в жизни каждого конкретного человека, исходя из его жизненных условий. Только такая системная работа по-настоящему способна изменить жизнь человека, выводя её на качественно новый уровень.

В целях мультидисциплинарной подготовки специалистов, которые, имея практическое психологическое образование, владели бы также знаниями в области физиологии питания и движения, фитнеса и диетологии были предприняты шаги. Сотрудниками лаборатории научных основ психологического консультирования ФГНУ ПИ РАО во взаимодействии со специалистами-нутрициологами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и профессиональными фитнес-тренерами была разработана образовательная программа для факультета повышения квалификации ПИ РАО. При подготовке учебных материалов использовались результаты современных научно-прикладных исследований российских и зарубежных авторов, а также адаптированные к российским условиям образовательные курсы по публичному здоровью и психологии, биологии и экономики питания Гарвардского, Йельского и Стэндфордского университетов (США).

Программа прошла апробацию в 2013 году не только в рамках курсов повышения квалификации ФГНУ ПИ РАО, но и в Федеральном проекте Росмолодежи «Беги за мной» (фитнес-смена «Селигер-2013»), образовательном процессе подготовки специалистов по здоровому образу жизни на базе Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, на Международном конгрессе «Экология мозга» Ассоциации междисциплинарной медицины.

Содержание:

Большинство из нас думают о своем здоровье в физических терминах. Мы или болеем, или здоровы, а о своем состоянии в данный момент мы узнаем благодаря сигналам, которые посылает нам наше тело. Однако, как свидетельствуют приведенные ниже примеры, здоровье оказывается в такой же степени психологической, как и физической проблемой.

  1. Бобу, 22-летнему члену теннисной команды, посоветовали бросить курить, потому что это подрывает его силы во время матчей. Он хочет бросить, но до сих пор не смог этого сделать.
  2. На прошлой неделе Лиза разорвала отношения со своим парнем, а на следующей неделе ей предстоит сдавать важный экзамен за семестровый курс по химии. В результате она свалилась с гриппом.
  3. Недавно Элен обратилась к врачу с жалобой на головные боли. Доктор равнодушно отнесся к проблеме Элен и, по-видимому, не принял ее слова всерьез. Она решила не следовать советам своего врача, а записаться вместо этого на курс тренинга релаксации: возможно, ей это поможет.
  4. Марк, которому сейчас 19 лет, страдает диабетом с 12-летнего возраста. Хотя он знает о том, что должен два раза в день делать себе инъекции инсулина, иногда он «забывает» об этом; за последние 6 месяцев это уже четырежды оборачивалось вызовом «скорой помощи» и препровождением в больницу.

Психология здоровья.

Осознание того, что здоровье в такой же мере психологическая проблема, как и физическая, послужило толчком к развитию новой области психологии - психологии здоровья.

Психологические исследования здоровья касаются четырех главных областей:

    1. улучшение и поддержание здоровья;
    2. профилактика и лечение заболеваний;
    3. выявление причин и коррелятов здоровья и болезни и других дисфункций;
    4. улучшение системы здравоохранения и формирование политики по охране здоровья.

Важнейший урок психологии здоровья заключается в том, что здоровье не является уделом одной лишь области физического благополучия, но оказывается также биопсихосоциальным состоянием. В соответствии с этой биопсихосоциальной моделью, состояние здоровья человека обусловлено взаимодействием целого ряда факторов: биологических факторов, таких как генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям или воздействие на организм вируса гриппа; психологических факторов, таких как переживание стресса; и социальных факторов, таких как объем социальной поддержки, которую получает человек от своих друзей и семьи. Как только мы признаем, что в поддержании здоровья и в заболевании участвуют, помимо биологических, также психологические и социальные факторы, становится очевидным, что хорошее здоровье обретается, скорее, в ходе сознательных усилий по ведению здорового образа жизни, а не дается нам свыше.

Здоровый образ жзни

Серьезную угрозу здоровью представляли в прошлом такие инфекционные заболевания, как грипп, пневмония и туберкулез. Сегодня медицина победила эти болезни, взяла их под контроль. Основными проблемами для здоровья жителей развитых стран в наши дни являются такие «прогнозируемые» заболевания, как сердечные болезни, рак и диабет. Эти заболевания называются прогнозируемыми, потому что они, по крайней мере отчасти, являются следствием влияющего на здоровье поведения, которое люди могут контролировать. В частности, количество ежегодных смертей от рака могло бы снизиться на 25-30%, если бы люди отказались от курения, Количество смертей в результате сердечных заболеваний могло бы существенно уменьшиться, если бы люди отказались от употребления в пищу продуктов с высоким содержанием холестерина, а также от курения и научились бы более эффективно противостоять стрессу. Количество смертей в результате дорожных аварий могло бы снизиться на 50%, если бы меньше пьяных водителей садились за руль.

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни (health behaviors) выражается в действиях, которые предпринимают люди с целью сохранить или улучшить свое здоровье. К ним относится употребление полезных для здоровья продуктов; регулярные физические упражнения; отказ от использования таких опасных для здоровья веществ, как табак, алкоголь и наркотики; поддержание нормальной продолжительности сна; использование автомобильных ремней безопасности; использование крема от загара; использование презервативов; контролирование своего веса; и регулярное участие в программах медицинского обследования и профилактики здоровья, таких как прививки против инфекционных заболеваний и проверки на наличие таких высокораспространенных заболеваний, как рак легких и коронарная сердечная недостаточность.

Важность соблюдения элементарных принципов здорового образа жизни была проиллюстрирована в классическом исследовании Беллока и Бреслоу. Ученые выделили семь важных привычек, характеризующих здоровое поведение: спать не менее 7-8 часов, не курить, ежедневно завтракать, употреблять не более 1-2 рюмок алкогольных напитков за день, регулярно делать физическую зарядку, избегать дополнительного питания между обычными приемами пищи и не допускать превышения своего нормального веса более чем на 10%. Затем они проинтервьюировали свыше 6000 жителей округа Аламеда, штат Калифорния, с просьбой указать, каких из этих принципов они регулярно придерживаются. Респондентов также просили назвать свои заболевания, оценить уровень своей энергии и указать, как часто они болели (в частности, сколько рабочих дней они пропустили по причине болезни) за последние 6-12 месяцев. Чем большего числа принципов здорового поведения придерживались люди, тем меньшее количество различных видов болезней они называли и тем выше оценивали уровень своей энергии. В других исследованиях были получены сходные результаты; они приведены на рис. 1.


Исследование выпускников Пенсильванского университета 1939 и 1940 годов показывает, что те из них, кто следовал принципам здорового образа жизни, дольше сохраняли свое здоровье. Выпускники были разделены на группы низкого, среднего и высокого риска на основании их веса, занятий физическими упражнениями и употребления табака в годы своего обучения в колледже. Для каждого человека при достижении 67 лет подсчитывался сводный «индекс беспомощности»; основой для подсчета служит степень самостоятельности индивида при решении восьми элементарных повседневных задач: одевание и приведение в порядок своего внешнего вида, утренний подъем, питание, ходьба, принятие ванны и других гигиенических процедур, способность дотягиваться до предметов, носить сумки и выполнять свои основные обязанности. Оценка 0,01 указывает на некоторые трудности в выполнении одной из перечисленных задач. Оценка 0,10 означает некоторые трудности в выполнении каждой из восьми задач. Максимальная оценка 0,30 говорит о неспособности к выполнению всех восьми задач.

К сожалению, не многие люди следуют всем принципам здорового образа жизни. Хотя большинство из нас соблюдают одни принципы, например не курят и поддерживают нормальный вес, но в то же время мы нарушаем другие, например пренебрегаем нормальной продолжительностью ночного сна или физической зарядкой. К числу наиболее злостных нарушителей относятся студенты. Почему это происходит? Мы знаем, что наибольшие проблемы со здоровьем свойственны пожилым людям, но они вовсе не актуальны для студентов. Поэтому студенты часто относятся к болезням как к чему-то их не касающемуся. Может казаться почти невероятным, что соблюдение принципов здорового поведения в юности и молодости способно влиять на здоровье в течение многих последующих лет . Тем не менее это так.

Отношение к здоровью и здоровый образ жизни

Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципами здорового поведения. Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями.

  1. Общие ценности, связанные со здоровьем , включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.
  2. Восприятие серьезности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания.
  3. Осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
  4. Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу (самоэффективность).
  5. Убеждение, что эти действия окажутся эффективными в предотвращении такой угрозы (эффективность поведения).

Чтобы понять эти установки, давайте обратимся к истории одного студента, несколько лет назад слушавшего курс по психологии здоровья. Боб был единственным курящим в своей группе и поэтому испытывал определенное давление со стороны преподавателя и студентов к отказу от этой привычки. Несмотря на признание им того факта, что курение связано как с раком легких, так и с сердечными заболеваниями, он считал эти связи незначительными. Кроме того, поскольку он отличался хорошим здоровьем и занимался различными видами спорта, Боб был уверен в собственной неуязвимости для этих заболеваний. Однажды во время каникул по случаю празднования Дня благодарения, когда все члены семьи по традиции собирались вместе, Боб отправился домой и в буквальном смысле испытал потрясение от новости, что его любимый дядя, заядлый курильщик с большим стажем, заболел раком легких и что ему осталось жить не больше нескольких месяцев. Внезапно состояние собственного здоровья приобрело для Боба огромное значение, которое он раньше не осознавал. Иллюзия собственной неуязвимости для рака легких рассеялась вследствие того, что им заболел один из членов его семьи. Юноша на примере близкого человека убедился, насколько серьезными могут оказаться последствия курения. Отношение Боба к необходимости отказа от курения также радикально изменилось. Он пришел к выводу, что отказ от курения может предотвратить опасность заболевания (эффективность поведения). Кроме того, он приобрел убеждение в собственной самоэффективности, или уверенности в том, что он сможет бросить курить. После возвращения из дома Боб совершенно прекратил курить. Эти отношения схематически изображены на рис. 2.
В целом убеждения, касающиеся здоровья(health beliefs ), предопределяют такие формы здорового поведения, как сокращение/отказ от курения, физические упражнения, профилактические меры против заболевания раком кожи (например, использование крема от загара), регулярная чистка зубов зубной щеткой и нитью, контроль за состоянием своих легких путем периодического прохождения флюорографических обследований, избегание форм сексуального поведения с высоким риском заболевания СПИДом, использование презервативов и контроль над своим весом при помощи диет.


Рис. 2.

Теория разумного поведения

Еще один установочный компонент, позволяющий прогнозировать здоровое поведение, был выявлен Фишбейном и Айзеном (Fishbein, Ajzen, 1980), разработавшими модель разумного поведения. Теория разумного поведения (theory of easoned action) опирается на представление о том, что действие является прямым следствием намерения его совершить. Рассмотрим в качестве примера снижение употребления в пищу продуктов с высоким содержанием холестерина. Представьте, что ваш отец убежден, что холестерин опасен для здоровья, а его избыток в пище чреват серьезными последствиями (способствует возникновению инфаркта). Предположим, он также считает, что может изменить свой рацион, сделав его более здоровым, и верит в то, что это снизит угрозу возникновения сердечного заболевания. Тем не менее он все еще не готов приступать к решительным действиям. В этом случае знание о том, намеревается ли он изменить свое питание или нет, повысит вашу способность прогнозировать, действительно ли ваш отец предпримет определенные действия по изменению диеты. Знание о намерении индивида совершить определенные действия позволяет нам прогнозировать, будет ли он, например, контролировать свое сексуальное поведение в целях снижения риска заболевания СПИДом, использовать противозачаточные таблетки, регулярно проверять состояние своих легких в ходе флюорографических обследований, применять крем от загара и заниматься физическими упражнениями наряду с другими формами здорового поведения.

Важную роль в реализации здорового образа жизни играет также ощущение собственной самоэффективности или самоконтроля, которое позволяет прогнозировать столь различные действия, как использование студентами колледжей презервативов, физические упражнения и успешность в отказе от курения. Женщина, пытающаяся соблюдать диету, может совершенно ненамеренно свести на нет все свои усилия одной мыслью: «Мне никогда не удастся это сделать» или «Я уже не раз пробовала соблюдать диету, и это всегда заканчивалось неудачей». И наоборот, она достигнет успеха, если будет уверять себя в том, что ее питание всецело находится под контролем и что она способна при желании его изменить.

Анализ детерминант здорового поведения позволяет лучше понять, почему так мало людей следуют ему на практике. Курильщик может решить, что прекратить курить очень трудно (низкая самоэффективность). Не делающий утреннюю зарядку может считать, что одними физическими упражнениями не снизить риск конкретного заболевания (низкая эффективность поведения). Индивид, страдающий избыточным весом, может не понимать, что излишний вес действительно угрожает его здоровью (слабое восприятие угрозы). Для того чтобы какое-либо связанное со здоровьем действие смогло реализоваться на практике, все эти представления и убеждения должны пересечься в одной точке; кроме того, у каждого человека имеется также целый ряд оправданий и рациональных объяснений, почему не следует предпринимать конкретного связанного со здоровьем действия.

Помимо прочего, существуют и другие факторы, подрывающие самые благие намерения следовать здоровому образу жизни. Например, многие связанные с риском для здоровья действия подростков вовсе не планируются; они происходят в результате стечения обстоятельств: курение, употребление алкоголя, секс с отсутствием предохранения и другие рискованные действия. Другие негативно сказывающиеся на здоровье действия могут быть обусловлены плохим настроением, как это происходит с людьми, страдающими бесконтрольным потреблением пищи. Алкоголь способствует утрате самоконтроля и может увеличивать вероятность возникновения курения или секса без предохранения. Действия, направленные на сохранение здоровья, вызваны ожиданиями позитивных или негативных последствий, и эти факторы также не полностью учитываются моделями аттитюдов, касающихся здоровья. Например, люди загорают, чтобы приобрести красивый цвет кожи, и не задумываются при этом о риске подвергнуться заболеванию раком кожи или о других негативных последствиях воздействия солнечных лучей. Наконец, модели аттитюдов основаны на допущении, что люди обладают немалыми когнитивными способностями и используют их при принятии решений, касающихся своего здоровья; однако, довольно часто наши выводы или решения достигаются скорее путем использования чрезвычайно упрощенных или эвристических процессов, нежели в результате тех систематических и последовательных шагов процесса принятия решений, которые предусматриваются этими моделями. Некоторые исследователи считают, что степень идентификации себя с категорией людей, практикующих действия, направленные на сохранение (разрушение) здоровья, позволяет лучше прогнозировать конкретные действия индивида. Так, например, школьница-подросток, считающая себя похожей на курящих, пьющих и нарушающих правила вождения автомобиля подруг, будет с большей вероятностью совершать те же самые действия, нежели девушка, не ассоциирующая себя с прототипическим образом «отвязного» подростка. Иначе говоря, существует множество других социально-психологических подходов к пониманию причин поведения, наносящего ущерб здоровью; согласно этим подходам, аттитюды и намерения совершать определенные действия могут играть важную роль лишь в отношении некоторых форм здорового поведения и лишь при определенных условиях.

Такие наносящие ущерб здоровью привычки, как курение, называются в числе основных причин болезней и смертей. К сожалению, зачастую они приобретаются в самом начале жизни, до того как люди начинают осознавать, какой опасностью это может им грозить

При оценке вывода о том, что убеждения, касающиеся здоровья, являются важными детерминантами здорового образа жизни, должен также учитываться тот факт, что большая часть исследований, посвященных данной проблеме, проводилась среди представителей сравнительно обеспеченного среднего класса, получающих достойное медицинское обслуживание. Если мы обратимся к реалиям жизни бедных семей, мы обнаружим, что гораздо более важными, чем убеждения, касающиеся здоровья, детерминантами здорового образа жизни оказываются стоимость медицинской профилактики, например возможность сделать бесплатную маммограмму и доступ к медицинскому обслуживанию. Так, многие семьи с низким уровнем дохода не имеют возможности регулярно пользоваться медицинскими услугами и поэтому вынуждены либо прибегать к ним в крайних случаях, либо вовсе обходиться без них. Эти факты выглядят еще более печальными в свете того обстоятельства, люди с низким уровнем дохода отличаются, как правило, худшим здоровьем, по сравнению с более обеспеченными. По-видимому, причина кроется в том, что представители групповых меньшинств и люди с более низким уровнем дохода, уровнем образования и профессиональным статусом чаще подвергаются воздействию высокострессовых и негативных жизненных событий. Вопреки желаемому, эти социальные, классовые и этнические различия имеют тенденцию еще к большему усилению.

Изменение установок, касающихся здоровья

Изучение установок, касающихся здоровья, оказывается чрезвычайно полезным не только потому, что это помогает нам прогнозировать, кто будет практиковать ту или иную форму здорового поведения, но и выявляет условия, при которых люди могут изменять свое поведение в отношении здоровья. Исследователи считают, что этому могут способствовать убеждающие сообщения, усиливающие чувство уязвимости при одновременном усилении чувства самоэффективности и эффективности ответных действий. Каким образом можно довести до людей необходимую информацию? Одна из целей пропаганды здорового образа жизни заключается в охвате как можно большего числа людей при помощи средств массовой информации. Всем нам доводилось слышать телевизионные и радио- обращения, призывающие нас употреблять в пищу больше клетчатки, снижать содержание холестерина или отказаться от курения. Насколько эффективны такие сообщения? К сожалению, оценка результатов прилагаемых усилий говорит о весьма скромных достижениях в этой области. Сообщения средств массовой информации могут приводить к изменениям установок, касающихся здоровью, однако их влияние на реальное поведение оказывается незначительным.

Стадии изменений установок

Одна из причин, по которой кампании по изменению установок, касающихся здоровья, не всегда приводят к изменению соответствующего поведения, состоит в том, что люди не могут измениться в один момент, этот путь состоит из нескольких этапов. Различные способы воздействия дают разные результаты, в зависимости от стадии, на которой в настоящий момент находится человек, обладающий негативно влияющей на здоровье привычкой. Эти стадии с соответствующими им процессами описываются транстеоретической моделью поведенческих изменений. Разработанная изначально для работы с такого рода аддиктивными нарушениями, как курение, эта модель сегодня применяется ко многим формам здорового поведения, включая физические упражнения и регулярные маммографические обследования.

Стадия беспроблемного (pre-contemplation) существования индивида характеризуется отсутствием у него намерения как-либо изменять свое поведение. Многие на этой стадии даже не осознают наличия проблемы, хотя она может представляться вполне очевидной их родственникам, друзьям, соседям и товарищам по работе. Примером может служить пьющий человек, обычно не замечающий тех проблем, которые он создает своей семье. Поэтому не вызывает удивления, что такие индивиды являются плохими объектами для воздействия.

Стадия раздумий (contemplation) наступает, когда индивид начинает сознавать наличие проблемы и задумывается о ней, но еще не готов к каким-либо конкретным решительным шагам по ее устранению. Многие люди могут оставаться на стадии раздумий годами, например курящая женщина, которая осознает необходимость отказаться от этой привычки, но не решается это сделать. Для людей, находящихся на этой стадии, процедуры вмешательства, связанные с изменением аттитюдов, могут оказаться успешными.

На подготовительной (preparation) стадии люди формируют намерение изменить свое поведение, но могут к этому еще не приступать. В некоторых случаях это происходит отчасти потому, что подобные попытки не заканчивались успехом в прошлом. Другие индивиды начинают изменять свое целевое поведение уже на подготовительной стадии, например снижая количество выкуриваемых за день сигарет, однако, как правило, еще не принимают обязательств окончательно прекратить конкретное поведение. На стадии действий (action ) индивиды изменяют свое поведение, чтобы справиться с проблемой. Для того чтобы поведение действительно менялось, от индивидов требуется совершать временные и энергетические затраты. На стадии поддержания (maintenance) люди стараются предотвратить возможность возникновения рецидивов и укрепить достигнутые результаты. Обычно, если человек оказывается способен воздерживаться от аддиктивного поведения в течение более шести месяцев, можно считать, что он находится на стадии поддержания.

Транстеоретическая модель оказывается чрезвычайно полезной, поскольку учитывает тот факт, что конкретные способы вмешательства могут работать более эффективно на одной стадии в сравнении с другой. В частности, информирование индивидов, находящихся на беспроблемной стадии, об их проблеме может способствовать их перемещению на стадию раздумий. Для перемещения людей со стадии раздумий на подготовительную стадию можно использовать процедуру воздействия, заставляющую их оценить те мысли и чувства, которые они испытывают по отношению к себе в связи с существующей проблемой, а также то, как ее разрешение изменит их. Способы вмешательства, призванные побудить людей принять на себя обязательства в отношении того, когда и каким образом он собираются менять свое поведение, могут послужить мостом между подготовительной стадией и стадией действий. Способы вмешательства, опирающиеся на социальную поддержку и практические навыки, окажутся наиболее эффективными при работе с индивидами, перешедшими со стадии действий на стадию поддержания достигнутых успехов.

Часто, очень часто в конце рабочего дня мы бываем как выжитый лимон. Мы жалуемся на упадок сил, головную боль, ломоту в тканях и суставах, и вообще раздражительны и подавлены. И вроде бы нет причин нашим недомоганиям, хотя по большому счету, все недомогания сами же и создали. Мы нарушаем законы психологии здорового образа жизни.

Современная жизнь, с её непомерными темпами жизни, с большими требованиями к профессиональным качествам, предъявляет к человеку максимум работоспособности, конкурентоспособности, и естественно здоровья. В психологии человека есть понятие: психология профессионального здоровья - это наука о психологических условиях здоровья в любой профессиональной деятельности, о методах и средствах его развития и сохранения.

Каковы же признаки здорового человека? Среди них можно выделить три основных.

Во-первых, структурная и функциональная сохранность систем и органов человека.

Во-вторых, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде.

В-третьих, сохранение и развитие потенциальных физических и психологических возможностей здорового образа жизни и деятельности человека.

Многочисленные исследования доказывают, что истинные причины заболевания кроются не в особенностях физиологии, а эмоциональных условиях жизни человека. Первично болезнь возникает на фоне ежедневных негативных эмоции , которым окружен современный профессионал.

Следовательно практическая психология должна научить правилам и техники противостояния негативным эмоциональным атакам окружающих людей, сложностям психологического микроклимата в коллективе, развитию положительных черт характера, способствующих грамотному искусству общению и самосохранению своего психологического здоровья.

Конечно, причины болезней являются определенные черты характера, особенности характера.

Так люди, которые всё выполняют с тщательностью, качественно, стремятся к успеху, фанатичны в работе, обладающие ко всему этому высокой эмоциональностью, скорее всего, склонны к заболеваниям сердечно-сосудистых заболеваний, повышению артериального заболевания, нарушению сердечного ритма, приступам радикулита. Это тип людей «А».

А вот тип «В» склонны к размеренности, низкому уровню активности и работоспособности, отсутствию эмоциональности в общении, нежелании профессионального роста, отсутствие целей. низкая самооценка. Все это приводит к рутине в работе, а соответственно заболеваний обмена веществ, заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечных заболеваний.

Тип людей «С», которые уступают во всем, подвержены меланхолии, очень сильная эмоциональность, да ещё стремление подавлять её, загонять в себя, такие люди могут заболеть онкологией.

Исходя из этих обобщений, волевое развитие положительных черт характера является профилактикой заболеваний. А если вы приобрели эти болезни, то ежедневная повторение установок по выработке нужных связей в голове, а затем и жизненных правил приведет к выздоровлению.

Это очень хорошо описано в книге американского психотерапевта ЛУИЗЫ ХЕЙ «Новейшая энциклопедия здоровья и счастья». Долгое время она была моей настольной книгой. И, по моему мнению, кому сейчас довольно трудно на пути восстановления здоровья, следует именно обратится к этой замечательной книги.

Легко читается, при первом знакомстве кажется вроде бы не серьезной, но прочитала один раз, второй, и на многие вещи смотришь по другому. Но, самое главное, она восстанавливает оптимизм. Тем более, учится ни когда не поздно. У русского народа есть очень умная пословица « учитесь, пока хрящи не срослись».

В своей энциклопедии Луиза Хей ставит задачу перед читателями, что путем положительных установок нужно ежедневно создавать счастливую и здоровую жизнь . Разобраться, в чем неудовлетворенность в жизни . Само по себе неудовлетворенное состояние это уже нездоровое состояние. Уровень здоровья и общая неудовлетворенность жизнью зависит:

— наличие определенного количества социальных связей и дружеских контактов. Оказывается, положительные эмоции от общения с близкими, психологически совместимыми людьми и вообще хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации.

Замечено, что в отличие от общительных одинокие люди для борьбы со стрессом чаще прибегают к курению, употреблению спиртных напитков, что ухудшает их состояние;

Крепкая семья и наличие в них детей;

Интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение. Доказано, что безработица отрицательно сказывается на здоровье, так как безработные постоянно находятся в стрессовом состоянии, провоцирующем различные заболевания; и не только болезни - пристрастие к алкоголю, это тоже не здоровое состояние.

Особый склад личности, который характеризуется желанием трудиться не только для собственного материального благосостояния, но и осознавая важность и нужность своей деятельности для общества;

Наличие адекватных целей, ценностей, перспектив в профессиональной деятельности;

Оптимизм, вера в себя, в успех общения с другими людьми перспективность будущего.

Общеизвестно, что для поддержания физического здоровья необходимо выполнять комплекс физических упражнений. По утверждению академика Н.М. Амосова человек должен делать не менее 1000 движений в день, это могут быть разные упражнения. Например, общеоздоровительные, или с акцентом на поддержание здоровья сердечно-сосудистой системы, или профилактике опорно-двигательной системы.

Со временем вы сами выработаете комплекс для разных задач, и это будет правильно. Важно, всё это делать постепенно, систематически. И кстати, физические упражнения будут способствовать созданию хорошего настроения, удовлетворенностью жизнью.

Точно также для развития и поддержания положительных черт характера , способствующих формированию психологии здоровья, важно овладеть психотехническими упражнениями . Вот некоторые из них:

«Добрая улыбка ». Каждый день начинайте с настроя на положительные эмоции. Представьте, что вы излучаете тепло, свет, добро. Улыбнитесь себе «внутренней улыбкой», пожелайте доброго утра «себе любимому», своим близким. При всей занятости старайтесь в течение дня встречать окружающих той же доброй, искренней, приветливой улыбкой, ведь от вас исходят только положительные эмоции, не позволяйте себе «заражаться» негативными эмоциями окружающих. Поддерживайте это состояние на протяжении всего рабочего дня, вечером проанализируйте, как вы себя чувствовали. Самочувствие резко улучшится.

«Я рад тебя видеть ». При встрече с любым человеком, даже с тем, кого вы совсем не знаете, первая ваша фраза должна быть такой: «Я рад тебя видеть!» Скажите это от всего сердца или подумайте так и только после этого начинайте разговор. Если в ходе беседы вы почувствуете раздражение или гнев, то каждые 2-3 минуты произносите мысленно или вслух: «Я рад тебя видеть!».

«Приятный разговор ». Если вопрос, который вызывает у вас неприятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать максимально приятным. Прав ваш собеседник или неправ (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь. Чтобы этому человеку с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз встретиться и пообщаться с вами.

«Созерцатель ». Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как восточный мудрец, созерцательно, то есть, прежде чем реагировать на слова или поступки окружающих людей, спросите себя: «А как бы поступил на моем месте спокойный, опытный, мудрый человек? Что бы он сказал или сделал?» Итак, настройте себя на философское восприятие действительности, в течение нескольких минут созерцательно размышляйте о проблеме и лишь, затем принимайте решения и действуйте.
Эти психотехнические упражнения необходимо выполнять систематически, желательно ежедневно, и тогда положительный результат не заставит себя ждать, а вы обретете позитивное настроение и откроете новые возможности для сотрудничества с людьми. //www.zdravclub.ru

Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние - один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.

В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

Что такое психическое здоровье

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:

Это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют нескольких критериев :

  • осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.

В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.

Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них - социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.

Психическое и психологическое здоровье

Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении - более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?

Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.

Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. Например, в США наблюдение за людьми, страдающими тревожными расстройствами, показало, что люди, получившие помощь психиатра стали тратить на 35% меньше денег на лечение от разных болезней, чем те, кто не обращался к специалистам. Существуют и другие данные, согласно которым люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей в два раза чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь.

Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По неофициальным подсчетам, даже в США, стране с развитой психиатрией, примерно каждый 4-ый взрослый страдает от диагностируемых психических расстройств.

Подводя итоги, или почему психическое здоровье важно:

  1. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы).
  2. Нарколог, психиатр, доктор медицинских наук Д. Сэк отмечает, что люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов в карьере и зарабатывают больше.
  3. Психическое здоровье очень важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в среде близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания.
  4. Психически здоровые люди реже подвержены влиянию негативных социальных факторов, и реже совершают противозаконные действия.
  5. В 2012 г. в «British Medical Journal » были опубликованы результаты исследования, согласно которым средняя продолжительность жизни психически здоровых людей выше, чем у людей с расстройствами. Более того, риск умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 94% выше у тех, кто подвержен постоянной депрессии и чувству тревоги и не может с ними справляться.

Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, а также вредных привычек, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие.

Профилактика и стрессоустойчивость

Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами. Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов. Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации - обратиться за консультацией к врачу-специалисту. Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу. Под этим требованием подразумевается умение в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности. Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

  1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
  2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
  3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
  4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
  5. «Считайтесь с неизбежным».
  6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

Способ 1

1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму. Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать. Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

Способ 2

1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких - сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения. Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей. Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

Способ 3

1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

4. Питайтесь правильно . Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

Тест на копинг-стратегии

Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс - это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» - справиться, выдержать, совладать).

Копинг-стратегия - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года - опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist - WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Психическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия. Переход от позднего детства к подростковому периоду сопровождается эмоциональными взлетами и падениями на фоне гормональных изменений детского организма. Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых.

Школьные психологи ведут образовательную деятельность в данном направлении. Их работа включает в себя профилактику девиантного поведения, сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся через приобретение ими конкретных знаний и навыков. Однако многое также зависит от степени вовлеченности родителей в процесс воспитания, мотивации, формирования психоэмоционального состояния ребенка. Они должны понимать, что подростковая депрессия проявляется не только в плохом настроении, но и иногда может привести к серьезным проблемам: к наркомании и алкоголизму, ненависти к себе и окружающему миру, ранней беременности, насилию и даже самоубийству.

Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно - и обращения за квалифицированной помощью. О наличии подобных проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей, интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Лучший способ предупредить нежелательные последствия - постоянно наблюдать за подростком и фиксировать проявления симптомов, а также сопоставлять его действия с поведением сверстников. Грань между «болезнями возраста» и психическим расстройством неподготовленным родителям часто неочевидна, поэтому, только уделяя детям должное внимание и участвуя в их жизни, можно выявить подверженность депрессии.

Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:

  1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
  2. Поощряйте физическую активность , при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
  3. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
  4. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на собственном примере.

Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, ответственные родители смогут эффективно способствовать нормальному психологическому развитию своих детей.

Позитивное мышление

Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог. Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.

Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет - вы будете счастливы, а если нет - станете философом».

  1. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
  2. Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
  3. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
  4. Выделяйте время , чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
  5. Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
  6. Ставьте и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
  7. Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться - это сам страх».
  8. Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.

Конечно, невозможно собрать в одном уроке все принципы и приемы сохранения здорового психического состояния человека, поэтому советуем вам обратить внимание на , посвященный психологии, где вы найдете много полезного и интересного.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.