Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Нужен ли в школе классный руководитель. Работа с внешней средой. Классный руководитель не вправе

Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

Профессиональный классный руководитель в современной школе

Воспитание есть усвоение хороших привычек .
Платон

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.

Классный руководитель сегодня - это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.

Эдуард Асадов

Функции классного руководителя: организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива. Координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями) управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель - лицо, имеющее определённые права и обязанности, он должен:

1)быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика; 2) осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий; 3) взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, с библиотекарем, со школьным психологом, с медработниками, со специальными службами по делам детей, с родителями учеников; 4) вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и различными методами; 5) содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе; 6) получать помощь от коллектива сотрудников школы; 7) вести индивидуальную работу с учениками и их родителями не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей; 8)проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики; 9) организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников; 10) помогать каждому, конкретному ученику в решении его проблем; 11) осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

Каким должен быть классный руководитель?

Хороший, мыслящий классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?

Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!

Классный руководитель - это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся: 1)духовным образцом человеческой культуры; 2) защитником от безнравственности; 3) инициатором сплочения ученического коллектива; 4) фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика; 5) помощником социализации ребёнка; 6)консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества; 7) консультантом по профориентации; 8)координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника человеком, позитивно влияющим на нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь : 1) эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями; 2)уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности; 3)правильно понимать и реализовывать цели воспитания; 4) планировать свою деятельность; 5)организовывать воспитательные мероприятия; 6)использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе; 7) внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Классный руководитель и педагогический коллектив .

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

Профессиональный классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.

Хорошей и продуктивной формой взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Очень важно, если классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, является тем человеком, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.


Классный руководитель и родители учащихся на родительском собрании.
Классный руководитель - профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту - школьные психологи.

Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы - психолого-педагогические.

Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.

Сегодня я слово хочу сказать
Всем тем, кому золотых семнадцать,
Кому окрыленных, веселых двадцать,
Кому удивительных двадцать пять.

По-моему, это пустой разговор,
Когда утверждают, что есть на свете
Какой-то нелепый, извечный спор,
В котором воюют отцы и дети.

Эдуард Асадов

Чтобы вас услышали


Начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Начать разговор нужно в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

"Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки." Арт-Онг Джумса

Источники

педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: создание благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности учащегося; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося в классе; внесение (при необходимости) корректив в систему воспитания учащегося; помощь в решении проблем, возникающих у учащихся при общении между собой, с учителями, родителями.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

в общеобразоват. школе Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитат. работы. В нач. классах обязанности К. р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На ср. и ст. ступенях обучения К. р. назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность К. р. введена также в ср. спец. уч. заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, проф.-тех. уч-щах функции К. р. осуществляет воспитатель.

До 1917 в ср. уч. заведениях функции К. р. в муж. гимназиях выполняли классные наставники, в женских - классные дамы (должность введена Уставом 1871), осуществлявшие гл. обр. надзор за поведением учащихся. С 1918 воспитат. работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитат. комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодежи полит. сознания. Для внеурочной и внеклассной работы с каждой уч. группой выделялись отд. учителя, но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, разл. отчетностью и не имели времени вести полноценную воспитат. работу. Самоустранение их от задач воспитания или же прямой диктат по отношению к дет. коллективу привели к ликвидации института классного наставничества. Началась кампания по внедрению в школу ученич. самоуправления. Однако в сер. 20-х гг. кризис дет. самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им пед. помощи. В 1931 утверждена Нарком-просом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входила работа с отд. учащимися или с их группой, с родителями, др. учителями по проблемам организации уч.-воспитат. работы. В 1934 с переименованием групп в классы утверждена должность К. р. В 1947 МП РСФСР утвердило «Положение о классном руководителе», согласно к-рому задачей К. р. являлась организация учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения уч.-воспит. задач, поставленных перед школой. В обязанности К. р. входила работа с активом, пионерской и коме, организациями класса, изучение «Правил для учащихся», наблюдение за успеваемостью. В «Инструктивно-метод. указаниях» 40-х гг. по улучшению работы К. р. подчеркивалась необходимость тщательного изучения каждого ученика путем посещения уроков, наблюдения за учащимися во внеурочное время.

В 50-х - 1-й пол. 60-х гг. велись поиски новых подходов к воспитанию ребенка, появились публикации из опыта работы К. р. С 1970 осн. обязанности К. р. определялись Уставом средней общеобразовательной школы. Положение о К. р. 1971 продолжило линию, выработанную в 30-е гг. - ориентация на коллектив учащихся. В осн. задачи К. р. "входило воспитание у учащихся идейной убежденности, обществ. сознания и готовности к активному участию в обществ. жизни; воспитание учащихся в духе ком-мунистич. морали; трудовое воспитание учащихся, подготовка их к жизни, к сознат. выбору профессии; борьба за высокое качество успеваемости, глубокое усвоение основ наук, развитие познават. активности; содействие эстетич. и физич. воспитанию, укреплению здоровья детей.

Движение педагогов за реформирование «системы образования, развернувшееся в кон. 80-х гг., вновь привлекло внимание к проблеме воспитания учащихся и роли К. р. в ее решении. С 1989 в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобожденный классный руководитель (воспитатель)», в ходе к-ро-го определились приоритетные направления в деятельности К. р. В центре его внимания находится личность воспитанника, его защита и развитие. Коллектив уч-ся (класс) должен стать благоприятной средой для каждого ученика. Содержание воспитат. работы составляют целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Организуя работу по этим направлениям, К. р. совместно с др. учителями и родителями обеспечивает физич., нравств. развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

К. р. планирует работу, как правило, на уч. четверть (реже полугодие) в соответствии с общешк. планом уч.-воспитат. работы, планами К. р. параллельных классов, дет. обществ. организаций и др.

К. р. привлекает к работе др. учителей и воспитателей, советы содействия семье и школе на предприятиях и в организациях, родителей и общественность по месту жительства учащихся. Деятельность К. р. планируется с учетом как не-посредств. воспитат. действий самого педагога, так и его организац.-пед. и исследоват. задач. К. р, призван рационально распределить и скоординировать воспитат. усилия учителей-предметников и др. в интересах поддержания воспитат. процесса в классе и достижения его эффективности. К. р. систематически изучает уровень воспитанности учащихся, развития коллективистских отношений в классе, анализирует влияние семьи, микросреды и др. и на основе полученных данных выбирает формы и методы воспитат. ра боты. Важнейшая задача К. р. - развитие ученического самоуправления. В школе создается метод. объединение К. р., осн. задачами к-рого являются повышение их квалификации, содействие самообразованию, обмен опытом и др. Пед. изд-ва выпускают лит-ру в помощь К. р., в т. ч. серии «Библиотека К. р.».

Лит.: Болдырев Н. И., Классный руководитель, M.; III у p к о в a H. E., Вы стали классным руководителем, М., 1986; Бондаренко Л. И., X p a n у и о- в и ч И. В., Классный руководитель. Биб-лпографич. указатель, Л., 1981; P у д а е в а И. М., Система работы классного руководителя. Рекомендат. библиографич. указатель, М., 1982. Б. В. Першуткин.

Отличное определение

Неполное определение ↓


Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

Профессиональный классный руководитель в современной школе

Воспитание есть усвоение хороших привычек .
Платон

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.
Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету. Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон.

Эдуард Асадов


Функции классного руководителя: организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива. Координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями) управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности, он должен:

1)быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика; 2) осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий; 3) взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, с библиотекарем, со школьным психологом, с медработниками, со специальными службами по делам детей, с родителями учеников; 4) вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и различными методами; 5) содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе; 6) получать помощь от коллектива сотрудников школы; 7) вести индивидуальную работу с учениками и их родителями не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей; 8)проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики; 9) организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников; 10) помогать каждому, конкретному ученику в решении его проблем; 11) осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.


Каким должен быть классный руководитель?

Хороший, мыслящий классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?

Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и все!

Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся: 1)духовным образцом человеческой культуры; 2) защитником от безнравственности; 3) инициатором сплочения ученического коллектива; 4) фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика; 5) помощником социализации ребёнка; 6)консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества; 7) консультантом по профориентации; 8)координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника человеком, позитивно влияющим на нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь : 1) эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями; 2)уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности; 3)правильно понимать и реализовывать цели воспитания; 4) планировать свою деятельность; 5)организовывать воспитательные мероприятия; 6)использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе; 7) внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.


Классный руководитель и педагогический коллектив .
Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллекти-ва и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-пред-метниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.
Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помо-щи ребенку и его семье. Организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих ус-пешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учи-телей о динамике развития ребенка, его трудностях и дости-жениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучени-ем, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей пре-одоления этих трудностей и помогает педагогам скорректиро-вать их действия, предварительно познакомив их с особеннос-тями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влия-ния на таких детей.
Профессиональный классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии вос-питания, особенностях родителей, организует встречи родите-лей с учителями-предметниками с целью обмена информаци-ей об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помо-щи родителям в организации домашней работы с учащимися.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессио-нальных интересов школьников; привлекает учителей к под-готовке и проведению собраний с родителями.
Хорошей и продуктивной формой взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формиру-ется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с уче-ником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способно-стях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре-зультаты наблюдений за учеником, обмениваются информаци-ей, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.
Очень важно, если классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учите-лей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремле-ние учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, ус-тановить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, пробле-мы, поставленные учителями.
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функ-ции, является тем человеком, который непосредственно органи-зует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Классный руководитель и родители учащихся на родительском собрании.
Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи.
Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические.
Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей. Сегодня я слово хочу сказать Всем тем, кому золотых семнадцать, Кому окрыленных, веселых двадцать, Кому удивительных двадцать пять. По-моему, это пустой разговор, Когда утверждают, что есть на свете Какой-то нелепый, извечный спор, В котором воюют отцы и дети.

Эдуард Асадов

Чтобы вас услышали

Начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.
Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
Начать разговор нужно в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...
Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».
Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.
Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.
Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.
Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.
И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

"Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки." Арт-Онг Джумса

Классный руководитель - архитектор классного коллектива .

Соответствовать статусу удается не каждому

Он душа компании и строгий наставник, умница, завораживающе вещающий о неизвестном, и неугомонный затейник, заботливый опекун и эталон для подражания. Классный руководитель - человек, с которого спрос велик, а претензий воз и маленькая тележка. Чтобы объяснить, каким должен быть идеальный классный руководитель , ученые разрабатывают критерии, которым необходимо неуклонно следовать.

Архитектор, творец и помощник

Школьное воспитание осуществляется всем педагогическим коллективом во всех сферах жизнедеятельности. Особая роль принадлежит классному руководителю.

Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, который становится для ребенка посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий. Его можно сравнить с архитектором, так как он выстраивает отношения сотрудничества со всеми членами школьного сообщества. Он создает оптимальную развивающую микросреду и благоприятный морально-психологический климат в классе. Координирует совместные действия педагогов, семьи и социума. Классный руководитель всегда рядом, всем своим педагогическим арсеналом он способствует развитию ребенка . Причем не одного, а каждого индивида в классе.

Работа классного руководителя объемна и требует высокой психолого-педагогической подготовки и дополнительного напряжения сил.

Выполнима ли миссия?

Цель исполнения данной миссии (создание детского коллектива) - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь и восхождении к мировой культуре.

Исполнение обозначенной миссии требует создания определенных организационных условий, обеспечение которых и возлагается на классного руководителя: - координация жизнедеятельности отдельной группы учеников с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей; - содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося; - обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, обеспечивающей разносторонность развития; - установление связи с родителями и взаимодействие с семьей на основании единой заботы о максимальном развитии каждого учащегося; - ведение документации, отражающей процесс развития личности каждого ученика группы; - педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и соответствующее педагогическое корректирование физического и духовного развития каждого ученика вверенной группы.

Человек - это звучит гордо

Организация и воспитание классного коллектива - это основная обязанность классного руководителя. Организуя и сплачивая коллектив, он создает условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Классный руководитель обеспечивает тесное сотрудничество учителей своего класса, добивается единства требований и педагогических воздействий. Антон Макаренко справедливо указывал на то, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку. Каждый учитель и все вместе руководствуются едиными требованиями к учащимся, вместе с тем осуществляют индивидуальный подход к ним.

Классный руководитель призван проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся. В тесном содружестве с учителями своего класса он способствует становлению и развитию у школьников духовно-нравственных ценностей как основы мировоззренческих ценностей, формирует у детей сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществляет контроль за тем, как учатся его воспитанники, как посещают занятия, как участвуют в жизнедеятельности класса и школы в целом.

Разносторонняя и многоплановая внеклассная воспитательная работа ложится в основном на плечи классного руководителя.

Значительное место в деятельности классного руководителя занимают вопросы воспитания учащихся в духе сознательной дисциплины, приучения их к выполнению правил жизни в коллективе, в обществе. Уже с первых дней учебных занятий устанавливаются твердый режим и четкий внутренний распорядок, происходит разъяснение «Правил для учащихся», приучение к дисциплине и порядку.

В содружестве школы и семьи отражается демократизм российской системы образования. Связь школы с семьей осуществляется главным образом и в первую очередь через классных руководителей. Классный руководитель общается с родителями как равный с равными, как коллега с коллегами, и он, и они равнозаинтересованные союзники. Основной тон таких взаимоотношений: «Давайте посоветуемся», «А как думаете вы?»

Воспитанность учащихся класса оценивается по уровню их социально-культурного развития . О работе классного руководителя следует судить не по количеству и разнообразию мероприятий, а потому, какие отношения в классе и каков интеллектуальный и нравственный уровень в нем.

Какой он - идеальный классный руководитель?

В идеале – это человек с очень богатой фантазией. Мало знать методы и стандартные формы работы. Никогда нельзя повторяться. Настоящий классный руководитель должен быть способен из пустяка силой воображения создать что-то интересное для детей.

Во - вторых, идеальный классный руководитель – это человек мудрый. Всегда стоял вопрос, насколько классные руководители зрелы для педагогического просвещения и для работы с родителями, ведь мудрым человек может стать и в 16, и в 20, в 30 лет, может и в 60. А может и вообще не стать.

Есть и еще одно негласное педагогическое правило. Нормальный классный руководитель никогда не делит детей на «хороших» и «плохих». Нужно попытаться найти взаимопонимание даже с самым последним хамом. Нельзя провоцировать ученика на недостойный поступок, а потом ругать. Нельзя отвечать насилием. Эти этические нормы известны были педагогам еще и 1000, и 2000 лет назад. Именно на них следует опираться.

Основными функциями, определяющими содержание работы классного руководителя, являются:

1. аналитическая;

2. прогностическая;

3. организационно - координирующая;

4. коммуникативная;

5. контрольная

Аналитическая функция

2. Изучение и анализ развития личности ребенка и ученического коллектива.

3. Анализ и оценка уровня воспитанности школьников.

4. Изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, работающего с классом.

5. изучение индивидуальных особенностей воспитанников;

Прогностическая функция

· Предвидение результатов воспитательного воздействия на школьников.

· Прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся.

· Прогнозирование хода формирования классного коллектива, его деятельности.

· Построение модели системы воспитательной работы в классе.

· Планирование воспитательной работы в классе.

Организационно-координируюшая функция :

· - формирование классного коллектива;

· - организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе;

· - оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;

· - поддержание связей семьи и школы, школы и социума;

· - содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне ее;

· - защита прав учащихся;

· - создание условий для безопасности жизни и здоровья детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;

· - организация индивидуальной работы с учащимися;

· - участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики школы;

· - ведение документации классного руководителя и классного журнала.

Коммуникативная функция

· Помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде.

· Содействие в построении оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик».

· Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

· Коррекция поведения школьников.

· Содействие в установлении и поддержании благоприятного психологического климата в коллективе.

Контрольная функция

· - контроль за результатами успеваемости каждого обучающегося;

· - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Режим работы классного руководителя

· Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

· Минимальное рабочее время , которое классный руководитель должен посвящать детям в течение недели, - 6 час. В дни дежурства классный руководитель дежурного класса находится в школе в течение всего учебного времени.

· Классный час проводится один раз в неделю. Его формы могут быть самыми разнообразными.

· Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.

· Количество классных родительских собраний - одно в четверть (или 2 в семестр). Два собрания в год должны быть тематическими.

· Классный руководитель представляет отчет администрации о проделанной работе по окончании полугодия и учебного года в форме анализа и результатов диагностики. Контроль деятельности классного руководителя осуществляет заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе

Определение специфики работы с родителями

Успех воспитания заложен в триединстве: учитель - ученик - родитель. И хо­тя в этом триумвирате родитель стоит на последнем месте, он играет далеко не по­следнюю роль.

Пример из практики. Специфика работы с родителями опре­деляется тем, что состав родителей класса может быть достаточно благополучный: уделяется должное внимание ребенку, образовательный и интеллектуальный уровень родите­лей достаточно высок.

Изначально необходимо поставить задачу: сформировать из родителей коллектив единомышленников. Работу с ними надо начинать с того, что на первом родительском собрании предложить своеобразную памятку: «Как добиться успеха в воспитании своих детей»:

Уважаемые родители!

Вы хотите быть успешными в воспитании своих детей? Добиться успеха вам, вероятно, помогут следующие советы:

    Дети учатся тому, чему их учат. Пытаясь воспитать у детей определенные душевные качества, нужно пом­нить, что родительский пример в этом деле незаменим. Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, должны быть частью ежедневной жизни. Следует приучать ребенка к самоконтролю. Нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения. Наибольшая неразбериха с наказаниями возникает из-за неудачных попы­ток родителей правильно очертить границы дозволенного. Не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздра­жение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей. Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глаза­ми ребенка, попытаться почувствовать то, что чувствует он. Помните, что некоторые вещи в жизни гораздо важнее, чем успехи в учебе. Одна из них - самооценка человека, его отношение к себе. Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями и детьми.

Обсуждение памятки на первом родительском собрании поможет хотя бы в какой-то степени сформировать единые взгляды на воспитание.

Затем можно предложить родителям анкету, в которой необходимо указать, в каких делах класса они могут принять активное участие. На основе этой анкеты составить план участия родителей во внеурочной жизни класса. Реализация этого плана может дать очень многое. Родители не только традиционно смогут помочь в проведении экскурсий, вечеров, праздников, но и будут являться активными участниками культпоходов, поездок, вечеров отдыха, творческих дел.

И еще есть один принцип работы с родителями. Вместе проводятся только радостные и интересные общие дела. Если же у какого-то ребенка возникают проблемы, неудачи, кто-то совершает неблаговидный посту­пок, имеет трудности в учебе, в любом из этих случаев работа с родителями только индивидуальная. О хорошем - всем, о плохом - только родителю, при этом береж­но и тактично.

Классный руководитель на родительском собрании .

Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать - задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

Педагог в роли фасилитатора

То же самое можно сказать еще об одной роли педагога - ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора.

В самом примитивном толковании, фасилитатор - это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.

Чтобы вас услышали

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

Начало разговора

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т. п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Изложение информации

Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности.

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть - в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место - учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они - бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки - рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т. д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции - от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть, что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история...

Приложение -1

Приемы знакомства учителя с родителями на первом собрании

На первом родительском собрании учитель знакомится с родителями и знакомит их друг с другом.

Игра в имена . Участники по очереди называют своё имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договорённости, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, лёгок на подъём, ем только сырые овощи, голубоглазый.

История имени. Все участники собрания рассказывают, каким образом они получили своё имя и что оно означает. Можно также рассказать о своей фамилии. Это очень интересная информация не только для родителей, но и для детей.

Моё имя и Я. Участники собрания встают или садятся в круг. Учитель называет своё имя и свою значимую социальную роль: «Я учитель».

Затем по порядку по кругу каждый родитель называет свою социальную роль.

Усложнённый вариант игры-знакомства - назвать предыдущих участников в соответствующей последовательности, при возможности повторяя их интонацию и жесты.

Буквы моего имени . Предлагается пофантазировать, на что похожи буквы имён участников, какой они имеют характер, какого они цвета, добрые или злые и т. д. Можно при анализе одной и той же буквы использовать разные подходы - чем их больше, тем интереснее и тем лучше запоминается образ человека, представившего своё имя. Желательно при повторении букв подбирать каждый раз новый образ.

Какой Я. При такой игре используется имя прилагательное , желательно с визуализацией образа: «Я скромный», «Я сильный», «Я страшный и грозный», «Я романтичный» и др.

Имена и хобби. Имена представляются в связке с любимым делом на сказочный манер: «Марья-искусница», «Илья-пророк», «Данила-мастер», «Петро-сказитель» и др.

Бинго. Лист бумаги делится на 8-10 частей. В каждой части записывается фраза. Эти фразы могут быть заготовлены заранее классным руководителем, а могут быть составлены самими участниками родительского собрания. Свободно общаясь друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чём-то на них похожих. Например, «родился в январе», «люблю шумную компанию», «имею большую библиотеку», «нравится зима», «люблю купаться» и т. д. Участникам надо найти как можно больше людей, которые имеют сходные с ними качества.

Любимые животные. Каждый участник рисует или называет своё любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает, как оно связано с его характером. Можно сопровождать ситуацию действиями и движениями, характерными для данного животного.

Любимое занятие. Предлагается как можно интереснее рассказать о своём любимом занятии, чтобы всем захотелось это делать.

Представление самого себя и своего соседа. Сначала родители рассказывают о себе в парах, затем нужно создать малые группы и представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет сказанное. Затем малая группа представляет своих членов всей группе родителей.

Предмет моего детства. На столе раскладываются различные предметы. Это могут быть камешек, мячик, игрушка, записка и другие предметы. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

Кино моего детства. Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они бы хотели экранизировать, какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссёров и актёров они бы пригласили? Почему? Перечень вопросов можно продолжить.

Игра в мяч. Родителей учитель встают в круг. Учитель берёт мяч и бросает его одному из участников. При этом он должен назвать имя того участника, которому бросает мяч, и своё имя. Примерно так: «Вас зовут..., а меня...». Если кто-нибудь ошибётся, то это воспринимается с доброжелательной иронией и с соответствующими поправками. Игра продолжается до тех пор, пока не будут представлены все участники.

Затем можно предложить родителям, не разговаривая, выстроится в ряд друг за другом по алфавиту , объединиться в группы, если имена начинаются с одной буквы и т. д.

Знакомство - представление. Каждый должен познакомиться со своим соседом и представить его всем. При этом необходимо обращать внимание на положительные личностные характеристики, которые могли бы заинтересовать всех присутствующих.

Презентация соседа. Каждый родитель выбирает себе пару среди присутствующих. Далее идёт общение по принципу журналистского интервью. Представление соседа происходит с учётом регламента (1-2 минуты), юмористический компонент в сообщении поощряется, В завершении представления определяется пара-победитель.

Хобби глухих. Каждый изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Каждый должен, используя только наглядное представление, найти партнёра, то есть того, у кого сходные с ним интересы. Далее идёт презентация друг друга с определением точности совпадения невербальных и вербальных компонент.

Узелки. Участникам раздаются нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что его объединило с другими.

Приложение

Если к вам пришли родители…

1. Старайтесь внимательно слушать Вашего собеседника.

2. Проявляйте интерес к разговору - кивайте головой, проговаривайте "да", "угу", воздержитесь от замечаний в ходе разговора, а после монолога собеседника задайте несколько уточняющих вопросов.

3. Уточните, какую просьбу или требование Вас просят выполнить. Если просьба или требование на Ваш взгляд не реальны, попробуйте найти "золотую середину" в решении ситуации. Если родитель продолжает настаивать на своем требовании, попробуйте довести предлагаемую ситуацию до абсурда . "Каждому человеку дан разум, который им руководит, и хотеть, чтобы каждый рассуждал так, как я, все равно, что хотеть, чтобы каждый был моего роста и моего сложения".

5. Если после разговора у Вас остался неприятный осадок, попробуйте следующее:

вымойте доску;

подвигайте, подровняйте парты;

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Д.И. Писарев

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. В учительской среде с давних пор в ходу ироническая поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого как классное руководство». Отношение учителей к классному руководству бывает разным: одни считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, без нее невозможно представить современную школу, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно в классе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором взаимодействия остается классный руководитель.

Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации – это педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс.

На средней и старшей ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе.

Должность классного руководителя введена также в средних специальных учебных заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции классного руководителя осуществляет воспитатель.

С 1989 года в некоторых школах России начала вводиться должность освобожденного классного руководителя (воспитателя).

Классный руководитель работает на полную учительскую ставку. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день отнюдь не нормирован, но недельная занятость педагога воспитательной учебной работой может быть согласована администрацией школы и классными воспитателями. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждается в особой индивидуальной педагогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.


В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя, становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Не могут быть единообразными воспитательные задачи и формы работы классного руководителя. Они определяются запросами, интересами, потребностями, возможностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, выстраивая отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

В соответствии с концепцией Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х. Шакуров относит к группе целевых.

Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Социальная защита как функция классного руководителя – это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ними могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем – это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении: детей из многодетных семей, детей-инвалидов, сирот, беженцев и остальных, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

В широком смысле слова – это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности, но приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Таким образом, функция воспитания и социальной защиты ребенка является стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся, прежде всего, организаторские.

Главное назначение классного руководителя – поддержание положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни школьников, школы, микросреды, региона. Акцент делается не столько на организации учащихся, сколько на помощь им в самоорганизации.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников.

В процессе работы с классом представляется важным реализовать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения является не самоцелью, а средством достижения поставленных перед коллективом целей.

Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.

Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика может стать средством развития личности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля классного руководителя (воспитателя) в этом процессе будет изменяться.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Цели воспитательной работы во многом определяют содержание планов классного руководителя. Планирование воспитательной работы – это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности.

Назначение плана – упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя (воспитателя) с коллективом класса. Планировать следует то, что ведет к цели.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.

На их основании можно выделить 2 группы критериев эффективности его работы: первая группа – результативные критерии, отражающие насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии показывают тот уровень, которого достигают воспитанники педагога в своем развитии.

Процессуальные же показатели раскрывают то, как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.

Эффективен тот труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях.

Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей – тех средств воспитательной деятельности и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов.

Основные понятия

Классный руководитель, классный воспитатель, функции классного руководителя, социальная защита ребенка, критерии эффективности деятельности классного руководителя.

Вопросы для самопроверки

1. Почему современная школа не может существовать без института классных руководителей?

2. Каково назначение классного руководителя? Какие функции он выполняет?

3. Какие виды классного руководства практикуются в школах России?

4. По каким критериям можно судить об эффективности деятельности классного руководителя?

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с основными направлениями деятельности классного руководителя, разработанными по итогам экспериментальной работы временного творческого коллектива «Классный воспитатель» (под рук. О.С. Газмана).

Основные направления

деятельности классного руководителя.

Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских кампаний;

Загородные экскурсии и походы;

Консультации специалистов по итогам диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций;

Индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.

Обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся: их самообразованием;

Совместная работа с учителями предметниками, зам. директора по соблюдению учебной дисциплины;

Посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся;

Организация консультативной помощи по предметам;

Включение учащихся в исследовательскую работу.

Организация работы по нравственному развитию учащихся;

Овладение правилами функционирования в урбанизированной среде;

Обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.

Обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу школьников;

Создание условий для культурного досуга, использование клубных форм общения по интересам;

Отработка методики внешних связей.

Изучение условий воспитания детей в семье;

Организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье;

Оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспитания.

Чем вы можете дополнить и конкретизировать приведенные направления? Вы можете разработать и предложить свой вариант.

Что такое план работы классного руководителя? В чем его назначение?

Какие существуют принципы и требования к планированию?

Какие формы плана работы классного руководителя вы можете предложить сокурсникам?

План, проект, целевая программа, сценарий – каково соотношение этих понятий?

Как соотносятся планы работы школы и планы классного руководителя?

3. Составьте план воспитательной работы с классом на четверть, подготовьте его защиту перед сокурсниками.

4. Подготовьте презентацию журнала «Классный руководитель».

5. Используйте методику «Хороший педагог» для определения особенностей деятельности классного руководителя.

Возможные темы рефератов, курсовых работ.

1. Взаимодействие классного руководителя и учителей-предметников.

2. Профессиональное мастерство классного руководителя.

3. Диагностическая деятельность классного руководителя.

4. Особенности взаимодействия классного руководителя с семьей школьника.

5. Воспитательная работа в классе.

6. Индивидуальный стиль работы классного руководителя.

Методика «Хороший педагог»

Инструкция. Проранжируйте перечисленные ниже качества (№ 1 – наиболее значимо, № 10 – наименее значимо).

1. Взаимодействует с родителями своих учеников и дает родителям возможность участвовать в жизни школы.

2. Способен поддерживать дисциплину и порядок.

3. Делится с учениками рассказами о своих успехах и неуспехах.

4. Много занимается, чтобы знать все о своем предмете (о методах и формах работы классного руководителя).

5. Открыто признается, если делает ошибки или не знает чего-то.

6. Интересуется жизнью учеников, расспрашивает их о доме и стремится помочь, если это возможно.

7. Заставляет учеников много работать, чтобы внеклассная воспитательная работа была на высоте.

8. Доброжелателен с коллегами, стремится помочь им.

9. Использует много дополнительного материала, различные методы воспитания, чтобы детям жилось интересно.

10. Помогает ученикам стать независимыми и самим организовывать свое обучение.

Начинающий классный руководитель как приоритетные выделяет пункты 2, 4, 9.

«Общительный учитель» на первые места ставит пункты 6, 8, 1.

Классный руководитель, для которого важнее собственное «я» и собственный успех отдает предпочтение пунктам 2,7,9.

Классный руководитель, ориентирующийся на развитие самостоятельности детей, выделяет пункты 10 и 6. У учителя-маски на последних местах будут пункты 3,5,6,8.

Над чем заставляют задуматься полученные результаты? Обсудите это в группе сокурсников.

Литература

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный проект в современной школе. – М., 1998.

2. Классному руководителю. – М., 1989.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

4. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М., 1999.

5. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 1999.

Глава III. Воспитательные возможности детских объединений.

Отдельный человек слаб,

как, покинутый Робинзон,

лишь в сообществе с другими

он может сделать многое.

А. Шопенгауэр

1. Новые подходы к созданию детских объединений .

Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии, предусматривает совокупность прав детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выражение собственного мнения, выбор религии, а также свободу ассоциаций и мирных собраний. В связи с этим дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самоутверждении, базой для реализации которых нередко становятся проблемы общественные.

В зависимости от формы бытия выделяются различные детские общественные формирования: организации, объединения и конкретные движения. Их общим основанием становится добровольное объединение детей на основе общности интересов, а общим сущностным признаком – совместная социально направленная деятельность.

К категории детских общественных объединений относятся такие, которые создаются по инициативе и на основе свободного волеизъявлении детей и взрослых и не являются непосредственным разделением государственного учреждения, но могут функционировать на его базе и при его поддержке; осуществляют социально-творческую деятельность; не ставят своей (уставной) целью полученные прибыли и распределение ее между членами объединения.

Цель деятельности любого детского объединения можно рассматривать в двух аспектах с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Добровольное объединение возможно лишь тогда, когда дети видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности.

Педагогическая ценность детских объединений проявляются, прежде всего, в целях, связанных с воспитанием и развитием школьников. Выделяют следующие педагогические функции, присущие детским объединениям: развивающую – обеспечение гражданского, нравственного становления личности ребенка, развитие его социального творчества, умений взаимодействовать с людьми, выдвигать значимые для всех и каждого цели; ориентированную – обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, политических ценностей; компенсаторную – создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является для устранения дефицита общения и соучастия.

Детские общественные объединения располагают большими, чем другие общности, возможностями для интенсивного формирования умения сочетать личные, групповые интересы людей, входящих в объединение, умения самоутверждаться через сотрудничество со сверстниками взрослыми.

Полноценная реализация вышеназванных функций обеспечивает развитие личности в детском общественном объединении, обусловливает удовлетворенность детей пребыванием в нем, а стало быть, принятие целей, нравственных норм, ролей, которые они осваивают, став членом объединения.

Воспитательная ценность детского объединения заключается в том, что оно в отличие от школы способствует осознанию подростками, с одной стороны, себя, своих возможностей, своей тождественности или различия с другими людьми; с другой стороны – ценностного отношения к социальному творчеству. При правильной педагогической инструментовке деятельность в объединении ведет подростка от самопознания к самореализации в социальной среде.

В современной ситуации, когда у школьников проявляются возможность выбора, наиболее привлекательными для них являются те объединения, которые не только дают им чувство социальной, психологической защищенности, но и создают условия для духовного и физического развития, помогают разобраться в происходящем вокруг, дают простор для самореализации. Об этом убедительно свидетельствуют данные исследования, проведенного в 1991 – 1995гг., оно охватило более 5 тысяч детей и взрослых из разных регионов.

59% опрошенных детей и подростков хотят состоять в организациях сверстников – единомышленников. Данное желание характерно в одинаковой степени для всех – независимо от возраста.

Участие в работе детской организации детям нужно, прежде всего, для того, чтобы интересно проводить свободное время (47%), лучше подготовиться к взрослой жизни (31%). Четверть опрошенных считают, что детская организация может защитить права и интересы ребят перед учителями и дирекцией школы.

Долгое время детская организация существовала на базе школы, теперь же за сохранение такого порядка высказалась лишь треть. В современных условиях ее базой 38,5% предлагают определить внешкольные учреждения и 34% место жительства. Интерес представляют такие данные: 65,5% взрослых считают, что отношения в детской организации не должны основываться на диктате какой-либо идеологии. 73,6% ребят разного возраста выражает мнение о том, что детская организация должна помочь им найти свое место в жизни. На вопрос, какими должны быть отношения детей и взрослых в детском объединении, 61% взрослых и 61% детей ответили, что они должны строиться на основе дружбы и взаимопомощи.

На основании проведенного исследования его авторы приходят к выводу, что современные детские организации и объединения призваны решать следующие задачи:

Формировать индивидуальные способности и задатки детей;

Защищать права и интересы детей в школе и обществе;

Решать проблемы организации досуга детей;

Готовить детей к новым экономическим отношениям, создавать реальные условия для того, чтобы дети могли зарабатывать деньги.

Выполнить эти задачи и реализовать свои социальные функции детские организации и объединения могут при существенной поддержке государства. Только в этом случае они смогут выступить в качестве субъекта социальной защиты ребенка, создать условия для его саморазвития, самозащиты, адаптации его потребностей к реальностям окружающего мира.

2. Типы детских объединений .

В различных типах детских объединений деятельность может отличаться по: а) направленности, содержанию, формам; б) уровню сформированности; в) мере включенности в нее детей и взрослых; г) пространству и времени осуществления; д) степени превалирования личных, групповых и общественных интересов.

Детские общественные объединения можно выделить и по их организационным формам, количественному и качественному составу, субъекту создания, общественному статусу.

Общественные формирования (понятие «формирование» используется как обобщенное, включающее в себя все виды детских организаций, объединений, движений) дифференцируется по ряду параметров: по целям и направленности содержания деятельности – патриотические, экологические, пионерские, скаутские и др.; по масштабам и границам жизнедеятельности – объединения, действующие на уровне России (СПО, РДО и др.), на республиканском (РПДПО), на межрегиональном (Ассоциация клубов начинающих журналистов), на районом (Союз несовершеннолетних граждан), на уровне микрорайона; по степени организационного оформления – зарегистрированные на разном уровне организации; детские группы, примыкающие ко взрослым движениям; разнообразные профильные структуры; по национальному составу – еврейская детская организация «Баним – Бант» и др.; по отношению к религии – Московское православное молодежное движение и др.

Детское движение сегодня свободно от диктата тех или иных политических сил. Большинство объединений создаются и развиваются на демократической, общегуманистической основе. В условиях разобщенности общества такое существование наиболее благоприятно для покоя и безопасности детей.

В зависимости от путей включения детей в социальные отношения и удовлетворения их интересов детские общественные объединения можно классифицировать следующим образом:

1. Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение потребностей детей, освоение ими знаний, умений, навыков и включение в социальную практику. К этой группе относятся школы и клубы, первоначально созданные только с целью обучения, но впоследствии переросшие в творческие коллективы, действующие на пользу окружающим, сохранившие при этом и свое первоначальное предназначение, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям. Дети имеют право и возможности выбора и самого объединения, и руководителя взрослого. Позиция взрослого во многом схожа с учительской: он организатор, управленец и технолог разнообразной деятельности. Он наделен правом ставить задачи, требовать их выполнения, корректировать и оценивать индивидуальную работу. Дети в подобных объединениях участвуют в управлении деятельностью в той мере, в которой позволит взрослый.

2. Детские организации – особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Такие объединения предлагают детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми и взрослыми. Сюда относятся национальные организации, религиозные детские объединения, пионерские и скаутские организации. Таким объединениям противопоказана «повелительная» позиция взрослого. Самодеятельность наиболее ярко отражает суть детской организации, ее развитие является ведущей педагогической целью самоуправление, самостоятельность, права членов организации представляют для подростков особую ценность. Организаторская активность подростков возрастает, когда нормами становятся: коллективное выдвижение целей, регулярная сменность выборных органов, гибкая и подвижная система временных советов, инициативных групп; целенаправленное сотрудничество взрослых и детей, помогающее освоить «шаги» коллективной деятельности.

3. Объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых. Клубный тип объединения отличается большой вариативностью выбора. Сюда относятся так называемые «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, милосерднические, юнкоровские, этнокультурные и др. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с ними. Здесь нет строго заданной программы. В клубном типе объединений возможно действительное самоуправление или соуправление, хотя взрослый и находится в позиции организатора. Воспитательная ценность клубной деятельности связана с тем, что она допускает более свободное общение детей, свободное объединение в группы по интересам, большую самостоятельность.

4. Спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость – необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями.

Каждый из названных типов детских объединений может действовать и как временный детский коллектив: отряд в детском лагере, экспедиция, команда для похода и др. Сохраняя все характерные особенности, эти детские коллективы отличаются еще и высоким темпом развития внутриколлективных процессов, особенностью межличностного взаимодействия, что позволяет довольно быстро получить определенные воспитательные результаты.