Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Конспект урока по ОБЖ: " Городская дорога, улица,загородная дорога" (5 класс). Занятие по ПДД: «Безопасная дорога»

План-конспект урока по ПДД с учащимися 5 класса

Урок по ПДД. Тема: «Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль»

Цель урока : знакомство с видами улиц и дорог, их особенностями с точки зрения безопасности.

Время: 1 час

Тип урока : изучение нового материала.

Вопросы для изучения

1. Развитие сети автомобильных дорог.

2. Классификация автомобильных дорог.

3. Элементы автомобильной дороги.

4. Обеспечение безопасности движения на дорогах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1 Развитие сети автомобильных дорог

Советское государство получило от царской России неблагоустроенною сеть дорог протяжением 1450 тыс. км, из которых, всего лишь 24,3 тыс. км имели твердые покрытия - щебеночные, гравийные и булыжные мостовые.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап дорожного строительства в нашей стране. Начиная с первых лег Советской власти партия и правительство уделяло большое внимание восстановлению и строительству дорог.

После революции дорожное строительство началось не сразу. В период интервенции и гражданской войны дорожные работы носили в основном восстановительный характер. В порядке нового строительства выполнялись работы главным образом по постройке мостов. Включая капитальную перестройку существующих мостов, за эти годы было построено 143 тыс. пог. м мостов. В значительных размерах проводились дорожно-ремонтые работы. Уже в 1920 г. дорожно-ремонтиыми работами было охвачено 98,5 тыс. км дорог. До первой пятилетки продолжалось в основном восстановление сети существующих дорог. Однако и в этот период (с 1922-1923 по 1927-1928 г.) было переустроено свыше 3,8тыс. км дорог; из них более 50% - с каменным покрытием.

Развитие народного хозяйства за годы довоенных пятилеток, а также увеличение количества автомобилей для перевозки грузов промышленности и сельского хозяйства настоятельно требовали одновременного развития и улучшения состояния сети автомобильных дорог. В первую пятилетку (1928-1932 гг.) было построено 90 тыс. км дорог, из которых 12,5 тыс. км- с твердым покрытием. За годы второй пятилетки протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась на 39,4 тыс. км. Темпы дорожного строительства с каждым годом возрастали. К началу Великой Отечественной войны за три года третьей пятилетки было построено еще 59,5 тыс. км дорог с твердым покрытием. Особое внимание уделялось строительству дорог с усовершенствованными асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями, протяженность которых к 1941 г. составляла более 7 тыс. км. В этот период были построены такие важные дороги, как Москва - Минск, Амуро-Якутская магистраль, Чуйский и Усинский тракты, Горький - Муром - Кулебаки, Горький - Арзамас и др.

Строительство автомобильных дорог не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. Созданные для обслуживания нужд фронта дорожные организации успешно выполняли задания командования по дорожному обеспечению операций Советской Армии.

В период Великой Отечественной воины дорожные войска Советской Армии восстановили, построили и отремонтировали свыше 1 млн. ног. м мостов, проложили более 5 тыс. км дорог с твердым покрытием и уложили в залесенных и заболоченных районах свыше 10 тыс. км деревянных коленных дорог.

Перед дорожным хозяйством были поставлены серьезные задачи в отношении упорядочения планирования, укрепления хозяйственного расчета, финансовой дисциплины, дальнейшего развития производства строительных материалов, конструкций и деталей и улучшения снабжения ими строек, а также в отношении развития и улучшения производства дорожных машин, более полного использования их но объектах, создания постоянных кадров строителей и улучшения их культурно-бытового обслуживания.

Протяженность дорог с твердым покрытием по одной Российской Федерации увеличилась за пять лет па 53,4 тыс. км, в том числе протяжение усовершенствованных покрытий на магистральных дорогах республиканского и общегосударственного значения увеличилось за пятилетие па 9,3 тыс. км. Важным итогом восьмой пятилетки явилось расширение строительства местных дорог, обслуживающих сельскохозяйственное производство и нужды населения сел и деревень.

Дальнейшее развитие транспорта тесно связано с решением задачи размещения производства, ибо достижение наибольшего экономического эффекта при наименьших затратах общественного труда суммарно на производство и транспорт является критерием эффективности той или иной схемы территориального размещения производства. Интересы народного хозяйства требуют создания разветвленной сети благоустроенных дорог, обеспечивающих движение современных грузовых и легковых автомобилей с большими скоростями вне зависимости от времени года м погодных условий.

Главнейшими задачами по техническому прогрессу в области строительства автомобильных дорог являются: дальнейшее улучшение качества строительства дорог и особенно дорожных покрытий путем разработки и осуществления мероприятий по повышению устойчивости земляного полотна, прочности и долговечности покрытий, улучшению технологии дорожно-строительных работ; преодоление сезонности строительства на основе внедрения прогрессивных сборных конструкций для искусственных сооружений и дорожных покрытий, а также разработки и применения комплексов машин и механизмов для производства всех основных работ в зимнее время; более широкое использование местных материалов для устройства дорожных оснований и покрытий.

Значительное развитие автомобильного движения при росте величины нагрузок на ось, возросшие интенсивность и скорость движения предъявляют более высокие, чем прежде, требования ко всем параметрам дороги и особенно к прочности дорожных одежд и шероховатости покрытий для обеспечения безопасности движения и удлинения срока службы автомобильной дороги.

2. Классификация автомобильных дорог

Все автомобильные дороги делятся на дороги обшей сети, городские дороги (улицы), дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

В зависимости от административно-политического, экономического и культурного значения дороги общей сети СССР разделяются на следующие группы: общегосударственные, республиканские, краевые и областные, местного значения.

Дороги общегосударственного значения предназначены для дальних автомобильных сообщений. Они соединяют столицы союзных республик, крупные промышленные и культурные центры, курорты союзного значения, а также дорожную сеть СССР с магистральными дорогами соседних государств. К таким дорогам относятся автомагистрали: Москва - Минск - Брест, Москва - Симферополь, Киев - Ростов-на-Дону - Орджоникидзе, Москва - Ленинград и др.

Дороги республиканского значения соединяют главные административные, культурные, экономические и политические центры автономных республик, краев и областей со столицей союзной! республики и между собой.

Дороги областного и краевого значения соединяют районные центры между собой и с центром своей автономной республики, края или области, с общей сетью дорог, а также с важнейшими станциями или пристанями.

Дороги местного значения соединяют районные центры или отдельные сельские населенные пункты, колхозы, совхозы между собой и со станциями железных дорог и пристанями, а также расположенные вблизи этих дорог предприятия со станциями железных дорог, пристанями, дорогами общей сети.

Отнесение дорог к той или иной группе является до некоторой степени условным, и при перспективном планировании возможен перевод дорог из одной группы в другую.

Автомобильная дорога может иметь различную степень совершенства в зависимости от ее значения в народном хозяйстве. Чем больше движение автомобилей, образующих транспортный поток на дороге, тем более высокие требования предъявляются к ее техническим качествам. Число автомобилей, проходящих по дороге через данное сечение в единицу времени (сутки, час), называется интенсивностью движения. Интенсивность движения не является постоянной по всей длине дороги Увеличиваясь вблизи крупных населенных пунктов, железнодорожных станций, она обычно уменьшается в середине участков. Интенсивность движения не остается также постоянной в течение года и даже суток, поэтому величина движения автомобилей характеризуется среднегодовой суточной интенсивностью. На дорогах, используемых для вывозки сельскохозяйственных продуктов в период их заготовки, интенсивность движения может превышать среднегодовую.

Автомобильные дороги в зависимости от интенсивности движения и значения их в общей дорожной сети СССР делятся Строительными нормами и правилами. При отнесении дорог и к той или иной категории учитывают перспективную (расчетную) интенсивность движения, считая от года ввода дороги в эксплуатацию, на 20 лет вперед.

3. Элементы автомобильной дороги

Автомобильная дорога состоит из комплекса сооружений, обеспечивающих безопасное движение транспортных средств с расчетной скоростью на всем протяжении в течение всего года при любых погодных условиях.

Движение автомобилей происходит по полосе поверхности дороги, называемой проезжей частью. К. проезжей части с двух сторон примыкают обочины.

Проезжая часть располагается на земляном полотне. Земляное полотно сооружают для обеспечения устойчивости проезжей части и сглаживания неровностей рельефа. На участках понижения местности, а также на сырых и заболоченных участках земляное полотно устраивают в виде насыпи - искусственно насыпанного и уплотненного грунта. Отдельные возвышения местности срезают, и в этом случае земляное полотно проходит в выемке.

Воду, притекающую к дороге или стекающую с ее поверхности, отводят системой водоотводных канав и лотков в пониженные места.

Там, где земляное полотно пересекает лощины, овраги, ручьи и реки, обеспечивают пропуск воды, притекающей с нагорной стороны путем устройства специальных водопропускных сооружений в виде труб и мостов.

При пересечении автомобильной дороги с другой автомобильной дорогой или с железной дорогой земляное полотно может быть устроено в одном уровне с полотном пересекаемой дороги или в разных уровнях. В последнем случае для пропуска движения устраивают тоннели, эстакады и путепроводы.

Такие сооружения, как трубы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, подпорные стены, защитные галереи и другие, называются искусственными сооружениями.

Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами для безопасности движения и повышения их пропускной способности должны, как правило, устраиваться в разных уровнях. Лишь в отдельных случаях, когда интенсивность движения на автомобильной дороге небольшая и по железной дороге небольшое движение поездов, допускается пересечение в одном уровне со специальным оборудованием железнодорожного переезда.

Для обслуживания подвижного состава на дорогах создают комплексы вспомогательных сооружений: автозаправочные станции для снабжения автомобилей топливом, станции обслуживания, предназначенные для осмотра и профилактического ремонт» автомобилей. Для отдыха пассажиров и автотуристов сооружают мотели, автовокзалы и дорожные гостиницы, а на перегонах между ними - остановочные пункты, станции, площадки отдыха.

Вдоль дороги сажают деревья и кустарник, которые предохраняют ее от снежных заносов. В живописных местах на дороге устраивают беседки, площадки отдыха, устанавливают скульптуры, архитектурно оформляют источники воды и т. п.

Для обеспечения нормальной работы дорожной эксплуатационной службы вдоль дороги прокладывают линию связи. На участках с интенсивным движением в ночное время дорогу оборудуют электроосвещением.

4. Обеспечение безопасности движения на дорогах

Обеспеченная видимость на дороге является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Для безопасности движения на дороге водитель должен видеть перед собой участок достаточной длины, с тем чтобы, заметив препятствие, принять меры к своевременному торможению. Необходимое расстояние видимости устанавливают из условия полной остановки автомобиля, движущегося с расчетной скоростью, перед препятствием.

Наиболее безопасными для движения являются автомобильные дороги, у которых обеспечены плавные сопряжения элементов трассы и гармоничность сочетания дороги с окружающим ландшафтом. Для создания лучших условий эксплуатации автомобилей необходимо, чтобы трасса дороги позволяла автомобилям двигаться с постоянными высокими скоростями, не утомляла водителей и пассажиров и способствовала сохранению цельности и живописности ландшафта, лучшему раскрытию особенностей местности для едущих по дороге.

Обеспечение безопасности движения на пересечениях дорог

Пересечения являются узловыми пунктами автомобильных дорог, в зоне которых происходит формирование и распределение потоков движения. Пересечения проектируют с учетом перспективных размеров, состава и характера движения, относительного количества автомобилей, изменяющих направление движения с одной из пересекающихся (или соединяющихся) дорог па другую.

Оборудование дорог для безопасности движения ночью

В темное время суток происходит до 50% всех дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения в эти часы не превышает 10-15% от среднесуточной. Средние скорости движения автомобилей в ночное время снижаются на 5-7 км/ч. К мероприятиям, повышающим безопасность движения в ночное время, относятся: реконструкция дорог в плане и профиле для улучшения видимости в ночное время; устройство стационарного освещения; применение светлых дорожных покрытий; маркировка проезжей части; установка противоослепляющих щитов, направляющих устройств и озеленение дороги, способствующих ориентированию водителя в направлении дороги в ночное время; установка дорожных знаков с рефлектирующей поверхностью или специальной подсветкой.

Придорожная полоса и обустройство автомобильных дорог

Участки магистральных дорог, проходящих через населенные пункты, а также вводы магистральных дорог в города характеризуются повышенным числом дорожно-транспортных происшествий по сравнению с участками, проходящими в открытой местности. На этих участках необходимо предусматривать проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности и стабилизацию режимов движения автомобилей.

Дорожные знаки, разметка проезжей части

Наиболее простыми, распространенными и достаточно эффективными средствами организации движения являются дорожные знаки Правильное их применение во многих случаях исключает необходимость использования более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорожных знаков с другими сравнительно простыми техническими средствами, в частности разметкой проезжей части, позволяет успешно решать вопросы организации движения на самых сложных участках и лишь в местах наибольшего движения автомобилей требуется активное регулирование движения, осуществляемое светофором или милиционером-регулировщиком.

Оценка безопасности движения

Безопасность движения на автомобильных дорогах может быть обеспечена проведением широкого комплекса мероприятий: совершенствованием конструкций автомобилей и других транспортных средств; контролем технического состояния транспортных средств; строгим соблюдением водителями и пешеходами правил движения по дорогам; созданием дорожных условий, обеспечивающих возможности движения автомобилей с высокими скоростями; надлежащей информацией водителей о дорожных условиях и режиме движения.

На автомобильных дорогах организована дорожная служба, задачами которой являются: обеспечение безопасности и удобства движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками в течение всего года; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений; систематическое наблюдение за характером движения автомобилей и принятие мер, улучшающих техническое состояние дороги.

III. Итог урока

Закрепление пройденного материала

1. Как проходило развитие автодорог?

2. Какие вида дорог вы знаете?

3. Назовите основные элементы автомобильной дороги.

4. Как обеспечивается безопасность движения на дорогах?

Домашнее задание

1. Изобразите схему, содержащую основные элементы автодороги.

2. Выберите дорогу в районе вашей школы, которая в наибольшей степени отвечает требованиям безопасности.

Тема «Элементы улиц и дорог» изучается в курсе ОБЖ, нами он был включен в раздел «Наша безопасность», которому по программе отводится 12 часов, в том числе и курсу ПДД. Урок тесно связан с предыдущими темами, на уроке были повторены сигналы светофора, некоторыми понятия и правила в виде кроссворда, теста.

Данный урок относится к типу уроков повторения пройденного материала и является продолжением тем изученных в курсе ОБЖ в 1-2 классах.

Моя деятельность была направлена на организацию следующих целей:

1. Образования: закрепление и совершенствование знаний учащихся по правилам дорожного движения, безопасного поведения на дорогах; ознакомление с элементами улиц и дорог: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет.

2. Развития: формирование умения анализировать дорожную ситуацию, обосновывать своё мнение; продолжить формирование умений работать на компьютере.

3. Воспитания: формирование культуры поведения на улице, дороге; умение работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи.

Эту тему мы изучили в комбинированном виде, сочетающий рассказ учителя с групповой, самостоятельной работой учеников по карточкам, над тестами в компьютерном варианте.

Применение компьютерной техники на уроках как раз и позволило, на мой взгляд, сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.

Главное направление на этом уроке было закрепить правила перехода улиц и дорог. Ввести такие новые понятия как «проребрик», «кювет».

Чтобы добиться этой цели на уроке было использовано сочетание разных методов: беседа, доклад, индивидуальная и групповая (парная) работа, использование занимательного материала (кроссворды, загадка), игровой момент.

Учащиеся работали активно, во всех видах работы участвовали, материал был доступен и понят. Это подтвердило проведенное мною тестирование в компьютерном варианте. Самостоятельная работа учащихся была организована учитывая способности и возможности учащихся. Дифференцированный подход был осуществлен при выполнении многих заданий на уроке (групповая работа, тесты, карточки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «Элементы улиц и дорог».

ЦЕЛИ:

1. Образования: закрепление и совершенствование знаний учащихся по правилам дорожного движения, безопасного поведения на дорогах; ознакомление с элементами улиц и дорог: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет.

  1. Развития: формирование умения анализировать дорожную ситуацию, обосновывать своё мнение; продолжить формирование умений работать на компьютере.

3. Воспитания: формирование культуры поведения на улице, дороге; умение работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Азбука дорожной науки. 1 класс, Казань, «Рут», 1999г.
  2. Азбука дорожной науки. 2 класс, Казань, «Элодея», 1998г.
  3. Альбомы для учащихся к занятиям по ПДД, М.: изд-во «АСТ», 1997г.
  4. Р.П. Бабина. Увлекательное дорожное путешествие 1-4 классы. Учебное пособие. М.: «АСТ –ЛТД», 1997г.

5. Методическое пособие «Безопасность на дорогах», Казань, 2007г.

ОБОРУДОВАНИЕ: LCD проектор, ноутбук- 3, презентация из 15 слайдов по теме урока, тест (в компьютерном варианте) по теме «Правила поведения на дорогах», рисунок светофора, конверты с заданиями для индивидуальной работы и работы в группах, кружки красного, жёлтого, зеленого цвета; запись детской песни «Дорога добрая» (для проведения физкультминутки), CDдиск «Методические материалы к занятиям по ПДД в начальной школе»,

ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент.

- Добрый день, всем! Посмотрите по сторонам, на свои рабочие места. Всё ли на месте, нет ли лишних предметов?

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Тема нашего урока «Элементы улиц и дорог». Необычен он тем, что мы с вами сегодня будем использовать компьютеры, проектор, чтобы лучше усвоить ПДД. На этом уроке мы вспомним и повторим основные элементы улиц и дорог, правила безопасного поведения на них. СЛАЙД 1.

А помогать во всём этом нам будет главный помощник любого пешехода на дороге. О ком идёт речь, вы узнаете отгадав кроссворд. СЛАЙД 2

III. Повторение пройденного материала. Актуализация опорных знаний.

2.Разгадывание кроссворда. (чтение вопросов детьми)

«Отгадай кроссворд» (СЛАЙД 2)

  1. Тот, кого везут в автобусе, троллейбусе, трамвае или автомобиле.
  2. Как еще называют водителя.
  3. Тот, кто управляет каким-либо транспортным средством.
  1. Транспортное средство, сделанное доброй феей из тыквы, на котором Золушка приехала на бал.
  1. Тот, кто идет по дороге пешком.

Двух или трехколесное транспортное средство, водителем которого вы можете стать.

Ответы: 1. Пассажир

2. Шофер

3. Водитель

4. Карета

5. Пешеход

6. Велосипед

3. Игра «Собери слово»

Но посмотрите и Кроссворд хранит тайну. Составьте из выделенных букв слово и вы узнаете кто пришёл к нам на урок.

С Ф Е О Т О Р В СЛАЙД 4

Так кто же пришёл к нам на урок? (Светофор) (вывешивается рисунок Светофора).

2.Работа над «письмом».

Ребята, Светофорик принес нам письмо, давайте его прочитаем. СЛАЙД 4

«Прежде чем перейти дорогу, найди... место для перехода. Остановись у... тротуара прислушайся! Посмотри внимательно сначала..., а потом... нет ли машин. Вот так ты научишься переходить...»

Что необычного вы заметили в письме? Да, нам необходимо вставить нужные слова.

(Дети читают письмо и вставляют слова вместо точек, слова для справок: безопасное, край, налево, направо, дорогу)

А теперь давайте повторим значение сигналов светофора.

4. Повторение значение сигналов светофора.

Ребята, объясните, пожалуйста, что обозначает каждый сигнал светофора.

Учащиеся:

Красный сигнал означает: движение транспорта и пешеходов запрещено.

Желтый сигнал предупреждает о смене сигналов светофора. Он запрещает движение.

Зеленый сигнал разрешает движение транспортных средств и пешеходов.

Вы прекрасно знаете, что означают каждый сигнал светофора.

III. Работа над темой урока.

  1. Рассказ учителя по теме урока.

Светофор предлагает отгадать загадку.

Загадка: «Не живая, а ведет, неподвижна, а идет». (Дорога)

Правильно, ребята, это дорога. О ней мы сегодня и будем говорить. СЛАЙД 5

Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Как поехать в город к родным и друзьям без дороги? Без дорог нашим автомобилям, мотоциклам, грузовикам пришлось бы остаться в гаражах.

Послушайте рассказ о том, как появилась дорога.

2. Доклад учащихся об истории появления дорог.

1. Дорога - это жизнь - считали еще в древности. Археологические раскопки показывают, что хорошо оборудованные мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад на территории современного Ирака. Там впервые изобрели колесо, которое потом применили для передвижения. Это повлекло за собой строительство дорог. Первой и самой известной была Аппиева дорога, построенная в 312 году до н.э. Она имела 11 метров в ширину и шла на юг от Рима до Капуи, ее протяженность- 260 км. Дороги были гордостью римлян. Они назывались именами великих людей.

2. В нашей стране первые деревянные мостовые создавались в X-XI вв в период расцвета Руси. Великой называлась дорога, которая в XV веке связывала Москву с Владимиром. Пока люди только ходили по земле, все было просто, но стоило появиться всадником и повозкам, возникли проблемы. Пешеходом стало опасно ходить. Экипажи, беспорядочно лечащиеся по улицам, часто сталкивались между собой, люди попадали под колеса и копыта лошадей. Вот тогда и поделили дорогу на проезжую часть для транспорта и обочину для пешеходов.

Учитель:

Дорога - это не только проезжая часть и тротуар. Она включает в себя другие составные части, которые называются элементами дороги.

Физкультминутка.

Сейчас мы немного отдохнем и закрепим сигналы светофора:

Красный –стоим без движения, тишина;

Желтый - хлопаем в ладоши;

Зеленый - шагаем на месте.

Будьте внимательны, чтоб не случилась с вами беда.

Учитель: Современная дорога, проходящая в городе, имеет следующие основные элементы: тротуар, проезжая часть, поребрик. Поребрик - это специальный каменный бордюр, которым край тротуара отделяется от проезжей части. СЛАЙД 6

Запись в тетрадь понятия «поребрик»

За городом или между деревнями дорога состоит из проезжей части, обочины и кювета.

Кювет- канава вдоль дорог. СЛАЙД 7

Запись в тетрадь понятия «кювет»

3. Повторение правил безопасного перехода улиц.

А теперь давайте вспомним правила безопасного перехода через дорогу. (чтение детьми) СЛАЙД 8

Чтение правил по слайдам.

Правило 1 - переходить улицу надо на зеленый сигнал светофора.

Правило 2 - переходить улицу только по пешеходному переходу-«3ебре».

Правило 3 - переходить улицу лучше по подземному переходу, если он есть.

Правило 4 - нельзя выбегать на дорогу, надо переходить спокойно.

Правило 5 - переходя улицу, сначала надо посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.

IV. Закрепление пройденного материала

  1. Работа над тестами (на компьютерах) и кроссвордом (на карточках) по парам.

2 ученицы работают над тестом, в котором 10 вопросов, 2 –где 7(выделенные вопросы) вопросов.

Тема: Правила поведения на дорогах

1. Переходя улицу, необходимо быть:

а) сильным, смелым, стройным;

б) собранным, внимательным, осторожным;

в) умным, красивым, радостным.

2. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

а) с 10 лет

б) с 14 лет

в) с 18 лет

3.Как выглядят запрещающие знаки?

а) знак в виде красного треугольника;

б) знак в виде красного круга;

в) знак в виде синего круга.

4.Знаки в виде красного треугольника, это

а) запрещающие знаки;

б) информационно-указательные знаки;

в) предупреждающие знаки.

5. Дорожный знак «Кирпич» означает:

а) «движение прямо»;

б) «место остановки автобуса»

в) «движение запрещено».

6. Какое из утверждений верное?

а) самые важные дорожные знаки - предупреждающие, т.к. они всегда предупредят водителя о любой опасности;

б) самые важные знаки - знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;

в) все дорожные знаки важны- без них невозможно безопасное движение на дорогах.

7. Можно ли играть вблизи проезжей части дороги?

а) нет, это опасно;

б) да, если нет автомобилей;

в) иногда, если больше нет места для игры.

8. Как называется светофор для пешеходов?

а) двуглазый;

б) пешеходный;

В) светофор с человечками.

9. Какой стороны тротуара надо придерживаться?

а) левой;

б) правой;

в) идти по середине;

10. Как ты обойдёшь стоящий автобус, если поблизости нет пешеходного перехода?

а) только сзади;

б) только спереди;

в) дождусь, пока автобус отъедет от остановки.

2. Проверка кроссвордов. СЛАЙД 9

2. Работа в группах. (запись песни «Дорога добрая»)

1 группа - раскрасьте картинку, выделив тротуар серым цветом, поребрик красным, а проезжую часть - голубым, обочину – зелёным. (рисунки улицы и дороги)

2 группа - подпишите названия элементов дороги (те же рисунки улицы)

3. Проверка работы групп у доски. Показ и объяснение уч-ся.

4.Индивидуальная работа по карточкам

У каждого на парте задание, «слабые» выбирают правильный ответ из 5 высказываний, а «сильные» - из 7 высказываний. Правильных всего 3, которые составят сигналы светофора). СЛАЙД 10

Выбери из предложенных ниже ответов правильные. Нарисуй кружочки соответствующих цветов в тетрадь.

Одно из опасных мест для пешеходов- перекрёсток.

На тротуаре, рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки, и только тогда переходить улицу.

Переходи улицу на жёлтый сигнал светофора.

Идти по обочине нужно друг за другом, не выходя на проезжую часть, причем обязательно навстречу движению машин.

Красный свет у светофора расположен снизу потому, что он самый важный.

Давайте проверим. Посмотрите на экран. СЛАЙД 10

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями светофорика. Давайте подведем итоги.

V. Итог урока и оценивание учащихся.

Чем необычен был сегодняшний урок?

Что вам особенно понравилось?

О чем мы сегодня на уроке говорили, что нового узнали?

VI. Постановка домашнего задания.

- Нарисовать на альбомном листке хорошо известные вам участки дорог нашей местности, улиц в деревне, обозначив чётко их элементы.

Дополнительный материал:

Давайте еще раз проверим, как вы знаете правила движения. Если вы согласны с утверждением, то говорите «разрешается», а если не согласны, то говорите «запрещается».

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения

Нужно помнить,

Нужно знать

Правила движения.

Итак:

  1. Играть на мостовой...
  2. Переходить улицу на зеленый свет светофора...
  3. Переходить улицу по подземному переходу...
  4. Перебегать улицу перед близко идущим транспортом
  5. Переходить улицу на красный свет...
  6. Помогать старикам и cтapyшкам переходить улицу...
  7. Переходить улицу на желтый свет...

    Занятие в старшей группе:

    осторожно дорога!

    Цель:

    Закрепить представление детей о назначении светофора и его сигналов

    Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу

    Учить детей различать транспортный и пешеходный светофоры

    Воспитывать правила поведения на дороге

    Развивать у детей внимательность

    Продолжать формировать знания у детей о правилах дорожного движения

    Продолжать учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие и разрешающие).

    Предварительная работа:

    Беседы о правилах дорожного движения: « Путешествие по городу», « Нам на улице не страшно», «Дорожные знаки».

    Разбор опасных ситуаций на дорогах, улице.

    Рассматривание альбомов, книг по правилам дорожного движения.

    Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Машины на нашей улице» и другие.

    Игры за столом: Как избежать неприятностей», «Азбука пешехода», «внимание дорога» и т.д.

    Словарная работа: светофор, пешеходный светофор, транспортный светофор, пешеход, дорога, сигналы светофора.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу, подошла к дороге, а светофор - не работает! Я долго стояла и не знала, как перейти дорогу – подскажите, как мне надо было поступить?

    Дети: Найти пешеходный переход, посмотреть налево и на право – если нет машин, то можно переходить дорогу.

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы погуляем по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком. Кто мы сейчас?

    Дети: пешеходы.

    Выходя на улицу

    Приготовь заранее

    Вежливость и сдержанность

    А главное внимание.

    Воспитатель: Мы подошли с вами к дороге – как называется дорога, по которой движутся машины (проезжая часть). Теперь нам нужно перейти через проезжую часть дороги. Где можно переходить дорогу?

    Дети: По пешеходному переходу (зебра)

    Воспитатель: А как его найти?

    Дети: По знаку и нарисованным полоскам.

    Воспитатель: А кто ещё нам помогает переходить дорогу? Вот послушайте загадку:

    На дороге с давних пор

    День и ночь несёт дозор

    И к тому привыкли мы:

    Ни словечка он не знает,

    Лишь глазищами моргает,

    А командует людьми

    Дети: Светофор.

    Воспитатель: Правильно! Это наш друг – Светофор.

    ПОЯВЛЯЕТСЯ СВЕТОФОР.

    Светофор: Здравствуйте, ребята.

    Воспитатель: Что-то наш светофор сегодня грустный?

    Светофор: у меня неприятность, я заболел, не горят мои три глаза.

    Воспитатель: Надо выручить нашего друга. Мы знаем, что у него три цветовых сигнала. Вы сможете их назвать ребята?

    Дети: Красный, жёлтый, зелёный.

    ВОСПИТАТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ ТРИ ЦВЕТНЫХ КРУГА.

    Светофор: Но я забыл, в каком порядке они располагаются.

    Воспитатель: Чтобы напомнить Светофору их расположение, мы с вами сыграем в игру под названием «Светофор».

    ПРОВОДИТСЯ ИГРА «СВЕТОФОР»

    Задание: на столах разложены плоскостные светофоры, круги 5 цветов. Дети должны разложить сигналы светофора в определённом порядке.

    Воспитатель: Сейчас мы с вами проверим, правильно ли расположили цвета светофора. (На жилете Светофора прикрепляем круги красного, жёлтого и зелёного цвета, дети сверяют свои задания с образцом). Молодцы! Вы справились с заданием. А вы знаете, что означают сигналы светофора?

    Ответы детей: На красный дорогу переходить нельзя. На жёлтый – обрати внимание и жди. На зелёный можно переходить дорогу.

    Светофор: Правильно ребята. Красный – стой! Жёлтый - жди! На зелёный – приходи! Вот теперь я в порядке и могу снова управлять дорогой.

    Воспитатель (обращаясь к светофору):

    Он и вежливый, и строгий

    Он известен на весь мир

    Он на улице широкой

    Самый главный командир!

    Светофор: Я ведь не один управляю дорогой, есть и другие светофоры. Вы знаете какие?

    Дети: пешеходный.

    Светофор: Правильно! Он предназначен для пешеходов, поэтому его называют пешеходным. На нём появляются красный и зелёный человечек. Если горит для пешеходов красный человечек, то переходить дорогу нельзя, даже тогда, когда машин на дороге нет.

    Воспитатель: Скажите дети, а если бы не было бы светофоров, что могло бы произойти с транспортом и пешеходами на дорогах:

    Дети: могут произойти столкновения машин на дорогах, травмы пешеходов и пассажиров.

    Воспитатель: Теперь мы с вами знаем правила и можем спокойно перейти через дорогу. На какой свет мы будем переходить дорогу?

    Дети: На зелёный.

    (воспитатель и дети переходят дорогу по пешеходному переходу)

    Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?

    Дети: На остановку

    Воспитатель: Не просто на остановку, а на остановку дорожных знаков. А какие знаки здесь живут, мы сейчас узнаем.

    ЗАГАДКИ.

    На дорожном знаке том

    Человек идёт пешком

    Полосатые дорожки

    Постелили нам под ножки

    Чтобы мы забот не знали

    И по ним вперёд шагали

    (пешеходный переход)

    Посреди дороги дети

    Мы всегда за них в ответе

    Чтоб не плакал их родитель

    Будь внимателен водитель

    (знак дети)

    Не доедешь без бензина

    До кафе и магазина.

    Этот знак вам скажет звонко:

    «Рядышком бензоколонка!»

    (знак автозаправочная станция)

    Коли вам нужна еда,

    То пожалуйте сюда.

    Эй, шофёр, внимание!

    Скоро пункт питания!

    (знак пункт питания)

    В этом месте пешеход

    Терпеливо транспорт ждёт.

    Он пешком устал шагать,

    Хочет пассажиром стать.

    (знак автобусной остановки)

    Воспитатель: А эти два знака (пешеходный переход и пункт первой помощи) мы узнаем когда соберём с вами картинки.

    ИГРА СОБЕРИ КАРТИНКУ.

    Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все справились.

    Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «разрешается – запрещается» (Игра проводится с мячом: задаётся вопрос всем ребятам, отвечает тот, кому бросит мяч воспитатель, ответы на вопросы – разрешается, запрещается). Вопросы к игре:

    1. Играть на мостовой (запрещается)
    2. Переходить улицу при зелёном свете светофора (разрешается)
    3. Переходить улицу по подземному переходу (разрешается)
    4. Переходить улицу при красном свете светофора (запрещается)
    5. Помогать старикам и старушкам переходить улицу (разрешается)
    6. Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора (запрещается)
    7. Играть на проезжей части (запрещается)
    8. Цепляться за проезжающие автомобили (запрещается)
    9. Соблюдать правила движения (разрешается)

    Воспитатель: А теперь мы с вами на некоторое время окажемся пассажирами. Расскажите мне о правилах поведения в общественном транспорте.

    Детям показывают модели правил поведения в транспорте.

    Дети: во время движения нельзя трогать двери, нужно ждать пока водитель откроет их сам.

    Воспитатель: А можно разговаривать во время движения с водителем?

    Дети: Нельзя, водитель отвлекается.

    Воспитатель: А можно высовываться из окна?

    Дети: Нельзя, это опасно.

    Воспитатель: Можно ли громко разговаривать в автобусе?

    Дети: Нет, это мешает другим пассажирам.

    Воспитатель: Молодцы! Вы хорошие пассажиры, умеете себя вести, и никто не сделает вам замечания в транспорте. На этом наше путешествие по улицам города заканчивается, мы отправляемся в наш детский сад. А в завершении нашей прогулки исполним песню « Мы едем, едем, едем в далёкие края».


    Конспект урока в 3 классе

    по теме:

    «Дорога и её элементы».

    Пояснительная записка к уроку

    Актуальность

    Какую опасность для детей представляет сегодня дорога, всем известно. Ежегодно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей, 24 тысячи получают ранения, и это не просто цифры, это чьи - то невосполнимые потери, страдания и боль.

    По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Наиболее частыми причинами являются: переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест, игры на проезжей части дороги, неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств, неподчинение сигналам светофора. Невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность, поэтому необходимо использовать все более разнообразные формы работы с детьми. Для этого необходимо применять обучение Правилам дорожного движения, как в учебной части, так и воспитательной работе школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия. Например: урок – игра, урок – путешествие, урок – состязание. Опыт показывает, что ребенок быстрее понимает и запоминает правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине, состязаниях или слушая сказку.

    Ребёнок, знающий правила дорожного движения, много раз подумает прежде, чем перебежать дорогу перед идущей машиной. Безопасность для него станет нормой жизни.

    Принимая участие в приведении мероприятий по Правилам дорожного движения, каждый ученик получает реальную возможность проявить свои творческие способности, углубить и расширить багаж теоретических знаний. Участвуя в общем деле, школьники учатся радоваться успехам друзей, переживать из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждаются в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга. Интересная познавательная работа сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.

    Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий на дороге, является игра. В игре ребенок развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того у него появляется возможность актуализировать имеющиеся знания и проверить свои умения и навыки по правилам дорожного движения. В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности. В ходе игры у детей формируются такие стороны поведения, от которых впоследствии будет зависеть безопасность их жизнедеятельности, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в разных ситуациях, в том числе и несущих прямую угрозу жизни.

    В составлении урока использован дидактический материал в игровой форме. Цель урока не только сообщить соответствующий объем знаний, сколько выработать умения и навыки поведения в той или иной ситуации.

    Цель: Задачи:

      Воспитывать наблюдательность, сообразительность.

    Ожидаемые результаты

    Учащиеся должны знать:

      Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.

      Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.

      Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного её перехода

      Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых символов (красный - стойте, желтый - ждите, зелёный - идите).

      Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам и светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства движутся не тольков прямом направлении, но и совершают повороты)

      Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.

    Тема урока: «Дорога и её элементы»

    Цель: формировать знания о правилах дорожного движения и культуры пешехода, привычки безопасного поведения на улице, дорогах. Задачи:

      Закрепить знания и представления о безопасном поведении на улицах и дорогах.

      Проконтролировать и обобщить, умения и навыки детей по основным правилам дорожного движения.

      Предупредить наиболее распространенные ошибки поведения детей на дорогах.

      Проверить и закрепить знание детьми дорожных знаков.

      Показать значение соблюдения ПДД;

      Развивать внимание, ориентировку на местности;

      Развивать умение предвидеть опасность;

      Воспитывать наблюдательность, сообразительность

    Тип урока: урок – игра.

    Оборудование: плакаты по ПДД, дорожные знаки, карточки с заданиями для конкурсов,ситуационные картинки, макет «Пешеходного светофора».

    Ход урока:

      Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок-

    Это начался урок.

    Внимание! Внимание!

    Вас ожидает состязание!

    На лучшее знание и умение

    Правил дорожного движения.

      Сообщение темы и цели урока.

    Тема сегодняшнего занятия очень актуальна, т.к. знания правил дорожного движения необходимы всем. На занятии мы закрепим знания правил дорожного движения и будем учиться ориентироваться на улице и дороге, предвидеть опасность.

    Цель сегодняшней игры: проверить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения и умело применяете знания на практике!

    Ребята! Сегодня мы с вами будем пешеходами и сейчас находимся в «Клубе внимательных пешеходов», в гостях у постового Светофоркина.

    Перед нами 2 команды: «Пешеход» и «Светофор». Я сегодня буду главным заместителем постового Светофоркина и ведущим игры.

    Послушайте правила игры.

    Помощником и другом постового является «Пешеходный светофор». Но совсем недавно он сломался и нам предстоит его починить.

    За победу в каждом конкурсе команда получает жетон. Та команда, которая наберет большее количество жетонов, будет считаться победительницей нашей игры и получит право включить светофор. А теперь пора начинать игру.

      Этапы игры.

    «Разминка»

    Учитель: Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

    Что хотите – говорите, в речке кислая вода?

    Дети: Нет.

    Учитель: Что хотите – говорите, светофора нет на свете?

    Дети: Нет.

    Учитель: Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет?

    Дети: Нет.

    Учитель: Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой?

    Дети: Нет.

    Учитель: Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите?

    Дети: Нет.

    Учитель: Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход?

    Дети: Да.

    Учитель: Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора?

    Дети: Нет.

    Учитель: Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек?

    Дети: Нет.

    Учитель: Что хотите – говорите, на круглых знаках – красный цвет означает «здесь запрет»?

    Дети: Да.

    «Дорога и пешеход»

    Учитель: Чтобы начать нашу игру мы должны познакомиться с основными элементами улицы и дороги. Ребята, а может, кто- то из вас знает, как они называются? Ответы ребят.

    Учитель: Под термином «дорога» подразумевается часть улицы, обустроенная и предназначеная для движения транспортных средств и пешеходов. Загородная дорога иногда обозначается словом «шоссе». Она включает в себя проезжую часть и тратуар. Что касается правил поведения пешеходов на дороге, разделение дороги на проезжую часть и тротуар является необходимым условием обеспечения безопасности всех участников движения – в первую очередь самих пешеходов.

    Элементы дороги в городе: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, трамвайные пути.

    Элементы дороги за городом: проезжая часть, обочина, кювет.

    Тротуар – в переводе с французского означает «дорога для пешеходов». Впервые в России появился в Санкт-Петербурге, где по краям главных улиц клали каменные плиты, отделяя их от мостовой металлическими тумбами. При движении по тротуару придерживаются правой стороны. Обходя препятствие на тротуаре, нельзя выходить на проезжую часть. Тротуар – не место для игр.

    Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения транспорта. Всякое бесцельное нахождение пешехода на проезжей части – это грубое нарушение правил дорожного движения. Движение транспорта по проезжей части может быть односторонним и двусторонним. В России правостороннее движение.

    Если тратуар осутствует, то пешеходы двигаются по обочине. Движение по ней более опасно, в отличие от тротуара. Поэтому пешеходы двигаются по левой обочине навстречу движению транспортных средств.

    Любую дорогу надо переходить по пешеходному переходу!

    Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками «Пешеходный переход» и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

    Нерегулируемый пешеходный переход : движение пешеходов здесь не регулируется светофором. Обозначается знаками «Пешеходный переход» и дорожной разметкой – белые полосы на проезжей части («зебра»).

    Регулируемый пешеходный переход : движение пешеходов регулируется светофором (пешеходным или транспортным). Обозначаются дорожными знаками «Пешеходный переход» и дорожной разметкой.

    Ребята, я покажу два рисунка, а вы определите на каком рисунке изображён нерегулируемый пешеходный переход? (Приложение 1.)

    Давайте составим правила для пешеходов

    Правила для пешехода:

      Переходи улицу только на зеленый сигнал светофора!

      Ходи по специальным пешеходным дорожкам – тротуарам!

      Пользуйся подземными переходами там, где они есть!

      Переходи улицу по пешеходному переходу!

      Уважай всех участников дорожного движения!

      Будь внимательным на дороге!

      Будь заметней на дороге – носи фликер!

    Вы все соблюдаете эти правила?

    Учитель: А вот и первое задание командам. Нам пришло письмо, но оно зашифрованное.

        Зашифрованное письмо.

    Прочитайте правило, которое должен соблюдать каждый пешеход (слоги читать по часовой стрелке, пропуская все время один слог. 1-й слог - *)

    2.«Дорога и пешеход»

    Учитель: Второе задание командам.

    Каждой команде предложены рисунки с изображением пешеходов (Приложение 2) нужно найти:

    Какие пешеходы нарушают Правила дорожного движения?

    Какие пешеходы знают Правила дорожного движения?

    Время для определения – 3 мин.

    3. «Мозаика»

    Каждой команде предложены части картинок, из которых следует собрать целую картинку по теме «Дети на дороге». Постарайтесь собрать их самостоятельно, но если будут трудности, то обратитесь за подсказкой. Эта подсказка присутствует в оформлении вашего класса.

    Время для составления картинки – 2 мин.

    Картинка для 1 команды


    Картинка для 2 команды


    4. «Задачи постового Светофоркина»

    (Поочередно задается по одной задаче каждой команде.)

    Задача 1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватил Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы...

    Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Объясните.

    Задача 2. Каждый раз, когда мы подходим к оживленному перекрестку, нас встречает ________ . То зеленым светом моргнет, то красным засияет. Объясните, что это за предмет и для чего этот предмет находится на перекрестке.

    Задача 3. Однажды Петя Светофоров гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигался автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжала движение вперед. За ней двигалась вереница автобусов.

    Как вы думаете, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора?

    Каким еще автомобилям разрешено двигаться на красный свет?

    Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?

    Задача 4. Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Федя так увлекся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик бросился за ним... Что может случиться с Федей?

    Скажите, где можно играть с мячом.

    5.«Доскажи словечко»

    А возможно вам придётся и промолчать. Будьте внимательны! Мы начинаем:

      Кто из вас идёт вперёд

    Только там, где переход?

      Кто летит вперёд так скоро,

    Что не видит светофора?

      Кто из вас, идя домой,

    Держит путь по мостовой?

      Кто из вас в вагоне тесном

    Уступает старшим место?

      Знает кто, что красный свет –

    Это значит – хода нет?

      Знает кто, что свет зелёный

    Означает – путь открыт?

    6. Конкурс-игра для капитанов

    «Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора»

    Послушайте стихи. Когда я буду их читать капитаны должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету круг.

    Бурлит в движеньи мостовая –

    Бегут авто, спешат трамваи.

    Скажите правильный ответ –

    Какой горит для пешеходов свет?

    (показывают красный сигнал.)

    Красный свет нам говорит:

    Стой! Опасно! Путь закрыт!

    Особый свет – предупреждение!

    Сигнала ждите для движения.

    Скажите правильный ответ –

    Какой на светофоре свет?

    (показывают желтый.)

    Желтый свет – предупреждение,

    Жди сигнала для движения!

    Иди вперед! Порядок знаешь,

    На мостовой не пострадаешь.

    Скажите правильный ответ –

    Какой горит при этом свет?

    (показывают зеленый.)

    Зеленый свет открыл дорогу,

    Проходить ребята могут!

    Ребята зачем нужен светофор?

    -А почему светофор называется светофором?

    Это слово составлено из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» - это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё вместе «светофор» - значит «носитель света», «несущий свет». Он и верно несёт свет трёх разных цветов: красного, жёлтого и зелёного.

    1.Самый строгий – красный свет.

    Путь для всех закрыт.

    2.Чтоб спокойно перешёл ты.

    Слушай наш совет: Жди!

    Увидишь скоро жёлтый

    В середине свет.

    3. А за ним зелёный свет

    Вспыхнет впереди.

    Скажет он – Препятствий нет,

    Смело в путь иди…

    6. Игра «Красный, желтый, зеленый»

    Сейчас зазвучит музыка. Если загорится красный свет - погрозим друг другу пальцем, если желтый - остановимся и замрем на месте, а если зеленый - зашагаем на месте.

    Продолжим игру в виде физкультминутки:

    Физкультминутка.

    Дорога не тропинка,

    Дорога не канава…

    Сперва смотри налево.

    Потом смотри направо.

    Ты налево повернись,

    Другу рядом улыбнись,

    Топни правою ногой:

    Раз – два – три,

    Покачай головой.

    Раз – два – три,

    Руки вверх ты подними

    И похлопай: раз – два – три.

    7. Конкурс «Ключевое слово»

    Сейчас вам предстоит командой разгадать кроссворд и записать ответы в клетки. Разгадав кроссворд полностью, вы сможете прочитать ключевое слово.

    Приложение 3.

    8.Ребусы

    Каждой команде выданы ребусы, какая команда разгадает быстрее, та и получит жетон.

    Приложение 4.

    Учитель: Сегодня мы получили еще вот такое письмо:

    «Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе - Неумехе. И теперь у нас в стране происходят аварии. Помогите нам!»

    Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Без дорожных

    знаков очень трудно и машинам, и пешеходам. Вы согласны помочь

    жителям страны Дорожных знаков?

      Дорожный знак.

    Когда вы идёте по улице и смотрите по сторонам, то видите дорожные знаки. Они разного цвета и разной формы. Они подсказывают нам, как поступить в той или иной ситуации. Дорожные знаки нужны для поддержания порядка на дорогах. Одни знаки предупреждают об опасности, другие указывают направление движения, третьи вводят всякие запреты и ограничения.

    Все знаки по своему назначению разделены на 7 групп:

      Предупреждающие

      Запрещающие

      Предписывающие

      Информационно-указательные

      Сервиса

      Приоритета

      Дополнительной информации

    Если знаки сообщают нам определённую информацию. Они синего цвета, квадратные или прямоугольные. Они называются информационно-указательные.

    Показ знаков

    Подземный пешеходный переход Место стоянки

    Надземный пешеходный переход

    Предупреждающие знаки

    Скользкая дорога. Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части.

    Пешеходный переход Дети Дорожные работы Пересечение с велосипедной дорожкой и т.д

    Я вам загадаю загадку, а вы скажите о каком знаке идёт речь. (Показ знака )

    Знак повесили с рассветом,

    Чтобы каждый знал об этом,

    Здесь ремонт идёт дороги –

    Берегите свои ноги!

    (Дорожные работы)

    Я хочу спросить про знак.
    Нарисован знак вот так:
    В треугольнике ребята
    Со всех ног бегут куда - то.

    (Дети )

    С дорожными знаками мы с вами познакомились, а сейчас давайте проверим, как вы запомнили.

    Каждая команда получает карточку с дорожными знаками. Нужно ответить на вопросы: как знак называется.

    Карточки для конкурса «Дорожный знак»:

    вопроса

    Ответ

    Знак

    Шли из школы мы домой,
    Видим - знак на мостовой:
    Синий круг, велосипед,
    Ничего другого нет.

    - Предписывающий знак «Велосипедная дорожка »

    - Показывает, что по этой дорожке можно ездить только на велосипеде или ходить пешком

    Я хочу спросить про знак.
    Нарисован знак вот так:
    В треугольнике трамвай,
    И у знака красный край.

    - Предупреждающий знак «Пересечение с трамвайной линией»

    Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается на пересечении дороги с трамвайными путями.

    Треугольник. А внутри
    Мчатся дети, посмотри!
    Красный цвет огнём горит,
    О чём нам это говорит?

    - Предупреждающий знак «Дети»

    Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается около школ, детских учреждений.

    Видим знак над головой.
    Знак дорожный, голубой.
    Здесь и вилка, здесь и нож.
    Мимо, явно, не пройдёшь.

    - Знак сервиса « Пункт питания»

    - Информирует водителей и пешеходов о том, что рядом место, где можно перекусить

    Шли из цирка мы с тобой.
    Снова знак над головой:
    В треугольнике – велосипед
    По краям же – красный цвет.

    - Предупреждающий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой »

    Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается там, где есть велосипедная дорожка, возможны встречи с велосипедистами.

    В голубом иду я круге.
    Не понятно всей округе:
    Для чего, куда иду?
    Да и сам я не пойму.

    - Предписывающий знак «Пешеходная дорожка »

    - Показывает, что этой дорожке можно передвигаться только пешеходам

    Учитель: Наш следующий этап игры называется «Дальше, дальше, дальше...» Правила этого этапа: надо быстро и четко отвечать на вопросы. Кто правильно ответит за одну минуту на большее количество вопросов, тот получит больше очков. Если вы не знаете, как ответить на вопрос, говорите: дальше.

    ВОПРОРОСЫ 1 КОМАНДЕ:

    Какие сигналы светофора вы знаете?

    (Красный, желтый, зеленый)

    Что такое перекресток?

    (Место пересечения улиц и дорог на одном уровне.)

    Кто регулирует движение транспорта и пешеходов?

    (Регулировщик.)

    Когда можно начинать переходить улицу?

    (Когда загорелся зеленый свет светофора, надо убедиться, что все

    машины остановились, и тогда можно переходить улицу.)

    Где должны ходить пешеходы?

    (По тротуару.)

    Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?

    (Белый круг с красной каймой.)

    По какому номеру телефона вызывают милицию?

    По какой стороне улицы у нас принято движения транспорта?

    (По правой.)

    Что означает этот знак?

    (Движение на велосипеде запрещено.)

    Правила движения пешехода по загородной дороге?

    (Двигаться по обочине навстречу транспорту.)

    Где устанавливается знак «Пункт питания»?

    (Вблизи столовой, кафе, ресторана.)

    Какие части дороги вы знаете?

    (Проезжая часть и тротуар.)

    Какая часть дороги предназначена для машин?

    (Проезжая часть.)

    Что означает этот знак?

    (Велосипедная дорожка.)

    ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ:

    Что означает желтый сигнал светофора?

    (Сейчас будет смена сигнала.)

    Какая часть дороги предназначена для пешеходов?

    (Тротуар.)

    Чем регулировщик управляет движением?

    (Жезлом.)

    Где ожидают автобус?

    (На автобусной остановке.)

    По какому номеру телефона вызывают «скорую помощь»?

    С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по дороге?

    (С 14 лет.)

    Какую форму и цвет имеют знаки сервиса?

    (Синий прямоугольник с белым квадратом внутри.)

    Сколько сигналов у пешеходного светофора?

    (Два: зеленый и красный.)

    Где устанавливается знак «Дети»?

    (Около школ, детских садов.)

    Что означает этот знак?

    (Пункт первой медицинской помощи.)

    Какие машины оборудованы сигналами типа «Сирена»?

    (Скорая помощь, милицейская, пожарная.)

    Какой перекресток называется регулируемым?

    (Где стоит светофор или регулировщик.)

    Что означает этот знак?

    (Телефон.)

    Разрешающий сигнал светофора?

    (Зеленый.)

      Подведение итогов игры. Награждение победителей.

    Учитель: Наша игра подошла к концу. Молодцы ребята, вы отлично поработали сегодня. Команда победитель имеет право включить светофор Давайте подведем итоги, что вы сегодня узнали? Ответы ребят

    Давайте повторим основные правила вместе со мной

    «Основные правила дорожного движения» (Приложение 5)

    Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон очень добрый – он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь людей. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

    Источники информации

      Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий / авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.

      Максиняева М.Р. «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003. (Серия «Вместе с детьми».)

      Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками/ авт.-сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.

      Путешествие в страну дорожных знаков и сказок, 2001. Автор-составитель О.В.Калашникова. Издательство «Учитель». Волгоград.

      Учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» 2- 4кл А.А. Усачёв, А.И.Березин; А.П.Коваль «Наглядность на уроках в начальных классах».

    Приложение 1.

    Приложение 2

    Приложение 3

    Кроссворд для 1 команды

    Вопросы:

      Человек, идущий пешком.

      Бокова часть, край дороги.

    Ответы: 1. Сигнал; 2. Авария; 3. Зебра; 4. Водитель; 5. Пешеход; 6. Асфальт; 7. Обочина; Переход. Ключевое слово: СВЕТОФОР

    Кроссворд для 2 команды

    Вопросы:

        Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.

        Повреждение машины транспортного средства.

        Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

        Лицо, управляющее транспортным средством

        Бокова часть, край дороги.

        Твёрдое и гладкое покрытие дороги.

        Человек, идущий пешком.

        Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

    Ответы: 1. Сигнал; 2. Авария; 3. Переход; 4. Водитель; 5. Обочина; 6. Асфальт; 7. Пешеход; 8. Зебра.

    Ключевое слово: СВЕТОФОР

    Приложение 4.

    Дорога

    Стоянка

    Трамвай

    Трасса

    Переход

    Знак

    Приложение 5

    Никогда не выбегайте на дорогу

    перед приближающимся автомобилем.

    Это опасно потому, что водитель не может остановить машину сразу.

    Дорогу необходимо переходить

    в специально установленных местах по пешеходному переходу.

    На проезжую часть выходите только после

    того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

    Выйдя из автобуса, не выбегайте на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

    Опасно выезжать на проезжую часть

    на скейтах и роликовых коньках.

    Не выбегайте на дорогу вне зоны

    пешеходного перехода, в этом месте

    водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

    Опасно играть в мяч и другие игры

    рядом с проезжей частью, лучше это делать

    во дворе или на детской площадке.

    Умейте пользоваться светофором.

    Нельзя ходить по бордюру. Это опасно.

    Выйдя на улицу, юный пешеход должен вежливо

    передвигаться только по тротуару или обочине!

    Основная опасность, которая подстерегает юных велосипедистов, - это дорога. Категорически запретите ребенку ездить там, где есть хоть какое-то дорожное движение. Не следует забывать, что велосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.

    Урок № 30.

    Тема: «Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль»

    Цель урока: знакомство с видами улиц и дорог, их особенностями с точки зрения безопасности.

    Тип урока: изучение нового материала.

    План изложения:

      Развитие сети автомобильных дорог.

      Классификация автомобильных дорог.

      Элементы автомобильной дороги.

      Обеспечение безопасности движения на дорогах.

    Материалы к уроку:

    1 Развитие сети автомобильных дорог

    Советское государство получило от царской России неблагоустроенною сеть дорог протяжением 1450 тыс. км, из которых, всего лишь 24,3 тыс. км имели твердые покрытия - щебеночные, гравийные и булыжные мостовые.

    Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап дорожного строительства в нашей стране. Начиная с первых лег Советской власти партия и правительство уделяло большое внимание восстановлению и строительству дорог.

    После революции дорожное строительство началось не сразу. В период интервенции и гражданской войны дорожные работы носили в основном восстановительный характер. В порядке нового строительства выполнялись работы главным образом по постройке мостов. Включая капитальную перестройку существующих мостов, за эти годы было построено 143 тыс. пог. м мостов. В значительных размерах проводились дорожно-ремонтые работы. Уже в 1920 г. дорожно-ремонтиыми работами было охвачено 98,5 тыс. км дорог. До первой пятилетки продолжалось в основном восстановление сети существующих дорог. Однако и в этот период (с 1922-1923 по 1927-1928 г.) было переустроено свыше 3,8тыс. км дорог; из них более 50% - с каменным покрытием.

    Развитие народного хозяйства за годы довоенных пятилеток, а также увеличение количества автомобилей для перевозки грузов промышленности и сельского хозяйства настоятельно требовали одновременного развития и улучшения состояния сети автомобильных дорог. В первую пятилетку (1928-1932 гг.) было построено 90 тыс. км дорог, из которых 12,5 тыс. км- с твердым покрытием. За годы второй пятилетки протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась на 39,4 тыс. км. Темпы дорожного строительства с каждым годом возрастали. К началу Великой Отечественной войны за три года третьей пятилетки было построено еще 59,5 тыс. км дорог с твердым покрытием. Особое внимание уделялось строительству дорог с усовершенствованными асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями, протяженность которых к 1941 г. составляла более 7 тыс. км. В этот период были построены такие важные дороги, как Москва - Минск, Амуро-Якутская магистраль, Чуйский и Усинский тракты, Горький - Муром - Кулебаки, Горький - Арзамас и др.

    Строительство автомобильных дорог не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. Созданные для обслуживания нужд фронта дорожные организации успешно выполняли задания командования по дорожному обеспечению операций Советской Армии.

    В период Великой Отечественной воины дорожные войска Советской Армии восстановили, построили и отремонтировали свыше 1 млн. ног. м мостов, проложили более 5 тыс. км дорог с твердым покрытием и уложили в залесенных и заболоченных районах свыше 10 тыс. км деревянных коленных дорог.

    Перед дорожным хозяйством были поставлены серьезные задачи в отношении упорядочения планирования, укрепления хозяйственного расчета, финансовой дисциплины, дальнейшего развития производства строительных материалов, конструкций и деталей и улучшения снабжения ими строек, а также в отношении развития и улучшения производства дорожных машин, более полного использования их но объектах, создания постоянных кадров строителей и улучшения их культурно-бытового обслуживания.

    Протяженность дорог с твердым покрытием по одной Российской Федерации увеличилась за пять лет па 53,4 тыс. км, в том числе протяжение усовершенствованных покрытий на магистральных дорогах республиканского и общегосударственного значения увеличилось за пятилетие па 9,3 тыс. км. Важным итогом восьмой пятилетки явилось расширение строительства местных дорог, обслуживающих сельскохозяйственное производство и нужды населения сел и деревень.

    Дальнейшее развитие транспорта тесно связано с решением задачи размещения производства, ибо достижение наибольшего экономического эффекта при наименьших затратах общественного труда суммарно на производство и транспорт является критерием эффективности той или иной схемы территориального размещения производства. Интересы народного хозяйства требуют создания разветвленной сети благоустроенных дорог, обеспечивающих движение современных грузовых и легковых автомобилей с большими скоростями вне зависимости от времени года м погодных условий.

    Главнейшими задачами по техническому прогрессу в области строительства автомобильных дорог являются: дальнейшее улучшение качества строительства дорог и особенно дорожных покрытий путем разработки и осуществления мероприятий по повышению устойчивости земляного полотна, прочности и долговечности покрытий, улучшению технологии дорожно-строительных работ; преодоление сезонности строительства на основе внедрения прогрессивных сборных конструкций для искусственных сооружений и дорожных покрытий, а также разработки и применения комплексов машин и механизмов для производства всех основных работ в зимнее время; более широкое использование местных материалов для устройства дорожных оснований и покрытий.

    Значительное развитие автомобильного движения при росте величины нагрузок на ось, возросшие интенсивность и скорость движения предъявляют более высокие, чем прежде, требования ко всем параметрам дороги и особенно к прочности дорожных одежд и шероховатости покрытий для обеспечения безопасности движения и удлинения срока службы автомобильной дороги.

    2. Классификация автомобильных дорог

    Все автомобильные дороги делятся на дороги обшей сети, городские дороги (улицы), дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

    В зависимости от административно-политического, экономического и культурного значения дороги общей сети СССР разделяются на следующие группы: общегосударственные, республиканские, краевые и областные, местного значения.

    Дороги общегосударственного значения предназначены для дальних автомобильных сообщений. Они соединяют столицы союзных республик, крупные промышленные и культурные центры, курорты союзного значения, а также дорожную сеть СССР с магистральными дорогами соседних государств. К таким дорогам относятся автомагистрали: Москва - Минск - Брест, Москва - Симферополь, Киев - Ростов-на-Дону - Орджоникидзе, Москва - Ленинград и др.

    Дороги республиканского значения соединяют главные административные, культурные, экономические и политические центры автономных республик, краев и областей со столицей союзной! республики и между собой.

    Дороги областного и краевого значения соединяют районные центры между собой и с центром своей автономной республики, края или области, с общей сетью дорог, а также с важнейшими станциями или пристанями.

    Дороги местного значения соединяют районные центры или отдельные сельские населенные пункты, колхозы, совхозы между собой и со станциями железных дорог и пристанями, а также расположенные вблизи этих дорог предприятия со станциями железных дорог, пристанями, дорогами общей сети.

    Отнесение дорог к той или иной группе является до некоторой степени условным, и при перспективном планировании возможен перевод дорог из одной группы в другую.

    Автомобильная дорога может иметь различную степень совершенства в зависимости от ее значения в народном хозяйстве. Чем больше движение автомобилей, образующих транспортный поток на дороге, тем более высокие требования предъявляются к ее техническим качествам. Число автомобилей, проходящих по дороге через данное сечение в единицу времени (сутки, час), называется интенсивностью движения. Интенсивность движения не является постоянной по всей длине дороги Увеличиваясь вблизи крупных населенных пунктов, железнодорожных станций, она обычно уменьшается в середине участков. Интенсивность движения не остается также постоянной в течение года и даже суток, поэтому величина движения автомобилей характеризуется среднегодовой суточной интенсивностью. На дорогах, используемых для вывозки сельскохозяйственных продуктов в период их заготовки, интенсивность движения может превышать среднегодовую.

    Автомобильные дороги в зависимости от интенсивности движения и значения их в общей дорожной сети СССР делятся Строительными нормами и правилами. При отнесении дорог и к той или иной категории учитывают перспективную (расчетную) интенсивность движения, считая от года ввода дороги в эксплуатацию, на 20 лет вперед.

    Для каждой категории дороги установлены определенные технические нормативы, на основе которых ведется проектирование всех дорожных сооружений.

    3. Элементы автомобильной дороги

    Автомобильная дорога состоит из комплекса сооружений, обеспечивающих безопасное движение транспортных средств с расчетной скоростью на всем протяжении в течение всего года при любых погодных условиях.

    Движение автомобилей происходит по полосе поверхности дороги, называемой проезжей частью. К. проезжей части с двух сторон примыкают обочины.

    Проезжая часть располагается на земляном полотне. Земляное полотно сооружают для обеспечения устойчивости проезжей части и сглаживания неровностей рельефа. На участках понижения местности, а также на сырых и заболоченных участках земляное полотно устраивают в виде насыпи - искусственно насыпанного и уплотненного грунта. Отдельные возвышения местности срезают, и в этом случае земляное полотно проходит в выемке.

    Воду, притекающую к дороге или стекающую с ее поверхности, отводят системой водоотводных канав и лотков в пониженные места.

    Там, где земляное полотно пересекает лощины, овраги, ручьи и реки, обеспечивают пропуск воды, притекающей с нагорной стороны путем устройства специальных водопропускных сооружений в виде труб и мостов.

    При пересечении автомобильной дороги с другой автомобильной дорогой или с железной дорогой земляное полотно может быть устроено в одном уровне с полотном пересекаемой дороги или в разных уровнях. В последнем случае для пропуска движения устраивают тоннели, эстакады и путепроводы.

    Такие сооружения, как трубы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, подпорные стены, защитные галереи и другие, называются искусственными сооружениями.

    Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами для безопасности движения и повышения их пропускной способности должны, как правило, устраиваться в разных уровнях. Лишь в отдельных случаях, когда интенсивность движения на автомобильной дороге небольшая и по железной дороге небольшое движение поездов, допускается пересечение в одном уровне со специальным оборудованием железнодорожного переезда.

    Для обслуживания подвижного состава на дорогах создают комплексы вспомогательных сооружений: автозаправочные станции для снабжения автомобилей топливом, станции обслуживания, предназначенные для осмотра и профилактического ремонт» автомобилей. Для отдыха пассажиров и автотуристов сооружают мотели, автовокзалы и дорожные гостиницы, а на перегонах между ними - остановочные пункты, станции, площадки отдыха.

    Для содержания и обслуживания автомобильной дороги необходимы комплексы линейных сооружений дорожной службы, которые, как правило, размещают в населенных пунктах вблизи дороги и по возможности в середине обслуживаемых участков.

    Вдоль дороги сажают деревья и кустарник, которые предохраняют ее от снежных заносов. В живописных местах на дороге устраивают беседки, площадки отдыха, устанавливают скульптуры, архитектурно оформляют источники воды и т. п.

    Для обеспечения нормальной работы дорожной эксплуатационной службы вдоль дороги прокладывают линию связи. На участках с интенсивным движением в ночное время дорогу оборудуют электроосвещением.

    4. Обеспечение безопасности движения на дорогах

    Обеспеченная видимость на дороге является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Для безопасности движения на дороге водитель должен видеть перед собой участок достаточной длины, с тем чтобы, заметив препятствие, принять меры к своевременному торможению. Необходимое расстояние видимости устанавливают из условия полной остановки автомобиля, движущегося с расчетной скоростью, перед препятствием.

    Наиболее безопасными для движения являются автомобильные дороги, у которых обеспечены плавные сопряжения элементов трассы и гармоничность сочетания дороги с окружающим ландшафтом. Для создания лучших условий эксплуатации автомобилей необходимо, чтобы трасса дороги позволяла автомобилям двигаться с постоянными высокими скоростями, не утомляла водителей и пассажиров и способствовала сохранению цельности и живописности ландшафта, лучшему раскрытию особенностей местности для едущих по дороге.

    Обеспечение безопасности движения на пересечениях дорог

    Пересечения являются узловыми пунктами автомобильных дорог, в зоне которых происходит формирование и распределение потоков движения. Пересечения проектируют с учетом перспективных размеров, состава и характера движения, относительного количества автомобилей, изменяющих направление движения с одной из пересекающихся (или соединяющихся) дорог па другую.

    Оборудование дорог для безопасности движения ночью

    В темное время суток происходит до 50% всех дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения в эти часы не превышает 10-15% от среднесуточной. Средние скорости движения автомобилей в ночное время снижаются на 5-7 км/ч. К мероприятиям, повышающим безопасность движения в ночное время, относятся: реконструкция дорог в плане и профиле для улучшения видимости в ночное время; устройство стационарного освещения; применение светлых дорожных покрытий; маркировка проезжей части; установка противоослепляющих щитов, направляющих устройств и озеленение дороги, способствующих ориентированию водителя в направлении дороги в ночное время; установка дорожных знаков с рефлектирующей поверхностью или специальной подсветкой.

    Придорожная полоса и обустройство автомобильных дорог

    Участки магистральных дорог, проходящих через населенные пункты, а также вводы магистральных дорог в города характеризуются повышенным числом дорожно-транспортных происшествий по сравнению с участками, проходящими в открытой местности. На этих участках необходимо предусматривать проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности и стабилизацию режимов движения автомобилей.

    Дорожные знаки, разметка проезжей части

    Наиболее простыми, распространенными и достаточно эффективными средствами организации движения являются дорожные знаки Правильное их применение во многих случаях исключает необходимость использования более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорожных знаков с другими сравнительно простыми техническими средствами, в частности разметкой проезжей части, позволяет успешно решать вопросы организации движения на самых сложных участках и лишь в местах наибольшего движения автомобилей требуется активное регулирование движения, осуществляемое светофором или милиционером-регулировщиком.

    Оценка безопасности движения

    Безопасность движения на автомобильных дорогах может быть обеспечена проведением широкого комплекса мероприятий: совершенствованием конструкций автомобилей и других транспортных средств; контролем технического состояния транспортных средств; строгим соблюдением водителями и пешеходами правил движения по дорогам; созданием дорожных условий, обеспечивающих возможности движения автомобилей с высокими скоростями; надлежащей информацией водителей о дорожных условиях и режиме движения.

    Содержание дорог

    На автомобильных дорогах организована дорожная служба, задачами которой являются: обеспечение безопасности и удобства движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками в течение всего года; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений; систематическое наблюдение за характером движения автомобилей и принятие мер, улучшающих техническое состояние дороги.

    Вопросы для закрепления:

      Как проходило развитие автодорог?

      Какие вида дорог вы знаете?

      Назовите основные элементы автомобильной дороги.

      Как обеспечивается безопасность движения на дорогах?

    Задание на дом:

    1. Изобразите схему, содержащую основные элементы автодороги.

    2. Выберите дорогу в районе вашей школы, которая в наибольшей степени отвечает требованиям безопасности.

    Литература:

    1. Фролов А.М., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. – Тула: Тульский полиграфист, 2000.

    2. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. – СПб.: ИД «МИМ», 1998