Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Сочинение «Тема Родины в творчестве. Предыдущее

§2. Судьба России - главная тема творчества Н.М.Рубцова

Судьба России воспринимается Н.М.Рубцовым как личная судьба. Он чувствует себя прямым наследником ее истории, культуры и её субъектом - лицом, чья жизнь и судьба неотделимы от судьбы Отечества. Наиболее близким, ёмким предметом и объектом выражения личностного отношения к Родине, гражданского чувства выступает в его поэзии Природа. Её Поэт рассматривает с позиции эстетической категории возвышенного: как явление близкое, которое таит в себе огромные потенциальные силы и не может быть полностью освоено. Это недостижимое, но очень желанное, искомое, необходимое. Природа в творчестве Н. М.Рубцова одухотворена. Истоки, корни такого видения - в классической поэзии, в национальном сознании, в христианской вере, восходящей к языческим представлениям, мироощущению и обрядам. «Древнейшее язычество состояло в обожании природы, - писал А.Н.Афанасьев, - и первые познания об ней человека были вместе и его религией». Народ творил язык и мифы, был, подчёркивает историк и фольклорист, «действительным поэтом».

Русский народ пронёс через тысячу лет, во многом адаптированные, но свои древние обряды и традиции языческих предков, сохранив свою генетическую память, свой духовный стержень. «Русскому люду какую хочешь веру дай, хоть в воду его макай, хоть плоть обрежь - всё одно он своему Богу будет молиться, тому, что в сердце его. Тем и не похожи мы на другие народы, а потому и вера чужая в сердце не отзовётся».

Единство с природой лежит в основе жизни и творчества Н.М.Рубцова. Живой дух народной поэзии слышится в идейном содержании, стиле, жанре, образах его стихотворений «Осенние этюды», «Выпал снег...», «В лесу», «Видения на холме», «Шумит Катунь» и других произведениях, где реальный мир полон фантастики. Вспоминаем:

Знаешь, ведьмы в такой глуши

Плачут жалобно.

И чаруют они, кружа,

Детским пением,

Чтоб такой красотой в тиши

Всё дышало бы,

Будто видит твоя душа

Сновидение.

(«Сапоги мои - скрип да скрип...»)

Мимо башен, идолов, гробниц

Катунь неслась широкою лавиной,

И кто-то древней клинописью птиц

Записывал напев её былинный.

Катунь, Катунь - свирепая река!

Поёт она таинственные мифы

О том, как шли воинственные скифы, -

Они топтали эти берега! (...)

(«Шумит Катунь»)

Дыхание вечности чувствует Н.Рубцов всюду: «Катунь... поёт таинственные мифы», а «по холмам, как три богатыря, еще порой проскачут верховые», о русской старине напомнит то «полусгнивший овин», то «хуторок с позеленевшей крышей». Представляемые картины обретают реальность в облаках над дорогой: они «В пыли веков мгновенны и незримы». В прошлом находит поэт разгадку вечной тайны - величия и красоты родной земли. Он не устремляется в прошлое, но «постигает сегодняшний день в его исторической объемности». В «Старой дороге» открывает автор истоки национальной жизни России, величие и вечность «русского духа»:

Здесь каждый славен -

Мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит.

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пойдет через века!

Эта перекличка душ становится реальностью жизни, если вспомнить слова поэта, которые имеют самое непосредственное отношение к старой дороге от пристани Устье-Толшменское до села Никольское: «Жаль старой дороги. Новую прямую прокладывают. Разрежут всё на мелкие части. Пешеходам ничего не остаётся.» Старая дорога, вспоминает современник поэта А.Мартюков, «звала ускорить шаг, прибавляла силы. А возле. бежали тропинки, делали всё, чтобы можно было спрямить путь, а где надо, выйти на берег настоящей реки. И так, пока идёшь до села Никольского, несколько раз облегчала она мысли человека». Поэт часто ходил пешком по бескрайним российским просторам, преодолевая многие километры. Так на Алтае, на Чуйском тракте, летом 1966 года, самой жизнью рождён поэтический образ «старой дороги».

Глубину таланта Н.М.Рубцова оценил А.В.Ларионов устами главного героя романа «Рок»: «Страх бьёт, как он мог провидчески точно изъяснять чувства, - поражался Легостаев. - Какой же в нём жил тонко чувствующий божественный дар, сколько в нём тихой печали, истый северянин, говорящие уста природы». Своеобразие бытового уклада и культуры Севера, сохранившись дольше, чем в других областях страны, не могло не отразиться на развитии поэзии, как наиболее подвижном и восприимчивом роде художественного творчества. Поэты всегда обогащались «притоком своих родных сил», исходили из народной системы образов и символов, в которых воплощена основа русского духа. Вологодчина, северное русское откровение породили и вырастили Поэта. Стремление следовать народной культуре, по словам С.Орлова, «выгодно подчёркивает самобытность поэтов Севера в нашей... поэзии».

Живые черты прошлого Н.М.Рубцов видит в современности. Воплощая «чувство древности земли», он тревожится, что стремительное наступление цивилизации заслоняет «таинственное величье» старины. «Рожденный по ошибке», поэт признается: «Я все реже // Волнуюсь, плачу и люблю». Он опасается, что, «может быть, навеки // Людный тракт окутается мглой». В современном мире человечество предстает у поэта в облике мощного движения поезда:

Поезд мчался с полным напряженьем

Мощных сил, уму непостижимых,

Перед самым, может быть, крушеньем

Посреди миров несокрушимых.

Сознание Поэта омрачают видения будущих катаклизмов: «Солнце // Красное над снегом, // Огромное, // Погасло навсегда.»

Эстетический идеал поэта, восприятие мира, понимание русской судьбы, осмысление той связи времен, которая стала основой его поэтического мироощущения, воплощены в «Видениях на холме».

Взбегу на холм

И упаду

В траву.

И древностью повеет вдруг из дола!..

С некоей завоеванной высоты - «упаду» в глубину истории России; при этом само «падение» - погружение в глубь веков - подчеркнуто и ритмом, и даже графически - разбивкой первой строки, что у Н.М.Рубцова встречается нечасто. Казалось бы, холм за деревенской околицей - не такая уж большая высота, но с нее поэту видна вся Родина - не в пространственном, а в историческом, во временном плане, вплоть до татаро-монгольского нашествия, принесшего Руси столько горя. Возвращаясь из глубины веков к современности, поэт как бы соединяет время, связывает в единое целое разные исторические эпохи, оттого сегодняшние картины у Н.Рубцова глубоко историчны:

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...

Это признание в сострадающей сыновней любви к Родине выражено очень простыми словами, и в этом союзе «звуков, чувств и дум» предстает образ тысячелетней России. Оно как бы отодвигает в небытие «тупой башмак скуластого Батыя». Признание в любви к Родине здесь - реально выраженная сила добра, противостоящая также вполне конкретной силе зла. Лирическое «я» поэта здесь вырастает до значительного обобщения, сливается с множеством других «я» - людьми былых веков, которые отодвинули когда-то от лика земли своей «тупой башмак» не одного завоевателя и с которыми поэт ощущает здесь «самую смертную связь» в любви к Родине.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Здесь оживает история войны, надвигающейся на человека:

Они несут на флагах чёрный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов

В окрестностях

России.

Некоторые рубцововеды, авторы публикаций о поэте (В.В.Сорокин, М.А.Полётова) не без основания склонны рассматривать «Видения на холме» как пророчество поэта, которое сбылось сейчас, в наши дни. «Иных времён татары и монголы», по их мнению, - нынешние разрушители России. Главное же здесь то, что страшное видение, символ недавних (или будущих!) бед Родины, прерывается неожиданно просто -спокойным пейзажем, вселяющим надежду, успокоение и веру в Россию:

И надо мной -

Бессмертных звёзд Руси,

Спокойных звёзд безбрежное мерцанье...

История Родины, память о величайших событиях, таких, как Великая Отечественная война, для поэта - святыня, которая вызывает поклонение, бездонность печали и тревоги. Поэт - не историк. Он не стремится к последовательному изложению тех или иных исторических событий. «Для него главное: «схватить» и художественно выразить дух времени, т. е. главные, наиболее характерные черты эпохи, которые дают нам, читателям, наиболее яркое и целостное представление об этой эпохе, делают нас как бы соучастниками тех или иных исторических событий» . Черты времени передает нам Н.М.Рубцов: тема войны была личной для «поколения безотцовщины» 60-х. В стихотворении «Русский огонек» она вырастает до большого, весьма актуального обобщения, выходит к общемировым проблемам войны, мира, надежды и веры. Лирика сливается с высокой эпичностью: лирическое «я» поэта, образ хозяйки и тема прошлого Родины соединяются в интонации, в поэтическом смысле контекста стихотворения.

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне

И поразил

Сиротский смысл семейных фотографий.

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет.

Слово «Земля» здесь - не территориальное понятие, но «идейное, духовное, нравственное, объединяющее людей в единство народа не только по признакам происхождения от единого корня, но и по их идейно-нравственному устремлению». Чувство Родины, родной земли, нужд и судеб Отечества, его людей - стержневое содержание «золотого века» литературы, а затем и народно-крестьянской поэзии С.Есенина, Н.Клюева. Так сложилась их психология, так предписывали православная вера и традиционный уклад народной жизни. Ощущением неотделимости от матери-земли проникнута и лирика Н. Рубцова. Выражение этого чувства -сквозная тема его творчества, которую лучше всего определить словами Н.Гоголя, сказанными о «Капитанской дочке» А.С.Пушкина: «...простое величие простых сердец».

Феодосий Печерский, проповедуя терпимость и человеколюбие, говорил: «Подвигайся к своей вере добрыми делами, и милостью одаряй не только единоверцев, но и чужих. Если видишь раздетого и голодного, или от стужи или от беды какой страдающего. - всякого помилуй и от беды избавь, и не будешь лишён воздаяния от Бога». Твёрдо следует христианской заповеди - возлюби ближнего твоего, как самого себя -одинокая хранительница «скромного русского огонька» Н.Рубцова. Её образ - олицетворение многострадальной Родины, живое воплощение русского национального характера с его простотой, бескорыстием, природной чуткостью и честностью, «инстинктом общечеловечности» (В.Ю.Троицкий), верностью добру и правде. Потеряв близких в войну, женщина не ожесточилась сердцем, душа её по-прежнему излучает свет материнской любви: «Вот печь для вас и теплая одежда.» - просто, как будто предполагая чьё-то появление, встречает она незнакомца. И провожает: «Господь с тобой! Мы денег не берем!» - точно зная, что «чужою бедою не разживёшься» (Н.Лесков, «Пугало»). Разговор героя с хозяйкой - обжигающее прикосновение к самой субстанции народной души, на строй и самочувствие которой наложила свой неизгладимый след война, ее утраты:

- Скажи, родимый, Будет ли война? -

И я сказал: - Наверное, не будет.

- Дай бог, дай бог... Ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет. -

И вдруг опять:

- Не будет, говоришь?

- Нет, - говорю, - наверное, не будет...

Неуловимость перехода сцены в картину глобального, библейского наполнения, видимо, и есть художественная тайна этого и других произведений Поэта. Русский огонек - это не только светящееся оконце избушки, но и символ доброты, братства, милосердия, который открывает манящую животворную силу: горит «как добрая душа. во мгле» - и нет ему покоя. «Надежда человека и надежда всего мира - русский огонек, где помнят прошлое, где это прошлое живет в настоящем и вселяет веру в будущее», - внушаемо размышляет Н.Зуев.

В минуты нравственных, духовных потрясений обращаемся мы к великому А.С.Пушкину, его стихам о России:

Сильна ли Русь? Война, и мор,

И бунт, и внешних бурь напор

Её, беснуясь, потрясали -

Смотрите ж: всё стоит она!

В годы фашистского нашествия для многих людей в истинном свете раскрылась великая любовь к России Сергея Есенина, «патриотическая глубина, пронзительное чувство родины» (Ю. Л. Прокушев) в его поэзии:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Судьба России, «её прошлое, настоящее и будущее - вот что прежде всего глубоко волнует и Пушкина, и Есенина, определяет неустанный художественный поиск, гражданскую позицию каждого из поэтов, -подчёркивает духовную близость мастеров слова Ю.Л.Прокушев, - вот что является главной темой всего их творчества, вот их извечная радость и боль, их немеркнущая мечта и надежда». Именно такое, трепетное и вдохновенное чувство Родины воспринято и воплощено в творчестве поэтом другой эпохи - Николаем Михайловичем Рубцовым:

Привет, Россия - родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

К некоторым страницам истории поэт относится с болью и недоумением, призывает критически осмыслить прошлое, предупреждает от повторения ошибок:

Сталин что-то по пьянке сказал -

И раздался винтовочный залп!

Сталин что-то с похмелья сказал -

Гимны пел митингующий зал!

(«На кладбище»)

Л. Дербина вспоминает, что в революции Н. Рубцов видел огромное несчастье, повлекшее за собой страшную трагедию - гражданскую войну: «Нет, я Ленина люблю, он хотел добра для всех, но. сколько пролилось крови русской зазря! Убивали друг друга родные люди, брат брата... В гражданскую погибал цвет нации, уничтожался собственными руками».

Жаль поэту людей, покинувших Родину:

Здесь барин жил.

И может быть, сейчас,

Как старый лев,

Дряхлея на чужбине,

Об этой сладкой

Вспомнил он малине,

И долго слёзы

Катятся из глаз.

Здесь слышатся не только и не столько сострадание, боль утраты и понимание объективной неизбежности, исторической предопределённости судьбы страны и народа. Но одновременно - и поиск пути к духовному единению всего народа. Обратим внимание на символику: «Волнует и тревожит» поэта шум сосен «во тьме унылого строенья». Не только понять, но именно почувствовать, ощутить «о чём они шумят» пытается человек, воспитанный на отрицании дворянской культуры и одновременно - интуитивно чувствующий необратимый разлад в национальной истории. Даже Л.Дербина, не отрицая идейных разногласий с Н.Рубцовым, признаёт его человеком болезненно и страстно заинтересованным судьбой России и русского народа: «Он не пёкся ни о чём личном, был бескорыстен и безупречно честен. Рубцов не выписывал ни газет, ни журналов, у него не было телевизора, он редко ходил в кино, но он знал главное... Россия - его любовь и боль», а он сын своего Отечества, неотделим от него.

Лирика Николая Рубцова проникнута восхищением «удивительными, белоколонными» храмами России. Для поэта они - символ русской культуры, вековой истории, духовного единения и душевного тепла.

Н. Рубцову близка мировоззренческая идея сопоставления природы с храмом. Ему жаль «разрушенных белых церквей». Они, как и Россия, разорены и погружены в сон:

С моста идёт дорога в гору.

А на горе - какая грусть!

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

(«По вечерам»)

Хотя в миропонимании поэта нет канонической веры, его герои помнят, как «колокольня вдали деревни еще оглашала набатом», он видел «на чем поднималась великая Русь» («Жар-птица»). Вера у Н.М.Рубцова не просто присутствует, но живёт на уровне сознания и на уровне чувства, ощущения. Поэту близка не религиозная эстетика, а реальные жизненные ценности, в них он видит корни и прекрасного, и возвышенного. Его путь к православию, как уже отмечалось, пролегал через русскую классику, где истинная свобода и независимость обретается героями произведений на пути к духовно-нравственной цельности, причастности к христианской основе бытия, синтезирующей доброе, красивое, вечное - созидательное и возвышенное. Эстетическое усиливает и проявляет жизнетворный смысл Добра, его вечную силу, непобедимость.

«Утверждение духовного мира национальной самобытности», - основная идея его поэтического творчества. Эта органичная для жизненной и эстетической позиции Поэта идея продолжает мысль и пафос классической русской литературы, герои которой несут в себе и сознание греха, и органическое стремление к покаянию, и жажду делать добро, и взлеты к идеалу святости и безграничной жертвенности «за други своя». Так раскрывается перед нами «русское национальное православное самосознание», которое есть «весь уклад жизни и глубокий внутренний настрой».

Произведения Н.Рубцова не претендуют на собственно духовные стихи с их каноническими формами и четкостью образной системы -состояние его души приближено к восприятию мира, которое названо в православии Благодатью. Ему, как и Ф.Тютчеву, и С.Есенину, была близка идея христианской соборности, т.е. духовного единения:

Мы по одной дороге ходим все -

Так думал я. - Одно у нас начало,

Один конец. Одной земной красе

В нас поклоненье свято прозвучало!

(«Философские стихи»)

Духом соборного единения проникнуты строки Н.М.Рубцова о «самой жгучей, самой смертной связи» человека с «каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть». Ощущение неотделимости от матери-земли и природы унаследовано поэтом от русской классики. «Человек связан с природой тысячью нерастожимых нитей», - говорил И.С.Тургенев. Давно отмечено, что родина, народ, природа, добро (доб-ро, добрый род) - родственные слова, обозначающие единый соборный организм. «Именно тогда, когда человек начинает ощущать себя частью природы, Божьего мира, когда начинает сознавать свою ответственность за судьбу этого мира, он становится Личностью, духовным существом, - убеждает Ю. И. Сохряков. - Именно тогда он постигает мудрость слов Питирима Сорокина о том, что природа - это язык, на котором господь разговаривает с человеком».

В одухотворённой природе С.Есенина «звонко чахнут тополя», «звенят родные степи», здесь «колокольчик хохочет до слёз» и «прозвенит девичий смех», а «в душе звенит тальянка». Во многих стихах Н.Рубцова («Левитан», «Старый конь», «О Московском Кремле» и других) раздаётся «звон заокольный и окольный», поэт слышит «и колокольный, и колокольчиковый звон». Например:

Эх, Русь, Россия! Что звону мало?

Что загрустила? Что задремала?

(«Зимним вечерком»)

Религиозное сознание С. Есенина развивалось стихийно, вбирая в себя православную культуру: «. на извёстку колоколен // Невольно крестится рука». Н.Рубцов, подсознательно руководствуясь религиозным чувством, честно и точно воплотил в своём творчестве «дух времени» и отразил сложное душевное состояние современного человека, мучимого противоречиями, «бурями века»:

Иду, бреду туманами седыми,

Не знаю сам, куда и для чего?

(«Уж сколько лет слоняюсь по планете!»)

Ориентация на радость и смысл христианских праздников (Рождество, Крещение), их положительная оценка свойственны Н.Рубцову. Но и безверие - «печать» советского времени - обнаруживается в стихах поэта.

Обратимся к «Пасхе».

Пасха

Под синим небом,

С колоколами и сладким хлебом,

С гульбой посреди двора.

«Реконструируемая по детским воспоминаниям Рубцова картина, - считает Н.Коняев, - мало общего имеет с пасхальной радостью, что овладевает сердцами верующих в этот светлый день». Действительно, мы видим христианский весенний праздник без главного - всё совершается вне церкви. Это только внешнее подобие Пасхи, поэтому не случайно

Промчалась твоя пора!

Садились ласточки на карниз,

Взвивались ласточки в высоту.

Но твой отвергнутый фанатизм

Увлёк с собою

И красоту.

О чём рыдают, о чём поют

Твои последние колокола?

Тому, что было, не воздают

И не горюют, что ты была.

Строка «твой отвергнутый фанатизм» косноязычна, но является ключевой в стихотворении. Она удивительно точна. Богоборчество, как представлялось в те годы, было направлено против фанатизма служителей культа. Поэтому горевать, рыдать, казалось бы, было не о чем... Людям, принявшим атеистическое воспитание, было неведомо, что издавна на Руси «день этот есть тот святой день, - писал Н.Гоголь, - в который празднует святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него ни одного человека».

Пасха - Воскресение Христово - празднует избавление от рабства греха. Это смысл, основание и торжество христианской веры. Если бы не было Воскресения Христова, то не было бы и христианства, сама вера в Бога, в силу добра и правды была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни верующего человека. Природа, языческие и христианские представления о ней - всё это переплеталось в народном сознании настолько органически, что порою трудно различить их контуры. Считали, что природа радуется великому христианскому событию: и птицы поют по-другому, и травы зеленеют не так, как обычно. «Я просыпаюсь радостный, - вспоминает И.Шмелёв. - Меня сразу ослепляет блеском, и в этом блеске - весёлый звон. Будто ещё во сне - звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. да, это Пасха!.. Яркое утро - солнце, пасхальный звон!» Строки С.Есенина созвучны с воспоминаниями И. Шмелёва: «Колокол дремавший // Разбудил поля, // Улыбнулась солнцу // Сонная земля».

Современна, как и праздник Пасхи, молитва Н.Рубцова:

И я молюсь, о русская земля!

Не на твои забытые иконы,

Молюсь на лик священного Кремля

И на его таинственные звоны.

(«О Московском Кремле»)

Хотя в другом стихотворении герой Н.Рубцова мчится на коне, «покрестившись лихо на собор» («Эх, коня да удаль азиата...»), в «Вологодском пейзаже» «пустой храм... виден весь со стороны // Во всём таинственном величье // Своей глубокой старины», а вдали, «светясь, в тумане тонет // Глава безмолвного Кремля.», то вдруг является «образ предка // С холмов, забывших свой предел, // Где он с торжественностью редкой // В колокола, крестясь, гремел!» («Уединившись за оконцем.»). Так в творчестве Н.Рубцова воплотилось противоречие сознания современного человека: интуитивная православная вера при незнании, а потому непонимании сути и отрицании церковных таинств и древних народных обрядов.

Для осознания художественного мира поэта ценно стихотворение «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны.». Смятение, душевную тревогу современного человека Н.М.Рубцов передал в раздумьях «неведомого отрока», в образе обмелевшей реки философски просматривая обречённость цивилизации позитивизма:

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,

Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы.

Отчизна и воля - останься, моё божество!

Переживание утраты старинной жизни имеет и конкретное социально-историческое наполнение:

И храм старины, удивительный, белоколонный,

Пропал, как виденье, меж этих померкших полей

Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей.

Возможно ли: храм жаль, а короны - нет? Слова Н.Рубцова - убеждение или незнание? А может, своеобразно выраженная позиция потребности народа в свободе? «Не жаль того, что возносит одного над всеми; жаль того, что роднило, объединяло всех со всеми», - разъясняет современный вузовский учебник по литературе ХХ века. Мысль Рубцова выражает именно такую точку зрения, которая не согласуется с церковным взглядом на глубинную суть самодержавия. Во все века, пишет священнослужитель О.Платонов, считалось так: «Царь - воля, церковь - дух, государство - тело, и всё это вместе православное государство». Эта установка продолжает мысль Д.А.Хомякова о том, что православие, самодержавие, народность - формула, в которой выражалось сознание русской исторической народности.

Данная формула, мы видим, не теряет актуальности в наши дни. Характерна точка зрения Митрополита Иоанна. Он считает, что русский народ понял свою миссию богоизбранности и отразил своё мировоззрение в былинах, духовных песнях и особенно в летописях, главные мысли которых сводились к следующему:

1. Богу угодно вверять сохранение истин Откровения избранным им самим народам и царствам. Русскому народу определено хранить православие «до скончания века» - второго и славного пришествия Иисуса Христа. В этом смысл его существования.

2. Богоучреждённой формой правления православного народа является самодержавие, Евангелие - его «конституция»; царь - помазанник Божий, «олицетворение богоизбранности всего народа, его молитвенный председатель и ангел-хранитель».

Веками русские понимали монархию как силу нравственную. «Не народ для царя и не царь для народа, - утверждал Н.Ф.Фёдоров, - а царь вместе с народом как исполнитель Божьего дела на земле, дела всечеловеческого».

Православие выступает в мире как религия наибольшей человечности и любви, надежды и оптимизма, её основой является учение о Богочеловеке: «Бог есть абсолютная Любовь и абсолютное Добро, и между Богом и человеком есть нерушимая непосредственная личная связь, - ибо Бог, как и человек, есть личность , а не слепая сила природы». Тот, «кто не понимает Православия - тот никогда и ничего не поймёт в народе. Мало того, тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть» (Ф. М. Достоевский). Слова великого писателя напоминают нам, что русский народ, его самосознание и культура «сформировались в лоне Православия с его энергией духовного единения, с его идеями любви к ближнему, сострадания, жертвенности, служения перед всем народом и человечеством» Трудно переоценить значение христианства в его попытке подвигнуть человечество к мысли о совершенном.

Николай Рубцов чувствовал, что социальное обустройство России крепилось и оживлялось духовным строем, истекавшим из веры, хотя церковные таинства, как отмечено, оказались поэту недоступны и, вероятно, поэтому не нашли отражения и оценки в творчестве. Философская платформа его взглядов сопряжена с православием, но и черты языческого миропонимания поэту тоже не чужды. Такое сочетание всегда было свойственно нашему народу и не являлось противоречием верующего сознания, ведь многое в христианстве возникло на основе язычества. Справедливо писал А. Михайлов, что «эмоциональный акцент» поставлен в поэзии Н. М.Рубцова «на извечном, на том, что менее всего подвержено влиянию времени. Истоки силы, народного характера уходят в глубину веков...», именно там находится «корень, прочная сила которого испытана мечом и огнем. Ее и призывает он хранить вместе с волей и государственностью...».

В слиянности своей судьбы с единством человека и мира проявляется гражданственность Н. М. Рубцова. Его стихи не только напоминают нам о национальной гордости и о том, что каждый из нас ответственен за судьбу Родины, за её будущее, но и внушают чувство гражданской ответственности. С.Есенин писал: «Радуясь, свирепствуя и мучась, // Хорошо живётся на Руси». И в душе Н.Рубцова, несмотря на очевидный жизненный разлад с окружающей действительностью, живёт уверенность в вечной устойчивости и гармонии:

Но в наши годы плакать невозможно,

И каждый раз, себя превозмогая,

Мы говорим: «Всё будет хорошо».

(«Осенние этюды»)

Проведённый в данном параграфе анализ поэтических произведений не имел целью полностью осветить привлекающую внимание многих исследователей тему России в творчестве Н. М. Рубцова. Но, мы надеемся, что изложенный материал создаст почву для дальнейшего изучения лирики поэта и в частности тем "Образ природы" и "Русский характер" в его поэзии. Нельзя не подчеркнуть, что в русской классической литературе судьба одного человека переплетена с судьбами Родины и мира. Так и творчество Н. М.Рубцова, продолжая традиции отечественной классики, запечатлело положение человека в реальной действительности, судьба которого тесно связана с Россией и всем миром.

Свой эстетический и социально-нравственный идеал, т.е. представление о жизни, какой она должна быть, поэт раскрывает в большом числе произведений. Приведём здесь «Осенние этюды»:

Одного сильней всего желаю -

Чтоб в этот день осеннего распада

И в близкий день ревущей снежной бури

Всегда светила нам, не унывая,

Звезда труда, поэзии, покоя,

Чтоб и тогда она торжествовала,

Когда не будет памяти о нас...

Творческая, деятельная, духовно насыщенная жизнь в мире труда и любви. К этому стремился поэт, хотя так и не обрёл желанного за свою недолгую жизнь.

Н. М. Рубцов в лучшем смысле слова национальный поэт. Его творчество несёт в себе черты русского характера, национальную психологию. Его стихи - произведения самородка, а личная трагедия органично вливается в трагическую историю Родины. Скитания по разным уголкам страны лирично обрисовывают и просторы нашей огромной державы, и контуры души русского народа, плоть от плоти которого был он - Поэт.

Правда человеческого характера (или отдельного типического переживания в лирике) составляет специфическую, собственно художественную сторону содержания произведения искусства. Настоящий лирический поэт, убеждает А.И.Буров, «постигает, улавливает общезначимое, типическое переживание, и нас при этом меньше всего интересует, есть ли это его личное переживание в данных обстоятельствах его жизни, или это переживание других лиц, или это вообще возможное в определённых предлагаемых обстоятельствах и наиболее типичное для них переживание, которое поэт воспроизвёл сначала в своём сердце и потом прямо из него - в стихотворении, уже как собственное переживание, ибо он и действительно сжился с ним».

Поэт, чьё «народное» творчество - неотъемлемая часть отечественной художественной культуры, обладал удивительным чувством Родины, личной ответственностью за судьбу свою и народа, Любовью к жизни, к природе, к Прекрасному. Всё это воплотилось в поэзии Н.М.Рубцова как созидательное Чувство, как эстетико-нравственный критерий жизни и творчества.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

...Родина! В подробностях простых
Для меня открылась ты однажды.

П. Шубин

Основные установки:

  • на понимание смыслового богатства стихотворения “Звезда полей”;
  • на дальнейшее развитие читательского опыта;
  • на развитие воображения и внутреннего слуха.

Цели урока:

  • введение учащихся в мир поэзии Н.Рубцова, достичь понимания текста и авторской позиции;
  • анализ поэтического текста “Звезда полей”;
  • активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения;
  • пробудить интерес к творчеству поэта;
  • воспитание любви к родному краю.

Оборудование: компьютерная презентация.

Методические приёмы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского, выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Представление

Доброе утро, уважаемые ученики! Сегодня урок проведу у вас я, Самойлова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы Песоченской средней школы Рыбинского района. А поговорим мы о... родине.

На доске написано слово “Родина”. Закройте глаза, сядьте свободно, чтобы сосредоточиться и не отвлекаться. Произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите (дом, речка, лес...). Это образ родины вашего класса.

Для меня родина – это школа, мои коллеги и ученики, колодец на краю обрыва.

Но мы сегодня поговорим о родине... Впрочем, не будем торопиться, будем внимательно слушать и читать. (2 мин)

II. Подготовка восприятия

Звучит отрывок (2 строфы) песни “Тихая моя родина” (Максим Трошин, гитара) (презентация 1-7 слайды по щелчку автоматически) (48 сек)

III. Выяснение и активизация первичного восприятия

Вам понравилось? Почему?

На ваш взгляд, можно по-другому исполнить эту песню? Обоснуйте свою точку зрения.

Как вы думаете, почему такое необычное начало урока? (2 мин)

IV. Определение темы урока

Вы правы, в первой строке прозвучало ключевое слово урока (родина).

Подскажите эпитет к слову “родина” из песни (тихая).

Попробуйте объединить все три слова и сформулировать тему урока (Тихая родина Н.Рубцова)

Верно. И мы попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта, “в подробностях простых” увидеть родину поэта с помощью анализа его стихотворений, понять смысл эпитета “тихая”. Запишите тему урока в тетради (запись в тетрадях, открыть заранее записанную на доске тему)

V. Анализ стихотворения “Тихая моя родина”

Положите перед собой стихотворение. Просмотрите его. Ответьте на вопросы.

Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта?

(Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)

А я дополню, что Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк, к северу от Архангельска. К началу войны его семья переезжает в Вологду. Мать умерла рано, отец ушёл на фронт. С 1942 г. начинается детдомовское сиротское детство в отдалённом селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний. Будучи сиротой, он мечтал о семье, теплоте родных сердец. А ещё Николай всегда мечтал о море, именно на флоте и началась его литературная жизнь. Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи (В.Кожинов). Выросший сиротою, он знал одну-единственную мать – Россию – и ей посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты вдохновения.

В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: “Первая строка стихотворения всегда очень важна...”, задавая всю мелодию произведения.

Перечитайте первую строчку.

В каком слове поэт выразил своё чувство к родине? (тихая)

Да, в стихотворении Н.Рубцов делает акцент на своём восприятии родины – “тихая”. Тихая – это значит какая? (негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная). Этот эпитет драгоценен для поэта, избегавшего пышности. В нём заключено многое: черты русского национального характера – степенность, размеренность труда; особенности образа жизни – всему своё время, всему своё время в соответствии со временем года. Есть в этом определении – “тихая” - ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.

VI. Анализ стихотворения “Звезда полей”

Посмотрите на экран, на котором изображено небо. Мудрые люди считают, что если сразу несколько людей найдут на этом небе одну и ту же звезду, то все у них в жизни получится, они почувствуют себя единой семьей на этой планете.

Поэтому одно из самых известных стихотворений Н. Рубцова называется “Звезда полей” (выразительное чтение стихотворения)

Прочитайте про себя текст, положите перед собой.

Какое чувство вы испытали, читая это стихотворение? Это лирическое стихотворение? Почему?

Найдите строки, слова, которыми поэт рисует “малую родину”./ Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. (Я вам помогу) Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это? (“О” повторяется не случайно. “Оканье” - основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину, малую родину Р.)

Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? (восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией).

Эти чувства меняются на протяжении стихотворения? С помощью каких эпитетов автор даёт нам почувствовать смену настроения? (мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветливый луч помогают почувствовать смену настроения лирического героя)

(Антитеза помогает увидеть двойственность чувств души поэта: звезда, свет, тепло – мгла, холод, темень)

Какие образы стихотворения помогают нам почувствовать чувства лирического героя? (звезда полей, луч, поля, Родина..)Какой из них, на ваш взгляд, главный? Докажите

Какое значение имеют повторы (анафора): “звезда полей”, “горит”? (наверное, не случайны повторы. Они делают стихотворение ещё более звёздным, светлым. Горит не угасая – создаёт ощущение вечного источника тепла и света, которого так не хватает одинокой звезде)

Почему звезда горит тихо, а не сияет, не блестит? (Это чувство, содержащееся в подтексте стихотворения, - тоска по родине, где родился и вырос поэт, по ее тихой красоте. Необычна поэтика звезды у Рубцова. Звезда - многозначный символ света, надежды, символ верной дороги. Если есть в душе и в жизни звезда, на которую можно идти, то все в жизни будет одухотворено ее светом.)

В чём смысл названия стихотворения? (звезда – символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Она напоминает Вифлеемскую путеводную звезду и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение от одиночества. По этому пути старается идти и Н.Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и он окрашивается тёплым чувством любви к родине. “Звезда полей”, отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но приветлива, “горит не угасая для всех тревожных жителей земли”)

Думаю, вы смогли заметить “песенность” поэзии Н.Рубцова: задушевность, мелодичность, интонации раздумья. Основные мотивы творчества: Родина, великая и малая, природа, русская душа. Любимый образ поэта – звезда.

VII. Свет или цвет?

Есть ещё одна отличительная особенность лирики поэта. Попробуем её найти.

Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией (света, цвета)”.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте воспользуемся подсказкой на слайде. Какие репродукции больше характерны для рубцовской лирики? (недостаток цвета в поэзии восполняется стихией света – исправить слайд)

VII. “Собирание малой родины” Рубцова.

В нашем уроке осталось белое пятно, попробуем исправить ситуацию.

Какой вы почувствовали тихую родину Н.Рубцова?

На листочках-лучах прошу нарисовать, какой вы почувствовали родину Николая Рубцова (можно просто цветовое пятно, можно написать слово). Свой луч вы прикрепите к сердцевине на доске. По окончании музыки работу закончите, это будет через 1,5 минуты (охарактеризовать в общем “Звезду”)

Какой образ у нас получился? (солнце – это тоже звезда /Щелчок мышкой – на слайде появляется модель солнца) Звезда – один из символов поэзии Н.Рубцова. Почему звезда? (в народной поэзии образы света, огня – это символы жизни, добра, любви, домашнего очага. Они очень важны для человека)

VIII. Рефлексия

В стихотворениях Николая Рубцова мы видим неизмеримо звездное небо, спокойствие, доброту, искренность, любовь ко всему родному. Все это разве не может перебороть злобу, мстительность, недоброту в человеческом сердце? Светлая, родниковая поэзия Рубцова пробуждает нас, очищает, возвращает нам данное от природы чувство прекрасного.

Переверните перфокарты. На листе написаны возможные варианты начала вашего сочинения-миниатюры. Допишите любое из предложений. (Когда я читаю стихи Н. Рубцова, я представляю... Стихи Рубцова меня заставили задуматься о... Поэзия Рубцова меня научила...) Ваши размышления и будут итогом урока.

IX. Д/З

  1. Найти песни на стихи Н. Рубцова, составить сборник.
  2. Выучить наизусть стихотворение “Звезда полей”.
  3. Создать иллюстрацию по мотивам урока – нарисовать малую родину.
  4. Написать стихи о родине.
  5. Составить сборник стихотворений о родине.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым « Сакский технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема:«Николай Рубцов. Тема родины в лирике поэта»

по предмету «Литература»

г. Саки,2015

Николай Рубцов. Тема родины в лирике поэта

Цели:

  • дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова, познакомить с жизнью и творчеством, осветить роль его лирики в истории русской поэзии XX в.;
  • совершенствовать умение анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н. Рубцова;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения;
  • развить умения работать в группах;
  • воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, умения видеть и чувствовать прекрасное в привычном.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Н.Рубцова(слайды), стихотворения « Тихая моя родина», «Видения на холме», «В горнице», презентация студента о жизни и творчестве Н.Рубцова, слайды с эпиграфом, темой урока, аудиозаписи песен и стихотворений поэта.

Опережающее задание: презентация, рисунки к стихотворениям, общие сведения о стихотворениях.

эпиграф к уроку С каждою избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Н.Рубцов

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Каждый из нас- патриот своего края, города, села, где бы мы ни были, всегда сердцем будем стремиться в свой родной уголок земли, но искренней, чистой, по-детски наивной любви мы можем научиться у наших русских писателей и поэтов. Одним из них является Николай Рубцов. .он- образцовый патриот своей родины.

Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений»

3 . Работа с эпиграфом.

После чтения эпиграфа происходит сопоставление с темой урока:

Вопросы: - Как содержание эпиграфа связано с темой урока?

Какой смысл в нём заключён?

О чём мы будем говорить сегодня?

Определение целей урока

Запись темы, эпиграфа, плана в тетрадь.

План

1. Жизненный путь Н.Рубцова

2.Творчество.

3. Анализ стихотворений « Тихая моя родина», «Видения на холме», «В горнице».

4.Проверка Д.3.

Презентация студента о жизни и творчестве поэта. В это время студенты делают краткие записи в тетради.

Дополнения преподавателем.

Творческая манера Рубцова формировалась с одной стороны под воздействием таких поэтов как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин, Д. Кедрин, с другой стороны, основные образы в его стихах (мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце) совпадают с народной поэзией. Восходят к мифологии, что позволяет говорить о некой «вневременности» его поэзии.

Н.Рубцов рано остался сиротой (в 6 лет, с 1942 года начинается детдомовское сиротское детство в отдаленном селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний.). Он считал себя одиноким человеком, поэтому единственное дорогое, что у него было-малая родина. Но что же такое родина? Для каждого человека это слово имеет своё значение.

5.Игра в ассоциации.

Давайте поиграем в ассоциации . Я назову вам слово, а вы быстро, за 2-3 минуты нарисуете, напишете на отдельных листах то, с чем для вас это ассоциируется. Итак, это слово – Родина. (примерные ответы студентов: мама, семья, дом, очаг, тепло….) (эти ассоциации зачитывают студенты по очереди 5-6 человек, преподаватель записывает на доске в виде солнца, студенты делают то же самое в тетрадях)

Этот ассоциативный куст мы оставим и в конце урока сравним с образами, которые возникли у поэта.

6. Работа в группах, заполнение таблицы

Перед разбором- аудиозапись «Тихая моя родина» в исполнении Н.Рубцова, «В горнице»- песня

1 гр.

«В горнице»

2 гр.

«Тихая моя родина»

3 гр. «Видения на холме»

Общие сведения

Тема

Идея

Образы

Размер стихотворения

Художественные средства

Для 1 группы

Почему в горнице светло, какое время суток описывается?

Почему по воду пошла матушка, а не герой?

Что такое горница?

Какие чувства у вас возникли во время чтения этого стихотворения?

Для 2 группы

Какие чувства у вас возникли во время чтения этого стихотворения?

В чем автобиографизм этого стихотворения? О каком месте пишет автор?

Что такое погост? (село - деревня с приходской церковью и кладбищем при ней, иногда так называли кладбище с церковью).

Для 3 группы

Какие чувства у вас возникли во время чтения этого стихотворения?

На сколько частей можно условно разделить это стихотворение?

Что символизируют кресты?

Каждая группа после анализа стихотворения защищает свой рисунок.

Выводы:стихотворения, несмотря на то, что посвящены теме родины, имеют автобиографический характер, неразрывны с жизнью поэта, музыкальны, связаны с УНТ.

Послушайте отрывки песен на стихотворения Н.Рубцова, и вы поймёте, что всегда его творчество вам было близко.

Аудиозаписи песен на стихи Н.Рубцова

«Букет», «Чудный месяц горит над рекою», «Размытый путь».

7. Подведение итогов.

- О чём вы узнали на уроке?

Посмотрите на наш ассоциативный куст и на образы, которые встречаются у поэта. Найдите общие черты.

Чему учит поэзия Н.Рубцова?

Выставление оценок

8. Д.З. Выучить одно стихотворение

С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь…, Николай Рубцов

1 группа- «В горнице» 2 группа- «Тихая моя родина» 3 группа- «Видения на холме» План анализа: 1.Выразительное чтение. 2.Общие сведения. 3.Тема. 4. И дея. 5.Образы. 6 . Размер стихотворения. 7.Художественные средства. 8. Личное восприятие стихотворения (впечатления).

Домашнее задание: Выучить одно стихотворение Н.Рубцова (на выбор)


Сочинение

Любовь к родной деревне, ее природе и людям была одним из основных мотивов зрелого творчества Рубцова, хотя он не выпускал из виду всего многообразия современности:

В деревне виднее природа и люди.

Конечно, за всех говорить не берусь!

Виднее над полем при звездном салюте,

На чем подымалась великая Русь.

Метафора \"звездный салют\" на первый взгляд может показаться не очень удачной, объединяющей слишком далекие понятия: с салютом сравнимо небо лишь в пору звездопада где-то в середине августа, о чем в стихотворении не упоминается. Но строки эти исполнены глубочайшего смысла! Короткому свечению городского праздничного салюта Рубцов противопоставляет вечные звезды над полем, при свете которых поэту виднее источник силы и величия Руси, – оно, это самое поле, и человек на нем…

Эта неразрывная духовная связь с родными местами – благодатнейшая почва, на которой взрастает истинная поэзия. \"Знаешь, почему я поэт?.. – спрашивал Есенин своего друга В. Эрлиха, и сам же отвечал: – У меня родина есть! У меня – Рязань! Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же… Хочешь добрый совет получить? Ищи родину! Найдешь – пан! Не найдешь – все псу под хвост пойдет. Нет поэта без родины!\" Об этом же говорил и Рубцов, приехав в 1965 году на экзаменационную сессию в Литинститут и встретившись там с молодыми стихотворцами, приехавшими в Москву из дальних мест и оказавшимися \"меж городом и селом\": \"Что вы за поэты такие? О чем вы пишете и как? Клянетесь в любви, а сами равнодушны. Оторвались от деревни и не пришли к городу. А у меня есть тема своя, данная от рождения, деревенская. Понятно?!\".

Рубцов обрел свою поэтическую родину, однако жизнь его в Никольском на первых порах была нелегкой.

Тем не менее, несмотря на трудности, эта осень была для него довольно плодотворной. Не имея возможности слушать лекции в Литинституте, Рубцов учился самостоятельно, читал русскую классику, особенно Толстого, пробовал свои силы в прозе и переводе, написал немало и собственных стихов. Впрочем, выражение \"писать стихи\" по отношению к Рубцову не совсем точно. Стихи он не писал, а складывал в уме: \"Вообще я почти никогда не использую ручку и чернила и не имею их, – сообщал он С. Викулову в ту осень. – Далее не все чистовики отпечатываю на машинке – так что умру, наверно, с целым сборником, да и большим, стихов, \"напечатанных\" или \"записанных\" только в моей беспорядочной голове\". К сожалению, поэт был не так уж далек от истины, и о том, сколько написанных тогда стихов мы не знаем и не узнаем теперь никогда, можно только предполагать.

Дело осложнялось еще и тем, что печатали Рубцова не так часто, как ему хотелось, и это иногда наводило поэта на грустные мысли о бесполезности своего творчества, порождало чувство усталости и безразличия. Однако было бы неверно думать, что поэт равнодушно относился к написанному им – наоборот, он постоянно шлифовал свои стихи, стремился улучшить даже те, которые уже отдал в печать.

Где-то в это время Рубцов подготовил и сдал в Северо-Западное книжное издательство рукопись своего первого сборника.

\"Лирика\" Николая Рубцова была издана в 1965 году трехтысячным тиражом и сейчас уже стала библиографической редкостью. Открывалась книжка, стихотворением \"Родная деревня\" с четко названным адресом: \"Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу\". Это было началом развития темы \"малой родины\" в поэзии Рубцова. Несколько шире тема раскрывалась в стихотворении \"Хозяйка\": от \"сиротского смысла семейных фотографий\" – многие из запечатленных на них не вернулись с войны – Рубцов приходит к постижению мира прошедшего в мире настоящем. Как бы одновременно в сегодняшнем и вчерашнем времени живет хозяйка избы, куда автор заглянул на огонек. И хотя ключевые рубцовские строки, раскрывающие его видение мира, здесь уже найдены, стихотворение \"Хозяйка\" еще не превратилось в тот \"Русский огонек\", который потом станет одним из известнейших стихотворений.

Но Рубцовым уже четко определен путь, по которому будет развиваться его поэзия. Чувство исторического прошлого – главная составная часть его мироощущения в целом. Наиболее полно это выразилось в стихотворении \"Видения на холме\", где прошлое раскрывается в современном, настоящем, как бы получает обратную перспективу, – поэт проникает в нем в глубину прошедших веков:

Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы, словно наяву,

Блеснет в глаза кривым ножом монгола!

Казалось бы, холм за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее поэту видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом, во временном плане, вплоть до татаро-монгольского нашествия, принесшего Руси столько горя. Возвращаясь из глубины веков к современности, поэт как бы соединяет их, связывает в единое целое, оттого сегодняшние картины у Рубцова глубоко историчны:

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Однако в \"Лирике\" было немало строк, еще не выражавших, а только предвосхищавших тонкую элегичность Рубцова.

Тогда еще трудно было говорить о продолжении Рубцовым традиций Тютчева и Фета. Однако не случайно стихотворение \"Приезд Тютчева\", опубликованное уже в первой книге Рубцова, без изменений вошло во многие последующие, хотя критика после публикации его в \"Звезде полей\" и отмечала, что вряд ли можно отнести к престарелому Тютчеву слова о том, что \"дамы всей столицы о нем шептались по ночам\" или \"А он блистал… играя взглядом\".

То, что Тютчев не был случайным гостем в его стихах, Николай Рубцов доказал всем своим творчеством. Уже в первом сборнике его лирика удивляла своей чистотой и акварельной прозрачностью, в которой чувствовалось что-то знобяще-предосеннее:

Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес,

И лодка, шурша осокой,

Плывет по каналу в лес.

И холодно так, и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с легким свистом

Слетает осенний лист.

В этих опубликованных в \"Лирике\" стихах уже ясно виден твердый почерк талантливого художника. Однако первый сборник стихов Н. Рубцова не обратил на себя внимания критиков. Кроме того, что голос поэта еще не зазвучал в полную силу, была и другая, и пожалуй, главная причина, почему \"Лирика\" осталась незамеченной. \"Не нужно прибегать к счетно-вычислительной технике, – писал примерно в это же время М. Исаковский в статье \"Доколе?\", – чтобы прийти к выводу, что у нас в стране ежедневно (подчеркиваю – ежедневно!) выходит пять или даже семь стихотворных сборников, или около 1700 – 2400 сборников в год!.. К сожалению, у нас много людей (в том числе среди поэтов), которые в чрезмерном обилии бумаги, заполненной стихами, видят только рост нашей поэзии и ничего другого: мол, поэзия поднялась на новую ступень, мы стали писать лучше, чем, положим, до войны, стихотворные сборники расходятся чуть ли не в один день, и т. д. и т. п. Все это было бы просто замечательно, если бы мы порой не обманывали самих себя, если бы в этом была нужная доля трезвой и объективной правды. Но ее-то, этой правды, как раз и нет. Непомерное обилие стихов – это, к большому моему сожалению, вовсе не рост нашей поэзии. Это инфляция, ее обесценение\".

Поэтические стихотворения Н. Рубцова привлекают внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей. Для Н. М. Рубцова природа стала своеобразным источником вдохновения. Сам поэт писал о себе: « Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны, тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…»

Интересные суждения о поэзии Н. Рубцова высказал поэт Ст. Куняев: Рубцов, пишет он, - «подлинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть...»

Его лирика, как и поэзия С. Есенина, социально окрашена. Поэт испытывает гордость за индустриализацию как результат человеческого труда, но призывает сохранять первозданную красоту природы - главную ценность в жизни:

рубцов поэзия стихотворение пейзаж

Я молча сидел в сторонке,

Следя за работой мужчин

И радуясь бешеной гонке

Ночных продуктовых машин.

Я словно летел из неволи

На отдых, на мёд с молоком.

И где-то в зверином поле

Сошёл и пошёл пешком.

(«На родину!»)

Н. Рубцов, как и С. Есенин, ощущает, что в мире «господствует гармония, которую следует проявить». Она во всём, что связано с природой: в деревне и её ценностях, в цельном чувстве, в мелодическом и напевно-ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии. Картины природы были для С. Есенина и Н. Рубцова теми «дрожжами», на которых «всходила» их поэзия.

Объединяет мироощущение поэтов именно внутренняя гармония, воплощённая в стихах, нераздельность чувства и мысли. Они воспевали радость жизни, но сквозными нитями их поэзии были грусть, печаль, сознание скоротечности бытия:

Милая, мне скоро будет тридцать,

И земля милей мне с каждым днём,

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнём.

(С.Есенин)

Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу,

Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы.

Что ж я стою у размытой дороги и плачу?

Плачу о том, что прошли мои лучшие годы...

(Н.Рубцов)

Трагедия душевного одиночества, вечной неприкаянности объединяет поэтов. Но их жизненные пути очень несхожи. С. Есенин вырос в родном доме, в воспетых им рязанских просторах, жизнь его была яркой, хотя короткой и полной потрясений. Н. Рубцов был бездомным скитальцем почти до конца своих дней.

Как и у С. Есенина, в его поэтическом мире нет злобы и раздражительности. «Заботливое» творчество Н. Рубцова, пишет В. Сорокин, напоминает «северную церковь с положенными ей сёлами и городами».

В поэтическом творчестве Н. Рубцова есенинская традиция проявилась и в стихотворениях о русской деревне и природе, в образах, идущих от фольклора. Хотя пейзаж как таковой почти отсутствует в стихах Н. Рубцова. В отличие от поэтического мира С. Есенина, природа редко выступает у него именно как объект изображения. Его стихи воплощают то философское единство человека и природы, когда «природа даёт самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений».

Рубцов и Есенин воспели образ березы, как символ Руси, который дорог каждому русскому человеку.

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

(«Берёзы»)

Белая, берёза

Под моим окном

Принакрылась, снегом

Точно серебром.

(«Берёза»)

С пейзажной лирикой также связаны философские и патриотические мотивы. Пейзаж у поэтов носит социальную окрашенность. В нем чувствуется современная жизнь, как в стихотворении Рубцова «Меня звала моя природа»:

Меня звала моя природа.

Но вот однажды у пруда

Могучий вид маслозавода

Явился образом труда.

Но если в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина «чужая юность, брызжущая новью на поляны и луга» пугает, то Н. Рубцов, одной стороны, испытывает гордость за результаты человеческого труда, с другой стороны, призывает сохранять первозданную красоту природы.

Бросаю радость полными горстями.

Любому низко кланяюсь кусту.

Выходят в поле чистое крестьяне

Трудом украсить эту красоту.

(«Прекрасно пробуждение земли!»)

В стихотворении « Звезда полей» поэт размышляет о роли дома, родного края в жизни человека. « Звезда полей» - художественный образ, символ маленькой родины, идейный смысл стихотворения. В этом стихотворении прослеживается есенинская поэтическая традиция: та же любовь к среднерусской природе. Город отодвигается на второй план, а природа в своей естественной красоте воплощает необходимую душе гармонию:

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

Много общего у Н. Рубцова с новокрестьянскими поэтами, основная идея которых - утверждение национальной самобытности народа. С. Есенин и Н. Клюев воспринимают природу как источник духовных человеческих сил, соединяют языческое и христианское начало. Именно от них (сосны молятся, схимник - бор) перекочевали религиозные эпитеты и метафоры в творчество Рубцова. Можно сказать, что «черты, объединяющие их, ощутимы и в музыке стиха, и в деревенских образах, и в неповторимой интимно-доверительной интонации…».

Многие критики указывают на прямую связь творчества Рубцова с поэзией Есенина. В основном эта связь в гораздо большей степени присуща ранним, даже юношеским стихам Николая Рубцова. Какое-то время поэзия Есенина была для Рубцова своего рода синонимом поэзии вообще; Есенин как бы открыл ему самый мир поэтического творчества. И, конечно, эта изначальная связь в той или иной мере чувствуется и в позднейших стихах поэта. Также в стихотворениях Н. Рубцова прослеживается связь и с такими русскими поэтами, как Тютчев, Фет, Блок, Лермонтов, Некрасов. Между прочим, сам поэт решительно возражал тем, кто называли его непосредственным наследником Есенина. Естественно, Н. Рубцов хорошо относился к поэзии Есенина, он ценил ее предельно высоко и любил всем своим существом. Достаточно вспомнить его стихотворение «Сергей Есенин»:

Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была... Да не эта!

Версты всей потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня,

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

И все же в рубцовской любви к Есенину не было той исключительности, которую хотели бы видеть в ней некоторые критики и поэты. В зрелой поэзии Рубцова мало общего с есенинским стилем; в ней, в частности, совершенно отсутствует та эстетика и поэтика цвета, без которой немыслимо творчество Есенина. [В. Кожинов]

Индивидуальной особенностью творчества поэта является создание звучащего поэтического мира. Даже цвет в его произведениях соотнесён со звуковой организацией стиха.

Говоря о гармонии в лирике Рубцова, обращаешь внимание на звуки, связанные с колокольным звоном, которые вносят ощущение торжественности:

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

Связь темы звона с образом России подчеркивает значительность образа, настроение праздника и радостного восторга. Порой звон как бы растворяется в пейзаже, подчёркивая неповторимость состояния природы («Подорожники», «Давай, земля, немножко отдохнем», «Осенние этюды»).

Н. Рубцов большое внимание уделял звукам окружающего мира.

Чаще всего это плач: детский плач («В дороге», «Осенние этюды»), рыдание ласточки («Ласточки»), медведя («Медведь»), журавлей («Журавли»), пурги («На кладбище»), ветра («Ветер всхлипывал словно дитя»), плач лирического героя («В лесу»), его врагов («На чужой гулянке»). Значение плача раскрывают строки из стихотворения «В гостях»:

Он говорит, что всё уходит прочь,

И всякий путь оплакивает ветер.

Детский плач и погребальный сливаются у поэта в единый вселенский плач, который переходит в пение, напоминающее церковный хор. Только он слышит «печальные звуки, которых не слышит никто».

Реальный мир предстаёт перед Н. Рубцовым как звучащий, его поэтическое отражение создаётся с помощью звука, напевности, мелодического строя стиха.

В своём творчестве поэт широко использовал материал из разговорной лексики, что помогало ему передавать народную стихию, создавать народные образы. Благодаря этому изображённые герои будто оживают, становятся близкими и понятными. Для создания характеров, непринуждённой обстановки Н. Рубцов широко использует диалоги, многие из которых насыщены живым, народным юмором («На автотрассе»). В стихотворении «Русский огонёк» диалог занимает центральное место. Поэт описывает разговор путника с хозяйкой избы, простой русской женщиной, которая тревожится за судьбу родной земли.

К Рубцову народное мироощущение пришло через собственный жизненный опыт, через нелегкий путь странствий. С любовью и пониманием выписаны у поэта образы простых людей из народа. Многие стихотворения Н. Рубцова стали песнями и романсами, а некоторые так и называются («Песня», «Прощальная песня», «Зимняя песня»). Ю. Селезнев писал: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее, музыка просится из его стихов: ее нужно улавливать в них, слушать ее» .

В целом же творчество С. Есенина и Н. Рубцова является выражением «особого рода художественного сознания, связанного с крестьянским трудом, с древними воззрениями на природу, с особой символикой и лексикой, освещёнными многовековым опытом».

Эмоционально и точно определяет духовное родство поэтов В.Сорокин: «Он явился вовремя, без опозданий. Явился, услышав: России нужен врачующий есенинский голос, голос иного поколения, иного прозрения. Но Рубцов, как Есенин, неотторжим сутью своей от природы России, от её нрава и песни». С этих позиций вернее всего открывается и традиция - сближение Н. М. Рубцова с поэтами ХIХ века.

Таким образом, поэзия Н Рубцова вбирает в себя лучшие традиции русской поэзии.