Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Как мы учимся дома…. Учимся дома: легко и с удовольствием! Положительные стороны домашнего образования

Очень часто приходится слышать критику в адрес современной школьной программы, школы, учителей, одноклассников. Родители всё чаще и чаще выражают недовольство системой, в которую попадают их дети. Но предложение перевести ребенка на надомное обучение встречается в штыки. В этой статье мне бы хотелось прояснить некоторые вопросы обучения на дому с точки зрения западных стран.

Речь в статье пойдет об обучении на дому детей, которые переводятся на домашнее обучение не по медицинским показаниям, а по другим причинам.

Вариант первый. Семья живет в очень удаленном месте и ребенок просто физически не может посещать школу, потому что возить ребенка за 100 километров в ближайшую школу и привозить обратно каждый день - это не вариант. В такой ситуации семье выдается пакет учебников и заданий, которые дети выполняют дома под руководством родителей. Кроме того, у них есть возможность посещать уроки удаленно, благо технологии сегодня это позволяют. За детьми закрепляются педагоги-кураторы, которым можно позвонить или написать, если возникают вопросы по новому материалу. Ученики пишут контрольные и проверочные работы, сдают экзамены, получают оценки как и ученики в школах. Но учатся они дома.

Вариант второй. Родители решают перевести ребенка на домашнее обучение несмотря на близость к школам. В данном случае причин может быть бесконечное количество. Ребенок просто может сильно опережать сверстников. Причиной могут быть конфликты с одноклассниками и/или учителями. У ребенка может отсутствовать мотивация к обучению в школе, потому что он чувствует что теряет много времени зря. В более старшем возрасте школа может просто оказаться не в силах предоставить ребенку обучение по предметам в рамках выбранного им профиля. Как результат, родители оказываются перед выбором как поступить - оставить ребенка в системе общего школьного образования или попытаться дать ему более индивидуальное и направленное на него лично обучение.

В зависимости от ребенка и места проживания, родители могут пойти в домашнем обучении по нескольким направлениям.

1. Экстерн. В данном случае ребенок просто учится дома по тем же учебникам, что и одноклассники в школе. Обучение примерно такое же как и при удаленном проживании. Преимущества в данном случае очевидны. Ребенок учится в своем темпе, ему не приходится догонять одноклассников или наоборот ждать когда учитель закончит успокаивать класс и начнет давать материал. По наблюдениям педагогов, обучение экстерном экономит ученику много времени, высвобождая это время для занятий по интересам. Я думаю, здесь многие преподаватели согласятся со мной - при классной системе обучения время используется далеко не всегда эффективно. Очень много времени отнимают нарушители дисциплины, необходимость достучаться до каждого ученика в классе. При обучении экстерном все эти сложности устраняются. Экстерн подразумевает помощь школы и преподавателей, четвертные контрольные и экзамены в каждом классе

2. Обучение в родительской группе. Более спорное для многих обучение, поскольку часто профессиональные педагоги не принимают участия в обучении детей. В данном случае родители или группа родителей сами разрабатывают программу для детей, готовят дидактические материалы, организуют учебный процесс и подачу материала по-своему. Очень часто при подобной системе собираются несколько семей и делят предметы, которые они могли бы охватить между собой. Этот метод часто подразумевает более практический подход к обучению, дети часто учатся по принципу тематических недель, постепенно охватывая все больше и больше материала. Родители часто подходят к образованию творчески. Именно эта неструктурированность подобного способа обучения вызывает много нареканий со стороны критиков домашнего обучения. Они находят такой подход слишком практическим, ограничивающим возможности ребенка.

3. Модульное обучение. При таком подходе обучение нельзя назвать стопроцентно домашним, поскольку только часть обучения происходит дома. Модульное обучение чаще происходит в средней и старшей школе, когда ребенок уже более-менее определился с выбором профессии. Если школа не может предоставить возможность изучать некоторые предметы на базе школы или же материал подается не настолько глубоко как требуется для поступления и дальнейшего обучения. В подобной ситуации родители часто организуют обучение ребенка так, что часть материала он изучает дома, часть - при посещении лекций в колледжах и институтах (можно записать ребенка на один-два предмета по выбору) Более направленное обучение дает ученику дополнительную мотивацию - он знает зачем он изучает тот или иной предмет. Появляется желание разобраться в сложных вопросах, не сдаваться при возникновении трудностей.

Описанные выше варианты - наиболее распространенные на сегодняшний день в западных странах. Но домашнее образование не ограничивается только этими предметами. Не всегда домашнее обучение отдается целиком и полностью на откуп родителей без какого-либо контроля со стороны. В Сингапуре, например, ребенка нельзя перевести на домашнее обучение без предварительно согласованной с Министерством Образования программы. Родители должны разработать и представить программу. Если она одобрена, ребенок может учиться дома и сдавать итоговые экзамены по окончании начальной школы (6 класс) и средней школы.

Критиков у домашнего обучения очень много. Скептики с предубеждением относятся к качеству обучения в таких условиях. Они говорят о том, что у детей нет социализации, нет навыков обучения и работы в группе, что дети вырастают индивидуалистами, неспособными построить отношения с окружающими их людьми.

Однако сторонники домашнего образования не унывают. Многие специалисты отмечают снижение затрат времени на обучение, более высокую мотивацию учеников. В результате более свободного графика, дети общаются больше и общение их более качественное - ведь они сами выбирают круг общения, а не вращаются среди людей, навязанных им системой общего образования. У детей на домашнем обучении более высокая самооценка, они меньше страдают от комплексов, вызванных насмешками сверстников по поводу и без повода.

Данная статья написана не с целью призвать всех перевести своих детей на домашнее обучение. Это сложно и практически невозможно осуществить массово. Одним из необходимых условий подобной формы обучения является неработающий родитель, который может заниматься обучением детей. Кроме того, такой родитель должен понимать что ему и самому придется многому учиться, много осваивать. А это не всегда возможно в условиях современной жизни. Статья создана для того чтобы дать читателям возможность ознакомиться с альтернативными подходами к образованию, показать что образование может осуществляться не только в школе. Я также хотела показать, что домашнее обучение не является способом отсадить детей с проблемами здоровья и развития.

Ярким примером успешных результатов обучения вне школы стало выступление 13-летнего Логана ЛаПланта на знаменитой конференции TEDx. Два года назад американский подросток вышел на сцену Университета Невады и рассказал о том, как он бросил школу, поскольку там, заявил Логан, он не смог бы стать здоровым и счастливым человеком. Помимо того, что речь подростка звучала не хуже презентации любого взрослого спикера конференции, ее содержание было настолько убедительным, что заставило бы даже самых ярых скептиков пересмотреть свои взгляды на альтернативное образование.

Логан ЛаПлант на TEDx. Фото: www.tedxuniversityofnevada.org

Как объяснил Логан, для гармоничного развития человека нужно несколько составляющих - спорт, правильное питание, время на природе, помощь окружающим и сотрудничество, отношения, развлечения, отдых и духовное развитие. И к сожалению, школа часто не уделяет внимания этим вещам, заставляя детей сидеть на уроках и учить то, что им не нравится. Родители Логана отказались от традиционной школы, когда ему было 9 лет. В итоге подросток стал сам изучать школьную программу, но только более интересным и необычным способом, который позже он называл «хакскулингом».

- Как выглядит моя школа? Как большинство детей, я изучаю математику, историю и писательское мастерство. Раньше я не любил писать эссе, потому что учителя заставляли меня рассказывать в них о бабочках и радугах. А я хотел писать о лыжном спорте. К счастью, хорошая подруга моей мамы открыла Детскую горнолыжную академию, где я мог писать, основываясь на своем опыте и своих интересах, задавая вопросы потрясающим экспертам по всей стране. И это развило во мне любовь к писательскому мастерству. Я понял одну вещь: если у тебя есть мотивация, то ты можешь сделать многое за короткое время.
«Взламывать» физику было весело. Мы изучали Ньютона и Галилео, испытывая основные физические явления. Мне очень нравился огромный маятник Ньютона, который мы сделали из шаров бочча. <…> Также для меня очень важно время, которое я провожу на природе. Находясь в тишине и спокойствии, я отключаюсь от реальности. Один день в неделе я провожу полностью на природе. Мы учимся выживать в дикой местности с помощью одного ножа. Мы учимся слушать природу, чуствовать окружение. У меня появилась духовная связь с природой, о существовании которой я и не подозревал. Но самое лучшее - это то, что мы делаем дротики, луки и стрелы, разжигаем огонь и собираем палатки для ночлега.

Концепция «хакскулинга», придуманная Логаном, доступна каждой семье. Правда, есть страны, в которых семейное образование (CO) запрещено: например, в Германии попытка обучать детей дома карается штрафами и может привести к лишению родительских прав. В России же форма семейного образования утверждена законом. Родителям, решившим обучать ребенка самостоятельно, достаточно уведомить местный орган самоуправления о своем выборе. Они имеют право прийти в школу по месту жительства, и по закону школа не может отказать в организации аттестации. Но сдавать экзамены ежегодно не обязанность, а право ребенка, так что хоумскулеры могут до 9 класса не появляться в школе. Ученикам нужно пройти только итоговую аттестацию перед ОГЭ и ЕГЭ в 9 и 11 классах.

Хотя в России и есть законодательная база для обучения вне школы, учителя по-прежнему относятся к такой системе с недоверием и заключать договор с родителями хоумскулеров не спешат. Вот одна из историй о том, как завуч петербургской школы развернула целую кампанию против отца, который из-за частых болезней сына решил обучать его дома:

Отрывок из материала, опубликованного в газете « Бумага »:
- СО - это бюджетное дело, деньги выделяются на детей, а не на учителей, поэтому если вы хотите заниматься этим делом в бесплатной школе, то будьте готовы к постоянным козням, так как деньги не попилишь.
Учителя разделились на два лагеря: кто ничего не понял, но помогал, и кто ничего не понял, да и ладно. Первые были готовы бесплатно помочь по любому вопросу, будь то контрольная или помощь с уравнением. Вторые же были решительно против и придерживались «лагеря» завуча. Например, учительница истории сказала, что будет ставить только «хорошо» за работу в тетради, но при этом сказала, что у нее нет времени на какие-то там глупости с личными ответами. С физикой интересно: за нее отвечает завуч, поэтому к нам прикрепили отряд отборных физиков-«завальщиков», которые в итоге смогли нам нарисовать «удовлетворительно» в журнале.
СО - это замечательно, если вы обладаете навыками педагога. Еще лучше, если при этом вы живете в Европе, где эта форма уже давно ни для кого не новость. Если вы обладаете первым, но со вторым проблемы, готовьте или кошелек, или железные нервы. Главное попробовать, опыт никогда еще не был лишним.

С подобными проблемами сталкивается почти каждый родитель, выбравший для своего ребенка семейную форму обучения. Главными и практически единственными источниками информации о СО для родителей по-прежнему остаются группы в социальных сетях, форумы и тематические сайты. Поэтому одна московская мама Оксана Апрельская, встретившись с другой мамой хоумскулера Ларой Покровской, решила запустить журнал «Семейное образование», посвященный сложностям обучения детей вне школы и разнообразию способов, как такую учебу можно огранизовать. Собрав команду из единомышленников, мамы подготовили и сверстали первый номер журнала, и, чтобы отдать тираж в печать, начали сбор средств на сайте Planeta.ru. Всю сумму удалось получить за 12 дней до окончания кампании, и 7 сентября вышел тираж первого номера. Сейчас журнал можно заказать в печатной или электронной версии, а некоторые статьи доступны на сайте semeynoe.com .

Видео: http://planeta.ru/campaigns/semeynoe

Мы поговорили с Оксаной о том, почему людям важно знать о семейном образовании и как она сама учит 8-летнюю дочь Сашу.

Фото с сайта: http://www.semeynoe.com/

Судя по тому, что необходимую сумму для выпуска журнала вы собрали раньше срока, идея оказалась востребованной. Как вы считаете, почему? Неужели так много родителей хотят оставить детей дома и самостоятельно заняться их обучением, забыв про карьеру?

Актуальной тема мне кажется не только потому, что родители видят: массовая школа не справляется с задачей образования и воспитания. Они хотят брать ответственность за детей на себя, а не делегировать их государственной машине. На самом деле причин отказа от услуг государственных школ может быть масса. Примерно столько же, сколько семей хоумскулеров. Можно выделить несколько классов причин: мировоззрение, потребности детей и потребности семьи, возможность регулировать образовательный процесс в соответствии с этими потребностями и взглядами. То есть это тот самых индивидуальный подход, о котором так любят говорить в контексте образования.

Кроме того, семейное обучение не означает конец карьеры. Во втором номере журнала у нас как раз будет большой материал о том, как родители совмещают работу и обучение детей дома.

Вы сказали, что у каждого родителя, выбравшего семейное образование, своя личная причина. Если говорить о вашей семье, почему вы не захотели отдавать свою дочь в школу?

Дело в том, что образовательные цели нашей семьи несколько отличаются от того результата, к которому стремится массовая школа.

Для нас ключевая цель сейчас - поддержка природного любопытства, познавательного интереса ребенка. Поэтому нам не подходит готовая, заранее определенная программа, от которой в рамках общеобразовательной школы если и можно отступать, то лишь условно. Мы хотим научить дочь добывать и анализировать информацию. Поэтому нам не подходят фронтальные уроки, где знания преподносятся либо в упрощенном виде, либо - в слишком концентрированном и готовом виде: ни в том ни в другом случае у ребенка не остается возможности разобраться самому. Мы хотим научить Сашу прислушиваться к себе, искать и находить свои собственные интересы. Поэтому стараемся очень внимательно относиться к ее потребностям, отвечать на все вопросы или искать ответы вместе.

- Где изначально брали информацию о том, как учить ребенка дома?

Информацию черпали в основном из интернета. То ощущение, что мы не одиноки в своем выборе и что семейное обучение - это не такая уже маргинальная тема, как обычно кажется снаружи, я получила на встрече хоумскулеров. А внутреннюю опору нашла в книгах Холта, Иллича и в поддержке мужа, который на самом деле и был инициатором нашей истории с семейным обучением.

- С какими сложностями столкнулись, а какие трудности оказались больше надуманными, чем реальными?

Для меня самой большой сложностью оказалась встреча с собственными ожиданиями и их несовпадением с реальностью. Это частое явление в жизни вообще, но одно дело - быт и работа, а другое - образование ребенка. Оказалось, что я совершенно не была готова к такому повороту. Думала, что у нас будет программа, предметы, два класса за год и так далее. Но первый год хоумскулинга моей дочери Саши показал, что это совсем не нужно ни ей, ни мне. Пришлось как следует поработать над собой, чтобы принять ситуацию, перестать доказывать себе, что Саша не хуже других абстрактных детей. Ведь я это и так знаю! Но привычные паттерны, стремление к сравнению и оцениванию так прочно вбиты в наши головы, что избавиться от них оказалось для меня самым сложным делом. А когда человек разобрался с ожиданиями, надуманными ему начинают казаться все остальные проблемы.

- Когда родителям нужно задуматься о домашнем обучении?

Сложно сказать, когда нужно задумываться о воспитании, об образовании, о жизни, обо всем на свете. Когда придет время выбирать образовательную траекторию, наверное. Рано или поздно такой момент наступает. Кто-то предпочитает совсем не париться и идет в районную школу, кто-то ищет для своей семьи самую лучшую школу из доступных, а кто-то выбирает менее традиционный путь.

Среди наши читателей есть родители малышей, еще не отметивших свой первый день рождения, а есть и родители взрослых школьников, которые ищут свой путь.

- Нужно ли готовить дошкольников к семейному образованию?

Не думаю, что дошкольников как-то готовят к семейному образованию. Хотя Алексей Карпов, папа с девятнадцатилетним опытом семейного обучения своих детей-хоумскулеров, предлагает приучать маленьких детей к организованным занятиям, дисциплине и т.п. Но это лишь один из вариантов. Я не придерживаюсь такого подхода.

На какие вопросы нужно ответить родителям, чтобы понять, что семейное обучение - это модель, которая им действительно подходит?

Мне кажется, самое важное - понять, зачем это нужно вашей семье. Чего вы хотите достичь, к чему прийти. Зачем хоумскулинг маме, папе, ребенку. Определить приоритеты: что важно, что не важно. Поставить цель. Это сильно упрощает жизнь в дальнейшем.

Обычно, когда семья принимает решение оставить ребенка учиться дома, первым делом все бегут искать методики, волшебные средства, которые магическим образом сделают всю школьную работу, но только дома. Такой вариант передачи ответственности уже не школе, а методике.

Но когда понятны цель, задачи и приоритеты, выбор методики уходит на второй план. Если, например, цель - дать способ познания мира, становится неважно, полюбит ли ребенок читать. Этих способов миллион, и чтение не самоцель. Можно слушать аудиокниги или музыку, можно смотреть глазами, щупать руками - это все разные способы познания. А можно бесконечно страдать самим и мучить ребенка, вызывая ненависть к чтению, только лишь потому, что средство - чтение - перепутали с целью.

Но если говорить про конкретные предметы, учебную программу, то как строится семейное образование? Родители сами объясняют ребенку предметы или приглашают репетиторов?

Ваш вопрос объясняется как раз школьным опытом и представлением о том, что познание равно сидению за уроками и сдаче экзаменов. Но хоумскулинг - разный, неодинаковый для всех. Даже в рамках одной семьи сложно говорить о том, как строится день, потому что строится он каждый раз по-разному. Понимаю, что это не то, что вы хотите услышать, но тут вы попали в ту же ловушку, что и многие семьи, которые только начинают внешкольный путь: вы просите технологию, а ее нет. И то, что происходит в нашей семье, скорее всего, не подойдет другой.

Иногда каждый наш день может быть непохожим на другой, а иногда - целая неделя одинаково по-домашнему ленивая. Иногда мы всю неделю ездим по моим рабочим встречам, где Саша либо играет с братом или другими детьми, либо слушает, о чем я говорю с собеседником. И таким образом включается в мою жизнь и работу, знакомится с интересными людьми, видит, насколько разные люди и насколько разными вещами они занимаются. Иногда мы просто сидим дома, я работаю, а дети занимаются своими делами. Мы не нанимаем репетиторов и не обучаем Сашу сами. Обучение происходит без отрыва от жизни, в фоновом режиме: сходить в магазин, приготовить обед (прикинуть стоимость покупок и сдачу, разобраться в пропорциях). Съездить на другой конец Москвы и по дороге обсудить историю метрополитена (топография, история). Посмотреть фильм, почитать книгу, принять участие во «взрослом» разговоре на самые разные темы - от новостей науки до бытовых вопросов - или даже просто послушать его. Это и есть образование, обучение, познание. У нас нет каких-то специально выделенных часов для учебы за столом, рабочих дней или каникул. Мы просто живем, работаем и учимся каждый день друг у друга. Пробовали с помощью онлайн игр осваивать математику и английский, но игры быстро надоедают - жизнь интереснее.

Саша ходит в кружки, которые выбирает сама по своим интересам. Пока это третий год капоэйры (а это не только физическая активность, но и бразильская культура, музыка и португальский язык), второй год робототехники (а это физика, математика, радиоэлектроника: наша роботехника не похожа на кружки лего-конструирования, у нас олдскул, как раньше в домах юных техников, с паяльником и вытачиванием деталей), немного шахмат, и в этом году она заинтересовалась английским языком.

Сколько семей, столько и вариантов семейного обучения. Все зависит от той цели, которую преследует конкретная семья, от возможностей и потребностей. Например, если цель - получить аттестат зрелости без нервов и лишнего напряжения, можно прикрепиться к школе по месту жительства, получить там учебники и брать консультации у учителей. Можно запросто обойтись без репетиторов. Если цель другая, то и средства ее достижения могут быть иными. Можно набрать множество кружков по всем предметам, нанять репетиторов, пойти в семейную «школу» и т.п.

- Все ли семьи могут себе позволить обучать ребенка дома?

Наверное, нет. Если вопрос в деньгах, то семейное образование не дороже школьного. Но зато это очень ответственный выбор. Не каждый родитель решится отказаться от возможности передать львиную долю ответственности за будущее своего ребенка кому-то еще - учителю, завучу, директору, президенту. Ведь в неудаче виноват будешь ты сам, а это, прямо скажем, не очень приятное чувство.

А всем ли детям подходит такая форма обучения? Есть же, например, очень активные дети, которым необходимо контактировать с большим количеством людей, бегать и прыгать на переменах.

Бегать и прыгать можно не только на переменах, и как раз активным детям, как мне кажется, будет сложно 40 минут сидеть без движения, когда можно было бы в это время стоять вниз головой или ходить «колесом». Но на самом деле дети, которые прекрасно себя чувствуют в школе, конечно, есть и их немало.

Мы как раз ратуем за то, чтобы у каждой семьи была информация и возможность выбрать тот вариант обучения и социальных активностей, который подходит именно их ребенку.

Многие боятся, что дети без школы, без сообщества одноклассников, будут асоциальными и не смогут приобрести необходимые навыки коммуникации. Есть ли в реальности такая проблема?

Проблема социализации надумана, а значимость роли школы в этом процессе сильно преувеличена. Большинство взрослых людей ходило в школу, но не обладает необходимыми навыками коммуникации. Все люди разные: кто-то рождается со страстью к общению и мощнейшей харизмой, кто-то замкнут и обществу предпочитает уединение. Нельзя всех людей заставить быть одинаково общительными. И не нужно.

Если снова вернуться к вашему опыту, то как вы оцениваете результаты семейного обучения для Саши? Отличается ли она от своих сверстников, которые учатся в школах? Стала ли она более способна к учебе?

Я перестала сравнивать своего ребенка с другими детьми. И раньше не особо стремилась к этому, а сейчас почти совсем ушла от этой практики, поэтому не знаю. Рискну предположить, что она знает (или не знает) примерно столько же, сколько и ее ровесники. В чем-то лучше, в чем-то хуже. Все люди разные, так и дети тоже разные, и нет смысла пытаться делать из всех сферического гармоничного, разбирающегося одинаково хорошо во всех областях знаний человека в вакууме.

18 Фев 2014, Наталия Хоробрых

Эпиграф:

«Если хотите вырастить хороших детей, то тратьте на них вдвое меньше денег и вдвое больше времени.»

Приветствую всех, кто соскучился по Наталии с Тёмкой, а особенно тех, кто интересуется, как проходит наше обучение на дому. А точнее, как движется наша жизнь, в которой есть место и обучению тоже.

Если честно, с каждым днем я все лучше осознаю, что наше решение учиться дома было верным. Эти месяцы, когда мы дома, стали самым замечательным временем нашей жизни.

Осенью нас активно атаковали жуналисты. Вначале я принимала всех, щедро отвечала на вопросы, а потом поняла, что перекручивают информацию так… что лучше молчать, и стала отказываться от бесед, сюжетов и интервью. Но вспомнила о них потому, что как-то зашли к нам журналист и оператор, и оператор посмотрел на Тёмку и сказал: «Сразу видно счастливого ребенка, не изможденного и затравленного школой».

Потому что, если честно, у нас тут такой домашний театр, что скучно не бывает никогда. Тёмины друзья по двору приходят к нам «потусоваться», поиграть в сценках, послушать веселые рассказы по истории и литературе. В общем, порой бывает проходной двор, зато я никогда не слышала столько детского (подросткового!) смеха, как в последние пару месяцев.

Но начну по порядку. Я уже писала, как мы организовали процесс , в таком режиме мы занимались до начала декабря. А затем обнаружилось то, что всю школьную программу за седьмой класс мы прошли.

Немного о том, что значит «прошли программу». Это было не тупое изучение учебника, само собой. Мы двигались по темам, предложенным учебникам, но поднимали чуть больше пластов.

Например: Физика. Раздел «Оптика». Изучили темы учебника, покопались, что у нас есть еще на тему «Оптика» в других книгах (спасибо моему папе за шикарную физико-математическую бибиотеку), изучили, обсудили. Обговорили применение оптики в быту.

* Самое сложное в занятиях для меня — это придумывать находить то, для чего это может пригодиться в практической жизни. Это невероятно сложно! Потому что 70-80% школьной программы ему не пригодится никогда, по себе помню!!!

И вот в таком режиме мы весело прошлись по всем предметам. Хотя, если честно, была часть предметов, к которым я разрешила отнестись формально, то есть на уровне учебника. Потому что главное научить ребенка обучаться, находить информацию . А современные дети даже в интернете искать информацию не умеют. Мой сейчас как справочное бюро: постоянно прибегают к нему «помоги то», «найди это»… Хотя мой тоже еще не всегда может использовать правильный алгоритм поиска того, что нужно.

Ценнее самообразования нет. И если ребенка научить учиться, то он сможет освоить все. Когда это понадобиться, а не чтоб складировать бесполезное в голове. Есть такие теоретические предметы, которые, я уверена, если понадобится, он легко освоит сам.

Хотя даже я не предполагала, насколько отсталые сейчас учебники. В них написано все так, как будто последние 50 лет не развивалась ни биохимия, ни генетика, не было никаких научных и исторических открытий.

История — вообще отдельный пласт. Даже не хочу эту тему поднимать, столько лжи, сколько на нас навешали по истории, вообще сложно вообразить. Безобразнее школьного учебника по этому предмету вообще сложно что-то найти…

В общем, к началу декабря я поняла, что надо что-то делать… яркое, интересное, новое. Тёмка явно понял, что школьная программа во-первых слегка глуповата, а во-вторых — надо же чем-то второй семестр заниматься? И мы стали составлять список навыков, которые необходимы каждому человеку в жизни, и которым не учат в школе. Когда-нибудь я познакомлю вас с этим списочком.

Мы активно по нему работаем, и это ценнее любой школы! Там все, от умения общаться и делопроизводства, до психологии и слепого метода печати.

В начале декабря у нас был очередной этап сдачи тестов. И вот тут наконец-то мы вступили с Тёмой в тихий заговор. Получив на руки очередную «порцию» тестов, ребенок пришел домой в легком шоке… Почему? А я ниже приведу вам некоторые из вопросов, и вы поймете.

Наш заговор состоит в том, что мы разделили процесс получения знаний на «знать» и «сдать». Мы отвечаем на тесты, чтоб сдать. А то, что мы учим помимо этого, служит более высоким задачам.

Осенью я проводила опросы среди учеников 6-7 класса близлежащих школ. Представьте себе, на вопрос: «Зачем вы учите математику?» абсолютно все дети ответили «Чтоб хорошо написать контрольные». Такие же ответы были и по другим предметам. На вопрос «Для чего читать программные произведения по литературе?» ответ был «Чтоб пересказать содержание учительнице и получить нормальную оценку». Тестовое мышление. Всё. Ничего более. Даже на вопрос об изучении украинского (русского) языка, ответ был такой: чтоб писать контрольные и диктанты без ошибок. То есть ответ «писать грамотно» даже не звучит!

Ценности школьного образования нет никакой. Ни в общем, ни конкретно для детей. В школу они ходят исключительно ради общения с одноклассниками и «задрачивания» учителей. Особенно это подкрепляется кучей пабликов в социалках на тему того, что самые богатые люди мира не учились в школе, и что можно «рубить бабло», не обладая никакими знаниями. Это лезет сейчас из всех щелей! Более того, например, политикам это выгодно: безграмотными людьми с примитивными инстинктами управлять всегда проще.

Да, может самые богатые люди мира и не получили самого лучшего образования, но самообразование у них было на высоком уровне. Плюс фантастическая работоспособность. Только вот подростки почему-то об этой стороне не задумываются…

На фоне веселой и счастливой жизни, у нас обострились отношения с одной из соседских семей снизу. Их живет 10 человек в трехкомнатной квартире, один компьютер на всех, чёрная зависть и злость к нам идет постоянная. Ну еще бы, мало того, что я дома сижу, так теперь еще и Тёма, и все всегда счастливые.

И вот теперь у Тёмы серьезное жизненное испытание: стоит ему выйти и начать спускаться вниз, как обязательно кто-то из той квартиры выходит, ругается, говорит ему гадости. А я учу ребенка не реагировать на это все. Тоже своего рода школа жизни: отвечать весело и с улыбкой на оскорбления, а то и вообще проходить и не реагировать. Это же мне без разницы, вот они меня и не трогают, а к малому пристают, видя, что он «заводится». Тёмка ведь «взрывной» парень, легко возбудимый с детства. А сейчас еще и возраст этот переходный, когда все чувства обострены. Но он старается. Чтоб понятен был уровень соседа, вот что он Тёме ВКонтакте пишет:

Я прошу у своих читателей прощения за такое, конечно, но… Обратили внимание на грамотность, на лексику? Парню 19 лет, окончил ПТУ, постоянно хвалится, что он из милицейской семьи, поэтому что бы он ни делал, ему ничего не будет. Что поделаешь, новые законы нашей страны, введенные в январе, позволяют ему говорить и вести себя так. Но об этом ниже.

…А ведь вырастают такие из-за чего? Из-за того, что родители ответственность за детей спихнули на школу, а в школе запрещено даже на второй год оставлять! Все-равно ставят хотя бы «шестерки», чтоб перевести.

Хотите продемонстрирую, что достаточно знать, чтоб получить 6 баллов (это как раньше тройка). Беру из пачки тестов любой, какой попадется — «История средних веков». Переписываю.

Вопросы, уровень на 6 баллов.

Задание 1.

Выбрать один правильный ответ:

1. Великим переселением народов называют:

а. открытие новых земель
б. завоевание германских племен под давлением гуннов
в. вторжение арабов на территорию Европы.

2. Королевство франков возникло на территории:

а. Галлии б. Италии. в. Северной Африки

3. В 486 г в битве возле города Суассон франки разгромили:

а. гуннов б. арабов в. римлян

4. Кто из представителей династии Меровингов имел прозвище «Короткий»:

а. Хильдерик III б. Хлодвиг в. Пипин.

В данном тесте это все. Таких тестов 4 или 5 за год сдаешь и считай на троечку наработал.

Ладно, историей я вас утомила. Приведу пример из теста по физкультуре. Не смейтесь, сейчас и такое сдают. Узнав об этом, моя подруга, педагог театрального института по сценическому движению, сказала: «Теперь я понимаю, почему они спрашивают, можно ли им не ходить на занятия, а просто реферат мне написать». По сценическому движению! Не история чай!

Ладно, пару простеньких вопросов по физкультуре:

Каков размер футбольных ворот?

а. Длина 5 м 22 см, высота 1,5 м 24 см.
б. длина 8 м 36 см, высота 2 м 30 см
в. длина 9 м 41 см, высота 2,20 м 53 см
г. длина 7 м 32 см, высота 2 м 44 см

Прелесть, правда? Особенно мне понравилось как дана высота в вариантах ответа а и в . Я не ошиблась, Там так и написано: 1,5 м 24 см. Написать 1 м 74 см они ну никак не могли.

Второй пример вопроса:

Какой вред приносит курение?

а. никакого
б. губит здоровье
в. немного ослабляет организм
г. негативно влияет на слизистую оболочку рта

Представляете, какое у нас веселье с ответами!

А третий пример приведу — просто чудо! Готовы?

Вопрос: Нужна ли физическая подготовка туристу?

а. Да.
б. Нет.
в. Абсолютно не нужна.
г. Нет ни одного правильного ответа.

Вот читаешь и не знаешь, смеяться или плакать. Или прибить того, кто такие тесты составляет. Тёма в шоке был, когда их получил и просмотрел. О чем еще можно говорить? Открывая секрет, скажу: школа, в которую мы с этого года оформились, оказывается ещё и спортивная, входит в тройку лучших в области! Вот все хочу спросить, по каким критериям это определяют. Неужели по качеству тестов?

Теперь о нашем зимнем эксперименте.

С середины декабря до середины января я начала эксперимент: я разрешила ему делать то, что ему нравится и хочется. Ничем не ограничивая (разумеется, на посещение кружков это не распространялось). И стала просто наблюдать. Время ведь у нас есть, до годовых контрольных далеко.

Ещё хочу добавить, что в середине ноября у нас появился щенок. Девочка, которую мы назвали Поночка. У нас недалеко от дома раздавило собаку машиной, осталось три щеночка. Двоих он пристроил, третьего принес нам.

Я согласилась, при условии, что за щенком будет ухаживать целиком и полностью он. Щеночку тогда было 2 месяца. После прививок и карантина начался этап выгуливания по 4-5 раз в день. Плюс приготовление пищи. И это тоже стало занимать определенную часть времени дня. Зато ребенок стал таким счастливым. Ведь он у меня собаку просил 8 лет! А я не разрешала, потому что только сейчас я вижу, что он дорос до нормального ухода за ней. Даже годом раньше я уверена, что гулять с псинкой по утрам пришлось бы мне…

Вот уже три месяца Тёма с ней как с маленьким ребенком возится, действительно все делает сам, каши варит, убирает, когда она гадит в квартире. И это тоже сделало его более ответственным.

Теперь вернемся к декабрю, когда я решила устроить месячные каникулы, и посмотреть, что будет.

Первые три дня игрался в компьютерные игры до упаду. Хотя до этого не играл в них с лета, да и летом не очень-то активно баловался. Вообще, он перестал играть года два назад. Узнал тогда, что когда он играет, кто-то на этом зарабатывает.

Потом стал играться в игрушки, просил меня играть с ним в настольные игры. Очень много игрался со щенком. Время от времени брал в руки книги. Потом несколько дней читал запоем, перечитывая свои любимые книги, вроде «Острова сокровищ», «Гарри Поттера» и «Гулливера». То есть то, что читалось в 1-2 классах школы.

Интереса к классике не заметила. Пожалуй, чтение программых произведений, особенно украинской литературы, можно назвать у нас самым слабым звеном. Хотя с интересом слушает, когда рассказываю об авторах факты биографии, которые делают его живой личностью (ведь если почитать «отлакированные» биографии в учебниках, так у нас писатели все ангелы небесные, а не живые люди).

Заметила, что прочесть то, что не входит в программу, он соглашается с удовольствием. Очень сильный протест против всего, что навязывается школой… Кстати, фильмы мы смотрим очень часто. Особенно биографические — о великих людях. Или об исторических событиях. Помню, запомнился ему фильм «Демидовы», с блистательным Евстигнеевым, и вообще хорошим актерским ансамблем. Три раза пересматривал, два из них без меня. Современный сериал «Достоевский» смотрели дважды с неослабевающим интересом, после чего Тёма прочел две его повести, не скажу, что увлеченно, но без «заставляния», а также сказал, что «Преступление и наказание» читать не будет, если не заставят. Учитывая, что в 9 классе на Достоевского будет отведен всего 1 урок, думаю, что не заставят.

Затем стал пересматривать советские комедии, к которым я его приучила тоже с малолетства. Желание актерства (в театреЮ кино или ТВ) у него всегда было сильным, сейчас оно укрепляется.

А через несколько дней сказал, что они с детьми решили устроить домашний театр. Потренироваться в сценках, а потом может и сериал снять. И началось… Костяк у них — 4 человека, время от времени число детей в сценке доходит до 8. Приходят и зрители.

Разыгрывают сценки школьной жизни, что происходит на переменках, что после школы. У меня иногда волосы дыбом становятся от того, что я вижу. Но понимаю, что они копируют то, что есть, не выдумывая… Я не буду как ханжа кричать «у нас такого не было», поколение детей сейчас другое.

Они вообще почти разучились разговаривать, все в телефонах или ВКонтакте… Поэтому такие игры очень оживляют их жизнь. На этой фотографии тоже Тёмка. Девочки его переодели и накрасили, это он в образе «плохой училки».

Живем мы в отдаленном районе, чтобы ходить на какие-то кружки, надо на них ездить, рядом ничего нету, кроме банального рисования. Поэтому практически никто никуда не ходит, все тусуются во дворе. И мне искренне жаль этих деток…

Тёмины 6 секций, на которые он ездит абсолютно сам, вызывали удивление всегда. Сейчас, правда, две из них пришлось отменить. Потому что они находятся во Дворце пионеров (пардон, школьников) на площади, которая с января стала «майданом» городского масштаба. И там пройти от маршрутки до Дворца стало сложно и страшно. Даже я боялась туда ездить, поэтому до стабилизации ситуации пока посещения отложили.

А остальное посещает, с интересом, с желанием. Я же не заставляю. Хотя о своем принципе я уже говорила: если ребенку перестает нравится какой-то кружок, мы отменяем, но на его место находим какой-нибудь другой, чтоб график напряженный получался. Уже давно замечено, что, чем динамичнее график, тем больше человек успевает.

Когда прошли все новогодние праздники и все дети пошли в школу, я решила воспользоваться Тёминой идеей со сценками, и предложила ему разыгрывать учебные сценки. Например, говорю: «Тема такая-то. Ты — учитель, я — ученик. Изобрази самую плохую и вредную учительницу, но задача все равно тему ученику объяснить».

Такой метод «от противного» очень понравился Тёмчику, включился мгновенно. Много увидела я пародий на учителей, которые у него были. А потом разбираем: а что именно в этом тебе не нравится? а как бы ты хотел, чтоб было, покажи. Потом показывает «идеальную учительницу» — и все на примере конкретных предметов и тем урока.

В общем. ролевые игры. Море удовольствия, фантазии, выдумки. Море пользы, потому что идет активное действие, а не сидение за партой в неестественной позе…

И, самое главное, если б наша семья сейчас состояла не из нас двоих, а хотя бы из 4-5 человек, то это было бы идеально сближающее общение для всей семьи. Сейчас главная проблема семей — разобщенность. Каждый за своим компьютером, с подростками кроме «а ты уроки сделал?» вообще мало о чем говорят родители. Подростки считают взрослых «отстоем»… Разумеется, есть и исключения, не спорю, я говорю о массовом явлении.

Меня Тёмка тоже раньше считал отсталой. А с прошлой осени он за меня взялся. У меня появились первые джинсы (никогда в жизни их не носила, не нравилось), свитерочки пришли на смену деловому стилю, которого я придерживалась последние 20 лет.

Тема сказал: «Ты одеваешься на 40, поэтому тебе 40 и дают. Ты одевайся на 25, тогда тебе больше 30 лет никто давать не будет». И оказался прав. Сейчас я потихоньку меняю свой строгий имидж на веселый, отпускаю волосы, по-другому крашусь. Даже сама поражаюсь, сколько у моего сына вкуса. Ему нравится подбирать мне сумки, шарфики, вчера даже помаду подобрал. Неожиданный цвет, но мне понравилось. Учит меня играть в настольный теннис. Ходим с ним в клуб по соседству, играю с подростками. Поначалу они чуть стеснялись меня, сейчас уже принимают как свою.

Все его друзья и приятели по двору постоянно говорят Тёмчику, что я у него «продвинутая», и ему это очень приятно. Сказал, что хочет мной гордиться всегда и везде. Не зря ведь говорят, что если хотите гармонии между подрастающими детьми и родителями, то подстраиваться приходится родителям. Я действительно стала себя даже чувствовать моложе, в подростковом возрасте я старалась быть взрослой и солидной, общалась чаще с теми, кто был на 10-15 лет старше, с 15 лет вообще начала работать в серьезном офисе. Сейчас как-то больше в детство вернуться хочется.

Я наконец-то пошла на танцы! Давно мечтала, но не могла раньше выкроить время. В школьные годы хотела заниматься, но меня из-за полноты никуда не брали. Теперь есть возрастные группы «Сеньоры», куда берут всех. Нам, работающим за компьютером, о спине и осанке следует думать и заботиться всегда. Танцы хорошо спинку держат, мне очень нравится.

Недавно прочла такое высказывание: «Детей до 7 лет надо просто любить, с 7 до 14 воспитывать, с 14 до 21 стать ему лучшим другом, а потом отпустить в мир и молиться, чтоб у него всё было хорошо». Вот я прочла и поняла: ДА! Я это так прочувствовала!

Нас учили, что воспитывать детей надо тогда, когда лежат поперек кроватки. И мы воспитываем, воспитываем. На детской площадке, где малыши, порой находиться страшно: никакой свободы мамы не дают, не позволяют самим выстраивать отношения, вмешиваются… Кстати, и тоже маловато дается деткам… Это я по себе знаю, я в первые 7 лет Тёмчику очень много любви недодавала.

Ребенок в первые годы должен напитаться любовью . А образец поведения, нравственные ценности и прочее он так или иначе вберет от своих родителей. Не зря ведь воспитатели в детском саду говорят, что по ребенку видно подноготную всей семьи. И воспитывать надо не ребенка, а СЕБЯ! Ребенка в этом возрасте воспитывать бесполезно. Он все равно будет поступать не так, как его учат, а так, как он видит вокруг. А это далеко не всегда совпадает…

Вот мы сейчас с Тёмкой в таком этапе, с 14 до 21, когда у меня есть возможность стать ему лучшим другом. Он даже признался, что никто из его знакомых не откровенничает с родителями о своей жизни. А он откровенничает. И ему это нравится. Самое интересное, что и мне это нравится. Если были периоды, когда казалось, что он мне мешает, и из-за него я многого не успеваю, то сейчас как-то все выстроилось, есть время и на него, и на себя, и на работу.

…Порой тревожит ситуация в стране. Полная вседозводенность и привилегии силовым структурам годика через 3-4 приведут к еще большему «обыдлению» этих групп. Аппетит приходит во время еды… Неприятно чувствовать себя униженным, человеком, от которого ничего не зависит, которого могут осудить непонятно за что и без его присутствия. Я уже молчу о запрете на свободу слова…

Мое твердое убеждение: человек должен жить там, где ему комфортно. Жить в каком-то городе и ругать его — это ужасно. Надо менять город, выбирать то, что подходит, и ехать жить туда. И это не так уж сложно, как думают многие!!! Надо просто поставить себе такую цель и поочередно выполнять этапы ее достижения.

Если сейчас мне становится некомфортно в этой стране (от которой я ничего не видела кроме 25 долларов пособия одинокой мамы), если мои знания, навыки, таланты здесь не востребованы, если я тревожусь за будущее своего сына, то, значит, пришло время искать то место, где нам понравится жить.

Я стала изучать иностранный язык! И не только для тренировки мозгов. Больше пока ничего не скажу, чтоб не сглазить… Я человек далекий от политики, мой дом — моя крепость. Но бывают ситуации, когда в крепости хорошо, а за ее пределы выходить не очень-то хочется… Вот так и у нас сейчас.

Но какие бы внешние события ни происходили, наш настрой несгибаем, мы счастливы, мы сами формируем стиль жизни для себя, и это большое счастье — найти и делать то, что тебе нравится!!! Это и есть внутренняя свобода.

P.S. Помните, я писала не так давно, что пока не могу определиться, чем же именно мне хочется заниматься. Умею-то я многое, и практически всё, за что берусь, у меня получается. Но определиться с выбором трудно. Так вот, несколько дней назад я почувствовала, что нашла себе занятие по душе… УРА! Думаю, моих читателей это тоже в свое время порадует.

Нажимаем кнопочки социальных сетей - это к деньгам!

Иногда в жизни возникают ситуации, когда школьник не может посещать обычную школу. В этом случае необходимо воспользоваться онлайн способом образования, ведь, когда мы учимся дома, то можем получить даже больше знаний. Дистанционная форма — не хуже общепринятой и предоставляет многие удобства и преимущества. Теперь наш портал предоставляет возможность учиться в Домашней школе .

Учимся дома и получаем знания

Для того чтобы с полной ответственностью утверждать, что мы учимся дома и получаем полный объем знаний, необходимо выполнить несколько шагов. Во-первых, нужно выбрать подходящую интернет школу, которая полностью будет соответствовать вашим пожеланиям об образовании ребенка. Вы можете воспользоваться нашим порталом сайт, который предоставляет полный спектр услуг по обучению онлайн. Хороший подбор грамотных учителей, настоящих специалистов в своей области, современное построение занятий и обратная связь удачно выделяют нашу школу из ряда подобных. Во-вторых, необходимо написать заявление, которым вы подтвердите желание и возможность обучаться удаленно.

Участие родителей в процессе обучения

Нужно понимать, что когда мы учимся дома, родители не должны отстраняться от образовательного процесса. При таком получении знаний выполняется двойной контроль. С одной стороны, за процессом обучения следят преподаватели, выявляя слабые стороны и направляя в нужное русло, с другой — родители оценивают знания по отметкам и, выполняя рекомендации, стремятся улучшить способ обучения. Двойной контроль индивидуально вашего ребенка помогает достичь требуемых результатов.

Правильное и удобное планирование занятий

Часто можно услышать в ответ на вопрос, почему вы не в школе — мы учимся дома. Это может показаться странным, ведь любой процесс образования требует времени. Но дело в том, что правильное планирование занятий позволяет вашему ребенку свободно посещать спортивные секции, кружки, больше гулять на улице.

Доступная оплата обучения

Многих пугает необходимость оплаты интернет обучения. Если задуматься, сколько взносов по разным поводам приходится делать в обычной «бесплатной» школе, станет понятна материальная выгода такого способа образования. И на жалобы знакомых о поборах на ремонт, подарки, наглядные пособия вы сможете ответить, что у вас такой проблемы нет, так как мы учимся дома .

Очевидные преимущества интернет обучения лежат на поверхности. Ваш ребенок получает индивидуальное образование и ему уделяется максимум внимания. При онлайн уроках вам нет необходимости находиться в одном месте. Вы вправе переезжать из одного города в другой, при этом процесс обучения не прерывается. Часто физические недостатки делают невозможным посещение школы вашим ребенком. В этом случае интернет образование будет прекрасной альтернативой. После окончания обучения выпускник онлайн школы будет полностью готов к Государственным Экзаменам и выдержит их с честью.

Часто для прохождения ЕГЭ или просто устранения пробелов в знаниях по сложным предметам, например, математике и физике, требуется нанять репетитора. Интернет школа может с успехом выступить в его роли, при этом гораздо эффективнее.

Оценив все достоинства и преимущества удаленного обучения, приняв взвешенное решение, вы с гордостью сможете утверждать перед друзьями и знакомыми, что мы с ребенком учимся дома и получаем прекрасные знания.