Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Использование отдельных приемов коррекционной работы. Координация речи с движением «Веселье»

Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи

Предисловие

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от тесной взаимосвязи специалиста, воспитателей и родителей ребёнка с диагнозом «общее недоразвитие речи». И это неслучайно. Ведь воспитатели и родители проводят с ребёнком больше времени, чем логопед.

Данное пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Используя пособие, воспитатели и родители могут помочь ребенку закрепить речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.

В пособии вы найдёте описания пальчиковых игр, упражнений на координацию речи с движением; задания на развитие общих речевых навыков (диалоги, чистоговорки, скороговорки), игры для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, обогащения словаря, для совершенствования грамматического строя речи, а также стихи, загадки по лексическим темам и тексты для пересказа. Игры, задания и упражнения рассчитаны на детей в возрасте 5–7 лет. Задания различаются по уровню сложности, наиболее трудные задания помечены символом – . В процессе работы дети постепенно овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное общение. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи.

Эта книга адресована воспитателям речевых групп и учителям-логопедам. Предложенные задания могут использовать воспитатели массовых детских садов и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребёнка.

Осень. Признаки осени

Новая лексика

Существительные:

осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.

Глаголы:

наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться (небо), облетать, накрапывать.

Прилагательные:

жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень), сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий.

Наречия:

мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.

Пальчиковая гимнастика

Разбросала осень листья,

(Делают волнообразные движения ладонями.)

Разукрасила их кистью.

(Делают плавные взмахи ладонями вверх – вниз.)

Мы в осенний парк пойдём,

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

В букеты листья соберём.

(Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист

(Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.)

На дорожку спрыгнул вниз.

(Звонко хлопают в ладони.)

И. Михеева

Пальчиковая гимнастика

Меж еловых мягких лап

(Поглаживают ладонями обеих рук колени.)

Дождик кап-кап-кап.

(Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

Где сучок давно засох -

(Постукивают ребром ладони по коленям.)

Серый мох, мох, мох.

(«Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.)

Где листок к листку прилип,

(Хлопают ладонями.)

Вырос гриб.

(Сводят руки над головой.)

Координация речи с движением «Леса-чудеса»

Цели : учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику, творческое воображение, закреплять в речи названия деревьев.

В леса-чудеса
Мы поедем,

(Идут по кругу, держась за руки.)

Там встретимся
С умным медведем.
Рассядемся
Я, и ты, и медведь

(Усаживаются на колени на ковёр.)

И будем песню
Лесную петь:
Про ель, про берёзу,
Про дуб, про сосну,
Про солнце и звёзды

(Ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на правой руке.)

И про луну.
Про дуб, про сосну,

(То же на левой руке.)

Про берёзу и ель,
Про солнце и дождик
И про метель.

Г. Сапгир

Цели : развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

– Солнце, солнце,
Ты откуда?
– Я из тучки золотой.
– Дождик, дождик,
Ты откуда?
– Я из тучи грозовой.
– Ветер, ветер,
Ты откуда?
– Я из дальней стороны.

Из пособия Г. Быстровой, Э. Сизовой, Т. Шуйской

Закличка

Цели : развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Русская народная закличка

Игра «Какие листья спрятались на картинке?»

Цели : развивать зрительное внимание, учить узнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных от существительных).


Игра «Четвёртый лишний»

Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из которых изображено одно время года, а на четвёртой – другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках изображена осень. И т. п.

Игра «Три листа»

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист – между кленовым и берёзовым . Или: Кленовый лист – справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

Повторение названий осенних месяцев

Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.

На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь.
Позолотил листву сентябрь,
Сорвал листву с ветвей октябрь.
Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл листву снежком ноябрь.

Вопросы и задания:

Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)? Назовите первый (второй, третий) осенний месяц. Перечислите осенние месяцы по порядку.

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. После этого дети должны назвать, какое слово лишнее и почему.

Например:

осень, осенний, сено ;

листья, лиса , листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено .

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Деление на слоги слов – названий деревьев.

Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

Тема: логоритмическая сказка «Дюймовочка»

(по мотивам произведения Г-Х. Андерсена, автор поэтического текста И.Г. Белоусова)

Автор: Белоусова Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана "Центр развития ребёнка-детский сад "Василёк"
Цель: реализация речевого потенциала детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкально-ритмической и театрализованной деятельности.
Образовательные задачи:
развивать у детей способность к воплощению заданного образа, формирующего речевое и эмоциональное содержание;
совершенствовать выразительность детского исполнения, как речевого, так и двигательного;
расширять художественно-музыкальный кругозор ребенка.
Развивающие:
совершенствовать связную, монологическую и диалогическую речь детей;
способствовать развитию детской моторики и ориентации в пространстве;
способствовать развитию звуковысотного слуха детей;
содействовать развитию артикуляционного аппарата, совершенствуя детскую дикцию;
развивать творческие способности детей, их эмоциональную сферу
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство уверенности в себе, при этом развивать умение проводить объективный самоанализ.
Методические приемы:
игровой
практический
метод создания художественного контраста
метод подражательно-исполнительского творчества
Музыкальный репертуар:
«Вальс цветов», П.И. Чайковский
«Полет шмеля», Н.А. Римский-Корсаков
«Осенняя песнь», П.И. Чайковский
«Колыбельная», А. Лядов
Попурри из различных произведений
«Вальс» С. Леви
«Во саду ли, в огороде», русская народная песня
Оборудование: установка мультимедиа; музыкальный центр; флеш-накопитель; бутафорский цветок гибкой конструкции; цветы; бабочки; клубочки; стол; самовар; музыкальные инструменты (маракасы, дудочки, ксилофон); атрибуты для танцев (листочки)
Предварительная работа: в индивидуальной работе разучить песенный и хореографический репертуар; в совместной деятельности с родителями и воспитателями изготовить костюмы, декорации, атрибуты.
Действующие лица:
Взрослые:
Сказочница
Дети:
Дюймовочка, Майские жуки, Полевая Мышь, Крот, Ласточка, Осенние Листочки
Зал украшен в виде летней полянки, в центре зала – бутафорский цветок. Слайд «Летний пейзаж»
Звучит музыкальная заставка В. Дошкевич «В гостях у сказки»
Сказочница:
Чудесную сказку, ребята,
Рассказать вам буду рада.
Как у женщины одной
Цветочек вырос не простой.
Вот утро наступило,
Солнце ярко засветило.
Стал цветочек оживать,
Лепесточки распускать.
Посмотрите! Это чудо!
Вышла девочка оттуда!

(Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского», из цветка выходит Дюймовочка, танцует)
Песня Дюймовочки
Дюймовочка: (Поет)
Как красиво все на свете!
Вас приветствую я, дети!
Солнце, бабочки, цветы,
Все волшебной красоты.
Подойдите! Посмотрите!
Аромат цветов вдохните!
Дыхательная гимнастика «Понюхай цветочек»
Дюймовочка: Бабочки вокруг летают,
Поиграть нас приглашают.
Дыхательная гимнастика «Подуй на бабочку"
Дюймовочка: Летят сюда! Но кто же?
На бабочек совсем не похожи!
Звучит «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова
Прилетают Майские жуки
Жук 1: Посмотрите: раз, два, три!
Все мы майские жуки!
Ж-ж-ж – поем!
Ж-ж-ж – играть пойдем! (поют)
Давайте все делать как я!(два хлопка)
(повторяется два раза)
А, ну-ка, все вместе, все враз!
Все делают дружно сейчас! (используются притопы, щелчки, и т.д.)
Игра с пением «Давайте все делать, как я»
Жук 2: Эй, ребята, все сюда!
Вот Дюймовочка пришла.
(берет Дюймовочку за руку)

Жук 3: Жу-жу-жу!
Дай и я хоть погляжу.
(брезгливо) Нет ни лапок, ни усов!
Я её прогнать готов.
То ли дело у меня –
Посмотрите-ка друзья!
Cпинки покажите! (поворачиваются спиной друг к другу)
На них лапки положите! (Кладут руки друг другу на спину)
Лапкой медленно стучим -
Спинку растираем.
А потом быстрей, быстрей!
Еле успеваем!
Повернулись! Улыбнулись!
Усиков своих коснулись.
Гладят верхнюю губу
Парный игровой массаж
Жук 3: Ну, а ты уходи!
Нам с тобой не по пути!
(Звучит грустная музыка, Дюймовочка садится, плачет)
Сказочница:
Как Дюймовочка грустила,
По лугам, лесам бродила.
С цветочков нектар собирала,
Росой прохладной запивала.
Лето красное прошло –
Ведь короткое оно.
Птицы улетели все на юг.
Вслед за солнцем от дождей и вьюг.
(Слайд «Осенний пейзаж», звучит музыка П.И. Чайковского «Осенняя песнь»)
Танец «Осенние листочки»
Сказочница: Холодно бедняжке и очень одиноко
Куда же ей пойти в чужом краю далеком?
(Появляется Полевая Мышь, подходит к Дюймовочке)
Мышь: Ах, ты, бедное дитя!
Поживи-ка у меня.
Будем зиму коротать,
Вместе шить и вместе ткать.
Сейчас баюшки-баю,
Колыбельную спою.
«Колыбельная» А. Лядова
Мышь: Отдохнула? Просыпайся.
И за дело принимайся.
Нитки нужно все смотать
Чтоб приданое вязать!
Дюймовочка: В руки я клубок возьму,
И за нитку потяну.
Быстро, быстро я кручу,
Отдохну (встряхивают кисти рук) и вновь начну!
Логоритмическое упражнение «Клубочки»
Сказочница: Дюймовочка с Мышкой в норке живут.
Приданое шьют, да песни поют.
Мышь: Есть у меня хороший сосед.
Богаче, красивей, умней его нет.
Вечером в гости Крот к нам придет,
Может, потом, и нас позовет!
(Раздается стук, входит Крот)
Мышь: Вот знакомый наш, сосед.
Крот: Приглашаю на обед!
Много я зерна припас.
Хватит, гости, и для вас.
Будем вместе пировать,
Да на дудочках играть!
(Дюймовочка видит лежащую Ласточку)
Дюймовочка: Ой ласточка лежит!
Видно крылышко болит!
Платочком укрывайся
Скорее поправляйся!
(Укрывает Ласточку)
Крот и Мышь: Пташки никому не нужны.
Лишь петь и летать умеют они.
(Крот и Мышь уходят)
Танец «Весенний ручеек»
Сказочница: Звенит капель,
Пришла весна! Природа оживает.
И на проталинках лесных снег потемневший тает.
(Слайд «Весенний лес»)
(Звучит «Вальс» С. Леви)
Сказочница: Крылышко у пташки стало заживать.
Ей хочется на волю, ей хочется летать!
Ласточка (Дюймовочке): Давай с тобою вместе
Взмоем в небеса.
Останутся внизу поля, луга, леса.
И попадем в волшебные, прекрасные края.
Петь утром песни чудные я буду для тебя.
(Ласточка и Дюймовочка под легкую музыку убегают)
Сказочница: Мы сказку интересную
Сейчас вам показали.
Артистов наших маленьких
Вы на поклон позвали?
Тогда давайте хлопать
И громко «бис» кричать!
Я имена актеров хочу сейчас назвать.
(Дети выходят и кланяются).

По разным данным несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья . При этом у 2-10% учеников общеобразовательной школы препятствием для обучения становятся нарушения чтения.

Дислексии особенно распространены у детей, обучающихся в специальных школах, однако, наблюдается они и у детей начальных классов массовой школы. Стойкие нарушения письменной речи могут возникнуть у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеются несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут ни как себя не проявлять в повседневной жизни, но создать серьезные препятствия для овладения чтением и письмом.

Дислексии могут стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на психическое, речевое развитие ребенка, формирование его личности. Неудачи при овладении чтением способны вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.

Возникновение дислексий обусловлено задержкой в формировании отдельных функциональных систем вследствие вредностей, действующих на развитие ребенка в онтогенезе. Многие авторы среди причин выделяют наследственную предрасположенность.

Дислексия является языковым расстройством, связанным с недоразвитием языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических), с несформированностью зрительно пространственных функций.

Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Особенно часто предрасположенность к дислексиям встречается у детей с речевой патологией.

В связи с этим нас заинтересовала проблема предупреждения нарушений чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В ходе обследования было выяснено, что у большинства детей в анамнезе присутствовала перинатальная патология, обусловленная токсикозами, недоношенностью беременности, несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору и т. д. Многие воспитанники были соматически ослабленными, состояли на учете у невропатолога, психиатра.

У детей была отмечена выраженная общая моторная недостаточность, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.

У большинства дошкольников отмечались нарушения слоговой структуры слова, недостатки звукопроизношения, нарушения фонематического восприятия, неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Нарушение лексико-грамматического строя речи проявлялось в ошибках при словообразовании, словоизменении, неточном употреблении слов, отсутствии в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, пропусках или заменах предлогов, изменении порядка слов в предложении. Связная речь дошкольников была развита недостаточно. Обследование, анализ деятельности детей выявили особенности развития высших психических функций: недостаточную концентрацию и устойчивость внимания, ограничение объема памяти, трудности в процессе восприятия, ослабление мыслительной деятельности, нарушение ориентировки в “право-лево”.

В связи с тем, что у дошкольников были выявлены нарушения разного характера нами было решено построить коррекционную работу таким образом, чтобы не только устранить речевые нарушения, но и скоррегировать нарушения психических функций и таким образом предупредить возникновение дислексии.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Целью коррекционного обучения является воспитание у детей четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи путем применения наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта.

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Программой обучения предусмотрены специальные занятия по развитию речи, по формированию произношения и обучению грамоте. Именно в эти занятия и были включены упражнения, направленные на развитие зрительно – пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, памяти, восприятия, внимания, мышления т. д. с целью предупреждения возникновения дислексии.

С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по произношению и обучению грамоте проводится систематическая работа по:

1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:

а) развитие анализа предложения;

б) развитие слогового анализа и синтеза;

в) формирование фонематического анализа и синтеза;

2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:

а) развитие зрительного восприятия и узнавания;

б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;

в) формирование пространственного восприятия и представлений;

г) развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитию внимания, памяти, мышления;

4. Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста.

Использование отдельных приемов коррекционной работы

При изучении букв на занятиях мы использовали следующие игры и задания :

1. "Найди букву". Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т. д.

2. "На что похожа буква?"

3. Определение правильно и неправильно написанных букв.

4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.

5. Называние букв, наложенных друг на друга.

6. Дописывание букв.

7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром.

8. Реконструирование букв:

а) добавлением элементов;

б) убавление;

в) изменение пространственного расположения элементов (например: из буквы т получить букву г);

9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).

10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.

11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д.

12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.

13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке…

14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.

На занятиях заучивались стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой)

Для закрепления зрительных образов букв буквы соотносились с каким-либо сходным по форме предметом: "о" - с обручем, "з" - со змеей и т.д.

С первого периода обучения мы начали работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти предлагались следующие игры и задания :

1. "Запомни, назови". Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.

2. "Найди картинки". В ряду картинок ребенок находил те, которые называл логопед.

3. Запоминание 3–5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других (7–10).

4. Раскладывание 3–4-х картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

5. Раскладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности.

6. "Чего не стало?". На столе раскладывались 5–6 игрушек, затем одна убиралась, дети отгадывали, какая игрушка исчезла.

7. "Что изменилось?". Раскладывался ряд картинок, некоторые из них незаметно менялись местами, дети определяли, что изменилось.

С целью развития зрительного восприятия использовались следующие задания и игры:

1. Называние контурных изображений предметов.

2. Игра "Чей силуэт?". Называние недорисованных контурных изображений предметов.

3. "Найди ошибки художника".

4. Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.

5. Распределение изображенных предметов по величине.

6. "Лужайки". Детям предлагались "лужайки" разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Давалось задание положить картинки на свои "лужайки".

7. "Геометрическое лото". Детям предлагалось разложить на большой карте, в центре которой была нарисована геометрическая фигура, картинка с изображением различных предметов.

8. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

9. Составление разрезанных на части картинок.

10. Нахождение различий в двух картинках.

11. Дорисовывание симметричных изображений.

Формирование пространственного восприятия и представлений начиналось с работы по дифференциации правых и левых частей тела.

Использовались следующие виды заданий:

1. Показывание и называние руки, которой надо есть, писать, рисовать и т. д.

2. Показывание левой руки.

3. Поднимание то левой, то правой руки, показывание карандаша левой, правой рукой и т. д.

4. Показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой - левого глаза, ухa, ноги.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве мы начинали с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком. Детям предлагалось определить, какой предмет находится справа, а какой слева от них. Затем дети учились выполнять разные действия, например, положить карандаш справа или слева от себя и т.п.

Далее мы работали над определением пространственных соотношений между 2–3-мя предметами или изображениями. Сначала нами уточнялось расположение двух предметов, затем предлагалось выполнить, например, такие действия: взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки; взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. После выполнения задания дети отвечали на вопросы: "Где находится книга, справа или слева от тетради?". В работе также использовались игры и задания :

1. "Домик". Детям предлагался нарисованный домик, давалось задание дополнить рисунок, например, справа от него нарисовать забор, а слева – дерево.

2. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например, от елки и т.д.

3. Определение места соседа по отношению к себе.

4. Графический диктант. Детям давалось, например такое задание: нарисовать точку, слева от нее - круг, справа - треугольник, ниже точки – крестик.

5. "Коврик для куклы", Детям предлагалось сделать коврики, украшенные геометрическим орнаментом по инструкции, например: в середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника.

Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа:

1. "Угадай, какой звук потерялся?" (по картинкам)

2. Узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквамОТ, ..ОЗА, ..ЫК, ..ОРОВА.

3. Вставить пропущенные буквы в данном слове.

4. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), картина (тина, кит, танк и т. д.).

5. "Цепочка слов". От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом – мак – кот – топор – рот - тарелка).

6. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

7. Ребусы. Убирая или прибавляя буквы, ребенок из одного слова делает другое (кит - кот, лампа - лапа, стол - ствол).

8. "Угадай имя". Из названий картинок выделить первый звук, назвать полученное слово (например: ива, рот, аист - Ира).

9. Придумать слово к графическим схемам.

10. Разложить картинки под графическими схемами.

Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводилось с использованием следующих заданий и игр:

1. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру.

2. Игра "Домики". Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

3. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.

4. Игра "Зашифрованное слово". Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: мама, шина, Надя - машина).

5. Определить пропущенный слог в названии картинок.

6. "Угадай, кто к нам пришел?" Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай, са - ли).

7. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

8. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.

9. По сюжетной картинке назвать слова из 1,2,3 слогов.

10. "Магнитофон". Дети "записывают" слова на магнитофон, называя их по слогам.

11. "Телеграф". Ребенок или педагог отстукивали слоговую структуру слова, дети отгадывали, что это за слово (по картинкам).

Большое внимание уделялось работе над предложением. Использовались следующие задания:

1. Составить графическую схему предложения.

2. Придумать по графической схеме предложение.

3. Определить место слова в предложении (какое по счету).

4. Поднять карточку с цифрой, соответствующей количествуслов.

5. Составить из двух предложений одно.

С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте мы часто использовали следующие игры и задания :

3. Объяснить значение прочитанного слова.

4. Подобрать родственные слова к прочитанному слову.

6. "Фанты". После чтения ребенок выполняет задание, которое указано в фанте.

7. "Письма". Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма.

8. "Словесное лото". Ребенок читает слово и закрывает им картинку на большом листе с изображениями предметов.

9. "Магазин". Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками.

10. "Собери в дорогу друга". Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т.д.

12. "Придумай начало сказки".

13. "Придумай конец сказки".

В течение всего коррекционного обучения мы использовали различные игры и упражнения, направленные на развитие мышления и внимания. Вот некоторые из них:

1. "4-й лишний". Среди 4-х предложенных картинок дети убирали одну, не подходящую к остальным.

2. Отгадывание загадок.

3. "Назови одним словом". Например: свекла, огурец, помидор – овощи.

4. "Найди девятое". Предлагались карточки, в которых в двух рядах было нарисовано по три предмета, а в третьем только два. Дети должны были догадаться, какой предмет должен быть в третьем ряду.

5. "Угадай по описанию". Дети угадывали по описанию спрятанную игрушку.

6. "Бывает – не бывает". Водящий, бросая мяч, произносит фразу (например: "Волк на де-реве сидит"). Игрок ловит мяч, если эта фраза справедлива, не ловит - если этого не бывает.

7. "Кто кем будет". Дети отвечают на вопросы взрослого кем или чем будет, например, цыпленок, мальчик, семечко, лужа и т.д.

8. Разрезные картинки.

9. "Угадай, что за предмет" (по части картинки).

10. Раскладывание картинок по стопкам. Например: что мы едим, что одеваем, с чем играем…

11. Головоломки.

12. "Куда спряталась кукла?" Отыскивание игрушки с помощью плана.

13. "Собери бусы", Детям предлагалось нанизать, раскрасить бусинки, различающиеся цветом или формой (3–10 элементов).

14. "Телеграфист". Дети учились отстукивать ритм по образцу.

15. "Зарядка". После демонстрации ребенок изображал упражнения в определенном порядке.

16. "Подумай, назови". Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, месяцы и т.д.

17. "Продолжи ряд". Дети учились продолжать ряд картинок, фигурок, значков, сохраняя принцип чередования.

Роль медицинских мероприятий в предупреждении нарушений чтения у дошкольников

В комплексе предупредительных мер немаловажную роль сыграли медицинские мероприятия, такие как: консультации невропатолога, психиатра (для возбудимых, с нарушением поведения детей), консультации психолога, медикаментозное лечение, фитотерапия, лечебный массаж, ЛФК.

Работа с родителями детей “группы” риска по дислексии

Полноценная коррекционная работа невозможна была бы без участия в ней родителей. Поэтому мы с самой первой встречи объясняли необходимость сотрудничества родителей не только с воспитателями и логопедом, но и с психологом, врачами, а также рассказывали о степени важности проведения курса или нескольких курсов лечения (если на этом настаивает лечащий врач) и необходимости выполнения домашних заданий на закрепление каких-либо полученных знаний, умений.

После проведения обследования детей с родителями обсуждались уровень развития речи, высших психических функций, состояние общей, мелкой, артикуляционной моторики, степень предрасположенности к дислексии.

После обсуждения результатов обследования на собрании мы подробно рассказывали родителям о целях и задачах коррекционного обучения.

В течение года мы проводили консультации для родителей, давали открытые занятия, знакомили с литературой для домашнего чтения и т.д.

Результаты коррекционной работы

Анализируя результаты коррекционной работы мы отметили, что использование специальных игр, упражнений на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи не только стимулировало обучение и способствовало его успешности, но и содействовало устранению речевых нарушений, а также профилактике нарушений чтения.

Литература

  1. Агронович З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. СПб; 2003.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль 2001 г.
  3. Дьяченко О..М., Венгер Л.А. Угадай как нас назовут? М.1994 г
  4. Дьяченко О..М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.1991 г.
  5. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М. 1953 г.
  6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. 1985.
  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб. 1997 г.
  8. Лалаева Г.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб. 1998 г.
  9. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., М.., 1995.
  10. Новиковская О.А. . Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет. СПб., М. 2001.
  11. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., М. 1993.
  12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.,1995.
  13. Хрестоматия по логопедии,/ Под ред. Волковой Л.С. Селиверстова Б.И. М., 1997.

Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей, у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5–7 лет. Книга адресована воспитателям речевых групп и учителям-логопедам. Кроме того, предложенные задания могут использовать воспитатели массовых детских садов и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребенка.

Из серии: Популярная логопедия (Каро)

* * *

компанией ЛитРес .

Перелётные птицы

Новая лексика

Существительные:

ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, стая, косяк, клин, перья, пух, крыло, клюв, отлёт.

Глаголы:

лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать, собираться (в стаи).

Прилагательные:

пуховый, журавлиный, утиный, гусиный, лебединый, птичий.

Пальчиковая гимнастика

Нашей ласточке

Наша ласточка-касатка,

Ты в свою родную хатку

Смело прилетай!

(Помахивают скрещенными ладонями.)

(Поглаживают ладонь левой руки ладонью и тыльной стороной ладони правой руки попеременно.)

Что глядишь ты, недотрога,

На мальчишек наших строго?

Ты не бойся их!

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)


М. Конопницкая

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца,

(Постукивают кулаками друг о друга.)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

(Сводят руки над головой – «скворечник».)

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Мать, отец и скворушки -

Чёрненькие пёрышки.

(Ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно – «колечки», по 2 раза.)


Е. Тараховская

Скороговорки

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции и произношением.

Галдят грачата на галчат,

Глядят галчата на грачат.

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

– Улетели сегодня стрижи…

– А куда улетели, скажи?

– А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им всё-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

Е. Благинина

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Он весной поёт красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка?…

(соловей)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам…

(грачи)

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит…

(жаворонок)

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее…

(кукушка)

Игра «Узнай по силуэту»

Цели: развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, расширять и уточнять словарный запас по теме, формировать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, развивать связную речь.

Ход игры. Ребёнок рассматривает картинку, называет птиц и объясняет, как он догадался.

Например:

Я думаю, что это лебедь. У него лебединая шея, лебединый хвост и лебединые крылья.

Игра «Какая птица улетела?»

Цели: развивать зрительное внимание и память, развивать связную речь (умение строить предложение).

Ход игры. Воспитатель выставляет на панно 5–6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем воспитатель говорит, что одна из птиц сейчас улетит на юг, просит детей закрыть глаза и убирает одно изображение птицы. Дети открывают глаза и пытаются припомнить, какая птица улетела. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель предлагает отвечать полным предложением.

Например: На юг улетел журавль. В теплые края улетела цапля.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Игра «Какая птица лишняя?»

Цели: закреплять обобщающее понятие «перелётные птицы»; учить находить основное отличие у объектов, входящих в близкие обобщающие понятия: «птицы перелётные и птицы зимующие». Учить делить слова – названия птиц на слоги.

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением перелётных птиц и одну картинку с изображением зимующей птицы или наоборот. Дети должны назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор. Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю птицу себе. В конце игры воспитатель предлагает детям сосчитать количество слогов в названии их птицы.

Игра «Подумай и назови»

Цели: развивать лексико-грамматический строй речи, уточнить представления детей о признаках и действиях перелётных птиц.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет признак или действие перелётной птицы, ребенок, бросая мяч обратно, должен произнести название перелетной птицы, к которой относится данный признак или действие.

Например:

венценосный – журавль

щебечет – ласточка

длинноногая – цапля

кукует – кукушка

быстрокрылая – ласточка

курлычет – журавль

длинношеий – лебедь, журавль

ходит по болоту – цапля

стоит на крыше – аист

Игра «Считай и называй»

Цели: развивать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными).

Ход игры. Воспитатель раздает детям картинки с изображением перелетных птиц, предлагает детям рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием названия птицы и выпавшей на кубике цифры.

Например:

У меня два аиста. – У меня пять грачей.

Игра «Чья стая?»

Цели: формировать грамматический строй речи (учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных).

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о том, что осенью перелётные птицы собираются в стаи и улетают на юг и предлагает детям назвать, какие стаи можно увидеть в осеннем небе.

Например:

Стая уток (чья?) утиная

Стая лебедей…

Стая журавлей…

Стая гусей…

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами и построить правильное предложение.

Собираются, утки, в, осенью, стаи.

От, последними, нас, грачи, улетают.

В, скворечник, саду, опустел.

Журавли, к, собрались, отлёту.

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Деление на слоги слов – названий перелётных птиц.

Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: грач, скво-рец, а-ист, ле-бедь, ут-ка, гусь, жу-равль, со-ло-вей, жа-во-ро-нок.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением перелётных птиц и предлагает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Тот, кто отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывают результат.

Например:

Первый звук [л], последний – [а] (ласточка ).

Игра «Составь слово»

Цели: совершенствовать навык звукового анализа и синтеза; развивать связную речь, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель называет детям ряд слов. Дети из первых звуков названных слов составляют новое слово и объясняют его смысл.

ГРОМ, РАК, АРБУЗ, ЧАСЫ – грач

АПЕЛЬСИН, ИГОЛКА, СОН, ТОРТ – аист

ГОРА, УТКА, СОМ, ИГРА – гуси

УХО, ТОК, КОТ, АИСТ – утка

Игра «Назови слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают название птицы по схеме.

У _ _ А – утка

А И _ _ – аист

А _ – грач

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Т. Белозёров

Текст для пересказа

Скворчонок

Выпал летом из скворечника скворчонок. Мальчик хотел его назад положить, да не смог: уж больно тонок был у скворечни шест. Взял он скворчонка домой. Стал он кормить сироту.

Скворчонок быстро рос и скоро стал есть сам. Кормилец за стол – приёмыш на стол, поилец за чай – скворчонок в чай. Тут обоих из-за стола долой!

Сидит кормилец в углу и «Чижика» под нос свистит. Сидит скворчонок у него на плече и прямо в рот смотрит. Сидел так, смотрел да и сам «Чижика» выучил. И назвали за это скворчонка Чижиком.

Н. Сладков


Вопросы:

Что случилось летом? Кого нашёл мальчик?

Почему мальчик не положил скворчонка в скворечник?

Как скворчонок жил в доме?

Чему скворчонок научился у мальчика?

Почему скворчонка прозвали Чижиком?

Текст для пересказа

Над болотом

Каждый год возвращаются журавли из далёких тёплых стран на родное болото.

Над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.

Высоким камышом и сухой, прошлогодней осокой заросло большое непроходимое болото. В самых недоступных местах устраивают гнёзда осторожные журавли.

Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь.

Скоро выведутся на болоте длинноногие, неуклюжие журавлята. Начнут ловить для них журавли лягушек и змей, приносить в гнездо корм.

Будут расти, учиться летать журавлята…

По И. Соколову-Микитову


Вопросы:

Куда возвращаются журавли?

Где журавли устраивают своё гнездо? Почему?

Как журавли заботятся о своих птенцах?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи (И. А. Михеева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Елизавета Савилова

Авторы-составители : учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем вашему вниманию из опыта своей логопедической работы несколько упражнений из «Тетради домашних заданий для ». Эффективность заданий , представленных в нашей тетради подтверждена долголетней практикой. Упражнения доступные, занимательные, дисциплинируют, приучают ребенка к самостоятельному их выполнению. Ведь родителям важно оказывать помощь ребенку своевременно для закрепления результатов проделанной работы педагогами.

Работа с родителями является наиважнейшим звеном в коррекционной работе.

Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств детей играют такие негативные факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. По утверждению М. Ф. Фомичёвой И. В. Рождественской Н. С. Жуковой и др. авторов, родители, зачастую, не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка , в то время как … «навык правильной речи , как и добрые навыки, приобретаются в семье». Систематическое, умелое воспитание речи не только обеспечивает освоение, но и предупреждает, в большинстве случаев, возникновение речевых недостатков , и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством учителя-логопеда.

В работе с родителями стоят несколько задач : формировать у них готовность к эффективной педагогической работе с детьми – корректировать сенсомоторные и речевые процессы ребёнка, развивать тонкую моторику, помогать осваивать правильное произношение звуков родной речи , работать над лексико-грамматическим строем речи и связной речью , также подготовить ребенка к обучению грамоте, чтению и письму. Эти задачи реализуются в ходе разных мероприятий.

Знакомясь с семьёй, необходимо объяснить значимость выполнения практических домашних заданий . Сначала родители приглашаются на беседы, консультации и обучаются приёмам работы по индивидуальным заданиям . Обращается внимание на поведение родителей при выполнении домашних заданий , особенности их речи , методы проведения в домашних условиях .

Родители нацеливаются на продолжительную работу с ребёнком, которая может проходить не только за столом, но и по дороге домой, на прогулке, в различных домашних ситуациях .

Тетрадь домашних заданий

для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи .

Уважаемые родители!

Перед Вами тетрадь для домашних заданий с ребёнком логопедической группы.

Занимаясь с ребёнком, Вы способствуете :

Его речевому развитию и подготовке к школе;

Развитию его внимания, памяти, мышления;

Развитию у ребенка зрительного и слухового внимания;

Развитию у него умения ориентироваться в пространстве;

Подготовке руки ребенка к письму;

Пополнению и расширению словарного запаса у ребенка;

Формированию связной речи у него , обучению ребенка грамоте, чтению, письму;

Развитию у ребенка умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Выпускник детского сада должен иметь представление о себе и об окружающем мире; способен решать интеллектуальные и личностные задачи ; управлять своим поведением; соблюдать правила общения и поведения в обществе; быть эмоционально отзывчивым, любознательным, активным, и готовым к учебной деятельности на основе полученных умений и знаний.

Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности.

Ребёнок должен слышать только правильную речь в семье. Прививайте правильные речевые навыки, подчёркивайте успехи, хвалите, когда он это заслужил – это поможет укрепить уверенность Вашего ребёнка в собственных силах.

Желаем успехов!

Тетрадь

домашних заданий

для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи .

Тема : «Грибы и ягоды»

1 Выучи считалку.

Я несу кузовок,

В кузовке лежит грибок,

И черника,

Голубика,

И брусника,

Костяника,

И орех лесной –

Убегай, не стой!

2 Игра «Объясни словечко» .

Пример. Подосиновик - растёт под осиной

Боровик ___

Сыроежка___ Подберёзовик___

Подберёзовик___

Мухомор ___

Маслёнок___

Волнушка ___

Лисичка ___

3 Чего больше в лесу? Ягод или брусники?

4 Какие грибы спрятались на картинке? Рассмотри, назови грибы, сосчитай.

5 Игра «Четвертый лишний» . Что лишнее? Почему?

Клюква, болото, брусника, черника. ___

Малина, корзина, крыжовник, смородина. ___

6 Игра «Какой сок? Какое варенье?»

Пример. Из клубники - клубничный сок, клубничное варенье.

Из малины - ___

Из черники - ___

Из рябины - ___

Из клюквы - ___

Из ежевики - ___

Из смородины - ___

7 Раскрась Карлсона и две одинаковые банки с варением. *Какое варенье ты любишь? **Расскажи, как приготовить варенье.

*Задание

** Задание повышенной сложности

Буква К и звуки К, КЬ.

1 Заштрихуй букву К по образцу. 2 Найди и раскрась букву К.

Каким цветом раскрасишь? Почему?

3 Раскрась картинки, в названии которых есть звук К.


4 Напечатай буквы Кк по образцу.


5 Прочитай зашифрованное слово по первым звукам слов, называющих нарисованные предметы.


Тема : «Зимующие птицы»

1 Выучи загадку, нарисуй отгадку.

Я по дереву стучу, Червячка найти хочу. Хоть и скрылся под корой, Всё равно он будет мой.

2 Посчитай от 1 до 10.

Один голубь, два голубя, ___

Одна ворона, две ___

Один воробей, два ___

3 Найди сходства и различия у вороны и синицы.

4 Игра «Почему так называется?» Объясни значения сложных слов :

Пример. Длиннохвостая – у птицы длинный хвост.

Сероглазая ___

Красногрудая ___

Черноглазая ___

Пёстроголовая ___

Трудолюбивая ___

Перелётная ___

Быстрокрылая ___

Теплолюбивая ___ Насекомоядная ___

Быстроногая ___

Остроклювая ___

5 Игра «Для чего?»

Расскажи, для чего птице клюв? ___

Для чего птице крылья? ___

Для чего птице перья? ___

Для чего птице хвост? ___

Для чего птице коготки? ___

Для чего птице глаза? ___

6 Игра «Что могут птицы?» Назови слова-действия.

Птицы могут летать, ___

Словарь : летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых.

7 Найди и раскрась сороку, воробья, синицу.

* Назови всех зимующих птиц нашего края.

**Какие птицы прилетают к нам зимой? Почему?


*Задание соответствует программному содержанию

** Задание повышенной сложности

Буква М и звуки М, МЬ

1 Раскрась большую букву синим, 2 Поставь в букве точки

а маленькую - зелёным цветом.

М - это согласный звук.

3 Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков М или Мь.


4 Сделай фигуры одинаковыми.


5 Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

6 Напиши по образцу.


Тема : «Праздник ёлки. Зимние забавы»

1. Выучи стихи С. Я. Маршака

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.

Ёлка плакала сначала

От домашнего тепла .

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат её иголки,

На ветвях огни зажглись,

Как по лесенке, по ёлке,

Огоньки взбегают ввысь.

2. Игра «Один - много» .

Мальчик катается на коньках. Мальчики ___

Мальчик катается на лыжах. Мальчики ___

Девочка катается на санках. Девочки ___

Девочка катается с горки. Девочки ___

3. Нарисуй, пожалуйста, те подарки, которые ты хочешь найти под ёлкой в новогоднюю ночь.


4. Подбери слова-признаки.

Ёлка (какая) ___

Праздник (какой) ___

Ёлочные игрушки (какие) ___

Дед Мороз (какой) ___

Снегурочка (какая) ___

Подарки (какие) ___

5. Дорисуй и раскрась вторую картинку.

* Дома ты наряжаешь ёлку ? Чем украшают ёлку?

** Какую ёлку лучше украсить дома к празднику живую или

искусственную? Почему?


*Задание соответствует программному содержанию

** Задание повышенной сложности

Звук и буква О

1 Раскрась красным цветом 2 Заштрихуй. 3 Найди и раскрась

обе буквы и запомни. букву О.

О - это гласный звук.


4 Соедини с буквой О только те предметы, названия которых начинаются со звука О.


5 Допиши букву О.

6 Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

7 Напиши по образцу.


Литература.

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей . СПб.: Детсво-Пресс, 2000.

2. Васильева Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет . СПб.: Каро, 2008.

3. Епифанова О. В. Развитие речи . Окружающий мир. Волгоград : Учитель, 2007

4. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб.: Речь 2007.

5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПб.: Литера, 2001.

6. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН . М.: ГНОМ и Д, 2003.

7. Лопухина И. С. Логопедия : упражнения для развития речи . СПб.: Детство-Пресс, 1997.

8. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. М.: Мозайка-Синтез, 2004.

9. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет . М.: ГНОМ и Д, 2005.

10. Якимович О. А. Тетрадь дошколника6-7 лет . Логопедические игры и упражнения : домашние задания . Волгоград : Учитель, 2011.