Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Что такое грамматика в русском. Что изучает грамматика? Грамматический строй языка. Правила грамматики. Грамматические категории русского глагола

Скейтбординг – экстремальный вид спорта, который на протяжении многих десятилетий остается актуальным увлечением в среде подростков и молодежи. Он заключается как в катании на специальной доске, так и в исполнении трюков. Чем отличаются скейтборды, лонгборды и скейты-круизеры? Ответ на этот вопрос просто необходимо знать тому, кто решил заняться таким видом спорта и отправился в магазин за своей первой доской.


Скейтбординг в последнее время очень распространен среди молодежи

Отличия и особенности

Те или иные разновидности досок для скейтбординга разрабатываются не случайно. Их назначение строго обусловливает и внешний вид, и размер, и набор фурнитуры. Рассмотрим основные разновидности и их отличительные особенности.

Скейтборды

Самые обыкновенные и привычные для любого обывателя доски. Они имеют загнутые с обеих сторон края, стандартные размеры (ширина – 7-9 дюймов (17,5-22,5 см), длина – 30-32 дюйма или 75-80 см) и четкое предназначение – исполнение трюков. Кататься по городу на таких досках неудобно и нецелесообразно: поскольку для дальнего и длительного передвижения по неоднородной и неровной городской поверхности скейтборды не предназначены, они при подобном использовании слишком быстро изнашиваются.


Скейтборды не предназначены для прогулок по городским улицам

Конструкция разработана так, чтобы выносить постоянные прыжки – об этом заботятся специальные колеса и подшипники. Сама доска скейтборда чаще всего изготавливается путем склейки нескольких слоев канадского или китайского клена.

Как правильно выбрать скейтборд и на что обратить внимание в первую очередь, можно посмотреть в следующем видеоролике.

Лонгборды

Эту разновидность скейтов отличает внушительная длина и полностью прямая доска. Лонгборды обладают способностью развивать огромную скорость, невероятно устойчивы. Они позволяют двигаться мягко чувствовать себя уверенно. Лонгборды не используются для трюкового катания и прыжков с вращениями.

Существует масса разновидностей таких досок:

  • Фрирайд – для скоростных спусков по крутым склонам.
  • Карвинг – внешний вид напоминает серф или сноуборд, доска подходит для спусков по склонам или для прогулок по хорошему городскому покрытию.
  • Круизинг – длинная доска с мягкими колесами, рассчитанная на дальние путешествия.
  • Бордволкинг (Дэнсинг) – нестандартная длина (40-60 дюймов или 100-150 см) делает катание на такой доске очень своеобразным, оно напоминает танец.
  • Даунхилл (Спидборд) – для спуска с гор на невероятной скорости.
  • Техникал слайдинг – разновидность предыдущей модели, позволяющая делать скольжение на одной из частей деки, что не характерно для лонгбордов.
  • Лонг дистанс – доска для путешествий на самые дальние расстояния; разновидность Лонг дистанс пампинг позволяет раскачивать лонгборд на длинных пологих склонах.
  • Слалом – разновидность, отличающаяся особой маневренностью; длина средняя (30-36 дюймов или 75-90 см), подвеска узкая, колеса мягкие, уменьшенного размера.


Лонгборды отличаются от скейтбордов тем, что их края не загнуты вверх

Чтобы выбрать хороший лонгборд, нужно учесть несколько нюансов. Каких именно, можно посмотреть в следующем видеосюжете.

Скейты-круизеры и пластборды

Круизер – это доска, загнутая только с одной, хвостовой части. По сути это смесь скейтборда и лонгборда, а потому такая доска подходит для повседневного использования в городе. Длина круизеров варьируется от 27 до 31 дюйма (67,5-77,5см).

Поскольку покрытие в современном городе неоднородное, кататься здесь на скейтах или лонгах весьма проблематично. Круизеры разрабатываются именно с учетом недостатков городских дорог. Они делают катание по ним более комфортным. Колеса здесь увеличенной формы, они шире и мягче. Сами доски очень маневренные и легкие в управлении.

Опытный скейтер может не только кататься на круизере, но и выполнять различные трюки. Удобные габариты круизера позволяют пристегивать его к специальным лямкам рюкзака, рассчитанного на обычный скейт, или носить его в стандартном скейт-чехле.

Практически все круизеры изготавливаются также из клена. Исключение – пластборды, получившие свое название за то, что изготавливаются из пластика. Но о таких досках поговорим подробно ниже.


Пластборды получили свое название благодаря тому,что изготовлены из пластика

Пенни-борд – это круизер?

Ответ на этот вопрос: «Да». Пластборд, упомянутый выше, – это и есть пенни-борд . Свое второе название доски получили за материал, из которого они изготавливаются. Этот пластик не только прочный, но и очень гибкий. Многочисленные опыты, транслируемые в Сети (например, подложить пенни-борд под колесо авто), показывают, насколько эти доски практичны и долговечны.

Отличаются от всех остальных круизеров пенни не только материалом, но и габаритами. Их длина составляет всего 22 дюйма или 55 см. Есть целая линейка моделей пенни-бордов, отличающихся между собой, преимущественно цветовой гаммой. Есть серия, разработанная специально для катания в вечернее и ночное время, она оснащена светоотражающими элементами.


Что лучше выбрать для ребенка?

Подводя итог по всем моделям и разновидностям скейтбордов, существующих в продаже, для активного использования в городе оптимальным вариантом станет скейт-круизер. Среди представителей этой разновидности скейтов можно найти модель для любого возраста, даже для ребенка от 4 лет – пенни отлично подходят для катания самых маленьких. Постепенно набравшись опыта в катании, ваше чадо сможет даже исполнять трюки на круизерах. А вот кататься на трюковых досках по городу и не снизить при этом срок их службы в несколько раз – невозможно. Но дело тут не только в сроке службы доски.

Если скейт предназначен для того или иного конкретного применения, а его используют не по назначению, это увеличивает травмоопасность.

К примеру, если кому-то очень захочется выполнить трюк на лонгборде, возможно, после массы тренировок, у него и получится что-то похожее, но травмы здесь уж точно не избежать. Потому что лонгборды просто не рассчитаны на трюки. То же самое будет, если ваш ребенок станет рассекать по рыхлому городскому асфальту на трюковой доске – количество падений и ушибов значительно возрастет, потому что при катании такие доски ведут себя нестабильно.

Вот почему так важно разбираться в разновидностях скейтов и покупать их в строгом соответствии назначению.


Для тех, кто еще не определился с моделью, предлагаем к просмотру следующий видеосюжет, посмотрев который вы сможете сделать правильный выбор для своего ребенка.

Решили научиться кататься на скейте, принялись за поиски хорошей модели и столкнулись с множеством производителей, типов и моделей? Не каждый сходу отличит скейтборд от лонгборда, круизер от пенниборда, а стили катания можно изучать до бесконечности. Именно отличиям досок и посвящена эта статья!

Что такое лонгборд и каково его назначение?

Само название «лонгборд» (longboard) говорит само за себя, что переводе с английского означает «длинная доска». В этом и заключается одно из основных отличий лонгборда от скейта: лонгборд представляет собой прямую плоскую деку (доску) длиной от 90-100 см и более.

Главным отличием является назначение лонгборда. Данный тип досок предназначен для длительного катания по парку или улицам города.

Скейтборд же гораздо меньше по размерам и пригоден для выполнения трюков, всевозможных прыжков и скольжений. Маленькие жёсткие колёса не способны разгонять доску до нужно скорости, поэтому заезды на большие расстояния потребуют много усилий и не доставят никакого удовольствия.

Составляющие лонгборда и его особенности

Комплектующие лонгборда аналогичны скейту, но имеют свои отличия:

  • Дека (доска) изготавливается из слоёв канадского или китайского клёна, а также из ударопрочного композитного полиуретана. Длина деки значительно больше доски скейтборда и варьируется от 90 до 200 мм, мягкая и упругая.
  • Форма доски прямая, в некоторых моделях загнута только задняя часть («хвост»).
  • Подвеска (траки) также шире и мягче, чем классический скейтборд . Размер подвески зависит от параметров самой доски.
  • Колёса мягкие и большого диаметра (примерно 70 мм) – позволяют развивать высокую скорость и быстро перемещаться по городу.
  • Подшипники зависят от стиля лонгборда. Стандартный класс этой детали - ABEC5 и ABEC7. Такая доска отлично подойдёт новичкам для обучения, ей будет легко управлять. Подшипники класса ABEC9 позволят хорошо разогнаться и дольше удерживать скорость.

Какие бывают стили катания на лонгбордах?

При выборе модели необходимо чётко понимать, зачем Вам нужен скейт. Ведь помимо характеристик доски отличаются по стилю езды.

  • Фрирайдинг – катание на большой скорости с выполнением различных трюков. Дека у таких лонгбордов по максимуму короткая.
  • Слалом – стиль катания по преодолению препятствий на доске, в качестве чего используются специальный конусы, стаканчики, барьеры и многое другое.
  • Карвинг - стиль, напоминающий по своей технике катания на сноуборде и серфинге. А именно перемещение веса с носка на пятку. Таким образом, получается катание своеобразными дугами.
  • Спидбординг – скоростной спуск вниз, когда лонгбордист развивает на доске большую скорость. Такое катание доставляем массу эмоций и адреналина.
  • Денсинг – практически «танец» на доске. Данный стиль предполагает выполнение различных художественных элементов на лонгборде.
  • Круизеры – классические доски, идеальные для катания в городе в своё удовольствие.

В нашем интернет-магазине широкий выбор как скейтбордов, так и лонгбордов от немецкой компании Powerslide различных расцветок и размеров, поэтому каждый сможет найти модель себе по душе.

§ 177. Термин "грамматика", так же как и многие другие лингвистические термину, греческого происхождения. Греческий термин grammatike образован от слова gramma – "буква, написание"; первоначально он использовался в значении "искусство писать и читать". В современной лингвистике термин "грамматика" используется в разных значениях. Обычно им обозначается определенный участок языковой системы, часто называемый грамматическим строем языка, и раздел языкознания, в котором изучается данный участок языковой системы.

"Термин грамматика ... употребляется в двух значениях: и как учение о строе языка, и как синоним выражения “строй языка”"; "Грамматикой называется наука о строе слова и строе предложения в отвлечении от конкретного материального значения слов и предложений, а также самый строй слова и срой предложения, присущие данному языку"; "Следует иметь в виду, что слово грамматика употребляется как в смысле учения о грамматике, так и в смысле грамматического строя языка, т.е. грамматического строя слова, словосочетания и предложения". При этом грамматический строй понимается "либо в широком смысле – как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры.., либо (чаще) в более узком смысле – как совокупность правил построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных высказываний и их частей – из лексических единиц, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли".

Наряду с данными определениями термина "грамматика" иногда особо выделяется значение этого термина, связанное с его употреблением по отношению к отдельным элементам грамматической системы, например, в словосочетаниях типа "грамматика имени", "грамматика глагола", "грамматика инфинитива" и т.д.

Термином "грамматика" нередко называется также книга, содержащая описание грамматического строя того или иного языка или же излагающая основы какого-либо языка и целом. В некоторых толковых словарях данное, последнее значение рассматривается как особый оттенок одного из двух основных значений.

Грамматика как особый участок системы языка в современном отечественном языкознании чаще всего определяется как совокупность, или система, правил, приемов, способов, средств или норм образования грамматических единиц – грамматических форм в широком смысле.

Правомернее было бы определить грамматику в этом смысле как совокупность, или систему, грамматических единиц (подобно тому, как определяются в современной лингвистике другие языковые подсистемы: фонетика, морфемика, лексика, словообразование. Единицами грамматики (грамматического строя) являются, прежде всего, грамматические формы (в широком смысле), грамматические категории и граммемы (подробнее о них см. ниже). Таким образом, грамматику следовало бы определить как совокупность (систему) грамматических форм, или грамматических категорий, или граммем, или тех, других и третьих вместе взятых.

Сравним некоторые подобного рода определения, предлагаемые разными лингвистами: "Грамма́тика ... – 1) формальный строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций..."; "Грамматика языка (грамматический строй) – это совокупность и система присущих языку грамматических категорий"; "Совокупность грамматических категорий составляет грамматику языка".

Итак, грамматика как определенная языковая система (подсистема), как объект грамматического учения, – это система грамматических единиц: грамматических форм (в широком смысле), грамматических категорий, граммем.

Как уже отмечалось, термином "грамматика" обозначается не только грамматический строй языка, по и учение о нем, т.е. раздел языкознания, занимающийся изучением грамматического строя языка.

Различия в понимании и объяснении термина "грамматика" как названия грамматического строя языка отражается в толковании данного термина как названия учения о грамматическом строе. Сравним некоторые определения (объяснения) данного понятия: "наука о строе слова и строе предложения", "наука о языковых формах, о формах слов (морфология) и формах словосочетаний (синтаксис)", "раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке", "раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений".

С целью терминологической дифференциации разных понятий – грамматики как области языковой системы и как раздела языкознания, для обозначения первого из них некоторые языковеды предлагают использовать составной термин "грамматика языка".

"Для того чтобы избежать двоякого понимания терминов “фонетика” и “грамматика” и им подобных, можно было бы говорить “фонетика” и “фонетика языка”, “грамматика” и “грамматика языка”". Термин "грамматика языка" в этом значении употребляется также другими учеными.

При использовании термина "грамматика" в значении учения о грамматическом строе данный термин нередко сопровождается сравнительными оборотами: "как наука", "как лингвистическая наука", "как раздел языкознания", "как учение о строе языка".

"В тех случаях, когда названные термины (т.е. термины "грамматика", "словообразование", "морфология" и другие подобные. – В. Н.) употребляются для обозначения науки, вводятся формулировки: “грамматика как наука”, “морфология как наука” и т.д.". Такие сравнительные обороты в подобных случаях используются и в других работах. Аналогичные сравнительные обороты используются и для обозначения соответствующей языковой системы (подсистемы) (ср.: "грамматика как строй языка", "грамматика как система" и др.).

§ 178. Грамматика языка, его грамматический строй, так же как и другие подсистемы языка и языковая система в целом, может изучаться с разных сторон, в разных аспектах. В соответствии с этим различаются разные типы, или виды, грамматической науки: грамматика общая и частная, описательная и историческая, сопоставительная и сравнительно-историческая, научная и школьная, формальная и функциональная и др.

Подобно тому, как языкознание делится на общее и частное, различается общая грамматика и грамматика частная. Общая и частная грамматика различаются в зависимости от объекта изучения (количества изучаемых языков) и характера изучаемых явлений. Общая грамматика изучает грамматические явления (единицы грамматического строя, их функционирование, изменение, взаимоотношения между ними и т.д.), характерные для разных языков мира, преимущественно языковые универсалии; частная грамматика занимается изучением соответствующих явлений, относящихся к отдельно взятому языку или определенной группе языков.

В зависимости от характера, способа изучения одних и тех же грамматических явлений различается грамматика описательная, дескриптивная, или синхроническая, и историческая, или диахроническая. В описательной грамматике изучаются грамматические явления отдельного языка или группы языков по их состоянию в определенный промежуток времени, например, в современном их состоянии, т.е. в синхроническом плане; в исторической грамматике те же явления рассматриваются с точки зрения их изменения в процессе исторического развития языка путем сравнения их состояния в разные промежутки времени, т.е. в диахроническом плане.

В рамках описательной грамматики особо выделяется грамматика сопоставительная, в рамках грамматики исторической – сравнительно-историческая. Сопоставительная, или контрастивная, грамматика занимается сравнением (сопоставлением) грамматического строя разных (обычно двух) языков, родственных или неродственных, с целью облегчить усвоение грамматического строя изучаемого неродного языка; в сравнительно-исторической грамматике сравниваются грамматические явления родственных языков, отраженные в письменных памятниках или зафиксированные в живом употреблении, с целью воссоздания более раннего их состояния, не засвидетельствованного в письменных памятниках.

Наряду с терминами "сопоставительная грамматика" и "сравнительно- историческая грамматика" в тех же значениях иногда употребляется термин "сравнительная грамматика".

В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой грамматическая наука, различается научная (теоретическая, или общая) грамматика и грамматика школьная (учебная, практическая). Целью научной грамматики является углубленное изучение и описание грамматического строя отдельного языка или разных языков на основе современной лингвистической теории, новейших достижений лингвистической науки. Научная грамматика обычно является нормативной, в ней устанавливаются литературные нормы употребления грамматических форм слов, построения синтаксических конструкций. Нормативная научная грамматика, получившая одобрение основной научной организации страны (например, Академии наук СССР, Российской академии наук), называется академической. Академическими научными грамматиками являются, например, Грамматика русского языка в двух томах (М., 1953–1954), Грамматика современного русского литературного языка под редакцией Н. Ю. Шведовой (М., 1970), Русская грамматика в двух томах под редакцией Η. Ю. Шведовой (М., 1980). Школьной называется преподаваемая в школе грамматика, "излагающая в освещенном традицией духе элементарные грамматические сведения вместе с орфографическими и пунктуационными правилами". Основное различие между научной и школьной грамматикой заключается в том, что первая "изучает всесторонне все единицы и категории грамматического строя языка", в то время как последняя "изучает базовые (основные, типические) свойства грамматического строя конкретного языка". Необходимо отметить, что вопрос о соотношении научной и школьной грамматики учеными решается по-разному.

Научная грамматика может быть формальной (пассивной, грамматикой слушающего) и функциональной (активной, грамматикой говорящего). В формальной грамматике в основу описания грамматического строя языка положены грамматические формы, их классификация но разным признакам; описание осуществляется в направлении от формы к значению. Формальная грамматика ориентирована на слушающего, который чувственно воспринимает форму, материально выраженную грамматическую единицу, и через нее узнает соответствующее грамматическое значение. В функциональной грамматике, наоборот, в основе описания грамматического строя лежат сгруппированные определенным образом грамматические значения, функции разных грамматических единиц; описание идет от значения, от функции к форме, к конкретной единице, выражающей определенное значение, выполняющей ту или иную функцию. Функциональная грамматика ориентирована на говорящего, который выбирает из имеющегося у него арсенала необходимое грамматическое значение и сообщает его слушающему с помощью соответствующего формального средства.

Грамматика и ее разделы

Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα - «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке.Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

    историческую грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;

    синхронную грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане (в 19-м веке эта дисциплина именовалась описательной грамматикой ).

    Грамматика состоит из двух разделов:

    – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Таким образом, грамматика представлена грамматическими категориями, грамматическими единицами и грамматическими формами . В этом смысле грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами), предложения и их сочетания;

    2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, его разноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу.

Понятие о грамматическом строе языка

Грамматический строй языка – это внутреннее устройство языка. Грамматический строй неоднороден. В нём различаются морфологический и синтаксический уровни языка, каждый из которых являет собой сложную и упорядоченную систему. Грамматический строй существует независимо от говорящего, т.е. объективно, и является отражением реального мира, который сам по себе также имеет сложную структуру. Строение объективного мира проявляется в том, что он распадается на отдельные элементы (предметы, явления, признаки и т.д.), которые связаны между собой. Отношения между фактами объективной действительности разнородны. Это отношения : а) между субъектом и действием, б) действием и объектом, в) объектом и его признаком, г) временные отношения, д) пространственные, е) причинные, ж) целевые и т.д. Эти разнородные отношения и получают своё отражение в языке.

Основные единицы грамматического строя

Как и все уровни языка, грамматический строй имеет свои единицы . Это: 1) морфема; 2) словоформа; 3) словосочетание; 4) предложение. К единицам грамматического строя относится и слово, которое является предметом изучения прежде всего лексикологии. В грамматике слово изучается иначе: с т. зр. его грамматических форм, а также наличия в нём тех минимальных смысловых элементов (морфем), которые входят в состав, которые входят в состав словосочетания и предложения не прямо, а опосредовано, через слово. В этом отношении слово также является единицей грамматики.

Понятие о ГЗ

Грамматическое значение – это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании и предложении; отношение к лицу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности и времени; отношение говорящего к сообщаемому и т.п.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений.

2 Понятие о морфеме.

Морфема – минимальная, кратчайшая, т.е. далее неделимая на компоненты того же ранга единица, обладающая значением. Минимальность морфемы проявляется в том, что её дальше нельзя разделить на более мелкие морфемы. В результате такого деления появляются фонетические единицы: лес – л, е, с . Морфема – двустронняя единица языка, обладающая как планом выражения, так и планом содержания. Планом выражения является её звуковой состав. Планом содержания – её словообразовательное значение. Так, в слове вод а окончание а является выразителем трёх грамматических значений: ж. р., ед. ч., им. пад. В слове подводный приставка под имеет словообразовательное значение – «направление под что-то»

Типы морфем

Корневые (корни), обязательные

Корень - основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)», хотя в искусственном эсперанто такие слова далеко не редкость, напр. aĵ-o - вещь (суффикс-окончание), aĉ-aĵ-o - гадость (суффикс-суффикс-окончание)). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно. Главная морфема - корень, без него не может существовать слово. От значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов. Например, слова с корнем -бел- (беленький, белый, беловатый, белизна, побелить, побелка, белок, беломраморный, белоснежный) объединены значением "цвета снега или мела, светлый", а слова с корнем -черн-//-чёрн- (чёрненький, чернота, дочерна, чернеть, очернить, чернобровый, чернослив, чернозём) объединены противоположным значением - "цвета сажи, угля, тёмный".

Аффиксальные (аффиксы), необязательные

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Не может самостоятельно

образовывать слово (в русском языке) - только в сочетании с корнями. В отличие от некоторых корней (как, например, почтамт ,стеклярус ), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

3 Значения, выражаемые морфемами (вещественное, деривационное, реляционное).

По мнению американского ученого Эдуарда Сепира, морфемы выражают три типа значений: вещественное, деривационное и, наконец, реляционное.

Вещественное значение, или лексическое – это предметное значение. Это понятие, соотносительное с конкретными предметами и явлениями действительности. Оно выражается при помощи корня, но может быть выражено префиксом и суффиксом: лет, вылет, летчик.

Деривационное значение близко к вещественному, но не равно ему: оно выражает чувства – уменьшительность, ласкательность, пренебрежительность. Иначе его называют экспрессивно-эмоциональным (лат. expressio «выражение (чувств)», лат. emovere «волновать»). Деривационное значение выражается суффиксами. Например, в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»: близехонько, глазки, носок, голосок, сестрица, мастерица. Деривационное значение уточняет вещественное.

Реляционное значение является сопутствующим и вещественному, и деривационному значениям. Оно выражает отвлеченное, абстрактное значение, которое может быть реальным, а может иметь относительный, условный характер. Например, значения мужского, женского и среднего рода обусловлены иногда естественным разделением живых существ по полу. В этом случае значение рода реально. Но значение среднего рода уже не реально, оно является чисто грамматическим. Сравните еще: грамматическое значение числа: единственное и множественное значения реально применимы к счетным предметам (дом-дома), но грамматическими становятся в других случаях: сани, брюки, ножницы – предмет один, а значение числа – множественное. Грамматическое значение может широким или узким, общим и частным. Например, все имена существительные имеют значение предметности, т.е. отвечают на вопрос «кто, что?». Это самое широкое и самое общее значение из всех грамматических значений существительных, у них же есть значения рода и числа – это уже значения несколько меньше, значения же мужского, женского и среднего родов – еще меньше.

4 Морфемные процессы опрощения, переразложения, аналогии.

С течением времени морфемы могут изменяться. Наиболее интересными процессами изменения морфем являются опрощение и переразложение.

Опрощение – это изменение в морфологическом строении слова, в результате которого непроизводная основа, ранее распадавшаяся на отдельные морфемы, превращается в непроизводную, морфологически нечленимую. Например, в + кус = вкус ; воз + дух = воздух ; за + щит = защита.

Причины опрощения :

1.Утрата семантической связи со словами, на базе которых они образованы: дворец от слова двор, белка от слова белый .

2.Утрата производящей основы и родственных слов, соотносительных с данным: льгота – льзя (нельзя);лепесток – лепест ; нужный – нужа .

3.Фонетические изменения в словах: усопший – уснувший, весло – везти . В словах сутки, супруг, дар, пир в результате утраты продуктивности соответствующей приставки и суффикса (су-, -р).

Переразложение – это перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь членимой, производной, членится сейчас иначе, чем когда-то. Например: живность – живный (жив-н-ость) , затем выходит из употребления слово живный, и слово членится иначе жив-ность. (То же самое готовность от готовный , удилище от удило , а сейчас от слова удить ). В результате переразложения появляются не только новые суффиксы, но и новые приставки: недо-, обез- (недовыработать, обезлесить ).

Интересным морфемным процессом является закон аналогии (гр. Analogia «сходство, подобие»). В русском языке, например, был глагол вынять в системе глаголов принять, унять, занять, то есть в нем была приставка вы- , корень -н-, суффиксы -я, -ть . Но получилось так, что слово вынять оказалось под влиянием глаголов на -нуть: дунуть , плюнуть и изменило морфемный состав по аналогии с ними – получилось слово без корня: вы-нуть

Закон аналогии мешает усвоению правильного употребления форм расноспрягаемого глагола хотеть:

Ед. ч. мн.ч.

Хоч хот -им

Хоч -ешь хот -ите

Хоч -ет хот -ят

Формы хотишь, хотит; хочем, хочите, хочут возникают под влиянием взаимной аналогии форм единственного и множественного числа и все оказываются ошибочными.

6 Слово - часть речи. Учение о частях речи.

Часть речи - это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. В статье Морфологический разбор можно посмотреть многие дополнительные характеристики частей речи.

Самостоятельные части речи (включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки):

1Имя существительное

3Имя прилагательное

4Имя числительное

5Местоимение

7Причастие

8Деепричастие

Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними):

2 Частицы

4 Междометия, звукоподражательные слова.

Понятие о частях речи

Слова как единицы грамматические и лексические группируются в части речи, т. е. в грамматические классы слов, объединенные по трём признакам: обобщенным грамматическим значением (предметность, признак, действие); одинаковым составом постоянных и переменных грамматических признаков; общностью основных синтаксических функций.

Другими словами, говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками.

Обобщенное значение, характеризующее все слова той или иной части речи, есть абстрактное представление того общего, что присутствует в лексических и морфологических значениях конкретных слов данного класса. Наиболее обобщенными значениями для частей речи являются значения предмета (субстанции) и признака - процессуального (представляемого как действие или состояние) и непроцессуального (представляемого как качество или свойство).

Каждая часть речи имеет свой собственный комплекс грамматических категорий, в которых представлено то обобщенное значение, которое свойственно всем словам этой части речи. Так, значение предметности, свойственное существительному, грамматически представляется морфологическими категориями рода, числа и падежа; значение процесса, свойственное глаголу, – категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

7 Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса

К синтаксическим единицам, как уже было сказано, относят словосочетание и предложение. Под словосочетанием понимают номинативную единицу, которая в расчлененном виде передает единое понятие (письменный стол, четырехэтажный дом) . Основная функция словосочетания проявляется в том, что оно служит строительным материалом для предложения. Спецификой сочетания как синтаксической единицы является ее производство непосредственно в речи (сравните с воспроизводимыми фразеологическим сочетаниями). Производство сочетаний осуществляется по определенным моделям, поэтому единицами синтаксического уровня являются модели сочетаний.

Надо отметить, что в определении словосочетания нет единства. Помимо выше­приведенного определения, есть более широкое понимание термина. Словосочетанием называют любое сочетание слов, между которыми существует формально выраженная смысловая связь. В этом случае в числе словосочетаний оказываются сочетания подлежащего со сказуемым.

При широком определении словосочетания ими будут являться не только сочетания с подчинительной связью, но и с сочинительной. Подчинительная связь – это формально выраженная связь между двумя словами, отношения между которыми неравноправны: один элемент сочетания оказывается главным, другой – подчиненным, зависимым.

Более сложной единицей синтаксиса является предложение. Предложение выполняет коммуникативную функцию, с помощью предложений осуществляется общение людей. Каждое предложение соотнесено с определенной ситуацией. Эта соотнесенность проявляется в темпоральности и модальности. Темпоральность – это выражение в предложении отношения ко времени, модальность – выражение отношения к действительности. Темпоральность выражается обычно морфологической категорией времени, модальность – глагольными наклонениями.

Предложение может реализоваться в одном слове или в нескольких словах. Отличие предложения от слова проявляются прежде всего в интонационной оформленности предложения: Пожар! Пожар?! Интонация в этих предложениях является средством передачи предикативности и соотносит предложение с конкретной реальной ситуацией. Слово пожар лишь называет класс предметов, не соотнося их с временным планом и действительностью.

ГРАММАТИКА

ГРАММАТИКА

(греч. grammatike , от grammata - письмена, происш. от graphein - писать). 1) собрание законов и правил употребления устного и письменного языка. 2) учебная книга, содержащая в себе грамматику известного языка.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ГРАММАТИКА

греч. grammatike , от grammata , письмена, от graphein , писать. Наука о законах языка.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ГРАММАТИКА

изложение законов языка и правил для строения речи на к.-н. языке.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ГРАММАТИКА

наука, изучающая строение языка. Ее части: фонетика (учение о звуковой системе языка), этимология (учение о внешней форме языка) и синтаксис (учение о сочетании слов и предложений). Философская г. исследует сущность законов языка с философской точки зрения. Сравнительная г. исследует существующие языки в их взаимных отношениях. Историческая г. рассматривает ход развития языка.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Грамма́тика

(гр. grammatike) раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии (учения о сочетании морфем в формах слов) и синтаксиса (учения о сочетании слов в предложении).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Грамматика

[ама ], грамматики, ж. [греч. grammatike ]. Учение о строении какого-н. языка или группы языков (лингв.). Французская грамматика. Сравнительная грамматика славянских языков. || Учебная книга, излагающая основы (правила) какого-н. языка. Я купил себе грамматику

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Грамматика

и, ж. ( греч. grammatikē).
1. мн. нет. Раздел языкознания, изучающий строение и изменение слов (морфология ) и соединение слов в сочетания и предложения (синтаксис ).
Грамматист - ученый, специалист по грамматике.
|| Ср. лексикология , семасиология , семантика , фонетика , фонология , фразеология .
2. Книга, в которой излагаются правила, основывающиеся на этой науке. Школьная г . Академическая г .
3. мн. нет. Строй языка, система отношений между языковыми категориями . Русская г . трудна для иностранцев .
Грамматический - относящийся к грамматике1, 3.
|| Ср. лексика , фонетика .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ГРАММАТИКА" в других словарях:

    - (от греческого grammata «письмена», «писания»). В первоначальном понимании слова Г. совпадает с наукой о языковых формах вообще, включая и изучение элементов звуковой формы звуков или, как выражаются вплоть до начала XIX в., «букв»; это включение … Литературная энциклопедия

    - [ама], грамматики, жен. (греч. grammatike). Учение о строении какого нибудь языка или группы языков (линг.). Французская грамматика. Историческая грамматика. Сравнительная грамматика славянских языков. || Учебная книга, излагающая основы… … Толковый словарь Ушакова

    Грамматика - ГРАММАТИКА отдел языковедения, заключающий в себе учение о формах слов и словосочетаний, хотя нужно заметить, что такое значение этого термина отнюдь не является общепризнанным. «Грамматики» отдельных языков (и при том не только практические … Словарь литературных терминов

    ГРАММАТИКА - (от греч. gramma – письменный знак, черта, линия). 1. Система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения. 2. Раздел лингвистики, содержащий учение о формах… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Современная энциклопедия

    - (греч. grammatike от gramma буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения.2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы.… … Большой Энциклопедический словарь

    Грамматика - (греческое grammatike, от gramma буква, написание), 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Без грамматики (строевой основы языка) не могут быть созданы ни … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ГРАММАТИКА, и, жен. 1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. 2. Наука об этом строе. Теория грамматики. 3. Книга, описывающая этот строй. Академическая г … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 глоссономия (1) лингвистика (73) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов