Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Сен дени во франции. Заказ экскурсий Online Графика современный город сен дени 1973 год

А ббатство это играло очень важную роль в истории Франции. Да и сейчас представляет, по сути, не меньшую ценность. Ведь это не только один из первых готических соборов в Европе, но еще и усыпальница всех коронованных особ всех правящих династий Франции, начиная с 564 года. Здесь погребены 25 королей, 10 королев и 84 принца и принцессы. В 1260 году король Людовик Святой приказал перенести в Сен-Дени останки всех французских королей и расположить их в хронологическом порядке.

Название Сен-Дени связано с историей о святом покровителе Парижа Дионисии. Как гласит легенда, примерно в середине III в. н. э. на Монмартре казнили первого парижского епископа святого Дионисия (на французский манер это имя звучит как Дени). Палач опустил топор, однако обезглавленное тело, вместо того, чтобы свалиться на эшафот, подошло к голове, взяло ее в руки и двинулось из Парижа по северной дороге. Через шесть километров оно упало и больше не поднималось, произошло это около небольшой деревушки, которой позже дали название Сен-Дени. Там Дени был похоронен среди великомучеников, казненных за веру в Бога.

Уже в VII веке король Дагоберт I приказал построить церковь над гробницей святого. И, начиная с тех пор, здесь, вокруг усыпальницы стало складываться аббатство, а со временем построили и великолепный собор.

Здесь же, при монастыре, находилась художественная школа под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия (Сюже). О нем известно, что он родился в бедной крестьянской семье в 1081 году, но с детства был отмечен необычайными способностями, за что был передан на воспитание в Сен-Дени, где в то время воспитывался его сверстник, будущий король Людовик Толстый. Сугерий и Людовик сдружились, и когда тот пришел к власти, Сугерий стал аббатом Сен-Дени.

Сугерий выступил в качестве реформатора. При нем королевская власть приобрела сакральное значение, что способствовало ее укреплению.

Он также положил начало архитектурному преобразованию монастыря в новом «готическом» стиле, сплавив бургундский стиль с нормандским. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль.

Новый стиль стали называть «архитектурой света», в отличии от тяжеловесных романских «крепостей Бога».

В интерьере придавалась особая роль историзированным окнам – витражам, изображающим сцены из Библии и жития святых. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые расширили круг сюжетов, использовавшихся в композиции витражей. Итак, именно базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) считается первым возведенным сооружением западноевропейской архитектуры, после которого по всей Франции стал распространяться готической стиль.

При Сугерии стало общепринято почитание св. Дионисия Парижского как небесного покровителя всей Франции, а базилика стала главным собором, где хранилось государственное знамя – орифламма, золотой скипетр и трон франкского короля Дагоберта, меч Карла Великого и др. регалии. В XI-XIV вв. ни один военный поход короля не начинался без торжественного богослужения с выносом мощей трех мучеников и торжественным вручением орифламмы королю-военачальнику.

Кроме того, именно монахам аббатства Сен-Дени было поручено вести великую летопись – официальную историю Французского государства. Здесь проводились коронации монархов. А усыпальница представляла собой целый музей изящных скульптур.

Такая традиция поддерживалась до Великой французской революции конца XVIII века. Во время революции базилика была полностью разграблена и почти полностью разрушена вандалами, а останки погребенных королей выброшены в ров.

Современники описывают это событие так: "Подзадориваемая солдатами в красных кепи, толпа тараном проломила двери склепов. Первым «тираном», за кого принялись революционеры, оказался Генрих IV. Крышку его дубового саркофага подняли ломом, удивительно хорошо сохранившееся за сто восемьдесят с лишним лет тело поставили вертикально и, словно куклу, прислонили к столбу. Так он и стоял несколько дней, чтобы дать революционерам возможность выплеснуть свою ненависть... За ним последовал Людовик XIII, правда, без долгих издевательств, потому что его труп ужасно смердел... Трупу Людовика XIV вспороли живот, потом какой-то солдат сломал ему челюсть и вытащил из нее черный гнилой зуб, который показал исступленной толпе, как боевой трофей... Это продолжалось до тех пор, пока всех до единого Бурбонов не выбросили из гробов и не подвергли осквернению. Запах стоял ужасный. Все время поджигали порох, надеясь таким образом очистить воздух."

Но время все расставило на свои места. Это удалось благодаря пожертвованиям и работе выдающегося французского реставратора, художника и искусствоведа Эжена Виолле-ле-Дюка, который с 1853 года являлся генеральным инспектором всех религиозных построек Франции, помимо Сен-Дени он также восстанавливал Собор Парижской богоматери, город Каркассон и др. И сейчас мы можем "лицезреть" царственных особ в их обители.

Рядом со ступеньками, ведущими в крытую галерею, покоится король Карл V - первый французский император, для которого саркофаг был изготовлен при жизни, в день его коронации в 1364 году. Рядом с ним покоится его супруга, Жанна Бурбонская, ставшая первой королевой, удостоившейся чести быть захороненной в этой усыпальнице. Она прижимает к груди мешок со своими внутренностями - знак того, что в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть освобождали от скелета и хоронили отдельно (в самой усыпальнице, как правило хоронили именно тело).

в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть освобождали от скелета и хоронили отдельно

Поднявшись вверх по ступенькам усыпальницы и повернув направо, вы увидите короля Людовика и Марию Антуанетту, молящихся на коленях, около которых часто лежат букеты цветов. Эти запечатленные каменные силуэты были созданы лишь в 1830 году, спустя 37 лет после казни высочайших особ.

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) считается первым возведённым сооружением западноевропейской архитектуры, после которого по всей Франции стал распространяться готической стиль.

Время посещения базилики: апрель-сентябрь с понедельника по субботу 10.00-18.00, в воскресенье 12.00-18.00; октябрь-март, понедельник-суббота 10.00-17.00, воскресенье, 12.00-17.00; закрыта во время отпеваний и венчаний.

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) была построена в первой половине XII столетия фаворитом и советником монарха - аббатом Сюже, который возвёл эту готическую церковь на развалинах более древнего собора аббатства.

Западный фасад базилики, с двумя башнями (северная башня, к сожалению, обрушилась в 1837 году), тремя украшенными скульптурой порталами и высоким окном «Витражная роза Сен-Дени », стал прекрасным примером для строительства других церквей в готическом стиле.

А высокий, наполненный солнечным светом клирос произвёл на столько ошеломляющее впечатление на епископов, присутствующих на освящении церкви, что несколько последующих веков было полностью посвящено строительству во Франции великолепных готических соборов, таких как Нотр-Дам-де-Пари , Нотр-Дам-де-Шартр и других.

Ныне новаторские замыслы Сюже хорошо просматриваются на нижнем уровне клироса, а именно - в просторной крытой галерее, которая предоставляла паломникам возможность без особого труда осмотреть хранившиеся в клиросе церковные реликвии. Нестандартный для того времени ступенчатый свод позволил отвести стенам роль простого наполнителя каменного каркаса здания и соорудить весьма внушительных размеров светящиеся окна.

Сегодня верхние уровни клироса базилики Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) выглядят куда более просторными, чем при Сюже, так как в середине XIII столетия их частично перестроили, а также одновременно с ними переделали и неф - можно заметить лишний угол в том месте, где старый узкий клирос был расширен, чтобы соответствовать новым, более широким трансептам.

Новый, самый верхний ряд окон собора, освещающий клирос, почти полностью состоит из прозрачного стекла, тогда как над глубокой непроницаемой аркадой нефа поднимается лишь небольшая полоска света, а узкий, полуоткрытый уровень три-фория обеспечивает равновесие обоих стилей.

Этот удивительный собор как нельзя лучше демонстрирует воплощённый замысел архитектора, определивший зрелость лучезарного стиля, который господствовал в церковной архитектуре в течение последующих полутора веков.

Душевную атмосферу царящую в базилике Сен-Дени лучше всего можно ощутить во время ежегодного фестиваля, проводимого в предместье Сен-Дени (конец июня), когда тут устраиваются концерты классической музыки, с акцентом на хоровую музыку.

Королевская усыпальница базилики Сен-Дени

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) издавна связана с историей французских монархов, еще со времён коронации тут в 754 году Пепина Короткого, однако постоянным местом погребения французских королей она стала гораздо позже, когда в 996 году в соборе был захоронен Гуго Капет.

С тех пор тут хоронили всех французских монархов (исключением стали лишь три короля), и сейчас их гробницы со скульптурными изображениями можно увидеть в усыпальнице базилики, находящийся в трансептах и крытой галерее, попасть в которую можно через отдельный вход в южном портале церкви.

Сразу при входе слева, в южном трансепте, открывается удивительное зрелище: босой король Франциск I и его супруга Клавдия Французская выглядывают из своей огромной гробницы стиля эпохи Ренессанса , а вокруг основания гробницы находятся замысловатые барельефы, демонстрирующие военные победы монарха.

Рядом со ступеньками, ведущими в крытую галерею, покоится король Карл V - первый французский монарх, для которого саркофаг был изготовлен при жизни, в день его коронации в 1364 году. Рядом с ним покоится его супруга, Жанна Бурбонская, ставшая первой королевой, удостоившейся чести быть захороненной в этой усыпальнице.

Она прижимает к груди мешок со своими внутренностями - знак того, что в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть (то есть тело) освобождали от скелета и хоронили отдельно (в самой усыпальнице, как правило хоронили именно тело).

Поднявшись вверх по ступенькам усыпальницы Сен-Дени (Saint-Denis) и повернув направо, вы увидите короля Людовика и Марию-Антуанетту , молящихся на коленях, около которых часто лежат букеты цветов. Эти запечатлённые каменные силуэты были созданы лишь в 1830 году, спустя 37 лет после казни высочайших особ.

Крытая галерея усыпальницы базилики Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) представляет собой изумительную аркаду с двумя проходами, которая хорошо освещена витражными окнами и визуально кажется выше за счёт стрельчатых сводов. Некоторые из витражей прекрасно сохранились еще с древних времен, в их числе знаменитый витраж «древо Иессея» (то есть генеалогическое древо Христа), расположенное позади алтаря.

Проходя по северной стороне галереи Сен-Дени, вы увидите скульптурный портрет короля династии Меровингов Хлодвига I (по-французски Кловис), правившего в VI веке. Этот ловкий германец сумел присоединить земли римской Галлии к своим владениям и тем самым создал французскую государственность, предшественника современной Франции, со столицей в Париже. Здесь же находится еще один меровингский монарх Хильдеберт I, чьё надгробие, относящееся к XII веку, - самое древнее в базилике Сен-Дени.

Обернитесь к клиросу, чтобы увидеть замысловатую сводчатую нишу Дагоберта I - первого монарха, которого в VII столетии похоронили в базилике, и последнего короля из династии Меровингов, оставившего хоть какой-то след в истории Парижа и всей Франции. Однако скульптурное изображение французского монарха Дагоберта I было выполнено лишь в 1258 году, по истечению целых 6 столетий после его кончины.

Справа от ступенек на северной стороне галереи расположено самое впечатляющее ренессансное надгробие, изображающее Генриха II и Екатерину Медичи, которое является ярким воплощением смелого замысла Франческо Приматиччо.

Надгробие представлено в виде классического храма, где сверху размещены коленопреклонённые изображения супругов при жизни (скульптор Жермен Пилон), а внизу, погребёнными внутри храма, лежат их тела - плоть, лишённая души. Сразу за этим надгробием расположен памятник королю Людовику XII и Анне Бретонской. Если вы отвлечётесь от изящного ренессансного сооружения и аллегорических фигур, то увидите истерзанные болью тела королевской четы.

Легенда о Святом Дени

Первая церковь в городке Сен-Дени (предместье Парижа) была возведена, по-видимому, первым парижским епископом (середина III века), которого звали Святой Дени (то есть Святой Дионисий).

Легенда гласит, что после того, как за свои убеждения Святой Дени вместе со своими сподвижниками был обезглавлен на Монмартре, - предположительно именно поэтому холм получил латинское название монс мартирум «гора мучеников», - он поднял свою голову и понёс её в нынешний городок Сен-Дени , тем самым указав место, где следовало построить аббатство в его честь.

На самом деле это был не очень долгий путь всего чуть более 5 километров, но как однажды заметил друг Эдварда Гиббона, «дистанция не имеет значения, важно сделать первый шаг».

Необычные экскурсии из Парижа

Бенедиктинское аббатство Сен-Дени в северном — это главный монастырь средневековой Франции.

История базилики Сен-Дени:

В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Катуллиак (лат. Catulliacum). Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.

Захоронения королей в Сен-Дени:

Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137-1144 гг. была построена монастырская церковь - первое сооружение вготическом стиле, оказавшее влияние на развитие готики во Франции. В начале XIII в.Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей . Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют «королевский некрополь Франции».

Здесь похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I, † 638), 10 королев и 84 принца и принцессы. Часть западного фасада, двух башен и паперти принадлежат к постройке Сугерия, министра Людовика VII (1140). Галерея с 37 окнами высотой 10 м, XIII в. Внутренняя часть храма и статуя св. Дионисия - более позднего происхождения. Многие из древних гробниц были уничтожены в октябре 1793 г.; некоторые были перевезены в Париж, но возвращены на свои места Виолле-ле-Дюком.

Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаичныйнадгробный памятник Фредегунды († 597).

В Сен-Дени хранился королевский штандарт - орифламма.

Сен-Дени было разграблено и закрыто во время Великой французской революции, останки погребенных выброшены в ров.

Базилика Сен-Дени в Революцию:

После падения конституционной монархии 10 августа 1792 года временное правительство постановило переплавить некоторые изделия из металлов для нужд обороны. Для этой цели было разобрано сорок семь захоронений аббатства, в том числе бронзовое позолоченное надгробие Карла VIII, украшенное эмалью. Некоторые из них были сохранены по просьбе Комиссии Изящных искусств при Конвенте. В 1793 году Конвент инициировал разрушение памятников феодализма, в том числе дворянских захоронений во всех сооружениях республики.

Судьба королевских гробниц Сен-Дени была решена в дни Террора на заседании Национального конвента от 31 июля 1793 года - по предложению Барера, в честь штурма Тюильри 10 августа 1792 года, было решено уничтожить «нечистый прах» тиранов под предлогом повторного использования свинцовых гробов. Национальное собрание, заслушав доклад Комитета общественного спасения, своим вторым указом от 1 августа 1793 года постановило: «Могилы и мавзолеи бывших королей, прежде всего в церкви Сен-Дени, в храмах и других местах на всей территории республики будут уничтожены до 10 августа».

Хотя эксгумация и была задержана, с 6 по 10 августа проходил демонтаж (всего было разобрано 51 погребение, статуи, надгробные памятники, колонны, алтари, витражи, и т. д.). По требованию Комиссии изящных искусств часть разобранного сохранялась, а позднее вошла в экспозицию Музея французских памятников, созданного в 1795 году, остальное было разрушено.

Не все останки были найдены, например, кардинала Ретца, умершего в 1679 году, или главного казначеяАльфонса де Бриенна. После разрушения надгробий открылось несколько тел в состоянии гниения, некоторые рассыпались в пыль (в том числе дурно пахнущий труп Людовика XV, умершего от оспы, и «чернильно-чёрный» труп Людовика XIV). Тело Генриха IV было в столь хорошей сохранности, что оно демонстрировалось в течение нескольких дней прохожим перед собором, поставленное вертикально. Некоторые трупы были разделены на части: те, кто разрушал могилы, оставляли себе или на сувениры, или с целью дальнейшей продажи часть останков. Например, Александр Ленуар, который собрал их внушительную коллекцию и спекулировал королевскими реликвиями. Более чем 170 тел (46 королей, 32 королевы, 63 принцев крови, 10 сановников королевства и около двух дюжин аббатов Сен-Дени) впоследствии были сброшены в две братские могилы (одна - для Валуа и «первых династий», другая - для Бурбонов), вырытые у паперти со стороны кладбища монахов, примыкающего к собору с севера. После того, как коллекционеры достопримечательностей собрали реликвии, останки были засыпаны негашеной известью, а затем землёй и утрамбованы катком, который тянула лошадь.

В 1814 году при реставрации кости королей и членов их семейства были собраны воссуарий аббатства. В крипте здания были перезахоронены казнённые во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребён убитый Лувелем герцог Беррийский, а в 1824 - Людовик XVIII. С июльской революцией 1830 г. захоронения в аббатстве прекратились; гранитная плита, приготовленная для себя отправившимся в изгнание в 1830 г. Карлом X, осталась неиспользованной.

В здании старого аббатства с 1815 г. располагается основанный в 1801 г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона. В 1869 аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком. Сейчас это национальный памятник.

9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Предыдущие похороны короля Франции в Сен-Дени проходили в 1824 году, это был его дядя (и формальный преемник)Людовик XVIII, под аккомпанемент специально созданного композитором Николя-Шарлем Бокса«Реквиема в память Людовика XVI для мужского хора и духовых инструментов, на смертьЛюдовика XVIII» (Requiem à la mémoire de Louis XVI pour chœur d’hommes et instruments à vent, dédié à Louis XVIII ).

Аббатство Сен-Дени (Abbaye de Saint-Denis) – аббатство ордена бенедиктинцев, основанное в честь Святого Дионисия, первого епископа Парижа, одно из древнейших аббатств во всей Франции. Аббатство находится в предместье с одноименным названием Сен-Дени в 10 км к северу от Парижа. Стены монастыря стоят на месте небольшого римского поселка. История Сен-Дени уходит своими корнями в далекое средневековье. Согласно легенде в середине I века Святой Дионисий, первый епископ Парижа отправился с проповедями по территории бывшей римской империи как продолжатель дела апостолов. В то смутное время первые христиане подвергались жестоким гонением. Не избежал этой участи и Святой Дионисий.

Как добраться до Аббатства Сен-Дени: ближайшее метро St – Denis – Basilique

После казни, обезглавленный Дионисий, поднялся, взял в руки отрубленную голову, прошел несколько километров и упал замертво. На месте где он упал заложили первый камень монастыря. Датой основания аббатства считается 630г.

Во времена династии Дагоберов монастырь переходит в руки ордену бенедиктинцев. В начале II века Сен-Дени находилось под покровительством аббата Сугерия, который пользовался огромным влиянием при дворе и был другом детства короля Людовика VI. Благодаря Сугерию построили первый готический храм.

При строительстве круглые арки сменялись остроконечными, окно стали украшаться витражами. В последствии Сен-Дени постепенно превращается в усыпальницу французских монархов. Первым своих предшественников стал хоронить здесь Людовик Святой.

В Сен-Дени покоятся целые королевские династии, короли, принцы, принцессы. Прогуливаясь по аббатству, возникает ощущение того, что ты находишься в некрополе египетских фараонов. Во времена французской революции монастырь подвергся варварскому разграблению. Лишь в 1814 началась реставрация храма. Останки монархов перезахоронили в склепе аббатства.

С 1815г. на территории Сен-Дени действует гимназия для сестер и дочерей кавалеров Почетного Легиона. В конце XIX века Сен-Дени реставрирует выдающийся французский архитектор Виолле-де-Люк. Считается, что аббатство становится первой готической постройкой в средневековой Франции, и в след за ним готический стиль распространяется по всей стране.

К северу от Парижа, в его индустриальном пригороде, находится место, которое можно назвать сосредоточением мощи и духа Франции. Здесь находится базилика Сен-Дени , красивейший памятник готической архитектуры. Возведение этого сооружения дало толчок к распространению во Франции готического стиля при постройке католических соборов.

Базилика Сен-Дени, Париж – история названия.

Название базилики связано с легендой о казни первого епископа города Парижа Дионисия (по-французски его называли Дени). По преданию, его обезглавленное римским палачом тело, пройдя с отрубленной головой в руках 6 км, упало в окрестностях поселения Катуллиакум. Впоследствии на этом месте и была возведена часовня.

Аббатство Сен-Дени, Париж.

В 1625 году французским королем Хлодвигом, придерживающимся христианской веры, здесь было основано аббатство Сен-Дени. С тех пор оно неразрывно связано с монархическими династиями. Многие века базилика Сен-Дени в Париже была местом последнего упокоения для 35 особ королевской крови и 84 наследных принцев и принцесс.


Помимо роли усыпальницы аббатство Сен-Дени в Париже стало местом хранения главного штандарта Франции и торжественных богослужений перед военными походами. Здесь обучались принцы, и возлагались короны на головы королев, в числе которых была и дочь Ярослава Мудрого Анна. В стенах Сен-Дени велась и хранилась главная летопись истории Франции.

С годами обитель стала заниматься благотворительными делами: организовала бесплатную лечебницу, школу для простолюдинов, дом для присмотра за пожилыми людьми. Прежние постройки к этому времени обветшали и частично разрушились. Поэтому в 30-х годах XII столетия настоятель Сугерий начал перестройку базилики Сен-Дени в Париже и возведение дополнительных построек. Замыслы Сугерия простирались дальше, чем простая реконструкция. Новое сооружение должно было свидетельствовать о величии Франции. Благодаря воплощению в жизнь нестандартных идей, получился храм, который можно назвать первым храмом, построенным в готическом стиле. Круглые цветные окна, расположенные над входом, получили название витражная роза. Именно они, а также высокие витражи стали визитной карточкой готических соборов.


Во времена Французской революции комплексу Сен-Дени был нанесен огромный ущерб: пострадали бесценные произведения искусства. Разнузданная толпа вскрыла гробницы и разрушила надгробные изваяния, а королевские останки были сожжены. Здание базилики, как и Бастилия, должно было быть разрушено. Лишь благодаря счастливой случайности этого не произошло.


Базилика Сен-Дени – реставрация.

После того как эра потрясений закончилась, в 1846 году было принято решение о реставрации историко-архитектурного комплекса. При финансовой поддержке барона Гилерми, архитектор Виоле-ле-Дюк провел восстановительные работы, которые длились 24 года. Второй этап реставрации велся с 30-х по 60-е года XX столетия.


Построенная во времена средневековья, базилика Сен-Дени в Париже больше напоминала фортификационное сооружение, чем храм. Через глубокий ров с водой был переброшен подъемный мост, ведущий к защищенным двумя башнями воротам. Стены имели бойницы и крепостные зубцы.

После творческой перестройки, затеянной Сугерием, храм приобрел более величественные и воздушные очертания. Результат был настолько ошеломляющим, что епископ, освящающий его, приказал возводить соборы по образу базилики Сен-Дени.


Базилика Сен-Дени в наши дни.

До наших дней сохранился западный фасад здания, датируемый XII столетием, галерея, украшенная витражами, на которых запечатлены сцены, рассказывающие о крестовых походах и жизни святых. Уцелели скульптурные декоры внутреннего убранства, надгробные изваяния французских королей. Некоторые из них выполнены с такой детализацией, что можно различить узор на ткани. Восхищение вызывает мозаичный пол работы итальянских мастеров. Благодаря окнам верхнего яруса и огромным витражам нижнего, храм Сен-Дени ярко освещен. На фасаде здания закреплена памятная табличка, установленная в честь знаменитой Жанны д’Арк, раненной в окрестностях Сен-Дени во время битвы за Париж.

Окунуться в атмосферу прошлого и подышать воздухом истории может любой посетитель базилики Сен-Дени в Париже во Франции. Наиболее подходящее для этого время – конец июня, когда проходит ежегодный фестиваль хоровой и классической музыки.