Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Эльчин сафарли судья международной категории. Титулы, награды и премии. Интересные факты от Эльчине Сафарли

18 ноября 2013, 21:48

Родился 12 марта 1984 года в городе Баку. Сафарли - профессиональный журналист, лауреат ряда молодежных литературных конкурсов. Отец - пилот с 40-летним стажем, каждый день поднимает в воздух «Боинг». Брат - дизайнер. С 12 лет публиковался в молодежных газетах под псевдонимом, сочиняя небольшие пронзительные истории прямо за школьной партой. С 16 лет работает в печатных СМИ, поступив в Международный Университет Азербайджана при UNESCO на журналистский факультет. Последние несколько лет занимался тележурналистикой. Сотрудничал с азербайджанскими и турецкими телеканалами. В настоящее время всецело посвятил себя писательскому делу.

Сафарли снискал сразу после выхода первой книги - «Сладкая соль Босфора».

В 2011 году о Сафарли был снят короткометражный фильм «Наедине со всеми» (режиссёр Сергей Сараханов).

В 2013 году выпустил книгу "Когда я без тебя" в соавторстве с Яной Шакуновой.

Эльчин Сафарли настолько сильно пишет о любви, о смысле жизни, что все его книги буквально "разлетелись" на цитаты по просторам интернета.

"Я вернусь"

Индивидуальность в любви должна быть сохранена. Иначе со временем погибнут и чувства…

Нас часто ждут именно там, куда мы возвращаться не хотим…

Женщины распознают характер мужчины молча. Не задаем вопросов, не лезем в душу. Присматриваемся, прислушиваемся, нащупываем. Действуем без слов…

любовь дополняется чем угодно, кроме гордости…

гордость часто обвиняют те, кому не хватает смелости…

Страсть укрепляет иммунитет любви.

Я родилась на рассвете. Если верить египтянам, дети солнца больше отдают, чем берут. Так и есть. Жила, живу болью чужих сердец

В любви нельзя душить свободу…

Мужчина должен волноваться за женщину. Да-да, именно волноваться, а не подозревать

… С возрастом острее ощущается дефицит смелости. С каждым днем труднее смеяться над собственными ошибками – теперь в них больше непростительности. С каждым месяцем болезненнее привыкать, примеряться – теперь хочется, чтобы подстраивались под тебя… Взросление состоит из капризов, упрямства, эгоизма детства. Ингредиенты те же, усложняется лишь форма проявления…

Главное в жизни любого человека – возможность делиться любовью. Может, прозвучит банально. Но так и есть. Проверьте…

…жизнь совсем не похожа на сборник афоризмов о ней.

"Мне тебя обещали"

…мудр тот, кто знает не многое, а нужное.

Любая женщина ждет того, кто возьмет за нее ответственность, и ни одна не любит принимать окончательные решения.

Все-таки женщины намного лучше мужчин. Мы безмозглые эгоисты, самовлюбленные нытики. Слишком многое мы делаем ради общественного мнения. А женщины до последнего верят в нас и, я уверен, что многие, поделись я с ними своими мыслями, сказали бы: «Нет, мой Ваня (Вано, Йохан, Джон, Хуан или Яхья) не такой!» Они способны находить нам оправдания – вот в чем их абсолютное преимущество.

"Если бы ты знал"

Я, наверное, была плохим другом, раз обо мне не вспоминают те, с кем когда-то я держалась за руки

Ревность в мужчине должна быть. Но ее не должно быть видно, как соли во вкусной еде. Да и от женщины многое зависит – часто ревность вызывает недостаток открытости в отношениях. Если у ее «собственного пространства» слишком высокие стены, то он это чувствует, начинает изводить. Весь секрет в уступках…

Во мне живут два человека. Один вечно отчаивается и защищается, у него «fuck off» на лбу написано. Второй отбивается, тщательно маскирует следы поражений и сломя голову несется навстречу жизни. Никак не сведу их в одно целое.

Как мне было грустно отпускать близких людей! Горько, больно и стыдно, что не разглядела, допустила, осталась одна. С тоской и болью, но главное – я все-таки их отпустила.

Каждая женщина ждет, каждая остро нуждается в мужчине-спасителе. Но далеко не каждая признается в этом вслух.

Мудрая женщина сначала промолчит, но потом, когда мужчина успокоится, обязательно скажет свое слово и получит то, что хочет

Я всегда хотела такого спокойствия, такого мягкого ветерка из приоткрытой форточки, такого молчаливого мужчину с красивыми руками. И такую веру в завтрашний день, особенно если он может стать последним.

Несчастная любовь – это как… боль в горле. Вполне совместимая с жизнью, просто неприятно, но и не думать о ней невозможно. Помогает ненадолго чай с лимоном и медом, а еще – время и молчание. Когда говоришь, только больнее становится – даже дыхание перехватывает.

Никто никогда не поймет твоей печали так, как переживаешь ее ты. С тех времен я перестал рассказывать друзьям, что со мной происходит. Да, они могли выслушать меня, покивать, в чем-то даже понять, но все равно я не получал от них той реакции, которую ждал.

Нам, женщинам, хочется пролистать прошлые дни своего мужчины не для того, что-бы изучить «врага», не наступать на те же грабли или выработать лучшую стратегию поведения, а просто… чтобы быть в курсе. Создать новую незримую связь, комфорт и психологическую защиту от неприятностей. Чем лучше знаешь человека, тем быстрее и точнее угадываешь его реакции. При этом мы внимательно слушаем, не нарушая границ рассказчика. Но потом, если что-то осталось недосказанным, мы непременно вернемся, тактично разузнаем – незатейливо, между делом.

Иногда мне кажется, что я слишком требовательна к любви, вот она меня и боится. Я, к примеру, не люблю, когда женщина называет мужчину, с которым долго живет, но не расписана, – “муж”. Может, я слишком категорична, но муж – это муж. А Вася, Петя – это любимый мужчина, “зайка”, “масик”. В общем, кто сердцу мил, но не муж.

Интересные все же создания люди. Нас растят мамы и папы, мы играем во дворе с мальчиками и девочками, дружим с братьями и сестрами, а потом вдруг один совершенно чужой человек становится самым близким. Настолько близким, что даже дыхание захватывает.

Держаться за настоящее так важно. Настоящее – как подвесной мост. Оно не может быть крепким и бетонным, как прошлое, которое уже не пугает, потому что пройдено. В настоящем нет никаких гарантий – тебя может раскачивать из стороны в сторону, у тебя может кружиться голова, но главное – то, что ты стоишь на ногах и имеешь возможность сделать шаг вперед. И это надо ценить…

Услышать молчание в ответ – самое болезненное для женщины. Лучше пусть он скажет, что разлюбил. Лучше пусть оттолкнет обидным словом и прокричит: «Я устал от твоей любви!» Все что угодно, только не молчание. Оно убивает. Чем? Тем, что она не знает: он все еще любит или действительно разлюбил.

К одиночеству ведь тоже привыкаешь. С ним даже возможен вполне гармоничный союз: живешь наедине с собой, готовишь ужин на одного, засыпаешь перед телевизором и не ждешь появления спасителя, которое все равно случается лишь в книгах и фильмах. Да, это одиночество болезненное, морозное, но зато оно честное – лучше быть одной, чем с кем попало.

Но вот лично я слишком тяжело переношу поражения, хотя умом понимаю, что зачастую они на пользу. Однако сам факт того, что я не достигла, не от-воевала, не получила, долго мучает меня.

У писателя есть дочь Дениз. Не хочет, чтобы его дочь стала писателем

Нешуточная страсть Сафарли к кулинарии не только влияет на его творчество, но сделала его ведущим авторской кулинарной рубрики на сайте Леди@Mail.ru

Экология жизни. Люди: В своих книгах он пишет о себе, своих воспоминаниях, детстве и чувствах, - видимо, поэтому его истории так подкупают читателей...

О благородных женщинах, турецких мужчинах-"принцах" и родительстве как безусловной любви

В своих книгах он пишет о себе, своих воспоминаниях, детстве и чувствах, - видимо, поэтому его истории так подкупают читателей.

Эльчин, я знаю, что вы первые свои три книги считает несколько слащавыми. Вы не хотите, чтобы люди начинали знакомство с вашим творчеством с них?

Я не отдаю прав на перевод на эти книги, не хочу, чтобы они переводились на другие языки. Мне не нравится, как они сделаны технически в силу того, что мне не хватало профессионализма. Его, на самом деле, никогда не хватает, ты же постоянно учишься, но и идеологически те книги для меня немного резки и импульсивны. И я бы не хотел, чтобы те, кто меня не знают, знакомились с Эльчином Сафарли, взяв книгу с полки моего раннего творчества. Я бы порекомендовал «Я хочу домой», «Расскажи мне про море», которую вы держите в руках. А две недели назад я презентовал самую свежую - «Когда я вернусь, будь дома».

Вы по натуре - перфекционист?

Я очень требовательный к себе. Но я учусь принимать те книги как часть своего пути. Сейчас я стал очень ответственно относиться к тому, что говорю и пишу, а тогда в силу своего молодого возраста ляпал, что до сих пор не могу с этим разобраться, ведь люди могут прочитать те книги и сделать какие-то не слишком полезные свои выводы.

Ваша фишка - это атмосферность. А сюжеты откуда берете?

И сколько времени у вас уходит на написание одной книги?

Полгода. Я стараюсь дисциплинировать себя, а не валяться на диване и жаловаться на отсутствие вдохновения. Ну или два дня поваляюсь, а на третий встаю, диван все-таки очень затягивает. И у меня не хватает терпения подолгу заниматься одной книгой, я стараюсь быстро завершать работу.


Вы родились в Баку, но большую часть жизни живете в Стамбуле. Что означают для вас эти города?

Баку - это начало. Стамбул - дом и много еще всего. Большое счастье, когда ты получаешь удовлетворение от жизни в своем городе. Я, например, когда сажусь в самолет, уже скучаю по Стамбулу, по своему району Мода, по нашей набережной, по бездомным животным, которые живут в абсолютной сиесте и ждут меня. Сейчас есть тенденция, что все куда-то рвутся за каким-то аморфным счастьем, но быть на одной волне со своим родным городом, местом, страной - вот оно счастье. Я приехал в Стамбул не для того, чтобы его покорять. Я поехал туда уже счастливый и с деньгами, ведь работал я с 16 лет. Я поехал туда за любовью и мечтой.

Я недавно посмотрела фильм-портрет о вас «Наедине со всеми», и узнала в кадрах Киев.

О, это было несколько лет назад, мне кажется, что это было будто бы в прошлой жизни. С тех пор многое изменилось: восприятие мира, отношение к жизни, к самому себе. И это прекрасно, я надеюсь, что такой рост к лучшему.

В том видео, рассказывая о своих ценностях, вы говорили о матерях, что вы не понимаете, когда дети портят отношения с ними.

Ну с тех пор, конечно, все изменилось. Мне тогда было 27 лет, а сейчас 33.

Повзрослели?

Это, скорее, про внутренне взросление. У каждого человека ведь свой внутренний возраст. Есть люди, которые вообще никогда не повзрослеют и так и живут вслепую. Речь о другом.

Да, я помню ту цитату. У меня отношения с мамой очень дружеские и абсолютно гармоничные, при том что бывали и сложности. И это нормально. Я, вообще, убежден, что мальчика должен воспитывать папа. Мужчины обмельчали и стали избалованными именно из-за тех женщин, которые их воспитывали в одиночку.

Я понимаю, конечно, что в жизни складываются ситуации по-разному. Но у мальчика обязательно должно быть общение с мужчиной.

В силу того, что мой отец - пилот и много летал и летает, у меня было недостаточно общения с ним. И я чувствую этот пробел. Мне пришлось приложить много сил, чтобы это в себе исправить. Но у меня вообще нет никаких претензий к родителям, и я не понимаю этой моды, когда люди всю вину сваливают на страну и родителей, которые «им что-то недодали». Я от этих претензий освободился.

Проживать нужно жизнь так, как вы того хотите, а не как хотят родители. Иначе потом вы их никогда не простите.

Единственное, что родители могут дать ребенку, любовь и заботу в определенный период. Если бы я слушал своих родителей, наверное, ничего бы не было. Моя мама не понимала о чем я говорю, о каких там книгах, но она говорила: «Ок, я рядом, я попытаюсь как-то помочь». Я потому и посвятил ей так много книг. Но и я хороший сын.

Все мы взрослеем и формируемся в разных семьях, на разных улицах, в разных городах, разных странах, и невозможно предугадать, где вы родитесь и в какой семье. Но вы можете приложить усилия для того, чтобы устранить в себе этот пробел наедине с собой, а не ждать, что кто-то придет и исправит это за тебя.

И как вы устранили это в себе?

У всех это происходит по-разному. Но, прежде всего, нужно заглянуть вглубь себя, познакомиться с собой, понять, кто ты есть, и не бояться себя. Мы же почему сбегаем в объятия, компании, к алкоголю? Потому что боимся себя. Но если тебе хватает смелости узнать себя, ты находишь эту неполадку и начинаешь работать. Мне помогает спорт, в частности бег разгружает голову и дает возможность более трезво, без эмоций посмотреть на ситуацию.

Я учусь понимать всех людей. Другое дело, что я не все принимаю, но я стараюсь не осуждать. Нет единого механизма, который бы подходил всем. И сейчас я понимаю тех, кто не может выстроить отношения с родителями. Так что, я уже не согласен с теми категоричными высказываниями, которые были свойственны мне в юном возрасте. Каждый человек проживает свою жизнь, как может. А свою категоричность я оставляю для работы, в этом я не могу быть расслабленным и требую как с себя, так и со своей команды.

А для вас родительство - это что?

Хочется просто вырастить хорошего человека. А еще хочется провести работу над ошибками. Все, что я недополучил, я компенсирую это своему ребенку - это первое. А второе - это же еще одна возможность вернуться в свое детство, ну а как ты еще объяснишь, что залез под стол? И еще один момент, родительство - это возможность прочитать еще раз свои любимые детские книги. Вслух. И объяснять ребенку что-то новое, когда он удивляется. Это мы, взрослые, уже ничему не удивляемся.

А дети… они всегда изумляются, и это такое крутое чувство.

Вы как-то в одном интервью упомянули, что росли в окружении сильных женщин. Потому вы пишете для женской аудитории?

Женщины в моем представлении более благородны, чем мужчины. Потому что женщина, по-моему, единственное создание, которое способно бескорыстно любить. В моем окружении были и до сих пор есть сильные женщины, и я их очень уважаю за то, что, несмотря ни на какие трудности, они не сгибаются и продолжают идти вперед.

Что касается книг, смотрите, в мире по статистике 70% читателей - это женщины. Кроме того, женщины любят эмоциональный текст, а я пишу именно так, чувственно, у меня нет какого-то четкого сюжета, - все построено на ощущениях, запахах, атмосфере.

Хотя и мужчины тоже читают книги. Например, «Расскажи мне о море» - о детстве, и ее прочло немало мужчин, ведь детство не разделяется по гендерному принципу, как мне кажется. Это такое ощущение легкости, которое и для мальчиков, и для девочек одинаково.

Я бы сказала, что вы пишите не только чувственно, но и очень вкусно. Вспомнить хотя бы эпизод из вашей книги «Я хочу домой», где бабушка кладет нанизанную на нитку долму в котелок…

Я родился на Апшеронском полуострове, это в 30 км от Баку. Там я вырос, и там же до сих пор живут мои родители в доме на берегу моря. Апшеронская кухня - особенная. Только там тебя поймут, если вы спросите: «А долму вы на ниточку нанизываете?» Тебе ответят: «Таня, а кто это тебе рассказал? Кто-то из своих?» Эти бусы из долмы делаются для того, чтобы она не развалилась, и когда ее подают в пиале, добавляется сок из бульона с виноградной кислинкой, а затем вы приборами разрезаете бусинку и вываливается мясо.

Так откуда такая любовь к еде как к искусству?

Во-первых, все любят поесть, потому что это возможность быстро получить насыщение и гормон удовольствия. А, во-вторых, я люблю не только есть, но и готовить простую еду. Вообще, я готовлю каждый день, - для меня это такой способ реализации. Мариную курицу или индейку, делаю несложный гарнир, например, тушеный шпинат или овощи на гриле. В ресторанах я требователен. Если мне не нравится, как приготовлено блюдо, я могу его вернуть. При этом я не убираю его из счета, но прошу передать шеф-повару, что блюдо приготовлено не на совесть, потому что я знаю, как «звучат» продукты. Правильный подход к питанию - это, прежде всего, уважение к себе.

Как, по-вашему, приготовление еды в доме - это чья обязанность?

Я считаю, что никто ничего никому не обязан, но у женщины рука должна (хоть я и не люблю это слово) быть набита в этом деле. А если у нее это не получается, то у нее должна быть хотя бы какая-то тяга научиться. Бывает, конечно, что нет времени на это, но интерес к кулинарии должен присутствовать, по моему мнению. Дом, его энергетика, создание уюта - это прерогатива женщины. Какой бы мужчина ни был «evcil» (тур. «домашний»), он все равно не создаст такой уют, какой может сделать женщина. Хоть у меня и «теплая» рука, но даже я не могу этого сделать.


Турецкий мужчина, вообще, - он какой?

Турецкий мужчина красивый, причем красота не связана со степенью ухоженности, - она генетическая. Турецкий мужчина умеет любить с отдачей, и он очень избалованный своей мамой. В турецкой культуре распространено, что если рождается мальчик, то в семье к нему обращаются как «ты - мой принц».

А девочек называют принцессами?

Не слышал такого. А вот мальчиков часто называют «принцами». Потом он еще и вырастает симпатичным, да еще и «принц», и его заносит.

Есть еще стереотип, что турецкие мужчины переменчивы, но это не так. У многих моих друзей жены - славянки, и я вижу, как они их любят и как они счастливы. Это чувствуется сразу, так что я буду разрушать этот стереотип, что у турецких мужчин по пять жен.

Но все, конечно, зависит от того, какого мужчину вы выбираете. Женщина со вкусом и головой никогда не выберет мужчину, который не соответствует ей самой. Так что подумайте о том, что часто ваш выбор мужчины - это отражение вас самих.

Как вы относитесь к идеям гендерного равенства?

Не буду врать, я считаю, что у женщины и мужчины разные предназначения. Не то чтобы женщина должна варить борщи и воспитывать детей, нет! У нас разные энергетики, поэтому равенства быть не может априори. Вот, например, пророки никогда не были женщинами ни в исламской, ни в христианской религии. У женщин и мужчин разная природа, разное «тесто». Но я всегда на стороне женщин, и считаю, что они должны себе позволять быть слабыми, иначе в них происходит какое-то очерствение.

А каковы ваши отношения с религией?

Я не люблю об этом говорить, если честно. К сожалению, сегодня в мире религия переживает кризисный момент, - ее часто используют как способ манипуляции массами.

Мне кажется, главная религия - любовь. И к миру нужно относиться с любовью и добром. Любовь никогда не осуждает, она никогда не отталкивает. Я не принимаю религию, потому что она разделяет на грешников и не-грешников. Сейчас, наверное, я переживаю отторжение.

Я вижу многих людей, которые проживают жизнь с совестью и любовью, но они не подходят ни под какие религиозные каноны. Они бы и хотели, может, но не получается, природа у них такая. А я за понимание.

Есть у поэта Руми такая фраза: «Приди, приди, кем бы ты ни был, странник, поклоняющийся, любящий жизнь - это не важно. Наш караван - не караван отчаяния. Приди, даже если ты тысячу раз нарушил свою клятву. Приди, приди же еще, приди» . Это о том, что бы кем бы ты ни был, ты всегда можешь прийти куда-то и не оглядываться на то, что было «до». Вот истинная религия для меня в этой фразе. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Беседовала Татьяна Касьян

Эльчин Cафарли: «Моя читательская аудитория, как правило, состоит из женского пола» Интервью Day.Az с писателем Эльчином Сафарли. Он не любит давать интервью и сторонится светской жизни. На сегодняшний день он - единственный азербайджанский писатель, номинированный на премию «Букер», которую принято называть «литературным «Оскаром». Но для читателей Day.Az Эльчин Сафарли сделал сразу два исключения: не только согласился ответить на вопросы, но рассказал кое-что о личной жизни. - Эльчин, поздравляем с выходом в Москве вашей третьей книги. О чем вы написали на этот раз, неужели снова о Стамбуле? - Вы отчасти угадали (смеется). Новая книга о любви мужчины и женщины, которые встречаются в момент «отсутствия свободы». То есть у них есть уже семьи, дети, обязанности. Но они решаются бороться за свою любовь и не отказываются от своих чувств, как это обычно бывает. История разворачивается на фоне Стамбула. - Когда роман появится в Баку? - По моим сведениям уже в течение недели. - Каково отношение читателей? - Моя читательская аудитория, как правило, состоит из женского пола, в основном это девушки от 20 до 35 лет. Но вот недавно друзья переслали журнал «Мери клер», в котором моей книгой восхищался консул Италии в России. Было приятно, что мои книги пришлись по душе и мужчинам. Мне кажется, завоевать мужские сердца сложнее, чем женские. Особенно приятно получать письма с благодарностью от мужчин. Но случилось это после второй книги «Туда без обратно», достаточно жестко рассказывающей о судьбе проститутки в Стамбуле. Радует, что никто не осуждал, чего я опасался, так как тема очень щепетильная. Проституцию осуждали и будут осуждать но, как говорят мои читатели, мне удалось написать «душевную книгу о женском одиночестве». Значит, мужчинам по сей день интересен внутренний мир женщины, иначе они бы не читали с таким вниманием эту книгу, так как откровенных сцен практически нет. До сих пор я ежедневно получаю по мейлу десятки писем. Мужчины хвалят «Туда без обратно», а женщины - первый роман «Сладкая соль Босфора». Произошло такое непроизвольное разделение - первая книга для женщин, вторая - для мужчин. Хотя я признаю, что в целом пишу для женщин. - Но как вам удалось достучаться до сердец не только поклонниц, но и издателей? - Мне часто задают этот вопрос и надеются, что я раскрою какой-то сложный рецепт успеха. Но поверьте мне, секрета нет. Уйдя с телеканала АНС, где работал в департаменте развлекательных программ, я твердо решил, что сяду за роман. Писать книгу - дорогое удовольствие: ты полгода сидишь дома без каких либо финансовых прибылей. Поэтому накопив немного денег, я взялся за роман с твердым намерением издать его в Москве. «Сладкая соль Босфора» была написана за 2 месяца. Честно говоря, многие знакомые, прочитав книгу, сказали, что его никто не возьмет, потому что это не любовный роман, не детектив и не фантастика. Я переслал по электронной почте в два самых крупных издательства - «АСТ» и «Эксмо». Уже через три дня раздался звонок на мой мобильный телефон: «Мы принимаем вашу рукопись. Сколько вы за нее хотите?». На связи был редактор «АСТ». Так я подписал контракт на пять лет с ведущим издательством в Европе, которое публикует такие всемирно популярные книги как «Код Да Винчи», «Ночной дозор». Очень жаль, что абсолютно все азербайджанские авторы, печатающиеся на родине, издаются за свой счет. Например, такой талантливый писатель, как Самит Алиев, вынужден зарабатывать на жизнь, работая в нефтяной компании, когда как он был бы намного полезнее для азербайджанской литературы. К сожалению, наши реалии таковы, что издательское дело у нас пока недостаточно развито, поэтому приходится искать признания за рубежом. Мне это удалось, большинству талантливых азербайджанских писателей чего-то не хватило: упорства, терпения или веры в себя. Но я всячески готов помогать нашей талантливой молодежи. Например, дизайнером и фотографом моей последней книги были азербайджанцы, которых я лично попросил поработать со мной, когда как издательство настаивало на своих российских специалистах. И результат превзошел все ожидания. Один известный российских дизайнер, увидев обложку, заметил: «Я не думал, что в Баку есть такие талантливые ребята». - Почему-то в российских СМИ упоминается, что вы живете в Стамбуле, а не в Баку. - Я не живу в Стамбуле, но часто здесь бываю, это действительно «город моей души». Необыкновенный город, в котором я себя чувствую как дома. Прогулка по вечернему Нишанташи может развеять любые печали. Поиск вдохновения в маленькой чайхане у самого сердца Босфора. Воскресный поход на Египетский базар, где у курда Ахмеда самый отменный яблочный чай, а у тетушки Дениз самое лучшее оливковое мыло домашнего приготовления. Это все замечательно, но я никогда не променяю Баку ни на какой другой город, даже на чувственный Стамбул. И, замечу, в каждой своей книге я всегда отвожу несколько глав Баку. Так и быть, открою секрет, скоро я начну книгу, действие которой целиком будет разворачиваться в родном городе. - Как вас воспринимают на родине? - На родине признали не сразу. Одними из первых меня поздравили Мурад Дадашев и его супруга, что было очень приятно. Поначалу воспринимали несерьезно. Но после того, как «Сладкая соль Босфора» вошла в сотню самых читаемых книг Москвы, а «Комсомольская правда» назвала меня «литературным открытием 2008 года», отношение изменилось. Меня стали приглашать передачи, поступили предложения издаваться в национальных сборниках и участвовать в авторских вечерах и презентациях. Но я все-таки считаю, что писатель не должен быть шоуменом, да и времени не хватает, потому что контракт с «АСТ» предусматривает, как минимум, два романа в год. Плюс меня постоянно просят писать для всевозможных сборников, как российских, так и отечественных и для разных глянцевых изданий типа «Космополитен», «Эль», «Огонек», «Лиза». И все-таки главная моя работа - это, конечно, мои книги. - Ваша новая книга о любви двух несвободных людей? Почему именно эта тема, ведь вы пока не женаты? - В 25 еще рано обзаводиться семьей. Но у меня, конечно, есть девушка, которую я люблю, и нам с ней тоже в самом начале отношений пришлось пойти наперекор обстоятельствам. Это на самом деле была борьба за любовь, между нами были не только страхи и сомнения, но и расстояния. Она живет в другом городе. - В Стамбуле? - Да, она турчанка. Любит Набокова, носит большие сумки и все время меня подталкивает к решительным действиям. Потому что я по природе мягкий человек, да и лентяй, как все творческие люди. А она по-хорошему жесткая, поддерживает меня и не дает останавливаться на достигнутом. Именно она сейчас занимается проектом по переводу моих книг на турецкий язык. - И когда мы сможем прочитать вас на турецком? - Сейчас ведутся переговоры с рядом стамбульских издательств. Посмотрим, кто представит более заманчивое предложение. Кстати, возвращаясь к Набокову. Я думаю, что у нас с моей любимой будут такие же семейные отношения, как в семье Набокова - его жена Вера тоже огораживала писателя от организационных работ, занималась этим сама, а Набоков только творил. - Недавно в журнале «Магия Космо» вы рассуждали о природе счастья. Какое оно, счастье Эльчина Сафарли? - Самое банальное: это тяжелый трудовой день, заканчивающийся приятным вечером, прогулкой с моей собакой по набережной, посещение кондитерской по дороге домой, где можно купить чего-нибудь сладкого к зеленому чаю и смотреть с любимой легкий фильм вроде «Нотинг Хилл» или «Мама Мия». Нурлана Кязимова Day.az

май 10, 2009 16:35

RE: - Photos: Эльчин Сафарли......

Эксклюзивное интервью с известным писателем, снискавшим славу в России ЭЛЬЧИН САФАРЛИ: "Возраст современных писателей сильно помолодел" Молодой азербайджанский писатель Эльчин Сафарли на сегодняшний день на гребне успеха: оба его романа "Сладкая соль Босфора" и "Туда без обратно" вошли в сотню самых читаемых книг Москвы. В родном городе Эльчин - редкий гость, предпочитая искать вдохновения в Стамбуле и Москве. Живет Сафарли уединенно, интервью дает редко, довольствуясь статьями в российской прессе. Но нам все-таки удалось поговорить с писателем во время очередного его визита в Баку: - Эльчин, несмотря на твой молодой возраст, в одном из крупнейших издательств Европы "АСТ" вышли три твои книги. Твои читатели с нетерпением ждут выхода твоей новой книги, которая, как мы знаем, приурочена к твоему дню рождения. - Книга выйдет немного позже, в разгар весны, когда особенно хочется любви. Именно поэтому мы приурочили выпуск моего нового романа "Я вернусь" на апрель-май. Потому что и роман о любви, наперекор и вопреки. Действие происходит в Стамбуле и Москве. - Неожиданный выбор, ведь последний твой роман, который произвел фурор в российской прессе, был довольно жесток по жанру и посвящен жизни русской проститутки в Турции. - Завершая работу над романом, я никогда не знаю, о чем будет следующая. Но потом, когда идея приходит, провожу мониторинг: что читают, какой жанр наиболее востребован, что ждет от меня моя таргет-группа - читательская аудитория. И только тогда сажусь писать. Выигрывает тот, кто пишет не только качественно, но и систематически, постоянно. Я не хочу сказать, что писатели должны работать как Дарья Донцова - по роману в месяц. Но, как минимум, следует выпускать по 3-4 романа в год. Российский рынок слишком большой и чтобы не затеряться в нем, необходимо постоянно работать, выпуская определенное количество книг, причем качественных книг, на актуальную тему. - Что сейчас наиболее актуально и модно? - Восток (улыбается). Восточный менталитет, его специфика и сложность. Не обязательно Турция, хотя она и пользуется стабильным успехом, как страна вечного курорта, но и Иран, Афганистан и Палестина, наконец. Кстати, возможно, один из следующих моих романов будет посвящен Палестине - точнее, маленькой исламской стране, в которой не находится места молодым активным людям, придерживающихся свободных нравов. - Успешная писательская карьера в твоем возрасте - это все-таки исключение или счастливое стечение обстоятельств? - Действительно, сегодня молодой писатель - это не редкость. - В чем причина? - Поколение такое – оно быстро повзрослело - в хорошем понимании этого слова, да и в плохом тоже. Кстати, тема поколений - была и остается актуальной во все временаа. Мои герои - это те, кому 26-27 лет. Не важно, бакинцы они или москвичи. Проблемы всегда одни и те же, лишь декорации другие. - Над чем сейчас работаешь? - Снова пишу о любви. - Снова о любви? - Мне еще есть, что сказать, особенно о любви. - У тебя много поклонниц? - Моими возлюбленными никогда не становились поклонницы, хотя ежедневно получаю по мейлу десятки добрых, нежных писем. С признаниями. И просто с пожеланиями. Я благодарен каждому отправителю, я живу их строками - говорю от всей души. - А критики тебя жалуют? - Большинство - нет. Некоторые даже жалеют деревья, которые ушли на изготовление бумаги для моих книг (смеется). - Однако, тиражи растут, ровно как и гонорары? Другой азербайджанец, прославившийся за пределами страны, Эдуард Багиров, по слухам получил полмиллиона долларов. А ты доволен своими гонорарами? - На жизнь хватает. Потребности у всех разные. Например, тот же Багиров предпочитает не сдавать свои ноутбуки в починку, а сразу менять на новые. Я себе такой роскоши не позволяю. - На что можно рассчитывать начинающему писателю? - Все зависит от жанра: детективы оплачиваются очень плохо, просто потому, что их пишется много. Как правило, оплачиваются книги уникальных жанров, точнее - универсальных, а еще точнее - смешанных, где есть и детективная завязка, и любовь, и скандалы, и секс и немного философии. - Вернемся к роману "Туда без обратно". Ведущие российские издания "Огонек" и "КП" посвятили ему целые развороты. И все-таки, тебе не кажется, что эта тема банальна? - Смотря как ее преподнести. Очень сложно найти тему, на которую еще не писали. Многое зависит от того, КАК ты пишешь. Мой стиль читателям нравится. - В каждом своем романе ты упоминаешь родной Баку, но, в основном, действия развиваются в Турции или России. Азербайджанский читатель ждет от тебя книги, посвященной родине. Или это все-таки не достаточно коммерческий проект? - Опять-таки, повторюсь: любая тема может быть коммерчески прибыльной, если правильно ее преподнести - я все еще в пути к книге о родном городе. Это очень сложно, когда ты живешь вдали от нее. - Твои герои - в вечном поиске любви и свободы. А тебе самому удалось вырваться? Или ты проецируешь и обыгрываешь свои проблемы в романах? - Проблемы есть всегда. Как правило, мы получаем то, что так долго ждали слишком поздно. Естественно, пишу о том, что волнует. Кстати о новых проектах, вот планирую кулинарную книгу и книгу о похудении (смеется). Обе темы для меня актуальны. - Ты хорошо готовишь? - Очень. - Поделишься с читателями beniz.az каким-нибудь рецептом, который войдет в новую книгу? - Пожалуйста: вот вам легкий рецепт гавайского коктейля. Мякоть двух киви и двух яблок взбить в блендере, влить в эту массу 300 мл охлажденного зеленого чая. Туда же добавьте ложку лимонного сока и две чайные ложки меда. Снова взбить, залить в высокий бокал и посыпать сверху корицей. Хотя я все-таки больше люблю наш айран. Мне ближе наша восточная кухня, которой будет посвящена большая часть книги.

Эльчин Сафарли редко дает интервью. В свои почти 30 лет популярный писатель говорит эмоционально, лаконично и, главное, - откровенно.

- Эльчин, скажите, почему про вас говорят, что вы с годами становитесь капризнее? Вроде передо мной сидит скромный молодой человек с предобрейшими глазами. Что это - зависть?

Повторю сказанное не раз: "Я не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться". Было бы страшно, если бы моя персона, мои книги нравились всем. Никогда никому не объясняю свой выбор - неблагородное это дело. У персидского поэта-суфия Джалаладдина Руми есть прекрасные слова: "Тот, кто понимает, никогда не спросит, а тот, кто спрашивает, никогда не поймет".

У меня есть свой мир, в котором тепло, светло, море и близкие люди. С каждым годом, а я уже приближаюсь к 30 годам, понимаю, как он важен для меня, поэтому стараюсь беречь его. Тот хаос, который происходит вокруг, я не в состоянии изменить.

Тяжко смотреть на мир людей, которым правят алчность, амбиции, эгоизм. Поэтому больше времени провожу со своими близкими людьми и время от времени встречаюсь с читателями, проводим совместные благотворительные акции. Скорее всего, от этой избирательности в общении и рождаются слухи о моей закрытости.

- Отвечая на мой вопрос, ваш взгляд вдруг стал жестким. Что-то неприятное вспомнили?

Вспомнил... С детства отвоевываю личное пространство, отстаиваю его и до сих пор. Многие пытались перекроить его в угоду собственных желаний. В силу менталитета восточным людям сложно понять, что такое личное пространство и что его следует уважать. Однако мне удалось уберечь собственный мир. И я счастлив.

- Вы как-то в одном из интервью сказали, что "счастье - это не делать то, что не хочется". Что вы не делаете, к примеру?

Не становлюсь массовым. Слежу за тем, с кем общаюсь. Людей должны объединять ценности, а не интересы. Хорошенько подумаю, прежде, чем принять приглашение на какое-либо мероприятие. Это я осознал за последние два года. Раньше я был неразборчивым. Я живу жизнью обычного человека - гуляю по набережной, хожу на рынок, езжу на метро, общаюсь с людьми, испытываю трудности и даже пеку пироги.

- Что вы скажете про счастье?

Счастье - это благодарность за то, что у тебя есть и за то, что ты не получил. Счастье - это отдавать, а отдавать - значит не лишать себя чего-либо, а делиться тем, что у тебя есть - счастьем, любовью, пониманием, умением, вкусным обедом.

- Нередко в своих интервью вы повторяли, что вы несчастливы...

Да, но это было давно...

- И все же линия грусти, тоски черным по белому проходит почти во всех ваших книгах...

В своих книгах я искренен и они передают ощущения, переживания определенного времени моей жизни. То, что чувствовал, то и писал. Недавно вычитал у Толстого интересную мысль: "Мне кажется, что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Писатели будут не сочинять, а только рассказывать то значительное или интересное, что им случилось наблюдать в жизни". Он был прав.

Что касается грусти, то я всегда был озадачен тем, почему дервиши, о которых читал, были глубоко опечалены. Они открыли в себе творца, нашли ответы на свои вопросы, но, тем не менее, в их глазах, словах - океан грусти. От своего духовного учителя я получил такой ответ: "Просто они понимают, что красота окружающего мира не вечна, всего лишь мгновение, которое может прекратиться в следующую секунду. И отсюда печаль".

- От ваших интервью, как и книг, не устаешь, ощущение, что вы книжкой раскрываетесь простому читателю... Не опасаетесь в один прекрасный день растерять свою искренность?

Нет. Научился беречь себя, стараюсь глубоко не уходить в общественную жизнь. Главное, повторюсь, не потерять себя, при любых обстоятельствах оставаться тем, кто ты есть на самом деле.

- Каждая из книг - это страницы из жизни Эльчина Сафарли? Кого вы увидели в юном, пылком юноше из книги "Туда без обратно", храбро полюбившем проститутку и струсившем в самый решительный момент? Это часть вас?

От меня в Озане ничего нет. Частица меня есть в главной героине книге. Несмотря на сложности, она не разучилась замечать красоту жизни и продолжает любить людей, доверять им. Она, так же, как и я, сильно привязана к жизни.

- Что чаще всего огорчает, беспокоит вас?

Чаще всего я огорчен судьбой тяжелобольных детей. Вместе с моей командой стараемся помогать им. Мои соотечественники - милосердные люди, сердца которых наполнены состраданием. На моем прошлогоднем творческом вечере "Беседы по душам" за два часа мы собрали четыре тысячи долларов.

Меня также беспокоит проблема бездомных животных. Их до сих пор отстреливают на глазах у людей, хотя во всем мире кастрируют и помещают в приюты. Раздражает то, что на улицах экономически развитого региона по утрам на глазах у прохожих режут скот. Буквально в двадцати шагах от входа в школу, в которой я учился, открыли мясную лавку и каждое утро школьники становятся свидетелями жуткого зрелища - лужи крови, подвешенные головы животных. Это травма для детской психики.

- Чего вы максимально стараетесь избегать в книгах, беседах, случайных встречах, взглядах?

Обсуждения с кем-то моей жизни, моего выбора. Когда я приступил к написанию первой книги, отец, а он - пилот с многолетним стажем - уверенно сказал, что это дело не прокормит меня. Помню, сказал ему, что люблю свое дело, свою цель и буду стремиться ее реализовать. Написал историю, послал рукопись на электронный адрес крупнейшего российского издательства "АСТ", они заинтересовались ею. Дальше пошло-поехало.


- Вы всегда акцентируете на этом внимание...

Конечно, писательство в Азербайджане - сложный труд. Из-за отсутствия книгоиздательской системы у нас нет такой возможности, чтобы автор жил на гонорары от своих книг. Мне повезло, я издаюсь в российском издательстве и не испытываю подобных сложностей. А что делать талантливым ребятам, пишущим на азербайджанском языке?

- Ваши строки: "...с каждым днем труднее смеяться над своими ошибками - теперь в них больше непростительности..." Какие ошибки оказались непростительно непростительными для Эльчина Сафарли?

Ошибки есть, но они не принесли вреда никому, кроме меня. Долго мучился, но через некоторое время осознал, что эти ошибки и есть тот самый бесценный опыт жизни. Этот опыт сделал меня тем, кем я являюсь сейчас. Потери в жизни научили ценить близких и родных, болезни научили слышать, понимать боль окружающих людей. Благодарен за все, что было в моей жизни. Я проживаю интересную, насыщенную, осознанную жизнь. И это очень важно.

- А где интереснее жить - в Баку, Стамбуле, Москве, Тбилиси, Киеве?

Отвечу по-другому. Есть город, в котором хорошо себя слышу - Стамбул. Мои московские друзья заметили, что со мной Стамбул другой. Показываю им другую сторону Стамбула, более такую... камерную. Люблю азиатскую часть этого города. В этом городе я наполняюсь.

- А что или кто вас опустошает?

Опустошаюсь, когда вижу несправедливость и не могу ничего предпринять. Опустошаюсь, когда вижу, что люди живут не своей жизнью, когда главное для них - это показаться правильным в глазах коллег, родственников, соседей. Люди зависят от общественного мнения. В азербайджанском обществе этот абсурд обретает катастрофические масштабы.

- Вы защищаете права женщин. По мнению Сафарли, какой должна быть женщина?

Женщин обижают чаще всего. Они становятся жертвами обстоятельств, жестокого обращения. Женщины - эта самая выносливая нация. Что касается того, какой должна быть женщина... Первое,что приходит на ум, - это хорошей матерью...

Зарина Оруджева

Sputnik, Лиза Шелия

Его книги повествуют о людских переживаниях, каждодневных, всеобъемлющих и глубоких. С книгами молодого азербайджанского писателя Эльчина Сафарли, которого называют самым душевным писателем Востока, расставаться тяжело, ведь в них можно найти себя, те переживания и ощущения, с которыми в жизни сталкивается каждый человек. Сафарли в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия рассказал о мечте жить в Тбилиси, о любви, о том, когда он собирается вернуться в солнечную столицу Грузии, и о своем творчестве, так взбудоражившем сердца людей.

Эльчин, хочется задать вам столько вопросов, что не хватит и сотни интервью. Постараюсь спросить о самом волнующем. Свой первый роман "Сладкая соль Босфора" вы написали на работе, во время обеденных перерывов. Как это удалось? Как правило, писателям нужны тишина и уютная обстановка. Вы можете писать где угодно?

— Хорошо помню то время, когда писал "Сладкую соль Босфора". Будто вчера было, хотя прошло одиннадцать лет. Я работал в строительной компании — скучное и неинтересное, но хорошо оплачиваемое занятие. Единственными счастливыми переживаниями, ради которых хотелось возвращаться в офис, были встречи с романом. Коллеги уходили на обед, а я, перекусывая яблоком, описывал свою стамбульскую историю, публиковал ее в интернет-дневнике и даже не думал, что она станет книгой. Мои московские друзья прочли, посоветовали собрать записи в один документ и разослать в российские издательства. Так и поступил. Положительный ответ пришел через три дня. Сейчас "Сладкая соль Босфора" видится мне детским лепетом, местами плохо написанным. Это часть моего пути — неидеального, переменчивого, но любимого.

А пишу я в разных местах. Чаще в тишине дома. Хотя вчера вот набросал эссе на пароме через Босфор. Я верю в умение и труд — этими двумя путями можно прийти к успеху. Муза — субстанция непостоянная, привязываться к ней нежелательно.

Anastasia Guz

В последние годы в мире растет число агностиков. Эта тенденция мелькнула и в вашем первом романе. Вы придерживаетесь той же веры, что и ваши герои?

— Каждый сам выбирает, во что ему верить. Думаю, главное — чтобы в вере было как можно больше сострадания. Отношения человека и религии сейчас переживают кризис. Много плохого происходит под религиозным прикрытием. Это и раньше было, но в нынешнем мире сильно обострилось. Если каждый из нас будет терпимым к другому, не станет путать свободу со вседозволенностью и начнет творить больше добра — мы изменим ситуацию к лучшему.

- В одном из романов вы красиво описываете луну над Тбилиси. Что вас связывает с нашей столицей?

— Люблю Тбилиси, это город, куда хочется возвращаться. В нем есть уютная камерность. Он красиво звучит. В конце октября собираюсь еще раз приехать на пару дней, зарядиться энергетикой этой земли. Тбилиси для меня — это неспешные прогулки, вкусная еда, красивые люди, истории Нодара Думбадзе и, конечно же, музыка. От песен "Орэра" до Лелы Цурцумия (восхищен ее песней "Дамигамда"). А еще в Тбилиси у меня родственники. Тетя Мзия и ее яблоневый сад.

Anastasia Guz

- Кстати, о еде. По книгам чувствуется, что вы гурман. Что из грузинской кухни нравится вам больше всего?

— Грузинские сыры и вина — мои фавориты. В Тбилиси закупаюсь сулугуни, специями и вином — лучшего подарка друзьям не придумаешь. Я почти не ем красное мясо, поэтому хинкали не заказываю. Зато люблю закуски (ох, пхали из шпината!) и сациви, остановиться очень трудно (улыбается). А после такой плотной трапезы обязательно надо на прогулку по тбилисским улочкам со старыми домами, которых, к сожалению, становится меньше. Но это жизнь. Человек должен быть готов к переменам.

А вы готовы к большим переменам? Орхан Памук назвал вас будущим литературы Востока. О чем еще вы хотите писать?

— Хочу писать о людях, о самых простых вещах, которые беспокоят каждого. О том, что вдохновляет, а не угнетает (об этом и без меня много говорят, пишут — достаточно включить телевизор или открыть газету). О красоте жизни вопреки трудностям и потерям и о том, что бессмысленно ждать "идеального времени". Наслаждайтесь жизнью прямо сейчас, в этом моменте.

Говорят, мои истории вдохновляют людей. Большей похвалы для меня быть не может.

— Любовь — двигатель жизни. Нам дана воля выбирать: прожить жизнь с любовью или без любви. Хотя бывают и такие состояния, когда не можешь любить никого. Хочется запереться от всего мира, потому что ни во что не верится. И это нормально и допустимо, мы же не роботы. Все проходит. Однажды утром ты просыпаешься и понимаешь, что отпустило, прошло. И снова улыбаешься миру.

Photo: Courtesy of Anastasia Guz

- Звучит так, будто вы поняли про жизнь нечто очень важное… А о чем вы мечтаете?

Прожить жизнь достойно. Причинить миру как можно меньше вреда и сделать для мира как можно больше полезного. Каждый день к этому стремлюсь. При этом проживаю жизнь так, как хочу. И в этом путешествии мне очень важно не потерять к себе уважения — ни сейчас, ни в старости. Чтобы, посмотрев на себя в зеркало, я не хотел в него плюнуть.

- Об этом вы и пишете в своих романах. С какой книги посоветуете знакомиться с вашим творчеством?

— "Расскажи мне о море" или "Когда я вернусь, будь дома" — она выйдет в октябре текущего года. Мне нравятся, как написаны эти истории. Нравится заложенная в них идея. Будет жаль, если читатель, со мной не знакомый, составит мнение о творчестве Сафарли, прочитав сначала ранние тексты.

Вас действительно любят и ждут. Перед нашей встречей я побеседовала с поклонниками вашего творчества. Спросила, какие впечатления остались у них от книг Эльчина Сафарли. Люди отвечали, цитирую: "Я плакала от восторга", "Мурашки по коже", "Каждое предложение — цитата", "Я в него влюбилась", "Он согрел мне душу". И каждый просил передать вам спасибо и спрашивал, планируете ли вы приехать к нам как писатель.

— Приехать хочу, но точных дат пока сообщить не могу. Знаете, у меня когда-то был нелегкий период, когда я хотел переехать в Тбилиси. Спрятаться от всех (от себя, конечно) в переулках, затеряться на набережных. Этого не произошло. Но я благодарен вашему городу за ощущения, который он мне подарил в тот период. Обнимаю моих грузинских читателей и надеюсь на скорую встречу.