Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Что такое исследование определение. Методы исследования, как они есть. Типы количественных исследований

К сожалению, бывает так, что школьник долго и увлеченно работает над какой-то темой, а созданный в результате текст возвращается ему с резолюцией «по характеру работа не соответствует концепции Конкурса, т. к. не является исследовательской». Как понять, что то, чем вы занимаетесь — именно исследование, а не какая-то другая деятельность?

Вначале коротко: исследование — деятельность, целью которой является получение принципиально новых знаний на основе логических выводов, опирающихся на конкретные факты.

  • Если вместо получения новых знаний ваша цель — достижение заранее известного результата в соответствии с заранее известной методикой, то есть большой шанс, что вместо исследования у вас получится проект .
  • Если вы выводите собственные заключения не из фактических данных, а из существующих мнений других авторов, то, вероятно, вы напишете реферат .
  • Если вы не опираетесь на строгую систему доказательств, а высказываете собственные идеи и предположения, то у вас получится что-то вроде эссе .

Как же так, скажет кто-то из читателей. Разве автор реферата не «исследует» чужие мнения? Разве проектная деятельность не содержит элементы «исследования» изменяемого объекта?

Элементы исследования присутствуют во многих наших действиях. Например, покупая луковицу в магазине, хорошая хозяйка анализирует образцы по многим параметрам: цвет, вес, твердость, наличие возможных повреждений. Но мы же не будем утверждать, что она провела исследовательскую работу.

А теперь подробней о том, как отличить одно от другого.

Проект

Чаще всего исследование путают с проектом. Причиной тому во многом послужил термин «проектно-исследовательская деятельность», который многих заставил предположить, что проект и исследование — это едва ли не одно и то же; во всяком случае, это две стороны одного и того же процесса.

Проект и исследование часто часто соседствуют, но это разные виды деятельности На самом деле, исследование и проектирование — это разные виды деятельности, которые часто дополняют друг друга. Предположим, выпускник факультета информатики экономического вуза в дипломной работе разрабатывает мобильное приложение для продуктового магазина. Сама разработка приложения — чисто проектная деятельность. Но для квалификационной работы специалиста с высшим образованием программистских навыков недостаточно. Поэтому вначале студент проводит исследование, определяя потребности магазина, выделяя информационные потоки, отмечая слабые места, требующие автоматизации, анализируя достоинства и недостатки уже существующих программ. Это исследование становится основой разработки, и в сочетании позволяет проверить как исследовательские навыки, так и проектные умения будущего специалиста.

На практике подобная работа часто выполняется разными людьми: исследование проводят аналитики компании, а заказ на проектирование передают в виде технического задания компании-разработчику программного обеспечения. Таким образом, исследование и проектирование могут выполняться и вместе, и раздельно.

Важные отличия проектной деятельности от исследовательской:

В проекте финальный результат заранее хорошо известен, он не может быть иным. Цель исследования — найти новые, неизвестные знания. Например, школьник решил, что для решения проблемы организации досуга молодежи в его городе нужно создать молодежный музыкальный клуб и разрабатывает его бизнес-проект — это типичная проектная деятельность. Исследователь бы вначале задался вопросом: а какой именно инфраструктуры наиболее остро не хватает молодежи в городе? Возможно, это не клуб, а стадион, туристическое объединение или бассейн.

Проект, как правило, заключается в решении конкретной задачи по заранее известной, хорошо формализованной методике. Исследование предполагает научное творчество, научный поиск. Даже если вы использовали хорошо известные методы, обработка и осмысление результатов у вас будет все же самостоятельными.

Подумайте, какое главное заключение вы можете сделать по результатам выполненной работы. Если это будут слова «работа выполнена в соответствии с планом, результат достигнут» — это проект. Если в заключении вы сможете сказать «в результате работы мы получили следующие новые знания об объекте…» — это исследование.

Если юношеская работа носит смешанный, проектно-исследовательский характер, то подумайте о ее представлении. На конкурс бизнес-проектов лучше подать текст с максимально выделенной проектной частью, а на исследовательский конкурс или конференцию молодых ученых — работу, в которой проектная часть сжата до минимума или даже вынесена в приложение.

Реферат

Реферат — это систематизированный обзор мнений других авторов. Именно методикой работы, а не конечной целью он отличается от исследовательской работы. Возьмем, например, такую цель: выявить специфические демографические проблемы одного из российских регионов. Мы можем достичь цели исследовательским путем: рассмотреть в динамике показатели демографических процессов в регионе и в стране в целом, сравнить их и на основе анализа сделать собственные выводы. А можно пойти реферативным путем: прочитать, что говорят о демографии региона ученые, политики, представители власти и систематизировать те проблемы, которые они называют.

Иногда руководители работ заходят слишком далеко в стремлении дистанцироваться от реферата и считают, что исследовательская работа должна непременно иметь не только литературные источники, но и какие-то данные, собранные лично автором. Для этого школьника заставляют предпринимать какие-то дополнительные шаги, например, проводить совершенно не нужный в большинстве исследований опрос. Это заблуждение. Подавляющее большинство работ в области юриспруденции, литературоведения, языкознания, истории и значительная часть работ по экономике, демографии, социологии и целому ряду других гуманитарных дисциплин основана только на литературных источниках.

Отличие реферата от исследования состоит не в характере источников, а в методике получения результатов и выводов. Задайтесь вопросом: как получены основные выводы работы? Если они логически выведены из материалов работы, это исследование. Если они представляют собой более или менее систематизированное изложение чужих мнений, это реферат.

Реферат — важная форма научной работы, с которой начинали многие ученые. Реферирование учит нас работать с литературой, сопоставлять разные точки зрения и, что немаловажно, позволяет разобраться в степени изученности той или иной проблемы. Хороший реферат предваряет многие серьезные исследования. Но лучше не смешивать эти две формы работы в одном тексте.

Эссе

Большой толковый словарь объясняет слово «эссе» как «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме «. Это достаточно емкое определение точно очерчивает основные отличия эссе от исследования. Впрочем, встречаются попытки придать эссе вид исследовательской работы за счет формальных признаков: формулировки цели, задач, объекта исследования и т. п. Но такие приемы никак не меняют сущность работы.

Отличие исследования от эссе состоит не в формальной структуре, а в характере аргументации. Исследовательские выводы должны основываться на конкретных фактах и произведенных на их основе логических заключениях. Автор эссе может себе позволить свободную аргументацию или даже не аргументированные личные предположения и прогнозы.

Эссе — неподходящая форма для научной работы, оно вряд ли может быть представлено на научных конкурсах и конференциях.

Часто исследование не удается из-за чересчур широко поставленной темы: читайте

В широком понимании смысла слова, исследование означает поиск каких-либо новых знаний, систематизация и анализ известных данных с целью установки новых фактов.

Исследование также - метод науки, процесс изучения материалов и само научное произведение.

Что такое научное исследование?

Это методологический способ анализа данных с целью нахождения оригинального решения (и возможного применения его на практике). Научные исследования могут характеризоваться доказательной базой, объективностью, точностью, способностью к воспроизведению. Имеют несколько уровней: эмпирический и теоретический. Подразделяются на прикладные и фундаментальные, качественные и количественные, комплексные и обладающие уникальностью. Научное исследование предоставляет объективную информацию, объясняет свойства окружающего мира. Исследования подобного рода могут быть финансируемы государственными структурами и частными лицами (особенно прикладные работы).

Что включает в себя?

Каждое исследование можно разделить на несколько важных этапов. Первый - наблюдение явления, сбор соответствующей информации. Методы наблюдений и сбора информации могут различаться: эмпирический, опосредованный, удаленный и другие. Второй - аналитический этап, который включает в себя концептуальный выбор, а также - построение гипотезы. Далее следует разработка методик, обоснование доказательной базы, проведение возможных экспериментов. Заключительная часть - выводы и объяснение результатов исследования.

В широком смысле

Можно сказать, что этот процесс - один из видов познавательной деятельности человека в общем. Без исследований невозможны открытия, движущие науку и искусство. Исследования реформируют жизнедеятельность каждого индивидуума в частности и всего человеческого общества в целом.

Фундаментальное исследование - это теоретическая либо экспериментальная деятельность, осуществляемая в целях получения новых сведений об основных закономерностях строения, жизнедеятельности человека, общества или окружающей среды. Субъекты, осуществляющие такую работу, стремятся выяснить новые факты о наблюдаемых явлениях, не предполагая при этом практического применения этой информации. Конечный может быть выражен в виде гипотезы, теории, принципа, закона и пр.

Особенности

В настоящее время единого определения, характеризующего все аспекты нет. Между тем на практике сложился подход к пониманию этой категории. В целом можно говорить, что фундаментальное исследование - это работа, цель которой состоит в разработке или проверке теории, обладающей общим характером и применимой к конкретному классу событий, объектов или процессов. Данная гипотеза, по сути, выступает в качестве ответа на вопрос, заданный природе: как, с помощью чего, почему существует то или иное явление? С этой точки зрения наблюдение, содержащее только описание, даже если при его составлении использовалась компьютерная программа, не будет выступать как обусловливается отсутствием ключевых признаков, свойственных рассматриваемой деятельности. Аналогичный вывод можно сделать и относительно работы, успешно расширяющей сферу использования известной методики.

Признаки

Существует несколько отличительных черт, которыми обладает фундаментальное исследование. Это в первую очередь наличие гипотезы, положенной в основу деятельности. Ключевая функция работы - познавательная, а непосредственной целью выступает выяснение природных законов, обладающих общим характером и закономерным постоянством. Признаками фундаментального исследования также выступают:

  1. Пространственно-временная общность.
  2. Концептуальная универсальность.

Правовая основа развития фундаментальных исследований

Вопрос о важности и необходимости введения специального механизма регулирования отношений, касающихся научных открытий, впервые был поставлен еще в 1879 г. в Лондоне. В то время проходил конгресс Международной художественной и литературной ассоциации. Впоследствии этот вопрос поднимался в 1888 г. в Венеции, в 1896 г. в Берне и в 1898 г. в Турине. С 1922 г. на протяжении 17 лет обсуждение велось на уровне Лиги Наций в рамках Комитета по интеллектуальному сотрудничеству. В 1953-54 гг. на базе ЮНЕСКО был сформирован специальный экспертный комитет. В 1947 г. по предложению С. И. Вавилова в СССР впервые была создана государственная система по экспертизе и регистрации открытий. Она предусматривала оценку результативности выполненных исследований. В 1967 г. в Стокгольме, на дипломатической конференции, научное открытие признали в качестве формы интеллектуальной работы человека. В 1978 г. государства-участники утвердили Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований .

Важный момент

Необходимо сказать, что, несмотря на проведенный в течение достаточно продолжительного времени поиск оптимальных юридических и организационных механизмов, способных регламентировать отношения, касающиеся научной деятельности, обеспечивающие выделение самых значимых открытий по итогам объективного анализа их эффективности, в настоящее время вопрос регулирования не решен окончательно. Среди ученых отсутствует единое мнение по многим экономическим, науковедческим, правовым и прочим аспектам. Интерес к вопросу обусловливается тем, что, решая , наука является не только потребителем экономических активов, но и производителем концепций, оказывающих влияние на состояние социального, экономического, технического и прочих уровней общества. В рамках рыночных отношений результаты труда деятелей выступают в качестве особой категории товаров. Его потребительские свойства состоят, в частности, в том, что сведения о новых характеристиках, явлениях, закономерностях материального мира могут использоваться на практике.

Научные открытия

Специфика их потребительской стоимости заключается в том, что они являются оригинальной, обобщенной и достоверной Знание не обладает материальным характером, несмотря на то, что применяется в процессе создания новых технологий и оборудования. Проще говоря, научного открытия, представляющего результат творческой работы ученого, является возможностью удовлетворить новые нужды общества, обеспечить высокий уровень эффективности производства за счет снижения издержек.

Дифференциация понятий

В настоящее время очень часто граница между прикладным и фундаментальным исследованием размыта. В ряде случаев достаточно сложно понять, где начинается одно и заканчивается другое. Прикладным именуют такое исследование, результат которого адресован заказчикам и производителям. Оно ориентировано на удовлетворение желаний или потребностей этих субъектов. Фундаментальное исследование - это деятельность, итоги которой адресуются другим ученым.

Стоит отметить, что современная техника не настолько далека от теории, как это может показаться. Она не выступает как исключительно применение конкретного а включает в себя и творческий компонент. В этой связи в методологическом смысле техническое исследование имеет незначительное отличие от научного. В современной инженерии необходимы не только краткосрочные наблюдения и анализ, ориентированные на решение тех или иных специальных задач. В этой отрасли немалое значение имеют и долговременные программы фундаментальных исследований, выполняемых в институтах и лабораториях, созданных непосредственно для развития технических научных дисциплин.

Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая форма познания окружающего мира, в результате которой возникает научное знание. Признаки научного знания: объективность доказательность логичность проверяемость


Что значит «объективность»? Объективность – независимость фактов и выводов от сознания автора исследования, а также от сознания других людей. Научное знание невозможно игнорировать, с ним невозможно не считаться, его невозможно отвергать. Научное значение может быть опровергнуто только в результате научного исследования и появления нового объективного знания.


Что значит «доказательность»? Любое научное утверждение должно быть доказано. Доказательствами могут служить: результаты наблюдений; результаты экспериментов; результаты расчетов и вычислений Научное утверждение обязательно должно быть проверено и подтверждено на практике. До получения доказательств любое знание – всего лишь предположение.


Что значит «логичность»? Любое научное утверждение должно быть согласовано с ранее сформулированными научными утверждениями. Новая закономерность, новое утверждение либо включает ранее сформулированные закономерности как частные случаи, либо объясняет причины ошибок, содержащихся в ранее сформулированных закономерностях.


Что значит «проверяемость»? Любое объективное, доказанное и логичное научное утверждение может быть проверено на практике. Для данного научного утверждения обязательно должен существовать способ проверки на практике. Результатом проверки может стать как подтверждение данного утверждения, так и его опровержение. Если такого способа проверки не существует, то утверждение научным не является.


Принцип честности В любом научном утверждении есть слабые места. Наличие слабых мест – результат того, что в любом исследовании нельзя «объять необъятное». Научное утверждение должно указывать на наличие слабых мест или проблем, которые еще ждут своего исследования.


«Бритва Оккама» При объяснении какого-либо факта или явления следует сначала выбирать наиболее вероятные с точки зрения практического опыта причины. Не следует искать сложных и маловероятных объяснений и причин, если есть более простые и более вероятные объяснения и причины. Сложные и маловероятные объяснения и причины следует «отрезать» как бритвой. Автор данного принципа философ Уильям Оккам ().


С чего начинается исследование? Любое исследование начинается с определения: объекта исследования – процесса или явления окружающего мира, неизвестного или с неизвестными свойствами, и потому интересное для исследователя; предмета исследования – неизвестного свойства объекта исследования и потому интересное для исследователя. Исследование не может не иметь объекта. Исследование не может быть беспредметным.


Проблемные вопросы Интерес к объекту и предмету исследования неизбежно порождает вопросы: «Что это?» Вопрос возникает при обнаружении чего-то совершенно нового или неизвестного; «Почему так?» Вопрос возникает при отсутствии явных причин процесса или явления; «Так ли это?» Вопрос возникает при наличии сомнений в объяснении процесса или явления «Может ли быть иначе?» Вопрос возникает при наличии предположений о другом варианте развития процесса или существования явления.


Что такое «проблема»? Наличие вопросов указывает на наличие проблемы. Проблема – это: задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью; противоречие между необходимостью узнать что- либо и отсутствием знания в данный момент. Если проблема не определена, то проводить исследование бессмысленно. Если проблема определена, то можно выдвигать гипотезу.


Что такое «гипотеза»? Гипотеза – это предположение, которое требует доказательства. Гипотеза должна: опираться на факты; проверяться опытным путем; совмещаться с другими научными знаниями в данной области; объяснять факты, ставшие предметом исследования быть простой и очевидной, не ссылаться на непонятное и недостоверное


Какова цель исследования? Целью исследования является доказательство гипотезы. Гипотезу необходимо доказывать для того, чтобы разрешить проблему и ответить на вопросы, послужившие причиной проведения исследования. Результатом доказательства гипотезы является объяснение причин, свойств или условий существования предмета исследования. Объяснение имеет признаки теории исследуемого предмета.


Что такое теория? Теория – это научное знание о предмете исследования. Признаки теории: результат размышлений над предметом; система достоверных знаний о предмете; описывает и объясняет предмет; опирается на доказательства Чтобы дать теоретическое объяснение предмета необходимо применить специальные методы исследования.


Что такое методы исследования? Метод исследования – это способ изучения предмета для доказательства гипотезы. Основными методами исследования являются: наблюдение – целенаправленное изучение предмета в его естественной обстановке счет и измерение – определение количественных характеристик предмета или сравнение их с эталоном описание – фиксация признаков предмета, полученных в результате наблюдений или измерений сравнение – сопоставление предмета с другими предметами эксперимент – изучение свойств предмета в искусственно созданной обстановке моделирование – изучение предмета с помощью его искусственных заменителей - моделей



ИССЛЕДОВАНИЕ - понятие, обозначающее обычно специализированный вид научного познания в рамках естественной науки. Но сегодня мы говорим об И. в гуманитарных и социальных науках, о философских и методологических И., о прикладных и междисциплинарных И. Ретроспективно об И. можно говорить, начиная с античной науки («Начала» Евклида, работы Архимеда и Птолемея). Тем не менее во второй половине 20 в. в связи с необходимостью управления научными работами и их оценки (большинство современных научных работ должны быть проведены в заданные сроки, качественно и при ограниченных ресурсах) стало формироваться новое понятие научного И. В этом смысле научное И. есть специализированный вид научной деятельности, которая организована так, что становятся возможным и оценка и управление связанной с этой деятельностью научной работы. Анализ работ Архимеда показывает, что первые образцы научных И. создавались, когда античная наука отделилась от философии и сложились стандартные способы научного познания и решения теоретических задач. Из письма Архимеда «Послание к Эратосфену о механических теоремах» мы видим, что геометрические способы доказательства ранее сформулированных теорем давно являются общепринятыми, а автор предлагает добавить к ним новый метод - механический. Этот же анализ показывает, что научное И. в смысле Архимеда предполагает: научный поиск (на него, как мы видим из письма, ушло несколько лет); постановку в рамках научной теории (геометрии) новой задачи (доказать такое-то положение); построение идеального объекта, отвечающего этой задаче и выделенному объекту изучения; сведение в ходе доказательства к построенному идеальному объекту более сложных случаев; теоретическое описание выделенной предметной области (особенно это видно на работе «О плавающих телах»); наконец, организацию всей работы в соответствии с идеалами античной научной строгости (так, хотя знания, содержащиеся в работе «О плавающих телах», описывают условия устойчивости кораблей, т.е., с нашей точки зрения, относятся к технической науке, Архимед получает их тем же способом, как и математические знания, поскольку в идеале античной науки не было различения математических, естественных и технических наук). Сегодня мы различаем не только математические, естественные, технические и гуманитарные науки, но и науки философские и даже паранауки. Результатом научной работы в настоящее время является не только новое теоретическое знание или теоретическое объяснение (описание) определенного явления, но и построение новой концепции (теории), различного рода прикладные И. («монодисциплинарные» и «комплексные»), методологические И. и разработки (критика, рефлексия, программирование, проектирование и т. д.), конституирование (в аспекте интеллектуального, знаниевого обеспечения) новых практик, научная рефлексия сложившихся практик, направленная, напр., на их совершенствование, и другие работы. В связи с этим научные И. дифференцируются и приобретают разную структуру. Объяснение в теории определенного явления является, пожалуй, наиболее типичным видом научного И. Чаще всего интересующее исследователя явление существует в эмпирическом слое (т.е. это феномен практики). Для того чтобы ввести явление в теорию, его, как правило, сначала проблематизируют. Затем, уже под углом данных проблем, феномен схематизируют, описывают. В результате он переводится в форму эмпирических знаний (эмпирических закономерностей). Следующий шаг - построение идеального объекта, который, с одной стороны, может быть истолкован как теоретическое представление схематизированного феномена, а с другой - как удовлетворяющий принципам выбранной теории. Чтобы ввести построенный идеальный объект в теорию (при этом он часто уточняется и перестраивается), необходимы специальные рассуждения и процедуры сведения, включающие иногда построение новых схем объекта. Параллельно исследователь теоретически объясняет выделенный феномен и снимает относящиеся к нему проблемы. Второй тип - монодисциплинарное и комплексное прикладное И. В первом случае для решения поставленной исследователем практической задачи используется определенная существующая теория. Чтобы решить монодисциплинарную прикладную задачу, сначала необходимо в выбранной теории создать теоретическое представление, описывающее интересующее исследователя явление. По характеру эта часть научного И. относится к предыдущему типу, но имеет одну особенность. Так как И. здесь нацелено на решение прикладной задачи, проблематизация и идеальный объект строятся так, чтобы обеспечить это решение. Затем на основе построенного идеального объекта и опирающихся на него теоретических объяснений исследователь создает схемы и представления, которые используются непосредственно для решения прикладной задачи. В случае комплексного прикладного И. он обращается к нескольким теоретическим дисциплинам и поэтому вынужден интегрировать (конфигурировать) заимствованные из них теоретические представления. Для этого исследователь строит «диспозит-тные схемы» (конфигураторы), которые объективируются и истолковываются как изображения новой идеальной действительности (напр., таким образом были получены многие психологические и педагогические понятия - деятельности, установки, гештальта, образования, дисциплины, содержания обучения и другие). Построение новой теории (концепции, науки) - тоже достаточно распространенный тип И. Нередко эта работа начинается с критики существующих, неудовлетворительных теорий и концепций, а также методологической проблематизации. Следующий шаг - формулирование нового подхода и методологии изучения, на основе которых дальше формируются предмет и объект изучения. Формирование предмета и объекта изучения позволяет перейти к построению идеальных объектов, а затем - новой теории. Процесс построения и разворачивания теории включает в себя также анализ контпримеров (смотри работы И. Лакатоса) и обоснование теории. Поскольку можно назвать, по меньшей мере, четыре идеала научного познания (античный, естественнонаучный, гуманитарный и социальный), структура работы для разных видов наук существенно различается. Если исследователь ориентируется на первый идеал, он стремится в теории разрешить сформулированные им проблемы и теоретически описать феномены, образующие сформированный предмет, - и только. Реализуя идеал естественной науки, он вынужден экспериментально подтверждать свои теоретические построения и ориентировать их на технические приложения (прогнозирование изучаемых явлений и управление ими). Разделяя идеал гуманитарной науки, ученый стремится, во-первых, реализовать свое видение действительности, во-вторых, так объяснить эту действительность, чтобы в ней нашлось место для него самого и другого человека. При этом ученый-гуманитарий не должен экспериментально подтверждать свои теоретические построения. Наконец, исследователь, разделяющий идеал социальной науки, должен быть озабочен построением такой теории, которая отвечала бы его пониманию характера социального действия и природы социальной действительности. В качестве самостоятельного научного И. может выступить не целиком весь указанный здесь состав работ, а какая-нибудь одна его часть, напр., методологическая проблематизация и критика, или экспериментальное обоснование теории, или построение нового идеального объекта, или обоснование теории, или разрешение контрпримеров и т.д. Это связано с тем, что каждая такая часть общей работы может потребовать значительных интеллектуальных усилий и организации и должна быть в определенной мере методически отрефлектирована. Если говорить о предъявлении научного И., то, помимо уже известных, ставших в значительной мере формальными моментов (указание на проблему, задачи, методы, иногда новизну, внедрение), нужно отметить следующее. В настоящее время часто важно не только успешно провести научное И., но и публично продемонстрировать реальный способ решения научной задачи, а также соотнести свой подход с существующими в научной культуре. Для этого нужно и то и другое отрефлектировать в понятной форме. Специфической особенностью современной научной работы все чаще является кооперация исследователя с методологом и организатором (нередко эти три фигуры совмещаются в одном лице). Методолог помогает исследователю осуществлять правильную проблематизацию, анализирует средства и методы его работы, помогает наметить новые способы мышления и деятельности. Организатор научной работы структурирует ее так, чтобы работа могла быть осуществлена в намеченные сроки и качественно. Кооперация исследователя с философом осуществляется только в точках экзистенциального или культурного кризиса, что, впрочем, характерно для нашего тревожного времени глобальных кризисов, перемен и реформ. Решение современных методологических и философских проблем предполагает проведение также специальных И. Подобные И., ориентированные на философию или методологию, можно назвать философскими или методологическими. Теоретически можно мыслить даже религиозные и эзотерические И. В.М. Розин И. - один из видов научного познания, направленный на производство нового знания. Процесс И. осуществляется в виде комплекса разнообразных познавательных процедур. В методологии науки выделяют два взаимосвязанных между собой уровня И.: эмпирический и теоретический. В рамках первого уровня обычно устанавливаются основные характеристики изучаемых объектов и формы их взаимодействия между собой, что обеспечивает реализацию описательной функции науки. Эмпирическое познание, в отличие от теоретического, предполагает обязательность непосредственного контакта ученого и тех фрагментов действительности, с которыми его деятельность связана. Поэтому к основным формам эмпирического И. относятся процедуры наблюдения, эксперимента и предметного моделирования. В последнее время все большее значение приобретает процедура измерения, входящая в различной степени в каждую их этих форм. Благодаря осуществлению множества познавательных актов, составляющих содержание эмпирического познания, устанавливаются так называемые «факты науки», которые представляют собой обобщение результатов, полученных различными исследователями и многократно проверенных независимыми экспертами. Установленные факты становятся эмпирическим базисом различных теорий, составляющих основное содержание второго уровня научного познания. Хотя все процедуры эмпирического И. связаны с непосредственным взаимодействием ученого и объекта его внимания, они не сводятся, однако, к простому чувственному восприятию человеком явлений окружающего мира. И наблюдение, и эксперимент, и предметное наблюдение - все они предполагают обязательное оформление в языке соответствующих научных дисциплин, что влияет на способ их представления в системах знания. При этом процедура наблюдения строится таким образом, чтобы сделать воздействие исследователя на наблюдаемые явления минимальным. Тогда как эксперимент, представляющий собой особую форму наблюдения, предполагает активное вмешательство ученого в изучаемые процессы, необходимо создание таких познавательных ситуаций, в которых оказывается возможным фиксировать стороны и свойства объектов, в других условиях не проявляющиеся. Предметное моделирование осуществляется в виде наблюдения или эксперимента, направленных не на объект, интересующий ученого, а на какой-то другой, обладающий сходством с ним в значимых, с точки зрения исследователя, параметрах и потому замещающий его в познавательных процедурах. Теоретический уровень И. связан с установлением законов, регулирующих поведение объектов изучения, и с объяснением сущности обнаруженных явлений действительности. В его рамках реализуются две другие важнейшие функции науки: объяснение и прогнозирование. На этом уровне эмпирические факты и зависимости, установленные прежде, используются в качестве элементов для построения абстрактно-теоретической модели соответствующей предметной области, обеспечивающей понимание глубинной природы всех фактов, составляющих содержание данной области. Однако часто бывает так, что при попытке систематизировать имеющиеся в распоряжении ученого факты, обнаруживаются какие-то пробелы в знаниях, не позволяющие решить поставленную задачу. Поэтому одной из важнейших составляющих теоретического И. является проблема. Ее формулировка представляет собой постановку познавательной задачи, вопрос, ответ на который позволяет определить характер систематизации известных данных и объяснение их сущности. Проблема задает направленность поисковой деятельности ученых и служит определенным критерием, позволяющим отбирать только те полученные решения, которые соотносимы с контекстом поставленной задачи. Предполагаемый ответ на вопрос, содержащийся в проблеме, называется гипотезой. Методология науки выдвигает целый ряд требований, определяющих способы построения гипотез и выбора одного из имеющихся вариантов. Наиболее важные из них - это простота предполагаемого решения, возможность его эмпирической проверки и способность предсказывать новые факты, еще неизвестные науке. Принятые учеными гипотезы и следствия из них, прошедшие опытную проверку, входят в структуру теоретических систем, характеризующих как конструктивные особенности изучаемых объектов, так и способы человеческого взаимодействия с ними. Эффективность такого взаимодействия во многом определяется реализацией прогностической функции теоретического уровня. Действительно, зная законы, регулирующие осуществление каких-то событий действительности, исследователь может описывать возможные результаты еще не осуществленного в реальности человеческого взаимодействия с определенными объектами. Тем самым человеческое воздействие на окружающий мир может осознанно регулироваться так, что осуществление событий, благоприятных для людей, будет стимулироваться, а опасные или нежелательные последствия можно будет блокировать. Теоретическое познание включает в себя и такие формы исследования, как планирование исследовательских процедур, осуществляемых и на эмпирическом, и на самом теоретическом уровне; определение дальнейших направлений научного поиска; конструирование новых языковых средств, используемых при реализации познавательных функций; введение норм и идеалов, определяющих специфику каждого этапа познавательной деятельности и всего научного познания в целом. Из этого следует, что если эмпирическое И. обеспечивает исходное основание науки, то теоретическое оказывается фактором, организующим весь комплекс познавательных средств и процедур в единую систему. Конечно, вряд ли возможно говорить об абсолютном доминировании теоретического уровня над эмпирическим, но о растущем значении первого из этих уровней свидетельствует и то обстоятельство, что сегодня степень зрелости какой-то научной дисциплины существенным образом определяется и тем, какое внимание ее представители уделяют анализу оснований самой этой дисциплины и выявлению закономерностей ее организации и развития. Поэтому, характеризуя природу научного И., следует иметь в виду ее принципиальную синтетичность, поскольку различные формы и уровни научного познания взаимно дополняют и обосновывают друг друга. С.С. Гусев