Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Особенные теоретические методы научного познания. Основные этапы информационно-аналитической работы


МЕТОДЫ АНАЛОГИИ

Область применения:
- первичная обработка задачи в формулировке задачедателя;
- упражнение по развитию творческого воображения (РТВ).

Преимущества:
- доступность, простота усвоения;
- высокая вероятность получения ответа 1-го уровня сложности.

Недостатки:
- достаточно высокое требование к решателю по уровню эрудиции;
- нет критерия опенки и отбора решения.

Общий обзор.
Методы аналогии заложены в основу «синектики» - методики решения задач, предложенной в середине 50-х годов ХХ века американским исследователем У.Гордоном. В России эта методика практически не применяется из-за длительности обучения и вредности для психики решателей. Некоторые простые элементы методики удобны для первичной обработки задачи. В практике трудных задач широко применяется только один из видов модернизированной аналогии – «метод маленьких человечков» (ММЧ), предложенный Г.С.Алытшулером - в механизмах для решения задач 3-го и 4-го уровней сложности.
Механизм поиска аналогий является важным инструментом творческого мышления.
Аналогия - это подобие предметов или явлений по какому-то признаку. Аналогия в творчестве является таким мысленным инструментом, который не только выводит мысль из логического тупика, но и в значительной степени определяет оригинальность решения проблемы. Обычный неорганизованный поиск аналогий чаще всего основывается на интуитивном улавливании сходства объектов, причем сравнение фактов знания, опыта производителя по форме, структуре (например, «паутина - подвесной мост»). Однако, гораздо более продуктивными являются не прямые формальные Аналогии, а такие, которые возникают при сравнении различных линий развития объектов, нередко относящиеся к весьма далеким областям знания.

Порядок проведения: Рассматриваемый объект или процесс сравнивается с более или менее аналогичным объектом или процессом из технических, организационных, биологических и др. областей знаний по важным для задачедателя признакам, качествам или свойствам. Найденное качество или свойство переносится на совершенствуемый объект (прямая аналогия).

Пример. Для движения лодки по воде на мелководье, где много плавающей и торчащей травы, камышей и т.д. обычные движители - винт или весла - малопригодны, т.к. путаются в траве Какой движитель уже давно успешно применяется в подобных условиях? Ласты утки! Новый движитель успешно прошел испытания!

Пример. Для уменьшения сопротивления движению катера хорошо бы поднять тяжелый и объемный корпус над водой. Что уже применяется для создания подъемной силы? - Крыло самолета. - В результате появился корабль на подводных крыльях!

Пример. Бензин перед подачей в камеру сгорания нужно из жидкого состояния быстро перевести в мельчайшие капельки, в туман. - В парикмахерских давно для такого процесса применяют пульверизатор. - Этот принцип был использован в автомобильном карбюраторе.

При отсутствии прямых аналогов можно в задачу ввести какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям: гномы, мыслящие животные, маленькие человечки. Или какие нибудь фантастические средства: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранку и т.д. Например, для застежки космического костюма применить дрессированных мух, сцепляющихся по команде лапками и наглухо сжимающие борта (фантастическая аналогия). Т.е. необходимо представить себе объект, процесс, ситуацию такими, какими мы хотели бы их видеть, не учитывая реальных ограничений. Иногда при этом появляются оригинальные идеи.

Для лучшего понимания задачи, определения условия ее осуществления, выделения ряда факторов, связанных с решением проблемы, но обычно ускользающих от внимания существует личная аналогия (эмпатия) - отождествление себя с объектом. Решатель вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения, т.е. «прочувствовать» задачу. Для развития личной аналогии рекомендуется последовательное использование трех приемов: описание фактор воображаемого положения объекта от первого лица, б) описание эмоций и чувств, приписываемых объекту от первого лица, в) отождествление себя с объектом, вживание в его цели, функции, трудности.

Пример. "Я - железнодорожный мост через реку, руки опираются на одном берегу реки, ноги - на другом. На спине - две нитки железнодорожных путей. Вот пригрело солнышко, тело стало удлиняться и ладони поползли по берегу - больно! -хорошо бы подложить под ладони скользкую дощечку! Вот по спине пробежал состав - туловище прогибается вниз в середине тела - это я и раньше предвидел! - но спина еще и перекосилась в сторону состава! Появился момент в вертикальной плоскости, перпендикулярной мосту!

Неожиданно, но не страшно - изгиб небольшой! - Вот по спине идут одновременно два встречных состава – как приятно, спину совсем не скручивает. Но вот составы одновременно въехали на мост, аварийное торможение - ой, как больно, спину закручивают в горизонтальной плоскости инерционные силы!!! А я о них и не подозревал! - Нужно учесть эту силу в расчетах!"

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

когда обнаруживаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теоретических представлений;

когда одна из частных теорий аналитической деятельности вступает в противоречие с более общей теорией данной деятельности.

Уяснение проблемы исследования - составная часть предварительной проработки проблемы, в рамках которой выявляются условия и предпосылки успешного проведения исследования: обоснованность постановки проблемы; актуальность и осуществимость ее разработки; возможность внедрения результатов в практику, а также определенность в целях, задачах, предмете, объекте и границах исследования.

Информационная база исследования - составная часть предварительной проработки проблемы, в рамках которой выявляется достаточность информационных материалов, пути и способы ее получения, составляется библиография по источникам.

Анализ собранных материалов в соответствии с целями и задачами исследования - это основной этап аналитической работы, на котором осуществляется осмысление материала, выработка новой выводной информации, формирование предложений по практическому их применению и документированию результатов исследования.

Анализ информации - совокупность методов формирования фактических данных, обеспечивающих их сравнимость (сопоставляемость), объективную оценку и выработку новой выводной информации.

Выработка новой информации - это извлечение содержания из всей массы исходных данных, отыскание причинно-следственных и пространственно-временных связей и взаимосвязей между сопоставляемыми сведениями.

Документирование результатов исследования - фиксация в установленном порядке результатов исследования с помощью системы обозначений, придающей описанию строгую форму, наглядность, логичность, краткость, ясность и отвечающей целям и задачам исследования.

Апробирование результатов исследования - проверочная процедура, направленная для выяснения качественных характеристик результатов

исследования, возможностей реализации и внедрения их в практику.

Утверждение результатов исследования - согласовательная процедура, с помощью которой аналитический документ приобретает качества пригодности и обязательности для использования во всех заинтересованных сферах.

Реализация результатов исследования - это передача результатов исследования в удобной для внедрения форме в практику работы заинтересованных лиц, обеспечивающих повышение эффективности их деятельности.

Проверка, утверждение и внедрение результатов аналитической работы - это завершающий этап процесса исследования, на котором выявляются недостатки в аналитической работе, осуществляется их устранение и дается оценка качеству полученных результатов.

Основные этапы информационно-аналитической работы.

Этап 1. Общее знакомство с проблемой. Ознакомление с проблемой в целом, а также со смежными вопросами, изучение которых может оказаться полезным; составление общего плана работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые предположительно могут быть использованы.

Чтобы успешно справиться с заданием, очень важно вначале, при общем знакомстве с проблемой и составлении плана, действовать со знанием дела, обдуманно и рассудительно.

Этап 2. Определение используемых терминов и понятий. Необходимо определить и объяснить тот или иной термин или понятие так, чтобы это было ясно нам самим, тем, кто контролирует нашу работу, и тем, кто пользуется нашей информацией. «Определение понятий» является одним из девяти принципов информационной работы.

Этап 3. Сбор фактов.

Этап 4. Истолкование фактов. Так кратко можно назвать процесс изучения и обработки фактов с целью выжать из них все, что они значат. Этот этап включает оценку, классификацию, анализ и уяснение фактов.

Этап 5. Построение гипотезы. Рабочие гипотезы, выдвигаемые на этом этапе, обычно связаны

с какими-либо конкретными вопросами, отвечая на которые можно проверить сами гипотезы. Многие считают построение гипотезы важнейшим моментом любого исследования как в области естественных или общественных наук, так и в области информационно-аналитической работы. По мере изучения данного этапа мы открываем все новые полезные стороны рабочей гипотезы.

Гипотезу можно рассматривать как положение. Обычно отмечают три полезные стороны гипотезы:

Во-первых, тем самым облегчается уяснение проблемы. Установленное положение - прекрасное подспорье для памяти. Мы можем располагать значительными знаниями, помня определенное научное положение и не перегружая себя отдельными фактами;

Во-вторых, научное положение является основой для уяснения отдельных фактов или явлений, так как вскрывает существующую между ними связь. Мы можем осмыслить суть новых явлений, если выразим ее в знакомых нам понятиях;

В-третьих, приемлемое научное положение всегда содержит некоторые моменты, выходящие за его рамки и образующие разумное и плодотворное основание для предвидения новых фактов и явлений. Короче говоря, приемлемое положение (или теория) помогает мобилизовать наши знания для использования в сфере не только чистой, но и «прикладной науки».

Все сказанное можно суммировать следующим образом: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

Построение гипотезы, взятое в широком смысле, всегда присуще любой исследовательской работе. В самом начале исследования, когда вырабатывается общий план, мы исходим из определенных предположений (или гипотез) о том, какие факторы, возможно, играют важную роль и какие почти определенно не имеют отношения к делу. Аналогичными гипотезами мы руководствуемся при сборе и истолковании фактов, формулировании выводов и изложений.

Гипотеза - термин, прочно утвердившийся в научной литературе. Разведчики для обозначения рассматриваемого этапа чаще применяют термин «интеграция», хотя эти два термина имеют не совсем одинаковое значение.

Этап 6. Выводы. На этом этапе производятся исследования, необходимые для доказательства или опровержения рабочих гипотез, выдвинутых на этапе 5, и формулируются окончательные выводы, являющиеся душой почти любого информационного документа. («Выводы» - последний из девяти принципов информационной работы.)

Этап 7. Изложение. Составление документа, завершающее работу. Составитель информационного документа должен не только ясно представлять себе то, о чем он пишет, но и уметь выразить свои мысли в ясной форме.

Необходимо указывать степень достоверности каждого утверждения. Доклад о научных кадрах, вероятно, должен содержать таблицы и диаграммы. Правильно сравнить положение, существующее в различных странах, - дело трудное. Однако в рассматриваемом нами примере та часть информации, где сравнивается положение с научными кадрами, может оказаться самой ценной.

Описанные этапы метода научного исследования применительно к информационной работе весьма сходны с теми этапами, на которые обычно делят свою работу аналитики.

Основные различия между ними состоят в следующем:

1. Оценка необходима для информационной работы, имеющей дело в основном с непроверенными первичными данными.

2. Термин «построение гипотезы» особенно широко употребляется в научной литературе.

Поэтому лучше исходить из признания отмеченных различий и не пытаться искусственно втискивать два совершенно не схожих перечня этапов исследовательской работы в единые рамки.

Работа, проделанная на каждом этапе, считается предварительной, и могут быть внесены изменения в зависимости от новых данных, полученных по мере продолжения исследования на последующих этапах. Например, сбор фактов нельзя провести сразу и закончить в один прием.

После того как собрана часть фактов, их истолкование, несомненно, покажет, по каким вопросам требуется собрать дополнительные факты, и тем самым даст направление последующей исследовательской работе.

Точно так же дело обстоит и на других этапах. Например, общий план работы является в момент его разработки предварительным. Мы должны быть готовы принять его и в равной мере должны быть готовы возвращаться назад и вносить изменения в наш предварительный план каждый раз,

когда в свете новых данных в этом возникнет необходимость.

Применяя метод обратной последовательности этапов, мы расширяем свои знания по изучаемому вопросу в соответствии с принципом сложных процентов, получая проценты на проценты.

Построение гипотезы. Наконец, следует отметить выдающееся место, занимаемое этапом «построения гипотезы» во всем процессе (или цикле) информационной работы.

Мы видели, что все предварительное планирование работы по выполнению поставленного перед нами задания подсознательно основывается на предположениях и догадках, которые имеют отношение к изучаемой проблеме.

Фактически без гипотез мы не можем даже думать об исследовании какого-либо вопроса. Иногда, составляя перечень этих гипотез и критически оценивая правильность каждой из них, мы обнаруживаем некоторые старые ошибки и находим более успешный метод решения стоящих перед нами задач. Большое количество предположений, выдвигаемых в процессе исследовательской работы, редко подтверждается или выясняется, что некоторые из них содержат серьезные ошибки.

Из всех этапов информационной работы построение гипотезы больше всех связано с процессом чистого мышления. Построение гипотезы практически можно рассматривать как важнейший этап исследовательского цикла, а все остальные основные этапы - как вспомогательные.

Аналогия как метод. От известного к неизвестному.

Аналогия - один из самых полезных методов информационной работы. Мы часто прибегаем к аналогии в нашей повседневной жизни.

Иногда нам не удается использовать всех возможностей этого метода. Часто, рассуждая по аналогии, мы не замечаем многочисленных скрытых опасностей и совершаем ошибки. Для того чтобы наилучшим образом использовать метод аналогии, так же как и остальные методы информационной работы, надо рассмотреть достоинства и недостатки этого метода.

Рассуждая по аналогии, мы начинаем с явления, о котором хотим получить дополнительные сведения (например, мы хотим узнать, как жарко будет в августе текущего года). В поисках дополнительных сведений мы обращаемся к аналогичному явлению, имевшему место в прошлом, о котором мы кое-что уже знаем (в данном случае мы рассматриваем температуру в августе прошлого года).

Мы считаем, что при отсутствии данных, говорящих об обратном, неизвестное явление, вероятно, будет примерно таким же, как известное. За исключением физических явлений, никакие другие явления практически не могут быть совершенно одинаковыми. Мы не можем знать всех определяющих факторов, поэтому обычно говорим «вероятно», «примерно такое же» и т. п.

Сходство явлений, непосредственно облегчающее нашу задачу, может оказаться внешне столь значительным, что есть опасность распространить рассуждения по аналогии и следующие из них выводы далеко за действительно оправданные пределы. Достигнутые вначале благодаря применению метода аналогии успехи делают нас менее осторожными и приводят к негативным последствиям.

Подойдем теперь к вопросу в позитивном плане и посмотрим, что можно сделать для того, чтобы извлечь наибольшие выгоды из применения метода аналогии в информационной работе.

Для эффективного использования метода аналогии обычно необходимо соблюдать следующие условия:

1. Предварительно изучить поставленную проблему в достаточной мере для того, чтобы суметь четко определить элементы, аналогичные тем, с которыми мы собираемся их сравнивать.

2. Отыскать среди известных явлений аналогичные изучаемому. При этом надо следить, чтобы важнейшие элементы изученных явлений обладали достаточным сходством с соответствующими элементами изучаемого явления, без чего аналогия будет неоправданной. Важнейшие для решения поставленной задачи элементы обоих явлений не должны резко отличаться друг от друга, так как в этом случае применение метода аналогии не принесет никакой пользы.

3. Изучить неизвестное явление, сравнивая его с известным аналогичным. При этом необходимо установить как черты сходства, так и различия между ними. Затем их можно будет сопоставить и взвесить. Всегда полезно выявлять черты, отличающие различные явления друг от друга.

При применении метода аналогии полезнее изучать черты различия, а не сходства аналогичных явлений.

Аналогии играют решающую роль при построении гипотез. Очевидно также, что, если найти

несколько аналогичных явлений, наши рассуждения получат более прочное основание, чем рассуждения с использованием одной аналогии.

Аналогия. Процентный метод.

Известным способом упрощенного использования метода аналогии является процентный метод.

Отправляясь от известных сведений, например о торговле, ценах, производстве за текущий год, мы определяем соответствующие цифры для следующего года, устанавливая, что они составят 90 или 150% или еще сколько-нибудь процентов от показателей текущего года.

Используя его, мы, безусловно, должны уяснить всю совокупность затрагиваемых явлений. Мы обязательно должны уяснить различия между сравниваемыми сходными явлениями, чтобы сделать верные выводы.

В условиях, когда из-за границы поступает довольно скудная информация, применение метода аналогии часто является лучшим, а иногда единственным методом, с помощью которого можно составить более или менее точное представление о некоторых сторонах изучаемого явления из жизни иностранного государства.

Аналогия. Характерный пример.

Одно из весьма немногочисленных исследований, имевших своей главной целью усовершенствование методов информационной работы, например разведки, было проведено в связи с изучением вопроса о выпуске определенной продукции в одном иностранном государстве.

Офицеры отдела информации, выполнявшие это задание, столкнулись с обычным явлением - весьма скудными сведениями. Они носили столь отрывочный характер, что было трудно или даже невозможно составить какое-либо определенное представление. Положение казалось настолько безнадежным, что ничего не было сделано для того, чтобы найти из него выход.

Аналитики считали, что перед ними стоят две самостоятельные задачи. Во-первых, получить дополнительные сведения. Во-вторых, извлечь максимум пользы из имеющихся сведений. Они сосредоточили свои усилия на второй задаче. Все это как раз и составляло смысл информационной. работы. Таким образом, это позволило дать более четкие указания специалистам, работающим в этой области.

Несомненно, одна из важнейших задач работника информационной службы состоит в том, чтобы давать полезные направляющие указания аналитикам, добывающим сведения на месте. Эти указания могут выражаться в четких и определенных заявках на необходимые сведения, в выделении сведений, имеющих решающее значение, в высказываемых предположениях о том, где их можно найти.

В ходе выполнения задания, которое мы описываем, после того как аналитики на месте получили более точные заявки, им удалось добыть дополнительные данные. Новые факты внесли большую ясность в изучаемый вопрос, поскольку аналитики-исследователи хорошо представляли себе весь процесс производства в данной области, непосредственно изучив его у себя в стране.

Рассматриваемый пример показывает, что польза, приносимая методом аналогии, заключается хотя бы в том, что мы приступаем к работе над заданием, обладая значительными знаниями в данной области.

Проверка по аналогии.

Метод аналогии можно использовать в качестве эффективного средства проверки правильности выработанных методов оценки положения в стране.

В некоторых случаях, когда положение в иностранном государстве резко отличается от положения в стране, описанный метод может не дать решающих результатов или вовсе оказаться неприемлемым. Однако специалист, работающий в области общественных наук, в большинстве случаев свободен в выборе метода. Он заранее может решить, какая роль будет отведена им статистическому анализу, изучению отдельных случаев и другим методам.

В информационно-аналитической работе дело обстоит иначе. Здесь часто приходится довольствоваться доступным материалом и весьма желательно использовать оба метода.

Изучение отдельных случаев является таким способом систематизации социологического ма-

ния. Другими словами, это метод, при котором любая общественная единица берется в целом

Аналогия - один из самых полезных методов информационной работы. Мы часто прибегаем к аналогии в нашей повседневной жизни. Иногда нам не удается использовать всех возможностей этого метода. Часто, рассуждая по аналогии, мы не замечаем многочисленных скрытых опасностей и совершаем ошибки. Для того чтобы наилучшим образом использовать метод аналогии, так же как и остальные методы информационной работы, надо рассмотреть достоинства и недостатки этого метода.

Рассуждая по аналогии, мы начинаем с явления, о котором хотим получить дополнительные сведения (например, мы хотим узнать, как жарко будет в августе текущего года). В поисках дополнительных сведений мы обращаемся к аналогичному явлению, имевшему место в прошлом, о котором мы кое-что уже знаем (рассматриваем температуру в августе прошлого года).

Мы считаем, что при отсутствии данных, говорящих об обратном, неизвестное явление, вероятно, будет примерно таким же, как известное.

За исключением физических явлений, никакие другие явления практически не могут быть совершенно одинаковыми. Мы не можем знать всех определяющих факторов, поэтому обычно говорим “вероятно”, “примерно такое же” и т. п.

Сходство явлений, непосредственно облегчающее нашу задачу, может оказаться внешне столь значительным, что есть опасность распространить рассуждения по аналогии и следующие из них выводы далеко за действительно оправданные пределы. Достигнутые вначале благодаря применению метода аналогии успехи делают нас менее осторожными и приводят к негативным последствиям.

Для эффективного использования метода аналогии обычно необходимо соблюдать следующие условия:

1. Предварительно изучить поставленную проблему в достаточной мере для того, чтобы суметь четко определить элементы, аналогичные тем, с которыми мы собираемся их сравнивать.

2. Отыскать среди известных явлений аналогичные изучаемому. При этом надо следить, чтобы важнейшие элементы изученных явлений обладали достаточным сходством с соответствующими элементами изучаемого явления, без чего аналогия будет неоправданной. Важнейшие для решения поставленной задачи элементы обоих явлений не должны резко отличаться друг от друга, так как в этом случае применение метода аналогии не принесет никакой пользы.

3. Изучить неизвестное явление, сравнивая его с известным аналогичным. При этом необходимо установить как черты сходства, так и различия между ними. Затем их можно будет сопоставить и взвесить. Всегда полезно выявлять черты, отличающие различные явления друг от друга.

При применении метода аналогии полезнее изучать черты различия, а не сходства аналогичных явлений. Аналогии играют решающую роль при построении гипотез. Очевидно также, что, если найти несколько аналогичных явлений, наши рассуждения получат более прочное основание, чем рассуждения с использованием одной аналогии.

Аналогия. Процентный метод.

Известным способом упрощенного использования метода аналогии является процентный метод. Отправляясь от известных сведений, например о торговле, ценах, производстве за текущий год, мы определяем соответствующие цифры для следующего года, устанавливая, что они составят 90 или 150% или еще сколько-нибудь процентов от показателей текущего года.

Используя его, мы, безусловно, должны уяснить всю совокупность затрагиваемых явлений.

Аналогия. Характерный пример.

Одно из весьма немногочисленных исследований, имевших своей главной целью усовершенствование методов информационной работы, например разведки, было проведено в связи с изучением вопроса о выпуске определенной продукции в одном иностранном государстве.

Офицеры отдела информации, выполнявшие это задание, столкнулись с обычным явлением - весьма скудными сведениями. Они носили столь отрывочный характер, что было трудно или даже невозможно составить какое-либо определенное представление. Положение казалось настолько безнадежным, что ничего не было сделано для того, чтобы найти из него выход.

Аналитики считали, что перед ними стоят две самостоятельные задачи. Во-первых, получить дополнительные сведения. Во-вторых, извлечь максимум пользы из имеющихся сведений. Они сосредоточили свои усилия на второй задаче. Все это как раз и составляло смысл информационной работы. Таким образом, это позволило дать более четкие указания специалистам, работающим в этой области.

Несомненно, одна из важнейших задач работника информационной службы состоит в том, чтобы давать полезные направляющие указания аналитикам, добывающим сведения на месте.

В ходе выполнения задания, которое мы описываем, после того как аналитики на месте получили более точные заявки, им удалось добыть дополнительные данные. Новые факты внесли большую ясность в изучаемый вопрос, поскольку аналитики-исследователи хорошо представляли себе весь процесс производства в данной области, непосредственно изучив его у себя в стране.

Рассматриваемый пример показывает, что польза, приносимая методом аналогии, заключается хотя бы в том, что мы приступаем к работе над заданием, обладая значительными знаниями в данной области.

Проверка по аналогии.

Метод аналогии можно использовать в качестве эффективного средства проверки правильности выработанных методов оценки положения в стране.

В некоторых случаях, когда положение в иностранном государстве резко отличается от положения в стране, описанный метод может не дать решающих результатов или вовсе оказаться неприемлемым. Однако специалист, работающий в области общественных наук, в большинстве случаев свободен в выборе метода. Он заранее может решить, какая роль будет отведена им статистическому анализу, изучению отдельных случаев и другим методам.

В информационно-аналитической работе дело обстоит иначе. Здесь часто приходится довольствоваться доступным материалом и весьма желательно использовать оба метода.

Изучение отдельных случаев является таким способом систематизации социологического материала, который позволяет сохранить целостность социального явления - объекта исследования. Другими словами, это метод, при котором любая общественная единица берется в целом и почти всегда изучается в ее развитии. В качестве такой единицы может выступать отдельная личность, семья или другая общественная группа, совокупность общественных отношений или процессов... или даже все общество.

Метод изучения отдельных случаев учитывает развитие явления, или, говоря другими словами, позволяет показать их в динамике, и этим он отличается от статистического подхода.

Описание отдельных случаев, если оно сделано точно, гораздо вернее отражает реальную действительность, в то время как статистические обобщения, за исключением тех случаев, когда все подвергнутые статистическому анализу явления охарактеризованы каждое в отдельности, представляют собой лишь приближающиеся к действительности абстракции.

Метод изучения отдельных случаев приносит больше пользы на начальной стадии работы, при проведении предварительных исследований, чем на последующих стадиях.

Слабые стороны этого метода и вытекающие из них опасности обусловлены в основном двумя причинами. Первая причина состоит в том, что фактически исследование может охватывать лишь незначительное количество случаев.

Даже если исследователь опишет в своей работе сотни отдельных случаев, читатель сможет удержать в голове лишь несколько из них. Когда же мы исследование основываем на анализе небольшого количества случаев, всегда существует опасность, что используемые источники информации могут оказаться необъективными или ненадежными.

Такое может случиться, даже если каждый отобранный случай получил правильную оценку и был точно описан. Анализ небольшого количества случаев может дать правильное представление обо всем народе или какой-либо значительной части народа только при условии, если все население или соответствующая часть населения однородны по своему составу.

Лица, читающие труды исследователя, склонны преувеличивать значение отобранных им случаев и считать, что эти случаи обязательно правильно отражают общее положение. С этой опасностью связана другая - преувеличение значения нетипичных явлений.

Причина второй опасности, вытекающей из использования метода изучения отдельных случаев, состоит в том, что исследователю трудно дать объективную оценку этим случаям, поскольку он непосредственно и тесно соприкасается с предметом изучения.

Меры, которые следует принимать, чтобы избежать указанных опасностей, сводятся вкратце к следующему:

1. Ясно представлять себе существующие опасности и быть готовым энергично преодолевать их.

2. Тщательно отбирать для исследования случаи, в достаточной мере отражающие все важные аспекты изучаемого явления, обращая особое внимание на то, чтобы полное отражение получили взгляды, идущие вразрез с точкой зрения самого исследователя.

3. Старательно выявлять и отбрасывать сведения, поступившие из не заслуживающих доверия источников.

4. Обеспечивать критику положений, выдвинутых исследователем, и особенно первого варианта его работы, со стороны коллег, которые не находятся, подобно ему самому, под впечатлением непосредственного соприкосновения с объектом изучения, оказывающего на него определенное влияние.

Сотрудник информационной службы сталкивается в данном случае с особыми трудностями. Дело в том, что в его распоряжении могут оказаться сведения относительно весьма небольшого количества “случаев”, которые к тому же ни в коей мере не являются типичными.

Несмотря на все их недостатки, глубокое изучение этих, возможно, необъективных данных об отдельных случаях позволит ему написать определенную часть подготавливаемого документа и таким образом раскрыть какую-то одну сторону изучаемого явления, о которой никаким другим путем нельзя получить представление.

Такими сведениями не следует пренебрегать, несмотря на указанные нами их недостатки. Составляя документ, автор должен сначала сам четко представить себе положительные и отрицательные моменты отдельных случаев и затем довести это до сведения лиц, для которых он готовит информационный документ.

Изучение отдельных случаев как метод информационно-аналитической работы.

В исследовательской работе в области общественных наук часто применяются два совершенно противоположных метода: метод статистического анализа и метод изучения отдельных случаев. Эти методы различны, но дополняют друг друга, помогая каждый по-своему установить истину. В каждом исследовании можно скорее добиться успеха, если применить отдельные элементы обоих этих методов. Одно из преимуществ метода статистического анализа заключается в том, что он позволяет охватить большое количество изучаемых объектов.

Итак, статистический анализ и обобщения полезны. Однако крайне желательно дополнять их изучением отдельных случаев, приводя конкретные примеры положения отдельных людей, общественных групп и т. д., рассказывая о прошлом, настоящем и будущем этих людей, об их успехах и неудачах, - одним словом, показывая их живыми, полнокровными. Тем самым мы внесем в аналитическую информацию важнейший элемент - саму жизнь.

      Поддержка принятия решения на основе анализа информации

Под информационным обеспечением понимается информационный ресурс, обеспечивающий реализацию производственной и коммерческой деятельности фирмы, методы и способы его организации и использования, а также профессиональные знания специалистов, обеспечивающие процесс принятия решений.

Наиболее «интеллектуальными» являются средства интерпретации данных, позволяющие находить закономерности и производить прогнозы. Вершиной данного направления являются продукты интеллектуального анализа данных, которые не только позволяют проводить регрессионный анализ, поиск зависимостей, классификацию и прогнозирование, но и реализуют вероятностные, статистические, нейронные сети, а также методы нечеткой логики.

В виду сложности СППР архитектура их построения может быть только многоуровневой – даже двухуровневая структура работает неэффективно. Современные СППР представляют собой, как правило, трехуровневые системы клиент/сервер:

Уровень базы данных, на котором осуществляется хранение и поиск данных бизнес–приложений;

Прикладной уровень, на котором реализована логика исполнения приложений;

Уровень представления информации с использованием графического интерфейса пользователя.

Для того чтобы крупная компания почувствовала эффект от внедрения СППР, должны быть произведены достаточно большие вложения. Ввиду значительного количества обрабатываемой в единицу времени информации и больших информационных потоков, для эффективного функционирования СППР необходимы мощные вычислительные и коммуникационные средства, высокий уровень надежности программно–аппаратного комплекса и средств защиты информации от несанкционированного доступа.

Значительными являются затраты не только на проектирование, приобретение, установку и внедрение системы, но и на ее эксплуатацию и развитие.

Имеется две основные службы СППР.

Техническая служба получения информации . В больших коммерческих банках служба получения информации оснащена одним или несколькими серверами коммуникаций для электронной почты, факсов и приема телевизионных отображений, а также доступа к глобальным сетям передачи данных. Серверы коммуникаций взаимодействуют через каналы связи с другими компьютерами организации, а также с удаленными персональными компьютерами (рабочими станциями) сотрудников организации. Многие компании обеспечивают своим сотрудникам доступ к СППР с помощью отдельных серверов анализа, связанных с информационными хранилищами.

Аналитическая служба является «интеллектуальным» звеном в цепи подготовки принятия решений. Здесь готовятся аналитические материалы для руководителей. За этой службой закрепляется функция совершенствования структуры компании, поддержания ее имиджа. Сотрудники аналитической службы участвуют в планировании стратегии развития компании, за ними закрепляются функции наполнения и хранения баз данных – основы любого решения. В аналитической службе формируются источники информации, проводится статистический анализ данных, построение и испытание моделей; собираются экспертные сведения, составляются итоговые отчеты.

    Информационно-аналитическая работа (ИАР) с документами

Аналогию можно определить примерно следующим образом.

Аналогия - это метод, использующий аналог (т.е. идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый про­цесс или предмет); вывод о наличии какого-либо признака у иссле­дуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках.


Аналогия - метод, который не имеет большой доказательной силы. Сходство, на основании которого производится доказатель­ство, может оказаться случайным, а при выборочном анализе признаков существенные признаки могут быть заменены на несу­щественные. Вот почему об аналогии следует говорить как о ве­роятностном методе:

«Выводы, умозаключения по аналогии не достоверны, а лишь в той или иной степени вероятны. Они опираются на имеющи­еся в реальной действительности необходимые связи и отноше­ния между признаками явлений. При этом степень вероятности вывода по аналогии тем выше, чем больше охвачено сходных признаков и чем существеннее эти признаки у сравниваемых пред­метов. ...Если сходные признаки в сравниваемых явлениях слу­чайны, аналогия может оказаться ложной. В силу их вероятно­стного характера выводы по аналогии должны подтверждаться результатами, полученными посредством других методов, и тща­тельно проверяться на практике»".

Аналогию можно определить и через моделирование (хотя чаще используется противоположный подход); в таком случае анало­гией следует называть «перенос информации» от прототипа к мо­дели и обратно 2 .

Обычная схема умозаключения по аналогии: если первый пред­мет имеет признаки А, В, С, D, а второй - А, В, С, то, по-види­мому, второй предмет обладает и признаком D. Выводы по ана­логии особенно большое значение имели в ранний период раз­вития науки, когда экспериментальный метод еще не получил широкого применения. Например, древнегреческий философ Демокрит, используя аналогию кружащихся пылинок в луче света, пришел к выводу о существовании мельчайших материальных корпускул - атомов, а другой крупный мыслитель этого же пе­риода, Платон, использовал аналог Спарты и спартанского го­сударства для построения собственной модели идеального государ­ства. Начиная с XVI-XVII вв. метод аналогии в научном познании используется реже - в основном для построения первоначаль­ных интуитивных моделей исследуемой реальности, доказатель­ство же строится индуктивным или дедуктивным способом. По аналогии с мальтузианской эволюционной концепцией борьбы за средства существования между богатыми и бедными Чарльз Дарвин построил свою знаменитую теорию биологической эво-

" Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., I974. С. 228. 2 Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М., 1970. С. 25.


11 - 2750 Орехов

Служить доказательством. Они имеют лишь предположительное значение, в частности помогают сформулировать гипотезу» 1 .

Действительно, в целом и общем, исходя из всех вышеобо-значенных рассуждений метод экономической аналогии следовало бы рассмотреть как вспомогательный и второстепенный метод исследования экономических феноменов. Но одна существенная поправка меняет ситуацию на все сто восемьдесят градусов: дело в том, что экономическая аналогия лежит в основе экономичес­кого моделирования хозяйственных процессов - одного из главных современных методов исследования последних. Современную экономическую науку невозможно представить без огромного количества эффективно действующих экономических моделей, изучение которых составляет наиважнейший элемент экономи­ческого образования и конструированию которых экономист-теоретик посвящает значительную часть того времени, что от­ведено ему под собственно научные исследования. Вот почему экономическая аналогия - это на самом деле первостепенный метод исследования экономической реальности.

В названии конференции присутствуют два понятия «подобие» и «аналогия». Соотношение между ними анализируется во вступительном эссе Н.Н.Якимовой. Понятия эти очень близки и в то же время между ними есть определенное различие. В обычном словоупотреблении они означают сходство чего-то с чем-то и практически не различаются. Но в научном и философском употреблении уже прослеживается разница.

В науке аналогия используется очень редко, а подобие имеет свое законное место. Мы встречаемся с ним уже в школьном курсе геометрии, в теоремах о подобии треугольников. Это частный случай подобия. В более общем случае подобие означает одинаковость формы при различии размеров. Примером могут служить фотоотпечатки с одного негатива. Частным случаем подобия является тождество - полное совпадение характеристик объектов. В научных дисциплинах рассматривается преобразование одного объекта в другой - подобный ему объект. Такое преобразование называется преобразованием подобия. В середине прошлого века возникла теория подобия. Теория подобия тесно связана с моделированием. Иногда ее называют теория подобия и моделирования.

Моделирование первоначально возникло и стало применяться в технике. Оно состоит в том, что перед запуском какого-то изделия в серию его свойства изучаются на модели и по результатам испытания вносятся изменения в конструкцию. В науке применяется аналоговое моделирование, когда изучение какого-то процесса заменяется изучением подобного ему процесса, который легче поддается изучению. Это становится возможным, если определенные свойства обоих процессов совпадают. Моделирование особенно успешно, когда оба процесса описываются одними и теми же математическими уравнениями. Так некоторые теплофизические процессы можно моделировать электрическими процессами, с которыми легче экспериментировать. В последнее время широкое распространение получило математическое моделирование. А с развитием вычислительной техники - численное моделирование. Последнее позволяет получить некий конечный результат, но часто не дает представление о характере изучаемого процесса.

В этом ряду - аналогия, подобие, моделирование - аналогия в научном познании занимает последнее место, так как она не дает однозначного соответствия, а классический научный метод требует однозначных определений. Понятию «подобие», в этом плане, больше «повезло», оно было приспособлено для научного использования, ибо в теории подобия все основано на взаимно однозначном соответствии параметров. Разумеется, познание не ограничивается классическим научным методом, и понятие «подобие» шире, чем ему приписывает этот метод.

Аналогия и подобие как онтологические и теологические категории

В герметизме подобие рассматривается как сходство Высшего и низшего (при определяющей роли Высшего), как соответствие низшего Высшему. Известный герметический принцип: как вверху, так и внизу. В Библии это находит выражение в положении о том, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Согласно христианской теологии, подобие Божие было утрачено человеком в состоянии греха и должно быть восстановлено путем духовных усилий как идеал и высшая цель. В католической схоластике аналогия рассматривается как способ познания бытия Бога на основе изучения бытия сотворенного им мира(, с.24). В индуизме подобие Бога и сотворенного им мира превращается практически в тождество. Творящий Бог, Демиург - Брама мужского пола, выделившись из мировой души, отделившись от Первопричины, эманирует из себя природу. Он не стоит над нею, он смешан с ней; и Брама и вселенная образуют единое Существо, каждая частица которого, по своей сущности, есть сам Брама, вышедший из себя. Иными словами, вселенная сама есть Брама, и он есть вселенная. В «Разоблаченной Изиде» Елена Петровна Блаватская разъясняет, что это и есть философия Спинозы, которую он выводит из учения Пифагора; и это та же самая философия, за которую Бруно принял мученическую смерть(, с.79).

В метанаучной космологии подобие миров определяется единством их происхождения. Всё исходит из Единого, и всё в Него возвращается. Развитие Вселенной происходит циклически. Периоды активного существования - манвантары (День Брамы) сменяются пассивными периодами - пралайями (Ночь Брамы). Манвантарный цикл развития включает две ветви: нисходящую и восходящую. На нисходящей ветви Дух нисходит в Материю, этот процесс сопровождается дифференциацией и уплотнением; на восходящей ветви Дух восходит из материи, вознося ее, этот процесс сопровождается разуплотнением и интеграцией ранее дифференцированных частей. «Прежде всего, Дух, или Огонь,- пишет Уранов,- создает из себя Первичную Субстанцию, далее возникает процесс уплотнения этой субстанции - создание “покрывал”, или элементов» - создание планов Бытия. Основных планов Бытия семь. Планы делятся на субпланы в семиричной последовательности. В основании каждого плана лежит первичная субстанция данного плана. Каждый план имеет свою первичную субстанцию, которая является дифференциацией Первичной Огненной Субстанции Проявленного Мира. - Единой для всех планов Бытия. Схема построения всех планов едина. А формы, образующиеся на них, многообразны. Единство в многообразии составляет важную черту Мироздания. Прекрасной иллюстрацией является земная биосфера, где при единстве генетического кода эволюция создала поражающее воображение многообразие форм. Единство Мироздания определяется не только единством происхождения. Все в Космосе связано психомагнитными нитями - нитями Единого Огня. Разобщаясь в процессе дифференциации, монады остаются связанными со своими Небесными Родителями, со своим Небесным Отцом-Матерью. Все существа в Космосе связаны нитями Единого Огня, из которого все изошло, и к которому все вернется. Космический магнетизм пронизывает все Мироздание, и человек является одной из частиц его. Таким образом, понятия «подобие» и «аналогия» в метанаучном знании имеют глубокие основания.

Аналогия как метод познания

Выше было отмечено, что классический научный метод требует однозначных определений. Но это не всегда возможно. Классический научный метод прекрасно работает при изучении сравнительно простых явлений, например, в механике. Однако при изучении более сложных явлений дать однозначное определение часто невозможно. Здесь на смену однозначных определений приходит описание, характеризующее явление с разных сторон. Например, существует множество определений «науки», но ни одно из них не дает полного исчерпывающего ответа на вопрос, что есть наука. На основании этого некоторые науковеды приходят к выводу, что науку невозможно определить, ее можно только описать. При недостатке знания на помощь приходит аналогия. Не претендуя на точность, она помогает понять суть изучаемого явления. В толковом словаре С.И.Ожегова тонко подмечено важное свойство аналогии: аналогия - это «сходство в каком-то отношении (выделено мною - Л.Г.) между явлениями, предметами понятиями» . Аналогия не требует полного сходства, и именно это позволяет использовать ее там, где знание недостаточно. В древности аналогия широко использовалась в познании. И сейчас, когда мы вступаем в неизведанные области, аналогия как метод познания может быть очень полезна. Приведем несколько примеров использования аналогии.

1. Абсолют.

В основе Космогенеза лежит Единый Непроявленный, или Единый Неведомый. Из Него всё исходит, и в Него всё возвращается. Это Абсолютная Реальность, которая предшествует всему проявленному и условно сущему. Отсюда и другое наименование Единого - Абсолют. В различных Учениях используются различные наименования Абсолюта: Эйн Соф, Парабраман, ТО. Индусское наименование «ТО» подчеркивает, что Абсолютная Реальность относится к области Несказуемого, мы не можем сказать о Нем ничего, кроме того, что это ТО, что лежит за пределом, которого может достичь человеческое сознание. Будучи Абсолютным, Единый Неведомый не может творить относительную Вселенную. Потому Сам Абсолют никогда не проявляется. Действительно, проявление, генезис Космоса начинается с дифференциации, но, будучи Единым, Абсолют не может дифференцироваться, иначе он перестает быть Единым. Будучи Неизменным, Он всегда остается в Целостности. Это одно из трудно постижимых положений метанаучной космогонии. Уранов разъясняет его с помощью следующей аналогии.

Когда говорится, что «Единый разделился на два,- пишет Уранов,- [то] имеется в виду отражение Единого в зеркале иллюзии. Не сам Единый разделяется, но отражение Его в иллюзорном мире. Единое зеркало разделяется на два куска, и каждый кусок отражает Единого, получается два Единых. Стоял сосуд с водой, в которой отражалось Солнце. Эту воду вылили на куст. Она раздробилась на капли, и теперь в каждой капле на листьях куста отражается Солнце» . Думается, это очень яркая и глубокая аналогия. Солнце, в этом смысле, подобно Абсолюту. Оно остается неизменным, независимо от того, сколько его изображений строится различными зеркалами и линзами. Если бы Солнце разделилось на несколько частей, оно перестало бы быть Солнцем. Но, оставаясь целостным и неизменным в своей сущности, оно постоянно эманирует из себя частицы вещества, так называемый солнечный ветер, и энергию, в виде лучистого излучения. Вдумаемся - мы получаем информацию от Солнца (в том числе информацию о его существовании и его свойствах) только через посредство его изображений. Когда мы «видим» Солнце - это значит, что на сетчатке нашего глаза строится его изображение. Сколько бы различных изображений не возникало в глазах различных наблюдателей, само Солнце от этого не меняется; оно остается единым, целостным и неизменным. В изображениях, которые строят зеркала и линзы наших приборов, отражаются (проявляются) свойства Солнца. Потому, изучая эти изображения, экспериментируя с ними (разлагая в спектр, пропуская через поляроиды, фильтры и т.д.), мы изучаем свойства самого Солнца, которое при всех этих экспериментах остается совершенно неизменным. Если изображения Солнца отражают его свойства, значит, существует какая-то связь между Солнцем и его изображениями. Эта связь осуществляется посредством солнечных лучей. Именно лучи Солнца с помощью определенных материальных структур, строят изображения Солнца, несущие в себе (отражающие) его свойства. Конечно, каждое такое изображение отражает свойства Солнца не полностью, а частично - в зависимости от качества того прибора, с помощью которого строится изображение. Одни приборы позволяют изучать видимое излучение Солнца (и тоже в ограниченных пределах), другие - его радиоизлучение, третьи - рентгеновское и т.д. Так же действует Луч Абсолюта.

В процессе проявления Луч Абсолюта, Вечного и Неизменного, оторвавшись от него и взаимодействуя с Первичной (Предогненной) Субстанцией, создает первый Вихрь Огня, точнее Огненной Субстанции - уже оплодотворенной Огнем - Духоматерии. Это «первое изображение» Абсолюта в зеркале Первичной Субстанции. Появление «второго изображения», с противоположным направлением вращения вихря, связано с поляризацией Первичной Субстанции. Так происходит разделение Единого (Единого Проявленного) на Два. Но сам Абсолют (Единый Непроявленный) остается при этом целостным и Неизменным. В дальнейшем происходит дифференциация образовавшейся Огненной Субстанции на Стихии и Элементы, развертывание различных планов Бытия и создание неисчислимого многообразия форм Проявленного Космоса. При этом в каждой образующейся форме Лучи Абсолюта, с помощью дифференцированной субстанции соответствующих планов, строят «изображения» Абсолюта, в той или иной мере отражающие его свойства. Таким образом, в каждом «изображении», в каждой материальной форме присутствует Луч Абсолюта, создающий эту форму из материи данного плана - путем длинного ряда последовательных проявлений. Во всех формах - Лучи Единого Абсолюта. В этом основа Огненного Всеединства Мира.

Развивая аналогию между Единым Неделимым Огнем (Абсолютом) и Солнцем, Уранов пишет: «Солнечные лучи достигают каждую каплю и отражаются на ее поверхности. Лишь только зеркальная поверхность может отразить Солнце. Если поверхность предмета не будет зеркальной, то никакого Солнца никто не увидит… Он ничего не будет знать о существовании Солнца и не будет иметь никакого представления о нем. Но вот стекло очищено, отполировано, под него подведен отражающий слой, и мы видим подлинное Солнце во всем его блеске, видим таким, каким оно существует в действительности, точно таким! Мы можем познавать Солнце, любоваться им и даже греться его теплом. Огонь Един и Неделим. Он не имеет никакого отношения к нам - частицам проявленного <…> Но вот мы отполировали наш дух, наши духовные зеркала, наши высшие центры, и они загорелись отраженным светом Огня. В них появилась энергия Абсолюта: свет и тепло. Мы никогда не можем лицезреть Абсолюта, но можем составить себе сильное и яркое представление о НЕМ, отражая ЕГО в своих зеркалах. От размера и качества наших зеркал зависит и яркость Его отраженного Облика, а размеры и качества наших зеркал зависят от наших личных усилий. От них же зависит и то качество энергии Абсолюта, которое мы можем присвоить» .

2. Символизм Духа и Материи

В основании Проявленного Мира лежат два исходных Начала: Дух и Материя. Дух олицетворяет активное Начало - движение, дыхание. Материя олицетворяет пассивное Начало, ей присуща инерция, в силу которой она сопротивляется движению; кроме того, ей присуща стабильность, позволяющая создавать определенные формы. Но в таком качестве Дух и Материя являются лишь предельными абстракциями и, сами по себе, в «чистом виде» не существуют. Чтобы проявиться, Дух нуждается в определенной Материи, движение которой укажет на его присутствие. В результате взаимодействия Огня (Духа) с Непроявленной Прегенетической Материей (или Предогненной Субстанцией - Прадханой) возникает Первичная Огненная Субстанция - одухотворенная Материя, или Духоматерия. Эта оплодотворенная Огнем, живая, одухотворенная Субстанция есть ни Дух, ни Материя, а их Единство, синтез. И если Дух не может проявиться вне Материи, то и Материя Проявленного Мира не может существовать без Движения, Дыхания, Духа. В этом смысле они едины и неразрывны, как две стороны одной медали, как два полюса одного магнита.

Попытаться понять это соотношение с помощью аналогий. Энергия как источник движения аналогична духу. Но энергия всегда связана с определенной материей, через которую проявляется движение. Энергия не существует без матери, а материя не существует без энергии. На физическом плане это выражается в известном принципе эквивалентности массы и энергии: E = mc 2 . Другая аналогия. Теперь мы знаем, что в основе всех процессов лежит информация. Хотя это самая «бестелесная» категория современной науки, но именно она запускает любой процесс и управляет его течением. Однако информация, сама по себе, есть лишь абстракция, она не может проявиться без определенного материального носителя. Таким носителем может быть или звуковая волна, или холст художника, или лист бумаги с отпечатанным на нем текстом, или, наконец, более тонкие носители, например, электромагнитные волны, способные переносить самые разные виды информации на гигантские расстояния; носителем генетической информации являются молекулы ДНК - в любом случае необходим какой-то материальный носитель.

Соотношение между Духом и Материей можно проиллюстрировать с помощью определенного символизма. Ветер, воздух (воз-дух), с древности считался символом Духа, в то время как символом Непроявленной Материи считалась вода. Основанием для этого, как указывает Уранов, послужили такие ее качества, как бесформенность, стихийность и хаотичность, а также то обстоятельство, что она весома, зрима и ощутима (в отличие от незримого воздуха) и представляет собой монолитное единство. Воздух же был избран символом Духа, потому что он сам по себе невидим, но «его движение познается по тем формам, которые он извлекает из монолитного единства воды». В некоторых философских системах, - как отмечает Уранов,- вода в качестве символа материи заменяется другими жидкостями, например молоком. Обладая указанными выше качествами воды, молоко, вместе с тем, содержит в себе жизненные силы, оно питает жизнь (явную, проявленную). Молоком Матери вскармливаются Ее Сыновья и Дочери. Из молока путем пахтания образуется более плотная субстанция. Это уплотнение сопровождается дифференциацией - выделением отдельных частиц из некогда Единой Нераздельной Субстанции. Пахтание есть результат соединения Субстанции с Вихрем (Духом). До соединения с вихрем жидкость (вода или молоко) олицетворяет Первичную Непроявленную Субстанцию; в результате соединения образуется Первичная Огненная Субстанция - Духоматерия.

На этих примерах мы видим, что символ связан с аналогией, введение символа основано на аналогии. При недостатке знания символ дает яркий, запоминающийся образ, синтезирующий главные, существенные свойства изучаемого объекта.

3. Начало Манвантары

В книге «Беспредельность» (§ 199) сказано: «Вселенная, основанная на явлении вечного движения, утверждается во всех проявлениях трепетом жизни». А в «Тайной Доктрине» говорится, что «Движение, которое в периоды Покоя “пульсирует и трепещет в каждом дремлющем атоме”, являет возрастающую тенденцию к вращательному движению с первого пробуждения Космоса к “Новому Дню”. “Божество становится Вихрем”» . Обобщая эти положения, Н. Уранов пишет: «Непроявленная (или Недифференцированная) Материя (субстанция) находится в состоянии вечной вибрации, она “трепещет”. При начале проявления, когда в глубинах абсолютной тьмы появляется неясный Свет (на физическом плане “огненная туманность”), этот трепет, или вибрация, превращается в спиральное движение, или вихрь. Проявленный свет становится вихревым» . Снова аналогия позволяет понять эти положения. Н.А.Уранов дает яркое и красочное описание этого процесса. «Хаос являет сам по себе стройное единство, подобное скажем воде, наполняющей беспредельный океан. Этот океан материи, но без духа, без ветра, без движения, представляет собою беспредельное протяжение безжизненной материи, находящейся в инертном состоянии, в абсолютном покое. Но вот налетает невидимый ветер, animus, pneuma - дыхание, дых, дух, и появляются волны. Нарастают порывы ветра, и нарастают волны. Они мчатся, пенятся, Налетают друг на друга, ревут. Появляются первые хаотические формы. Ветер усиливается, и появляются уже конкретные формы - это смерчи - «соединение воды и неба», сочетание духа и материи. Нарождаются первые миры. Возникает первое умозрительное представление начала Вселенной» .

Итак, океан (или море) олицетворяет Непроявленную Предогненную Субстанцию (Хаос). На поверхности моря всегда дует ветер (Вечное Дыхание Абсолюта). Глубины моря соответствуют Безднам Прегенетической Материи; здесь царит полный покой, целостность, монолитность, единство. А верхние поверхностные слои моря, соприкасающиеся с ветром (Духом), соответствуют высшим слоям Прегенетической Субстанции - Прадхане. Здесь, в этих поверхностных слоях, и происходит соединения ветра и моря (Духа и Материи). Здесь образуются первые «хаотические формы», возникает вечно-волнующаяся Субстанция. Но это еще не организованное движение. Лишь когда Материя вовлекается в вихрь Духа, соединяющий «Воду и Небо»,- только тогда можно говорить о создании первых форм Огненной Субстанции (Духоматерии), из которой нарождаются первые Миры.

Я привел несколько примеров использования аналогии в тех случаях, когда мы сталкиваемся со сложными понятиями или явлениями, для описания которых у нас недостаточно знаний. Аналогия, символ позволяют понять существенные черты явления. Приведенные примеры относятся к метанаучному знанию. Но и в современной науке аналогия используется в тех же целях (хотя значительно реже). Например, используемый в современной космологии термин «инфляция» (раздувание Вселенной) явно заимствован из экономики. Для людей, соприкасающихся с реалиями современной экономической ситуации, он даёт яркий образ расширения Вселенной на ранних этапах её эволюции.