Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Упражнения для развития аналитического мышления у взрослых. Способы развития аналитических способностей. Аналитическое мышление в психологии


Аналитические способности - одни из ключевых. Повсюду масса информации и она увеличивается в геометрической прогрессии. Даже если ваша сфера деятельности не связана с этим, навык будет полезным каждому человеку. Помимо прямой пользы, он приносит косвенную: развивает память и логику. Эти два параметра называются одними из первых, когда речь заходит об умственных способностях. Сегодня любому человеку важно уметь эффективно справляться с поступающей информацией и делать правильные выводы.

Не все способы развития аналитических способностей будут интересны лично вам. Однако вы можете выбрать наиболее подходящие и практиковать их каждый день.

Решайте математические задачи

Это один из лучших способов улучшения аналитических способностей. Математика очень логична, а математические проблемы и задачи структурированы.

  • Решайте задачи, связанные со счетом в уме.
  • Занимайтесь этим каждый день.
  • Решайте задачи из повседневной жизни и не пользуйтесь калькулятором.
  • Пройдите , чтобы повысить эти навыки.

Полюбите игры для мозга

Такие игры помогут повысить навыки работы мозга. К тому же это весело, а значит, пользы от упражнений будет еще больше.

  • Скачайте на свой телефон или планшет.
  • Разгадывайте кроссворды, судоку и логические паззлы.
  • Играйте в шахматы.

Присоединитесь к дискуссионному клубу или кружку для чтения

Грамотное обсуждение определенной темы помогает улучшить логические, аналитические способности, а также развить критическое мышление.

Книжный клуб - отличный способ обсудить одну и ту же книгу. Это прекрасно, когда один текст позволяет сделать несколько самых разных выводов. В конце концов, умение вести дискуссию также является навыком, помогающим развить аналитические способности.

Создайте большую базу данных

Чем больше вы читаете, изучаете и поглощаете, тем больше ваша база данных с информацией, с которой можно работать при необходимости.

  • Читайте самую разную литературу: философию, науку, религию, художественную.
  • Посещайте лекции и конференции.
  • Запишитесь в учебные классы в своем городе.

Выделите время на то, чтобы подумать

Формирование базы данных - прекрасная стратегия, но ее недостаточно. Нужно выделять время на то, чтобы переварить всю информацию и поразмыслить над тем, что вы узнали. Большинство людей, которые стремятся стать лучше, много читают, однако никогда не останавливаются и не анализируют прочитанное.

  • Вспомните в деталях, о чем была книга или статья.
  • Рассмотрите несколько способов решения одной проблемы. Почему один способ лучше другого? Докажите свою мысль.
  • Избегайте самого простого решения. Зачастую оно оказывается верным, но не откажите себе в удовольствии подумать о проблеме глубже и тщательнее.

Расширяйте мировоззрение

Этот процесс не должен прекращаться. Приучите себя к тому, что расширять мировоззрение нужно каждый день.

  • Думайте о других способах понимания мира. Рассмотрите его с политической, философской, научной и религиозной точек зрения.
  • Попробуйте понять те точки зрения, которые зачастую игнорируете.
  • Окружайте себя теми людьми, которые отличаются от вас.

Ищите связи

Несомненно, многие вещи в нашей повседневной жизни связаны друг с другом. Поняв и установив эти связи, можно осознать массу вещей и сделать разумные выводы.

  • Думайте о вещах в контексте причины и следствия. Уверены ли вы однозначно в том, что является первым, а что вторым? Иногда то, что считается следствием, на самом деле причина и наоборот.
  • Думайте о схожести вещей и событий, ищите аналогии, придумывайте .
  • Подумайте об истории человечества. Какие циклы, шаблоны и тенденции вы замечаете?

Обращайте внимание на детали

Общую картину нужно знать, но без понимания деталей нельзя сделать правильные выводы или взвесить все «за и против». Постоянно перемещайтесь между конкретным событием и ситуацией в целом.

Желаем вам удачи!

Приходилось ли вам задумываться над тем, в чем состоит отличие аналитического и критического мышления? К сожалению, большинство людей не видят здесь большой разницы и потому не используют на полную мощность ни возможность критического отношения к действительности, ни потенциал анализа, лежащего в основе логики.

Между тем, разбираясь в этих интеллектуальных инструментах и развивая их, мы обретаем способность не только глубже узнавать мир, но и эффективнее его преобразовывать! Как именно помогают нашему мозгу эти интеллектуальные процессы?

Критика VS Аналитика

Критическое мышление помогает нам:

  • оценить, действительно ли данное событие имело место,
  • убедиться, можно ли доверять полученной информации, и в какой степени,
  • выяснить, полезны или нет для нас данные явление, объект, предмет или ситуация,
  • сделать заключение, вывод и дать свою оценку.

Другими словами, критическое мышление помогает нам сформировать свое мнение или убеждение по поводу той или иной информации . Критическое мышление вполне можно условно назвать оценочным.

В свою очередь, мыслить аналитически значит:

  • понимать суть явления;
  • разбираться в причинно-следственных отношениях;
  • уметь разложить на составные части сложную проблему;
  • сравнить вероятные решения задачи и выбрать из них оптимальное.

Мы используем нашу способность к аналитическому мышлению, когда от нас требуется разложить объемную информацию на отдельные «кусочки» и, продвигаясь шаг за шагом, понять ее суть и логику. Аналитическое мышление условно можно назвать рациональным, логическим.

Но как развить аналитическое мышление?

Развитые аналитические способности полезны нам как в обыденной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Высококвалифицированный специалист, независимо от того, в какой именно области он трудится, должен уметь:

  • быстро определять в поступающей информации главное и второстепенное,
  • решать сложные проблемы,
  • находить сильные и слабые стороны в случившемся событии,
  • выявлять возможности и ограничения,
  • делать обоснованные выводы и заключения,
  • принимать решения, опираясь на статистические данные,
  • проектировать свою деятельность в соответствии с целями,
  • делить процесс на этапы.

Давайте поиграем!

Давайте рассмотрим специальные игры на развитие аналитического мышления.

  1. Паззлы . Обычно для умственных тренировок рекомендуют собирать паззлы. Но, если вы действительно стремитесь развивать свое внимание и способность к мысленному анализу, лучше не собирать паззлы, а… самому делать их. Такой творческий способ тренировки намного более сложный и потому более продуктивный для умственного развития человека.
  2. Квест . Если ваша семья любит проводить время вместе, то отличным развивающим упражнением для всех станет поиск сокровищ по карте. Если эта игра будет предназначена только для детей, то следует сделать карту, понятную для ребенка. Но все же наилучшим решением будет совместный квест, в котором дети и их родители объединят свои усилия, читая карту и шаг за шагом двигаясь к месту, где спрятан заветный клад. Чтение карт требует мысленного перевода реальных объектов в символы, которые их обозначают, и наоборот. Вот почему такая игра одинаково полезна и тем, кто рисует и размечает карту, и тем, кто впоследствии будет пытаться эту карту прочесть и расшифровать.
  3. Шифры и коды . Кстати, любые шифры тоже вполне могут выступать в роли тренажеров для аналитического мышления. Сопоставление шифра и ключа к нему, перевод с одного условного языка на другой – замечательные игровые способы умственного развития.
  4. Головоломки . Пусть это будет даже обычный «Кубик Рубика». Но давно уже появились разные его вариации. Головоломка хороша тем, что заставляет нас просчитывать свои действия на несколько шагов вперед.
  5. Настольные игры . Возможно, кому-то это и покажется архаичным, но весьма действенное средство развития способности к анализу – это традиционные настольные игры. Однако, речь не идет о тех играх, где успех определяется исключительно везением, как, например, в детских играх с бросанием кубика, указывающего число разрешенных игроку ходов. По-настоящему полезны лишь те игры, где от игроков требуется тщательное обдумывание каждого своего следующего шага с учетом действий противника и, по возможности, предвидением или даже провоцированием противника на определенные ходы. В таких играх оттачиваются умение:
  • распознавать мотивы действий других,
  • понимать логику действий других людей,
  • предвидеть вероятные решения других,
  • выбирать точные способы реагирования на действия других.

С Викиум вы сможете развивать аналитическое мышление онлайн

Онлайн-игры типа «Эрудит» способствуют развитию навыка быстрого анализа и оценки информации, а также выбора правильной формулировки или подходящего слова.

И, конечно же, не следует забывать про такую проверенную веками игру, как шахматы! Шахматы относятся к тем видам игр, которые требуют от игрока умения провести анализ сложившейся на доске ситуации и выработать стратегию своих действий, стремясь при этом раскрыть замысел противника. Так, в добавление к аналитической мысли здесь требуется еще и стратегическое видение.

Но, пожалуй, самые эффективные тренировки мозг получает благодаря нашей склонности к мысленному экспериментированию . Этот тревожащий мозг вопрос «А что, если…?» увлекает не только ученых, но и всех тех, кто любит побаловать свой ум необычными заданиями. Их накоплено довольно много, на любой вкус и разного уровня сложности.

Самая известная из таких игр-загадок – это «Дилемма узника ».

Однако не менее увлекательно попробовать разобраться, например, с экспериментом под названием «Комната Марии». Мария – ученый исследователь, весьма талантливый и способный. Она сидит в специальной комнате или камере и наблюдает за окружающим миром через особенные окна, которые устроены таким образом, что Мария видит мир только в черно-белых красках. Она знает все про световые волны и про то, как возникает и меняется цвет. Но, увы, ее знания исключительно теоретические. Она еще ни разу в жизни не выходила из своей комнаты. Что произойдет, когда Мария выйдет из комнаты и увидит реальный мир во всех его красках? Сможет ли она опознавать цвета? Например, отличить красное яблоко от серого? Суть этого мысленного эксперимента в том, чтобы, проанализировав ситуацию, выработать и обосновать все возможные стратегии познания Марией мира красок.

А эксперимент-игра «Идеологический тест Тьюринга» не только развлечет игроков, но и послужит достойным тренажером для развития навыков анализа позиции своего оппонента. Для того чтобы победить, первому участнику дискуссии надо внимательно проанализировать аргументацию своего оппонента в споре и применить ее в своей речи так, чтобы судьи не догадались, кто автор данных аргументов — первый участник или его оппонент.

Более изысканных эрудитов могут привлечь неразрешенные научные проблемы. До сих пор существуют остающиеся без ответов вопросы философского плана, которые продолжают будоражить наш разум. Попытка просто осознать всю глубину вопроса и насладиться игрой своего ума, пытающегося найти ответ, стимулируют нашу мозговую активность.

К таким вопросам относят, например:

  • Почему всегда есть «что-то», но никогда не бывает «ничего»?
  • Почему наш мозг состоит из атомов, а сознание, которое есть продукт мозга, из атомов не состоит?
  • Что дает нам право утверждать, что мы и весь наш мир действительно реальны, а не являемся симулякром, иллюзией?
  • Обладаем ли мы свободой воли или являемся кем-то вроде зомби, сами того при этом не подозревая?
  • Способны ли мы быть объективными и, если да, то, в каких ситуациях?

Талантливых аналитиков не так уж много. Но регулярные занятия, пусть даже это будут всего лишь игры, вполне возможно помогут вам стать просто хорошим аналитиком. Что, в принципе, не так уж и мало.

Очень часто многие люди, обладая каким-либо навыком, не пользуются им по назначению, отказываются его развивать. Несмотря на то, врожденный это дар или приобретенный – он нуждается в развитии. Особенно это касается мышления, которое позволяет нам добиваться глобальных целей и достигать высот, не расходуя много сил. В данной статье мы поговорим о том, как развить аналитическое мышление.

Было это еще во времена школы. Тогда я хорошо дружила с Витей, с которым мы жили неподалеку друг от друга, а потому часто проводили время вместе. Витя был отличным парнем, однако чересчур заострял внимание на всяких мелочах. Он мог подолгу анализировать ту или иную ситуацию. Однажды Витя солгал матери, что сам написал контрольную, хотя списал ее у меня. Естественно его за это наказали, однако мой друг ничуть не расстроился. Он стал размышлять о том, как бы обернулась ситуация, поступи он иначе. И хотя прошлого было не вернуть, Витя постоянно придумывал иные варианты развития событий, давно прошедших.

Поначалу мне это казалось бесполезной тратой времени, однако вскоре Витя заставил меня поменять свои взгляды. Учитывая все свои предыдущие ошибки, мой друг наконец научился прогнозировать будущее, поэтому зачастую заранее знал результат того или иного поступка. Он научился максимально полезно планировать не только день, но и всю неделю, предугадывая многие события. Вот так вот то, что казалось мне глупостью, помогло Виктору развить аналитический склад ума.

Аналитическое мышление – что это и с чем его едят

Аналитическое мышление – это то, благодаря чему каждый из нас может логически исследовать, собирать в единое целое полученную информацию. Оно проявляется в способности человека тщательно изучать проблему, задачу или какую-либо ситуацию, производить анализ и выделение положительных, негативных сторон.

Чтобы было понятнее, приведем пример – герой известного детектива, Шерлок Холмс. Он как никто другой подходит под описание человека, обладающего аналитическими навыками. Холмс мастерски использовал все возможности собственного сознания, что позволяло ему улавливать любые мелочи, анализировать ситуацию и находить связь между причинами.

Люди, склонные к аналитическому мышлению, могут с легкостью обрабатывать большой блок данных, рационально разделяя его на несколько частей и последовательно их исследуя. Для этого также требуется хорошо развитое логическое мышление.

Однако, несмотря на близость, не совсем корректно ставить знак «равно» между аналитическим и логическим мышлениями. Давайте кратко рассмотрим основное различие между ними. Аналитическое мышление отвечает за тщательное рассмотрение и изучение приобретенного материала, сравнение с уже имеющимися данными, в то время как логическое основано на поиске и установлении связей между причинами и явлениями.

С помощью аналитического мышления мы можем лучше воспринимать информацию и надолго запоминать ее, чтобы в будущем воспроизвести или применить на практике.

Аналитическое мышление состоит из двух основных процессов:

  • формальный – для него характерен анализ, соединение информации в общий блок, подведение логичных выводов, закрепление нового материала в памяти;
  • творческий – основан на поиске новых знаний и информации. От формального отличается способностью воспринимать нематериальный мир, поэтому данный процесс требует активного использования интуиции.

Итак, цель аналитического мышления - постоянное и тщательное изучение вопросов и задач, акцентированное на мелких деталях.


Преимущества аналитически мыслящего человека

Аналитическое мышление развивает у нас следующие навыки:

  • быстрый поиск главного и второстепенного;
  • успешное решение любых задач, будь то бытовая ситуация или проблемы на работе;
  • поиск положительный и отрицательных сторон происходящих событий;
  • определение собственных возможностей и ограничений;
  • анализ происходящей проблемы и опыта, полученного после ее решения;
  • подведение обоснованных итоговых результатов;
  • принятие решений, базирующихся на статистических данных;
  • составление эффективного плана на день, основанного на реальных целях;
  • грамотное разделение процесса деятельности на разумные этапы;
  • прогнозирование.

Развитие аналитического мышление принесет пользу человеку во многих сферах жизни от повседневной до профессиональной. Благодаря нему мы лучше запоминаем и усваиваем информацию.Во время обучения аналитическая компетенция позволит лучше понимать и запоминать материал, чтобы в последующем без проблем воспроизвести информацию.

Подобный навык высоко ценится многими работодателями. В любой компании способность быстро находить приемлемый выход из сложной ситуации будет преимуществом. Если вы уже закончили школу, университет, не работаете – данный тип мышления стоит развивать хотя бы для анализа прошлого опыта, успехов, неудач и планирования будущего.

14 упражнений, которые помогут вам в тренировке аналитического склада ума

Когда вы задумаетесь о том, как развить аналитическое мышление, вам наверняка на ум придут различные логические игры. И это правильно. Однако стоит дополнить их еще несколькими упражнениями, о которых вы могли не подозревать.

Существует 14 эффективных упражнений на развитие аналитического мышления:

  1. Логические задачи – подобное упражнение прекрасно подойдет для тех, у кого логика является слабой стороной. Следует начинать с простых задач на аналитическое мышление, постепенно повышая уровень.
  2. Математические примеры – желательно отдавать предпочтение сложным примерам, в которых присутствуют переменные величины.
  3. Кроссворды – когда сможете без проблем решать их, попробуйте придумать свой. Это нелегко, но отлично развивает мышление.
  4. Головоломки – подойдут пазлы, ребусы или кубик Рубика.
  5. Шахматы – отлично подойдет для тех, кто любит парные игры.
  6. Чтение книг – не просто читайте, а вдумывайтесь в сюжет, в поступки героев. Размышляйте над тем, почему они поступили так, какой еще вариант был.
  7. Анализ повседневных ситуаций – развивайте критическое отношение ко всему, проявляйте сомнение по отношению к поступающей информации, ищите новые факты и самостоятельно проверяйте их. Уделяйте внимание мелким деталям, ищите связи между предметами, которые не сразу бросаются в глаза;
  8. Получайте новые знания ежедневно – выберите одну интересную для вас тему и ищите что-то новое по ней.
  9. Ищите альтернативы – решая задачу, не выбирайте один вариант решения, ищите дальше. Проанализируйте ситуацию и подумайте, что могло ускользнуть из поля зрения, что могло бы помочь получить иной результат.
  10. Принимайте участие в дискуссиях – говорите с друзьями на различные темы. Делитесь своим мнением, приводите аргументы и тренируйтесь последовательно излагать собственные мысли.
  11. Узнавайте больше об окружающих вас вещах, явлениях – увидев что-то обыденное, задумайтесь, как оно работает. Ответ не должен даваться легко, углубляйтесь в детали, чтобы получить исчерпывающий ответ.
  12. Создайте ментальную карту – карта мыслей представляет собой способ визуализации мыслительного процесса. Суть упражнения проста – возьмите ключевую мысль и поместите ее в центр. Затем к ней добавляйте связанные по смыслу или значимости элементы. Можно придумать ассоциации к каждому элементу. В конце у вас должна получиться картина вашего мыслительного процесса. Это не обязательно делать в уме, рисуйте на бумаге или компьютере.
  13. Ведите записи – записывайте в ежедневник ваши цели, методы их достижения и итоги. Если достичь цели не удалось, проводите анализ ситуации, выводя основные ошибки.
  14. Моделируйте ситуации – самостоятельно придумайте проблемную ситуацию и попробуйте ее разрешить.


Главным образом, развитие аналитического мышления основывается на трех основных задачах:

  • Узнавайте больше нового;
  • Обучайтесь на опыте других;
  • Применяйте знания на практике.

Как часто нужно заниматься?

Постарайтесь выполнять упражнения для развития мозговой деятельности хотя бы раз в день. Они не требуют больших затрат времени или сил. Составьте собственный график, с помощью которого будет легче придерживаться регулярных тренировок. С каждым разом ставьте себе задачи все сложнее и сложнее. Вскоре вы сами не заметите, как разовьете аналитическое мышление.

Специальные упражнения помогут вам успешно и эффективно развивать аналитическую компетенцию и систематизировать личную жизнь, добиваться успеха в различных областях. Следуйте некоторым рекомендациям, с помощью которых вы быстрее освоите эти навыки:

  • старайтесь всегда и во всем видеть закономерности;
  • создайте себе полезные привычки для развития мозговой деятельности;
  • постоянно анализируйте;
  • ищите причинно-следственные связи;
  • перед тем как что-то сказать или сделать, постарайтесь предугадать, к чему это приведет;
  • учитесь на собственных или чужих ошибках, чтобы в дальнейшем не повторять их.


В качестве заключения

Аналитическое мышление – это один из многочисленных ключей к успеху, который так легко достать. Упражнения для развития аналитического мышления доступны абсолютно каждому. С их помощью вы не только разовьете собственное сознание, а также весело проведете время.

Теперь, вопрос как развить аналитическое мышление не поставит вас в тупик, ведь существуют различные и интересные упражнения. Продолжайте развиваться дальше, формируйте аналитический склад ума. Кроме того, хотелось бы посоветовать тренировать мышление вообще. Узнать о других упражнениях для развития сознания вы можете на данном сайте. Читайте статьи, узнавайте новое и спешите применить знания на практике.


В повседневной жизни – как в работе, так и в личных делах – мы часто сталкиваемся с трудностями. С некоторыми ситуациями совладать бывает легко. Другие же могут быстро выбить почву из-под ног. На решении отдельных проблем мозг может зациклиться на достаточно долгое время. Именно здесь нам поможет аналитическое мышление. Первичными целями анализа любой ситуации – это выяснение корня проблемы, предсказание ее влияния на повседневную реальность, а также развитие стратегии, направленной на решение.

Итак, в целом аналитическое мышление является способностью представить данную ситуацию, рассмотреть ее с разных углов и разбить на более мелкие составляющие. Как развивать аналитическое мышление? Давайте рассмотрим несколько методов, позволяющих это сделать.

  • Конечно, первым шагом в развитии аналитических навыков будет непосредственная работа над развитием логики. Это может быть все, что угодно – начиная от шахмат и разгадывания головоломок и заканчивая решением задач из учебника по алгебре для седьмого класса. Различные задачи для развития логики можно найти в специальных изданиях, на просторах сети Интернет.
  • Второй шаг – обеспечить регулярность занятий. Нужно понять, что в развитии умения мыслить аналитически не может быть поблажек и легких путей. В особенности для тех, кто с юности считает себя «гуманитарием». Решение логических задач подобно тренировке мышц. Занятия необходимо проводить дозированно, но регулярно. Помимо того, что при постоянных занятиях математикой или шахматами вы все больше будете развивать аналитические навыки, вы обнаружите, что также эти занятия развивают силу воли. Ведь заставлять себя ломать мозг над очередной задачей, когда в этом отсутствует прямая надобность – занятие не для лентяев. Поэтому, помимо аналитического мышления, будет разрабатываться и «мышца» воли.
  • Третье – обеспечьте разнообразие когнитивных нагрузок. Учеными был проведен следующий эксперимент. Взрослым людям, которые никогда не держали в руках «Тетрис», давали задание играть в эту игру. После некоторого времени в областях мозга, ответственных за выполнение сопутствующих игре умственных операций, количество нервных связей увеличилось.

    Это происходило в тот момент, когда в умении играть у испытуемых наблюдался значительный прогресс. Но после этого увеличения нервных связей не происходило. Люди продолжали играть на автомате, не хуже, чем делали это ранее. Однако они уже не делали никакого прогресса. Развитие их аналитических способностей в рамках этой игры останавливалось на этой точке.

    Вывод может быть только один: чтобы развивать умение анализировать ситуацию, нужно постоянно снабжать мозг новыми задачами. При этом они должны нести более-менее серьезную нагрузку для мышления, так как развить аналитический склад ума невозможно, обучая мозг действовать на автомате.

Аналитическое мышление может сделать жизнь легче во всех ее аспектах, где требуется умение принимать решения или решать проблемы. Однако, правильно проанализировав ситуацию, необходимо уметь и оценивать степень полезности предпринимаемых решений.

В той или иной стратегии решения проблемы всегда будет иметься несколько плюсов и минусов. Чтобы понять, какой подход будет наиболее эффективным, необходимо оценивать «вес» каждого из них, степень и глубину его эффективности. А также во время анализа ситуации может оказаться, что ее составляющие могут попадать в одну из категорий – «важные» или «срочные». В таком случае, с каждыми из них стоит работать по отдельности. Так или иначе, развив способность к аналитическому мышлению, решение различных проблем будет происходить быстрее и успешнее.

Аналитическое мышление как качество личности – способность выделять в анализируемом объекте существенные для него детали, незамеченные для поверхностного взгляда, находить его скрытые причинно-следственные связи; проявлять практический интеллект, логически рассуждать, исследовать объект, ситуацию посредством разбиения ее на более мелкие части, или отслеживания предпосылок ситуации шаг за шагом по принципу причинности.

Как работает аналитическое мышление? Нам задан вопрос: «Сколько углов останется у стола, если один отрезать?» Кто-то скажет, что три (при определенных условиях он будет прав). А кто-то, что пять (это не единственно верный ответ). Человек же с аналитическим складом ума и хорошими аналитическими способностями, прежде чем ответить, задаст себе (или спрашивающему) следующие вопросы, которые помогут докопаться до истины: Какую форму имеет стол? Сколько углов у него изначально? Ведь столы бывают не только квадратные или прямоугольные, также они могут иметь форму, например, треугольника. Как режем? От этого (ну и от формы стола конечно) напрямую зависит правильность ответа. Если у квадратного стола отрезать угол не далеко от края, то останется 5 углов, а если распилить по диагонали (фактически мы отрежем один угол, что не противоречит условию), то останется 3 угла.

Возьмём простой пример: Два человека спускаются по дымоходу. Один вылез с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?

Такой вопрос задал Учитель ученику. — Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо! — Ответ неправильный. Подумай логически: ведь тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, взглянет на того, у кого лицо грязное и решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться. - Интересно придумано! - восхитился ученик. - А загадайте мне, Учитель, другую логическую задачу! - Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться? - Но мы ведь это уже выяснили, пойдет умываться тот, у кого лицо чистое! - Это не совсем так. Они оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидев, что напарник пошёл умываться, поймёт, что и у него грязное лицо, и тоже соответственно пойдёт умываться.

Я об этом даже не подумал! Поразительно - я допустил такую глупую логическую ошибку! Учитель, давайте ещё один вопрос! - Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться? - Ну… наверное оба пойдут умываться. - Опять неверно. Никто из них не будет умываться. Поразмышляй логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться. Так он поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться. Молодой человек пришёл в отчаяние от такого ответа. - Спросите меня еще о чем-нибудь! - Ладно. Два человека спускаются по дымоходу… - О Господи, дай мне силы! Никто из них не пойдёт умываться!!! - Неправильно. Скажи мне, как вообще может случиться такое, чтобы два человека спускались по одной и той же грязной трубе, при этом один из них испачкал лицо, а другой - нет?!

Человек с проявленным аналитическим мышлением не купится на кажущуюся простоту этого вопроса. Прежде всего, аналитик разделит информацию на отдельные составляющие и начнёт всесторонне анализировать эти составляющие. После этого, аналитик сделает всё возможное, чтобы сгенерировать недостающую информацию посредством логических выводов и умозаключений. Если это задача, то на основе предыдущих шагов он наметит несколько вариантов ее решения. Далее аналитик проанализирует каждый вариант в отдельности, стараясь взвесить все его жирные плюсы и минусы. В конечном счёте, выбирается самый оптимальный вариант.

У Александры Марининой есть героиня Настя Каменская, отличающаяся отменным аналитическим мышлением. Перед лицом самых запутанных и противоречащих данных Каменская не пасует. Она начинает с анализа. Аналитическая способность предполагает умение видеть и понимать мелочи, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять те из них, которые остаются незамеченными для поверхностного взгляда, но для данного дела имеют существенное значение. Каменская умеет видеть сразу и целое и детали, быстро ориентируется, способна познавать и выделять в предметах, явлениях наиболее существенное, часто скрытое, умеет отличать видимость предмета, явления от их сущности, за фактами видеть целое, связи, закономерности.

Каменская на новой работе начинает создавать аналитический отдел в ведомстве Заточного. И одним из её первых заданий оказывается анализ возможностей проникновения криминальных структур в учебно-образовательные учреждения МВД.

Анализируя данные по нераскрытым насильственным преступлениям, Настя обнаруживает интересную картину: в одном из районов Москвы уровень насилия резко снизился, а в соседнем - наоборот, повысился, в результате оба эти района образуют знак бесконечности (∞), и центр этой «перевёрнутой восьмёрки» приходится как раз на один научно-исследовательский институт. И тогда становится понятно, о какой бесконечности писал в своей предсмертной записке покончивший с собой сотрудник этого института.

Как относится к аналитическому мышлению Бог? Бог говорит: ««Тот, кто знает, что цель философских изысканий может быть также достигнута и в процессе преданного служения, и понимает, что метод аналитического изучения материального мира и метод преданного служения находятся на одном уровне, тот видит вещи в истинном цвете… Пока человек полностью не освобожден, он должен пользоваться мечом аналитического знания, тело подобно дереву, и анализ – это как ветка дерева, топорище, на которое одевается духовное знание – топор, чтобы срубить само дерево тела, выросшее из невежества. Когда же человек освобожден, и дерево материального отождествления срублено, преданный должен положить этот топор аналитического знания и больше его не трогать».

Человек с проявленным аналитическим мышлением не попадёт в ловушку кажущейся простоты ситуаций.

Многие мнят себя психоаналитиками, но при этом не умеют расставлять приоритеты и делать правильные выводы из своих поступков.

Плодотворное аналитическое мышление – удел мускулистого разума.

Петр Ковалев 2015 год