Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Дикция с пробкой во рту. Эффективное упражнение, чтобы улучшить дикцию. Упражнения для дикции: полезные советы. Упражнения для вдохов и выдохов

Четкая дикция имеет большое значение не только для певцов, телевизионных ведущих и публичных ораторов – в повседневной жизни она также занимает особое место. Если у вас проблемы с дикцией, то, впоследствии не исключены некоторые трудности в общении с людьми, однако в ваших силах исправить положение, начав занятия с педагогом или приступив к самостоятельному обучению.

Что такое дикция и зачем ее нужно развивать

Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Над ней непременно стоит работать, так как это благоприятным образом сказывается на том, как нас воспринимают окружающие люди.

Стоит заметить, что это крайне редкое качество – дикция, четкая от природы. Однако это не значит, что мы не можем улучшить собственное произношение – это возможно, как в детские годы, так и во взрослые. Конечно, второй вариант предполагает более кропотливый подход. Взрослый человек на протяжении многих лет привыкает говорить определенным образом, поэтому изменить это не слишком просто. Зато впоследствии результаты, непременно, себя оправдают.

Упражнения для развития дикции

Как правило, для того, чтобы развить дикцию, применяют определенные упражнения: скороговорки, тренировка дыхания и так далее.

Упражнения с пробкой, орехами или конфетами во рту

Это упражнение весьма полезно перед произношением скороговорок. Итак, разминаем язык и губы! Для того передними зубами стоит зажать конфету, орех, пробку или карандаш. Заметьте, что ваш язык не должен соприкасаться с выбранным предметом. Обнажите зубы, немного приоткрыв рот. Теперь, зажимая зубами, например, орех, начинайте произношение согласных звуков, впоследствии прибавляйте к ним гласные, таким образом, формируя слоги. После этого можно приступить к произношению слов и полных фраз.

Повторение скороговорок

Без скороговорок довольно сложно развить красивую речь. Попробуйте взять на вооружение сразу несколько скороговорок, впоследствии обратив внимание на то, какие из них даются вам тяжелее. Сконцентрируйте внимание на «проблемных» звуках, уделяя им больше времени. Не забывайте о регулярности занятий, дабы у речевого аппарата была возможность привыкнуть к верному произношению.

Представляем вашему вниманию несколько весьма полезных скороговорок: «Гроза грозна, грозна гроза», «Дед стал стар», «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой», «У села ли села лиса, у опушки ли леса», «Колотил Клим в один блин клин».

Постановка красивой речи самостоятельно

Конечно же, если вы хотите, чтобы ваша речь отличалась красотой и грамотностью, важно как можно больше читать, тем самым пополняя свой словарный запас. Лучше отдавать предпочтение классике и научной литературе.

Чтение. Читайте вслух, но при этом следите, чтобы ваш голос не звучал монотонно. Представьте, что вы читаете кому-то, и хотите, чтобы человек слушал с интересом. Конечно же, в этом случае важно менять интонацию, скорость чтения, а также громкость. Обратите внимание, что иногда могут быть необходимы паузы – например, перед началом диалога или при выделении особо важных моментов. Также важно, дабы паузы были к месту, и рекомендуется не затягивать их.

Пересказ. Важно «зафиксировать» то, что вы прочли или посмотрели. Например, ознакомившись с каким либо произведением или художественным фильмом, перескажите его. Конечно, желательно это делать с использованием диктофона. Впоследствии вы можете прослушать запись и выявите все свои недочеты. Также периодически пересказывайте усвоенный материал друзьям или родственникам, следя за тем, как воспринимается рассказ – человек явно скучает, пытается сменить тему или слушает с неподдельным интересом?

Обогащайте запас слов. Старайтесь регулярно добавлять в свою речь новые слова. Если вам попадается какое-то неизвестное слово, непременно запомните его, посмотрите значение. Многие люди предпочитают вставлять в разговор «умные» слова, не до конца понимая, что они значат – не допускайте подобной оплошности.

Интересуйтесь новой информацией. Иногда в разговоре вполне уместно и органично звучат факты из истории и современной культуры, и было бы замечательно, если бы вы имели представление хотя бы о некоторых из них. Для этого периодически стоит просматривать новости и интересоваться известными и просто занимательными историческими фактами.

Ударения. У некоторых людей имеется досадная проблема – они грамотно пишут, но не могут похвастаться идеальной речью, и все это из-за неверной расстановки ударений. Если вы не уверены, как произноситься какое-либо слово, то не применяйте его, пока не сможете заглянуть в словарь и выяснить нужную информацию.

Выразительность. Следите за тем, чтобы то, что вы говорите, звучало выразительно – недопустимо бормотать себе под нос или выдавать все на одном дыхании. Чтобы ваша речь звучала с нужной интонацией, периодически читайте с выражением.

Гибкость. Научитесь «чувствовать» своего собеседника. Например, вы видите, что человек расстроен и без интереса слушает ваши рассказы – вероятно, он сам хочет выговориться, его что-то волнует. Подберите нужные слова, которые помогут ему раскрыться.

Лаконичность. Лаконичность – это именно то, что не хватает многим людям при озвучивании какой-либо информации. Чаще всего это раздражает собеседников, особенно при телефонном разговоре или же в момент, когда человек занят каким-то делом. Если вы хотите донести до кого-то что-то действительно важное, следует научиться говорить по делу, не делая длинных вступлений и не отклоняясь от темы.

Что такое артикуляция

Четкая артикуляция оратора дает возможность слушателям правильно понимать его. Если артикуляция нарушена, а это может быть вызвано физиологическими особенностями, то в некоторых случаях это может мешать полноценному общению. Тем не менее, тренировка мышц губ и языка могут улучшить положение.

Органы артикуляции

Органы артикуляции можно условно разделить на подвижные и неподвижные. К первым относятся увула, губы и язык, а ко вторым – зубы, а также твердое и мягкое небо. Наиболее активным из перечисленных органов считается язык – он может занимать во рту различные положения, сближаясь с органами, которые менее подвижны. В итоге образуются определенные звуки речи.

Упражнения для развития артикуляции

  • 1) Сначала необходимо разработать кончик языка. Представьте свой язык молоточком, которым вы бьете по зубам. При этом нужно повторять: «да-да-да-да». Потом аналогичным образом переходите к буквам «Д» и «Т».
  • 2) Освободим гортань и язык. Вам необходимо быстро вдохнуть через нос, а потом стремительно выдохнуть через рот. Звук при выдохе: «Фу». Желая укрепить мышцы гортани, вместо «Фу», говорите «Г» либо «К».
  • 3) Перед каждой фразой важно уметь вовремя набирать воздух. Разработаем этот навык. Приступайте к чтению вслух какого-нибудь рассказа, перед каждым предложением набирая воздух. Если вы будет регулярно выполнять это упражнение, то нужный навык войдет в привычку. Обратите внимание, что вдох, впрочем, как и выдох должен быть бесшумным, практически незаметным для окружающих.
  • 4) Активируем губные мышцы. Надуйте щеки, после чего, сквозь сжатый рот, хлопком освободите воздух. При этом произносите «П» и «Б» (быстро, одну за другой).
  • 5) Не забывайте правильно разделять воздух, если хотите чтобы ваша артикуляция был развитой. Когда человек говорит громко, ему обычно необходимо больше дыхания. В свою очередь тихое произношение заставляет больше контролировать выдох. Поочередно произносите фразы то тихим, то громким голосом.
  • 6) Постарайтесь научиться произносить гласные буквы на одном потоке, чередуя их с четким произношением согласных. Возьмите книгу и прочтите какое-либо предложение. Теперь повторите его, игнорируя согласные. гласные при этом немного как бы тяните. После этого в плавный поток гласных вставляйте четкие согласные.
  • 7) Этот прием также работает на улучшение дикции. Произносите любые слова, выделяя их окончания – они должны звучать четко и резко. С помощью этого упражнения ваша речь обреете больше выразительности.
  • 8) Возьмите на вооружение несколько скороговорок, которые будут несхожи между собой. Это поможет вам развить артикуляцию. Начинайте произносить скороговорки неспешно, но понемногу темп должен нарастать. Важно, чтобы ваши фразы звучали не только внятно, но и выразительно.
  • 9) В ваших силах улучшить то, как звучат произносимые вами звуки. Задействуйте звуки, которые в вашем случае являются «проблемными». Теперь громко произносите слова, которые включают в себя эти звуки. Для этой цели можно использовать словарь. Чем чаще вы будете прорабатывать этот звук, тем быстрее научитесь произносить его без каких-либо затруднений.

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. Образование гласных происходит в связи с колебанием голосовых связок, в момент, когда воздух проходит через гортань. Являясь периодическими, колебания создают музыкальный звук. Наверно, вы заметили, что когда образовывается гласный звук, воздух выходит изо рта беспрепятственно, в отличии от любого согласного звука.

Гласными переднего ряда считаются звуки «И» и «Э». Когда вы их произносите, то вашему языку приходится продвигаться вперед, упираясь кончиком в передние нижние зубы.

В свою очередь «А» и «Ы» - гласные среднего ряда. Попробуйте произнести их, и вы почувствуете, как ваш язык отодвигается немного назад.

«У» и «О» являются гласными заднего ряда, при произношении которых, языку необходимо отодвинутся назад в несколько большей степени.

Обратите внимание, что от того, как вы поднимаете язык к небу зависят:

  • гласные верхнего подъема («Ы», «И», «У») – в этом случае язык в большей степени поднимается к небу.
  • гласные среднего подъема («О», «Э») – язык необходимо поднимать к небу не так высоко.
  • гласные нижнего подъема (лишь «А») – язык либо не приподнимается вообще, либо лишь минимально.

Красивая речь и её враги

Красивая речь – это, прежде всего, грамотная речь. Множество стилистических ошибок может сложить о вас ложное представление, а в некоторых случаях и помешать общению. Определим, какие еще помехи встречаются на пути к красивой речи.

Наверно, вы знаете, о каких именно словах идет речь. Всякие «ну», «это», «э», «типа» и тому подобные слова, употребленные без острой нужды, нисколько не украсят вашу речь – они пусты и не имеют никакого смысла!

2. Матерные слова

Тут и объяснять ничего не нужно. Если вы хотите создавать положительное впечатление, то напрочь исключите мат из своей речи, даже когда вам кажется, что это вполне уместно.

3. Сленг

Многие люди, постепенно начали внедрять в свою речь сленг, полагая, что это помогает им идти «в ногу со временем». Однако стоит помнить, что не каждый собеседник знаком с новыми модными словечками, которые могут быстро кануть в лету, и в целом – он и не обязан их знать. Ваше общение будет проходить гораздо тяжелее, нежели могло бы быть, если человеку периодически придется спрашивать, что вы подразумеваете под тем или иным выражением.

Регулярно контролируйте, то, что вы говорите и как вы говорите, и, несомненно, это обеспечит вам славу прекрасного собеседника. Помните, что красивая и четкая речь всегда будет вашим достоинством, а иногда и преимуществом!

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы — как работать над скороговорками.

«Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок». К.С. Станиславский.

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом — вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Существует закон «сценической» скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? — Работайте над скороговорками для развития речи!

Тренируем дикцию

1. (Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.

5. (Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) — Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) — Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) — Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) — Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

41. (К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) — Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) — Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) — Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Русские народные скороговорки

49. (Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) — В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.

58. (П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) — Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) — Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»

67. (П) — Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) — Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд — уцепился за прут.

Упал Ипат — пропали пять лопат.

80. (П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) — Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!

89. (Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) — Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) — У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

102. (С,нь,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) — Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) — Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) — Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) — Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) — Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) — Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) — Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) — Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) — Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) — Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) — Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) — Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) — Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) — Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) — Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) — Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) — Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) — Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) — Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) — В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) — Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.

138. (Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) — Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) — Яшма в замше замшела.

141. (Ш) — Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) — Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) — Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) — Поршень — не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) — У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) — Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) — Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) — У Ерёмы и Фомы кушаки — во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) — Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) — Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) — Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки —
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) — Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) — Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) — Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) — В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец —
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) — Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) — Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

Дикция. Упражнения.

Хотите научиться говорить так, чтобы вам внимали с открытым ртом и восхищенным взглядом? А может, вы хотите с успехом выступить в аудитории или даже блестяще пройти конкурс на диктора? Может быть, вы хотели иметь такую специальность, в которой очень важна постановка голоса и красивое звучание, но в силу неразвитости и бедной окраски тембра своего голоса даже и не пытаетесь осваивать желанные просторы?

Не огорчайтесь! С помощью упражнений, предложенных в статье, вы можете поработать над своим речевым аппаратом и добиться объемного и полного звучания собственного голоса, красивого по тембру, с большим диапазоном. И что очень важно – улучшив дикцию речи, вы почувствуете уверенность в себе и повысите свою самооценку. Ваши шансы найти высокооплачиваемую работу, предполагающую широкие контакты с людьми различных социальных групп и лидеров верхушки, заключение всевозможных сделок и договоров, продвижение какого-либо продукта существенно возрастут, поскольку приятный и легко модулирующий голос, принимающий в нужной ситуации определенные оттенки, быстрее расположит к вам слушающего человека.

Вводные упражнения:
Прежде чем начинать выполнение упражнений, позаботьтесь о соответствующей обстановке. Выберите достаточно просторное место или комнату, чтобы ничего не отвлекало вас и не мешало, даже было бы неплохо убрать лишние вещи, чтобы обеспечить достаточную акустику.

Рекомендуем отвести на выполнение каждого из упражнений по развитию дикции 5-10 минут и переходить к следующему только после того, как достаточно хорошо освоили текущее.
В первую очередь надо поработать над дыханием. Во время выполнения этого упражнения вы должны постоянно дышать через нос, следите за этим.

1. Работа над вдохом-выдохом
Одним из первых упражнений для улучшения дикции является правильное дыхание Выдох: расставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс и сделайте медленный выдох через маленькое отверстие в губах так, чтобы ощущалось сопротивление воздуха губами. При этом мысленно проговаривайте любое четверостишие, какое придет в голову.
Проделайте такое упражнение в сочетании с ходьбой, бегом, имитацией кошения травы, колки дров, подметания веником и т.д.
Правильный выдох будет ровным, эластичным, он не должен сбиваться при различном положении тела и вы ощутите напряжение нижереберных мышц, тренируя которых, добьетесь нужного выдоха.
Вдох: наклонитесь медленно вперед так, чтобы спина была прямой и сделайте вдох; выпрямляясь назад, сделайте выдох и тяните звуки «ги-м-м-м…» с одновременной ходьбой.
Теперь вернитесь к начальному положению, снова неторопливо наклонитесь на вдохе, раскиньте руки в стороны и сведите их за головой. В таком положении выпрямляйтесь на выдохе и тяните: «гн-н-н…» с одновременной ходьбой.
Вслед за этим необходимо выполнить еще одно упражнение для улучшения носового дыхания.
При закрытом рте делаем короткий вдох носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопываем по ним своими пальцами.
Повторяя предыдущее упражнение, на выдохе тянем звуки «М» и «Н» и постукиваем кончиками пальцев по ноздрям в порядке очередности каждую.
При открытом рте делаем вдох через нос и медленно выдыхаем через рот, так повторяем несколько раз, не закрывая рта.
Теперь сделайте массаж: нажимая, поглаживайте межреберные мышцы, затем мышцы живота синхронными круговыми движениями рук, что поможет улучшить кровообращение в мышцах и подготовит их к дальнейшим упражнениям.

2. Тренировка мышц неба
Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э».
Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы ощущения были схожими.
Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так повторяйте несколько раз.

3. Тренировка губ и языка
Тренировка губ и языка Для тренировки верхней губы произнесите «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», а для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
Придайте расслабленному языку форму лопаты и положив его на нижнюю губу, произнесите «И», «Э», повторите несколько раз.
Придайте языку форму изогнутого крючка и проведите острием по небу, одновременно произнося «О», «У».
Тяните звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и губам.

4. Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса, освобождение от мышечных зажимов
Произнесите любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными.
Затем проговорите то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, вы почувствуете свой центр речевого голоса, т.е. определите, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно.
То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево-вправо.
Прочтите скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных.
Глубоко вдохните и задержите дыхание (лучше зажать нос пальцами) и громко читайте любой текст. Выдохните и снова вдохните через нос в тех местах текста, где это нужно по смыслу и грамматическим паузам (и так выполняйте во всех положениях тела).
После этих упражнений прочтите текст еще раз уже естественным голосом, и прислушайтесь к его звучанию, отметив разницу в дикции до и после упражнений.

Упражнения для улучшения дикции:

После выполнения всего вышеописанного можно переходить к упражнениям, улучшающим дикцию. Они направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.

1. Слабая нижняя челюсть
Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.
То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

2. Мягкое небо
Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.
Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.
Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

3. Вялый язык и губы
Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

проговаривайте «БЯ» , положив язык на нижнюю губу;
произносите звуки «АС» , быстро высовывая и убирая язык за зубы;
произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ» ;
для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;
сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М» , затем улыбнитесь.

4. Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта
При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!» , которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».
Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М» , затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

5. Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов
Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ» ) – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.
Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

6. Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе
В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.
Упражнения для улучшения дикции Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание, МирСоветов рекомендует снизить темпы и постепенно их увеличивать, доводя до максимума.

7. Развитие диапазона и усиление голоса
Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.
После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.
По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

Ещё один ряд очень полезных упражнений, выполнение которых в короткие сроки даст ощутимый результат:

1. Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе:

А – О – У – Э – Ы – И

Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании.

2. Затем следуют упражнения на звукосочетания:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ­ -П ТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ­ -ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ­ -КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ­ -Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ­ -НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ­ -МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ­ -ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ­ -РТИ

3. Следующие строфы из В.БРЮСОВА следует читать сначала медленно, артикулируя каждый звук, и постепенно переходить к скороговорке:

ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ
РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ.
ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ, КВЕРХУ ВСКИДЫВАЕМЫЕ
РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ И ДО ЗАРИ.
ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ,
ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ
МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ,
ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ.
ТЬМАМИ ВСАСЫВАЮЩИМИ ОПОЯСЫВАЕМЫЕ,
ЗАМЕТАЛИСЬ, ЗАТЕРЯЛИСЬ В ОКЕАНЕ КОРАБЛИ,
С НЕУДЕРЖИВАЕМОСТЬЮ ПЕРЕБРАСЫВАЕМЫЕ,
ВОДОЗМЕИ, ОГНЕЗМЕИ ИХ В ПУЧИНУ ЗАВЛЕКЛИ.
ЧЕМ ОБМАНЫВАЕТЕ ВЫ? НЕ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
ИЗГИБАНИЙ, ИЗВИВАНИЙ ДЛИННОВЫТЯНУТЫХ ТЕЛ?
И ЗАЛАСКИВАЕТЕ ВЫ НЕ МЕДЛИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
ЛАСК ПЬЯНЯЩИХ, УВОДЯЩИХ В НЕИЗВЕДАННЫЙ ПРЕДЕЛ?

Скороговорки (ещё больше скороговорок Вы можете найти на нашем сайте ):

У быка бела губа была тупа;
Обычай бычий, ум телячий;
Купи кипу пик;
От топота копыт пыль по полю летит;
Пол четверти четверика гороху без червоточинки;
Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
На дворе трава, на траве дрова Раз дрова, два дрова, три дрова;
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши;
Под жгуче-желтым абажуром жук летает и жужжит;
Король-орел, орел-король;
Топоры остры до поры, до поры остры топоры;
Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши;
Прозаседавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшим­ ся в Константинополе;
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Гекзаметры:

1. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил;
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
Образ его несказанной красой озарила Афина,
Так что дивилися люди, его подходящего видя.
Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.

2. Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

3. Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась опора.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
Каждый из этих стихов говори на одном выдыханьи,
И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
И в положеньи подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, - иль стиха, как её называют, -
Паузу краткую выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй;
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы,
Звук же вперед направляй, дабы он резонировал “в маске”.
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука;
Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал;
Чтоб равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
Вот как на первых порах надлежит проводить упражненья.

1. Широко отрыть рот, закрыть рот
Верхнюю губу подтянуть вверх, обнажая зубы
Нижнюю губу подтянуть к нижним деснам, обнажая зубы
Чередовать движение верхней и нижней губ
Открыть рот и делать скользящие движения верхней губы, натягивая ее на зубы
Открыть рот и нижнюю губу натягивать на зубы, затем оттягивать губу вниз, обнажая нижние зубы
Губы вытянуть вперед в трубочку, растянуть в улыбке
Рот открыт, язык вытянут вперед, тянуться языком к кончику носа и подбородку поочередно
Рот полуоткрыт, губы сомкнуты, языком делать «уколы» то в одну, то в другую щеку
Рот полуоткрыт, высовывать язык наружу «жалом», затем вернуть в исходное положение
Губы сомкнуты, вращательное движение языком под губами в одну и в другую сторону
Рот открыт. Присасывание кончика языка к альвеолам (бугоркам на верхнем небе) и резкие отпускания. Должен раздаваться звук «цоканье»

2. Упражнение “Аквалангист”

Это упражнения на развитие грудного дыхания. Нужно стараться произносить слова, первые буквы которых подчеркнуты, как бы изнутри, из живота, на выдохе. Попробуем?


Я становлюсь Аквалангистом
Все ниже опускаюсь, ниже
А дно морское ближе, ближе
И вот уж в царстве я подводном
Хоть опустился глубоко
Но голосом грудным свободным
Распоряжаюсь я легко
Чтоб овладеть грудным регистром
Полезно стать аквалангистом

3. Упражнения для развития дикции. Упражнение А.В. Прянишникова:

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении
Следует клетку грудную расширить слегка при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье,
И последи, чтобы грудь не сжималась в течении речи,
Так как при выдохе движется одна диафрагма.
Чтенье, окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Четко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса звук был свободен.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем убрать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался. Выдох вести экономно, с расчетом на каждую строку:
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность -
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражнении.

3. Трудновыговариваема­я

Мы все знаем, что в некоторых словах встречаются очень сложные для выговаривания буквосочетания. В этом коротеньком упражнении собраны все самые “трудновыговариваем­ые” слоги. если вы научитесь проговаривать их, вам ничто не страшно.

ЛРИ - РЛИ, ЛРЭ - РЛЭ, ЛРА - РЛА, ЛРО - РЛО, ЛРУ - РЛУ, ЛРЫ - РЛЫ
МНИ - НМИ, МНЕ - НМЕ, МНА - НМА, МНО - НМО, МНУ - НМУ, МНЫ - НМЫ
КПТИ - ГБДИ, КПТЭ - ГБДЭ, КПТА - ГБДА, КПТО - ГБДО, КПТУ - ГБДУ, КПТЫ - ГБДЫ
ПТКИ - ГБДИ, ПТКЭ - ГБДЭ, ПТКА - ГБДА, ПТКО - ГБДО, ПТКУ - ГБДУ, ПТКЫ - ГБДЫ
ЗЖДРИ, ЗЖДРЭ, ЗЖДРА, ЗЖДРО, ЗЖДРУ, ЗЖДРЫ

5. Скороговорки (ещё больше скороговорок Вы найдете на нашем сайте):
Мы все знаем пользу скороговорок, вот небольшая подборка тех, которые мне очень нравятся или по содержанию, или по своей сложности:

От топота копыт, пыль по полю летит
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла
Рыла свинья белорыла пупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла подрыла
У нас на дворе - подворье, погода размокропогодилась
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали
Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшего­ ся Николку
Интервьюер интервента интервьюировал
Бомбардир бомбардировал Брандербург
Константин констатировал
А мне не до недомагания
Не велик бицепс у эксгибициониста
Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал лорингиты
Из-за пригорка, из-под приподвыподверта зайчик расприподвыподверну­ лся
К Габсбургам из Страсбурга, приехал Вахмистр с Вахмистершей и Ротмистр с Ростмистершей, но Вахмистр с Ротмистершей, а Ротмистр с Вахмистершей из-под Сыктывкара
На мели мы лениво, налима ловили, для меня вы ловили линя. О любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня
Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку, за скороговорочкой
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,­ надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить­ и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу промолчал, а говорил что у гусыни усов не ищи - не сыщещь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола - колокола, что у осы не усы, не усища, а усики
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшим­ ся в конституционном городе Константинополе и спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные­ пневмомешковыколачи­ ватели

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.
1. па, по, пу, пы, пэ
пя, пё, пю, пи, пе
та, то, ту, ты, тэ
тя, тё, тю, ти, те
са, со, су, сы, сэ
ся, сё, сю, си, се
жа, жо, жу, жи, же

2. ап, оп, уп, ып, эп
ат, от, ут, ыт, эт
ас, ос, ус, ыс, эс
аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки:

Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь­ .

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется причтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнеснием согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Хотите чтобы ваш ребенок в будущем стал теле- или радиоведущим, известным актером? Сами планируете построить успешную карьеру на сцене? Тогда нужно долго и упорно заниматься развитием сценической речи. Методика обучения включает разнообразные упражнения на дикцию. Есть специальные занятия по актерскому мастерству как для взрослых, так и для детей. Хотите узнать что такое сценическая речь и выучить простые упражнения для развития речевого аппарата? Тогда читайте эту статью до конца.

Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Как быстро усовершенствовать технику речи?

Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

Варианты упражнений для постановки дыхания

Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот. Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.

  • Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
  • Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
  • Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

Совершенствуем артикуляцию

Чтобы произношение отдельных звуков было внятным и четким, нужно постоянно тренировать органы, отвечающие за артикуляцию.

Урок нужно начинать с простого проговаривания гласных, согласных звуков и простых связок. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал громко и ярко, не так как в обычной повседневной жизни.

Различные скороговорки также помогают тренировать речевой аппарат. Такие стишки нужно, наоборот, произносить очень тихо, шепотом. Постепенно темп прочтения и громкость увеличивайте. Рассмотрим несколько простых вариантов скороговорок для усовершенствования сценической речи.

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если вы уже довольно давно посещаете уроки сценической речи, можете постепенно усложнять себе задачу, разучивая более длинные и сложные скороговорки. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть , можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи

Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:

  • Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
  • Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
  • Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.

  • Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
  • Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
  • Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.

Упражнение «Язык без костей»

Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

  • Ваш язык начинает работать очень четко;
  • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
  • Произношение звуков становится более четким и правильным.

Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

  • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
  • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

Простое упражнение «Пробка»

Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

  • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
  • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
  • Улучшить дикцию и речь.

Специалисты утверждают, что упражнение «Пробка» полезно не только для будущих ораторов и актеров, но также для всех, кто хочет на долгие годы сохранить красоту и молодость кожи лица.

Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку.
Зажмите пробку в передних зубах. Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже. Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование. Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего. После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

Методы обучения сценической речи

Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

  • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
  • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
  • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
  • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.