Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Учебное пособие рекомендовано редакционно-издателъским советом российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия. Гармоничный стиль и нормальный тип личности. Примеры словосочетаний с паронимом - гармонический

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Стили семейного воспитания

2. Критерии классификации типов семейного воспитания

3. Гармоничный и дисгармоничный типы воспитания

Заключение

Список литературы

Введение

Важнейшая социальная функция семьи -- воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.

Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения.

Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития .

В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи.

Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется ввиду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы. Разработкой данного вопроса в разное время занимались А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, А.Я. Варги, А.И. Захаров.

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать типы семейного воспитания.

Объектом изучения данной контрольной работы является семейное воспитание.

Предмет изучения - типы семейного воспитания.

Задачи контрольной работы:

1. Охарактеризовать стили семейного воспитания.

2. Уточнить критерии классификации типов семейного воспитания.

3. Описать гармоничный и дисгармоничный типы воспитания.

1 . Стили семейного воспитания

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд (1975). Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля.

Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний, ригидность и жесткость запретов и требований. В авторитарных семьях отмечается формирование зависимости, неспособности к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка является логическая аргументация и обоснование.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основе собственного опыта. Реальная поддержка со стороны родителей отсутствует. В таких семьях формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости.

Индиффирентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости и неуверенности в себе, тревожности и страхов.

2 . Критерии классификации типов семейного воспитания

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности - является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры типов семейного воспитания:

Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие);

Параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный);

Последовательность - непоследовательность в реализации стиля воспитания;

Аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с ребенком;

Тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.

В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:

Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми;

Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками;

Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

3 . Гармоничный и дисгармоничный типы воспитания

Гармоничный тип воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, отношениями взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка, разумной и адекватной системой санкций и поощрений, устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны: недостаточный уровень принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения, отсутствие взаимности, низкий уровень сплоченности родителей, высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, завышение требований к ребенку, неконструктивный характер контроля.

Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям.

Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка.

Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Заключение

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Классификация стилей родительского воспитания включает четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка.

В основу классификации типов семейного воспитания положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Принято выделять гармоничный и дисгармоничный типы семейного воспитания.

Гармоничный тип воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, отношениями взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка.

Дисгармоничным типам воспитания свойственны: недостаточный уровень принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения, отсутствие взаимности, низкий уровень сплоченности родителей, высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, завышение требований к ребенку, неконструктивный характер контроля.

Список литературы

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2004.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

3. Мамикова Л.И. Педагоги, родители, дети. - М., 2000.

4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2000.

5. Профессиональное образование. Словарь. - М., 1999.

6. Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - №3.

7. Черствая О.Е., Киселева. Семейный уклад и карьера. - М., Вологда, 2006.

Подобные документы

    Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Воспитание детей как важнейшая задача современной семьи. Авторитарный, либерально-попустительский, гиперопекающий, отчужденный, демократический стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка. Способы определение темперамента ребенка.

    презентация , добавлен 16.03.2017

    Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Семья и ее социальные функции. Стили, типы и виды семейного воспитания и его проблемы. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Семья как фактор формирования личности и ее роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2009

    Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2006

    Понятие и принципы семейного воспитания, цель и методы. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка и экономическая и психологическая защита. Конкретные ситуативные условия.

    реферат , добавлен 23.12.2011

    Понятие "дети группы риска" в педагогике и психологии. Взаимодействие социальной среды и личности. Семья как институт социализации. Стили семейного воспитания. Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2012

    Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка. Принципы семейного воспитания. Особенности личностного развития ребенка в дисфункциональных семьях. Психологические механизмы социализации личности. Ее зависимость от семейного благополучия.

    дипломная работа , добавлен 13.01.2014

    Семья как главный институт воспитания. Варианты социализации в семье: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального научения. Составляющие воспитательного потенциала семьи: семейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи.

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

На этой основе нами выделяются следующие типы характеров:

1. Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам – таков способ адаптации этих людей

2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.

Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.

Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.

Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности – удовольствие (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний)

4. Вариативный тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.

Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований.

Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий – внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами "технического" характера – как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип "реалистов": свои потребности подобные люди пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам – таков общий способ адаптации этих людей.

В основу типологической характерологии может быть положена и ведущая направленность личности. Так, известный немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882–1963) выделяет следующие типы личности по их ведущей направленности.

1. Научный человек. В чистом виде знает лишь одну страсть, страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания – истина любой ценой. Мир для него – это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости... В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами.

2. Экономический человек. Это необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.

"В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время – только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте...

3. Эстетический человек. Чисто эстетическому поведению несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.

При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа...

4. Социальный человек. Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.

Социальная направленность в своем высшем проявлении – это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что в конечном счете не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке – в одном, нескольких или многих – потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.

5. Политический человек. Особый случай, когда главным для человека становится могущество само по себе.

Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия... Они стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте.

6. Религиозный человек. Религиозный человек – это тот, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией.

В поведении религиозных людей доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям – в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким. Поведение таких людей значительно превышает норму социальной ответственности.

Религиозные догматы прочно внедряются в сферу сверхсознания религиозного человека, охватываются сложным интуитивным механизмом человеческой психики – механизмом веры. Поведение религиозного человека модифицируется – в его психике начинают доминировать идеи добра, любви к человеку. Оно характеризуется стремлением к безгреховности, а возможное его виновное поведение реорганизуется посредством глубокого раскаяния и искупления вины добрыми делами.

Все основные религиозные конфессии мира утверждают духовность, нравственность, высшие идеалы человеческого бытия, мобилизуют человека на достойное прохождение своего земного пути, постулируют незыблемые законы жизни человека среди людей.

Этот тип во многом представляет собой как бы усредненный тип архитектора - по ценностной структуре и личностным свойствам. Ценностная структура такая - «любовь», «семья», «творчество», «ин­тересная работа», «друзья».

При анализе формирования архитекторов этого типа направлен­ности специфика усредненности проявляется как смешение различ­ных форм развития и путей в профессию.

Разнообразие начинается с семьи: профессии родителей будущих архитекторов этого типа в основном не имеют отношения к изобрази­тельному искусству (рабочие, военнослужащие и т. д.), но есть и пред­ставители 2-3 поколений архитекторов или дизайнеров. Только часть представителей типа имели возможность получить азы художествен­ного воспитания в семье, большинство же искали свой путь самостоя­тельно, исходя из своих способностей, иногда по примеру сестер и братьев. Дополнительная подготовка по будущей специальности не очень сильная, только около половины посещали кружки изобрази­тельного творчества, из них совсем незначительная часть - художе­ственные школы. Примерно у половины из числа представителей типа в школьные годы не было никакой специальной подготовки; часть из них уже после 15 лет училась в архитектурном техникуме или на под­готовительных курсах при вузе. Внешкольная подготовка по другим направлениям неосновательна.

Тип можно трактовать как смешанный по признаку путей форми­рования интересов в детстве и юности.

Свободолюбиво-гедонистический тип
направленности личности

Ведущие ценности - «свобода», «творчество», «любовь». Статисти­чески значимо повышенная роль ценностей «удовольствия», «матери­ально обеспеченная жизнь». Все представители этого типа - выходцы


из интеллигентных семей (в основном родители - инженеры, архитек­торы). Большинство имело родственников - художников или архитек­торов (как правило - отца, деда или дядю). Примерно у половины пред­ставителей типа на формирование интересов и склонностей повлияли родители (архитекторы или художники) у части - другие родственни­ки- художники, которые прививали навыки изобразительного мастер­ства (например, техники живописи маслом). Разнообразие в развитии небольшое. У половины - художественные школы, у других - домаш­няя подготовка по рисунку с родителями-профессионалами и подгото­вительные курсы при вузе. Кроме художественной подготовки - неси­стематические занятия в каких-либо кружках и студиях (не более одно­го направления - музыка, гимнастика). У части представителей - только одно направление образования (изобразительное искусство). Планы на будущее - с 11-16 лет - профессия художника, либо нео­пределенные планы о специальности, связанной с изобразительным искусством. Выбор профессии - как правило, в старших классах под влиянием советов родителей, родственников, которые реалистично оце­нивали способности сына, или под влиянием многократных неудач с поступлением в художественное заведение.

В целом характерно сильное влияние на профессиональное само­определение родственников, выбор сделан под влиянием обстоя­тельств. Характерная черта этого типа - «путь наименьшего сопро­тивления»; на основе генезиса представителей этого типа его можно охарактеризовать как «несостоявшихся художников».

Интересно, что у тех представителей типа, которых опрашивали в студенческие годы, в 20-летнем возрасте зафиксированы ведущие ори­ентации на 10-летнюю перспективу - наличие друзей, чуть ниже оце­нивалось создание семьи, ценности «интересная работа», «попу­лярность», «повышение образования» уступают дружбе и любви, а «до­стижение высоких результатов в творчестве» уступает всем предыдущим. Через 10 лет ведущие ценности (друзья, семья) сохраняются, и возрас­тет ценность работы. То есть это тип личности, сформированный в ху­дожественной среде, второе поколение творческой интеллигенции, с ориентацией больше на интимные человеческие ценности, без стрем­ления к достижениям и славе.

Таким образом, наиболее продуктивными во взрослом возрасте оказались люди, чье детство проходило в семьях, предоставлявших им атмосферу поддержки и возможность самостоятельного выбора собственного пути (которое осуществлялось детьми с 10-12 лет, а не с 5). Раннее многостороннее развитие привело к формированию лю-


дей с направленностью на познание и некоторым уходом от реаль­ных проблем (у мужчин) и к преобладанию семейно-бытовых инте­ресов (у женщин) с отвержением ценности творчества у тех и других. При этом опрошенные взрослые архитекторы-мужчины, чье детство было отмечено ранним многосторонним развитием (по инициативе матерей) вспоминали, что оно было им не совсем по душе и не очень успешно.

Итак, раннее многостороннее развитие, несмотря на видимые пер­воначальные результаты (чтение в 2-3 года, игра на скрипке в 4 года), чревато негативными последствиями:

■ у некоторых детей уже в 2-летнем возрасте отмечается отвраще­ние ко всему, что напоминает учебные пособия;

■ у детей, вынужденных в течение долгого времени заниматься зуб­режкой, не остается времени на исследование окружающего их
мира, общение с другими детьми и окружающими взрослыми; самые очевидные вещи остаются для них загадкой (одна вось­милетняя девочка спросила про мурлыкающую кошку: «Поче­му она хрипит?»);

■ чрезмерное внимание, уделяемое когнитивному развитию, ото­двигает на второй план социальное развитие и развитие лично­сти ребенка. Дети могут стать неуверенными в себе, излишне
зависимыми от родителей; некоторые становятся излишне тре­вожными вследствие завышенных ожиданий со стороны роди­телей (Крайг Г., 2002);

■ страдает и нравственное развитие ребенка, так как у некоторых
развивается неукротимая жажда достижений (честолюбивый
тип, по Лесгафту П. Ф.) в ущерб человеческим отношениям (со­циальному интересу, по Адлеру А.); жизненная доминанта сме­щается от построения дружеских, товарищеских отношений с
людьми на то, чтобы превзойти, достичь, быть лучшим;

■ нарушается эмоциональное развитие ребенка, так как не хвата­ет времени для игр, угасает интерес к неформальному общению;

■ как ни странно, страдает и собственно когнитивное развитие, поскольку несмотря на то, что дети помнят наизусть сложные определения и умеют бегло читать, они могут не иметь элемен­тарных представлений о физическом мире (Крайг Г., 2002).

В России наблюдается феномен образованного некультурного ре­бенка, когда ребенок, учась в двух спецшколах (например, в школе с двумя иностранными языками и в музыкальной, куда его постоянно перевозит занятый только этим член семьи - обычно бабушка), вое-


питывающийся в материально обеспеченной семье, в которой ему ни в чем не отказывают, по-настоящему интересуется лишь жвачкой, ком­пьютерными играми и праздным досугом с подростками противопо­ложного пола. Истинный интерес к тому, чему его учат, и мировой куль­туре вообще (музыке, литературе, истории, технике и т. д.) у него от­сутствует.

Главное же, что взрослый человек, с детства «перекормленный» насильственно введенными в него знаниями, даже впечатлениями от экскурсий, если это не синхронизировано с его развивающимися по­степенно потребностями, оказывается равнодушным к освоению но­вого, красоте архитектуры, природы, дальнейшему познанию, стано­вится как бы «закрытым» для развития.

На творческий потенциал взрослого человека раннее многосторон­нее обучение, идущее от активных родителей и не синхронизирован­ное с его собственным развитием и интересами, оказывает скорее не­гативный эффект. Став взрослыми, такие люди склонны избегать дея­тельности, связанной с принятием на себя ответственности и со стрессами, и заниматься более «кабинетной» работой: теоретически­ми разработками и т. д. Женщины же с ранним разносторонним обра­зованием избегают совмещения профессиональных и семейных ролей, предпочитая семью. Люди, у которых ценность творчества или инте­ресной работы стоят в числе лидирующих в ценностной иерархии, и способные противостоять неприятным факторам в своей профессии без разочарований, в детстве не подвергались своими родителями си­стематическому стимулированию умственного развития и регулярным занятиям не только с самого раннего, но и вообще с дошкольного воз­раста. Регулярное внесемейное и внешкольное обучение начиналось у них не ранее 10 лет по их свободному выбору (Андреева Т. В., 1989, 1996).

Сигель, проанализировав результаты раннего образования детей на отрезке «младенчество - начало обучения в школе», в качестве аль­тернативы «тепличному воспитанию» предложил родителям обеспе­чить детям обогащенную среду и социальную поддержку, так, чтобы у детей была возможность делать самостоятельный выбор и развивать когнитивные способности в своем индивидуальном темпе (Sigel I., 1987). Независимо проведенные в то же время (1986-1989) исследова­ния в России показали сходные результаты: обогащенная культурная среда и ненавязчивая поддержка семьи способствуют устойчивым до­стижениям в творчестве в зрелом возрасте.


Литература

Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

Андреева Т. В. О мотивации трудовой деятельности архитекторов (опыт лонгитюдиналь-ного исследования) //Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Новосибирск, 1985.

Андреева Т. В. Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов). Дис.... канд. психол. наук. Л., 1989.

Андреева Т. В. Биографический метод в исследовании творческого становления лично­сти //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1996.

Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: поло­вые различия //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 203-216.

Байярд Р. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.

Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.

Берне Р. Развитие концепции. Я и воспитание. М., 1986.

Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.

Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.

Воспитание детей в неполной семье. Пере иод с чешского / Общая ред. Н. М. Ершовой М.: Прогресс, 1980.

Вдовиченко А. А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков // Пси­хологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деон­тологии. Л., 1976. С. 23-24.

Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.СПб.: OMS, 1994.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982.

Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Лсииздат, 2000.

Иванов Е. С. О некоторых закономерностях патологического формирования личности детей и подростков // Всесоюзн. конф. по организации некрологической и психи­атрической помощи детям. М., 1980. С. 118.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Псллтгика, 1991.

Кааринен К, Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. №6.

Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 1995.

Кон И. С. Социология личности. М.: Изд-во молитич. литературы, 1967.

Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990.

Крайг Г. Психология развития. М.; СПб.: Питер, 2002.

Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.

Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.

Макаренко А. С. Книга для родителей. Л.. Лениздат, 1981.

Новикова Л. Г. Основные характеристики динамики населения // СоцИС: социологи­ческие исследования. 1998. № 9.

Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1990.


ПанковаЛ. М. Воспитание внуков. СПб.: Питер, 1998.

Психоло! ия. Учебник/Под ред. А. А. Крылова. М.; Проспект, 1999.

Психолсч ия подростка. Психологическая энциклопедия / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Праим-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.

РеанА. А. Психология изучения личное: и. СПб., 1999.

РеанА.А., КоломинскийЯ. Л. Социальная гк- шгогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Меди­цинская пресса, 2002.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с немецкого. М.: Мир, 1994.

Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб.: Акцидент; Ленато, 1994.

Сидоренко Е. В. Психологическое знание о личности // Психология: итоги и перспек­тивы. Тез. научно-практ. конф. 28-31 окт. 1996 / Под общей ред. А. А. Крылова. СПб., 1996.

Соколова В. Я., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991.

Тимощенко Л. Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983.

Цукерманис Л., Аугустинавичюте А. Вопросы пола и психогигиена семейной жизни / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980.

Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.

Эйдемиллер Э. Г. Тактика семейной психотерапии при психопатиях и психопатоподоб-ных расстройствах подросткового возраста // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.

Психологическая корреляция делинквентного пове­дения у подростков с отклонениями характера. Исследование механизмов и эффек­тивности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 115- 119.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000.

Ainsworth M. D. Infancy in Uganda: Infant care and the growth of love. Baltimore Johns Hopkins University Press, 1967.

Bornstein, M. H. (Ed.). Maternal responsiveness: Characteristics and consequences. San Francisco: Jossey-Bass, 1989.

Clarke-Stewart K. A. And daddy makes three: The father"s impact in mother and young child. Child Development, 49, 466-478.

Heifer, R. The relationship between lack of bonging and child aduse and neglect. In Round Table on Maternal Attachment and Nurturing Disorder (Vol. 2). Ney Brunshwick, NJ: Johnson & Johnson, 1982.

Mead G. H. Mead self and society. Chicago, 1934.

Palkomtz, R- Father"s birth attendance .early contact and extended contact with their newborns: A critical review: Child Development, 56,1985. 392-406.

Parke R. D. Perceptions of father-infant interaction. In J. Osofsky (Ed), Handbook of Infant development. New York: Wiley, 1979.

Pederson,F., et al. Infant development in father-absent families//Journal of Genetic Psychology, 135,1979.51-61.

Sigell. Does hothousing rob children of their childhood? Early Childhood Research Quarterly, 2,211-225.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ1

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Рассмотрены актуальные проблемы психологии семейных отноше­ний. Освещены вопросы половых различий применительно к семье, проблема выбора брачного партнера, супружеская адаптация в моло­дой семье, удовлетворенность и совместимость в браке, социально-демографические проблемы, общение в семье.

Программа дисциплины составлена в соответствии с требования­ми к минимуму содержания и уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 - Психология (утвержден Гос­комвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандар­та высшего профессионального образования бакалавра по направле­нию 521000 - Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93).

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями к минумуму содержания и уровню подготовки Государственного об­разовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 - 11сихология (утвержден Гос­комвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандар­та высшего профессионального образования бакалавра по направле­нию 521000 - Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93).

Дисциплина «психология семейных отношений» изучается в 8-м се­местре и является одной из важнейших дисциплин гуманитарного цик­ла при подготовке специалистов и бакалавров в области психологии.


Цель преподавания дисциплины - обучение определения причин и способов разрешения семейных проблем. Задачи курса

1. Ознакомление студентов с основными проблемами современной се­мьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений.

2. Обзор методов изучения супружеских отношений.

3. Обучение приемам определения причин и разрешения супружес­ких конфликтов.

В результате изучения материалов курса студенты должны:

Приобрести знания о проблемах в области современных семей­
но-брачных отношений,

Знать основные отечественные и зарубежные работы по психо­логии, социологии семьи, а также психологического консультирова­ния супружеских пар;

Научиться самостоятельному анализу и коррекции семейно-брач­ных проблем;

Владеть разнообразными методиками исследования супружеских
отношений.

Изучение «Психологии семейных отношений» базируется на зна­ниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Общая пси­хология», «Социальная психология», «Сексология», «Психология раз­вития».

Общий объем курса для специалистов (бакалавров) - 30 часов. Он включает в себя аудиторные занятия. Аудиторные занятия для специ­алистов - 30 часов (из которых лекции - 20 часов, практические за­нятия - 10 часов).

На лекциях освещаются наиболее трудные вопросы курса. Чтобы овладеть знаниями в области дефектологии, студенты должны боль­шое внимание уделять самостоятельной работе с рекомендуемой ли­тературой, как основной, так и дополнительной, а также с изданиями периодической печати.

Форма отчетности - экзамен.

Раздел 1. Семья и брак (основные понятия)

1.1. Определение брака и семьи.

1.2. Функции семьи. Классификация семей по их структуре: се­мья нуклеарная, пополненная, смешанная, семья родителя-
одиночки. Особенности семей разного состава.

1.3. Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различ­ным классификациям. Сложности, возникающие на разных


стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нор­мальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения.

1.4. Семейные легенды. Понятие семейных легенд и мифов, их
роль в семейных отношениях. Связи семейных легенд с куль-
туральными мифами, со сведениями средств массовой ин­
формации. Примеры семейных легенд.

1.5. Семейные правила. Понятие семейных правил, их роль в
жизни семьи. Правила открытые и скрытые.

Вопросы для самопроверки

1. Стадии развития семейных отношений.

2. Роль семейных легенд в поддержании «устойчивого состоя­ния» семейных отношений.

3. Открытые и скрытые семейные правила.

4. Изменения в жизни членов семьи и их роль в возникновении
семейных кризисов.

Раздел 2. Проблема половых различий и семейные отношения

2.1. Понятия полового диморфизма и дипсихизма. Концепция В. А. Геодакяна о женском и мужском как наследственности
и изменчивости в развитии вида. Теория психологической
андрогинии. Достоверные, сомнительные и неподтвержден­ные исследования между полами по данным Э. Маккоби и
К. Джеклин. Данные лаборатории Б. Г. Ананьева о половых
различиях в познавательной сфере и в стрессовой ситуации.

2.2. Социально-психологические различия мужчин и женщин.
Половые различия в ценностях и жизненных фазах. Разли­чия в социальной реализации потенциала, в отношении к
интимности и автономии, в ориентациях на оценку окружа­ющих. Различия в стилях общения между мужьями и жена­
ми.

2.3. Потребности мужей и жен в браке, их различия, связь с удов­летворенностью браком. Сравнение данных американских
исследований (У. Харли) и отечестненных исследований
(Т. В. Андреева, 1999). Возрастные различия в потребностях
в браке.

Вопросы для самопроверки

1. Факты, подтверждающие теорию В. А. Геодакяна о половом
диморфизме.

2. Половые различия в познавательной и эмоциональной сфе­рах.


3. Социально-психологические различия между мужчинами и
женщинами.

4. Различия в потребностях мужей и жен в браке.

Раздел 3. Подготовка к семейной жизни.

3.1. Половая социализация и подготовка к браку. Понятие поло­
вой социализации. Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности: теории идентификации, половой типизации, самокатегоризации.
Проблема полового воспитания.

3.2. Проблема адекватных брачно-семейных представлений юно­
шей и девушек. Предбрачные представления молодежи по
исследованиям социологов, «пигмалионизм» в межличност­ном восприятии юношей и девушек. Проблема формирова­ния эталонов мужественности и женственности. Основные
направления деятельности по подготовке к семейной жиз­ни. Понятие «способности к браку».

3.3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. Про­блема неадекватности выбора брачного партнера, его фак­торы. Теории выбора брачного партнера. Благоприятные и
негативные факторы для будущих супружеских отношений.

Вопросы для самопроверки

1. Теории формирования половой идентичности.

2. Особенности предбрачных представлений молодежи.

3. Факторы риска при вступлении в брак.

Раздел 4. Проблемы любви и брака

4.1. Сексуальность, любовь и брак. Типы мотивации сексуаль­ного поведения. Типология чувств по античным представ­лениям. Типология любви по исследованиям американских психологов. Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти (психологичес­кие модели Д. Теннов, Бершайда и Уостера, Д. Делиса, О. Вейнингера).

Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов. Механизм «эмоциональной идентификации с семьей» как фактор, укрепляющий брак.

Вопросы для самопроверки

1. Типология любовных переживаний по античным представ­
лениям.

2. Типология чувств по исследованиям Д. Ли.


3. Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супру­жескими отношениями.

Раздел 5. Проблемы молодой семьи

5.1. Классификация семей по жизненному циклу. Периодизация
семейной жизни и трудности в отношениях на разных ее ста­диях. Понятие «идеализация партнера».

5.2. Понятие адаптации и интеграции в семье. Адаптация мате­риально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-
личностная. Цели супружеского союза и супружеское бла­гополучие. Конфликты в молодой семье и их связь с
правилами в родительских семьях.

5.3. Проблема распределения ролей в семье. Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские (по Киркпатрику К.). Согласованность мнений супругов по раз­личным аспектам семейной жизни (профессиональной заня­тости женщины, проведении досуга и др.), их влияние на удов­летворенность браком. Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности. Вопросы для самопроверки

1. Семейные трудности, связанные с различными стадиями су­ществования семьи.

2. Виды супружеской адаптации.

3. Классификация супружеских ролей.

Раздел 6. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость

6.1. Удовлетворенность браком. Понятие удовлетворенности бра-

ком и его стабильности. Характеристики, влияющие на удов­летворенность браком.

6.2. Супружеская совместимость. Аспекты (уровни) супружеской

совместимости. Результаты конкретных исследований, со­отнесенные с уровнями совместимости. Понятие компле-ментарности и гомогамии применительно ксупружеской со­вместимости. Становление личности в родительской семье и супружеская совместимость. Позиция ребенка в родитель­ской семье и ее влияние на различные сферы жизни (в том числе на построение семейных отношений). Зрелость лич­ности и построение семейных отношений. Вопросы для самопроверки

1. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком. I!

2. Супружеская совместимость и ее уровни.


3. Совместимость по характеристикам темперамента.

4. Совместимость на социальном уровне (понятие гомогамии).

5. Становление личности и совместимость в браке.

6. Позиция ребенка в семье и ее влияние на совместимость в
браке.

Раздел 7. Проблемы семейного общения

7.1. Возможности позитивного общения в семье. Принципы бе­
зобвинительного общения. Коррекция семейных проблем
при «дисбалансе объективных обстоятельств».

7.2. Трудности общения в семье. Типы семейных конфликтов и
их причины. Закон многоуровневой круговой каузальности
и различные аспекты межличностных отношений. Отличия
счастливых и несчастливых семей по данным американских
исследований.

Вопросы для самопроверки

1. Принципы безобвинительного общения.

2. Причины семейных конфликтов и их типы.

3. Закон многоуровневой каузальной атрибуции.

Раздел 8. Разрушение брака и семьи

8.1. Проблема ревности и супружеских измен. Понятие ревнос­ти и ее типы. Ревность и фазы развития любовных отноше­ний. Особенности мужской и женской ревности.

8.2. Внебрачные связи. Отношение к супружеским изменам по
данным опросов. Отношение к изменам и реальное поведе­ние граждан. Мотивы вступления во внебрачные связи. Раз­личия в мотивировках измен у мужчин и женщин. Супру­жеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке.

8.3. Проблема разводов и повторного брака. Разводы: факторы
экономического, культурного, религиозного и политическо­го характера. Причины разводов по данным отечественных
психологов. Статистика разводимости. Период жизненного
цикла семьи и опасность развода. Периодизация послераз-
водного процесса. Типы взаимоотношений разведенных су­пругов по данным американских авторов. Понятие бинук-
леарной семьи и правила в ней. Последствия разводов для
детей, мужчин и женщин. Статистика повторных браков и
данные о них.

Вопросы для самопроверки 1. Типы ревности.


2. Причины и мотивы внебрачных связей.

3. Развод: последствия для детей, мужчин и женщин.

Раздел 9. Социально-демографические проблемы семьи

9.1. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения.
Демографическая ситуация в стране за период с 1970-х годов
до настоящего времени. Понятие коэффициента естествен­ного прироста и его значения в 1990-е годы.

9.2. Репродуктивные установки. Понятия прокреационной и ре­
продуктивной потребности. Потребность в детях как духов­ная потребность зрелой личности. Понятия протогенети-
ческого и интергенетического интервалов. Показатели
репродуктивных установок: идеальное число детей, желаемое
число детей, ожидаемое число детей, «подобающее число де­
тей». Степень удовлетворенности потребности в детях и фак­торы, ее обусловливающие.

9.4. Факторы, влияющие на репродуктивные установки. Внешние

и внутренние факторы, влияющие на РУ. Позитивная и не­гативная мотивация репродуктивных установок.

9.5. Репродуктивные установки и семейные отношения. Совпа­дение репродуктивных ориентации мужей и жен. Исследо­вание связи числа детей в семье и удовлетворенности бра­
ком. Семья как малая группа и влияние числа детей в семье
на их воспитание. Позиция ребенка в семье по порядку рож­дения и особенности его личностных характеристик.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие репродуктивной установки.

2. Факторы, влияющие на репродуктивные установки.

3. Позиция ребенка в семье и ее влияние на особенности воспи-

Темы семинарских занятий

1. Проблемы любви и брака.

2. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак.

3. Проблемы молодой семьи.

4. Распределение ролей в семье.

5. Совместимость супругов в браке.

6. Супружеские конфликты и их разрешение.

7. Проблемы ревности и супружеских измен.

8. Потребность в детях и проблемы воспроизводства населе­ния.


Основная литература

Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981. Харли У. Законы семейной жизни. М., 1992.

Дополнительная литература

Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис. ...канд. Психол. Наук. М., 1985.

Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. Ун­та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2.

Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первен­цем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология: итоги и перспективы: Тез. конф. СПб., 1996.

Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.

Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

ГолодС. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.

Дементьева И. Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., 1991.

Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993.

Каган В. £. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996.

НикитинаЛ. А. Наши уроки. СПб., 1992.

Обозов Н. Н. Мужчина женщина. СПб., 1995.

Обозов Н. Н., ОбозоваА. Н. Факторы устойчивости брака//Семья и личность. М., 1979.

ОбозоваА. Н. Супружеская совместимость - фактор устойчивости брака//Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. М., 1983.

Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб., 1994.

Скиннер Р., КлиизД. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989.

Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988.

Фотеева Е. В. Семья в современном буржуазном мире. М., 1988.

Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

ХарчевА. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970.

ЯффеМ., ФенвикЭ. Секс в жизни женщины. М., 1991.


Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ГАРМОНИЧЕСКИЙ - ГАРМОНИЧНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов гармонический - гармоничный

2.Примеры словосочетаний с паронимом гармонический

3.Примеры предложений с паронимом гармонический

4.Примеры словосочетаний с паронимом гармоничный

5.Примеры предложений с паронимом гармоничный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ГАРМОНИЧЕСКИЙ - ГАРМОНИЧНЫЙ

ГАРМОНИЧЕСКИЙ — относящийся к гармонии, сочетанию музыкальных тонов одновременном звучании, основанный на принципах гармонии.

Гармо́ния (в философии) — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей.

ГАРМОНИЧНЫЙ — стройный, согласованный.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧЕСКИЙ

1)гармоническая гамма

2)гармонический анализ

3)гармонический ряд

4)гармонический слух

5)гармоническое устройство мира

6)гармоническое развитие и формирование личности

7)гармоническая функция

8)гармонический анализ нотного текста

9)гармонический аккорд

10)гармоническое развитие ребенка

11)гармонические звучания

12)гармоническое формирование музыкальных способностей

13)всестороннее и гармоническое развитие личности

14)гармоническое восприятие действительности

15)гармоническое единство жизни

16)гармоническое сочетание цветов

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧЕСКИЙ

1)Я много понаделал гармонических задач, гармонизируя сначала рифмованные басы, потом мелодии и хоралы. (Н.Римский-Корсаков. Летопись моей жизни)

2)Вместе с гармонической бурей оркестра вы устремляетесь в прорыв в будущее, к голубым городам высшего устроения. (А.Н.Толстой. Из репетиции Седьмой симфонии Шостаковича)

3)Гармонический слух нередко отстает от мелодического.

4)Примечательную особенность гармонического мышления Римского-Корсакова составляет его «цветной» гармонический слух.

5)Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления.

6)Наряду с выразительностью мелодий, интересен и своеобразен гармонический и оркестровый язык Чайковского.

7)В музыке почти всегда мелодию сопровождают и другие звуки, которые мы слышим одновременно с ней. То, что звучит вместе с мелодией, называют гармоническим сопровождением, или гармонией.

8)Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.

9)Эталонами красоты человеческого тела, образцами гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения греческих скульпторов: Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя.

10)Почему обществу необходимо добиваться гармонического взаимодействия всех социальных регуляторов?

11)Известный педагог ХХ века В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

12)Для древних Сапфо, поэтесса с острова Лесбос, жившая в начале V века до нашей эры, была идеалом гармонической личности.

13)Жизнь есть гармоническое слияние противоположностей и постоянной между ними борьбы... (А.А.Фет)

14)Сила поэзии - краткость. Сказать многое в немногом - вот один из заветов подлинного искусства. И Ахматова училась этому у классиков: Баратынского, Тютчева, а в первую очередь, у Пушкина. Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.

15)Любовь Надежды Ивановны Забелы-Врубель помогала художнику М.А. Врубелю. Это было, в самом деле, гармоническое супружество.

16)Иван Грозный решил ознаменовать победу над Казанью постройкой Покровского собора на Красной площади. За строительство собора взялся русский зодчий Барма Яковлев по прозванию Постник. В 1560 году собор был построен. Он представлял собой гармоническое соединение девяти церквей, расположенных на одном основании. Ввысь устремляется шатровый верх центрального собора.

17)Люди планеты посвящают много свободного времени самообразованию и гармоническому развитию.

18)Для создания гармонической композиции на холме строители даже увеличили высоту холма в южной части, соорудив для этого мощную насыпь.

19)Умело пользуясь педалью, пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии.

20)Сочинения французского композитора К.Дебюсси отличаются уникальным чувством музыкального колорита, необычной гармонической и ритмической средой.

21)В «Стихах о Прекрасной Даме» юный А.Блок мечтал через любовь приобщиться к идеальному, неземному, гармоническому .

22)Немецкий философ Гегель называл гармоническим то искусство, в котором форма соответствует содержанию, комическим - то, в котором формы больше, чем содержания.

23)Физическая культура в наше время является важным средством гармонического развития личности, укрепления здоровья.

24)Поэта А.А.Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоническому , чего не хватало в его реальной жизни.

25)Любовная поэзия Ф.И.Тютчева - это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации, хаотические брожения души и гармонические разрешения.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧНЫЙ

1)гармоничная личность

2)гармоничные отношения ребёнка с родителями

3)гармоничный стиль семейного воспитания

4)гармоничный рисунок

5)добиться гармоничного цветового сочетания

6)идея гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий

7)главное правило создания гармоничного жилого пространства

8)гармоничный стиль воспитания

9)гармоничный тип личности ребенка

10)гармоничный образ жизни

11)гармоничный подбор цветов при оформлении помещений

12)гармоничная работа левого и правого полушарий

13)значение искусства в создании гармоничной среды жизни человека

14)гармоничный, богатый внутренний духовный мир

15)гармоничный мир народной культуры

16)гармоничное сочетание поэтического текста и выразительного слова

17)гармоничное развитие личности школьника

18)гармоничное разностороннее развитие личности

19)гармоничные пропорции человеческого тела

20)гармоничное сочетание умственного и физического развития

21)создание гармоничного образа костюма

4.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧНЫЙ

1)Что такое гармоничные отношения в природе?

2)Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - это право и обязанность любого человека.

3)Гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть композиции.

4)Афинская система воспитания ставила своей целью гармоничное развитие ребенка?

5)Как подобрать гармоничный цвет отделки?
6)Изделия из лоскутов должен быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.

7)Удачно выбранные цвет и рисунок стен позволяют создать гармоничный переход из одного помещения в другое.

8)Искусство составления гармоничного узора из случайных, оказавшихся под рукой лоскутков развивает художественный вкус, фантазию.

9)Это небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм, окруженный с двух сторон колоннами.

10)Человек мечтает жить в очень красивом и гармоничном мире.

11)Сотрудничество - наиболее гармоничный стиль межличностных отношений, основанный на понимании уникальности каждого и доверии.

12)Сцена масленичного катания превращается в гармоничный образ красоты национального русского праздника.

13)Что значит «гармоничный человек» в вашем понимании?

14)Растения и животные предпочитают гармоничную музыку.

15)“Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста”, - писал учёный А.Эйнштейн.

Здравствуйте, дорогие читатели! Любая болезнь влияет не только на наше физическое состояние, но и психологическое здоровье. Каждый реагирует на хворь по-своему. Сегодня я расскажу вам про типы реагирования на болезнь с точки зрения психологии.

Эта классификация разработана русскими учеными Личко и Ивановым, на мой взгляд, она является самой полной и всеобъемлющей. Думаю, многие смогут узнать в ней себя или своих близких.

Виды будут интересны каждому и их много, так что давайте поскорее перейдем к сути вопроса.

Гармоничный тип

Этот тип встречается у людей с рациональным подходом к делу. Он происходит без нарушения социальной адаптации. Больной сконцентрирован на лечении. Он старается как можно меньше обременять своих близких. Он прекрасно знает о своей болезни и трезво оценивает ситуацию. Он не склонен недооценивать недомогание, его цель вылечиться, использовать рекомендации врача и медицинские возможности.

Если человек гармоничного типа слышит неблагоприятный прогноз и болезнь лишает его каких-либо благ, он концентрируется на доступных ему , старается продолжать насколько это возможно, сохранить личностный .

Самый яркий пример этого типа отношения к болезни – Ник Вуйчич. Несмотря на то, что человек родился без конечностей, он не только не отчаялся, но и находит в себе силы учить других людей позитивному образу жизни. Если вам интересны неординарные мысли Ника Вуйчича, могу посоветовать его книгу «50 уроков, которые сделают тебя возмутительно счастливым» .

В ней вы найдете краткую биографию и тысячи советов, которые помогут иначе взглянуть на свою жизнь.

Тревожный тип

Этот тип встречается наиболее часто. Человек, склонный к тревожному типу никому не доверяет. Он постоянно ищет какие-то новые методы лечения, подтверждения или опровержения словам, аргументам и способам, которые выписывает доктор. Ему нужно по-настоящему авторитетное мнение, то, которому .

Параноидальный

Люди такого склада считают, что болезнь – результат сглаза или злого умысла других людей. В лекарствах и процедурах они могут видеть нечто, что вызовет осложнения или оставит все на том же уровне, будет поддерживать болезнь. Врачи и медицинский персонал поголовно халатно относятся к своему делу, а окружающие преследуют злой умысел. Никто не заинтересован в выздоровлении такого пациента. Их задача, как можно дольше сохранить текущее положение вещей.

В завершение хотелось бы посоветовать вам еще одну отличную книгу Ника Вуйчича, ставшую бестселлером и прославившую своего автора, «Жизнь без границ». Конечно, сложно отрицать тот факт, что Ник живет в стране с более продвинутой медициной и лояльным отношением к инвалидам. Ему во многом было чуть легче обрести позитивный подход к жизни нежели нам, россиянам.

Пусть это и помогло ему добиться славы, а затем и полноценной жизни, но я полагаю, что его неординарные мысли заслуживают внимание и будут полезны каждому. Не важно как он достиг этого, главное что возможно даст его опыт вам.

Вот в принципе и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч.