Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Познание. Психология развития, возврастная психология. Когнитивное развитие. Интеллект. Нравственное развитие. Психолингвистика. Основные понятия теории Ж. Пиаже. Методика изучения временной перспективы

Ж. Пиаже . Одна из наиболее известных систем принадлежит Жану Пиаже, который основывал свою систему на анализе развития мышления. По мнению Пиаже, интеллект, как живая структура, растет, меняется и адаптируется к миру. Различия между детьми и взрослыми обусловлены не только тем, что дети знают меньше, но и тем, что способ познания детей иной, чем у взрослых. Пиаже высказал предположение, что детям присущи некоторые когнитивные (мыслительные) ограничения. По мере того, как человек растет и получает больше знаний, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах. Ученый выделил три главных периода в умственном развитии ребенка, внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития в определенной последовательности, каждая новая стадия основывается на предыдущей, и этот порядок является неизменным для всех детей.

Первый период развития назван Пиаже сенсомоторным, поскольку в возрасте до двух лет дети знакомятся с миром в основном посредством ощущений - рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

Второй период - конкретных операций, включает в себя две стадии: дооперационную и операционную. Первая стадия - дооперационная, характерна для возраста от двух до шести лет. В этом возрасте дети формируют понятия и пользуются символами, но делают это, опираясь на свой опыт. В отличие от взрослых, дети могут видеть происходящее только со своей точки зрения (эгоцентризм) и сосредоточиваться на одном отношении за раз (центрация). Зачастую ребенок не может продумать последствий конкретной цепи событий. В начале этой стадии дети настолько серьезно относятся к названиям, что порой не могут отделить их буквальное значение от сути этой вещи. Так, ребенок может называть воду в кружке «пить», а воду в ванной другим словом, которое означает в его лексиконе «купаться».

В тех случаях, когда происходящее явление не вписывается в имеющийся у ребенка опыт, он может прибегнуть к «магическим» представлениям о причинах и следствиях - например, предпринять попытку «заклинания» автобуса, чтобы он скорее приехал. Также мышлению детей этого возраста свойственен «анимизм» (лат. «anima» - душа) - одушевление окружающих предметов. Например, ребенок может решить, что лифт «рассердился» на него и потому захлопнул дверцей полу его пальто. На этой стадии ребенок зачастую испытывает затруднения при классифицировании объектов и понятий.

На второй стадии - операционной (от семи до одиннадцати - двенадцати лет) дети начинают использовать в мышлении логику, классифицировать объекты по нескольким признакам. Мышление ребенка на этой стадии учитывает иерархию классов. Так, машина - это большая группа, внутри которой есть подгруппы марок автомобилей, да и внутри этих подгрупп могут быть еще более мелкие подгруппы. Логические операции успешно применяются к действиям с конкретными объектами.

Третий период - формальных операций, от двенадцати лет или чуть позже. Мышление подростка развивается настолько, что он в состоянии оперировать абстрактными понятиями, не опирающимися на наглядные образы. Подростки не только в состоянии думать и рассуждать о свободе, любви, справедливости; они могут строить свои умозаключения и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии и метафорически, обобщать и анализировать свой опыт.

В созданной Ж. Пиаже теории когнитивного развития обозначены различия между формой и содержанием познания. Содержание детского познания - все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания есть специальная структура мыслительной деятельности человека. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Важнейшим педагогическим принципом для Пиаже является признание ребенка «активным исследователем», который постигает мир согласно своей собственной умственной структуре.

Изучая развитие мышления, Пиаже указал на взаимодействие морального чувства с развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом ребенка. Развитие морального чувства по Пиаже осуществляется в две стадии. На стадии нравственного реализма дети уверены, что существующие нравственные предписания абсолютны и степень нарушения этих предписаний прямо пропорциональна количественной оценке происшедшего. Так, ребенок будет считать девочку, накрывавшую на стол и нечаянно разбившую двенадцать тарелок более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую только две тарелки в порыве гнева на сестру (по примеру Пиаже). Позже дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они понимают, что существующие правила в некоторых ситуациях могут значительно корректироваться и нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений. Эту теорию Пиаже о двух стадиях нравственного развития значительно развил Лоуренс Кольберг (см. ниже).

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ЖАН ПИАЖЕ Хотя Пиаже был академическим психологом, работавшим вне сферы психоанализа, он интересовался процессом развития, и его работы стали влиять на психоаналитическое восприятие процесса с тех пор, как Хартманн обратил внимание на их важность для психологии Эго

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения,

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

67 УЧЕНИЕ Ж. ПИАЖЕ О РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА Швейцарский психолог Жан Пиаже занимался исследованиями интеллекта с точки зрения структурно-генетического подхода. Жан Пиаже создал наиболее глубокое учение об интеллекте. Свои исследования он построил на стыке нескольких

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Мышление и речь автора Выготский Лев Семенович

Глава вторая Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

5.6. Жан Пиаже и французская школа Я воздержусь здесь от того, чтобы подробно обсуждать суть этих расхождений, поскольку, глядя на эту проблематику из сегодняшнего дня, многое хотелось бы интерпретировать несколько иначе. Более полезным мне представляется предложить вам

Из книги Мышление и речь (сборник) автора Выготский Лев Семенович

Ж. Пиаже. Фрагменты из гл. V "Основные характеристики логики ребенка" книги "Суждение и рассуждение ребенка" § 1. Эгоцентризм в мышлении ребенка…Логическая деятельность - это процесс доказывания, поиск истины. Когда же мы чувствуем потребность в проверке правильности

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л. Выготского Не без огорчения автор обнаруживает через 25 лет после опубликования работу коллеги, который уже умер, содержащую много непосредственно интересных для себя мыслей, которые могли бы быть обсуждены лично и

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

Глава вторая Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже Критическое исследование IИсследования Пиаже составили целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрении. Они отмечены историческим значением.Пиаже впервые с помощью

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

3.2.2. Жан Пиаже Некоторые направления в драматерапии (в особенности теория изменений развития) предпочитают и применяют в своей практике модель когнитивного развития, созданную швейцарским психологом Жаном Пиаже (Piaget, Inhelderov?, 1992).Сенсомоторная стадия и переходные

Из книги автора

Задание 1. Феномены Пиаже Испытуемый. Ребенок 3–8 лет. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка феномены могут быть выражены ярко, частично или отсутствовать.Процедура. С ребенком проводятся следующие задания:1) переливание воды из широкого сосуда

Из книги автора

Жан Пиаже (1896–1980) Развитие детей Жан Пиаже родился в 1896 году в городе Невшатель, в Швейцарии, в семье профессора средневековой литературы. Свою мать он вспоминал как человека невротического характера; ее поведение и зародило в мальчике интерес к психологии.Пиаже

Из книги автора

Критика теории Пиаже Критика Пиаже касается в основном его исследовательских методов. Хотя он изучал не только своих собственных троих детей, но и других, все эти дети были из семей с довольно высоким социальным статусом – следовательно, очень большая выборка

Ж.Пиаже выделил 2 стадии морального развития человека, в зависимости от ориентации при определении «хорошего-плохого» на чей-либо авторитет или непосредственно на систему моральных норм.

1-вая стадия - мораль принуждения - характеризуется эгоцентризмом (восприятие своей точки зрения как единственно верной, не возможность понять точку зрения другого) и послушанием власти. В возрасте от 5 до 8 лет ребенок ориентируется на мнение взрослых при определении справедливого, правильного, морального. Содержание моральной сферы составляют запреты, услышанные от взрослых, а правила, исходящие от авторитетных лиц воспринимаются как неизменные и абсолютные. Наказание – это понимание ценности правил, исходящих от взрослых, которое следует за их нарушением.

2-ая стадия – мораль кооперации – правила выступают в детском сознании как изменяемые, но внутренне необходимые и добровольно принятые. Целью наказания становится не подчинение авторитетному лицу, а признание необходимости правил. На этой стадии развития ребенок может встать на точку зрения другого (децентрация).

Люди, находящиеся на разных стадиях морального развития отличаются друг от друга способом оценки поступков, наносящих ущерб. На 1-вой стадии ребенок оценивает поведение человека по размеру нанесенного этим человеком ущерба (виноват Джон, разбивший 6 чашек, помогая маме). На 2-рой стадии учитывается намерения человека, который нанес ущерб (виноват Девид, который разбил 1 чашку, таская без спросу конфеты).

Условия перехода от 1–вой ко 2- рой стадии:

    Интеллектуальное развитие

    Опыт социального взаимодействия со сверстниками на основе принципа равенства

Основной недостаток данной модели – неоднородность компонентов морального развития в разных культурах.

Модель морального развития л. Колберга

    Представители разных обществ и культур не различаются по степени принятия основных ценностей. Л.Колберг выделил 11 таких ценностей: законы и нормы; совесть; способность выразить свои чувства; авторитет; гражданские права; договор, доверие и справедливость в обмене; наказание и справедливость; ценность жизни; ценность и права собственности; прав-да или истина; любовь и секс. Таким образом, стадия морального развития определяется не характером, а стилем отношения к этим ценностям.

    Центральное понятие модели – понятие справедливости . Принцип справедливости является основой для решения моральных конфликтов. Суть справедливости - это распределение прав и обязанностей, регулируемое понятиями равенства и взаимности.

    Критериями моральной зрелости, достижения высшего уровня морального развития являются как принятие универсальных этических принципов, так и выработка личностью новых моральных ценностей

    Основные моральные нормы и принципы личности не являются автоматически усвоенными «внешними» нормами и не складываются вследствие опыта наказания и вознаграждения, а вырабатываются в ходе социального взаимодействия.

Колберг выделил 3 уровня морального развития :

    Ур. - Доконвенциональный ур. - моральность поступка определяется тем, насколько то или иное действие удовлетворяется моральной (собственной) потребностью.

    1-вая стадия : ориентация на наказание и послушание (если ребенок совершает определенный поступок, и его за это наказывают, он делает заключение, что данное поведение плохое) основным двигателем поведения ребенка является страх перед наказанием.

    2-ая стадия: морально то, что удовлетворяет мои нужды и нужды близких людей основным двигателем поведения человека является соблюдение баланса между показанием и вознаграждением.

    Ур. - Конвенциональный ур. – понимание необходимости выполнения ряда правил для сохранения целостности общества

    3-ая стадия: основной регулятор поведения – требования малой группы (семьи, друзей, коллег)

    4-ая стадия: человек руководствуется правилами и нормами общества в целом.

    Ур - Постконвенциональный ур. - самый высокий уровень морального развития. Человек, находящийся на этом уровне, руководствуется уже не собственными интересами и не требованиями социальной группы, к которой он принадлежит, а безличными моральными стандартами.

    5-ая стадия: при оценке происходящего человек использует собственную

систему моральных норм, независимую от мнения большинства.

    6-ая стадия: используется уже не собственная система моральных норм, а универсальные этические принципы, данные «свыше» и обязательные для выполнения всеми людьми.

Минусы метода моральных дилемм Колберга состоят в том, что он проводил исследование только на мальчиках и мужчинах, женщины не затрагивал.

Юрист должен находиться на конвенциональном уровне развития для того, что бы соответствовать основным профессиональным требованиям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Когнитивное развитие

Когнитивные изменения в подростковом возрасте. Теория Ж. Пиаже

Заключение

Литература

Введение

Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») -- способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Когнитивное развитие

На протяжении подросткового возраста продолжается развитие мыслительных способностей, а следовательно, и расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут осложнить и обогатить их жизнь.

Когнитивное развитие в этом возрасте характеризуется развитием абстрактного мышления, что оказывает влияние на широту и содержание мыслей подростка, а также на его способность к моральным рассуждениям.

Когнитивные изменения в подростковом возрасте

Согласно теории Пиаже, признаком когнитивных изменений у подростка является формирование у него абстрактного мышления. Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Оно включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. В то время как детям младшего возраста удобнее иметь дело с конкретными эмпирическими фактами, подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как к одному из вариантов возможного. Абстрактное мышление требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но и вещами, противоречащими фактам. У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть.

когнитивный мышление подросток психологический

Теория Ж. Пиаже

Описывая когнитивное развитие ребёнка, Пиаже меньше внимания уделял проблеме понимания других людей, концентрируясь главным образом на процессах познания физической реальности.

Анимизм - (от лат. anima, animus -- «душа» и «дух» соответственно) мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой либо связи с человеческой деятельностью.

Развитие интеллекта рассматривается по аналогии с видообразованием через естественный отбор, в процессе которого новые формы жизни возникают из ранее существующих под влиянием воздействия среды. Ключевой биологической идеей Пиаже является представление об интеллектуальном развитии как эволюционном процессе.

Ассимиляция - (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) -- конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже, выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

Равновесие достигается через аккомодацию, поскольку организм адаптируется к среде или усваивает её компоненты. Понятие равновесия основывается на идее приобретения естественного баланса между индивидом и миром по аналогии с балансом сил, который поддерживает жизнь в природе. Аккомодация - (от лат. ассоmodatio приспособление) -- понятие, развитое в концепции интеллекта Ж.Пиаже. Обозначает приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. Аккомодация соотносима с ассимиляцией, в единстве с которой они описывают акт приспособления, адаптации.

Эпигенетический ландшафт Веддингтона: существуют естественные пути возможного развития и что они избирательно чувствительны к влияниям среды.

Репрезентация - (лат., repraesetatio, от re, и praesetare представлять) -- представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя. Способность к представлению предмета при отсутствии возможности непосредственного манипулирования с ним.

Эгоцентризм - (от лат. ego -- «я», centrum -- «центр круга») -- неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей.

Основные стадии развития:

· Сенсомоторная

· Дооперациональная

· Стадия конкретных операций

· Стадия формальных операций

Пиаже утверждал, что для маленького ребёнка, объект есть «не более чем образ», которому недостаёт постоянства, субстанциональности и идентичности. Понятие об объекте - убеждённость, что объекты обладают постоянным размером, формой и идентичностью, что они материальны и неизменны. Согласно Пиаже, понятие об объекте лежит в основе мыслительной деятельности. Он называл его «первым инвариантом» мышления. Пиаже разделял допущение, что на ранних этапах развития «осязание обучает зрение». Он считал, что новорожденный видит двухмерный мир и не имеет представления о глубине.

Гибсон предлагал рассматривать перцепцию как активный процесс поиска информации, в котором одно допущение не менее важно, чем другое. Так, видеть камень - значит получить о нем такой же объем информации, как и в случае, когда ударишь по нему ногой.

Ребенок имеет возможность видеть мир еще до того, как у него появится способность действовать в нем.

Умственные операции, по Пиаже - интериоризованные формы тех действий, которыми ребёнок уже овладел в практической форме при сравнении, комбинировании и разделении предметов физического мира.

Сенсомоторный период - от рождения до примерно 2-х лет. Ребенок начинает познавать мир в рамках той физической активности, которую он может осуществить. Период заканчивается с появлением мышления и речи.

Согласно Пиаже, при экспериментах младенцы не ищут спрятанный объект, так как они не понимают, что он продолжает существовать и после своего существования. А поскольку допускается непостоянство объекта, то младенцу и искать нечего.

Дооперациональная стадия - от 2-х до примерно 7-ми лет. Названа так потому, что, согласно Пиаже дошкольники еще не в состоянии мыслить чисто логически.

Дооперациональный период - это время, когда ребёнок постепенно овладевает систематическим, логическим мышлением. Согласно Пиаже, задачей дооперационального периода развития является преобразовании мыслительных процессов в систему умственных, ментальных операций.

Мышление младшего школьника. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка в 6-7 лет характеризуется "центрацией" или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. Ребенку трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди. Так, если попросить ребенка посмотреть на макет, на котором представлены три горы различной высоты, заслоняющие друг друга, а затем предложить найти рисунок, на котором горы изображены так, как их видит ребенок, то он достаточно легко справляется с этой задачей. Но если попросить ребенка выбрать рисунок, на котором изображены горы, так, как их видит человек, смотрящий с противоположной точки, то ребенок выбирает рисунок, отражающий его собственное видение. В этом возрасте ребенку трудно представить себе, что может быть другая точка зрения, что можно видеть по-разному.

Особенности мышления подростка. В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.

Главной особенностью развития мышления подростка является то, что постепенно отдельные умственные операции, которые он совершает, превращаются в единую целостную структуру.

Таким образом, основными свойствами подросткового мышления являются:

способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы;

способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую;

способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом («Если есть X, то произойдет Y») .

Не все специалисты соглашаются с описанной Пиаже концепцией резкого качественного скачка в когнитивных способностях. Некоторые психологи считают, что переход является гораздо более постепенным, с несколькими возвратами от формально-операционального мышления к более ранним способам познания и обратно. Например, Д.Китинг считает, что границы между мышлением детей, подростков и взрослых являются искусственными. Он рассматривает когнитивное развитие как непрерывный процесс и полагает, что дети могут обладать способностью к формальным операциям.

Возможно, что появление этих способностей у подростков связано не с новым когнитивным оснащением, а с улучшением языковых навыков и накоплением опыта взаимодействия с миром.

Таким образом, когнитивный компонент самосознания имеет свои особенности в подростковом возрасте, т.е. его составляющие качественно изменяются по сравнению с младшим школьным возрастом.

Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом возрасте

Сторонники информационного подхода основное внимание обращают на совершенствование у подростков тех умений, которые принято называть метапознанием. Метапознание включает в себя несколько умений, таких как способность размышлять о мыслях, формировать стратегии и планировать. В результате появления этих новых когнитивных умений подростки учатся анализировать и сознательно изменять процессы своего мышления.

Роберт Стернберг разделил интеллект на 3 компонента:

метакомпоненты - процессы управления высшего порядка для планирования и принятия решений (например, способность выбирать определенную стратегию запоминания или осуществлять текущий контроль над качеством заучивания наизусть списка элементов - метапамять);

компоненты исполнения - процессы, используемые для осуществления решения задачи (отбор и извлечение релевантной информации из памяти);

компоненты приобретения (сохранения) знаний - процессы, используемые при усвоении новой информации.

В сущности, «метакомпоненты служат механизмом построения стратегии, превращающей компоненты остальных двух типов в ориентированные на задачу процедуры». Эти процессы развиваются постепенно.

Когнитивное развитие включает как накопление знаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти процессы взаимосвязаны. Решение проблем происходит эффективнее, когда у человека имеется большой запас соответствующей информации. У людей, владеющих более эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются более полные базы знаний.

Подростки решают проблемы и рассуждают более эффективно, чем дети младшего школьного возраста. Но они также обладают более широким диапазоном сценариев или схем, которыми могут воспользоваться. Дети дошкольного возраста тоже разрабатывают простые сценарии для повседневной деятельности. Подростки разрабатывают более сложные сценарии для особых обстоятельств или процедур. Когда они пытаются решить проблему или разобраться в социальном событии, они могут рассуждать о смысле подобных вещей, заимствуя информацию из своих более сложных социальных сценариев. Подростки используют свои развивающиеся когнитивные умения в интеллектуальном и моральном поиске, касающемся их самих, их семей и мира.

Обобщая все сказанное выше, попробуем подвести итоги данной главы. Мы выяснили, что такое самосознание, как оно формируется, какова его структура, а также определили, какими особенностями обладает когнитивная сторона самосознания детей подросткового возраста, выявили, что эти отличия достаточно существенны. Именно в подростковом возрасте самосознание формируется окончательно, т. к. в личности подростков есть все предпосылки к этому.

Психологическая работа с когнитивным компонентом самосознания подростка

Приступая к исследованию процесса социализации личности подростка, психолог исходит из того, что ребенок родился в социальной группе - семье, которая не только должна обеспечивать его органические потребности, но и передавать ему все культурное наследие, аккумулированное ею на протяжении многих поколений. В такой семье, где существует дефицит родительской любви, дети не получают необходимого положительного заряда, отчего становятся пассивными и неуверенными, агрессивными и беспокойными. Неудовлетворенность отношениями в семье обычно компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которая постепенно становится особо значимой для подростка в освоении социальной жизни. Он усваивает нормы и ценности такой группы, зачастую асоциального характера. Это сильно сказывается и на самосознании подростка, в частности, на его когнитивном компоненте.

Прежде чем принимать какие-либо меры, необходимо провести глубокую диагностику рассматриваемого феномена. Психологическая работа с подростками строится, опираясь на результаты диагностики. После диагностики, сравнения полученных результатов с нормой и составления программы работы с клиентом проводится само консультирование.

Психоконсультирование - это профессиональная помощь клиенту в поисках выхода из проблемной ситуации. Такую профессиональную помощь могут оказывать психологи, социальные работники, педагоги, врачи, прошедшие специальную подготовку. Клиент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. При психоконсультировании психолог занимает нейтральную позицию. К задачам консультанта относят:

эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;

расширение сознания клиента;

изменение отношения к проблеме (от тупика к выбору решений);

развитие реалистичности;

повышение ответственности и др.

Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования. Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования - это индивидуальная культурная эмпатия, наблюдательность психотерапевта, его оценка личности, применение методов позитивного роста и развития. Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Психоконсультант должен поддерживать у клиента состояние психологического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром.

Изменяя когнитивный аспект самосознания школьника, консультант должен подбирать средства, побуждающие самого школьника поменять что-то в нужную сторону. Например, чтобы стимулировать отстающего ученика к учению, необходимо создать ситуации желания получения знаний на этапе восприятия нового материала. Это могут быть ситуации эмоционально благоприятные для восприятия знаний; ситуации, связанные с раскрытием практической и познавательной значимости изучаемого материала; ситуации, способствующие осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых. Таким образом, работа психолога по изменению самосознания подростка основывается на тех же принципах, что и любая другая работа консультанта, и заключается в нахождении путей стимуляции желания ребенка меняться.

Заключение

Мы рассмотрели особенности развития когнитивного аспекта самосознания подростков, сравнили его с самосознанием младшего школьного и юношеского возраста. Все из поставленных задач мы выполнили. Гипотезу подтвердили.

Итак, самосознание - это мнение и мысли человека о себе, которые сформировались на основе жизненного опыта и оценок других людей. К особенностям когнитивного компонента самосознания мы отнесли: наличие абстрактного мышления (у детей младшего школьного возраста оно развито плохо), способность анализировать логические задачи, рассуждать по аналогии, новое содержание самоописаний (противоречивость в них) и др.

При помощи психоконсультирования специалист может изменить недостатки в развитии когнитивного компонента самосознания подростка, что будет способствовать его дальнейшему развитию. Это необходимо, т. к. в противном случае у подростка могут возникнуть различные трудности, связанные с самосознанием.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.,1995. С.232-234.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. М., 1984. С.40-219.

3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991. 93-98.

4. Кле М. Психология подростка. М., 1991. С.85-108..

5. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000. С. 586-598.

6. Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте// Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М., 2001. С. 232-242.

7. Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995. С. 293-301, 318-325, 339-341.

8. Психология подростка / под ред. А.А.Реана

9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000. С.165-218, 483-514.

10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. С. 98-106.

11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С.265-267.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления. Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2002

    Характеристика и кризис подросткового возраста. Становление самосознания в подростковом возрасте. Влияние неполной семьи на особенности поведения и развитие личности подростка. Гармонизации личностного развития в подростковом возрасте в неполных семьях.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2011

    Исследование факторов, оказывающих влияние на развитие личности в подростковом возрасте. Главные новообразования переходного возраста. Характеристика основных компонентов подросткового эгоцентризма. Конфликты и трудности подростка в общении со взрослым.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2013

    Теоретические подходы в определении самосознания. Особенности самосознания подростков, проблема гендерных различий в психологии. Проведение эмпирического исследования особенностей самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте, анализ результатов.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2011

    Социально-психологическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте. Анализ возрастных психических новообразований. Изучение закономерностей отношений между старшими подростками и родителями. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2016

    Исследование механизмов творческой самореализации подростков. Факторы, влияющие на психологические особенности общения в подростковом возрасте. Роль творческих способностей в выборе копинг-стратегий у подростков. Конфликты в подростковом возрасте.

    реферат , добавлен 24.03.2010

    Переход от детства к взрослости. Общая характеристика пубертатного периода. Интеллектуальное развитие подростка. Акцентуации характера в подростковом возрасте. Проведение исследования уровня тревожности и состояния агрессивности в подростковом классе.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2014

    Понятие рефлексии в научном мире. Общение в подростковом возрасте. Роль рефлексии в подростковом возрасте. Экспериментальное исследование: влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка. Констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

    дипломная работа , добавлен 19.07.2009

    Индивидуально-психологические особенности подростков 14-15 лет. Изучение типов акцентуаций характера у подростков. Диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте. Психологическая и педагогическая работа с подростками с акцентуациями характера.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Алкоголизм как вид девиации. Проблема борьбы с употреблением алкоголя в подростковом возрасте. Основные факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте. Исследование гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте.

Ж. Пиаже выделил две стадии морального развития человека, основное различие между которыми состоит в ориентации при определении «хорошего-плохого» на чей-либо авторитет или непосредственно на систему моральных норм (Николаева, 1995).

Первая стадия была названа им «моралью принуждения» и характеризовалась следующими особенностями.
- Эгоцентризм, неумение посмотреть на ситуацию глазами другого человека, оценить его желания и мотивы поведения.
- Зависимость от мнения взрослого человека, послушание власти. В возрасте от 5 до 8 лет ребенок ориентируется на мнение взрослых при определении справедливого, правильного, морального. Он оценивает поступки других людей в зависимости от мнения авторитетного лица. Содержание моральной сферы составляют запреты, услышанные от взрослых.
- Восприятие запретов как неизбежных и абсолютных благодаря тому, что они исходят от авторитетного лица. Понимание ценности правил, исходящих от взрослого, усиливается наказанием, следующим за их нарушением.
- «Реализм» в восприятии моральных запретов. Ребенок рассматривает моральные нормы как часть физического мира. По его мнению, их нарушение вызывает изменения в окружающей среде.
Вторую стадию - «мораль кооперации» - отличают следующие особенности.
- Децентрация, способность встать на точку зрения другого человека, понять его желания и мотивы.
- Восприятие запретов как изменяемых, но внутренне необходимых и добровольно принятых. Их выполнение - результат признания их необходимости, а не подчинения авторитетному лицу.

Современные сторонники модели морального развития Пиаже утверждают, что люди, находящиеся на разных стадиях морального развития, отличаются друг от друга способом оценки поступков, наносящих ущерб. Они утверждают, что ребенок, находящийся на первой стадии морального развития, оценивает поведение человека по размеру нанесенного им ущерба, тогда как для того, кто находится на второй стадии, важную роль играют намерения деятеля. Таким образом, дети, находящиеся на первой стадии, сравнивая поведение мальчика Дэвида, который разбил одну чашку, без спроса таская из шкафа конфеты, и Джона, разбившего шесть чашек, пытаясь помочь маме, считают более виноватым Джона, а дети на второй стадии - Дэвида (Leman, Duveen, 1999).

Согласно взгляду Ж. Пиаже (Николаева, 1995), продвижение от незрелой, генетически более ранней формы морали к зрелой обусловлено тремя факторами:
- общим интеллектуальным развитием, изменением когнитивных структур человека. Пиаже говорил о трех уровнях развития когнитивных структур: предоперациональном, а также об уровнях конкретных и формальных операций. В соответствии с его точкой зрения, человек проходит все три уровня развития в заданном порядке. Переход с уровня на уровень, его мнению, происходит в результате взаимодействия между структурами организма и среды. Он осуществляется благодаря трем процессам - ассимиляции материала в существующие структуры, аккомодации самих структур под воздействием информации и равновесию как результату этих процессов;
- освобождением от подчинения авторитетному лицу, обретением самостоятельности;
- опытом социального взаимодействия со сверстниками на основе принципа равенства.

Дальнейшие исследования выявили основной недостаток модели Пиаже - неоднородность моральной социализации. В частности, межкультурные исследования, проведенные по методикам этого автора, продемонстрировали относительную обособленность друг от друга таких направлений морального развития, как понимание мотивов и намерений других, независимость от авторитета, способность понять точку зрения другого, понимание цели наказания. Поэтому последователи Пиаже поставили вопрос о замене термина «стадия» на понятие морального сознания как совокупности отдельных параметров (Николаева, 1995).

Одна из наиболее известных систем принадлежит Жану Пиаже, который основывал свою систему на анализе развития мышления. По мнению Пиаже, интеллект, как живая структура, растет, меняется и адаптируется к миру. Различия между детьми и взрослыми обусловлены не только тем, что дети знают меньше, но и тем, что способ познания детей иной, чем у взрослых. Пиаже высказал предположение, что детям присущи некоторые когнитивные (мыслительные) ограничения. По мере того, как человек растет и получает больше знаний, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах. Ученый выделил три главных периода в умственном развитии ребенка, внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития в определенной последовательности, каждая новая стадия основывается на предыдущей, и этот порядок является неизменным для всех детей.

Первый период развития назван Пиаже сенсомоторным, поскольку в возрасте до двух лет дети знакомятся с миром в основном посредством ощущений - рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

Второй период - конкретных операций, включает в себя две стадии: дооперационную и операционную. Первая стадия - дооперационная, характерна для возраста от двух до шести лет. В этом возрасте дети формируют понятия и пользуются символами, но делают это, опираясь на свой опыт. В отличие от взрослых, дети могут видеть происходящее только со своей точки зрения (эгоцентризм) и сосредоточиваться на одном отношении за раз (центрация). Зачастую ребенок не может продумать последствий конкретной цепи событий. В начале этой стадии дети настолько серьезно относятся к названиям, что порой не могут отделить их буквальное значение от сути этой вещи. Так, ребенок может называть воду в кружке «пить», а воду в ванной другим словом, которое означает в его лексиконе «купаться».

В тех случаях, когда происходящее явление не вписывается в имеющийся у ребенка опыт, он может прибегнуть к «магическим» представлениям о причинах и следствиях - например, предпринять попытку «заклинания» автобуса, чтобы он скорее приехал. Также мышлению детей этого возраста свойственен «анимизм» (лат. «anima» - душа) –одушевление окружающих предметов. Например, ребенок может решить, что лифт «рассердился» на него и потому захлопнул дверцей полу его пальто. На этой стадии ребенок зачастую испытывает затруднения при классифицировании объектов и понятий.

На второй стадии - операционной (от семи до одиннадцати–двенадцати лет) дети начинают использовать в мышлении логику, классифицировать объекты по нескольким признакам. Мышление ребенка на этой стадии учитывает иерархию классов. Так, машина - это большая группа, внутри которой есть подгруппы марок автомобилей, да и внутри этих подгрупп могут быть еще более мелкие подгруппы. Логические операции успешно применяются к действиям с конкретными объектами.

Третий период - формальных операций, от двенадцати лет или чуть позже. Мышление подростка развивается настолько, что он в состоянии оперировать абстрактными понятиями, не опирающимися на наглядные образы. Подростки не только в состоянии думать и рассуждать о свободе, любви, справедливости; они могут строить свои умозаключения и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии и метафорически, обобщать и анализировать свой опыт.

В созданной Ж. Пиаже теории когнитивного развития обозначены различия между формой и содержанием познания. Содержание детского познания - все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания есть специальная структура мыслительной деятельности человека. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Важнейшим педагогическим принципом для Пиаже является признание ребенка «активным исследователем», который постигает мир согласно своей собственной умственной структуре.

Изучая развитие мышления, Пиаже указал на взаимодействие морального чувства с развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом ребенка. Развитие морального чувства по Пиаже осуществляется в две стадии. На стадии нравственного реализма дети уверены, что существующие нравственные предписания абсолютны и степень нарушения этих предписаний прямо пропорциональна количественной оценке происшедшего. Так, ребенок будет считать девочку, накрывавшую на стол и нечаянно разбившую двенадцать тарелок более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую только две тарелки в порыве гнева на сестру (по примеру Пиаже). Позже дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они понимают, что существующие правила в некоторых ситуациях могут значительно корректироваться и нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений. Эту теорию Пиаже о двух стадиях нравственного развития значительно развил Лоуренс Кольберг (см. ниже).

6. Пиаже (Piaget) Жан (1896–1980) - швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире. В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и выдвинул концепцию стадиального развития психики.