Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Суровая Спарта: почему пришло в упадок самое закрытое общество Древней Греции. Разбор реального кима по русскому языку с объяснением

Часть "1"

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<...> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.

3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.

5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.


2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).


3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСТОЧНИК, -а; м.

1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н.И. света. И. всех зол.

2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.


4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.


5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.


6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЦЕВ

нет САПОГ

ещё БОГАЧЕ

около ПЯТИСОТ человек


7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Грамматические ошибки

  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. неправильное употребление формы существительного с предлогом
  3. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  4. неправильное построение предложения с косвенной речью
  5. ошибка в построении предложения с однородными членами

Предложения

  1. Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.
  2. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
  3. Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.
  4. Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.
  5. Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.
  6. Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.
  7. Я с удивлением спросил, что где же крепость.
  8. В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.
  9. Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

8 Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

проб..раться

г..рдиться

велос..пед

нац..ональный

адр..совать


9 Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..дал, по..черкнул

пр..крепил, пр..града

и..терзанный, ра..жёг

поз..вчера, р..зобрал

за..грал, под..скать


10

врач..вать

расстра..ваться

удва..ваться

незатейл..вый

улыбч..вый


11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выстел..шь

выскоч..шь

независ..мый

накорм..шь


12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.


13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.

(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.


14 Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.


15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.


16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф. И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.


17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Занимаясь литературным творчеством, В. И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.


18 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.


19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.


(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

– (10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

– (15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.

– (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.

– (20)Но я уже писал... и печатался.

– (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!

(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.

– (47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?

(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.

Казалось бы, известный всем ещё со школьной парты предмет. Но в том-то и дело, что именно в школе ученики усваивают многие искажённые взгляды на историю древней Греции, возникшие ещё в XIX веке.

«Свободные» Афины и «деспотичная» Спарта

Через всю историю древней Греции красной нитью проходит противопоставление Афин и Спарты в социальном и политическом устройстве. В школе внушают, что Афины были свободным, демократическим государством (с оговоркой, конечно, что у свободных там имелись и рабы, на которых не распространялись гражданские права), а Спарта – военизированным, основанным на подавлении личности. Система образования в Афинах воспитывала-де в молодых людях всесторонне развитых личностей, а в Спарте – беспрекословно повинующихся воинов, этакие бездушные машины для убийства.

В действительности, молодые люди как в Афинах, так и в Спарте, проходили обязательную воинскую службу, и только после этого становились полноправными гражданами. Правда, в Афинах – уже в 20 лет, а в Спарте – только в 30 лет, но и в Афинах гражданин в случае войны подлежал обязательному призыву в войско. Полноправие предусматривало участие в народном собрании и голосование при принятии законов, и в этом между Афинами и Спартой не было разницы.

Порядки Спарты казались афинянам тягостными лишь по следующим причинам. С 7 до 20 лет юные спартиаты обязательно воспитывались на казённый счёт в интернатах казарменного типа, взрослые спартиаты обязаны были устраивать вскладчину общественные трапезы, а самое главное – никто не имел права обогащаться. Торговля и ремесло были запрещены спартанцам (ими могли заниматься только иноземцы), ввоз предметов роскоши в Спарту был запрещён.

В то же время, каждый спартиат был совладельцем общественных угодий, на которых работали неполноправные – илоты, и не мог разориться и обнищать. Илоты были не рабами в классическом смысле этого слова, так как у них были дома и участки земли, а своего рода крепостными крестьянами, принадлежавшими всему государству. При этом на одного спартиата приходилось приблизительно семь илотов. В Афинах же конца IV века до н.э. на одного свободного приходилось примерно двадцать абсолютно бесправных рабов.

Интересно сравнить положение женщин в обоих государствах. Афинянки содержались запертыми в домах, на женской половине – гинекее (Геродот писал, что обычай затворничества женщин афиняне заимствовали у персов). Более вольное поведение допускалось только для незамужних гетер. В Спарте женщины были намного раскрепощённее, для девушек, как и для юношей, даже устраивались гимнастические состязания.

Известна легенда о том, что больных младенцев в Спарте сбрасывали с Тарпейской скалы. Археологи не нашли там ни одного детского скелета, только взрослые.

«Миролюбие» и «терпимость» афинской демократии

Демократию в Афинах совершенно неверно отождествлять с либеральной демократией Нового времени. Период торжества демократии в Афинах, при Перикле и позже, характеризовался всплеском агрессивности Афин и террором демоса против инакомыслящих.

Афинский демос всегда был инициатором и вдохновителем империалистических акций Афин, направленных на подчинение и порабощение других греческих государств. Наглядный пример этого представляет история двух Афинских морских союзов – 1-го (V в. до н.э.) и 2-го (IV в. до н.э.).

Возникнув вначале как добровольное объединение независимых греческих полисов в целях совместной обороны от Персии, эти морские союзы всё больше превращались в орудие Афин для достижения своих целей и эксплуатации союзников. Афины беззастенчиво распоряжались на свои нужды казной, собираемой за счёт обязательных взносов союзников. Любые попытки отложиться от союза Афины жестоко подавляли военной силой.

Пелопоннесская война также возникла из-за имперских притязаний Афин. Неудивительно, что большинство полисов в конце концов поддержали Спарту как освободительницу от тяготевшего над всей Элладой гнёта Афин.

При этом демос был крайне консервативной силой, не терпевшей никаких новшеств в сфере мысли и морали. Сам Перикл пострадал от его своеволия, когда его возлюбленная, гетера Аспасия, была обвинена в безбожии. С большим трудом Перикл добился её оправдания в суде. Другу Перикла, философу Анаксагору, учившему о материальности мира, повезло меньше – ему вынесли смертный приговор, и Анаксагору пришлось бежать из Афин. Протагора, заявившего, что «человек есть мера всех вещей», изгнали из Афин, а его сочинения сожгли.

В отмеченных казусах большую роль сыграла ксенофобия афинян – все названные лица были уроженцами других городов Эллады. Но трагическая участь Сократа, иронизировавшего над алчностью и тупостью демоса, показывает, что афиняне не щадили и своих земляков.

Положение разных социальных слоёв

Из учебника по истории древнего мира всем знакома картинка, изображающая народное собрание в Афинах. На ней, в углу, на переднем плане, человек (одетый, в отличие от греков, в штаны) с хлыстом, прогоняет какого-то эллина. К каким социальным слоям принадлежали эти люди?

Человек с хлыстом это явно полицейский. Мало кто знает, что полиция в Афинах состояла из скифов (отсюда и неэллинское одеяние), бывших государственными рабами. А эллин, не имеющий права участвовать в народном собрании, очевидно – метек, то есть живущий в Афинах уроженец другого полиса. При этом львиная доля торговли и ремесла в Афинах (а следовательно и богатств) находилась в руках метеков.

Так что сюжет картинки презабавен – раб прогоняет, возможно, богача. Правда, не простой раб, а государственный.

Тирания якобы была тягостна народу

Древнегреческое слово «тиран», означающее жестокого правителя, пережило века. В действительности оно не имело вначале такого негативного смысла. Что же касается простого народа, то все тираны приходили к власти как вожди простого народа против притеснявших его аристократов.

Очень многие греческие полисы прошли через период тирании, в том числе Афины. Большинство тиранов отметились широкой организацией общественных работ, дававших заработок бедному люду, и возведением красивых монументальных построек. Тиран Писистрат, правивший в Афинах в VI веке до н.э., заложил основы могущества и славы своего города. При нём Афины украсились величественными зданиями и прекраснейшими скульптурами, был учреждён справлявшийся и многие века спустя торжественный праздник в честь бога Диониса.

Кстати, о произведениях искусства. Вопреки общему заблуждению, древнегреческие храмы и скульптуры были расписаны яркими насыщенными красками, а вовсе не были сверкающе белыми, как их нынешние остатки.

ЕГЭ по русскому языку 2017 год. Вариант №6

Начало формы

Часть №1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<...> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.

3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.

5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.

2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

И хотя

Если

Даже

Как раз

Лишь бы

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСТОЧНИК, -а; м.

1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.

2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

занятА

дОнизу

отдалА

звОним

жалюзИ

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЦЕВ

нет САПОГ

ещё БОГАЧЕ

около ПЯТИСОТ человек

7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. неправильное употребление формы существительного с предлогом

В. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г. неправильное построение предложения с косвенной речью

Д. ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.

    Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

    Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.

    Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.

    Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.

    Я с удивлением спросил, что где же крепость.

    В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

    Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

8Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

проб..раться

г..рдиться

велос..пед

нац..ональный

адр..совать

9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..дал, по..черкнул

пр..крепил, пр..града

и..терзанный, ра..жёг

поз..вчера, р..зобрал

за..грал, под..скать

10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

врач..вать

расстра..ваться

удва..ваться

незатейл..вый

улыбч..вый

11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

суш..шь

выстел..шь

выскоч..шь

независ..мый

накорм..шь

12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.

(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

14Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

16Расставьте знаки препинания: укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф. И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Занимаясь литературным творчеством, В. И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

(10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

(15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.

(16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.

(20)Но я уже писал... и печатался.

(21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

(26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!

(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.

(47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?

(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.

(55)Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней.

(По К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей, романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона» и др.

20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лазарь Борисович был сельским аптекарем, хотя всю жизнь мечтал заниматься литературным творчеством и даже печатал некоторые свои произведения.

2) Рассказчик не согласен с мнением Лазаря Борисовича о том, что только знание жизни поможет стать настоящим писателем.

3) В дом к родственникам рассказчика приходил сельский аптекарь.

4) Рассказчик окончил гимназию и собирался поступать в университет, чтобы в дальнейшем стать писателем.

5) Настоящий писатель должен быть настоящим тружеником, знающим и понимающим жизнь во всех её проявлениях.

21Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека.

2) В предложениях 7–9 содержится описание.

3) Предложения 30-32 содержат рассуждение.

4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 55–56 содержится рассуждение.

22Из предложений 1-6 выпишите фразеологизм.

23Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24««Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А)_________ («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б)_________ (предложение 39), приём – (В)_________ (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_________ (например, предложения 48, 49)».

Список терминов:

1) ряд однородных членов

2) вопросительные предложения

3) ирония

4) вводные слова

5) литота

6) метафора

7) восклицательные предложения

8) противопоставление

9) эпитет



ВАРИАНТ №1


(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<…> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.
1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.
2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.
3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.
4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.
5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
И хотя Если
Даже Как раз
Лишь бы
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а; м.
1)То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.
2)Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант №1. Январь 2017
3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.
4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды


А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.
2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.
4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.
5) Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.
6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.
7) Я с удивлением спросил, что где же крепость.
8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.
9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант №1. Январь 2017

(1)Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. (2)Все так и впились в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице сквозь обычную самоуверенность и торжество успеха проступило невольное лёгкое беспокойство. (3)Он глубоко вздохнул и запел… (4)Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. (5)Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. (6)За первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. (7)«Не одна во поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. (8)Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. (9)Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. (10)Песня росла, разливалась. (11)Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более - он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. (12)Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. (13)Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. (14)У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня…
(15)Я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну. (16)Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шёпотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина из-под совершенно надвинувшихся бровей медленно прокатилась тяжёлая слеза; рядчик поднёс сжатый кулак ко лбу и не шевелился… (17)Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке, словно голос у него оборвался. (18)Никто не крикнул, даже не шевельнулся. (19)Все как будто ждали, не будет ли он еще петь. (20)Но он раскрыл глаза, словно удивлённый нашим молчаньем, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его… (21)Яков наслаждался своей победой, как дитя: всё лицо его преобразилось, глаза так и засияли счастьем. (22)Его потащили к стойке. (23)Он подозвал к ней расплакавшегося серого мужичка, послал целовальникова сынишку за рядчиком, которого, однако, тот не сыскал, и начался пир. (24)«Ты ещё нам споешь, ты до вечера нам петь будешь», - твердил Обалдуй, высоко поднимая руки. (25)Я ещё раз взглянул на Якова и вышел. (26)Я не хотел остаться - я боялся испортить свое впечатление. (27)Но зной был нестерпим по-прежнему. (28)Он как будто висел над самой землёй густым тяжёлым слоем. (29)На тёмно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти черную пыль. (30)Всё молчало; было что-то безнадежное, придавленное в этом глубоком молчании обессиленной природы. (31)Я добрался до сеновала и лёг на только что скошенную, но уже почти высохшую траву. (32)Долго я не мог задремать. (33)Долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова....
(По И. С. Тургеневу ∗)∗ Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) - известный русский писатель, классик отечественной литературы.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант №1. Январь 2017

1)В голосе Якова звучал русский холодный рассудок.
2)Пение Якова вызвало слёзы восторга у слушателей.
3)Рассказчик сравнивает первые звуки голоса поющего с дрожащей струной.
4)Дикому-Барину, хмурившему брови, пение не понравилось.
5)К своей победе Яков отнёсся равнодушно, хотя глаза его и засияли.

1)В предложениях 1-3 представлено повествование.
2)Предложение 17 содержит рассуждение.
3)В предложении 7 указывается причина того, о чём говорится в предложении 8.
4)Предложение 16 содержит описательный элемент.
5)Предложения 5 и 6 противопоставлены друг другу по смыслу.
7. Из предложений 12-19 выпишите устаревшее слово.
8. Среди предложений 1-10 найдите такое (-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

9. «Талант Якова-певца произвёл глубокое впечатление на слушателей. Характеризуя голос поющего, манеру исполнения, автор использует такие тропы, как (А)__ («трепещущий, звенящий звук» в предложении 5), (Б)__ («душа звучала и дышала» в предложении 9), (В)__ (предложения 4, 6, 8), а также синтаксическое средство ___(Г) (предложения 12-13)».
Список терминов:
1) гипербола 2) парцелляция 3) анафора 4) вводные слова 5) метафора 6) сравнение 7) эпитеты 8) литота 9) риторическое обращение

Муниципальная диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ №2
Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Тропический лес - лес, распространённый в тропическом, экваториальном и субэкваториальном поясах. (2)В этих широтах встречающиеся воздушные течения приносят в регион в любое время года большое количество осадков, сочетающихся с жарким климатом. (3)… для тропической местности характерна роскошная буйная растительность.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)В тропических, экваториальных и субэкваториальных широтах встречающиеся воздушные течения приносят в регион в любое время года большое количество осадков, которые сочетаются с жарким климатом.
2)Тропический лес - лес, распространённый в тропическом, экваториальном и субэкваториальном поясах, для которых характерно большое количество осадков и жаркий климат, что создает условия для роста роскошной буйной растительности.
3)Тропический лес - лес, распространённый в тропическом, экваториальном и субэкваториальном поясах, для которого характерна буйная растительность.
4)Тропический лес произрастает в тропических, экваториальных и субэкваториальных широтах, где большое количество осадков в сочетании с жарким климатом создает условия для роста роскошной буйной растительности.
5)Для тропической местности характерна роскошная буйная растительность.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении? Выпишите это слово (сочетание слов).
Даже Поэтому
Однако Хотя
Напротив,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЯС. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПОЯС, -а, -ов.
1)Лента, шнур, ремень или прошитая полоса ткани для завязывания, застегивания по талии. Кожаный п.
2)перен. Пространство, окружающее, опоясывающее что-н. Лесопарковый (зеленый) п. столицы.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант № 2. Январь 2017
3)Пространство, выделяемое внутри территории страны на основании каких-н. собственных признаков. Тарифный п.
4)Выделяемая по какому-н. признаку часть земной поверхности (между какими-н. параллелями или между двумя меридианами), а также часть небесной сферы. Физико-географический п. Часовой п. П. зодиака.
4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в предложении с двойным (парным) союзом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В журнале «Современные записки» писатели-эмигранты часто публиковали свои произведения.
2) Оглядываясь назад, совершенные ошибки часто кажутся несущественными.
3) Бунин часто заявлял, что я непримиримо отношусь к авангардистским течениям в литературе.
4) Прочитав учебную литературу, я с блеском сдала экзамен.
5) Лодка привлекла моё внимание, проплывающая мимо меня.
6) Он любил не только футбол, а также и хоккей.
7) Все, кто хорошо подготовился к экзаменам, с легкостью поступят в университет.
8) Мальчик смотрит на меня с удивлением и сделал шаг навстречу.
9) Известный филолог В. В. Виноградов говорил, что он считает своим долгом прививать любовь к русскому языку.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант № 2. Январь 2017
Прочитайте текст и выполните задания 5-9.
(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3) С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.
(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8) У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.
– (10) Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13) Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!
– (15) Я буду писателем, – сказал я и покраснел.
– (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.
– (20)Но я уже писал... и печатался.
– (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22) Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.
(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.
– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28) А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36) В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да! (44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.
– (46)Напрасно вы думаете, что я лоботряс, – сказал я.
– (47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48) Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51) А? (52) И аптекарь был прав. (53) Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54) И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.
(55) Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней. (По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей, романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона» и др. 5.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Лазарь Борисович был сельским аптекарем, хотя всю жизнь мечтал заниматься литературным творчеством и даже печатал некоторые свои произведения.
2) Рассказчик не согласен с мнением Лазаря Борисовича о том, что только знание жизни поможет стать настоящим писателем.
3) В дом к родственникам рассказчика приходил сельский аптекарь.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант № 2. Январь 2017
4) Рассказчик окончил гимназию и собирался поступать в университет, чтобы в дальнейшем стать писателем.
5) Настоящий писатель должен быть знающим и понимающим жизнь во всех её проявлениях.
6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека.
2) В предложениях 7–9 содержится описание.
3) Предложения 30–32 содержат рассуждение.
4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 55, 56 содержится рассуждение
7. Из предложений 1–6 выпишите фразеологизм.
8.Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 5-8. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 9, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
9.«Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А)_________ («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б)_________ (предложение 39), приём – (В)_________ (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_________ (например, предложения 48, 49)».
Список терминов:
1) ряд однородных членов
2) вопросительные предложения
3) ирония
4) вводные слова
5) литота
6) метафора
7) восклицательные предложения
8) противопоставление
9) эпитет

Муниципальная диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ № 3
Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1)Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели, основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, и модели, базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. (2)К этому типу моделей относится и модель локальных источников рассеяния. (3)<…> все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Модели, базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, являются наиболее распространёнными среди феноменологических моделей.
2) Модель локальных источников рассеяния базируется на принципе Гюйгенса-Френеля и рассматривает каждую точку волнового фронта как источник вторичных волн.
3) Модели, базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, и модели, основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, получили наибольшее распространение среди феноменологических моделей, имеющих особенности математического и физического характера.
4) При дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера проявляются особенности, которыми обладают наиболее распространённые феноменологические модели, имеющие при этом одинаковые методологические основы.
5) Феноменологические модели, базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, и модели, основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, хотя и имеют одни и те же методологические основы, всё же обладают рядом особенностей, которые проявляются при определённых упрощениях.

Несмотря на то, что Ввиду того, что
Однако
Исходя из того, что Принимая во внимание то, что
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ (МОДЕЛЕЙ). Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант № 3. Январь 2017
МОДЕЛЬ, -и, ж.
1) Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.
2) Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего-н. М. корабля. Летающая м. самолета.
3)Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.
4)Схема какого-н. физического объекта или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.
5) Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Это не модель (прост.) - так делать не годится. II прил. модельный, -ая, -ое (к 1, 2, 3 и 5 знач.).
4.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) ошибки в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 1) Но, улегшись у ног и даже не глядя на своего хозяина, а глядя в вечереющий сад, пёс сразу понял, что хозяина постигла беда.
2) Было напечатано около двух тысяч восьмисот пяти книг.
3) Всех не только поразил его резкий тон, но и недоброжелательный взгляд.
4) Работу по восстановлению асфальтного покрытия решено было вести, вопреки установленных правил, не летом, а поздней осенью.
5) В знаменитом романе «Войне и мире» героев можно сгруппировать по принципу семейных гнёзд.
6) По прибытии в Москву мы сразу посетили своих давних знакомых.
7) Прилетевшие участники на конференцию должны зарегистрироваться.
8) Рассматривая семейные фотографии в альбоме, мне на глаза попался мой детский портрет.
9) Денис Иванович, который первым встретил гостей, был приятно удивлён.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант № 3. Январь 2017
Прочитайте текст и выполните задания 5-9.
(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.
(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.
– (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого?
(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа.
(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:
– Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его
развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.
(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.
– (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.
(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.
– (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он.
(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.
– (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался...
– (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!
(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.(По Н.А. Тэффи*)
* Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант № 3. Январь 2017
5.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Нельзя сказать, что чувство нежности принижает человека.
2) Нежность нередко встречается в нашей жизни, она помогает человеку утвердить свою личность.
3) Любовь-страсть облагораживает человека, заставляет его быть заботливым, нежным, внимательным.
4) Грубость больного мужа обидела, расстроила его заботливую, нежную и внимательную жену.
5) Нежность представляется автору в образе женщины, склонившейся к изголовью.
6.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 7–10 содержится рассуждение.
2) В предложениях 11–14 представлено повествование.
3) В предложении 30 представлено описание.
4) В предложениях 44–45 представлено повествование.
5) Предложения 57–58 содержат рассуждение.
7.Из предложений 5–10 выпишите антонимы (антонимическую пару).
8.Среди предложений 28–34 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 5-8. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 9, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
9. «В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём – (А)_________ (предложения 2, 3 – 4, 5) и синтаксическое средство – (Б)_________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп – (В)_________ («тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство – (Г)_________ («как трепетная птица» в предложении 29)».
Список терминов:
1) разговорные слова
2) риторические вопросы
3) ряды однородных членов предложения
4) парцелляция
5) сравнительный оборот
6) противопоставление
7) эпитет
8) литота
9) фразеологизмы

Муниципальная диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ № 4
Ответами к заданиям являются слово, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Колумбийская ласка, обнаруженная учёными лишь в 1978 году, - самое редкое млекопитающее в Западном полушарии. (2)Внешне это удивительное животное похоже на типичных представителей рода - у неё короткий хвост, длинная и тонкая шея, заострённая мордочка, выпуклые глаза. (3)… информация о диете и среде обитания колумбийский ласк немногочисленна, учёным всё же известно, что ласки - плотоядные животные.1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Колумбийская ласка - самое редкое млекопитающее в Западном полушарии Земли, является плотоядной и внешне напоминает типичных представителей этого рода.
2) Колумбийская ласка похожа на типичных представителей рода - у неё короткий хвост, длинная и тонкая шея, заострённая мордочка и выпуклые глаза.
3) Колумбийская ласка, самое редкое млекопитающее в Западном полушарии, обнаруженное учёными в 1978 году, - плотоядное животное, которое внешне похоже на типичных представителей рода.
4) О колумбийских ласках, самых редких млекопитающих в Западном полушарии, учёным ничего не известно.
5) Учёным достаточно известно о колумбийских ласках: они похожи на типичных представителей своего рода и являются плотоядными животными.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Итак, Другими словами,
Однако Хотя Таким образом,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РОД, -а, м.
1) Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством. Старейшина рода.
2) Разновидность чего-н., обладающая каким-н. качеством, свойством. Р. войск.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант № 4. Январь 2017
3) В систематике: группа, объединяющая близкие виды. Роды литературы.
4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Николай с гордостью заявлял, что я готов посвятить все свои силы служению отечеству.
2) Автор напишет свой рассказ и хотел опубликовать его в журнале «Звезда».
3) Все, кто были на концерте Рахманинова, были поражены его талантом.
4) Почти два года я проработал в газете «Последних новостях».
5) Я всю свою жизнь очень любил футбол, играть в шахматы.
6) У известного художника было много написанных картин маслом.
7) Оглянувшись, у меня возникло стойкое чувство опасности.
8) Мы увидели в дальнем углу комнаты папку с документами, которые долго искали.
9) Подруг учитель строго отчитал за прогул.

Прочитайте текст и выполните задания 5-9.
(1)Елку и танцы в клубе художников я, конечно, не стану подробно описывать; всё это было уже давно и в свое время описано, так что я сам прочел с большим удовольствием в других фельетонах. (2)Скажу лишь, что слишком давно перед тем нигде не был, ни в одном собрании, и долго жил уединенно. (3)Сначала танцевали дети, все в прелестных костюмах. (4)Любопытно проследить, как самые сложные понятия прививаются к ребенку совсем незаметно, и он, еще не умея связать двух мыслей, великолепно иногда понимает самые глубокие жизненные вещи. (5)Один ученый немец сказал, что всякий ребенок, достигая первых трех лет своей жизни, уже приобретает целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу. (6)Тут были даже шестилетние дети, но я наверно знаю, что они уже в совершенстве понимали: почему и зачем они приехали сюда, разряженные в такие дорогие платьица, а дома ходят замарашками (при теперешних средствах среднего общества - РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант № 4. Январь 2017
непременно замарашками). (7)Они наверно уже понимают, что так именно и надо, что это вовсе не уклонение, а нормальный закон природы. (8)Конечно, на словах не выразят, но внутренне знают, а это, однако же, чрезвычайно сложная мысль.
(9)Из детей мне больше понравились самые маленькие; очень были милы и развязны. (10)Постарше уже развязны с некоторою дерзостью. (11)Разумеется, всех развязнее и веселее была будущая средина и бездарность, это уже общий закон: средина всегда развязна, как в детях, так и в родителях. (12)Более даровитые и обособленные из детей всегда сдержаннее, или если уж веселы, то с непременной повадкой вести за собою других и командовать. (13)Жаль еще тоже, что детям теперь так всё облегчают - не только всякое изучение, всякое приобретение знаний, но даже игру и игрушки. (14)Чуть только ребенок станет лепетать первые слова, и уже тотчас же начинают его облегчать. (15)Вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении. (16)Иногда облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупление. (17)Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжитые в детстве, собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни сё, ни доброе ни злое, даже и в разврате не развратное, и в добродетели не добродетельное. (18)Что устрицы, пришли? О радость! (19)Летит обжорливая младость…Глотать… (20)Вот эта-то «обжорливая младость» (единственный дрянной стих у Пушкина потому, что высказан совсем без иронии, а почти с похвалой) - вот эта-то обжорливая младость из чего-нибудь да делается же? (21)Скверная младость и нежелательная, и я уверен, что слишком облегченное воспитание чрезвычайно способствует ее выделке; а у нас уж как этого добра много! (22)Но мне всё чрезвычайно нравилось, и если бы только не толкались подростки, то всё обошлось бы к полному удовольствию. (23)В самом деле, взрослые все празднично и изящно вежливы, а подростки (не дети, а подростки, будущие молодые люди, в разных мундирчиках, и которых была тьма) - толкаются нестерпимо, не извиняясь и проходя мимо с полным правом. (24)Меня толкнули раз пятьдесят; может быть, их так тому и учат для развития в них развязности. (25)Тем не менее мне всё нравилось, с долгой отвычки, несмотря даже на страшную духоту, на электрические солнца и на неистовые командные крики балетного распорядителя танцев. (26)Я взял на днях один номер «Петербургской газеты» и в нем прочел корреспонденцию из Москвы о скандалах на праздниках в дворянском собрании, в артистическом кружке, в театре, в маскараде и проч. (27)Если только верить корреспонденту (ибо корреспондент, возвещая о пороке, мог с намерением умолчать о добродетели), то общество наше никогда еще не было ближе к скандалу, как теперь. (28)И странно: отчего это, еще с самого моего детства, и во всю мою жизнь, чуть только я попадал в большое праздничное собрание русских людей, тотчас всегда мне начинало казаться, что это они только так, а вдруг возьмут, встанут и сделают дебош, совсем как у себя дома. (29)Мысль нелепая - и как я упрекал себя за эту мысль еще в детстве! (30)Мысль, не выдерживающая ни малейшей критики. (31)О, конечно, купцы и капитаны, о которых рассказывает правдивый корреспондент (я ему вполне верю), и прежде были, и всегда были, это тип неумирающий; но всё же они более боялись и скрывали чувства, а теперь, нет-нет, и вдруг прорвется, на самую середину, такой господин, который считает себя совсем уже в новом праве. (32)И бесспорно, что в последние двадцать лет даже ужасно много русских людей вдруг вообразили себе почему-то, что они получили полное право на бесчестье, и что это теперь уже хорошо, и что их за это теперь уже похвалят, а не выведут. (33)С другой стороны, я понимаю и то, что чрезвычайно приятно (о, многим, многим!) встать посреди собрания, где всё кругом, дамы, кавалеры и даже начальство так сладки в речах, так учтивы и равны со всеми, что как будто и в самом деле в Европе, - встать посреди этих европейцев и вдруг что-нибудь гаркнуть на чистейшем национальном наречии, - свиснуть кому-нибудь оплеуху, отмочить пакость девушке и вообще тут же среди залы нагадить: «Вот, дескать, вам за двухсотлетний европеизм, а мы вот они, все как были, никуда не исчезли!» (34)Это приятно. (35)Но всё же дикарь ошибется: его не признают и выведут. (По Ф. М. Достоевскому ∗)∗ Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - классик отечественной литературы.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 10 класс Вариант № 4. Январь 2017
5. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дети с малых лет впитывают самые сложные понятия и ребенок хорошо понимает глубокие жизненные вещи.
2) Автор текста считает все стихотворения А. С. Пушкина плохими.
3) Люди часто в обществе ведут себя неподобающим образом.
4) Люди, которые в обществе ведут себя невоспитанно, не вызывают отрицательных эмоций у людей.
5) Из детей, которые присутствовали на балу, автору больше всего понравились подростки.
6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 23 содержит пояснение того, о чем говорится в предложении 22.
2) В предложениях 5-8 представлено повествование.
3) Предложение 32 содержит элементы описания.
4) В предложениях 20-21 представлено рассуждение.
5) Предложение 8 указывает на причину того, о чем говорится в предложении 7.
7. Из предложений 7-17 выпишите фразеологизм.
8. Среди предложений 14-28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью подчинительного союза и частицы. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 5-8. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 9, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
9.«В своих рассуждениях о современном ему обществе Ф. М. Достоевский использует такие синтаксические средства, как (А) … (предложение 29) и (Б) … (предложения 11, 13). Кроме того, автор использует такой троп как (В) … (глубокие жизненные вещи в предложении 4, скверная младость в предложении 21) и лексическое средство (Г) … (предложение 17)».
Список терминов:
1) парцелляция 4) однородные члены 7) эпитет 2) риторическое восклицание 5) диалектизм 8) сравнительный оборот 3) метафора 6) эпифора 9) фразеологизм