Как образуются деепричастия совершенного. Деепричастия несовершенного вида. Ошибки при образовании деепричастий
Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.
Тема: Деепричастие
Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий
План морфологического разбора деепричастия
1. Часть речи, общее значение.
2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.
3. Синтаксическая роль.
Образец:
Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.
1. Редея
1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.
2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.
3. В предложении является обстоятельством.
Домашнее задание
№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.
Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.
Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.
1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.
2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
4. Снявши голову, по волосам не плачут.
5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.
1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().
2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().
3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.
Тема: Деепричастие
Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий
План морфологического разбора деепричастия
1. Часть речи, общее значение.
2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.
3. Синтаксическая роль.
Образец:
Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.
1. Редея
1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.
2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.
3. В предложении является обстоятельством.
Домашнее задание
№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.
Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.
Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.
1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.
2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
4. Снявши голову, по волосам не плачут.
5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.
1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().
2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().
3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
Способов образования деепричастий от глаголов два: с помощью суффиксов и приставок. У каждого способа свои правила и нюансы. Существует множество иллюстрирующих образование деепричастий таблиц (одну из них мы предлагаем в нашей статье), но перед как изучать их, нужно ясно понимать, что такое деепричастие, и какими признаками обладает эта часть речи.
оборот?
Деепричастие - самостоятельная, образованная от глагола часть речи, которая объединяет в себе свойства наречия и глагола, обозначает в предложении добавочное действие, вызванное сказуемым и совершенное подлежащим. Связка деепричастия с зависимыми от него словами называется деепричастными оборотами.
Деепричастия и деепричастные обороты всегда обособляются на письме и отвечают на вопросы "что сделав?", "что делая?", в некоторых случаях к ним задаются свойственные наречиям вопросы "почему?", "как?", "когда?".
Например:
- пробежав марафон (что сделав?);
- перебирая ягоды (что делая?);
- она смотрела, улыбаясь (как?).
Морфологические признаки
Деепричастия обладают такими морфологическими признаками глагола как переходность, вид и возвратность:
- мыть (невозвратное, несовершенный вид) — моя;
- помыть (невозвратное, совершенный вид) - помыв;
- помыться (возвратное, совершенный вид) - помывшись .
Деепричастия распространяются так же, как и глаголы:
- мыть руки - моя руки;
- помыть яблоки - помыв яблоки;
- помыться после пробежки - помывшись после пробежки .
Деепричастия имеют такие признаки наречия как неизменяемость по роду, спряжению, числу, лицу:
- Он улыбался, читая книгу. Они улыбались, читая книгу. Она забыла об окружающем, читая книгу.
Синтаксические признаки
К синтаксическим признакам деепричастия относится его зависимость от глагола-сказуемого, а также роль в предложении. Как и наречия, большинство деепричастных оборотов и одиночных деепричастий являются обстоятельствами:
- Обстоятельство времени. Гуляя по парку, она встретила знакомых.
- Обстоятельство причины. Едва заболев, он сразу начал пить чай с медом.
- Обстоятельство условия. Хорошо зная директора, можно решить любой производственный вопрос.
- Обстоятельство уступки. Даже разозлившись, она не повысила голоса.
- Образ действия. Он побежал, стремительно набирая скорость .
Образование деепричастий несовершенного вида
Существует три способа образования деепричастия от глаголов несовершенного вида.
С помощью суффиксов "-я " или "-ясь ":
- осознавать - осознавая;
- разбивать - разбивая;
- читают - читая;
- старается - стараясь;
- смеется - смеясь;
- готовится - готовясь.
С помощью суффикса "-а ":
- кричат - крича;
- плачут - плача;
- держим - держа.
И более редкий способ образования деепричастий - суффиксами "-учи " и "-ючи ":
- быть - будучи;
- идут - идучи;
- ехать - едучи;
- жалеют - жалеючи;
- играет - играючи.
Не образуются деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида:
- с основой на буквы "к" и "г " - текут, бегут ;
- с основой, которая состоит лишь из согласных букв, - ткать, лить, жить, жать и прочие (деепричастие мчась от глагола мчаться - исключение);
- с основой на буквы "ст", "с", "з", "х" в неопределенной форме и на шипящую букву в настоящем времени: пахать - пашут; мазать - мажут; хлестать - хлещут; писать - пишут ;
- с суффиксом "-ну ": мерзнуть, выглянуть, тянуть, выплюнуть, высунуть ;
- от глаголов: драть, хотеть, петь, ехать, лезть .
Образование деепричастий совершенного вида
От глаголов совершенного вида самый распространённый способ образования деепричастий — суффиксальный.
С помощью суффикса "-в ":
- отпустил - опустив;
- помыла - помыв;
- покрасили - покрасив;
- вернула - вернув.
С помощью суффиксов "-ши " и " -шись ":
- вытерла - вытерши;
- принес - принесши;
- подумали - подумавши;
- истечь - истекши;
- пронеслась - пронесшись .
С помощью суффиксов "-вши " и "-вшис ь":
- улыбнулся - улыбнувшись;
- умылась - умывшись;
- засмеялись - засмеявшись;
- возвратился - возвратившись .
Реже от глаголов первого спряжения с основами на согласные буквы способом образования деепричастий становятся суффиксы " -я " и "-а ":
- прочесть - прочтя,
- отвезти - отвез - отвезя;
- увести - увел - уведя;
- кричат - крича .
Могут образовываться равноценные параллельные формы деепричастий от глаголов с суффиксами "-ере " и "-ну ":
- запереть - заперши/заперев;
- высохли - высохши/высохнув,
- озябнуть - озябши/озябнув .
Образование деепричастий с помощью приставок
Есть ряд глаголов, которые не могут образовывать деепричастия посредством суффиксов, в этом случае русский язык находит оригинальный способ образования деепричастий - приставочный.
И хотя приставки слегка меняют смысл глагола, но все равно позволяют создать из него полноценное, красивое деепричастие. Примеры:
- гнить - подгнивая;
- петь - распевая;
- звать - зазывая/называя;
- драть - раздирая;
- ехать - поезжая;
- бежать - забегая;
- лезть - залезая .
Ошибки при образовании деепричастий
В письменных текстах и в устной речи встречаются неправомерные, неграмотные способы образования деепричастий, которые чаще всего вызваны некорректным использованием суффиксов с глаголами разного вида. Чтобы избежать подобных ошибок, достаточно определить вид глагола, задав к нему вопрос, и вспомнить, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия с этим видом.
Вот пример неверного использования деепричастия в предложении:
- Работав больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.
От глагола "работать " (несовершенный вид) деепричастие не может образовываться суффиксом "-в ", тут нужен суффикс "-я". То есть грамотная версия предложения выглядит так:
- Работая больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе .
Другой пример:
- Покрася забор, они пошли на речку искупаться и помыться .
Из глагола совершенного вида "покрасить " нельзя образовать деепричастие с суффиксом "-я ", в данном случае приемлем только суффикс "-в ":
- они пошли на речку искупаться и помыться .
Деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия.
К наречным свойствам деепричастий относятся:
1) неизменяемость и
2) синтаксическая функция обстоятельства образа действия, времени, причины, цели, условия или уступки.
Примыкая к глаголу, который в предложении выражает основное действие, деепричастие выражает второстепенное, сопутствующее действие, поэтому его нередко называют второстепенным сказуемым.
Как правило, деепричастия примыкают к личным формам глагола, но могут также сопровождать инфинитив и причастие:
Он пошел, пошатываясь и поддерживая голову ладонью левой руки… (М. Г.).
Неизъяснимо хорошо плыть по Волге, сидя на корме у руля (М. Г.).
Налево от него сидела стройная, румяная княжна-грузинка, не переставая улыбавшаяся (Л. Т.).
Деепричастия имеют следующие глагольные признаки:
1) образуются только от глаголов;
2) сохраняют ЛЗ производящего глагола;
3) сохраняют такие грамматические категории глагола, как вид, переходность, залог.
Однако следует отметить, что в русском языке не образуются деепричастия страдательного залога, поскольку деепричастие обозначает процессуальный признак субъекта, а глаголы страдательного залога – признак объекта:
радовать (ДЗ) – радуя (ДЗ)
умываться (ВЗ) – умываясь (ВЗ)
сидеть (незалог.) – сидя (незалог.).
4) как и глаголы, деепричастия сочетаются с наречиями и наречными сочетаниями, а также управляют существительными в косвенных падежах (быстро прочитать – быстро прочитав, вставать на рассвете – вставая на рассвете ).
2. Образование деепричастий
Как и глаголы, деепричастия бывают совершенного вида и несовершенного вида.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени при помощи суффикса –а (-я): моргают – моргая, ворчат – ворча.
Не образуют деепричастий несовершенного вида следующие группы глаголов:
1) глаголы с односложной основой на –а в инфинитиве (звать, рвать, ждать, ржать ). исключение: мчать – мча, мчаться – мчась;
2) глаголы с односложной основой на –и (бить, лить, шить );
3) непродуктивные глаголы с суффиксом длительности –ну- (вянуть, сохнуть, вязнуть );
4) глаголы на –чь в неопределенной форме, с основой настоящего времени на –г, к, х (печь, стричь, стеречь );
5) глаголы с основой настоящего времени, оканчивающейся на шипящий (вязать, резать, писать, махать );
6) глаголы, основа настоящего времени которых состоит только из согласных (жнут, мнут );
7) глаголы жаждать, лезть, ехать, петь, гнить, стыть ;
8) безличные глаголы типа светает, моросит.
если глагол имеет суффикс –ва-, то деепричастие несовершенного вида образуется от основы инфинитива, а не настоящего времени (создавать – создают - создавая ).
Глагол быть образует деепричастие при помощи суффикса –учи (будучи ). Формы других деепричастий с суффиксом –учи характеризуются народно-поэтической окраской:
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая поднимается (Л.).
Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –в, -вши (после гласного), -ши (после согласного): заскочить – заскочив, исчезнуть – исчезнувши, вырасти – выросши.
Суффикс –вши является малоупотребительным; он является обязательным лишь у деепричастий с постфиксом –ся (возвратившись, засмеявшись, насмотревшись ).
Непродуктивные глаголы с суффиксом –ну- и глаголы на –ере(ть) образуют параллельные формы деепричастий от основ инфинитива и прошедшего времени(высохнуть – высохнув, высохнувши, высох - высохши ).
Существует группа глаголов (с основой на согласный, кроме –г, к, х; глаголы на -ить), от которых деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса –а (-я), который присоединяется к основе простого будущего времени (прочтут – прочтя (прочитав), простятся – простясь (простившись) ).
Двувидовые глаголы имеют по два деепричастия: с суффиксом –а (-я) для выражения значения несовершенного вида и суффиксом –в для выражения значения совершенного вида (атаковать – атаковав, атакуя; исследовать – исследовав, исследуя ).