Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Расул гамзатов тема родины. Сочинение «Живительная сила поэзии Расула Гамзатова. I. Вступительная беседа

Кукушкина Ксения 9 А класс

Расул Гамзатов — удивительный поэт. Знакомство сеготворчеством было для меня настоящим открытием. Все, к чему обращается поэт, наполнено необыкновенной любовью -любовью к миру, к людям, к своей стране.

Творчество Расул Гамзатов разнообразно. Он пишет о Дагестане, о войне, о матерях, о любви. Но основная темаего творчества – это тема родины. Поэт до самозабвения любил свою страну и хотел, чтобы весь мир узнал о Дагестане, познакомился с обычаями егонарода, обогатился восточной культурой.

Когда читаешь стихи РасулаГамзатова, то перед тобой предстают дружелюбные, добрые, порядочные люди, берегущие вековые традиции, любящие свою страну.
Особое место в творчестве Расула Гамзатова занимает тема любви к матери. И это не случайно: для каждого слово « мама «— самое близкое и родное. Расул Гамзатов считал, что любовь к миру начинается с песен матери. И за свой талант был благодарен той, которая его взрастила. В одном из стихотворений автор писал:

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Я читала это стихотворение на одном дыхании, эти строки захватывают душу. Автор очень трепетно относится к своейматери, и это чувство не может оставить читателей равнодушными.

Среди многихстихотворений Расула Гамзатовамне особенно понравилось «Покуда вертится земля». Стихотворение проникнуто жизнерадостным настроением. Лирический герой стихотворения — человек, переживший многое, но не потерявший любовь к жизни. Гамзатов хочет сказать нам о том, что жизнь наполняется «каплями каждого дня», что нужно проживать каждый день до конца, не пропуская ни одного мгновения. Природа в стихотворении становится для героя не только источником вдохновения, но и средством постижения мира. Основная мысль стихотворения - воодушевляющая жизнь природы. И эта мысль жизни звучит оптимистично. Стихотворение заставляет по-новому взглянуть на жизнь, понять, что счастье во многом зависит от самого человека, от его умения воспринимать мир и радоваться каждому дню.

Творчество Расула Гамзатова произвело на меня сильное впечатление. Я рада, что познакомилась с ним и думаю, что душа каждого человека, который читал его стихи, наполняется живительной силой. Я открыла для себя необыкновенный мир тонкого поэта, философа, мудрого человека.

«С любовью к женщине»

(женские образы в произведениях Расула Гамзатова).

Р.Гамзатов – это поэт движения, поэт, который был в вечном поиске новых форм и нового содержания. Я всегда восхищалась богатством и своеобразием его таланта. Он мог писать обо всем легко и просто. Так, как будто вместе с его дыханием, у него рождались стихи. Его творчество разнообразно, но почти каждое стихотворение имеет глубокий философский смысл. Иногда тонкая лирика, казалось бы интимнейших чувств, является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье

Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.

Любви заслуг не перечесть,

Давай в её земную честь

С тобой протянем руки

К друг другу возле звёзд.

Над бездною разлуки

Построим в небе мост

Нет, не люблю стихов я о любви,

Когда о ней кричат, как о несчастье!

Нет, не люблю я песен о любви,

Когда, как о беде, поют о страсти!

Р.Гамзатов женщин хорошо знал, понимал, как никто, быть может, умел любить и воспевал так, что можно сказать: женская тема - одна из центральных в его творческом наследии. На женские темы Р.Гамзатов писал много и на протяжении всей своей жизни: «Горянка», «Зарема», «Целую женские руки», «Берегите матерей»… - вот неполный перечень произведений поэта, которые он посвятил женщинам. Здесь и любовная лирика, и стихи о женской доле, о трагических судьбах горских поэтесс.

На зеленых холмах и в долинах стремительных рек, на гребнях гранитных скал и вблизи обветренных утесов – повсюду разбросаны в горах каменные аулы. Это и есть Дагестан, что в переводе означает «Страна гор». Люди здесь славятся щедростью сердец, гостеприимством, верностью и дружбой. Природа и суровые условия наделили их характером, в котором сочетаются стойкость, выносливость и долготерпение. Но здесь, в стране гор, драматичным, противоестественным оставалось пренебрежительное отношение к женщине в быту. Странно, но великая любовь и презрение к ней всегда вмещалось в одном и том же сердце горца - воин он или пахарь. Только поэты осмеливались ставить женщину выше тронов царей и громко оплакивали ее бесправие и обездоленность.

Трагичной была жизнь женщины гор. Посмей она петь песню о воле и счастье своем, и ей зашивали губы. Так погибла поэтесса Анхил Марин, так же трагично сложилась судьба поэтессы – горянки Кадрии.

Вижу кровь, замирая от боли.

Опаленные вижу крыла…

Кадрия, горской музы давно ли

Ты заветной надеждой была.

И в родительском доме, и в доме мужа всегда над головой женщины висела плеть, готовая в любую минуту обрушиться на ее плечи.

В то же время в смертельной схватке разгневанные противники швыряли кинжалы к ее ногам, как только она бросала между ними платок. Это означало уважение к той, которая создана, чтобы родить мужчину. С одной стороны, уважение к природе женщины, с другой – унижение ее только потому, что она слабее. Посмей горянке полюбить против воли отца, и ей уготована могила в волнах бурного потока. Так погибли сотни.

А если судьбе не сдавалась,

То прыгала с кручи в Койсу,

И белая грудь разбивалась

О черные камни внизу…

Сейчас другие времена, другие отношения. но инерция старых обычаев, косность, ложные представления о чести мужчины и сейчас дают о себе знать в горных аулах. И на этой почве сложился образ Асият, ее драма, ее вызов всему отжившему.

Расул Гамзатов написал поэму «Горянка»- драматичную песню о судьбе юной и смелой дочери гор.

Нередко над книжной стопою

Нам снятся красивые сны.

О женщина гор, пред тобою

Во многом поэты грешны.

«Женская обездоленность – чернильница, слезы – чернила, подушка – страница, и тогда писалась книга страданий, но мало кто ее читал, горянки не выставляет напоказ свои слезы…»,- писал Р.Гамзатов.

Отношение человека и женщины было для Р.Гамзатова высшим мерилом, он судил о мужчине по тому, каков он в своем поведении с матерью,

Я спросил на вершине, поросшей кизилом: «Что мужского достоинством служит мерилом?»

«Отношение к женщине», - мне отвечала он.

Женская тема тесно переплетается с темой материнства, свойственной всему творчеству Р.Гамзатова. В разные периоды творчества она проявляется по-разному. В первых сборниках тема материнства связана с такими, как тема Родины и народа, тема личной судьбы и гражданского долга.

Тема материнства наиболее ярко начинает проявляться, выделяясь в отдельное направление, после смерти Хандулай, матери Р.Гамзатова. В поэзии Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашёл новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повториться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в мировой лирике. По-русски «мама»,

по-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба.

Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщин гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей в горе и радости людей.

Всё то, что мной написано доселе

Сегодня до строки готов отдать

За песню ту, что мне у колыбели

Вблизи вершин ты напевала, мать.

Там, где вознесся к небу сопредельный

Кавказ, достойный славы и любви,

Не из твоей ли песни колыбельной

Берут начало все стихи мои?

(«Автограф на книге подаренной маме»)

Известие о её смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходит к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери ещё живы, он говорит:

Если стали сердцем вы суровы.

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,

Знайте, дети ранят всех больней…

Горянка…К ней обращены лучшие лирические строки поэта. Она стала для него предметом неиссякаемого вдохновения.

Разнообразие чувств, живое дыхание любви, нежности, преданности мы найдём в стихах Гамзатова.

Пою тебе сердцем влюблённым

И пусть твой задумчивый взор,

На счастье мое, просветлённым

Становится, женщина гор!

Спустя 23 года после написания поэмы «Разговор с отцом», были написаны поэмы «Берегите матерей» и стихи из последних книг, посвященных матери. В первых сборниках образ матери, как правило, имеет типизированные, обобщенные черты («После дождя», «Реки и речки», «Леки», «Раздумье» и др.).

Хмурый день, но дня милее нету,

Хоть метель и кружится, трубя:

Ведь когда-то в день декабрьский этот

Мать в ауле родила тебя.

(«Снег и снег – покуда хватит взора…»)

В более поздних стихотворениях образ матери становится более конкретным, приближенным к действительности, поэт непосредственно обращается к матери:

Мне горько, мама, грустно, мама,

Я – пленник глупой суеты,

И моего так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

(«Матери»)

В стихотворениях этого периода, посвященных матери, Гамзатов часто использует личные местоимения я, ты, моя, свой, твой. Наиболее частотным становится употребление слова мама. Внимание таким образом сосредотачивается на личных переживаниях поэта.

В статье «Мы – ветви материнского дерева» Р.Гамзатов писал: «Но сейчас меня одолевают другие размышления, свербит душу другая печаль – о своей матери самое сокровенное, самое проникновенное я написал все же после ее смерти».

Р.Гамзатов, горюя и оплакивая свою мать, кажется, сказал нечто трогательное о многих матерях вообще: «Трудность заключалась в том, что меня терзала и сковывала горечь по поводу того, что я редко навещал маму при жизни из-за частых поездок, и даже не удалось посидеть у ее изголовья в последние часы, услышать прощальные слова, напутствия и завещания – в дни ее кончины находился в Японии. Но и тогда знал я, а теперь еще острее сознаю, что мать, мама – начало всех начал, неиссякаемый источник нежности, добра, все понимания и всепрощения».

Нельзя не согласиться со словами великого поэта, что мать – опора земли, ее жизнелюбием, милосердием и бескорыстием создается, крепнет и умножается род людской. Для подтверждения своих мыслей он обращается к традициям Северного Кавказа, отражающих ценность и значимость матери как в личной жизни отдельного человека, так и в обществе в целом:

«Горцы говорят: лишенный отца – полусирота, а лишенный матери – сирота полный». И еще в народе есть присловье: отцов могут заменить, но матерей не заменяют. Без матери потухает очаг, рушится дом. Нет лучше и пронзительней песен, чем песни матерей, и не напрасно, наверное, утверждают набожные люди, что молитвы матерей доходят до слуха и сердца Всевышнего.

Самая обязательная клятва – клятва матерью, самое унизительное оскорбление – бранное слово о матери. Нет мамы, кроме мамы, она единственная как земля, вода, небо и потому свята. В поведении людей немало поганых проявлений, но самое омерзительное, аморальное из них – матерщина.

В Дагестане раньше это никому не прощалось. За осквернение и оскорбление матерей наказывали кинжалом и пулей. Наоборот, платки матерей, брошенные под ноги разъярившимся врагам, отвращали кровопролитие… «Писать о матерях буду, покуда «не оборвется жизни непрочная нить». И это не считаю личной заслугой, ибо это – долг человеческий, благодарное сыновнее чувство» .

Обращение к теме материнства в более позднем периоде творчества Р.Гамзатова можно объяснить и тем, что в последние годы жизни поэта начинают привлекать нравственные, моральные и философские проблемы, среди которых – уважение и любовь к матери, воспитание детей. Что касается последнего, следует сказать, что в это время Гамзатов воспитывает трех дочерей, и в связи с этим тема материнства, взаимоотношений родителей и детей на этом этапе жизни Р.Гамзатова становится особенно актуальной.

Памяти матери поэт посвятил великую поэму «Берегите матерей», - написанную в 1976, через 11 лет после того, как ее не стало.

слово это среду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего. ему конца нет

Встаньте! …

Я произношу его: «Мама!»

В другой своей книге «Мой Дагестан» поэт писал: «Нет ни одной матери, не умеющей петь. Нет такой матери, которая в душе не была бы поэтом. Кто не слышал материнской песни, все равно что рос сиротой».

Песни мамы!... сколько разных самых

Пелось в доме, в поле, у ручья…

Не было б на свете песен мама,

Я бы не был, я бы не был я …

Первый человек, которого мы любим в жизни – мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы приносим через всю жизнь.

Любовь к женщине воспевает поэт с таким целомудрием, какого не найти ни у одного российского поэта современности. И всегда подчеркивается, что его любимая не откуда- то, а именно уроженка дагестанских гор. И всегда подчеркивается, что нет в мире места прекраснее, где он родился и вырос:

И на берегах чужих морей,

в Сингапуре, в Токио, повсюду

Дагестанской песнею своей

Был понятен я простому люду.

Где я только не был, но всегда,

В устье Сены или в бухте Нила,

Наша дагестанская звезда

Среди тысяч с неба мне светила!

Стихи Расула Гамзатова пронизаны любовью и преклонением перед женщиной. Как земля держится на трех китах, так и поэзия Р.Гамзатова держится на теме женщины. Читая стихи поэта о любви, ощущаешь, что эта тема неисчерпаема.

Р.Гамзатов говорит, что не только стихи, сколько он сам пронизан любовью и преклонением перед женщиной.

Гамзатов был счастлив в любви. Много прекрасных строк посвятил своей жене Патимат. После окончания учебы и получения премии в жизни. Расула Гамзатова появилась его будущая жена Патимат. Точнее она уже была в его жизни, но …вот впрочем как об этом рассказывал сам поэт. С мягким юмором рассказывал Расул о своем «знакомстве» с будущей женой корреспонденту

«- можно спросить, как вы познакомились, со своей Патимат?

Не знакомился вовсе! Мы родились в одном ауле. Ее родители были богатые люди, деньги давали мне, чтобы я присматривал за ней в люльке. Потом, когда она выросла, . я без ден ег готов был всегда смотреть. Она согласилась, я женился…»

Я был уже большим в тот год,

Когда ты родилась:

Я знал в ауле каждый сад

И бегал в первый класс.

И если мама занята

Твоя порой была,
То за тобою присмотреть
Меня она звала.
И хоть за это от нее
Подарки получал,
Но помню, до смерти тогда
У люльки я скучал...
Промчались годы, и опять
В ауле я родном.
Какие косы у тебя!
Как быстро мы растем!
И я, как в детстве, снова жду,
Что мать ко мне войдет
И за тобою присмотреть,
Как прежде, позовет.
Я сам сейчас бы преподнес
Подарок ей любой...
Я жду – пусть лишь откроет дверь, –
О, как бы хорошо теперь
Смотрел я за тобой!

Очень много стихотворений Расул Гамзатов посвятил своей жене

Патимат Гамзатовой, в девичестве Юсуповой.

НАУКА ЛЮБВИ

Не математик я:
На что мне числа?
Я - патиматик:
В том немало смысла.
Я - патиматик
С самых ранних лет

И говорю:

Важней науки нет!

Находки и открытья -

Все подряд

Всю жизнь я посвящаю Патимат.

И как поэт, и как человек Расул Гамзатов не скрывал своего преклонения перед женщиной. А на вопрос, что он больше всего ценит в людях, поэт отвечал «В женщинах – ВСЕ, а в мужчинах - любовь к женщине».

Что в жизни я люблю, храню в душе всегда?

Мелодию, друзей, и свой аул Цада,

И горные хребты, чья так легка вода,

И женщин я люблю, а больше всех - тебя.

Его жена и верная спутница Патимат – первый человек, которому читал поэт свои стихи. Поэт сам сделал ее своей судьей, она как бы часть того большого, что зовется Гамзатовым. Когда речь заходила о семье, он в шутливой форме говорил: «В нашем доме один поэт, а все остальные критики».

Без тебя, Патимат, все бы было мертво…

Век живи - я к тебе обращаюсь с мольбою

Патимат, в этот мир я пришел для того,

Чтоб, узнав о тебе, он гордился тобою!

Со своей Патимат Расул прожил всю свою жизнь больше 50 лет. За эти годы Расул Гамзатов добился грандиозных успехов!

Мне объездить весь мир довелось,

Тот, который и нищ, и богат,

А за мною, как эхо, неслось:

Патимат, Патимат, Патимат.

Наши дочки чисты, как родник.

На тебя восхищенно глядят.

Словно доброе солнце для них

Патимат, Патимат, Патимат.

Красоте твоей радуюсь я

И твержу похвалы невпопад.

Ты судьба и молитва моя:

Патимат, Патимат,Патимат

Стихи Расула Гамзатова о любви пленительны и задушевны

«ТВОИ ГЛАЗА»

Я видел разными твои глаза:

Когда затишье в них, когда гроза,
Когда они светлы, как летний день,
Когда они темны, как ночи тень,
Когда они, как горные озера,
Из-под бровей глядят прозрачным взором.
Я видел их, когда им что-то снится,
Когда их прячут длинные ресницы,
Смеющимися видел их, бывало,
Печальными, глядящими устало...
Склонившимися над моей строкой...

    История аварской литературы.

    Охарактеризуйте жизненный и творческий путь Р. Гамзатова.

    Каковы основные темы и мотивы его послевоенной лирики? Каковы ее художественные особенности?

    Какое значение имеют образ отца – поэта Гамзата Цадаса и образ матери в творчестве Р. Гамзатова?

    Раскройте тему родины в творчестве поэта.

    Каковы особенности любовной лирики аварского поэта?

    Как отражается историческое прошлое в творчестве Р. Гамзатова? Покажите развитие образа Шамиля в произведениях Р. Гамзатова.

    Каковы художественные особенности книги «Мой Дагестан»?

    Охарактеризуйте поэмы, написанные по впечатлениям поездок в зарубежные страны («Колокола Хиросимы», «Остров Женщин», «Колесо жизни»).

    Расскажите о фольклорных мотивах в творчестве поэта.

    Раскройте особенности творчества Р. Гамзатова конца ХХ – начала XXI в.

    Изучение творчества Р. Гамзатова в школе.

Литература

Дементьев В. Расул Гамзатов. – М., 1984.

Забора П. Писатели советского Дагестана. – Махачкала, 1980.

Огнев В. Расул Гамзатов. – М., 1964.

Хайруллин, Р. З. Литература народов России: учебное пособие для вузов / Р. З. Хайруллин. – М. : Дрофа, 2009.

Хайруллин, Р. З. Литература народов России XIX – XX веков. Учебное пособие для 10-11 классов / Р. З. Хайруллин. – М., 1995;

Хайруллин, Р. З. Литература народов России. Материалы к факультативному курсу / Р. З. Хайруллин. – М., 1992;

Хайруллин Р. З., Пушкин В. Н. Писатели народов России. Библиографический справочник. – М., 1993.

Черноиваненко Е. Автобиографизм и художественная структура произведения «Мой Дагестан»// Вопросы литературы народов СССР: Сб. статей. – Киев-Одесса, 1981. – Вып. 7.

Эфендиева Т. Лирика К. Кулиева и Р. Гамзатова. – Махачкала, 1981.

Юсупова Ч. Дагестанская поэма. – М., 1989.

В Национальной библиотеке ЧР имеются:

Поэт аула и планеты: методические рекомендации по пропаганде творчества народного поэта Дагестана, лауреата Ленинской премии Расула Гамзатова: (к 60-летию со дня рождения) / Гос. респ. юнош. б-ка РСФСР им. 50-летия ВЛКСМ; [Всесоюз. о-во любителей книги; сост. В. П. Александров и др.]. – Москва: ГРЮБ, 1983. – 44 с.

С(Даг)

Гамзатов, Р. Книга любви: [избранные стихи, сонеты, поэмы: пер. с авар.] / Расул Гамзатов. – Москва: Советская Россия, 1974. – 334 с.

Гамзат ов, Р. Разговор о Любви: пер. с авар. / лирик Р. Гамзатов; сост. В. И. Свиридов. – Москва: Искусство, 1983. – 88 с.

83.3(2)6

Дементьев, В. В. Кавказская тетрадь: [О. К. Кулиеве, Р. Гамзатове, А. Кешокове] / В. В. Дементьев. – Москва: Современник, 1989. – 430 с.

Любовь всего превыше на земле: песни на стихи Расула Гамзатова: для голоса в сопровожд. фп. (баяна)/ сост. Ю. Олизаров; [авт. предисл. Ч. Айтматов]. – Москва: Советский композитор, 1983. – 87 с.

Тема 6. Тема Великой отечественной войны в повестях в. Быкова.

Тексты: Сотников. Обелиск.

    Творческая биография В. Быкова.

    Нравственно-этические основы повестей: проблема выбора и нравственный максимализм.

    Особенности сюжета и конфликта.

    Драма человеческого сознания, логика предательства.

    Идея долга и истоки героизма героев В. Быкова.

    Особенности поэтики В. Быкова. Роль психологизма.

Литература

1. Бугаев Д. Вступительная статья // Быков В. Собр. соч. В 4 т. М., 1985. Т.1.

2. Быков В. Как создавалась повесть «Сотников» // Литературное обозрение. 1973. №7. С. 100 – 102.

3. Дедков И.А. В. Быков. Очерк творчества. М., 1980.

4. Лазарев Л.И. В. Быков. М., 1979.

5. Лазарев Л. Не щадя себя // Литературное обозрение. 1979. № 6. С. 29 – 33.

6. Лазарев Л. Преодоление // Октябрь. 1987. С. 176 – 183.

7. Лазарев Л. Высший кодекс человечности // Литература в школе. 1978. №1. С. 13 – 24.

8. Овчаренко А. Пафос и главный герой книг Василя Быкова // Дружба народов. 1983. № 11. С. 244 – 250.

9. Шагалов А. В. Быков. Повести о войне. М., 1989.

И сдвинулись расстояния и времена, поэтической строкой выдающийся деятель культуры объединил народы, страны и наречья. Он интерпретировал на аварский Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского...

А лирику Расула Гамзатовича Гамзатова переводили на русский язык А. Вознесенский, Р. Рождественский, Я. Козловский, С. Городецкий, Е. Николаевская и многие другие, благодаря чему широкий круг читателей знаком с прекрасными стихами.

Главная тема в поэзии Расула Гамзатова

Он родился в семье народного поэта Дагестана Гамзы Цадасы, поэтому с детства впитал творческий народный дух и стиль поэзии, но, как и всякий образованный человек, обогатил старые традиции новыми поэтическими открытиями, которые вышли за рамки национальной литературы и стали востребованы повсеместно.

Неслучайно стихи его были переведены на десятки языков других народов. А песня "Журавли" стала для миллионов людей воплощением истинного служения Родине, почитания подвига солдата, защищающего свою землю.

Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей... Р. Гамзатов, перевод Н. Гребнева

Он выбрал любовь

Тема Родины, причастности к свершениям в стране, сопереживания каждому дню, конечно, была одной из основных в творчестве Расула Гамзатова.

Но все же самой главной составляющей в поэтическом творчестве поэт считал любовь. Столько разнообразных вариаций на тему любви, живущей в сердце поэта, может читатель найти в его лирике.

Расул Гамзатов - цитаты:

И, по волнам леденящим кочуя, в вихрях, ревущих на сотни ладов, я сохранил, я сберег это чудо - Чувство, которому имя - любовь!

Много стихов посвятил поэт своей единственной в жизни любимой жене. Хотя из стихотворных строк понятно, что и они ссорились, и ревность порой им досаждала, но поэт находил новые слова для своей музы. Например, такие:

Жена говорит мне: "Когда это было? В какой это день мы поссорились, милый?" - "Не помнится что-то, - я ей отвечаю. - Я попросту дней этих в жизнь не включаю".

(Расул Гамзатов: о любви).

Плодом долгих раздумий, аккордом к строкам о любви звучат эти пророческие слова поэта:

Есть лишь любовь на свете. Остальная Жизнь - это ожидание любви...

И предостережение угадывается в строках о том, что даже самые рассудочные или занятые своими каждодневными помыслами люди, и те смягчаются под воздействием любви.

Порой, влюбленных ланей видя взгляд, Стрелок и тот стреляет невпопад.

Тема матери и родного края

Удивительные по своей проникновенности строки Расул Гамзатов написал о матери. В стихотворении "Мама" он рассказывает, что "мама" - это святое слово, хоть и по-разному звучит на различных языках, для всех людей оно одинаково бесценное.

Это самое первое слово, которое человек говорит на Земле, но оно же может быть и прощальным словом солдата. Поэт приходит к выводу, что как бы ни звучало слово "мама", оно - суть нашего существования на Земле, главная наша привязанность и защита. Потому что святая материнская любовь согревает каждого в его жизни.

Расул Гамзатов: цитаты о матери:

Тревожится за сына постоянно святой любви великая раба. По-русски - "мама", по-грузински - "нана", И по-аварски - ласково "баба".

Необычайное впечатление остается после прочтения стихов Р. Гамзатова "Есть три заветных песни..." о том, какие главные песни в жизни поют матери, и как они влияют на судьбу и жизнь своих адресатов.

Есть три заветных песни у людей, и в них людское горе и веселье. Одна из песен всех других светлей. - Ее слагает мать над колыбелью...

Мудрость на века: о жизни, дружбе и судьбе

Удивительна и та мудрость, которой насыщены поэтические строки Расула Гамзатовича. Не поучающая, не навязчивая в своей величественности. Истинная житейская мудрость.

Доверительный и проникновенный тон стихотворений вызывает безоговорочное восприятие изречений и наставлений, за которыми, кажется, скрыта сама жизнь.

Расул Гамзатов: цитаты о жизни:

Глаза у нас намного выше ног. В том смысл я вижу и особый знак: мы так сотворены, чтоб каждый мог все оглядеть пред тем, как сделать шаг

Или образное восприятие того, что важнее всего при жизни - оставаться человеком:

Он мудрецом не слыл. И храбрецом не слыл. Но поклонись ему: он человеком был

О дружбе народов написано много стихов и песен. Но строки Расула Гамзатова отличаются коротким и емким обобщением, справедливостью и точностью определений:

Мне все народы очень нравятся. И трижды будет проклят тот, кто вздумает, кто попытается чернить какой-нибудь народ.

Расул Гамзатов: цитаты из стихотворений

Каждый человек хоть раз в жизни, но спрашивает себя: а зачем он живет? Хорошо, мол, людям одаренным, известным или богатым. А что толку от простого человека?

Есть ответ в поэзии Расула Гамзатова, который звучит как утешение для каждого. Коли ты рожден и владеешь этим чудом под названием "жизнь", то живи, оставляя после себя только хорошее:

Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: дом иль тропинку, дерево иль слово...

И как последнее желание Человека с большой буквы воспринимаются эти строки Р. Гамзатова:

Я счастлив: не безумен и не слеп. Просить судьбу мне не о чем, и все же Пусть будет на земле дешевле хлеб, а человеческая жизнь дороже!

Творческое завещание поэтам

Отдельно хотелось бы рассказать о восьмистишиях Расула Гамзатова, которые похожи на рассыпанные бриллианты мудрости и любви. В своих восьмистишиях поэт коротко, но образно и емко выражал чувства и взгляды на жизнь, на этот мир, для которого у поэта много названий:

На ружейном вырежьте прикладе лица матерей, чтобы каждый раз с осужденьем иль мольбой во взгляде матери смотрели бы на вас.

Важнейшая задача, обобщенная до государственного уровня в поэзии Гамзатова, - это преемственность поколений, сохранение традиций народов, их языка. Это возможно при одном условии - если в сердце человека живет любовь и мир:

Я редко радуюсь своим победам, мне кажется - в стихах чего-то нет. Мне кажется - идет за мною следом уже рожденный истинный поэт. Пусть удивит он мир созвучьем новым, которого я, может, не пойму, И пусть меня однажды добрым словом помянет за любовь мою к нему.

Расул Гамзатович Гамзатов прожил насыщенную и плодотворную жизнь, он умер в 2003 году. Его именем названы улицы многих городов, гимназии и школы, установлены памятники в Дагестане и городах России. Есть почетная медаль имени Расула Гамзатова. В космосе существует астероид, названный в честь поэта.

Открытый урок,посвященный памяти Расула Гамзатова.

Тема: Поэт родного края – родник большого таланта.

Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда-нибудь
Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.
Расул Гамзатов.

Его нельзя не любить.
Он теплый, как солнечный день в горах, он веселый, словно стремительный горный ручеек, он смелый, словно крылатый горный орел; добр и нежен, словно горный олень….
Эдуардас Межелайтис.

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Р. Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести учеников по основным вехам творчеств Р. Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р. Гамзатова; эстетическое воспитание учеников.

Оборудование: портреты Р. Гамзатова, бурка, папахи, свадебное платье, зеркало, лампа, шкатулка, колыбель, кувшин, вазы с узорами дагестанских мастеров, кинжал, коврики овечьи шкуры, томики со стихами, картины с изображением пейзажа Дагестана, рефераты по творчеству поэта.

Оформление кабинета: 6 столов накрыты скатертями и растравлены в определенном порядке, цветы, подсвечники с горящими свечами, зарисовки кавказских пейзажей, музыкальный материал (ноутбук).

План.
I .Вступительное слово ученицы.
II. Монолог ведущей.
III. Выход горянки и ученицы.
IV. Сценка, посвященная детству Р. Гамзатова.
V. Стихотворение об отце.
VI. Интервью с Р. Гамзатовым.
VII. Стихотворение «Журавли». История создания. Чтение наизусть на дарг. и русск. языках.
VIII. Стихи Расула Гамзатова на разную тематику.
IX. Инсценированное стихотворение «Подвиг Алибека».
X. Выставка книг Р. Гамзатова. Ознакомление с выставкой.
XI. Письма, написанные поэту.
XII. Сценка «Проклятия» гл. «Язык»по книге «Мой Дагестан».
XIII. Стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи».
XIV. Завершающее слово ведущей.


И это все известно и не ново.
Но, мы живем, чтобы оставить след,
Дом или тропинку … дерево иль слово.


I . Вступительное слово ученицы.
Сегодняшний вечер мы посвящаем творчеству великого аварского писателя Расула Гамзатова. Его имя вписалось в души читателя и вырезалась во всех уголках горной страны Дагестана. Он человек с большой буквы, достойный сын своих родителей, патриот своей Родины и многогранная личность. Известность и популярность получил не только внутри Дагестана, но и за ее пределами. Сегодня откроем большую книгу гениального человека и окунемся вновь в его творческие труды.

II. Монолог ведущей .
Ведущая: В Индии считается, что змеи
Первыми на землю приползли
Горцы верят, что орлы древнее
Прочих обитателей земли.
Я же склонен думать, что вначале
Появились люди и поздней
Многие из них орлами стали,
А иные превратились в змей.

Великие слова великого поэта. Именно ими хочется открыть наш урок.
«Люблю писать о жизни, о людях кем бы ни были: орлами или змеями» - говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета.
Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.
Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа. Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного населения горцев, обогатили российскую мировую литературу.
Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р. Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.
Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след,
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили и должны помнить.

XVI. Выход горянки и ученицы.

Горянка. Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р. Гамзатова, нашего великого поэта, да будет во веки нетленным имя его!
Ученица: Кого, кого!?
Горянка . Расула Гамзатова.
Ученица : А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят?
Горянка. Как ты можешь так говорить?! Ведь Р. Гамзатов величайший поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему о нас знают даже заграницей!.
Ученица : Нет, я не знаю такого.
Горянка . Не знать Р. Гамзатова, не знать хоть что-либо из его жизни и творчества просто стыдно!
Ученица : (с обидой) Ну зачем ты так?!
Горянка. А хочешь узнать кто такой Расул Гамзатов?
Ученица : Конечно, хочу!
Горянка . Пойдем я тебе покажу.

XVII. Биография поэта.

8 сентября 2003 года народный поэт Дагестана, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий встретил свой юбилей – 80-летие. Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов родился в сентябрьские дни 1923 года. Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.
В одиннадцать лет Расул написал первые стихи, которые были напечатаны в аварской газете. После окончания Буйнакского педагогического училища учительствовал в родной школе, работал в театре, на радио, заведовал отделом республиканской газеты. Первый сборник его стихов «Пламенная любовь и жгучая ненависть» вышел в 1943 году.
Свое образование Гамзатов продолжил в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве. Четыре десятилетия бессменно возглавлял писательскую организацию Дагестана. Первые его поэтические публикации получили широкую известность, а за сборник стихов «Год моего рождения» двадцатилетний поэт получает государственную премию.
Гамзатов много ездил по родной стране и другим странам мира, встречался с людьми. Встречая свой 80-летний юбилей, поэт просил у судьбы, у бога еще хотя бы год жизни, чтобы привести в порядок свои «земные» дела. Но жизнь распорядилась иначе… 3 ноября 2003 года перестало биться беспокойное сердце известного поэта, одного из любимых поэтов россиян, имя которого известно всему миру. В этот скорбный день не только Кавказ, но вся многонациональная Россия прощалась с великим сыном аварского народа.
Светлая память о народном поэте навеки останется в сердцах его многочисленных читателей, ибо поэт жив, пока живут его творения.

Горянка .Может, слышала где-то?
Думаю, для начала лучше вернутся в самую рань его жизни, в его детство.

XVIII. Сценка, посвященная детству Р. Гамзатова.

Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: «Однажды в детстве отец сильно наказал меня, - пишет Расул, - побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».
Утром он вышел как – нибудь в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились, он стал думать, где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.
Он стал просить у мальчишек взаймы, с которыми играл, но никто не захотел ему дать. Ведь есть примета: во время игры дашь взаймы проигравшему, проиграешь и сам.
Тогда он думал выход. Стал обходить все дома в ауле.
Но и этих нечастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним домой, чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой, о его похождениях было известно все.
И вот Расул предстал перед судом отца.

Расул :завтра в аул приезжают пехлеваны и мне поручили собрать для них деньги!
Отец : Что это?
Расул :Это колени.
Отец : Колени – то колени, но почему они на виду? Раскажи – ка, где ты порвал штаны?
Расул :В школе…….зацепил гвоздь…
Отец : Как, как? Повтори….
Расул :За гвоздь.
Отец: Где? (Отец ударил его по щеке ладонью)
Расул :В школе.
Отец : скажи теперь, как ты штаны порвал?
Автор : Расул молчал. Отец ударил его второй раз.
Отец : Если сейчас же не расскажешь все как было, ударю плетью.
Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился с дня Расул ходил сам не свой. На 3-й день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил:
Отец: Ты знаешь, за что я тебя бил?
Расул :За то, что играл на деньги.
Отец: Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли.
Расул: За то, что порвал штаны?
Отец : Нет, и не за штаны. Ты ведь не девочка, чтобы ходить все время по тропочке.
Расул: За то, что не пошел в школу.
Отец : Конечно это твоя большая ошибка, но побил я тебя, сын, за твою ложь. Ложь – это страшный сорняк на поле твоей души. Если его во время не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.

XIX. Стихотворение об отце.

Отцовские плечи… Я помню те дни как сейчас:
Когда, как на скалы, мальчишкой взбирался на вас,
И сверху все видел, что нам показали отцы, и видели иные начала, иные концы…

Отцовские плечи… Простор обошел я земной,
Но те же утесы все так же крепки подо мной…
И вижу все то, что отцы показали вдали,
Я вижу и то, что отцы увидать не смогли.

Ученица: Сколько о нем хорошего говорят! А сам он небось, был зазнавшимся поэтом.
ведь если верить тому, что о нем говорят, он так талантлив.
Горянка: Да нет! Он был простым человеком. Многие его слова и поступки указывают на это. Впрочем, послушай сама.

XX. Интервью с Р. Гамзатовым .
(Стоят два стула.На один из них садится поэт, на другой корреспондент.)

Расул Гамзатович, когда вы пишете стихи?
- Нет времени, когда я их не пишу: и летом и зимой, и на цветущей поляне, и когда осенний ветер сдувает с деревьев листья. Осень будит меня ото сна, бросает в костер любви.
-Бывает ли у поэта учитель?
-Главным учителем поэта является сама жизнь и то, с какой любовью он относится к ней. Учителем поэта является он сам. Его совесть подсказывает, как писать, куда идти.
- Что такое многолетняя жизнь, по вашему?
- Главное, не сколько лет прожить на свете, а как прожить, и думать, какую ты пользу принес миру, обществу.

Откуда вы черпаете темы для таких чудесных стихов?
- Для писателя главной темой является тема Родины. Если не было бы неба, не было бы и орла, без родины писатель – разве он писатель?
- Вы уверены во всем, что пишете?
- если не был уверен, я не писал бы. Человек должен быть уверен в своих силах. И только тогда можно добиться поставленной цели и достучаться до сердец человеческих.

(После небольшой паузы фоном звучит песня «Журавли»).


XXI. Стихотворение «Журавли». История создания. Чтение наизусть на дарг. и русск. языках.

Журавли.

Песня «Журавли» родилась у Расула в 1965 году в городе Хиросиме в Японии.Расул Гамзатов пишет, что увидел в Хиросиме проекты памятника простой японской девочки с журавликом в руках, узнав ее историю он испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги 1000 журавликов в надежде на выздоровление, но не успела, скончалась. Стихи о ней написаны до «Журавлей» Р. Гамзатова.
Последние родились позже. А потом уже у памятника японской девочки с белым журавлем, он видел впечатляющее зрелище – тысячи женщин в белых одеждах. Дело в том, что в трауре в Японии носят белое одеяние, а не черное, как у нас в Дагестане.
Случилось так, что когда Расул стоял в толпе, в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая.
«В этой сае, я заметил маленький промежуток. Журавли из нашей родины в Японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу» .
И надо же такому случится, как раз в это время Гамзатову вручили телеграмму из нашего посольства в Японии, в которой сообщалось о кончине его матери.
Немедленно он вылетел. На всей воздушной трассе думал о журавлях, о женщинах в белых одеждах, о маме, о двух погибших братьях, о девяносто тысячах погибших дагестанцев, о двадцати миллионах (даже больше) не вернувшихся с войны, о погибшей девочке из Освенцена и ее маленькой кукле, о многом думал, но мысли возвращались к белым журавлям. «Раньше мне не приходилось писать о журавлях, хотя еще в детстве с плоской крыши своей сакли, я следил за их полетом и их крики будоражили мою душу, но моими любимыми птицами были горные орлы и голуби. О них я писал без устали. Но в этот раз меня «позвали» журавли, я написал несколько вариантов стихов, не предполагая, что одно из них станет песней.
Музыку к стихотворению «Журавли» написал Ян Френкель. Именно к нему обратился Марк Бернес с просьбой написать музыку на эти слова.
И он солдат и музыкант, прошедший всю войну, сделал это великолепно. Но не смог насладиться любимой песней сполна. Но его мелодия, обращенная к нам осталась с нами. Песня не умирает. Ее пели и поют. По мотивам песни сняты картины, воздвигнуты памятники.

(Чтение стихотворения «Журавли»на русском и на даргиском языках.)

Журавли.
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей.
Не в землю нашу полегли когда-то.
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времн тех дальних
Летят и падают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем глядя в небеса.
Сейчас я вижу: над землей чужою
В тумане предвечернем журавли
Летят своим определенным строем
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи – то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?...
Летит, летит по небу клин усталый.
Мои друзья былые и родня.
И в их строю есть промежуток малый –
Быть может, это для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из под небес по птичьи окликая всех вас,
Кого оставил на земле.

XXII. Стихи Расула Гамзатова на разную тематику.
1. О Родине.
2. Родина.
3. Я - Дагестана пес сторожевой.
4. Мама.
5. Слово о матери.
6. На твои клоню ладони седую голову свою.
7. Клевер
8. Люди - мы мешки…
9. Средь скал этих грозных ….
10. Наверное, наша земля…
11. Птицы кричат.
12. Огонь и вода.
13. Говорят, если сеять любовь…
14. Я влюбился …
15. О луна…
16. Ах, женщины!
17. Твое имя.
18. Когда ты уходишь…

Ученица : Все так трогательно: журавли, стихи о матери, о дружбе, о любви, о ценностях жизни, о родном народе, хочется поразмыслить о жизни…
А есть ли у него что-нибудь юмористическое?
Горянка : Ну, не совсем юмористическое, но есть!

XXIII. Инсценированное стихотворение «Подвиг Алибека».

Подвиг Алибека

Со двора ушла жена-

В доме мир и тишина…

И неслышно Алибек,

Осторожный человек,

Дом обходит, карауля.

Вдруг он видит: мышь в кастрюле!

И тогда что было сил

Палкой он ту мышь хватил!

Папиросой задымив

И папаху заломив,

Гордый, встал он у дверей:

«Эй, жена, иди скорей!»

И вбегает в дом жена,

Этим всем поражена:

«Ишь заломлена папаха,

Что у хана из Хунзаха!

Что такое, что тут было?

Что за счастье привалило?

Может, весть какая есть?...»

«В суп хотела мышь залезть!

Но глаза на страже были,

Эти руки мышь убили!

Подойди, сама взгляни,

Подвиг мужа оцени!»

Рассмеялась тут жена:

«Да, признаться я должна,

Есть гордиться чем,дружок!

Мышь сразить и кот бы смог…»

Охватил героя гнев.

И вскричал он, покраснев:

«Ах, так ты еще язвишь!

Вон! Не то убью, как мышь!»

Поспешила к зятю мать

Дочку с мужем примирять:

«Что такое, что случилось?

Дочь сейчас ко мне явилась,

От волненья вся горит:

Льва убил ты говорит, говорит!

Дай-ка я сама взгляну…

Вот так хищник! ну и ну!

Он загрызть, пожалуй, может,

Все запасы уничтожит!

Ну, конечно, дочь права,

Ты убил сегодня льва!.. »

Теща, улыбаясь мило,

Ложь,как песню, сочинила…

И сият наш герой.

«Посылай жену домой!»

Повторяет у дверей:

«Пусть идет да поскорей!..»

Много лет с тех пор прошло-

Муж с женой живут без ссор.

Ну на что такой годится,

Коль безделицей гордится!

С мышью справившись едва,

Говорит: осилил льва!

Как себя он хвалит сам!..

…Благодать при нем льстецам

Ученица: Да, забавно. Интересно, а есть у него еще какие-нибудь веселые рассказы?
Горянка: А вот сейчас мы об этом узнаем.

Ученица: Ах, как прекрасно! Столько книг написанных им!
(Горянка показывает книги Расула Гамзатова).

XXIV. Выставка книг Р. Гамзатова. Ознакомление с выставкой.

1.Книга любви.
2. Мой Дагестан.
3. Поэмы.
4. Земля моя.
5. Расул Гамзатов.
6. О бурных днях Кавказа.

Горянка: (перелистывая книгу Р.Гамзатова «Мой Дагестан») А теперь, мы с вами посмотрим сценку.

XXV. Сценка «Проклятия» гл. «Язык» по книге «Мой Дагестан» .

Расул: Когда я писал поэму «Горянка», мне понадобилось проклятие, которое нужно было вложить в уста злой женщины из поэмы. Мне сказали, что в одном ауле живет пожилая горянка, которую никто из соседок не может переругать. Я тотчас отправился к удивительной женщине.

Добрым весенним утром, когда не хочется ругаться и проклинать, а хочется радоваться и петь, я переступил порог нужной мне сакли. Простодушно рассказал я старой горянке, зачем пришел. Так, мол, и так, хочу услышать от вас проклятие по крепче.

Старуха: чтобы отсох твой язык, чтобы забыл ты имя своей любимой, чтобы твои слова не так понял человек, к которому тебя послали по делу, чтобы забыл ты сказать слова привета родному аулу, когда будешь возвращаться с далекого странствия, чтобы ветер свистел в твоем рту, когда он останется без зубов… сын шакала, могу ли я смеяться (да лишит Аллах тебя этой радости!), если мне не весело? Дорого ли стоит плач в доме, котором никто не умер, могу ли я сочинить тебе проклятие, если меня никто не обидел и не оскорбил? Ступай и не приходи ко мне с такими глупыми просьбами.

Расул: Спасибо добрая женщина,- сказал я и ушел от порога ее сакли.

По дороге я думал: « Если без всякой злобы, так сказать, сходу она выпалила на мою голову такое виртуозное проклятие, что же она швырнет в лицо тому, кто по-настоящему его разозлит? »

Я думаю, что со временем кто-нибудь из фольклористов составит книгу из горских проклятий, и тогда люди узнают меру изобретательности меру изощренности, меру фантазии горцев, а также меру выразительности нашего языка.

В каждом ауле свои проклятия. в одном из них я слышал, как ругались две женщины:

Старуха :Да лишит Аллах твоих детей того, кто мог бы их научить языку.

Старуха: Нет, пусть Аллах лишит твоих детей того, кого они могли бы научить языку!

Расул: Вот такие страшные бывают проклятия. Но без всяких проклятий в горах лишается уважения тото человек, который не уважает родного языка. Мать горянка не будет читать стихи сына, если они написаны на испорченном языке.

XXVI. Письма, написанные поэту.

2. Мне радостно, что я могу назваться вашей современницей. Большое спасибо Вам за поэмы, образы матерей, женщин. Имя «Мать» - свято для нас всех. Мать, родившая такого сына, как вы, можно считать счастливой. Счастлива страна, в которой вырос такой сын, как вы. Какие проникновенные слова о матери вы пишите! А третья песня – песня остальные. Я тоже очень люблю свою мать. Она мой жизненный друг и советчик. Хотя моя мама была молода, она не вышла замуж и целиком посвятила себя мне. Огромное спасибо Вам, за ваши слова в адрес женщин. Пишу, чтобы вы знали, что есть ценители вашего таланта. Спасибо за все.
Лидия Асриян г. Киев.

XXVII. Стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи».

Несут, несут друзей земные смерчи
Не по моей, и не по их вине.
Нас с каждым днем все меньше, меньше, меньше,
И я стою с собой наедине
И если путь чуть больший мне отпущен
Их в памяти хранить даю обет
Надеясь непременно, что в грядущем
Когда-то тоже вспомнят обо мне.

XXVIII. Завершающее слово ведущей.

Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.
Дорогие друзья, спасибо большое за ваше активное участие. Уважаемые преподаватели, спасибо и вам за то, что вы пришли. На этом позвольте считать наш открытый урок закрытым.