Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Проблемы современного образования и науки. Пути решения проблем на государственном уровне. Причины проблем образования. «Катастрофические трансформации»: к чему пришли российские наука и образование

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Стремительность технического прогресса, исчезновение старых профессий и возникновение новых, появление широких возможностей для бизнеса и реализации себя - всё это сегодняшний мир. И ни у кого не возникает сомнений: чтобы найти в нём достойное место, нужно иметь хорошее воспитание и образование .

Родители заняты карьерой и собственными делами и не могут уделить ребенку достаточно внимания, а значит, большая часть работы по обучению и воспитанию детей ложится на школу. Но почему с каждым годом падает уровень образования, а учителя массово увольняются и находят себя в других сферах? Что происходит и куда движется наша система образования?

Проблемы современного образования

Проблемы системы образования очевидны. И тут показательна история учителя географии Юрия Константиновича Монастырева, который уволился из любимой им ялтинской средней школы № 12 после 35 лет работы. Он не устраивал скандалов, не собирал митингов - просто ушел, устав от школьной бюрократии и бесправия. До пенсии ему оставалось всего полтора года.

Позже он всё же не выдержал, и поведал о причинах ухода. Свой рассказ Монастырев философски назвал «Размышления учителя у школьной доски». Ниже мы приведем выдержки из рассказа этого уважаемого учителя, которого бывшие ученики помнят как вдохновляющего и мудрого педагога.

«Проработав 35 лет, я впервые столкнулся с ситуацией, что ни по одному школьному предмету не существует закрепленной государственной программы. Следовательно, требований к объему знаний учеников просто нет».

© DepositPhotos

По словам Юрия Константиновича, для составления учебных программ существуют методисты, которые делать этого не успевают. Поэтому учебные программы составляют сами учителя, а методисты, заваленные бумажной работой, это проверяют.

«Думаете, их интересует содержание программы? Нисколько. Они обращают внимание на шрифты, междустрочные интервалы, оформление обложки…»

© DepositPhotos

Учитель по своему усмотрению может вставлять в рабочую программу те или другие темы, и этого никто не заметит, ведь подобного контроля на государственном уровне просто не существует.

«Например, я учитель литературы и недолюбливаю Льва Толстого. Следовательно, я могу его творчество в рабочую программу не включать, и ученики этого изучать не будут. Никто не заметит отсутствие Льва Толстого, ведь главное для методистов - оформление».

© DepositPhotos

Обратил Юрий Константинович внимание и на школьные учебники, которые радуют разнообразием, но не позволяют разобраться в теме даже самому учителю, не то что ребенку.

«Учебники, по которым занимаются крымские школьники, - проявление абсолютной некомпетентности. Отсутствует главный принцип обучения: от простого к сложному. Всё свалено в одну кучу. Разве школьник разберется в этом хаосе? Когда я сам открываю такую книжку - я забываю всё, что когда-либо знал».

© DepositPhotos

Юрий Константинович возмутился, что вместо единого учебника на каждый курс, существуют десятки и даже сотни низкопробных книжек, которые написаны с одной целью: получить госзаказ и «снять» чистую прибыль.

«Родители от много откажутся, но ребенку учебник купят за любые деньги. Как итог - прибыльный бизнес на интеллектуальном развитии страны», - сокрушается Юрий Константинович.

Не забыл бывший учитель географии сказать и о загруженности педагогов, о мизерных заработных платах, а также о растущем штате гороно, который занимается непонятно чем, но исправно получает бюджетное финансирование:

«Задача чиновников - загрузить учителя ненужной бумажной работой: учебные программы, планы уроков, отчеты… Тем самым забить его, унизить, отбить желание сопротивляться и даже думать».

© DepositPhotos

«Что касается оплаты, то это просто плевок в лицо. Бюрократическая система позволяет администрациям школ на свое усмотрение премировать угодных и наказывать ненавидимых. И это при том, что зарплаты учителей в регионах попросту ничтожны».

Юрий Константинович упомянул и о повальном увлечении детей Интернетом. По его наблюдениям, сегодня школьники курят в 5 раз реже, чем это было лет 15 назад, зато на каждой перемене их от смартфонов не оторвать.

«Несмотря на бестолковую образовательную систему, мы умудряемся настолько загрузить детей учебой, что они света белого не видят. Сегодня норма, когда пятиклассник имеет 7 уроков в день, после которых ходит в музыкальную или художественную школу, к репетиторам или в спортивную секцию. По сути, мы забираем у детей детство», - негодует бывший учитель.

© DepositPhotos

Вот такой крик души от Юрия Константиновича Монастырева, опытного педагога, который отдал большую часть жизни обучению и воспитанию детей. Увольнение учителя и его последующие откровения вызвали немалый резонанс. Но как это часто бывает: поговорили и забыли.

Образовательная система год за годом теряет опытных и мудрых педагогов, преданных своему делу. Да, на их место приходят молодые специалисты с горящими от энтузиазма глазами и желанием что-то изменить, но, столкнувшись с бюрократической системой, они уходят в другие сферы - туда, где есть будущее, где можно прогрессировать, где можно .

Ведь сама по себе ситуация не исправится и завтра будет только хуже. А что ты думаешь об этом? Поделись мыслями в комментариях.

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!


1. Введение

5. Заключение


1. Введение


На данный период времени в нашей системе образования существует достаточное количество проблем, которые требуют срочного решения. Ведь качество нашего образования, к сожалению, желает лучшего, если вспомнить систему образования в Советские время, то Россия была на 2 месте по самым читающим странам, а все потому что в те времена на развитие образования вкладывались огромные усилия, были более жесткие требования, которые за собой привлекли самое недостающее качество нынешних учеников - это ответственность. Детей с юношеских лет привлекали к образованию и рассматривали его как важную часть общественной жизни, двигателя прогресса.

система образования ученик учитель

2. Определение образования, системы образования


Чтобы говорит о проблемах образования нужно разобраться что же такое образование.

Система образования - комплекс учреждений, стандартов, программ и характеристик используемых в процессе образования.

Современное образование - целенаправленный, многогранный и многоступенчатый процесс обретения знаний и навыков, однако помимо процесса, образование - это еще и результат этого процесса. Вот такое причудливое

Образование как процесс реализует образовательную программу (комплекс основных характеристик образования: организационно-педагогических условий и форм аттестации, в случаях, в которых это предусмотрено Федеральным законом об образовании, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов а также оценочных и методических материалов)

Не стоит забывать, что образование - это многоступенчатый процесс, ведь еще Ян Амос Коменский заявлял, что образование нужно дробить на уровни соответствующие возрасту. Его поддержали многие философы того времени.

Образование в этой стране разделяется на несколько основных этапов:

Общее образование - первый этап образования, который дает основные неспециальные и непрофессиональные знания. В свою очередь общее образование разделяется на несколько этапов:

Дошкольное образование - подача основ физического и интеллектуального развития обусловленного природой. Как и во время развития эмбриона человек и в жизни проходит преобразование от более биологического к более социальному.

Начальное общее образование - характеризуется подачей знаний об основах общения, этики, понимании окружающего мира. Также этот период ознаменован закладкой фундамента личности

Среднее общее образование - можно назвать самым интересным и проблемным периодом обучения ребенка именно для педагога. Если в начальном общем образовании закладывается фундамент личности, то в этот период образования происходит возведение стен, при этом стены возводятся не совсем равномерно. Интеллект может развиваться своевременно или даже опережать возраст, но при этом эмоциональное взросление может быть замедленным. Чаще всего бывает иначе: эмоциональное и интеллектуальное взросление проходит согласно биологическому возрасту, но физическое развитие возраст опережает и это обнажает множество социальных и педагогических проблем, которые нужно решать, как ни парадоксально. Также становление ребенка как личности, тоже преподносит целый букет педагогических проблем, которые не имеют и не могут иметь в принципе типового решения.

Среднее (полное) общее образование - ступень направленная на создание системы из всех знаний полученных на прошлом этапе. Более углубленное изучение информации. Несмотря на более взрослый контингент не менее интересный этап образования, как для педагога, так и для самого обучаемого. Предыдущие этапы направлены на становление личности, на подачу духовных и культурных ценностей. А этот этап нужен скорее для осознания себя как личности.

Специальное образование - Период образования направленный на получение специальных профессиональных знаний, которые гарантируют профессиональную компетентность обучаемого в его рабочей сфере. На этом этапе человек уже сформирован как личность, по биологическим и психологическим меркам, а сейчас набирается опыта в социальной деятельности оттачивая навыки общения, взаимодействия. Наименее интересный период для педагога с точки зрения решения каких-либо нестандартных ситуаций, ведь обучаемый становится в положение, в котором он получает большую часть знаний самостоятельно, а конфликты и социальные аспекты педагогом высшей школы не обрабатываются. Это можно назвать, как плюсом, ведь это воспитывает самостоятельность, так и минусом, ведь переход от школьного контроля к университетской свободе проходит достаточно резко и болезненно.

Многогранность образования особенно показательна в Древнегреческой модели образования. Там воспитывался идеальный образ человека, развивающего в себе: физическую силу, необходимую для здоровья и долголетия; интеллект очевидно необходимый для жизни, а не существования. Не забывали так же и о духовной сфере, которая заключалась в воспитании морального образа гражданина, ответственного перед собой, понимающего суть и смысл своей жизни.


3. Основные проблемы образования, системы образования и их классификация


Проблемы образования можно классифицировать по источникам этих проблем. Перечислим основные источники проблем.

Проблемы исходящие от учеников - основная часть проблема в педагогическом процессе создается учениками, однако не стоит забывать, что решение проблем в в процессе обучения - есть главная задача и цель существования педагогики, как науки. Сюда же стоит отнести проблемы социального характера и проблемы с родителями

Проблемы исходящие от системы образования - огромная часть проблем современного педагога связанно с бюрократизацией и непродуманностью системы образования. Эта проблема с максимально простым решением - необходимо обсуждение типовых проблем, возникающих из-за системы образования. Проблемы этого класса возникают из-за того, что чиновники от образования проводя реформы достаточно далеки от школ и учреждений образования, а не видя проблему на месте нет возможности придумать разумное и адекватное решение.

Проблемы исходящие от педагога - педагогическая деятельность, хоть и не требует физических нагрузок в традиционном понимании на самом деле очень сильно выматывает, а при таком напряжении человек работает на пределе возможностей. И приходя домой педагог нуждается в отдыхе, но в нашем государстве так бывает не всегда, напряжение сказывается и проявляется в ослаблении здоровья и во многих других аспектах. Кроме того, проблемы могут быть спровоцированы недостатком опыта.

Разберем на примерах проблемы и их источники.


3.1 Проблемы исходящие от учеников


Человек развиваясь огромный путь на котором у него возникают проблемы разного характера. Учитель - человек, который дает знание и помогает решить возникающие на этом пути проблемы. При этом хочется отметить, что лучший подход - не решать проблемы учеников, а помогать ученикам в самостоятельном их решении.

В чем же состоят проблемы исходящие от учеников? В их индивидуальности. Индивидуальность - прекрасное качество, которые ставит множество интересных задач, ведь приемы используемые для одной группы учеников (или даже отдельно взятого ученика) могут совершенно иначе работать для другой группы, даже если группы идентичны по возрасту (что даже в теории большая редкость).

Реальный пример из практики: В первом классе с литерой "А" педагог предлагает в качестве задачи суммирование количества апельсинов. Все проходит хорошо, ученики умеренно активны и прекрасно суммируют апельсины. В другом классе с литерой "Б" используется абсолютно тот же подход, но один из учеников (к примеру Коля) заявляет, что у него аллергия на апельсины. Педагог заменяет апельсины на яблоки, несколько человек заявляют, что у них аллергия на яблоки. Коля негодует и требует отказаться других учеников от своих аллергических заболеваний. Массовая детская драка - урок сорван.

Что иллюстрирует этот пример? Этот пример иллюстрирует, что одни и те же методы могут не работать для схожих коллективов, будь в них хотя бы минимальные различия.

И таких проблем и примеров существует огромное количество. При этом даже попытка систематизировать их - большая сложность.

3.2 Проблемы исходящие от системы образования


Немного проще дела обстоят с систематизацией проблем исходящих от системы образования

Проблемы материально-хозяйственного обеспечения - отходящая на второй план, но все еще актуальная проблема. Она заключается в ограниченном хозяйственном обеспечении школ и других образовательных учреждений. Нехватка учебников, методических пособий, малая возможность для практических и лабораторных работ. Вроде бы незначительная проблема, но на самом деле она вырастает в очень серьезную. Отсутствие практики ведет к утере интереса к предмету, а это уже рождает новые проблемы, которые приходится решать педагогу в процессе своей деятельности.

Вторая проблема вызванная системой - отсутствие достойных кадров. Множество педагогов от природы работают сейчас далеко не профессии, а почему? Боятся маленьких зарплат. А те кто решился сталкиваются с более глобальными проблемами, которые отталкивают. Учителей мало, а это значит, что свободную нагрузку переносят на уже нагруженных учителей. Перенагрузки, работа на пределе - тоже отпугивают людей из профессии и это вина системы.

Третья проблема - попытка стандартизации образовательного процесса. В современном мире существует тенденция построения конвейера и промышленного производства во всем, однако из примера ясно, что это не всегда удачная тактика для применения в процессе образования. Это проявляется в тотальной бюрократизции. Несметное количество бумажной волокиты приходит с новыми гос. стандартами образования. Стандартизация - прекрасная идея, однако реализовать ее не хватит сил в этой стране.

Четвертая проблема - слабая рефлексия и неповоротливость системы. Система очень не отзывчива. Изменить что-то в интересах учеников - почти нереально, десятки заседаний, сотни людей решают один вопрос и не факт, что этот вопрос настолько важен.

Пример: Решение о введении однообразной формы в школах. Об этом решении говорили не один год. Решение не самое важное, но при этом его обсуждение затянулось на долгие годы. А почему все это? Бюрократизация, неповоротливость.


3.3 Проблемы исходящие от учителя


Но в образовании проблемы исходят не только от среды, порой учителю проблемы создает сам учитель. Эти проблемы можно разделить на несколько групп.

Проблемы бытовые - Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка, плохи условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат - было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала, порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.

Проблемы субъектное-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.

Проблемы субъективные - вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.

Пример: Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников. Порой попадаются кадры, которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний, нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.

4. Исследование (социологический опрос преподавателей)


В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых, среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.

Каковы основные проблемы образования?

Какие проблемы вы ощущаете на себе?

Каковы возможные решения этих проблем?

человека отметили, что основные проблемы главные проблемы образования - это плохое обеспечение и недостаток качественных молодых специалистов.

человек ответил, что основной проблемой является - отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.

человека ответили, что ощущают явные проблемы с жильем и материальным обеспечением, хотя добавили, что ситуация начинает улучшаться.

человека ответили, что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация.

ответили, что необходима кардинальная реформа с привлечением практикующих педагогов

человека отметили, что необходимо улучшить существующую систему.

Вывод исследования:

Согласно результатам исследования становится ясно, что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают, что необходимы изменения, другие считают, что изменения не нужны, нужно лишь улучшить существующую систему.

5. Заключение


В ходе реферата мы рассмотрели проблемы и причины возникновения отдельных видов проблем встающих на пути и педагога, так же мы попытались классифицировать их используя данные полученные в живом общении с практикующими педагогами.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

https://www.сайт/2018-02-28/vladimir_putin_idet_na_vybory_s_nevypolnennymi_obechaniyami_pedagogam_i_uchenym

«Стране не нужны образованные люди - ими трудно управлять»

«Катастрофические трансформации»: к чему пришли российские наука и образование

Пресс-служба Кремля

Завтра, 1 марта, Владимир Путин зачитает очередное, предвыборное Послание Федеральному собранию. В начале февраля, находясь в гостях у новосибирских ученых, президент пообещал, что особое внимание в Послании уделит науке. «Укрепление научного потенциала для будущего страны — вопрос принципиально важный. В мире происходят кардинальные технологические изменения, по своему масштабу они сопоставимы с эпохой технологических революций и эпохой открытий и научных революций, которые радикально меняли уклад жизни людей на нашей планете. Очевидно, что сейчас лидером станет тот, кто будет обладать собственными технологиями и знаниями, компетенциями. Они становятся важнейшим ресурсом развития, обеспечивают суверенитет страны — без всякого преувеличения», — заявил Путин в Новосибирске. А позавчера стало известно, что вслед за Посланием последуют и реализующие его конкретные президентские указы.

Между тем еще не исполнены знаменитые «майские указы» шестилетней давности. Поручение главы государства о повышении зарплат ученым и работникам образования выполняется : ради отчетности штаты научных организаций сокращают, сотрудников переводят на неполные ставки, причем при сохранении реальной занятости и под угрозой «репрессий». По словам зампреда Внешэкономбанка Андрея Клепача, «в реальном выражении финансирование науки не выросло, а упало за последние четыре года, и мы проигрываем конкуренцию всем».

Данные исследования Высшей школы экономики: по состоянию на 2016 год в науке заняты 720 тысяч россиян, непосредственно исследованиями и разработками занимаются чуть больше половины — 370 тысяч. Это абсолютный минимум с 1995 года. Среднестатистический портрет российского ученого: 47 лет, без ученой степени. Из чего делаем вывод, что молодежь в науку не стремится.
В последние месяцы академики и членкоры РАН дважды обращались к президенту с открытыми письмами: «Ситуация требует принятия незамедлительных мер…» В последний раз — неделю назад. В обоих случаях ответа от Владимира Путина и его администрации не поступило. Зато в Новосибирске во время президентского визита 52-летнего доктора физико-математических наук, который вышел на одиночный протестный пикет. Суд оштрафовал ученого «за неповиновение полиции».

Накануне завтрашнего выступления президента о реальном положении дел в высшем образовании и науке мы беседуем с профессором Саратовского государственного университета Верой Афанасьевой. Вера Владимировна — автор еще одного открытого письма , в прошлом году прогремевшего на всю Россию и также оставшегося без ответа.

Сайт Саратовского национального исследовательского государственного университета

«Все держится на старых кадрах, а их все меньше и меньше»

— Вера Владимировна, в одной из своих предвыборных статей 2012 года Владимир Путин писал : «Российская экономика может не только покупать — она может порождать инновации. Высокий уровень образования населения, огромное наследие фундаментальной науки, наличие инженерных школ, сохранившаяся во многих отраслях база опытного производства — мы обязаны задействовать все эти факторы». По вашему мнению, сегодня, спустя шесть лет после написания статьи, эти факторы все еще сильны? Мы еще можем на них полагаться?

— Скажу честно и с позиции ученого. Думаю, что многие из этих факторов отсутствовали уже на момент написания той статьи. Отечественное образование почти четверть века методично разрушается и сейчас находится в катастрофическом состоянии. С каждым годом оно нищает, у него слабая материальная база, в его основе — структура, бездумно списанная у Запада и не приспособленная к российским реалиям. Оно задавлено бюрократическими требованиями, завалено кучей никому не нужных бумаг. Все это крайне отрицательно сказывается на уровне нашего образования, так что назвать его высоким сегодня никак нельзя.

Что касается наследия советской фундаментальной науки, то оно давно интеллектуально постарело. Фундаментальная наука всегда затратна, и если ее финансирование меньше расходов на военное присутствие в Сирии, то ждать от нее отдачи не приходится. А реформа РАН сделала фундаментальную науку еще и зависимой от чиновничьей некомпетентности и волюнтаризма.

Если говорить о прикладной науке, то большинство отраслевых НИИ приказало долго жить еще в девяностые, остатки влачат нищенское существование. Деньги, которые могли бы их оживить, бросаются на «потемкинские деревни», имитации вроде «Сколково», которые уже продемонстрировали свою несостоятельность и даже оскандалились.

На ладан дышит и российская инженерия. За последнюю четверть века из нее выпали молодое и среднее поколения специалистов, все держится на старых кадрах, а их остается все меньше и меньше. Так что, на мой взгляд, это высказывание уже тогда было чисто популистским, а сегодня дела обстоят много хуже.

— Еще одна цитата из той же статьи президента: «Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов — и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий… Российские исследовательские университеты должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50% от своего финансирования по разделу „Образование“ — как их международные конкуренты». Как, по вашим сведениям, выполняются задачи, поставленные президентом в области высшего образования, и каковы результаты?

— Пока у нас в стране почти нет вузов мирового уровня, даже МГУ в различных университетских рейтингах оказывается лишь во второй сотне. В большинстве из них сложилась крайне тяжелая ситуация. Знаю не понаслышке, поскольку полтора десятка лет работаю профессором Саратовского государственного национально-исследовательского университета. В прошлом году в своем открытом письме министру образования Ольге Васильевой «Пять признаков тяжелой болезни» я сформулировала основные проблемы российской высшей школы: это нищета преподавателей и их полное бесправие, огромные «ножницы» между доходами рядовых сотрудников и вузовских администраций, крайняя формализация всей университетской деятельности, плохая подготовка абитуриентов и низкий итоговый уровень выпускников.

Пресс-служба президента РФ

Российская высшая школа давно превратилась в огромную контору, заваленную грудами никому не нужных бумаг. На их написание преподаватели тратят время и силы, которые должны посвящать учебному процессу, науке, собственному развитию. Но погоня за рейтингами, от которых зависят зарплаты и должности, заставляют сотрудников вузов имитировать научную и методическую деятельность, повсюду царят ложь и фальсификации. А произвол администраций, фактическое отсутствие их выборности приводят к постоянному и повсеместному страху перед увольнениями, заставляют людей молчать, убивают университетскую солидарность. Преподаватели становятся безропотными пролетариями умственного труда. А главное — университеты давно утратили свой исконный дух, перестали быть тем сакральным местом, где интеллектуальные, культурные, этические образцы передаются молодому поколению. Так, малоэффективные предприятия сферы услуг по выдаче дипломов.

В научно-исследовательских университетах ситуация мало чем отличается: государственное финансирование идет в первую очередь на показуху и на огромные зарплаты администраций. Что касается международной конкурентоспособности наших вузов, то пока они популярны, да и то относительно, лишь в странах Азии и Африки. Чтобы наши университеты стали престижными во всем мире, выдаваемые ими дипломы должны котироваться за рубежом. Этого пока нет, и одними президентскими указами этого не достигнуть.

— Дальше читаем статью Владимира Путина. «Для Российской академии наук, ведущих исследовательских университетов и государственных научных центров должны быть утверждены десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований. Будет в несколько раз — до 25 миллиардов рублей в 2018 году — увеличено финансирование государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. Размеры грантов должны быть сопоставимыми с тем, что предоставляют своим ученым на Западе». Удалось ли исполнить задуманное в сфере фундаментальных исследований?

— Во-первых, совершенно непонятно, как это произойдет, откуда на это возьмутся деньги при стагнации экономики? Во-вторых, научные исследования требуют не только денежных вливаний, но и самого главного — специалистов, профессионалов. При нынешней вузовской подготовке их становится все меньше и меньше, а лучшие из них уезжают за рубеж. Так что сильных научных школ в стране остается совсем немного. И в-третьих: без исследовательских программ, конечно, не обойтись, но нельзя забывать, что фундаментальная наука — дело медленное, тут никогда нельзя рассчитывать на быстрые результаты. Познанием истины трудно управлять. Помните фильм «Укрощение огня»? Там герой в исполнении Кирилла Лаврова говорит: «Поймите, идет познавательный процесс! Его не ускоришь ничем!» Такие процессы директивам сверху не подчиняются.

— В 2012 году Владимир Путин ставил четкие задачи по выведению российской науки и всей инновационной инфраструктуры на глобальную арену: «Для нас важно, чтобы лидеры мирового технологического рынка… создавали в России новые технологии и новые продукты. Но они придут сюда только в том случае, если увидят конкурентоспособные на мировом уровне технические университеты и научные центры». О каких результатах в этом плане можно говорить сегодня?

— Я преподаю философию на своем родном физфаке и вижу, что на лабораторных практикумах стоят те же самые электронные генераторы выпуска шестидесятых годов, которыми пользовались студенты восьмидесятых. Я иногда бываю в огромном электронном институте, в котором работала в девяностые, — там полная разруха и запустение. Недавно была на конгрессе в Москве, в здании, где помещаются несколько академических институтов, в том числе Институт экономики РАН, увидела плачевное зрелище. Это и есть «научные центры мирового уровня»? Где и как должны создаваться новые технологии и продукты? В лучшем случае, это утопия, в худшем — нас сознательно вводят в заблуждение.

«Сегодняшние трансформации образования ведут к потере суверенитета России»

— В еще одной программной предвыборной статье Путин указывал на то, что высшее образование имеют почти 60% российской молодежи, людей 25-35 лет, а следующее поколение, говорил он, будет охвачено высшим образованием на 80%. «Экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место, — декларировал Путин. — Создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования — это не красивая фраза. Это насущная необходимость, минимальный уровень достаточности». 25 миллионов рабочих мест для обладателей высшего образования — уже реальность?

— Про экономику я уже сказала. Что касается большого количества образованных людей в ближайшем будущем, то в России наблюдается совсем иная стратегия — «кастового» образования. Это значит, что фундаментальное, «человеческое» образование в силу своей дороговизны сохранится только для избранных — богатых или очень способных. Для большинства будет доступным лишь дешевое компьютерное обучение. Число вузов в России при этом может сократиться до 200-250.

Напомню, что в одной из своих открытых лекций директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков примерно так описал модель «кастового образования»: одна группа людей — это те, кто управляют; вторая — так называемые «люди одной кнопки», которые должны обладать не умениями и навыками руководства и творчества, а всего лишь способностью пользоваться готовыми разработками. Вице-премьер федерального правительства Ольга Голодец вторит Пескову: высшее образование не нужно двум третям населения. Так что 25-ти миллионов граждан с хорошим образованием в обозримом будущем явно не будет, а уж 25-ти миллионов высокотехнологичных рабочих мест для них — и подавно. Стране не нужны образованные люди — ими трудно управлять, а обслуживать газопроводы и работать в сфере услуг можно и без высшего образования.

Sergey Kovalev/Global Look Press

— В качестве кандидатов в передовые отрасли, которые, по-видимому, должны принять высокообразованную рабочую силу, Владимир Путин называл шесть лет назад фармацевтику, химию, композитные и неметаллические материалы, авиационную промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, а также атомную промышленность и космос. А вообще, по планам президента, до конца этого десятилетия доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна увеличиться в полтора раза. У вас есть ощущение роста?

— Мне трудно судить о фармацевтике и химической промышленности. Зато космическая промышленность постоянно демонстрирует нам свои неудачи, порой совершенно нелепые. Ракеты то не взлетают, то падают, спутники теряются, а недавно при запуске космодром Восточный перепутали с Байконуром. А тот факт, что в стране, запустившей первый искусственный спутник Земли, сегодня производится менее 2% мировых спутниковых телекоммуникационных технологий? Состояние авиационной промышленности отражается закрытыми по всей стране заводами. В Саратове, например, огромное предприятие, производившее «Яки», буквально сравняли с землей. О какой передовой отрасли тогда может идти речь?

К тому же в нашей промышленности явно наблюдается территориальный дисбаланс: то, что происходит в Центральной России, в поясе вокруг Москвы, заметно отличается от ситуации во многих регионах — в Сибири, на Дальнем Востоке. Есть и откровенно стагнирующие в промышленном отношении регионы, та же Саратовская область, и она не единственная. Даже с имеющимся у нас традиционно хорошим математическим образованием и прекрасными программистами совершенствование промышленных технологий и создание новых требует огромных капиталовложений — в создание передовых предприятий, в обучение хороших инженеров, высококвалифицированных рабочих. А с нынешним качеством технического образования они не появятся в необходимом количестве и в ближайшее время, должны пройти годы. Вместе с тем, например, в дальневосточные производства начали вкладываться лишь сравнительно недавно, последние пять лет. Это касается и нанотехнологий: в России множество талантливых специалистов в этой области и интересных лабораторных разработок, но им очень далеко до промышленного производства. Так что о глобальной конкурентоспособности в этих отраслях, о заявленном увеличении доли высокотехнологичных производств к 2020 году говорить точно не приходится. Это прожект, а не проект.

Есть и еще одно соображение, на уровне здравого смысла. Любые производства становятся конкурентоспособными в мировом масштабе, если сначала «научаются» конкурировать внутри страны. Но российские высокотехнологичные производства зачастую являются монополистами на внутреннем рынке, им не с кем и незачем соревноваться. Так что сначала нужно создать условия для полноценной конкуренции внутри страны, а потом говорить о глобальной конкурентоспособности.

Конкурентоспособными и высокотехнологичными в России на сегодня представляются только некоторые производства оборонного комплекса. Это, например, ракетостроение, системы ПВО, авиационная техника, сухопутные системы, автоматическое и стрелковое оружие. Но и их конкурентоспособность ограничивается политическими причинами: санкции могут заметно сузить рынок их сбыта.

— По идее, высшее образование само по себе может быть передовой отраслью с высокопроизводительными и хорошо оплачиваемыми рабочими местами. В другой своей предвыборной статье, о социальной политике, Путин писал : «В течение 2013-2018 годов средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена в 2 раза (от уровня средней по региону) и доведена до 200% от средней по экономике. Повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением студентов и выпускников. Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы». Довольны ли вузовские преподаватели своими зарплатами? Удалось ли привлечь в высшую школу «свежую кровь»?

— Двукратное превышение зарплаты преподавателей вузов относительно средней по стране гарантировалось так называемыми «майскими указами» президента. Об их выполнении Министерство образования и науки отчиталось в конце прошлого года. Была названа средняя зарплата преподавателя — около 60 тысяч рублей. Иначе как ложью это не назовешь. В целом по стране зарплаты педагогов остаются мизерными. В Facebook существует группа «Проблемы образования и науки», где регулярно проводятся мониторинги зарплат преподавателей. Профессор в среднем получает около 30 тысяч рублей, доцент — 15-17 тысяч рублей, ассистент — 12 тысяч рублей. Названные же Министерством образования суммы — это «средняя температура по больнице». Фокус совсем не хитрый: миллионные доходы вузовских администраций складываются с крохотными зарплатами преподавателей и делятся на количество работников. Ну, и приписки в России еще никто не отменял. Никакого притока «свежей крови» в этих условиях не происходит. Образование с каждым годом стареет.

В целом сегодняшние трансформации образования можно расценивать как катастрофические. Они исключают реиндустриализацию страны, возрождение науки, строительство гражданского общества. И в результате ведут к потере суверенитета России в сфере образования, то есть и к разрушению национальной безопасности вообще.

Материал подготовлен при участии Александр Задорожного.

«Пять причин, по которым не следует становиться профессором», - так называется опубликованная в соцсетях заметка Веры Афанасьевой, вызвавшая широкий резонанс в среде преподавательского сообщества. После скандала к автору пришли с проверкой из управления по борьбе с экономическими преступлениями. Семь вопросов об этой ситуации мы задали Вере Афанасьевой.

1. Почему вы решили написать эту заметку и выложить в открытом доступе?

Я постоянно что-то пишу в Фейсбуке или в блоге на сайте информагентства «Взгляд-инфо». Заметку я написала в январе, когда в СГУ началась очередная бесполезная кампания по переписыванию документов. Это настолько надоело, что молчать было невозможно, поэтому все изложила в блоге.

2. Вы ожидали, что после публикации к вам придет следователь с проверкой?

Такого не предполагала. Для меня это был литературный пустячок. Но газета «Московский комсомолец в Саратове» увидела в нем что-то связанное с коррупцией в СГУ. Газета обратилась с запросом в прокуратуру. Следователь у меня и у проректоров пытался выяснить, какие именно нарушения мною описаны. Я думаю, их цель - обвинить меня в клевете. Обещали провести лингвистическую экспертизу. На мой взгляд, все это абсурд.

3. Вы не боитесь потерять работу из-за этой истории?

Я вообще ничего не боюсь, когда речь идет о моих интересах. Но терять мне есть что - профессорство. Если бы не было общественного резонанса, мои дни в университете были бы уже сочтены. Руководители - люди умные. Их репрессии не последуют сразу. Но через полтора года я могу не пройти конкурс переизбрания на должность, который проходит у преподавателей раз в пять лет.

4. Ваше эссе повлияло на позицию других преподавателей?

Мы создали в Фейсбуке сообщество «Проблемы образования и науки». Туда входят образованные и неравнодушные люди, которые собираются создать проект усовершенствования системы образования России. Коллеги по СГУ туда не вступили.

5. Плохие студенты - это упущение преподавателей?

Низкий уровень студентов - общая тенденция. Во многом это связано с системой ЕГЭ, которая формирует фрагментарное мышление. А еще с тем, что большинство студентов приходит в вуз не за образованием, а за дипломом. В чем-то есть и вина преподавателей. У меня каждую неделю семь лекций, к каждой надо готовиться. А я бумаги пишу.

6. Вы пишете, что преподаватели боятся вольнодумства, которое претит идеологической цензуре. Какая идеология у российского образования?

Идеология такая - начальник всегда прав. Это связано со старением преподавательского состава. У нас либо молодые преподаватели, которые зависят от начальства. Либо пенсионеры, которые по советской системе помнят, к чему приводит вольнодумство.

7. Вы также упоминаете, что высшее образование подчинено церковным канонам. Как проявляется влияние РПЦ?

Я вижу агрессию со стороны РПЦ в отношении образования. У нас на кафедре теологии и религиоведения часто проводят совместные с епархией конференции. И мне бывает страшно иногда заходить туда без платочка на голове и юбки в пол. У меня были ситуации, когда я снимала доклады на конференции, потому что такая аудитория могла принять в штыки мою речь. А то, что на территории университета, где работают и учатся люди разных национальностей и религий, построен православный храм - это просто неэтично.

Из заметки Веры Афанасьевой:

«Нынешний профессор пребывает в постоянном страхе. Он боится начальства (все, кто не боялся, давно вылетели прочь). Он боится потерять работу, а вместе с ней и возможность заниматься наукой, ведь современная наука — дело коллективное. Он боится своего природного вольнодумства, которое претит вузовскому руководству, партийным нормам, идеологической цензуре, патриотическим установкам (немцем, немцем был Кант, хотя и жил в Калининграде!), церковным канонам, скудоумию стоящих над ним чиновников. Он боится развязного и невежественного, плюющего на него с высокой колокольни студента. Он боится не смочь, не доделать, не угодить, бездарно умереть от усталости во время очередной никчемной канцелярской кампании. И себя боится, боится того, что рано или поздно вспомнит великие нравственные принципы и идеалы научного познания и пошлет всех своих мучителей и надзирателей так, как это умеют делать только российские профессора. А еще больше боится того, что никогда не сделает этого».