Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Психоаналитический подход к развитию психики. Психоаналитический подход в психологии. Гештальтпсихология – основные феномены и закономерности. Л. Фестингер. Понимание личности в гештальтпсихологии

Термин «психоанализ» имеет три значения:

    Теория личности и психопатологии

    Метод терапии личностных расстройств

    Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума

Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека.

Топографическая модель уровней сознания.

Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. Сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.

Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий.

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания.

Структура личности.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго . Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Рассмотрим поподробнее все три структуры.

ИД . «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З. Фрейд «Я и Оно»).

Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия.

Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное.

ЭГО. (Лат. «ego» – «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды.

СУПЕРЭГО. «Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я"»(Фрейд З. Лекции по психоанализу. Л.№31)

Так представлял Фрейд суперэго.

Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразуже был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного (пациенты не осознавали то, что говорили) и открытие сексуального начала (детские переживания, такие как любовь и ненависть к отцу или матери и др., имеют сексуальную природу) - составляют основу теоретической концепции психоанализа.

В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм, выполняет роль критика, цензора личности, Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов» - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Только сублимация является механизмом, приемлемым для индивида и общества, в котором он живет.

Личность, по 3. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития он сводит к стадиям преобразования и перемещения по различнымэрогенным зонам сексуальной энергии. З. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Весь процесс детского развития З. Фрейд укладывал в 5 стадий:

Оральная стадия (0-1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается назоне активности, связанной с кормлением. Делится на две фазы: ранняя - действия сосания, поздняя - укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери удовлетворять все желания младенца по первому требованию. На этой стадии «Я» постепенно дифференцируется от «Оно».

Анальная стадия (1-3 года). Состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Таким образом, начинает, формироваться «Сверх-Я».



Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Здесь сексуальность в отличие от аутоэротичной двух первых периодов становится предметной. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом Электры» для девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх. Освобождение от «Эдипова комплекса» совершается в конце этой стации под влиянием страха кастрации, который вынуждает ребенка отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом, и после этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Латентная стадия (5-12 лет). Снижение полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно», энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать.

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации. Другиемеханизмы порождают патологические характеры.

Развитие психоанализ получил в работах дочери 3. Фрейда - Анны Фрейд.

Она придерживалась классической для психоанализа структуры личности, но в инстинктивнойее части выделила сексуальную и агрессивную составляющие (психоаналитический закон биполярности). Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Детское развитие она рассматривает как процесс постепеннойсоциализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение ребенка от одного принципа к другому не может наступить раньше, чем различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. С развитием памяти ребенок может действовать на основе опыта и предвидения, приобретение речи делает его членом общества, логика способствует пониманию причины и следствия, и тогда приспособление к требованиям окружающего мира становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь для новых механизмов социализации: подражания, идентификации, способствующих образованию «Сверх-Я». Именно возникновение этой инстанции означает для ребенка решающий прогресс в социализации.

Наблюдения за детьми приводят к выводу, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка.

По глубокому убеждению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на многих причинах. Это и неравномерный прогресс по линиям развития, и неравномерно длящиеся регрессии, и особенности обособления внутренних инстан­ций друг от друга, и формирование связей между ними, и многое другое. «При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития».

2.3. Нормативный подход к исследованию детского развития

А. Гезелл, как и многие другие крупные психологи, получил педагогическое и медицинское образование и затем более тридцати лет работал в Йельской психоклинике, на основе которой позже был создан теперь хорошо известный Гезелловский институт детского развития. Там по сей день изучается онтогенез психики, проводятся клинические и педагогические исследования. Значителен вклад А. Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (формы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюденийим впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»).

А Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и однимизпервых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом «Атлас поведения младенца», содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.

Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А. Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста. Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским, который назвал концепцию А. Гезелла «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка в своей среде. Однако призыв А. Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор.

Л. Термен в 1916 г. стандартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни. С помощью тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных исследований, которое продолжалось в течение пятидесяти лет. В 1921 г. Л.Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в середине 70-х годов уже после смерти Л. Термена. Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л. Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции.

Термен считал одаренным ребенка с высоким коэффициентом интеллекта. Психологи более молодого поколения (Дж. Гилфорд, Э. Торренс и др.) указали на глубокие различия между показателями интеллекта и креативностью Основой для такого различения послужило описание Гилфордом конвергентного и дивергентного мышления.

Конвергентное мышление - решение задачи, имеющей один правильный ответ. Дивергентное мышление - решение задачи, имеющей множество ответов в случае, когда ни один из ответов не может считаться единственно правильным. Важнейшие компоненты дивергентного мышления: число ответов в течение определенного промежутка времени, гибкость, оригинальность.

На основе идей Гилфорда Торренс и его коллеги разработали в Минесотском университете тесты творческого мышления (МТТМ) и применили их в исследовании нескольких тысяч школьников. Эти исследования показали, что дети с развитыми творческими способностями могут иметь значительно более низкие показатели коэффициента интеллекта по сравнению со своими сверстниками. Если оценивать степень креативности детей на основе тестов на интеллектуальность, подчеркивал Торренс, придется исключить из рассмотрения около 70 процентов наиболее одаренных детей. Этот процентный показатель устойчив и практически не зависит ни от метода измерения интеллекта, ни от образовательного уровня испытуемых.

В результате огромной работы удалось с достоверностью установить лишь то, что креативность проявляется неравномерно: с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет); исследователи единодушно отмечают спад креативности у испытуемых и связывают его с социальными и биологическими факторами.

Ориентация на достижение успеха, стремление к стереотипности и конформизму в поведении, боязнь задавать вопросы, противопоставление работы как серьезной деятельности и игры как развлечения - все это тормозит развитие креативности.

Использование награды за необычные ответы, соревнование между детьми, специальная тренировка и упражнение умственных способностей стимулирует ее.

В добавление к мнению Термена, считавшего, что одаренного человека характеризуют упорство и доведение дела до конца, целеустремленность в себе и свобода от лишних, отягчающих переживаний, Торренс отмечает, что одаренные дети более социально общительны, дружелюбны, сердечны и в то же время более одиноки. Они отличаются значительно более ярким самосознанием и чувством юмора. Эти дети более реактивны к раздражителям, независимы и чужды конформизму, устойчивы к стрессу и более подвержены «эдипову комплексу»,

Все это вместе взятое рисует сложную картину психической организации одаренного ребенка, и, как отмечают сами американские авторы, эта картина носит пока несколько несвязный и туманный характер. Отсюда - необходимость дальше разрабатывать тесты на креативность для совершенствования их прогностической ценности, выявлять показатели будущих креативных способностей уже у младенцев, глубже изучать влияние социальных, культурных и ситуационных (особенности личности родителей, их «образ жизни», домашняя обстановка) их факторов, которые, взаимодействуя с врожденными характеристиками, стимулируют или подавляют творческое самовыражение ребенка,

Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.

Нормативный подход в исследовании детского развития составляет, по существу, классическое американское направление в изучении детства. В рамках нормальной традиции следует искать истоки интереса американской психологии к проблемам «принятия роли» и «развития личности», так в ней были впервые проведены исследования таких важных условий развития, как пол ребенка и порядок рождения. В 40-х и 50-х годах были начаты нормативные исследования эмоциональных реакций у детей (А. Джерсилд и др.).

Новый интерес к нормативному изучению детей разного пола возник в середине 70-х годов (Е. Маккоби и К. Жаклин). Всемирно известные исследования интеллектуального развития ребенка, проведенные Ж. Пиаже на протяжении нескольких десятилетий, проверялись, осмысливались и ассимилировались в рамках американской нормативной традиции (Дж. Брунер, Г. Бейлин, И. Вулвилл, М. Лорандо, А. Пинар, Дж. Флейвелл, Д. Элкинд, Б. Уайт и др.).

В 60-е годы в нормативных исследованиях произошли новые изменения. Если раньше ученые были направлены на поиск ответа, на вопрос: «Как ребенок себя ведет?», то теперь встали новые вопросы: «При каких условиях», «Каковы следствия развития?» Изменение аспектов исследования, постановка новых вопросов повлекли за собой развертывание эмпирических исследований, которые привели к открытию новых феноменов развития ребенка. Так были описаны индивидуальные варианты последовательности появления поведенческих актов, феномены визуального внимания у новорожденных и младенцев, роль стимуляции в повышении и замедлении познавательной активности. Были изучены отношения между матерью и младенцем не только у человека, но и у животных (обезьян). Но обилие новых фактов до сих пор не привело к решению основных нормативных вопросов: как и при каких условиях происходит психическое развитие ребенка? По мнению самих американских психологов, вопросы стали еще более неразрешимыми.

2.4. Теория трех ступеней возрастного развития

Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии, или этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И.П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение, не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». По его мнению, первый этап – «инстинкты» - характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, - основная движущая сила развития поведения. К Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В. Келер проводил на шимпанзе, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал «шимпанзе подобным возрастом». Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки. Заметим, что незадолго до этого В. Вундт писал, что детская психология вообще невозможна, так как ребенку недоступно самонаблюдение.

К. Бюлер никогда не причислял себя к биогенетистам. В его работах можно найти даже критику биогенетической концепции. Однако его взгляды - еще более глубокое проявление концепции рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных. Как подчеркивал Л.С. Выготский, К. Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К. Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.

Много позднее критический анализ концепции К. Бюлера был дан К. Лоренцем. Он указал, что представление К. Бюлера о надстройке в процессе филогенеза высших ступеней поведения над низшими противоречит истине. По мнению К. Лоренца, это три независимые друг от друга, возникающие на определенном этапе животного царства линии развития. Инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует интеллекту. Развивая мысли К. Лоренца, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что между стадией интеллекта и стадией, дрессуры нет непроходимой грани. Навык - это форма существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, а затем навык. Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка, В развитии ребенка условные рефлексы возникают на второй-третьей неделе жизни. Нельзя назвать ребенка инстинктивным животным - ребенка надо учить даже сосать. К. Бюлер глубже, чем Ст. Холл, стоит на позициях биогенетического подхода, так как распространяет его на весь животный мир. И хотя теория К. Бюлера сегодня уже не имеет сторонников, ее значение в том, что она, как справедливо подчеркивал Д.Б. Эльконии, ставит проблему истории детства, истории постнатального развития.

Истоки возникновения человечества утеряны, также утеряна и история детства. Памятники культуры в отношении детей бедны. Правда, послужить материалом для исследования может то, что народы развиваются неравномерно. В настоящее время есть племена и народы, которые находятся на низком уровне развития. Это открывает возможность проведения сравнительных исследований для изучения закономерностей психического развития ребенка.

Исследования антропологов и этнографов XIX- XX веков показывают, что ребенок с самого раннего детства - в подлинном смысле слова член общества. Он рано становится реальной частью производительных сил общества, и к нему относятся как к работнику, на это существуют не только биологические, но и социальные причины.

2.5. Концепции конвергенции двух факторов детского развития

Впервые Э. Торндайком, а затем И. П. Павловым был поставлен вопрос о том, как возникают приобретенные формы поведения. Оказалось, что они возникают не прямо под влиянием наследственности, а под воздействием окружающей среды. При попытке ответить на вопрос о том, как соотносятся среда и наследственность, возникла теория конвергенции, или теория двух факторов, разработанная В. Штерном.

В. Штерн - специалист в области дифференциальной психологии, в которой наиболее остро стоит проблема взаимоотношения биологического и социального. В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, одинаково имеющие право на существование - эмпиризм («человек - чистая доска») и нативизм («существуют врожденные идеи»). Если из двух противоположных точек зрения каждая может опираться на серьезные основания, то истина должна заключаться в их соединении-так полагал В. Штерн. С его точки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. Пример тому - игра: окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. В. Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри. Закономерен лишь вопрос: что именно происходит извне и что изнутри. Потому что в проявлении функции действуют всегда и то и другое, только всякий раз в разных соотношениях.

В. Штерн, как и другие его современники, был сторонником концепции рекапитуляции. Часто упоминаются его слова о том, что ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще не осмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию он достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны; в дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; затем следует поступление в школу, которое связано с овладением более высокими социальными обязанностями, что соответствует вступлению человека в культуру с ее государственными и экономиче­скими организациями. Первые школьные годы соответствуют содержанию античного и ветхозаветного мира, средние классы - христианской культуре, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая культуре нового времени.

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием X-элементов наследственности и Y-элементов среды. Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься».

Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, был найден метод в сравнительных исследованиях близнецов (близнецовый метод). Близнецы бывают монозиготными (МЗ - идентичная наследственность) и дизиготными (ДЗ - у них разные наследственные основы). Сопоставляя коэффициенты различий в развитии детей, поведения, можно судить о взаимоотношении биологического и социального. Как указывал Д. Б. Эльконин, в методологии исследования близнецов есть одно неверное допущение: рассматривается только проблема тождественности или нетождественности наследственного фонда, а проблему средовых влияний всегда рассматривают как тождественную. Но это методологически порочно, так как не существует одной (одинаковой) социальной среды, где воспитываются близнецы, все дело в том, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для валидности исследования нужно выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит одно, а не два неизвестных. В настоящее время с помощью близнецового метода изучаются не проблемы развития, а проблемы индивидуальных различий (И. В. Равич-Щербо и др.).

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психоанализ»

Й. Брейер и З. Фрейд как основатели катартического метода в психотерапии.

Брейер окончил венскую Академическую гимназию, после чего стал практикующим врачом. Его пациентами были именитые коллеги с медицинского факультета венского университета и влиятельные представители венского общества.

Основание психоанализа

Вероятно, Брейер наиболее известен совместным с Фрейдом исследованием случая Берты Паппенгейм («случай Анны Оливандер») – женщины, страдающей параличом, потерей кожной чувствительности, «расстройством зрения и речи», т. е. классическими проявлениями истерии. (Zangwill). С данной пациенткой он имел дело в 1880-1881 гг.

Брейер выяснил, что истерия связана с травмирующими переживаниями прошлого, а ее проявления можно редуцировать или свести на нет, если болезненные воспоминания будут воспроизведены в гипнотическом состоянии. Данный метод исследователь называл катартическим. Несколько позже Брейер и Фрейд обнаружили, что метод работает и без гипноза. Анна О. шутливо называла эту процедуру прочисткой дымохода. Для этой формы терапии она придумала и более серьезное название – лечение разговорами. (Peter Gay, Freud: A Life for Our Time, pp. 65-66).

В 1893 г. Фрейд и Брейер совместно опубликовали работу «О психологическом механизме истерических феноменов», а в 1895 г. – издали книгу «Очерки об истерии», в которой рассмотрели случай Анны О. наряду с другими клиническими наблюдениями. Вопреки заявленному в публикации полному исцелению, пациентка страдала тяжелыми психическими расстройствами, и в следующие годы ей пришлось еще много раз подвергнуться стационарной терапии.

В письме Зигмунду Фрейду Йозеф Брейер предложил назвать изобретенную методику психоанализом, по примеру Шиллера, определившего классическую пьесу «Царь Эдип» как «трагический анализ». Аналогию вдохновил тот факт, что эффект от катартической терапии достигался с помощью воссоздания травматических событий прошлого и их эмоционального отреагирования, и что чума в Фивах была побеждена Эдипом также путем выяснения истины.

Катартический метод - Психотерапевтический метод, при котором искомое лечебное воздействие - это "очищение" (катарсис), адекватная разрядка патогенных аффектов. Лечение позволяет субъекту вспомнить и даже вновь пережить события, послужившие источником травмы, и отреагировать на них. . Аристотель называл катарсисом воздействие трагедии на зрителя: "Трагедия есть подражание действию важному и законченному..., совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей". Катарсис (греч.) - очищение, освобождение

Брейер и затем Фрейд называли катартическим методом ожидаемый результат адекватного отреагирования на травму. Согласно теории, разработанной в "Исследованиях истерии", "зажатые" аффекты, не нашедшие пути к разрядке, оказываеют патогенное воздействие. Подытоживая впоследствии теорию катарсиса, Фрейд писал: "Согласно этой гипотезе, истерический симптом возникает в ситуациях, когда психическая энергия, недоступная осознанной переработке, порождает телесную иннервацию (конверсия). Излечение тогда будет достигнуто высвобождением отклонившегося от своего пути аффекта и его разрядкой, осуществленной обычным путем, или, иначе, отреагированием."

Поначалу катартический метод был тесно связан с гипнозом. Но вскоре Фрейд отказался от гипноза как приема, предназначенного подавлять симптом прямым внушением того, что он не существует; гипноз стал лишь средством воспоминания, которое вводит в поле сознания забытый, "вытесненный" субъектом опыт, лежащий в основе симптомов. Эти вызванные вновь воспоминания переживаются субъектом как настоящая драма и дают ему возможность выражения разрядки аффектов, изначально связанных с травмирующим опытом и сразу же подавленных.

Вскоре Фрейд полностью отказался от гипноза в собственном смысле слова, заменив его простым внушением (при помощи особого приема - надавливания рукой на лоб пациента); целью внушения было убедить больного в том, что он сможет вспомнить патогенное событие. В конечном счете, Фрейд отказался и от внушения и стал использовать только свободные ассоциации больного. Внешне цель лечения - освобождение больного от симптомов, обеспечение нормальной разрядки аффектов - оставалась неизменной в процессе всех этих изменений техники.

Основные положения психоаналитического подхода в психологии.

Психоанализ появился и сформировался в конце XIX–начале XXв. Его развитие продолжается и в наше время. Но основы психоаналитической техники, заложенные его создателем З. Фрейдом, остались, по своей сути прежними. Само понятие "психоанализ" имеет три значения:

1) Метод исследования, опирающийся в основном на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения (сны, фантазии, бреды) данного субъекта. В основе метода лежат прежде всего свободные ассоциации субъекта, обеспечивающие надежность истолкования.

2) Психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование; он пользуется контролируемым истолкованием сопротивления, переноса и влечения. Применяется для лечения психических и психосоматических нарушений.

3) Комплекс теорий о структуре, развитии и патологии психики человека, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования.

Психоаналитическая теория - это пример психодинамического, клинического подходов к личности. Суть психодинамики состоит в том, что поведение интерпретируется как результат взаимодействия мотивов, или влечений. Клинический подход выражается в том, что выводы основываются главным образом на материале, полученном в процессе интенсивного лечения отдельных пациентов.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

Человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

Эти влечения преимущественно бессознательны;

Попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

Помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

Конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

Освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[

* Личность состоит из трех частей (то есть трехсторонняя): ид, эго и супер-эго.

* Поведение объясняется двумя инстинктивными влечениями – это эрос (половое влечение и инстинкт жизни) и танатос (агрессивное и инстинкт смерти). Оба эти инстинкта исходят от «ид».

* Часть подсознания (и сверх-Я) находятся в постоянном конфликте с сознательной частью ума (эго).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в г.Фрейбурге (Моравия), но более 80 лет прожил в Вене. Дочь Фрейда, Анна, продолжила развитие психоаналитической теории после его смерти.

З.Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, проблемы, возникающие в процессе его личностного становления. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте, и считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания (бессознательного), содержимое которого накапливается в течение всей жизни.

Фрейд выделил три компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: ид (оно), эго (Я) и суперэго (сверх-Я),

Ид - врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Его основные составляющие - либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы.

Эго - та рациональная часть психики человека, которая объясняет ему происходящее и помогает ослабить или снять конфликт между его либидо и танатосом, с одной стороны, и тем, что он перенимает от родителей в процессе воспитания или просто общения с ними, - с другой.

Суперэго - это примерно то же, что обычно называют сознанием, включая нормы поведения (как хорошего, так и плохого), усваиваемые с помощью родителей и подкрепляемые ими.

Взаимодействие ид и суперэго заключается в следующем: то, что ид принуждает нас делать, как правило, противоречит тому, что позволяет делать суперэго. Они часто конфликтуют друг с другом, порождая чувство тревоги, нервозность или напряженность без какой-либо видимой и логически объяснимой причины. И м е н н о эго - рациональная, объясняющая часть личности - помогает разрешить конфликт между ид и супер-эго, изобретает социально приемлемые способы удовлетворения желаний нашего ид.

Существуя вместе, ид, эго и суперэго обычно не противоречат друг другу. Все они действуют как одна команда под руководством эго.

Фрейд полагал также, что дети проходят пять стадий психического, точнее, психосексуального развития, а характер протекания каждой из них оказывает конкретное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, братьев и сестер, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия.

1. Оральная стадия (от рождения д о 2 лет). М и р малыша сосредоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, ребенок будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого.

Вы, наверное, знаете таких людей, которые постоянно раздражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку, как сказал бы Фрейд, все они застряли на оральной стадии развития.

2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Его внимание сосредоточивается на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь.

Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что малыш зациклится на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок отправляет свои естественные потребности, делает ли он это в горшок, в ползунки или на пол, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.

3. Фаллическая стадия (от 4 д о 5 лет). Н а этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы (нередки мастурбации). У них впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя (идентификации) с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, прически и т.п.

Фрейд полагал, что мальчики, испытывавшие трудности на фаллической стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они всю жизнь несут комплекс Электры как крест, только в каждый возрастной период по-разному это проявляется. Обычно он выражается в стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.

4. Латентная стадия (от 6 д о 12 лет). В этом возрасте либидо (напомним: позитивные любовные, сексуальные импульсы) не концентрируется в какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

5. Генитальная стадия (от 12 д о 18 л е т). Внимание ребят вновь сосредоточивается на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу.

Последним двум стадиям - латентной и генитальной - Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте 5-6 лет. Согласно теории психоанализа, успешное преодоление оральной, анальной и фаллической стадий обусловливает формирование психически здоровой личности, трудности же на этих стадиях приводят к серьезным проблемам во взрослом состоянии. По З.Фрейду, если ребенок на какой-то из трех указанных стадий переживает событие, травмирующее его психику, получает предельно полное удовлетворение естественных потребностей или, напротив, испытывает абсолютную неудовлетворенность, то он начинает сосредоточивать на них излишне много внимания, отчего различные моменты этого периода детства откладываются в личностном мире человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.

Теория классического психоанализа З.Фрейда развита в работах М.Клейн, А.Фрейд, а затем преобразована в концепции психосоциального развития жизненного пути личности Э. Эриксона.

Эрик Эриксон также представитель психоаналитической теории; родился в 1902 г. во Франкфурте (Германия).

Как и Фрейд, Эриксон полагал, что л и ш ь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желания собственного эго (Я) и отвечать требованиям общества. Например, если он молод и здоров, то должен выбирать такую профессию, которая была бы интересной для него и в то же время нужной для общества. Основанием периодизации Эрика Эриксона являются понятия идентичности (быть таким же, как значимые другие) и самоидентичности (быть самим собой). Развитие является продуктивным, если в человеке развиваются качества, которые приводят к усилению, укрупнению чувства самоидентичности. Развитие может быть деструктивным, ослабляющим чувство самоидентичности.

У Фрейда стадии назывались психосексуальными, а понятие сексуальный отражало его акцент на биологическом удовольствии. Эриксон чаще употребляет понятие социальное, подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных-факторов. На каждой из 8 стадий ребенок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики.

Что такое психоаналитический подход в психологии личности?

Психоаналитический взгляд на личность базируется на идеях психодинамического подхода, психодинамической теории личности, разработанной 3. Фрейдом. Психодинамический подход объясняет все душевные явления, как продукт кон­фликтов между различными «частями» личности. Личность представляется динамической системой, зависящей от про­цессов, находящихся в нескончаемом конфликте. Поведение человека считается жестко детерминированным, а не произ­вольным или случайным. В психоанализе детерминизм рас­пространяется на все, что человек делает, чувствует или о чем думает, включая даже события, которые обычно относят к раз­ряду случайных, например, такие, как забывчивость оговорки, описки и т.п.

Американскими учеными психический детерминизм пони­мается следующим образом; любое психическое действие или событие имеет свое значение и причину, которые определя­ются и могут быть поняты только в свете предшествующих событии. Из этого следует основной принцип психоаналитичес­кого подхода к рассмотрению личности: для того чтобы по­нять причины и смысл психических особенностей человека, анализируемый индивид должен говорить все, что приходит ему в голову, даже если это может ему показаться неподходя­щим или случайным в этой ситуации. Возникающие ассоциа­ции к мыслям, чувствам или действиям часто обнаруживают скрытое содержание. Посредством ассоциаций бессознатель­ная мотивация постепенно становится яркой. Такой метод ис­следования личности, а также психотерапии называется ме­тодам свободных ассоциаций. Можно было бы привести мно­жество примеров из повседневной жизни или клинической практики, иллюстрирующих действенность метода свобод­ных ассоциаций; мы ограничимся лишь одним - из практики доктора Эйдельберга, который приводится в его «Энциклопе­дии психоанализа». Пациенту, который долго молчал на пси­хоаналитическом сеансе, было предложено говорить все, что приходит ему в голову. При этом аналитик добавил, что мно­гие пациенты испытывают трудности при высказывании кри­тических мыслей по отношению к аналитику. После этого па­циент сказал, что он думал прекратить лечение, так как обна­ружил, что аналитик является человеком, любящим рисовать­ся. Аналитик спросил, как пациент пришел к этому суждению. Тот ответил: «У Вас слишком много книг о Наполеоне. Я насчи­тал 24» и встревожился в ожидании реакции аналитика, но тот подбодрил его. Далее пациент рассказал, что, когда ему было девять лет, отец дал ему книгу о Наполеоне и сказал, что только что закончил ее читать. Пациент был шокирован, обнаружив в книге неразрезанные страницы. А отец говорил, что наслаж­дался ее чтением. «Тогда я осознал, хотя должен был понять это раньше, что мой отец - лгун и человек, который любит рисо­ваться», - закончил пациент.

Этот пример не только иллюстрирует метод, с помощью которого можно найти источник переживаний человека, но и позволяет увидеть в действии один из фундаментальных пси­хических феноменов, называемый в психоанализе переносом. Перенос характеризуется перемещением чувств, мыслей и об­разцов поведения, первоначально пережитых в отношениях к значимым личностям в детстве, на личность, вовлеченную в актуальные межличностные отношения. Иными словами, реагируют на личность в настоящем так, как будто эта личность из прошлого. Перенос чаще всего является бессознательным, и человек обычно не осознает искажений личности партнера. Явление переноса наблюдается не только в кабинете психо­аналитика - все человеческие отношения по сути пронизаны реакциями переноса. Каждый может легко обнаружить их у себя, если попытается вспомнить недавнее чувство немотиви­рованной неприязни по отношению к кому-либо (негатив­ный перенос) или чрезмерную увлеченность, особенно в под­ростковом возрасте, кем-либо из актеров, спортсменов или героев приключенческих романов (позитивный перенос). До­статочно посмотреть на «фанов» на концертах поп-звезд или на поведение активных участников политических митингов, чтобы понять, какой силы может достичь реакция переноса.

Итак, главной особенностью психоаналитического подхо­да к личности является анализ динамики психических процес­сов. В душевной жизни, согласно принципу психического де­терминизма, не существует непоследовательности или пере­рывов. Следуя основному правилу психоанализа, человек спо­собен восстановить связь психических явлений в своей душе и тем самым достичь главной цели психоанализа - улучшить понимание самого себя.