Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Последовательность событий в рассказе осеевой почему. Как я работаю над расказом В.А. Осеевой "Почему?". Всем, всем – добрый день

Цели : продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Осеевой; развивать умение прогнозировать текст, задавать вопросы к тексту, анализировать и делать выводы; развивать навыки правильного и осознанного чтения; учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять план; воспитывать честность и ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Оборудование : портрет и выставка книг В. Осеевой; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Постановка целей урока

Простите!

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» — сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже...

«Простите!» —

Казалось бы.

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!..

Н. Юсупов

Подумайте: всегда ли вы сознаетесь в своих поступках? Что любят ваши родители: когда вы красиво сочиняете или говорите правду?

Сегодня на уроке мы продолжим работу с рассказами В. Осеевой.

III. Проверка домашнего задания

Показ учащимися иллюстраций и рассказы по ним.

IV. Работа по теме урока

1. Проблемный вопрос

Прочитайте название рассказа на с. 96. Как вы думаете, о чем спрашивает нас автор?

Верны ли предположения, мы узнаем позже, когда прочитаем весь рассказ. А пока читаем начало рассказа.

2. Чтение текста по частям

Читаем до первого вопроса (с. 96-97).

Читаем текст до второго вопроса (с. 97-99).

Прочитайте вопрос и ответьте на него.

V. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

— Читаем текст до конца (с. 99—103).

— Почему мама так расстроилась из-за разбитой чашки? (Примерный ответ. Папа умер, а все его вещи очень берегли.)

— Почему рассказ не закончился, когда наказали Бума за разбитую чашку? (Примерный ответ. Остались еще вопросы. Узнает ли мама правду? Признается ли мальчик? Вернут ли Бума в дом?)

— Почему мальчик признался в своем проступке? Выберите ответ, который считаете правильным.

Потому что его мучила совесть.

Мальчику было жаль Бума.

Мальчик боялся наказания.

Мальчик жалел маму.

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?

— Какой момент особенно взволновал?

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

— Какой рассказ мы читали на уроке?

— Объясните его название.

— Чему учит этот рассказ?

Домашнее задание

Подготовить чтение без ошибок.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку Е. Благининой «Простокваш» на с. 104 учебника.

III. Постановка целей урока

Сегодня мы продолжим работу с рассказом «Почему?». Составим план рассказа, будем учиться пересказывать по нему.

IV. Работа по теме урока

Восстановите последовательность событий в рассказе. (Дети восстанавливают план, читая к каждому пункту нужную часть.)

1. Бум наказан.

2. Мальчик с собакой.

3. Сын признался.

4. Чашка разбилась.

5. У каждого свое «почему».

6. Это... Бум!

8. Расстроенный лай.

9. Все дома!

10. Он будет жить в будке.

11. Бум один на крыльце.

Ответ. 2,4, 6, 10, 1, 11,7,8,3,9, 5.

V. Физкультминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ текста

Перескажите текст по составленному плану.

2. Работа с пословицами

Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом. Материнский гнев, что весенний снег — и много выпадает, да скоро растает.

Никто так детям не верит, как мать родная.

Бич - длинная плеть, кнут.

VII. Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой...

— Смотри, Бум... — шепотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.

Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон...

Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка... папина чашка... — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:

— Это... это... Бум!

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развел руками:

— Он немножечко подпрыгнул... и лапами...

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за

ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскребся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она все так же о чем-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай...

— Ты очень испугался? — повторила мама.

Я кивнул головой и крепко обнял ее за шею.

— Если ты... нечаянно... — медленно начала она.

Но я перебил ее, торопясь и заикаясь:

— Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши ее порозовели. Она встала.

— Бум не придет больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа...

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом... Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь... Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной... и если

б сам папа был жив... Ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное... И я боялся не наказания — я с радостью перенес бы самое худшее наказание. Но мама так берегла все папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась все больше...

Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моем лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума...

— Хоть в кухню... мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слезы и перебирая под столом бахрому скатерти.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама.

Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из ее комнаты проникала ко мне желтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернется. Но папа не вернулся...

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери все еще просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее:

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял ее лицо, смятый мокрый платочек лежал под ее щекой.

Она открыла глаза, обняла меня теплыми руками. Тоскливый собачий лай донесся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума...

Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал.

Написание плана рассказа - обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

Составление плана рассказа

Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее.

  1. Определитесь с темой рассказа.
  2. Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
  3. Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
  4. Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
  5. Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
  6. После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.

План готового текста

Составления плана - обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями.

  1. Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
  2. Разделите текст на четыре части:
    • завязку;
    • развитие сюжета;
    • кульминацию;
    • развязку.
  3. Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
  4. Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
  5. Проделайте эти же процедуры с другими частями.

Виды планов

Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:

  • вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
  • тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя - краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
  • назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
  • план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса - поход на стадион);
  • комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.

Композиция текста

При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:

  1. Вступление - в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
  2. Завязка - опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
  3. Развитие действий - наибольшая по объему часть рассказа.
  4. Кульминация - наивысшая точка развития событий.
  5. Развязка - заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.

Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов.

Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье .

Главный герой рассказа В.Осеевой «Почему?» — маленький мальчик. Он раскачивался на стуле, сидя за обеденным столом. Рядом с ним находился пес по кличке Бум. В какой-то момент стул качнулся особенно сильно и мальчик ухватился за скатерть, чтобы не упасть. Со стола упала чашка и разбилась.

Это была папина чашка. Отец мальчика погиб, и вещи, оставшиеся в память о нем, тщательно оберегались. Когда в столовую вошла мама мальчика и спросила, каким образом разбилась чашка, мальчик, боясь быть наказанным, обвинил во всем собаку.

Мама приняла решение, что Бум больше не будет находиться в доме, а будет жить в будке во дворе. Она вывела пса на улицу и запретила пускать его в дом. В течение дня мама пыталась выведать у мальчика, не он ли случайно разбил чашку, но герой рассказа упрямо сваливал всю вину на собаку.

Весь день наказанный пес стремился попасть в дом; мальчику было очень жалко его. Но сознаться в том, что это он разбил чашку, герой рассказа тоже боялся. Когда стемнело, и мальчик уже лег спать, поднялся сильный ветер и пошел дождь. Представив, как плохо сейчас Буму во дворе, мальчик не выдержал, побежал к маме и признался ей в содеянном.

Вместе они привели промокшего пса в дом, высушили его и вскоре все легли спать. Каждый думал о своем: пес не мог понять, почему его целый день не пускали в дом, мама пыталась разобраться, почему сын ей солгал, а мальчик думал о том, почему мама не стала его ругать за разбитую чашку и даже обрадовалась, когда он сознался в содеянном.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная тема рассказа — тема человеческого вранья.

Главный смысл рассказа Осеевой «Почему?» заключается в том, что за проступки надо всегда отвечать самому, а не сваливать вину на другого. Мальчик переложил вину на собаку, и его мама поняла это, но она решила проверить, сможет ли мальчик осознать свою вину и самостоятельно признаться в содеянном. Рассказ учит быть честным и ответственным. Мальчик понял, что он был не прав, переложив свою вину на собаку, и он нашел в себе мужество признаться маме в проступке.

В рассказе Осеевой «Почему» мне понравилась мама главного героя. Она поступила очень мудро, отправив пса на улицу. Тем самым она преподала сыну урок. Наблюдая в течение дня за страданиями Бума, мальчик понял, что по его вине пес незаслуженно наказан, и он самостоятельно принял решение признаться маме в проступке.

Какие пословицы подходят к рассказу «Почему?»

Без вины виноват.
Не вали с больной головы на здоровую.
Ложь — тьма, правда — свет.
Тайное всегда становится явным.

Светлана Поворотова
Конспект НОД по развитию речи. Тема: Рассказ В. Осеевой «Почему?»

Конспект НОД по развитию речи .

Тема : Рассказ В . Осеевой «Почему

Цель. Формировать у детей представление о честности.

Задачи. Учить правильно оценивать поступки героев и прогнозировать их последствия. Учить воспроизводить сюжет по опорным картинкам. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать в детях правдивость, чуткость, стремление доверить свои переживания близким людям. Совершенствовать умения детей согласовывать слова в предложениях в падежах и числах.

Методы и приемы.

1. Постановка цели.

2. Рассказ – сообщение воспитателем о писателе.

3. Чтение рассказа воспитателем

4. Вопросы по содержанию.

5. Проблемные вопросы.

6. Динамическая пауза.

7. Пересказывание рассказа по серии опорных картинок.

8. Самостоятельно-творческое задание : придумывание концовки рассказа .

9. Подведение итогов.

Материалы. Портрет писательницы, опорные картинки, иллюстрации по содержанию.

Ход НОД.

Воспитатель обращает внимание детей на портрет писательницы. Рассказывает о Валентине Александровне Осеевой . Она родилась в 1902 году в Киеве. Отец у нее-инженер – строитель, мать работала в газете. Осеева училась в театральном институте. Потом работала педагогом-воспитателем. В. А. Осеева писала рассказы , их печатали в журнале «Мурзилка» . Она написала такие рассказы , как «Заячья шапка» , «Отцовская куртка» , «Андрейка» , «Кочерыжка» и многие другие.

Воспитатель предлагает послушать детям рассказ В . А. Осеевой «Почему Читает рассказ .

Вопросы по содержанию.

1. Как называется рассказ ?

2. Почему так рассказ называется ?

3. О чем этот рассказ ?

4. Кто главные герои?

5. Что мальчик сделал?

Проблемные вопросы.

1. Как вы думаете, почему мальчик не сказал правду сразу, а разбудил маму ночью? (Выслушав рассуждения детей , можно еще раз зачитать отрывок второй части рассказа о переживаниях мальчика.)

2. Как себя чувствовал Бум на улице под дождем?

3. Какие чувства вы испытывали к собаке, когда её выгнали из дома во двор?

Ветер веет над полями.

Ветер веет над полями,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывёт над нами,

Словно белая гора.

(Потягивания-руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья-

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот.

(Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)

Мы взбираемся на холм,

(Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём.

Затем воспитатель убирает последние картинки и задает детям вопрос : «Что было бы, если мальчик не признался маме?» Дети предлагают различные варианты окончания рассказа . Далее педагог вместе с детьми рассуждает о двух возможных вариантах событий :

1. Собака осталась бы на улице…

2. Мама сжалилась и пустила бы её в дом.

Подводится итог : важно быть честным и не бояться признаваться в своих поступках близким людям (маме, папе, бабущке и пр.) . Они тебя любят, поймут, простят и помогут.