Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Буква ж.звук ж. Обучение грамоте ст. гр. Звук "Ж", буква "Ж". II. Речевая разминка

    1.Знакомство со звуком [ж] (учебник, с. 14)

    Чтение слогов. (слайд 3)

    Сделаем вывод: (слайд 3) Звук ж - всегда твёрдый.

    2.Знакомство с буквой ж.

    Стала снежинка

    Буквою Ж.

    Солнце её

    Не растопит уже.

    Физкультминутка.(слайд 5)

    На лужайке, на ромашке

    Жук летал в цветной рубашке.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    Я с ромашками дружу.

    Тихо по ветру качаюсь,

    Низко-низко наклоняюсь

    1. Составление и чтение слогов и слов с буквой Жж

    (учебник, с. 14)

    4. (учебник, с. 14)

    6. Работа над скороговоркой.

    Физкультминутка под музыку .

    1. Правописание -жи- (учебник с.15)

    жи - пиши всегда с -и-. (слайд 6)

    8. Работа с текстом «Ёжик» (учебник с.15)

    Кто жил у Жени?

    9. (учебник с. 15)

    Смогли ли мы их выполнить?

    Если на уроке всё было понятно и легко - красные звёздочки

    Если были небольшие затруднения - зелёные звёздочки

    Если было очень трудно, не понятно - синие звёздочки

    Спасибо за урок!

    Резервный материал

    Ответы на вопросы теста.

    Возьмите листы для ответов. Как оформляем ответы? (если да - ставим крестик, если нет - оставляем клеточку свободной).

    ТЕСТ (слайд 7)

    1. Слово «жук» начинается с согласного звука. (х)

    2. Слово «аист» начинается с гласного звука. (х)

    3. Согласный звук [ж] всегда твердый звук. (х)

    4. Звук [ж] - бывает мягким звуком. ()

    5. В предложении «Женя с Жанной подружились» 4 слова. (х)

    6. Слова «жарко», «жёлтый» - противоположные по смыслу слова. ()

    7. Слово жаба - состоит из 2 слогов. (х)

    8. Жук, уж, ёж - стоят в единственном числе. (х)

    9. В предложении Жужелица жужжа ужалила ужа 7 букв ж. (х)

Просмотр содержимого документа
«Звук и буква Ж »

Урок обучения грамоте УМК «Перспектива» 1класс.

Урок 60. Звук [ж]. буква Ж ж

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ж],буквой Жж ; развития речи, памяти, логического мышления.

Тип урока: открытие нового знания

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные : общеучебные – осуществляют поиск информации в текстах и картинках; логические – овладевают основами смыслового чтения текстов, учатся выделять существенную информацию.

Коммуникативные : умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Основное содержание темы, понятия и термины

Звук [ж], буква Жж . Слово как название предмета, действия, признака. Жанр литературного произведения. Жанровое своеобразие художественного произведения. Слог -жи -.

1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку. (слайд 2)

Произнесём девиз урока «С малой удачи начинается большой успех»

Чтобы достичь успеха на уроке мы должны быть…(ответы детей) (дисциплинированными, внимательными, слушать учителя).

II. Речевая разминка

- Как жужжит шмель? (ж-ж-ж-ж)

III. Постановка учебной задачи

Какой звук вы произнесли?

Сформулируйте тему нашего урока. (Звук [ж] и буква ж)(слайд 2)

Поставьте задачи урока(слайд 2)

    Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж

    Учиться отличать звук и букву от других звуков и букв

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Знакомство со звуком [ж] (учебник, с. 14)

Прочитайте модели слов (жук,жаба)

Найдите и произнесите новый звук из этих слов (ж) в паре.

Дайте характеристику этому звуку (согл., зв., тв.)(слайд 3)

А можем ли мы произнести его мягко? Какие гласные звуки смягчают согласные? (е,ё, ю,и, я).

Чтение слогов. (слайд 3)

Сделаем вывод: (слайд 3) Звук ж – всегда твёрдый.

2.Знакомство с буквой ж.

Найдём букву, которая обозначает этот звук на ленте букв.

На что похожа буква жэ? (слайд 4)

Стала снежинка

Буквою Ж.

Солнце её

Не растопит уже.

Давайте откроем пропись на с. и напечатаем эту букву.

А какие слова спрятались в схемах. (работа в парах и на доске)

Физкультминутка.(слайд 5)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь

    Составление и чтение слогов и слов с буквой Жж

(учебник, с. 14)

Посмотрите на слова в столбиках. Прочитайте первые слова в 1 столбике.

Что общего у всех этих слов? (1гл., 1слог, в ед. числе)

Прочитайте вторые слова в 1 столбике. Что общего у этих слов? (2гл., 2слога, во мн. числе)

Как изменятся слова жаворонки, журавли если будут обозначать один предмет?

4. Работа с текстом «Жук и жаба» (учебник, с. 14)

Про жука и жабу есть текст, который так и называется «Жук и жаба».

Прочитайте его (работа в паре).

Определите, что вы прочитали: сказку или рассказ? (сказку)

С каких слов часто начинается сказка? (Жили- были)

Найдите в тексте и назовите слова с новым звуком. Обведите в этих словах новую букву.

    Работа с предложениями «Кто где живёт?»

Прочитайте вопрос и продолжите ответ на него. Сосчитайте слова, в которых есть изучаемая буква.

6. Работа над скороговоркой.

Читаем. Проговариваем. Говорим быстро.

Физкультминутка под музыку .

    Правописание -жи- (учебник с.15)

Прочитаем слова. Какой звук слышим после звука ж? А пишем? Ваня держит табличку с орфограммой -жи – пиши всегда с –и-. (слайд 6)

8. Работа с текстом «Ёжик» (учебник с.15)

Прочитайте рассказ по цепочке. Найди и подчеркни в тексте изучаемую орфограмму.

Кто жил у Жени?

Чем кормил Женя ёжика? (яблоками, морковкой, молоком)

Кто сможет рассказать этот текст? (пересказ текста детьми)

9. Дидактическая игра «Доскажи словечко» (учебник с. 15)

Прочитайте начало фраз и закончите их.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Наш урок подошёл к завершению. Вернёмся к нашим задачам. (слайд 8)

Смогли ли мы их выполнить?

Буква Ж в честь нашего знакомства хочет устроить салют.

Если на уроке всё было понятно и легко – красные звёздочки

Если были небольшие затруднения – зелёные звёздочки

Если было очень трудно, не понятно – синие звёздочки

Выберите и прикрепите звёздочку.

Спасибо за урок!

Резервный материал

Ответы на вопросы теста.

Возьмите листы для ответов. Как оформляем ответы? (если да – ставим крестик, если нет - оставляем клеточку свободной).

ТЕСТ (слайд 7)

    Слово «жук» начинается с согласного звука. (х)

    Слово «аист» начинается с гласного звука. (х)

    Согласный звук [ж] всегда твердый звук. (х)

    Звук [ж] – бывает мягким звуком. ()

    В предложении «Женя с Жанной подружились» 4 слова. (х)

    Слова «жарко», «жёлтый» - противоположные по смыслу слова. ()

    Слово жаба – состоит из 2 слогов. (х)

    Жук, уж, ёж – стоят в единственном числе. (х)

    В предложении Жужелица жужжа ужалила ужа 7 букв ж. (х)

Тема: Звук [ ж] . Буквы Ж,ж.

Комарова Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ «Обманковская ООШ»

Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами.

Задачи:

    дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;

    способствовать развитию внимания, фонематического слуха;

    способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.

Оборудование: карточки: «согласные», «гласные»; предметные картинки – солнышки для рефлексии, карточка с буквами Ж, ж; портрет жука для домашнего задания, карточки со скороговорками.

Техника: компьютер, медиапроектор, экран, колонки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто «и-и-и-и…».

Какое у вас настроение?

2. Введение в тему урока (приложение 1)

Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.

Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (СЛАЙД №3)

- Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это
(Ёжик).

- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далек (жираф)

-Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит (журавль)

Как можно назвать всех одним словом?

Произнесите все слова. Чем все слова похожи? ([ ж] )

А это кто? (СЛАЙД№4)

3. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук?

Как бы вы назвали наш урок?

Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

4. Характеристика звука [ ж ].

Как узнать какой звук? (СЛАЙД №5)Составление плана.

РАБОТА В ПАРАХ:

Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)

Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?

Какой это звук? (согласный)

Что ещё нужно знать про звук? (слушаем в наушниках)

Как произносится звук? (звонко)

Послушаем, как произносится звук в словах. Игра «Поймай звук».

ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.

    Пиджак, рубашка, майка

    Шарф, жилет, шапка

    Шорты, бриджи, штаны

    Брюки, носки, джинсы

Где услышали звук, как он произносится? Как можно назвать одним словом?

== Расскажите, что узнали про звук [ж]?

Про звук мы узнали, можно познакомится и с буквой, с помощью которой он записывается. (СЛАЙД №6).

Почему же нет буквы? Я думаю, что жуку будет приятно послушать стишок, а мы немного отдохнём.

Ф/М На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

Вот и буква Ж. На что похожа буква? (СЛАЙД №6)

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)

У нас в комнате тоже есть буквы Ж. Найдите их (дети расходятся по классу, ищут буквы, заранее спрятанные учителем в разных местах; можно спрятать и буквы Х, К).

Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (СЛАЙД №7)

Жук нам показал только одну букву. Но у буквы Ж есть пара (показ карточки Ж, ж)

Когда слова начинаются с большой буквы Ж?

Проверим ваши знания. Поиграем в игру «Большая -маленькая».

ПРАВИЛА : если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.

-Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

6. Закрепление.

Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы и узнали. Хотите узнать? Об этом можно прочитать в скороговорке (СЛАЙД №8).

- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.

Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицыприносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.

(буклет садоводу-огороднику РИСУНОК № 1 )

7. Итог урока

Как назывался наш урок? Почему?

8. Рефлексия

Продолжите предложения (СЛАЙД №9)

Подарите жуку солнышко: если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось, подарите солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж].(РИСУНОК №2)

А если не совсем довольны своими ответами, солнышко того цвета, в названии которого нет звука [ж].

9. Домашнее задание

На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Становская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

(Обучение грамоте)

Разработала:
Леонова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

с. Становое, 2015 год

Тема урока: Звук ж . Буквы Ж, ж.

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Познавательные УУД :

принимать учебную задачу;

решать учебную задачу под руководством учителя;

группировать изученные буквы;

определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные УУД:

вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные УУД:

отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;

работать в паре;

Регулятивные УУД:

определять цель учебного задания;

контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

отвечать на итоговые вопросы.

Оборудование: учебник "Букварь " (авторы Л.Е.Журова и др.), рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.), домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.

Ход урока:

Мотивация

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.

Ученик:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим вам показать,

Как умеем отвечать.

Не судите строго,

Ведь учились мы немного.

Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого, с согласного мягкого звука.

2. Актуализация опорных знаний.

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

Наша речь состоит ….(из предложений).

Р-П-С-С-Б-З

Звуки мы…..(слышим и произносим)

Буквы……….(видим, пишем и читаем)

А сейчас проверим, верны ли наши утверждения.

Слайд 1(Буквы и звуки русской азбуки)

Звуки бывают … (гласные и согласные).

При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

Слайд 2(Буквы и звуки русской азбуки)

Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

Отгадайте загадку:

Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят.

С виду чёрные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

(буквы)

Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.

Назовите буквы.


Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей? (гласные )

Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.

(а, о, у, ы)

Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.

(и, е, я)

Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике? (е, я)

Почему их называют «хитрыми»? (обозначают два звука)

Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.


Назовите буквы.

Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей? (согласные )

Какие звуки обозначают эти буквы - звонкие или глухие?

Давайте проверим. (Положить ладонь на горлышко и чётко произнести звук. Если чувствуешь вибрацию-звонкий, если нет-глухой)

Молодцы! Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».

- Назовите буквы.

Какие это буквы - гласные или согласные? (согласные )

Почему они поселились в отдельном домике? (обозначают глухой звук)

Какие из этих букв обозначают только один звук? (ш - ш -твёрдый, ч- ч , -мягкий)

Ребята, посмотрите, на этой станции есть ещё один домик. Кто же в нём живёт?

- Как называется эта буква? (мягкий знак)

Для чего служит мягкий знак? (для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)

Чем мягкий знак отличается от других букв? (не обозначает звука)

Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.

3.Выявление места и причины затруднения

1.Выделение нового звука, его характеристика.

Послушайте загадку-шутку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении? (ж)

Какой он, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Игра «Твёрдый-мягкий». (Приложение к учебнику)

ВЫВОД: У звука [ж] нет мягкой пары - в этом его особенность (Показать на доске)

[Ж] согласный, звонкий, всегда твёрдый

О ком это стихотворение? (о жуке)

Давайте составим схему этого слова.

В каком месте слова находится звук [ж]?

-Давайте проверим. (Приложение к учебнику)

А теперь открою тайну природы: в мире существует очень много видов жуков. Среди них есть вредные жуки, есть полезные жуки.

Самый большой жук- Олень. Раньше этот жук встречался в дубовых лесах, а сейчас занесён этот жук в Красную книгу. Как вы думаете почему?

Потому что этот вид может исчезнуть, но я думаю этого не случится, ведь вы не будете ловить и обижать их верно?

Жук олень не только красавец, он ещё приносит пользу: личинки этого жука перерабатывают гнилую древесину, удобряют почву.

Поэтому берегите и охраняйте природу.

Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Как на письме мы обозначим звук (ж)? ( Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.)

- Ну а теперь давайте познакомимся с хозяйкой сегодняшнего урока.

Нас встречает сама (буква Ж) … ой, ребята, неужели мы ошиблись.

Ведь это не буква Ж. Кто мне скажет, что за буква?

Правильно - Это буква К, но не совсем. Потому что, стоит нам развернуть лист и вот, перед нами хозяйка домика буква Ж.

Это - Ж, А это — К,

Целый жук и полжука.

( А. Шибаев )

- А давайте напишем её портрет. (На что похожа буква Ж)

Дети читают стихи.

1 ученик:

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

Просмотр видео «Учим букву Ж» (до слов « на жука» остановить)

- Ребята у вас на столе лежат листочки с рисунком, переверните. Кто нарисован? (Жук) Давайте украсим спинку жука для этого выложим букву Ж. Напоминаю, что не должно быть пластилина не на полу, столе. Работаем аккуратно. Жук запомнит, какая буква у него на спинке? А вы запомнили?

4.Построение проекта выхода из затруднения

А теперь слушайте и запоминайте слова с буквой Ж. (Продолжение видео)

Физкультминутка

Пока мы отдыхали, наша буква ж подружилась с буквами, которые живут в красном домике. Давайте с вами прочитаем слоги:

Жа жо жу жи аж ож уж иж

(Дети читают слоги в учебнике на с.)

5.Реализация построенного проекта

Упражнение в выделении звука [ж]

Я сейчас предлагаю вам придумать рассказ вместе со мной, в котором встречается буква Ж.

У девочки по имени (Анжелика) есть собака по кличке (Жужик). Однажды они пошли в лес. Анжелика под дубом собирала (желуди). Жужик гонялся за летающим (жуком - божией коровкой). Вдруг Анжелика услышала лай. Это Жужик заметил большую колючую (ежиху) с маленькими (ежатами). Анжелика позвала Жужика, а ежиха и ежата убежали под елку.

В. Волина
- А теперь попробуйте без моей помощи составить рассказ.

(Приложение к учебнику)

А теперь давайте посмотрим мультфильм и проверим, правильно ли мы составляли.

( Приложение к учебнику. Просмотр мультфильма)

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Дифференцированная работа

1 группа (находит слова на картинке с буквой ж)

2 группа Замените в словах первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово:

лук - жук

зал - жал

баба - жаба

печь - жечь

мир - жир

мало - жало

Лора - Жора

идет - ждет

пакет - жакет

бетон - жетон

билет - жилет

пучок - жучок

ракетка - жакетка

Веня - Женя

(Проверка по эталону)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

8.Включение в систему знаний и повторение

- Я прочитаю вам сказку, а вы должны обвести слова, где есть буква Ж.

Жадная Жаба.

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Од-нажды важный Жук говорит Ужу:

Надо бы нам крышу покрасить.

Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской?

Желтой,— важно сказал Жук.

Но у нас нет желтой краски.

Ну, тогда оранжевой!

И оранжевой тоже нет.

Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оран-жевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

Не дам! — отвечает Жаба.— Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

Нет у меня никакого джема!

Ахты ж-жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вы-лезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. ( Г. Юдин)

- Прочитайте, какие слова вы обвели.

9.Рефлексия

Какой была тема урока? (Звук [ж], буква Ж) (СЛАЙД )

Какие цели вы ставили? (Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)

- «Жильцом» какого домика станет буква Ж?


Удалось ли достичь этих целей?

Шкала самооценки:

Возникали у вас затруднения?

Вы смогли их преодолеть?

Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой цветок.

Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок

Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.

На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем уроке.

Тема: Звук (Ж) и буква (Ж).

Интегрируемые образовательные области

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Форма деятельности

Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Познакомить со звуком «Ж» -согл. Познакомить с условным обозначением звуков «Ж» - синий квадрат (всегда твердый). Познакомить с печатной буквой «Ж». Формировать навык написания буквы, а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, набор цветков из бархатной бумаги, шерстяная нить, жук.

Ход занятия

  1. 1. Разминка для ума.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто как передвигается (игра проводится в кругу с мячом).

Собака (бежит) кенгуру (прыгает)

Заяц (скачет) лошадь (скачет, бежит)

Змея (ползет) птица (летит)

Корова (идет) рыба (плывет)

Жук (ползет, летит) и т.д.

  1. 2. Повторение пройденного.

Артикуляционная гимнастика.

-«Трубочка» - раз

-«Заборчик» - два

-«Желобок» - три

-«Маляр» - четыре

-«Катание шарика» - пять и опять…..

  1. 3. Новый материал.

Дети, посмотрите, кто к нам прилетел? (на столе появляется жук)

Жук жужжит

Звук я новый вам скажу

Вы догадались какой звук мы будем сейчас изучать? (Ж)

Давайте споем любимую песню жука: «ж-ж-ж-ж»

Воспитатель объясняет артикуляцию звука «Ж»:

(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Ж» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)

Губы в положении широкой трубочки,

зубы сближены,

широкий кончик языка за верхними зубами,

  1. 4. Закрепление нового материала.

Игра «Подскажи словечко»

Дети должны подсказать слово в конце стихотворения, найти изображение подсказки.

Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

А потому что он… (жираф).

Назвать картинку, которую нашли. (жираф)

Назвать первый звук в слове жираф. («Ж»)

Воспитатель уточнят, что звук «Ж» -звонкий, всегда твердый и обозначается на схемах только синим квадратом.

Игра «Слоговые домики»

Показать детям открытку с изображением буквы «Ж», прочитать стихотворение И.Блюмкина.

Буква Ж – совсем как жук:

Много ног и много рук.

  • Прочертить изображение буквы в воздухе, спросить, чем отличается звук от буквы. (звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем)
  • Написать букву «Ж» в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.
  • Прочитать слоги в слоговом домике

Уточнить, что слог ЖЕ читается так же, как ЖО.

Физкультминутка – игра «Жук»

Дети выполняют движение по тексту стихотворения.

На лужайке, на ромашке,

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Игра «Предмет, слово, схема»

  • Написать название предмета в большом шарике. (Лыжи)
  • Соединить большой шарик со схемой слова, которая ему подходит. (Лыжи – схема из четырех знаков: синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат.)

Игра «Говорящий жук»

Воспитатель называет слово, а ребенок у кого окажется жук изменяет его так, чтобы был хорошо слышен звук «Ж».

Воспитатель Дети

Снег снежок

Друг дружок

Сапог сапожок

Круг кружок

Утюг утюжок

Пирог пирожок

  1. 5. Заключительная часть.

Развитие мелкой моторики. Ниткография «Цветок»

Детям раздаются: контуры цветов-ромашек, колокольчиков, вырезанных из бархатной бумаги; - кусочки ворсистой нитки. Педагог предлагает украсить цветы ниточками, чтобы порадовать жука. Из получившихся цветов можно сделать панно «Полянка».

Воспитатель от имени жука восторгается цветами.

Тема: Звук [ж], буква Ж,ж.

Цели: - Формировать умение выделять звук [ж] в речи, умение слышать и слушать

Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой «ж»

Воспитывать культуру поведения при работе в парах

Задача: Познакомить с буквой «ж», со звуком [ж], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке

Планируемый результат:

Предметные умения:

  1. Формировать умения соотносить согласный звук и букву
  2. Формировать умения различать глухость и звонкость согласного

УУД:

Личностные : формирование индивидуального стиля деятельности;

Регулятивные :

  1. освоение согласного звука и фонетического анализа звука;
  2. формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом учебника

Познавательные:

  1. формируем умение извлекать информацию из схем
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные:

  1. формирование умений слушать и слышать;
  2. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  3. формируем умение работать в паре.

Этапы урока:

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

Умницы!

Молодцы!

Желаю вам отлично поработать!

II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

1. постановка проблемы

На слайде неоформленная схема-человечек (звуковик) СЛАЙД

Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? (Урок «открытия» новых знаний, ничего о нём не знаем)

Что же мы сегодня будем «открывать»? (Новый звук и новую букву)

Что необычного заметили у звуковика? (восклицательный знак, обратить внимание на слайд )

Ребята, этим знаком звуковик хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других, изученных вами звуков. Хотите узнать, почему он особенный. Это нам предстоит сегодня узнать.

2. проведение звуковой разминки

Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки. (Слайд)

Кто это?

Произнесите, как жужжит шмель?

Кто видел шмеля? Расскажите, что вы знаете об этом насекомом. Шмели - близкие родственники пчел. Отличаются от них, прежде всего величиной и густыми длинными волосками, покрывающими тело.

Ещё раз произнесите звук [ж].

3. формулирование темы

Сформулируем тему нашего урока. (Должны познакомиться со звуком [ж])

Звук [ж] какой? (согласный). Почему? (когда произносим звук воздух встречает преграду )

Что мы должны узнать об этом звуке?

(кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока),

Обобщим должны уметь характеризовать звук, какой буквой обозначается, уметь читать слова с этой буквой)

III. Выдвижение версий

Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

Тогда давайте решать эту проблему.

Чтобы ответить на эти вопросы, что должны выполнить? (звуковой анализ слова)

V. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

Для этого нужно отгадать ребусы. Посмотрите на экран. (Ужи, жаба) (СЛАЙД )

(учащиеся выполняют индивидуально, используя пеналы-схемы)

Произнесём ж-ж-ж-жаба. Выложим звуковую схему слова жаба.

Проверка по эталону. (На доске ответы, учащиеся проверяют) Аналогичная работа со словом ужи

Вспомните первый шаг. (Звонкий или глухой?)

Произнесём звук. Сделайте вывод. (На звуковике появляется жёлтая шляпа) СЛАЙД

Решили мы с вами первую задачу?

(Убираю один кружок)

Какой второй шаг? (твёрдый – мягкий)

Посмотрите на звуковой анализ слов. Какой вывод можно сделать?

Может быть, в других словах этот звук произносится мягко?

Придумайте слова со звуком [ж]. Какой он?

Сделаем вывод звук [ж] твёрдый.

Закрашивает один башмачок у звуковика синим цветом. СЛАЙД

Ответили на второй вопрос? (Убираю второй кружок)

Физкультминутка

Жили-были три пингвина руки на поясе, наклоны туловища

Вправо-влево

Хорошо и дружно жили ладошка поглаживает ладошку;

Пик, Пак, Пок хлопать в ладоши;

Чтобы жить все время дружно руки на поясе, наклоны туловища

Вправо-влево.

Уступать друг другу нужно ладошка поглаживает ладошку

5. знакомство с буквой

Какой следующий шаг?

Какой буквой обозначим звук [ж]? (На звуковика прикрепляется буква Ж) СЛАЙД

Выложим из пуговиц букву Ж.

Проверьте по образцу.

Работа в тетради

Напечатаем 5 раз.

Что напоминает вам эта буква? (Это –Ж, А-это-К Целый жук И полжука.)

Работа с кассой букв

Выложим под звуковым анализом слово жаба. Проверяем по эталону. Затем слово УЖИ . Проверяем по эталону. Посмотрите на доску. Я вижу, вы допустили ошибки. Обратимся к звуковику. СЛАЙД У него один башмачок синего цвета. В русском языке не принято твёрдость согласного обозначать два раза, поэтому буква Ж никогда не дружит с буквой Ы. (слайд) В слове ужи на конце пишется буква И. ЖИ всегда пиши с буквой И. Проговаривают хором.