Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Конспект урока письма заглавной буквы й. V Открытие нового знания. Работа над предложением

Черноус Татьяна Михайловна

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

лицей №5 г. Воронеж

Урок обучения грамоте 1 класс УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» по программе Н. В. Нечаевой «Обучение грамоте»

Тема урока : Написание буквы Й (и – краткое) заглавная.

Цель: познакомить учащихся с написанием буквы Й (и – краткое) заглавной; формировать навыки написания буквы.

УУД: формировать интерес к предметно – исследовательской деятельности предложенной в учебных пособиях.

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

Ход урока.

    Организационный момент

Подошла к концу перемена,

Урок ей приходит на смену.

Мы продолжаем учиться писать

И новые знания открывать.

    Актуализация знаний

Скажите, пожалуйста, какой у нас урок? (Урок обучения письменной грамоте. Урок русского языка.)

А что мы делаем на этом уроке? (Учимся писать элементы букв, буквы и слова. А так же мы умеем составлять предложения.)

Зачем нам уметь писать? (Мы должны быть грамотными людьми. Что быть умными.)

А почему мы учимся писать письменными буквами? (Письменными буквами быстрее писать и они красивые.) (Письменные буквы писать проще, чем печатные.)

Откройте тетради. Мы уже умеем писать буквы? (Да мы уже много букв писали.)

Сейчас проверим как вы научились писать буквы. (Проводится выборочный диктант по картинкам. Учитель показывает картинки, а ученики выполняют определенные задания.)

Я буду показывать картинки, а вы запишите первую букву слова. Пишем строчные буквы.

МАЙКА ЛЕЙКА

РЕЙКА УЛИТКА

Давайте проверим правильно ли вы определили буквы? (м,л,р,у)

Посмотрите еще раз на картинки, какое задание вы можете предложить выполнить. (учащиеся предлагают свои варианта заданий и выбирают более интересные)

* Выбрать лишний предмет.

Давайте поиграем в игру «Четвертый «лишний».

Какое слово здесь «лишнее» и почему? (Лишнее слово УЛИТКА.)

(Это слово лишнее по трем основаниям и дети доказывают это.

    Это слово «лишнее» т.к. у него три слога. 2. Это слово «лишнее» т.к. оно начинается с гласного звука. 3. У него нет звука Й или буквы й – краткой.)

3. Работа по теме урока.

А мы умеем писать букву «й» - краткое прописную строчную. (Да мы умеем ее писать)

Пропишите букву в тетради столько раз сколько вам лет?

Физминутка

- Встали все. Сейчас мы с вами поиграем. Хлопаем в ладоши тогда, когда я назову слово с о звуком[ Й], буква и краткая. Мышь, воробей, ворона, легкий, ласточка, стриж, лейка, майка, ворота, стул, скамейка, стена, мама, йод. - Первыми сели девочки, а потом мальчики. (Соревнование, кто тише сядет.) - А какое слово было последним в физминутке? (слово «йод») - С какого звука начинается это слово? (Со звука [ Й]) - А какой буквой обозначается этот звук? (Буквой и – краткой) - Если предложение будет начинаться с буквы Й, то как мы пишем начало предложения? (Начало предложения пишется с заглавной буквы.) - Мы умеем писать Й заглавную? (Нет. Но она похожа на буква И. Состоит из таких же элементов.)

В чем ее отличие от буквы И? (У нее есть шапочка)

Откроем прописи на стр. 25 на верхней строке пропишем чередуя буквы И и Й.

Образец прописывается на доске. Выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее.

А какое задание еще есть в прописи? (Стихотворение)

Чтение стихотворения учителем.

Йод хороший, йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»

Про что это стихотворение? (Про йод)

Давайте обведем красиво все буквы в стихотворении. (Дети обводят буквы по пунктирам)

Попробуйте повторить стихотворение. А почему автор называет йод хорошим? (Йодом, когда поранишься, обрабатывают ранки и он в этом случае полезный.)

Давайте подберем к слову хороший противоположное по смыслу слово.

Хороший - плохой

Что кричит герой в этом стихотворении? (Ой – ой – ой!)

- Какой знак стоит в конце и почему? (Так как он кричит громко, поэтому стоит восклицательный знак.)

Давайте запишем эти слова в прописи на пустой строчке. С какой буквы будем писать? (С заглавной)

4. Закрепление материала

Рассмотрите внимательно задание № 3 в прописи. Придумайте задание для этого упражнения.

* Подчеркнуть букву й в словах.

* Разделить на слоги.

* Назвать слова в которых 1 или 2 слога.

5. Итог урока

Кто сегодня доволен своей работой?

А какие трудности вы сегодня преодолевали?

С чем мы сегодня познакомились на уроке?

Литература

Тетрадь по письму 1 класс авторы Н.В.Нечаева, Н.К. Булычева

Издательский дом «Федоров» 2011

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

« ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта урока

письма

на тему « Письмо заглавной и строчной буквы Й , й »

студента группы 15-09

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Новоселовой Анастасии Евгеньевны

_____________________

Дата проведения

15.11.2017

Время проведения

9:55-10:40

Оценка за проведение

Учитель

(оценка, подпись)

_____________________

Методист (оценка, подпись)

_____________________

Тюмень, 2017 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Письмо заглавной и строчной буквы Й й» Дата: 15.11.2017

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: научить писать строчную и заглавную буквы Й,й

Задачи урока:

Общеобразовательные: формирование навыка написания заглавной и строчной букв Й, й, отрабатывать умение писать слоги, слова, предложения с новой буквой;

Развивающие: развивать речь, внимание, логическое мышление, каллиграфические умения;

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формировать УУД:

Личностные: осознание себя как ученика , становление положительного отношения к урокам письма;

Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место, принимать и следовать учебной задаче, находить ошибки и способы их устранения;

Коммуникативные: умение осознано и правильно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свою точку зрения;

Познавательные: умение наблюдать , сравнивать, устанавливать аналогии.

Оборудование: презентация Smart , магнитная доска, распечатки букв для составления слов, прописи к учебнику «Букварь» М.М.Безруких, М.И.Кузнецова.

Ход урока

Этап урока

(задача каждого этапа)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предполагаемый результат

Организационный этап

задача: организовать учащихся к учебной деятельности.

Подошла к концу перемена.

Урок к ней приходит на смену.

Встаньте ровно. Проверьте свою готовность к уроку.

Тихонько присаживаемся. Садимся ровно, спина должна касаться спинки стула.

Приветствие учителя. Организация своего рабочего места.

Обучающиеся проверили готовность к уроку (наличие прописи, синей ручки, цветных ручек, простого карандаша) и готовы начать работу.

Мотивационный этап

задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности на уроке

Скажите какой у нас урок?

Чем мы занимаемся на уроках письма?

Как вы думаете, зачем нам нужно уметь писать?

Сегодня на уроке мы продолжаем учиться писать. На уроке очень старайтесь, пишите аккуратно, внимательно, не торопясь. И самое главное не отвлекайтесь и слушайте учителя и тогда у нас все получится.

Урок письма.

Учимся писать.

ответы обучающихся

Обучающиеся мотивированы к учебно-познавательной деятельности.

Актуализация знаний

задача: актуализировать знания о новой букве, ее значении. Называть и характеризовать новые звуки.

Давайте вспомним с каким звуком мы познакомились сегодня уроке чтения?

Этот звук очень необычный, мы узнали о нем много нового и интересного. Давайте вспомним и охарактеризуем этот звук.

Что необычного и очень важного таит все звук [й]? Почему мы не называем пару звука [й]?

На уроке чтения мы говорили, что звук [й] на письме обозначается сразу несколькими буквами.

На доске дан ряд букв: Аа, Ее, Ёё, Ии, Ээ, Лл, Яя, Юю, Й й. Все буквы даны в письменном варианте, буквы Й й в печатном.

Подчеркните только те буквы, которые обозначать на письме звук [й].

Назовем все вместе эти буквы.

Со звуком [й].

На выбор учителя один из учеников характеризует звук [й]- согласный, мягкий, звонкий.

У звука [й] нет пары. Он всегда мягкий и звонкий.

На выбор учителя один из учеников выходит к доске и подчеркивает букву, которые на письме обозначают звук [й].

- «е», «ё», «ю», «я», «и-краткое»

Актуализированы знания о звуке [й], его характеристике и о буквах, обозначающих звук на письме.

Постановка проблемной ситуации. Формулирование темы цели урока.

задача: создать условия для формулирования обучающимися и цели урока.

Посмотрите еще раз на ряд букв. Что необычного вы заметили?

Верно. Я не случайно выделила эту букву. Как вы думаете, почему?

Действительно, мы еще не учились писать букву «и-краткое», поэтому и не знаем, как ее написать.

Верно. Тема нашего урока «Заглавная и строчная буква Й й».

Все буквы написаны письменными буквами, кроме буквы «и-краткое».

Мы еще не умеем ее писать.

Мы будем учиться писать букву «и-краткое» письменную.

Обучающиеся с помощью учителя и через проблемную ситуацию сформулировали тему и цель урока.

Открытие новых знаний

задача: формировать навыки графического действия написания буквы «Й».

Откройте свои прописи на странице 20. Посмотрите на образец буквы «и-краткое».

Из скольких элементов состоит буква?

Верно, буква «и-краткое» состоит из трех элементов: прямая с двумя поворотами, прямая с поворотом направо, дуга

Возьмите свои ручки вниз колпачками. И обведите по образцу несколько раз сначала элементы букв, затем саму букву и пронаблюдайте, как движется ваша рука.

Надеюсь, вы были очень наблюдательны и теперь сможете рассказать мне как должна двигаться наша рука при написании буквы.

Молодец, ты, верно, отметил писать букву «И-краткое» необходимо сверху вниз..

Снова возьмите свои ручки. Теперь мы с вами попробуем написать букву самостоятельно без образца в воздухе. Покажите свою готовность, правильно взятую ручку в руку.

Учитель становится спиной к классу, дает образец написания буквы, комментируя свои действия:

Алгоритм:

    Поставим точку

    От точки ведем руки вниз

    Пишем первый элемент буквы- прямая с двумя поворотами

    Пишем второй элемент сверху вниз- прямая с поворотом направо

    Добавляем дугу сверху

Молодцы, самостоятельно напишите в воздухе еще две буквы.

Молодцы ребята мы хорошо потрудились.

Открывают прописи на странице 20, рассматривают образец буквы.

Буква состоит из трех элементов.

Обводят образец буквы, опираясь на стрелочки.

Один из учеников, на выбор учителя дает ответ: рука движется сверху вниз, неотрывно.

Берут ручку в руки, готовятся прописывать букву в воздухе.

Прописывают новую букву под диктовку учителя в воздухе.

Самостоятельно прописывают букву в воздухе.

Сформирован навык графического действия написания буквы «Й»

Физ. минутка для рук.

задача: подготовить руку к письму

Наши руки начали уставать, а случилось это потому что им необходима зарядка.

Как работает мотор машины?

Поднимемся по ступенькам и спустимся обратно

Ох как забилось сердце, как работает наше сердце?

Все пальчики устали и ушли спать

Вдруг проснулись, потянулись.

вращение кулачков

большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку

сжимание и разжимание кулачков

наклоны кулачков

из кулачков «выбрасываются» пальцы и возвращаются в исходное положение .

Обучающиеся размяли пальцы рук и готовы приступить к письму.

Открытие новых знаний

задача: формировать навыки графического действия написания буквы «Й й».

Теперь наши руки готовы к письму. Возьмите в руки ручку. Проверьте правильность посадки. Выпрямите спинку. Правильно расположите тетрадь (под наклоном), второй рукой мы поддерживаем пропись. Самостоятельно пропишите первую строчку прописи. Вам необходимо дописать элементы букв.

Учитель проходит по классу проверяет правильность посадки, контролирует выполнение задание учениками.

Покажите готовность работать дальше.

Задание н второй строчке будет сложнее. Нам нужно будет самостоятельно прописать всю букву. Учитель дает образец написание буквы на доске, точно так же, как по воздуху. Ученики прописывают букву вместе с учителем.

Самостоятельно пропишите буквы до конца строчки.

Покажите готовность.

Мы уже научились писать заглавную букву «и-краткое», на какую уже знакомую нам букву она похожа?

Давайте ответим на вопрос прописи: чем похожи и чем отличаются буквы?

Для этого все вместе прочитаем с доски стишок

Чтобы й не путать с и , сверху галочку пиши.

Так чем же отличаются буквы?

Верно.

Вернемся к нашей прописи. Следующее задание. Прочитайте предложение.

О чем говорится в этом предложении?

Верно ребята - это просьба, кто-то просит Рема не рыть яму. Перепишите это предложение, не будьте, поставить восклицательный знак.

Проверяют правильность посадки при письме. Самостоятельно прописывают первую строчку прописи.

Работа со второй строчкой прописи. Сначала с образцом и помощью учителя затем самостоятельно.

На букву «И»

У буквы й есть сверху галочка, а у буквы и нету.

Один из учеников читает. (Рем, не рой яму!)

В предложении обращаются к Рему, с просьбой не рыть яму.

Сформирован навык графического действия написания буквы «Й »

Физминутка

задача: предотвратить утомляемость обучающихся на уроке

Видео физминутка

Повторяют движения по видеоролику.

Переключено внимание учащихся, что помогло им отдохнуть и настроиться на дальнейшую работу

Первичное закрепление

задача: закрепление графического действия написания новой буквы, совершенствование навыков написания буквы в словах, в предложении, отработка навыков написания соединения букв

Все задания на странице 20 нами выполнены и можем смело переходить на страницу 21.

Рассмотрите образец строчной буквы й . Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите о направлении движения руки при написании буквы й .

Молодцы ребята. Самостоятельно пропишите элементы буквы на 1 строке прописи. Покажите готовность при завершении работы.

Переходим ко второй строке прописи. Что нам необходимо сделать?

Возьмите ручку, проверьте правильность своей посадки и вместе со мной пропишем строчную букву й. Образец написания буквы.

Вы сегодня очень хорошо работаете, поэтому я хочу упростить для вас задание. Букву й строчную мы будем прописывать не всю строчку, а только определённое количество раз. А сколь раз мы определим с вами с помощью игры. Отложите свои ручки и настройтесь на внимательное слушание. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и каждый раз, когда услышите звук [й] загибайте один палец на руке.

Йод – хороший, йод – не злой.
Зря кричишь ты «Ой-ой-ой!»,
Чуть завидев склянку.
Йод слегка, конечно, жжёт,
Но быстрее заживёт
Йодом смазанная ранка.

Сколько раз встретился звук [й] в данном стихотворении?

Напишите 9 раз строчную букву «й».

Прочитайте слова.
Что общего у этих слов?
Чем отличаются друг от друга?


Попробуем составить свои слова, поменяв одну букву. Буквы даны на доске.

Молодцы. Перепишите слова по образцу.

Мы с вами научились писать букву «Й й » заглавную и строчную. Давайте теперь научимся соединять ее с другими, чтобы ей не было одиноко.

Соединяем нашу букву с буквами о и а.

Возьмите свои ручки. Проверьте правильно ли вы сидите и вместе со мной начинаем прописывать. Пример учителя на доске.

Самостоятельно пропишите до конца строчки.

Покажите готовность. Молодцы, теперь буква «й» не будет скучать одна на строчке, мы с вами научились соединять ее с другими буквами.

Прочитайте предложение, которое дано ниже. Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?

Перепишите предложение. Правильно соединяйте буквы друг с дружкой.

Что нам необходимо сделать в последнем задании?

Почему слово Лайма написано с заглавной буквы?

Напишите слова письменными буквами.

Строчная буква меньше, чем заглавная, первый элемент строчной буквы имеет только один поворот, а заглавная два.

Буква пишется сверху вниз, неотрывно, в конце добавляем шапку сверху, чтобы не получилась буква и.

Самостоятельная работа на первой строке прописи.

Прописать строчную букву й

Внимательно слушают стихотворение, считают, сколько раз встретился звук

Звук встретился 9 раз.

Самостоятельно прописывают букву в прописи

Один из учеников читает слова.

Все слова состоят из трех букв. Во всех словах есть звук [й]

Слова май-лай отличаются первой буквой, слова рой-мой первой буквой. Слова май-мой второй буквой.

Один из учеников на выбор учителя выходит к доске и составляет слово.

Прописывают сочетание букв: ой; ай вместе с учителем далее самостоятельно.

Один из учеников читает предложение

Потому что это просьба

Самостоятельно переписывают предложение

Перевести печатный текст в письменный.

Обучающиеся могут самостоятельно без помощи учителя прописывают новую букву, слова с новой буквой, предложения.

Итог урока

задача: проверить освоение обучающимися нового материла

Ну, вот и все задания в прописи закончились, а значит и заканчивается наш урок.

Давайте подведем итоги нашего урока. Чему мы научились на сегодняшнем уроке? На какую букву похожа буква «Й». Как не перепутать эти буквы? Как нужно писать букву «Й й»?

Мы учились писать букву «Й й» заглавную и строчную

Буква «Й» похожа на букву «И»

У буквы «Й» есть шапочка у буквы «И» нету.

Восстановлен алгоритм графического действия, установленный на уроке. Установлен уровень освоения обучающимися новых знаний.

Рефлексия

задача: оценка учащимися своей деятельности на уроке

Вы все очень хорошо старались и хорошо поработали на уроке. Поднимите красный карандаш те, кто считает, что сегодня он справился со всеми заданиями и всеми трудностями, а зеленый те, кому еще необходима помощь.

Оценка учащимися своей деятельности

Обучающиеся провели оценку деятельности на уроке. Просигнализировали учителю.

Урок обучения грамоте

Тема: Строчная и заглавная буква Й й

Цель: научить письму строчной и заглавной буквы Й й

Задачи: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно- двигательный образ буквы «Й»; отработать начертание букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма, умение различать гласный звук И от согласного Й; способствовать формированию информационной культуры учащихся;

развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Результаты деятельности:

Метапредметные

Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
-слушать и понимать речь других;
-участвовать в паре;
-умение объяснить свой выбор;

Познавательные УУД:

Ориентироваться в прописи;

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
-сравнивать предметы, объекты;
-группировать предметы. Объекты на основе существенных признаков;

Определять тему;
-освоение элементов письменных букв;
-усвоение правил строений слова и предложения, графических форм букв.

Регулятивные УУД:
-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
-определять план выполнения заданий под руководством учителя;
-умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников

Личностные УУД:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: лента букв, карточка с буквой й,

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин)

Цель:

1)включение учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию (стихотворение);

2) мотивировать школьников учиться писать буквы, слоги, слова, предложения.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня.

    А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что еще не знаешь, саму постараться «открыть» новый способ.)

    С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6 мин)

Цель:

1) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

6) учить школьников писать буквы строчные и заглавные;

7) соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма.

Организация учебного процесса на этапе 2

1) Беседа о правилах посадки при письме, важности соблюдения правильной осанки для сохранения здоровья, положении тетради, положении пальцев на ручке и др.

2) Актуализация мыслительных операций

На какие группы делятся звуки?

Как отличить гласные от согласных?

Какую букву мы научились писать на прошлом уроке? (ь)

Какие буквы вы еще умеете писать? (а,о,у,ы,э,я,ё,и,е,н,м,л и т.д.)

3) – Отгадайте загадку

– С какой же буквой мы продолжим знакомство?

Сформулируйте тему урока.

Какие цели поставим?
– Какой это звук гласный или согласный?
– Почему? Докажите.
4) Игра “Поймай Й”

– Хлопните в ладоши 1 раз если услышите (й)

(Лиса, лайка, игрок, лицо, соловей, змей, машина, имя, чай.)

5) Работа в прописи:

    Откройте прописи.

    Сегодня на урок письма нам будут помогать Ой и Ай. Они зашифровали слово.

    Какое это слово? (зайка, майка)

Работа в паре:

Закончите схему и выполните взаимопроверку.

Графический анализ формы (самостоятельно)

Посмотрите на печатную букву.

На что похожа эта буква?

Пропишите печатную букву.

6) Пробное учебное действие.

    Что вы повторили?

    А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, чего мы не знаем, и самим найти новое знание.)

    Готовы попробовать свои силы? (Да.)

    Что вам нужно сделать? (Прописать строчную букву)

    Попробуйте выполнить это задание.

    Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого не получилось?

    Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли правильно прописать)

    У кого получилось?

Физкультминутка

3.Выявление места и причины затруднения (4-5 мин)

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с правилами написанием буквы и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

    Какое задание выполняли? (Писали букву й)

    Где возникло затруднение? (В верхнем элементе буквы)

    Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как писать)

4. Построение проекта выхода из затруднения (7-8мин)

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

Организация учебного процесса на этапе 4:

    Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать, как пишется буква й, уметь писать слоги, слова и предложения с этой буквой)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;

3) организовать обоснование правильности решения последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер нового знания.

    Просят Ой и Ай внимательно посмотреть на образец написания буквы и красиво прописать сначала элементы, а затем букву й:

(Буква й состоит из двух элементов. Начинаем писать на верхней линии рабочей строки, идем вниз, закругляем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, спускаем вниз, закругляем вверх вправо. Второй элемент – плавная галочка. Начинаем писать чуть выше верхней линии рабочей строки, над буквой, посередине.)

    Запишите самостоятельно.

    Сейчас вы будете «открывать» правила написания слов и предложений с буквой й.

    Я предлагаю поработать в парах:

    Вам нужно попробовать объяснить какие соединения имеют эти слоги.

    Придумайте слова с этими слогами. (Ребята совещаются между собой)

    Как проверить «открытие»? (Нужно посмотреть в эталоны.)

Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)

    Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.)

    Что теперь вы можете делать? (Писать слова.)

Физкультминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)

Цель:

организовать усвоение детьми письма с комментированием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

    Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)

    Обведите слова на стр. 32.

    Кто ошибся?

    В чем ваша ошибка?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 4-5 мин)

Цель:

1) проверить на основе сопоставления с образцом свое умение;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Организация учебного процесса на этапе 7:

    Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)

    Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.

    Напишите письменно предложения на следующей строчке.

    Какое задание будете выполнять? (Составить слова и записать письменными буквами.)

    У кого нет ошибок? Поставьте себе «+».

    У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?

    Не расстраивайтесь, вы еще будете тренироваться, и у вас все получится.

8. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин)

Цель:

расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Организация учебного процесса на этапе 8:

    Ой и Ай очень довольны.

    Найдите в тетради еще одно задание.

    Какое задание нужно выполнить? (Надо дописать предложение на с.33)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Организация учебного процесса на этапе 9:

    Вспомните, какой была тема урока? («Буква й».)

    Какую цель ставили перед собой на уроке? (Научиться писать)

    Кто помнит, как это можно сделать?

    Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)

    Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)

зеленый кружок , если легко справлялись с заданиями, не встретили затруднений;

желтый кружок , если затруднения и смогли их преодолеть;

красный кружок , если было трудно, не успевали за классом, встретили затруднения, но не смогли с ними справиться;

    Какие трудности остались на конец урока?

    Мне и нашим помощникам понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество!

10. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Как узнать, сколько слогов в слове?

Может ли быть в слове слог из одной буквы й? Почему?

Вот уроку и конец,
А кто работал – молодец.

УМК «Перспективная начальная школа»

Цели урока:

Сформировать в памяти первоклассников четкий зрительно-двигательный образ строчной буквы «й», научить писать ее по ал-горитму и соединять с буквами верхнего соединения;

Развивать у учащихся фонематический слух, формировать уме-ние звукового анализа слов и перекодирования их в графическую форму.

Формирование универсальных учебных действий:

Учить планировать свои действия,

Уметь анализировать слова с выделением существенных признаков,

Использовать знаково-символические средства,

Учить общаться друг с другом при работе в парах.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы учащихся, тетрадь по письму №2, мягкая игрушка заяц, карточки для оценки записи предложения, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Все буквы мы знали до школы отлично!

Но в школе

Мы с ними знакомимся лично!

Нам букву покажут, а мы представляем,

Что мы эту букву ни капли не знаем.

Где живут буквы, с которыми мы уже познакомились? (В городе Букваринск)

2. Актуализация знаний.

Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим и произносим, а букву пишем и видим)

С какими звуками познакомились? (Гласными и согласными).

Игра «Где живут буквы?». (Поселить согласные и гласные в свои домики).

Посмотрите на доску: назовите эти буквы. (а о у н л э р й м ы).

Какие это буквы? (Гласные и согласные)

Значит, их можно распределить в две группы. Саша возьмет себе гласные и поселит в домик №1, а Наташа - согласные и поселит в домик №2. (Перетаскивают буквы в домик №1 и домик №2.)

Правильно ли ребята выполнили задание? Как вы считаете? По какому признаку вы отбирали буквы?

Отгадайте загадку, кто к нам пришел на урок:

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
(Зайка)

Появляется игрушка - зайка. Выходит девочка и берет зайку в руки.

3. Формулирование учащимися темы урока.
- Сейчас Олеся нам расскажет стихотворение, а вы скажете, какой звук слышится чаще всего.

Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мной.

Отвечает зайка:

Не могу, больной!

Ой-ой-ой, бедный! (Е. Благинина).

Звук [й’].

Этот звук часто прячется в буквах я, ё, ю, е. А какой буквой он обозначается на письме?

Сейчас мы расскажем, что мы узнали про букву й на уроке чтения. (Один ученик рассказывает.)

Согласны вы с Дашей?

Кто прочитает, что здесь написано? За йка

Всё ли вам здесь нравится? Какая буква написана в середине? Правильно ли она написана? А нам надо написать? (Письменную, строчную.)

Умеем ли мы писать письменную букву? (Нет)

Значит, чему мы будем учиться на уроке? Какую главную цель поставим? (Научиться писать строчную букву й, которая нужна для обозначения согласного звука [й’]).

Давайте составим план урока. Как мы будем добиваться нашей цели? Откройте тетрадь по письму на стр.11, рассмотрите задания, которые нам предстоит выполнить. А теперь посмотрите на доску, здесь у меня слова-опоры. Давайте расставим их по порядку.

С чего начнем работать? (С узора.)

Какую работу выполним в конце? (Спишем предложение.)

4. Упражнение в нахождении буквы й в рукописном тексте. Работа в парах.

Прежде, чем учиться писать букву й, давайте поучимся ее находить в рукописном тексте.

Возьмите карточки с текстом. Найдите букву й в тексте и обведите ее, 1 вариант обводит красным фломастером, а 2 вариант - синим.

Й - у лайки есть, у сойки,

У малышки-землеройки.

На хвостах несут с собой

Воробей и козодой.

Теперь поменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа. Если найдете букву, которую пропустил ваш товарищ, то обведите ее.

Поменяйтесь снова карточками. Встаньте те ребята, которые не пропустил ни одной буквы й . Кто ошибся, был невнимателен?

Назовите выделенный звук. (Это звук [й’]).

Произнесите звук [й’]. Что происходит при его произношении? (При произношении звука [й’] воздух встречает преграду, слышится голос и шум, произносится мягко).

Охарактеризуйте звук [й’]. (Звук [й’] согласный, звонкий, мягкий).

5. Физминутка. Игра «Запомни, кто, где стоял»

Девочки встают в ряд. Мальчики запоминают, кто, где стоит, и закрывают глаза. Две девочки меняются местами. Мальчики должны сказать, какие девочки поменялись местами. Игру можно повторить с мальчиками.

6. Рисование узора-бордюра. «Листья»

Что у нас первым стоит по плану? На что похож узор?

Что происходит с деревьями осенью? Как называется такое природное явление?

Что вам напоминают длинные прямые линии?

Давайте вспомним правила письма.

Зарядка для пальчиков:

Мама, мама!

Что, что?

Гости едут!

Ну и что?

Здрасьте, здрасьте!

Чмок, чмок, чмок!

Здрасьте, здрасьте!

Чмок, чмок, чмок!

Нарисуйте узор.

Первый пункт нашего плана выполнен.

7. Формирование зрительного образа буквы в памяти учащихся.

Сравнение малой и большой печатной, строчной и заглавной письмен-
ной букв Й.

Графический анализ, сравнение с другими буквами:

Рассмотрите строчную букву й .

Из каких элементов она состоит? (Маленькая буква й состоит из 3-х элементов: двух наклонных палочек с закруглением внизу и короткой выгнутой линии вверху).

Выберите нужные элементы и закрасьте кружочки рядом с ними красным цветом.

На какие буквы она похожа?

Как получить эту букву из и ? ш ? ц? щ?

Исполнение песни про буквы и и й , которую выучили на уроке чтения.

Объяснение написания буквы й :

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линейки делаем закругление вправо, ведем плавную линию до верхней линейки, пишем вниз прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо. Над буквой пишем короткую выгнутую линию.

Письмо под счет в воздухе, обратной стороной ручки на ладони, в тетради.

Какую задачу мы сейчас выполнили? Что еще нам предстоит сделать?

8. Письмо слогов и слов.

Давайте вспомним, что кричал больной зайка в стихотворении, которое прочитала нам Олеся, когда не хотел играть. (ой-ой) А что еще можно кричать, когда нам больно? (ай)

Чтение слогов, сравнение их написания.

Показ учителем и письмо слогов и слов детьми в тетради.

9. Выполнение логического задания. Задания «Вопросительного знака».

Какой общий элемент есть во всех этих буквах? Напишите его в кружочке.

В каких буквах есть первый элемент?

Где мы видим второй элемент?

Почему некоторые буквы подчеркнуты?

10. Фонетический анализ слов. Характеристика звуков.

Составление слов лай и май из печатных букв. (2 ученика у доски)

Сколько слогов в слове «лай»?

Как ты определил, что один слог? (По количеству гласных звуков)

Какой последний звук в слове «лай»? ([й’])

Дай характеристику звуку [й’].

Проверяем Машу. Сколько слогов в слове «май»?

Как ты узнала?

Какой последний звук в слове «май»? ([й’]).

Что общего в этих словах?

Чем отличаются?

Запись слов в тетради.

11. Физкультминутка.

Если услышите гласный звук, потопайте, если согласный, хлопайте в ладоши.

12. Работа над предложением.

Перед вами слова. А что с ними можно сделать? (Составить предложение). Вот и составьте в парах предложение. Как составите, встаньте и поднимите руки.

Что вам помогло составить предложение? (То, что слово У написано с заглавной буквы).

А какое еще слово пишется с заглавной буквы? (Марина) Почему?

У Марины малина.

Сколько слов в данном предложении?

Какое первое слово? Сколько в нем слогов?

Какое второе слово? Сколько в нем слогов? На какой слог падает ударение?

Какое третье слово? Сколько в нем слогов? На какой слог падает ударение?

Сейчас мы будем списывать предложение. Диктовать нам его будет Ульяна. Слушайте ее внимательно. Не спешите.

Списывание.

А теперь давайте поменяемся тетрадями и проверим работу друг у друга.

Сейчас мы постараемся оценить свою работу и работу соседа. Вначале заполним графу «Знак ошибки».

Неверное написание буквы - х.

Пропуск (замена) буквы - -.

Перестановка/вставка букв(ы) - v.

Пропуск слова - □.

Теперь в графе «Я сам(а) расставьте знаки, если нашли ошибки. Поменяйтесь тетрадями и карточками. Проверьте работу соседа и в графе «Сосед(ка)» тоже расставьте знаки, если найдете ошибки.

13. Рефлексия урока.

Чему вы сегодня учились на уроке?

Достигли ли мы главной цели?

Всё ли у вас получилось?

С каким заданием было всего труднее справляться?

Давайте составим «Коврик настроения».

Фокеева Маргарита Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ им. М.И.Калинина, д. Верхняя Троица, Кашинского района, Тверской области

Чтобы скачать материал или !

Цели урока:

Образовательная:

  • научиться писать строчную и заглавную букву й,
  • правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й"],
  • научиться различать буквы и, й;

развивающая: орфографическую зоркость, яркую, эмоциональную речь, интерес к родному языку;

воспитательная: любовь к природе, уважение к окружающим, культуру работы в парах, группах, трудолюбие.

Оборудование: карточки с изображениями звуковых схем-человечков, и буквами на доске, карточки с заданиями для работы в парах и группах, компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку.(Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

Вижу, что оно у вас радостное и деловое.

2. Интеллектуальная разминка.

Чистоговорки
Ой, ой, ой
Очень холодно зимой.
Ай, ай, ай
Так в снежки играть давай
Ух, ух, ух
Побежали во весь дух.

Составьте пары: буква – звук (на доске расположены звуковички и буквы, необходимо соединить их линиями: буква ш обозначает всегда твердый согласный звук, глухой, поэтому соединим ее со звуковичком в шляпке и синими башмачками; буква о обозначает гласный звук, поэтому соединяем со звуковичком в красных башмачках, буква р обозначает согласный звонки звук, который бывает и твердым и мягким, соединяем со звуковичком в звоночке, один башмачок синий, другой – зеленый, буква я может обозначать два звука или один, ее соединим со звуковичком в красных башмачках и со звуковичком в зеленом и красном башмачке).

3. Выход к теме.

Лишь одному звуковичку не хватило пары.

Вы узнаете его. Он первый в словах: ягода, яма, ёжик, ёлка, ели, если (это звук [й"])

Мы много раз встречались с ним в начале слова. Только в них вместе с последующей гласной он обозначался одной буквой:

[й"], [а] – я – ягода, яма
[й"], [о] – ё – ежик, ёлка
[й"], [э] – е – ехал, если

Где слышится звук [й"] в следующих словах: май, пой, трамвай? (В конце слова, он последний.)
- А в словах майка, лайка, гайка – в середине, но после него нет гласного. Как же в этом случае мы будем обозначать на письме [й"]?
- Для обозначения звука [й"] без последующего гласного в русском алфавите есть буква Й. “Строчная и заглавная буква й” - тема урока.

Наша цель:

  • научиться писать строчную и заглавную букву й;
  • правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й"];
  • научиться различать буквы и, й.

4. Работа в азбуке.

Рассмотрите в азбуке печатную букву Й. Что она вам напоминает? (Букву И, но с крышечкой.)
- Какой звук обозначает эта буква? (согласный, звонкий, всегда мягкий звук.)
- Завершим схему. (Нарисуем звуковичку звоночек, а башмачки раскрасим зеленым цветом.

Чтение слогов.

Какие из них являются словами и мы употребляем их в речи для выражения чувств? (Ой, ай)
- Как вы вскрикните, когда больно?
- Когда чем-то восхищаемся?
- Когда хотим пристыдить?

Чтение столбика слов справа.

5. Работа в прописи.

Минутка чистописания повторим написание строчной буквы о с верхним и нижним соединением, сочетания ож , ол , в первом случае буква о пишется сверху, во втором – снизу.
- Рассмотрите строчные и заглавные буквы и , й . В каких случаях необходимо писать заглавную букву Й ? Пишем, следим за правильной позой при письме.
- Соединяется буква й с последующими буквами так же как буква и .

Письмо слогов и слов на третьей и четвертой строчках.

Прочитайте пару слов ниже.
- Замените слово “зной” близким по значению. (Жара)
- О ком скажем “злой”?
- Напишем по одному разу эти слова.

6. Физминутка.

Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.

7. Работа в парах.

Внимание на слайд, вспомним Устав групповой работы.
- Прочитайте, посовещайтесь и вставьте пропущенные буквы.

1 ряд

Какой красивы_ лес зимо_! В дупле уснула б_лка. У куста за_ка. На макушку _лки села птица.

2 ряд

Дул сильны_ ветер. Малыш бо_лся идти в школу один. Он стоял под липо_. Саша взял его за руку и пов_л.

3 ряд

Я живу под землёй в тёмно_ норке
Шубка сера_, крошечны_ рост.
Глазки чёрные бусинки, зорки,
И вер_вочкой тоненький хвост.

Проверка по рядам. Прочитайте предложение. Какие буквы вставили? Какие звуки они обозначают?

Рассмотрите лес на слайде. А теперь прочитайте первое предложение с восхищением. Как нужно прочитать остальные предложения? (Спокойно, негромко, чтобы не нарушить тишину зимнего леса.)

Но что это появилось на ветке ели? (На слайде слово “Жалоба”)
- На что жалуется белочка?
- Почему так важно не забирать из дупла беличьи запасы? (Все лето и осень трудилась белочка, чтобы не умереть от голода зимой.)

Второй ряд объясняет расстановку букв.

Оцените поступок Саши. (Саша поступил как настоящий товарищ. С него можно брать пример.)
- Чтобы вас любили и хотели с вами дружить не забывайте важное правило общения. (Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.)
- Ребята третьего ряда объясняют какие буквы вставили на месте пропусков, какие звуки они обозначают.

О ком загадка? (О мышке.) Как догадались? Какие слова помогли точнее описать мышку? Как они называются? (Это слова – признаки, они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Чтение слов- признаков в азбуке и запись по одному слову в прописи на странице 22.

8. Работа в группах.

Мы работаем над групповыми творческими проектами, создали замечательные жилища для звуковичка. Пора хозяину занять свое место. Наверняка он захочет устроить новоселье. Но, похоже, список угощений и гостей составлял герой рассказа А. Шибаева “Два хвостика”. Ребята прочитают этот рассказ. (Трое ребят заранее приготовили чтение по ролям.)

Какую ошибку допустил мальчик?
- К чему это привело?
- Очень важно научиться писать грамотно, из-за одной буквы может измениться смысл слова, важен каждый элемент.
- Внимание на слайд, вспомним Устав групповой работы.

Посовещайтесь в группах и исправьте ошибки в меню и списке приглашенных на новоселье.

Меню

  • йагоды
  • малйна
  • орехи
  • печеньйэ
  • йаблоки

Список гостей

  • йожик
  • соика
  • Дюимовочка
  • йэнот
  • Аиболит
  • зайац

Проверим правильность выполнения данного задания по слайду.

9. Итог урока.

Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Дети составляют предложения по схеме на слайде.)