Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Почему образ стремительного движения резкой. Как это внешне проявляется

Здравствуйте, друзья! Наша жизнь представляет собой замкнутое колесо: дом-работа-дом. Эта обыденность и рутина в жизни порой может привести к очень серьезным последствиям, начиная с невроза и заканчивая депрессией. Возникает чувство глубокого неудовлетворения своей жизнью и . Кажется, что жизнь лишена смысла. И единственный способ выйти из этого замкнутого круга — это смена обстановки.

Почему же у нас возникает чувство неудовлетворенности от нашего образа жизни?

  • Тяжелый и однообразный стиль работы, когда вместо положенных 8 часов остаемся на работе еще значительное время и домой приходим только переночевать.
  • Однотонный вид работы, когда механически выполняется одна и та же работа довольно продолжительная время.
  • Частые неудачи, продолжительные переживания сложных жизненных ситуаций.
  • Масса дел, которые руководство требует выполнить быстро и качественно.
  • Внешние раздражители (временные — ремонт в соседней квартире или постоянные — низкая зарплата при кажущейся большой занятости).
  • Участившиеся семейные неурядицы, конфликты и невнимательность близких Вам людей.
  • Страхи, сомнения, противоречия, неисполнения желаний.

Как это внешне проявляется

  • У Вас плохое настроение весь день, Вы быстро устаете и нет чувства отдыха даже после сна.
  • Появляется раздражительность по отношению к близким и коллегам, без причинная тревожность.
  • Появляются «промахи» в выполнении каких-то дел.
  • Зацикливание на какой-то проблеме.
  • Заниженная или завышенная самооценка.
  • Беспокойство, бессонница или другие расстройства сна.
  • Периодические головные боли, головокружение, перепады артериального давления, боли в области сердца или живота.

Психологи утверждают, что лучшим средством решения данных проблем является смена обстановки. Возьмите отпуск на несколько недель, даже если не получается с отпуском, достаточно будет и выходных, если Вы правильно распланируете свой отдых.

Поможет смена обстановки

Сменой обстановки может быть туристическая поездка

Здесь несколько вариантов. Поездка за границу, на море даст возможность не только отдохнуть, но и встретиться с новой культурой. А любители пассивного отдыха найдут возможность понежиться на солнышке и покупаться в теплом море, заняться дайвингом или совершить прогулку по морю.

Другие впечатления, другие люди, кухня способствуют быстрой смене настроения. Обычно такие поездки всегда приносят массу впечатлений, знакомству с новыми людьми, историей страны или края, где Вы находитесь. Вы ненамеренно переходите на другую «волну общения». Здесь только лишь позитивное и доброжелательное общение. Но не забывайте, что и Вы должны тоже быть таким же. То есть все, что было там, дома, необходимо забыть.

Если нет возможности съездить куда-то, подобные туристические маршруты есть в нашей стране , причем недорогие и весьма интересные. Это может быть по нашим великим рекам с остановками в больших городах. Это могут быть сплавы на плотах (у меня одна знакомая с друзьями сплавлялись по одной из рек Урала и получили от этого путешествия неизгладимые впечатления).

Если и такой возможности нет, тогда почему бы не организовать небольшой пикник с друзьями на берегу какой-нибудь речки или просто на природе, разжечь костер, сварить уху из только что пойманной рыбы, попеть песни под гитару...

Или организовать девишник (мальчишник) и натанцеваться до упаду. тоже прибавляют настроения и создают массу положительных эмоций.

А вы не забыли, что для отдыха и хотя бы временной смены обстановки может быть поход в театр, кино, аквапарк или ресторан?

Поездка на дачу или же в деревню к родственникам тоже оставит у Вас приятные эмоции. Работа с землей (прополка грядок, сбор урожая, заготовки) все это даст приятные ощущения своей надобности другим. А единение с природой, когда Вы идете в лес за грибами или ягодами, рыбная ловля на утренней зорьке...

Попробуйте прилечь на теплую зеленую траву и ни о чем не думайте, смотрите в проплывающие облака... Посмотрите на свои проблемы под другим углом... Конечно, если это происходит летом. А чем хуже зимой? Прогулка на лыжах или просто пешком, да в компании своих друзей или детей! Представьте это, и Вам уже будет хорошо и у Вас повысится настроение!

Какую бы форму отдыха Вы не выбрали, на несколько дней или может даже на несколько часов — все это для вас будет сменой обстановки. Иногда и самими необходимо проявить инициативу, не ждать, что-то кто-т о придет и устроит Вам какое-то развлекательное меропритие.

Фитотерапия

А если пока возможности нет, чтобы активно отдохнуть, попробуйте попить настои трав, которые обладают успокаювающим действием. Это настои из трав валерианы, пустырника, мелиссы, душицы. При склонности к депрессии (плохому настроению, мрачным мыслям, пессимизму) рекомендуется принимать настои трав, пробуждающие оптимизм (плоды боярышника, трава огуречника, трава душицы, трава татарника). Все травы завариваются кипятком из расчета 1 столовая ложка на 200 грамм воды. Настаиваются ночь и принимаются по 100 мл (полстакана) 2 раза в день утром и вечером. А еще активнее действуют соки этих растений.

Можно принимать после курса лечения : настойку заманихи, или настойку женьшеня, или настойку радиолы розовой. Их принимают по 20 капель 2 раза в день.

Занятия физкультурой

Не пренебрегайте занятия физической активностью. Этот вид лечения и поддержания здоровья имеет очень большое значение, так как работа мышц приводит к выбросу в кровь веществ, регулирующих работу нервной системы и нормализующих соотношение возбуждения и торможения. Кроме того занятия приносят удовлетворение за счет выработки серотонина — гормона счастья.

Рациональное питание

И еще очень важный момент — это рациональное питание. Рекомендуется добавлять в пищу различные пряности и горечи для активизации обмена веществ. Старайтесь использовать в пищу продукты с достаточным количеством витаминов, микроэлементов, минералов, которые необходимы для повышения умственной и физической активности. Включите в свой рацион , они тоже поднимают настроение.

Не забывайте любить своих родителей, детей и близких, чаще общайтесь с ними. Ведь приятная беседа — это положительные эмоции, которые не дадут вам впасть в уныние и будут разнообразием в Вашей жизни. А вместе со своими близкими вы сможете вместе сменить обстановку и приятно отдохнуть любым из вышеописанных способов.

Дорогие мои читатели! Если вам была полезна эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Мне также важно знать ваше мнение по поводу прочитанного, напишите об этом в комментариях. Я буду вам очень признательна.

С пожеланиями доброго здоровья Таисия Филиппова

За 200 тыс. лет эволюции Homo sapiens произошло нечто экстраординарное.

Каким-то непонятным образом из сметливых обезьян с каменными орудиями труда мы превратились в невероятно блестящие умы, которые оперируют сложным языком и управляют планетой с помощью сельского хозяйства и техники?

Как начинался тот интеллектуальный взрыв, который антропологи называют «человеческой революцией».

Пожалуй, одна из крупнейших загадок нашей эволюции состоит в том, как возникла символическая культура: под этим всеобъемлющим термином подразумеваются и язык, и искусство, и личные украшения, и обряды (например, похоронные). Символическая культура - это то, что отличает людей от других видов, и тем не менее она старше человека разумного. Каменные орудия, использование огня, искусство - всё это появилось в Африке намного раньше. Например, человек прямоходящий метал дротики и изготавливал яркую краску за тысячи лет до нас.

Охотники и слоны: наскальное искусство горного массива Седерберг на юге Африки (фото Wikimedia Commons).


Следовательно, вопрос ставится таким образом: когда подобная символическая деятельность начала определять человечность? Ответить на него непросто, и, возможно, мы никогда не сможем собрать достаточно сведений и выстроить окончательную хронологию. Тем не менее на этот счёт есть две теории. Одна говорит, что человечество совершило большой культурный скачок приблизительно 60–80 тыс. лет назад, когда люди неслись во весь опор из Африки в Евразию. Другая гласит, что культура развивалась постепенно, в Африке, на протяжении всего периода существования человека разумного.

Термин «человеческая революция» приписывается антропологу Полу Мелларсу, который в 2007 году заявил, что это событие было «эпизодическим ускорением изменений» 60–80 тыс. лет назад, непосредственно перед тем, как средний палеолит сменился верхним. По этой причине эпоху перемен иногда называют революцией верхнего палеолита.

Наскальная живопись из Алжира (фото Patrick Gruban).



Судя по археологическим находкам, люди к тому времени далеко ушли от своих предков в том, что касается технической сложности. Мы стали пользоваться не только камнем, но и костью, причём орудия получили узкую специализацию для самых разных видов деятельности. Люди ловили рыбу, переносили цветные раковины на огромные расстояния (скорее всего, они высоко ценились как украшения), нагревали красители для получения красок, выжигали землю вокруг стоянок, поощряя рост полезных растений, хоронили мёртвых с вложениями в могилу и наносили геометрические узоры на стены пещер.

Есть сведения, что одновременно с этим люди стали жить более крупными группами, иерархическая организация общин усложнилась, и это больше не были стаи бродячих охотников и собирателей. «Революционеры» направились из Африки в Евразию и со временем ассимилировали или вытеснили другие популяции - неандертальцев, денисовцев и всех остальных.

Костяной наконечник из мезолитического слоя пещеры Перс (а); костяные орудия Стилбейской индустрии из пещеры Бломбос (b–g), в том числе шилья (b–e) и наконечники (f–g); линии, вырезанные на орудиях c и g (h и i соответственно); фрагмент кости с гравировкой (j). Изображение Christopher Henshilwood.



Что же стало причиной революции? Г-н Мелларс не знает. Возможно, сыграла роль некая генетическая мутация, быстро распространившаяся по всей Африке. Или «экономические и демографические обстоятельства в условиях быстрого изменения климата и окружающей среды». Действительно, то было время резкого похолодания, вызванного отчасти извержением супервулкана Тоба на Суматре, которое произошло примерно 74 тыс. лет назад. Не исключено, сыграли роль оба фактора сразу.

Г-н Мелларс сравнивает революцию верхнего палеолита с неолитической, которая 10–13 тыс. лет назад привела к быстрому развитию сельского хозяйства и городов. На пару с антропологом Офером Бар-Йосефом они видят в этой параллели свидетельство того, что культура развивается скачкообразно. Эпохи акселерации сменяются периодами относительной стабильности и даже регресса.

В общем, символическое поведение, по их мнению, было результатом революционных перемен. Этим объясняется изобилие произведений искусства и сложных орудий в слоях верхнего палеолита по всему миру.

Охотники на оленей эпохи палеолита.


Однако в последнее время выросло количество находок, говорящих о том, что символическая культура существовала задолго до гипотетического периода акселерации. В связи с этим антропологи Салли Макбреарти и Элисон Брукс полагают, что никакой революции не было. В Африке и на Ближнем Востоке гоминины готовили краску и хоронили мёртвых символическим образом более 180 тыс. лет назад. Обмену на большие расстояния и добыче раковин по меньшей мере 100 тысячелетий. Бусам из скорлупы страусиных яиц - 75 тыс. лет.

В дополнение к этому Элисон Джордж пишет в журнале New Scientist о том, что ген FOXP2, связанный с человеческим общением, появился у нас 170 тыс. лет назад. Археолог Йохан Линд и вовсе считает, что «современный разум» мог возникнуть ещё 500 тыс. лет назад - у человека прямоходящего. Действительно, Homo erectus уже использовал орудия труда и огонь.

Чатал-Хююк - поселение эпохи неолита на территории совр. Турции. Ок. 6500–6000 г. до н. э.



Г-жа Макбреарти и другие указывают на то, что около 130 тыс. лет назад уровень моря повысился и драгоценные археологические слои оказались смыты с побережья Южной Африки. Возможно, именно этим и объясняется сравнительно небольшое количество находок, относящихся к предшествующим временам. Если мы соединим африканскую историю символизма с более поздней евразийской, то получим, по мнению г-жи Макбреарти, картину очень постепенного развития культуры, безо всяких скачков.

Г-н Мелларс основывает свою концепцию на евразийских находках. Но революция не может быть результатом переселения, считает г-жа Макбреарти. В основе культуры мигрантов то, что было приобретено ими на родине, то есть в Африке.

Возможно также, что Африка вовсе не была центром развития культуры. В испанской пещере Эль-Кастильо обнаружены изображения, которым примерно 40 тыс. лет. По некоторым оценкам, к тому времени человек разумный, шедший с востока, ещё не добрался до этих мест. Кто же был автором этих замечательных животных, отпечатков ладоней и загадочных узоров из точек? Неужели неандертальцы? Неужели символической культурой обладали и те, кого мы привыкли считать тупоумными «качками», которых наши предки без труда согнали с насиженных мест?

Хронология человеческих достижений, по Макбреарти.



Если принимать гипотезу о том, что символизм появился до «человеческой революции», то ответ вполне может оказаться утвердительным. Гоминины покидали Африку задолго до того, как это сделал человек разумный, и предки неандертальцев могли принести символическое поведение в Испанию, пока Homo sapiens развивал его на юге Африки. И тогда становится понятным, почему человек разумный ладил с другими видами, попав в Евразию. Возможно, параллельно с межвидовым скрещиванием имела место интеграция культур: хотя сапиенсы существенно превосходили своих новых соседей по многим параметрам, в своей символической основе культуры были схожи.

Учёные, которые не поддерживают ни тот ни другой лагерь, склоняются к промежуточной точке зрения. Вероятнее всего, символическое поведение действительно развивалось на протяжении сотен тысяч лет, но именно человек разумный пришёл к наиболее сложным его формам. Их переняли другие виды и распространили по свету ещё до того, как сапиенсы покинули Африку. Когда же исход состоялся, культурный обмен с неандертальцами и денисовцами привёл к более или менее резкому скачку культурного развития.

Нельзя отрицать того, что время от времени развитие культуры действительно ускоряется, и тут можно вспомнить не только неолит, но и промышленную революцию. В то же время глупо отрицать, что в периоды между этой акселерацией не изобретается ничего важного. Бывает так, что проходит немало времени между появлением чего-то нового и его повсеместным распространением. Возможно, то, что некоторым кажется революцией верхнего палеолита, в действительности было периодом широкого внедрения давно изобретённых технологий.

Изделия людей, живших в пещере Бордер на юге Африки 44 тыс. лет назад. До недавнего времени считалось, что подобные «колечки» человек начал изготавливать на 20 тыс. лет позднее. (Фото Lucinda Blackwell.)

Наскальная живопись из пещеры Эль-Кастильо. Некоторые видят здесь лодки.

Урок № 1. Тема урока: Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.

    Знакомство с вопросами учебного пособия и беседа по ним с использованием учебника.

1.Почему образ стремительного движения, резкой смены и обновления в системе ценностей, в состоянии души всегда властвует в со знании художников в конце столетия? Соотнесите свой ответ с определением поэта в одном из стихотворений Б.Л. Пастернака: «Ты - вечности заложник, у времени в плену».

2.Вспомните образные характеристики XX века как века движения, бури, грядущего Апокалипсиса. Чем они были вызваны?

Прочитайте примеры высказываний из текста учебника.

3.Что означало для культуры вторжение «низовой», мужицкой Рос сии в сферу истории, политики, языка? Почему этот «массовый пришелец» и вдохновлял, и страшил поэтов Серебряного века?

II . Характеристики переломной, переходной, зыбкой эпохи, возникшие в трепетном сознании

поэтов, художников, косвенно отражают реальные изменения и в научных взглядах времени после изобретения радио, т.е. беспроволочной связи, исследования феномена радиации, после первых полетов аэропланов (тогда говорили «летательных аппаратов»), после открытий специальной и общей теории относительности. Оказалось, что в науке в целом, не только в физике и математике, самыми плодотворными были те теории, которые вначале выглядели как безумные, радикальные, невероятные. Они несли совершенно новые точки зрения, новые уровни знания.

Изменилось качественно духовное состояние науки. Многие века, включая и XIX век, считалось, что познающая мысль ученого, пройдя через бури и сомнения поиска, через риск эксперимента, в итоге, как корабль после шторма, входит в гавань, в область законченных и абсолютных знаний, в царство вечных истин. Чувство гавани - т.е. идея неизменных и вечных законов, полной очевидности и предсказуемости - как раз и исчезло в начале XX века. Покоя не стало и здесь. Напротив, беспокойство, натиск но вых вопросов определили весь духовный климат тех лет. Ностальгия по не известному, по будущему пришла на смену чувству покоя.

Всё это перекликается с ощущениями Блока: «оставь красивые уюты», «покой нам только снится».

Во всей поэзии, прозе, как и в живописи XX века, в театре, происходит смещение акцентов с изобразительности на выразительность, с воссозда ния действительности на ее пересоздание и усложненную оценку.

Фридрих Ницше (1844-1900) выпустил в 1884 году своего рода пророческую философскую поэму-трактат «Так говорил Заратустра» (образ вещателя и пророка Заратустры, его лозунги безграничной сверхчеловеческой свободы будут мелькать и в поэзии Маяковского, и в монологах героев босяцкого цикла Горького, и в культе человека-воина Н. Гумилева), которая в начале века была тоже вполне соотно­сима с открытиями Эйнштейна, опытами по расщеплению атома, темой «исчезновения материи». «Ницшеанство» - это проповедь ничем не сдерживаемого активизма воли, циничного пренебрежения вечны­ми духовными ценностями, призыв к преодолению «ветхого» человека, власти среды, стандарта новейшим сверхчеловеком.

III . Решающим обстоятельством явилось вступление на поприще политической жизни, культуры огромного, неисчислимого класса: народной, «низовой» России. Не замечать его прихода, его «топота чу гунного» было невозможно. «Проникновение мужика - сначала в ли це его авангарда, а потом во все более широких массах - во все области русской общественной, государственной, культурной жизни... есть, быть может, самый значительный и совершенно роковой стихийный процесс, который совершался неудержимо... Шаг за шагом, с неуклонностью стихийно-растительного процесса выдвигалась повсюду крестьянская Россия, надвигалась на дворянскую Россию и заставляла последнюю уступать себе место», - напишет философ С. Франк в 1923 году («Из размышлений о русской революции»).

Этот мужик, часто в мистифицированном виде, как скиф, язычник, новый Стенька Разин, а нередко и старообрядец, член секты хлыстов (у А. Белого в повести «Серебряный голубь»), наконец, как ненавистник города, носитель «избяной» правды у Н. Клюева, будет то грозной частью исторического фона, то активным действующим лицом. Он явится в повестях И. Бунина «Суходол» и «Деревня» и в поэзии С. Есенина. Тема народной, «низовой» России найдет свое воплощение и в живописи рязанского художника Филиппа Малявина (1869-1940), прежде всего в символических картинах «Крестьянки» (1904), «Вихрь» (1906), «Бабы» (1914), «Две девки» (1910-е гг.), с неизменными огненно-красными платками, развевающимися сарафанами.

Вторжение «низовой» России обусловило обращение к христиан ству. В 1913 году в Москве состоялась выставка икон, освобожденных от позднейших записей (т.е. наслоений, скрывающих изначальные лики святых), начались попытки установления взаимосвязей иконы и церковного зодчества с глубинными основами русской духовной жизни. Сейчас даже трудно вообразить, что почти весь XIX век не всматривался пристально в «Троицу» Рублева.

В целом же для всей литературной эпохи 1892-1917 годов, назы ваемой то предреволюционной, то Серебряным веком, была характерна весьма мучительная, драматическая раздвоенность.

В чем заключалась эта раздвоенность, даже растерянность, незнание того, «куда несет нас рок событий» (С.А. Есенин)?

С одной стороны, революция 1905 года, а за ней еще более гранди озная, как буря вселенского масштаба, революция 1917 года вселяли великие надежды на стремительное обновление существующего феодально-буржуазного порядка, строя «сытых» и «самодовольных» мещан. Валерий Брюсов в 1905 году будет искренне радоваться страху и краху «довольных», тех, кого напугали «дети пламенного дня» (т.е. восставшие рабочие):

Довольство ваше - радость стада,

Нашедшего клочок травы.

Быть сытым - больше вам не надо,

Есть жвачка - и блаженны вы!

(«Довольным»)

Александр Блок в том же 1905 году назовет своим исконным врагом, заслужившим возмездие, - «сытых», негодующих на «чернь», на «низовую» Россию:

Так - негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

(«Сытые»)

Максим Горький вовсе не выполнял некий социальный заказ, когда торопил начало бури, призывал её быть грозной, устрашающей: «Буря! Скоро грянет буря... Пусть сильнее грянет буря!» («Песня о Буревестнике»). Да и слова его Сатина из пьесы «На дне» о величии человека («Человек выше сытости») определенным образом перекликаются с насмешками Брюсова и «корытом сытости» Блока. Горький лишь заострял многие грани общего умонастроения.

С другой стороны, уже на переломе XIX и XX веков, а особенно в промежутке между революциями 1905 и 1917 годов, тема возмездия интеллигенции за праздную и «сытую» жизнь приобретала и откровен но апокалиптический характер. Грядущая революция, которую призывали, благословляли, идеализировали, все чаще пугала своей неуправляемостью, загадочностью, чисто русским (пугачевским и разинским) максимализмом. Типичный представитель модернистских течений в живописи, музыке, поэзии, организатор триумфальных «Русских сезо нов» балета в Париже в 1908-1910 годах, Сергей Дягилев говорил на одной из выставок: «Мы - свидетели величайшего исторического мо­ мента итогов и концов во имя новой, неведомой культуры, которая нами возникнет, но и нас же отметет. ...я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов, так же как и за новые заветы новой эстетики».

Весьма часто обе тенденции - радостное безоглядное приятие гряду щего и боль за неизбежное слепое разрушительство - крайне сложно смешивались, совмещались в творчестве многих мастеров культуры этой эпохи. И смешивались нередко в отдельных произведениях, ставших именно благодаря такому смешению, взаимопроникновению противоре чивых мотивов подлинной классикой XX века. Совмещение крайно стей - это черты творчества таких летописцев XX века, как В. Маяков ский, С. Есенин, а позднее М. Шолохов, А. Платонов, В. Шукшин.

Часто за великими потрясениями и неслыханными переменами мастера культуры начала XX века видели преображение мира, утопический рай, рождение новой личности. Часто они же - и композитор А. Скрябин, и поэт И. Анненский, и, конечно, ранний В. Маяков ский - бурно «выплакивали» свои тревоги за будущее человека, за его растущее бессилие перед «веком-волкодавом» (О. Мандельштам).

Задумаемся над серией предреволюционных картин замечательного рус­ского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). Они изображают чаепития в трактирах, в городских купеческих усадьбах, эпизоды гуляний на Масленицу в провинции, румяных русских женщин, царственно величавых перед самоваром, с неизменной кошечкой у плеча и красивым чайным блюдцем. Что в них: ирония, предчувствие гибели, потери этой Руси, тот смех, с которым человечество расстается со своим прошлым? Или это солнечные грезы о бессмертии жизни, о прекрасной царственности таких беспечных величавых героев и героинь?

Идеальная, а не грубо-телесная полнота этих красавиц с ничем не омра ченным взглядом, счастливой полуулыбкой, вся сказочно-узорная обста новка этих базаров, усадеб, лавок, трактиров, балаганов совершенно не по хожа на «темное царство» купеческой жизни у А.Н. Островского, скажем, в «Грозе». Но остается загадкой: иронизирует ли художник, этот русский Ру бенс, над своими простодушными дивными героями-детьми, красивыми куклами, над их беспечностью или глубоко скорбит в предчувствии утрат, гибели этой любимой им Руси?

Все было взаимосвязано в эту переходную эпоху - и живопись, и музыка Рахманинова и Скрябина, и театр, и выставка икон, и «Русские сезоны» балета в Париже... В силу иного, еще более драматичного смешения тревог и любви, боязни утраты духовного величия Руси и ощущения ее уязвимости, беззащитности, столь же сложно воспринимались все картины М.В. Нестерова (1862-1942), певца русского религиозного подвижничества, «святой Руси», «великих постригов» («Видение отроку Варфоломею» (1890), т.е. юному Сергию Радонежскому, «Святая Русь» (1906), «Великий постриг» (1897). Не так просто ответить на вопрос: воспел или отпел Нестеров свою монастырскую Русь? И все же сквозь краски скорби, боли от расстройства духовно-нравственной жизни в ликах нестеровских подвижников, пустынников и отроков, в особенности же нестеровских женщин, ищущих спасения в монастыре, угадывается великая вера в нравственные силы Родины.

Задание на дом: стр.8-14.

Дать письменный ответ на вопрос №4 (стр.14)

Что объединяло в начале XX века художников М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, композиторов С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина и лучших поэтов, прозаиков этого времени? Прав ли был О.Э. Ман дельштам, сказавший о своём и всеобщем ощущении XX века: «Мне на плечи кидается век-волкодав»?

Сочинение

Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности.

Раннее творчество Пастернака окрашено символистическими тенденциями, с присущими этому направлению метафорами, образностью. Но уже довольно скоро поэт примыкает к футуристической группе \"Центрифуга\". В 1917 г. он пишет для нее статью о творчестве В. Маяковского, где высказывает два требования, которые, по его мнению, применимы к настоящему поэту. Обоим требованиям отвечала поэзия Маяковского. Во-первых, поэт должен обладать ясностью творчества; во-вторых, нести ответственность перед временем, вечностью, которая является истинным судьей настоящего поэта. Творчество поэта, по мнению Пастернака, измеряется и оценивается категориями вечности, только произведения настоящего мастера могут быть бессмертны. Такое понимание творчества будет характерно для Пастернака на протяжении всего его литературного и жизненного пути.

Через некоторое время Пастернак решает, что не хочет следовать никакому литературному течению, заявляя о себе как об оригинальном поэте. Ему были тесны рамки эстетических правил того или иного направления, и он стал выходить в своих стихотворениях за их пределы. Анализируя творчество этого периода, можно говорить о том, что Пастернак стал акцентировать свой талант на простоте и ясности изложения, понятности образов, близости читателю.

С выходом в свет нового сборника стихотворений \"Сестра моя – жизнь\" по-иному зазвучала и тема поэта и поэзии у Пастернака. В цикле \"Занятие философией\" читатель видит попытки поэта дать философское определение творчеству. Таковы, например, стихотворения \"Определение поэзии\", \"Определение души\", \"Определение творчества\". Но опять же Пастернак возвращается к рассмотрению связи творчества с вечностью – со вселенной.

Время шло, и миропонимание поэта менялось. К моменту издания романа \"Доктор Живаго\" размышления Пастернака о роли и предназначении творчества достигли своего апогея. Главный герой романа Юрий Живаго почти идентично воспроизводит взгляды самого автора. Несомненно, Живаго – натура творческая; в одном из писем Пастернак даже писал: \"Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским\". Обнаруженные после смерти Живаго стихи, которые он написал когда-то давно, доказывают авторскую идею бессмертия поэта.

Для понимания того, как раскрывалась эта тема в позднем творчестве, стоит проанализировать стихотворения из последнего сборника Пастернака \"Когда разгуляется\".

\"Быть знаменитым некрасиво\" содержит в себе четкое определение, каким должен быть истинный поэт. По Пастернаку, ему просто нельзя быть известным, \"над рукописями трястись\", он не должен знать успеха. \"Цель творчества – самоотдача\", и это главная цель поэзии для него. Здесь он опять формулирует два требования поэта, но уже несколько по-другому: необходима ясность и простота, а также творчество поэта должно быть самобытно, индивидуально. Добавляет он то, что поэт должен быть близок реальным жизненным проблемам.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

В стихотворении \"Ночь\" героем является летчик, отождествленный здесь с поэтом. Летчик пролетает над миром, созерцая и являясь одновременно частью этого мира, неразрывно с ним связанной:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Постоянные повторы создают эффект постоянного движения; Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем.

Помимо всего сказанного выше, Пастернак также является очень христианским поэтом, и, соответственно, творчество для него – это божий дар; он принимает жизнь такой, какая она есть, и при этом пропагандирует абсолютную свободу творчества. И извечный конфликт поэта и толпы Пастернак решал путем их сближения – это-то и есть суть творчества, в поэзии должны отражаться как серьезные конфликты, так и мелочи жизни.