Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Почему образ стремительного движения резкой смены. Возможные причины резких перепадов настроения

Перепады настроения: в чем причина частой и резкой смены настроения и что с этим делать?

Только что был сумасшедший взрыв радости, хотелось прыгать и хлопать в ладоши, и тут… резко накрывает волна необоснованной грусти. Почему?

Ни для кого не секрет, что каждый из нас подвержен смене настроения. В той или иной степени, конечно.

И от таких периодов, когда не хочется ничего (делать, видеть, слышать) тоже никто не застрахован. Так уж устроена наша психика.

Все мы печалимся, горюем, переживая утрату или серьезную неудачу. Это как раз вполне объяснимо. Но порой люди могут испытывать подобную смену настроения без видимой на то причины, и находиться в таком состоянии довольно долго. При этом в периоды грусти человек теряет интерес к жизни, приобретает усталость и раздражительность. Такие беспочвенные «эмоциональные качели» могут негативно отражаться на работе, отношениях с близкими людьми, да и попросту портить жизнь.

Именно о такой смене настроения – резкой и без внешних видимых поводов – мы и поговорим в этой статье.


Настроение, по сути, — это наш психологический настрой на окружающую действительность. Он может быть разным: позитивным, негативным или нейтральным.

Смена настроения является обычной функцией нервной системы. Благодаря ей мы приспосабливаемся к изменяющимся условиям внешней среды. Но иногда эти «качели» настолько частые и резкие, что мешают нормальной продуктивной жизни. В таком случае, стоит разобраться: а что же, собственно говоря, происходит?

Попробуем классифицировать факторы смены психологического настроя. Итак,

Возможные причины резких перепадов настроения:

1. Тип темперамента. К частым переменам настроения в стрессовых ситуациях больше всех склонны холерики.

2. Режим питания. Учеными давно замечено, что некоторые виды продуктов оказывают на организм возбуждающее влияние, другие – наоборот, успокаивающее. Поэтому стоит внимательно пересмотреть свой рацион.

3. Различные зависимости: алкоголизм, игромания, наркомания. В состоянии аффекта человеку очень трудно контролировать изменения своего состояния.

4. Физиологические причины. Например, перенесенные ранее черепно-мозговые травмы, либо некоторые виды психических заболеваний. В таких случаях необходима помощь врача. Скорее всего, он назначит комплексную терапию, включающую и медикаментозное лечение, и психокоррекцию.

5. Хроническая усталость, постоянные стрессы. В стрессовых условиях у организма просто не хватает сил на спокойную продуктивную жизнь. Накапливается раздражение, и вот уже любая мелочь становится способной выбить нас из колеи.

6. У женщин – гормональные изменения в организме. Особенно ярко смены настроения можно наблюдать в период беременности.

7. Межсезонье. Сюда относится характерная осенняя и весенняя хандра, ощущения дискомфорта в эти периоды, и, как следствие, эмоциональные качели. Физиологической причиной сезонной смены настроения является изменение работы гипоталамуса, отвечающего за выработку так называемых «гормонов счастья».

8. Личные проблемы. Конечно же, они есть у всех. Но одни склонны быстро принимать решения, другие – сомневаются. Это и провоцирует смену настроения.

9. Скрытая депрессия. В случаях, когда человек длительное время испытывает усталость, тревожность, нарушения сна, плюс смены настроения, можно говорить о депрессии. А поскольку она относится к разряду заболеваний, необходима помощь медиков и психотерапевтов.

10. Недосыпание. Организму необходим полноценный отдых. Здоровый сон способен повышает как иммунитет, так и настроение.

11. Недостаток солнечного света. Причина та же, что и в межсезонье – недостаточная выработка «гормона счастья» мелатонина. Только вот такая хандра может случаться не только в переходные периоды между сезонами, но даже летом в пасмурную погоду.

12. Недостаток кислорода. Зимой, в редко проветриваемых помещениях, часто не хватает свежего воздуха, что провоцирует сонливость и плохое настроение.

Также психологи выделяют определенный тип характера – циклотимический. Само название этого типа говорит о цикличности. Таким людям от природы присущи резкие перепады настроения. Чем же еще отличаются циклотимики и как с ними взаимодействовать?


Итак, мы уже говорили ранее, что циклотимик – это человек, чье настроение меняется слишком часто.

Такие люди проявляют неустойчивость в поведении и в эмоциях. Резкий подъем настроения сменяется таким же резким спадом. При этом цикличность перепадов может быть разная – на протяжении дня, иногда недели.

Циклотимикам очень трудно себя контролировать. Если в период подъема они способны в буквальном смысле «горы свернуть», то в моменты спада они с трудом заставляют себя что-то делать, и могут взорваться, столкнувшись с малейшим препятствием.

Такая восприимчивость говорит о том, что человек неспособен переносить фрустрацию – эмоциональное состояние, возникающее, когда ситуация выходит из-под контроля.

Психологи отмечают, что циклотимии часто способствуют ситуации детских фрустраций – когда мама то очень близка к ребенку, то отталкивает его. Так маленький человек еще с детства все воспринимает полярно – или огромная радость, или ужасное горе.

Также «помочь» циклотимии могут родительские запреты на проявление печали, горя. Вырастая, человек продолжает чувствовать себя виноватым, испытывая подавленное настроение.

Но циклотимики, как и представители всех остальных типов характера, имеют не только «минусы», но и большое количество «плюсов». Эти люди очень многогранны, имеют богатый внутренний мир, природа одарила их очень щедро.

Среди циклотимиков очень много творческих личностей. Например, такой тип характера был у Пушкина. Циклотимики склонны в полной мере испытывать все взлеты и падения, и это делает их неподражаемыми, а их творчество – незабываемым.

Циклотимики общительны, легко адаптируются к окружающему миру, склонны к уступчивости и компромиссам. Настроение - это для них все, размышление не является первоочередным. В фазе хорошего настроения они необычайно работоспособны, находчивы, смелы. Циклотимики умеют общаться с людьми, всегда имеют множество идей, но в то же время склонны к поверхностности, непостоянству, переоценке своих возможностей.

Что же делать циклотимикам, чтобы сгладить перепады настроения?

Итак, если вы обнаружили у себя циклотимический характер, прислушайтесь к рекомендациям психологов:

1. Отстранитесь. Когда вы почувствовали необъяснимую тоску или раздражение, попробуйте взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Чем она вызвана? Насколько она для вас значима?

2. Найдите безопасный выход для ваших эмоций. Используйте йогу, дыхательные практики, боевые искусства, цигун. Они смогут помочь вам гармонизировать душу и тело, найти внутренний баланс и сохранять спокойствие.

3. Постарайтесь принять себя. Такого, каким вы являетесь сейчас. Даже в не самом лучшем настроении и форме. И совсем необязательно строго соответствовать каким-то жестким стандартам успешности. Принимая себя «без прикрас», вы обретете душевное равновесие и новые силы.


Чтобы свести к минимуму постоянные эмоциональные качели, попробуйте воспользоваться простыми правилами:

1. Часто гуляйте на природе, на свежем воздухе. Такие прогулки придадут сил и зарядят энергией, к тому же, обеспечат ваш организм достаточным количеством кислорода и солнечного света.

2. Поднявшись утром с постели, откройте в спальне шторы и форточку. Опять-таки, яркий свет и свежий воздух позволят вашему организму быстрее проснуться и набраться сил для нового дня.

3. Утром принимайте контрастный душ: чередуйте теплую и прохладную воду. Такая процедура поможет взбодриться. Но не доводите ситуацию до фанатизма: температура воды должна быть комфортной для вас. Ошпаривать себя кипятком или морозить ледяной водой не стоит. Такие упражнения требуют очень длительной подготовки, и решают совсем другие проблемы.

4. Если есть такая возможность, посещайте баню или сауну. Лучше делать это периодически, например, раз в неделю. Так вы получите не только хорошее здоровье, но и стойкий эмоциональный фон.

5. Не забывайте о физических нагрузках. Подберите себе подходящий комплекс для утренней зарядки, ходите в тренажерный зал, в бассейн, или откройте для себя какой-то другой вид спорта. Главное, чтобы он был приятен и полезен для вашего тела.

6. Следите за своим питанием. Обеспечьте свой организм достаточным количеством витаминов, особенно в межсезонье, когда вы особенно уязвимы. Помните о хорошем завтраке – он позаботится о вашей работоспособности на целый день.

7. Если в пище не хватает витаминов – принимайте их дополнительно в специальных комплексах, вместе с необходимыми минералами.

8. Старайтесь не перегружать себя. Постоянные стрессы и усталость сделают свое «грязное дело» — заставят вас периодически (и часто неожиданно) скатываться на негатив. Старайтесь вовремя успокоиться и настроиться на хорошее.

9. Освойте техники релаксации. Особенно богаты ими такие философские учения, как йога, карате-до, и т.п. Выберите для себя что-то свое.

10. Не замалчивайте свои чувства. Говорите о них с людьми, которым вы доверяете, которые вам близки. Это поможет избежать резких взрывов накопленных эмоций.

11. Придумайте новое хобби или вспомните старое. Это отвлечет от грустных мыслей и подарит новые радостные эмоции.

12. Учитесь видеть в кризисных ситуациях не только безвыходную проблему, но и новые возможности, неожиданные повороты, которые могут привести к чему-то хорошему.

13. Согласитесь с тем, что не все ситуации в жизни мы можем изменить. К сожалению или к счастью – судить не нам. Надо научиться принимать такие ситуации.

14. Укрепляйте свои близкие отношения. Поддержание связей с родными и близкими вам людьми позитивно скажется на вашей способности справляться со стрессами и проблемами.

15. Оказывайте помощь другим людям, не ожидая их просьбы. Другими словами, творите добрые дела. Поддерживая тех, кому труднее, чем вам, вы сами будете намного легче справляться с трудностями и будете чувствовать себя увереннее.

16. Взращивайте в себе оптимизм и надежду. Помните, что в конце даже самого длинного тоннеля есть свет.

17. Вспомните свой предыдущий позитивный опыт решения проблем – это поможет развивать уверенность в своих способностях.

18. Можно использовать телесно-ориентированные практики, освобождающие эмоции. Например, разрешить себе покричать вволю, потанцевать, потрястись до изнеможения всем телом. После получасовой «разрядки» позвольте себе упасть, лежать и слушать пустоту внутри себя. Достигните умиротворения и расслабления. Психотерапевты говорят, что таким образом можно избавиться от накопившейся заблокированной энергии.


И помните, выработка эмоциональной устойчивости – процесс небыстрый, и требует определенных усилий с вашей стороны. Но оно того стоит, ведь стабильный эмоциональный фон поможет вам найти выход из любой ситуации.

«Радуйтесь жизни и будьте счастливы!»
Анна Кутявина для сайта сайт

В каждом человеке есть дурное и есть хорошее. Я не поверю, что возможен человек, который не мог бы понять, что такое быть тщеславным, или трусом, или эгоистом. Каждый человек может почувствовать в себе внезапное появление какого угодно двойника. В художнике это проявляется особенно ярко, и в этом - одно из удивительных свойств художника: испытать чужие страсти. В каждом заложены ростки самых разнообразных страстей - и светлых, и черных. Художник умеет вытягивать эти ростки и превращать их в деревья. Если наиболее дорогие цветения в Льве Толстом - Платон Каратаев и капитан Тушин, то не менее легко вырастают в душе Толстого-художника и с полной чувственностью переживаются такие страшные картины, как соблазнение отца Сергия коротконогой дурочкой Марией. Нельзя описать третье лицо, не сделавшись хоть на минуту этим третьим лицом. В художнике живут все пороки и все доблести. Очень часто спрашивают художника: "Откуда вы знаете? Это вы сами выдумали?" Да, художник все выдумывает сам. Конечно, нельзя ничего выдумать того, чего нет в природе. Но отношения у художника с природой такие, что она ему открывает некоторые свои тайны, она с ним более общительна, чем с другими. Образ труса я могу создать на основе чрезвычайно ничтожных воспоминаний детства, при помощи памяти, в которой сохранился намек, след, контур какого-то, может быть только начавшегося действия, причиной которого была трусость.Можно написать книгу под названием: "Машина превращений", в которой рассказать о работе художника, показать, как те или иные жизненные впечатления превращаются в сознании художника в образы искусства. Это неисследованная область, область, которая кажется таинственной, потому что она еще не постигнута. Работа этой машины - машины превращений - весьма чувствительна для всего организма. Движения ее не обходятся для организма даром, а отсюда - трудность быть художником.
Отношения с хорошим и плохим, с пороками и добродетелью у художника чрезвычайно непростые. Когда изображаешь отрицательного героя,- сам становишься отрицательным, поднимаешь со дна души плохое, грязное, то есть убеждаешься, что оно в тебе - это плохое и грязное - есть, а следовательно, берешь на сознание очень тяжелую психологическую нагрузку. Я считаю, что историческая задача для писателя - создать книги, которые вызывали бы в нашей молодежи чувство подражания, чувство необходимости быть лучше. Нужно выбрать все лучшее в себе, чтобы создать комплекс человека, который был бы образцом. Писатель должен быть воспитателем и учителем.

1 том

1. Как показал Толстой значение общего коллективного начала в военной жизни солдат?
2. Почему возникла путаница и беспорядок в движении русской армии?
3. Для чего Толстой подробно описал туманное утро?
4. Как складывался образ Наполеона (детали), который смотрел за русской армией?
5. О чем мечтает князь Андрей?
6. Почему Кутузов резко ответил императору?
7. Как ведет себя Кутузов во время боя?
8. Можно ли считать поведение Болконского подвигом?

2 том
1. Что привлекло Пьера в масонстве?
2. Что лежит в основе опасений Пьера и князя Андрея?
3. Анализ поездки в Богучарово.
4. Анализ поездки в Отрадное.
5. С какой целью Толстой дает сцену бала (именины)? Осталась ли Наташа «некрасивой, но живой»?
6. Пляска Наташи. Свойство натуры, которое восхищало автора.
7. Почему Наташа увлеклась Анатолем?
8. Что лежит в основе дружбы Анатоля с Долоховым?
9. Как относится автор к Наташе после измены Болконскому?

3 том
1. Оценка Толстым роли личности в истории.
2. Как раскрывает Толстой свое отношение к наполеонизму?
3. Почему Пьер неудовлетворен собой?
4. Анализ эпизода «отступление из Смоленска». Почему солдаты называют Андрея «наш князь»?
5. Богучаровский бунт (анализ). С какой целью введен эпизод? Как показан Николай Ростов?
6. Как понять слова Кутузова «твоя дорога, Андрей, это дорога чести»?
7. Как понять слова Андрея о Кутузове «он русский, несмотря на французские поговорки»?
8. Почему Шенграбен дан глазами Ростова, Аустерлиц – Болконского, Бородино – Пьера?
9. Как понимать слова Андрея «пока Россия здорова, ей мог служить любой»?
10. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»?
11. Батарея Раевского – важный эпизод Бородина. Почему?
12. Зачем Толстой сравнивает Наполеона с мраком? Видит ли автор ум Наполеона, мудрость Кутузова, положительные качества героев?
13. Почему совет в Филях Толстой изобразил через восприятие шестилетней девочки?
14. Отъезд жителей из Москвы. Каково общее настроение?
15. Сцена свидания с умирающим Болконским. Как подчеркивается связь судеб героев романа с судьбой России?

4 том
1. Почему встреча с Платоном Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира? Анализ встречи.
2. Как объяснил автор значение партизанской войны?
3. Какое значение имеет образ Тихона Щербатова?
4. Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети Ростова?
5. В чем Толстой видит основное значение войны 1812 года и какова в ней роль Кутузова по Толстому?
6. Определить идейно-композиционное значение встречи Пьера и Наташи. Мог ли быть другой финал?

Эпилог
1. К каким выводам приходит автор?
2. Каковы подлинные интересы Пьера?
3. Что лежит в основе отношений Николеньки к Пьеру и Николаю Ростову?
4. Анализ сна Николая Болконского.
5. Почему роман оканчивается этой сценой?

Здравствуйте, друзья! Наша жизнь представляет собой замкнутое колесо: дом-работа-дом. Эта обыденность и рутина в жизни порой может привести к очень серьезным последствиям, начиная с невроза и заканчивая депрессией. Возникает чувство глубокого неудовлетворения своей жизнью и . Кажется, что жизнь лишена смысла. И единственный способ выйти из этого замкнутого круга — это смена обстановки.

Почему же у нас возникает чувство неудовлетворенности от нашего образа жизни?

  • Тяжелый и однообразный стиль работы, когда вместо положенных 8 часов остаемся на работе еще значительное время и домой приходим только переночевать.
  • Однотонный вид работы, когда механически выполняется одна и та же работа довольно продолжительная время.
  • Частые неудачи, продолжительные переживания сложных жизненных ситуаций.
  • Масса дел, которые руководство требует выполнить быстро и качественно.
  • Внешние раздражители (временные — ремонт в соседней квартире или постоянные — низкая зарплата при кажущейся большой занятости).
  • Участившиеся семейные неурядицы, конфликты и невнимательность близких Вам людей.
  • Страхи, сомнения, противоречия, неисполнения желаний.

Как это внешне проявляется

  • У Вас плохое настроение весь день, Вы быстро устаете и нет чувства отдыха даже после сна.
  • Появляется раздражительность по отношению к близким и коллегам, без причинная тревожность.
  • Появляются «промахи» в выполнении каких-то дел.
  • Зацикливание на какой-то проблеме.
  • Заниженная или завышенная самооценка.
  • Беспокойство, бессонница или другие расстройства сна.
  • Периодические головные боли, головокружение, перепады артериального давления, боли в области сердца или живота.

Психологи утверждают, что лучшим средством решения данных проблем является смена обстановки. Возьмите отпуск на несколько недель, даже если не получается с отпуском, достаточно будет и выходных, если Вы правильно распланируете свой отдых.

Поможет смена обстановки

Сменой обстановки может быть туристическая поездка

Здесь несколько вариантов. Поездка за границу, на море даст возможность не только отдохнуть, но и встретиться с новой культурой. А любители пассивного отдыха найдут возможность понежиться на солнышке и покупаться в теплом море, заняться дайвингом или совершить прогулку по морю.

Другие впечатления, другие люди, кухня способствуют быстрой смене настроения. Обычно такие поездки всегда приносят массу впечатлений, знакомству с новыми людьми, историей страны или края, где Вы находитесь. Вы ненамеренно переходите на другую «волну общения». Здесь только лишь позитивное и доброжелательное общение. Но не забывайте, что и Вы должны тоже быть таким же. То есть все, что было там, дома, необходимо забыть.

Если нет возможности съездить куда-то, подобные туристические маршруты есть в нашей стране , причем недорогие и весьма интересные. Это может быть по нашим великим рекам с остановками в больших городах. Это могут быть сплавы на плотах (у меня одна знакомая с друзьями сплавлялись по одной из рек Урала и получили от этого путешествия неизгладимые впечатления).

Если и такой возможности нет, тогда почему бы не организовать небольшой пикник с друзьями на берегу какой-нибудь речки или просто на природе, разжечь костер, сварить уху из только что пойманной рыбы, попеть песни под гитару...

Или организовать девишник (мальчишник) и натанцеваться до упаду. тоже прибавляют настроения и создают массу положительных эмоций.

А вы не забыли, что для отдыха и хотя бы временной смены обстановки может быть поход в театр, кино, аквапарк или ресторан?

Поездка на дачу или же в деревню к родственникам тоже оставит у Вас приятные эмоции. Работа с землей (прополка грядок, сбор урожая, заготовки) все это даст приятные ощущения своей надобности другим. А единение с природой, когда Вы идете в лес за грибами или ягодами, рыбная ловля на утренней зорьке...

Попробуйте прилечь на теплую зеленую траву и ни о чем не думайте, смотрите в проплывающие облака... Посмотрите на свои проблемы под другим углом... Конечно, если это происходит летом. А чем хуже зимой? Прогулка на лыжах или просто пешком, да в компании своих друзей или детей! Представьте это, и Вам уже будет хорошо и у Вас повысится настроение!

Какую бы форму отдыха Вы не выбрали, на несколько дней или может даже на несколько часов — все это для вас будет сменой обстановки. Иногда и самими необходимо проявить инициативу, не ждать, что-то кто-т о придет и устроит Вам какое-то развлекательное меропритие.

Фитотерапия

А если пока возможности нет, чтобы активно отдохнуть, попробуйте попить настои трав, которые обладают успокаювающим действием. Это настои из трав валерианы, пустырника, мелиссы, душицы. При склонности к депрессии (плохому настроению, мрачным мыслям, пессимизму) рекомендуется принимать настои трав, пробуждающие оптимизм (плоды боярышника, трава огуречника, трава душицы, трава татарника). Все травы завариваются кипятком из расчета 1 столовая ложка на 200 грамм воды. Настаиваются ночь и принимаются по 100 мл (полстакана) 2 раза в день утром и вечером. А еще активнее действуют соки этих растений.

Можно принимать после курса лечения : настойку заманихи, или настойку женьшеня, или настойку радиолы розовой. Их принимают по 20 капель 2 раза в день.

Занятия физкультурой

Не пренебрегайте занятия физической активностью. Этот вид лечения и поддержания здоровья имеет очень большое значение, так как работа мышц приводит к выбросу в кровь веществ, регулирующих работу нервной системы и нормализующих соотношение возбуждения и торможения. Кроме того занятия приносят удовлетворение за счет выработки серотонина — гормона счастья.

Рациональное питание

И еще очень важный момент — это рациональное питание. Рекомендуется добавлять в пищу различные пряности и горечи для активизации обмена веществ. Старайтесь использовать в пищу продукты с достаточным количеством витаминов, микроэлементов, минералов, которые необходимы для повышения умственной и физической активности. Включите в свой рацион , они тоже поднимают настроение.

Не забывайте любить своих родителей, детей и близких, чаще общайтесь с ними. Ведь приятная беседа — это положительные эмоции, которые не дадут вам впасть в уныние и будут разнообразием в Вашей жизни. А вместе со своими близкими вы сможете вместе сменить обстановку и приятно отдохнуть любым из вышеописанных способов.

Дорогие мои читатели! Если вам была полезна эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Мне также важно знать ваше мнение по поводу прочитанного, напишите об этом в комментариях. Я буду вам очень признательна.

С пожеланиями доброго здоровья Таисия Филиппова

За 200 тыс. лет эволюции Homo sapiens произошло нечто экстраординарное.

Каким-то непонятным образом из сметливых обезьян с каменными орудиями труда мы превратились в невероятно блестящие умы, которые оперируют сложным языком и управляют планетой с помощью сельского хозяйства и техники?

Как начинался тот интеллектуальный взрыв, который антропологи называют «человеческой революцией».

Пожалуй, одна из крупнейших загадок нашей эволюции состоит в том, как возникла символическая культура: под этим всеобъемлющим термином подразумеваются и язык, и искусство, и личные украшения, и обряды (например, похоронные). Символическая культура - это то, что отличает людей от других видов, и тем не менее она старше человека разумного. Каменные орудия, использование огня, искусство - всё это появилось в Африке намного раньше. Например, человек прямоходящий метал дротики и изготавливал яркую краску за тысячи лет до нас.

Охотники и слоны: наскальное искусство горного массива Седерберг на юге Африки (фото Wikimedia Commons).


Следовательно, вопрос ставится таким образом: когда подобная символическая деятельность начала определять человечность? Ответить на него непросто, и, возможно, мы никогда не сможем собрать достаточно сведений и выстроить окончательную хронологию. Тем не менее на этот счёт есть две теории. Одна говорит, что человечество совершило большой культурный скачок приблизительно 60–80 тыс. лет назад, когда люди неслись во весь опор из Африки в Евразию. Другая гласит, что культура развивалась постепенно, в Африке, на протяжении всего периода существования человека разумного.

Термин «человеческая революция» приписывается антропологу Полу Мелларсу, который в 2007 году заявил, что это событие было «эпизодическим ускорением изменений» 60–80 тыс. лет назад, непосредственно перед тем, как средний палеолит сменился верхним. По этой причине эпоху перемен иногда называют революцией верхнего палеолита.

Наскальная живопись из Алжира (фото Patrick Gruban).



Судя по археологическим находкам, люди к тому времени далеко ушли от своих предков в том, что касается технической сложности. Мы стали пользоваться не только камнем, но и костью, причём орудия получили узкую специализацию для самых разных видов деятельности. Люди ловили рыбу, переносили цветные раковины на огромные расстояния (скорее всего, они высоко ценились как украшения), нагревали красители для получения красок, выжигали землю вокруг стоянок, поощряя рост полезных растений, хоронили мёртвых с вложениями в могилу и наносили геометрические узоры на стены пещер.

Есть сведения, что одновременно с этим люди стали жить более крупными группами, иерархическая организация общин усложнилась, и это больше не были стаи бродячих охотников и собирателей. «Революционеры» направились из Африки в Евразию и со временем ассимилировали или вытеснили другие популяции - неандертальцев, денисовцев и всех остальных.

Костяной наконечник из мезолитического слоя пещеры Перс (а); костяные орудия Стилбейской индустрии из пещеры Бломбос (b–g), в том числе шилья (b–e) и наконечники (f–g); линии, вырезанные на орудиях c и g (h и i соответственно); фрагмент кости с гравировкой (j). Изображение Christopher Henshilwood.



Что же стало причиной революции? Г-н Мелларс не знает. Возможно, сыграла роль некая генетическая мутация, быстро распространившаяся по всей Африке. Или «экономические и демографические обстоятельства в условиях быстрого изменения климата и окружающей среды». Действительно, то было время резкого похолодания, вызванного отчасти извержением супервулкана Тоба на Суматре, которое произошло примерно 74 тыс. лет назад. Не исключено, сыграли роль оба фактора сразу.

Г-н Мелларс сравнивает революцию верхнего палеолита с неолитической, которая 10–13 тыс. лет назад привела к быстрому развитию сельского хозяйства и городов. На пару с антропологом Офером Бар-Йосефом они видят в этой параллели свидетельство того, что культура развивается скачкообразно. Эпохи акселерации сменяются периодами относительной стабильности и даже регресса.

В общем, символическое поведение, по их мнению, было результатом революционных перемен. Этим объясняется изобилие произведений искусства и сложных орудий в слоях верхнего палеолита по всему миру.

Охотники на оленей эпохи палеолита.


Однако в последнее время выросло количество находок, говорящих о том, что символическая культура существовала задолго до гипотетического периода акселерации. В связи с этим антропологи Салли Макбреарти и Элисон Брукс полагают, что никакой революции не было. В Африке и на Ближнем Востоке гоминины готовили краску и хоронили мёртвых символическим образом более 180 тыс. лет назад. Обмену на большие расстояния и добыче раковин по меньшей мере 100 тысячелетий. Бусам из скорлупы страусиных яиц - 75 тыс. лет.

В дополнение к этому Элисон Джордж пишет в журнале New Scientist о том, что ген FOXP2, связанный с человеческим общением, появился у нас 170 тыс. лет назад. Археолог Йохан Линд и вовсе считает, что «современный разум» мог возникнуть ещё 500 тыс. лет назад - у человека прямоходящего. Действительно, Homo erectus уже использовал орудия труда и огонь.

Чатал-Хююк - поселение эпохи неолита на территории совр. Турции. Ок. 6500–6000 г. до н. э.



Г-жа Макбреарти и другие указывают на то, что около 130 тыс. лет назад уровень моря повысился и драгоценные археологические слои оказались смыты с побережья Южной Африки. Возможно, именно этим и объясняется сравнительно небольшое количество находок, относящихся к предшествующим временам. Если мы соединим африканскую историю символизма с более поздней евразийской, то получим, по мнению г-жи Макбреарти, картину очень постепенного развития культуры, безо всяких скачков.

Г-н Мелларс основывает свою концепцию на евразийских находках. Но революция не может быть результатом переселения, считает г-жа Макбреарти. В основе культуры мигрантов то, что было приобретено ими на родине, то есть в Африке.

Возможно также, что Африка вовсе не была центром развития культуры. В испанской пещере Эль-Кастильо обнаружены изображения, которым примерно 40 тыс. лет. По некоторым оценкам, к тому времени человек разумный, шедший с востока, ещё не добрался до этих мест. Кто же был автором этих замечательных животных, отпечатков ладоней и загадочных узоров из точек? Неужели неандертальцы? Неужели символической культурой обладали и те, кого мы привыкли считать тупоумными «качками», которых наши предки без труда согнали с насиженных мест?

Хронология человеческих достижений, по Макбреарти.



Если принимать гипотезу о том, что символизм появился до «человеческой революции», то ответ вполне может оказаться утвердительным. Гоминины покидали Африку задолго до того, как это сделал человек разумный, и предки неандертальцев могли принести символическое поведение в Испанию, пока Homo sapiens развивал его на юге Африки. И тогда становится понятным, почему человек разумный ладил с другими видами, попав в Евразию. Возможно, параллельно с межвидовым скрещиванием имела место интеграция культур: хотя сапиенсы существенно превосходили своих новых соседей по многим параметрам, в своей символической основе культуры были схожи.

Учёные, которые не поддерживают ни тот ни другой лагерь, склоняются к промежуточной точке зрения. Вероятнее всего, символическое поведение действительно развивалось на протяжении сотен тысяч лет, но именно человек разумный пришёл к наиболее сложным его формам. Их переняли другие виды и распространили по свету ещё до того, как сапиенсы покинули Африку. Когда же исход состоялся, культурный обмен с неандертальцами и денисовцами привёл к более или менее резкому скачку культурного развития.

Нельзя отрицать того, что время от времени развитие культуры действительно ускоряется, и тут можно вспомнить не только неолит, но и промышленную революцию. В то же время глупо отрицать, что в периоды между этой акселерацией не изобретается ничего важного. Бывает так, что проходит немало времени между появлением чего-то нового и его повсеместным распространением. Возможно, то, что некоторым кажется революцией верхнего палеолита, в действительности было периодом широкого внедрения давно изобретённых технологий.

Изделия людей, живших в пещере Бордер на юге Африки 44 тыс. лет назад. До недавнего времени считалось, что подобные «колечки» человек начал изготавливать на 20 тыс. лет позднее. (Фото Lucinda Blackwell.)

Наскальная живопись из пещеры Эль-Кастильо. Некоторые видят здесь лодки.

Сочинение

Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности.

Раннее творчество Пастернака окрашено символистическими тенденциями, с присущими этому направлению метафорами, образностью. Но уже довольно скоро поэт примыкает к футуристической группе \"Центрифуга\". В 1917 г. он пишет для нее статью о творчестве В. Маяковского, где высказывает два требования, которые, по его мнению, применимы к настоящему поэту. Обоим требованиям отвечала поэзия Маяковского. Во-первых, поэт должен обладать ясностью творчества; во-вторых, нести ответственность перед временем, вечностью, которая является истинным судьей настоящего поэта. Творчество поэта, по мнению Пастернака, измеряется и оценивается категориями вечности, только произведения настоящего мастера могут быть бессмертны. Такое понимание творчества будет характерно для Пастернака на протяжении всего его литературного и жизненного пути.

Через некоторое время Пастернак решает, что не хочет следовать никакому литературному течению, заявляя о себе как об оригинальном поэте. Ему были тесны рамки эстетических правил того или иного направления, и он стал выходить в своих стихотворениях за их пределы. Анализируя творчество этого периода, можно говорить о том, что Пастернак стал акцентировать свой талант на простоте и ясности изложения, понятности образов, близости читателю.

С выходом в свет нового сборника стихотворений \"Сестра моя – жизнь\" по-иному зазвучала и тема поэта и поэзии у Пастернака. В цикле \"Занятие философией\" читатель видит попытки поэта дать философское определение творчеству. Таковы, например, стихотворения \"Определение поэзии\", \"Определение души\", \"Определение творчества\". Но опять же Пастернак возвращается к рассмотрению связи творчества с вечностью – со вселенной.

Время шло, и миропонимание поэта менялось. К моменту издания романа \"Доктор Живаго\" размышления Пастернака о роли и предназначении творчества достигли своего апогея. Главный герой романа Юрий Живаго почти идентично воспроизводит взгляды самого автора. Несомненно, Живаго – натура творческая; в одном из писем Пастернак даже писал: \"Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским\". Обнаруженные после смерти Живаго стихи, которые он написал когда-то давно, доказывают авторскую идею бессмертия поэта.

Для понимания того, как раскрывалась эта тема в позднем творчестве, стоит проанализировать стихотворения из последнего сборника Пастернака \"Когда разгуляется\".

\"Быть знаменитым некрасиво\" содержит в себе четкое определение, каким должен быть истинный поэт. По Пастернаку, ему просто нельзя быть известным, \"над рукописями трястись\", он не должен знать успеха. \"Цель творчества – самоотдача\", и это главная цель поэзии для него. Здесь он опять формулирует два требования поэта, но уже несколько по-другому: необходима ясность и простота, а также творчество поэта должно быть самобытно, индивидуально. Добавляет он то, что поэт должен быть близок реальным жизненным проблемам.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

В стихотворении \"Ночь\" героем является летчик, отождествленный здесь с поэтом. Летчик пролетает над миром, созерцая и являясь одновременно частью этого мира, неразрывно с ним связанной:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Постоянные повторы создают эффект постоянного движения; Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем.

Помимо всего сказанного выше, Пастернак также является очень христианским поэтом, и, соответственно, творчество для него – это божий дар; он принимает жизнь такой, какая она есть, и при этом пропагандирует абсолютную свободу творчества. И извечный конфликт поэта и толпы Пастернак решал путем их сближения – это-то и есть суть творчества, в поэзии должны отражаться как серьезные конфликты, так и мелочи жизни.