Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

На кого поступить чтобы стать ученым. Магия слов и чисел

Казалось бы, что может быть более неблагодарным делом, чем заниматься наукой? Постоянное обучение, исследования, бумажная волокита, научные конференции – все это при минимуме дохода и ограниченном свободном времени. Но что же на самом деле привлекает молодых людей становиться учеными? Опросив своих коллег, мне удалось составить список причин, которые подвигли современное поколение .

Причина №1. Я стану великим ученым и совершу революцию в своей области

Действительно, если энтузиазм молодых людей направить в правильное русло, то можно воспитать в них гениальных . Профессия ученого наиболее привлекательна именно своей практической составляющей. Свободный выбор направления исследований принято считать несомненным плюсом научной карьеры. В отличии от любой другой сферы, в науке вектор развития не диктуется высшим . Напротив - в научной среде профессора, деканы и заведующие лабораториями поощряют самостоятельное мышление своих молодых научных работников. Более того, часто область деятельности ученого выходит за пределы чисто научной проблематики - это административная работа, преподавание, работа в промышленности, в комиссиях и т.п. Таким образом, каждый может выбрать множество различных путей развития своей карьеры с учетом того, как меняются с течением времени его интересы, приоритеты и цели.

Что же касается революционных открытий, то по статистике каждая десятая научная идея имеет большое значение для развития человечества. Непосредственное участие в научных открытиях, пусть даже очень скромных, представляет собой колоссальный опыт и дает возможность понять,оценить и насладиться происходящим в науке в целом.

Причина №2. Я буду много путешествовать, продвигая свои идеи по миру

Конференции, повышение квалификации, обучающие программы, гранты – это неотъемлемая часть научной деятельности. В результате можно действительно повидать мир, узнать много нового как для своей тематики, так и для общего развития, завязать полезные и интересные знакомства. При выборе научной карьеры перед вами открывается целая вселенная нового и увлекательного. Трудно переоценить роль профессии ученого в развитии международного сотрудничества. Члены национальных академий наук и международных научных сообществ могут преодолеть политические, религиозные и языковые барьеры, общаясь друг с другом на языке науки. Ученые могут гордиться тем, что результаты их труда объединяют мир и улучшают качество жизни людей. Кроме того, международные проблемы науки и образования привносят много интересного в личную жизнь ученых.

Причина № 3. Я буду работать в дружной команде интеллектуалов

Научная деятельность содержит мощный социальный фактор. Работа хорошей исследовательской команды не только результативна в смысле науки, но дает также ощущение второй семьи. Это совместное времяпровождение, перерывы на кофе, вечеринки, пикники. Именно во время таких неформальных встреч часто рождаются новые интересные идеи. Командные исследования способствуют установлению дружеских отношений, а отсутствие жесткой иерархии, характерное для научного сообщества, лишь стимулирует этот процесс. Общение с профессорами зачастую принимает вид наставничества, когда молодые ученые консультируются у научного руководителя относительно своих исследований и диссертационных наработок.

Причина № 4. Я буду иметь свободный график работы

Ученые в значительной степени освобождены от жесткого рабочего графика. В любое удобное время можно сделать перерыв на обед, а не обедать в строго отведенные для этого часы. Таким образом, свой рабочий день, неделю, месяц можно планировать самостоятельно. Что же касается рабочего места – зачастую кафе или даже пляж являются более благоприятным местом для работы над рукописью, чем офис, где постоянно на что-то нужно отвлекаться.

При этом нельзя недооценивать научную деятельность. Из-за того, что научная работа требует неограниченного времени, ученые чаще всего трудоголики, а не лентяи. Они утром, и вечером, и по выходным. Преимуществом такого графика является то, что можно самим определять удобное время для отдыха или для выполнения необходимых семейных дел. Это ваше время, и вы сами им управляете до тех пор, пока вы заслуживаете этой гибкости, будучи ответственным и продуктивным в своих исследованиях.

Причина №5. Я стану отличным наставником для будущих поколений

Работа ученых, как правило, сосредоточена на проблемах, которые они считают интересными, хотя есть в этом часто и доля лукавства. В отдельных случаях исследования или новые технологии могут быть сразу же внедрены в виде нового лекарственного препарата или устройства. Однако даже если эта цель и не будет достигнута, добросовестно полученные научные знания делают более глубоким понимание мира, в котором мы живем, а это обязательно принесет свои плоды в будущем.

Знания в чистом виде или способ применить их на практике – это то, чем может гордиться ученый. своих знаний и наставничество также является важным вкладом в развитие общества. Каждый ученый может сделать свой собственный вклад – например, давая лекции школьникам и студентам, преподавая в университете, выступая перед широкой общественностью.

Профессия ученого имеет ряд своих особенностей, минусов и плюсов. Наука – увлекательный и всегда новый мир,который позволяет всесторонне себя развивать. Но все-таки решающим фактором при выборе профессии являются личные предпочтения, ведь очень важно любить свою работу по-настоящему.

Валерий Митрофанов

Известный американский астрофизик Кип Торн, в прошлом году получивший Нобелевскую премию по физике за поимку гравитационных волн, часто говорит, что этого открытия могло и не быть, если бы в своё время он не познакомился с Владимиром Борисовичем Брагинским. Этот советский физик-теоретик был учителем и другом Торна. По словам американца, на создание детектора LIGO, обнаружившего гравитационные волны, его вдохновил именно Владимир Борисович.
Два года назад Брагинского не стало, но он всё же застал тот день, когда были зарегистрированы гравитационные волны. Он был и моим учителем. Вообще, он основал в МГУ собственную школу теоретической и экспериментальной физики. Но что такое научная школа? И остаётся ли она после ухода лидера?
Часто размышляю над этим, работая со студентами, вспоминая, как Брагинский учил меня и моих сверстников. Я даже попытался сформулировать основные принципы его научной школы - стараюсь их поддерживать на факультете. Это такие базовые вещи, которые, на мой взгляд, могут помочь в воспитании, причём не только физика, но и успешного профессионала в любой другой сфере, даже не связанной с наукой.

Валерий Митрофанов

Доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики колебаний физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, руководитель московской группы коллаборации LIGO.

Первый принцип

Нужно уметь ясно выражать свои мысли

Первый принцип: нужно уметь ясно выражать свои мысли, доносить их до адресата чётко и максимально понятно. Для учёного это особенно важно, ведь значительная часть его работы - написание и реферирование научных статей. Не изложишь ясно результаты своего эксперимента - считай, его и вовсе не было. Владимир Борисович прекрасно писал статьи. Как он учил нас этому? Как вообще можно научить писать хорошие статьи и понятно выражать то, что у тебя в голове?
Давайте представим на примере. Как это обычно у нас бывало? Статью начинает меньшой балда, студент то есть. Чтобы никого не обижать, пусть это буду я в ученические годы. Вот приношу я свою работу Брагинскому и говорю: «Написал». Ну, он, понятное дело, сначала покритикует. Иногда в очень жёсткой форме - так, что тебе, бедному юному созданию, становится очень плохо. Но потом, вопреки ожиданиям, он не говорит: «Иди и перепиши с учётом моих комментариев», а берёт и пишет сам. Ему было важно, чтобы студент увидел свою работу в сравнении с работой профессионала. Ученик потом быстро понимает - сверяет предложения и видит, что он не сумел выразить, что раскрыл не так или не в полной мере, почему так получилось.

Второй принцип

Учить лучше всего на личном примере

Из этого вытекает второй принцип Брагинского: учить лучше всего на личном примере. Несмотря на свой статус, Владимир Борисович никогда не переставал сам заниматься наукой. Он делал все расчёты по экспериментам. Пусть в упрощённой форме, но просчитывал первые этапы, чтобы понять, возможно тут оптимальное решение или нет, и грамотно поставить задачу. А дальше коллеги и ученики уже занимались сложными, изощрёнными выкладками. Далеко не все физики, сделав себе имя и завоевав авторитет, остаются действующими учёными. Брагинскому важно было постоянно заниматься исследованиями. Был в этом и педагогический смысл. Такой подход - обучение на личном примере - полезно распространять не только на написание научных статей и решение физических задач. Это хорошо работает в жизни. Мне кажется, только так и можно научить подрастающего человека поступать нравственно и благородно - совершая нравственные и благородные поступки на его глазах.

Третий принцип

Ни в коем случае нельзя обманывать себя

Четвёртый принцип

Чтобы расти, нужно браться за задачи, которые в настоящее время кажутся неразрешимыми

Ещё один постулат: чтобы расти, нужно браться за задачи, которые в настоящее время кажутся неразрешимыми. Брагинский считал, что только так можно подогреть интерес, научный азарт и обеспечить постоянное развитие. Это хорошо, когда человек не видит потолка, тянется к чему-то большему и, как правило, достигает новых высот. Например, одной из его любимых задач была следующая: как создать такие условия, и возможно ли вообще их создать, при которых поведение обычного макрообъекта - например, кирпича - описывалось бы законами квантовой механики.

Пятый принцип

Каждый твой собеседник - полноправная личность

Пятый принцип: каждый твой собеседник - полноправная личность. Даже если ты взрослый и авторитетный, ты должен уважать младшего, признавать мнение студента. Пусть даже этот студент двоечник. В любом человеке надо видеть личность, только тогда можно найти верный подход, понять человека, заинтересовать его. Готовность учителя к контакту помогает ученику быть смелее, раскрыться, научиться продуктивно спорить, отстаивать свою позицию, доказывать, быть самостоятельным. В школе я был отличником и мало спорил со взрослыми, но с Брагинским спорил, он сам это поощрял. Я ему говорил: «Это не получится». Он отвечал: «А почему? Докажите расчётами, что не получится». И очень часто он был прав. Но без этих столкновений я, наверное, не научился бы видеть процесс целиком - как совокупность действий, верно предполагать исход. Так воспитывается научная интуиция.
Я очень стараюсь культивировать эти принципы на факультете. Раскрою один секрет - эту хитрость, кажется, применял и Брагинский в отношении нас, своих учеников. Иногда, чтобы пробудить интерес к теме, нужно подкинуть неправильную идею, такую, чтобы у ученика возник диссонанс, желание поспорить и предложить свою идею, которая на самом деле окажется верной. Но это будет его верная идея! Студент будет с удовольствием с ней работать.

Шестой принцип

Никогда не впадать в эйфорию

И, пожалуй, последний, но не менее важный принцип: никогда не впадать в эйфорию. Даже если правильно что-то решил, эксперимент получился - всё равно нельзя. Это категорически запрещено! Я бы даже сказал, запрещено природой. Потому что от великой радости ты расслабляешься. А физика - это строгая наука. Это сложные системы, установки, на которые влияет множество факторов. Когда человек уж очень сильно радуется, он становится невнимательным, не учитывает все факторы и изменения - и всё может пойти насмарку. Но если так случилось, впадать в отчаяние тоже нельзя. Настоящий учёный никогда не теряет головы.

    Задавайте себе вопросы по любому поводу.

    • Настоящие ученые задают вопросы по поводу и без повода. Они интересуются информацией на тему прочитанного и услышанного. Они никогда не принимают полученную информацию за чистую монету и горят желанием удостовериться в ее правдивости.
    • Если какой-то факт кажется недостоверным, это так и есть! Даже если кажется, что все правильно, убедитесь, что вы работаете с фактами.
  1. Проявляйте любопытство.

    • Ученые любопытны от природы. Они хотят знать все!
    • Вам также нужно проявлять естественное любопытство. Попытайтесь выяснить, почему все происходит именно так и не иначе.
  2. Формируйте завершенное мнение.

    • Принимайте разные стороны в споре и предоставляйте максимум информации для формирования мнения.
    • Делайте собственные выводы. Не стоит перенимать чужое мнение. Это очень важно для ученого.
  3. Меняйте свою точку зрения.

    • Ученому нужно быть готовым изменить свое мнение, когда он получает информацию, которая опровергает его предыдущие взгляды. Это одно из самых важных умений для ученого.
    • Будьте открыты и не бойтесь ошибаться ради поиска правды.
  4. Избегайте двойственного мнения.

    • Не позволяйте своим личным переживаниям влиять на свои действия и информацию, которую вы предоставляете другим людям.
    • Если вы с чем-то не согласны, это не значит, что это неправда.
    • Признавайте правдивость информации и не позволяйте сомнению омрачить ваши выводы.

    Обучение за пределами образовательной системы

    1. Много читайте.

      • Лучший способ получения информации за рамками формального образования – чтение. Читайте книги при каждой удобной возможности. Чтение, само по себе, может сделать из вас ученого (ведь ученый – это тот, кто постоянно учится).
      • Можете читать покупные книги, но не забывайте посещать библиотеку (городскую, школьную, институтскую) и брать книги бесплатно! Также можно брать книги на время у друзей или родственников или находить их по объявлениям типа «Отдам даром» (иногда люди раздают или распродают за символическую плату целую домашнюю библиотеку).
      • Многие книги стали общественным достоянием, и вы можете скачать их в интернете, не нарушая ничьих прав. Самый известный проект – это проект под названием «Гутенберг», но также существует возможность скачать книги через программу Amazon"s Kindle.
    2. Посещайте учебные занятия.

      • Знали ли вы о том, что занятия можно посещать и не для получения ученой степени? Если вы заинтересованы в изучении определенного навыка или изучения темы, вы можете посетить неполный курс занятий. Некоторые занятия могут предоставляться бесплатно.
      • Поговорите с администрацией учебного заведения о возможности посещения лекционных занятий (это значит, что вы посещаете занятия, но не выполняете домашнего задания, контрольных работ и не получаете диплома или зачета).
      • Вы можете поговорить непосредственно с преподавателем, чтобы выработать стратегию обучения.
    3. Занимайтесь самообразованием.

      • У вас есть возможность самостоятельно получать информацию и вырабатывать нужные навыки. Человек учится в процессе деятельности, поэтому начните что-то делать!
      • Заниматься самообразованием можно с помощью книг и других материалов. Можно также учиться в процессе деятельности. Убедитесь, что вы все делаете правильно!
      • Вам потребуется огромная целеустремленность, но все в ваших руках! Не сдавайтесь!
    4. Учитесь у других людей.

      • У вас будет возможность выучить много тем и совершенствовать умения посредством общения с экспертом. Этот процесс имеет название «наставничество».
      • Найдите человека, который занимается тем, чему бы вы хотели научиться. Предложите оплатить его помощь или предоставить бесплатную консультацию, чтобы наставник показал вам, что нужно делать.
      • Такой принцип больше подходит для умений, чем для предметов научного цикла, но, может быть, у вас получится найти помощника, который сможет порекомендовать вам хорошие книги или другие методы обучения.

    Поступление в достойное учебное заведение

    1. Получайте хорошие оценки в школе.

      • Получение хороших баллов в старшей школе (или подобном заведении в вашей стране) на протяжении последних двух лет учебы является важным фактором. Колледжи и университеты будут учитывать ваши баллы при поступлении.
      • Вы будете получать хорошие оценки, если будете прилежно учиться, внимательно слушать на уроке и выполнять все задания.
      • Попросите дополнительную помощь у своих учителей. Общайтесь с ними, чтобы улучшить свои результаты.
    2. Выполняйте больше необходимого минимума.

      • Если вы будете выполнять минимальный объем работы, вы не сможете никого этим удивить, поэтому постарайтесь и приложите максимум усилий.
      • Посещайте дополнительные аудиторные занятия в местном колледже во время учебы в старших классах или работы. Можно заниматься волонтерской деятельностью или зарабатыванием денег вне школы.
      • Если дополнительные занятия соответствуют желаемой степени в колледже, вам будет намного легче. Подобный опыт выглядит многообещающе в резюме при поступлении в колледж.
    3. Выучите несколько иностранных языков.

      • Владение иностранным языком полезно не только в жизни. Это обязательное требование для получения степени! Продемонстрируйте в колледже свое владение языком.
      • Можно обучаться языку в частном порядке, в школе, на курсах в университете или в интернете! Отличными вариантами для изучения языка онлайн являются LiveMocha и Duolingo.
      • Выберите язык, который пригодится вам для обучения. Выбор непопулярного языка не принесет пользы при поступлении в колледж. Некоторые языки более полезны, чем остальные. Это касается некоторых регионов и степеней.
      • Знание одного или двух иностранных языков очень пригодится для чтения научных трудов и публикаций, не переведенных на русский язык. Английский необходим современному ученому, но пригодятся также французский, немецкий, испанский, итальянский, а в некоторых областях – латынь.
      • Возможно, вас заинтересует арабский, персидский или турецкий. Многие ученые были родом с Аравийского полуострова, из Юго-Восточной Азии, Оттоманской империи или Персии (в наши дни – Иран).
    4. Изучайте психологию и философию.

      • Психология понадобится, так как наверняка вам придется иметь дело с трудными людьми, и вам нужно понимать человеческую природу.
      • Изучение философии разовьет ваше мышление. Вы сможете думать больше и глубже, чем раньше.
    5. Сдайте экзамены на «отлично».

      • Хорошие баллы на выпускных экзаменах будут иметь огромное значение в процессе поступления. Чем лучше баллы, тем престижнее университет.
      • Получить хорошие баллы можно в том случае, если вы будете учить материал заранее (в том числе, и перед контрольной работой), и выполняйте пробные контрольные работы.
      • Узнайте, можно ли сдать экзамен или тест несколько раз.
      • Не стоит думать, что получение среднего или плохого балла повлияет на достижение желаемого результата. Можно поступить в один колледж, а затем перевестись в другой.
    6. Напишите хорошее эссе.

      • Качество эссе для поступления имеет огромное значение. Хорошее эссе поможет вам поступить в колледж, даже если результаты теста окажутся ниже среднего.
      • Прочитайте информацию об учебном заведении, чтобы понять, чего от вас ожидают, и напишите эссе в соответствии с требованиями.
      • Поставьте перед собой задачу написать по-настоящему уникальное эссе, если вы хотите попасть в число студентов. В зависимости от учебного заведения напишите что-то необычное или продемонстрируйте научное мышление.

    Получение образования в колледже/университете

    1. С самого начала обучения поставьте перед собой конкретные цели.

      • Если вы с самого начала знаете, какую степень вы бы хотели получить в вузе, это значительно облегчит ситуацию. Знание своих желаний позволит вам выбрать нужные предметы и отбросить все ненужное.
      • Изменение своего мнения – это нормально. Все это может помочь.
      • Максимально эффективно используйте время, проведенное в высшем учебном заведении, чтобы понять, что вам нужно учить, и чем вы хотите заниматься по жизни. Получение опыта в волонтерской деятельности поможет определиться с целью.
    2. Потратьте время на обучение.

      • Выделите максимальное количество времени на учебу и получение хороших баллов. Работайте продуктивно.
      • Конспектирование и внимательность на уроке поможет вам хорошо учиться. Совершенствуйте эти навыки, чтобы преуспеть в учебе.
      • Есть вариант учиться самостоятельно или в группе людей. Выберите то, что подходит именно вам. Работа с другими людьми предоставит возможность воспользоваться их конспектами.
      • Просите о помощи в случае необходимости. Можно попросить своих одноклассников, воспользоваться ресурсами учебного центра или записаться на консультацию к профессору/ помощнику учителя.
    3. Выберите нужные предметы.

      • Получение научной степени состоит из посещения определенного набора предметов. Убедитесь, что вы правильно выбрали предметы и сможете вовремя получить степень.
      • Выбирайте предметы, которые соответствуют нескольким требованиям для получения степени, чтобы ускорить процесс получения квалификации.
      • Постарайтесь выбирать только те предметы, которые относятся к вашей будущей профессии или работе. Набор определенных предметов поможет вам подготовиться к выпускному экзамену.
    4. Хорошо пишите научные работы.

      • Научные работы играют огромную роль в определении ваших баллов, поэтому их качество поможет вам обеспечить хорошие результаты. В большинстве учебных заведений требуется пример сочинения в процессе поступления.
      • Почитайте качественные примеры работ, чтобы получить представление о правильной структуре эссе и аргументации.
      • Стремитесь к совершенству. Оригинальное результативное исследование поможет отметить вашу склонность к научной деятельности.
      • Предоставьте себе достаточное количество времени, чтобы написать черновой вариант сочинения, показать его профессору до окончания срока сдачи и получить отзыв до того, как написать окончательный вариант работы.
      • Сделайте несколько черновых вариантов. Убедитесь, что вы успеваете проделать редактирование!
    5. Подружитесь с преподавателями.

      • Хорошие отношения с преподавателем подразумевают не только получение лучших баллов, потому что вы ему нравитесь. Ваш преподаватель может стать пропуском в аспирантуру, а в будущем – вашим коллегой.
      • Воспользуйтесь преимуществом консультаций. Убедитесь, что вы не отнимаете у преподавателя его личное время. Задавайте только актуальные вопросы и внимательно слушайте ответы.
      • Также у вас есть шанс понравиться преподавателю, если вы будете активно участвовать в обсуждении вопросах. Сядьте поближе к доске, задавайте вопросы, отвечайте на них, принимайте участие в групповых дискуссиях.
      • Вы можете поговорить с преподавателем и попросить совета. Он также заинтересован в вашем успехе и будет рад, если сможет дать вам несколько советов по поводу работы и достижения результатов в определенной сфере.
    6. Получите необходимые ученые степени.

      • Для некоторых ученых достаточно получить степень магистра. Остальным потребуется степень кандидата или доктора наук.
      • Все это значит, что если вы хотите потратить всю жизнь на научную деятельность, вам нужно поступить в аспирантуру. Помните о том, что ваше образование будет длиться 8 лет и больше после окончания школы!
      • В аспирантуру поступают после окончания университета. Там вам нужно будет не только учиться, но и писать статьи, работать над диссертацией, а если аспирантура очная, то, вероятнее всего, еще и преподавать.
      • Не стоит беспокоиться по этому поводу. Аспирантура отличается от обычной школы, и, в некоторой степени, учиться здесь намного проще. Когда вы уясните суть, вы будете чувствовать себя как рыба в воде.
    7. Серьезно занимайтесь наукой после окончания вуза. Если вы хотите сделать академическую карьеру, вам необходимо получить степень кандидата наук (чтобы стать доцентом), а в будущем и доктора (чтобы стать профессором). Чтобы преуспеть, вам понадобится как можно больше публикаций в авторитетных научных изданиях.

    8. Занимайтесь другими видами научной деятельности.

      • Во время обучения в школе у вас есть возможность заниматься в научных кружках. Это увлекательный способ расширить ваш кругозор.
      • У вас есть возможность читать для себя и открывать сферу собственных научных интересов.
      • Также можно заняться групповыми видами деятельности, если вы компанейский человек. К примеру, можно записаться в дискуссионный клуб.

    Работа после получения образования

    1. Найдите работу.

      • Как только вы получите степень, вам нужно найти работу в сфере преподавания или исследований. Преподавание в университете – самая распространенное занятие для ученого.
      • Возможно, в вашем учебном заведении есть центр, которые поможет вам устроиться на работу после выпуска.
      • Постарайтесь найти работу со всеми преимуществами и хорошей зарплатой.
      • Постарайтесь найти работу в колледже или университете, чтобы иметь под рукой доступные ресурсы, которых нет в других заведениях.
    2. Проводите занятия.

      • Если вас примут на полный рабочий день, ваша загруженность день ото дня будет зависеть от расписания. Помимо чтения лекций, проведения семинаров и приема зачетов, вам нужно будет готовиться к занятиям, проверять работы, писать методические материалы и (самое неприятное в отечественных вузах) бесчисленные отчеты.
      • На должности доцента и профессора происходит периодическое переизбрание. Учитывается не только ваша степень и опыт работы, но и ваша исследовательская деятельность и наличие публикаций.
      • Если вы занимаетесь инженерией или естественными науками, узнайте об исследовательских возможностях в вузе, оснащении лабораторий, финансировании разработок и подобных вещах.
      • Если вы станете преподавателем, вам придется вести свой предмет. Некоторые предметы будут иметь непосредственное отношение к изученному материалу, но скорее всего, вам придется приложить максимум усилий, особенно в начале преподавательской карьеры.
      • Это значит, что вам придется выступать перед огромным количеством людей. Иногда их будет очень много, если вы будете вести лекции для первокурсников в большой аудитории.
      • Не смущайтесь. У вас будет практика преподавания в аспирантуре, и ваш факультет предоставит вам поддержку. Может быть, ваши студенты нервничают даже больше, чем вы сами, потому что им хочется получить хорошие баллы!
    3. Продолжайте учиться.

      • Настоящий ученый учится всю свою жизнь. Если вы закончили высшее учебное заведение, это не значит, что ваше обучение завершено.
      • Продолжайте читать в свободное время. Как правило, нужно читать научные журналы, чтобы быть в курсе последних достижений в вашей сфере деятельности. Еще раз повторим: без английского языка вам не обойтись.
      • Если есть возможность, ездите в другие страны для повышения квалификации и обмена опытом. Во многих сферах деятельности поездки за границу помогут вам представить, чем занимаются ваши коллеги в других странах, и получить доступ к материалам, которых нет в вашем заведении.
      • Получите несколько степеней. Иногда ученые возвращаются в вузы, чтобы получить степень в другой области. Таким образом, у них есть возможность продвигаться по карьерной лестнице и искать точки соприкосновения с другими сферами деятельности.
    4. Посещайте конференции.

      • Конференции – это специальные собрания ученых, работающих над конкретной проблемой. Ученые собираются вместе, чтобы предоставить результаты своих исследований и поучиться у своих коллег.
      • Можно представить и свои результаты, но большую часть времени вы будете слушать выступления других людей и общаться с коллегами.
      • Некоторые конференции могут проводиться в конкретном городе или регионе, но вы также можете посетить международные конференции.
      • Поверьте нам: на конференциях может быть интереснее, чем вы думаете. На самом деле это возможность потусоваться и выпить с другими такими же учеными.
    5. Оставайтесь в курсе последних изменений и открытий в вашей сфере, а также посещайте деловые конференции. Вам следует читать новые публикации каждый день, что не должно составить особого труда, если вы по-настоящему любите свое дело. (Если нет, возможно, вам и не стоит преподавать этот предмет.)

      • Если вы хотите стать хорошим преподавателем, вы должны постоянно расширять познания по предмету. Содержание учебников устаревает, но от вас студенты должны получать актуальную информацию. Не отставайте ни на шаг от развития науки и от своих коллег.
      • Общение и сотрудничество со специалистами в вашей области благоприятствует и вашим собственным исследованиям.
      • Джордж Бернард Шоу сказал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас по-прежнему будет по одному яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Не бойтесь делиться идеями; не бойтесь, что их украдут. Когда люди выслушивают вас и комментируют, развивают или критикуют ваши идеи, это помогает вам усилить собственную позицию и выработать контраргументацию.
      • Вы также будете писать статьи для периодических изданий, работы для конференции и книги для публикации. Если ваше исследование будет достаточно оригинальным и значимым, это добавит престижа университету, в котором вы работаете, и поможет привлечь студентов и гранты.
    • Как правило, в библиотеках есть консультант, которые специализируется на конкретной теме. Этот человек поможет вам выучить больше информации и предоставит вам лучшие книги при необходимости.

А.М. Новиков

КАК СТАТЬ УЧЕНЫМ

К карьере ученого необходимо готовить себя с детских лет. Во-первых, необходима любознательность – вопрос «почему?» неотступно преследует ученого всю жизнь. Необходимо любить учиться - ученый учится всю жизнь. Ведь слова «учение», «ученик» и «ученый» - одного корня. Ученым называется человек не только по тому, что он «выученный», но и потому, что он учится постоянно, на протяжении всей жизни, вплоть до смерти. Кому учеба не в радость, кому учеба надоедает, тот может и не думать о карьере ученого. Но учеба учебе рознь – ведь круглые отличники крайне редко становятся настоящими учеными: у такого «отличника» основная цель – выучить материал. И за этим он ничего другого не видит. А когда надо уже не учить, а что-то конкретное делать самому, отличник теряется – он к этому никак не приспособлен.

Во-вторых, необходима вдумчивость, усидчивость, упорство в достижении целей. Сначала учебных, потом уже научных. Голова ученого постоянно занята какими-то проблемами. Мысли неотвязно преследуют ученого, как говориться, «ни сна, ни отдыха...».

В-третьих, для будущего ученого необходим романтический склад души. Необходимо уметь мечтать, необходимо уметь переживать. Ведь вроде бы «суха теория...». Да, результаты научной работы сухи, в них не может быть и не должно быть эмоций. Но процесс научного исследования для ученого насыщен сильнейшими эмоциями! Что-то не получается, что-то получается, но не так, как хотелось бы, в чем-то тебя не признают и т.д. и т.п. Вся жизнь ученого – это богатейшая палитра эмоций. Но если художник, композитор «выплескивают» свои эмоции на полотно, в музыкальное произведение, то эмоции ученого остаются в нем самом, внутри. И даже делиться своими эмоциями с другими коллегами у ученых не принято – делятся лишь сухими результатами. Для развития «научной романтики» весьма полезны книги о великих ученых из серии «Жизнь замечательных людей», а также художественные романы о деятельности ученых А. Кронина, С. Моэма, В. Каверина и др.

В-четвертых, необходимо с детства, с юности воспитать в себе критическое отношение ко всему на свете: почему это так как мне говорят, пишут? А почему нельзя иначе? А как еще можно объяснить это явление? А зачем мне это надо? Где я смогу это использовать? И т.д. Хотя, такие вопросы чаще всего вызывают бешенство школьных, да и вузовских педагогов, поскольку спрашивающий ученик «мешает проходить программу». Но это качество – критического отношения ко всему на свете, сомнения во всем – необходимый атрибут настоящего ученого.

В-пятых. Необходимо готовить себя и к скудным материальным возможностям. Ведь на начальных этапах зарплата младшего научного сотрудника или ассистента очень невелика. Относительный материальный достаток приходит позже. И вообще занятия наукой не приносят больших доходов. Если человек хочет жить «богато», получать, иметь много денег – ему не место в науке. Здесь есть интересный момент. Ученые в некоторой степени относятся с «завистью» к менеджерам, банкирам, чиновникам – что их доходы зачастую в десятки, сотни раз больше – наверное, и я мог бы быть таким же. Но те, в свою очередь, завидуют ученым – они кандидаты, доктора, профессора – к ним почтительное отношение со стороны окружающих. Кроме того, ученый сеет «разумное, доброе, вечное». Его книги остаются на книжных полках библиотек навечно, а результаты «деловых» людей сиюминутны, эфемерны, призрачны. Ну что же, как говорится, «каждому свое». Есть одно существенное преимущество профессии ученого. Общеизвестный факт: ученые, как правило, долго живут. Интенсивная умственная работа способствует долголетию, не дает организму стареть.

В шестых. Для ученого необходимо понимание окружающих. В первую очередь, в семье. Внешне, со стороны непосвященных людей, ученый вроде бы ничего не делает. Ну, подумаешь, сидит, читает или пишет, а то и вовсе просто сидит – думает. Разве это работа?! Когда-то давно, в молодости, один мой коллега-ровесник, талантливый молодой ученый женился на поварихе. Теща была заведующей той же столовой. И вот жена и теща изводили парня: вот мы целыми днями топчемся у горячей плиты, устаем до смерти. А ты бездельник! Сидишь целыми днями за письменным столом, ничего не делаешь, на работу редко ходишь. Парень был слабохарактерным, дело кончилось печально – суицидом.

Еще один момент. Голова ученого постоянно занята мыслями о своих научных проблемах: и днем и ночью, и на работе и на досуге, и в выходные и в отпуске. Постоянно. Известна масса анекдотов о рассеянности ученых – они имеют под собой реальную основу – ведь ученый поглощен своими проблемами и бытовые мелочи для него несущественны. А это вызывает зачастую большие сложности в семейных отношениях: муж как бы дома, рядом с женой и в то же время в мыслях «отсутствует». А для женщины, как говорится, «женское счастье – был бы милый рядом...». Даже бытует среди ученых такая поговорка: «Сколько жен надо иметь ученому? Как минимум две: первой сказал, что пошел ко второй, второй сказал, что пошел к первой, а сам пошел в лабораторию». Те же проблемы, только в несколько ином звучании и у женщины-ученого.

Поэтому лучше, когда в семье и муж, и жена научные работники. Лично у меня так и сложилось. И очень удачно. А своему сыну я еще во времена его юности говорил: «тебе надо жениться на дочери профессора». На что он мне отвечал: «А у меня нет знакомых профессоров». Но со временем так оно и получилось.

В-седьмых. В самом начале научной деятельности научному работнику приходиться решать очень узкие частные задачи. Это неизбежный этап – учиться надо вначале на простом. И здесь необходимо терпение и самоограничение. Ведь человеку, приходящему в науку хочется сразу заниматься «глобальными» проблемами. Так, чтобы сразу «перевернуть все здание науки!». Но такого не бывает. Учиться начинают на малом. И те молодые люди, которые на смогли пойти на такое самоограничение, спустя какое-то время, разочаровавшись, уходили из науки. А таких талантливых молодых людей я на своем веку встречал немало. Лишь после защиты кандидатской диссертации исследователь начинает расширять круг своих интересов. А уже после защиты докторской может уже заниматься чем угодно (в хорошем смысле), браться за решение «глобальных проблем».

Лично у меня на заре моей научной деятельности тоже были огромные амбиции. Но, с другой стороны, я вообще не понимал, о чем люди говорят на заседаниях Ученого совета, и откровенно засыпал. А общие собрания Академии педагогических наук СССР (нас, сотрудников академических институтов обязывали на них присутствовать) вообще были мне неинтересны, и я их избегал оригинальным способом. Собрания проходили в Московском доме учителя, где зал был небольшой. Я появлялся в фойе, чтобы меня видели, дожидался, пока все места будут заняты, и спокойно уезжал в свою лабораторию: «мест не хватило».

Какими науками заниматься? Это неважно. Все науки чрезвычайно интересны и занимательны. Я, например, собирался стать физиком, а стал педагогом. И нисколько об этом не жалею. Мне довелось по жизни глубоко, на профессиональном уровне вникать в психологию, физиологию, в кибернетику, в системный анализ, в теорию управления. И все было чрезвычайно интересно. Другое дело, что, идя в науку, поступая в аспирантуру или на должность младшего научного сотрудника, ассистента, следует поинтересоваться: какие в этой организации – вузе, в НИИ традиции и условия для научного роста. Если в среднем молодой ученый защищает кандидатскую диссертацию через 3-5 лет – это нормально. Если через 10, а то и вовсе молодежь не защищается – в такую организацию идти нежелательно.

Кроме того, есть различия приоритетов индивидуальных и коллективных исследований. В математике, в общественных и гуманитарных науках исследования носят, как правило, индивидуальный характер. В физике, в технике исследования чаще всего коллективные. Ведь, к примеру, создание нового самолета, ракеты, или исследования на ускорителях, колайзерах требуют усилий сотен, тысяч ученых. В индивидуальных исследованиях есть бόльшие возможности для продвижения, научного роста. Но ученый работает чаще всего в одиночку и сам отвечает за свои результаты. В коллективных исследованиях возможности для научного роста каждого исследователя скромнее, но зато есть дружная работа в коллективе.

  • Во-первых, это углубленное изучение интересующего предмета,
  • во-вторых – участие в различных предметных конкурсах, олимпиадах (школьных, городских, областных и так далее),
  • а в третьих – возможность заниматься научной работой уже со старших классов.

Важно сделать первые научные шаги уже в школе. В старших классах самые лучшие из учащихся могут быть зачислены в «Малую академию наук». Это тот первый шаг, который поможет школьнику испытать себя в качестве настоящего ученого, исследователя. Результатом обучения здесь станет защита своей первой научной работы. А для победителей конкурса научных работ – возможность поступить в университет на льготных правах.
Настоящий ученый должен иметь широкий кругозор, прочесть большое количество книг. Конечно же, особенно важна литература «по теме». Однако нужно не просто прочесть многое, а как говорится «пропустить все это через себя», усвоив все тонкости изложенной информации.
Необходима также практическая работа в лабораториях (сперва школьной, затем в вузе) по выбранному направлению.

  • Проявлять любопытство. Настоящий ученый всегда дотошен до мелочей в том, что касается поиска правды. Его интересует все на свете.
  • Проверять и сомневаться. Настоящий ученый никогда слепо не верит какой-либо информации, особенно, если она кажется ему недостоверной. Всегда все проверять самостоятельно – важное качество для ученого.
  • Не останавливаться на пути познания. Постоянное самообразование, поиск новой информации, интерес к новинкам науки и техники – то чем постоянно занимается ученый.
  • Открывать дополнительные возможности. Освоение других видов деятельности, приобретение новых знаний и навыков пригодятся ученому. Для этого можно получить дополнительное высшее образование или окончить какие-либо специальные курсы.
  • Изучать иностранные языки. Знание многих языков - это преимущество, которое позволит черпать информацию не только из отечественных научных источников. В других странах часто проводятся интересные научные исследования с получением значимых результатов.
  • После школы будущий ученый обязательно должен поступить в достойный вуз и успешно его окончить. Там под руководством опытных преподавателей, уже состоявшихся ученых, можно узнать все тонкости и подробности в выбранной сфере познания. Важно обратить внимание, что именно в вузе открываются широкие возможности для проявления своей научной индивидуальности, для проведения самостоятельной научной работы.
  • В вузе необходимо стремиться принимать участие в работе научных кружков, подготовить научные работы, участвовать в научных конкурсах. Также желательно принять в студенческих научных конференциях, которые проводятся в вузе. Так можно получить представление о наиболее актуальных направлениях исследований в данной области.
  • Самые лучшие студенты принимают участие сначала в университетских, а затем в более крупных (в масштабе всей страны) олимпиадах по выбранной специальности. Победителям открыта зеленая дорога в студенческую науку.
    Взрослая наука

Как стать ученым физиком, химиком или математиком

Каждая из областей науки по-своему захватывающая, но зависит это от индивидуальных предпочтений и наклонностей каждого.

  • Например, чтобы стать ученым-физиком, нужно хорошо разбираться в свойствах материалов, механике их движения, особенностях взаимодействия и уметь объяснять все это с точки зрения законов физики – вплоть до мельчайшего уровня, то есть до элементарных частиц.
  • Чтобы стать ученым-химиком необходимо иметь углубленное представление о химических элементах, о строении атомов и молекул, реакциях, которые происходят между различными веществами.
  • Чтобы стать настоящим ученым-математиком нужно любить числа и разнообразные расчеты так, чтобы видеть их даже во сне.

Как стать ученым биологом или ученым генетиком

  • Будущему ученому-генетику пригодятся знания в области математики, а также биологии, медицины. Если вам интересно, почему все живое выглядит именно так, почему так или иначе протекают процессы жизнедеятельности, в чем причина подверженности заболеваниям - то генетика именно та сфера, которой будущий ученый сможет посвятить себя.
  • Ученому-биологу открывается живой мир во всей своей красе. Необыкновенное многообразие животных, птиц, насекомых, растений, грибов, а также история их происхождения и развития – лишь немногое из того, что может заинтересовать биолога.

Как стать ученым астрономом

И наконец, одна из самых загадочных отраслей науки, которая влечет нас с детства. Это астрономия. Наверное, каждый из нас, где-то в глубине души, не раз устремлялся к звездам, неизведанным мирам и планетам. Все это открывается ученому-астроному, который изучает космос.

Для начала – интерес к изучению далеких галактик. Вот, что нужно начинающему ученому-астроному.

Как стать соискателем ученой степени

Но время обучения в вузе составляет, в среднем, всего 5 лет. А что же дальше? Науке конец?

Нет. Лучшим выпускникам вуза предоставляется право поступить в аспирантуру. Результатом здесь будет получение научной степени. Но это очень серьезный путь, так сказать «наука по-взрослому». Чтобы пройти его, нужно:

  • выбрать научного руководителя, который будет вести молодого ученого к заветной цели;
  • выбрать новую, важную, ранее не изученную тему;
  • досконально изучать выбранную тему;
  • излагать отдельные результаты своей работы в виде научных статей и докладов на крупных научных конференциях;
  • обмениваться опытом с другими учеными;
  • сотрудничать с научным руководителем, перенимать его опыт;
  • подготовить диссертационную работу, где будут изложены все подробности исследования;
  • успешно защитить эту работу перед ученым советом, в который входят самые передовые ученые в данной сфере.

Новые горизонты

  1. Передавать опыт. После защиты диссертации перед ученым открывается следующий аспект деятельности – преподавание. Так можно передать весь свой накопленный опыт другим начинающим ученым.
  2. Продолжать исследования . Необходимо найти такой вуз, где возможно совмещать преподавание и дальнейшие научные разработки.
  3. Не прекращать самообразование. Научно-технический прогресс не стоит на месте. Поэтому получив научную степень, ни в коем случае нельзя расслабляться. Настоящий ученый всегда осведомлен обо всех новостях в своей сфере, а также в смежных областях науки.

Возможно Вас заинтересуют.