Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Формулировка понятия чистого вещества и смеси. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Жидкие смеси в природе и быту

Существуют ли абсолютно чистые вещества? Вещества абсолютно чистые, в составе которых нет ни единого постороннего атома или молекулы? В природе таких веществ не существует. Любое вещество содержит определенное количество примесей. Даже хорошо очищенная вода не может считаться чистым веществом, так как в ней растворены кислород, углекислый газ, и другие газы, содержащиеся в воздухе. Все вещества в природе в том или ином виде являются смесями.

Если в веществе содержание посторонних веществ незначительно, то такие вещества условно считают чистыми.

Если из водопроводной воды в значительной мере удалить все растворенные в ней вещества, то такую воду можно считать чистым веществом. Растворимость газов воздуха в воде крайне мала и ею можно пренебречь.

Таким образом, все вещества и материалы в природе можно разделить на индивидуальные вещества и смеси веществ.

Представление о смесях и чистых веществах имели еще древнегреческие ученые. Согласно этим представлениям, чистое вещество состоит из частиц одного вида, а смеси состоят из различных частиц. Итак, чистое вещество состоит из одинаковых молекул, а смеси – из разных.

В смесях веществ свойства отдельных компонентов не меняются.

Смеси, в свою очередь, делят на однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные).

– смесь, в которой ее компоненты невозможно различить визуально

– смесь, в которой компоненты смеси можно различить визуально

Гомогенные смеси можно делить по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Например, воздух – это гомогенная смесь различных газов. Гомогенными смесями являются сплавы металлов, растворы соли, сахара в воде.

Гетерогенные смеси могут быть различными. Рассмотрим два примера таких смесей. Первая смесь – смесь муки и воды. В данной смеси, после ее перемешивания, частицы муки какое-то время равномерно распределены в воде. Такие смеси называют суспензиями.

Суспензия – гетерогенная смесь, в которой частицы твердого вещества равномерно распределены в жидкости

Вторая смесь состоит из воды и подсолнечного масла. Данные жидкости не смешиваются друг с другом. Но если смесь энергично перемешать, то какое-то время капельки масла будут равномерно распределены в воде. Такие смеси называются эмульсиями.

Эмульсия – гетерогенная смесь, в которой частицы одной жидкости равномерно распределены в другой

Гетерогенные смеси могут состоять и из компонентов, находящихся в одном агрегатном состоянии. Например, смесь песка и древесных опилок – гетерогенная, так как ее компоненты легко различить визуально.

Существует множество способов, при помощи которых смеси веществ можно разделить на отдельные компоненты.

Способы разделения смесей

Действие магнита (магнитная сепарация)

Если в состав смеси входят порошки металлов, обладающих магнитными свойствами, то при помощи магнита эти металлы можно извлечь из смеси. Магнитными свойствами обладают такие металлы как железо, кобальт, никель . Необходимо просто рассыпать смесь по ровной поверхности и провести над ней магнитом. Частицы металла притянутся к магниту.

Отстаивание и декантация

Некоторые смеси можно разделить при помощи отстаивания и последующего сливания слоя жидкости с осевшего вещества (декантации). Данный способ основан на различной плотности веществ. Например, смесь древесных опилок и песка можно разделить при помощи данного метода. Смесь необходимо высыпать в стакан с водой. Тяжелые частицы песка осядут на дно, а легкие опилки будут плавать на поверхности воды. Осторожным сливанием верхнего слоя с опилками смесь будет разделена

Смесь двух твёрдых веществ, сильно различающихся по плотности, удобно разделять, пропуская через неё поток воды. Раньше так выделяли крупинки золота из измельчённой золотоносной породы. Золотоносный песок помещали на наклонный жёлоб, по которому пускали струю воды. Поток воды подхватывал и уносил пустую породу, а тяжёлые крупинки золота оседали на дне жёлоба.

Разделение смеси малорастворимых друг в друге жидкостей можно провести в делительной воронке. Например, смесь бензина и воды или подсолнечного масла и воды. Такие смеси быстро расслаиваются. При помощи делительной воронки нижний слой жидкости можно аккуратно слить, а верхний слой останется в воронке.

Фильтрование

Смеси, содержащие нерастворимые в воде вещества, можно разделить фильтрованием. В лаборатории для фильтрования используют стеклянную воронку, в которую вставлен фильтр - сложенный вчетверо круг фильтровальной бумаги. Фильтровальная бумага, в отличие от обычной, не содержит клеящих веществ, поэтому легко впитывает и пропускает жидкость. Размер пор в ней таков, что позволяет отделять от раствора частицы размером больше 0,01 мм.

Например, смесь из песка и поваренной соли следует всыпать в стакан с водой и хорошо перемешать стеклянной палочкой до полного растворения соли, песок при этом не растворится. Далее песок необходимо отделить от раствора соли, это можно сделать при помощи фильтрования. Фильтром будет служить специальная фильтровальная бумага.

После фильтрования раствора песок остается на бумажном фильтре, а раствор соли будет собран в стакане или колбе.

Фильтрованием легко очистить воду или раствор от попавших туда пылинок и других загрязнений, а также отделить осадок от раствора.

В промышленности в качестве фильтров часто используют ткани. Например, на маслобойных заводах измельчённые семена подсолнечника оборачивают плотной суконной тканью и сжимают между стальными плитами.

Растительное масло проходит через ткань, а внутри остаётся твёрдая масса - жмых.

Выпаривание

Метод выпаривания применяют для выделения растворителя из раствора, концентрирования раствора, кристаллизации растворенных веществ.

Раствор поваренной соли выливают в фарфоровую чашку, помещают в штативное кольцо и нагревают до полного испарения воды.

Перегонка

Способ разделения гомогенных смесей, основанный на различных температурах кипения веществ, называется перегонкой или дистилляцией.

Предположим, необходимо разделить смесь спирта и воды. Ни один из ранее рассмотренных способов не годится для разделения этой смеси.

Спирт и вода имеют различные температуры кипения. Так, вода кипит при +100°С а спирт при +78°С. При нагревании такой смеси спирт закипит раньше и начнет испаряться. Пары спирта поступают в холодильник – трубку, охлаждаемую проточной водой. В холодильнике пары спирта конденсируются в жидкость и собираются в колбе-приемнике. Вода остается в реакционной колбе. Таким образом, можно отделить спирт от воды. Схема установки для перегонки, представлена на рисунке.

  • В природе нет абсолютно чистых веществ
  • Однородная (гомогенная) смесь – смесь, в которой все ее компоненты находятся в одном агрегатном состоянии
  • Неоднородная (гетерогенная) смесь – смесь, в которой компоненты смеси находятся в различных агрегатных состояниях
  • Суспензия – гетерогенная смесь, в которой частицы твердого вещества равномерно распределены в жидкости
  • Эмульсия – гетерогенная смесь, в которой частицы одной жидкости равномерно распределены в другой
  • Основные способы разделения смесей: действие магнита, декантация, фильтрование, выпаривание, перегонка, экстракция

Тема. Чистые вещества и смеси.

Цели по содержанию:

Образовательная:

    сформировать понятие о чистом веществе и смеси.

Развивающая:

    сформировать умения распознавать чистые вещества и смеси;

    сформировать умения составлять план действий разделения смесей веществ;

    сформировать умения разделять смеси фильтрованием, действием магнита.

    ознакомить с понятием адсорбция, отстаивание, декантация.

Воспитательная:

    способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, адекватной оценке своей деятельности.

Ожидаемый результат : Каждый ученик должен четко представлять понятия «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексия деятельности.

Методы обучения: проблемный.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная.

Средства обучения:

    Химия «Вводный курс» – учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С. Габриеляна – М., Дрофа, 2006.

    Презентация в MS Power Point.

    Демонстрационный эксперимент:

    • Разделение смеси фильтрованием;

      Разделение смеси действием магнита.

Оборудование и вещества: Компьютер, проектор.

    Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества): Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.

Ход урока

А) Мотивационно-ориентировочный этап.

I. Организационный момент.

Приветствие, выявление эмоционального настроения у учащихся.

Что такое массовая доля растворенного вещества (это отношение растворенного вещества к массе раствора ).

В чем измеряется массовая доля (в процентах )

Где можно и нужно использовать знания о приготовлении растворов?

В каких областях народного хозяйства можно использовать растворы и

Какие вам известны профессий в данных отраслях?

В домашних условиях (подкормка комнатных цветов, использование правильного количества чистящих веществ)

В пищевой промышленности (повара, технологи )

В сельском хозяйстве (агрономы рассчитывают удобрения для выращивания растений)

В аптеках ( фармакологи )

В медицине ( очень важны медсестры, потому что они занимаются разведением лекарств, и врачи, потому что они назначают лекарства )

В строительстве (маляр, штукатур , множество строительных смесей, разведение клея )

II. Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.

Беседой выясним вопросы :

? Как выдумаете растворы, полученные при смешивании соли и воды, сахара и воды это чистые вещества?

? А знаете ли Вы какую воду называют дистиллированной? (чистую ), а что представляет собой морская вода? (смесь веществ ).

А теперь давай те запишем тему сегодняшнего занятия: «Чистые вещества и смеси»

? А что Вы хотели бы узнать по данной теме? Какие бы цели Вы поставили перед собой на сегодняшнем занятии?

Цели урока обсуждаются с учащимися и как результат совместных действий.

Выяснить:

    Какое вещество считают чистым.

    Что такое смесь?

    Какие бывают смеси?

    Какими способами можно разделить смеси?

Б) Операционно-исполнительный этап.

1. Объяснение нового материала.

а) Чистое вещество.

А теперь приступим к реализации поставленных целей.

Учитель демонстрирует слайд и поясняет условия эксперимента (в двух сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду). Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах.

Ученики обсуждают результаты эксперимента. Сам собой напрашивается вопрос-проблема , которую озвучивает учитель, «Почему у морской воды t кип не постоянная в разные промежутки времени, по сравнению с t кип дистиллированной воды».

Учащиеся делают вывод, что соленость морской воды влияет на t кип . С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).

Демонстрируется слайд

Ребята записывают в листе учёта знаний выводы.

Учитель дополняет , что в чистом веществе могут содержаться примеси, если в незначительных количествах, то они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода.

б) Смеси и их классификация .

Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе (раствор поваренной соли, речной песок и вода, смесь опилок и кнопок, смесь порошка серы и железных опилок, морская вода), и примеры смесей, представленные на слайде.

Далее ребята дают определение смеси , как комбинации их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом . Эта формулировка появляется на слайде.

Учащиеся фиксируют содержание слайда в листе учёта знаний.

Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др.

А можем ли мы различить эти газы в воздухе нашего класса? (нет).

(Демонстрируется слайд «Состав воздуха», на который можно перейти по гиперссылке Воздух предыдущего слайда. По окончании рассказа, щелчок на стрелочку слева внизу переместит на слайд «Классификация смесей»).

А почему? ( т.к. это бесцветные, газообразные вещества . Они одинаковы по агрегатному состоянию.)

Далее педагог обращает внимание учащихся на то что, неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).

Учащиеся выполняют задание: приводят примеры однородных и неоднородных смесей из общего списка смесей. (см. выше). Проверка выполненных заданий.

Дополнительный материал рассказывает учитель, если позволяет время на занятии . [Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит хотя ничтожное малое количество примесей.]

в) Основные способы разделения смеси.

А теперь поговорим о способах разделения смесей в зависимости от вида смеси.

Демонстрация схемы способов очистки смесей в зависимости от вида смеси.

«Разделение смеси серы с железом»

Демонстрация способов разделения смесей: фильтрования, отстаивания, действия магнитом.

Работа с текстом 8-10 мин

Какая информация для вас знакома, вы слышали о ней, использовали ее в своей жизни (информация о активированном угле, использование в медицине, какие профессии вам известны; противогазы используют пожарные, военные, ученые)

В) Оценочно-рефлексивный этап.

Рефлексивный тест :

    Я узнал(а) много нового.

    Мне это пригодится в жизни.

    На уроке было над чем подумать.

    На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

    На уроке я поработал(а) добросовестно.

После выполнения теста учитель просит поднять руки тех учащихся, у которых поставлено в тесте 5 плюсов, затем тех, у которых 4 и 3 плюса.

Или в качестве рефлексии – беседа по вопросам:

А) Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Б) Что запомнилось?
В) Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

Дз: параграф 12,16, привести примеры различных неоднородных смесей и способы их разделения

1. Что такое чистые вещества?

Чистые вещества – вещества, которые имеют постоянный качественный и количественный состав.
Смеси –
это многокомпонентные системы, в которых свойства веществ сохраняются.
Неоднородные смеси –
это гетерогенные системы, в которых обнаруживается поверхность раздела фаз.
Однородные смеси –
это гомогенные системы, в которых невооружённым глазом поверхность раздела фаз не обнаруживается.

2. Чем смеси отличаются от чистых веществ?
В смеси свойства компонентов сохраняются, состав смеси непостоянен.

3. Подчеркните названия чистых веществ: сталь, алюминий , кока-кола, кислород, спиртовой раствор иода, поваренная соль , морская вода, воздух, железо , почва, дистиллированная вода .

4. Чтобы выявить свойства вещества, нужно брать для исследования чистые вещества, потому что смеси, т.е. компоненты смесей, будут мешать исследованию.

5. Зачем нужно разделение смесей?
Для того, чтобы получить чистые вещества.

6. На чем основано разделение смесей?
На различных химических свойствах их компонентов.

7. Метод фильтрования основан на выделении веществ из неоднородной смеси, образованной растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

8. Метод отстаивания основан на различии в плотностях веществ, смешанных с водой.

9. Метод выпаривания основан на разных температурах кипения компонентов смеси, выделяют таким образом вещества из гомогенной смеси.

10. Метод дистилляции (перегонки) основан на разделении однородных смесей путём испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров.

11. Метод кристаллизации основан на частичном упаривании воды, при охлаждении растворённое вещество выделяется в виде кристаллов.

12. Метод хроматографии основан на различном поглощении разделяемых веществ поверхностью другого вещества.

13. В сахарный песок случайно попали древесные опилки. Опишите способ, которым можно очистить сахар от примесей.

1) растворить в воде;
2) отфильтровать – отделить опилки;
3)выпарить – на дне чашки останется сахар.

14. Опишите способ, которым можно разделить смесь, состоящую из речного песка, древесных опилок и поваренной соли.

1) растворить в воде – соль растворится, а песок, как более тяжёлый осядет на дне;
2) отфильтровать опилки;
3) выпарить воду – на дне чашки останется поваренная соль.

15. При исследовании образца воды было выявлено, что в воде содержатся нерастворимые частички твердого вещества (предположительно древесные стружки), несмешивающаяся с водой жидкость (возможно масло). Образец имеет неприятный запах и неестественный цвет, кроме того, содержит растворенную соль. Как очистить такую воду? Опишите последовательность операций.

1) отделить воду от масла делительной воронкой – отделится масло;
2) отфильтровать – отделятся древесные стружки;
3) выпарить – на дне чашки останется соль, которая была растворена в воде.

Тема: Разделение смесей

Цель:

1) построение знаний о чистых веществах и смесях;

2) формирование знаний о способах разделения смесей;

3) отработка практических умений и навыков разделения смесей

Ход урока:

1. Стадия вызова

Учитель наливает в стакан воду из-под крана.

- Скажите, что у меня в стакане? (вода)

- Мы можем, эту воду использовать для изучения свойств воды? (Нет, она не чистая)

- Что в воде находится еще? (Ответы детей: хлорка, соли, ржавчина)

- Значит в стакане не просто вода?

- Как мы можем назвать, то, что находится в стакане? (смесь)

- Какие смеси вам известны из вашего жизненного опыта?

- Значит для того, чтобы изучать свойства вещества нужно его очистить.

- Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (варианты предлагают учащиеся)

2. Стадия содержания

Смеси: однородные и неоднородные

Попробуйте дать определение этим смесям.
- Существуют разные способы очистки веществ. Сегодня я предлагаю вам, познакомится с некоторыми из них. (Сократовский диалог – все -1-2-3-4-все)

Способы очистки веществ: Фильтрование 1 с. 86 - 87 Адсорбция 2 с. 87 - 88 Дистилляция 3 с. 89-90 Кристаллизация 4 с 90-91

Давайте все вместе зададим вопросы, на которые постараемся найти ответы, используя вопросительные слова:

Что такое?

Какие?

Каким Образом?

На каких?

Где?

(работа в группе, совместное обсуждение точности вопросов)

В группе разделите номера с 1 по 4.

Каждый из вас отвечает за свой способ разделения смеси, после завершения работы с текстом вы должны ответить на вопросы своим партнерам по группе.
(хранитель времени, сигнальные карточки, колокольчик.)

Наш лаборант случайно в баночку с медным купоросом высыпала песок. Сможем ли мы, помочь разделить эту смесь.
Каким образом обсудите в группе, и предложите план разделения смеси.

1. Растворить смесь в воде.

2. Профильтровать.

3. Выпарить.

(Инструктаж ТБ, уточнение деталей работы)

3. Стадия рефлексии

Оформление практической работы в тетради по плану:
1. Что делали?

2. Что наблюдали?

3. Рисунок.

4. Вывод.

Фильтрованием можно …

ЧИСТОЕ ВЕЩЕСТВО ЧИСТОЕ ВЕЩЕСТВО

ЧИ́СТОЕ ВЕЩЕСТВО́ (идеально чистое вещество), простое или сложное вещество, обладающее только одному ему присущим комплексом постоянных свойств, которые обусловлены определенным набором атомов и молекул. К числу таких свойств относится требование химической (отсутствие посторонних атомов) чистоты и физического (отсутствие структурных дефектов) совершенства. В отдельных случаях оно может быть дополнено требованием изотопической чистоты, предусматривающей отсутствие в чистом веществе примесей его изотопов, продукты распада которых могут менять желательные свойства. Требования физического совершенства могут быть дополнены требованиями кристаллохимической чистоты, выражающимися в отсутствии в чистом веществе полиморфных фаз.
Понятие идеально чистое вещество имеет такой же абстрактный характер, как, например, абсолютный нуль температуры или идеальный газ, и получить идеально чистое вещество также невозможно. Причиной этого являются ограничения кинетического и термодинамического характера. Первое проявляется в том, что скорость очистки веществ от примеси прямо пропорциональна концентрации и падает по мере ее уменьшения. Поэтому чем более высокой степени чистоты требуется получить вещество, тем с большими затратами энергии и времени это будет связано, т.е. снизить содержание примеси в 10 раз с 1 до 0,1%(по массе) можно намного дешевле и быстрее, чем также в 10 раз, но с 10 -4 до 10 -5 %(по массе). Снижение на один порядок содержания той или иной примеси, начиная с 10 -3 %(по массе), требует применения специальных методов очистки.
Сохранить первоначальную чистоту трудно из-за второго ограничения, так как процесс загрязнения вещества, т.е. разупорядочения системы, протекает самопроизвольно: получить абсолютно чистое вещество невозможно.
Чистота реально существующих чистых веществ носит относительный характер. Ее оценивают по содержанию в веществе посторонних примесей. Число их может быть достаточно велико. Так в относительно чистом фосфиде галлия, с суммарной концентрацией примеси 10 -5 %(по массе) масс-спектральным методом анализа было обнаружено 72 примеси. При увеличении чувствительности анализа количество обнаруженных в чистом веществе примесей, соответственно, возрастает.
Особо чистые вещества используют в основном для специальных целей – при производстве полупроводниковых материалов и приборов, в радио- и квантовой электронике. В этом случае требования по чистоте предъявляются как к основным материалам, так и к вспомогательным, используемым в процессе производства: вода, газы, химические реактивы, материалы контейнеров. Работать с продуктами особой чистоты, содержащими примеси порядка 10 -5 % и ниже, достаточно сложно. Выработка такой продукции требует специально оборудованных помещений с тщательно профильтрованным воздухом, полного отсутствия металлических предметов, использования посуды из пластмасс особых типов. Применение дистиллированной воды (даже дважды пли трижды перегнанной) абсолютно недопустимо - можно применять лишь воду, прошедшую дополнительную очистку с помощью ионитов. Строжайшие меры принимаются также для устранения возможности попадания каких-либо загрязнений от работающих. Для этой цели, в частности, используется лавсановая спецодежда (не дающая ворсинок), особые туфли и резиновые перчатки.
Маркировка
По существующему в России положению для реактивов установлены квалификации "чистый" (Ч), "чистый для анализа" (ЧДА.), "химически чистый" (ХЧ) и "особо чистый" (ОСЧ.), последняя иногда делится на несколько марок. Реактивы квалификации "чистый" применяются в самых разнообразных лабораторных работах как учебного, так и производственного характера. Реактивы "чистые для анализа", как показывает само название, предназначены для аналитических работ, выполняемых с большой точностью. Содержание примесей в препаратах ЧДА настолько мало, что обычно не вносит заметных погрешностей в результаты анализа. Эти реактивы вполне могут быть использованы в научно-исследовательских работах. Наконец, реактивы квалификации "химически чистый" предназначены для ответственных научных исследований, они используются также в аналитических лабораториях в качестве веществ, по которым устанавливаются титры рабочих растворов. Эти три квалификации охватывают все реактивы общего назначения.
В зарубежной практике помимо выражения концентрации примеси в чистом веществе в атомных процентах и процентах по массе, часто применяют более мелкие единицы: 0/00 – промилле, ppm – часть на миллион или грамм на тонну; ppb – часть на биллон (миллиард) или милиграмм на тонну; очень редко ppT – часть на триллион.
Чистые вещества, содержание лимитируемых примесей в которых находится на уровне от 10 -6 до 10 -7 %(по массе), а сумма остальных примесей 10 -3 10 -4 %(по массе), относятся к классу особо чистых веществ (ОСЧ). Они предназначены лишь для специальных целей. Вещества особой чистоты делятся на три класса. Класс А делится на подклассы А1 (содержание основного вещества 99,9%) и А2 (99,99% основного вещества). Цифра после буквы А характеризует число девяток после запятой. Соответственно содержанию основного вещества различают подклассы В3, В4, В5 и В6. Наконец, ультрачистые вещества обрадуют класс С, делящийся на подклассы С7-С10.
Чистоту вещества характеризуют также по суммарному содержанию определенного числа микропримесей. В маркировку особо чистых веществ помимо наименования марки ОСЧ входят две цифры. Первая обозначает количество лимитируемых примесей, вторая – показатель отрицательной степени их суммы, выраженной в процентах по массе. Например, для особо чистого SiO2 нормируется десять примесей (Аl, В, Fe, Са, Mg, Na, Р, Ti, Sn, Рb), причем общее содержание их не превышает 1.10 -5 %. Для такого препарата устанавливается индекс "ОСЧ-10-5".


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ЧИСТОЕ ВЕЩЕСТВО" в других словарях:

    Чистое вещество элементы или соединения, их растворы, сплавы, смеси и т. д. характеризующиеся содержанием примесей ниже определенного предела. Этот предел определяется свойствами, получением или использованием веществ и, как… … Википедия

    чистое вещество - grynoji medžiaga statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. pure substance vok. reiner Substanz, f rus. чистое вещество, n pranc. substance pure, f … Fizikos terminų žodynas

    особо чистое вещество - ypač gryna medžiaga statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. highly purified material vok. Reinststoff, m; Reinstsubstanz, f rus. особо чистое вещество, n pranc. substance de très grande pureté, f … Radioelektronikos terminų žodynas

    химическое вещество - 2.6 химическое вещество: Химический элемент или химическое соединение, существующие в природе или полученные искусственно. Источник: ГОСТ 30333 2007: Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования оригинал докум … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    У этого термина существуют и другие значения, см. Химия (значения). Химия (от араб. کيمياء‎‎, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта, чернозёма и свинца «черная… … Википедия

    Общие Систематическое н … Википедия

    - (берлинка) весьма употребительная краска, представляющая в сухом виде темно синие некристаллические массы с красновато медным металлическим блеском, без запаха и вкуса. Слабые кислоты на нее не действуют, едкие щелочи разлагают с выделением окиси … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Кокаин … Википедия

    КРИОПРОВОДНИКИ, металлы, удельное сопротивление которых при охлаждении снижается плавно, без скачков и достигает малых значений при криогенных температурах (см. Низкие температуры (см. НИЗКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ)). Снижение сопротивления криопроводников… … Энциклопедический словарь

Задачи: сформировать у учащихся понятие о чистом веществе и смеси веществ; раскрыть значение смесей в жизни человека и в природе; познакомить со способами разделения смесей, формировать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Планируемые результаты: знать: понятия "чистое вещество", "смесь"; способы разделения смесей; уметь: различать чистое вещество и смесь; работать с лабораторным оборудованием; освоить простейшие способы очистки веществ; применять полученные навыки и умения по очистке веществ в быту; делать выводы на основе результатов эксперимента.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: рассказ учителя, тестирование, беседа, демонстрация опыта, самостоятельная работа в группах по разноуровневым заданиям, лабораторная работа, составление обобщающей схемы, сообщения учащихся, выполнение упражнений.

Оборудование: бланки с тестом, бланки для самостоятельной работы. Оборудование для самостоятельной работы:

Вариант - I: стакан со смесью древесных, медных и железных опилок, магнит, 2 чистых стакана; инструкция к опыту, штатив с кольцом.

Вариант - II: стакан со смесью песка и подкрашенной водой, 2 фильтра, стакан с активированным углем, стеклянная палочка, воронка, 2 чистых стакана, инструкция к опыту, штатив с кольцом.

Вариант -III: магнит, стакан с водой, 2 листа бумаги, шпатель, инструкция.

Ход урока

I. Организация учащихся.

II. Актуализация знании.

Учитель. Многие вещества в природе состоят из молекул. Каждое конкретное вещество состоит только из собственных ему молекул: вода -из молекул воды, озон - из молекул озона. Молекулы различаются по форме, размеру и, в свою очередь, состоят из атомов. Общее название для всех атомов с одинаковым строением - элемент. Главное свойство атомов разных элементов - способность соединяться в молекулы разных веществ - соединений.

Каждое соединение имеет своё строение: решётку. Между типом решётки, видом химической связи и свойствами веществ существует взаимосвязь.

Задание (тест). Определите, о какой кристаллической решётке идёт речь:

  1. В узлах решётки находятся ионы
  2. Между частицами данной решётки существуют очень слабые силы межмолекулярного взаимодействия.
  3. В узлах решётки находятся и атомы, и ионы.
  4. Вещества обладают высокой твёрдостью и точностью.
  5. Вещества имеют ионную связь.
  6. В узлах решётки находятся отдельные атомы
  7. В узлах решётки находятся молекулы
  8. Вещества тугоплавки и нелетучи.
  9. Вещества обладают ковкостью, пластичностью, электро- и теплопроводностью.
  10. Частицы в данной решётке соединены между собой очень прочными ковалентными связями.

Учитель. Химическое строение определяет физические свойства вещества: агрегатное состояние, цвет, запах, температуры кипения и плавления и т.д. Знание свойств необходимо, что бы применять их с пользой для себя.

На доске выстраивается схема.

Состав ->строение ->свойства ->применение.

III. Изучение новой темы.

1. Понятие о чистом веществе и смеси.

Вопрос. Что же такое чистое вещество?

Учитель. Чистое вещество - это вещество, которое состоит из одинаковых молекул или из ионных атомных или металлических кристаллов, постоянный состав которых может быть отражён с помощью единственной формулы.

Только изучение веществ в чистом виде даёт представление об их истинных физических и химических свойствах, а следовательно, позволяет правильно использовать вещества. Вместе с тем, понятие "чистое вещество" условно, так как невозможно получить абсолютно чистое вещество, оно всё равно содержит примеси других веществ. Поэтому чистым веществом считается такое вещество, в котором примеси не влияют на его физические и химические свойства.

Запись. Чистым веществом называют вещество, обладающее постоянными физическими свойствами.

Беседа. 1. Что такое смеси?

Приведите примеры смесей.

Какие способы разделения смесей вам известны? На знании каких свойств они основаны?

Учитель. Смеси - это системы состоящие из нескольких веществ - компонентов. Различные образцы смесей могут содержать одни и те же компоненты в любых соотношениях. Находясь в смеси с другими веществами, каждое из них сохраняет свои индивидуальные свойства, так что свойства смеси определяются суммой свойств её составных частей.

Демонстрация опыта. Разделение смеси растительного масла с водой с помощью делительной воронки.

Вопрос. Какие различия в физических свойствах веществ легли в основу данного способа разделения смеси? (различная плотность)

Учитель. Смеси могут быть однородными и неоднородными. Однородными называют такие смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, образующих смесь. Растворы, смеси газов и некоторые твёрдые смеси являются однородными.

Неоднородные смеси - это смеси, в которых невооружённым глазом или с помощью микроскопа можно заметить частицы веществ, составляющих смесь. Это мутная вода, бетонный раствор.

Задание. Приведите примеры однородных и неоднородных смесей.

2. Самостоятельная работа (групповая).

Цель: уметь различать чистое вещество и смесь, выработать умение находить рациональные способы разделения смесей, проводить простейший химический эксперимент.

Задания для 1-го варианта

Лёд, медь, туман, стекло, сода.

Назовите компоненты смеси: воздух

Дым, речная вода, чугун, глина.

2. Назовите способ разделения смеси, необходимой для выделения:

Соли из раствора поваренной соли в воде

Меди из смеси меди и древесных опилок

Бензина и нефти

3. Осуществите разделение смеси древесных, медных и железных опилок.

Составьте отчёт о проделанной работе в виде таблицы.

Задания для II варианта.

1. Выполните одно из предложенных заданий

Выпишите в две колонки: а) смеси, б) чистые вещества.

Чугун, дым, железо, кислород, чернила.

Назовите компоненты смеси: молоко.

Выпишите в две колонки: а) однородные, б) неоднородные смеси.

Туман, молоко, нефть, природный газ.

2. Назовите способ разделения смеси, необходимый для выделения:

Глины из смеси глины с водой.

Мела из смеси мела и поваренной соли.

Кислорода из воздуха.

3. Осуществите разделение смеси песка и подкрашенной воды. Составьте отчёт о работе в виде таблицы.

Задание III-го варианта.

1. Выполните одно из предложенных заданий.

Выпишите в две колонки: а) смеси, б) чистые вещества. Алюминий, воздух, сталь, золото, чернила.

Назовите компоненты смеси туман

Выпишите в две колонки: а) однородные, б) неоднородные смеси.

Чернила, воздух, строительный раствор, глина.

2.. Назовите способ разделения смеси, необходимый для выделения:

Речного песка из смеси речного песка с водой.

Минеральных солей из почвы.

Воды из смеси воды и машинного масла.

3. Осуществите разделение смеси железных и древесных опилок из песка. Составьте отчёт в виде таблицы.

(После обсуждения результатов самостоятельной работы, составляется обобщающая схема)

3. Значение смесей в жизни человека. Сообщения учащихся.

Выводы: (формулируют учащиеся).

Чистые вещества - это вещества с постоянными физическими свойствами.

Различные образцы смесей могут содержать одни и те же компоненты в любых соотношениях, но свойства этих компонентов не зависят от состава смеси.

Смеси могут быть разделены на компоненты физическими способами.

IV. Домашнее задание.

Параграфы 23, 25, рабочая тетрадь № б с. 72

V. Закрепление рабочая тетрадь № 2 с. 72

Постарайтесь ответить на следующий вопрос: «Будет ли правильным изучать свойства воды, используя для этого морскую воду?». Естественно, нет, потому что морская вода представляет из себя не чистую H 2 O, а смесь разных веществ в ней. В первую очередь это соли (их главную массу составляет хлорид натрия), они придают морской воде своеобразный горько-соленый вкус. Абсолютно каждое вещество, которое можно выделить из воды, обладает определенными свойствами. Однако и сама вода, которая не загрязнена посторонними примесями или содержащая их чрезвычайно мало, – дистиллированная вода, обладает специфическими свойствами. Она замерзает при температуре 0°С, в то время как вода из океана – при температуре – 1,9 °С.

Природная вода не может быть совершенно чистой. Самой чистой является дождевая вода, однако и она содержит определенное количество примесей, которые захвачены из воздуха.

В повседневной жизни, мы, как правило, сталкиваемся не с чистыми веществами, а со смесями веществ. Подобные смеси могут быть неоднородными (к примеру, мутная вода из реки, содержит нерастворимые частицы песка и глины, их можно заметить невооруженным глазом) и однородными, (растворы сахара, спирта) в них нельзя заметить границу раздела между веществами.

Однородные смеси можно разделить на жидкие, твердые и газообразные. Самая важная газообразная смесь – воздух, он представляет собой смесь кислорода, азота, углекислого газа, аргона, а также других веществ. Из твердых смесей можно выделить стекло и различные сплавы – бронзу, латунь, сталь.

Состав различных смесей может быть достаточно разнообразным, они в отличие от чистых веществ, обладают другими свойствами. Чистая вода превращается в лед при температуре 0°С, если мы растворим в ней поваренную соль, то температура ее замерзания значительно понизится. Такими методами, к примеру, пользуются обленившиеся работники городского коммунального хозяйства, когда в период сильных заморозков и гололедицы посыпают тротуары технической поваренной солью.

Состав смеси можно установить при помощи химического анализа. Подобный способ широко распространен, он необходим при решении важнейших хозяйственных проблем, а также научно-технических задач.

Контроль состояния окружающей среды невозможен без определения концентрации примесей, которые загрязняют воздух, воду и почву. При разведке различных полезных ископаемых используется анализ горных пород и руд. Вспомним Шерлока Холмса, известного сыщика, главного героя многочисленных произведений А. Конан Дойла: ему всегда удавалось определить виновность или невиновность подозреваемого при помощи химического анализа, на который уходила значительная часть свободного времени сыщика. Без химического анализа не может обойтись как археолог, так и криминалист, как медик, так и искусствовед. Кроме этого, стоит упомянуть и космические исследования, изучение атмосферных газов планет, их горных пород, изучение состава лунного грунта невозможно без проведения этого трудоемкого процесса.

При помощи особых технологий и методов с применением химического анализа можно создать особо чистые вещества, содержание примесей в них, отражающееся на их свойствах, не превышает одной стотысячной и даже одной миллионной процента. Такие вещества играют важнейшую роль в атомной энергетике, волоконной оптике, полупроводниковой промышленности. Особо чистые вещества, а точнее их свойства, необходимы для создания принципиально новых приборов либо технологических процессов.

Одной из важнейших проблем химии является очистка веществ. Для очищения природной воды от взвешенных частиц, ее пропускают через слой пористого вещества, к примеру угля, или обожженной глины. Если же идет речь о большом количестве воды, то в таких ситуациях используют фильтры из песка и гравия.

Остались вопросы? Не знаете, как сделать домашнее задание?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.