Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов. Самоанализ профессиональной деятельности учителя. Анализ работы учителя: примеры, образцы аналитических справок, отчетов

Я, Кокорская Татьяна Степановна, работаю учителем начальных классов в Астраханской средней школе. Образование - высшее. Закончила в 2011 году Академию «Көкше» г. Кокшетау по специальности учитель начальных классов. Стаж работы в данной школе - 14 лет. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила некоторый опыт обучения и воспитания учащихся.

В 2013 году была присвоена вторая квалификационная категория.

За межаттестационный период прошла курсы:

1. Современное представление и методика развития детей. Сертификат 2015 г г. Астана Центр «Педагогики и Психологии»
2. Программа обновления содержания образования в начальной школе«. Сертификат 12.07. 2016 год

АОО «НИШ» филиал ЧУ «Центр Педагогического Мастерства» г. Петропавловска

Свою педагогическую деятельность веду согласно: «Закону об Образовании, ГОСО (Государственный образовательный стандарт начального образования РК), учебным программам, инструктивно-методического письма и другим нормативным документам.

Моё педагогическое кредо:
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя», - эти слова Элберта Хаббарта стали девизом моей педагогической деятельности.

Годы обучения в начальных классах - период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождение личности, становление основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих способностей ребёнка, его индивидуальности.

Главная моя задача - научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые в повседневной жизни и дальнейшем обучении в среднем и старшем звене, помочь раскрыться маленькой личности.

Научить ребенка учиться - значит обеспечить его успехи вплоть до окончания школы. Это и есть моя основная цель.

Данная цель реализуется мною через решение следующих задач:
- развитие интереса учащихся к учебной деятельности;
- развитие творческой личности;
- обучение учащихся умению высказывать свою точку зрения, обосновывать ответы на вопросы;
- воспитание интереса к процессу познания, поиску новых источников информации, развитие познавательной активности через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения.

Моя задача - показать, что учение становится главным, ведущим видом деятельности в жизни ребенка. Развивая познавательный аспект, я формирую предпосылки для развития мотивационной сферы.

Во время обучения ребенка в начальной школе важно не упустить время и максимально использовать природные данные каждого ребенка. И на учителя начальных классов в этом плане ложится колоссальная ответственность.

Наша динамическая жизнь многое меняет и в образовании. Думаю, что сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?

Работаю второй год в новых условиях обновления содержания образования. Целью обновленной Программы является совершенствование педагогического мастерства и внедрение системы критериального оценивания.

Это помогает обновить и усовершенствовать практику работы учителя. Без оценивания невозможен учебный процесс. Оценивание играет огромную роль как для учителя, так и для самих учеников.

При традиционном оценивании мы использовали пятибалльную систему оценивания, но при этом это было не всегда объективно.

Формативное оценивание - это работа с каждым учеником, выявление его достижений, которое позволяет более точно и объективно оценить навыки и умения учащегося. Это оценивание даёт мне возможность отслеживать учебный процесс каждого ребёнка.

Для меня формативное оценивание - это процесс наблюдения за тем, как изо дня в день протекает процесс обучения. Это постоянное оценивание (безотметочное) самооценивание и взаимооценивание учащихся по определенным критериям. Очень важно, чтобы дети умели оценивать свои знания. При формативном оценивании учитель всегда рядом со своим учеником. Он даёт своему ученику «обратную связь».

«Обратная связь - это «словесная оценка» или письменный комментарий к работе. Учитель похвалил учащегося, значит, дал понять, что материал усвоен успешно, указал на недостатки в выполении какого-либо задания, не поставил оценку, но при этом оценил работу.

При формативном оценивании ученик получает право на ошибку. Дети видят, что они знают, что у них получается, над чем нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы не допускать подобные ошибки.

В практике своей работы я использую следующие виды ФО:
- «Письменные комментарии»,
- «Две звезды и одно пожелание»
- «Мини - тест», «Закончи предложения»
- «Светофор», «Большой палец» и др.

Хочется отметить положительные стороны формативного оценивания:
- позволяет ежеурочно отслеживать успехи каждого ученика в классе;
- положительно влияет на рост и развитие учебных достижений;
- создаёт условия для активного обучения;
- стимулирует учителя к дальнейшей работе с учётом результата оценивания.

Я убедилась в том, что формативное оценивание требует от учителя каждодневного кропотливого труда и определенного опыта. А результатом моей работы будут знания моих учеников, их желание учиться, быть самостоятельными.

Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности решаю задачи индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования

Процесс обучения выстраиваю по принципу: «Уча детей, учись сама». Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала.

В своей педагогической практике я применяю ряд приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, которые используютя мною на уроках в зависимости от возрастных особенностей, изучаемого материала, темы и особенности класса.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся, добиваться высоких результатов обученности.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию образовательного процесса.

В своей работе я использую проблемные методы обучения. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению способствует творческому овладению материалом, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение дает мне возможность помогать слабым ученикам, делать процесс познания для них посильным, доступным, повышать их успешность, а также способствовать реализации желания сильных учащихся быстрее продвигаться в обучении, изучать материал более глубоко. Таким образом, все учащиеся мотивированы и не теряют интереса к учёбе.

Обучение в начальной школе немыслимо без игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. В игре расширяется кругозор, формируются умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

По мере взросления все чаще привлекаю ребят к исследовательской деятельности. Использование ИКТ способствует повышению интереса к учению, помогает систематизировать материал, разнообразить формы контроля. Я использую компьютерные обучающие игры и программы, электронные учебники, тренажеры, презентации.

Обеспечение безопасности здоровья, соблюдение норм СанПИНа является обязательным в организации образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий во время урока, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом, что дает положительные результаты в обучении. На уроках мы проводим физкультминутки, разминку для глаз, делаем релаксирующие упражнения, осваиваем приемы точечного массажа и самомассажа.

В практике моей работы значительное место занимают нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-игра, интегрированный урок, урок-исследование, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-праздник и другие.

Главная задача каждого преподавателя и моя в том числе - не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

В связи с этим я выбрала тему самообразования, над которой работаю: «Повышение мотивации младших школьников через использование приёмов активного обучения».

Активные приёмы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активное обучение подразумевает ряд подходов к преподаванию и учению, которые требуютот учащихся большего участия, чем пассивное слушание учителя.

Активные методы обучения применяются мною на всех этапах урока (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия учебной деятельности).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Активные приемы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, а становится активным участником образовательного процесса.

В настоящее время в своей работе я широко использую следующие наиболле эффективные методы активного обучения:

1.Создание положительного настроя (мотивация) - эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3.Организации рефлексии и подведения итогов.

4.Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

6.Элементы - «изюминки» (интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

7. Реализация личностно ориентированного и индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

8. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Активные методы обучения помогают: развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Эта технология имеет много плюсов в нашей нелегкой работе, как раз подходит к реализации программы обновленного содержания образования РК в начальных классах.

Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников данном вопросе, их опорных знаний.

Хочется отметить, что при планировании своих уроков я уделяю большое внимание работе в группах и парах. Для этого необходимо включать в урок привычную схему технологии критического мышления: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии. Данная схема позволяет большинству детей в классе работать с информацией активно. Так как учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, то по-прежнему в классе остаются ребята, которые не умеют еще достаточно слушать и быть внимательными, отвлекаются на уроке. Работа с ними требует некоторых повторений действий. Очень радует, что при работе в парах или группах в классе есть дети, на которых можно возложить некоторые обязанности учителя. Эти дети являются моими первыми помощниками в повышении мотивации к обучению слабых детей.

Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.

Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования.

«Дорогу осилит идущий». Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на областных и районных семинарах, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки, выступаю с докладами и сообщениями перед коллегами. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу. Изучаю материал в сети творческих учителей. Являюсь активным подписчиком республиканского педагогико-методического журнала «Начальная школа».

Участвую в работе районного методического объединеия учителей начальных классов. Являюсь руководителем МО начальных классов нашей школы.

Результаты качества знаний учащихся за последние три года

Заключение

Исходя из анализа своей работы, в своей дальнейшей педагогической деятельности ставлю следующие задачи:
- активно внедрять в практику своей деятельности новые технологии обучения и воспитания;
- следовать девизу современной школы «Обучать не всех, а каждого», каждый человек - личность, и урок должен позволить проявить свою индивидуальность, тогда это будет урок для ученика и будет соответствовать всем требованиям современной школы.

Анализ собственного педагогического опыта показал, что учитель - это основная фигура при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, желанием добиться успеха в своей деятельности.

Таким образом, успех в обучении во многом зависит от личности учителя, от его желания сделать свою работу наиболее эффективной.

Я убедилась в том, что педагогическая деятельность требует от учителя каждодневного кропотливого труда и определенного опыта. А результатом работы будут знания моих учеников, их желание учиться, быть самостоятельными.

Требования к качеству преподавания и обучения в современной школе возрастает практически изо дня в день. Постоянная работа над собой, беспрерывное повышение своего профессионализма, активное самообучение — это лишь малая толика требований, предъявляемых к учителям. При этом важно, чтобы весь процесс был зафиксирован — на бумаге, на электронном носителе в виде справок, отчетов, презентаций.

В этом разделе нашего сайта мы будем публиковать разные варианты и формы анализа работы учителя: образцы самоанализа, справки и отчеты о профессиональной деятельности, информации о достижениях и пр.

Для чего нужен анализ деятельности педагога

Сам анализ работы учителя выполняет сразу несколько функций:

  • Диагностическую.
  • Самообразовательную.
  • Преобразующую.
  • Познавательную.

Совокупность этих функций дает возможность увидеть работу педагога в перспективе, правильно наметить пути развития профессионального мастерства, обозначить векторы самообразования.

Главный показатель эффективности работы учителя — это, прежде всего, качественно проведенный урок. Именно он влияет на такие критерии, как успеваемость учеников, их владение предметом, их мотивацию, а в дальнейшем и поступление в высшие учебные заведения.

Поэтому навыками анализа должны обладать не только сами учителя, но и методисты, члены администрации школы.

Виды аналитических справок

Анализ работы учителя охватывает все сферы деятельности педагога. В зависимости от цели выделяют:

  • Анализ всей педагогической деятельности учителя.
  • Анализ работы учителя над определенной темой.
  • Анализ и .
  • Анализ работы учителя как воспитателя.
  • Самоанализ учителя.

Некоторые виды аналитических справок пишутся проверяющими. Сам учитель обычно составляет самоанализ своей работы по итогам четверти, года, определенного отрезка времени, выделенного на изучение поставленной проблемы, темы.

Как составить отчет по анализу деятельности учителя

Общая аналитическая справка, оценивающая всю педагогическую деятельность учителя обычно составляется по следующей схеме:

  • Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).
  • Тема или проблема, над которой работает учитель.
  • Выбранные .
  • Какие задачи ставит перед собой учитель в своей работе.
  • Ожидаемые результаты работы, которые были запланированы в начале года.
  • Как осуществляется деятельность учителя по достижению поставленных целей.
  • Результаты работы учителя: средний балл ЗУН, количество успевающих, отстающих, итоги ГИА, ЕГЭ по предмету, открытые уроки, участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах, тематических неделях, фестивалях, индивидуальная работа с учениками, работа кружка по предмету.
  • Результаты методической работы учителя: разработка методических материалов, участите в заседании методобъединения, обобщение опыта, материалы выступлений на педагогических конференциях, анализы работы коллег.
  • Результаты работы педагога как воспитателя: работа с родителями, ведение классного руководства, совместная работа с психологом и т.д.
  • Работа учителя как члена педагогического коллектива: соблюдение трудовой дисциплины, участие в общественной жизни школы, отношения с коллективом, администрацией.
  • Культура ведения документации: планов, конспектов уроков, своевременность подачи отчетов и пр.

Это образец общей схемы составления аналитической справки, который может быть дополнен или сокращен в зависимости от цели проводимого анализа.

Резюме

Анализ работы учителя занимает одно из ведущих мест в . Анализ своей работы — это прекрасный способ продемонстрировать навыки рефлексии самого педагога, умение правильно и адекватно оценивать результаты своего труда, видеть свои недостатки, фиксировать успехи и достижения. Более того, именно анализ работы помогает выбрать правильное направление самообразования или работы над повышением квалификации.

Виды анализов работы учителя по разным направлениям

Обычно речь идет о комплексном анализе своей работы, который учителя составляют по завершении учебного года. Этот вид анализа — наиболее общий и включает в себя описание сразу всех направлений деятельности учителя:

  • Преподавание предмета с полным анализом качества знаний учащихся.
  • Методологическая работа.
  • Научно-изыскательная работа.
  • Деятельность учителя как классного руководителя.
  • Анализ внеурочной и внешкольной работы.
  • Социальная работа педагога.
  • Работа по повышению квалификации и самообразованию.

Несколько по-другому составляются анализы, преследующие конкретную цель и описывающие одну из составляющих. Например:

  • Анализ педагогической деятельности учителя.
  • Анализ учебных достижений учеников… класса по предмету.
  • Анализ работы учителя по самообразованию.
  • Анализ работы классного руководителя и пр.

Эти виды аналитических отчетов узкоспециализированы и фиксируют внимание исключительно на выбранном направлении.

Учитель - это человек,

навечно вызванный к доске,

отвечать перед детьми,

отвечать за детей.

С. Соловейчик

Об учительской профессии часто говорят: «Они сеют доброе, разумное, вечное». Именно от учителя зачастую зависит, какое начало будет в человеке - чёрное или белое, злое или доброе.

Приход в школу ребёнка является переломным моментом в его жизни. Произойдет переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым отношениям. Школа станет центром жизненных интересов вашего ребенка. Поэтому мой главный педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

Цель своей педагогической деятельности вижу в создании условий для самореализации личности ребёнка в осуществлении их позитивных возможностей через раскрытие задатков и способностей.

Эта цель определяет следующие задачи:

· развивать умения и навыки планирования и организации учебной деятельности;

· развивать творческие способности учащихся;

· регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой класса;

· формировать навыки самоконтроля;

· развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;

· развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;

· повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;

· формирование положительной «Я - концепции».

Основными задачами в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, для того чтобы учащиеся «добывали» знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.

Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

Моё педагогическое кредо: работать так, чтобы видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что же может быть лучше?

Ведущими принципами работы являются:

* Принцип обучения деятельности

Применяя этот принцип, я на каждом уроке формирую личность ученика, и его развитие продвигается вперёд не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. И главное слово здесь - сотрудничество. Не «я объясню» - мы вместе догадаемся. Не «я покажу» - мы вместе сделаем. Не «я научу» - мы вместе достигнем. И только в этом случае актуализируются личностно значимые мотивы, побуждающие к деятельности изнутри. Мои дети не просто учатся чему-то, они постоянно что-то изобретают, творят.

* Принцип минимакса

Я считаю, принцип минимакса является оптимальным для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Это очень заметно на уроках. Слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный - берёт все и идёт дальше. Все остальные размещаются в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.

*Принцип психологической комфортности

Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне добиваться глубоких и прочных знаний, а главное вызывает интерес к изучаемым предметам.

*Принцип творчества

Ведь умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.

А я уже сказала, что, применяя выше перечисленные принципы, мы на наших уроках все знания открываем только вместе с детьми в тесном сотрудничестве. Я учу учеников думать и самим принимать решения, вижу в каждом из них личность со своими интересами и склонностями, позволяю им высказывать своё мнение и слушаю все высказанные мнения, позволяю жить на уроке яркой и интересной жизнью.

В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности, личный «субъектный» опыт ребёнка, приобретённый в конкретных условиях семьи.

Убеждена, что в отношениях с детьми нужна душевность, искренность в союзе с сотрудничеством и сотворчеством. Совместная работа приносит наслаждение, увлечённость, вызывает активность и способствует проявлению лучших человеческих качеств.

Мой жизненный девиз : «Необходимо выводы поражений превращать в источники побед».

Этому я учу и своих детей. Учу воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Я считаю такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Таким образом, исходя из вышеизложенных теоретических положений, можно выделить те аспекты, которые я использую для реализации программы «Школа 2100» на своих уроках:

1. На первое место в своей работе я ставлю уважение к Личности.

2. Основными формами моей работы являются: урок, работа в парах, группах, индивидуальная работа. С помощью этих занятий учащиеся учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения. Коллектив становится дружнее и сплочённее.

3. Основные методы: частично-поисковый и проблемный, проектный метод.

Правила, которыми я руководствуюсь в своей работе:

1. Стараюсь найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.

2. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним.

3. Даю возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.

4. Если ребенку тяжело, то найду для него такое задание, которое ему по силам.

5. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

6. Помните, что ошибка одного может породить мысль другого. Не пугайтесь детских ошибок!

7. Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете.

8. Не бойтесь признаться в том, чего не знаете сами.

9. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

10. Помните, что неудачи в жизни имеют две причины - недостаток любви и заниженная самооценка, а значит, ребёнок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства. Просто любите детей и не бойтесь им показать это.

Динамика успеваемости учащихся

2008-2009

(4 «б» класс)

за год - 22 человека

2009-2010

(5 «б» класс)

I - II четверти

I четверть

23 человека

II четверть

23 человека

Процент обученности

Процент качества

Процент обученности

Процент

качества

Процент

качества

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Природоведение

На протяжении многих лет я работаю без отстающих. Это можно проследить по итоговым результатам выпуска 4 «б» класса ( 1 четверть - 23 учащихся: 2 отличника, 7 хорошистов (39%);

2 четверть - 23 учащихся: 2 отличника, 9 хорошистов (48%) ).

По отзывам учителей - предметников и классных руководителей моих выпускников, все дети обладают коммуникативными навыками, способны к самооценке и взаимооценке, умеют определять цель работы, планировать свои действия, анализировать, обобщать, работать самостоятельно, в парах, группах. По итогам I полугодия 2009-2010 учебного года из 22 выпускников в 5 «б» классе на «4» и «5» продолжили учиться - 11 учащихся (качество знаний составило (23 учащихся) 48 %), то есть подтвердили свои знания, полученные в начальной школе.

Динамика успеваемости учащихся по первому классу

Литературное чтение

Математика

Русский язык

Окружающий мир

Не знали буквы (%)

Знали буквы (%)

Читали по слогам (%)

Читали по слогам + целыми словами (%)

Беглое чтение (%)

Ориентирование на плоскости (%)

Счет в пределах 10 (прямой и обратный) (%)

Выполнение операций сложения и вычитания (%)

Сравнение множеств (%)

Развита мелкая моторика (%)

Сформированность фонематического слуха (%)

Овладение звуковым анализом (%)

Умение называть предметы и его свойства (%)

Знание времен года и его признаков (%)

Умение рассказывать по картинке (%)

На начало уч. года

26 человек

На конец уч. года

25 человек

Скорость вычислительных навыков

Скорость письма

Схема учета навыка чтения

Темп чтения: 30-40 слов

Проанализировав результаты своей деятельности, прихожу, к выводу, что выбранные мною приёмы и методы обучения дают стабильные результаты.

А результаты моей работы уже видны. Большинство учеников моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки. 2 ученика приняли участие в школьной конференции и в фестивале научных и творческих работ учащихся «Портфолио» (Кравченко Егор «Баба - Яга - удивительная героиня детских сказок» - 1место ; Мохова Алина «Чему меня учат русские народные сказки »-3место ). Ребята награждены грамотами в школе и дипломами из Москвы. 16 человек участвовали в Международном конкурсе «ЧИП».

Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни - вот основные задачи , которые я поставила перед собой, набирая первый класс.

Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.

Занятость учащихся 1 «б» класса во внеурочное время

Работа с родителями

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. В своей практике применяю следующую форму взаимодействия с родителями - сотрудничество. Работа с семьёй - одна из главных задач школы. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в 1 классе было проведено множество внеклассных мероприятий. Мы посетили музей, кинопрокат, библиотеку.

Я постоянно веду диагностическую работу с семьями учащихся (изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат). Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает им увидеть результаты своего домашнего воспитания, выяснить причины успехов и неудач в учебном труде своих детей.

Встречи на дому, в школе, приглашения на классные и общешкольные родительские собрания, беседы и индивидуальные консультации, совместная подготовка праздников помогают мне создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребенка класса и добиться положительных результатов в воспитании и обучении младших школьников.

Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства через участие в работе районного методического объединения учителей начальных классов (доклад по теме «Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению»), действующих семинаров (доклад по теме «Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики»),«Фестиваль педагогических идей», приобретаю новинки педагогической и методической литературы, выписываю журнал «Начальная школа плюс До и После», газету «Начальная школа». сотрудничаю с преподавателями ТПУ (провела 4 открытых урока), имею печатные издания

В общении с коллегами поддерживаю нормальные отношения: если надо - помогу, если не знаю что-то - спрошу.

Мне повезло, что у меня любознательные, добрые, открытые ученики, с которыми рядом я иду по жизни и решаю поставленные жизнью задачи.

Самоанализ своей работы хотелось бы завершить стихотворением

Всегда в делах,

Всегда в заботах.

Учить детей -

Моя работа.

Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результат можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛУГАНСКА

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное учреждение

«Луганская специализированная школа I - III ступеней №54»

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

за последние три учебных года

учителя начальных классов МАРЬЯНЫ ИВАНОВНЫ ДЕМЧЕНКО

Здравствуйте, я учитель начальной школы. Мы живём в современном мире, который находится в постоянном движении. Какой он современный учитель? На мой взгляд, это человек, который должен идти в ногу со временем, постоянно повышая свой педагогический уровень. Учитель - это тот, который может смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать, принимать и помогать. Это девиз моей личной профессиональной деятельности.

Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в государственном учреждении «Луганская специализированная школа I - III ступеней №54» с 2000 года. Закончила Луганский педагогический институт им. Т.Г.Шевченко в 1997 году по специальности учитель начальных классов. Образование высшее. Стаж работы в данной школе – 15 лет. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила немалый опыт обучения и воспитания учащихся.

В 2013году присвоена высшая квалификационная категория.

Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями. Одним словом, цель моей педагогической деятельности - развитие личности ребенка.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

использование технологии проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий, академических знаний, умений, навыков и развития творческих способностей младших школьников;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;

воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, формирование экологического мышления, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

создание наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей.

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?

Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой работы и исследовательской деятельности. Я всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру – дорога к сердцу ребенка.

С 2015 года работаю по УМК «Школа России», который носит личностно – ориентированный характер с приоритетом духовно – нравственного развития, обеспечивает гражданско-ориентированное образование младшего школьника, иначе говоря, предлагает воспитывать гражданина страны. Учебники позволяют организовать индивидуальную работу учащихся, подготовить учащихся к защите творческих работ, учить аргументировать и доказывать свою точку зрения. Развивающие упражнения способствуют развитию творческих способностей, интереса к предмету, углубляют формируемые знания, побуждая учащихся применять их в изменённой ситуации. Работая по данному комплексу, применяю педагогические технологии развивающего обучения: игровые технологии, технологию проектной деятельности, технологию интерактивного обучения, а также личностно-ориентированный подход в обучении.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Мультимедийные презентации, электронные тренажёры, схемы–опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.

В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А еще они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения. Также, повышению качества обученности по предметам способствует использование технологии проектной деятельности. Для выявления развития способных детей провожу олимпиады, требующие творческого подхода, привлекаю детей к участию в различных конкурсах.

Результаты качества и успеваемости обучающихся за три года

Год

Класс

Кол-во уч-ся

в классе

Отличники

Качество

Успеваемость

2013-2014

3-Б

73 %

100%

2014-2015

4-Б

68 %

100%

2015-2016

1-Б

Результаты олимпиад (участники/победители )

Год

Класс

I тур (школьный) олимпиад

II тур (городской)

олимпиад

Дистанционные олимпиады по базовым дисциплинам

2013-2014

3-Б

4 уч./3 уч.

3уч./2уч.

2014-2015

4-Б

5 уч./5 уч.

5 уч./-

4 уч./1 уч.

2015-2016

1-Б

20 уч./15 уч.

Также из таблиц видно, что у моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

дети моего класса с желанием идут в школу;

сформирован устойчивый учебно – познавательный интерес;

они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Подтверждением сказанного являются:

успеваемость и качество знаний моих выпускников высокие (% качества-65, успеваемость-100%) в 5-м классе;

все мои выпускные классы хорошо учатся, успеваемость и качество знаний стабильно высокие;

отзывы коллег об уровне обученности и воспитанности учащихся класса на методическом совете по преемственности;

отзывы родителей детей о моей работе;

мои ученики принимают активное участие в предметных олимпиадах (как в стационарных, так и в дистанционны).

Активно участвую в школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов, даю открытые уроки, в том числе и в рамках «Школы молодого учителя».

В своей работе придерживаюсь в основном системно-деятельностного подхода и нетрадиционных форм проведения уроков. Активные формы и методы, информационные технологии обучения, которые я использую в своей работе – это и есть современные достижения педагогической теории и практики.

Я считаю, что формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или ному предмету.

Применительно к начальной школе важным методом является игровой, особенно в первые два года обучения. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.

Как учитель работаю над проблемой « Реализация научно-познавательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика». Возбуждению интереса к учёбе способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий.

Цель работы над проблемой: научить добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях.

Задачи работы над проблемой:

сделать процесс познания привлекательным;

создавать ситуацию успеха на уроках;

развивать желание и умение учиться;

формировать у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;

создать условия для проявления таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты.

Я считаю, что учитель без новаций – это всегда учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя. Для достижения цели своей работы стараюсь использовать современные технологии обучения.

Представляю это в виде таблицы:

Название

Особенности

Ведущий метод

Формы работы

Игровые технологии

Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения.

Игра

Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, урок – путешествие, викторины, загадки.

Внеурочная деятельность.

Личностно-ориентирован-ные технологии

Гуманистическая и психотерапевтическая направленность. Цель: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Метод диалога, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации выбора и успеха.

Урок-творчество, урок-игра, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Исследовательские технологии

Обучение через «открытие»

Проблемное обучение, метод проектов

Экологические задачи, проекты, творческие задания наблюдения, практические занятия, опыт,

исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации.

Инормацион-но – коммуникативные технологии

Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий.

Контроль

Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и логические задания.

Внеурочная деятельность.

Здоровьесбере-гающие технологии

Направленность на потребность здорового образа жизни.

Укрепление здоровья

Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Физкультурно-оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы.

Я – классный руководитель. Большое внимание уделяю воспитательной работе в классе. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.

Для моей системы воспитательной работы, как классного руководителя, характерен аналитический подход к решению воспитательных задач. На основании проводимых исследований классного коллектива, определяю воспитательные цели и задачи. Воспитательную работу в классе планирую, исходя из анализа воспитательной работы предыдущего учебного года по следующим направлениям:

патриотическое;

гражданско-правовое;

художественно – эстетическое;

физкультурно-оздоровительное;

трудовое.

Использую разнообразные формы внеклассных занятий: классные часы- диспуты, праздники, очные и заочные экскурсии, соревнования, конкурсы. Применяю метод проектов во внеклассной работе.

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям - в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.

Было проведено множество внеклассных мероприятий: «Наш единственный корабль под названием Земля», психологический театр «Синяя птица».

Результатом воспитательной работы является то, что в классе сложилась благоприятная атмосфера, в классе нет отверженных детей, группировок, которые бы отделились от коллектива. По результатам тестирования 82% детей считают свой класс дружным. По результатам анкетирования родителей, все дети имеют друзей из своего класса, и родители поддерживают их дружбу.

Мнение родительского коллектива о результатах работы класса

Критерии

3 класс

4 класс

1 класс

1. Результаты работы классного коллектива признаны положительными

94 %

95,7 %

99 %

100

101

3класс 4класс

1 класс

2. Одобрение и поддержка родителями работы классного коллектива

96 %

96,8 %

100 %

95, 5

96,5

97,5

98, 5

99, 5

100

100, 5

3 класс 4 класс

1 класс

С целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей провожу уроки с учётом гигиенических и валеологических требований к уроку. Часто начинаю урок с энергезирующей разминки, провожу физкультминутки, с учётом медицинских показателей, делая упор на физкультминутки для глаз (в том числе и электронные физкультминутки для глаз).

Цель, которую я ставлю перед собой на ближайшее время – изучение стандартов второго поколения. Перспективы своей работы вижу в дальнейшем внедрении технологии проектной деятельности с целью повышения качества обученности, формирования ключевых компетентностей и развития творческих способностей учащихся.

Самоанализ учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы р.п. Чаадаевка

имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова

Гореловой Анны Александровны

Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова. Закончила в 2000 году Городищенское педагогическое училище по специальности преподавание в начальных классах, образование средне – специальное и факультет психологии Московской Современной Гуманитарной Академии в 2010 году, образование - высшее. Стаж работы в данной школе – 3 года, общий педагогический стаж – 7 лет. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила немалый опыт обучения и воспитания учащихся.

В настоящее время веду уроки по образовательной программе для начальных классов УМК «Гармония».

Это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему. УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора Н.Б. Истоминой. В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем. Специалисты утверждают, что любой учебник и методический комплект будет успешен от того, как методически и творчески грамотно преподносится система учителем.

Главная моя задача – научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые в повседневной жизни и дальнейшем обучении в среднем и старшем звене, помочь раскрыться маленькой личности.

Во время обучения ребенка в начальной школе важно не упустить время и максимально использовать природные данные каждого ребенка. И на учителя начальных классов в этом плане ложится колоссальная ответственность.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А еще они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.

За последние два учебных года в своей педагогической работе наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся:

при 100% успеваемости качество обучения составляет от 60% до 86%.

Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся за истекшие 2015 – 2016 гг. по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру видно, что качество знаний по русскому языку повысилось на 6%; по математике – на 13%, по литературному чтению – на 6%, по окружающему миру – на 7%.

Анализ результатов административных контрольных работ за последний год свидетельствует о высоком уровне качества знаний учащихся, составляющем:

по математике от 60% до 73%, по русскому языку от 67% до 73%, по чтению от 73% до 80%.

Активно участвую на школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов, даю открытые уроки.

В своей работе придерживаюсь в основном традиционных методик и традиционных форм проведения уроков. Но в чистом виде традиционная форма проведения урока наряду с определенными преимуществами имеет и существенные недостатки. Ведь интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения требует качественного изменения как личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе, так и внедрение инновационных технологий в практику школьной жизни.

Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или ному предмету. Применительно к начальной школе важным методом является игровой, особенно в первые два года обучения. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.

Я считаю, что учитель без новаций – это всегда учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя.

Особую роль в управлении качеством образования играют современные образовательные технологии. На своих уроках я использую педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся в некоторых же технологиям эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технология групповой работы.

Пассивное изучение любого предмета, как серьёзный недостаток можно исправить с помощью проблемного обучения. Важно отметить: без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.

Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к ещё нерешенным задачам.

«Просто «думать» не умеет никто. Думать можно только над конкретным вопросом. Умение решать задачи в большей степени сводится к обучению тому. Над чем надо думать в ходе решения». Эти слова П. Гальперина говорят о важности на уроке не простой постановки вопроса, а создания проблемной ситуации.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры,
обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции обучающихся, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Игровую технологию использую в следующих случаях:

    в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы, даже раздела учебного предмета;

    в качестве урока или его части;

    как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приемов, и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Организация групповой работы учащихся на уроке на основании звеньев из двух, трёх и четырёх учащихся в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения в целом. Помогает воспитанию у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности. Групповая работа учащихся на уроке даёт определённый эффект как в повышении успешности обучения, так и в развитии интеллектуальных возможностей обучающихся

Современный ребёнок, окружённый компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. В своей педагогической деятельности я использую Интернет ресурсы, сопровождаю уроки и мероприятия компьютерными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность урока, выходят за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют их.

Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность.

Постоянно занимаясь самообразованием, я изучила пакет программ Microsoft Office. Полученные знания по ИКТ активно используются мною в работе для подготовки к урокам, поиска информации в сети Интернет, выполнения проектной деятельности.. Несомненно, использование ИКТ даёт возможность разнообразить уроки, делает их более яркими, запоминающимися, позволяет привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отражается на знаниях учащихся, стимулирует их познавательную деятельность. Учащиеся сами участвуют в подготовке презентаций, учатся выбирать нужную и полезную информацию, активно представляют свои наработки в учебно-воспитательном процессе. Включённые в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несёт прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Создание новых средств получения информации даёт толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.

Я – классный руководитель. Большое внимание уделяю воспитательной работе в классе.

Главной целью воспитательной деятельности классного коллектива является:

Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.

Основные задачи воспитательной деятельности во 2-ом классе:

    Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности.

    Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.

    Создать условия для развития нравственных качеств личности.

    Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.

    Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Направления воспитательной работы, по которым я работала в этом учебном году: нравственное, художественно-эстетическое, гражданско-правовое, трудовое, патриотическое, экологическое, здоровый образ жизни, основы безопасности и жизнедеятельности.

По данным направлениям я проводила мероприятия:

Нравственное направление: День знаний «Мы стали на год взрослее»; «Путешествие в школу искусств»; День пожилого человека; Традиции моей семьи; День матери; Что такое хорошо и что такое плохо; Праздник вежливых наук; Друг в беде не бросит; 8 марта; Моя спортивная семья; День космонавтики; Фотография моей семьи и моего любимца; Прошай, 2 класс! Здравствуй, третий!

Художественно-эстетическое направление: выставка творческих работ из природного и бросового материала «Природа и мы»; Фабрика Деда Мороза.

Гражданско-правовое и патриотическое направления: Права и обязанности школьника; Распределение поручений в классе; День конституции. Урок России; Уроки мужества и выставка рисунков; Конкурс чтецов; Ветеран живет рядом; Открытка ветерану «Цветы Победы»; Герои России.

Трудовое и экологическое направления: Учитель! Тебе посвящается; Праздник осени; Пернатые друзья; День Земли.

Здоровый образ жизни и ОБЖ: Школа светофорных наук; День здоровья; Действия школьников при пожаре; Советы доктора Воды; Мы – спортивные ребята; Азбука безопасности; Все игры в гости к нам; Стоп! Весна идет!

Духовное воспитание: День Святого Валентина; Масленица.

Дети участвовали в подготовке и проведении праздника «Бессмертный полк».

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является гуманитарно-личностная концепция обучения и воспитания.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Нравственность», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Я стараюсь организовать работу так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.

При планировании воспитательной работы с классом охватываю такие моменты, как сплочение классного коллектива; привитие навыков культуры поведения в классе, школе, общественных местах; воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи; развитие трудовых навыков, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности; повышения интереса к учебным предметам; привитие навыков изучения природы родного края, развитие желания преумножать богатство природы и стремление к вступлению в ряды её защитников.

Дети моего класса активно участвуют во всех школьных и районных мероприятиях. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники, конкурсы). Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения было проведено множество внеклассных мероприятий.

Я в течение многих лет повышаю свою квалификацию, стараюсь быть разносторонним человеком и все свои знания донести до своих учеников.

На протяжении всего представленного периода неуспевающих обучающихся нет. Качество знаний по предметам остаётся стабильным. Учащиеся показывают положительные результаты учебной деятельности и творческого развития. Ребята стали активнее участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.