Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Дуальность человека в психологии. Дуализм (философия сознания). Упрощенное моделирование полюсов

Дуализм, имеет представление каждый Из самого названия становится понятно, что речь идет о наличии двух начал. То есть дуальность (дуализм) - это идея о существовании двух противоположных начал, которые нельзя свести одно к другому, но в то же время друг без друга они существовать не могут. Дуальности принимают форму некоторых полярных конструктов в уме человека. Ведь люди оперируют именно такими противоположными понятиями, как добро и зло, белое и черное и т.д. Принцип дуализма заключается в утверждении, что в основе всего, что есть в этом мире, лежат два противоборствующих начала. Если идти дальше, то сама жизнь есть борьба противоположностей. В покое нет жизни, развития. В борьбе рождается истина.

Метафизическое объяснение

Понятие о двух началах всего сущего древнее, как сам мир. Дуализм - это не разделение мира на два уровня, плана, это неразрывная взаимосвязь, взаимообуславливание этих противоположных начал. Как уже говорилось, без одного нет другого. Одно начало объясняется через другое. Например, без света нет тьмы, без зла нет добра и тому подобное.

Дуальность внутри нас

Согласно приверженцам дуализма, внутри самого человека также содержится дуальность. Именно она заставляет нас смотреть на мир как на противоборство несводимых начал. Как справедливо замечает человек никогда не смотрит на мир как на единое целое, он всегда разлагает действительность на бесконечное число противоположностей. Следовательно, дуализм - это наша природа. Мы как часть мира отражаем его свойства, и дуальность - тому пример.

Дуализм души и тела

Начиная с античных времен мыслителей всегда интересовало, как соотносятся тело и душа, в каких отношениях находятся эти вечные субстанции.
Существует несколько объяснений, например теория дуализма. Эта теория занимает особое положение между теорией веры, полагающей тело бренным сосудом, «тюрьмой души», и теорией отрицания, согласно которой души и вовсе нет. Приверженцы идей дуальности полагают, что тело - это совершенная субстанция, которая вполне может функционировать и без духовной составляющей. Но тело не есть человек. Суть человека, его разум и самосознание заключаются в понятии души. Последователи дуализма полагают, что душа первична, а тело является ее закономерным продолжением. Теория дуализма утверждает, что все живые существа в мире (и человек в том числе) имеют животную душу. И только человек, и то не всегда, получает духовную душу, которая и определяет его как человека. Животная душа обеспечивает жизнь тела, многие люди так и живут всю жизнь без духовной души. Таким образом, дуализм - это наиболее полное и удобное объяснение этот принцип очень распространен благодаря тому, что сознание (дух, духовная душа) и тело (материя) признаются равными по значению субстанциями, каждая выполняет свои функции, и при этом они взаимодополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, дуализм выступает как учение, которое признает наличие двух противоположных начал в каждом моменте жизни. идеальное и материальное равноправны и безотносительны. В теологии дуализм выражается в борьбе добрых и злых богов, это противоборство вечно и неизменно.

Дуальность - дополнение, разделение на дополняющие противоположности, поляризация, придание взаимоисключающих свойств.

Дуальность (символика)

Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них - символ «инь-ян ».

Идей противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя след за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью Тысячами Вещей», то есть мир сотворённый.

Дуальность в соционике

В соционике существуют также дуальные или дополняющие отношения. Дуалы - представители двух ТИПов, состоящих в дуальных интертипных отношениях. Дуальные отношения в соционике считаются максимально комфортными для личной жизни, дружбы, создания семьи.

Ссылки

Литература

  • Энциклопедия символов / сост. Рошаль В.М. - Москва: АСТ, 2005. - 1007 с. - 5100 экз . - ISBN 985-13-5049-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дуальность" в других словарях:

    В теории адронов свойство амплитуд адронных процессов в резонансной области энергий, заключающееся в возможности их двоякого описания: либо с помощью суммы резонансов прямого канала, либо с помощью суммы Редже полюсов (см. Редже полюсов метод… … Физическая энциклопедия

    ДУАЛЬНОСТЬ - знание, базирующееся на представлениях противоположности, выражаемых соответствующими понятиями: субъект – объект, сознание – материя, любовь – ненависть… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Дуальность двойственность, дополнительность. Термин используется в различных областях. Дуальность как символика, в соционике. Дуальность Ходжа в математике. Дуаль свойство вопроса в игре «Что? Где? Когда?» иметь более одного… … Википедия

    Звезда Ходжа важный линейный оператор из пространства p векторов в пространство n p форм. Метрический тензор задаёт канонический изоморфизм между пространствами p форм и p векторов, поэтому обычно звездой Ходжа называют оператор из пространства… … Википедия

    ДУАЛЬНОСТЬ СТРУКТУРЫ - (duality of structure) (в формулировке Гидденса, 1984) концепция социальной структуры, а также среды и результата социальной деятельности. См. Структура тонная теория … Большой толковый социологический словарь

    T дуальность симметрия в теории струн, применимая к струнным теориям типа IIA и IIB и двум гетеротическим струнным теориям. Преобразования Т дуальности действуют в пространствах, в которых по крайней мере одна область имеет топологию… … Википедия

    Дуализм - Дуальность (Duality) См. Двайта … Словарь йоги

    Теория суперструн Теория … Википедия

    Взаимодействие в микромире: диаграмма Фейнмана в стандартной модели и её аналог в теории струн Теория струн направление математической физики, изучающее динамику не точечных частиц, как большинство разделов физики, а одномерных протяжённых… … Википедия

    Теория струн Теория суперструн Теория … Википедия

Книги

  • Жизнь и смерть. Дуальность неделимого. Вторая книга откровений (принятие) , Виктор Николаевич Яковлев. Продолжение моего мощнейшего потока продолжается, и если ты готов взбодрить свои память, сознание и подсознание более свежими, могучими и нестандартными откровениями, тогда моя мощнейшая… электронная книга
  • Жизнь и смерть. Дуальность неделимого. Первая книга откровений (Разоблачение) , Виктор Николаевич Яковлев. Моя память, то есть книга, будет всегда идти в такт с реальностью и существованием, хотя, казалось бы, что это память. В ней ты найдешь ответы на все жизненные вопросы, которые могут…

Тот, кто занимается духовной практикой или прикладной эзотерикой, наверняка, сталкивался с таким понятием как дуальность (двойственность) мира и восприятия.

Данный термин употребляется очень часто, особенно в контексте медитаций, направленных на остановку «внутреннего диалога», что в итоге должно привести к непосредственному восприятию реальности, не двойственной и недуальной.

Но действительно ли все обстоит именно так?

Что вообще такое дуальность и почему ее нужно непременно устранить? А самое главное - а точно ли нужно выходить из дуального мира?

Ведь на самом деле, тут, как и во многих областях эзотерики и духовной практики, есть множество ловушек и иллюзий, в которые попадают те, кто привык слепо следовать традициям, а не осознанно вершить свой путь.

Дуальность и «феномены-антагонисты»

Одним из самых распространенных представлений о дуальности является тот факт, что в мире все имеет свою противоположность - земля и небо, верх и низ, день и ночь, мужчина и женщина и так далее. И как апофеоз такого представления - мир разделен на Свет и Тьму, на Добро и Зло.

В этом контексте мы не можем отрицать то, что мир, действительно, имеет множество двойственных антагонистов, которые некоторые особо рьяные современные кибер-эзотерики вообще склонны считать неким бинарным кодом мироздания.

Но… есть одно большое «но», которое рушит всю эту концепцию. А именно - в реальности нет никакого четкого разделения на «черное» и «белое», ведь есть сотни оттенков черного и белого, есть множество других цветов и так далее. То же самое можно сказать и о любом другом явлении из этого разряда.

Например, Добро и Зло. Согласитесь, если бы в жизни все так легко можно было бы разделить на крайние категории, все было бы проще, но это не так. А если еще и учесть, что Добро и Зло каждым воспринимается по-своему, то вообще возникает путаница.

Но важнее всего понять, что наличие градаций, оттенков и нюансов показывает простой факт - четкое «бинарное» разграничение любых феноменов говорит не о двойственности (дуальности) мира, а о человеческой духовной слепоте и ограниченности.

Видеть только «черное» и «белое» — это не воспринимать реальность, а продолжать пребывать в иллюзиях. Мир не дуален, он разнообразен. Дуальным может быть только восприятие изначально ограниченного существа, того, кто отказывается видеть полноту бытия.

Таким образом, важность медитации становится весьма сомнительной: зачем садиться в позу лотоса, чтобы увидеть (постичь, проникнуть) недуальный мир? Для этого вполне достаточно просто перестать себя ограничивать, перестать отворачиваться от оттенков жизни. Ведь если вдуматься, то сама по себе медитация и есть еще одно заблуждение, еще одна дуальность — мир недуальный и мир дуальный. А медитирующий (вот молодец!) из одной крайности перешел в другую.

Если говорить еще проще - зачем стремиться в недуальный мир, если он и так по определению недуальный, а многообразный? Тот, кто потратит хотя бы 10 минут своего времени на то, чтобы взглянуть на эту проблему, сняв очки «духовных авторитетов», убедится, что подобные медитации - просто ловушка сознания.

Итак, мир не дуален, а имеет оттенки. Чтобы их видеть, нужно не медитировать, а просто «шире открыть свои глаза».

Дуальность: реальность и иллюзии

Еще одной не менее распространенной «версией» видения проблемы дуальности и недуальности, является представление о том, что дуальный мир - это иллюзия, а не дуальный мир - истинная реальность. Поэтому, если медитирующий сумеет остановить «внутренний диалог» и войти в недвойственное восприятие, то он автоматически окажется в истинной реальности. Крайностью такого подхода нередко является вообще призыв отказаться от дуального мира.

Начнем по порядку.

Во-первых, как мы уже говорили выше, дуального мира не существует по определению, поэтому, фактически, никакого противопоставления между дуальным и недуальным миром нет - это лишь стереотип, «эзотерический шаблон» в головах горе-мистиков.

Во-вторых, необходимо понимать, что реальность - это не какая-то особая сакральная территория или священное время. Реальность - это состояние полной реализации.

Реальность - это не то, куда ты приходишь, а то, в чем ты пребываешь, то есть, кем являешься на самом деле. Можно быть иллюзорным в реальном мире и можно быть реальным в иллюзиях. Все решает не то, видишь ли ты дуальность или недуальность, а то, сколько реальности ты воплощаешь в себе.

Рай - это не то, куда ты придешь, а то, что создаешь вокруг себя, то же самое касается и реальности: она не награда за старания, она - следствие твоей реальной жизни, то есть такой жизни, когда ты, в первую очередь, не лжешь самому себе. Реальность наступает не когда ты весь напрягся в поисках недуального мира, а когда наконец-то расслабился и перестал себя дурачить.

В-третьих, если считать недуальный мир или восприятие реальностью, то что это значит? Это мир, где нет оттенков и нюансов? Или мир - изначальный? Допустим, мы можем провести аналогию, что дуальный мир - это цветовой спектр, а не дуальный мир - это белый свет, который раскладывается на оттенки спектра.

Но ведь и белый свет имеет свои оттенки. И вот тут, мы приходим к пониманию еще одной важной вещи - раз мир бесконечен, то в какую сторону мы бы не двигались, то постоянно будем сталкиваться с «вечностью убегания».

Иными словами, что бы мы не находили, с каким бы феноменом не сталкивались, все время будем обнаруживать его оттенки, нюансы и так далее. Иными словами, любая недуальность окажется новым уровнем дуальности, пусть более тонким, но все же…

Таким образом, иллюзия и реальность - это не дуальный или недуальный мир, а способность видеть или не видеть вечность, бесконечность. Иллюзорно лишь то, что ограничено, а реально только то, что вечно. То есть, если вы достигнете недуального восприятия, вы вновь попадете в иллюзии, так как она сама по себе будет условностью, так еще и появятся новые антагонисты - дуальность и недуальность.

Дуальность и недуальность, в чем подвох?

Итак, стоит ли стремиться к недуальному миру или нет? Правы ли древние мастера, предлагавшие своим ученикам различные медитации, способствующие непосредственному (недвойственному) восприятию? Конечно же, правы!

Но… недуальное восприятие - не панацея, не нечто, куда можно сбежать или чем можно вооружиться, как оружием, рассекающим иллюзии. Все это мы уже обговорили.

Недуальное восприятие - это всего лишь еще один из способов вступать в контакт с мирозданием и не более того. Это всего лишь еще один уровень взаимодействия с миром, который необходимо освоить, чтобы обладать объемным виденьем, но не единственный истинный способ жить.

Недуальность (недвойственность) только тогда имеет хоть какой-то смысл, когда она является чем-то одним из множества, а не одним, заменяющим множество.

Алексей Купрейчик

сложные физические системы, такие как звезды, горы и деревья, состоят из элементарных физических частиц.

Другая сущность по своей природе ментальна. По определению, «ментальное» – это нечто нефизическое, нечто скорее принципиально отличное от физического, нежели его часть или разновидность. Нет ясности в том, из чего именно состоит эта ментальная сущность, но представляется вполне естественным принять, что каким бы ни был этот «строительный материал», он такой же, как и тот, который образует нашу субъективную психологическую реальность. Следовательно, ментальность образована субъективными, качественными состояниями сознания, расположенными внутри ментального пространства,

в котором происходят осознаваемые события. Она непосредственно проявляется в наших ощущениях, восприятиях, мыслях, эмоциях, образах, субъективно переживаемых в потоке сознания. Как правило, нефизическую субстанцию изображают как некую призрачную ментальность, не зависящую не только от физической материи, но даже и от физических законов, которые правят физическим миром. Считается, что ментальность не поддается физическим измерениям и наблюдениям и, возможно, состоит из чрезвычайно деликатных, неосязаемых «атомов души», не похожих ни на какие физические частицы и существующих

в ментальном «пространстве души», лежащем за пределами физического пространства и времени.

Определение монизма

В отличие от дуалистических теорий все монистические теории исходят из того, что мир (Вселенная как единое целое) состоит исключительно из субстанции одного типа. Однако разные монистические теории расходятся в том, какова конечная природа этой фундаментальной субстанции. Согласно одним из этих теорий, сущность Вселенной материальна (материализм или физикализм), тогда как другие утверждают, что Вселенная состоит исключительно из ментальной субстанции (идеализм). Однако известны и теории, полагающие, что в своей основе Вселенная и не «ментальна», и не «материальна» (нейтральный монизм). В свое время мы вернемся к этим различиям, а сейчас более подробно рассмотрим дуалистические теории сознания.

Дуалистические теории сознания

Дуалистические теории считают само собой разумеющимся, что как физическая материя, так и субъективное сознание являются реальными феноменами, существующими независимо друг от друга. Они ничем не обязаны друг другу и существуют во Вселенной на равных. Просто они совершенно разные. Это – одна из привлекательных характеристик дуалистических теорий. Они демонстрируют одинаково уважительное отношение как к внешнему физическому миру, в основном принимая все естественные науки насколько это возможно, так и к нашему внутреннему, субъективному миру, признавая, что это особая реальность, находящаяся за пределами физической реальности.

Однако и дуалистическим теориям тоже присущи некоторые серьезные недостатки. Во-первых, они испытывают трудности, отвечая на вопрос, изкакого «материала» состоит нефизическая ментальная субстанция и где она располагается относительно физического пространства. Они говорят лишь о том, чем онане является: она не является физической. Но что значит быть нефизической или нематериальной? Если наше сознание основано на нефизической ментальной субстанции, тогда нам нужна проверяемая научная теория, описывающая и объясняющая точно, что такое ментальная субстанция, как она ведет себя и где ее можно найти. Следовательно, дуалистические теории не всегда способны

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

предложить нам убедительные решения онтологических проблем, связанных с базовой природой сознания. Но еще хуже обстоят дела, когда они пытаются ответить на вопрос о взаимоотношениях: какие именно отношения существуют между нефизической ментальной субстанцией и физическим миром, такими как наш мозг и наше тело.

Если нам что-то и известно о связи между сознанием и физической реальностью, так это то, что, похоже, эти два мира гармонично сотрудничают друг с другом всякий раз, когда мы воспринимаем внешние объекты или выполняем преднамеренные действия. С одной стороны, сенсорные органы наших тел получают физическую энергию из внешнего мира и превращают ее в нейронные сигналы, которые каким-то образом трансформируются в субъективные ощущения и восприятие в нашем внутреннем психологическом мире. С другой стороны, мы формулируем мысли и строим планы и испытываем желания и пристрастия к чему-либо в своем сознании. Одним усилием воли мы можем заставить свои мышцы, конечности и тела передвигаться в физическом пространстве «под руководством» нашего сознания и намерения. Складывается впечатление, что взаимодействие сознания и физической реальности – это «улица с двусторонним движением»: сначала внешний мир «проникает» в наше сознание, которое благодаря этому воспринимает и ощущает его, а затем наше сознание обращается к внешнему миру и, таким образом, управляет поведением тела по своему желанию.

Как правило, дуалистические теории отличаются друг от друга тем, как они отвечают на вопрос взаимоотношений, а именно на вопрос о том, какие отношения существуют между нефизической ментальной субстанцией и физическим миром, в первую очередь между нашим мозгом и телом? Известны три основные альтернативы: интеракционизм, эпифеноменализм и параллелизм.

Интеракционизм

Как следует из названия этой теории, ее основная идея заключается в двустороннем причинном взаимодействии между внешней физической реальностью и субъективной психологической реальностью, или между мозгом и сознанием. Иными словами, физические стимулы во внешнем мире (например, электромагнитная энергия в виде света) сначала воздействуют на органы чувств (например, на сетчатку глаза), затем сигнал трансформируется в нейронные импульсы, которые поступают в мозг, в первую очередь – в зрительную зону коры в затылочной области головного мозга, после чего на какой-то стадии, покрытой тайной, физическая активация мозга приходит во взаимодействие с нефизической субстанцией, или сознанием, что позволяет нам получить субъективное переживание: мы видим. Это – причинный путь «снизу вверх», путь от физического входа до осознанного выхода. Причинный путь «сверху вниз», называемый также «ментальной причинностью», проходит в противоположном направлении от сознательного «входа» (мысль, желание или намерение совершить действие) до физического действия. Рассмотрим пример. Допустим, вы чувствуете внезапное сильное желание поесть шоколада. Это желание – осознанное переживание. Оно заставляет вас оглянуться по сторонам в поисках шоколадного батончика, быстро схватить его, сунуть в рот и вонзить в него зубы. Таким образом, осознанное переживание вызывает физические изменения сначала в вашем мозге, а затем и в нейронных импульсах, идущих от мозга к мышцам. В конце концов эти изменения приводят к физическим движениям вашего тела.

Часто в нашей повседневной жизни причинные пути «снизу вверх» и «сверху вниз» образуют интерактивные сенсомоторные петли. Наступив босой ногой на колючее растение, вы чувствуете боль и настоятельную потребность избавиться от нее. Потом вы пытаетесь определить болевую точку, смотрите на пораненное место и ощупываете его, а нащупав

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

колючку, вы с облегчением выдергиваете ее. Прогуливаясь по засаженному клубникой полю

в поисках спелой красной ягоды и увидев такую (в результате нейронной активности по принципу «снизу вверх» от сетчатки глаза к зрительной коре, а далее в сознание), вы протягиваете руку, чтобы сорвать ее (в результате активности по принципу «сверху вниз», от осознанного восприятия и желания до явного физического действия).

Похоже, что причинное взаимодействие физического и нефизического миров протекает весьма гладко. Действительно, в нашей повседневной жизни нам вообще не приходится задумываться об этом. Как только мы открываем глаза, на нас начинают воздействовать физические стимулы, в результате чего возникают осознанные зрительные переживания. Мы используем свои физические тела для реализации наших намерений и для удовлетворения желаний, и, похоже, что все это работает без сбоев. Проблема заключается в том, чтобы объяснить, как именно два диаметрально противоположных мира – такие физические процессы, как нейрональная активность, и такие нефизические качественные вибрации души, как наши ощущения, мысли и желания, – вообще способны взаимодействовать друг с другом, не говоря уже о таком непосредственном взаимодействии. Иными словами, интеракционистский подход должен вооружить нас научной теорией, хотя бы предварительной, о механизмах взаимодействия двух миров.

Почему же тогда интеракционисты не предложили нам ни теории, ни хотя бы описания этих механизмов? Проблема заключается в том, что физический мир причинно замкнут

в себе, а нефизический мир, соответственно,причинно инертен (по крайней мере, по отношению к материальному). Причинная замкнутость физического мира означает, что физические события могут быть вызваны только другими физическими событиями и способны вызвать дальнейшие события, имеющие исключительно физическую природу, посредством чисто физических механизмов. Причинная обусловленность (причинность) требует механизмов, обладающих такими физическими свойствами, как масса, энергия, силовые поля, физическое движение в физическом пространстве и т. д. Причинная инертность сознания означает, что наши переживания, если они абсолютно нефизические, вовсе не обязательны для того, чтобы произошло какое-либо физическое событие, и их природа такова, что они не могут повлиять решительно ни на что в физическом мире, включая и нейронную активность в нашем мозге. Если сознание состоит из призрачной ментальной субстанции, значит, оно, как и призраки-прототипы, должно просто плавно перемещаться через все материальные предметы, не оказывая на них никакого влияния!

Проблема, с которой сталкивается дуалист, такова. Чтобы причинно взаимодействовать с физическим миром (например, с мозгом), некая сущность должна как минимум обладать некоторыми физическими свойствами. Следовательно, ментальная субстанция должна, в конце концов, иметь какие-то физические свойства, чтобы оказывать какое-то влияние на активность нашего мозга. Однако для дуалиста сознание по определению является чем-то нефизическим. Как нечто абсолютно нефизическое, лишенное массы, энергии, движения, силы тяжести, протяженности в пространстве, местоположения и всех мыслимых физических свойств, может вызвать какие-либо изменения в таком объекте физического мира, как мозг? Как именно ментальная субстанция оказывает физическое влияние на мозг и реализует физическое проявление своей свободной воли? Это тайна за семью печатями. До тех пор, пока не появятся убедительные научные гипотезы о механизмах взаимодействия души и мозга, интеракционизм остается чисто метафизической спекуляцией, имеющей значение исключительно для философии, но не играющей никакой роли в эмпирической науке о сознании.

Проблема, связанная с объяснением природы двустороннего взаимодействия сознания и мозга, – не единственная проблема интеракционизма, хотя, возможно, и самая трудная. Другие проблемы возникают, когда мы пытаемся «встроить» дуалистический

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

взгляд на сознание в научное представление о мире, сформированное благодаря другим отраслям эмпирической науки, в том числе историей эволюционного учения (филогенезом), индивидуальным развитием (онтогенезом) и нейропсихологией. На каком этапе эволюционного развития нематериальная ментальная субстанция впервые оказалась причинно связанной с биологическими организмами? Как и почему это произошло, если исключить божественное вмешательство? Когда у первого живого создания появилась душа и оно превратилось в мыслящее существо, способное «видеть свет» и ощущать свое собственное существование? Предположительно, до этого величайшего в истории жизни на Земле момента каждое существо на этой планете было зомби, полностью лишенным сознания, простым биологическим механизмом без какой бы то ни было ментальной жизни. Аналогичный вопрос может быть задан и о человеческом зародыше или младенце: когда, как и почему возникает связь между ментальной субстанцией и его развивающимся мозгом? Когда младенец впервые «видит свет» или ощущает собственное существование?

Считается, что сама по себе ментальная субстанция способна превратить биомеханических зомби в мыслящие существа, обладающие внутренней субъективной жизнью. А это значит, что есть насущная потребность найти ответы на вопросы, касающиеся возникновения внутренней жизни в процессе эволюции и развития ребенка.

бы признать таким радикальным поворотным пунктом, или представить себе какой-то механизм, способный объяснить, как все это произошло. Все изменения, которые мы можем объективно зафиксировать на эволюционном пути, представляются чисто физическими, химическими и биологическими и образуют плавный, непрерывный континуум. С позиции биологии место, в котором душа якобы оказалась связанной с мозгом, представляет собой произвольную точку в континууме, в которой непостижимая сила связала вместе душу и мозг.

Другая проблема, с которой сталкивается дуалист, связана с нейропсихологией. Сегодня нам известен ряд неврологических расстройств, при которых повреждения ткани мозга или его функций, возникшие в силу разных причин, вызывают серьезные изменения сознания и личности. Вследствие мозговой травмы больной может частично утратить способность воспринимать, чувствовать изменения телесного образа или даже иметь внетелесные переживания, утратить память обо всей своей жизни или столкнуться с такими изменениями темперамента и личности, которые превращают его в совершенно другого человека. Следовательно, складывается впечатление, что структура и содержание субъективной психологической реальности должны напрямую и полностью зависеть от структуры и функций мозга (более подробно этот вопрос будет рассмотрен в разделе, посвященном нейропсихологии и сознанию, главы 4-6).

Однако если предположить, что нефизическая ментальная субстанция совершенно не зависит от физической субстанции – мозга, почему же такие признаки души, как сознание

и селф 1 человека, оказываются необратимо разрушенными в результате повреждения незначительных участков физического мозга? Ведь согласно дуализму, душа должна благополучно продолжать свое существование без каких-либо проблем и в отсутствие мозга. Однако все эмпирические доказательства, полученные из нейропсихологии, свидетельствуют о том, что всех нас ожидает заслуживающая сожаления судьба: разрушь

1 Селф (Я) – центральная часть сознания, обобщающая индивидуальный опыт человека. В русском языке нет различий между «я» активным и «я» пассивным. В английском я-субъекту соответствует «the I», или «я». Я-объекту соответствует «the self», т. е. «self» включает элементы рефлексии. Например, мы говорим: «Я задел себя», т. е. и объект

и субъект представлены одним рефлексирующим человеком. Таким образом, «self» означает личность, одновременно и

совершающую действие, и претерпевающую его. – Примеч. науч. ред.

Дуальность мира видна на всех уровнях. Все имеет две стороны медали. Свет и тьма, добро и зло. Минус и плюс – качества одного заряда. Но не слишком ли мы увлеклись дихотомией, и можем ли мы увидеть, что полярности лишь указывают на крайние варианты данного явления.

А на самом деле, только мера во всем устанавливает равновесность любой системы. Мужчина и женщина – не противоположности. Только в гармоничном их сочетании проявляются лучшие качества обоих представителей полов. Без дня не будет ночи, как без земли неба. Существует такое понятие как бинарный код мироздания. Но мы понимаем, что нет абсолютно четкого разделения на “черное” и “белое”. Есть множество оттенков того и другого и между ними. Наше восприятие способно улавливать множество нюансов. А комплекс восприятия каждого в отдельности – это уникальный взгляд на Мироздание. Поэтому, нет ни хорошего, ни плохого. Все делает таким наш разум. Вспомните известное выражение: “Благими намерениями вымощена дорога в ад”.

Дуальность мира . Попробуем с этой позиции посмотреть на психодинамические свойства личности. В основе их лежит принцип изменчивости. Например, постоянно одинаково стабильное отношение к каким-либо аспектам реальности абсолютно не гарантирует адекватность. Зацикленность и застревание в чем-то одном “правильном” и “хорошем” есть проявление ригидности (негибкости) нервной системы. Что совсем не позволяет говорить о психологическом здоровье личности. В на первый взгляд “плохих” действиях часто скрывается добрый замысел. И наоборот, проявления кажущейся доброты не редко заканчиваются трагедиями.

Недавно в прессе был описан случай, когда в одном западном городе жители захотели устроить благотворительный фестиваль, для которого на огромном стадионе они надули тысячи воздушных шариков, и, одномоментно выпустив их в небо над стадионом, где предварительно была натянута огромная сетка, чтобы собрать шары в одно большое красивое облако, выпустили их. Сетка с шарами порвалась, встретившись в небе с атмосферным явлением, и шарики, вместо того, чтобы красиво парить в небе, были, разорванные ветром, разнесены по всему городу и окрестностям. Город и водоем в нем оказались в куче разноцветного мусора. Водители на дорогах, засмотревшись на необычное явление в небе, попадали в аварии. Двух рыбаков не смогли найти из-за плохой видимости. На утро они были выброшены на берег погибшими.

Это ярчайший пример того, как мы, люди, не всегда понимая, что делаем, из якобы благих побуждений можем призвать зло. Очень актуально в этой связи напомнить о понимании важности взвешенности поступков, которые являются следствием нашего мыслительного аппарата. А у многих он имеет черно-белый взгляд на реальность, то есть строгое деление на плохое и хорошее, своих и чужих, добрых и злых. Именно такой взгляд порождает противоречия и конфликты.

Дуальность мира

Каким же образом можно снять это противоречие?

Качества личности

Рассмотрим, как это можно сделать на примере личностных качеств. Возьмем такое качество как упрямство. Обладатели этого качества готовы спорить при любом удобном случае, и они всегда считают, что только их точка зрения имеет место быть, и отстаивают ее с неистовым упорством. Даже при наличии блестящего ума упрямцы часто бывают неуступчивы и конфликты. Но именно это качество дает им возможность доводить до конца начатые дела и отстаивать то, во что они верят. А это значит, что упрямцы – это двигатели новых идей и смыслов, первооткрыватели и исследователи. Это и лидер при определенном правильном наборе других качеств, и фанатик, если его упрямство переходит границы меры и разумного смысла.

Другой пример. Добропорядочность. Сколько вреда это качество принесло людям. Достаточно вспомнить времена инквизиции. Какое количество невинных женщин было замучено тогда по наводке добропорядочных граждан, исповедовавших ортодоксально христианские взгляды. Они слепо верили, что любая красивая женщина ведьма. Как же удобно было быть добропорядочной католичкой, если ты не красива, но набожна. Сколько и в наше время примеров такой “порядочности”. Соблюдая строгость нравов, человек клеймит “отступников”. Объективно полезные для общества и для конкретного человека поступки часто совершаются отнюдь не из любви к ближнему. Вспомните хотя бы мам, которые не умеют проявлять любовь иным способом, кроме как через “покормить”. Чем заканчивается такой вид любви для ребенка? Минимум депрессией с заеданием, а максимум язвой желудка и ожирением. Кто упрекнет добропорядочную женщину, желающую накормить собственное чадо? Только она сама, если сможет не поставить желание накормить во главу угла и вспомнит, что у ребенка есть и другие потребности и желания, а сам он еще слишком маленький и несмышленый для того, чтобы отделить любовь от желания ее продемонстрировать.

Еще пример. Наличие чувствительности и ранимости нервной системы порождает эмотивный радикал в личности. Это значит, что чувство прекрасного в человеке обусловлено отсутствием психологических защит. Снова дуальность. С одной стороны для самого, тонко чувствующего меру и стиль человека, это плохо. А для общества – польза. Именно такой человек способен к истинной эмпатии и пониманию нравственных норм.

Иллюзия самой жизни

Дуальность мира это иллюзия. Мир намного сложнее и многограннее. Надо перестать ограничивать себя в рамках дихотомичного мышления, расширить угол зрения для восприятия множества оттенков. Спектр красок почти бесконечен. Бинарное разграничение действительности говорит не о двойственности мира, а о духовной слепоте и ограниченности. Раскрасить мир во все цвета и оттенки радуги – значит видеть его во всей неопределенности, а это под силу не каждому. Черно-белое видение – это серьезное подспорье для нежелания двигаться вперед, расти и развиваться. Гораздо проще считать себя правильным, не делая ошибок, не падая и не вставая, не рискуя и не бросая вызов серой действительности. Отсидеться в углу и быть хорошим, “никого не трогая” – вот девиз приверженцев дуального покоя. Это прекрасная иллюзорная защита от самой жизни.