Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Дать определение игра и игровая деятельность. Образовательный портал. Игра и ее роль в развитие ребенка

Обзор материала

Игра и пример – древнейшие средства передачи опыта от поколения к поколению. Игра начала функционировать в этом качестве задолго до появления школ. Человеческая игра формировалась как естественное средство передачи опыта и развития. По мнению Д.И.Узнадзе, «серьезная деятельность опирается на силы, развитые в условиях игры».

Я.А.Коменский включал игру в распорядок своей пансофической школы, призывал в «Великой дидактике» вести школьников к вершинам науки без окриков, побоев и скуки, а как бы играя и шутя.

Искусственное вытеснение игры из школы прослеживается еще в эпоху Коменского (игровые занимательные задачники Леонардо Фибоначи – 1228г., Баше де Мезирак 1312г.), являясь следствием академической тенденции к системному изложению, «заботой» о благопристойности и т.п. Последствия такого отделения игры от школы до сих пор полностью не преодолены. В педагогической практике предпринимались попытки изменить ситуацию. Так нем. педагог Фребель широко распространил свою идею школы игры, но идея была дискредитирована тем обстоятельством, что игра совмещалась с непосредственным авторитетом руководителя (учителя), т.е. превращение игры в манипулирование по образцу.

Современный всплеск интереса к игре по-прежнему связан с теми естественными возможностями, которые заключены в игре и которые неоднократно проявлялись в результатах передовой педагогической практики (М.Монтессори, Г.Дюпюи, Р.Прюдом, Ш.А.Амонашвили и др.)

В процессе педагогической организации игровой деятельности учащихся возникает много сложностей. Педагогу необходимо определить такие параметры игры как правила, роли, логику развития сюжета, временные рамки, материальные средства - эти и другие задачи относятся к области методического сопровождения игровой деятельности ребенка. Методика организации любого педагогического явления связана с определением конкретных и эффективных способов педагогического взаимодействия... Но возможно ли свести игру ребенка к четким и однозначным параметрам?

Понятие игры

Анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения игры как научного феномена. Игра как многомерное и сложное явление рассматривается в исследованиях психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже экономистов. В ходе анализа многочисленных исследований нетрудно выявить определенное противоречие, которое обусловлено самой природой феномена игры.

С одной стороны, само слово игра столь общепризнанно, что употребление его, будь то в обыденной речи, в литературных произведениях или научных трудах - не сопровождается дефиницией. Понятие об игре вообще, выражается в полифонии народных представлений о шутке, смехе, радости, веселье, детских забавах.

С другой стороны, игра человека многолика и многозначна. Ее история - история превращения пустяка, забавы в инструментарий, прежде всего культуры и, далее, в философскую категорию высокой степени абстракции онтологического и гносеологического значения, подобную таким категориям как истина, красота, добро, в категорию мировоззрения и мироощущения, в универсум культуры.

Таким образом, природа игры сакральна и скрывает в себе истоки не только детских, спортивных, коммерческих игр, но и такие сферы интуитивно-художественной деятельности, как живопись, музыку, литературу, кино и театр, и даже более того политике и войне. Действительно человеческую игру нельзя понять при помощи простых схем, кратких формул, и ясных выражений.

Тем не менее, определение любого понятия – это выделение пределов, границ данного понятия. Поиск пределов игры как понятия, весьма сложен и связан с логическим отделением игры как деятельности от других видов деятельности ребенка (труда, общения, учения и т.д.).

Игра – вид непродуктивной деятельности человека, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Однако, непродуктивность как признак игры нуждается в некоторых уточнениях. Игра может считаться деятельностью непродуктивной лишь постольку, поскольку тот продукт, на создание которого она направлена, не обладает потребительской ценностью за пределами условной ситуации игры. В ходе игры всегда возникает материальный или идеальный продукт (это может быть речевая продукция, тексты, предметы или их комбинации). Но как только предмет, созданный в процессе игры, начинает использоваться, приобретая реальную, а не условную потребительскую ценность, перед нами встает проблема: является ли данная деятельность в полном смысле игрой.

Игра – вид неутилитарной деятельности человека, связанной с процессом свободного проявления духовных и физических сил.

Игра – это занятие «понарошку», не только развивает необходимую для будущих серьезных дел сноровку, но и оживляет, делает зримыми варианты возможного будущего, помогает сформировать комплекс представлений о себе в будущем.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990).

Игра – как деятельность человека в условной ситуации, создает эффект «как будто». Однако элемент условности, так или иначе, присутствует во всех видах человеческой деятельности и явлений культуры (Й.Хейзинга). Поэтому выявление условной ситуации как таковой еще не решит проблему «игра-неигра».

Игра – привлекательна и обозначает одновременно условность, серьезность, радость, веселье. Один из механизмов стимулирующего и развивающего воздействия игры заключается в обеспечении связи явлений реальной действительности с эмоциональной сферой человека.

Т.о. деятельность, в которой сочетаются условная ситуация и объективно ценный продукт на выходе, может характеризоваться как переходное явление: труд с признаками игры или игра с признаками труда (игра актеров в театре, деловые игры и т.д.).

Немало общих признаков имеют игра и учебная деятельность:

В процессе игры и учебы осваивается опыт, накопленный предыдущими поколениями;

В игре и учебе действуют сходные механизмы этого освоения опыта (например, преодоление искусственных препятствий).

В результате такого анализа определений игры мы можем вывести определение учебной игры, если перед педагогом стоят задачи развития ученика как субъекта учебной деятельности, ориентации его на непрерывное образование, создание в игре мотивов осознанного учения. При этом от «учения понарошку» младших школьников мы можем иметь переход к формам обучения среднего и старшего школьника (тип «игра-учеба-труд»), где используется дополнительная мотивация учебных заданий.

Учебное задание и дидактическая игра – это средство организации учебных действий. Их основное назначение – создание трудной (иногда проблемной) ситуации, сооружение «полосы препятствий». Шаги ученика, через эти препятствия и составляют процесс учения. Важно, что ученик, выполняющий учебное задание или участвующий в дидактической игре, всегда решает определенную задачу. Задача – это часть цели, данная в определенных условиях деятельности.

Теоретические подходы к объяснению феномена игры.

На современном этапе исследования феномена игры можно говорить о различных научных теориях игры: теория избытка сил, компенсаторности; инстинктивности; отдыха в игре; удовольствия, реализации врожденных влечений; духовного развития в игре; взаимосвязи игры с искусством и эстетической культурой; связи игры и труда; рекапитуляции и антиципации и так далее.

Для рассмотрения проблем организации детской игры следует обратиться к соответствующим научным подходам:

Процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (А.Валлон, П.Ф.Каптерев и др.);

Деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека...» (К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев и др.);

Технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров идр.).

Структура игры как процесса:

1.Роли, взятые на себя играющими.

2.Игровые действия как способ реализации этих ролей.

3.Игровое употребление предметов, замещение реальных вещей игровыми - условными.

4.Реальные отношения между играющими.

5.Сюжет, содержание - область действительности условно воспроизводимой в игре.

Структура игры как деятельности:

1.Мотивация, которая обеспечивается добровольностью участия в игровой деятельности, возможностью выбора, состязательностью, удовлетворением потребностей и самореализацией.

2.Целеполагание.

3.Планирование.

4.Реализация цели.

5.Анализ результатов, в которых личность реализуется как субъект деятельности.

Определение понятия «игровые технологии».

Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. В рамках, указанных подходов, игра, наряду с трудом и обучением, понимается как вид развивающей деятельности в ситуациях условного воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением человека.

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко).

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе игровой метод используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

Как элемента более обширной технологии,

Как технологии внеклассной работы.

Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

Педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

В качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;

Учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;

Учебный материал используется в качестве средства игры;

Успешное достижение педагогич. цели связывается с игровым результатом.

Однако говоря об игре в учебной деятельности мл.школьников и подростков мы должны учитывать ее косвенное влияние на развитие психики (т.е. уже не ВТД) и предполагать область оптимального функционирования игры как дидактического средства. Оптимальность использования игры м.б. определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.

Дидактические свойства игры:

Двойственность – сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание);

Неопределенность исхода – возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока – переходит из потенциального состояния в актуальное;

Добровольность – способствует росту внутренней организованности;

Полифункциональность – воспроизведение особенностей различных видов деятельности и как следствие расширение возможностей варьирования условий развития личности.

Принципы конструирования учебных игр:

Определение педагогических целей использования игры;

Соотнесение игровых целей ученика и педагогических целей учителя;

Определение необходимости применения в данном конкретном случае именно игры, а не другого педагогического средства;

Выбор учебных задач, достижение которых целесообразно организовать в игровой форме;

Планирование организационной структуры игры;

Выбор и последующая адаптация к имеющимся конкретным условиям правил учебной игры;

Создание игры на основе той или иной игровой схемы, формулировка условий игры.

Классификация игровых технологий в педагогике.

Игры ребенка, на каждом возрастном этапе, отличаются своеобразием. Использование игровых технологий в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка:

Игровые технологии в дошкольном возрасте;

Игровые технологии в младшем школьном возрасте;

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

Классификация игр в учебном процессе:

По характеру познавательной деятельности:

Игры-восприятия,

Репродуктивные,

Осмысление,

Поисковые,

Закрепления,

Контрольные.

По степени самостоятельности: различные типы дидактических игр.

Способы методического сопровождения игровой деятельности детей и подростков.

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

осознание собственного роста, продвижения в познании мира;

радость овладения более совершенными способами деятельности;

удовольствие от процесса познавательной деятельности;

чувство собственного достоинства;

гордость за успех товарища.

Процесс включения в игру может разворачиваться по различных схемам в зависимости от той позиции, которую занимает тот или иной учатсник по отношению к игре в целом. Развитие готовности к игре предполагает:

Развитие внешнего интереса к игре в целом (название игры, ее учестника, приз);

Развитие интереса внутреннего (содержательная сторона игры (с кем, как, сколько взаимодействовать);

Предварительный поиск способов выполнения игровой задачи и прогнозирование своих возможностей их осуществить;

Формирование и принятие решения о вступлении в игру. Все это необходимо учитывать педагогу при организации игры в учебном процессе.

К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями.

Психофизиологическое обоснование: к третьему году жизни ребенок уже овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны явлений, у ребенка активно формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения - все это позволяет включаться ребенку в коллективную деятельность и общение.

Педагогический принцип: удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».

Решение педагогических задач: в развивающих играх достигаются следующие педагогические задачи:

развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;

игровые задания-ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка (по Л.С.Выготскому, задействована зона ближайшего развития);

занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества;

занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.

Использование педагогом игровых технологий в младшем школьном возрасте помогает участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия. объясняется следующими причинами.

Психофизиологическое обоснование: Развитие ребенка в младшем школьном возрасте связано с обогащением и закреплением бытового словаря, связной речи, совершенствованием психических процессов, формированием числовых и абстрактных представлений и тому подобное. Для детей младшего школьного возраста характерна непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети быстро вовлекаются в деятельность, особенно в игровую.

Педагогический принцип: В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Решение педагогических задач: Итоги игры выступают в двойном плане - в качестве как игрового так и учебно-познавательного результата:

выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; обобщать предметы по определенным признакам;

отличать реальные события от нереальных;

владеть собой и др.

Важнейшая роль в данной технологии принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению (рефлексии), в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, ход учебно-игрового взаимодействия.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием.

Психофизиологическое обоснование: В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Педагогический принцип: Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.

Решение педагогических задач: Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

Скачать материал

Педагогические условия и средства развития ребенка в игровой деятельности

Информационное сопровождение темы: Игра занимает важное место в жизни ребенка, является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).

Исследуя значение детских игр С.А. Шмаков, выделил следующие ее функции: социокультурное назначение игры, функция межнациональной коммуникации, функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики, коммуникативная функция игры, диагностическая функция игры, игротерапевтическая функция игры, функция коррекции в игре, развлекательная функция игры.

Сущность феномена игры заключается в следующих положениях(С.А. Шмаков):

  • Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и способом организации его жизни и неигровой деятельности;
  • Игра означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания;
  • Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей;
  • Игра, обладая синтетическим свойством , вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением;
  • Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому что играют;
  • Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего, будущего;
  • Игра – свобода самораскрытия , саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает на данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Им выделены основные положения, благодаря которым игру называют ведущим видом деятельности дошкольника:

  • Она удовлетворяет основные потребности ребенка

Стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;

Потребность в познании окружающего мира;

Потребность в активных движениях;

Потребность в общении.

  • В играх зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности:

Учебная деятельность:

Трудовая деятельность.

  • Игра способствует:

Формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов;

Развитию детского воображения;

Развитию способности переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этим функциями.

В педагогике существует множество определений игры. «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для этого служащие (В.Даль «Толковый словарь живого русского языка ). « Игра – занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (« Большая энциклопедия). «Игрой мы называем серию следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом… но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох (Э.Берн).

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (О.С.Газман).

Как отмечается в педагогической литературе, детские игры – явление неоднородное что позволяло ученым предпринимать неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций, дать классификацию игр.

Ф.Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

По педагогическому значению классифицировал игры К.Грос: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю – «игры обычных функций»; семейные игры, игры в охоту, ухаживания – «игры специальных функций».

Современная классификация игр выполнена С.Л. Новоселовой. Она выделила в качестве основания для классификации инициативу ребенка:

  • Игры, возникающие по инициативе детей:

Самодеятельные игры – экспериментирования;

Самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

  • Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

Досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

  • Игры, определяемые инициативой этноса: обрядовые, досуговые, тренинговые.

Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу). Н.А. Короткова выделяет специфические признаки игр с правилами и творческих игр.

Игры с правилами

Творческие игры

  1. Основа – свод формализованных правил, обязательных для всех участников.

Правила эти безличны, одинаковы для всех, стабильны на протяжении игры.

2 .Действия реальны и однозначны.

3.Всегда совместная деятельность.

4.Конечный результат есть. Это результат действий каждого играющего, соотнесенный с результатами других детей. Результат – выигрыш. Момент завершения игры определяется критериями выигрыша.

5.Процесс деятельности цикличен, каждый вид игры завершается выигрышем и возобновляется снова.

6.Тип отношений играющих – отношения состязания

1.Основа - воображаемая ситуация, которая проявляется в условных, замещающих действиях.

Все действия имеют личностный смысл, у каждого играющего свое понимание воображаемой ситуации.

2.Условные замещающие действия внешне неоднозначны.

3.Игра может носить как индивидуальный, так и совместный характер.

4. Процесс игры не имеет конечного результата, момент ее завершения определяется желанием окружающих.

5.Процесс деятельности характеризуется поступательным характером, воображаемая ситуация все время развивается.

6.Тип отношений играющих – отношения дополнительности и сопричастности.

Изучая разные подходы к классификации детских игр можно составить опорную схему игровой деятельности.

Классификационные признаки

Характеристики

Виды игр

Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения.

Функции игры

Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей.

Инициатива в возникновении игры

От ребенка. От взрослого. От других детей

Предмет игры

Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления.

По количеству играющих

Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые.

По динамике

Статичные. Малоподвижные. Подвижные.

По способу решения игровых задач

Интеллектуальные. Социальные. Двигательные.

Игровые приемы

Соревнование. Драматизации.

По степени и характеру создания

Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные.

По месту развития

В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении

По времени создания и развития

Архаичные. Традиционные. Современные. Ситуативные. Длительные. С фиксированным временем.

Все исследования творческих игр (Д.Б.Эльконин, Д.Б. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова И др.) объединяет:

Оценка игры как могущественного средства воспитания, формирования личности ребенка, развитие его разных содержательных сторон;

Понимание того, что игра это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность;

Представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения

Понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней, он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры.

Сюжетно-ролевые игры

На протяжении всего дошкольного возраста наиболее характерным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты называются сюжетно-ролевыми (О.С. Газман).

Как отмечают Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Но кроме сиюминутного субъективного ощущения вседозволенности, эмоционального комфорта, сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать долговременный эффект. Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребенка в ней заставляет отводить ей важное место в педагогическом процессе детского сада.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

  • Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
  • Содержание игры – это, то что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой и общественной деятельности.
  • Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Генезис игровой деятельности раскрыт в работах Д.Б.Эльконина:

1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач :

2-3 года – выбор игры определяется игрушкой, заранее не продумывается;

3-4 года – самостоятельно ставят игровые задачи, но не всегда могут понять друг друга, нуждаются в помощи взрослого;

4-5 лет- воплощение замысла происходит путем решения нескольких игровых задач, усложняются способы их решения, сами договариваются перед началом игры;

5-6 лет – замыслы игр устойчивые, развивающиеся, совместно обсуждают замысел игры, согласованность и плановость сочетается с импровизацией, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения, появляется длительная перспектива игры.

2-3 года – основное содержание действие с предметами;

3-4 года – сюжетно-отобразительная переходит в сюжетно-ролевую, отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения;

4-5 лет - отражают разнообразные взаимоотношения людей, действия с предметами отодвигаются на второй план;

5-6 лет – создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

3. Сюжет игры

2-3 года – сюжеты бытовые, немногочисленны, однообразны, неустойчивы;

3-4 года – бытовые сюжеты преобладают, но они менее статичны, чаще используют эпизоды из хорошо знакомых сказок;

4-5 лет – сюжеты развернуты и разнообразны, появляются общественные сюжеты, дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни;

5-6 лет – эпизоды из сказок, общественной жизни занимают значительное место, дети комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, сказок, фильмов, совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет.

3.Выполнение роли и взаимодействие в игре

2-3 года – начинают обозначать роль словом, дети разговаривают с игрушками как с партнерами по игре, постепенно роль партнеров переносится на сверстников, переходят к играм вдвоем;

3-4 года – берут на себя роль, но не называют себя соответственно роли, эмоционально передают ролевое поведение, развивается ролевой диалог, тяготеют к совместным играм, которые становятся более длительными;

4-5 лет – ролевой диалог, ролевое взаимодействие более длительно и содержательно, используются разнообразные средства выразительности;

5-6 лет - ролевое взаимодействие содержательно, выразительно, есть любимые роли, ролей много, через речь раскрывается сущность ролевых отношений.

4.\Игровые действия, игровые предметы

2-3 года – выполняют действия с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, заменяют действия словом, переходят к обобщенным действиям, доступна условность игры, постепенно функции играющих разделяются;

3-4 года – используют разнообразные предметные способы воспроизведения действительности, придумывают разнообразные замещения, хорошо владеют сюжетно-образными игрушками, воображаемыми предметами, предметами-заместителями;

4-5 лет – самостоятельно выбирают предметы-заместители, воображаемые предметы, легко дают им словесные обозначения;

5-6 лет - игровое действие заменяется словом, широко используется подсобный материал, по ходу игры подбирают или заменяют предметы.

5. Правила игры

2-3 года – детей привлекает само действие, правила не выполняют функцию регулятора;

3-4 года – правила регулирую последовательность действий;

4-5 лет – правила регулируют ролевые взаимоотношения, дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью, следят за выполнением правил игры другими детьми;

5-6 лет – дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

С.Л. Новоселова в своих работах определяет этапы развития сюжетно-ролевой игры:

  • Первый этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы
  • Второй этап – отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта
  • Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей (А.П. Усова):

  • Уровень не организованного поведения , которое ведет к разрушению игр других детей
  • Уровень одиночных игр. Ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть
  • Уровень игр рядом. Дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии своей игровой целью
  • Уровень кратковременного общения . Ребенок какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу
  • Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры
  • Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий

Л.С. Выготский анализируя игровую деятельность, выделил парадоксы игры, благодаря которым она и обеспечивает развитие ребенка:

Ребенок получает в игре удовольствие, т.е. действует по линии наименьшего сопротивления, но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Игра – школа воли.

Игра – школа морали. Обычно ребенок переживает подчинение правилу как ситуацию отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию.

Ребенку нравится замещение предметов, но ему нравятся и натуральные предметы.

Взаимодействие реальных и игровых взаимоотношений.

Игра- деятельность творческая, но развитие игры предполагает руководство ею.

Таким образом, Л.С. Выготским был сформулирован основной закон игры: «Игра эволюционирует от прежде открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и скрытым воображаемой ситуации и роли».

Одной из важнейших проблем педагогики является проблема руководства сюжетно-ролевыми играми. В настоящее время существует несколько технологий управления и содействия сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.

Технология формирования игровой деятельности Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой представлена тремя направлениями руководства: обогащение представлений детей, формирование игровой деятельности, воспитание дружеских взаимоотношений и личностных качеств. По мнению авторов, основной путь воздействия на игру – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Педагог должен войти в игру, взяв на себя одну ролей, в качестве партнера.

Технология комплексного руководства игрой (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова). Данный метод составляет совокупность взаимосвязанных этапов и педагогических компонентов. Этап обеспечения педагогических условий развития игры представлен компонентами: обогащение детей знаниями и опытом деятельности, передача игровой культуры ребенку. Этап педагогической поддержки самодеятельных игр составляют компоненты: развивающая предметно-игровая среда, активизация проблемного общения взрослого с детьми. Все компоненты комплексного руководства развитием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова предложили вариант методического сопровождения к играм детей, который поможет в систематизации материала в методическом кабинете, согласно компонентам метода.

  • Планомерное обогащение знаниями и опыта деятельности

Полные тексты художественных произведений для чтения

Варианты познавательных бесед с детьми

Варианты рассказов педагога о том, что он видел или слышал, интересные истории

Возможные рассказы педагога о том, как он играл в такую же игру, когда был маленьким

  • Передача игровой культуры ребенку

Дидактические игры по выбранной теме

Варианты входа в игру и выхода из нее

Варианты постепенного самоустранения взрослого, передачи роли ведущего ребенку

Перечень ролей, которые могут быть задействованы в игре

Перечень действий, которые могут выполняться в игре

  • Развивающая предметно-игровая среда

Оформление игровых уголков

Перечень возможных атрибутов к игре

  • Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Примерные сценарии хода игры

Дидактические упражнения

Усложнение сюжетов с помощью привлечения игр-спутников

Проблемные ситуации

Технология формирования игровых умений разработана Н.А Коротковой, Н.Я. Михайленко. Они выделили п едагогические принципы организации игровой деятельности:

Педагог должен:

Играть вместе с детьми;

На каждом этапе открывать детям более сложный способ построения игры;

Ориентировать ребенка на осуществление и пояснение смысла игрового действия партнерам.

Начиная работу по формированию сюжетной игры, педагог должен исходить не только из паспортного возраста детей, но и учитывать общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а также игровой опыт, приобретенный в семье.

В технологии представлены следующие этапы развития игр. Этап формирования условных игровых действий составляют условия: создание ситуаций предметного взаимодействия; создание предметно-игровой среды; формирование условных действий с игрушками; использование игровых ситуаций . На этом этапе задача педагога – сформировать у ребенка умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем и сверстником. Этап формирования ролевого поведения составляют : соответствующий подбор ролей; минимальное число игрушек; игры в «телефон»; игры по мотивам сказок; использование многоперсонажных сюжетов; ролей больше, чем участников игры . Задача педагога – развивать ролевое поведение в игре, формировать умение изменять его в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры . Этап сюжетосложения составляют условия: совместная со взрослым игра-фантазирование . Задача педагога – формировать умения ребенка выстраивать новые последовательности событий, комбинировать события в общем сюжете в процессе игры, пользоваться разноконтекстными ролями.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре педагога с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры .

Под влиянием систематического формирования игровых умений изменяется самостоятельная игра дошкольников. Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры, сюжеты становятся разнообразнее, свертываются многие действия с предметами, учащаются моменты речевого взаимодействия, возрастает число участников и их инициатива, развивается умение прислушиваться к партнерам, соединять их замыслы со своими, уменьшается количество конфликтов в игре.

Технология содействия сюжетно-ролевой игре Н.Ф. Тарловской описана в образовательной программе « Радуга».

Первый раздел программы и технологии содействия сюжетно-ролевым играм получил название «Играем вместе с детьми» (1 мл. группа). В данном разделе выделяются:

1. Игра в адаптационный период.

Цель: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, вызвать положительной отношение к детскому саду.

Содействие играм осуществляется в рамках традиционных сюжетов: «Я иду в гости с подарками» (коробочки, фантики, камешки, игрушки…); «Загляни ко мне в окошко» (я что-то покажу, чем-то угощу); «Шли, шли, что-то нашли (зонтик, кастрюльку, шарик); «Приходите ко мне в гости» (я вас буду угощать, будем весело играть, будем вместе танцевать). Специфика данных сюжетов в том, что:

  1. Все имеют ритуальное начало.
  2. Игры не длительные (5-7 минут) и эмоциональны.
  3. Идет обращение к ребенку по имени.
  4. Используются для всех одинаковые предметы.
  5. Не применяются игровые персонажи, так как идет общение с ребенком.

2. Становление целенаправленной деятельности.

Цель: Раскрыть возможности использования предметов-заместителей, научить совершать условные действия с ними, приобщить к самостоятельному поиску оригинальных способов достижения игровых целей.

Данная задача раскрывается в рамках сюжетов:

1. Кормление.

2.Поездка на транспорте.

3.В гости.

Последовательность проигрывания сюжетов представлена в данной схеме. Отличие ее от традиционной технологии заключается в том, что действия педагога сразу направлены на ребенка, а не на игрушку:

1. Игровые действия воспитателя направлены на детей («я тебя покормлю»):

В Д

2.Игровые действия детей направлены на воспитателя (ты меня покорми»):

Д В

3. Игровые действия детей направлены на игрушки (« покорми собачку»):

Д И

3. Подготовка к принятию роли.

Цель: формировать способность « превращаться в другого».

Последовательность превращений: 1) Известные животные и птицы; 2) Интересные движущиеся предметы; 3) Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты. Методика представляет собой ряд последовательных, алгоритмичных действий:

1. Воспитатель обозначает себя и входит в образ (внешний вид, среда, пища, повадки):

У меня есть; Я ем; Я живу; Я люблю.

2. Побуждение детей к принятию образа.

3. Убеждение, что ребенок принял образ.

4.Развитие сюжета.

5.Завершение сюжета.

Во 2 младшей группе в разделе «Как играть с детьми» реализуются следующие линии содействия сюжетно-ролевой игра:

  1. Продолжить работу по подготовке к принятию роли.

Цель: демонстрация социальной значимости профессии и системы присущих им целей, соотношение игровых действий с ролью.

Методика:

  • Организованное наблюдение за профессиональными действиями взрослых:

Специфика и выразительность одежды;

Набор профессиональных действий;

Яркость и выразительность техники показа профессиональных действий и речи;

Конечный результат работы;

Атрибуты для ролевой игры, которые дети получат по окончании наблюдения.

  • Наблюдение педагога за самостоятельными играми детей:

Использование игровых приемов, побуждающих принять роль;

Поощрение детей, которые обозначили свои роли атрибутами;

Эмоциональное комментирование игровых действий ребенка и соотнесение их с названием роли.

2. Обогащение ролевого поведения.

Цель: обогащение ролевого поведения игровыми целями, передача выразительных способов игровых действий, насыщение предметно-игровой среды.

Методика:

  • Принятие взрослым параллельной роли:

- наблюдение за самостоятельной игрой ребенка, анализ ее;

Восхищение игрой и уточнение в кого играет ребенок;

Получение разрешения на принятие параллельной роли;

Дублирование игровых действий ребенка, постановка собственных целей, отличных от тех, которые ребенок реализует в игре;

Повторение за ребенком 1-2 игровых действий;

Завершение игры.

  • Введение в игру ребенка новых атрибутов:

Копии;

Атрибуты, отражающие внешние знаки.

3. Расширение диапазона ролей.

Цель: знакомство с новыми ролями.

Методика:

  • Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно:

Взрослый обозначает свою роль каким-либо атрибутом и организует простейшую игровую обстановку;

Приглашает в игру 4-5 детей;

Называет свою роль и кратко поясняет, с какими игровыми действиями она связана;

Побуждает детей включиться в совместную игру;

Помогает принять новую роль;

Начинает совместную игру с известных детям игровых действий;

Предлагает детям поставить свою игровую цель;

Возвращает детей к известным игровым действиям;

Поощряет детей за участие в игре.

4. Подготовка детей к ролевому взаимодействию.

Цель: знакомство с формами ролевого взаимодействия, демонстрация образцов ролевого диалога.

Методика:

  • Совместная с детьми игра взрослого:

Демонстрация образцов содержательного ролевого диалога, отражающего социальные отношения взрослых людей на известных детям ролевых действиях

В разделе «Игры детей» в старшей группе интерес представляют следующие направления в управлении процессом развития сюжетно-ролевых игр:

  1. Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.

Цель: раскрывать содержание, связи и соотношения разыгрываемых ролей, знакомство с основными моментами организации игры, использование игры для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.

Методика:

Подсказка игровых действий;

Подсказка событийной стороны игры;

Приемы по улучшению положения детей в группе

  1. Обогащение содержания ролевой игры.

Цель: внесение и побуждение детей вносить в игры новое содержания.

Методика:

  • Обогащение педагогом событийной стороны игры в роли диспетчера;
  • Создание условий для самостоятельного придумывания детьми новых событий через тематические книжки;
  • Рассказы педагога из личного опыта организации игр:
  • Фиксация внимания детей на том, что у игры есть начало;
  • Рассказ о том, как распределяли роли и разрешали конфликты;
  • Рассказ о том, кто и что будет делать в игре;
  • Рассказ о том, как создавалась игровая обстановка;
  • Рассказ о непосредственном содержании игры;
  • Рассказ о том, как заканчивалась игра.

3. Создание игровой среды.

Игрушка

  • Игрушка – специально изготовленный предмет, предназначенный для игр
  • Игрушка – «материальная основа игры» (А.С. Макаренко)

Предметно-игровая среда – совокупность материальных и социальных средств, функционально моделирующих содержании.

Критерии, связанные с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие ребенка применяются, если игрушки:

  • провоцируют ребенка на агрессивные действия;
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры или игрушки
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетентности;
  • провоцируют ребенка на пренебрежительной или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей
  • игровой деятельности (С.Л.Новоселова )

Критерии, связанные с качествами игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка :

  • полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности;
  • дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
  • эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности
  • Дидактические игры – это обучающие игры, которые направлены на усвоение, закрепление детьми знаний, умений и навыков, развитие их умственных способностей
  • Самостоятельная игра
  • Прием обучения
  • Специальное занятие
  • Сочетание познавательного содержания и игровой формы
  • Специфика структуры игры
  • - дидактическая задача
  • - игровая задача
  • - игровые действия
  • - правила
  • Игровые взаимоотношения между педагогом и детьми
  • Настольно-печатные игры
  • - лото
  • - домино
  • - парные картинки
  • - разрезные картинки
  • - лабиринты
  • - пазлы
  • Словесные игры
  • Игры с предметами и игрушками
  • Настольно-печатные игры
  • - лото
  • - домино
  • - парные картинки
  • - разрезные картинки
  • - лабиринты
  • - пазлы
  • Словесные игры
  • Музыкально-дидактические игры
  • Подготовка к проведению дидактической игры
  • Проведение игры:
  • - мотивация на игру
  • - ознакомление с содержанием, с дидактическим материалом
  • - объяснение хода и правил
  • - показ игровых действий
  • - определение роли педагога
  • - приемы активизации
  • Подведение итога, анализ

Игровая деятельность занимает очень важное место в жизни ребенка. Игра помогает ему адаптироваться к окружающей среде, общаться, думать. К играм ребенка нужно приучать с первых месяцев жизни: начиная с примитивных и заканчивая теми, которые предусматривают собственное мышление малыша. Вместе с родителями в воспитании и становлении ребенка принимают участие близкие родственники, друзья, а также воспитатели в детском саду и учителя в школе.

Виды деятельности

На протяжении жизненного пути человека сопровождают три основных вида деятельности, которые сменяют друг друга. Это игра, учение и труд. Различаются они по особенностям мотивации, по организации и по конечным результатам.

Труд - основная деятельность человека, конечным результатом которой является создание продукта, значимого для общественности. В результате игровой деятельности не происходит продуцирование продукта, но она выступает начальным этапом формирования личности как субъекта деятельности. Обучение - это непосредственная подготовка человека к труду, развивающая умственные, физические и эстетические навыки и формирует культурные и материальные ценности.

Игровая деятельность детей способствует их психическому развитию и готовит их к взрослому миру. Ребенок здесь сам выступает субъектом и адаптируется к имитированной действительности. Особенностью игровой деятельности является ее свобода и нерегламентированность. Никто не может заставить ребенка играть не так, как ему хочется. Игра, предложенная взрослым, должна быть интересной и развлекательной для малыша. Учение и труд должны иметь организационную форму. Работа начинается и заканчивается в установленное время, за которое человек должен представить ее результаты. Занятия учеников и студентов также имеют четкое расписание и план, которых все неуклонно придерживаются.

Виды игровой деятельности

Согласно самой общей классификации, все игры можно отнести к одной из двух больших групп. Фактором различия в них являются формы детской активности и участие взрослого.

К первой группе, название которой - "Самостоятельные игры", относится такая игровая деятельность ребенка, в подготовке и проведении которой взрослый не принимает непосредственного участия. На первом плане - активность детей. Они должны поставить цель игры, развить ее и решить самостоятельно. Дети в таких играх проявляют инициативу, что говорит об определенном уровне их интеллектуального развития. В эту группу можно отнести познавательные игры и сюжетные, функция которых - развивать мышление ребенка.

Вторая группа - игры обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения. Эти виды игровой деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с разным сценарием и различными целями.

Игра и ее роль в развитие ребенка

Игра - это обязательный вид деятельности ребенка. Она дает ему свободу, он играет без принуждения, с удовольствием. С самых первых дней своей жизни малыш уже пытается играть какими-то погремушками и безделушками, висящими над его люлькой. Игровая деятельность детей дошкольного возраста приучает их к порядку, учит соблюдать правила. В игре ребенок старается проявить все свои лучшие качества (особенно если это игра с одногодками). Он проявляет увлеченность, активизирует свои способности, создает окружение около себя, налаживает контакт, находит друзей.

В игре малыш учится решать проблемы, находить выход. Правила приучают его к честности, ведь их несоблюдение наказывается возмущением со стороны других детей. В игре ребенок может проявить те качества, которые скрываются в повседневной жизни. Вместе с тем игры развивают конкуренцию между детьми, приспосабливают их к выживанию за счет отстаивания своей позиции. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, остроумия. Игровая деятельность постепенно подготавливает ребенка к вхождению во взрослую жизнь.

Игровая деятельность в младенчестве и раннем детстве

Игры будут отличаться, в зависимости от возраста ребенка, своей организацией, формой, функциональным назначением. Основным элементом игр в младшем возрасте является игрушка. Ее многофункциональность позволяет оказывать влияние на психическое развитие, на формирование системы общественных отношений. Игрушка служит для развлечения и забавы.

Младенцы манипулируют игрушкой, у них развивается восприятие, формируются предпочтения, появляются ориентировки на новое, запечатлеваются в памяти цвета и формы. В младенчестве важную роль в создании мировоззрения ребенка играют родители. Они должны играть со своими чадами, пытаться говорить на их языке, демонстрировать им незнакомые предметы.

В раннем детстве игры для ребенка - это практически все его свободное время. Он поел, поспал, поиграл, и так целый день. Здесь уже рекомендуется использовать игры не только с развлекательной, но и с познавательной составляющей. Роль игрушек возрастает, они становятся маленькими модельками реального мира (машинки, куклы, домики, зверушки). Благодаря им малыш учиться воспринимать мир, различать цвета, формы и размеры. Важно давать ребенку только те игрушки, которые не могут принести ему вреда, ведь малыш обязательно потянет их ко рту, чтобы попробовать на зуб. В таком возрасте нельзя надолго оставлять детей без внимания, им не так важны игрушки, как внимание близкого человека.

Игры для детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст детей можно условно разделить на младший и старший. В младшем игровая деятельность дошкольников направлена на познание вещей, связей, свойств. В старшем у дошкольников возникают новые потребности, и они отдают предпочтение ролевым играм, играм среди одногодков. Интерес к коллективным играм проявляется у детей на третьем году жизни. В дошкольном возрасте заметное место занимают манипулятивные, подвижные, познавательные игры. Ребенку нравится конструировать как из конструктора, так и из любых подручных материалов (песок, мебель в доме, одежда, другие предметы).

Дидактические игры

Развитие детей в игровой деятельности - одно из важнейших предназначений игры. Для этого воспитатели проводят с детьми дидактические игры. Они созданы с целью воспитания и обучения, с определенными правилами и ожидаемым результатом. Дидактическая игра одновременно является и игровой деятельностью, и формой обучения. Состоит она из дидактической задачи, игровых действий, правил и результата.

Дидактическую задачу определяют цель обучения и воспитательное воздействие. Примером может послужить игра, в которой закрепляются навыки счета, умение составить слово из букв. В дидактической игре дидактическая задача реализуется через игровую. Основой игры выступают игровые действия, осуществляемые самими детьми. Чем они интереснее, тем более увлекательной и результативной будет игра. Правила игры задает педагог, который управляет поведением детей. По ее окончании обязательно нужно подвести итоги. Этот этап предусматривает определение победителей, тех, кто справился с заданием, но также нужно отметить участие всех ребят. Для взрослого дидактическая игра является способом обучения, который поможет сделать постепенным переход от игровой к обучающей деятельности.

Игровая деятельность в ДОУ

Игры сопровождают ребенка на протяжении всего периода детства. Важную роль в развитии детей играет организация игровой деятельности в детских дошкольных учреждениях. Игра занимает заметное место в системе эстетического, трудового, нравственного, физического и интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста. Она удовлетворяет его социальные нужды и личные интересы, повышает жизненный тонус ребенка, активизирует его работу.

В детских садах игровая деятельность должна составлять комплекс игр, которые направлены на физическое и интеллектуальное развитие детей. К таким играм принадлежат творческие, которые позволяют детям самостоятельно определить цель, правила и содержание. Они отражают деятельность человека во взрослой жизни. К разряду творческих игр относят сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, конструкторские игры. Кроме творческих на формирование игровой деятельности ребенка влияют дидактические, подвижные, спортивные, народные игры.

Важное место в игре занимают игрушки, которые должны быть простыми, яркими, привлекательными, интересными, безопасными. Делятся они на три типа: готовые (куклы, самолеты, машинки), полуготовые (конструкторы, картинки, кубики) и материалы для создания игрушек. Последние позволяют ребенку полностью раскрыть фантазию и продемонстрировать умения, создавая игрушки самостоятельно.

Функции игровой деятельности

Любой вид деятельности имеет определенное функциональное предназначение. Игровая деятельность также выполняет ряд функций в развитии ребенка.

Основной функцией игры является развлекательная. Она направлена на то, чтобы пробудить интерес у ребенка, воодушевить, доставить удовольствие, развлечь. Коммуникативная функция состоит в том, что в процессе игры малыш учится находить общий язык с другими детьми, развивая свои речевые механизмы. Функция самореализации заключается в выборе роли. Если ребенок выбирает такие, которые требуют дополнительных действий, то это говорит о его активности и о лидерском начале.

Игротерапевтическая функция предусматривает преодоление детьми трудностей различного характера, которые возникают и в других видах деятельности. Диагностическая функция игры поможет познать ребенку свои возможности, а воспитателю - выявить наличие или отсутствие отклонений от нормального поведения. С помощью игры можно вносить аккуратно позитивные изменения в структуру личностных показателей. Особенности игровой деятельности еще и в том, что ребенок приучается к социально-культурным нормам и усваивает ценности, правила человеческого общежития и включается в систему общественных отношений.

Игра и развитие речи ребенка

В большой мере игра влияет на развитие речи. Для того чтобы ребенок удачно включился в игровую ситуацию, ему необходим определенный уровень развития навыков общения. Развитие связной речи стимулируется необходимостью объясняться со сверстниками. В игре как ведущей деятельности осуществляется усиленное развитие знаковой функции речи с помощью замещения одного предмета другим. Предметы-заместители выступают в роли знаков отсутствующих предметов. Любой элемент действительности, который замещает другой, может быть знаком. Предмет-заместитель трансформирует по-новому словесное содержание, опосредствуя связь слова и отсутствующего предмета.

Игра способствует восприятию ребенком знаков двоякого типа: иконических и индивидуальных. Чувственные свойства первых к замещаемому предмету приближены виртуально, а вторые по своей чувственной природе имеют мало общего с предметом, который обозначают.

Игра также принимает участие в формировании рефлексивного мышления. Так, например, ребенок страдает и плачет, как пациент, когда играет в больницу, но в то же время он собой доволен из-за хорошего исполнения роли.

Влияние игровой деятельности на психическое развитие ребенка

Развитие игровой деятельности дошкольников напрямую связано с развитием их психического состояния. Игра помогает формировать личностные особенности и психические качества ребенка. Именно из игры со временем выходят другие виды деятельности, имеющие место в дальнейшей жизни человека. Игра, как ничто другое, способствует развитию внимания, памяти, ведь она требует от ребенка сосредоточения на предметах для успешного вхождения в игровую ситуацию. Ролевые игры влияют на развитие воображения. Ребенок учится брать на себя разные роли, замещать одни предметы другими, создавать новые ситуации.

Игровая деятельность влияет и на становление личности ребенка. Он учится устанавливать контакт со сверстниками, приобретает навыки общения, знакомится с взаимоотношениями и поведением взрослых людей. Тесно слиты с игрой такие виды деятельности как конструирование, рисование. Они уже подготавливают малыша к труду. Он делает что-то сам, своими руками, при этом стараясь и беспокоясь за результат. В таких случаях ребенка обязательно необходимо похвалить, и это станет для него стимулом для совершенствования.

Игра в жизни ребенка важна так же, как учеба для школьника или работа для взрослого. Это нужно понимать как родителям, так и воспитателям. Нужно всячески развивать интересы детей, поощрять их стремление к победе, к лучшему результату. По мере подрастания малыша нужно обеспечивать его игрушками, которые влияют на умственное развитие. Не забывайте сами играть с ребенком, ведь в эти моменты он чувствует важность того, что делает.

Лидия Орлова
Виды игровой деятельности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» р. п. Красные Баки

Сообщение на РМО.

Тема : «Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте»

Подготовила : Орлова Лидия Юрьевна

Ноябрь 2016 год

Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте

Игра представляет собой особую деятельность , которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей : педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка . В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной . Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника .

Классификация игр

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу .

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

(слайд 2) : В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы

I. Творческие игры : режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом

II. Игры с правилами :

1. Подвижные игры : по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности) ; по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.) ; по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)

2. Дидактические игры :

По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна.

(слайд 3) Новая классификация детских игр, разработанная Светланой Леонидовной Новосёловой советский психолог. В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого) . В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.

Выделяют три класса игр :

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка - самостоятельные игры :

Игра-экспериментирование

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями :

Игры обучающие : Дидактические Сюжетно-дидактические Подвижные

Досуговые игры : Игры-забавы Игры-развлечения Интеллектуальные Празднично-карнавальные Театрально-постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей.

(слайд 4) Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

(слайд5) Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых , воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров» , поэтому такая игра и получила название режиссерской.

(слайд6) В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

(слайд7) Помимо творческих игр существуют и другие виды игр , среди которых игры с правилами (подвижные и настольные) .(слайд8, слайд9)

Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер : в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

(слайд 10) Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности

Младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

Средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

Старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация) .

(слайд11) Интеграция образовательных областей и игровой деятельности/

(слайд12) Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность , которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

(сайд 13) Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой . М., 1987.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2009.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

4. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. -М, 2003.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е издание. М., 1999.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.

6. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М. ,1989.

7. Шмаков А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. - М.: 1992.

8. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., 1975.

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 города Ейска муниципального образования.

Тема: «Зайка в гостях у детей» Цель: Создать условия для совместной музыкальной, художественно-эстетической и двигательной деятельности.

Цели:1. Развивать устную речь;обобщить и уточнить знания детей о видах транспорта;обогащать словарь. 2. Развивать умение поддерживать беседу.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

« НАЙДИ МЕСТО ДЛЯ ИГРУШКИ »
Цель. Учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.

« ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ »
Цель. Учить точно и выразительно исполнять простые плясовые движения, отражая в них изменение характера музыки.

«ЧТО НУЖНО УЧЕНИКУ?»
Цель. Знакомить детей с учебными принадлежностями ученика подготовительного класса, учить содержать их в порядке и уметь быстро подготовить к уроку (по математике, чтению, труду, физкультуре, рисованию, ритмике). Закреплять правила поведения в школе, в классе, на уроке, во время перемены, в столовой, на площадке.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Цель. В процессе игры закреплять понятия: выше, ниже, между, правее (справа), левее (слева). Воспитывать внимание, наблюдательность.

«УЗНАЙТЕ, КТО МЫ?»
Цель. Учить детей понимать музыкальное произведение, сопоставлять музыкальные образы.

«ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Цель. Закреплять знания детей об овощах (название, форма плодов, стебля, листьев, окраска, вкусовые качества), о значении их для человека. Воспитывать желание выращивать нужные растения.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»
Цель. В ходе игры закреплять знания правил дорожного движения транспорта и пешеходов по улицам города (села). Воспитывать внимание, организованность.

«НАШ ОРКЕСТР»
Цель. Учить детей различать тембровую окраску звучания музыкальных инструментов.

«ЖИВЫЕ СЛОГИ»
Цель. Упражнять детей в чтении прямых слогов.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? (ЧЕГО НЕ СТАЛО?)»
Цель. Учить детей описывать игрушку (предмет) по памяти, развивать зрительную память.

«МАГАЗИН САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Цель. Закреплять у детей знание порядкового счёта, состав числа. Развивать речь и мышление.

«СКУЛЬПТОРЫ»
Цель. Закреплять конструктивный (предмет создаётся из отдельных частей) и пластический (предмет создаётся из целого куска путём вытягивания) способы лепки. Самостоятельно распределять задания в коллективной работе. Развивать образное мышление, творческое воображение.

«ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

«ДРУЖНАЯ НЕДЕЛЯ»
Цель. В процессе игры закреплять знание названий и последовательности дней недели. Соотносить дни недели с прошлым, настоящим и будущим временем: сегодня - понедельник, завтра - будет вторник, вчера было воскресенье.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель. Исполнять знакомые песни, игры, хороводы, пляски.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ ТАНИ»
Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, воспитывать внимательное отношение к товарищам, стремление проявлять о них заботу.

«РАЗГОВОР ЧИСЕЛ»
Цель. Закреплять прямой и обратный счёт.