Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Что такое синтаксис предложения. Возможны ли в русском языке простые предложения с одним главным членом? Сколько грамматических основ в предложении: Очень скоро будет экзамен, к которому мы готовились почти весь год

§1. Структура простого предложения

Простые предложения могут иметь разную структуру. Сравним предложения:

Вечер.
Солнце садится.
Смеркается.

Все они простые, но различаются по структуре.

в этом предложении только один главный член, это односоставное предложение с одним главным членом

Солнце садится.

два главных члена: подлежащее и сказуемое, двусоставное предложение

Смеркается.

только один главный член, односоставное предложение

§2. Односоставные-двусоставные предложения

Если в предложении только один главный член, это предложение односоставное.
Если в предложении два главных члена, это предложение двусоставное.
Наличие второстепенных членов предложения не влияет на его структуру, они не являются обязательными компонентами, как главные. Структура определяется по грамматической основе, в которую включаются только главные члены предложения. В простом предложении всегда одна грамматическая основа. Примеры:

Идёт экзамен.

двусоставное предложение

односоставное предложение

§3. Распространённое-нераспространённое предложение

Если предложение состоит только из главных членов предложения, оно нераспространённое. Если в предложении есть и другие члены, распространяющие главные, то оно распространённое.То есть предложение является распространённым, если оно включает в себя не только главные, но и второстепенные члены предложения. Примеры:

нераспространённое предложение

Экзамен по русскому языку.

распространённое предложение

§4. Полные-неполные предложения

Предложения употребляются в контексте. Поэтому частично информация может быть уже известна из сказанного ранее. В таких случаях, чтобы избежать повторов, в предложении может быть пропущен какой-либо из его компонентов. Например:

Ты пойдёшь с нами в кино?
-Пойду.

пропущено подлежащее я, поскольку оно ясно из контекста и может быть легко восстановлено

Подобные предложения, в которых пропущен какой-либо из его членов, называются неполными.

Утром мы все выходим из дома вместе. Мама с папой спешат на работу. Я иду в школу. Сестра - в детский сад.

в последнем предложении пропущено сказуемое идёт, предложение неполное.

Неполнота предложения не является его структурным признаком: она может быть, а может и не быть. В неполных предложениях на месте пропуска ставится тире.

Неполные предложения нельзя путать с односоставными предложениями , в которых отсутствие одного из главных членов является особенностью структуры.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Сколько грамматических основ в простом предложении?

  2. Возможны ли в русском языке простые предложения с одним главным членом?

  3. Сколько грамматических основ в предложении: Очень скоро будет экзамен, к которому мы готовились почти весь год.?

  4. Простым называется предложение, в котором есть одна грамматическая основа. Грамматическая основа может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого: Сердце. Дремлет подсолнечник.

    Простое предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена, называется односложным: улице смеркалось и темнело. Односоставные предложения не следует путать с неполными, в которых может быть пропущен главный член предложения: По ту сторону — моя судьба, по семь стороне — горе.

    Главные члены предложения

    Подлежащее — это главный член двусоставного предложения, обозначающий предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопрос: кто? что? По своей структуре подлежащее может быть простым (выражается одним словом) и составным (несколькими словами).

    Способы выражения подлежащего:

    • Существительными, местоимениями в именительном падеже: В небе солнце — среди полей я.
    • Неопределенная форма глагола: И плакать — это также счастья.
    • Прилагательным и причастием: Тогда старшая моя и кричит.
    • Числительным: Оба чувствовали себя хорошо только друг с другом.
    • Фразеологическими сочетаниями: Бабье лето висело на ветвях как пряжа.
    • Собственными названиями: В синем небе Млечный Путь показывает дорогу.
    • Неразложимыми словосочетаниями: За волю каждый из нас ляжет.
    • Служебными словами и криками: Победное «ура» пронеслось над степью.

    Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, обозначающий действие, состояние или признак подлежащего и грамматически связано с ним. Отвечает на вопрос: что делает предмет? что с ним делается? каков он есть? кто он такой? что он такое?

    По своей структуре сказуемое может быть простым и составным.

    Простое сказуемое — личная форма глагола, передает грамматические значения времени, способа, вида, лица, числа. Простой сказуемое может быть выражен:

    • Инфинитивом: Я ей рассказывать, а она смеяться и рыдать.
    • Приказным способом (означает неожиданную действие): Пусть общество судит между нами!
    • Усеченным глаголом (означает резкую одноразовое действие): Верите, топор у меня в руках сама себе только — прыг! прыг! прыг!

    Составное сказуемое состоит из двух компонентов:

    1. Вспомогательного глагола-связки: быть, стать, мочь…

    2. Имени или инфинитива: Он будет военным. Согласно природы второго компонента различают составное именное и составного глагольного сказуемого. В составных сказуемых вспомогательные глаголы является неповнозначнимы.

    Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и существительного, местоимения, числительные, причастия, деепричастия, прилагательного: Ты другом, братом и сестрой бедноты стала. И сделался я незримый. Именная часть составного именного сказуемого может выражаться всеми частями речи, принадлежащих к существительному (существительное, причастие, числительное, местоимение, фразеологизм).

    Существительное в сказуемом со связкой быть может стоять как в именительном, так и в творительном падежах: Эней был парнем проворным. В роли связки выступают глагола быть, стать, составлять, считаться, называться, оставаться, представлять собой, выдаваться подобное.

    Составлен глагольное сказуемое состоит из вспомогательного личного глагола и инфинитива. Вспомогательный глагол передает грамматическое значение — способа, времени, лица, числа, а инфинитив называет конкретное действие: Начинал тлеть восход солнца. Здесь должна быть тропа.

    Тире между подлежащим и сказуемым

    Между группой подлежащего и группой сказуемого на месте пропущенной (нулевой) связи ставится тире:

    • Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже: Язык — явление космическое.
    • Если подлежащее и сказуемое выражены числительными: Дважды два — четыре.
    • Если один из главных членов выражен инфинитивом, а второй — существительным в именительном падеже: А помощь подать — пустая забота.
    • Если оба главные члены предложения или один из них выражается неопределенной формы глагола: Замуж идти — не дождливую погоду час перестоять.
    • Перед частицами это, то, вот, значит или когда их можно поставить: Футбол в тумане, где игрок, как мим — то, может, то древнейшая из пантомим.

    Тире не ставится:

    • Когда подлежащее выражено личным местоимением: Я сын своего народа.
    • Между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным, если между ними появляются вставные конструкции: Он, может, тоже кузнец.
    • Когда в состав сказуемого входят слова как будто: Зимнее солнце как вдовье сердце. У него глаза как васильки во ржи.
    • Если сказуемое стоит перед подлежащим: Хорошая все-таки штука жизнь.
    • Если перед именной частью выше доля не: Молодость — буйство, а старость не радость.
    • Если сказуемое выражено прилагательным, причастием: Россия дорога и близка моему сердцу.

    1. Определение предложения.

    2. Предикативность и некоторые другие свойства предложения.

    3. Предложение как центральная синтаксическая единица.

    4. Аспекты предложения.

    5. Классификация предложений.

    1. Определение предложения.

    Существует множество определений предложения, но к ним постоянно добавляются новые. Адекватное определение должно содержать указание на родовую принадлежность определяемого явления, и, вместе с тем, в нем должны быть отмечены те из множества присущих ему свойств, которые обуславливают специфику именно данного явления, составляя его сущность.

    Предложение – одна из синтаксических конструкций, центральная, важнейшая, но не единственная, поэтому можно сказать, что предложение – это синтаксическая конструкция.

    Синтаксическая конструкция – это группа слов, но не каждая группа слов составляет синтаксическую конструкцию. Охарактеризовав предложение как синтаксическую конструкцию мы показали родовую принадлежность предложения. Что касается специфических признаков, то, поскольку мы имеем дело со значащей знаковой единицей языка, следует упомянуть три аспекта, характеризующих каждую знаковую единицу: структуру, семантику и прагматику.

    Начнем с последнего. Предложение является минимальной единицей речевой коммуникации. Структурные единицы более «низкого» ранга, чем предложение (имеется в виду слова и их объединения непредложенческого статуса), могут выступать лишь в качестве его составляющих. Они не способны к самостоятельному, т.е. вне и независимо от предложения, использованию в актах речи.

    Далее, предложение (даже односоставное), в отличие от слова и словосочетания, обозначает некоторую актуализированную, т.е. определенным образом соотнесенную с действительностью ситуацию. Предложение Night представляет явление ночи уже как факт действительности. Явление получило, хотя явным образом и не выраженную, своего рода модальную характеристику (говорящий рассматривает соответствующие явление как реальность), а также определенную временную перспективу. Еще проще актуализация осуществляется в предложениях, содержащих личную форму глагола, с морфологически закрепленными показателями модальности и времени (the sun shines). Актуализация как синтаксическое явление имеет специальное названиепредикативность . Ее составляют в совокупности категории модальности и времени.

    Наконец, важнейшей строевой, иначе структурной, особенностью предложения является замкнутость взаимных синтаксических связей составляющих предложения. Ни одно слово данного предложения не может выступать в качестве главного или зависимого элемента по отношению к словам, находящимся за его пределами. В основе этого явления лежит соответствие каждого предложения определенной структурной схеме, набор которых для каждого языка конечен и специфичен.

    Таким образом, мы приходим к следующему определению предложения. Предложение – минимальная синтаксическая конструкция, используемая в актах речевой коммуникации, характеризующаяся предикативностью и реализующая определенную структурную схему.

    2. Предикативность и некоторые другие свойства предложения.

    Предикативность – один из важнейших, возможно, структурно самый важный признак предложения. Язык способен обозначать даже тождественные явления действительности различными способами. Одно и то же лицо (Peter, you, I, this young man, Mary’s brother, John’s son и тд.) может быть обозначено по-разному.

    Это же свойство вариативности способов обозначения присуще и синтаксическим единицам. Но здесь инвентарь возможных способов обозначения денотата конечен. Для обозначения ситуации – это предложение как самостоятельная единица (the doctor has arrived), словосочетание (the doctor’s arrival) и слово как компонент предложения (the battle). Наиболее существенное различие между ними – предикативность, наличествующая в предложении и отсутствующая в словосочетании и слове. Соотнесенность последних с действительностью, их актуализация возможна лишь при употреблении их в составе или в качестве предложения.

    Наряду с рассматриваемым, существует иное, хотя и относительно с рассматриваемым, явление, также именуемое предикативностью. Сущность его в следующем. Ситуация, составляющая реалию предложения, предстает в предложении оборотной человеческой мыслью. В предложении логический субъект и логический предикат представляются через актуальное, тема-рематическое членение, а их связь через предикативность.

    Модальный аспект предложения многопланов. Основным является модальный план, задаваемый наклонением глагола-сказуемого. Основной модальный план представляет описываемую ситуацию как реальную/нереальную.

    Общее модальное значение, передаваемое наклонением глагола, может подкрепляться, усиливаться или, наоборот, ослабляться модальными значениями, передаваемыми модальными словами и конструкциями (т.е. модальными значениями второго порядка). Perhaps you have seen her portrait. He is not a very good driver really . You certainly know what to do. Употребление модальных слов и конструкций привносит в предложение значения с субъективной окрашенностью. Вводные слова показывают авторскую позицию ясно и отчетливо.

    Остановимся на некоторых других свойствах предложения.

    Предложение – продукт творческой деятельности автора высказывания.

    Для нормально владеющего языком человека характерно не хранение в памяти готовых предложений «на все случаи жизни», а конструирование для разного употребления новых предложений, даже для сходных ситуаций.

    Творческий аспект построения предложений до недавнего времени мало привлекал внимание исследователей, но с развитием теории порождающей грамматики моделирование этой способности человека становится одной из задач лингвистики.

    Предложение имеет форму.

    Предложение – это составной знак и его форма заключается в наличии в нем набора знаков определенной формы, расположенных в определенной последовательности. There were no landing fields – предложение, а Were fields there landing no – не предложение. Форма предложения многоступенчата и многокомпонентна. Формальными показателями являются члены предложения и способ их организации.

    Каждое предложение оформлено интонационно.

    Интонационное оформление – неотъемлемое свойство любого предложения. Противопоставление интонации характеризует разные коммуникативные типы предложений. (повествовательное, вопросительное). Это дополнительный признак, описание которого выходит за пределы грамматической теории и входит в компетенцию фонетики.

    3. Предложение как центральная синтаксическая единица.

    Результаты описания любой сложной системы зависят от того, что принимается за центральное в этой системе, в связи с которым рассматриваются другие элементы системы. Для синтаксиса такой центральной единицей является предложение.

    Если говорить об иерархии отношений, то предложение должно быть помещено на вершине пирамиды, образуемой составными единицами, поскольку назначение их (составных единиц) состоит в образовании предложения. Это их прямое структурное назначение, тогда как предложение имеет иное, коммуникативное назначение, являясь не просто структурное единицей, а структурно-коммуникативной единицей. Схема:

    морфема (○○○○○) → слово (○○○) → член предложения (○○) → предложение

    При признании предложения центральной единицей синтаксического (и шире лингвистического) описания, возникает вопрос: как быть с большими, чем предложение, образованиями, абзацем или текстом, по отношению к которым предложения является составляющим?

    Реальность текста как особого речевого построения не вызывает сомнений. Но: является ли текст структурной языковой единицей? Ответ отрицательный.

    Текст не имеет четких однозначных структурных характеристик, подобных тем, которыми обладает предложение. Нет и единых структурных схем построения текста, которыми характеризуется каждая значимая единица языка, например, то же предложение. Ни одно из структурно-семантических средств, способствующих соединению предложений в текст (анафора, репрезентация) не является специфичным для текста. В тексте мы имеем дело просто с расширительным их употреблением.

    Таким образом, центральность предложения в лингвистическом, в том числе синтаксическом, описании остается в силе и в условиях существования нового направления в языкознании – «лингвистике текста».

    Предложение – понятие широкого охвата. Говоря о центральности предложения, имеется ввиду простое предложение, монопредикативная предложенческая конструкция. Простое предложение полностью удовлетворяет всем признакам предложения как структурной и коммуникативной единицы, и, вместе с тем, лежит в основе всех других синтаксических построений.

    Другой важный вопрос – это вопрос об отношении предложения и высказывания.

    Будучи не просто структурной (как все другие единицы более низкого ранга, чем предложение), а и коммуникативной единицей, предложение в процессе речевой коммуникации приобретает свойства, которые лишь потенциально заложены в предложении и реализуются при актуализации предложения в речи. Например, It’s cold here в акте речи может быть просто констатацией факта, но может быть и побуждением к действию, эквивалентом предложения Let’s go to another place . Реализуемое предложение, т.е. высказывание, таким образом, богаче по своим характеристикам, чем предложение, взятое в отвлечении от условной реализации. Это действительно так, но в высказывании не может быть ничего такого, что не было бы заложено как потенция в предложении. Таким образом, каждое высказывание (т.е. актуализированное предложение) предстает как речевое проявление языковой единицы – предложения. Центральность предложения сохраняется.

    4. Аспекты предложения.

    Предложение является самой сложной единицей в системе языка. Сложность заключается, во-первых, во множестве его составляющих, количество которых структурно не ограничено, во-вторых она связана с многоплановостью взаимных отношений элементов предложения, в-третьих, сложность проявляется во множественности возможных соотношений между содержанием и формой. Ввиду всего вышесказанного, возникает проблема установления аспектов предложения. Речь пойдет о трех аспектах: структурном, семантическом и прагматическом.

    Предложение характеризуется формой и содержанием. Форма у предложений специфична. Прежде всего следует установить, как слова в предложении объединяются в то, чем они в совокупности являются, т.е. в предложение, чем предложение отличается от простого набора слов. Поэтому данный аспект предложения можно назвать аспектом структурной организации предложения, или проще структурным.

    Наряду с «организационной стороной дела», изучения требуют формальные показатели грамматических значений. Утвердительность/ отрицательность, побудительность/вопросительность, личность/безличность – эти и многие другие содержательные признаки должны найти свое место в синтаксическом описании предложения.

    Второй аспект предложения – семантический – был затронут тогда, когда назывались некоторые содержательные признаки предложения. Семантическими признаками обладают и компоненты предложения: придаточные предложения, члены предложения («дополнение», «обстоятельство» и т.д.), части сложносочиненного предложения. Кроме того, выделяют «агенс», «патиенс» и т.п. эти семантические роли входят в число объектов семантического изучения предложения.

    Наконец, можно выделить еще прагматический аспект предложения, связанный с использованием предложений в актах речи. Предложение – основная единица речевой коммуникации. Отсюда различия коммуникативного плана между предложениями (деление предложений на предложения-утверждения, предложения-вопросы, предложения-побуждения), сложная система связей, вплоть до взаимозамены, между предложениями, различающимися прагматически.

    Структурный, семантический и прагматический аспекты являются основными, поскольку они охватывают три основные стороны знака (а предложение – знаковая единица, хотя и значительно большей сложности, чем слово): форму, содержание и употребление.

    5. Классификация предложений.

    Структурный, семантический и прагматический аспекты предложения определяют три основания для классификации предложений: по их структуре, семантике и прагматическим свойствам.

    Данная классификация приводится на основании структурных признаков.

    Предложения

    Собственно предложения квази-предложения

    Повество вопроси оптатив побуди вока междо мета=

    вательные тельные ные тельные тивные метные коммуни

    кативные

    John came Did John If John Come John! Oh Good day

    сome? сame (упрек, негодование, восхищение)

    Каждый из типов предложения характеризуется специфическими особенностями построения: порядок слов, наличие/отсутствие местоименного вопросительного слова, форма наклонения глагола и т.п.

    Собственно предложения различаются между собой способом соотнесения содержания с действительностью. Повествовательные предложения характеризуются субъектно-предикативными отношениями, если же предикативная связь между подлежащим и сказуемым отрицается, то в этом случае мы имеем дело с отрицательными предложениями. Другими словами, каждый из структурных типов предложения может быть положительным или отрицательным.

    Отрицательным является лишь предложение с отрицанием предикации. Такое отрицание является общим (You don’t understand at all) . Частное отрицание может относиться к любому члену предложения, кроме сказуемого (Not a person could be seen around. I could rely on no one in this matter .) Специфичной чертой английского языка является взаимодействие общего и частного отрицания в пределах элементарного предложения.

    Вопросительные предложения характеризуются специфической вопросительной интонацией, инверсивным порядком слов, наличием вопросительных местоимений.

    Двумя основными типами вопросительных предложений являются общий и специальный вопрос. Они различаются формально и содержательно. Общий вопрос формально характеризуется отсутствием вопросительных слов и специфической вопросительной интонацией, специальный вопрос содержит запрос, направленный на получение информации совершенно конкретного, предметного свойства.

    Оптативные предложения передают отношение говорящего к некоторому событию, причем желание говорящего остается нереализованным.

    Квази-предложения не содержат сообщения, не имеют субъектно-предикатной структуры. Это либо предложения-обращения, либо междометные предложения, либо предложения метакоммуникативного характера, служащие для установления или размыкания речевого акта. Квази-предложениям дан статус предложения лишь в силу того, что в потоке речи они способны замещать позицию предложения, интонационно характеризуясь теми же свойствами, что и собственно предложения, и обладая свойством отдельности.

    Классификация предложений по В.Г. Гаку.

    §1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания

    Предложение - это основная единица синтаксиса. Предложение обладает набором признаков:

    • выражает законченную мысль
    • имеет цель высказывания
    • грамматически организовано, имеет грамматическую основу
    • оформлено интонационно.

    Ни одного из этих признаков ни у слова, ни у словосочетания нет.

    Предложения различаются по цели высказывания.

    Классификация предложений по цели высказывания

    • повествовательные - выражают сообщение,
    • вопросительные - выражают вопрос,
    • побудительные - выражают побуждение.

    Предложения любого типа могут быть восклицательными, т.е. произноситься с сильным чувством, эмоцией, либо невосклицательными. В письменной речи интонацию отражает пунктуация.

    Грамматическая основа предложения

    Грамматической основой предложения являются его главные члены. Второстепенные члены, распространяющие предложение, в грамматическую основу не входят.

    Если предложение состоит только из главных членов, оно нераспространённое . В таких предложениях нет определений, дополнений, обстоятельств. Если в предложении содержится хотя бы один второстепенный член, то оно является распространённым .

    В грамматической основе выражено грамматическое значение предложения - обобщённое значение, свойственное всем предложениям с данной структурой. С точки зрения грамматики предложения: Малыш смеётся. и Малыш капризничает. - это предложения с одинаковой грамматической основой и одинаковым грамматическим значением: субъект и его действие в настоящем времени.

    §2. Классификации предложений

    Классификаций предложений несколько. Важно, по какому основанию сделана классификация. Основания различны.

    1. Классификация по цели высказывания делит предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.
    2. Классификация по грамматической основе делит предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные, имеющие их более одной.
    3. Классификация предложений по главным членам - это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные, неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.
    4. Классификация по типу синтаксической связи - это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
    5. Каждый вид сложных предложений делится далее на разновидности по значению .

    Программа предусматривает знание всех классификаций и умение давать характеристикулюбому предложению с учётом его классифицирующих признаков.

    Проба сил

    Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Какими бывают предложения по цели высказывания?

      • повествовательные, вопросительные, восклицательные
      • повествовательные, отрицательные
      • повествовательные, вопросительные, побудительные
    2. Определи грамматическую основу предложения: Пахнет весной .

      • пахнет
      • пахнет весной
    3. Является ли распространённым предложение: Ощути ритм города .

    4. Жизнь - это бег на сверхдлинную дистанцию. ?

    5. Сколько грамматических основ в предложении: Не стоит торопить время: когда-нибудь тебе может не хватить именно этих минут. ?

    6. Тест состоит из 60 заданий. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

      В каждом задании 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в отдельном листе рядом с номером выполненного Вами задания. (Образец: 1 – 4, 5)

      1. Как называется связь между компонентами словосочетания?

      1) подчинение

      2) сочинение

      3) интродукция

      4) аппликация

      2. Укажите синтаксические единицы.

      1) лексема

      2) морфема

      3) предложение

      4) словосочетание

      3. Укажите смысловые отношения, возникающие только в словосочетаниях с сильной присловной связью.

      1) атрибутивные

      2) комплетивные

      3) обстоятельственные

      4) объектные

      5) субъектные

      4. Укажите тип согласования в словосочетании Красивая «Вольво».

      1) формальное

      2) условное

      3) ассоциативное

      4) смысловое

      5. Укажите предложения, в которых имеется словосочетание с сильным согласованием.

      1) Я просто пыталась быть практичной и избавить ваш мозг от бесполезного печатного материала.

      2) Думаю, это будет десяток довольно тонких книжек, и к концу лета вы будете в отличной форме.

      3) Процедура такого рода знакома нам всем с раннего возраста.

      4) Живописец не бросает краски на холст беспорядочными пятнами.

      5) Он был в рядовой жизни приятным толстяком.

      6. Сильная присловная подчинительная связь всегда возникает :

      1) при релятивных (синтаксически активных) словах;

      2) при абсолютивных (синтаксически пассивных) словах;

      3) при наречиях в роли зависимого слова;

      4) в составных глагольных сказуемых;

      5) в составных именных сказуемых.

      7. Укажите языковое явление, обыгрывающееся в следующей шутке : Разрешено свободное посещение студентам-отличникам в г. Красноклопске. Предъявив зачетную книжку, они теперь могут вне очереди посетить любой ресторан, бар или дансинг-клуб города.

      1) сильное согласование

      2) сильное управление

      3) сильное примыкание

      4) синтаксически несвободное словосочетание

      5) семантически несвободное словосочетание

      8. Укажите соединение слов, не являющееся словосочетанием.

      1) крик души

      2) в течение одного года

      3) самый умный

      4) очень полный

      5) буду думать

      9. Укажите словосочетания с двойной синтаксической зависимостью.

      1) рисовал план своего дома

      2) подарить сыну компьютер

      3) высокое кирпичное здание

      4) построить дом и дачу

      5) притащить с Волги два ведра воды

      10. Укажите нумеративное словосочетание.

      1) третья с краю

      2) близкий к победе

      3) семеро козлят

      4) каждый из нас

      5) обе дочери

      11. Укажите словосочетания, построенные по структурной схеме VAdv.


      1) любоваться закатом

      2) мчаться сломя голову

      3) жаль сестру

      4) вытирать рукавом

      5) сделать нарочно

      12. Установите соответствие.