Error: не определено #11234. Употребление ь в разных частях речи. Открытый урок "правописание мягкого знака в различных частях речи"
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Употребление ь в разных частях речи. Открытый урок "правописание мягкого знака в различных частях речи"

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .

Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква "ь" пишется в следующих случаях

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .

?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

Буква "Ь" как показатель грамматической формы

Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;

В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.

б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;

г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;

б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;

г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;

б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;

в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .

Цель урока:

  1. Повторить и обобщить учебный материал по теме.
  2. Проверить уровень усвоения нового материала.
  3. Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проекционная аппаратура,
  • наглядность в виде презентации

I. Организационный момент

II. Фронтальная работа (Вариант 1)

1. Обобщающая беседа по изученному теоретическому материалу.

Перечислите случаи, когда мягкий знак после нешипящих согласных пишется.

(-Ь пишется на конце слов для обозначения мягкости согласных, например: пень, лень [Н`])

В сочетании каких согласных пишется мягкий знак?

(- Ь пишется в середине слова)

а) после мягкого л, стоящего перед любым согласным, например: больной, мальчик, сельдь;

б) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным,например: Кузьма, меньше, борьба).

В каких глаголах пишется Ь?

(- В возвратных глаголах перед – ся, в неопределённой форме, например: улыбаться (глагол в неопределённой форме).

Что вы помните о правописании прилагательных?

(- В прилагательных, образованных от названий месяцев с Ь на конце, слова, кроме январский (от январь), например: ноябрьский (от ноябрь), октябрьский (от октябрь).

Как пишутся сложные числительные?

(- В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900,после первого корня, например: семьдесят, шестьсот).

В каких сочетаниях согласных мягкий знак не пишется?

(- Ь не пишется в сочетании согласных чн, чк, чт, чш, нч, нщ, щн, рч, рщ, например: чтение, птенчик, кончик).

В каких формах глагола Ь не пишется?

(- Ь не пишется в возвратном глаголе 3л., ед., мн. числа н.б. времЯ).

Вариант урока.

Тему “Правописание Ь после согласных (кроме шипящих)” ученики готовят домашним заданием.

Класс делится на две команды, в которые входят ребята с разным уровнем усвоения материала. Во время игры команды обмениваются заданиями и решают их в отведенное время. На каждый вопрос команды – соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники. Команда заинтересована в знаниях каждого своего ученика, а значит, сильные подтягивают слабых. (Приготовленные вопросы предварительно просматриваются учителем).

2. Выполнение упражнений на закрепление правописания Ь после согласных (кроме шипящих).

Выборочный диктант. Из текста выбрать слова с орфограммой и разнести их в две колонки: в одну с Ь, а в другую - без Ь.

Наша усад…ба весной особенно красива. Ветви сирени закрывают вес… дом. Июн…ским вечером кисти белых цветов выделяют…ся на тёмной зелени. Если поран…ше встав…, можно пойти встретит… зор…ку. Бол…шую радост… получаю от общения с природой. Каждая веточ…ка, знакомая тропиноч…ка радует сердце.

3.Подведение итогов повторения.

III.Повторение и обобщение учебного материала по теме “Мягкий знак после шипящих в разных частях речи”

1.Подготовка учеников к активной познавательной деятельности с целью обобщения теоретического материала.

Творческое задание. Отгадайте слова метограммы

(Греч.meta-“переход”+ gramma-буква) замена в слове одной буквы другой: пол – кол – мол – вол –дол –гол.

С третьей буквы алфавита
Я больных лечу.
А с четвёртой
Я весной прилечу.

В дальнейшей работе используем малые жанры литературы: загадки, пословицы, словесные игры.

Отгадайте загадки, ответы разделите на две колонки

  1. В работе очень я горяч…
    Рукой дотронеш…ся –
    Хоть плач…
  2. Если ей работу даш…-
    Зря трудился карандаш…
  3. Низок, да колюч…
    Сладок, да пахуч…
    Ягоды сорвёш…
    Всю руку обдерёш…
  4. День да ноч… - сутки проч…
  5. Замуж… идти – не мёд пить, а слёзы лить.

По какому признаку вы распределили слова на два столбика?

(Слова распределены по признаку наличия или отсутствия после шипящих Ь на конце слова)

Без Ь Ь

дотронешься

обдерёшь

ночь прочь

2. -А теперь, когда мы выяснили, что Ь после шипящих в некоторых случаях пишется, а в некоторых нет, запишем тему урока “Мягкий знак после шипящих”

3.Работа с таблицей. (Образец заполнения таблицы)

4.Подведение итогов . Графическая схема. Обобщение правила

Устная формулировка правила учителем:

  1. Если работаешь с глаголом, всегда пиши Ь после шипящих;
  2. Если существительное, сразу проверь: оно должно стоять в именительном падеже ед. числа и принадлежать к 3 скл., т.е. быть ж.р.- пиши Ь;
  1. Если перед тобой краткое прилагательное (каков?), Ь не пиши;
  2. Если у тебя наречие на шипящую, пиши Ь, но помни исключения, в которых нет Ь: уж, замуж, невтерпёж.

IV.Ввод алгоритма.

Какой шаг необходимо сделать прежде всего?

(-определить какой частью речи является данное слово).

Второй шаг?

(-у существительного выяснить, к какому склонению относится данное существительное)

Если существительное 1 и 2 склонения?

(-после шипящего Ь не пишется, например: туч (существительное 1склонения). Грач (существительное 2 склонения).

Если существительное 3 склонения?

(-после шипящего Ь пишем, например: ночь (существительное 3 склонения).

Если слово является кратким прилагательным?

(-после шипящего Ь не пишем, например: колюч (кроме прилагательного).

Если это глагол?

(-в любом случае в глаголе после шипящих Ь).

Если это наречие (кроме: уж, замуж, невтерпёж)

(- после шипящего пишем Ь, например: прочь, наотмашь (наречие).

Обобщенный алгоритм.

3. Как можно сформулировать образец рассуждения?

Образец устного рассуждения

Уж… небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день (А.С.Пушкин).

(-Уж-наречие - исключение, следовательно, после ж Ь не пишется.

Графическое обоснование: уж (?) - наречие, искл., ь нет

Колюч - краткое прилагательное, следовательно, после ч
Ь не пишется.

Графическое обоснование: могуч (?) – кр., прил.,- ь нет

V. Закрепление.

1. Словарный диктант с комментированием по алгоритму

Доч…, видиш…, скрипуч…, настеж…, еш…, луч… , луж… , воткнёш… , пляж… , карандаш… , замуж… , навзнич… , стереч…

2.Списать пословицы и поговорки, найти и графически обосновать написание слов с искомой орфограммой.

  1. Игра не стоит свеч…
  2. Хлеб-соль еш…, а правду реж…
  3. Хорош… калач…, пока горяч…
  4. Что людям пожелаеш…, то и сам получиш…

3. Выборочный диктант

Заполнить таблицу, состоящую из 4 граф (по видам орфограмм), словами из словарного диктанта.

Класс делится на 2 группы:

4. Творческое задание

Образуйте от данных слов слова с нужной орфограммой, изменив форму или подобрав однокоренное слово:

1 в: существительные; 2 в: прилагательные; 3 в: глаголы; 4 в: наречие.

6. Дополнительное задание:

составить логогриф со словами

плач - плачь;

туш - тушь

Логогриф (греч.logos-“слово”+griphos- “загадка”) - поиски загаданного слова и образование от него новых путём перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв: целое – часть дерева, без одной буквы – река, без двух – местоимение, без трёх – предлог (крона – Рона – она – на).

Подведение итогов

VI. Домашнее задание:

  1. Написать слова в таблицу;
  2. Научиться рассуждать по алгоритму.

Мягкий знак, наверное, самая загадочная буква в русском языке. Звука она не обозначает, к разряду гласных/согласных ее не относят. Для чего она тогда нужна? Оказывается, ее роль в нашей письменной речи велика. В этой статье разберемся, когда употребляется «ь» после шипящих с именами существительными, наречиями и глаголами.

Имена существительные. Мягкий знак после шипящих согласных

Точное написание мягкого знака, находящегося после этих согласных, вызывает наибольшее затруднение, поскольку на слух неясно, нужно его писать или нет.

Оказывается, правило очень простое: мягкий знак после шипящих в им. сущ. пишется лишь в словах жен. рода, относящихся к 3-му склонению.

Слова «печь», «речь», «дочь», «ночь», «дичь» относятся к женскому роду, имеют именительный падеж и стоят в единственном числе. Поэтому мы непременно должны написать в них «ь».

Но будьте внимательны: не стоит их путать со словами 1-го склонения, которые стоят в косвенных падежах: «много туч», «нет задач», «несколько куч». Все эти слова, казалось бы, женского рода, и, вероятно, их следует отнести к 3-му склонению.

Но приглядимся внимательнее: они стоят в родительном падеже. Если возвести их к начальной форме («туча», «задача», «куча»), то мы убедимся, что они относятся к первому склонению, а значит, этому правилу не подчиняются.

Есть и еще одна «ловушка» в русском языке, где ни в коем случае не употребляют мягкий знак после шипящих. Слова, оканчивающиеся на шипящую согласную, но относящиеся ко второму склонению, не пишутся с «ь» («грач», «врач», «плащ» - 2-е скл.). Поэтому внимательней задавайте вопрос к существительному. Делайте это, прежде чем определить склонение, поскольку от него зависят и род им. сущ, и число.

Когда пишем «ь» у наречий?

Наречие является одной из неизменяемых частей речи. Его не склоняют, в нем не выделяют окончания. Правописание «ь» у наречий поддается совсем не трудным правилам.

  • В тех наречиях, которые оканчиваются на согласный «ш» или «ч», всегда пишут мягкий знак. К примеру: «вскачь», «точь-в-точь».

В наречиях на «ж», его не пишут никогда. Исключением будет слово «настежь».

  • Еще одно правило, которому подчиняется наречие: мягкий знак после шипящих употребляется всегда, за исключением «уж», «замуж», «невтерпеж». Несомненно, такое шуточное предложение легко запоминается школьникам, особенно девчонкам.

Не так важно, какое правило вы запомните, главное, что и то и другое отражает суть правописания наречий.

Глагол и мягкий знак после шипящих

Глагол - одна из самых употребляемых частей речи, без которой наш язык очень бы обеднел. Правописание «ь» с глаголами вызывает много затруднений не только у учащихся, но и у взрослых людей.

  1. Если глагол в неопределенной форме (инфинитив) оканчивается на шипящий, то «ь» в таком случае всегда будет писаться. И здесь безо всяких исключений. «Беречь», «печь», «жечь». Будет он сохраняться и в возвратной форме, перед постфиксом «-ся»: «увлечься», «зажечься», «беречься».
  2. Во всех глаголах 2-го лица, стоящих в единственном числе, используется мягкий знак. Это относится как к настоящему времени: («ты сейчас») «пишешь», «рисуешь», «гуляешь», «спишь», так и к будущему: («ты завтра») «поработаешь», «подумаешь», «закончишь», «переделаешь». Мягкий знак будет сохраняться и перед постфиксом «-ся»: «понравишься», «воспользуешься», «прикасаешься», «набираешься», «оформишься». В глаголах, которые стоят в повелительном наклонении и оканчиваются на шипящий согласный, всегда пишут мягкий знак: «отрежь», «поешь», «намажь», «спрячь». Перед постфиксом множественного числа «-те», он обязательно сохраняется: «обозначьте», «нарежьте», «спрячьте».

Перед постфиксом «-ся» он также не исчезает: «утешься», «не порежься».

И снова будьте внимательны и не попадите в «капкан» коварного русского языка! Слова «плач» и «плачь» - совершенно разные части речи, а потому и пишутся по-разному.

«Плач» без мягкого знака - это имя существительное 2-го склонения, и, соответственно, мягкий знак в нем писать нельзя. А вот «плачь» с мягким знаком - это глагол повелительного наклонения, а в них, как известно, обязательно пишем «ь». Все это легко угадывается по предложенному контексту, в котором станет понятен смысл слова.

Заключение

Мягкий знак после шипящих употребляется со многими частями речи. Зная простые правила, вы никогда не столкнетесь с проблемой правописания его после этих согласных. Если вдруг вы забудете некоторые нюансы, то наша статья напомнит вам о них.

После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

Вечерняя (сменная) школа

Правописание мягкого знака

в различных частях речи

Преподаватель

русского языка и литературы

Куртвейсова Э.Н.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Правописание мягкого знака в различных частях речи.

Цели урока:

Обучающие: повторить теоретический материал о функции Ь в различных частях речи; закрепить основные правила правописания Ь в различных частях речи; совершенствовать навыки грамотного письма; систематизировать знания об условиях употребления Ь в различных частях речи.

Развивающие: обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать мысли, создать условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное.

Воспитательные: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование: учебник, раздаточные материалы, компьютерная презентация.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок.

    1. Организационный момент.

      Объяснение нового материала.

Учитель: На этом уроке мы с вами поработаем над темой «Правописание Ь знака в различных частях речи». (Слайд № 1). Озвучивание целей урока. (Слайд № 2).

Откройте тетради. Запишите дату, тему урока.

Ребята, обратите внимание на экран. Прочтите запись (слайд № 3 читает ученик)

Как же нам быть с этим знаком

Ставить его или нет?

Надо, чтобы части речи

Сами давали ответ

Ь

Учитель: рассмотрим таблицу на экране (обратите внимание на таблицу) (слайд № 4), после чего запишем примеры в тетрадь. Смотрите, Ь где ставится, а где не ставится. Сейчас части речи сами подскажут.

Правописание Ь в различных частях речи

Пишется Ь

Не пишется Ь

1.В существительных женского рода 3-го склонения: ночь, дочь, печь, молодежь, рожь.

1.а)В существительных мужского рода 2-го склонения: ключ, врач, плащ, товарищ, луч;

б)В существительных родительного падежа множественного числа: из-за туч, с крыш.

2.а)В глаголах в инфинитиве: стеречь, стричь – стричься;

б)В глаголах 2-го лица единственного числа: видишь, читаешь, пишешь, умываешься;

в)В глаголах повелительного наклонения: отрежь – отрежьте, назначь – назначьте, спрячь – спрячьте.

2.В кратких прилагательных: дремуч, кипуч, могуч, колюч, хорош.

3.В неопределенной форме глагола на ть, ться: что делать? что сделать? учить – учиться.

3.В форме глагола 3-го лица на тся : что делает? что сделает? Учится, подготовится.

4.В наречиях после Ч, Ш: вскачь, сплошь, прочь. Исключение: настежь.

4.В наречиях на Ж: уж, замуж, невтерпеж.

5.В частицах: вишь, лишь, ишь, бишь.

6.В количественных числительных на конце слова: двадцать, тридцать, и в середине слова (после первого корня): пятьдесят – восемьдесят, пятьсот – восемьсот.

Давайте уточним в каких частях речи ставится Ь? (в различных).

В каких именно частях речи пишется Ь? (учащиеся перечисляют).

Запишите несколько примеров правописания слов с Ь (дополните своими собственными примерами).

Ребята, зачитайте примеры, в каких словах пишется Ь, а в каких нет (приведите 2 -3 примера).

После рассмотрения второй части таблицы учитель предлагает учащимся записать несколько примеров, где в словах не пишется Ь.

Завершили работу с таблицей.

3.Словарная работа (слайд № 5)

Словарная работа

    Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом. Например: Упасть навзничь.

    Наотмашь – сильно размахнувшись. Например: Ударить наотмашь.

    Невмочь – то же, что невмоготу. Например: Невмочь больше терпеть.

    Сплошь – без промежутков, по всей поверхности. Например: Доска сплошь заклеена объявлениями

    Настежь - распахнув совсем, до конца. Например: Открыть окно настежь.

    Блажь – нелепая причуда, дурь. Например: Выкинуть блажь из головы.

    Залежь – скопление полезного ископаемого. Например: Залежи угля.

Наша тема отражена в учебнике на стр. 26.

Повторение орфограмм.

4.Работа с учебником (2 ученика у доски):

стр. 26, задание 6, упр. 2;

стр. 164, задание 5, упр. 2.

5.Задаю домашнее задание: (слайд № 6).

стр. 7, задание 6, упр. 2;

стр. 10, задание 6, упр. 2;

стр. 121, задание 5, упр. 1.

6.Работа с раздаточным материалом (на партах у учащихся):

Пословицы: Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь.

Учитель: Как ты ее понимаешь?Что ты можешь сказать? (Человек должен сначала подумать, а потом сказать).

Раздаточный материал:

Карточка № 1

1.Спишите пословицы, вставляя глаголы из скобок в форме 2-го лица ед.числа и подчеркните:

    Воду, что рядом течет, не …(ценить). (Узбекская).

    Когда (спешить), всегда на пути холмов много. (Монгольская).

    Если (любить) меня, люби и мою собаку. (Английская).

    Когда новый ботинок начинает жать, (вспомнить) старый. (Английская).

    (Хотеть) есть калачи, так не сиди на печи. (Русская).

    (Говорить) правду, правду и делай. (Русская).

    В каком народе (жить), того и обычая держись. (Русская).

2.Подчеркните частицу с Ь на конце:

1) Иные друзья пригодны лишь чай пить. (Японская).

2) Готов осла дядей назвать, лишь бы тот за него работал. (Армянская).

3) Лишь глупцы упорствуют в своих заблуждениях. (Немецкая).

Карточка № 2.

1.Выпишите пословицы и поговорки, в которых существительные 3-го склонения речь , мышь стоят в И.п. ед. ч.

1) Краткая речь – хорошая речь. (Немецкая).

2) Если правды нет в твоей груди, к людям речь держать не выходи. (Калмыцкая).

3) Хорошую речь хорошо и слушать. (Русская).

4) Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь. (Китайская).

5) Речь – образ души. (Латинская).

6) В своей норе и мышь подобна льву. (Лезгинская).

7) Из лап голодной кошки мышь не ускользнет. (Армянская).

8) Перекопал гору, а выкопал мышь. (Индийская).

9) Мышь рыла, рыла и до кошки дорылась. (Грузинская).

Учитель: Какой темой объединены пословицы?

Ребята, мы должны обогащать наш язык.

Обратите внимание на слайд (Слайд № 7) Кузя. (1 ученик у доски выписывает правильный вариант).

Заявление

Заявляю, что как только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ –в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.

Домовой Кузьма.

Учитель: Ребята, к какому стилю речи относится заявление? (Официально-деловой).

А какие стили речи вы знаете?

На какие две группы подразделяются все стили речи? (На разговорный и книжные).

Назовите книжные стили. (Научный, официально-деловой, художественный, публицистический).

Какова сфера применения разговорного стиля? В каких случаях и где он употребляется? (В разговоре с близкими людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, в письмах).

7.Закрепление изученного материала.

1. Какую тему мы сегодня повторили?

2. Когда Ь пишем в именах существительных?

Когда Ь пишем в глаголах?

Когда Ь пишем в наречиях?

Когда Ь пишем в числительных?

3.Когда Ь не пишем?

4.Назовите виды деловых бумаг.

8.Подведение итогов. Оценки за урок.