Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Басни крылова посвященные отечественной войне 1812 года. Особый цикл басен крылова посвященных войне с наполеоном

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: „Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием“.

Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова. И. А. Крылов шаг за шагом следовал за русской армией. В его баснях все без труда узнавали события и действующих лиц.

Когда Наполеон перешел с войсками через Неман и вступил на русскую землю, Александр I послал Наполеону письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон продолжал действовать. В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали кота? Наполеона, повара? Александра I.

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по пустому,

Где нужно власть употребить…

В начале войны, до назначения главнокомандующим М. И. Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения. Басня «Раздел» была острой реакцией на эту трагическую для России ситуацию:

В делах, которые гораздо поважней,

Нередко от того погибель всем бывает,

Что чем бы общую беду встречать дружней,

Всяк споры затевает

О выгоде своей.

После Бородинского сражения М. И. Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы неприятелю. И. А. Крылов оказал поддержку главнокомандующему, откликнувшись на отступление русских войск басней «Ворона и курица»:

Когда Смоленский князь,

Противу дерзости искусством вооружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил…

Самая популярная басня И. А. Крылова, связанная с событиями Отечественной войны, ? «Волк на псарне»:

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Аллегория сразу понятна. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а попал в безвыходное положение:

Мой волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом

И что приходит наконец

Ему расчесться за овец, ?

Пустился мой хитрец

В переговоры…

Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона вести переговоры с Россией. Волк тоже вступает в переговоры:

Друзья! К чему весь этот шум?

Я, вам старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры,

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад…

Посол Наполеона Лористон уверял М. И. Кутузова: «Император, мой повелитель, имеет искреннее желание покончить этот раздор между двумя великими и великодушными народами и покончить его навсегда». Русский полководец ответил: «Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого либо соглашения, потому что таково теперешнее настроение моего народа». Так же ответил и ловчий в басне:

Послушай ка, сосед, ?

Тут ловчий перервал ответ, ?

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю:

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам. Очевидцы рассказывали, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель, сед», великий полководец снял фуражку и показал седую голову.

Когда баснописец умер, последовало высочайшее повеление воздвигнуть ему памятник. И. А. Крылову предстояло немедленно после кончины стать таким символом духовной силы, каким до него были признаны только три литератора: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и Н. М. Карамзин.

Как писатель реалист Крылов? предшественник А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Его басни, впитавшие в себя народную мудрость, оказали большое влияние на развитие русского общественного самосознания.

События Отечественной войны 1812 года нашли своё отражение и в баснях Ивана Андреевича Крылова. В августе 1812 года были опубликованы две басни И.А. Крылова «Кот и повар» и «Раздел», так начинался цикл басен посвящённых войне с Наполеоном Бонапартом, в которых автор в иносказательной форме сумел выразить своё отношение не только, к конкретным историческим лицам (Наполеон, Александр I, М.И.Кутузов), но и, шаг за шагом следуя за русской армией, к военным действиям.

Уже осенью 1812 года печатаются басни: «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Обоз» и «Щука и кот», которые известны как тетралогия басен, посвящённых главнокомандующему русской армией, генерал - фельдмаршалу М.И. Кутузову. Они связаны непосредственно с военными событиями, в них Крылов проявляет себя как «политический писатель», поддерживающий и оправдывающий тактику М.И. Кутузова. Интересно, что по своему психологическому складу М.И. Кутузов очень напоминал И.А. Крылова. Недаром Крылов чувствовал в нём родственную душу и прославлял в своих баснях.

И.А. Крылов с самого начала войны очень чутко улавливал народные настроения. В басне «Раздел», посвящённой начальному этапу военных действий, мы читаем:

В делах, которые гораздо поважней,

Нередко от того погибель всем бывает,

Что чем бы общую беду встречать дружней,

Всяк споры затевает

О выгоде своей.

Как человек гражданский и далёкий от военной науки, Крылов вряд ли мог иметь собственные представления о том, как воевать. Но он руководствуется здравым смыслом. Прекрасно понимая, что генерал Барклай де Толли – это полководец не облечённый доверием армии и народа, он был уверен, что Барклай не способен эффективно командовать войсками, даже, если избранная им тактика правильная. И.А. Крылов понимал то, что дух войска важнее стратегического искусства полководца. Поэтому, если сама идея отступления не встречает поддержки в войсках, оно бессмысленно. Если Кот из басни «Кот и повар», поедающий жаркое, легко ассоциируется с Наполеоном, захватывающим русские города, то под поваром, скорее всего, подразумевается сам царь Александр I со свойственной ему в этот период набожностью и со всегда присущими колебаниями в решении важных вопросов. Это к нему обращены заключительные строки басни:

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

После Бородинского сражения М.И.Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы французам. И.А.Крылов откликнулся на отступление русских войск басней «Ворона и курица».

Автор противопоставляет правительственной точке зрения мысль об исторической правоте гланокомандующего: «противу дерзости искусством вооружась, вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил». А вот народ верит Кутузову:



Тогда все жители, и малый, и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой».

Однако русское общество по-разному относится к защите Отечества.

Между двумя обитательницами московских подворий - Вороной и Курицей - происходит разговор, раскрывающий различные взгляды обывателей:

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
"А ты что ж, кумушка, в дорогу?-
Ей с возу Курица кричит.-
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат".
"Мне что до этого за дело?-
Вещунья ей в ответ.- Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры - как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой…»

Позиция так называемых «Ворон» - жить «как бог на душу положит», надежда на дружбу с врагом, с которым ей нечего делить.

Басня "Волк на псарне" , была написана в первых числах октября в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры через генерала Лористона, имевшего 23 сентября 1812 года свидание с Кутузовым. Генерал Лористон передал Кутузову мирные предложения Наполеона, приведенные в донесении Кутузова Александру I. В них указывалось, что Наполеон "желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда". Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября разбил французские войска при селении Тарутино.



Как бы то ни было, недоброжелатели М.И. Кутузова усиленно распространяли слухи о его готовности вступить в мирные переговоры с французами. Эти слухи необходимо было опровергать. Удивительно, но быстрее всех отреагировал Крылов. В басне автор представляет дело таким образом, что французы, изображаемые под видом волка, случайно вместо овчарни, попавшего на псарню, загнанные в безвыходное положение, обратились к Кутузову с предложением мира. Но волка перебивает псарь (Кутузов):

"Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Собственноручную копию это басни И.А. Крылов отправил супруге Кутозова, а та переслала мужу. В армии эта басня имела огромный успех, при её чтении «воздух потрясался от восклицаний гвардии».

После сдачи Москвы французам, обвинения в адрес М.И. Кутузова в бездеятельности и лени стали общим местом. И опять-таки Крылов, который ещё недавно упрекал в басне «Кот и повар» русское командование за бездействие, тут со свойственным ему чутьём понял глубокую правду Кутузова и встал на его защиту. Его ответом на обвинения главнокомандующего русской армией в бездействии стала басня «Обоз». В ней две лошади – «конь добрый» и «лошадь молодая» - спускают с горы обоз с горшками. Первый идёт не спеша и успешно довозит хрупкий груз до места. Вторая лошадь издевается над его осторожностью. Однако как только доходит до дела, хвастливая лошадь вместе с обозом оказывается в канаве:

…..И с возом бух в канаву!

Прощай хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Творчество баснописца высоко ценили сами участники войны 1812 года, они были очень популярны в действующей армии и многие читали их наизусть! И.А. Крылов в аллегорической форме выражал своё отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий.

Басни не относятся к историческим жанрам литературы. Патриотические произведения Крылова - исключение, потому что они раскрыли подлинно народный характер Отечественной войны 1812 года. Вот уже двести лет они популярны во всех слоях русского общества, так как написаны языком, который понятен всем поколениям россиян. Многие образные выражения баснописца стали «крылатыми», пополнив копилку народной мудрости.

1.3. В.А. Жуковский – «певец во стане русских воинов»

В 1812 году Василий Андреевич Жуковский в чине поручика вступил в Московское ополчение. В день Бородинского сражения он находился в резерве, всего в двух верстах от места боя; после сдачи Москвы его прикомандировали к штабу М. И. Кутузова. В военном лагере русской армии при селении Тарутино Жуковский написал знаменитую оду «Певец во стане русских воинов», в которой поименно прославил всех живых и погибших героев Отечественной войны. В декабре того же года ода появилась в журнале «Вестник Европы», обратив на поэта внимание двора.

«Певец во стане русских воинов» напечатано впервые в журнале «Вестник Европы», с подзаголовком: «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. «Певец во стане русских воинов» надолго определил поэтическую репутацию Жуковского.

Необычайный успех стихотворения объяснялся, конечно, прежде всего, его высокими художественными достоинствами. Но, пожалуй, самое главное, в чем современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развернутой перед ними поэтом, они впервые ощутили свое время, свой мир, наконец, свою войну - ту самую, которая была их грозным сегодняшним днем.

Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определенную долю литературной условности достаточно явно смыкался с традиционными одами. Однако в полной мере используя художественные возможности этого жанра, Жуковский, в сущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограничениями, смело идет к действительности, к «натуре», и это позволяет ему создать целую галерею выразительных исторических портретов.

В «галерее» Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причем каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковыми были портреты: М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, Н.Н. Раевского, Я.П. Кульнева, М.И. Платова, Д.В. Давыдова, А.С. Фигнера, А.И. Кутайсова, М.С. Воронцова. Представляя их в полном блеске их боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошел в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчужденных и замкнутых в своем величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» неотделима от славы каждого воина. Это братство, эта семья живет единой жизнью, ведя общий счет и громким победам, и горьким утратам. Поэтому как глубоко свое, личное читатель переживает и тот восторг, с которым поэт описывает Кутузова перед полками, и то восхищение, которое звучит в стихах о «Вихорь-атамане» Платове, и ту глубокую печаль, с которой певец ведет рассказ о гибели Кутайсова, Кульнева и Багратиона.

Впоследствии Жуковский еще не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвященных открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. «Никто более тебя, - напишет ему Пушкин, - не имел права сказать: глас лиры, глас народа».

Спустя почти сорок лет, приветствуя Жуковского незадолго до его смерти, его друг и литературный соратник Вяземский воскресил именно эту страницу его творческой биографии:

Певец царей, и рати, и народа,

Он вещий твой, о Русская земля,

Младой певец, отчизны верный сын,

Как под ружьем, он с лирой боевою

Стоял в рядах Тарутинских дружин.

1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы и поэзии. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона. Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал о войне 1812 года, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике.

Мини-выставка офортов художника–графика Бориса Андреевича Попова (1937-2001 гг.), иллюстрирующих тексты известнейших басней Ивана Андреевича Крылова.


Басни Крылова, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года, занимают особое место в его богатейшем литературном наследии. Они сразу «превращались в живую историю», в доступной форме объясняя современникам происходящее, в героях басен легко узнавались реальные исторические персонажи.

Еще в марте 1812 года была написана басня «Кот и Повар». В ней Иван Андреевич отразил события, происшедшие за несколько месяцев до нападения Наполеона на Россию. Нарушая заключенные договоренности, французский император увеличил численность своих войск в Пруссии и Польше. Русское правительство посылало многочисленные протесты, которые не оказали на Наполеона никакого влияния. В басне говорится о Поваре, который вздумал стыдить кота Ваську, укравшего курчонка. Для современников мораль басни была очевидна: по существу, это был совет, адресованный императору Александру I: «Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить» .

В ночь на 12/24 июня 1812 года Наполеон отдал приказ начать переправу через Неман. Армия Наполеона быстро продвигалась, захватывая один за другим города, села, деревни. Над страной нависла смертельная опасность. В этой ситуации Крылов пишет басню «Раздел», в которой говорится о торгашах, которые, «имея общий дом и общую контору» , так увлеклись дележом денег, что не заметили пожара, который вспыхнул в доме. В басне звучит обращение к россиянам, которые еще не осознали, не прониклись мыслью о необходимости ставить общее дело – дело спасения Отечества – выше личных интересов, личных выгод:
«Нередко от того погибель всем бывает,
Что чем бы общую беду встречать дружней,
Всяк споры затевает
О выгоде своей».

В начале сентября 1812 года, после Бородинского сражения, М.И. Кутузов был вынужден принять решение об оставлении Москвы неприятелю. Весть о сдаче Москвы французам вызвала недовольство в войсках и у значительной части общества. К тому же, Александр I неоднократно выражал неудовольствие тем, что Кутузов не слишком спешит разбить Наполеона. В это тяжелое для страны время Крылов обнародовал басню «Обоз». В ней автор уподоблял русскую армию громоздкому обозу, нагруженному глиняными горшками. Обоз нужно было в сохранности свезти с очень крутой горы. «Конь добрый» (Кутузов) осторожно и осмотрительно, не разбив ни одного горшка, спустился с горы. А вот «Лошадь молодая» (Александр I), бранившая старого коня, похвалявшаяся тем, что она «возик свой не свезет, а скатит» , опозорилась.
Слова в заключительном нравоучении, вероятно, также являлись злым намеком на Александра I о сражении при Аустерлице:
«Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже»

Самая популярная басня И. А. Крылова, связанная с событиями Отечественной войны, ― «Волк на псарне»:
«Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню…».

Аллегория была понятная сразу. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а попал в безвыходное положение. Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона вести переговоры с Россией. Эту басню И. А. Крылов послал М.И. Кутузову, и тот читал ее офицерам. Существует легенда, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель, сед», полководец снял фуражку и показал седую голову. Письмо К. Батюшкова - Н. Гнедичу от 30 октября 1813 г. свидетельствует о большом успехе, который имели патриотические басни Крылова в армии: «Скажи Крылову, – писал Батюшков, – что... в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием» .

В басне «Ворона и курица» отразилась сложная нравственная ситуация, сложившаяся в русском обществе к 1812 году. Часть высшего дворянства обожествляла Наполеона, наиболее романтично настроенные ее представители ожидали, что император освободит «рабскую» Россию от невежества, снимет ярмо крепостного права, а некоторые надеялись, что под французами жить будет уж точно не хуже, лукаво предполагали договориться с врагом.

По вполне конкретному поводу в 1813 году И.А.Крыловым была написана басня «Щука и Кот». В виде Щуки был выведен адмирал П.В. Чичагов, который командовал сухопутными войсками, преследовавшими Наполеона. Он должен был не допустить переправы войск Наполеона через Березину, но позволил Наполеону переправиться через Березину и избежать плена. Словом, Щука взялась не за своё дело. Это определило знаменитую мораль:
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад».

В басне «Собачья Дружба» содержится намек на раздоры между членами «Священного союза», вспыхнувшими на Венском конгрессе 1815 г. Бывшие союзники настолько поссорились, что готовы были защищать свои интересы силой оружия. Австрия, вступив в сговор с Англией и Францией, выступила против России и Пруссии. А басня «Чиж и еж» написана Крыловым в ответ на упреки в том, что он не воспел императора Александра I после окончания Отечественной войны, как многие другие литераторы того времени.

Великолепные графические работы наро-фоминского художника Б.А. Попова, являясь превосходными иллюстрациями к басням И. А. Крылова, имеют и самостоятельную ценность. В них не только созданы вполне определенные художественные образы, но и особым языком передана специфика гротескно-выразительного басенного повествования.

К 200- летию Отечественной войны 1812 года

Творческий проект школы №113 Ново-Савиновского района г. Казани

«Особый цикл басен И.А.Крылова, посвященных

Классные руководители: Никитина В.А., учитель биологии,

Шуварова В.Н.,учитель русского языка и литературы,

Туруновская Э.А., преподаватель-организатор ОБЖ.

Учитель истории и обществознания Иванова И.А.

Цель: формировать мотивацию к изучению истории России;

развивать монологическую речь у школьников посредством литературно- художественной выразительности, инсценированном выступлении.

Оборудование : сборник И.А.Крылов Басни, костюмы героев басен, презентация.

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня в 2012 год российской истории мы вспоминаем о современниках Отечественной войны 1812 г. – Иван Андреевич Крылов. Русский баснописец. Писал басни для детей и взрослых. А что такое басня?

Басня

. небольшой рассказ, чаще всего стихотворение.

Делится на две части: основное повествование и мораль, важно повествование.

Герои – животные, наделены особым характером.

Иносказание (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек).

Существует вне контекста.

Законченность сюжета.

Предыстория

Река эта, которую некоторые воображают гигантских размеров, на самом деле не шире улицы Рояль в Париже перед морским министерством. Что касается её глубины, то достаточно сказать, что за 72 часа перед тем 3 кавалерийских полка бригады Корбино перешли её вброд без всяких приключений и переправились через неё вновь в тот день, о котором идёт речь. Их лошади шли всё время по дну… Переход в этот момент представлял только лёгкие неудобства для кавалерии, повозок и артиллерии. Первое состояло в том, что кавалеристам и ездовым вода доходила до колен, что тем не менее было переносимо, потому что, к несчастью, не было холодно даже настолько, чтобы река замёрзла; по ней плавали только редкие льдины…. Второе неудобство происходило опять от недостатка холода и состояло в том, что болотистый луг, окаймлявший противоположный берег, был до того вязок, что верховые лошади с трудом шли по нему, а повозки погружались до половины колёс.

Ввечеру того дня равнина Веселовская, довольно пространная, представляла ужаснейшую, невыразимую картину: она была покрыта каретами, телегами, большею частью переломанными, наваленными одна на другую, устлана телами умерших женщин и детей, которые следовали за армией из Москвы, спасаясь от бедствий сего города или желая сопутствовать своим соотечественникам, которых смерть поражала различным образом. Участь сих несчастных, находящихся между двумя сражающимися армиями, была гибельная смерть; многие были растоптаны лошадьми, другие раздавлены тяжёлыми повозками, иные поражены градом пуль и ядер, иные утоплены в реке при переправе с войсками или, ободранные солдатами, брошены нагие в снег, где холод скоро прекратил их мучения… По самому умеренному исчислению, потеря простирается до десяти тысяч человек…

Итог Березинской операции

Главным итогом переправы явилось то, что Наполеон в казалось бы безвыходных обстоятельствах сумел переправить и сохранить боеспособные силы. Клаузевиц исчисляет потери Наполеона за несколько дней Березины в 21 тысячу человек из числа имевшихся у него боеспособных солдат . Потери небоеспособных остатков «Великой Армии» исчислить труднее, Клаузевиц упоминает, что до 10 тысяч отставших французов было взято в плен Витгенштейном. На самой переправе нашли смерть также тысячи раненых и обмороженных французов. Кутузов в своём донесении царю оценивает потери французов в 29 тысяч человек .

Крупный германский военный деятель и теоретик Шлиффен писал: «Березина накладывает на Московский поход печать ужаснейших Канн», имея ввиду Каннское сражение , в ходе которого войсками Ганнибала была окружена и наголову разгромлена римская армия .

Оценка Березинской операции

Основную вину за упущенный шанс уничтожить Наполеона на Березине современники возложили на адмирала Чичагова. Баснописец Крылов сочинил басню «Щука и Кот» (1813 г.) с намёком на неудачи адмирала на суше. Кутузов в письме на имя царя Александра I изложил главные упущения бездарного полководца.

…граф Чичагов… сделал следующие ошибки: 1) Вместо того чтобы занять превыгодный правый берег Березины, переправил он часть своих войск на левый и расположил главную свою квартиру в гор. Борисове, лежащем в котле, со всех сторон горами окружённом. Неизбежное последствие сего должно быть и действительно было пожертвование многих храбрых воинов в. и. в. и потеря всего при главной квартире обоза, ибо авангард, под командою графа Палена, будучи встречен в 10 верстах от Борисова всею ретирующейся неприятельскою армиею, привёл оную на плечах своих в Борисов в то время, когда в оном главнокомандующий спокойно обедал.

2) Высокий и узкий на сваях мост и плотина над речкой Зайкою, длиною до 300 сажен, не был истреблён, и неприятель им воспользовался, хотя войска адмирала Чичагова были на Березине 4 дня прежде неприятеля.

3) Неприятель строил мост, начал и продолжал свою переправу более суток, прежде нежели адмирал Чичагов о том узнал, хотя всё ему наблюдаемое расстояние было не более 20 вёрст, а узнав о сей переправе, хотя подвинулся к месту оного, но, будучи встречен неприятельскими стрелками, не атаковал их большими массами, а довольствовался действием во весь день 16 ноября двумя пушками и стрелками, через что не только не удержал ретираду неприятеля, но ещё и сам имел весьма чувствительный урон.

Все в армии и в России порицали и порицают Чичагова, обвиняя его одного в чудесном спасении Наполеона. Он, бесспорно, сделал непростительную ошибку, двинувшись на Игумен; но здесь его оправдывает: во-первых, отчасти предписание Кутузова, указавшего на Игумен, как на пункт, чрез который Наполеон будто бы намеревался непременно следовать; во-вторых, если бы даже его армия не покидала позиции, на которой оставался Чаплиц, несоразмерность его сил относительно французов не позволяла ему решительно хотя несколько задержать превосходного во всех отношениях неприятеля, покровительствуемого огнем сильных батарей, устроенных на левом берегу реки; к тому же в состав армии Чичагова, ослабленной отделением наблюдательных отрядов по течению Березины, входили семь тысяч человек кавалерии, по свойству местности ему совершенно здесь бесполезной; в-третьих, если Чаплиц, не будучи в состоянии развернуть всех своих сил, не мог извлечь пользы из своей артиллерии, то тем более армия Чичагова не могла, при этих местных условиях, помышлять о серьёзном сопротивлении Наполеону, одно имя которого, производившее обаятельное на всех его современников действие, стоило целой армии.

4 часть

Слово ученикам. (

ЩУКА И КОТ

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад, Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней; Он лучше дело все погубит И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета. Зубастой Щуке в мысль пришло За кошачье приняться ремесло. Не знаю: завистью ее лукавый мучил Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил? Но только вздумала Кота она просить, Чтоб взял ее с собой он на охоту Мышей в амбаре половить. "Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? - Стал Щуке Васька говорить. - Смотри, кума, чтобы не осрамиться: Недаром говорится, Что дело мастера боится". - "И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей". - "Так в добрый час, пойдем!" Пошли, засели. Натешился, наелся Кот, И кумушку проведать он идет: А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, И крысы хвост у ней отъели. Тут, видя, что куме совсем не в силу труд, Кум замертво стащил ее обратно в пруд. И дельно! Это, Щука, Тебе наука: Вперед умнее быть И за мышами не ходить.

Щука и Кот. - По воспоминаниям Ф. Ф. Вигеля, в басне высмеивались действия адмирала П. В. Чичагова, руководившего сухопутной армией и не сумевшего преградить путь Наполеону при его переправе через реку Березину 14 (26) ноября 1812 года. «Нельзя изобразить, - свидетельствовал Вигель, - общего на него негодования; все состояния подозревали его в измене, снисходительнейшие кляли его неискусство, и Крылов написал басню о пирожнике, который берется шить сапоги, т. е. о моряке, начальствующем сухопутным войском». Вигель объяснял это тем, что Чичагов «в душе был англичанин, учился в Англии мореплаванию и был женат на англичанке; что с суровостью моряка он соединял надменность англичанина, и это сделало его ненавистным для русских; последний же его подвиг (защита Березины) заставил их всех презирать его». Такое мнение было, по всей видимости, всеобщим. Историк Отечественной войны 1812 года генерал М. И. Богданович писал: «Общему порицанию подвергся Чичагов, потому что, во-первых, положение, занимаемое его армиею, давало ему наиболее возможности преградить путь Наполеону; во-вторых, потому, что, командуя в Отечественную войну впервые сухопутными силами, он еще не успел завоевать славу искусного военачальника. К тому же он сделал важную ошибку, уклонясь от направления, по которому отступала наполеоновская армия». В обществе ходила эпиграмма, найденная академиком Я. К. Гротом в бумагах Г. Р. Державина:

Смоленский князь Кутузов
Продерзостных французов
И гнал и бил,
И наконец им гибельну он сеть связал;
Но земноводный генерал
Приполз, - да всю и распустил
.


...И крысы хвост у ней отъели . - в басне, утверждал В. Кеневич, заключен намек на «неудачное отступление войск Чичагова от Борисова, на правую сторону Березины; при этом были потеряны многие из полковых обозов, канцелярия главнокомандующего, большая часть экипажей и в том числе фургон со столовым сервизом Чичагова, и все наши раненые и больные, из коих некоторые погибли от пожара, опустошившего город».

В басне «Щука и Кот» изображена неудача адмирала Чичагова, который допустил переправу войск Наполеона через Березину. Адмирал сбился с правильного направления и при столкновении с французами потерял часть обоза и свою канцелярию. Об этом аллегорически говорится в басне: «И крысы хвост у ней отъели». Словом, Щука взялась не за свое дело. Это определило знаменитую мораль: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

5 часть

Слово ученикам. (ученики классов инсценируют басни на фоне презентации)

Кот и Повар

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил,
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! ах, злодей! –
Тут Ваську Повар укоряет: –
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, –
А ты… ахти какой позор! Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест
(А Васька слушает да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иному Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

"Кот и Повар" . Знаете ли вы, что несколько басен Ивана Андреевича Крылова посвящены событиям и личностям 1812 года? Знаменитый баснописец был современником Александра Первого и Бонапарта, и именно их, накануне войны, изобразил в басне "Кот и повар". Сытый кот у Крылова – это Наполеон, пренебрегший заключенными договорами, а нравоучения повара в адрес обнаглевшего воришки – бессмысленные увещевания Александра I.

6 часть

Слово ученикам. (ученики классов инсценируют басни на фоне презентации)

«Ворона и Курица»

Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу? -
Ей с возу Курица кричит. -
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат».
«Мне что до этого за дело? -
Вещунья ей в ответ. - Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры - как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Ворона подлинно осталась;
Но вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей -
Она сама к ним в суп попалась.

«Ворона и Курица» . В конце сентября 1812 года до Петербурга дошли известия о бедственном положении армии Наполеона в Москве. Тогда же в журнале «Сын Отечества» (1812, № 7) была помещена заметка: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту стрелять ворон и не могли нахвалиться своим soup aux corbeaux . Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: „Попал, как кур во щи”, а лучше говорить: „Попал, как ворона во французский суп”». К этому же номеру журнала была приложена карикатура И. Теребенева «Французский вороний суп». Карикатура представляла собой сценку из французского военного быта: четыре французских гренадера в оборванных мундирах расположились в поле; на первом плане раненный в ногу гренадер отрывает у вороны крылья; второй гренадер, стоя на коленях на камне, схватился за воронью ножку и, судя по разинутому рту, готов проглотить ее; третий также изображен с выражением сильного аппетита в лице; четвертый обеими руками обнимает пустой котел. Под карикатурой было помещено следующее четверостишие:

Беда нам с нашим великим Наполеоном!
Кормил нас в походе из костей бульоном.
В Москве попировать свистел у нас зуб:
Не тут-то - похлебаем же хоть вороний суп.

Есть предположение, что в заключительных стихах басни речь идет о Наполеоне. Басня связана с этой заметкой, но написана позже: М. И. Голенищев-Кутузов получил титул князя Смоленского после сражения под Красным, которое окончилось 6 ноября 1812 года. Она появилась в следующем номере (№ 8) того же журнала.

События Отечественной войны отразились и в басне «Ворона и Курица». Толкование ее допустимо двоякое: можно думать, что Ворона, оставшаяся в Москве при вступлении французов - это Наполеон. Мечтавший о большой славе и добыче император «попался, как Ворона в суп». С другой стороны, речь может идти и о дворянах, считавших, что оккупанты их не тронут. Кутузов назван Смоленским(этот титул он получил за победу под Красным 6 ноября 1812 г. Басня богата содержанием.

7 часть

Слово ученикам. (ученики классов инсценируют басни на фоне презентации)

Раздел (1812)
Имея общий дом и общую контору,
Какие-то честны́е торгаши
Наторговали денег гору;
Окончили торги и делят барыши.
Но в дележе когда без спору?
Заводят шум они за деньги, за товар,-
Как вдруг кричат, что в доме их пожар.
«Скорей, скорей спасайте
Товары вы и дом!»
Кричит один из них: «ступайте:
А счеты после мы сведем!» -
«Мне только тысячу мою сперва додайте»,
Шумит другой:
«Я с места не сойду долой».-
«Мне две не додано, а вот тут счеты ясны»,
Еще один кричит. «Нет, нет, мы не согласны!
Да как, за что, и почему!»
Забывши, что пожар в дому,
Проказники тут до того шумели,
Что захватило их в дыму,
И все они со всем добром своим сгорели.
В делах, которые гораздо поважней,
Нередко от того погибель всем бывает,
Что чем бы общую беду встречать дружней,
Всяк споры затевает
О выгоде своей.

В «Разделе » осуждены мелочные споры при приближении общей беды. Во всех баснях этого цикла отражены народные взгляды на Отечественную войну, резкое осуждение Наполеона и его грабительской армии.

В басне «Раздел» осуждается неуместное проявление эгоистических стремлений в гражданских и военных высших кругах общества во время нашествия Наполеона. Об одном из таких фактов сообщил С. Н. Глинка: «...при позднем вооружении ополчения пошли местнические передряги. Московский ратнический комитет подчинили петербургскому ратническому комитету, состоявшему под председательством графа Аракчеева, Балашова и Шишкова». Обиженным оказался московский губернатор Ф. В. Ростопчин (в рукописи басни есть набросок портрета военного, черты которого напоминают внешность графа), в порыве досады сказавший: «Государь дал мне эполеты с бриллиантовым своим вензелем, говорил, что я его на плечах ношу. А теперь отдает меня в батраки к Аракчееву». Недовольный решением о переподчинении комитета, Ростопчин «бросил ратнический комитет».

В басне «Лебедь, Щука и Рак» Александра I .

8 часть

Слово ученикам. (ученики классов инсценируют басни на фоне презентации)

Лебедь, Щука и Рак (1814 г.)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

В басне «Лебедь, Щука и Рак» Крылов И.А. выражает недовольство русского общества действиями союзников Александра I .

Заключение

В 1814 году Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе, в кружке императрицы Марии Феодоровны .

Герцен метко подметил: «оппозиционное знание» басен И.А. Крылова «не было никогда правильно оценено». Баснописец создал в целом картины действительности большой обобщающей силы. Он обнажил сущность крепостного государства, отношений классов. Самые злободневные вопросы он решал с позиций народа.

Благодарим всех за внимание, за творческий подход к теме.

(награждение победителей)

Источники

1. Басни И. А. Крылова. В девяти книгах. СПб., 1843. Тексты басен печатаются по изданию: И. А. Крылов. Басни. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956 (Литературные памятники).

Примечания

2. Богданович М. И., История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам. Т. 3. - СПб., 1860, с. 478

Статья Апухтина А. Н. в сборнике 1912 г.

Рябцева А.Ю., учитель русского языка и литературы МКОУ "Жилетовская СОШ", д.Жилетово, дзержинский р-н, Калужская обл.

Тема урока: «Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года. «Волк на псарне»

Личностно-ориентированный урок с использованием ИКТ.

Цели урока:

Обучающая - проверить, повторить, углубить и закрепить знания по теме: «И.А. Крылов. Жизнь и творчество».

Развивающая - развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и привитие любви к данному жанру.

Воспитательная - воспитание нравственных качеств и непримиримого отношения к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию, воспитание чувства любви к Родине, гордости за наших предков;.

Нетрадиционная - формирование творческих коллективов, их сплочение; выявление лидеров; обучение навыкам групповой работы.

Наглядность:

а) портрет И.А. Крылов. Художник К. Брюллов;

б) презентация учителя к уроку;

в) презентации учащихся (творческие отчёты).

Домашнее задание к уроку.

  1. Групповое задание. Прочитать и проанализировать (план даётся предварительно) басни И. А. Крылова:

а) «Обоз»;

б) «Щука и Кот»;

в) «Ворона и Курица» ;

г) «Кот и повар».

Подготовить сообщения с использованием презентации.

  1. «Волк на псарне» (подготовить выразительное чтение басни в лицах)
  2. Индивидуальные задания учащимся по темам: библиографические, исторические сведения.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
  2. Погружение в тему.

Чтение высказывания Н.В. Гоголя.

«Подобно крепкому дубу возвышался он над своими современниками, выбрав форму басни, всеми пренебрежённую, и в басне сделался народным поэтом».

Как вы думаете, кому посвящены эти слова великого русского писателя? Почему вы так считаете?

Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу И.А. Крылову и его басням. Но справедливости можно сказать, что для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился только тогда, когда ему минуло сорок лет. В это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне. Говоря о величии таланта русского баснописца, Н.В. Гоголь утверждал: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражался так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились с ним воедино”.

Как вы понимаете смысл последнего выражения?

  1. Беседа. Актуализация опорных знаний:

Что вы знаете о И.А. Крылове?

Какие басни вам особенно запомнились? Почему?

Назовите выражения из басен, ставшие крылатыми.

Итак, нам предстоит вновь погрузиться в творчество великого баснописца, познакомиться с его взглядами на реальные исторические события, проанализировав басни, понять, в чём состоит величие его творчества.

  1. Работа над темой урока. «Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года.»
  1. Что такое басня? . Вот что о басне говорил В.Г. Белинский: “Басня есть поэзия рассудка”. Басня согласно определению из словаря - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл.

Каковы элементы басни? Что характеризует основное её содержание? Заполнение таблицы.

  1. Какому событию посвящены басни, которые мы будем изучать сегодня на уроке?. Чтобы понять смысл басен, позицию И.А. Крылова, нам надо вспомнить основные события этого периода.

Реализация индивидуального задания – первое сообщение на тему «Основные события Отечественной войны 1812 года». Предполагаемый ответ.

(Основные события Отечественной войны 1812 года.

Объявление Францией войны России 10(22).06.1812

Переправа французских войск через р.Неман 12(24).06.1812

Сражение за Смоленск 04(16)-06(18).08.1812

Сражение за Шевардинский редут 24.08.(05.09).1812

Бородинская битва 26.08.(07.09).1812

Военный совет в Филях 01(13).09.1812

Оставление Москвы без боя русскими войсками 02(14).09.1812

Тарутинский маневр 05-21.09(17.09-03.10).1812

Уход французских войск из Москвы 07(19).10.1812

Сражение при Малоярославце 12(24).06.1812

Сражение у переправы через р.Березину 14(26)-16(28).11.1812

Выход русских войск на р.Неман декабрь 1812)

  1. Второе сообщение – «Исторические личности войны 1812 года» . Краткий обзор. Основное внимание на личности М.И. Кутузова, Александра I , Наполеона.
  1. . Выступление библиографа. « Отношение баснописца к войне 1812 года» Предполагаемый ответ.

В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. Там Крылов прослужил около 30 лет, до самой отставки в 1841 году. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось и басенное творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили баснописца на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот». Глубокое патриотическое чувство Крылова, проходящее через все его басни, вызывалось безграничной любовью баснописца к народу. Крылов выступал с критикой и обличением всего того наносного, безобразного, ложного, что порождалось несправедливостью и фальшью общественных отношений в эксплуататорском обществе. Заботе о личной выгоде Крылов противопоставляет готовность народа дружно встретить общую беду. Таков патриотический пафос крыловских басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года.

  1. Творческие отчёты учащихся с использованием презентаций.

1 группа: басня « Обоз»:

Выразительное чтение басни отражение событий.

Художественные особенности, мораль.

Отражение исторических событий.

2 группа: басня «Щука и Кот»…;

3 группа: басня «Ворона и Курица»… ;

4 группа: басня «Кот и повар»…

6 . Анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне» .

Чтение басни по ролям. Подготовленные учащиеся

Языковедческая работа: объяснение значения слов- «овчарня», «псарня», «Ловчий».- Из-за чего поднялся переполох на псарне? Какими словами автор рисует переполох?

(Обратить внимание на активные, действенные глаголы) Как?

Как ведёт себя в этой обстановке Волк? Обратите внимание на его поведение и речь.

Как объясняет своё появление на псарне Волк и что об этом сообщает автор?

Волк пытается скрыть злобу, а его обращение к Ловчему заискивающее, льстивое. Как мы называем такое поведение? Словарная работа – «лицемерие». Чтение речи Волка с передачей скрытого в ней притворства.

Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? Как он это объясняет?

Как вы понимаете слова: « - Ты сер, а я, приятель, сед!»

В каких словах заключена мораль басни?

Что вы можете рассказать об этом человеке на основании его решения « ..с волками… не делать мировой»? Попробуйте передать опытность, мудрость, уверенность Ловчего в чтении его слов.

Как вы думаете, каким событиям Отечественной войны 1812 года посвящена эта басня? Кого мы видим в лице Волка и Ловчего?

Выслушивание ответов учащихся и обобщение учителя.

В басне Крылов обращается к ратному подвигу народа, но избирает для его толкования обыденный, бытовой случай. Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Об этом говорится в самом начале басни. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ: с Наполеоном сражалась не только русская армия, но и партизанские отряды крестьян, которые были вооружены и вилами, и топорами. Далее говорится о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели. Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург письмо императору Александру I с просьбой о мире. В ставку Кутузова прибыл посол наполеона граф Лористон с предложением мирных переговоров.Но Кутузов – старый опытный полководец, он не поверил Наполеону.» Меня проклянёт потомство, если признает первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней все узнали о мудром, седом Ловчем и лицемерном Волке.

III.Обобщение по исследуемой теме.

- Что общего в баснях Крылова о войне 1812 года?

Каково отношение И.А. Крылова к событиям войны, к историческим личностям и простому народу?

Крылов-баснописец отразил народный характер войны, показал духовный склад, образ мышления русского человека. Крылов вывел и тот тип ворон (басня «Ворона и Курица»), которые, ставя личные интересы выше интересов Отечества, сами оказались «поживкой» для «гостей». Басня «Волк на псарне» показывает всенародный характер борьбы с Наполеоном и мудрость действий Кутузова. Мораль этих басен обращена и к тем, кто вершил судьбы страны и всего народа («Кот и Повар»). Мудрость и стойкость гениального полководца Кутузова были изображены в баснях «Обоз», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском. Неумолим ход времени, ход Истории. И так же, как мы сегодня, наши благодарные потомки будут стремиться вперед – к гению Крылова, к неиссякаемым родникам его поэтических строк, олицетворяющих события Отечественной войны 1812 года

IV.Домашнее задание: 1) выучить наизусть басню «Волк на псарне»2) ответить на вопрос: «Что нового узнали о баснописце Крылове и его творчестве?»

V. Рефлексия.

Что мы сегодня делали на урок

Достигли ли мы поставленной цели? - Как вы оцениваете свою работу?

Приложение.

(Примерный план ответа группы) .

1. Выразительное чтение басни

а) Тема басни

б) Краткое содержание.

в) Основные аллегорические образы и их характеристика.

3.Что характеризует художественную форму басни?

а) Стих басни.

б) Синтаксическое построение речи.

в) Народная лексика.

г) Диалог - образец разговорной речи народа.

4. Мораль басни.

5. Историческое событие, отражённое в басне.