Значение слова самовыражение. Способы самовыражения человека. Через уникальный вкус к звездам и вершинам
Иногда у нас бывают моменты, когда мы не удовлетворены тем, как мы себя выражаем. Например, нам может не нравиться сам способ, которым мы это делаем или может не нравится, что мы недостаточно себя выражаем. Но так хочется выразить себя очень ярко, сильно и позитивно! Так, чтобы это было заметно и принесло пользу людям.
Когда мы что-то делаем, мы, обычно, анализируем: нравится мне это или нет, важно это для меня или нет…
В жизни каждого человека бывают трудности. В том числе и с самовыражением. Самовыражение – это очень важно для нас. Это очень важный аспект нашей жизни. Может быть самый важный! Мы родились для того, чтобы выразить себя определенным образом. И как это не парадоксально, именно с самовыражением мы испытываем трудности, практически, с самого начала появления на этот свет. Маленькому ребенку довольно сложно выразить себя – сложно донести до окружающих информацию о своих потребностях, например: мне слишком жарко или слишком холодно, я голоден, хочу пить и т. п. В такой ситуации часто плач был единственной возможной формой самовыражения. Даже самые хорошие и любящие родители едва ли могут на 100 % понимать чего хочет их ребенок в данный момент. Когда нас не понимали, мы плакали и кричали... Этот способ самовыражение может стать привычным для нас по жизни, и даже в зрелом возрасте мы можем продолжать кричать для того, чтобы нас услышали.
Для нас очень важно, чтобы нас принимали окружающие. Принимали, уважали и ценили. Ценили нашу индивидуальность. Уважали нас такими, какие мы есть. Принимали со всеми нашими индивидуальными особенностями. Но всегда есть разница между тем, что мы хотим и тем, что мы получаем . В идеале, мы стремимся найти группу людей, в которой нас ценят и получать там необходимое нам признание: в нужном количестве и тогда, когда нам это нужно. В книгах Майкла Ньютона «Путешествие души» и «Предназначение души» описываются как раз такие группы – группы любящих и поддерживающих друг друга живых существ, между которыми присутствует полное взаимопонимание, и нет никаких конфликтов. Эти группы существуют в Духовном мире . Важная деталь! Но то чувство, которое мы испытывали там – в Духовном мире, находясь в своей группе, мы стремимся испытать и здесь: когда рождаемся в материальном мире. Но стремление испытать превращается в испытание . Мы не всегда получаем то, чего хотим и вынуждены с этим что-то делать... И проблема не только в том, что нас, например не воспринимают… или не оказывают нам необходимого уважения. Есть еще одна, более важная проблема – что мы выражаем в процессе самовыражения? Выражаем ли мы СЕБЯ? Или какую часть себя мы выражаем? Мы можем выражать себя, но при этом не выражать свою СУЩНОСТЬ. Конечно, мы многогранные личности и можем выражать себя различными способами.
Наше сообщество – это сообщество людей с похожими энергиями, со сходными вибрациями. Мы можем выражать себя, ориентируясь исключительно или частично на вкусы и потребности окружающих. Не факт, что при этом мы выражаем именно себя. Мы можем оказаться в ситуации конфликта, если будем искренне выражать себя среди людей с другими вибрациями и сильно отличающейся энергией. Но когда мы выражаем свою СУЩНОСТЬ – мы, скорее всего, на верном пути. Потому, что именно в этом СУТЬ нашего воплощения. Не столько в поиске гармоничного окружения, сколько в выражении своей СУЩНОСТИ.
Еще одна, связанная с этим, тема: Если мы выражаем себя на уровне своей СУЩНОСТИ, то и воспринимать нас (окружающие) будут тоже на уровне СУЩНОСТИ. Средства и форма самовыражения, в таком случае, будут не так важны. Обмен будет происходить на глубоком, сущностном уровне, где все понятно без слов – как говорится . На этом уровне нет возможности спрятаться или лгать. На других уровнях такая возможность есть. Люди лгут для того, чтобы получить то, чего они хотят. И учатся этому очень рано. Ложь рождается, когда мы сталкиваемся с ожиданиями других. От нас ждут определенного ответа и, практически, провоцируют или заставляют даже соответствовать данным ожиданиям. Проблема с ложью, так же как и все остальные проблемы, решаются на уровне понимания Божественного единства всех живых существ. Любое сообщество людей, не осознающих данного единства, будет редактировать наше самовыражение, в соответствии со своими вкусами. А мы будем вынуждены творить такой образ себя, который будет уважаем. Творить, а не выражать свою сущность. За таким поведением стоит желание быть принятым и одобренным: Я буду таким, каким вы хотите меня видеть, для того, чтобы понравиться вам и быть одобренным вами. Большинство людей играет в эту игру. И даже животные (домашние, например) в нее играют. Звезды кино или музыки, скажем, часто выражают себя в соответствие с тем, как публика будет реагировать, принося свою истинную природу в жертву вкусам их аудитории. Люди искусства, которые верны себе (и их творчество) сильно отличаются от людей, которые занимаются попсой. Часто первые не получали признания при жизни. Практически никакого или должного признания. Но что-то вдохновляло их оставаться самими собой и выражать свою сущность. Интересно что?!
Это КОСМИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ! Она слаще одобрения окружающих – однозначно! Социальный паек для удовлетворения базовой потребности и пир Любви – сравните... Причина того, что мы сидим на пайке – это недоразвитость сознания. Да и с детства мы привыкли: если он меня уважает – значит я достоин уважения, если она обо мне заботится – значит я хороший, если – нет, то… лучше не вспоминать... Доброе слово и кошке приятно... Имитация или подражание – помогают нам получить его. Подражают тем, кто добился успеха. Подражают в одежде, в манере поведения, в манере говорить и т. д. Есть технология успеха. И есть обучающие программы, которые предложат вам освоить 7 – 8 навыков высокоуспешной личности. Понять их, обкатать и... Отточив эти навыки, мы выходим в лидеры. Потом, возможно, предложим что-то свое – 9-й навык. Это будет наше открытие. Таков путь людей способных делать хорошие конспекты и трудиться. Люди другого типа могут совершить креативный прорыв, минуя стадию имитации... Сразу в дамки. Но они могут и спиться – если не повезет – погрузиться в гедонизм. Важно учитывать свою индивидуальную психофизическую природу (ее слабые и сильные стороны) в процессе выражения или постижения своей СУЩНОСТИ. На этом пути нас может вдохновлять четверостишие Омар Хайяма:
Благородство и подлость, отвага и страх –
Все с рожденья заложено в наших телах.
Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже -
Мы такие, какими нас сделал Аллах.
Расслаблено и честно быть самим собой – очень важно. Это первый шаг. Духовный мистик Хари сказал однажды: «Мне бы больше хотелось, чтобы люди ненавидели меня за то, кем я являюсь, чем любили меня за то, кем я не являюсь».
Одним словом, мы проходим здесь через испытание. Мы прыгаем в мир, где нас не всегда признают за людей. Мы сталкиваемся с соблазном пойти на поводу у вкусов окружающих. Мы преодолеваем этот соблазн, рано или поздно. Мы становимся честными в выражении своей психофизической природы. Мы можем страдать без подходящей компании. Потом можем найти ее. Мы учимся. Нам помогает неосознанное желание осознать себя. Постичь себя и выразить во всей полноте. Гедонизм – противоположный путь – признак потерянности. С одной стороны – это попытка получить положенные нам удовольствия (только другим способом), с другой стороны – это способ достаточно быстро свести счеты с жизнью, которая лишена вкуса реальных наслаждений.
Взаимодействие с другими людьми в группе перестраивает наше сознание, рано или поздно, на лад. Тогда мы способны учитывать интересы других людей и получать удовлетворение от их удовлетворения. Такое возможно в семье или на работе. Поэтому так полезно в наши дни иметь семью и ходить на работу. Многие этим занимаются и прогрессируют, возвышают свое сознание, заботясь и помогая друг другу. Во взаимосвязи с другими людьми кроется возможность осознания единства всех живых существ. Духовного единства. Когда это происходит - нужные слова и необходимые темы приходят сами собой. Хотя, конечно, необходимо также уметь говорить.
Бог всегда помогает нам в наших попытках выразить себя без страха. Когда нет страха – мы способны Любить. Успех именно в этом. Он не имеет отношения к признанию большого количества окружающих нас людей, количеству фанов и т. п.
Говорят, что достигнув просветления, Кабир продолжал ткать одежду и продавать ее на базаре. У него появились ученики, среди них были короли, но Кабир работал на базаре... Он так объяснил это: Я работаю не ради денег, а для того, чтобы какой-нибудь Бог, пришедший на базар, мог купить мой товар. Я вложил в свой товар столько любви, столько благодарности...
По большому счету, самовыражение невозможно без Космической Любви.
Я вдохновился написать это после того, как послушал телемост с Робертом Кампаньелой (Hari) – www.harimedia.net.
Максим Кулижников,
Центр "РАВНОВЕСИЕ"
К сегодняшнему дню мы изобрели самые разнообразные . Нам каждый день приходится отвечать на ожидания других людей, предавать свои интересы, казаться тем, кого ожидают увидеть. Поэтому, чтобы не потерять себя, многие изобретают собственные способы самовыражения человека. Это наша естественная потребность, которую обязательно надо удовлетворять. Если этого не делать, последствия могут быть печальными. Что нам дает самовыражение человека?
Таким образом он повышает свою оценку в собственных глазах, в глазах окружающих, которые признают его талант, наслаждаются плодами его творчества.
Человек получает терапевтический эффект от деятельности. Сегодня существует даже отдельное направление в психологии, которое занимается терапией творчеством. В него входят, например, двигательная, танцевальная терапия, арт-терапия и прочие.
Через самовыражение личности человек начинает лучше понимать себя, интенсивнее развиваться, обнаруживает способы, как найти себя.
Любой способ самовыражения дает положительный эмоциональный настрой, вдохновляет на новые подвиги, сбрасывает негативную энергию.
«Человек должен уметь выражать жизнь через то, чем он занимается, если он занимается этим серьезно».
Анатолий Тосс. «Американская история»
Какие же способы самовыражения человека являются универсальными? Сказать сложно, потому что каждый человек является особенным, на разных людей действуют разные способы самовыражения личности
. Но можно выделить те, которые чаще всего используются. Попробуйте, возможно, что-то из ниже предложенного подойдет и вам. Главное, не останавливаться в поисках, исследовать себя и вполне возможно, вы найдете свой уникальный способ самовыражения.
Выражение себя в творчестве
Самым распространенным является самовыражение человека через творчество. Занимаясь тем, чем нам хочется, мы используем свои способности, облегаем душу, получаем удовольствие от проделанной работы, а также определенную долю признания, если показываем ее другим. Поэтому, если вы уже точно знаете, какой способ самовыражения приносит вам наибольшее удовольствие, занимайтесь им почаще. Журналистика, фотография, декорирование, рисунки, сочинение музыки – все это может оказаться вашим источником самовыражения. Если вы еще себя не нашли, не отчаивайтесь! У вас есть возможность попробовать себя во многом и найти свое. Даже если вам нравится рисовать, это не повод останавливаться на одном способе выражения себя. Если вы привыкли рисовать на бумаге кисточкой, поэкспериментируйте, попробуйте рисовать ладошками. Или баллончиками на стенах. Вам нравится танцевать? Хватит развлекаться этим дома! В любом вам предложат различные направления танцев, где вы тоже можете попробовать себя, получив яркие эмоции. Ищите, пробуйте и находите свое. Получайте удовольствие от процесса!«Умышленное отождествление себя с чем бы то ни было - извращённая форма самовыражения».
Доктор Хаус
Любите общаться с людьми, выражать свои мысли? Заведите собственный блог. Сегодня для этого достаточно и десяти минут. Не хочется вникать в технические моменты? К вашим услугам множество форумов и сообществ, где можно общаться и принимать участие в дискуссиях. В конце концов, сходите на курсы ораторского мастерства! Расширьте свои возможности, пойдите на курсы какого-то иностранного языка или начните изучать его онлайн. Самое главное, не использовать какие-то способы самовыражения человека только лишь потому, что это сегодня модно. Выражайте себя в той сфере, которая приносит вам удовольствие, иначе пользы от этого процесса не будет никакой.
«Я пользуюсь этим своим вторым ремеслом, а именно ремеслом артиста, чтобы попытаться выразить то, во что я верю!»
Адриано Челентано
Выражение себя через внешность
Сегодня признано психологами, что человеку очень важно выражать себя через внешние атрибуты. Проще говоря, самовыражение личности идет через формирование его внешнего образа. Когда вы делаете такую прическу, как вам подсказывает внутренний голос, одеваетесь так, как вам нравится, делаете макияж, одеваете аксессуары только те, которые соответствуют вашему внутреннему Я, вы вдохновляетесь. Вы выделяетесь из толпы, становитесь индивидуальностью и это вас окрыляет. Не удивительно, что сегодня вокруг много поклонников пирсинга и татуировок – это еще один способ выделить себя среди других.«Здоровая личность должна выражать то, что она чувствует внутри. Выражать, а не подавлять».
Х/ф «Французский поцелуй»
Выражение себя через вкусы
Самовыражение человека происходит через его вкусы и пристрастия. Мы собираем коллекции музыки, фильмов не только для того, чтобы их пересматривать или переслушивать. Наличие такой коллекции дает нам признание от других людей. Они оценивают наш вкус, выражают восхищение, и это не может не радовать. Кроме этого, давая возможность другим прикоснуться к вашим коллекциям, вы помогаете другим расширить кругозор, получить новые эмоции. Сопричастность к этому тоже дает крылья за спиной и вдохновляет. Если у вас кто-то спрашивает совет, что послушать или что посмотреть, не стоит ограничиваться двумя-тремя названиями. Дайте расширенный ответ, посоветуйте что-то на сейчас, на будущее, дайте сравнение, возможно, какие-то интересные факты, с этим связанные. Вы сразу почувствуете, насколько это способно принести вам удовольствие.И это лишь самые распространенные способы самовыражения человека , а как самовыражаться Вам, необходимо выбрать для себя наиболее оптимальный и предпочтительный вариант!
внешняя актуализация (через слово, действие) внутреннего состояния человека, не ограниченная никакими условиями или обходящая и даже игнорирующая их. Скрытые и подчас не осознаваемые самим человеком внутренние процессы, состояния всегда ищут выход «наружу» и человек пытается использовать разные средства для их «вывода». Иногда самовыражение происходит бессознательно. Это примерно та модель поведения, когда говорят: «Что у умного на уме, то у глупого на языке». Человек самовыражается в танце, песне, живописи и других видах творческой деятельности. По продуктам его деятельности всегда можно многое сказать о состоянии его души и духа. Этот феномен используется в диагностических целях, особенно в психоанализе. Самовыражение детей есть метод раскрытия души, потенциальных возможностей личности. Для самовыражения создаются специальные условия полной свободы выбора действия. места и времени, средств и технологии выполнения. Без самовыражения в искусстве невозможно создание оригинального творческого продукта.
Отличное определение
САМОВЫРАЖЕНИЕ
понятие, обозначающее мало исследованное в отечественной психологии явление и механизм личности. В традициях гуманистической персонологии потребность в С. Ш.Бюлер считала основной врожденной потребностью личности, а самоактуализация – потребность, была введена А.Маслоу в число ведущих высших личностных потребностей. Особое место занимает более исследованная способность к самореализации, связанная, с одной стороны, с уверенностью в себе как собственно личностным качеством, с другой – со способностью презентации себя окружающим, со степенью владения социальными умениями, имиджелогией и способностью объективировать себя в жизни, профессии. В отечественной психологии понятие «С.» и суть этого сложного личностного механизма может быть раскрыта путем преодоления расширительного понимания теории отражения и трактовки сознания, чувств как механизмов отражения. Личность не только отражает внешний мир, но согласно С.Л.Рубинштейну, В.Н.Мясищеву и др. определенным образом относится к нему. Свое отношение она выражает не только в форме отдельных чувств, поступков, слов, тем более не только в виде мимики и жестов, но презентирует миру свое «Я», свою личность (а не свой имидж) с большей или меньшей степенью оригинальности, свободы и выразительности. Первоначально личность самовыражается в своих притязаниях, затем в способе их реализации. Согласно Д.Н.Узнадзе, личность объективирует себя – в деятельности, в общении, но объективируясь она самовыражается определенным способом, – более менее оригинальным, активным, креативным, всесторонним, уверенным и т. д.
В 40-х годах психологи стали уделять большое внимание отражательной природе психического, рассматривать чувства и потребности на основе принципа отражения. Однако осталась в тени другая сторона проблемы, а именно способность психики не только отражать, но и активно относиться (переживать) к отражаемому, формировать это отношение, выражать свое «я», способность к самовыражению.
Если для раннего детства свойственно формирование высших психических функций, способностей и т.д., то для юношеского периода характерно развитие социального мышления, самосознания, инициативы и т. д. Вопрос о самовыражении (особенно у подростков и юношей) стоит очень остро, являясь принципиальным не только для проявления своего «я» (что характеризует все возрасты), но и как одно из важных условий адекватного и гармоничного развития личности. В этот период формируются такие важнейшие личностные качества, как направленность, установки, умение правильно ориентироваться (в жизни, в общении и т.д.). Фактором, активно формирующим эти способности человека, является достаточно разнообразное общение (о чем уже говорилось выше), когда предъявляемые к развивающейся личности общественные требования служат отправными моментами в формировании жизненной позиции, критериями правильности выбора, когда система социальных «опор» постоянно находит внутреннее одобрение личности.
Однако далеко не всегда развитие подростка, юноши осуществляется бесконфликтно, гармонично. Часто желание «выделиться», показать, что «я лучше других», вызывает у старших раздражение, стремление приостановить такую активность, «поставить на место», «осадить». Подобная практика общения отцов и детей, дедов и детей, к сожалению, является обычной. Такие отношения имеют место не только в семейном общении, но и на производстве (начальник - подчиненный).
Мы часто забываем, что дети не изолированы от проблем взрослых, что они слышат и видят больше, чем мы думаем, замечают недостатки и «проколы» взрослых, перенося их негативный опыт в практику своего - сначала детского, а затем все более и более «взрослеющего» - общения, в практику своих отношений. Здесь также имеет место соотношение «ролей», только не начальник - подчиненный, а лидер или «козел», очкастый или толстый и т.д. За этими внешне безобидными прозвищами скрывается целая драма (или трагедия) распределения социальных ролей.
Особенно остро такое соперничество проявляется у ребят, когда в группе выбор лидера и «козла отпущения» является первостепенным, когда решаются вопросы распределения ролей «адъютантов», «мужиков» и т.д. В соответствии с полученной, навязанной «ролью» подросток должен и действовать, «выражаться», подчиняться и т.д. Так, например, статус «отверженного» обществом человека может получить юноша (подросток), совершивший противоправный поступок, накладывающий на него пожизненное клеймо человека второго сорта. Такие «роли» вынуждают человека к отказу от собственной позиции в жизни, доводят до того, чтобы он «махнул на себя рукой», примирился с навязанной ему общественной функцией (преступника, передовика и т. д.). Некоторые социальные взаимодействия имеют четкую тенденцию к занижению собственного «я», его подавлению, искажению. При этом личность постепенно утрачивает критерии адекватного самовыражения, ищет «окольные» пути для самореализации, потому что «прямые» уже «заняты другими» или осуждены.
Адекватная, правильная оценка себя (самооценка) не менее важна для определения личностью своего места в жизни, выбора жизненной позиции, чем активная реализация этой позиции. Отношение к себе помимо самооценки должно включать постоянную потребность в самопознании. Познание самого себя начинается с познания своих способностей, характера, возможностей. Вместе с тем «я», оформляясь в устойчивый образ себя, в представление о своих возможностях, должно включать способность к внутреннему сомнению, способность к внутреннему диалогу с самим собой. Уверенный в себе человек, не сомневаясь в общем направлении своих принципиальных действий, может сомневаться в правильности отдельных поступков. Это выглядит не как проявление неуверенности в себе, а лишь как желание еще раз убедиться в целесообразности выбранного способа действий.
Способность к внутреннему оппонированию связана с диалогичностью сознания человека, определение которой было дано М. М. Бахтиным 7 . Неразвитый образ самого себя, неспособность к рефлексии, к адекватным оценкам не только своих отдельных действий и проявлений, но и своей личности в целом приводят человека в состояние «внутреннего тупика», когда ему «нечего сказать самому себе», когда он знает самого себя хуже, чем тех людей, с которыми непосредственно общается. Отсутствие самопознания, самооценки приводит к тому, что человек подчиняется власти своих первых порывов, непроверенных мнений или, напротив, фиксированных (раз и навсегда) установок, не умеет дифференцировать себя от других, не знает свои слабости, достоинства и т.д.
Такая «псевдоскромность» нередко располагает к человеку, рождает у окружающих желание «использовать» его в своих целях (если уж он сам не хочет и не умеет «использовать» себя). При отсутствии образа своего «я» человеку навязывается любой другой образ, любая социальная функция, которые он присваивает за неимением своих. Напротив, внутренняя зрелость позволяет человеку не только адекватно видеть себя со стороны, не только создавать свой верный социальный образ, но и реально осуществлять многообразные социальные роли, оставаясь самим собой.
Но занимаемые человеком социальные позиции (роли) в обществе отнюдь не всегда свидетельствуют об аналогичной внутренней позиции. Социальная роль в таком случае включает функцию «затемнения» истинных намерений, желаний. Человек не выражает свою сущность, а скрывает ее.
Потребность в самовыражении как причина активности может быть очень различной: у одних она проявляется в крайних формах (например, в самолюбии), у других - в неявных. Чем слабее выражена у человека способность оппонировать своему внутреннему «я», чем меньше он оценивает самого себя, тем более значимым для него оказывается момент внешней выразительности (привлекательности). Адекватность самовыражения человека непосредственно воплощается в его чувстве собственного достоинства, об отсутствии которого в русском человеке с горечью писал Ф. Шаляпин.
Самовыражение (как и активность) имеет разные степени зрелости, разные этапы сформированности. Так, на более ранних этапах (когда образ внутреннего «я» еще очень далек от своего построения) самовыражение, как правило, проявляется в формах «демонстраций» (своего «я», «выступлений», «выпадов» и т.д.). Зрелой формой самовыражения становится тот этап, на котором проявление себя превращается в действительную потребность адекватного и сущностного выражения своего «я». Человек начинает вырабатывать свою манеру поведения, ищет свой стиль речи и, главное, стремится выразить себя в жизни, в поступках, в делах. Поэтому образ, осознание своего «я», в известном смысле предшествует во времени своего возникновения самовыражению
(т.е. потребность в самовыражении является потребностью в выражении своего действительного, а не мнимого «я»). Пока образ внутреннею «я» не сформирован, самовыражение находится на стадии чисто внешнего, показного «выражения» самого себя (когда показывать и демонстрировать еще нечего). Однако если для молодежи это является нормальным, то в дальнейшем такое «самовыражение» становится признаком «великовозрастного инфантилизма».
Поэтому, говоря об адекватности осуществления социальных ролей (в профессии, в общении, в общественной работе и т.д.) внутреннему «я-образу», нужно, прежде всего, учитывать сформированность этого образа у самой личности, ее желание совершенствовать его (вести диалог с самим собой). Неадекватность внешних ролей внутренним чаще всего является следствием несформированности «я-образа», неспособности оценить себя, выбрать тот способ самовыражения, который приносил бы удовлетворение человеку.
Естественно, источником активности становится только гармоничное соотношение выбранной социальной роли (статуса) своей внутренней позиции, своему «я», которое осуществляется на основе адекватной самооценки (самопознания способностей, возможностей). Принципиальным для такой социально-психологической гармонии является соотнесение человеком своих возможностей, целей, задач с характером жизни, с данным жизненным этапом (его спецификой, нетипичностью для жизни в целом). Тот способ, которым человек реализует себя как личность в деятельности, в общении, в решении жизненных задач, и есть самовыражение. Трудности самовыражения начинаются с таких простых явлений, как застенчивость, неловкость в общении или, напротив, нарочитая грубость, являющаяся лишь внешней формой, которая прикрывает неуверенность. Но эти проблемы и трудности касаются только самовыражения в общении, тогда как они существуют (или могут возникать) и в деятельности, и по отношению к жизни в целом. Человек не знает, как ему поступить, за что взяться, чем себя занять, как бы все время скользя по поверхности жизни. Его действия лишены логики и для окружающих, и для него самого. Когда он сталкивается с отпором, осуждением своих действий, которые не продуманы, не выношены, не выражают его подлинного «я», он внутренне теряется, перестает воспринимать и понимать окружающее, отгораживается от мира.
Что же происходит в тех случаях, когда внешние или случайно найденные роли не соответствуют внутреннему «я»? Проблема «человека не на своем месте» всегда стояла очень остро. Ведь он может оказаться не на своем месте (как правило, в профессиональном отношении) в силу различных случайностей, но последствия всегда закономерно ведут к снижению активности или раздвоению личности. Выдавая себя не за того, кем он является на самом деле, человек предает свое «я», свою личность, возможности открыто, прямо, непосредственно выразить себя, заявить о себе.
Самовыражение, связанное с образом своего «я», с самопознанием своих способностей, с соотнесением их со своими потребностями и т.д., отличается от самореализации в жизни, когда познание окончено и нужно строить всю совокупность своих внешних взаимодействий с миром (не только в ценностно-смысловом, но и в контрольно-действенном отношении). Возможность полного, гармоничного совпадения самовыражения и самореализации целиком зависит как от сформированности «образа я» (с точки зрения целостности), так и от личностной готовности организовать, обеспечить, создать и т.д. всю совокупность внешних условий самореализации. Эти два условия являются необходимой предпосылкой для того, чтобы самовыражение и самореализация адекватно (для личности) совмещались во всех аспектах (временном, ценностном, действенном и т. д.).
Потребность в самовыражении, возникая уже в детском возрасте (претерпевает изменения в подростковом, а затем в юношеском и т.д.), нуждается не только в специальном рассмотрении, но и во внимании к ней окружающих (особенно на первых, ранних стадиях ее формирования). Являясь конкретной формой активности, самовыражение (потребность в нем) может также переходить во внутренний, скрытый план в случае своей нереализованности (а вначале - в ответ на неприятие ее со стороны окружающих). Однако если вовремя нереализованная активность (в ее общем виде) способна к своему «возрождению» на новых этапах (в новом качестве), то подавленное, неосуществленное (и в соответствующей форме) самовыражение «уходит» во внутренний план необратимо. Превращаясь в тот или иной комплекс, нереализованное «я» претерпевает качественные изменения уже на самых ранних стадиях своего формирования. Это может быть и феномен «больного» самолюбия, и комплекс неполноценности (в сфере личной жизни), и неадекватность самооценки (пониженный уровень притязаний), и другие последствия.
Процесс формирования своего «я» (с точки зрения его целостности, разносторонности) пробуждает высокую потребность в самовыражении, в «апробации» своих жизненных сил и возможностей. Вначале эта потребность имеет неярко выраженные формы, неясную цель (на уровне «непонятных, волнующих желаний» и т.д.), приобретая (вместе с жизненным опытом) черты все большей определенности. Формирование внутреннего «я» идет «параллельно» постоянному внешнему испытанию себя («на прочность», «на выносливость», «на силу» и т.д.). Получая своеобразный «отклик», подтверждение адекватности своего способа действия, общения, человек становится более уверенным в себе. Однако самая большая сложность заключается в том, что не все эти «подтверждения» одобрительны, позитивны.
Творчески реализующий себя человек сплошь и рядом наталкивается на неприятие, непонимание или даже осуждение. Самым главным в таком случае является выработка представления о своем собственном способе действия и жизни и убежденность в необходимости его реализации при всех обстоятельствах. Между тем одни люди при этом склонны считать, что их не поняли, другие - что они сами не правы. В этих выводах огромную роль играют жизненные чувства личности, ее своеобразные интерпретаторы жизненных проявлений. Эти интерпретации не только трагичны или оптимистичны, как выше отмечалось: они выражают внутреннее несогласие человека (скажем, с неприятием его окружающими) или протест, здоровую амбицию доказать свою правоту, упорство. В других случаях люди эмоционально соглашаются с оценками своих действий, своего способа жизни, но тем самым уступают внутренне, отказываясь от своей индивидуальности, от своего права на особенность жизни. Поэтому разрыв в этой цепи приводит к задержке развития, застойным явлениям, «закомплексованности» и т.д.
Однако забота об адекватном самовыражении ребенка не должна превращаться со стороны взрослых в систему разнообразных запретов, сводящих все проявления ребенка к своему минимуму, она должна находить гибкие формы ненавязчивого руководства этим процессом. Нельзя не учитывать, что поведение детей (особенно подростков) принимает крайние формы только как реакция на всевозможные запреты, на «вяжущую руки» опеку, как желание «сделать по-своему», «всем вопреки» (а впоследствии - «всем назло»). Считая таких детей эгоистами, себялюбцами, родители не хотят понять, что сами настраивают их против себя, лишают их самого необходимого для правильного развития - возможности своевременно и адекватно самовыразиться, самоутвердиться. Таким образом, формируемое отношение «я» личности к миру - это целостный способ ее самовыражения в жизни, с присущими ей (и только ей) особенностями этого самовыражения и объективации, самореализации.
Д. Н. Узнадзе предложил интересную типологию способов самовыражения 8 . Он заметил, что один человек выражает все, что на самом деле испытывает, причем выражает бурно, экспансивно, как бы «выплескивает» всего себя. Другой для своего внешнего выражения должен приложить волевое усилие (например, заставить себя позвонить кому-то по телефону), т.е. как бы преодолеть невидимую преграду, чтобы перейти из внутреннего мира во внешний (в то время как для первого типа личности никакой преграды не существует). Третий тип (названный им парадоксальным) ведет себя противоположным образом в одинаковых ситуациях и сходным - в разных. Четвертый тип остается все время только во внутреннем мире, внешне только «приспосабливаясь» к ситуации, «учитывая» ее.
К. Леонгард описывает так называемую акцентуацию характера как определенные поведенческие и психологические «странности». Так, педантичность у женщины в домашнем быту, выражающая ее собственное отношение к дому, может переходить в постоянные перепроверки (закрыты ли газовые краны, заперта ли дверь, выключен ли свет и т. д.), в необоснованные опасения и подозрения (себя и окружающих). Не имея внешне объективных причин для таких волнений, она начинает искать их, придумывать, постепенно убеждая себя в «реальности» существования той или иной «опасности».
К. Леонгард рассматривает случаи, когда одна из черт характера (наиболее ярко выраженная) начинает преобладать над остальными, приводя к неадекватным решениям жизненных ситуаций, их неверному восприятию и истолкованию.
При этом одна черта (доминирующая), достигая определенной степени, определенного предела, начинает сказываться на продуктивности (деятельности, активности) человека. «Постоянная неуверенность, постоянный последующий контроль могут достигнуть такой степени, при которой всякая работа продвигается вперед черепашьим шагом. Предупредительное взвешивание превращается в бесплодные раздумья...» Демонстративный тип личности проявляется в том, что люди «рисуют себя не такими, какими являются на самом деле, а такими, какими хотелось бы казаться» 9 . Они используют всякую возможность представить себя с наилучшей стороны. «Поскольку у таких людей явно выражена склонность избегать трудностей, они часто меняют не только место работы, но и профессию... тем больше насчитывается на работе срывов, внезапных отказов от работы, которая якобы слишком тяжела...» 10
Проявление своего «я», адекватное или неадекватное самовыражение сопровождаются особым чувством самолюбия. Оно является таким же своеобразным «камертоном» своего внутреннего «я» в плане соответствия (или несоответствия) внешнему миру, как совесть является «камертоном» и регулятором соответствия (или несоответствия) поступков человека его убеждениям, ценностям, целям и т.д. Психологический эквивалент самолюбия начинается с утверждения ребенка: «Я сам» (которое уже содержит в единстве и активацию, и самостоятельность). Оно проявляется в тезисах взрослой личности: «Я знаю, что делаю», «Я имею право делать так, как считаю нужным». Социально-психологически это чувство «я» выступает как тип соотнесения себя с другими: «Я сам» (синоним «Я один»), «Я лучше других», «Я не хуже других», «Я всем докажу», «Я нужен другим» и т.д.
Тот или иной тип самолюбия выражает не только способ активизации личности, но и ее жизненную позицию, ее программу, идеал. В анкете, предложенной подросткам, были получены такие ответы: «Я покажу себя», «Я докажу, на что способен», «Хочу проверить себя на самом трудном», «Я хочу доказать себе», «Хочу быть нужным другим», «Хочу быть интересным». Таковы формулы, выражающие самолюбивую позицию подростков. Здесь нетрудно увидеть и ту жизненную линию, которой они могут придерживаться, и ее движущую силу, характерную для каждой личности. Тот, кто хочет «себя показать» или что-то кому-то «доказать», исходно ориентирован на сравнение с другими, на успех. Тот, кто хочет проверить себя на самом трудном, закладывает в свою программу критерий трудности, а не критерий успеха и удач, он не ориентируется на сравнение с другими, на то, чтобы быть на виду, и т.д. Тот, кто хочет быть нужным, ориентируется на полезность другим людям, на общее дело и не выбирает в качестве критерия личные достижения.
Анализ биографических материалов и опроса показал, что подростки с ярко выраженным желанием «показать себя», «всем доказать» преимущественно выбирают престижные или модные профессии. Те, кто нацелен на проверку себя в трудностях, преимущественно выбирают редкие профессии, связанные с риском, романтикой, трудными условиями, а некоторые - научную работу. Выбор профессии подростками, желающими быть нужными, полезными, преимущественно приходится на специальности врача, педагога; хотя этот выбор и не так однозначен, но эти подростки редко выбирают престижные профессии. Таким образом, самолюбие выступает как некоторое интегральное личностное образование, которое одновременно выражает движущую силу «я», его активную сторону, но не замкнутую «в себе» и «для себя», как утверждается в идеалистических теориях личности, а как способ соотнесения личности с социальным миром, другими людьми.
Если Рубинштейн раскрыл личность как триединство - того, что человек хочет, что он может и что есть,- то мы добавляем к этому еще один параметр - что человек должен. Это - отношение к необходимости, к требованиям общества, окружающих. Как показало исследование, самолюбие представляет собой некоторое сложное соединение инициативы, желания и одновременно долга, необходимости, обязанности, ответственности. Если исходно активность, индивидуальность личности включены в систему необходимости, то ее самолюбие становится синонимом полезности обществу, другим людям, синонимом общественной необходимости своей личности и основанными на этом достоинстве и ответственности.
Если активность «я» развивается путем противопоставления себя другим, общественной необходимости, то движущей силой становится гипертрофированное самолюбие - эгоизм, себялюбие, честолюбие. Этому сопутствуют волюнтаризм, непризнание дисциплины, правил, обязательных для всех, своего долга и ответственности перед обществом.
Если человек не может активизировать свои внутренние возможности соотносительно со своим индивидуальным «материалом» (способностями и т.д.), не находит адекватного внешним задачам способа активности, то развивается больное самолюбие. Последнее проявляется в двух крайностях: в занижении роли «я», неуверенности в себе, или, наоборот, в завышении роли «я», притязании на высокую оценку и признании своей исключительности. Однако в обоих случаях больное самолюбие требует постоянного подтверждения своей социальной значимости. Но, как бы часто ни давалась общественная оценка, это все равно не способствует реалистичности самооценки. И другой парадокс: даже если самооценка завышена, человек с больным самолюбием всегда зависим от оценки окружающих.
Есть люди с неразвитым самолюбием. Однако внутри этого типа возможны вариации. Одна из них связана с преобладанием чувства долга, исполнительности, добросовестности над инициативой. Другая группа людей с неразвитым самолюбием характеризуется низкой активностью, постоянной неуверенностью в себе, склонностью к самообвинению и т.д. Если чувство долга гармонично сочетается с самолюбием, то возникает постоянная требовательность к себе, оптимизация активности, ответственность. Если долг остается внешним регулятором, а самолюбие - истинным двигателем активности, то возникает противоречие, способ решения которого позволяет понять (кроме направленности личности) ее нравственно-психологическую устойчивость-неустойчивость, самостоятельность-несамостоятельность и т.д.
Там, где активность личности идет вразрез с требованиями к ней и долгом, активность не только получает индивидуалистическую направленность, но и предполагает особый способ удовлетворения. Поэтому среди личностей с индивидуалистической направленностью можно выделить разные типы по способу приведения в действие активности. Например, существует тип личности с развитым самолюбием, которое требует и яркого выражения, и связанного с риском способа удовлетворения. Не находя удовлетворения в общепринятой системе ценностей и в обычных способах самовыражения, личность такого типа проявляет авантюрные инициативы, склонность к риску, притягательность которых для нее связана именно с тем, что человек переживает остроту нарушения грани общепринятого, пренебрегает общественными правилами и бравирует этим. Другой тип личности с индивидуалистической направленностью удовлетворяется не только тем, что действует в сугубо личных интересах (это раскрывается в характеристике направленности), но и тем, что игнорирует общественные интересы. Иными словами, при индивидуалистической направленности происходит не только замыкание «на себя», обособление «в себе», но и отрицательное отношение к общепринятым нормам социальной жизни.
Существует тип личности с индивидуалистической направленностью, который строит свою активность в системе общественной жизни, но учитывает лишь формальную сторону необходимости и долга. Психологически он «подкрепляется» тем, что использует возможности, предоставленные обществом, в своих целях. В отличие от авантюрного типа активность таких людей носит обыденно-потребительский характер. Если у авантюрного типа активность поддерживается гипертрофированным чувством «я», умножается на индивидуальность (А. Р. Ратинов и другие отмечают своеобразную «гордость» преступника, сознание своего «мастерства»), то у второго активность укрепляется сознанием типичности своих действий («все копят», «все покупают» и т.д.).
Типы активности различаются по следующим основаниям: устойчивость-неустойчивость, уверенность-неуверенность, преобладание инициативы или ответственности, сочетание инициативы и ответственности, высокая-низкая активность.
Личность с функционально-потребительской активностью, в силу того, что формальное выполнение долга для нее служит своеобразной ширмой, мотивирована тем, что скрывает свои истинные побуждения. Напротив, личность с индивидуалистической (эгоистической) направленностью и «больным» самолюбием навязчиво-болезненно противопоставляет себя другим, подчеркивает границу своих взаимоотношений с ними. Активность таких людей, как правило, круто замешана на самолюбии: неприятие общественного долга, притязания на исключительность связаны с тем, что личность возлагает ответственность за неудачи на других. Она требует предоставления ей исключительных возможностей при минимальных обязанностях. Такой человек в принципе не отрицает необходимости правил и порядка, но для себя требует исключения. Напротив, личность с преобладающим чувством долга и сознанием общественной ответственности находит удовлетворение в выполнении этого долга и равнодушна к постоянному акцентированию ее заслуг, похвалам.
Таким образом, самолюбие как индикатор, критерий взаимодействий с миром играет важную роль в развитии ценностно-нравственной сферы личности, без которой невозможно чувство удовлетворенности, полноты жизни. Поэтому при определении различных типов самовыражения должно приниматься в расчет самолюбие как постоянный его спутник, как один из действенных источников повышения (понижения) мотивации, приобретения (утраты) смысла жизни. Подводя итоги, заметим, что главным условием самовыражения является установление адекватности, определяемой в большинстве случаев самой личностью, между внутренним миром (его запросами, ориентациями, ценностями) и внешним способом выражения внутреннего мира. Это может проявляться как в выборе социальной роли, так и в любой общественно полезной деятельности, в других занятиях.
Интересны исследования чехословацкого психолога О. Микшика, выявляющего способы поведения человека в критических ситуациях (поскольку именно в них испытывается на «прочность» способ выражения себя в жизни) 11 . Это различные ситуации риска, возникающие у летчиков, альпинистов, в которых один тип личности не выдерживает нагрузки, «распадается» уже на физиологическом уровне (погружается в сон во время полета, теряет координацию, перестает видеть, слышать, реагировать), другой тип «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т.д.), третий - на социально-психологическом уровне (сохраняет физиологическую и психическую мобилизованность, но жертвует жизнью своего товарища ради собственного спасения, выпрыгивая из горящего самолета, оставляет товарища, обрезая веревку в связке двух альпинистов). Поведение человека в таких критических ситуациях становится показателем подлинной (или мнимой) нравственности человека, его реальным испытанием, жизненной проверкой (того, что он есть в действительности, а не напоказ).
Поэтому даже такой тип, который с трудом осуществляет переход от мечтаний к реальности в обычной жизни, подчас способен проявить мужество, быстроту, сообразительность в критических случаях, тогда как «предприимчивый тип» может проявить полную беспомощность перед лицом ответственности и т.д.
Разнообразие психических типов людей (сама идея этого разнообразия) не является чем-то обидным, указывающим на недостатки одних и достоинства других. У всех в равной мере есть и то, и другое. Значение проблемы типологии сегодня состоит в том, чтобы понять, что у другого могут быть такие же важные проблемы, как и у меня, или, наоборот, свои, и не менее важные, чем у меня, проблемы, которые он должен и будет решать независимо от того, нравится мне это или нет, допускаю я это или нет.
Особенно остро проблема социально-психологических различий встает при определении активности личности (ее форм, способов реализации) 12 . Социальное поощрение, стимулирование людей социально активных, предприимчивых, деятельных должны стать повседневной практикой жизни общества.
adminКаждый человек стремится к самовыражению. В наше время в обществе приходится играть какую-либо роль, ведь рабочие и учебные моменты диктуют собственные потребности. Людям приходится делать, что ожидают в конкретной ситуации. Данную тенденцию нельзя трактовать с единой стороны, ведь требования жизни желательно принимать. Потребность в самовыражении сохраняется, вне зависимости от обстоятельств, поэтому она заслуживает правильного, адекватного проявления.
Самовыражение – это источник положительных эмоций, хорошего настроения, вдохновения, желания самосовершенствоваться и достигать поставленных целей, способ разрядки и избавления от негативной энергетики.
Самовыражение происходит под влиянием жизненных обстоятельств, в различных направлениях, но в каждом случае человек находит шанс найти себя, понять истинное «Я», определиться с дальнейшим развитием. Психологи понимают необходимость предоставления помощи людям, в результате чего предлагает арт-терапию и танцевально-двигательную терапию для оказания психологической помощи. Самовыражение и психологические методики способствуют , пониманию перспектив развития, правильных схем взаимодействия с коллективом.
Каждый человек индивидуален, потому нужно ориентироваться на направления самовыражения, учитывая особенности характера. Не обязательно останавливать выбор на единственном способе, так как исследование возможностей приведет к получению достойных результатов.
Взаимосвязь свободы и страха самовыражения
Самовыражение, являющееся свободным, — это основа счастливой жизни, устранения сомнений и проблем. Почему желательно проявлять характер, заложенный потенциал?
Самовыражение приводит к получению радости и счастья, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.
Самовыражение – источник вдохновения, который дает разрядку от , нежелательной усталости.
Самовыражение способствует пониманию потенциала и пожеланий, самопознанию. При желании происходит развитие черт характера.
Самовыражение поднимает самооценку, придает уверенности в силах и наличии основы для развития.
Самовыражение – основа поиска единомышленников. Круг общения, соответствующий интересам и мировоззрению, делает взаимодействие с другими людьми полноценным.
Обстоятельства, которые приводят к скрытию потенциала и задатков, настоящего характера, делают человека зажатым и стеснительным, закомплексованным. Развитие ситуации в данном направлении приводит к опасениям относительно понижения самооценки. Человек не чувствует себя свободным и счастливым. По данной причине самовыражение играет важную роль для индивидуума. Какие возможности самовыражения значатся?
Самовыражение в профессии
Работа, имеющая связь с хобби и приносящая достойную зарплату, — это сокровенная мечта. Если вы выражаетесь в профессии, счастье становится неотъемлемой частью жизни. Работа не должна только приносить зарплату и служить источником питания, обеспечения жизнедеятельности. В большинстве случаев такое самовыражение достигается творческими людьми, прирожденными руководителями. Ориентируйтесь на хобби и заложенный потенциал, желая достигнуть реализации и открывать перспективы для продвижения вперед.
Самовыражение в творчестве
Самовыражение в творческой направленности обладает высоким уровнем эффективности, так как человек посвящает время тому, что нравится, реализует творческие задатки и навыки, одновременно получая признание. При желании результатами творческой работы наслаждайтесь в одиночку, так как от этого тоже будет польза.
Зная наклонности и шансы для реализации потенциала, приступайте к творческому воплощению задатков. К творчеству относятся сочинение музыки и написание уникальных текстов, прозы и поэзии, фотография, танцы. Занимайтесь хобби так часто, как можете, ведь это подарит счастье.
Если вы не открыли творческий потенциал, экспериментируйте и ищите направление. Попробуйте рисовать, реализовывать творческие образы в аэрографии, пишите стихи и прозу, фотографируйте, танцуйте. Любое направление подарит свободу в сердце и душе, поспособствует самовыражению, поиску «Я». После того, как удастся найти подходящее направление, развивайте открытые навыки. Преграды для продвижения отсутствуют, так как современные предложения восхищают разнообразием. Посещайте танцевальные клубы, ведите блог или сайт, участвуйте в дискуссиях, пишите прозу и стихотворения, публикуйте литературные произведения в интернете, представляйте людям поделки, вязаные игрушки, нарисованные картины и комиксы. Сделав правильный выбор, удовольствие появится в вашей жизни, подарит частицу счастья, поспособствует повышению самооценки. Не поддавайтесь чужому мнению и моде, так как самовыражение полезно, а подавление потенциала приведет к вреду.
Самовыражение во внешности
Данный способ выражения свойственен девушкам и женщинам. Психологи отмечают, что внешние атрибуты создают уникальный имидж, потому они способствуют проявлению характера, потенциала. Ориентируясь на внутренние ощущения, создавайте гардероб, делайте стрижки и прически, подбирайте аксессуары, и маникюр. Не гонитесь за модой, которая подавляет личность, не позволяет найти источник для выражения внутреннего мира.
Создавая подходящий образ, совпадающий с внутренними ощущениями, вы станете личностью. Выделяйтесь из толпы, помня о том, что одинаковых людей не бывает. Индивидуальность проявляется в имидже.
Татуировки и пирсинг популярны у молодых людей, но они позволяют отойти от стандартов, проявить себя. По данной причине вариант является подходящим для самовыражения.
Самовыражение с помощью вкусов
Хобби, вкусы в литературном, музыкальном и кинематографическом мире – основа самовыражения.
Создайте коллекцию песен, книг, фильмов, учитывая свои предпочтения, мнения о произведениях, являющихся классическими и современными. Страсть к коллекционированию доставляет удовольствие от просмотра фильмов и прослушивания музыки, способствует становлению правильного круга общения, признания вкуса собеседниками.
Вкусовые предпочтения – это основа для проявления мировоззрения, мнения о разных жизненных ситуациях.
Место искусства в жизни людей: поиск себя
Самовыражение в искусстве – это задача, которая создается перед многими творческими людьми, задумывающихся о проявлении индивидуальности. Чем это объясняется?
Внутренний мир наполняют образы, ассоциации, которые не способны оставлять человека без эмоций, желания проявить эмоции. Обмен элементами внутреннего мира способствует эмоциональной коммуникации между людьми, проявлению бессознательного и нахождению внутренней гармонии. Творческие работы служат проявлением мнения об окружающем мире, происходящих обстоятельствах, а прямое проявление внутреннего мира откликается в душе зрителей. По данной причине самовыражение в искусстве – это задача творческих людей, которые развивают заложенный потенциал.
Рациональный человек отдаляется от самовыражения, подстраивается под стереотипы мышления, правила мегаполиса, потребности активной и успешной жизни. Такая ситуация не приносит настоящего счастья, приводит к разочарованию в жизни.
Творческие работы выполняют утилитарную, приспособительную функцию, регулируют жизнь. Для проявления «Я» требуется восстановление контакта между чувствами и разумом, создание целостной и гармоничной личности, понимание личностных смыслов. По данной причине психологи рекомендуют проявление характера не только во внешности, вкусовых предпочтениях, профессии, что является внешними атрибутами, но и в искусстве, в чем помогает арт-терапия.
Какой пользой обладает искусство?
Арт-терапия полезна для каждого человека. Творческие задатки проявляются по-разному, но в каждом случае искусство реализует заложенный потенциал, отношение к происходящим событиям, помогая найти правильное направление развития, обрести внутреннюю гармонию.
Самовыражение. Искусство способствует выражению переживаний словами, действиями. Глубинные слои бессознательного состояния человека находят место в сознательном мире. Самовыражение позволяет приобрести гармоничность, целостность. По данной причине искусство связывает человека с другими людьми. В сложных ситуациях, например, после или шока, арт-терапия становится способом установления контакта между пациентом, психологом или психотерапевтом.
Искусство и творчество. Человек разрабатывает и реализует определенные ассоциации через переживания, отношение к происходящим событиям. Креативность, творчество – это важные жизненные принципы. Творческий подход способствует успешному поиску решения в любой ситуации, так как он укрепляет контакт с бессознательной составляющей личностью, внутренними силами.
Творчество приносит удовольствие, расслабляет при кризисных ситуациях, устраняет боль. Переживания проявляются в искусстве, свидетельствуя о преходящей природе чувства. Любая физическая, моральная, душевная боль остается в прошлом после того, как человек проходит через самовыражение, говорит об ощущениях, эмоциях.
Искусство передает индивидуальный опыт, знания человека, накопленные чувства. Передача через творческие работы находит отклик у слушателей, которые настраиваются на соответствующую волну, становятся восприимчивыми. Человек проявляет себя, после чего получает шанс для преодоления этапа жизни, дальнейшего развития. Искусство не может претендовать на объективность и правильность, истинность, так как все люди различаются мировоззрением и характером, но опыт каждого человека полезен для других.
Современная жизнь, требования общества губят личность, потому присутствует необходимость поиска истинных чувств, возвращения к внутреннему миру. Многими взрослыми людьми творчество воспринимается в виде игры, что гарантирует пользу.
Самовыражение в эмоциях
Помните: вы – индивидуальная личность, потому ориентироваться на рекомендации и советы других людей нельзя. Перед проявлением эмоции определите ее, проявите объективное отношение, понимание ее природы. Не торопитесь с действиями, желая обернуть эмоцию во благо. Не подавляйте чувства, которые заслуживают проявления.
Основа самовыражения – поступки, проявление эмоций.
Многие люди прикладывают усилия для подавления эмоционального мира, понимая, что поступают не правильно, но не ищут иного выхода. Не бегите от эмоций и поступков, идущих от сердца. В то же время воспринимайте ответственность за каждое действие, которое проявляется в контакте с другими людьми. Принимая характер, эмоциональный мир, существующие поступки, вы не бежите от себя, не скрываетесь за масками, в результате чего происходит самовыражение.
Общество диктует много требований, но в каждом случае происходят действия, позволяющие понять, какими особенностями отличается характер, кем вы являетесь в действительности.
Самовыражение – это путь к истинному миру, поэтому позаботьтесь о проявлении настоящей личности, понимая особенности поступков и эмоций, отношения к происходящим событиям.
23 января 2014