Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Военные и гражданские к военным. Приключения военные и гражданские. Какие бывают военные профессии

Скажите: виски благородный напиток и дорого стоит? Вовсе нет, зная некоторые секреты, хорошую имитацию можно приготовить и в домашних условиях из обычного самогона.

Секреты приготовления самогонного виски

Для того, чтобы приготовить виски из самогона в домашних условиях, не понадобится больших затрат и ресурсов, даже новичкам сделать этот напиток будет по плечу.

  1. Для любого рецепта подойдет лучше зерновой самогон, особенно пшеничный, поскольку он близок к оригиналу виски.
  2. Самогон должен быть хорошо очищенным, иначе примеси испортят конечный вкус продукта.
  3. Поскольку оригинал виски настаивают в дубовых емкостях в течение нескольких лет, то для домашнего приготовления используется хороший дубовый экстракт, что ускорит процесс в несколько раз и придаст ему красивый коричневый оттенок. Дубовая кора продается в любой аптеке, и стоит совсем недорого.
  4. Вся посуда и инструменты, которые будут задействованы в процессе приготовления, обязательно должны быть идеально чистыми, чтобы не испортить вкус продукта.

Выполняя эти советы, любой рецепт даст положительный результат. Итак, приступим к самым популярным рецептам приготовления.

Классический рецепт

Чтобы сделать виски используя рецепт, понадобится минимум затрат и времени приготовления. Он является самым доступным, прекрасно поможет сделать любые посиделки друзей праздником души.


Ингредиенты:
  1. 3 литра очищенного крепкого самогона (не менее 45%);
  2. 75 грамм дубовой коры;
  3. Самостоятельно сожженная любая древесина в количестве 50 грамм в виде пепла;
  4. 7-8 штук свежей кураги или чернослива.

В стеклянную емкость, которая будет использоваться для приготовления, засыпать пепел из угля, кору дуба, чернослив или курагу.

Залить половиной самогона(1,5 литра) и тщательно перемешать все ингредиенты, затем долить оставшиеся 1,5 литра. Емкость подобрать так, чтобы она была заполнена до самого верха.

Полученную настойку поставить настаиваться минимум на 2 недели в прохладное, темное место. Завершить процесс приготовления процеживанием через несколько слоев марли. Напиток готов к употреблению. Как видите рецепт прост.

Рецепт на дубовых брусочках с имитацией выдержки

Чтобы сделать виски используя этот рецепт понадобятся некоторые затраты, но результат того стоит.
В первую очередь, необходимо подготовить дубовые рейки, кусочки или колышки таких размеров, чтобы она поместились в трех литровый бутыль.

Во вторых, самогон для приготовления должен быть очень крепким, не менее 50 % .

Секреты приготовления:

  1. Подготовленные дубовые кусочки обернуть фольгой и отправить в разогретую духовку на 3 часа:
    1. 120 градусов – виски будут иметь легкий дубовый аромат;
    2. 150 градусов – придадут будущему напитку выраженный дубовый привкус;
    3. Выше 210 градусов – получится шотландский сорт, с привкусом дыма;
    4. Выше 270 градусов – терпкий вкус миндаля будущему напитку обеспечен.
  2. Высушенные в духовке дубовые кусочки положить в бутыль и добавить самогон. Плотно закрыть и оставить настаиваться не менее 3-4 месяцев в прохладном месте. Но если иметь терпение, то сделать по этому рецепту можно виски, лучших сортов, если выдержать его несколько лет.

Этот рецепт сравнится с лучшими именитыми производителями по качеству полученного продукта. Закончить приготовление фильтрацией продукта с помощью нескольких слоев марли от остатков коры и древесного угля.

Совет: древесина должна быть плотно покрыта фольгой, можно обернуть каждый брусочек несколько раз, в противном случае появится очень много дыма, и находиться на кухне будет просто невозможно.

Виски на дубовых опилках

Рецепт виски на опилках. Чтобы сделать напиток по этому рецепту, понадобятся кора и дубовые опилки. Технология аналогична предыдущему рецепту с брусочками, только вместо них использовать опилки.

Совет: для уменьшения дубильных веществ, которые находятся в большом количестве в опилках, их предварительно необходимо запарить в кипятке.

Экспериментируйте, и приготовленный вами напиток станет неотъемлемой частью угощения на любом застолье. Вот такое рецепт.

Видео

Профессию военного принято считать истинно мужской, но и женщины могут успешно построить военную карьеру, полноценно реализовав себя с точки зрения госслужбы. С получением воинских званий и продвижением по служебно-карьерной лестнице традиционно ассоциируется не только престиж, но и высокий уровень ответственности.

Название Общий рейтинг профессии Средняя заработная плата*
Для девушек 54 0
Военный связист 52 0
Военный психолог 57 35 500
Военный переводчик 47 50 000
Военный летчик 51 110 000
Военный инженер 57 0
Военный врач 44 45 000

* - по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.

** - экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 - максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.

Чем хороши военные профессии

Во все времена людям был свойствен страх войны, а потому общество всегда нуждается в организованных, грамотных, физически подготовленных бойцах. Умственный труд в данной сфере не менее востребован: техника и технологии зачастую являются ключевыми стратегическими моментами в военном деле, да и наука постоянно вносит свой вклад в обеспечение социальной и государственной безопасности.

В связи с подобными разграничениями сфер военной деятельности в их рамках выделяют различные должности. Все они относятся к категории государственной службы, несение которой подразумевает право служащего на получение ряда льгот и преимуществ:

  1. Достаточно высокая заработная плата.
  2. Возможности карьерного роста (повышения по службе).
  3. Все условия для обучения, повышения квалификации.
  4. Государственные и социальные гарантии служащему и всем членам его семьи (например, жилье, медицинское обслуживание и пр.)
  5. Широта выбора специализации в рамках военного дела (об этом читайте ниже).

Кроме того, военная служба побуждает человека к поддержанию физической и умственной формы, делает его организованным и собранным. Впрочем, это сугубо личностные преимущества данной профессии, а что касается экономически-социальных выгод, то они приведены в списке выше.

Какие бывают военные профессии

Как уже было сказано, в рамках государственной службы существует достаточно широкий выбор военных профессий. Каждая из них специфична и стратегически важна: в целом все они составляют некий оборонный комплекс. В зависимости от личных склонностей и соответствия определенным критериям профпригодности, человек может построить карьеру в следующих военных областях:

  1. Профессии специального назначения . Они составляют, пожалуй, самый обширный сегмент военного дела и требуют высокого уровня физической подготовки. Воздушно-десантные войска, спецназ, военно-морской флот, сухопутные войска, ФСБ и прочие - все это исконно военные профессии, в рамках которых существует своя должностная дифференциация.
  2. Военно-технические профессии . Служат для обеспечения функционирования военных машин и оборудования. Они востребованы в сферах связи, военной авиации и т.д.
  3. Водительские военные профессии - без комментариев. Боевые машины, военные автомобили, самолеты, корабли и подводные лодки: есть транспорт - есть водитель.
  4. Научно-исследовательская деятельность в рамках военного дела . Это технологии, разработки, изыскания и пр. Сюда также можно отнести педагогический труд в соответствующей сфере.

Учеба и карьера

Для успешного и быстрого построения военной карьеры нужно пройти следующие этапы образования:

  1. Среднее общее образование - школьное с военно-профессиональной ориентацией (кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища).
  2. Высшее профессиональное образование - военные училища и академии, по окончании которых можно получить лейтенантское звание.

Дальнейшее продвижение по службе закономерно, но во многом зависит от личностных качеств выпускника. Если же человек получал среднее общее образование в обычной школе, он также может построить карьеру военного, но для этого ему обязательно нужно пройти срочную службу. Затем можно заключить контракт и, получив минимальную выслугу лет, продолжить свое образование.

Военные профессии, список которых вы видели выше, являются наиболее востребованными и престижными. Ознакомившись с их описаниями, вы сможете убедиться, подходит ли вам карьера военного, и если да, то выберете подходящее направление.

Учебные вопросы:

1. Сущность и содержание военно-гражданских отношений.

2. Гражданский контроль – неотъемлемый атрибут военно-гражданских отношений.

Проблема военно-гражданских отношений имеет давнюю историю. Еще мыслители древности, раскрывая структуру общества, отводили много внимания взаимодействию в ней военных и гражданских людей. Жизнь меняла отношения между ними, вносила значительные коррективы в их содержание, но роль военно-гражданских отношений, как фактора устойчивого развития общества, его безопасности, никогда не теряла своего значения.

Интерес к изучению данной проблемы в нынешних условиях вызывается глубокими модернизационными процессами, которые происходят сегодня в мире и которые несут в себе кардинальные перемены всех сторон общественной жизни. Особенно остро проблема военно-гражданских отношений стоит в современной России, переживающей сложный период своего исторического развития, перехода к принципиально новой форме государственности.

1. Сущность и содержание военно-гражданских отношений

Традиционно в мировой и отечественной политической мысли военно-гражданские отношения рассматривались преимущественно через призму принадлежности военной организации государству. В современной науке «государственный фактор» мощи вооруженных сил не считается единственным. Существует еще и собственный дух армии. Он формируется не столько принадлежностью армии государству, сколько принадлежностью к ценностям своих поколений, ее особой социальностью как источника силы и могущества.

Безусловно, деятельность военной организации регулируется и направляется государством, его социально-политическими и правовыми структурами. Ее содержательное наполнение во многом зависит от уровня и компетенции этих структур, эффективного проведения ими своей политики. Однако военная организация не может не испытывать на себе влияния традиций, ценностей и качеств гражданского общества. Все без исключения его качественные компоненты (права, интересы, ценности, традиции, культура, институты) так или иначе, проявляются в социальном портрете военной организации, в жизнедеятельности военнослужащих и воинских коллективов. При этом влияние гражданских ценностей общества на военную организацию всегда придает ей определенный смысл и направленность.

С другой стороны, возможно и обратное влияние. Военная организация, прежде всего, армия как основной ее элемент, может при определенных условиях оказывать влияние на гражданское общество. Например, для ряда стран современного мирового сообщества традиции вооруженной защиты своего государства стали одновременно и гражданскими традициями, а военный компонент – частью содержания национального менталитета.

Словом, военно-гражданские отношения представляют собой сложную систему взаимосвязей и взаимовлияний военной организации и гражданского общества. Неся в себе такую качественную определенность, они выступают в форме социального феномена, имеющего характер целостного явления и свою специфику.

Таков определяющий подход к пониманию военно-гражданских отношений в самом широком смысле. В узком плане их сторонами принято называть военных и гражданских, как носителей определенного социального представительства. Чаще всего такой точки зрения придерживаются зарубежные исследователи, занимающиеся военно-гражданскими отношениями. Категории «гражданские» и «военные» они доводят до абсолютного противопоставления, считая, видимо, что они отражают различные миры – «мир военных» и «мир гражданских», сферы гражданской и военной жизни. Те и другие, как социальные образования, различаются между собой по многим критериям. Так, военные – это особая, по их мнению, социальная группа вооруженных людей, призванных решать политические проблемы при помощи военного насилия. Они выполняют особый вид государственной службы в вооруженных силах. Их профессия – умение вести вооруженную борьбу, использовать свои навыки для защиты жизненно важных интересов страны. Военные обладают специфическим стилем мышления, действуют на основе особых принципов, требующих способности противоборствовать с оружием в руках. Образ врага – явного или скрытого – определяет характер их умений, навыков, мировоззрения и нравов. Военные отличаются от гражданских образом жизни, ограниченностью прав и свобод.

Гражданские, составляющие большинство населения, являются главным двигателем прогресса. Своей деятельностью они обеспечивают воспроизводство жизни как таковой, в том числе и удовлетворение потребностей государства.

Действительно, военные и гражданские обладают многими специфическими качествами, обусловленными и своим статусным положением и целевой предрасположенностью. Но это, на наш взгляд, вряд ли можно считать основанием для противопоставления военных и гражданских, их автономного существования. Так, в частности, в древние и средние века, когда существовали кастовые военные сословия, то приток в них из мирского населения был практически невозможен. Сегодня же то современная общественная практика свидетельствует о совершенно иной социальной трансформации общества.

К «миру» военных сегодня относят даже тех, кто формально военными не является, но в той или иной мере причастен к обеспечению вооруженных сил. Известно, что в армиях развитых государств, кроме военнослужащих, имеется довольно многочисленный гражданский персонал, составляющий от 25% до 50% по отношению к числу военнослужащих. Гражданский персонал Вооруженных Сил России также составляет значительную часть личного состава армии.

Нельзя не видеть и такой исторической тенденции: военные возникают из гражданских и, в конечном счете, возвращаются в их структуру. Налицо процесс формирования военных из гражданских и, наоборот, гражданская социализация военных. Характер и уровень этого процесса выступает важным показателем взаимодействия и взаимовлияния военных и гражданских.

В политологическом плане определяющее значение для понимания сущности и содержания военно-гражданских отношений имеет их общественный уровень, взаимодействие и взаимовлияние военной, государственной и гражданской структур общества. Рассмотрение военно-гражданских отношений на таком уровне позволяет увидеть всю их полноту и многообразие, характер и особенности развития в зависимости от изменения состояния их носителей, других общественных факторов.

Военно-гражданские отношения в современной науке классифицируются по ряду оснований, главным, определяющим среди которых является их социальное содержание, то есть интересы и цели в отношении к обществу, а также общества к армии. Согласно этому основанию военно-гражданские отношения делятся на следующие модели: военно-гражданские отношения согласия (совпадающие); военно-гражданские отношения разделения (различающиеся); военно-гражданские отношения конфликта (противоположные). Все модели военно-гражданских отношений существуют в современном мире и отличаются друг от друга. Каждой из них присущи свои особенности и формы взаимодействия их основных субъектов, своя специфика.

Первая модель военно-гражданских отношений присуща в основном странам, для которых свойственно традиционно-историческое преобладание государственных начал общественной жизни. Военно-гражданские отношения согласия – следствие высокого уровня интеграции между военными и гражданскими институтами, «оплодотворенной» ценностно-культурными взаимосвязями государства и гражданского общества. Их возникновение связано с длительным периодом становления и развития государств и их военной организации под длительным воздействием постоянного фактора внешней военной угрозы. Именно постоянно существующая угроза нападения в значительной степени определяет характер связи вооруженных сил и политических институтов, вооруженных сил и самого общества. Согласие между ними выступает не просто способом их взаимосвязи, а формой существования и развития общества и государства. Существенно влияет на возникновение и развитие военно-гражданских отношений согласия также территориальное формирование и размещение воинских контингентов, наличие преимущественно всеобщей воинской обязанности как принципа комплектования вооруженных сил, этническая и конфессиональная идентификация военнослужащих и т.п.

Наиболее характерным показателем согласия военных и гражданских выступает организационно-оформленная общественная самодеятельность военнослужащих. Наличие в вооруженных силах общественных объединений в ценностном отношении ничем не отличается от аналогичных структур гражданского общества. Деятельность общественных объединений, функционирующих в вооруженных силах, имеет свою специфику, но глубина согласия между военными и гражданскими имеет место.

Вторая модель военно-гражданских отношений присуща западным демократиям – государствам с развитыми и автономно функционирующими институтами гражданского общества. Центральной идеей военно-гражданских отношений разделения является законодательно установленное состояние отдельного функционирования военных и гражданских институтов, утверждение отношений между ними на основе жестких «правил игры», соблюдение которых становится привычным в обществе. Для них характерно: существование активного и развитого гражданского общества с хорошо отлаженным и воспринимаемым гражданским контролем над военной сферой; жесткое ограничение общественно-политической активности военнослужащих; правовое закрепление невмешательства военных во внутреннюю жизнь общества, в особенности политическую; комплектование вооруженных сил на преимущественно добровольной основе.

По мнению многих военных политологов, такая система военно-гражданских отношений обеспечивает стабильность общества своим неучастием военнослужащих в политической борьбе, отсутствием у них партийных симпатий и антипатий, ориентацию на поддержку законодательной и исполнительной власти. Основную смысловую нагрузку в содержании военно-гражданских отношений разделения несет идея гражданского контроля над военной организацией, всей военной сферой общественной жизни.

Третья модель военно-гражданских отношений присуща государствам, которые находятся на переходном этапе развития и стадии становления новой формы государственности. Как правило, в таких странах переходное состояние выступает моделью социально-экономического и государственно-политического устройства. К таким государствам в настоящее время относится и Россия.

Для военно-гражданских отношений конфликтного типа характерны: социальное расслоение общества и изменение социального статуса военно-служащих и гражданских структур; чрезмерная политизация военно-гражданских отношений и их идеологизация; слабость конституционно-правовых механизмов принятия и реализации важнейших военно-политических решений; обострение внутренних проблем обеспечения военной безопасности, реальная возможность втягивания военных во внутриполитические процессы; неизбежная смена принципов комплектования вооруженных сил и связанное с этим изменение военно-служебных отношений; снижение престижа военных и военной организации в обществе; активизация общественной самодеятельности военнослужащих вплоть до возникновения организаций, преследующих политические цели.

Следует заметить, что в западной политологической науке этот тип военно-гражданских отношений именуется неопределенным. Однако практика свидетельствует о том, что в основе всех неопределенностей в отношениях между военными и гражданскими лежит конфликтность переходного состояния: конфликт ценностей, политических властей, политических интересов и партий, государственных и общественных начал и др. Сама конфликтность, следовательно, выступает показателем глубины и системности кризисных условий переходного состояния, способом существования и выживания общественных структур, формой противоречивости общественного развития в переходный период. Таким образом, переходное общество, в котором не устоялись ни формы государственности, ни институты гражданского общества и их ценности, испытывает на себе воздействие военно-гражданских отношений конфликтного типа.

Как результат взаимодействия и взаимовлияния военно-гражданские отношения выступают в качестве феномена, имеющего свою специфику. Постоянно действующими факторами, определяющими специфику военно-гражданских отношений, их качественное своеобразие, являются следующие.

Во-первых, форма государственного устройства и сложившийся характер взаимосвязи государства и гражданского общества. Современные основы государственного устройства, как известно, определяются несколькими фундаментальными параметрами: конституционностью, формами правления, территориальным и национально-территориальным устройством. Характер государственного устройства определяет правовые основы военной сферы общественной жизни, то есть законные нормы и процедуры, согласно которым военный фактор включен в социальную ткань с целью обеспечения ее безопасного существования. Именно государство определяет предназначение вооруженных сил, принципы комплектования личного состава, способы использования военной силы, условия прохождения военной службы и другие обстоятельства, посредством которых военные взаимодействуют с обществом. Так, социальные и политические права военнослужащих, являющиеся показателем качественной определенности военно-гражданских отношений, устанавливаются и гарантируются именно государственным устройством, конституционными актами, либо законной легитимной властью.

Важнейшим следствием влияния государственного устройства на качественное своеобразие военно-гражданских отношений является социальный состав военнослужащих, особенно офицерского корпуса, их социальный статус. Именно такая характеристика военнослужащих либо изолирует, либо соединяет их жизнедеятельность с обществом, определяя социальный облик военно-гражданских отношений. Стабильность и достойный социальный статус военнослужащих, как показывает практика, является залогом безопасности гражданского общества, высокого престижа военной службы, согласия между военными и гражданскими, тесного взаимодействия воинских и гражданских коллективов.

Характер государственного устройства определяет также национально-этнические черты военно-гражданских отношений. Особенно это характерно для многонациональных государств. В условиях многонационального существования приоритет всегда отдается не национально-этническим, а государственным интересам, что не должно заслонять социально-психологических основ общения и взаимодействия военнослужащих различных национальностей. Социально-бытовой срез военно-гражданских отношений обусловлен национально-этническими факторами настолько, насколько последние беспроблемны или проблемны для существования самого общества и государства. Это – аксиома современной социальной практики во многих государствах с ярко выраженным национально-этническим составом.

Во-вторых, характер политического режима и зависящий от него господствующий в обществе тип принятия политических решений. Если, скажем, государственное устройство формирует правовое поле, в рамках которого реализуются военно-гражданские отношения, то политический режим определяет более конкретный функциональный способ взаимодействия военной и политической элиты, вооруженных сил и политической системы общества. Главное, однако, заключается в том, как и каким способом принимаются политические решения по военным вопросам, какими политическими правами наделяются военнослужащие, каков политический механизм выработки и реализации важнейших проблем военной безопасности.

В-третьих, исторически сложившиеся ценностно-культурные (ментальные) основы взаимодействия военного и гражданского компонентов общественной жизни. Без преувеличения можно сказать, что для ряда государств ценностно-культурный фактор становления, формирования и развития военно-гражданских отношений является не просто постоянно действующим, но и приоритетным в современных условиях. Для каждого государства шкала ценностно-культурных параметров имеет свое измерение. Так, для России – это коллективизм, приоритет интересов государства перед обществом, державность, традиция геройства, патриотизм и др. Все они являются доказательством того, что национальная «доминанта» (ментальность) есть ценностно-культурная характеристика военно-гражданских отношений, характерная в той или иной мере для каждого народа и государства. В этом состоит национальное своеобразие военно-гражданских отношений как отражение исторического военно-политического опыта народов и государств.

Следует также заметить, что отражением традиционно-исторических ценностей общества, мотивирующих в конечном счете поведение военных и гражданских, является национальная идея. Она является главным содержанием национально-государственного сознания и пронизывает их социальные действия, придавая им социально-значимый смысл.

В-четвертых,состояние государственно-политического развития того или иного государства. Это состояние для отдельных стран может выступать в разных формах – стабильное развитие, переходное состояние, состояние распада государственной целостности и т.д. В любом случае то или иное состояние вызывает конкретный вид военно-гражданских отношений.

Стабильное государственно-политическое развитие стимулирует эволюционное совершенствование сложившихся военно-гражданских отношений, придает им прочность и надежность, делает военную силу безопасной для гражданского общества, а гражданское общество – колыбелью ценностей для военнослужащих. Практика свидетельствует, что в стабильных условиях постоянно растет престиж вооруженных сил и военной службы, укрепляется статус военнослужащих, создаются обстоятельства, не позволяющие армии вмешиваться во внутриполитические процессы, в жизнь гражданского общества.

Совершенно иные процессы происходят в обществе, которое переживает период смены формы государственности, коренное политическое реформирование. Такие процессы неизбежно связаны с ломкой сложившегося социального статуса военнослужащих, потерей их авторитета и престижа в обществе, что доказывается современным российским опытом. Военно-гражданские отношения в условиях распада сложившейся и становлении новой государственности носят, как правило, конфликтный характер. Следствием этого является возможность вмешательства вооруженных сил в жизнь гражданского общества, внутренняя социальная напряженность среди самих военнослужащих, потеря боеспособности и боеготовности воинских коллективов. Если к тому же армия комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности, то все проблемы, связанные с социальным расслоением общества, почти адекватно воспроизводятся в вооруженных силах, подрывая изнутри способность армии к выполнению своих задач.

Важнейшей группой факторов, влияющих на состояние военно-гражданских отношений, выступает также совокупность геополитических, демографических, конфессиональных, информационных и других обстоятельств, составляющих социальные грани военной безопасности. Сопрягаясь с другими факторами, они способны динамично воздействовать на военно-гражданские отношения, придавать им определенные признаки и свойства.

Специфика военно-гражданских отношений в России ХХ века состояла в наличии у них признаков всех трех традиционных моделей: согласия, разделения и конфликта. Состав офицерского корпуса, способ комплектования, военный менталитет нации позволяли строить отношения на основе «единства армии и народа». В то же время правящая элита постоянно держала под неусыпным контролем военную организацию. Политические решения по вопросам обороны и безопасности являлись исключительной прерогативой высшей гражданской власти. Тем не менее, в Советском Союзе существовали отношения согласия между обществом и Вооруженными Силами. Взаимодействия между военными и гражданскими были довольно тесными и плодотворными. Благодаря этому военная организация самым надежным образом выполняла свои задачи и функции, а воинская служба и защита Отечества считались священным долгом каждого гражданина. Общество считало армию и флот своим лучшим детищем, носителями идей свободы, равенства, братства и справедливости, особенно после Великой Победы над фашистской Германией, и не жалело ни сил, ни средств на их укрепление и развитие, что делало Вооруженные Силы фактором консолидации общества, символом дружбы всех народов страны, свидетельством мощи советского государства.

Социально-политические процессы, развернувшиеся в стране в начале 90-х гг. ХХ века, привели к резкому ухудшению социального положения Российской армии, как и всего общества. Россия во второй раз в этом столетии вступила в переходный период. Оценивая ее современные военно-гражданские отношения по основным их показателям, социальный состав и статус офицерского корпуса, порядок принятия и реализации военно-политических решений, способ комплектования вооруженных сил, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, офицерский корпус в условиях переходного периода, в особенности, когда речь идет о становлении новой государственности, испытывает состояние смены своего социально-государственного статуса со всеми вытекающими отсюда последствиями. В советские времена офицерский корпус был своего рода референтной группой для остальной части населения и по уровню жизни, и по ценностным ориентирам, и по моральным качествам. Потеря такого статуса, невозможность компенсации от привычного имиджа заставляет офицерский состав искать способы удовлетворения своих интересов на путях, далеких от прямых обязанностей кадровых военных. Во-вторых, военные отношения начинают развиваться не по логике военно-профессиональной деятельности, а по логике самостоятельного выживания самих военнослужащих. Начинает закрепляться материальная мотивация как господствующая в поведении офицеров.

Таким образом, в условиях переходного периода офицерский корпус становится амбивалентной (двойственной по природе, а, следовательно, конфликтной) социально-профессиональной общностью, ориентированной на стандарты поведения, порой далекие от военно-профессиональной направленности. Воинская служба в общественном мнении постепенно теряет характер почетной привилегии для лучшей части населения. В этом состоит одна из причин конфликтности военно-гражданских отношений в условиях переходного периода.

Неурегулированность и конфликтность военно-гражданских отношений в переходных условиях обнаруживаются и проявляются также в способах принятия политических решений по военным вопросам. Этот процесс характеризуется рядом особенностей. Ими являются: отсутствие конституционно-правового механизма принятия важнейших военно-политических решений; откровенная опора правящей политической элиты на военно-силовые структуры вплоть до обоснования внутренней функции вооруженных сил; экономическая и социальная невозможность полной реализации принятых решений по военным вопросам; возможность давления на военнослужащих и вооруженные силы в целом со стороны отдельных политических партий и течений; политизация военнослужащих, особенно генералитета, вплоть до участия во внутриполитической борьбе за власть и др.

Наличие отмеченных особенностей приводит либо к авторитарности как методу принятия военно-политических решений, либо к принятию таких решений на основе ведомственных интересов самих военных. Противоположность способов несомненна, что является еще одним доказательством конфликтности военно-гражданских отношений в условиях переходного периода.

Еще одной причиной и проявлением конфликтности военно-гражданских отношений является проблема комплектования вооруженных сил, так как способ комплектования выступает общепризнанным посредником между армией и гражданским обществом. В этом вопросе следует исходно признать, что если речь идет о смене форм государственности, то правилом является и соответствующая смена принципов комплектования, фактически их коренное изменение. В большем выигрыше в этом плане оказываются те государства, которые переходят к новому политическому режиму, не меняя формы социально-экономического строя.

Россия не вписывается в такой вариант перехода, а потому для нее смена принципов комплектования Вооруженных Сил является не столько военной, сколько общегосударственной задачей. Более того, смена принципов комплектования в условиях становления новой государственности сталкивается с проблемой необходимости обеспечения надежной военной безопасности государства. Скоординировать решение этих двух задач без конфликтного состояния военно-гражданских отношений практически невозможно. Сложившаяся в стране ситуация со всей очевидностью свидетельствует о том, что назрела острая необходимость решительных шагов по обеспечению реальной социальной защищенности кадровых военнослужащих, повышению их уровня жизни и престижа офицерской службы, изменению взглядов на военную службу населения. Ценностных позиций и установок самих офицеров.

Положение в военной сфере, состояние вооруженных сил становятся нетерпимыми и требуют принятия экстраординарных мер. Однако эти меры должны иметь легитимный и действенный характер и потому не могут вырабатываться ограниченной группой лиц в закрытых кабинетах, без участия общества. Общество и его институты не должны отстраняться и не могут самоустраняться от этой работы. В данном случае имеется в виду их право и обязанность контролировать, насколько принципы строительства и реальное состояние, внутренняя организация и условия жизнедеятельности вооруженных сил соответствуют их предназначению, а также влиять на положение дел. Речь идет о гражданском контроле над военной сферой и всей военной деятельностью. Мировой опыт свидетельствует: именно гражданский контроль над вооруженными силами служит тем фактором, который позволяет им не только быть соответствующим институтом государства, но и выступать в качестве важнейшего инструмента защиты интересов гражданского общества, наполнять военно-гражданские отношения цивилизованным содержанием.

Военная мысль №02(03-04)/2001, стр.56-62

Г.Л. КАБАКОВИЧ ,

доктор социологических наук

СРЕДСТВА вооруженной борьбы достигли в своем развитии такой степени, что все чаще позволяют избегать непосредственного физического соприкосновения личного состава воюющих сторон. Это означает, что человек, участвующий в вооруженной борьбе, из воина (в традиционном понимании этого слова) превращается в военного специалиста, управляющего сложной системой вооружения или обеспечивающего ее функционирование. При этом социальная роль человека, защищающего свое Отечество, остается неизменной, меняется лишь содержание и характер воинского труда, который становится все более и более интеллектуальным. Можно утверждать, что в настоящее время начался новый этап военно-технической революции, материальную основу которой составляют высокие наукоемкие технологии. Все это требует новых подходов к организации системы военного образования.

Российская военная школа, аккумулирующая в себе трехсотлетний опыт воспроизводства военных кадров, представляет собой уникальное явление мирового масштаба. Тем не менее,.. приходится признать, что уже с середины 80-х годов ее развитие приобрело экстенсивный характер, в результате чего качество военного образования удавалось удерживать на уровне мировых стандартов лишь благодаря огромным финансовым вливаниям. Поэтому сегодня речь идет не о субъективном стремлении кого бы то ни было к разрушению или сохранению традиционной системы закрытого военного образования, а об осознании того, что современное Российское государство явно не в состоянии содержать ее полностью. Тем более оно не способно, пользуясь прежними методами, наращивать военно-образовательный потенциал, соответствующий требованиям XXI века. Очевидно, что при выборе путей развития военной школы нужно исходить из баланса желаемого и достижимого.

Важнейшей характеристикой военной образовательной системы является качество подготовки офицерских кадров, которое может быть оценено лишь независимой экспертизой, да и то лишь косвенно, по сравнительным критериям, например с гражданской высшей школой.

Современная отечественная система военного образования, номинально считаясь одной из ветвей высшей школы России, существует и развивается в значительной степени автономно. Далеко не все военные вузы в ней равноценны. Наряду с великолепными передовыми учебными заведениями (военными университетами, элитными военными институтами), являющимися гордостью отечественной военной науки и образования, существуют десятки менее значимых военно-учебных заведений, которые готовят массовые категории военных специалистов для замещения первичных офицерских должностей в войсках. Именно они, а это более половины всех военных вузов, не отвечают стандартам современной высшей школы, не удовлетворяют требованиям государственной аттестации и аккредитации вузов, согласно которым, в частности, не менее 60% должностей профессорско-преподавательского состава должны быть укомплектованы учеными. В целом по Вооруженным Силам РФ у половины военно-учебных заведений укомплектованность преподавателями с учеными степенями или учеными званиями не превышает 20%.

Такое положение в значительной мере обусловлено интенсивной ротацией преподавателей-офицеров, вследствие чего их научная и педагогическая деятельность обычно составляет 1015 лет, в то время как в гражданских вузах она продолжается вдвое-втрое дольше. Не способствует сохранению и развитию научного потенциала военных вузов и существующая в настоящее время система оплаты труда военных научно-педагогических кадров.

Большинство военных училищ (институтов) представляют собой типичные одноуровневые профессионально-образовательные структуры. Анализ ведомственных руководящих документов (приказов, директив), регулирующих и направляющих деятельность системы военного образования, подтверждает безусловный приоритет профессионального компонента над образовательным. Не выполняется в полной мере основной принцип высшего образования связь науки с обучением. Научно-технические исследования носят лишь военно-прикладной характер. Следовательно, получить фундаментальное высшее профессиональное образование в таких структурах весьма проблематично. Большинство военно-учебных заведений не в состоянии сформировать личность специалиста, способного творчески функционировать в научно-технической (военно-технической) сфере деятельности, а следовательно, их возможности по самовоспроизводству научно-педагогических кадров весьма ограниченны.

Выпускник военного вуза получает, наряду с военно-специальным, гражданское высшее образование, что должно обеспечить ему дополнительную степень социальной защищенности. К сожалению, следует признать фиктивность этой защиты выпускники военных вузов не в состоянии конкурировать на рынке труда с коллегами из гражданских вузов по аналогичным специальностям.

Система военного образования, будучи жестко связанной с системой комплектования Вооруженных Сил личным составом, должна компенсировать естественную убыль офицерского корпуса. Однако и последняя не соответствует резко изменившимся социально-политическим и экономическим условиям новой России. Сегодня имеет место постоянно растущий некомплект младших офицеров на должностях командиров взводов, рот и равных им подразделений. Штатная численность обучающихся в военно-учебных заведениях и соответствующее финансирование в настоящее время устанавливаются исходя из нормативной убыли офицерского состава, которая для различных категорий офицеров составляет от 5 до 7% в год. Реальная же убыль значительно превышает плановую и достигает 15%. Это означает, что даже при идеальном функционировании система военного образования способна восполнить убыль офицерского состава лишь на треть.

Попытка смягчить кадровую проблему путем возобновления с 1993 года призыва офицеров из запаса на срочную службу реальных результатов не дала. Массовый призыв офицеров запаса в войска не только не спасает положение, не только отрицательно влияет на боеготовность и боеспособность войск, но и способствует расслоению, размыванию военного социума как опоры государства и фактора стабильности общества.

Жесткое законодательное ограничение численности Вооруженных Сил не позволяет увеличить емкость военно-учебных заведений сверх установленных норм. Однако даже если бы представилась правовая возможность дальнейшего расширения сети закрытых военных вузов, увеличения срока обучения в них и т.д., все равно проблема комплектования офицерского корпуса не была бы решена, так как стоимость обучения в закрытых военных вузах непомерно высока.

Сказанное позволяет заключить, что современная российская система военного образования не соответствует ни резко изменившимся потребностям человека и общества, ни экономическим возможностям государства, ни нарастающим темпам развития средств вооруженной борьбы. Более того, сегодня она даже не в состоянии полностью удовлетворить потребность Вооруженных Сил в офицерских кадрах. Основная причина кризиса военного образования видится в искусственной изоляции его от общегражданской высшей школы. Система военного образования, представляя собой узковедомственную структуру, а потому неизбежно впитывая в себя все нынешние пороки военной организации государства, тем не менее обладает, по существу, монопольным правом на воспроизводство военного социума. Необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы и для решения проблемы прибегнуть к нетрадиционным методам.

Общеизвестно, что оборона государства является делом всенародным, следовательно, нужно использовать все имеющиеся резервы, в том числе и научно-педагогический потенциал высшей гражданской школы. Система военного образования, как уже было сказано, с одной стороны, неразрывно связана с образовательной системой страны, с другой поскольку относится к военной организации государства, обладает особым статусом и известной автономностью. Поэтому негативные последствия социально-экономических и политических процессов, происшедших на рубеже 8090-х годов, неодинаково отразились на военной и гражданской школе, хотя сегодня и та и другая находятся в кризисном состоянии. Общим для обеих ветвей высшего образования России является недостаток финансирования, однако если гражданская высшая школа находит для себя материальную поддержку на пути сбыта образовательных услуг и хозяйственной деятельности, то военная этой возможности лишена.

Изменения условий функционирования военной школы определяются: в духовной сфере, исчезновением влияния какой бы то ни было идеологии, в социальной применением контрактного способа комплектования офицерского корпуса. Эти обстоятельства в значительной мере обусловили массовое увольнение молодых офицеров и большой отсев из военно-учебных заведений. В результате на рынке труда появились выпускники военно-учебных заведений, вынужденные вступить в конкуренцию с выпускниками гражданских вузов.

Изменения в гражданской высшей школе были связаны с резким падением спроса на выпускников традиционной номенклатуры. Произошла смена парадигмы деятельности высшей школы: если в условиях плановой экономики основной ее целью являлось удовлетворение потребностей народного хозяйства в необходимых ему специалистах, то сегодня она направлена на удовлетворение потребностей личности в получении образования. Именно в этом состоит отличие в принципах функционирования военной и гражданской школы.

Однако, несмотря на стремление высшей школы удовлетворить потребность обучаемых в образовании, которое гарантировало бы им максимальную степень социальной защищенности, они все равно сталкиваются с острой конкуренцией на рынке труда. Часть выпускников гражданских вузов вполне могла бы реализовать себя, пусть временно, в военной сфере деятельности, если бы имела такую возможность и соответствующее образование.

Таким образом, в военной и гражданской высшей школе имеет место объективная потребность молодых людей в получении двойного образования, причем не только у мужчин, но и у женщин. Следует подчеркнуть, что двойное образование выгодно не только гражданам, затраты на него несоизмеримы с пользой для государства и общества.

Несомненно, что государственный кадровый заказ на подготовку специалистов сферы национальной безопасности явился бы шагом вперед в реформировании военного образования. Размещение даже какой-то минимальной его части в гражданской высшей школе оказало бы столь необходимую ей сейчас поддержку, в частности, позволило бы спасти, сохранить и развить уникальные научные школы оборонной направленности. Последовательная реализация принципа конверсии кадрового потенциала должна стать предпосылкой к созданию мощного, хорошо обученного и находящегося в постоянной готовности резерва Вооруженных Сил и других войск.

Необходимо помнить, что в современном государстве вооруженные силы мирного времени не в состоянии вести масштабные боевые действия, они служат лишь основой для развертывания армии военного времени, численность которой многократно возрастает за счет массовой мобилизации резерва. Чем более совершенными становятся способы ведения вооруженной борьбы, тем выше поднимаются требования к уровню квалификации резерва, особенно офицерского.

В России, как и в большинстве развитых стран, основным источником восполнения естественной убыли офицерского резерва является система военного обучения студентов гражданских высших учебных заведений по программам подготовки офицеров запаса. С точки зрения современных общественных потребностей было бы вполне естественно рассматривать названную систему как составную часть совокупной системы военного образования, однако в практике российского строительства они существуют и развиваются отдельно, подчиняясь разным ведомствам. Проведенный автором анализ состояния подготовки офицеров резерва в гражданских вузах России позволил выявить как слабые ее стороны, так и значительные потенциальные возможности для развития и совершенствования.

В передовых странах мира подготовке кадров военных специалистов резерва в гражданских вузах придается очень большое значение. Например, в США курсы подготовки офицеров резерва функционируют более чем в тысяче гражданских вузов и число последних постоянно увеличивается. В вооруженных силах более 40% офицерского состава выпускники гражданских вузов. В Великобритании сформировано 16 университетских эскадрилий, в которых проходят подготовку студенты 56 университетов и специализированных колледжей.

В России десятки тысяч выпускников гражданских вузов ежегодно становятся офицерами запаса, однако качество этого контингента вызывает большие сомнения. Эти сомнения еще более усиливаются на фоне успешных действий резервистов вооруженных сил США во время конфликта в зоне Персидского залива. Хотя значение качества подготовки офицеров запаса в условиях сокращения Вооруженных Сил РФ резко возросло, но, к сожалению, до сих пор она осуществляется на недостаточном уровне, прежде всего потому, что по-прежнему ориентирована на валовые, а не на качественные показатели. Курс на качественные показатели в оборонном строительстве требует существенных изменений в системе военного обучения студентов вузов по программе подготовки офицеров запаса.

Причин неудовлетворительного качества подготовки офицеров резерва немало: устаревшая учебно-материальная база, недостаточно высокий уровень подготовки преподавательского состава, двойная, а то и тройная подчиненность военных кафедр, отсутствие должного финансирования вузов, отсутствие межвузовских учебных центров, отвечающих современным требованиям, слабая связь военного обучения с жизнью войск, а главное, на наш взгляд, крайне низкая мотивация студентов к военному обучению и отсутствие у выпускников вузов опыта практической работы на офицерских должностях. Молодые люди, получившие звание офицера запаса, знают, что, за редким исключением, не будут призваны на действительную военную службу.

Исходя из того, что при ведении государством крупномасштабной войны подавляющая часть офицерского корпуса будет состоять именно из вчерашних офицеров запаса, следует признать целесообразным осуществлять воспроизводство массовой части офицерского корпуса действительной службы через систему подготовки резерва. Высвободившиеся при этом средства могут быть направлены в элитный сектор военного образования для его укрепления и развития. Тем не менее, возникает серьезный вопрос: способна ли гражданская высшая школа успешно подготовить офицера с высшим военно-специальным образованием?

Проведенные в течение нескольких последних лет исследования в этом направлении и полученные результаты со всей очевидностью доказали возможность подготовки в гражданских вузах офицерских кадров с высшим военно-специальным образованием, причем не только технического, но и гуманитарного профиля (воспитателей, военных экономистов, юристов, психологов, специалистов по маркетингу вооружения и т.д.). Этот вывод подтверждается в полной мере как мировым, так частично и отечественным опытом. Расчеты показывают, что подготовка офицера в гражданском вузе в подавляющем большинстве случаев обходится в несколько раз дешевле, чем в военно-учебном заведении. При этом, как правило, качественные характеристики выпускников военно-образовательной структуры гражданского вуза и военно-учебного заведения примерно аналогичны.

В целях выявления уровня подготовленности выпускников военных кафедр технических вузов для службы в войсках в Уфимском государственном авиационном техническом университете были проведены комплексные социологические исследования. В них участвовали только офицеры первых двух лет службы, закончившие как военные училища, так и военные кафедры гражданских вузов. Результаты обработки полученных данных показали, что в начальном периоде военной службы уровень подготовленности выпускников военных вузов (общеинженерная подготовка, умение работать с подчиненными, командные навыки и т.п.) достигает 35%, а выпускников военных кафедр гражданских вузов 28%. Но уже через год-полтора эти показатели выравниваются. Выявлено также, что общетеоретическая инженерная подготовка выпускников гражданских вузов выше как в начале службы, так и в процессе ее. Слабое место в подготовке выпускников гражданских вузов на начальном этапе службы низкие командные навыки и недостаточное знание руководящих документов. В целом же существующая в настоящее время система подготовки в гражданских вузах позволяет выпускнику военному специалисту исполнять служебные обязанности на первичных должностях, если профиль его военной подготовки соответствует специальности, полученной в вузе.

Выпускники гражданского вуза, прошедшие обучение на военной кафедре (факультете) с существенно меньшими затратами, отслужившие по контракту установленный срок, имея высокую военную квалификацию и находясь при этом в запасе, могут более гибко использовать свои знания, умения, навыки в гражданской жизни.

Результаты комплексных социологических исследований подготовленности военных специалистов и офицеров запаса, прошедших

двухгодичную службу на командно-инженерных и инженерно-технических должностях в Вооруженных Силах, показали, что целесообразно создавать параллельные структуры подготовки офицеров, которые были бы близки по уровню конкурентоспособности и могли взаимно дополнять друг друга.

В рамках концепции, предлагаемой автором, выделены конкретные направления и уровни подготовки (см. рисунок), основным из которых является подготовка офицеров-бакалавров на контрактной основе по одной из военно-учетных специальностей. На первых двух уровнях высшего профессионального образования могут быть подготовлены военные специалисты таких категорий, как младший военный специалист, лейтенант-бакалавр запаса, лейтенант-бакалавр для службы в государственных силовых структурах.

После окончания вуза по программе второго уровня (бакалавриат) с соответствующим военным компонентом студентам, заключившим контракт с Министерством обороны (или другой государственной силовой структурой), присваивается воинское звание лейтенант и они направляются к местам своей службы.

Особо следует отметить, что офицер-бакалавр имеет возможность продолжить обучение на третьем уровне высшего профессионального образования, причем в системе как гражданской, так и высшей военной школы, в зависимости от того, по какой специальности он хотел бы продолжить обучение. Принципиальное отличие предлагаемой схемы от традиционной системы военного обучения студентов гражданских вузов состоит в том, что выпускник вуза получает военно-специальное образование, аналогичное образованию выпускника высшего военно-учебного заведения, обладая при этом более высоким уровнем фундаментальной и общеинженерной подготовки, не говоря уже о значительной степени социальной защищенности как в гражданской, так и в военной сфере деятельности.

Подготовка военных специалистов в гражданских вузах, по мнению автора, не только актуальна, но и дает оптимальное решение проблемы комплектования Вооруженных Сил офицерскими кадрами, формирования мобилизационных резервов, подготовки квалифицированных специалистов для оборонно-промышленного комплекса и других государственных структур. Предлагаемая система позволит гибко реагировать на потребности войск в военно-технических специалистах тех или иных военно-учетных специальностей без значительного увеличения ассигнований, а Министерство обороны будет избавлено от необходимости создания новых военно-учебных заведений. В этом процессе найдет свое воплощение набирающая силу тенденция к интеграции. С переходом к системе непрерывного военного образования будет ликвидировано традиционное деление времени службы офицера на периоды обучения и профессиональной деятельности, что обеспечит стабильность образования, успешную его адаптацию к изменениям в развитии военной науки и военного дела.

Предлагаемая многоуровневая система непрерывного военного образования в гражданских вузах оптимальна и с экономической точки зрения. Она позволяет наиболее полно использовать профессорско-преподавательский состав и учебно-материальную базу гражданских вузов, повысить интерес будущих военных специалистов к обучению.

В военно-образовательных структурах гражданских вузов заложен огромный потенциал для самосовершенствования и развития. Большие перспективы открывает использование интегрированных образовательных систем. Есть все условия для того, чтобы уже сегодня гражданская высшая школа в сотрудничестве с военно-ведомственными образовательными структурами, центральными структурами, центральными и региональными органами национальной безопасности начала готовить не только офицеров запаса, но и офицеров для действительной военной службы по контракту как для Вооруженных Сил РФ, так и для других силовых структур, формировать кадровый потенциал по всем направлениям сферы национальной безопасности.

В современных условиях необходимо реформировать не только армию, но и оборонное мышление политиков и народа страны. Армия одна не сможет ни содержать кадры, ни удержать в своих рядах настоящих профессионалов. Это проблема как государства, так и общества. Вооруженным Силам и другим войскам нужны офицеры с университетским уровнем знаний и высшим военным образованием.

  • Условия начисления государственной пенсии
    • Различия между обычной и военной пенсией
  • Порядок начисления пенсионных выплат
  • На какие гражданские социальные выплаты можно рассчитывать?

Гражданская пенсия военнослужащего — это право на получение выплат из страховой части пенсионных накоплений (по старости лет). В страховой стаж включают только те периоды работы, которые не брались во внимание при назначении выплат по выслуге лет. Смешанная пенсия, военная и гражданская, выплачивается тем военнослужащим, которые достигли 55-60 лет (возраст женский и мужской), имеют страховой стаж не меньше 6 лет (с 2015 г).

  1. Определяется выслуга лет.
  2. Уточняется страховой стаж.
  3. Вычисляется объем получаемого денежного довольствия.
  4. Рассчитывается сумма военной и заработанной страховой пенсии на гражданском поприще. Размер гражданской пенсии для военных пенсионеров напрямую зависит от суммы отчислений в страховую часть пенсии и накопленного гражданского стажа.

Оформление гражданской пенсии для военного пенсионера осуществляется в Пенсионном фонде РФ.

Условия начисления государственной пенсии

На государственную выплату военнослужащие могут претендовать в следующих случаях:

  1. Ежемесячная сумма за выслугу лет начисляется тем, кто прослужил не менее 20 лет в вооруженных силах РФ. На данный ежемесячный вид пособия могут рассчитывать военнослужащие, которые были уволены из рядов российской армии по достижению ими определенного периода пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с внутренними должностными перестановками, а на момент подписания приказа об увольнении достигли возраста 45 лет. Причем общий трудовой стаж должен составлять 25 лет, из которых ½ отдана службе.
  2. Пенсионное пособие по инвалидности назначается лицам, которые потеряли трудоспособность и получили определенную травму во время пребывания в рядах вооруженных сил РФ, или не позднее 3 месяцев после подписания приказа об увольнении. Инвалидность должна быть подтверждена соответствующими медицинскими комиссиями, причиной должна послужить контузия, травма или иное заболевание, приобретенное в период службы.
  3. На доплату при потере кормильца могут рассчитывать вдовы или лица, опекающие детей погибшего. Супруга, вторично вышедшая замуж, на данную выплату претендовать не может. Порядок назначения, расчета доплат регулируется законодательно.
  4. Государственные доплаты положены тем лицам, которые, завершив свою деятельность на поприще военного дела, продолжили работать на предприятиях и к пенсионному возрасту имеют необходимый трудовой стаж.

Зная об основных видах начислений, можно не тратить время на походы по инстанциям, а жать определенного момента, подходящего для подачи документов на ежемесячные начисления.

Вернуться к оглавлению

Различия между обычной и военной пенсией

Пенсионное обеспечение военнослужащих, как и обычное, зависит от величины оклада и отработанного страхового стажа. Различия заключаются в следующем:

  1. Для военнослужащих увеличен минимальный размер стажа. В отличие от гражданских лиц, у которых данный показатель определен в размере 15 лет, военные должны отслужить не менее 20 лет.
  2. При расчете ежемесячных начислений военнослужащим не учитываются пенсионные коэффициенты.
  3. В отличие от гражданских лиц военные могут подать документы на назначение пенсионного обеспечения даже в 40-летнем возрасте. Единственное условие, которое должно при этом соблюдаться — стаж прохождения службы не менее 20 лет.

Вернуться к оглавлению

Порядок начисления пенсионных выплат

Все начисления четко регламентируются и контролируются государством. Самое главное условие, которое должно соблюдаться — определенный стаж или выслуга. Возраст военнослужащего, сумма его денежного довольствия в этом случае не оказывают никакого влияния.

Законом оговорено 2 варианта наступления случая для пенсионных выплат:

  1. Продолжительность службы в войсках РФ не менее 20 лет.
  2. Военнослужащий осуществляет трудовую деятельность вне стен военных учреждений, имеет общий стаж, равный 25 годам, из которых более половины срока он служил.
  3. Если военнослужащий подпадает под обе категории, то это значит, что ему будет начисляться военная пенсия и пенсия по старости одновременно.

Какие факторы влияют на величину выплат? Главный критерий — это объем денежного довольствия, которое военнослужащий получает ежемесячно. Данная сумма состоит из:

  • оклада;
  • надбавка за приобретенную должность и звание;
  • общий стаж прохождения службы.

Соответственно, чем выше должность или звание, срок службы, тем выше будет размер выплат. Важно знать, что начиная с 2015 года сумма начислений пенсионного пособия увеличена с 54% до 62,12 %, и с каждым последующим годом этот коэффициент будет увеличиваться на 2%.

Те, кто получил травму или заболевания на военной службе, могут рассчитывать на надбавку, размеры которой определяются в зависимости от присвоенной группы инвалидности. Для инвалидов 1 группы надбавка составляет 300% от пенсионного пособия. Инвалиды 2 группы могут рассчитывать на прибавку в размере 200%. Лица, получившие инвалидность 3 степени вследствие производственной травмы на службе, имеют право на дополнительное пособие в размере 150% от пенсии.

Вернуться к оглавлению

На какие гражданские социальные выплаты можно рассчитывать?

При каких условиях военным пенсионерам полагаются дополнительные выплаты? К этой категории относятся те лица, которым назначено пенсионное обеспечение Министерством обороны за выслугу лет или по инвалидности. Для них на законодательном уровне предусмотрена выплата второй социальной пенсии по старости. Это связано с тем, что очень многие военнослужащие, прекращая службу, находятся в хорошем моральном и физическом состоянии и еще способны приносить пользу людям, работая на «гражданских» предприятиях.

Пенсионер в отставке, занимаясь трудовой деятельность после увольнения из рядов армии, обязательно уплачивает соответствующие отчисления с заработной платы в Пенсионный фонд . Этим самым он получает право на получение социальной гражданской трудовой пенсии. Условия оформления данного пособия:

  1. Иметь подходящий возраст. Для женщин он составляет 55 лет, а для мужской части населения — 60.
  2. Выработать страховой стаж на гражданской работе не менее 6 лет. Как утверждают в Министерстве, этот показатель будет увеличиваться ежегодно на один год, пока не достигнет 15 лет.
  3. Военные пенсионеры, выбравшие предприятия с тяжелейшими условиями труда или в районах тяжелой климатической обстановки, имеют право на начисление доплат.

Документы для оформления гражданской пенсии военному пенсионеру:

  • паспорт;
  • заявление в ПФ по месту проживания;
  • свидетельство о пенсионном страховании;
  • справка из ПФ о том, какой срок и в каких размерах идет начисление по выслуге лет;
  • документы, являющиеся основанием для точного определения стажа.

Важно отметить, что социальная гражданская пенсия военнослужащего будет назначаться ровно с того момента, когда будет подано заявление в Пенсионный фонд. На сегодняшний день согласно законодательству военнослужащие могут претендовать на выплату не только за выслугу лет или в связи с полученной инвалидностью, но и при продолжении работы на гражданском поприще.

Пенсионное обеспечение, которое начисляется соответствующими органами, будет зависеть от размера оклада военнослужащего и периода отработанного страхового стажа.

Зная, что входит в пенсию военного, от каких показателей зависит ее размер, можно сверить свои вычисления с теми данными, которые предлагает Пенсионный фонд.