Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Туапсинская операция 25 сентября 20 декабря. Презентация на тему: "Туапсе - город воинской славы". Туапсе в годы Великой Отечественной войны

Римская империя - одна из величайших в истории человечества. Сами римляне были народом особенным: они постоянно воевали, любили кровавые зрелища и мылись в термах, слушая чтение стихов. И создали архитектуру, не знающую аналогов в мире.

Как попасть в вечный город? Ответ прост: все дороги ведут в Рим!

Император Траян. При нем Римская империя достигла максимальных размеров, так же как и размах строительства

В создании архитектурного облика своего государства древние римляне пользовались архитектурными достижениями не только греков, но и этрусков - исчезнувшей цивилизации, предшествовавшей Риму. Именно у них жители Вечного города позаимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов и дорог, традицию отмечать победу полководцев триумфом. Но римляне все же сумели создать свою, уникальную архитектуру, во многом превзойдя своих предшественников.

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» появилась не случайно. В древние времена Рим был центром великой Империи, и первые дороги соединяли античный мегаполис с другими крупными городами. Путник мог без труда добраться до столицы древнего государства - нужно было лишь выбирать на перекрестках самую широкую дорогу.

Первые римские дороги были проложены в стратегических целях - их строили для того, чтобы армейские соединения - легионы - могли быстро добраться до мест, где велись сражения. Вдоль главных дорог были вкопаны межевые столбы с указанием расстояния до Рима.

Самой старой дорогой считается Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 году до н. э., в период правления Аппия Клавдия. По ней можно ходить до сих пор. В чем же кроется секрет такой долговечности?

Аппий Клавдий прославился не только как инициатор постройки знаменитой Аппиевой дороги, ему приписывают и авторство известного высказывания «Каждый сам кузнец своего счастья»

Дело в том, что именно древние римляне придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем слои земли и камней. Этот способ сделал дороги способными сопротивляться износу, суровой непогоде и оживленному движению. Покрытие из крупных булыжников специально было сделано чуть выпуклым в центре: благодаря этому дождевая вода и грязь стекали на обочины. Все было продумано!

Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.

Римский форум - сердце античного Рима

Древний Рим по праву считался столицей античного мира. Центр города расположился на болотистой равнине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. Здесь римляне устроили центральную площадь - Форум. Вся общественная жизнь проходила именно на этой площади: здесь выбирали консулов, принимали законы и чествовали победителей. На Форуме можно рассмотреть все типы римских сооружений: триумфальные арки и колонны, храмы и базилики.

Из-за естественного рельефа Форум не имел правильных очертаний. Но постепенно площадь превратилась в парадный архитектурный ансамбль. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам, которых у древних римлян было великое множество. Здесь же устанавливали статуи героев и памятники в честь побед над врагами.

Со временем были возведены императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы. Императоры соревновались в построении форумов, создавая один великолепнее другого.

Римский форум, колонны храма Сатурна и триумфальная арка Септимия Севера

Во II веке в Риме был открыт последний из имперских форумов - форум Траяна. Каменный шедевр архитектора Аполлодора поражал своими масштабами. Он был просто необъятным и занимал почти такую же площадь, сколько все остальные вместе взятые. Римляне во всем старались быть непревзойденными!

Но форумы были не единственной гордостью амбициозных римлян. Стоит поближе познакомиться и с Колизеем.

Колизей - арена кровавых представлений

Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них - Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.

Колизей был самым грандиозным амфитеатром древности: длина его арены достигала 85,75 метра, ширина - 53,6 метра. Он вмещал в себя около 50 тысяч зрителей

Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, - устраивались именно здесь.

Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.

Колизей - четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них - коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.

Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука - античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии - настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

«Навмахия» переводится как «морская битва». Это развлечение римской знати относилось к разряду самых дорогих. Крупнейшей считается навмахия императора Клавдия на озере Фучино - в ней участвовали 50 кораблей и 20 000 гладиаторов!

Термы, или лекарство от скуки

Во всех начинаниях римлян, будь то военный поход или водопровод, чувствовался грандиозный размах. Одним из самых удивительных сооружений стали так называемые Римские термы, или попросту бани. В противоположность сегодняшним, это были обширные архитектурные комплексы. Внутри находились библиотеки и лекционные залы, располагалось здание с центральным пространством, перекрытое куполом. К нему примыкали горячая и холодная бани.

Кроме того, в термах имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр. Не любившие работать, избалованные римляне могли провести там целый день. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, который поступал по специальным каналам, проведенным под полом и в стенах зданий. Это были сложные, высокотехнологичные сооружения.

Название «термы» появилось не случайно. Их строили возле естественных источников термальной - горячей - воды. Не утруждаясь подогреванием, римляне пользовались этой водой, наполняя ею бассейны.

Самыми известными термами в истории стали Термы Каракаллы, названные так в честь жестокого и подлого императора. Несмотря на его сомнительную репутацию, потомкам он оставил еще одно чудо света. До наших дней дошли только руины терм Каракаллы, но и они поражают своей грандиозностью.

Термы Каракаллы занимали площадь около 11 гектаров. Одновременно там могли свободно разместиться до двух с половиной тысяч человек

Только в Риме бани могли олицетворять собой роскошь целой империи! Интерьеры терм были удивительны. Бассейны создавались из мрамора, стены и полы сплошь были покрыты мозаикой. Ослепляло обилие драгоценных металлов - золота и серебра. А вот входная плата за посещение была вполне приемлемой. Сюда ходили как богатые люди, так и бедняки. Вот пример настоящей демократии!

Купол Пантеона - шедевр инженерной мысли

Вершиной инженерной мысли Древнего Рима по праву можно считать купол, венчающий одно из его величественнейших сооружений - Пантеон. Хотя купольные постройки существовали уже в эгейской и этрусской архитектуре, купол таких огромных размеров смогли создать только римляне.

Сам Пантеон был построен в 117–138 годах и посвящен всем главным римским богам. Большой ценитель греческого искусства, император Адриан пригласил возглавить работы по его постройке прославленного архитектора Аполлодора из Дамаска.

В годы правления Адриана архитектор Аполлодор попал в немилость - возможно, за критику архитектурных талантов императора. Аполлодор в итоге был казнен по надуманному обвинению

Снаружи сооружение выглядит довольно мрачно и сурово. Глубокий портик с тремя рядами колонн совершенно скрывает главное здание ротонды, перекрытое огромным куполом. Свет в храм попадает из круглого окна диаметром 9 метров, расположенного в его вершине.

Купол был построен из бетона, в который вместо камней были добавлены кирпичи в нижней части и пемза - в верхней. Таким образом, такой современный материал, как пенобетон, имел далекого предшественника. Вес купола настолько огромен, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров.

Купол Пантеона стал настоящим шедевром инженерной мысли. Он не давал покоя всем последующим архитекторам: они пытались разгадать секрет римского исполина. Взяв купол римского Пантеона за образец, Филиппо Брунеллески, гений эпохи Ренессанса, построил купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, до сих пор приводящий в изумление всех, кто его созерцает.

Акведуки и триумфальные арки. Содружество красоты и пользы

Кроме купола, одним из важнейших достижений инженерной мысли Древнего Рима считается строительство акведуков. Эти сооружения выполняли важнейшую функцию - по ним в города поступала вода. Справедливости ради стоит отметить, что подобные сооружения уже строили на Древнем Востоке. Но по масштабу построек с римлянами не мог сравниться никто!

Акведук - это не весь водопровод, который часто скрывался под землей, а только его наземная часть, пересекающая реки и овраги. В последнем случае акведук перекрывался сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведук возвышался над землей, строились арочные пролеты. Именно благодаря аркам эти громадные сооружения выглядят очень изящно. Акведуки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.

Акведук в Сеговии, Испания. Самый длинный из сохранившихся в Западной Европе древнеримских акведуков

К началу ХХ века сохранились три действующих акведука: Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна. Воистину, римляне строили на века!

Кроме акведуков, был еще один тип сооружений, не знающий аналогов в архитектуре древнего мира: триумфальные арки. Римляне возводили их для прославления и увековечивания в камне великих побед своих императоров. Через главный пролет такой арки, под рев ликующей толпы, победитель въезжал в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Яркие примеры сооружений этого типа - стройная и торжественная арка Тита, арка Септимия Севера.

Знаменитая триумфальная арка императора Константина, построенная в честь его победы над Максенцием, - одна из самых больших за всю историю Рима. Она и стала символом заката Великой империи. Началась новая страница в истории Европы и европейской архитектуры.

Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

В это же время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими также являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Колизей , 75-80 годы н.э.Италия, Рим, зодчий Гавденций.

Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев.

Колизей - самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его композиции - ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей.

Пантеон (греч. «храм, посвященный всем богам») — единственное сохранившееся в Риме до наших днейпрактически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Согласно преданию, с этого места, которое в древности называлось «козье болото» , Ромул, основатель Вечного города, был вознесен на небеса богом Марсом.

Пантеон состоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра).Купол Пантеона в диаметре на 1,4 м превосходит купол самого большого собора Рима - Св. Петра.

В храме отсутствуют окна, что и придает ему таинственности. Он освещен естественным светом, который проникает внутрь через широкое незастекленное отверстие в куполе – «окулюс», это символизирует небесное всевидящее око. Предполагается, что в древности луч солнца в течение дня поочередно освещал установленные в определенном порядке внутри в нишах статуи Венеры, Юпитера, Марса и других богов.

Благодаря окну в крыше в Пантеоне можно наблюдать удивительные световые эффекты. А если вдруг в Риме идет снег (иногда и такое бывает), то кружащийся снег внутри здания – невероятное зрелище.

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Римский Форум

Римский Форум (лат. Forum Romanum) - площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Возник Римский Форум еще во времена первых римских царей, примерно в 7 веке до н.э., на территории между холмами Капитолия, Палатина и Квиринала. До середины VIII века до н. э. это было пустое болотистое место, которое местные жители использовали для захоронений, сами же селились на близлежащих холмах.Во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке каменной Большой клоаки, соединенной с дренажной системой, территория была осушена.

Вначале здесь был рынок. Люди заключали торговые сделки, узнавали политические новости, обменивались впечатлениями. Постепенно площадь стала средоточием общественной и политической жизни римских граждан. Именно отсюда и берёт свое начало нынешнее значение слова «форум».

Когда в Риме изгнали последнего царя и город стал республикой, на Форуме были построены важнейшие правительственные учреждения Республиканского Рима – здание Сената, а также Римского Суда.

Благодаря стараниям императора Августа Римский Форум превратился в великолепный архитектурный ансамбль, единственный в своем роде в древнем мире. Август довершил многие архитектурные конструкции предшествовавшего времени. И сейчас продолжают стоять три красивые, высотой 12,5 м, коринфские колонны, сохранившиеся от храма Кастора и Полукса. Передняя часть подиума храма служила трибуной для ораторов. В храме хранилось имущество богатых римлян, а рядом находилась палата мер и весов.

В свое правление Август восстановил в Риме 82 храма.

Форум Августа

Форум Августа был сооружен в 42 г. до Р.Х. в честь победы Августа над республиканцами в битве при Филиппах. Здесь Август возвел храм Марса-Мстителя в знак отмщения убийцам Цезаря.

Строительство Форума обошлось Августу очень дорого, так как, чтобы освободить для него место, пришлось снести много частных жилых домов. К Храму Марса Мстителя ведет высокая лестница. В центре находится алтарь, а в конце боковых сторон - два фонтана. В апсиде хранились культовые статуи Венеры, Марса и обожествленного Юлия Цезаря. Здесь же хранился его меч.

Форум Августа был и важнейшим политическим центром Рима; там происходили жеребьевки судей и процессы по преступлениям против государства.

Форум Траяна.

Этот великолепный памятник монументального зодчества эпохи правления императора Траяна создан его архитектором Аполлодором Дамасским. Форум был возведен в 106-113 годы нашей эры на государственные субсидии, выросшие в результате победоносной войны с даками, окончившейся несколькими годами раньше. Размеры форума грандиозны: 300 метров в длину и 185 метров в ширину.

От многочисленных сооружений до настоящего времени, за исключением колонны Траяна, сохранились лишь жалкие остатки.

Колонна Траяна

Колонна Траяна - колонна на форуме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.

Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

Мавзолей Адриана и Пон-дю-Гар относятся к постройкам третьего периода истории архитектуры Древнего Рима.

Мавзолей Адриана

Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны - 84 м) был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа - император, управляющий квадригой.

В мавзолее были установлены погребальные урны императоров начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.

Пон-дю-Гар

Пон-дю-Гар (фр. «мост через Гар») - самый высокий сохранившийся древнеримский акведук. Перекинут через реку Гардон (прежде называемую Гар) во французском департаменте Гар близ Ремулана. Длина 275 метров, высота 47 метров. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1985 г.) Долгое время считалось, что Пон-дю-Гар был воздвигнут для снабжения водой города Нима по приказу Марка Агриппы, зятя императора Октавиана Августа (ок. 19 г до н. э.). Новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в сер. I в. н. э. Строился он без применения извести и представлял собой составную часть 50-километрового водопровода, который вёл в Ним из Юзеса.

Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем - одиннадцать, в верхнем - тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.
Водопровод перестал действовать вскоре после падения Римской империи, однако сам акведук на протяжении столетий использовался в качестве моста для повозок.

Архитектура Римской империи в развалинах Римского Форума.

Покорение Греции принесло Риму новый взгляд на культуру и искусство. Однако римская архитектура не просто копировала греческую, но и внесла собственный вклад в развитие зодчества. Древнеримская архитектура в своем развитии впитала также культуру строительства покоренных империей народов Пиренейского полуострова, Древней Германии, Галлии и других. Рим перенял многое из искусства этрусков, носителей высокоразвитой культуры, благодаря воздействию которой появились некоторые конструктивные подходы в строительстве, инженерные сооружения. Начало развития римской архитектуры относится к периоду 6-1 вв. до н.э. В начале этого периода Рим был небольшим городом, и его архитектура находилась под воздействием культуры этрусков - италийских племен. У них были заимствованы арки и своды с куполами. В те времена создавались мощные оборонительные сооружения, например, стена Сервия (4 в до н.э.). До 3 в. до н.э. в римской архитектуре присутствовали преимущественно деревянные строения с орнаментом из терракоты. До 2 в. до н.э. в Риме еще не разрабатывали местный мрамор, и храмы строили из вулканического туфа. Арочные своды из мягкого туфа заменяли прочные балки, используемым в греческих зданиях, и служили несущими элементами конструкций. Стены украшали гипсовыми рельефами. К этому периоду относится разработка технологий получения обожженного кирпича, из него возводили каркас, а облицовку стали делать из туфа. На Капитолийском холме в 509 г. до н.э. был возведен храм с тремя целлами Юпитера, Юноны, Минервы. Конек фронтона был украшен квадригой из терракоты скульптора Вулки. Позднее храм неоднократно перестраивался с использованием колонн от греческих храмов.

Храм Юпитера Капитолийского в Риме и элементы ордера в храмах в разных городах эпохи Древнего Рима.

Во 2-1 вв. до н.э. в римской архитектуре начинают использовать новый пластичный материал - бетон. В строительстве применяют сводчатые конструкции. В это время начали возводить здания судов, торговли, амфитеатры, цирки, термы, библиотеки, рынки. К тому периоду относится создание первых триумфальных арок, складов (портик Эмилиев - 2 в. до н. э.). Появились Канцелярии, Архивы (Табулярий. 80-е гг. 1 в. до н. э.). Такое бурное строительство и появление зданий разного назначения вызвано расширяющейся экспансией, захватом территорий, увеличение размеров государства и необходимость в строгом регулировании подконтрольных территорий.

Табулярий в Риме.

К концу 1 в. н.э. сформировалась Римская империя с единоличной властью. Время правления императора Августа породило "августовский классицизм" в архитектуре Римской империи, который и стал в дальнейшем основой для европейской архитектуры. В это время стали разрабатывать "лунский», затем каррарский мрамор. Римская архитектура того периода ориентировалась на творения времен Фидия в Древней Греции. Вместо домов из сырца и дерева появились первые многоэтажные, дома, особняки аристократов, которые строились из обожженного кирпича и бетона и облицовывались мрамором. Город украсили виллы Кампаньи, дворцы, украшенные портиками, колоннами, фронтонами, богатым скульптурным декором. Фонтаны с лепным декором сочетались с зеленью садов. Появился Римский Форум, вокруг которого возводят общественные здания и храмы. На Римском Форуме и сейчас стоят коринфские колонны храма Кастора и Полукса высотой 12,5 м.

Колонны храма Кастора и Полукса в Риме.

Награбленные богатства из покоренных стран вызывали подъем римской архитектуры, которая была призвана подчеркнуть величие империи. В сооружениях подчеркивалась их масштабность, монументальность и мощь. Здания богато декорировались. В античном стиле возводились не только храмы и дворцы, но и термы, мосты, театры, акведуки. В качестве основы использовались греческие ордера, из которых преимущество отдавалось коринфскому ордеру, а также новому композитному, созданному как смешение древнегреческих. Однако, в архитектуре Римской империи элементы ордера использовались в основном как декоративные, в отличие от Древней Греции, где все части ордерной системы несли определенную нагрузку и являлись частями конструкции. В 1 в. до н.э. не только в Риме, но и в провинциальных городах появились прекрасные архитектурные комплексы, как, например, в Помпеях. Император Нерон придал римской архитектуре новый облик, уничтожив несколько кварталов города, на месте которых был построен "Золотой дом".

Развалины Золотого дома Нерона в Риме.

В период правления Флавиев и Траяна (конец 1-начало 2 вв. н.э.) сооружались большие архитектурные комплексы. В завоеванных Афинах Адриан возвел храм Зевса Олимпийского в 135 г. н.э. (реконструирован в 307 г.). При Адриане (125 г.) стали возводить Пантеон - яркое сооружение архитектуры Римской империи, сохранившееся до сегодняшнего дня. Пантеон создавался из объемов строгой геометрической формы: цилиндрической ротонды, полусферического купола, портика с двумя рядами колонн в виде параллелепипеда. На куполе сделано отверстие, через которое освещается внутреннее помещение храма. В этом произведении четко отображены пропорции: диаметр ротонды равен высоте сооружения. Высота купола равна половине условной сферы, которую можно было бы вписать в храмовую конструкцию. В отделке Пантеона: мраморные плиты нижнего яруса и штукатурка на верхних ярусах. Кровля была покрыта бронзовыми черепицами. Пантеон стал образцом для многих сооружений европейской архитектуры разных исторических эпох.

Вид на римский Пантеон сверху.

В конце 3 в. н.э. одним из наиболее важных сооружений архитектуры Римской империи стала оборонительная стена Аврелиана. Император Диоклетиан (3-4 вв. н.э.) сделал своей резиденцией г. Салона и практически не жил в Риме. В Салоне был выстроен хорошо укрепленный дворцовый комплекс с выходом к морю. В это время архитектура Римской империи отличалась строгостью, четкостью и меньшим декорированием. Поздний период (до конца 2 в.) развития римской архитектуры начался в годы правления Адриана и при Антонине Пие. Это были годы ожесточенных войн, заговоров, политических убийств, восстаний, а также нашествия чумы. В те времена не возводили триумфальные арки, зато строилось много жилых домов и вилл. Римская архитектура поздних Антонинов отличалась большим количеством декора. К тому периоду относится храм Адриана, храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме, колонны Антонина Пия, Марка Аврелия, обильно украшенные барельефами.

Храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме (141 г. до н.э.).

С приходом к власти императора Константина и после 313 г., с официальным признанием христианской религии, как основной на территории римской империи, античные ордера были использованы для возведения храмов. Столица была перенесена в бывшую когда-то греческой Византию, получившую название Константинополь. Рим утрачивает свое центральное значение, а античное искусство, удаляясь от своего центра, постепенно приобретает формальный характер, постепенно перерастая в средневековые стили.

Храм Св. Софии в Константинополе. Построен при императоре Константине. 324—337 гг.

Римская архитектура 3 в. н.э. все больше подвергалась воздействию христианства, однако, ордерная система все еще использовалась в сооружении храмов и общественных зданий: большие входные лестницы, многоколонные портики, подиумы, декор высоких стен. В эпоху домината (284-305 гг. н.э.) облик римской архитектуры изменился: уменьшилось количество декора, снизилась четкость объемов и пропорций. В это время появились приемы, которые затем стали использоваться в византийской архитектуре: сочетание камня и кирпича, мозаика в отделке. Например, храм Юпитера строился из белого камня, кирпича, для облицовки использовался цветной мрамор, поверхности покрывались штукатуркой, мозаикой, гипсовой лепниной. При этом искусство каменной резьбы угасало: лепнина становилась грубее и менее детализирована. Развивающееся византийское искусство использовало традиции архитектуры Римской империи и Древней Греции, сочетая их с восточными мотивами. В течение 5 в. на основе этих тенденций римской архитектуры начало формироваться европейское зодчество, принесшее в мировую архитектуру великие произведения. До сих пор многие из элементов римской архитектуры используются при возведении зданий в исторических стилях. А с появлением искусственных материалов, имитирующих натуральные, таких как, например, полиуретан, такое строительство приобрело большую демократичность, снизив стоимость и потребность в больших трудозатратах.

Фасад многоквартирного дома своим внешним видом напоминает древние римские здания.

Древнеримская культура – одна из самых развитых в Средиземноморье. Она развивалась в период республики (с 5 до 1 веков до н.э.) и в период империи (с 1 века до н.э до 5 века н.э). Это языческая культура, но многое в её пантеоне заимствовано из культуры древней Греции, которую римляне справедливо считали самой выдающейся в мире и стремились ей подражать. Римляне были очень воинственны, этим объясняется поклонение богу войны Марсу. Другим важным божеством являлась богиня Венера, которая якобы была прародительницей римских императоров. Богам строились храмы, в их честь устанавливались статуи. Большую популярность имели театры-цирки для зрелищных представлений, рассчитанные на большое количество людей.

Многие композиционные и стилистические особенности древнеримской архитектуры связаны с достижениями их предшественников – этрусков. В частности, от них римляне переняли:

1. Технику сводостроения (с использованием пуццоланы – материала вулканического происхождения, который добавлялся в так называемый римский бетон, что делало его лёгким и прочным одновременно).

2. Приём установки прямоугольных храмов на высокие подиумы.

3. Атриумный тип жилища (с двором, в кровле которого делалось отверстие для стока воды, а внизу для её сбора устраивали бассейн).

В своей архитектуре римляне использовали также и приёмы архитектуры древних греков. Но при этом римляне всегда совершенствовали и развивали формы, перенятые у других, создавая оригинальные произведения. Лучшие сооружения древнеримской цивилизации относятся к императорскому периоду. В этот период создаются такие сооружения, как:

1. Триумфальные арки, которые устанавливались на римских форумах (арка Тита, арка Константина), и которыми прославлялись деяния императоров, значение их побед.

2. Амфитеатры – зрелищные сооружения, которые предназначались для цирковых представлений и боёв гладиаторов. Самое значительное сооружение такого рода – знаменитый Колизей в Риме , созданный неизвестными мастерами в конце 1 века нашей эры. Это овальное здание, стены которого обработаны ордером в виде полуколонн, которые расположены в следующем порядке: внизу тосканский ордер – самый мощный, выше – ионический, ещё выше – самый изящный – коринфский. Появившись в эту пору, подобная схема расположения ордеров стала очень частым приёмом у архитекторов последующих поколений.

3. Термы – заведения для принятия гигиенических процедур, для занятий спортом, самообразования, отдыха и т. д. Самые известные – термы императора Каракаллы – отличались продуманностью планировки, включали несколько холодных и горячих бассейнов, спортзалы и даже библиотеку. Для помещений терм характерно богатство отделки с использованием скульптуры, живописи, мозаики. Сохранились очень плохо.


4. Акведуки – гигантские водоводы для подачи воды в города римской империи. Они очень похожи на мосты. В их архитектуре используются арки и мощные устои. Наиболее известный – так называемый Гарский мост в Ниме (Франция).

К числу наиболее известных сооружений императорского Рима принадлежит знаменитый Пантеон – храм всех богов, созданный в начале 2 века нашей эры. В его создании, может быть, принимал участие знаменитый римский зодчий Аполлодор Дамасский и император Адриан, серьёзно увлекавшийся архитектурой. Пантеон – это уникальное сооружение с портиком, ведущим в пространство цилиндра с куполом, диаметр которого равен 43 метрам. Соорудить такой гигантский купол смогли, используя римскую строительную технику – бетон (цемента в нём не было!!!) и обработав внутреннюю поверхность купола кессонами. У римлян была традиция строить гробницы, стилистически восходящие к форме этрусских гробниц. Так, мавзолей императора Адриана, названный впоследствии Замком Св. Ангела, был цилиндрической формы. В раннехристианскую эпоху в Риме строились церкви, в основу которых была положена структура базилики (базилика святого Павла за стенами Рима).

Многие изобретения римлян в области архитектуры были взяты на вооружение в последующие периоды развития мирового зодчества.

Обстановка к началу операции. Не сумев окружить советские войска между Доном и Кубанью, немецко-фашистское командование решило окружить их в районе Новороссийск - Туапсе. По плану гитлеровцев 1-я танковая армия должна была нанести главный удар из района Армавира на Майкоп, Туапсе, а 17-я немецкая армия после захвата Краснодара - вспомогательный удар на Туапсе через Горячий Ключ, Шаумян. Таким путем немецко-фашистское командование предполагало окружить несколько советских армий, выйти к Туапсе, отрезав одновременно 47-ю армию, находившуюся в районе Новороссийска. Противнику удалось добиться на направлении главного удара превосходства в силах: по пехоте - в четыре раза, по танкам - абсолютное (противник 280, у нас не было их здесь совсем), по артиллерии и минометам - в десять раз. На левом фланге, в районе главного удара противника, советских войск вообще не было.
6 августа немецко-фашистские войска, захватив Армавир, продолжали наступление на Майкоп, Туапсе. Противник бросил на это направление пять танковых и одну пехотную дивизии, поддерживая их сильной авиацией. В результате ожесточенных боев с 5 по 8 августа наши войска отошли на левый берег реки Лаба и Кубань. Назревала угроза прорыва гитлеровцев к Туапсе. Ставка Верховного Главнокомандования обратила внимание Военного совета Северо-Кавказского фронта на то, что в условиях создавшейся обстановки туапсинское направление является главным и самым опасным для фронта. С выходом противника в район Туапсе 47-я армия и все советские войска, находившиеся в районе Краснодара, могли оказаться отрезанными и попасть в плен. Ставка предписывала Военному совету фронта силами 32-й гвардейской и 236-й стрелковых дивизий немедленно создать оборону в три - четыре линии по глубине вдоль дороги Майкоп - Туапсе и ни в коем случае не допустить гитлеровцев к Туапсе.
Во исполнение решения Ставки командующий Северо-Кавказским фронтом произвел перегруппировку сил для надежного прикрытия майкопско-туапсинского направления, возложив его оборону на командующего 18-й армией. Последний силами 31, 236 и 383-й стрелковых дивизий и 9-й моторизованной дивизии НКВД организовал оборону района Майкоп, Белореченская, Черниговская, Апшеронский. Для поддержки этих дивизий были созданы две армейские артиллерийские группы: первая - 59 орудий и 60 минометов и вторая - 54 орудия и 24 миномета. Объединение артиллерии в группы облегчило ведение оборонительных боев.
В результате четырехдневных напряженных боев, в ходе которых обе стороны понесли большие потери, немецко-фашистским войскам вследствие огромного превосходства в силах удалось захватить 12 августа Тульскую, Майкоп и Белореченскую. На краснодарском направлении враг овладел в это время Краснодаром и продолжал наступление на Туапсе. Наши малочисленные армии вели тяжелые бои и, нанося контрудары, отходили на новые позиции, избегая окружения. К исходу 16 августа гитлеровцы были остановлены на рубеже Хамышки, Куджинский, Самурская, Нефтегорск, Хадыженский, Кабардинская, Сухая Цице, Безымянное, Пятигорское, Крепостная, Дербентская. Дальнейшие попытки их прорвать оборону войск Северо-Кавказского фронта успеха не имели.
Отходя с тяжелыми боями к предгорьям Главного Кавказского хребта, войска Северо-Кавказского фронта отвлекли на себя все силы группы армий "А", втянули их в кровопролитные затяжные бои, чем дали возможность войскам Закавказского фронта своевременно развернуть силы и занять оборону по рекам Баксан и Терек и на перевалах Главного Кавказского хребта.
Положение на Кавказе становилось критическим. "Немецко-фашистские полчища рвутся на Кавказ, - писал по этому поводу М. И. Калинин. - Вражеский напор осуществляется по двум основным направлениям: по Северокавказской железной дороге, в обход Кавказского хребта, - борьба идет у Моздока; и второе направление - Майкоп - Новороссийск, к побережью Черного моря.
Движение немцев все замедляется, а сопротивление наших частей все усиливается и наносимые немцам удары становятся все чувствительнее. Потери немцев растут, и каждый новый день приносит врагу больше потерь, чем прошедший, каждый километр пути, пройденный немцами, обходится им все дороже"23.
В связи с наступлением немецко-фашистских войск Ставка Верховного Главнокомандования приказала командующему Закавказским фронтом организовать оборону Кавказа с севера и закрыть все перевалы через Главный Кавказский хребет. Однако эти и последующие указания Ставки были сорваны заклятым врагом народа Берия. Этот предатель тогда еще не был разоблачен. Будучи членом Государственного Комитета Обороны, он находился в штабе Закавказского фронта и прилагал все усилия, чтобы дезорганизовать его работу. 23 августа по его приказу была создана Оперативная группа по обороне Главного Кавказского хребта, которой были подчинены войска, оборонявшие перевалы. Создание Оперативной группы, состоявшей из малокомпетентных в военном отношении людей, фактически привело к устранению штаба фронта и штаба 46-й армии от руководства войсками, защищавшими перевалы. Кроме того, по настоянию Берия в период напряженной борьбы за перевалы было снято командование 46-й армии, что привело к нарушению управления войсками и ослаблению обороны.
Но все попытки изменника Берия сдать Кавказ врагу были сорваны Ставкой Верховного Главнокомандования. Следя за действиями Закавказского фронта, Ставка давала четкие, исчерпывающие указания по организации обороны Кавказа с севера, по перегруппировке сил и по другим вопросам.
Созданная по указанию Ставки 8 августа 1942 года Северная группа войск Закавказского фронта под командованием генерал-лейтенанта И. И. Масленникова провела с 1 по 28 сентября Малгобекскую оборонительную операцию и с 25 октября по 12 ноября - Нальчикскую оборонительную операцию. В результате Малгобекской оборонительной операции, в которой принимали активное участие 47-й штурмовой и 23-й бомбардировочный авиационные полки военно-воздушных сил Черноморского флота, наступление немецко-фашистских войск на грозненском направлении было остановлено, а в результате Нальчикской оборонительной операции (в ней участвовали курсанты Каспийского высшего военно-морского училища и моряки Каспийской военной флотилии) "гитлеровцы были остановлены под Орджоникидзе и разгромлены в районе города Гизель. Советские войска в районе Гизель захватили 140 танков, 7 бронемашин, 70 орудий, 95 минометов, 2350 автомашин, 183 мотоцикла и много разного военного имущества. Нальчикская оборонительная операция советских войск положила конец попыткам противника прорваться к Грозному, Орджоникидзе и Баку.
Организация обороны на туапсинском направлении. Гитлеровское командование, не сумев захватить Туапсе с ходу в первой половине августа и не добившись решающего успеха на новороссийском направлении, начало сосредоточивать основные силы своей 17-й армии на туапсинском направлении. По решению Ставки Верховного Главнокомандования Черноморская группа войск, действовавшая на этом направлении, была усилена двумя дивизиями и двумя стрелковыми бригадами из состава Закавказского фронта и были созданы два оборонительных района Пшадский и Туапсинский. План действий, разработанный штабом Черноморской группы войск, предусматривал создание мощной обороны на туапсинском, пшадском и новороссийском направлениях, опираясь на которую можно было бы нанести поражение противнику в оборонительных боях и создать условия для перехода войск группы в наступление. Особенное внимание в этом плане уделялось обороне Туапсе и перевалов. В целях лучшего объединения всех сил и средств для разгрома противника решением Военного совета фронта на территории Туапсинской военно-морской базы в границах Джубга - Лазаревская - Георгиевская был создан Туапсинский оборонительный район, подчиненный командующему 18-й армией. Командующим районом был назначен командир Туапсинской военно-морской базы контр-адмирал Г. В. Жуков. Оборона побережья в пределах района возлагалась на базу, а оборона сухопутного направления - на четыре дивизии Черноморской группы войск Закавказского фронта.
Система обороны Туапсинского оборонительного района включала в себя внешний и внутренний обводы. Протяженность первого составляла около 80 км, а второго - 20 км. Город Туапсе был подготовлен к круговой обороне. Кроме того, Военный совет Черноморской группы войск принял решение о дополнительном сооружении на туапсинском направлении 280 пулеметных огневых точек и 49 минометно-артиллерийских позиций и в городе Туапсе 348 огневых точек и до 100 баррикад. В связи с этим решением секретарь Краснодарского обкома партии Селезнев и председатель городского комитета обороны Шматов развернули работу по мобилизации около 5 тысяч жителей города на строительство оборонительных сооружений. Из состава войск, действовавших в этом районе, было выделено 3635 человек. Все работы предполагалось закончить к 1 октября 1942 года.
К началу наступления гитлеровцев в операционной зоне Туапсинского оборонительного района было создано 14 батальонных оборонительных районов и 17 отдельных ротных опорных пунктов. Пшадский оборонительный район к концу сентября насчитывал 12 батальонных оборонительных районов. Вдоль дороги Новороссийск - Туапсе - Сухуми было построено много дотов и дзотов, в 150 местах шоссе было подготовлено к разрушению. Дороги и тропы, ведущие с фронта к шоссе, были приведены в непригодное для движения состояние. В полосе дорог и между опорными пунктами были поставлены противотанковые и противопехотные мины, а в местах возможной высадки морских десантов - минные заграждения.
Работа по созданию обороны на туапсинском направлении была проведена огромная, однако реализовать план полностью не удалось. Причиной этого явился слабый контроль со стороны штабов за строительством инженерных сооружений. Некоторые командиры считали, что в условиях горно-лесистой местности возводить оборонительные сооружения нецелесообразно. Поэтому даже некоторые ключевые высоты оказались не только не укрепленными, но и не занятыми войсками. Особенно слабой была оборона на участке 18-й армии, где развернулись ожесточенные бои.
Для удобства управления силами Туапсинский оборонительный район был разбит на три боевых сектора. Морская и зенитная артиллерия базы, а также приданные ей армейские артиллерийские полки (всего 106 стволов калибром от 180 до 45 мм, в том числе армейской - 40 стволов, морской артиллерии - 37 стволов и зенитной артиллерии - 28 стволов) поддерживали своим огнем сухопутные войска, занимавшие рубежи обороны. Части базы и пограничные отряды войск НКВД переходили в оперативное подчинение командиров боевых секторов.
Организация противодесантной обороны побережья, от Джубги до Лазаревской, была возложена на Туапсинскую военно-морскую базу. Этот район был разбит на четыре боевых участка, которые занимали части базы и приданные ей подразделения 18-й и 56-й армий. Дозорную службу несли корабли, не обеспечивавшие своевременного обнаружения и задержания противника и фактически выполнявшие функции постов ВНОС. Морские батальоны от побережья были оттянуты и повернуты фронтом к наступавшему с гор противнику. Наблюдение за побережьем в основном производилось постами СНиС и пограничными отрядами НКВД, что было явно недостаточно не только для отражения высадки десантов противника, но и для его обнаружения. Докладывая 4 сентября командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Ф. С. Октябрьскому об этом, командующий Туапсинским оборонительным районом заявил, что оборона побережья ослаблена.
К началу оборонительной операции войска Черноморской группы занимали рубеж селение Туба - Безымянное - (иск.) Ахтырская - Новороссийск протяженностью 255 км. Перед Черноморским флотом была поставлена задача содействовать сухопутным войскам надежной защитой своих морских сообщений, организацией противодесантной и противовоздушной обороны баз и побережья, а также действиями береговой артиллерии и морской пехоты на сухопутном участке фронта. Поддерживать сухопутные войска и действия флота должна была авиация Черноморского флота и 5-й воздушной армии. Немецко-фашистское командование, придавая огромное значение захвату Туапсе, сосредоточило против Черноморской группы войск Закавказского фронта 14 дивизий 17-й армии. К этому времени против Северной группы войск действовало только семь дивизий 1-й танковой армии Клейста. Соотношение сил на фронте Черноморской группы войск Закавказского фронта было в пользу противника по пехоте и минометам в 1,5 раза, по артиллерии и авиации - в 2,5 раза, по танкам абсолютное (гитлеровцы имели 147 танков, а у нас их не было вовсе). Примерно половину сил 17-й армии немецко-фашистское командование сосредоточило на том участке туапсинского направления, где им наносился главный удар. На фронте в 60 км, от Самурской до Горячего Ключа, наступала "группа Туапсе", обладавшая большим превосходством над 18-й армией, прикрывавшей это направление.
План немецко-фашистского командования заключался в том, чтобы, нанося удары из района Хадыженская на Шаумян и из района Горячий Ключ также на Шаумян, окружить и уничтожить 18-ю армию, выйти к Туапсе и прервать морские сообщения Черноморской группы войск.
Ход боевых действий. 25 сентября, после двухдневных авиационных ударов по боевым порядкам 18-й армии, немецко-фашистские войска перешли в наступление из района Хадыженская и Папаретный на Куринскую и из района Горячий Ключ на Фонагорийское. Завязались ожесточенные бои. В течение двух дней гитлеровцам не удалось добиться успеха ни на одном из этих направлений. Подтянув свежие силы, они нанесли удар на гунайском и рожетском направлениях и к исходу 30 сентября на отдельных участках обороны 18-й армии вклинились на 5 - 10 км.
Ставка Верховного Главнокомандования приказала отбросить противника и восстановить положение. В результате тяжелых боев войска 18-й армии к исходу 9 октября остановили наступление гитлеровцев на всех направлениях.
В срыве гитлеровских планов по захвату Туапсе принял активное участие 145-й полк морской пехоты (2304 человека), сформированный в Поти из личного состава кораблей и частей Черноморского флота. 2 октября полк прямо с марша начал наступление на высоту Безымянную в районе станции Навагинской. Несмотря на трудность действий в горах, советские моряки настойчиво продвигались вперед. Не выдержав атак моряков, вражеские части начали отходить. Гитлеровцы зажгли лес, чтобы остановить моряков, но это им не помогло. К исходу 7 октября высота Безымянная была взята. Противник оставил на поле боя около 200 убитых солдат и офицеров.
В боях за Безымянную отличилась седьмая рота, которой командовал коммунист лейтенант Самойлов. Именно эта рота прошла через горящий лес и сбросила гитлеровцев с высоты. Раненый Самойлов руководил боем до тех пор, пока его не унесли с поля боя.
Немецко-фашистское командование, стремясь вернуть господствующую над местностью высоту Безымянную, сосредоточило в ее районе превосходящие силы и в течение шести дней предпринимало беспрерывные атаки позиций советских моряков. Только 13 октября по приказу командования 145-й полк отошел на новые рубежи. Бои за высоту привлекли значительные силы противника, что позволило частям 32-й гвардейской стрелковой дивизии, действовавшей в районе хутора Куринского, выйти из окружения. В дальнейшем (до 24 октября) 145-й полк вел тяжелые бои с превосходящими силами врага в районе Навагинской и нанес ему большие потери. За время боевых действий полк уничтожил свыше 3 тысяч солдат и офицеров. В конце октября он был влит в состав 814-го и 509-го стрелковых полков 236-й стрелковой дивизии.
14 октября немецко-фашистские войска возобновили наступление. На этот раз они наносили удар от станции Навагинская и селения Гунайка через Шаумян на Садовое и из района Фонагорийское тоже на Садовое, стремясь окружить 18-ю армию и прорваться к Туапсе. Наступление войск противника поддерживала авиация, совершавшая ежедневно 500-600 самолето-вылетов. Гитлеровцам удалось потеснить наши части, 17 октября занять город Шаумян и завязать бои за перевал Елисаветпольский.
Положение на туапсинском направлении стало напряженным.
В связи с ухудшением обстановки на фронте Черноморской группы войск Ставка Верховного Главнокомандования своей директивой от 15 октября 1942 года указала командующему Закавказским фронтом на недооценку им значения черноморского направления. С выходом противника к Туапсе войска Черноморской группы будут отрезаны от Закавказского фронта, над ними нависнет угроза пленения. Вероятный после этого прорыв гитлеровцев в район Поти может привести к гибели Черноморского флота и даст врагу возможность двинуться на Тбилиси и Баку. Турция в такой обстановке развяжет войну, начав наступление против 45-й армии, соединения и части которой находились на советско-турецкой границе и в Иране. Чтобы выправить положение на туапсинском направлении, по приказанию Ставки Черноморский флот срочно перебросил в район Туапсе три стрелковые бригады, одну горно-стрелковую и одну кавалерийскую дивизии, артиллерийские и другие части, а также приступил к формированию частей морской пехоты, 18-я армия, сдерживавшая натиск немецко-фашистских войск, пополнилась коммунистами и комсомольцами, которые шли обычно на самые ответственные и опасные участки фронта.
В этот же период командующим Черноморской группой войск был назначен генерал-майор И. Е. Петров. Руководствуясь указаниями Ставки и командующего Закавказским фронтом, он произвел перегруппировку войск, усилив туапсинское направление. В частности, в район Афанасьевский Постик были срочно переброшены 323-й отдельный батальон и 83-я бригада, в район Туапсе - 137-й полк, а в начале ноября под Садовое - 255-я бригада морской пехоты. Части Туапсинского оборонительного района продолжали совершенствовать оборону на занимаемых рубежах.
Однако полностью произвести перегруппировку войск к началу нового наступления противника нашему командованию не удалось, так как 19 октября немецко-фашистские войска начали штурм перевала Елисаветпольский и к концу дня захватили его. Дальнейшие попытки гитлеровцев прорваться с перевала к Туапсе были отбиты. Не добились они успехов и на других направлениях, где перегруппировавшиеся советские войска и подошедшие резервы контратаковали и остановили противника. 31 октября немецко-фашистские войска перешли к обороне по всему фронту. На туапсинском направлений наступило затишье, которое длилось до 15 ноября.
Таким образом, в ходе напряженных боев с 19 по 31 октября планы гитлеровского командования по захвату Туапсе были сорваны. Немецко-фашистские войска понесли в этом районе большие потери. По данным штаба немецкой группы армий "А", некомплект личного состава к 15 ноября достигал 76 тысяч человек24.
Большую роль в обеспечении боевых действий частей и соединений Черноморской группы войск и морской пехоты сыграли морские перевозки, осуществленные кораблями Черноморского флота. В наиболее тяжелый период боев за Туапсе в сентябре - ноябре под непрерывными ударами вражеской авиации корабли доставили из Поти, Сухуми и Батуми на фронт 52 937 человек и 57975 тонн груза, а из Туапсе в Геленджик было вывезено около 15 тысяч человек, около 20 тысяч тонн груза и эвакуировано более 2500 раненых.
В Туапсинской оборонительной операции приняла участие береговая артиллерия Черноморского флота - железнодорожная 180-мм четырехорудийная батарея и четыре стационарных 130-мм орудия 167-го отдельного артиллерийского дивизиона, действовавшие из района Георгиевское. Ночью железнодорожная батарея подходила к линии фронта, развертывалась на позиции и с рассветом открывала огонь по врагу, а затем быстро отходила в тыл. Всего за период операции было проведено 42 стрельбы и выпущено около четырехсот снарядов калибром в 180 и 130 мм. Свыше 86% стрельб было проведено с корректировкой. Необходимо при этом отметить четкую организацию и хорошую работу корректировочных постов, первая линия которых располагалась в 500-800 м, вторая -в 4-6 км и третья в 8-10 км от переднего края противника. Подобное эшелонированное расположение корректировочных постов обеспечивало нашим войскам артиллерийскую поддержку в случае прорыва врага в глубину наших боевых порядков. Береговая артиллерия во время операции уничтожила восемь танков, два склада с имуществом и около батальона солдат и офицеров противника.
Авиация Черноморского флота ежесуточно совершала до 20-30 самолето-вылетов на бомбо-штурмовые удары по живой силе и технике противника. Из-за нехватки самолетов-истребителей и сильного противодействия вражеской авиации бомбардировочная авиация флота использовалась в основном ночью.
Потерпев дважды неудачу на туапсинском направлении, гитлеровское командование решило во второй половине ноября провести новое наступление в этом районе, нанеся главный удар из района хутора Пелика на селение Георгиевское. Сосредоточив на узком участке фронта 97-ю легко-пехотную дивизию и группу войск генерала Ланца, оно 15 ноября перешло в наступление. Немецко-фашистским войскам удалось оттеснить нашу 9-ю гвардейскую стрелковую бригаду и подойти к Туапсе на 30 км. Однако своевременно выдвинутые 353-я и 383-я стрелковые дивизии и 165-я стрелковая бригада остановили противника, нанеся ему большие потери. Наступление противника в направлении Садовое (участок обороны 56-й армии) успеха не имело. Своевременно переброшенные сюда части морской пехоты (322-й отдельный батальон, 83-я и 255-я бригады) общей численностью около 10 тысяч человек совместно с 395-й стрелковой дивизией отбили все атаки гитлеровцев, а затем, перейдя в наступление, отбросили их с занимаемых позиций.
26 ноября наши части, произведя перегруппировку сил, перешли в наступление на семашском направлении. В результате контрудара войск 18-й армии находившаяся здесь группировка противника была разгромлена, а ее остатки к 17 декабря были отброшены за реку Пшиш. На этом и закончилась Туапсинская оборонительная операция войск Черноморской группы и Туапсинской военно-морской базы и началась подготовка к наступлению.
Итоги и выводы. В результате Туапсинской оборонительной операции, длившейся три месяца (с 25 сентября по 20 декабря), были отражены три попытки немецко-фашистских войск прорваться к Туапсе. Понеся большие потери (около 25 тысяч убитыми и пленными), противник сумел лишь несколько продвинуться на туапсинском направлении, но это не принесло ему оперативного выигрыша. Упорно обороняясь, войска Черноморской группы и Туапсинской военно-морской базы сковали 14 немецко-румынских дивизий, чем создали благоприятные условия для наступления наших сил.
Своевременное создание Туапсинского оборонительного района способствовало повышению устойчивости обороны на туапсинском направлении, а действия кораблей и частей Туапсинской военно-морской базы (разведка, дозорная служба, противодесантная, противовоздушная, противоминная и другие виды обороны, а также морские перевозки) - созданию благоприятных условий для действия сухопутных сил против основной группировки немецко-фашистских войск на этом направлении.
В боях на туапсинском направлении большую помощь сухопутным частям оказала морская пехота. В наиболее напряженное время боев за Туапсе около 10 тысяч моряков плечом к плечу с солдатами отбивали натиск врага, проявляя высокий героизм и отвагу.
Несмотря на большой некомплект материальной части и летного состава, необорудованность театра военных действий, гористую местность, тяжелые метеорологические условия и сильное противодействие противника, авиация Черноморского флота произвела около 2 тысяч самолето-вылетов для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике врага на туапсинском направлении.
Неудачи Черноморской группы войск в сентябре - ноябре 1942 года объясняются прежде всего большим превосходством сил противника и отсутствием опыта ведения боевых действий в горно-лесистой местности.