Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Три обращения к Пушкину (Маяковский, Блок, Есенин). Тема любви в творчестве В. В. Маяковского, А. Блока, С. А. Есенина. (Школьные сочинения). Блок, есенин, маяковский сочинение


В литературе есть несколько "вечных" тем. Поэтов всегда интересуют темы революции, свободы, смысла жизни и роли поэта в ней. Но все же самой прекрасной и чувственной темой в поэзии является тема любви. Высокое чувство волновало людей во все времена, будь то смутные или счастливые дни. И, конечно же, эта тема не прошла стороной и русскую поэзию начала двадцатого века, которая, однако, была занята воспеванием революции и идей равенства и свободы.

Ярчайшие представители Серебряного века не обошли тему любви, сквозь все их творчество проходит этот мотив, заставляет их восхищаться и преклоняться перед женщиной.

Хотя мы и привыкли воспринимать Маяковского как поэта революции, любовная лирика занимает в его творчестве далеко не последнее место. Любовь для него - это чувство, которому неведом покой. Поэт не сдерживает эмоции, он выплескивает их, кричит. Маяковский не терпит никаких полутонов в чувствах. Он или любит или нет. Даже ревность для него должна быть высокой, а не ничтожной, бытовой и обыденной:

Любить - это с простынь,

бессоницей рваных, срываться,

ревнуя к Копернику, его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая своим соперником.

Однако чувство любви, любви неразделенной огрубило поэта, сделало его жестоким. Маяковский перестает верить в земную любовь, по его мнению, она невозможна в мире пошлом, обыденном, поверхностном:

Довольно!

клянусь моей языческой силою! -

красивую

души не растрачу,

изнасилую

и в сердце плюну обиду ей.

Творчество Блока характеризуется богатой, сложной, таинственной символикой, которая и создает притягательность его поэзии. Все поэтическое мастерство Блока отразилось в любовной лирике. Поэт часто обращается к теме Прекрасной Дамы. Красота, нежность, гармония, тайна - вот то, что сочетает в себе его идеал. Блок ждет ее появления, он живет ей. Но в то же время испытывает страх быть обманутым в своих мечтах и желаниях:

Предчувствую тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Однако перемены в России сильно влияют на Блока. Он видит только безысходность, отсутствие любви и взаимопонимания. Все высокое и прекрасное гибнет в этом хаосе:

Разве дом этот - дом в самом деле?

Разве так суждено меж людьми

Только губы с запекшейся кровью

На иконе твоей золотой

(Разве это мы звали любовью?)

О Русь моя! Жена моя!

Творчество Есенина тоже неразрывно связано с темой любви. Поэт не может не любить, не восхищаться. Он дышит любовью, живет ей. В стихотворениях Есенина нашли место самые различные переживания - радость встреч с любимой, тоска разлук, грусть, счастье и радость. Но самое важное в том, что тема любви у поэта тесно и неразрывно переплетается с темой Родины. Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты Родной земли.

Однако дальнейшие настроения поэта серьезно меняются. Отчаявшись в итогах революции, видя хаос, который она принесла, неопределенность и бесчувственность, Есенин переживает тяжелейший период жизни. В его стихах уже не воспеваются высокие чувства, нет любования и наслаждения природой. Даже девушка уже не стройная березка, а "паршивая", которую "избили", для поэта она теперь глупа и отвратительна.

Какая бы разная ни была любовь, это чувство все равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут. Несмотря на то, что и Маяковский, и Есенин, и Блок меняли свое отношение к любви, они испытывали ее, а это делало их счастливыми и возносило до небес. И, читая их произведения мы и сами невольно переживаем все их чувства и страсти, поэты помогают нам любить и делают нас добрее и чище.

Главная > Документ

Александр Блок, Владимир Маяковский и Сергей Есенин - три великих русских поэта прошлого столетия. Сравнивать их творчество нелегко, так как их стиль написания стихотворений и отношение к окружающему миру очень сильно отличаются друг от друга. Если Блок относился к символистам, и его творчество во многом основывалось на традициях золотого века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к поэтам-футуристам, призывающих сбросить и забыть всё старое во благо будущего, а Сергей Есенин представлял народную поэзию, творчество, которое уходит своими корнями в деревню, в жизнь простого народа. У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, но единственное, что их объединяло - это горячая, неподдельная любовь к Родине.

Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен и противоречив. Россия у него и пьяная, и богомольная, и женственная, и нищая. И именно такой она дорога ему. Поэт страстно любит свою страну и не скрывает, что судьба России это и его судьба:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..

Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины, тем самым поэт как бы одушевлял само понятие “Россия”. В стихотворении “Осенний день” он называет Россию своей женой:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Становится понятно, что поэта волнует не столько политическая судьба России, сколько спасение души её народа, загнанного в серую, мрачную жизнь.

В 1916 году Блок написал стихотворение "Коршун", в котором дал понять читателю, что Россия хоть и великая страна, но и ей нужны перемены:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Через год после написания этого стихотворения началась революция. Что ждет после нее Россию, что нового откроется перед страной, Блок точно не знал. Поэтому в его поэме “Двенадцать”, которая описывает революцию, захлестнувшую и поэта, и весь российский народ, патруль из двенадцати человек, не видит, куда идёт:

И вьюга пылит им в очи,

Дни и ночи

Напролет...

Тема революции не могла также не появиться в поэзии Маяковского, своеобразного и довольно интересного поэта. Десятки ярких строк из его стихов вошли в нашу жизнь, сделались поговорками. Разве не это настоящие признание таланта народом? Тема любви к Родине занимает в творчестве поэта центральное место. Маяковский мгновенно реагирует на все события в стране своей поэзией. Лирический герой поэта - новый человек, гражданин великого Советского Союза, который гордится этим:

завидуйте.

Гражданин

Советского Союза.

Поэт искренне радуется и воспевает каждое достижение своей страны в разных областях деятельности. Но самое главное достижение, по мнению Маяковского - это свободный и сильный советский человек.

Главное в нас

это - наша

Страна Советов.

Советская воля.

Советское знамя,

Советское солнце.

В отличие от Блока, Маяковский твердо знал, каким будет будущее страны - оно будет социалистическим и, конечно, обязательно счастливым. Он сам и вся его поэзия устремлены в будущее. Он беззаветно любил современную Россию. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения. Поэт побывал за рубежом, видел заграничную жизнь, но родная земля ему дороже:

Я хотел бы жить

и умереть в Париже, если б не было

такой земли - Москва.

Маяковский невероятно горд тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. Он свято и искренне верит, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. И именно этой верой и оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине.

В отличие от своих современников Сергей Есенин - поэт из народа, что, несомненно, сказалось на его поэзии. Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Они проникнуты горячей любовью к Родине, к русской природе. Мы видим и слышим в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. Искренняя любовь к родной земле придала его произведениям особое неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу:

Край ты мой заброшенный.

Край ты мой, пустырь,

Сенокос нескошенный,

Лес да монастырь.

Любовь к женщине раскрывается у Есенина тоже через любовь к родной земле:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе, поле,

Про волнистую рожь при луне.

Есенину всегда был дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но поэт видел отсталость и дикость, существующие на Руси. В творчестве Есенина происходит борьба двух чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен, появления нового государства и боль за всё то, что уходит в прошлое. Сила лирики Есенина в ее правдивости, искренности и спокойствии. В его стихах навсегда запечатлелись картины родной природы, загадочная русская душа и глубокая любовь к Родине.

На произведениях этих великих советских поэтов воспитывалось не одно поколение. Чувства авторов к Родине, беззаветная любовь к ней, переживание за будущее страны волнуют до сих пор наши сердца.

Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.
С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, ее гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. “Ода революции”, “Левый марш”, “Мистерия-буфф”, “Потрясающие факты” – в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.
Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. “Необычайнейшее”, почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объемны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении “Потрясающие факты”:
Напрасно пухлые руки взмолены,–
не остановить в его неслышном карьере.
Раздавил
и дальше ринулся Смольный,
республик и царств беря барьеры.
Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его “голубую Русь”. Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив ее в историю “поэта Сергея Есенина”. Его стихи – это летопись жизни с ее взлетами и падениями.
Читая “Небесного барабанщика”, “Иорданскую голубицу”, “Преображение” мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чем он видит их смысл? Что означает – “принимал с крестьянским уклоном”? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в “деревенский рай”, где “злачные нивы”, “стада буланых коней”, где с пастушеской дудкой “бродит апостол Андрей” (“Иорданская голубица”).
Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему ее завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.
Свое представление о революции поэт передает образом красного коня – образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берез, черемух и кленов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.
Сойди, явись нам, красный конь.
…О, вывези наш шар земной
На колею иную.
Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села – все это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.
Свое восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью “Интеллигенция и революция”, в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма “Двенадцать”. Она стала итогом раздумий Блока о революции.
С огромным мастерством передает он революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать “апостолов революции”, исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.
Главная тема и главный герой поэмы – народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос – это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.
Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

(Пока оценок нет)

Роман «Доктор Живаго» во многом автобиографичен. Вместе с тем герой вбирает в себя не только жизненный путь Пастернака, но и его современников.

«Я пишу сейчас роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским и Есениным, может быть)».

«…Герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским, и, когда я теперь пишу стихи, я их всегда пишу в тетрадь этому человеку…»

Иными словами, Юрий Живаго представляет собирательный образ четырех поэтов, воплощающих, словами исследователя Бориса Гаспарова, черты философского и эстетического сознания эпохи.

Пастернак о Маяковском:

«Когда же мне предлагали рассказать что‑нибудь о себе, я заговаривал о Маяковском. В этом не было ошибки. Я его боготворил. Я олицетворял в нем свой духовный горизонт».

«Охранная грамота», 1930 год

«В отличье от игры в отдельное он разом играл во все, в противность разыгрыванью ролей, — играл жизнью. Последнее, без какой бы то ни было мысли о его будущем конце, — улавливалось с первого взгляда. Это-то и приковывало к нему, и пугало».

«Охранная грамота», 1930 год

«Когда я узнал Маяковского короче, у нас с ним обнаружились непредвиденные технические совпадения, сходное построение образов, сходство рифмовки. Я любил красоту и удачу его движений».

«Люди и положения», 1956 год

Пастернак о Есенине:

«То, обливаясь слезами, мы клялись друг другу в верности, то завязывали драки до крови, и нас силою разнимали и растаскивали посторонние».

«Люди и положения», 1956 год

«Есенин к жизни своей отнесся как к сказке. Он Иван-царевичем на Сером Волке перелетел океан и, как Жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан. Он и стихи свои писал сказочными способами: то, как из карт, раскладывая пасьянсы из слов, то записывая их кровью сердца. Самое драгоценное в нем — образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве».

«Люди и положения», 1956 год

«Вы уже, конечно, узнали о смерти Есенина. Этот ужас нас совершенно смял. Самоубийства не редкость на свете. В этом случае его подробности представились в таком приближенном и увеличенном виде, что каждый их точно за себя пережил, испытав, с предельным мученьем, как бы на своем собственном горле, людоедское изуверство петли и все, что ей предшествовало в номере, одинокую, сердцеразрывающую горечь, последнюю в жизни тоску решившегося».

Пастернак о Блоке:

«С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников… У Блока было все, что создает великого поэта, — огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого, все претворяющего прикосновения, своя сдержанная, скрадывающаяся, вобравшая в себя судьба».

«Люди и положения», 1956 год

Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим,
Известно у нас подхалимам
Влиятельным только одним.

Не знал бы никто, может статься,
В почете ли Пушкин иль нет,
Без докторских их диссертаций,
На все проливающих свет.

Но Блок, слава богу, иная,
Иная, по счастью, статья.
Он к нам не спускался с Синая,
Нас не принимал в сыновья.

Прославленный не по программе
И вечный вне школ и систем,
Он не изготовлен руками
И нам не навязан никем.

Он ветрен, как ветер. Как ветер,
Шумевший в имении в дни,
Как там еще Филька-фалетер
Скакал в голове шестерни.

И жил еще дед-якобинец,
Кристальной души радикал,
От коего ни на мизинец
И ветреник внук не отстал.

Тот ветер, проникший под ребра
И в душу, в течение лет
Недоброю славой и доброй

Помянут в стихах и воспет.

Тот ветер повсюду. Он дома,
В деревьях, в деревне, в дожде,
В поэзии третьего тома,

В «Двенадцати», в смерти, везде.

Широко, широко, широко
Раскинулись речка и луг.
Пора сенокоса, толока,
Страда, суматоха вокруг.

Косцам у речного протока
Заглядываться недосуг.
Косьба разохотила Блока,
Схватил косовище барчук.

Ежа чуть не ранил с наскоку,
Косой полоснул двух гадюк.
Но он не доделал урока.
Упреки: лентяй, лежебока!

О детство! О школы морока!
О песни пололок и слуг!
А к вечеру тучи с востока.
Обложены север и юг.

И ветер жестокий не к сроку
Влетает и режется вдруг
О косы косцов, об осоку,
Резучую гущу излук.

О детство! О школы морока!
О песни пололок и слуг!
Широко, широко, широко
Раскинулись речка и луг.

Зловещ горизонт и внезапен,
И в кровоподтеках заря,
Как след незаживших царапин

И кровь на ногах косаря.

Нет счета небесным порезам,
Предвестникам бурь и невзгод,
И пахнет водой и железом

И ржавчиной воздух болот.

В лесу, на дороге, в овраге,
В деревне или на селе
На тучах такие зигзаги
Сулят непогоду земле.

Когда ж над большою столицей
Край неба так ржав и багрян,
С державою что-то случится,
Постигнет страну ураган.

Блок на небе видел разводы.
Ему предвещал небосклон
Большую грозу, непогоду,
Великую бурю, циклон.

Блок ждал этой бури и встряски,
Ее огневые штрихи
Боязнью и жаждой развязки
Легли в его жизнь и стихи.

«Ветер» («Четыре отрывка о Блоке»), 1956 год

«То, что было крупно и своевременно у Блока, должно было постепенно выродиться и обессмыслиться в Маяковском, Есенине и во мне. Это тягостный процесс. Он убил двух моих товарищей и немыслимо затруднил мою жизнь, лишив ее удовлетворенности».

Сочинение

Тема любви всегда была одной из главных в творчестве любого поэта и писателя. Это прекрасное чувство вдохновляло творцов на создание удивительных шедевров мировой литературы.

Начало 20 века для истории России — время очень тяжелое, переломное. Но именно в эти годы, как никогда ранее, расцветает литературная жизнь страны. Этот период принято называть Серебряным веком. Блок, Есенин, Маяковский — совершенно самобытные поэты, не похожие друг на друга. Творчество каждого уникально. И каждый из них, безусловно, особое место в своем творчестве выделял теме любви, но у каждого это чувство раскрывалось по-особенному.

Начало творческого пути Блока ознаменовано восторженным, священным отношением к женщине. Стихи этого периода связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая».

Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик», поставленной в театре Комиссаржевской Всеволодом Мейерхольдом. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то здесь герой общается с ней как с живым реальным человеком:

Я так устал от ласк подруги

На застывающей земле.

И драгоценный камень вьюги

Сверкает льдиной на челе.

В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. Весь сборник посвящен Любови Александровне Дельмас — оперной певице, исполнявшей роль Кармен в петербургском Театре музыкальной драмы.

Тема любви у Есенина раскрывается иначе.

В любовной лирике поэта ярко видны мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении «Зеленая прическа…», посвященном Л. И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички — с ветвями, прибранными лунным гребешком. Девушка-березка открывает «тайну …древесных дум», рассказывает о пастухе, приходящим к ней «ночью звездной». Это первое чувство девушки, неискушенной в любовных утехах: «Луна стелила тени, // Сияли зеленя. // За голые колени // Он обнимал меня».

Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Начало 20 годов — время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, герой не способен на светлое чувство. В «Письме к женщине» Есенин признается:

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном…

Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума». Это разочарование рождает циничные, вульгарные, грубые строки: «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…\ Гармонист пальцы льет волной. \ Пей со мной, паршивая сука, \ Пей со мной. \ Излюбили тебя, измызгали — \ Невтерпеж».

Цикл «Любовь хулигана» посвящен Августе Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства.

Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства. Поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин». Есенин всегда мечтал о чистой, возвышающей человека любви, в последние годы в своем творчестве воспевает идеал радостного, светлого чувства. «Листья падают, падают листья…» — стихотворение, написанное человеком, уставшим от ударов судьбы, человеком, ищущим надежную гавань: «Я хотел бы теперь хорошую // Видеть девушку под окном». Лишь такое настоящее чувство способно успокоить «сердце и грудь».

Любовная лирика Есенина полностью автобиографична, как и все его творчество. К концу жизни он, к сожалению, разочаровался в любви, так и не сумев найти по-настоящему «той единственной», что успокоила бы его мятущуюся душу.

Что касается восприятия любви у Маяковского, то можно сказать, что это чувство для него — всегда страдание. Так, в стихотворении «Ко всему» поэт рассказывает о прошедшем чувстве, о душевных переживаниях лирического героя, который искренне верил любимой:

Только в моем

Воспаленном

Мозгу была ты!

Глупой комедии остановите ход!

Смотрите —

Срываю игрушки-латы

Величайший Дон-Кихот!

Лирический герой романтичен в своих чувствах. Но разочарование и внутреннее страдание делают его жестоким и циничным. Боль души настолько сильна, что Маяковский перестает верить в любовь земную:

Красивую,

Души не растрачу,

Изнасилую

И в сердце насмешку плюну ей!

Человеческая любовь, по мнению поэта, невозможна в мире материальном и поверхностном. В своих стихах Маяковский рисует высокий идеал любви-созидания, которая обогащает человека, делает его лучше и чище. По мнению автора, человек не может быть счастлив для себя одного, даже в таком исключительном чувстве.

Особое место в творчестве Маяковского занимает стихотворение «Лиличка! Вместо письма». Здесь автор показывает безответную любовь, которая является счастьем и трагедией лирического героя. Данное произведение становится своеобразным откровением персонажа. Мне кажется, что это стихотворение очень яркое и искреннее. Написано оно в виде монолога:

Все равно

Любовь моя —

Тяжкая гиря ведь —

Висит на тебе,

Куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

Горечь обиженных жалоб.

Это чувство настолько сильно, что лирический герой не видит без любимого человека смысла жизни и красоты окружающего мира.

Любовная поэзия Маяковского совершенно особенная. По его мнению, это чувство принадлежит идеальному миру, а в мире реальном, дисгармоничном, любовь выжить не может, поэтому приносит, в основе своей, только страдания.

Таким образом, каждый из поэтов самобытен. И Блок, и Есенин, и Маяковский оставили свои имена в истории русской литературы. Но творчество каждого, восприятие ими чувства любви совершенно уникально. Думаю, это во многом зависело от личного опыта.