Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Стройка моста в крым. Крымский мост: история, критика и опасности российской авантюры. Кто заказчик проекта

Многие россияне отмечают, что Крымский мост через пролив Керченский – это самая настоящая стройка XXI века. Подобных по масштабу строительных работ в истории России еще не было! Ниже вы сможете узнать все подробности и особенности строительства, будут представлены последние новости, фотографии, характеристики будущей конструкции.

Что такое Крымский мост?

Мост, который соединит Таманский полуостров континентальной России с , что на востоке Крыма, обещает стать открытием ближайших лет. Все потому, что он предоставит возможность непрерывного сообщения между РФ и Тавридой – железнодорожного и автомобильного.

Где находится мост на карте?

Располагаться он будет в Керченском проливе, проходя от Тамани через косу и остров Тузла и выходя к южной части города Керчь, к микрорайону Нижняя Цементная Слободка. Вот, какое расположение на карте он имеет:

Открыть карту

Основные характеристики

Как сообщается, общая длина конструкции составит 19 км, при этом мосты будут лишь на отрезках «Тамань — Тузла» и «Тузла — Керчь», их протяженность – соответственно, 1,4 и 6,1 км. Сколько километров займет переход по Таманскому полуострову и Тузлинской косе? Исходя из расчета – 5 и 6,5 км.

Коротко об истории первого Керченского моста

Конечно же, мы не могли оставить без внимания тот факт, что нынешний проект Крымского моста – не первый. Идея возвести его через возникла еще при Российской империи, в начале XX века, однако попытки реализации пришлись лишь на 1942-1943 гг., причем не советскими, а немецкими разработчиками, во время ВОВ. Но им не удалось воплотить в жизнь наработки: Красная армия пошла в контрнаступление.

В 1944 г. властями СССР принято решение о строительстве Керченского железнодорожного моста. В связи с относительной простотой конструкции работы шли очень быстро – уже в конце года тут началось движение. Тем не менее, применив несложные приемы, использовав частично деревянные сваи и элементы пролетов, руководители получили уязвимую постройку, которая быстро пришла в негодность.


Первый крымский мост 1944 г.

Предпринимались и другие попытки, разрабатывались планы и проекты, но реализованы они не были – в 1950 г. в верхах Советского Союза приняли решение остановить строительные работы и вплотную заняться возведением , посредством которой и грузовые, и пассажирские суда добираются до Крыма по сегодняшний день.

Да, Керченский мост – сложный проект, как технически, так и идейно. Впрочем, осуществив грамотный подход к делу, детально разобрав особенности местного ландшафта, можно его воплотить в жизнь, чем сейчас и занимаются русские специалисты. Уже совсем скоро нас ожидает тот самый долгожданный момент открытия нового, воистину грандиозного транспортного узла, многократно увеличивающего туристический поток на !

Крымский мост ждут не только в Крыму, но и во всей России. Все же авиабилеты дороговаты, да и достать их в разгар курортного сезона сложно, а паромная переправа не всегда работает стабильно. К счастью, уже этим летом каждому желающему удастся проехать в Крым на машине без остановок: открытие Крымского моста намечено на май, причем открывать его приедет сам президент В.В. Путин.

Мы поделимся всеми самыми актуальными новостями про Керченский мост и расскажем, чем он уникален.

Актуальная информация о Крымском мосте

По последним данным, Крымский мост откроют на рассвете 16 мая! Первыми по нему проедет бригада строителей. Затем, после 6.00, запустят автомобильное движение. Принимать мост будет лично президент, В.В. Путин. Строительство завершено на полгода раньше, чем планировалось. Уже до конца мая проехать по мосту смогут и автомобили, и автобусы, в том числе пассажирские, предназначенные для перевозки гостей полуострова по .

Последние штрихи в строительстве Крымского моста

На начало мая автодорожная часть Крымского моста готова на 98 процентов, об этом заявили строители, ввод его в действие намечен на вторую половину мая. Первыми по мосту смогут проехать легковые автомобили и пассажирские автобусы, грузовой транспорт сможет это сделать только по окончанию сезона, осенью.

Завершающие работы на мосту

Работа на мосту подошла к своему финалу и не прекращается ни на минуту: устанавливаются последние блоки барьерного ограждения, мачты освещения подключаются к электросетям, монтируется архитектурная подсветка арки моста, моется уложенный асфальт, тестируются электронные датчики и устанавливаются дорожные знаки.

Почти закончены нанесение дорожной термопластиковой разметки и монтаж шумозащитных экранов. Они, сделанные из стеклопластика для сохранения возможности обзора, будут ограждать автоподходы, чтобы жители соседних населенных пунктов не слышали шума транспорта. Защитные экраны при въезде на мост будут металлическими, сделано это по настоянии экологов, чтобы птицы с соседних озер видели преграду и не разбивались.

Готовность автоподходов

Протяженность автоподходов во стороны Кубани составляет 40 километров, а вместе со съездами и развязками – 53,4 километра. Но в мае кубанский автоподход заработает не весь – транспортные развязки еще не будут введены в строй, кроме одной, на 34 километре, там сейчас как раз заканчивается обустройство и озеленение.

С обеих сторон моста на 26 километре организованы площадки для отдыха и многофункциональные автозаправочные станции, а с обеих сторон моста скоро будут введены в строй досмотровые пункты для транспорта.

Готовность АСУДД

Автоматизированная система управления дорожным движением уже работает в тестовой режиме. Чтобы обеспечить безопасность движения не только на мосту, но и на автоподходах, а это 70 километров, операторы отслеживают поток машин не только на компьютерах, но и на огромной панели, высвечивающей все параметры моста.

Разрабатывалась АСУДД на основе российских инновационных технологий, и главной ее задачей является управление движением и всесторонний контроль, включающий в себя соблюдение правил дорожного движения, контроль веса и габаритов транспорта и слежение за транспортным потоком.

Система мониторинга транспортных потоков будет собирать с датчиков информацию о скорости потока, интервале движения, загруженности полос и классифицировать транспорт, что даст возможность выбрать программу управления движением по мосту.

Контролировать выполнение правил дорожного движения будут 19 видеокамер и десять автоматических комплексов контроля. Сведения о нарушениях поступят на посты ГИБДД, которые обязательно пресекут действия нарушителя.

Автоматические метеостанции определят силу ветра, температуру воздуха и его влажность, что в конечном итоге расскажет о состоянии дороги, таким образом, и дорожным службам, и автомобилистам станет известно об обледенении полотна, тумане или сильном ветре. Программа сама проанализирует все данные и выдаст свой прогноз за несколько часов до наступления неблагоприятных условий. Главному диспетчеру останется выбрать правильное решение действий для дорожников и водителей.

Система не только известит о ДТП, но и поможет водителям найти выход, показав информацию на табло (их на мосту семь), если полоса движения будет заблокирована − они смогут сбросить скорость и перестроиться в другой ряд.

Еще одна система наблюдает за конструкциями самого моста на случай деформации их транспортом, ураганного ветра или землетрясения. Если несколько факторов совпадут, и ситуация станет критической, датчики мгновенно отреагируют, тогда движение может быть остановлено диспетчерами.

Железнодорожная часть моста

Строительство железнодорожной части моста продолжается, и по плану будет закончено к концу года.

Сейчас погружаются последние трубные сваи, затем будут залиты фундаменты опор. Уже идет сборка пролетов – собраны 40 тысяч тонн металлических конструкций, подготовлены участки для надвижки пролетов. Когда будут готовы пролеты, начнется укладка шпал и рельс со стороны Тамани.

Дата открытия Крымского моста - в мае 2018 года

Отличная новость для всех, кого интересует, когда откроют мост в Крым для автомобилей! Строительство идет с опережением сроков. Если изначально планировалось, что движение пустят только в конце 2018 года, то теперь сроки сдвинулись. Изначально представители подрядчика говорили, что Керченский мост откроют уже в начале мая. Однако по информации на конец апреля открытие пришлось перенести. Новая дата — вторая половина или конец мая. В планах все также значится, что открывать Крымский мост приедет сам президент. Представители компании «Стройгазмонтаж», которая ответственна за строительство, уверяют, что уже к началу туристического сезона все желающие смогут попасть на полуостров на автомобиле без паромной переправы.

Сам мост закончен более чем на 90 %, однако дорожная инфраструктура самого Крыма не успевает за строителями. Пока в экстренном порядке делаются подводы к нему со стороны Керчи, также ведется строительство трасс, которые свяжут мост с Симферополем, Севастополем, Ялтой в обход крупных городов и позволит избежать пробок. Как отмечают власти республики, важно не только запустить мост, но и избежать транспортного коллапса, чтобы туристы не уехали из Крыма с негативными отзывами.

В первые месяцы ездить по Крымскому мосту без ограничений смогут только легковые автомобили и автобусы. Движение для грузовиков обещают запустить осенью, а рельсы начнут укладывать в конце года. Трасса «Таврида», которая соединит Севастополь и Керчь, пока только строится, поэтому туристам нужно быть готовым, что проблемы с дорогами на самом полуострове пока не решены.

Схема движения по мосту в Крым

Министерство транспорта предвидит, что в период летних отпусков в Крым через Тамань захотят попасть многие россияне. Чтобы не допускать пробок и повышенных нагрузок на мост, принято решение о составлении схемы движения.

Когда откроют Крымский мост через Керченский пролив, первыми по нему пойдут автобусы и легковые автомобили. Благодаря тому, что мост построят в более сжатые сроки, чем планировалось, случится это уже весной 2018 года! Грузовой транспорт сможет передвигаться по Керченскому мосту по графику, преимущественно по ночам. Исключение сделают только для спецтранспорта, обслуживающего строительство моста. К концу года заработают все четыре полосы, и пропускная способность составит 40 тыс. автомобилей в сутки.

Несмотря на то, что транспортные развязки с остальной дорожной сетью пока не закончены, в мае на берегу Тамани от трассы А-290 до Крымского моста начнет работать сквозная дорога. На крымской стороне в это время начнет работать автоподход от моста до развязки с трассой «Таврида». Отсюда движение автотранспорта продолжится по действующей трассе Керчь-Симферополь.

Когда будут введены в действие новые полосы трассы «Таврида», начнут работать автоподходы к мосту, и ограничение для грузового транспорта будет снято.

В 2019 году откроют и параллельный железнодорожный мост. Он будет перевозить, по предварительным подсчетам, более 14 млн пассажиров в год.


Чем занимаются строители за месяц до даты открытия Крымского моста?

В данный момент ведутся работы по повышению безопасности движения и экологической безопасности моста. Чтобы понизить шумовую нагрузку, на примыкающих с обеих сторон к Керченскому проливу участках устанавливают акустические экраны высотой 3-6 метров. Такие же экраны с обеих сторон установят и на самом мосту: протяженностью 700 метров со стороны Тамани и 1300 метров со стороны керченского берега.

По словам специалистов, шумозащитные панели сделаны из нержавеющей стали, а поглощать шум будут плиты из минеральной ваты. Панель очень устойчива к огню, воде и ветру, а за антивандальную безопасность «отвечают» ребра жесткости, установленные на расстоянии метр друг от друга.

Снизить акустическую нагрузку помогут и деревья, высаженные на подъезде к мосту по специальной схеме. Такие же экраны будут установлены и на железнодорожном мосту, когда он будет готов войти в строй. Шумозащитные экраны будут устанавливаться и на автомобильных подходах к мосту с обеих сторон, площадь защитных экранов составит 25 тысяч м² с каждой стороны.

Не останется без дополнительной защиты и сам мост – по фасаду арки смонтированы обтекатели, которые смогут снять воздействие ветра на арочный пролет и сделают проезд по мосту комфортным. Дело в том, что скорость ветра как раз на уровне автодорожного полотна через арку может достигать 40 метров в секунду. После проведения испытаний и была спроектирована форма обтекателей как у крыла самолета. Защита от аэродинамических явлений состоит из 190 элементов конструкций и похожа на карниз на фасаде. Примечательно, что монтировались они с арки, движение судов по проливу не ограничивалось.

К концу подходит и обустройство дороги: установлено барьерное ограждение и все освещение. Когда на полотно дороги нанесут гидроизоляцию, можно будет приступать к укладке финишного дорожного покрытия. Так что момент, когда откроют Керченский мост, не за горами.

Чем уникален Крымский мост?

Идея перекинуть мост через пролив существовала и раньше. В 11 веке ею озаботился князь Глеб, в 1870 году – англичане, в начале 20 века – Николай Второй, в 1942 – немцы, но строительство началось только в 1944 году. Он таки был построен, через него даже пошли грузы, но поскольку кроме металлических были задействованы и деревянные сваи, мост не выдержал ледохода и был разобран, заниматься его ремонтом не стали. Вместо моста была устроена переправа, которая исправно работала все годы, но закончит свое существование уже в мае 2018 года.

Крымский мост уникален по многим показателям:

  • длина его арок – 227 метров, высота – 45 метров, а вес – 5 тыс. тонн;
  • размеры прохода под мостом составляют 185 м по ширине и 35 м по высоте;
  • на покраску арки ушло 46 тыс. литров антикоррозийной краски;
  • арка оснащена смотровыми ходами, защитой от молнии, сигнализацией;
  • мост сможет без проблем выдержать землетрясение в 9,1 балла;
  • сооружение без выходных строит команда из 13 тысяч человек.

Когда откроют Крымский мост в мае 2018 года, он станет самым длинным сооружением в России. Его длина составит 19 км - правда, из них 11,5 будут проходить по суше.

Кстати, у Крымского моста даже есть свой талисман! Кот Мостик внимательно следит за работами и обожает позировать на фоне свай.

СИМФЕРОПОЛЬ, 15 мая - РИА Новости Крым . - мостовой переход через Керченский пролив длиной в 19 км. Самый протяженный в России. Стоимость строительства — 227,92 млрд рублей. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по острову Тузла, пересекает Керченский пролив и выходит на крымский берег.

Вопрос его строительства находился в центре внимания с момента воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года. Все это время основной транспортной артерией, связывающей Крым с материковой Россией, является паромная переправа через Керченский пролив (порт "Крым" — порт "Кавказ").

В июне 2014 года по итогам работы экспертного совета и межведомственной рабочей группы строительство было одобрено. Эксперты рассматривали более 70 вариантов транспортного перехода. В августе правительство России определило заказчиком строительства моста Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). В итоге был выбран самый оптимальный: два параллельных моста - автомобильный и железнодорожный, которые проходят по косе и острову Тузла.

В феврале 2015 года Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Росавтодора (ФКУ Упрдор "Тамань") подписало государственный контракт с ООО "Стройгазмонтаж". В апреле "Стройгазмонтаж" заключил контракт на проектирование с ЗАО "Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург".

В 2015 году берега пролива обследуются саперами. Исследовательские работы проводят археологи. В ходе раскопок изучаются памятники бронзового века, античности, средневековья. Все представляющие научную ценность находки передаются в музеи. Экологи проводят мероприятия по сохранению флоры и фауны, как наземной, так и морской. Животные и краснокнижные растения переселяются на другие участки.

Активная фаза строительства началась в феврале 2016 года. В марте строители приступили к возведению свайных фундаментов конструкции. Тогда же ход работ проинспектировал президент России Владимир Путин.

В мае 2016 года начал работу Общественный совет по строительству . В него входят представители власти, бизнеса, журналисты, экологи и общественники, известные артисты, историки. Так, членами совета стали телеведущая Лариса Вербицкая (родилась в Феодосии), певица Алена Свиридова (выросла в Керчи) и депутат Государственной Думы, боксер Николай Валуев.

Президент РФ Владимир Путин и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев общаются с рабочими во время осмотра строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Справа - директор ООО "Стройгазмонтаж" по строительству моста через Керченский пролив Леонид Рыженькин

© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"

© Фото инфоцентра "Крымский мост"

© Фото: инфоцентр "Крымский мост"

© Фото: инфоцентр "Крымский мост"

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

В феврале 2017 года глава Росавтодора Роман Старовойт и глава Республики Крым Сергей Аксенов дали старт строительству автоподхода к со стороны Керченского полуострова. Ранее к строительству аналогичного подхода приступили на Таманском полуострове.

В августе 2017 года специалисты закрепили на фарватерных опорах на высоте 35 метров над уровнем моря железнодорожную арку массой 6 тыс тонн. В течение следующей недели под аркой прошли более 550 судов. В октябре — автодорожный арочный пролет массой 5 тыс тонн на 35-метровой высоте. К концу года мостостроители завершили сборку пролетных строений автодорожной части , полностью сформировав полотно от таманского берега до керченского. Нить металлоконструкций общим весом более 100 тыс тонн протянута над Керченским проливом между 288 опорами, 85 из которых находятся в морской акватории. В основание опор под автодорогу погружено более 3 тысяч свай, глубина их погружения составляла в среднем 50 метров от поверхности суши или воды, на одном из участков строительства достигла 88 метров. В настоящее время строители продолжают работу над железнодорожной частью .

В конце 2017 года прошло всенародное голосование за название моста на полуостров. 64% проголосовавших выбрали вариант Крымский мост, 24% — Керченский мост и 6% — Мост Воссоединения. Таким образом, официальным названием перехода был выбран именно .

В январе 2018 года на базе эксплуатации моста начались пуско-наладочные работы, а на готовых участках строители приступили к устройству асфальтобетонного покрытия. Затем последовали работы по обустройству моста барьерными ограждениями, системой освещения, системами энергоснабжения и водоотведения, а также автоматического управления дорожным движением, которое необходимо как для управления дорожным движением на мосту, так и для информирования водителей о текущей обстановке на сооружении в момент его эксплуатации.

В первой декаде мая заказчик строительства моста ФКУ Упрдор "Тамань" сообщил о том, что "Стройгазмонтаж" завершил строительство автодорожной части и она готова к открытию. Затем в течение нескольких дней дорожники завершили обустройство готовой дороги дорожными знаками, а службы эксплуатации подготовили все системы и подразделения к обеспечению безопасного движения по новой автодороге. В понедельник, 14 мая, в Госкомитете дорожного хозяйства РК сообщили о завершении строительства автомобильного подхода к со стороны Керчи. Днем ранее было открыто рабочее движение автотранспорта по путепроводу через автоподход к мосту.

Пока в Крым можно попасть с помощью паромной переправы, где из-за большого потока туристов сложилась очень непростая ситуация. На переправе в курортный сезон скапливается порядка 2 тысяч автомобилей, которым приходится ждать своей очереди сутками.

Для того, чтобы выбрать самый оптимальный вариант прокладки моста, было проанализировано 74 варианта. Учитывалась потенциальная интенсивность автомобильного и железнодорожного транспорта, затраты на строительство, целесообразность возведения тоннельных переходов.

Наиболее вероятным эксперты сразу же назвали «Тузлинский створ», поскольку именно этот маршрут Керченского моста был изначально короче, чем другие, на 10-15 км. Однако основным его достоинством является отдаленность от Керченской паромной переправы и интенсивного судоходства.

Этот вариант также дает возможность использовать Тузлинскую косу шириной 750 метров. По ней предлагается проложить автомобильную и железную дорогу, что позволит сократить количество мостовых переходов на 6,5 км, а значит, трудоемкость и стоимость строительства снизится в разы.

Первый мост протяженностью 1,4 км пройдет от Таманского полуострова до о.Тузла, а второй длиной 6,1 км призван соединить Тузлу с Керченским полуостровом. Общая протяженность моста составит около 19 км.

На Крымском берегу будет проложена автотрасса до автодороги М-17 длиной 8 км и железная дорога протяженностью 17,8 км до ст. Багерово, через которую проходит железная дорога республиканского значения. В Краснодарском крае проектируется автотрасса до дороги М-25 протяженностью 41 км и железная дорога протяженностью 42 км до промежуточной станции Вышестеблиевская на железной дороге Кавказ-Крым.

Мало кто знает, но железнодорожный мост через Керченский пролив уже был однажды построен. Более полусотни лет назад, когда немцы еще надеялись получить полную власть над всей Евразией, Гитлер вынашивал голубую мечту - соединить железной дорогой Германию со странами Персидского залива через Керченский пролив. Во время оккупации полуострова фашистскими войсками в Крым были завезены стальные конструкции для возведения моста. Работы начались весной 1944 года, уже после освобождения полуострова Крым от гитлеровских захватчиков.

3 ноября 1944 года по мосту было открыто железнодорожное движение. Однако уже через три месяца опоры моста были разрушены льдом. Утратив свое стратегическое значение, мост был разобран и заменен паромной переправой. Однако независимо от такой, казалось бы, примитивной конструкции, сооружение моста такой протяженности на морском проливе в военное время - историческое событие и техническое достижение.

Новый Керченский мост предполагается сделать двухуровневым, поскольку он должен включать железнодорожные пути и автомобильную магистраль. При этом на некоторых участках моста поезда будут двигаться параллельно с автомобилями, а на других - проходить над ними или под ними.

Прежде чем выбрать конкретный вариант и определиться со сметой, эксперты рассмотрели 74 варианта транспортного перехода, вспоминает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Среди них был и двухъярусный мост, и подводный тоннель по дну Керченского пролива на глубине 100 м, но выбор пал на мостовой переход в Тузлинском створе. Мост мог бы быть намного короче, если бы его строили в районе косы Чушка, там, где сейчас расположена паромная переправа. Но этот вариант не подошел из-за находящегося там тектонического разлома и грязевых вулканов. К тому же строительство полностью остановило бы работу паромной переправы, говорит Старовойт.

В феврале 2016 г. проект Крымского моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы. После этого и началось строительство.

Как назначали подрядчика

Стоимость моста – 227,9 млрд руб., подрядчик проекта получил контракт на 222,4 млрд руб. Генподрядчик – ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга было выбрано без конкурса из-за отсутствия конкурентов.

Проектом интересовались и структуры Геннадия Тимченко, но в итоге претендовать на него не стали. «Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся, – цитировал слова Тимченко ТАСС. – Не хочется брать на себя репутационные риски». Ротенберг в интервью «Коммерсанту» называл Крымский мост своим «вкладом в развитие страны».

Основным субподрядчиком «Стройгазмонтажа» стал «Мостотрест» – он получил контракт на 96,9 млрд руб. На момент получения контракта эта компания тоже принадлежала Ротенбергу. Незадолго до начала строительства моста он продал долю. Но в апреле 2018 г. бизнесмен купил ее обратно. Представитель бизнесмена объяснил это ростом компетенций «Мостотреста» за время строительства моста. Например, кульминационным моментом стало строительство, а затем установка в течение 72 часов железнодорожной и автомобильной арок обоих мостов. Протяженность пролетов составляет 227 м, а сами арки весят 7000 т для ж/д части и 6000 т для автодорожной. Для пропуска судов, проходящих Керченским проливом, предусмотрен широкий коридор: арочные пролеты возвышаются над водой на 35 м.

Крымский мост почти достроили. Как он выглядит прямо сейчас

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Как строили

Основные строительно-монтажные работы начались в 2016 г., они развернулись одновременно по всей длине моста – на восьми морских и сухопутных участках, – а не с берега на берег, как при традиционном мостовом строительстве. Основные проблемы были связаны с погодными условиями: в Керченском проливе сложная геология, высокая сейсмика (до 9 баллов) и непростые метеорологические условия. «Крымский мост возводится в сейсмически опасной зоне и в условии слабых грунтов – вместо твердых пород на дне Керченского пролива многометровые слои ила и песка. Поэтому конструкция моста должна обладать повышенной прочностью. Для этого сваи погрузили в грунт на глубину до 105 м», – комментирует главный специалист по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Владимир Цой. Кроме того, для обеспечения сейсмоустойчивости сваи вбивают как вертикально, так и под углом; наклонные гораздо лучше выдержат нагрузку плавучих льдов в период ледохода, продолжает Цой. В основе Крымского моста более 6500 свай, над ними 595 опор, а вес одного надвигаемого над водой пролета достигает 580 т.

Как тратили деньги

По проекту 170 млрд руб. предусмотрено на создание основных конструкций автодорожного и железнодорожного мостов и примыкающих участков, 9 млрд руб. – на проектные и изыскательские работы, еще 4,8 млрд руб. идут на выкуп земли и непредвиденные расходы, остальные затраты (около 44 млрд руб.) – подготовка территории, временные здания и сооружения, объекты энергетики, говорит Старовойт. Пытались и сэкономить, к примеру подбирая оптимальное по стоимости и технологичности решение длины пролетов – в среднем по 55 и 63 м, передал через представителя гендиректор института «Гипростроймост – Санкт-Петербург» Илья Рутман.

Несмотря на это, нагрузка для бюджета оказалась более чем значительной. Из-за строительства Крымского моста было решено отказаться от финансирования строительства другого важного геополитического транспортного объекта – моста через реку Лену в Якутии, рассказывали «Ведомостям» региональные и федеральные чиновники. От проекта не отказались, строительство моста начнется после 2020 г., говорит представитель Минтранса России.

Мост к отпуску

Благодаря мосту попасть в Крым будет намного проще. Власти полуострова ожидают притока туристов. В прошлом году в Крым приехало 5,39 млн человек. Туристический поток после ввода моста может увеличиться в 1,5–2 раза – до 8–10 млн отдыхающих в год, писал на своей странице в Facebook глава региона Сергей Аксенов.

Но удобство пользования мостом напрямую будет зависеть от того, когда будут достроены прилегающие дороги, в частности федеральная трасса «Таврида», говорит Чистяков. «Таврида» соединит Керчь с Симферополем и Севастополем. Стоимость проекта составит 163 млрд руб., подрядчик – ВАД. Первый этап строительства (две полосы) планируется завершить к концу 2018 г., второй (еще две полосы) – к концу 2020 г. Если мост откроется раньше, чем «Таврида», то пробок в Крыму не избежать, предупреждал весной министр транспорта Максим Соколов. Затруднений движения по территории полуострова ожидает и председатель Госкомитета дорожного хозяйства Крыма Сергей Карпов.

Проблемы могут возникнуть и по другую сторону моста: дороги Краснодарского края на подходах к мосту пока не готовы к нагрузке, говорит Чистяков. Построена дорога длиной 40 км от трассы М25 Новороссийск – Керченский пролив до моста. Но часть развязок еще строится, рассказывает человек, близкий к Росавтодору. Почти по всей ее протяженности предстоит расширение с 2–3 полос движения до четырех, сказал представитель Минтранса. Добраться до моста можно и по трассе Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк (Р251) или через Крымск (А146), говорит Чистяков, но обе дороги не автомагистрали и проходят через населенные пункты. У Росавтодора есть проект реконструкции дороги через город Славянск-на-Кубани. Она считается дальними подходами к мосту и недавно была передана в федеральную собственность, ее реконструкция оценивается примерно в 70 млрд руб., завершить ее планируется к 2023 г., сообщил человек, близкий к Росавтодору. Единственная отремонтированная дорога – через Крымск – приведена в нормативное состояние, но ее активно использует грузовой транспорт, говорит собеседник «Ведомостей». Планы по развитию дорожной сети вокруг Крымского моста на территории Краснодарского края будут реализованы в полном объеме почти одновременно с завершением строительства трассы «Таврида» в Крым, обещает представитель Минтранса.

Мосты рекордсмены

Luo Chunxiao / Imagine China / AP

Самый длинный мост
Даньян-Куньшанский виадук (железнодорожный мост, часть Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги)
Страна: Китай
Длина: 164,8 км
Открытие - июнь 2011
Стоимость: $8,5 млрд
Строительство моста началось в 2008 г. Виадук находится в Восточном Китае, между городами Нанкин и Шанхай. Около 9 км моста проложено над водой. Самый крупный водоем, который пересекает мост – озеро Янчэн в Сучжоу.

ERIC CABANIS / AFP

Самый высокий мост
Виадук Мийо (автомобильный мост)
Длина: 2,5 км
Страна: Франция
Открытие: декабрь 2004
Стоимость: 394 млн евро (по данным Thomson Reuters – $523 млн)
Строительство моста началось в 2001 г. Является последним звеном трассы, обеспечивающей высокоскоростное движение из Парижа в город Безье. Максимальная высота (опоры) составляет 343 м, что на 19 метров выше, чем Эйфелева башня.

Самая длинная совмещённая дорога и железнодорожный мост в Европе
Эресуннский мост (мост-тоннель)
Страна: Швеция, Дания
Длина: 7,8 км
Открытие: июль 2000
Стоимость: $3,8 млрд
Совмещённый мост-тоннель, включающий двухпутную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. Это самая длинная совмещённая дорога и железнодорожный мост в Европе, соединяющие столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё. Мост соединяется с тоннелем «Дрогден» на насыпном острове Пеберхольм. 4-километровый тоннель представляет собой соединение 5 труб: две – для поездов, две – для автомобилей и одна – для аварийных ситуаций.

Самый дорогой мост в пересчете на 1 км
Третий мост через пролив Босфор
Страна: Турция
Длина: 2,2 км
Открытие: август 2016
Стоимость: $3 млрд
Мост стал частью строящейся Северной Мармарийской окружной дороги общей протяженностью 257 км. Особенность моста – комбинированная конструкция: часть полотна поддерживается вантами, часть - вантами и тросами, середина главного пролёта подвешена на тросах. Мост считается самым широким висячим мостом в мире. Полос движения автомобилей – по 4 в каждую сторону (всего 8); кроме того, имеются две железнодорожных колеи.

Alex Brandon / AP

Старейший и самый длинный мост через озеро
Мост-дамба через озеро Пончартрейн (автомобильный мост)
Страна: США
Длина: 38,4 км
Открытие: август 1956, май 1969
Стоимость: $76 млн
Считается одним из старейших мостов в мире – идея его постройки возникла ещё в XIX веке, но строительство началось в 1948 г. и завершено в 1956. До строительства моста Гонконг-Чжухай-Макао считался самым длинным мостом над водой в мире. Соединяет между собой города Мандевилл и Метайри в штате Луизиана. Сооружение состоит из двух параллельных мостов, первый из которых был открыт в 1956 г., второй открыт в 1969 г. Проезд по мосту платный, с 1956 г. его цена составляет $2. Ежегодный трафик увеличился с 50 000 машин в 1956 г. до 12 млн на сегодняшний день.

В подготовке статьи участвовала Анастасия Короткова