Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Становление личности интересы склонности способности. Изучение нового материала. Методическое оснащение урока

Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Интересы различаются по: содержанию, широте; длительности; глубине.

Содержание и широта интересов отражают кругозор и любознательность человека. Глубина и длительность интересов характеризуют их устойчивость. В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность.

Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, совсем другое находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.

Почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности? Почему два человека, занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и успешно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другие хуже? Все дело в том, что разные люди обладают разными способностями. Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать ситуацию, принимать решение, понимать окружающих людей, оказывать на них влияние, улаживать конфликты, формулировать свои мысли, разбираться в технике, управлять машинами, искать и устранять неисправности, читать, считать, рисовать, планировать, контролировать свои чувства, преодолевать препятствия, отвечать за себя и других, переносить физические нагрузки, работать руками или головой. Перечисленные функции, которые может выполнять человек в различных видах деятельности наводит на мысли, что они исполняются с различной успешностью, иначе говоря, способности людей различаются.

Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека. Способности – это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Например, если человек хорошо различает запахи и помнит их, то эта способность очень нужна химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме, то это – способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и т.д.

Любая деятельность требует совокупности определенных способностей. Например, лаборант должен иметь развитую координацию движений, хороший глазомер, наблюдательность и аккуратность.

Способности делятся на общие и специальные.

Общие способности необходимы для всех (например, способность к творчеству) или многих профессий и видов деятельности (организаторские – для учителя, менеджера, предпринимателя др.).

Специальные способности важны для отдельной профессии или относительно узкого круга профессий (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле, устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – изготавливающим сложные изделия по чертежам и т.д.).

Успешная работа в любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей.

Говоря об общих способностях, конечно же условно, их можно разделить на три группы:

- во-первых , способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательным реакциям, координации движений и формированию двигательных навыков (т.е. связанные с психофизиологией);

- во-вторых , способности к обучению и познавательной деятельности (умственные способности и интеллект);

- в-третьих , способности к общению и саморегуляции (тесно связанные с характером человека).

Первая группа способностей представлена у большинства людей в степени овладения практически любой профессией, если только эта профессия не предъявляет повышенных требований к человеку. Так, профессии, связанные с движением транспорта, требуют от человека хорошего зрения и слуха. Многие рабочие профессии, а также такие специальности как милиционер, официант, массажист, тренер и многие другие требуют повышенного уровня развития физической силы, выносливости и ловкости. Однако, эти качества человека, если человек физически здоров, более или менее легко поддаются развитию и тренировке. Высокий уровень физического здоровья необходим тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазами и аварийно-спасательными работами. Кстати, хорошее здоровье не повредит представителю любой профессии. Ведь от состояния здоровья зависит не только ваша физическая, но и умственная работоспособность, и настроение, и способность к самообладанию.

Вторая группа способностей, связанная с умственным развитием, необходима, во-первых для успешного обучения, усвоения знаний, приобретения навыков внимания, памяти и мышления, которые нужны для овладения широким кругом профессий; во-первых: для успешного решения профессиональных задач в области творческих специальностей.

Достаточно высокий уровень общего умственного развития является условием успешной профессиональной деятельности в таких профессиях как учитель, врач, менеджер, юрист, психолог, коммерсант, секретарь-референт, инженер, бухгалтер, экономист, программист, физик, химик. Интеллект (интеллект относительно устойчивая структура умственных способностей индивида) проявляется в способности человека к отвлеченному мышлению, логическим рассуждениям, пространственному воображению, сосредоточению внимания, запоминанию, усвоению и использованию знаний. От уровня развития интеллекта зависит успешность работы с текстами, таблицами, легкость понимания смысла высказываний и формулирования собственных мыслей, производства вычислений и количественных расчетов. Уровень интеллекта (состояние познавательных и творческих возможностей человека), так же как и уровень физического развития, не является статичным. С одной стороны, он зависит от природных задатков, наследственных особенностей, состояния здоровья, возможностей мозга, пола и возраста человека, с другой стороны, он определяется жизненным опытом, знаниями и навыками, содержанием и уровнем образования, условиями и образом жизни, воспитанием, мотивами и чертами характера и даже сиюминутным состоянием человека. Уровень интеллекта поддается измерению.

Отличаются люди и по типу интеллекта . Одни люди в большей степени способны к логическим рассуждениям, пониманию абстрактных понятий, владению языком, работе с текстами. Такой тип интеллекта позволяет наиболее успешно работать в сфере профессий «человек - человек». Другие могут с большим успехом оперировать точными количественными величинами, производить вычисления, работать с таблицами. Этот тип интеллекта позволяет достичь наибольших успехов в сфере профессий «человек - знаковая система». Третьи отличаются способностью к пространственным представлениям, воображению, работе с графиками, чертежами, картами и схемами. Такой тип интеллекта является наиболее подходящим для успешной работы в сфере профессий «человек - техника».

Способности к художественной деятельности с помощью психологических тестов оценить трудно. В области художественного, музыкального, литературного или актерского творчества в большей степени приходится полагаться на мнение авторитетных людей. Это связано с тем, что в сфере искусства очень трудно установить критерии, общепринятые правила, с помощью которых можно было бы оценить успешность творческой деятельности. Требования, которые предъявляются к людям профессии типа «человек – художественный образ», пока еще точно не определены.

Третья группа способностей зависит от степени развития черт характера человека. Это способности к общению с другими людьми, управлению своим собственным поведением и чувствами. Для большинства профессий эти способности не менее важны, чем ум.

По складу характера люди делятся на два классических типа, которые в психологии получили название интровертов и экстравертов. Экстраверсия – это направленность человека на внешний мир, конкретные явления, людей и предметы. Интроверсия – направленность на внутренний мир, абстрактные понятия, идеи, мысли, символы.

Для разных типов людей можно рекомендовать в качестве наиболее подходящих и разные типы профессий. Высокая степень экстраверсии в большей мере способствует достижению успешности в профессиях типа «человек - человек», в то время как интровертированность личности делает ее практически незаменимой в профессиях типа «человек – знаковая система», требующих общения скорее с информацией, чем непосредственно с людьми. В то же время, слишком высокая степень экстраверсии, как и слишком высокая степень интроверсии, могут быть препятствием на пути к успешной деятельности в профессиях типа «человек - техника». Ведь излишняя общительность может отвлекать человека от работы с неодушевленной техникой, а излишняя склонность к абстрактному мышлению может мешать овладению вполне конкретными и материальными техническими устройствами. Поэтому наиболее подходящим для профессий типа «человек -техника» может быть характер не слишком экстраверсированный, но и не слишком интровертировентированный, так называемый средний тип – амбиверт.

Другой чертой характера, по которой люди различаются между собой и которая важна в профессиональной деятельности человека, является эмоциональность (свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств). Как интроверты так и экстраверты могут характеризоваться либо высокой, либо низкой эмоциональностью.

Люди высокоэмоциональные отличаются повышенной чувствительностью, у них легко возникают эмоциональные реакции даже в ответ на незначительные раздражители, их эмоции довольно сильны. Они часто испытывают эмоциональную напряженность, склонны к тревожности. Их настроение непостоянно, оно быстро и легко меняется, подвержено колебаниям в зависимости от внешних условий или от внутреннего состояния человека. Таким людям бывает трудно преодолевать различные жизненные затруднения, они не всегда контролируют свое поведение и чувства, в быту мы говорим труднопредсказуемые. Но такие люди обладают и рядом достоинств. Во-первых они чувствительны к таким оттенкам и нюансам переживаний и отношений, которые другие люди просто не замечают. Во-вторых, они отличаются развитой интуицией, которая позволяет им принимать решения быстро, почти мгновенно. В-третьих, они в состоянии принимать весьма нестандартные, оригинальные и необычные решения. Таким образом, высокий уровень эмоциональности может быть полезным качеством человека прежде всего в сфере профессий типа «человек – художественный образ» и «человек - природа». В то же время работать с людьми, информацией и техникой людям эмоционального склада.

Люди низкоэмоциональные, как правило, спокойны, отличаются стабильным настроением. Их поведение устойчиво и предсказуемо. Они хорошо себя контролируют, терпеливы и легко справляются с различными трудностями. Люди этого типа более универсальны и могут работать в любых типах профессий практически без ограничений. Поэтому их профессиональный выбор определяется интересами и склонностями, степенью интроверсии-экстраверсии, интеллектуальными возможностями, другими профессионально-важными качествами, способствующими успешному освоению деятельности.

Кроме общих способностей успешность профессиональной деятельности зависит от специальных способностей: технических, математических, педагогических, организаторских, литературно-лингвистических, художественных, музыкальных, творческих, спортивных.

Например, для профессии художника требуется высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, способности к цветоразличению, координации движений и ловкости рук, зрительной памяти, художественного вкуса.

Вы спросите, как же быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: либо изменить сам выбор, либо искать способы развития или компенсации недостающих и слабо выраженных способностей. Недостатки памяти, например, можно компенсировать систематическим ведением различных записей, составлением картотеки и т.п., что в свою очередь должно привести к ее системности и развитию; недостаточное развитие пространственного воображения – использованием объемных моделей и др. Компенсация слабо выраженных способностей – явление обычное и необходимое, и оно должно занимать немалое место в жизни человека, если он действительно хочет добиться высокого мастерства в деле.

Активная учебная деятельность в школе позволяет каждому из вас развивать умственные способности, ясность, логичность, самостоятельность и оригинальность мышления, сообразительность, гибкость ума.

Итак, к избираемой профессии нужно готовиться, формируя и развивая в конкретной деятельности свои интересы, склонности и способности, т.е. «хочу»и «могу». Но при выборе профессии необходимо знать и учитывать третью составляющую – «надо», т.е. рынок труда.

Чем же торгуют на рынке труда? На рынке труда покупают и продают рабочую силу. Силу не в прямом физическом смысле, а силу как способность к определенному виду труда.

Покупателем на рынке труда выступает работодатель, и на сегодняшний день его требования можно сформулировать так: «Нужен профессионально мобильный человек широкого профиля». Что за смысл вкладывает работодатель в это высказывание?

Прежде всего под этим понимается то, что работодатель наиболее заинтересован не просто в специалисте, а в человеке, владеющим несколькими профессиями. Как у Н.А. Некрасова: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». С другой стороны, работник должен быть готов при необходимости достаточно быстро переквалифицироваться, овладеть новой или смежной специальностью.

Может быть, чем выше уровень профессионализма, тем дороже можно себя продать? Нет, опыт показывает, что это не совсем так. Можно привести примеры, свидетельствующие о том, что профессионалы экстра-класса иногда оказываются без работы. Почему? Потому что в современных условиях они не пользуются спросом. То, что они могут предложить, оказывается не нужным сегодняшним работодателям, не требуется на рынке труда.

Ваша рабочая сила, т.е. ваше здоровье, квалификация и способности являются на рынке труда ни чем иным, как товаром. Сколько стоит этот товар?

Цена на товар зависит от соотношения спроса и предложения. Цена товара прямо пропорциональна спросу на него и обратно пропорциональна его предложению. Иначе говоря, чем больше спрашивают товар и чем меньше предлагают его на рынке, тем дороже он стоит. Поэтому самыми дорогими товарами являются товары дефицитные, которых не хватает, несмотря на крайнюю в них нужду. Если же спрос на товар не велик или вообще отсутствует, то цена оказывается на него очень низкой. Особенно, если предлагают его все, кому не лень (в переводе на язык работодателя низкоквалифицированные специалисты).

Профессионализм тоже является товаром, и цена на него зависит не столько от его уровня или качества, сколько от того, требуются ли профессионалы этого класса и типа на рынке труда и сколько подобных профессионалов предлагает работодателям свои услуги. Поэтому платить большие деньги вам будут не за то, что вы обладаете высокой профессиональной квалификацией, а за то, что других столь же квалифицированных людей не так уж много и выбор у работодателя не велик. Если же ваша профессия сегодня не требуется, то будьте вы хоть «семи пядей во лбу», рассчитывать вы сможете в лучшем случае лишь на минимальную оплату. А если при этом таких как вы «хоть пруд пруди», то работу по специальности вы можете вообще не найти.

Таким образом, профессия, которую вы выбираете, должна соответствовать не только вашему «хочу» и «могу», но и «надо» - реальному спросу на конкретный товар, в качестве которого в современных рыночных условиях может стать и ваша будущая профессиональная квалификация.

Мы уже говорили о том, что для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями.

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других - к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Проявляется интерес в положительной эмоцио­нальной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодоле­вать трудности, препятствия...

Интересы различаются по содержанию (например, музыкаль­ные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашает» я это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься

определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематогра­фу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться

к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке выразительного чтения, кукольном, фотокружке и т. п. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».

Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный кинофильм?» Однако эти вопросы бессмысленны, так как интерес - это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, другому так себе, а третьему и вовсе неинте­ресной. Нет неинтересных предметов, а есть незаинтересовавшиеся ими люди. А интересы у различных людей неодинаковы.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Практические работы

Задание 1 . Выявите свои интересы.

Инструкция . Необходимо ответить на все вопросы прилагае­мой далее анкеты, не пропуская ни одного. Если вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится - один плюс; равнодушны, не знаете - нуль; если не нравится - один минус.

Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов): I - физика, II - математика, III - электрорадиотехника, IV - техника, V - химия, VI - биология и сельское хозяйство, VII медицина, VIII - география и геология, IX - история, X физиология, журналистика, XI - искусство, XII - педагогика, XIII - труд в сфере обслуживания, XIV - военное дело, XV - спорт.

Степень устойчивости интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в 1-2-х колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности; если в 3-4-х колонках - у вас есть стремление к более глубокому

изучению, познанию предмета интересов; если в 5-6-х колонках - вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности.

Анкета интересов

Любите ли вы? Нравится ли вам?

3. Знакомиться в научно-популярных журналах с достиже­ниями в области радиотехники.



8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

11. Интересоваться историей развития искусства, слушать опер­ную, симфоническую, джазовую музыку.

13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одеж­ды, конструирования мебели.

16. Интересоваться научно-популярной литературой о физи­ческих открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

18. Выяснять устройство электро- и радиоприборов.

19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.

20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.

22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.

23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.

24. Обсуждать текущие политические события в СССР и за ру­бежом.

26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художест­венные выставки.

27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение.

28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе, приводить в порядок свое помещение.

29. Знакомиться с военной техникой.

30. Ходить на матчи и спортивные состязания.

31. Проводить опыты по физике.

32. Решать математические задачи.

33. Разбираться в схемах радиоаппаратуры.

35. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными.

37. Изучать причины возникновения разных болезней.

38. Собирать коллекцию минералов.

39. Изучать историю возникновения народов и государств.

40. Изучать иностранные языки.

43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совер­шенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т. п.

44. Принимать участие в военизированных походах.

45. Играть в спортивные игры.

46. Заниматься в физическом кружке.

47. Заниматься в математическом кружке.

48. Исправлять электроприборы и повреждения в электросети.

49. Собирать и ремонтировать различные механизмы.

50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии).

51. Заниматься в биологическом кружке.

52. Знакомиться с работой медсестры и врача.

53. Составлять геологические и географические карты.

54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.

55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.

56. Заниматься в драматическом кружке.

57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения.

58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т. п.).

59. Участвовать в военных играх и походах.

60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.

61. Участвовать в физических олимпиадах.

62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.

63. Собирать и ремонтировать радиоприборы.

64. Делать модели самолетов, планеров, кораблей или какие-либо иные конструкции.

65. Участвовать в химических олимпиадах.

66. Участвовать в биологических олимпиадах.

67. Ухаживать за больными.

68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности.

69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в исто­рическом (или археологическом) кружке.

70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.

71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.

72. Выполнять работу отрядного вожатого.

73. Заботиться об экономии семейного бюджета.

74. Быть организатором (командиром) в играх и походах.

75. Заниматься в спортивной секции.

76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике.

77. Организовывать математические конкурсы.

78. Заниматься в радиокружке.

79. Принимать участие в организации технических выставок, смотров технического творчества, самим в них участвовать.

80. Принимать участие, помогать старшим в организации ве­чера типа «Химия вокруг нас».

81. Проводить опытническую работу по биологии.

82. Заниматься в кружке санитаров.

83. Участвовать в географических или геологических экспедициях.

84. Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения, самим в них участвовать.

85. Писать сценарии литературных вечеров, организовывать литературные юбилеи, праздники.

86. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.

87. Организовывать игры и праздники для детей, создавать тимуровские команды, штабы зон пионерского (комсомоль­ского) влияния.

88. Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотогра­фировать, печатать фотоснимки.

89. Изучать военное дело.

90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.

По результатам практической работы:

а) назовите область своих интересов;

б) запишите, какие профессии относятся к этой области;

в) выясните, где можно получить образование по вышеназванным профессиям и специальностям в вашей республике.

Задание 2 . Выявите свои склонности.

Инструкция. Сначала начертите «Лист ответов». Номера и буквенные обозначения в клетках листа соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Отвечая на каждый вопрос, нужно спросить себя: «Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе?» Если скорее нравится, чем не нравится, будете проставлять в нужной клетке один плюс; если определенно нравится-два плюса; если очень нравится-три таких знака.

Если скорее не нравится, чем нравится,- один минус; если определенно не нравится - два минуса, а если очень не нра­вится - три. Ответы старайтесь давать быстро.

После окончания работы в каждом столбце подсчитайте суммы плюсов и минусов. Наибольшее количество плюсов служит показателем степени выраженности вашей склонности к одному из типов профессий (I - «человек - природа», II - «человек - техника», III - «человек - человек», IV - «человек - знаковая система», V- «человек - художественный образ»).

Вовсе не обязательно надеяться, что наибольшее количество плюсов и минусов будет или должно быть в итогах одного из столбцов. Склонности людей совсем не обязаны быть узкоогра­ниченными. Вполне достаточно, если приведенный опросник по­может хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, ориентируясь на предмет труда.

Класс: 9

Тема: «Интересы и склонности в выборе профессии».

Цель: знакомство с признаками проявления интереса, со значением интересов в жизни человека; выявление особенностей своих интересов и склонностей; соотнесение области своих интересов и склонностей с требованиями различных профессий; формирование адекватной самооценки для определения профессионально важных качеств.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Знакомство с целью и темой занятия.

    Теоретическая часть.

Интересы и склонности и их учет в выборе профессионального труда

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других - к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия, которые встречаются и в труде.

Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке выразительного чтения, кукольном, фотокружке и т. п. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно будет выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».

Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный кинофильм?» Однако эти вопросы бессмысленны, так как интерес - это не свойство вещи (книги, кинофильма и т.п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, другому так себе, а третьему и вовсе неинтересной. Нет неинтересных предметов, а есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы различных людей неодинаковы.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах. Если человек выбирает профессию, которая ему не интересна, то он никогда не получит удовлетворения от своего труда и маловероятно, что будет успешен в профессиональной деятельности.

    Практические работы по выявлению своих интересов и склонностей.

Задание 1. Выявите свои интересы.

Итог по результатам практической работы по выполнению теста Голланда на занятии «Межгалактическая вечеринка»:

а) назовите предпочтительный для вас тип профессий;

б) назовите профессии, которые относятся к этому типу;

в) какие требования предъявляет к человеку этот тип профессий;

г) выясните, где можно получить образование по вышеназванным профессиям в вашем регионе.

Задание 2. Проверьте устойчивость своих интересов.

В течение 3 мин напишите в тетради как можно больше слов. Как можно больше!

А теперь опять-таки в течение 3 мин напишите как можно больше слов, относящихся к любимому занятию.

1. Подсчитайте процентное соотношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой деятельностью или областью знаний, к общему количеству всех написанных слов. Чем выше полученный процент, тем активнее ваше отношение к предпочитаемому виду деятельности или области знаний. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу.

2. Подсчитайте общее количество написанных слов, относящихся к любимому занятию. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу. Большое количество верно написанных слов свидетельствует об осознанности выбора вашей работы, о связи с результатами предыдущих анкет.

При анализе результатов выполнения обоих пунктов этого задания обратите внимание на следующее (при затруднении обратитесь за помощью к преподавателю):

а) насколько широко и разносторонне охватывают написанные слова предпочитаемую вами сферу деятельности или область знаний;

б) к какому аспекту деятельности (непосредственное выполнение или общение, руководство, подчинение, планирование и т д.) преимущественно относятся написанные слова;

в) насколько написанные слова взаимосвязаны между собой.

По данным заполнения карты самооценки склонностей (задание 2) и результатам выполнения этого задания можно сделать вполне определенные выводы. Например, если из предыдущего задания следует, что вас интересуют точные науки, а результаты задания 3 подтверждают этот интерес (наибольшее количество слов, связанных с занятиями точными науками), то можно сделать вывод о наличии у вас стойких профессиональных намерений и проявлении профессионального самоопределения. В случае расхождения результатов можно судить о поверхностных профессиональных намерениях и отсутствии сознательного отношения к выбору профессии.

Итог:

1. Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей:

а) область интересов... ; б) предпочтительный тип профессии.. ; в) любимое занятие....

2. Назовите профессии, которые одновременно относились бы и к области ваших интересов, и к предпочтительному для вас типу профессий, и к предпочитаемой вами сфере деятельности.

3. Какие требования предъявляют к человеку эти профессии?

  1. Как управлять интересами и склонностями

Нет неинтересных или интересных дел. Одному человеку интересно строить, другому водить машину, третьему учить детей. То, что сегодня человеку неинтересно, завтра может захватить все его чувства и мысли.

Может ли сам человек управлять своими интересами и если да, то как это делать? Обратимся к эпизоду из хорошо известного романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», когда главный герой был наказан за очередную провинность тетей Полли. И какой он нашел выход из положения? (Здесь этот отрывок приведен в сокращении.)

«Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношею... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение - блестящая, гениальная мысль.

Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался... тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.

- Что, брат, заставляют работать?

Том круто повернулся к нему:

-А, это ты Бен! Я и не заметил.

- Слушай-ка, я иду купаться... да, купаться! Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну, конечно, еще бы!

Том посмотрел на него и сказал:

- Что ты называешь работой?

- А разве это не работа?

- Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...

- Я дам тебе все яблоко - все что осталось.

Том вручил ему кисть с видимой неохотой...

Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.

Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее».

Конечно, дать однозначные рецепты, как делать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склонностями, невозможно. Но вот некоторые соображения на этот счет.

1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения цели, возбуждает, укрепляет интерес к ней. Однако это препятствие должно быть не очень большим и обязательно преодолимым.

2. Попробуем немного порассуждать. Что происходит, когда нам предстоит сесть за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна, что ничего у нас не получится. Работа еще не началась, а уже скучно. Действует установка, как, например, в цирке: выходит клоун, он еще ничего не сказал, не сделал, а нам уже весело, мы смеемся. Мы заранее знаем, что будет весело, у нас установка на веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле, потому что она поддается влиянию воображения,- это, кстати, доказано и учеными в опытах. Если бы мы могли вообразить, что будет интересно, мы внутренне настроились бы на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах! Вообразить! Задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроиться на интересное, привести себя в хорошее настроение. И эту задачу можно решить. Надо вспомнить, как вы ведете себя, когда приступаете к любимому занятию, и поступить точно так же.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Более внимательно, отдать ей больше времени. Не торопиться. Потому что тщательность - основной источник увлечения работой. Когда торопитесь, внимание распыляется: и работаете, и следите за временем. Но если внимание не сосредоточено полностью на работе, то неминуемо она окажется скучной, ибо интерес - это и есть сосредоточение внимания. Работать тщательно - значит заранее отвести на работу время с избытком и не торопиться, не выгадывать минуты.

4. Интерес сразу не сформируется, поэтому возникает вопрос: сколько же времени надо работать, следя за собой, тщательно и с психологической установкой на интерес?

Теоретически даже единственный опыт останется в памяти человека, один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели, т. е. двадцать один день. Единого мнения на этот счет нет.

Так сколько же дней надо продолжать опыт по формированию у себя интереса? Вернее всего, до первого успеха и дальше. Успех окрыляет человека и дает ему силы, ведет к увлечению.

5. И последнее. Интересы и склонности проявляются и формируются только в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес или склонность, а активнее включаться в разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности.

Если интересы и склонности к какой-то области знаний или практической деятельности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные. И это, конечно же, хорошо.

    Рефлексия.

Вопросы и задания.

1. По каким признакам судят о наличии интересов к определенной области у человека?

2. Как различаются интересы?

3. Что такое склонности и как они проявляются?

4. Может ли сам человек управлять своими интересами?

5. Какую роль играют интересы и склонности в выборе профессии?

6. Если человек занимается неинтересным делом, проигрывает не только он, но и общество в целом. Почему?

7. Вместо точек в нижеприведенном тексте вставьте пропущенные слова:

а) Применительно к выбору профессии интересы – это … отношение к определенной области труда, стремление к … и деятельности.

б) В том случае, когда с интересами связаны … планы, говорят о профессиональных интересах.

в) Интерес – это не свойство вещи, а свойство …

8. Подумайте, у кого из кратко описанных учащихся более ярко выражены склонности к практическому преобразованию окружающей общественной среды.

Ученик А. Проявляет повышенный интерес к событиям в стране и за рубежом. Много читает, хорошо играет в шахматы, и в летнем лагере был назначен старостой шахматного кружка. На занятиях кружка хорошо объясняет и показывает позиции, ведет учет посещаемости. Часто увлекается игрой сам. Работает в основном с теми, кто хорошо играет, а от непосед и шалунов старается отстраниться, избавиться.

Ученица Н. Хорошо учится, активна в учебе, в труде и спорте, в художественной самодеятельности, хотя ни в одном из этих видов деятельности не выделяется среди других. Н.- большой реалист. Когда на школьном совете обсуждали вопрос об организации комбината «Своими руками», она встала и минут пять, загибая пальцы, перечисляла, что нужно сделать. Когда же ей поручили организовать группу сильных мальчиков для переноски столов, а самый сильный из ребят отказался, Н., высказалась: «Сейчас соберу одних девчонок и ребят из младших классов, они посильнее некоторых, что с гантелями». Слово сработало.

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор про­фессии, являются интересы и склонности.

Ø Интересы - это побуждения познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности. Интерес заставляет действовать в опреде­ленном направлении, выступая мотивом деятельности. Профессиональный интерес- эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Ø Склонность - это нечто большее, чем просто познавательное побужде­ние. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес (схема 24, рис. 100).

Схема 24


Рис. 1. Различие в проявлении интересов и склонностей

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Прове­рить себя, подлинность своих склонностей можно только в деятельности, на практике.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельно­сти. Поэтому надо включаться в разные ее виды, не бояться менять увлече­ния, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответ­ствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, - от способностей человека.

Способности - это индивидуальные особенности личности, обеспе­чивающие ему успех в деятельности.

Ø От уровня способностей зависит ско­рость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, уме­ний и навыков.

Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к ус­пешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например,

Ø если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это - способность чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, пова­ра, химика, фармацевта, дегустатора.

Ø Способность прочно удерживать в па­мяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др.



Ø Особыми способностями должны обладать люди творче­ских профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения.

Задатки выступают как исходный момент, предпосылки формирования и развития способностей. Они прояв­ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодейст­вии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не ка­кой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способно­стей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как лич­ность (схема 25).

Схема 25. Виды способностей




В любой профессии общие и специальные способности должны со­четаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности.

Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности (табл. 19).

Таблица 19. Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А. Климову)

Литературные Творческое воображение и мышление; хорошо развитая речь; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетиче­ских чувств; языковое чутье
Технические Интерес к технике, техническому творчеству; стремление работать на машинах и станках, с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.
Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психо­логии человека; умение распределить работу между людьми; умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца.
Математические Умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей; логическое мышление.
Педагогические Педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Художественные Особенности творческого воображения и мышления; свойст­ва зрительной памяти, способствующие созданию и сохране­нию ярких образов; развитие эстетических чувств, проявля­ющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней . Систематические занятия и упор­ные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способно­стей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениаль­ность . Талант - выдающиеся способности личности в определенной деятель­ности. Гениальность - наивысшая степень творческих проявлений личности.



Интернет-ресурсы по данной теме:

Http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=0 - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопро­са): 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на во просы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответ­ствующую сферу деятельности.

Практическая работа

Задание 1 . Определите свои склонности, выполнив задания теста «Диф­ференциально-диагностический опросник» (ДДО).

II МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ

>> Интересы, склонности, способности

§ 64. Интересы, склонности, способности

1. Чем интерес отличается от склонности?
2. Обладают ли люди способностями от рождения?
3. Как найти свое призвание?

Интерес.

Каждый по своему опыту знает, что не ко всем событиям мы относимся с равным вниманием. Одни нас привлекают, другие оставляют равнодушными. Одних людей больше интересует политика, других - спорт, третьих - компьютеры, четвертых - кино.

Интерес - это форма проявления познавательной потребности.

Она выражается в направленности внимания на получение информации в определенной области. При этом информация вызывает положительные эмоции. Но как всякая потребность, она на некоторое время угасает после получения очередных сведений, но затем вспыхивает вновь. Интерес может быть непосредственный, когда занимаются любимым делом, но может быть и опосредованным. Представьте, что надо прочитать сообщение на иностранном языке и волей неволей приходится учить его. Интерес к языку в этом примере опосредованный.

Склонность - это пристрастие к занятиям определенными видами деятельности.

Можно иметь склонность к вышиванию, игре на флейте, чтению. Идеально, когда интересы и склонности совпадают.

Способностями называют индивидуальные физиологические и психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Мало иметь к ней склонность, нужны и способности. Они основаны на природных задатках, которые можно развить в результате деятельности, систематического упражнения.

Поясним примером. Предположим, что у человека от рождения большие кисти рук, длинные пальцы, крепкие суставы , хорошая их подвижность, отличные музыкальный слух и чувство ритма. Все это - задатки, идеальные для обучения игре на фортепиано.

Но задатки так и останутся задатками, если они не будут востребованы. Способному человеку потребуется меньшее время на овладение профессией , он скорее достигнет мастерства в своем деле, но без работы его способности не проявятся и угаснут, так и не развившись.

Обычно способности и склонности совпадают. Но бывает и так: человек имеет все задатки для того, чтобы стать хорошим пианистом, но вот желания посвятить себя музыке у него нет. Следовательно, его задатки и его склонности не совпадают. Поэтому, прежде чем выбрать профессию, подумайте, нравится ли вам дело, которым вы собираетесь заниматься, и если да, то есть ли у вас способности, чтобы заниматься им успешно.

Интересы: непосредственные, опосредованные, склонности, способности, наследственные задатки.


1.Как соотносятся интересы и склонности?

2. Как развиваются способности?

Укажите, какая связь существует между наследственными задатками и трудовой деятельностью человека.

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей