Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Православная свято-петровская школа. Классическое образование и Интернет. При участии Московской епархии открыта бесплатная школа русского языка для детей мигрантов

От школы пахнет плесенью. Это застойное болото. Ваши дети там не нужны, нужны ваши деньги.

Мой сын учился в МКГ в 3-м и 4-м классе, после этого поступил в 1-й Московский Кадетский Корпус в 5-й класс. Уровень подготовки в Гимназии очень серьёзный, директор Морозов Юрий Михайлович сам является преподавателем, постоянно контролирует результаты обучения и хорошо знает своё дело. Отбор преподавателей ведётся тщательно. Несколько раз в год проводятся родительские собрания и даётся полный отчёт по каждому предмету и каждому ребёнку. Детям прививается дисциплина в отношении домашних заданий...

Хочу поблагодарить всех учителей моей дочери, а особенно Елену Александровну Курашевич, за тёплое и внимательное отношение к детям и помощь нам, подчас замученным работой, взрослым! Низкий вам всем поклон за ваш труд, за вашу любовь, доброту, терпение и заботу! Это взаимно и с моей стороны, и со стороны дочери, ведь вы для нее, как вторая семья.
2016-02-17


Очень хочется похвалить всех-всех. Спасибо! Моя дочь первый год учится в МКГ. Довольны все, и родители и ребенок! Прошло полгода, а удовольствие от школы только растет. Все, чего я хотела, идя именно в эту школу, я получила - ребенок доволен, учится с удовольствием, нашла друзей, не все предметы даются одинаково легко, но она старается, учителя, а особенно наш классный руководитель Елена Григорьевна, помогают, и решить-написать, и психологически справится с трудностями, атмосфера в школе теплая...

В последний год в школе стало катастрофически грязно! Персонал и посетители спокойно могут попасть внутрь без сменной обуви и бахилл. На втором этаже несколько раз мы, родители, наблюдали даму с собачкой (да-да, с живой собачкой, с грязными лапками, спокойно гуляющей по холлам, где пребывают дети). Как такое допустимо? Да, это прежде всего бескультурье самих людей, но где же охрана, которая должна это пресекать? А охраны в том понимании, в котором она ОБЯЗАНА быть (имею в виду крепкого мужчину...

Не задумывались ли об этом руководство и учителя школы? Ребят, кто кому деньги несет? Все проблемы внутри школьных проблем должны решаться молниеносно и с отчетом за каждого ученика. Учителя творят, что хотят.
2015-10-11


Я мама двоих сыновей и оба учатся в МКГ и надеюсь будут продолжать успешно впитывать огромный объем знаний, который они получают в этой школе! Резюмирую из опыта: сверстники моих детей, которые посещают обычную школу, где 35 человек в классе в разы проигрывает моим детям и в образовании, и в эрудиции, и в воспитании. Эта школа родной дом для всех нас и детей, и родителей! Мы все с огромным уважением и благодарностью относимся к нашим педагогам, к нашему замечательному учителю географии и директору...
2015-09-11


Когда два года назад мы выбирали школу, основными критериями были: отношение к детям, получение сильного образования, педагогический коллектив. Хотелось найти такую школу, которая не отобьет охоту к учебе. И мы очень рады, что данная школа соответствует всем факторам, которые так важны, как для детей, так и для родителей. Учителя все очень доброжелательны, спокойно ответят на все вопросы. С первого класса английский язык, со второго добавляется французский, нагрузка распределяется равномерно. Отдельно...
2015-09-09


Не могу не написать отзыв после прочитанного сегодня негатива. Мы третий год с удовольствием ходим в эту школу. Сначала ходили на подготовительные занятия, побывали на новогоднем празднике и поняли, что хотим учиться именно в этой школе. В прошлом году пошли в первый класс. Восемь мальчиков и одна девочка. Поначалу мальчишки конечно "повоевали". Каждый лидер, а их восемь. К середине года уже дружно готовили новогодний праздник, а потом отплясывали на дискотеке. Итоговые годовые работы написали хорошо...

За четыре года не знала, что в школе есть проблемы. Почитав отзывы поняла, что есть - это эксклюзивные дети, которым непонятно зачем родители оплачивают эту школу, хотя детям никакая школа в принципе не нужна. Очень прошу таких родителей - не мучайте детей, сдайте их в другое место. А нам здесь все нравится, и учителя, и директор, и то, что полы мыть не нужно. Да, бывает, что меняются учителя, а мы к ним привыкаем и начинаем очень любить. Но это бывает везде. Я в такой школе не училась, а жаль, сколько возможностей бы было.

В этой школе у меня учится дочь. Школа хорошая. Есть некоторые минусы. Но они для меня лично не критичны. Если бы в школе происходили описанные в негативных отзывах вопиюще ужасающие вещи, никто бы не оставлял там учиться своих детей в следующих классах. На фоне кризиса в стране конкуренция в сфере частного образования очень велика, платежеспособных родителей все меньше, и есть куда уйти. И в руководстве школы отлично все понимают, в том числе и то, что нарушение этики повлечет санкции вплоть до...

Вы работаете с 9 до 18, но у вас есть дети школьного возраста, при этом у вас нет бабушек, которые отведут и приведут вашего ребенка в школу, заберут его из школы, сделают с ним уроки, покормят. Проблема. но есть такая школа, как МКГ-это реальный выход из положения. Вы не успеваете привести ребенка в школу перед работой-есть школьный автобус, который заберет вашего школяра от дома, а вечером привезет обратно. Не успеваете приготовить завтрак с самого утра-не переживайте, ваш ребенок поест в школе...

Я учусь в этой школе с 1-ого класса. Уверенно могу сказать, что школа замечательная. В ней дают хорошее образование. Класс у меня дружный. Помогаем друг другу, хорошо ладим. Учителя в школе добрые, понимающие и отзывчивые. Директор очень порядочный, интеллигентный человек. Школа отличная! Я в ней учусь с удовольствием!

Никогда не писала отзывов, но прочитав некоторые отрицательные отзывы решила высказать свое мнение. Моя дочь учиться в этой школе уже 5-ый год. Все устраивает не только нас, но и нашу дочь. У ребенка замечательный класс, дружный, внимательный. Замечательные учителя, конечно некоторые предметы даются легче, некоторые тяжелее, но в этом не виноваты учителя. Нас никогда никто не заставлял мыть полы и не унижал. Мой ребенок ничего не скрывает от меня. В школе царит уважение, взаимовыручка, внимание...

Училась в этой школе 7 лет. До сих пор чувствую себя умнее своих сверстников. Школа дала мне уверенность в себе. отличные знания. Спасибо всем учителям за доброту и доброжелательность. Это была одна большая дружная семья. Особое спасибо Пашковой Маргарите Павловне, Лусс Алле Владимировне, нашим поварам и медсестре Ирине Ивановне и особенно директору с большой буквы Юрию Михайловичу.

10 октября православная Традиционная гимназия в Москве отметила 15-летие образования и престольный праздник домового храма в честь священномученика Петра, митрополита Крутицкого.

Праздничную Литургию в домовом храме гимназии возглавил . Ему сослужили духовник гимназии, ректор и директор гимназии иерей Андрей Постернак.

По окончании Литургии владыка Арсений обратился к присутствующим с приветственным словом и передал поздравления Святейшего Патриарха Алексия с юбилеем гимназии.

Затем состоялся торжественный акт, который предварило вручение гимназических премий. На праздничном мероприятии был показан слайд-фильм о житии священномученика Петра, митрополита Крутицкого, выступил гимназический хор, и состоялся показ фильма об истории гимназии.

Традиционная гимназия (Тессинский переулок, д. 3) учреждена в 1992 г. Православным благотворительным братством во Имя Всемилостивого Спаса как негосударственное образовательное учреждение. Гимназия имеет лицензию Московского департамента образования на ведение образовательной деятельности и прошла государственную аккредитацию.

Традиционность развиваемой в гимназии системы образования определяется следующими основными принципами:

  • возврат к культурным и духовным ценностям нашего Отечества;
  • традиционная для русской школы опора на Православие в обучении и воспитании детей;
  • ориентация на общепринятый, «школьный» объем знаний с непременным условием их полноценного усвоения;
  • использование проверенных временем достижений русской и зарубежной педагогической науки.

Кроме общеобразовательных дисциплин, составляющих полный курс средней школы, в гимназии преподается Закон Божий, Священная история и церковнославянский язык. Особое внимание уделяется церковному пению - православная Москва хорошо знает детский хор Братства во Имя Всемилостивого Спаса, в котором поют гимназисты. В гимназии есть кружки лицевого шитья, вязания, плетения, резьбы, столярная мастерская.

Каждый год действуют летний и зимний лагерь гимназии на Волге, где дети не только отдыхают, но и принимают посильное участие в восстановлении разрушенного храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Богослово.

В гимназии действует домовый храм в честь священномученика Петра, митрополита Крутицкого. Чин освящения храма совершил архиепископ Истринский Арсений 10 октября 2001 года.

История гимназии началась уже в 1982 году, когда несколько православных семей попытались собрать своих детей в стенах одной из московских школ № 91. Именно из этой школы во вновь учреждаемую гимназию перешли первые ученики и некоторые преподаватели. Первой и наиболее главной целью в обучении детей в гимназии было поставлено православное церковное воспитание и образование.

Непосредственное же возникновение школы относится уже к 1992 г., когда начались первые занятия в Троицком доме, близ храма Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке (ныне здание магазина «Православное слово»). В гимназии училось около 50 учеников и трудилось около 30 преподавателей и сотрудников. В следующем учебном году из-за неблагополучных противопожарных условий гимназия была вынуждена переехать в помещения при Больничном храме при Первой градской больнице (5-е и 7-е классы) и, одновременно, - в классы одного из этажей Музыкальной школы им. Мясковского.

С 1995/1996 учебного года гимназия располагалась в здании этой Музыкальной школы, и лишь в 1998 году переехала в нынешнее здание, специально построенное для гимназии. За несколько лет перед этим по классам дети начали читать молитву о даровании школе нового здания, которое, можно сказать, чудом появилось у школы.

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Оренбурге прошла I Международная конференция «Православие в России и за рубежом: богословие, история и культура»

В Москве открылась новая воскресная школа для детей с нарушением слуха

При участии Московской епархии открыта бесплатная школа русского языка для детей мигрантов

Председатель Синодального отдела по тюремному служению возглавил престольный праздник Покровского храма в Бутырской тюрьме столицы

Святейший Патриарх Кирилл: Храмы в вузах - это место, по которому профессура и студенчество судят о Церкви

Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил торжества престольного праздника в Варваринском храме на территории Киевской областной больницы

В день памяти апостола Иоанна Богослова в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии состоялись торжества престольного праздника

Глава Патриаршего экзархата в Западной Европе возглавил торжества престольного праздника Трехсвятительского кафедрального храма в Париже

В день памяти святителя Петра в центре Москвы прошел крестный ход

ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ ПО ПРАВДЕ. В этой школе большой свод правил и наставлений ученикам, ежедневная общая молитва, все дети из воцерковленных семей. Здесь неплохо учат, многие дети любят эту школу, многим здесь хорошо. И все же как странно, что в православной школе не только допускают насилие старших над младшими, травля, издевательства, избиения и доносы, но и покрывают эти гадости и не могут защитить слабого. В Православной Свято-Петровской школе (ПСПШ) произошла ужасная история. Бывший одноклассник моего брата перешел в этом году в ПСПШ, 5-ый класс. Этот мальчик был избит восьмиклассниками за то, что не дал им покататься на самокате. В травмпункте был поставлен диагноз: сотрясение мозга. Когда родители пришли в школу для разбирательств, администрация попросила не говорить в травмпункте про то, что избили в школе. Родители так и сделали, потому что им пообещали, что обидчики их ребенка будут наказаны. Через 2 недели выяснилось, что травля со стороны детей продолжаются, за первым избиением последовало и второе. Мальчик естественно боялся приходить в школу. При всем классе стали ему говорить, что он врет, что не было никакого избиения, а он просто упал с лестницы. Классный руководитель сказала: "Ты сам виноват, зачем ты рассказал родителям". Пусть ребенок сам решает эту проблему. Сейчас из избивавших наказан один мальчик - временно отстранен от занятий. Родители находятся в замешательстве, потому что такое очень сложно представить себе при всем благолепие этой школы, тут такого произойти не могло! Однако я сама училась в этой школе, и вот примеры изнаночной жизни ПСПШ. Лично меня и еще 2-х девочек (по очереди) травили-устраивали длительные бойкоты одноклассницы на протяжение 5 лет, почти все они были дочками священников, послушными детьми. Учителя закрывали на это глаза, всегда, повторюсь, 5 лет! Это еще хороший вариант. Над моим братом измывались старшеклассники: били, шутили непристойные шутки. Один из старших учеников вымогал у него деньги: говорил, не будет трогать, если брат будет каждый день приносить 50 рублей. А нету- у мамы потихоньку возьми. Преподаватель при учителях и учениках гонялась с ножницами за братом, потому что ей не понравилась его прическа и публично оскорбляла его. На все это моему брату было сказано: "Ты сам в этом виноват". В общем можно насобирать массу подобных примеров, для ПСПШ это нормально. Резонно будет сказать, что такое могло произойти в любой дворовой школе. Да, конечно, такое сплошь и рядом в плохих городских школах. Только в простых школах это на прикрывается Православием!!! Вот кратко изложенная система ПСПШ: Есть свои дети (дети прихожан известного московского Николо-Кузнецкого храма, дети еще двух приходов, дети спонсоров), а есть дети со стороны (чужие, родители которых сочли это заведение очень хорошим). Так вот: чужих детей выгонят за любую провинность, которая описана в школьном своде правил, возможно будут правы, так выгнали и моего брата. Своих детей никто не выгонит и никогда, как в случае с избиением пятиклассника, как в случае и с моим братом. Это свои дети, у них очень хорошие семьи, они все за одно. Поэтому все подобные истории скрывались и будут скрываться. В результате останутся все свои, а чужие либо будут играть по их правилам, либо их выгонят или попросят уйти - вы здесь чужие, а детям достаются моральные травмы. Больше всего на свете эти люди боятся огласки, при этом факт, что пострадал ребенок и его семья, отходит на второй план. Зачем я это все пишу: Я хочу чтобы про эту школу и это было известно. И чтобы люди знали, куда идут их дети! ПОЖАЛУЙСТА, РАСПРОСТРАНИТЕ ЭТУ ИСТОРИЮ ВЕЗДЕ!!!

Классические гимназии в дореволюционной России существовали как общеобразовательные учебные заведения наряду со специальными реальными училищами (по уставу 1864 года были реальные гимназии, которым до 1871-го, то есть очень короткое время, также отводилась роль общеобразовательных учебных заведений). Первые давали право поступления на любое отделение университета, вторые готовили в политехникум. Классические гимназии в России поначалу и возникали в качестве подведомственных университетам и с целью подготовки в университет, так что эта связь гимназии и университета была у нас исконной. Гимназия предполагала изучение древнегреческого и латыни, давала Закон Божий, сильную математику, то есть полноценное общее образование. Поэтому в университете на всех факультетах учились широко образованные и умеющие работать люди. Математик читал по-гречески, и филолог в принципе владел основными современными сведениями по математике и естественным наукам. Таким образом, именно классические гимназии обеспечивали возможность давать в университетах действительно высшее образование для людей с широким кругозором, владевших ведущими европейскими языками, то есть тремя древними (включая церковнославянский) и двумя-тремя новыми, и знакомых с современной научной картиной мира. Но нужно сказать, что и во многих реальных училищах изучали латынь.

Все выпускники университетов - историки, философы, юристы, математики, физики, биологи - и очень многие выпускники политехникумов читали по крайней мере по-латыни. При этом нужно отметить, что гимназии давали хорошее образование как в столицах, так и в провинции. Д. И. Менделеев окончил Тобольскую гимназию и поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, который фактически был университетской структурой и размещался в здании Двенадцати коллегий. Выпускник классической гимназии Павловска Д. Д. Мордухай-Болтовской поступил по окончании гимназии на физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета, успешно занимался математическим анализом, теорией чисел, начертательной геометрией, перевел с древнегреческого Начала Евклида и математические рукописи Ньютона и написал к ним обширный комментарий . Московскую 1-ю гимназию окончил историк С. М. Соловьев, который затем учился на историко-филологическом отделении философского факультета Московского университета. Его сын, философ В. С. Соловьев, окончил Московскую 5-ю гимназию и учился на историко-филологическом и физико-математическом факультетах Московского университета.

К поступлению в университет должна готовить именно классическая гимназия, а не любого рода спецшкола. Тогда университет будет давать университетское образование и готовить настоящих ученых, а не технарей разных специальностей, в том числе гуманитарных. Что же касается нашей современной «просто гимназии», то она по своему существу есть в лучшем случае именно спецшкола, чаще всего гуманитарная или просто языковая. И поскольку в нашей системе классические гимназии как таковые отсутствуют, система российского образования с 1918 года и по сей день остается принципиально ущербной: в ней недостает того звена, которое скрепляет лучшие современные школы с европейской традицией начиная с ее истоков и вместе с тем позволяет поддерживать высокий уровень образования и в самых обычных общеобразовательных школах. И понятно почему.

Обычные общеобразовательные школы должны всем детям дать некое общее представление о мире, сформированное всей совокупностью европейских наук за все время их существования. Специальные школы дают однобокое представление о той или другой дисциплине и формируют соответствующие практические навыки. Поскольку в спецшколы идут дети, особенно одаренные в какой-то отдельной области, они делают успехи благодаря специально скорректированным программам. Достичь уровня спецшкол обычные школы никогда не смогут не только потому, что нельзя построить программу, уделяющую специальное внимание всем дисциплинам, но и потому, что у спецшкол нет задачи и навыка формирования из отдельных предметов некоего единого целого и нет той базы, которая объединяет все предметы. Но именно эти задачи решает классическая гимназия.

В ней получают общее среднее образование разносторонне одаренные дети, которые могут осваивать отдельные предметы на уровне спецшкол благодаря тому, что программа гимназий особым образом координирует обучение всему комплексу изучаемых дисциплин, и скрепа всей программы - древнегреческий и латинский языки.

Зигзаг истории

Сегодня мало кто знает о том, что во второй половине сороковых - первой половине пятидесятых Сталин, пытаясь справиться с полной неспособностью так называемой трудовой школы давать хоть какое-то - не говоря уже о качественном - образование, попытался вернуть в школы латынь. Эта метаморфоза советской школы была связана с деятельностью Владимира Петровича Потемкина, выпускника тверской классической гимназии и историко-филологического факультета Московского университета, бывшего в 1940-1946 годах наркомом просвещения РСФСР.

Под его руководством началась реформа школы, проводившаяся в значительной степени параллельно с интенсивным развитием военных учебных заведений и прочими преобразованиями в армии, в которую, в частности, была возвращена форма, схожая с прежней, царской, введены погоны и жесткая иерархия.

Многие установки дореволюционной школы, уничтоженные революцией и деятельностью трудовых школ, были снова взяты на вооружение. Были созданы новые программы, включавшие, в частности, зарубежную литературу, введены домашние задания и экзамены после окончания начальной, неполной средней и полной средней школы, появилась школьная форма, одно время на этой волне проводилось раздельное обучение мальчиков и девочек, а также были введены элементы классического образования: в ряде школ началось преподавание латыни, и в 1948 году был выпущен учебник латинского языка для 8-10-х классов, написанный С. Кондратьевым и А. Васнецовым. В 1950 году была издана составленная теми же авторами хрестоматия Aula linguae Latinae. Составители писали во введении:

Чему бы мы ни учили, важнейшей нашей задачей является воспитание любви к своей Родине и гордости ею. Поэтому большая часть взятых нами отрывков относится к истории нашей Родины и ее выдающимся деятелям. Мы отказались от традиционных "Описаний Галлии", ничего не говорящих ни уму, ни сердцу обычного советского школьника, и заменили их описанием жизни нашей родной страны в античную эпоху и средневековье.

Профессор Н. Н. Пикус, преподававший на нашем курсе в 1970 году историю Греции, написал рецензию на хрестоматию С. Кондратьева и А. Васнецова, в которой, похвалив авторов за современный подход, советовал «исключить, как мало удовлетворительный с педагогической точки зрения, отрывок о "кровожадности" скифов».

В учебнике мы найдем замечания авторов о том, что valete часто употреблялось в переписке Марксом и Энгельсом, а NB и etc. встречаются в произведениях Ленина... Тем не менее факт остается фактом: имперские амбиции Сталина требовали восстановления хотя бы элементов классического образования, вполне сознательно уничтоженного Лениным в 1918 году. Тогда же был налажен выпуск комментированной серии латинских текстов «Римские классики», которой филологи-классики пользуются до сих пор, в связи с чем издательством Университета Дмитрия Пожарского совместно с кафедрой классической филологии Московского университета готовится ее переиздание, начало которому положили недавно вышедшие Записки о Галльской войне Цезаря с комментариями С. И. Соболевского. Однако вскоре после смерти вождя латынь была совершенно изъята из школьных программ.

О пользе древних языков

В странах, сохраняющих традиционную структуру образования, соответствующие ведомства занимаются поддержкой на должном среднем уровне общеобразовательных школ. Но там всегда существовали и продолжают существовать и развиваться традиционные сильные школы классического образца. В них образование не сводится к этому среднему уровню, а сохраняет свои вершинные достижения. Наличие этих школ, во-первых, делает систему образования в целом конкурентоспособной, и, во-вторых, школы классического образца исправно обеспечивают высшие школы хорошо подготовленными студентами. У нас все это отсутствует.

Для семей, которые осознают роль хорошего образования в тех странах, где оно действительно ценится, изучение греческого и латыни оказывается своего рода приметой качественного образования, обеспечивающего карьеру. Отец недавно избранного на второй срок мэра Лондона Бориса Джонсона, когда тот избирался мэром впервые, заметил, что его сын справится с Лондоном, потому что изучал греческий и латынь. Действительно, Борис Джонсон не только окончил Итон, но и изучал классическую филологию в Оксфорде. И его вторичное избрание мэром подтвердило правоту Джонсона-старшего. Неудивительно, что Борис Джонсон в качестве мэра ратует за усиление курсов латинского языка в обычных школах. В Великобритании с 2006 года существует организация The Iris Project, цель которой - расширить присутствие классических дисциплин в государственных школах. Горячим сторонником этой идеи оказался и глава британской спецслужбы MI5 Джонатан Эванс , сам филолог-классик по образованию.

Древние языки неожиданным образом могут оказаться чрезвычайно важными и для детей из неблагополучных пригородов европейских мегаполисов, детей иммигрантов, совершенно далеких не только от классического образования, но вообще от какого бы то ни было знакомства с традициями европейской культуры. В 2009 году в издательстве Grasset (Париж) вышла книга «Гомер и Шекспир в парижском пригороде»: французский преподаватель древних языков Огюстен д"Юмьер решил утвердить греческий в программе одной из самых неблагополучных школ под Парижем и сделать его интересным для детей. Несмотря на скептическое отношение коллег-педагогов и первоначальную враждебность детей, ему удалось привлечь к греческому языку многих учеников, для которых изучение «мертвого» языка оказалось интереснейшим полем интеллектуального упражнения и состязания. Своего рода клуб выпускников Метида (свыше ста участников) помогает педагогу в его работе. Этот неожиданный педагогический успех показывает, как древние языки оказываются важны для приобщения к европейской культуре далеких от нее европейских иммигрантов, и напоминает, что европейская культура исходно не знала национальных барьеров.

Ученики Огюстена д"Юмьера, в частности, очень быстро поняли, что изучение греческого помогает им освоить французскую орфографию. Для учащихся в России - да и для педагогов - также было бы весьма полезно осознать, что без греческого и латыни мы пользуемся русским языком, как рабы, то есть не понимая его теснейших исторических и культурных связей с двумя первыми языками европейской культуры и со своей собственной историей. Достаточно вспомнить только лексику, связанную со школой, школьной программой и педагогическим процессом: директор, класс и педагог, названия дисциплин (математика, арифметика, геометрия, физика, география, биология, история, литература, физкультура), лингвистические термины (грамматика, синтаксис, пунктуация, орфография, фонема, морфема, суффикс, префикс), гуманитарная (филологическая) специализация, математическая терминология (леммы, теоремы, аксиомы) и пр., и пр. (слова из греческого и латинского выделены курсивом). Но очень трудно объяснить, что значит свободное обучение и свободное мышление, тому, кто никогда не слышал, что в основе правильного образования лежат свободные искусства - artes liberales, - и не задумывался над тем, какую именно свободу они предполагают и дают.

Понимание того, что наш родной язык теснейшим образом связан с греческим и латынью, - только начало того взгляда на мир, который с самого детства приобретают люди, получающие правильное образование. Уже начиная изучать азбуку, мы сталкиваемся с греческим алфавитом и тем самым приобщаемся к истокам европейской культуры, которая началась с изобретения алфавита в начале первого тысячелетия до Р. Х., вероятно, в IX веке; в VIII веке на основе греческого был создан латинский алфавит, а в IX веке по Р. Х. на основе греческого алфавита была создана кириллица, лежащая в основе нашего современного алфавита. Начиная изучать счет, мы сталкиваемся с наукой арифметикой, которая появилась в VI веке до Р. Х., а в самом начале XVIII века на Руси появился первый свод математических наук, Арифметика Магницкого; приступая к геометрии, отмечаем, что Евклид составил свои Начала в III веке после почти трех веков развития греческой математики, а русские переводы Начал появляются с первой половины XVIII века (полностью или в сокращении Начала переводились на русский язык восемь раз)...

Эти элементарные сведения, с которыми педагоги знакомят любого школьника, вводят ребенка в важнейшие эпизоды европейской культуры, в те тридцать веков ее развития, в результате которого она в XX веке приобрела планетарное распространение. Но классическая гимназия дает для понимания этого настоящую базу - греческий и латинский языки свыше двадцати веков (греческий - двадцать пять, латинский - двадцать три) были ведущими языками европейской культуры. Свободная ориентация в той единственной культурной традиции, которая непрерывно развивалась в течение тридцати веков и благодаря которой мы, европейцы, знакомимся со всеми прочими культурами, - вот то основание свободы, которое дает классическое образование. При этом у российского школьника сразу будет формироваться представление и о той великой роли, которую в истории Европы в течение тысячи лет играла Россия, теснейшим образом связанная как с Византией, изначально определившей нашу культуру как православную, то есть христианскую и европейскую, так и с латинским Западом, в результате чего латинский язык был в течение двух веков живым языком в наших духовных школах.

Наконец, есть еще один очень важный аспект, связанный с пониманием роли древних языков и классического образования в целом для современных российских детей. Вопрос о классических гимназиях, встраивающих изучение древних языков в общую сбалансированную образовательную программу, - это помимо всего прочего вопрос о социальной справедливости по отношению к разносторонне одаренным детям, которые в обычных образовательных и специальных школах не получают того, на что они вправе претендовать: я имею в виду соответствующее полноценное развитие своей души. Будущий гениальный футболист, математик, шахматист, ребенок, способный к изучению языков, может полноценно развить свои способности в спортивных, математических, лингвистических и прочих специальных школах; но наше интеллектуальное меньшинство, наши разносторонне одаренные дети остаются без внимания общества и государства.

Небольшой процент разносторонне одаренных детей благополучно воспроизводится при любом общественном строе в каждом поколении, или - говоря иначе - в каждом народе, но эти дети не могут получить у нас достойного образования. Имея это в виду, мы можем сказать, что классическая гимназия - это общеобразовательная школа, где получают общее образование одаренные дети. Отсутствие таких школ - примета социальной несправедливости, прямой дискриминации со стороны общества и государства по отношению к интеллектуальному меньшинству. Справедливость в школе должна включать справедливое отношение к одаренным детям, которые имеют право на то, чтобы их разнообразные таланты могли быть развиты полноценно, причем государство должно заботиться о том, чтобы это происходило независимо от обеспеченности их родителей.

Классическое образование и Интернет

Немаловажным представляется ответ на вопрос, что будет происходить с классическим образованием в эпоху Интернета, останется ли оно «книгоцентричным». Дело в том, что книга - всего лишь один из этапов развития средств хранения и передачи информации в европейской культуре. Все началось с того, что в самом конце VII века до Р. Х. была основана греческая фактория в дельте Нила, и в греческие города стал поступать папирус, удобный материал для записи и хранения информации в свитках. Это привело к решительным переменам в греческой культуре: в VI веке возникает и начинает быстро развиваться проза, в том числе научная, появляются библиотеки, все сокровища предшествующей литературы, прежде всего Гомер, переносятся на этот носитель, новые произведения создаются на папирусе и хранятся в папирусных свитках. Знаменитые Александрийская и Пергамская библиотеки - хранилища свитков.

Но на рубеже двух эр намечается, а к IV веку по Р. Х. завершается переход от свитка к кодексу, то есть к привычной нам книге. Одними из первых осознали преимущество кодекса христиане. Все, что дошло до нас от Античности, сохранилось только потому, что было перенесено на новые носители, кодексы; новые тексты издавались в виде рукописных книг, в связи с чем было налажено их производство и распространение. Новым этапом развития средств хранения и передачи информации стало книгопечатание, а в связи с появлением печатной книги возникло и «книгоцентричное» образование.

Печатная книга в течение пяти веков исправно исполняла роль главного хранителя и распространителя информации, и для нас библиотека - это прежде всего хранилище книг, самых разных, разного формата, в разных обложках и переплетах, книги разных стран, разных авторов и разных издателей, книги, в которых только текст, и книги иллюстрированные, с гравюрами, фотографиями... Пушкин, мальчиком читающий в отцовском кабинете французские книжки, тайный том под подушкой у его героини Татьяны, хорошая библиотека как примета приличного дома, собирать свою библиотеку после выбора специальности, заказать книгу, достать книгу... - все это еще так близко, и все это исчезает безвозвратно! Я как издатель переживаю это если не трагически, то со вздохом, но как исследователь и педагог почти полностью предан электронной стихии. Вы и сами знаете: на компьютере - все античные авторы, и все русские, и какие угодно другие, а на крохотной флешке - лучшие справочники и словари, лучшие издания и комментарии. И все это можно тут же передать ученику и потребовать от него в самом начале работы составить приличное досье и при этом не выслушивать беспомощного вопроса, где взять все необходимые материалы. Мы еще плохо научились всеми этими сокровищами пользоваться, но если отечественный ученый всерьез тоскует о походах в многоэтажные библиотеки, о многочасовых поисках в огромных каталогах, об ожидании часами заказанных книг, чтобы наконец услышать ответ: «заштабелировано, выдаче не подлежит», «выдано такому-то», «книга утеряна» или что-нибудь еще в том же духе, - к науке это никакого отношения не имеет. Но стиль жизни и книжные привычки, безусловно, поменялись, поскольку даже самые хорошие библиотеки в ближайшее время будут переведены на электронные носители.

Что же касается детей, то их нужно приучать пользоваться этими невероятными возможностями, которые дают компьютер и Интернет, и необходимо приложить все усилия, чтобы образовательный процесс был полностью обеспечен самыми современными электронными учебниками и пособиями. И человеку с классическим образованием справляться с этим опять-таки легче. Почему? Потому что он привык работать с первоисточниками на разных языках и проверять происхождение информации, а в Интернете именно это сейчас главная беда: информация идет сплошь и рядом анонимная и представляет собой на живую нитку сшитую компиляцию без указания первоисточников.

Один из пионеров новой техники и электронных технологий знаменитый Дэвид Паккард стоял у истоков создания Thesaurus Linguae Graecae (TLG), поскольку именно он создал Ibycus system, где были собраны греческие тексты и создана система поиска. Эта разработка легла в основу Тезауруса на диске, вышедшем в середине 1980-х, содержавшем греческие классические и поздние тексты общим объемом 27 000 000 слов. Теперь TLG существует в онлайн-версии, и это незаменимый инструмент для всякой серьезной работы с греческими авторами. Thesaurus Linguae Graecae получил свое название от вышедшего в 1572 году четырехтомного труда одного из величайших филологов Европы и в то же время представителя знаменитого семейства типографов Анри Этьенна. В свое время мне удалось приобрести I и IV тома этого издания, и я регулярно обращаюсь к ним, поскольку считаю полезным перечитывать снова и снова труд этого невероятного эрудита и тонкого знатока греческого языка, и при этом так приятно держать в руках экземпляр книги, страниц которой мог касаться ее автор. Но ни я, ни любой другой серьезный исследователь никогда не откажется в своей практической работе от нового электронного TLG и современных программ, позволяющих работать с этим огромным корпусом текстов, охватывающим двадцать пять веков. Таким образом, создав TLG, европейская цивилизация сделала то, что она делала всегда: перенесла на новые носители свои самые драгоценные тексты и совершенствует методы работы с ними.

Сколько их

Классических гимназий не по названию, а по существу, то есть гимназий с обязательными древнегреческим и латынью, в России сегодня две: очень сильная государственная гимназия № 610 в Петербурге и частная гимназия при Греко-латинском кабинете в Москве. Что касается всего остального мира, об этом трудно судить, в частности потому, что учебное заведение, называемое у нас на немецкий манер классическая гимназия (Klassisches Gymnasium), во Франции Lycee classique, в Англии Grammar school, имеет разные формы и по-разному представлено в разных странах. Но в любой из названных стран и во многих других их больше в десятки и сотни раз - за исключением разве что Люксембурга, где всего девять классических школ (General Secondary Schools), и Лихтенштейна, где одна гимназия; в Германии, например, - свыше трех тысяч классических гимназий, в сравнительно небольшой Австрии - свыше трехсот, 170 гимназий в Швейцарии; парижская газета Фигаро регулярно выбирает первые 20 лицеев в стране: в 2011 году этот выбор проводился из почти 2000 лицеев. Я не берусь сказать, сколько из них собственно классических лицеев, но вот другая цифра. Во Франции борьба с древними языками ведется некоторыми «прогрессивными» чиновниками, в связи с чем члены государственной комиссии по аттестации лицейских преподавателей древних языков подсчитали, что в 2009 году древние языки изучали более полумиллиона лицеистов...

В России главная трудность состоит в том, что нет государственного стандарта классической гимназии, а у чиновников отсутствует какое бы то ни было представление о том, что такое классическая гимназия. Чиновники из Комитета образования неоднократно заявляли нам, что мы напрасно говорим об отсутствии гимназий, и приводили список школ, среди которых есть и называющие себя классическими гимназиями.

Греко-латинский кабинет

Греко-латинский кабинет (ГЛК) существует с сентября 1990 года как образовательная и издательская структура. Мы начали с организации курсов древних языков, и в первый же семестр к нам записались 150 слушателей. У нас учились студенты всех факультетов Московского университета, прочих ведущих вузов Москвы, в том числе Физтеха и Московской консерватории, аспиранты и сотрудники разных институтов РАН, работники библиотек и школ. За три года работы курсов, в рамках которых мы начали преподавать латынь детям, а также благодаря нашей издательской деятельности вокруг кабинета создалось некое сообщество людей, которым не нужно было объяснять, зачем образованному человеку древние языки. Тогда мы решили, что на этом фоне мы можем начинать систематическую работу с детьми, и набрали в наш первый гимназический класс 12 пятиклассников, которые начали заниматься в Заиконоспасском монастыре, где некогда находилась Славяно-греко-латинская академия и где только что открыли Спасский собор, в котором 1 сентября 1993 года прошел первый молебен на начало учения в нашей нарождающейся классической гимназии. Кабинет переиздал лучшие греческо-русский и латинско-русский гимназические словари царской России, а также издал ряд пособий по греческому и латинскому языкам, учебники по античной литературе и философии, в том числе перевод написанной Михаэлем фон Альбрехтом Истории римской литературы - одной из лучших книг в этой области, и перевод Истории греческой философии под редакцией Моники Канто-Спербер - это также один из лучших европейских учебников; недавно мы издали переведенную с итальянского Историю патристической философии Клаудио Морескини - единственный в своем роде фундаментальный труд по святоотеческой традиции. К заботам кабинета также относятся конференции и семинары, которые мы организуем в России и за рубежом. Основные виды нашей деятельности ведут три человека: Елена Федоровна Шичалина, назначенная директором учрежденной нами классической гимназии, Людмила Анатольевна Манакина, которая занимается нашими курсами древних и новых языков и распространением книг, и ваш покорный слуга, который одновременно заведует кафедрой древних языков и древнехристианской письменности в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и преподает на кафедре классической филологии Московского университета, - наше взаимодействие и обеспечивает координированную работу ГЛК и его гимназии. Одна из наших главных радостей - наши ученики, которые окончив гимназию, постоянно возвращаются и участвуют в нашей гимназической жизни. Некоторые из них, окончив университет, преподают у нас. Мы считаем, что само наше существование в течение более 20 лет создает очень важный для нашей страны прецедент: частная школа, дающая классическое образование, включающее оба древних языка и Закон Божий. Не только от нас зависит широкое распространение нашего опыта, хотя сейчас мы предпринимаем ряд шагов для этого, в частности, хотим развить наши курсы древних и новых языков, разработав программу подготовки гимназических преподавателей. Но мы надеемся, что хотя бы в нашей гимназии нам удастся закрепить проводимый нами подход к образованию благодаря нашим молодым преподавателям, среди которых - наши ученики.

трудность, разумеется, - отсутствие сколько-нибудь квалифицированных кадров. И петербургская, и московская гимназии поддерживают высокий уровень преподавания благодаря теснейшим связям с университетом.