Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Поэты эмигранты об оставленной родине. Литературный вечер "поэты ближнего зарубежья". Расул Гамзатов «Мама». Читает Суслова Анна

Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая постель.

Он созывает к себе бояр, волков и медведей, т.е. собрался совещательный орган.

К нему обращена речь Льва. Он говорит о том, что постель ему стала слишком жестка,

...«Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,

Мне шерсти пособрать».

Итак, Лев предупредил (специально - старик знал, что в таких случаях происходило) своих бояр: не тягчить ни бедных, ни богатых. Всего вероятнее, после этого следовало ожидать, что пушистые и косматые произведут нечто вроде «складчины», - к тому же много ли старику нужно на матрац.

Не тут-то было. Мы забыли, где мы находимся, забыли о всеподавляющей системе и ее добродетелях - жадности, скаредности и сутяжничестве. О власти «жирных», как сказал бы Маяковский.

Своя рука владыка... И вот что ответили и вот что сделали бояре:

«Кто станет для тебя жалеть своей

Не только шерсти - кожи...»

Какая готовность пожертвовать все! Но вельможи продолжают. Они говорят, что у них есть много зверей, с которых они наберут шерсти.

«От этого их не убудет;

Напротив, им же легче будет».

Речь поистине удивительна: басня позволила вести рассказ на уровне типического. Грабь ограбленного. Ему же будет легче. Бери шерсть с тех, на ком ее нет. Какая страшная логика. Самое потрясающее в ней - ее правдивость. Потрясает в ней глубокое понимание Крыловым, великим писателем-социологом, крепостнической системы государственного управления. И тотчас выполнен совет премудрый сей. А что наш старый, справедливый, добрый Лев? Лев? Что Лев! Он

Не нахвалится усердием друзей...

«Но в чем же то они усердие явили?» - спрашивает Крылов и дает точный, фотографически точный ответ. Тем, что дочиста обрили зверей, а сами, хотя и были вдвое богаче шерстью, не поступились ни волоском, а даже поживились из дани - запаслись себе на зиму тюфяком. .

Можно добавить, что к Крылову никто из русских писателей уже ничего в этом смысле не добавил и не мог добавить. Не только Гоголь, но и Герцен, но и всеведающий Щедрин. И уже сейчас, в порядке предварительного вывода, можно сказать, что этому же, то есть выявлению законов системы, служит у поэта и поиск доброго царя, доброго Льва. «Ищите, где он добр» - для Крылова не многозначность характера, не борение страстей, в котором пафос пробивается через все препоны и утверждает себя как пафос, как характер, - нет. Проблема «доброго Льва» - проблема выявления сущности системы путем выключения главного члена ее.

Открытый урок по литературе в 8 классе.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КРУПИНИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА.

Тема. Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Цель урока: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века и их произведениями.

Задачи:

Учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное.

Работать над выразительным чтением.

Развивать мышление, устную связную речь, память.

Воспитывать любовь к Родине и родной земле.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация.

Материальное обеспечение: репродукции картин русских художников, учебники, музыкальный файл, портреты русских художников эмигрантов, книжная выставка, картины с изображением Парижа, раздаточный материал.

Ход урока.

I . Орг. момент.

У: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада Вас приветствовать в гостях на заседании «Зеленой лампы».

II . Психологический настрой.

На улице весна! С теплым, добрым, радостным солнцем.- Давайте, чтобы на протяжении сегодняшнего урока у нас было такое же солнечное и доброе настроение.

III . Беседа.

У: - Ребята, в этом году мы отмечали 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Мы много читали произведений на эту тему, знакомились с авторами. Тема Великой Отечественной войны вам знакома.

IV . Проверка домашнего задания.

Тест по материалу прошлого урока (5минут) интегрированный.

V . Сообщение темы и цели урока.

У: - Ребята, тесты беру на проверку, оценки поставлю всем.

Тема Великой Отечественной войны неразрывно связана с нашей Родиной. Ведь столько было потерь за ее освобождение.

У: - Скажите, что такое Родина?

Как вы понимаете значение этого слова?

Что для вас обозначает это слово «Родина»?

Д: - Это страна, наша деревня.

У: - Да, Родина может быть большой и малой.

Работа со словарем С.Н.Ожегова.

У: - Давайте посмотрим по словарю значение этого слова.

Составитель толкового словаря С.Н.Ожегов определил это значение так: Родина – отечество, родная сторона, место рождения, происхождение чего-нибудь, кого-нибудь.

Учитель раздает определение на листах, а дети записывают его в тетрадь.

VI . Слово учителя.

У нашей родины – России - сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к ее судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжелых испытаний. Тема родины была актуальна всегда, она остается актуальной и на сегодняшнее время, когда каждому человеку необходимо не только определить свое место в жизни, но и осознать свою значимость для этой страны, в которой он живет.

Учитель читает эпиграф урока.

«Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте ее верными сынами и дочерьми»

(Надпись на одной из неизвестных могил Сен - Женевьев – де - Буа.)

У: - О России говорили многие, политические деятели, выражали свои чувства по – разному художники, писатели и поэты.

А как называются люди, которые пишут стихи? (Поэты).

Сегодня мы с вами будем говорить о поэтах xx века. Поэтах русского зарубежья, т. е теми поэтами, которые уехали за рубеж.

Ребята записывают число и тему урока в тетради.

У: - На партах у вас план сегодняшнего урока, обратите на него внимание.

Целью урока будит знакомство с русскими поэтами XX века уезжавшими за рубеж, а также будем работать над выразительным чтением и учиться анализировать стихотворения.

Слово учителя.

У : - Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и Гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Цветаева, И. Северянин, К. Бальмонт, и т.д.

Многие были вынуждены оставить Родину, но это было не бегство из страны, объятой пламенем войны, это был период творческого подъема. Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти.

Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения.

Русские писатели – эмигранты ясно понимали: в чужой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие России.

«Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России», - констатирована в 1920 году одна из газет».

«И вот мы остались без Родины,

И вид наш и жалок, и пуст.

Как будто бы белой смородины

Обглодан раскидистый куст».

(И.Северянин)

Учитель раздает проблемный вопрос урока на листочках.

У:- Ребята, сейчас я задам вам вопрос, а вы подумайте в течение урока, а в конце на него дайте ответ.

Проблемный вопрос.

(Насколько значимо для нас с вами наследие русского зарубежья?

Какой урок дает нам история на примере трагических судеб русских эмигрантов?)

Работа по учебнику.

У: - Открыли учебники на стр. 221. Вам нужно было подготовить дома сообщения об авторе русского зарубежья на выбор.

Портрет поэта вывешивается на доске.

Ученик рассказывает краткую биографию

Иннокентия Анненского.

Краткая биография Иннокентия Анненского

Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.

Родился в Омске в семье крупного чиновника. По матери приходился дальним родственником Пушкину. Когда ему исполнилось четыре года, семья перебралась в Томск, а через год – в Петербург, где отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. Но в 1874 его разбил паралич, и материальное положение семьи стало очень тяжёлым.

Окончив гимназию в 1872, Анненский лишь в 1875 поступил в университет. Окончил историко- филологический факультет Петербургского университета в 1879.

В это время он женился на Надежде Валентиновне Хмара-Барщевской, вдове с двумя сыновьями-подростками, которая была старше его на 23 года. Через год у них родился сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом «В. Кривич».

После окончания университета началась многолетняя педагогическая деятельность Анненского: он преподавал греческий и латинский языки в гимназии, был директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе, читал лекции по истории древнегреческой литературы на Высших женских курсах в Петербурге.

Одновременно с преподавательской работой перевёл и опубликовал трагедии Еврипида. Издавал статьи о русской литературе, писал стихи и поэтические трагедии.

Лирика его, носившая символический характер, отличалась глубокой искренностью и в дальнейшем оказала сильное влияние на творчество поэтов-акмеистов, которые
объявили Анненского своим духовным учителем.

У: - Ребята, вы узнали что-нибудь новое для себя из биографии писателя?

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться на несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение « Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И не каждый дождется пробуждения.

А теперь давайте прослушаем аудиозапись стихотворения

Иннокентия Анненского «Снег».

Подумайте, о чем это стихотворение?

Беседа.

У: - Итак, о чем же это стихотворение?

Д: - О зиме.

Почему он не может полюбить зиму? Смотрите внимательно в текст.

« Полюбил бы я зиму, да обуза тяжка».

Поэт сравнивает зиму со своей жизнью, тяжкой, что зима тоже такая же тяжелая, что от нее даже дыму не уйти в облака. Здесь автор использует метафору.

Он понимает, что снежное убранство- это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно было бы скрыть полностью все то, чего не хочется видеть.

Работа по картине .

У: - Посмотрите, как художник Зяблов изобразил репродукцию «Снег» на стихотворение Анненского.

Точно ли передал художник чувства и мысли поэта?

Каким образом он их выразил?

У: - Обратите внимание, какие эпитеты использует Анненский?

Какую роль они играют в стихотворении?

Мир кажется ему убогим и непривлекательным.

Найдите это в тексте.

« Резанность линий», « нищенский след» « ослабелый сиреневый снег» - все это вызывает противоречивость чувств. В то же время он признается, что зима это любимое время года.

У: - Найдите, пожалуйста, в тексте момент, когда он трепетно относится к этому времени года?

(Когда мягкий и уже тающий снег «ложится усталый на скользящий обрыв»)

(Анненский говорит про « непорочные сны», наполненные мечтами и надеждами).

VII . Выразительное чтение стихотворения «Снег».

Ребята, не забывайте за проблемный вопрос.

У:- В Париже и Берлине, Риме, Нью-Йорке – везде русская эмиграция боролась за собственный голос. В Европейских столицах были организованы русские лит. центры, издательства. Центром далеко от России, они не теряли связи с родной землей. Их мысли и души были вместе с родиной.

Звучит отрывок песни Э. Пиаф «Париж».

У:- Ребята, закройте глазки, отдохнем и перенесемся в ту эпоху, представим Париж.

В это время учитель продолжает пояснять, перенося детей в то место и плавно переходим к другому автору и стихотворению.

У: - С ноября 1920 года они обосновались в Париже и, как когда-то в Петербурге стали проводить свои «воскресенья» на 11 – бис Колонель Боннэ. В этом доме и возникла мысль о «Зеленой лампе».

Париж. Предрождественское воскресенье. Дождь. Мы сидим за длинным чайным столом на 11 – бис Колонель Боннэ. Мережковский вяло обсуждает заседание «Зеленой лампы».

У: - Кто такой Мережковский?

Портрет поэта вывешивается на доске. Следующий ученик делает свое сообщение.

Ученик рассказывает краткую биографию Мережковского.

У: - Что нового вы для себя узнали?

Что хотели бы узнать?

Слово учителя.

В один из приездов на дачу Дмитрий Мережковский весной 1896 года написал стихотворение «Родное». В это время он уже был известным поэтом. Мережковский очень глубоко переживал смерть своей матери. На даче под Петербургом каждая мелочь напоминает о ней и хранит тепло ее рук. Поэтому он часто гуляет и отмечает «Родимые, печальные места!»

Слушание аудиозаписи стихотворения в исполнении Покровской «Родное».

У:- Подумайте, что же хотел сказать Мережковский на ваш взгляд.

(Слушание муз. композиции Покровской «Родное».)

Его успокаивает «протяжный гл однообразны сосен».

Найдите эпитеты. Песни, какие?

А май какой?

Бледный.

У:- О чем это может нам сказать?

«В полях затишье полное тоски»- говорит он.

С чем Мережковский сравнивает майский дождь?

Д:- С бесконечными слезами.

У:- Однако, он признается, что в родном доме боль притупляется – смотрите последний куплет.

Он постепенно начинает смиряться с мыслью, что самые близкие люди рано или поздно ходят. Но остаются воспоминания, которые являются бесценными и могут причинить как боль, так и радость.

У: - Что нужно знать самым первым, чтоб проанализировать стихотворение?

Чтобы сделать анализ стихотворения необходимо знать его историю создания.

У:- Не забывайте о вопросе!

- Физическая минутка.

- Выразительное чтение стихотворение «Родное».

У:- Давайте послушаем биографию Н.Заболоцкого.

Третий ученик рассказывает сообщение о Н Заболоцком.

Прослушайте его стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению, подумав над вопросом №1 стр.224.

У: - Обратите внимание на презентацию как четко художник понимает чувства автора.

VIII - Выразительное чтение стихотворения.

    Игра.

Собери стихотворение (ребята делятся на пары и собирают стихотворение кто быстрее).

VIIII . Беседа по проблемному вопросу.

У: - Итак, кто из прочитает мне проблемный вопрос нашего урока?

Кто даст на него ответ?

Мы пришли к выводу, что наследие русского зарубежья важно для нравственного развития, любви к Родине, и познания ее во всем ее величии.

И несмотря на то, что поэты находились зарубежом их неоставляли чувства любви к Родине. Частица Родины в душе помогала им выжить.

У: - Что бы вы еще хотели узнать?

У: - Давайте проведем рефлексию. Она у вас на партах в виде теста.

X . Рефлексия.

1. На уроке я работал/ла -

2. Своей работой на уроке я -

3. Урок для меня показался -

4. За урок я -

5. Мое настроение -

6. Материал рока мне был -

7. За урок я оцениваю себя на -

XI Домашнее задание.

Домашнее задание даю интегрировано.

    Стихотворение наизусть на выбор. Для всех.

    Анализ стихотворения на выбор. Кто сможет.

План анализа стихотворения лежит на парте у каждого.

Мы еще продолжим разговор о поэтах русского зарубежья на следующем уроке. А сейчас спасибо за урок. Занятие окончено.