Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Памятник добролюбову анализ. Николай Некрасов — Памяти Добролюбова: Стих. Возможно вам будет интересно

Относится к мартирологу, который создал Николай Алексеевич, посвятив памяти близких знакомых. Он включает в себя помимо указанного произведения "Памяти приятеля" (написанное в 1853 году и посвященное Белинскому), "Не рыдай так безумно над ним" (навеянное неожиданной смертью Писарева, который при странных обстоятельствах утонул; 1868 год), "На смерть Шевченко" (год создания - 1861). В этой статье мы проведем анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова".

Смерть героев мартиролога

Преждевременно умерли герои всех произведений, перечисленных выше: в 37 лет - Белинский, в 47 - Шевченко, в 25 - Добролюбов, в 28 - Писарев. Смерть каждого из них поэтому интерпретируется Николаем Алексеевичем не как следствие трагической случайности или болезни. Это самая настоящая гибель, совершенная за родину, за свой народ, за любовь к ближним. "Памяти Добролюбова" это доказывает.

Добролюбов в жизни Некрасова

Добролюбов Николай Александрович - один из некрасовских "мучеников". Годы жизни его - 1836-1861. Этот человек является известным литературным критиком. Он создал весьма проницательные и яркие статьи о творчестве Гончарова, Тургенева, Островского. Некрасова и Добролюбова связывали дружеские отношения. Николай Александрович в последние годы жизни являлся ведущим публицистом издаваемого

Жил он в соседней с ним квартире, приходил чуть ли не ежедневно обедать к писателю, даже работал в его комнатах над своими статьями.

Что хотел выразить прежде всего в этом стихотворении Некрасов?

В 1861 году скончался Добролюбов. Посвященное ему стихотворение написано было через три года после его гибели. Поэтом, следовательно, руководила не только живая скорбь об умершем. Ведь спустя три года она должна была неизбежно притупиться. Существовала другая художественная цель. Об этом стихотворении сам автор рассказывает, что он хлопотал прежде всего не о верности факта, а хотел выразить идеал общественного деятеля, лелеемый одно время Добролюбовым. Очень важно для нас это признание Николая Алексеевича. Анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова" должен основываться именно на этой мысли. Открыто признает поэт, что не создавал портрет, а писал икону. В стихотворении сквозь реальные черты Николая Александровича просвечивает сияние его идеала.

Новый "святой" тип

В русской культуре вполне определенный, конечно, существовал давно. Он разрабатывался веками христианской (православной - в России) церковью и воплощен был в сонме святых. Однако для интеллигенции 1860-х годов, атеистически настроенной, давно утратила христианская святость свой путеводный смысл, свою притягательность. Перед Николаем Алексеевичем стояла задача описать новый "святой" тип, жизненный образец, который мог бы стать ориентиром для людей, принадлежащих к новой формации. Этот образец - основная тема стихотворения "Памяти Добролюбова".

Некрасов при формировании своей новой поэтической системы использовал многие элементы, присущие старой. Он обратился, выражая в произведении "идеал общественного деятеля", к образам, в русской культуре уже существующим. Заговорил поэт на языке, хорошо знакомом читателям.

Скорбь Некрасова

Глубоко интимное, личное чувство гражданина-борца наполняет это произведение. Проведенный нами анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова" подтверждает это. Поэт в первых строчках как будто сдерживает собственные чувства: мужественная, суровая скорбь звучит лишь в подтексте. Она выражается в том, что, обращаясь к Добролюбову, как к живому, говоря своему другу "ты", Некрасов использует вместе с тем (в строчке "суров ты был..."). Однако чем ярче образ покойного, тем трагичнее звучит ощущение невозвратимой потери.

Перечисление добродетелей

Николай Алексеевич перечисляет главные христианские добродетели в произведении "Памяти Добролюбова". Стих этот описывает их на идиоматическом языке. Это борьба с мирскими наслаждениями, со страстями, добровольный аскетизм, обращение сердец, проповедь, служение родине, а в конце жизни - мученическая кончина. Однако христианские черты у Николая Алексеевича наполняются иным смыслом, поскольку не бог, а родина находится в центре поэтического мира, который описывает Некрасов ("Памяти Добролюбова"). Стихотворение приобретает, таким новизну.

- пророк

Поэт намекает на пророческое дарование Николая Александровича - "вещее перо" у него. Мифологема "пророк - идеал общественного деятеля" позднее подробно будет развернута в некрасовском стихотворении "Н.Г. Чернышевский (Пророк)", написанном в 1874 году.

Хорошо был известен уже в то время образ пророка русской поэзии, однако функциями его наделялся поэт. Времена теперь изменились. Некрасов пишет в конце своего стихотворения знаменитые строчки о том, что поэтом можно и не быть, но обязательно являться гражданином.

Николай Алексеевич, продолжая житийную традицию, касается также посмертной участи, памяти Добролюбова. Стих, посвященный ему, восхваляет описанный автором идеал. Некрасов пишет, что Добролюбов "высоко вознесся" через годы, когда "страсти улеглись". Автора приводит инерция христианских образов к вере в бессмертие этого человека - парадоксальному итогу.

Две последние строки этого произведения стали крылатыми. Их часто повторял В.И. Ленин. Этот вождь сделал их эпиграфом к статье, которая посвящена памяти Ф. Энгельса. И в наши дни их можно слышать, когда выражается скорбь о смерти великого человека. Со свойственным этому поэту лаконизмом Некрасову удалось выразить и гордость за патриота, который отдал родине жизнь, и чувство боли.

Таково вкратце описание произведения, которое создал Некрасов ("Памяти Добролюбова"). Стих этот сегодня включен в школьную программу по литературе.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) — российский писатель, поэт, публицист, являющийся классиком русской литературы.

В 1847-1866 годах был руководителем и знаменитого журнала «Современник», а после работал в «Отечественных записках». Разделял революционно-демократические убеждения своих просвещенных современников.

Стихи Некрасова были пронизаны темой страданий народа, бедственного положения крестьян. Поэт обогатил русскую поэзию красочностью народного фольклора и языка, используя речь, свойственную простому народу. Тем самым Некрасов расширил привычные рамки российской поэзии. Он, как никто до него, решился на дерзкое сочетание романтических и сатирических мотивов в одном стихотворении. Поэзия Некрасова благотворно повлияла на развитие русской, а после и советской поэзии.

В 1864 году было написано замечательное стихотворение Н. Некрасова «Памяти Добролюбова», в котором автор не только по достоинству оценил творчество выдающегося литературного критика Добролюбова, но и раскрыл его человеческие качества.

История создания

В 1858 году Некрасов познакомился с литературным критиком, публицистом и поэтом-сатириком Добролюбовым. Он работал в журнале «Современник». Николай Добролюбов отличался выдающимися литературными способностями и смелыми суждениями.

Близкой дружбы между Некрасовым и Добролюбовым не было, ведь разница в возрасте у них была значительная. Но Некрасов с неизменным удовольствием прочитывал статьи молодого критика и восхищался его смелостью и принципиальностью, с которыми тот безжалостно обрушивался на горе-литераторов. К тому же Николай Добролюбов умел распознавать действительно талантливых литераторов. Он тщательно анализировал их сочинения, а его рецензии были детальными и глубокими.

В 1861 году в возрасте 25 лет Николай Добролюбов умер от чахотки. И Некрасов осознал, что русская литература лишилась человека, умевшего просто и доступно донести до читателей, какие литературные произведения заслуживают внимания, а какие никуда не годятся.

Изначально у стихотворения, посвященного Добролюбову, не было названия.

Жанр стихотворения

Проводя анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», следует указать, что его жанр - эпитафия. Оно лишено романтичности, которая свойственна произведениям такого жанра в XIX веке. Напротив, Некрасов дает реалистичный психологический портрет Добролюбова.

Занимаясь анализом стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», понимаешь, что основной мыслью стихотворения является обозначение грандиозной роли деятельности Добролюбова для воспитания мыслящей молодежи. Николай Добролюбов - яркий пример жизни, наполненной борьбой за счастье родной страны.

О структуре

Стихотворение состоит из разных по длине 6 строф (4 четверостишия, 1 пятистишие и 1 семистишие, которое обрывается на высокой ноте). Сделав анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», можно убедиться, что его форма подчиняется содержанию.

Личность Добролюбова в стихотворении

Поэт развивает мысль о том, что Добролюбов совершил подвиг, отдав свою жизнь на служение высоким идеалам. Некрасов показывает читателям молодого писателя как мудрого и зрелого человека. Конечно, сложно представить, что столь молодой критик стал грозой литературных деятелей, к которым он относился строго, но объективно.

Некрасов упоминает, что Добролюбов отдал свою жизнь родной земле, предпочитая ее любовь женской любви. Но Россия слишком поздно сумела оценить все дары, которые были преподнесены ей молодым публицистом. В анализе стихотворения Николая Некрасова «Памяти Добролюбова» говорится, что, если бы не болезнь, так рано унесшая юный талант, ему удалось бы изменить своей деятельностью общественное мнение, заложив прочный фундамент для нового общества, способное свободно мыслить. Но этого не случилось. Хотя автор предполагает, что творчество Добролюбова послужило мощным толчком к тому, что в Российской империи отменили крепостное право.

Поэт подчеркивает, что за все свое существование земля русская не рождала такого выдающегося сына. При этом Некрасов убеждает читателей, что Добролюбов жил и занимался литературным творчеством и общественной деятельностью не для личной выгоды, а для славы России, которую мечтал изменить в лучшую сторону. Если бы в Российской империи хотя бы иногда рождались патриотично настроенные самоотверженные люди, подобные Добролюбову, судьба государства была бы совсем иной.

Из анализа стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» узнаешь, что главные добродетели Николая - это суровое подчинение рассудку всех страстей, сознательный отказ от наслаждений и молодости, духовная чистота. Вызывает некоторое удивление, что Добролюбов отказался от любви женщин ради любви к Родине. Возможно, он считал, что сосредоточение на собственной высокой цели невозможно, обретя личное счастье.

Сделав по плану анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», становится очевидным, что молодой критик нес в массы отношение к жизни и литературе, основанное на разумном начале.

Размер и рифма

Проводя анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», необходимо отметить, что оно изложено пятистопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка является перекрестной, а женская рифма используется, чередуясь с мужской. Заключительные 3 строчки не рифмуются. Можно предположить, что вывод сопоставим с заклинанием, на которое Некрасов обращает внимание читателя. Чувствуется эффект недосказанности, потому что финальная строчка в 2 раза короче, нежели все остальные.

«Памяти Добролюбова» Некрасов

«Памяти Добролюбова» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Памяти Добролюбова » было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику «Современника». Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулёза.

Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова.

Стихотворение напечатано в «Современнике» № 11-12 за 1864 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру эпитафии, но лишено романтической условности, свойственной произведениям этого жанра в середине 19 в. Наоборот, в стихотворении читатель получает реалистический психологический портрет друга и соратника автора.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения - значение личности и творчества Добролюбова для воспитания русской революционной молодёжи.

Основная мысль: Николай Добролюбов - пример жизни, полностью посвящённой борьбе за счастье родины. Некрасов писал позже, что «старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов».

Стихотворение состоит из 6 строф, разных по длине: четыре четверостишия, одно пятистишие и одно семистишие, оборванное на высокой ноте. Это пример того, как форма подчинена содержанию.

Обращаясь к покойному другу на ты , как если бы он был жив, лирический герой начинает своё рассуждение с парадоксальной мысли: «Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать». Далее поэт развивает эту мысль о том, что подвиг Добролюбова есть жизнь, отданная родине, любовь к которой сначала противопоставляется любви к земной женщине, а затем превозносится в гордом и торжественном плаче: «Плачь, русская земля, но и гордись...» Завершает стихотворение обращение к матери-природе, рождающей таких людей и не дающей заглохнуть ниве жизни.

Тропы и образы

В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.

Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого - праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова - суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота. Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для неё он готовит светлый рай и перлы для венца (метафоры лучшей жизни).

Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору (любовница суровая).

Добролюбов несёт в мир разумное отношение к жизни и литературе (это работа литературного критика), становится светильником разума (символ просвещения).

При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра .

Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознёсся» над людьми. Так атеист Некрасов создаёт своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей. Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах (метафора) таких людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная. Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт. К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности.

Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов познакомился с Николаем Добролюбовым в 1858 году и очень уважал его за незаурядные способности как литератора, так и публициста.

Между ними очень большая разница в годах, поэтому, особой дружбы между ними не существовало, но своё уважение и восхищение поэт передал в своём известном стихотворении «Памяти Добролюбова».

Николай Добролюбов умер от смертельно опасной в то время болезни – чахотки – в 25 лет. С его смертью российская общественность потеряла талантливого литератора и публициста, который был одним из немногих своих соотечественников, кто мог очень просто и доступно рассказать своим читателям о тех произведениях, которые достойны их внимания.

Николай Некрасов в 1864 году создал стихотворение «Памяти Добролюбова», в котором пытается лично оценить значение творчества талантливого критика-литератора и моральные качества Николая Добролюбова.

Поэт утверждает, что Добролюбов своим творчеством учил человека жить ради общества, а не ради своей собственной славы, и что «более всего учил он умирать». Юный критик учил людей жить, не тратя при этом свои годы напрасно и утверждал, что лучше умереть молодым, но при этом отстаивать свои убеждения и оставаться верным своим убеждениям, нежели умереть от болезней в старости, ничего при этом не сделав для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Некрасов отмечает в своём стихотворении, что Добролюбов родину «как женщину любил» и отдал ей лучшие годы своей жизни. А вот эту же самую родину поэт называет «любовницей суровой».

Добролюбов, благодаря силе своего таланта, сумел начать процесс формирования общественного мнения и закладки мощного фундамента для создания условий рождения абсолютно нового социально-общественного строя. К тому же, Некрасов утверждает, что факту отмены крепостного права Россия обязана была именно творчеству Николая Добролюбова.

Также поэт уверен, что Россия «такого сына не рождала» и что этот человек прожил «не ради славы и денег», а для самой России, потому что он очень сильно мечтал о том, чтобы жизнь всего русского простого народа изменилась к лучшему. А вот если бы русская земля хотя бы изредка не рождала таких героев, то автор считает, что «заглохла бы нива жизни» в России.

Некрасов создал целый поэтический мартиролог, написав сразу несколько стихотворений, посвященных памяти своих близких знакомых - «Памяти приятеля» (1853), посвящено Белинскому, «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864), «He рыдай так безумно над ним» (1868) - навеяно внезапной смертью Писарева, утонувшего при странных обстоятельствах. Герои всех этих стихотворений умерли преждевременно: Белинский в тридцать семь, Шевченко в сорок семь, Добролюбов в двадцать пять, Писарев в двадцать восемь лет. И потому смерть каждого предстает у Некрасова не следствием болезни или трагической случайности, а самой настоящей гибелью - за свой народ, за родину, за жертвенную любовь к ближним.

Один из «мучеников» Некрасова - Николай Александрович Добролюбов (1836-1861), известный литературный критик, автор ярких и часто весьма проницательных статей по творчеству Островского, Тургенева, Гончарова. Добролюбова и Некрасова связывали приятельские отношения, последние годы жизни Добролюбов был ведущим публицистом «Современника», жил в соседней с Некрасовым квартире, чуть ли не ежедневно приходил к нему обедать и даже работал в некрасовских комнатах над своими статьями.

Добролюбов умер в 1861 году; стихотворение, посвященное ему, написано три года спустя. А значит, поэтом руководила не одна только живая скорбь по ушедшему, острота которой через три года неизбежно должна была притупиться, но и какая-то иная художественная цель. «Надо заметить, что я хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов», - писал сам поэт об этом стихотворении. Поэт открыто признает, что создавал не портрет, а своего рода стихотворную икону. Сквозь реальные черты конкретного человека в стихотворении просвечивает сияние идеала.

Вполне определенный нравственный идеал в русской культуре, конечно, давно существовал, веками он разрабатывался православной церковью и воплотился в целом сонме святых. Ho для атеистически настроенной интеллигенции 1860-х христианская святость утратила свою притягательность, свой путеводительный смысл. Перед Некрасовым стояла задача создания «святого» нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации.

Выстраивая новую поэтическую систему, Некрасов использовал многие элементы системы старой, а выражая «идеал общественного деятеля», поэт также обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке.

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять...

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял...

Некрасов перечисляет основные христианские добродетели, причем описывает их на характерном «церковном» языке - борьба со страстями, мирскими наслаждениями, добровольный аскетизм, бескорыстное служение родине, проповедь и обращение «честных сердец», затем мученическая кончина. Ho христианские понятия наполняются у Некрасова иным смыслом, ведь в центре его поэтического мира - родина, а не Бог.

Поэт намекает и на пророческое дарование Добролюбова - у него «вещее перо». Позднее мифологема «идеальный общественный деятель как пророк» будет подробно развернута в стихотворении Некрасова «Н. Г. Чернышевский (Пророк)» (1874). Русской поэзии образ пророка был уже хорошо известен, однако до сих пор чертами пророка наделялся поэт. Теперь времена изменились - «Поэтом можешь ты не быть, / Ho гражданином быть обязан».

В соответствии с житийной традицией Некрасов касается и посмертной участи своего героя: «Года минули, страсти улеглись, / И высоко вознесся ты над нами...» Инерция христианских образов приводит автора к парадоксальному итогу, к вере в бессмертие своего героя - после смерти Добролюбов вознесся в небесные обители, жизнь его продолжается и за порогом смерти, только в каком-то ином качестве.

На противопоставление жизни и смерти построено все стихотворение. В первой же строфе («Учил ты жить... но более учил ты умирать») названы оба полюса, напряжение между которыми и создает трагическую атмосферу стихотворения. Жизнь Добролюбова оказывается лишь неуклонным движением к смерти, к неизбежной развязке. Ho затем выясняется, что сам факт появления такого человека на свет, независимо от того, что сейчас его нет в живых, способствует продолжению жизни на земле.

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...

Слово «жизнь» обретает здесь новую глубину и объем - это не только жизнь как существование людей на земле, это жизнь как синоним всего подлинного, истинного, не фальшивого. Последнее значение слова вновь соединяет Некрасова с христианской традицией. В заключительных, только что процитированных строках стихотворения можно увидеть и скрытую отсылку к известной народной пословице - «He стоит село без праведника».

К этой теме Некрасов обращался неоднократно. И Белинский, и Шевченко, и Писарев, и Чернышевский, и Гриша Добросклонов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» - те самые «сеятели», образ, также заимствованный из Евангелия, которые, засевая «ниву народную» разумным, добрым и вечным (см. стихотворение «Сеятелям»), должны были, по мысли поэта, возвести русский народ на сияющие высоты «счастья», туда, где ему жить будет «хорошо». Проблеме народного счастья и путей его обретения Некрасов посвятил целую поэму, главный труд своей жизни.