Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Маршак дядя. Сергей Михалков. Дядя Стёпа. Замечательный детский писатель

Мальчик сидел за столом и разглядывал висевшую на стене фотографию своего отца. Его уже не было в живых. Мальчик раскачивался на стуле и играл со своей собакой, которая сидела под столом. Сильно раскачавшись, он ухватился за скатерть, со стола упала чашка и разбилась вдребезги.

На шум выбежала мама и очень расстроилась, когда узнала, что разбилась чашка отца. Мальчик испугался и сказал, что чашку нечаянно разбила собака.

Мама рассердилась и сказала, что теперь Бум будет жить в будке и вывела его на улицу.

Наступал вечер, мальчик чувствовал себя виноватым, он видел, как Бум лежит на крыльце и смотрит на дверь. Мальчик очень переживал, что собака останется ночью на улице, он боялся, что ему будет холодно и одиноко.

Он вышел из дома и сел рядом с Бумом, он увидел, как мама стояла у окна и смотрела на них.

После ужина пошел дождь, мальчик лежал на кровати и прислушивался. Он слышал, как лаял Бум и просился домой. Мальчик не выдержал и поспешил к маме в комнату. Он признался, что это он разбил папину чашку и попросил впустить собаку.

Вместе с мамой, они тут же побежали открывать дверь. Бум забежал мокрый и довольный, что он наконец-то дома.

В эту ночь они не могли заснуть. У всех троих в голове был вопрос почему.

Рассказ учит читателя быть смелым, не бояться признавать свою вину и отвечать за свои поступки.

Картинка или рисунок Почему?

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Крапивин Мальчик со шпагой

    История начинается на маленькой железнодорожной станции, куда приходит юный герой. Мальчик Серёжа Каховский совсем один, но все замечают, какой он воспитанный и вежливый. Там он находит себе друга – бездомного лохматого пса.

  • Краткое содержание Апдайк Кролик, беги

    Молодой человек по имени Гари Энгстром с детства имеет смешную кличку Кролик. Внешне он чем-то напоминает это животное. Кролик в школе считался лучшим баскетболистом и поэтому не может пройти мимо детей

  • Краткое содержание Горький Варвары

    Тишину и привычный мещанский жизненный уклад уездного города нарушает появление инженеров из столицы. В городке планируется построить железнодорожное полотно.

  • Краткое содержание Золотой жук Эдгар Аллан По

    Рассказчик повести знакомится с очень интересным и необычным человеком Вильямом Леграном. Вильям является главным героем этой повести. Некогда это был очень богатый человек, однако неудачи, следовавшие одна за другой привели его к нищете

  • Краткое содержание Фромм Искусство любить

    Книга поделена на две части. В первой части автор рассматривает любовь с точки зрения теории. Он подробно разбирает такие понятия как любовь матери к ребенку, любовь между мужчиной и женщиной, любовь человека к Богу и даже любовь к самому себе

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой...

— Смотри, Бум... — шепотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.

Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон...

Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка... папина чашка... — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:

— Это... это... Бум!

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развел руками:

— Он немножечко подпрыгнул... и лапами...

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскребся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она все так же о чем-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай...

— Ты очень испугался? — повторила мама.

Я кивнул головой и крепко обнял ее за шею.

— Если ты... нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил ее, торопясь и заикаясь:

— Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши ее порозовели. Она встала:

— Бум не придет больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа...

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом... Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь... Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной... и если б сам папа был жив... Ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное... И я боялся не наказания — я с радостью перенес бы самое худшее наказание. Но мама так берегла все папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась все больше...

Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моем лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума...

— Хоть в кухню... мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слезы и перебирая под столом бахрому скатерти.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама.

Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из ее комнаты проникала ко мне желтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Все самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернется. Но папа не вернулся...

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери все еще просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее:

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял ее лицо, смятый мокрый платочек лежал под ее щекой.

Она открыла глаза, обняла меня теплыми руками. Тоскливый собачий лай донесся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума...

Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы, от него пахло дождем и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улегся на свое место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»

Мама долго не спала. Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал, лежа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было свое «почему».

Как я работаю над расказом
В.А. Осеевой "Почему?"

Один и тот же текст разные ученики читают и понимают по-разному. Каждый видит в нем свое. Для учителя важно довести до сознания ребенка те вещи, которые в силу возраста не видны ему сразу.

Для анализа я выбрала рассказ В.А. Осеевой "Почему?" Большинство моих учеников (в силу своего возраста, маленького жизненного опыта и небогатого опыта работы с произведением) восприняли идею этого рассказа как назидание. Рассуждая о том, зачем В.Осеева написала этот рассказ, они говорили: "Рассказ написан для того, чтобы другие дети не обманывали родителей", "тайное всегда становится явным". Но ведь при таком понимании идейно-художественного смысла рассказ становится всего лишь иллюстрацией к тому, что уже давно известно: читатель и до знакомства с произведением знает, что лгать нехорошо. В ходе анализа этого произведения я предприняла попытку показать своим ученикам, что автор создал это произведение вовсе не для того, чтобы "дети не обманывали родителей", чтобы "они сразу признавались". Гораздо важнее для Осеевой раскрыть внутренний мир героя, его мысли и переживания, показать, как изменяется герой, когда в его душе "просыпается" голос совести. Для этого я использовала такие приемы анализа текста, как сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора, сопоставление картины природы и душевного состояния главного героя. Глубинный смысл произведения Осеева выражает многообразными выразительными средствами: интонацией, прерывистостью и плавностью речи персонажей, особым подбором слов. Мои ученики попытались, к примеру, показать, что в предложении "Это... Бум!" пропуск многоточия приведет к изменению интонации, а значит, к изменению смысла читаемого и восприятия поступка героя.
В ходе предварительной подготовки мною были поставлены следующие цели урока:

1. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять все произведение.

2. Показать, что в центре данного произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

3. Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст.

Этому произведению я посвятила два урока. На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом.
После прочтения первой части ученики высказывали свое мнение о главном герое, а также предположили, каким может оказаться продолжение рассказа. Суждения учащихся фиксировались на аудиокассету. Второй урок был полностью посвящен анализу рассказа.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой "Почему?" Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению, попробуем в известном тексте открыть для себя что-то новое. Сейчас я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое.

Выслушиваются высказывания детей, которые сводятся в основном к тому, что ученики осуждают поступок главного персонажа, называют его "обманщиком и предателем", жалеют собаку и маму.

– Какой-то непривлекательный получился у нас герой. Давайте теперь обратимся к тексту и попытаемся понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику. У каждого на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое-что изменила. Прочитайте этот отрывок.

Отрывок взят из первой части рассказа. Начинается со слов: "Стол выскользнул из моих рук". Заканчивается словами: "Он немножечко подпрыгнул... и лапами..."

– А теперь сравним этот отрывок с текстом рассказа. Что я изменила или пропустила?

Изменения фиксируются на доске заранее подготовленными карточками с выдержками из произведения.

Дети. Вы вместо "тихонько сполз" написали "встал".

У. Но ведь и так все понятно. Попробуйте изобразить, как главный герой встал (показывает один ученик ) и как он тихонько сполз (показывает другой ученик ). Есть разница?

Д. Есть. Встал – значит, он ничего не боится и делает это уверенно. А когда мальчик тихонько сползает, значит, он понимает, что натворил, и делает это неуверенно, боязливо.

У. Как точно вы подметили, к чему может привести замена всего лишь нескольких авторских слов! Давайте искать дальше.

Д. Вы пропустили слова: "сердце замерло, язык заплетался, колени у меня дрожали, уши мои горели".

У. Но мы и без этих слов понимаем, что мальчик обманул маму.

Д. Если пропустить эти слова, то получается, что герою просто и легко обмануть маму, свалить вину на собаку. Делает он это без стыда, не стесняясь. А вот с этими словами мы понимаем, что мальчик обманывать не умеет.

У. А ведь можно даже предположить (Осеева не пишет об этом), что обманывает мальчик в первый раз, что раньше ему не приходилось этого делать. Ребята, если бы Осеева хотела показать главного героя ловким обманщиком и предателем, стала бы она писать эти слова?

Д. Наверное, нет.
– А еще вы не поставили многоточие в предложении " Это... это... Бум". Без многоточия получается, что мальчику нетрудно обвинить своего друга. А с многоточием получается, что мальчик волнуется, с первого раза ему даже не удается произнести кличку собаки.

У. Молодцы, ребята! А можно ли теперь догадаться, как относится писательница к своему герою?

Д. Мне кажется, что ей жалко мальчика. Да, он обманывает, но делает это неумело.

У. Но почему же все-таки мальчик не признался сразу.

Мнения детей разделились. Одни считали, что мама мальчика накажет за разбитую чашку. Другие утверждали, что герой очень сильно испугался, поэтому и не признался.

Д. Я думаю, что мальчик не признался не потому, что мама его накажет. Вот здесь написано: " ...мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное..." Он просто испугался, поэтому и не признался сразу.
– А я думаю, что он не признался, потому что чашка была папиной.

У. Перечитайте, как пишет об этом Осеева.

Д. "...ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь..." и "...но мама так берегла все папино..."

У. Получается, что и в первой части рассказа В.Осеева пишет: "...так берегли", и во второй части снова повторяет: "...так берегла". Выходит, автор повторяет одно и то же. Зачем? Может, попробуем обойтись и без слова "так"? Читаем, что получится без слова "так".

Дети выполняют задание.

– Все понятно? Ничего не изменилось?

Д. Да, все понятно.
– Нет, без слова "так" мы не поймем, что чашка была очень, очень дорога маме и сыну. Ведь фотография и чашка – это все, что осталось от папы.

У. Вот вы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово! Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?

Д. Взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.

У. А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?

Д. Я думаю, можно понять, что она знает, кто разбил чашку, по ее виду.

Описание внешности мамы фиксируется на доске.

– У нее лицо потемнело, а потом она о чем-то задумалась.
– Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум (собака), ее лицо, шея и уши стали розовыми.

У. Как вы думаете, о чем могла думать мама?

Д. Может быть, она думала: "Почему мой сын не может признаться?", "Неужели он станет обманщиком?"

У. А пыталась ли она помочь сыну сказать правду?

Д. Она повторяла два раза: "Ты очень испугался?" А потом: " Если ты нечаянно..."

У. Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение?

Д. Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.

У. Легко ли было маме принять такое решение?

Д. Я думаю, что нелегко. Ведь и она любит Бума!

У. Во второй части рассказа Осеева приводит описание природы перед дождем. Давайте перечитаем его.

На доске появляются слова: небо потемнело, за окном черно, страшное, тоскливое и пугающее собралось за окном.

Ученики притихли, задумались. Никто не решается ответить.

– Хорошо. Я вам немного помогу. Представьте, что вам предстоит нарисовать картину природы, которую описала Осеева. Какие краски вы выберете?

Д. Я выберу серые, даже черные краски. Нарисую, как качаются деревья. По небу плывут черные тучи.

У. А теперь прочитаем, что происходит в душе мальчика.

На доске появляются слова: "на сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться".

– А какие краски вы выберете, чтобы изобразить душевное состояние героя?

Д. Я выберу темные тона: серые, черные, темно-синие.

У. Вы обратили внимание, что и природу, и состояние души героя вы изобразите темными красками. В природе происходит волнение перед дождем, и главный герой тоже волнуется, мучается, переживает за своего друга. Описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика.
Что подтолкнуло мальчика принять решение? Прочитайте об этом.

Д. "И вдруг в мое стекло с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее...
– Мама! Это я разбил чашку. Это я, я!"

У. Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Ребята, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило?

Поднимается вверх одна рука.

Д. Совесть не давала ему покоя.

У. Молодец! Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою? Что теперь вы можете о нем сказать?

Д. Сначала мальчик мне не понравился, потому что по его вине страдал Бум. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него.
– А мне было жалко и маму, и Бума, и даже мальчика, когда он мучался, переживал за собаку.

У. Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.