Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Консультирование тревожных пациентов. Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования. На тему: « Консультирование тревожных пациентов»

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

    все отзывы

    Наталья,

    “Этот набор карт очень удобен в работе, подходит как для диагностической, так и для коррекционной работы. Удобно, что можно использовать и картинки и фразы, слова. Помогает быстро понять семейную ситуацию, ее восприятие разными членами семьи. Спасибо автору!”

    все отзывы

    “С огромными интересом и удовольствием дочитываю последние разделы последней 12-й главы книги. Книга порождает очень много мыслей и смыслов. Возникла важная мысль: эта книга была бы замечательным учебником для студентов всех психологических и гуманитарных факультетов, и могла бы заменить несколько учебных курсов по психологии, в частности, "Введение в психологию". Впервые при прочтении этой книги возникает последовательно развёрнутое и при этом целостное представление о современной психологии человека и его психике, в отличие от того, что существует ныне: психология, разбитая на школы, теории и подходы. Новый теоретический взгляд и подход Екатерины Юрьевны, описанный в книге, позволяет целостно и синтетически воспринимать как самого человека, так и современные психологические теории о нём. Книга написана замечательным языком, понятным любому человеку (со множеством примеров), особенно будет полезна для чтения студентам и неспециалистам, а специалистов порадует новизной подхода к человеку, и его психике, и к самой психологии. Считаю эту книгу книгой нового тысячелетия. В ней отражена идея великих учёных, философов, психологов, культурологов, этологов, социологов - создать целостную непротиворечивую научную картину человеческой психики. Екатерине Юрьевне это удалось - за что ей огромная читательская и профессиональная благодарность. Горжусь тем, что в России есть такие серьёзные мыслители мирового масштаба, как Екатерина Юрьевна Патяева.”

Консультирование тревожных клиентов

Психологическое консультирование тревожных клиентов имеет некоторую специфику, связанную как с личностными особенностями клиента, так и с его поведением во время консультаций.

В нормальном состоянии человека чувство, ощущение тревоги предупреждает об опасности, угрозе. Это чувство тревоги не только предупреждает об опасности, но и побуждает к избеганию её. Тревожность имеет не меньшую ценность, чем боль. Если боль предупреждает о внутренней проблеме организма, то тревога – о внешней угрозе.

З. Фрейд определяет тревожность как сигнал со стороны Ego, предупреждающий индивида о внутреннем конфликте. В данном случае тревожность рассматривается как весьма длительное состояние тревоги, затрагивающее всю личность. Данный конфликт – с точки зрения психоанализа – происходит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Тревожность – сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты.

В психоанализе тревожность рассматривается как интрапсихическое явление, то есть обусловленное внутренне. Тревожность связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты человека. Тревожность в отличие от страха обычно представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу.

Психоналитики считают, что в основе тревожности всегда лежат внутренние конфликты личности. Иными словами тревожные люди всегда представляются невротиками. Сложно не согласиться с тем, что часто так и бывает. Однако не во всех случаях тревожность можно рассматривать как невроз. Длительное состояние тревожности может быть вызвано исключительно внешними факторами. К примеру, человек длительное время ожидает сокращения; он боится его, потому что объективно для него это является жизненной катастрофой; вместе с тем, работник плохо ориентируется в ситуации, не знает что он может сделать в этой ситуации, что еще сильнее усиливает тревожность; как только угроза сокращения полностью исчезает (уволили, например, других людей), в кратчайшие сроки тревожность исчезает.

С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к одному из инстинктивных способов спасения:

– нападению (активному сопротивлению),

– отступлению (бегству),

– замиранию (пассивному сопротивлению).

Специфика тревожности состоит в том, что человек еще не определился еще с тем, как ему быть. Вместе с тем он в своем воображении проигрывает разные варианты действия. Активное сопротивление и бегство требуют мобилизации: возбуждается сердечно-сосудистая система, угнетается деятельность пищеварительного тракта (одним словом, возбуждается симпатический отдел нервной системы). При пассивном же сопротивлении требуется быть тихим и незаметным, стремиться вызвать жалость и сострадание со стороны окружающих. Тревожный человек проигрывает в своей голове разные варианты поведения. Отсюда у него возникает неуравновешенное состояние, "тревожная лихорадка".

В большинстве случаев все же в целом у тревожности имеется характерный знак. Одни люди в состоянии тревожности испытывают хроническое перевозбуждение: у них пропадает сон, аппетит, им очень сложно успокоиться, они постоянно взвинчены. У других людей наоборот: повышается сонливость, они постоянно испытывают чувство голода, им сложно сосредоточиться, хочется постоянно отдыхать.

У тревожности имеется широкий спектр физиологических реакций. Это объясняет, почему продолжительная тревожность вызывает психосоматические расстройства, а само состояние тревожности нередко "маскируется" жалобами соматического характера. Иногда в кабинет психолога или психотерапевта такие клиенты попадают через кабинет врача общей практики.

Как уже было сказано, тревожность не обязательно имеет хронический, нездоровый характер. Во многих ситуациях она объективна и исчезает после налаживания ситуации. На психологических консультациях однако нездоровая тревожность встречается значительно чаще. И все равно первым делом следует разобраться с характером тревожности – насколько она невротизирована.

Часто клиенты сами начинают жаловаться на тревожность как на мучительное, непроходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова произойдет подобная безымянная трагедия. Такого рода жалобы однозначно свидетельствуют о том, что тревожность перестала носить лишь объективный характер, она обрела уже и субъективные смыслы. Теперь если даже объективная угроза полностью исчезнет, тревожность сразу не пропадет, она продолжит подпитываться теми самыми субъективными смыслами.

Как отметил Р. Кочунас, человек, постоянно испытывающий тревожность, живет как бы под темным небом и не способен преодолеть напряжение ни усилиями собственной воли, ни с помощью близких. В таком состоянии обычно и попадают к консультанту. Даже немотивированная объективно тревожность часто обостряется и становится все более трудно переносимым состоянием. Крайне болезненный характер тревожность может принять у людей с выраженными шизоидными чертами – за счет бредовых, изощренных построений.

Тревожные переживания затрагивают всю жизнь, всю личность человека. Если бы тревожность вызывалась лишь частной проблемой, требующей решения, то это состояние можно было бы назвать озадаченностью. Если проблема требует интеллектуального решения, это была бы интеллектуальная озадаченность. Если требовалось бы поработать мускулами, это была бы физическая (физиологическая) озадаченность. Но состояние тревожность вызывается не проблемой, а проблемной ситуацией. И поэтому человек испытывает потребность не в решении частной задачи, а в изменении отношений с ситуацией: или приспособиться к ней, или изменить ее в лучшую сторону, или убежать от ситуации совсем.

Поэтому проблемная ситуация задевает человека целиком. И поэтому неопределенная тревожность это одно состояние. Не может быть две тревожности. Если возникают новые проблемные ситуации, общая тревожность усиливается. Если какие-то проблемные ситуации решаются, общая тревожность снижается. Если у человека раньше были лишь проблемы на работе, а потом вдруг появились серьезные проблемы дома, то не возникает еще одна тревожность, просто повышается общий ее уровень.

В результате неопределенная тревожность особенно угнетает при образовании новых неблагоприятных жизненных обстоятельств. Каждая новая проблема теперь повышает уровень общей тревожности, и это человека беспокоит все сильнее и сильнее. Вместо того, чтобы направить свои усилия на решение отдельной проблемы, человек ищет способы снижения общей тревожности.

Самое плохое, возможно, здесь заключается в том, что человек начинает избегать новых проблем. Каждая новая проблема для него – новое мучение. Когда существует постоянная угроза социальному положению, финансовому благополучию и т. п., то все вокруг представляется потенциально угрожающим. Человек перестает идти на контакт, он избегает проблем, возникающие проблемы он не решает. В результате с объективной стороны жизненная ситуация лишь ухудшается, что еще больше отодвигает сроки преодоления тревожности.

Понятно, что многие люди со временем приходят к выводу о том, что с неприятными ощущениями надо бороться как-то иначе, нежели решением объективных проблем. Кто-то находит выход в алкоголе и наркотиках, кто-то в лекарственных средствах (например антидепрессантах), кто-то в способах ухода от действительности (например азартных, компьютерных играх). Все это сильнее запутывает ситуацию.

Работа психолога с клиентом, который обратился из-за постоянной тревожности, утомительна, так как сложно понять, а потом клиенту трудно объяснить, какие проблемы скрыты за этими изнуряющими переживаниями. Консультант должен уметь разглядеть разные "лики" тревожности, поскольку тревожность часто проявляется не напрямую, а "перевоплощается".

Примеры маскировки тревожности:

– "Я раздражен",

– "Я в напряжении",

– "У меня слабость",

– "Я всего боюсь",

– "Мне грустно",

- "Я постоянно просыпаюсь по ночам",

– "Я не чувствую себя самим собой",

– "В присутствии жены у меня болит голова",

– стучание пальцами по столу,

– кручение пуговиц,

– докучливое моргание глазами,

– постоянные почесывания,

– переедание,

– чрезмерное пьянство или курение,

– навязчивая потребность покупать вещи,

– раздражительность,

– агрессивность,

– язвительность,

– навязчивое стремление шутить,

– болтливость или наоборот молчаливость и др.

Разумеется, каждый из этих примеров нельзя рассматривать в качестве однозначного симптома тревожности. Тревожность выясняется в первую очередь из разговора с клиентом. Эти примеры приведены для того, чтобы показать, что состояние тревожности вносит в процесс консультации много хаоса, "мусора". И с этим тоже приходится работать.

Например, если психолог видит, что клиент сильно болтлив, и эта болтливость является лишь маскировкой неуверенности в себе, связанной с тревожностью, то все равно словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание характерным, значимым деталям, за которые можно уцепиться в дальнейшей работе. Непрерывное говорение - это своеобразная форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать.

Тревожные клиенты часто перебивают консультанта, особенно в тех моментах, которые обещают некие неприятные переживания. Они часто отрицают слова психолога – лишь потому, что уже привыкли отрицать все то, что касается переживаний, – дабы их не усиливать. Психологу поэтому при работе с тревожными клиентами следует очень внимательно следить и за своими интонациями, и за своими словами. Некоторые вопросы или высказывания могут серьезно ранить клиента, однако сам клиент может понимать, что без ответов на такие вопросы ему будет сложно решить свои проблемы. От того, каким тоном, в каких выражениях высказывается консультант, будет зависеть решится ли клиент на глубокий контакт или же продолжит свои метания.

Тревожные клиенты могут вести себя по-разному. Некоторые из них защищаются от тревожности парадоксальным путем. Они с хода "берут быка за рога": открыто и демонстративно рассказывают о своих проблемах и заботах, а потом спрашивают, что им делать. Чаще всего такое поведение отражает скрытую враждебность к консультанту и/или процессу консультирования. Клиент на самом деле не собирается исполнять "предписания", он вообще сомневается в ценности такого рода взаимодействия. Тревожный клиент совсем не отличается эмоциональной уравновешенностью. Прямо по ходу даже одной встречи он может несколько раз поменять "тактику" своего поведения.

Психологическое консультирование. Справочник практического психолога Соловьева Светлана Леонидовна

5.1. Консультирование тревожных клиентов

Тревожность – одно из наиболее частых явлений, сопровождающих самую разнообразную клиническую симптоматику и психологические проблемы. Тревожно-депрессивный синдром, включающий в себя переживание тревоги, наряду с астеническим синдромом – наиболее частый вид эмоциональных нарушений как в психиатрической клинике, так и в клинике внутренних болезней. Тревога – одно из характерных переживаний людей, попавших в критические ситуации и испытывающих чрезвычайные воздействия. Тревога – эмоция, ближе всего стоящая к отражению боли: она несет сигнальную функцию в структуре внутренней картины болезни. Тревожность – сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, она задействует механизмы психологической защиты.

Легкая степень тревоги – беспокойство – определяется как чувствительность к опасности: она предупреждает о надвигающейся угрозе и мобилизует организм для ее преодоления. В этом случае тревога связана с прогностическими функциями психики; определенный уровень тревожности обеспечивает прогностическую компетентность, или антиципационную состоятельность, выполняя таким образом адаптивную роль, мобилизуя резервные возможности человека в трудных жизненных обстоятельствах.

Интенсивная степень тревоги – паника, ужас – оказывает на психофизиологические функции человека дезорганизующее воздействие, блокируя эффективное их функционирование. Охваченный ужасом человек теряет способность адекватно оценивать происходящие события, анализировать полученную информацию, конструировать адекватную реальности модель окружающего мира и принимать правильные решения. В этом случае тревога оценивается как деструктивное эмоционально-негативное психическое состояние, требующее коррекции.

С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения в организме, подготавливающие его к борьбе: отступлению, бегству или сопротивлению, нападению, атаке. При тревожности возбуждается сердечно-сосудистая система (учащается ритм сердечных сокращений, повышается артериальное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта перераспределяется в мышечную систему. Так организм готовится к активной деятельности. Широкий спектр физиологических реакций, сопровождающих состояние тревоги, объясняет, почему на фоне длительного состояния тревоги формируются разнообразные психосоматические расстройства, в частности, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта.

Различают тревожность как свойство личности, как относительно постоянную, относительно неизменную в течение жизни черту (личностная тревожность) и тревогу как отрицательное эмоциональное состояние. При этом определение тревоги как состояния является базовым, ключевым для определения тревожности как свойства личности. Тревожность – это «склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1998).

Тревожность рассматривается в качестве одного из основных параметров индивидуальных различий. Как правило, она повышена при нервно-психических и хронических соматических заболеваниях у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, а также у лиц с отклоняющимся поведением. Тревожность в структуре интегральной индивидуальности относится к уровню свойств личности и понимается как ожидание неблагополучного исхода в относительно нейтральных, не содержащих реальной угрозы ситуациях (Кисловская В. Р., 1971). Личностная тревожность – относительно устойчивая индивидуальная характеристика человека, дающая представление о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоуважению и престижу, и реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревожности (Спилбергер Ч. Д., 1966; 1972; Ханин Ю. Л., 1978). Личность с выраженными чертами тревожности, отмечает Спилбергер, склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Как субъективное проявление неблагополучия личности, тревожность находится в центре внимания врачей-психиатров, психотерапевтов, клинических психологов.

В отечественной литературе тревога определяется как отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом. Это состояние проявляется в «ожидании неблагополучного развития событий» (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1998). Тревога – эмоция, направленная в будущее, связанная с ожиданием возможных неудач. Думая о будущем в состоянии тревоги, человек предвидит, прогнозирует, предвосхищает возможные неудачи. Он формирует соответствующие прогнозу ожидания и установки, ведет себя в соответствии с этими установками и тем самым часто навлекает именно те события, которых боится. Поэтому в определенной степени можно сказать, что в состоянии тревоги происходит своеобразное программирование неудачи.

Прогнозирование опасности в переживании тревоги носит вероятностный характер. «В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. …У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности» (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1998). Тревога и страх сопутствуют также и событиям неожиданным: «внезапное появление неожиданного вызывает страх» (Кемпински А., 1998).

Разграничение тревоги и страха традиционно базируется на критерии, введенном в психиатрию К. Ясперсом (1948), в соответствии с которым тревога ощущается вне связи с каким бы то ни было стимулом («свободно плавающая тревога»), а страх соотносится с определенным стимулом и объектом («опредмеченная», конкретизированная тревога).

Как эмоция, направленная в будущее, функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на выявление угрожающего объекта. Так, по мнению Ф. Б. Березина (1988), тревога «представляет собой не столько форму психической адаптации, сколько сигнал, свидетельствующий о ее нарушении и активирующий адаптивные механизмы». Таким образом, по мнению автора, тревога может иметь охранительную и мотивационную роли, сопоставимые с ролью боли. «С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации; причем уменьшение интенсивности тревоги воспринимается как свидетельство достаточности и адекватности реализуемых форм поведения, как восстановление ранее нарушенной адаптации».

Изучению состояния тревоги традиционно уделяется значительное внимание как зарубежными (Давидсон и др., 1965, Спилбергер Ч. Д., 1972), так и отечественными исследователями (Немчин Т. А., 1966; 1983; Тарабрина Н. В., 1971; Ханин Ю. Л., 1978). Наиболее часто в литературе термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния, которое характеризуется субъективным ощущением беспокойства, мрачными предчувствиями, а с физиологической стороны – активацией автономной нервной системы.

Центральный элемент тревоги представляет собой ощущение угрозы. «Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда» (Спилбергер Ч. Д., 1983). Тревога – «ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения которой не поддаются предсказанию», «чувство диффузного опасения и тревожного ожидания» (Полдингер У., 1970), «неопределенное беспокойство» (Кемпински А., 1977), «представляет собой результат возникновения или ожидания фрустрации и наиболее интимный (и облигатный) механизм психического стресса» (Березин Ф. Б., 1988).

Сходные определения состояния тревоги даются и другими отечественными исследователями. «Тревога – устойчивое психическое состояние, которое характеризуется обратимостью при нормализации соматического состояния и социальных условий и определяется как устойчивое состояние неопределенной угрозы, характер и направленность которой неизвестны» (Соколов Е. И., Белова Е. В., 1983). Состояние тревоги облегчает формирование ряда других негативных эмоций и обеспечивает, по мнению авторов, яркое проявление этих отрицательных эмоций, их значительную интенсивность в ответ на незначительные эмоциогенные раздражители. Тревога как «субъективное чувство опасения и надвигающейся опасности» обычно негативно окрашена, она направлена в будущее, в противоположность таким эмоциям, как сожаление и чувство вины (Хорнблоу Э. Р., 1983).

Страх и тревога изменяют течение познавательных психических процессов. Под влиянием интенсивных переживаний тревоги, паники, ужаса наблюдается дезорганизация интеллектуально-мнестической деятельности. Этот феномен, обозначаемый как «аффективная загруженность», характеризует, в частности, особенности познавательной деятельности больных пограничными нервно-психическими расстройствами, пациентов с хроническими соматическими заболеваниями. У больных неврозами при тестировании может наблюдаться снижение интеллектуального коэффициента, обусловленное не интеллектуальной недостаточностью, а, скорее, эмоциональной загруженностью – переживанием проблем, конфликтных взаимоотношений, разнообразных жизненных сложностей.

Под влиянием тревоги может наблюдаться повышение или снижение чувствительности, нарушение перцептивной деятельности. При незначительно выраженной тревоге более характерным является повышение концентрации внимания с ростом эффективности аналитико-синтетической деятельности мышления (эффект мобилизации). При интенсивной тревоге – панике, ужасе – снижение концентрации внимания, нарушение оперативной памяти, понижение уровня аналитико-синтетической деятельности (эффект дезорганизации). Нарушения продуктивности мышления могут сопровождаться растерянностью, снижением волевой деятельности.

Таким образом, тревога сопряжена с теми индивидуально-психологическими характеристиками, как преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и в стабильности ситуации, высокая чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенная чуткость к опасности. При этом, как правило, превалирует мотивация избегания неуспеха, сенситивность, установка на конгруэнтные отношения с окружающими, зависимость от мнения большинства. В качестве ведущей потребности выступает избавление от страхов и неуверенности, уход от конфронтации. Выражена потребность в душевном созвучии (консонансе) с другими. Характерологически люди данного типа отличаются развитым чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромностью, повышенной тревожностью в отношении мелких житейских проблем, тревогой за судьбу близких. Им свойственна эмпатийность, то есть чувство сострадания и сопереживания, повышенная нюансированность чувств, выраженная зависимость от объекта привязанности и любой сильной личности. Мышление таких людей персеверативное, с тенденцией к повторам, к застреванию. Неустойчивое, аутохтонно колеблющееся внимание компенсируется склонностью к перепроверке сделанного, повышенным чувством долга. Недостаточная четкость стиля восприятия корригируется привычкой к повторным (уточняющим) действиям. Отмечается выраженная чуткость, склонность к сомнениям, рефлексивность, избыточная самокритичность, заниженная самооценка, контрастирующая с завышенным идеальным «Я». При этом у них снижен порог толерантности к стрессу. В стрессовой ситуации отмечается блокировка или ведомая активность вслед за большинством или лидирующей личностью. В качестве защитного механизма выступает ограничительное поведение и ритуальные (навязчивые) действия, трансформирующиеся в повседневной жизни в суеверия, истовую религиозность, приверженность интересам клана (семьи или референтной группы) (Собчик Л. Н., 2003).

Каждый человек испытывает состояние тревоги, но далеко не каждый обращается за консультацией к психологу или к психотерапевту по этому поводу. В большинстве случаев переживание тревоги, сопровождающее стрессовую жизненную ситуацию, проходит по миновании стресса. Разрешение конфликта нивелирует субъективно-неприятные переживания тревожного ряда. Однако в ряде случаев разрешение экстремальной ситуации не приводит к снижению тревоги. Напротив, может происходить дальнейшее развитие тревожной реакции с генерализацией этого переживания в другие сферы жизни и межличностных отношений. Тревога захватывает всего человека и становится постоянным спутником жизни. В консультировании мы сталкиваемся с клиентами, для которых тревога представляет мучительное непреходящее состояние, окрашивающее переживанием угрозы самые разнообразные психические процессы и состояния. Это хроническое тревожное состояние сопровождается в большинстве случаев неприятными физическими ощущениями, чаще всего со стороны сердечно-сосудистой системы. Переживанию беспредметной недифференцированной тревоги сопутствуют учащенное сердцебиение, перебои в работе сердца, неприятные болевые ощущения, чувство нехватки воздуха, одышка и т.д. Неприятные соматические ощущения еще больше усиливают переживание тревоги, к которому добавляется страх перед надвигающимся соматическим заболеванием. По принципу замкнутого круга соматические и психические эквиваленты тревоги сопутствуют друг другу, усиливают друг друга, формируя психическое состояние, дезадаптирующее пациента. Он чувствует себя неспособным справляться с повседневными жизненными ситуациями, решать проблемы на работе и в быту. Ощущения несостоятельности и невозможности справиться с требованиями жизни, в конце концов, приводят его на консультацию к психологу.

Психологическая работа с клиентом, который обратился по поводу тревоги, включает в себя множество аспектов. Во-первых, состояние тревоги «обрастает» дополнительными эмоциональными переживаниями и психическими состояниями. Наиболее часто эмоция тревоги вовлекает в процесс саморазвития аффекта депрессивные переживания. Формируется единый тревожно-депрессивный синдром, в котором бывает трудно определить доминирующую роль тревоги. Также часто тревожное состояние вовлекает в структуру формирующего сложного мультимодального психического состояния астенические компоненты, связанные с хроническим психическим перенапряжением, с хроническими эмоциональными перегрузками вследствие длительного истощающего воздействия тревоги.

Тревога может скрываться и за другими эмоциональными переживаниями. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации. Некоторые клиенты в подобных ситуациях, напротив, становятся сдержанными, эмоционально холодными, скованными, заторможенными, неразговорчивыми. Многоречивость, болтливость, логорея также может быть способом маскировки тревожности. Непрерывное говорение – своеобразная форма самозащиты, за которой важно уловить вызывающие ее чувства клиента.

Достаточно часто тревога выражается в манифестации соматических симптомов. На первый план в субъективном восприятии клиентом своего состояния могут выступать подъем артериального давления, учащенное сердцебиение, внезапная слабость, головокружение, головные боли, сопровождающиеся тревогой. Большинство клиентов связывают эти приступы со специфическими ситуациями, имеющими определенное психологическое значение для клиента и провоцирующими тревожность. Например, клиент может жаловаться на то, что в присутствии жены у него болит голова. Соматические симптомы не обязательно возникают вследствие тревожности, часто они просто замещают тревожность.

В ряде случаев тревога маскируется определенными навязчивыми действиями: покусыванием губ, почесываниями, кручением пуговиц. Весь спектр навязчивых действий – от постукивания пальцами по столу, навязчивого моргания глазами до переедания, чрезмерного курения, навязчивой потребности покупать часто ненужные вещи – может выражать собой тревогу вследствие конфликтной жизненной ситуации.

Некоторые клиенты, чтобы завуалировать свою тревожность, постоянно перебивают консультанта. Особенно трудно консультанту бывает в тех случаях, когда на самом деле клиент малоразговорчив и не стремится заполнять паузы между высказываниями, однако сразу перебивает консультанта, когда тот начинает говорить. Даже если консультант пытается возразить, такой клиент не останавливается, как бы не слыша его слов. Консультанту тогда следует не вступать в конкуренцию, а оборвать клиента и указать на недопустимость такого поведения. Стремление прервать консультанта может быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким-либо вопросом или высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что он делает. Прямой вопрос может помочь клиенту осознать свои чувства и вытекающий из них способ поведения в состоянии тревоги.

Порой тревожные клиенты обнаруживают поведение сопротивления. Сопротивление может принимать различные формы: клиент забывает детали предыстории своих проблем, которые проливают свет на суть психологического конфликта, или уводит разговор в сторону, уклоняясь от тематики, провоцирующей тревожность. Возможно вообще избегание разговоров о себе. В этих случаях всегда важно разобраться, какую вторичную выгоду извлекает клиент из своего уклоняющегося поведения, какая условная приятность связана для него с сохранением симптома. Это требует дополнительной психологической работы по исследованию личности клиента, его системы ценностей, жизненных ориентиров, дальних и ближних целей.

Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить словами свою тревожность, потому что в состоянии тревоги пациент практически мало воспринимает информацию или воспринимает ее очень искаженно, что реально затрудняет для консультанта установление психологического контакта. Проговаривание беспокойных переживаний клиента частично способствует освобождению его от чрезмерной «аффективной загруженности», снижая уровень психической напряженности – психического элемента, сопровождающего чрезмерно интенсивную или чрезмерно длительную тревогу. Дезорганизующее воздействие тревоги уменьшается.

С тревожным клиентом нужно обсуждать его состояние. При взаимодействии с тревожным пациентом в ходе психологического консультирования важно, имея в виду его постоянное «забегание вперед» с тенденцией жить будущим, фиксировать настоящее, подводя итоги, обобщая все сказанное клиентом за определенный промежуток времени. Такие обобщенные высказывания, фиксирующие основные отраженные в речи идеи и переживания, помогают клиенту осознавать свои текущие переживания, возвращая его в реальность. Периодическое подведение итогов и отражение эмоций клиента помогают ему осознавать то, что происходит, лучше понимать собственные чувства. Фиксация на настоящем времени, возвращение в реальность одновременно снижают уровень тревоги клиента, нивелируют интенсивность тревожно-депрессивных переживаний.

Возвращение в настоящее время может обеспечиваться также вопросом: «Что сейчас происходит?», который консультант может вставлять время от времени в быструю и сбивчивую речь тревожного клиента. Описывая настоящие мысли и переживания, клиент фиксируется на текущем моменте. Осознавание настоящего позволяет нивелировать основной элемент переживаний тревоги – ощущение угрозы. Поскольку настоящее не содержит в себе никаких угрожающих элементов, постоянное удержание реальности выравнивает фон настроения, что позволяет более точно и адекватно формулировать проблемы пациента.

В большинстве случаев, описывая настоящие переживания, клиент способен вербализовать свою тревогу в виде недифференцированных диффузных ощущений «сжатия, давления» в области груди, «комка в горле», «тяжести в голове» и т. д. В этом случае можно попросить клиента сосредоточиться на неприятных ощущениях, подробнее рассказать о них, «побыть с ними». Иногда важно дать клиенту возможность пережить его тревогу, осознать ее субъективное содержание, прочувствовать связанные с ней ощущения. Когда клиент в полной мере осознает переживание тревоги, прочувствует ее, можно дать ему возможность выразить эту тревогу в рисунке, в каком-то действии. Вербализация и символическое выражение тревоги дают клиенту ощущение контроля над ней, что облегчает его состояние.

«Дистанцирование» с собственными чувствами позволяет клиенту осознать, что его тревога – всего лишь состояние, которое сопровождает его в данный момент жизни, но не захватывает его личность целиком, что тревога – не он сам, а только лишь своеобразная декорация, на фоне которой протекает его психическая деятельность. Декорацию же всегда можно поменять, например, смоделировав состояние «высокой радости», которое, как правило, поглощает тревогу. Таким образом, консультирование тревожных пациентов включает, как правило, не только работу с психологической проблематикой клиента, но на первых этапах и проработку его состояния тревоги с установлением дистанции в отношении тревоги и овладением тревогой как временным спутником психической жизни клиента.

Овладению клиентом своей тревогой способствует также информация о том, что такое тревога, понимание положительных сторон эмоции тревоги, ее организующей и предупреждающей об опасности психической функции. Можно дать клиенту понять, что легкая степень тревоги бывает даже необходима для более эффективного выполнения работы, для более полной мобилизации всех психических ресурсов человека. Не стоит бояться тревоги; лучше использовать ее в собственных целях, в целях более точного прогнозирования развития событий и психологической подготовки к ним. Консультант должен помочь клиенту конструктивно воспользоваться собственной тревогой, извлечь из нее наибольшую выгоду.

Тревога – эмоция, которая легко передается от человека к человеку в ситуации межличностного взаимодействия. Тревога клиента легко передается консультанту. При этом важно помнить о естественной склонности всех людей реагировать эмоционально на тревогу партнера по общению в той же модальности, т.е. тревогой. Чтобы не «заразиться» тревогой клиента, а также для снижения его уровня тревоги, консультант должен уметь не реагировать на тревогу клиента в той же модальности, чтобы не подкреплять и не усиливать ее. Важно сохранение консультантом эмоционально-нейтрального стиля консультирования пациентов с выраженной тревожностью. Не получая подкрепления в эмоциональном отражении консультантом, клиент начинает ощущать, что уровень тревоги снижается. Подобный психологический прием – сохранение эмоционального нейтралитета с неподкреплением психического состояния клиента – называется в психотерапии «коррективный эмоциональный опыт». Использование этого приема бывает необходимо при консультировании клиентов, находящихся в интенсивных эмоциональных состояниях.

Из книги Психологическая помощь близким автора

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ Люди с суицидальными намерениями не избегают помощи, а наоборот, часто стремятся к ней, в частности, к консультированию. Из тех, кто совершает суициды, почти 70 % консультируются врачами общего профиля за месяц, а 40 % – в течение

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

5. Механизм возникновения тревожных мыслей Тревожность, постоянно вызывая беспокойные мысли, выявляет одну из особенностей человеческого мышления, тесно связанную со всеми страхами и в особенности с навязчивыми состояниями, которые представляются мне крайне важным

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

5.9.6. Консультирование и психотерапия созависимых клиентов Суть консультирования созависимых клиентов заключается в том, что консультант имеет дело с клиентом, который считает, что его проблемы явились следствием разрушительного поведения другого человека, и поэтому

Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна

5.2. Консультирование депрессивных клиентов Пониженное настроение, основной симптом депрессии – одно из самых неприятных эмоциональных состояний, часто возникающих в различных жизненных ситуациях, и один из важнейших симп-томов большинства нарушений психической

Из книги Сила оптимизма. Почему позитивные люди живут дольше автора Клифтон Дональд

5.3. Консультирование агрессивных клиентов Агрессивные клиенты, как правило, создают немало проблем консультанту. Их высокая эмоциональная заряженность, аффективная насыщенность переживаний и поведения представляют собой значительную психологическую нагрузку,

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

5.4. Консультирование астенизированных клиентов Астенические состояния относятся к одному из наиболее распространенных синдромов в клинике нервных, психических и соматических заболеваний. Астенические состояния возникают как следствие перенесенной интоксикации и

Из книги Психосоматика. Психотерапевтический подход автора Курпатов Андрей Владимирович

6.1. Консультирование клиентов с признаками посттравматического стрессового расстройства Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

6. 2. Консультирование клиентов с суицидальными тенденциями Суицидальное поведение, то есть суицидальные мысли, суицидальные высказывания, суицидальные действия, характерны для клиентов, переживающих состояние депрессии. Именно в состоянии депрессии пациент более

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Как избавиться от клиентов «Опустошенные» сотрудники гораздо менее продуктивны и грозят компании падением прибыли. Их клиенты остаются неудовлетворенными, показатели качества работы оставляют желать много лучшего, такой коллектив более подвержен производственной

Из книги Тревожность у детей автора Астапов Валерий Михайлович

7.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ Люди с суицидальными намерениями не избегают помощи, а наоборот, часто стремятся к ней, в частности к консультированию. Из тех, кто совершает суициды, почти 70 % консультируются врачами общего профиля за месяц, а 40 % - в течение

Из книги автора

2.3.1. Фармакотерапия тревожных расстройств К тревожным расстройствам относятся разнообразные страхи, тревожные опасения, чувство тревоги (зачастую «беспричинной»), беспокойство, суетливость, паника и т. п.Основной группой психотропных препаратов, используемой при

Из книги автора

Впечатления клиентов В заключение приведем мнения клиентов, которые были высказаны ими в ответ на наши вопросы после завершения последней сессии и перед тем, как спросить у них разрешения опубликовать статью, основанную на работе с ними.Вопросы были следующие: «Что на

Из книги автора

Релаксация и визуализация тревожных ситуаций За последние тридцать лет одна область психотерапии очень существенно продвинулась вперед. Это лечение от тревожных состояний и страхов. Благодаря открытиям психиатра Джосефа Уолпа и другим экспериментальным

Из книги автора

Классификация тревожных расстройств Общеизвестной истиной является то, что тревога представляет собой универсальное переживание, крайне необходимое для выживания, и дети не являются исключением, хотя можно ожидать, что их тревога отличается от тревог взрослых, отражая

Из книги автора

Коморбидность тревожных нарушений в детском возрасте Нарушения у взрослых, вызванные тревогой, были предметом значительного количества исследований, особенно в последнем десятилетии (Barlow, 1988). По сравнению с этим детским проблемам того же рода уделено мало внимания,

Из книги автора

Диагностика тревожных расстройств и фобий у детей Диагностика нарушений поведения у детей существует давно, и в этой области есть немало достижений.Так, факторный анализ позволил выявить два обобщающих фактора, охватывающих весь спектр поведенческих проблем у детей.

По книге Хеллем Р. Консультирование по проблемам тревожности.-М.:ПЕР СЭ;2009.
В житейском употреблении тревога имеет отношение к сложному динамическому взаимодействию между человеком и ситуацией:
*1 - поведенческие и физиологические реакции, вызывающие непосредственно ситуацией;
*2 - оценка реакций и их последствий;
*3 - намерения человека в конкретной ситуации;
*4 - оценка доступных в данной ситуации ресурсов;
Тревожность возникает не автоматически, а в зависимости от того, насколько человек склонен к предвосхищению неприятностей.
Неспособность распознавать собственную тревожность делает человека неготовым к развитию ситуации. Знание о том, что человек "тревожен", заставляет нас учитывать возможность непродуктивности взаимодействия. Неслучайно, что мы в наибольшей степени доверяем наиболее спокойным людям. "...вербальная информация может действовать как мощный стимул беспокойства. Информация о том, что что-то может случиться, может вселять в нас ужас.("напряжение -ужас" - при умозаключении, предположении или интерпретации). Тревожность может развиваться под воздействием субкультуры семьи и реального жизненного опыта: "Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми", "Ты чем-то расстроен -такой возбужденный, взволнованный". Указания родителей и реальный жизненный опыт определяют чувствительность ребенка в отношении тех угроз,которые в нашей культуре рассматриваются как существенные. Поэтому много зависит от "эмоционального воспитания" полученного в детстве.
Неспособность мыслить логически или действовать скоординировано особенно в нестандартных, конфликтных или угрожающих ситуациях не всегда вызывает саму тревожность, так как здесь игнорируются некоторые аспекты психологии человека, такие, как осознанность, привычки, настроение, физические и личностные факторы. Известно, что сознательное стремление не думать и не помнить о своей тревоге ведет к употреблению и постепенному расширению тревожной памяти.
В сложных ситуациях негативное мышление серьёзно препятствует попыткам изменить негативное восприятие клиентом ситуации.
Большинство форм активности человека разворачиваются между полюсами оппозиции "безопасность - опасность". Люди постоянно стремятся к безопасности и защищенности, чтобы избегать угроз реальных или предполагаемых болезней, бедности, экологических катастроф, старости и т.д.
С биологической точки зрения, диапазон поведенческих патернов, охватывающих континуум "безопасность - опасность", может быть разделен на три зоны: безопасность, настороженность и реакция на уже возникшую опасность.
Безопасность. Работая с проблемой тревожности в терапии используется прием пищи, агрессивные действия или намеренное расслабление. "Рука на плече" -обычный способ успокоить волнующегося человека, редко используется консультантами, потому, что это может быть не правильно истолковано или вызвать неприятные ощущения. Консультанту, на первом этапе, нужно попытаться обнаружить главные для клиента источники ощущения безопасности и защищенности, и максимально их задействовать, пока рост доверия к себе у клиента не возрастёт, и он не научится двигаться по этому маршруту самостоятельно. .
Настороженность - повышенная готовность выглядит как непрерывный поиск опасности. В состоянии активации человек может суетливо двигаться, вскакивать с места, бесцельно ходить, притопывать ногами. Мыслительная работа по описанию угроз, их наименованию и оценке альтернатив могут значительно снижать выраженность и беспокойства и напряженности.
Реакция на опасную ситуацию.
Наблюдаются два основных типа реакции страха:
* оцепенеть и онеметь;
* отпрянуть, закричать, убежать.
В последнем случае человек не может двигаться(кратковременно), говорить кричать, тело дрожит, мёрзнет,цепенеет и становится не восприимчивым к боли. Реакции могут сменять друг друга, так чередуются страх и агрессия.
Сильный страх - реакция избегания - это чувство ужаса, стремление убежать и спрятаться, крик, сильное сердцебиение,повышенное кровяное давление, мышечное напряжение, учащенное дыхание, бледная потная кожа, стоящие дыбом волосы, сухость во рту, позывы к мочеиспусканию или испражнению, расширенные зрачки, слабость в руках и ногах, чувство дурноты, обморок.
Биологическая предрасположенность к угрозе: Физические угрозы - чрезвычайный холод или жара, очень громкие звуки, внезапная потеря опоры, боль, высота, освещенные открытые пространства, темнота, заключение в маленьких замкнутых пространствах, новые неизвестные объекты, места или ощущения, неожиданные движения, маленькие животные (например, змеи, пауки). Социальные угрозы: незнакомые люди (особенно у младенцев 8-24 месяцев), контакт/близость (со стороны незнакомых людей), быть объектом наблюдения (особенно пристальный взгляд), одиночество.
Реализация опасности сама по себе не может привести к сильной защитной реакции. Мы с раннего возраста учимся, как нужно избегать повреждения, сопротивляться враждебности, отклонять критику. Тревожность подразумевает то, что есть надежда на успешное развитие ситуации, ведь если угроза определенно неконтролируемая, тогда скорее мы будем наблюдать смирение и отчаяние. В этом случае выражать страх опасно.

- 39.59 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Дисциплина:

Специальность 050706 «Педагогика и психология»

Реферат

Консультирование тревожных клиентов

                  Выполнил:

                  Студентка курса

                  Проверил:

Ростов-на-Дону

2010г.

Введение ……………………………………………………………………..3

1. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…..4

2. Особенности консультирования тревожных клиентов:

2.1. Психофизиологические проявления тревожности……………….…10

2.2. Виды «маскировки» тревожности……………………………………11

2.3. Защитные механизмы в работе с тревожными клиентами…………13

2.4. Особенности консультирования тревожных клиентов……………..15

Заключение …………………………………………………… …………….17

Список литературы …………………………………………………. …….19

Введение

В психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем очень широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. То есть в поле зрения психологического консультирования попадают самые разнообразные проблемы.

Консультирование определяется, как профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Целью консультирования является помощь клиентам понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмыслению достижения поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Таким образом, мы видим, что центральной фигурой в процессе консультирования является клиент, то есть конкретный человек со своими специфическими проблемами, своим типом личности, определенным набором способов поведения и реагирования на влияния окружающей среды.

С другой стороны, все чаще отмечается, что тревога является проводником нашего времени, одной из самых навязчивых проблем. Ее определяют как психическое состояние, устойчивое личностное образование, эмоциональное состояние. Проблема тревожности широко представлена в зарубежной и отечественной психологии, в первую очередь, как проблема психологической практики. В связи с этим, мы считаем актуальным рассмотреть особенности консультирования тревожных клиентов, как запроса современной практики.

Таким образом, целью данной работы является исследование особенностей консультирования тревожных клиентов.

1.Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. По классификации предложенной К. Изардом , в его «теории дифференциации эмоций», выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относятся: интерес – волнение; радость; горе – страдание; удивление; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина.

Остальные производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает комплексное, эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение. Разные авторы дают разные определения этому эмоциональному состоянию.

Словарь практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги : один из основных параметров индивидуальных реакций.

В.В. Суворова , в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

А. М. Прихожан , определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени . Она имеет свою побудительную силу, отмечает А. М. Прихожан, и константные формы реализации поведения с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального.

Нужно заметить, что тревожность может возникнуть уже в новорожденном состоянии или точнее сказать, одна из составляющих тревожности – страх.

«Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности» .

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Л. И. Божович , определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни .

В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов , дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях » .

Психодинамический подход рассматривает тревожность следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е. объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события» . Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.

З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.

Представительница того же направления, К. Хорни, утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности К. Хорни выделяет две потребности, которые характерны для детства: потребность в удовольствии (в этом она согласна с З. Фрейдом) и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть мобильным, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. И в этом ребенок полностью зависит от своих родителей. Возможны 2 пути развития такой личности: если родители обеспечивают эту потребность, результат которой здоровая личность и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок, с одной стороны, зависит от родителей, а с другой, испытывает по отношению к ним чувство обиды, негодования, что естественно приводит к защитным механизмам. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасность в родительской семье, направляется чувствами безопасности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителю, чтобы выжить, все это ведет к базальной тревоге. А, это «интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих ощущений К. Хорни».

Согласно К. Хорни, чтобы преодолеть базальную тревогу, ребенок вынужден прибегать к защитным стратегиям, которые К. Хорни, назвала «невротическими потребностями». Всего выделила 10 таких стратегий. Все эти стратегии она подразделила на 3 основных категории: ориентация на людей, от людей и против людей. Иначе говоря, каждая из этих категорий направлена на снижение тревоги.

Согласно, Ч. Д. Спилбергеру, различают тревогу - как состояние и тревожность – как свойство личности . Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора. Различия в оценке, равных практических ситуаций у людей с разной тревожностью, приписывают, прежде всего, влиянию опыта и детства и отношением родителей к ребенку.

Функциональный подход позволяет рассматривать состояние тревоги, не только как ряд реакций, характеризующих состояние, но и как субъективный фактор, влияющий на динамику протекания деятельности.

Вопрос о психологических функциях часто затрагивает обсуждение таких традиционных проблем, как генетические корни тревоги, условия и ситуации ее возникновения, влияние тревоги на деятельность и др. Исходно функциональная характеристика тревоги выделяется в большинстве направлений интерпретации этого состояния. Тревогу иногда определяют, как инерализированный, неопределенный, беспредметный страх или как состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать, в том случае, если она вдруг появиться. Действие тревоги часто распространяется далеко за рамки реальной ситуации, перенося субъекта, как в будущее, так и в прошлое время.

К. Гольдштейн отличал, что свобода здорового индивида означает фактически то, что он может выбрать между альтернативами, добиться возможности для преодоления трудностей в новой окружающей среде.

Также В. М. Астапов , выделяет еще одну функцию тревоги, функция оценки склонившейся ситуации. При этом первостепенное значение имеет то, какой смысл ей придается. Следует подчеркнуть, что отрицательно окрашенные переживания тревоги возникают тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опасную и не располагает готовыми и достаточно надежными, на его взгляд, способами ее разрешения. Таким образом, на основании функционального подхода к изучению тревоги можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего количественные, аффективные и поведенческие реакции на уровне ценностей личности.

2.3.Защитные механизмы в работе с тревожными клиентами…………13
2.4.Особенности консультирования тревожных клиентов……………..15
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………….…….19