Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Как иван 3 относился к людям. Что Иван III сделал для России. Походы на Пермь и Югру

Документ 11.4. Доминирование, власть и лидерство

В сообществах большинства животных устанавливается иерархия, вершину которой занимают одна или несколько особей. У приматов, однако, социальная структура зависит от того, ведут ли обезьяны древесный или наземный образ жизни.

У древесных обезьян (например, у наших «двоюродных братьев»-шимпанзе и горилл) социальная структура носит поразительно эгали­тарный характер, а наземным видам (например, африканским павианам и азиатским макакам), постоянно сталкивающимся на открытой местности с опасностями, свойственна социальная организация, во главе которой стоит один в высшей степени доминантный самец вместе с несколькими взрослыми самцами, чей социальный ранг чуть ниже".

Что в связи с этим можно сказать о человеке, который генетически так близок к крупным высшим обезьянам, но предки которого вели в саваннах жизнь, весьма напоминающую жизнь наземных обезьян? Сохранились ли еще следы того далекого прошлого в его образе жизни в обществе? Одержала ли верх его культура над его животной при­родой?.

Чтобы яснее представить себе картину, вначале нужно определить характеристики доминантной личности тех людей, которые пользуются реальной властью.

У павианов доминирующий самец устанавливает монополию на несколь-чх самок, в то время как прочие взрослые самцы имеют лишь по одной самке. Во эремя перемещения стада в поисках пищи впереди идут молодые взрослые самцы, d оолее сильные самцы находятся в середине, обеспечивая помощь матерям Детенышам и защищая их. Внешней угрозе противостоят только взрослые ^ Щы, располагаясь полукругом, а более молодые самцы и самки-матери УРбгают.



Г.шва 11

У приматов с иерархической организацией сообщества доминиро­вание тесно связано с размерами тела и превосходством в силе над другими членами группы. Коль скоро животное добилось доминиро­вания, оно будет стремиться сохранить его, демонстрируя свое пре­восходство заносчивым и самоуверенным видом и важной походкой. Такое поведение появляется всякий раз, как только подчиненные живот­ные начинают нервничать и волноваться. Только доминирующая особь может целиком посвятить себя своим занятиям; остальные животные значительную часть времени проводят, наблюдая за вожаком, а когда тот перемещается, они спешат изменить и свое местоположение.

Такой портрет вожака не так уж сильно отличается от того, как люди обычно представляют себе сильную личность, будь то мужчина или женщина ". У людей, однако, высокий рост и физическая сила далеко не всегда обеспечивают путь наверх в социальной иерархии, хотя иногда и помогают навязать свою волю другим. У людей бесспорное значение имеет взгляд: спокойный взгляд говорит о самообладании; упорный взгляд означает решительность; взгляд пронизывающий и остановив­шийся на человеке, пытающемся выделиться, может означать оценку или предупреждение, что лучше оставаться на своем месте.



Прямая посадка слегка откинутой назад головы, поднятый подбо­родок и опущенные уголки губ, выражающие презрение или погружен­ность в свои мысли, обыкновенно воспринимаются как притязание на доминирование.

Жесты и телодвижения свидетельствуют о степени внутренней на­пряженности. Несколько скованная или негнущаяся походка и поры-



Рис. 11.19. Социальная организация некоторых приматов (например, павиа­нов) може! дать человеку полезную информацию о механизмах социально­го поведения его собственного вида.


" Достаточно восстановить в памяти образ и установки таких людей, как .V Голль, Индира Ганди, Муссолини, Маргарет Тэтчер, Сталин или Пиночет.


Че ювек и другие люди 101

вистые или излишние жесты чаще всего связываются с подчиненностью. тогда как расслабленность тела со свободно висящими руками и сво­бодные движения бедер, придающие походке упругость, расцениваются как признаки доминирования ".

Как правило, именно доминирующая личность берет в свои руки инициативу в ситуациях, в которых участвуют и другие люди. Часто она чувствует, что вынуждена взять на себя ответственность в полной уверенности, что если не вмешаться, то ничего не получится. Сильная личность задает тон и в собраниях, приспосабливаясь к общему сию­минутному настроению, что позволяет ей играть ту роль, которая ей подобает. Такая личность редко руководствуется заранее спланирован­ным сценарием: она любит импровизировать. Она может позволить себе поздравлять друшх, ободрять их или хвалить в полной уверенности, что ее комплименты будут оценены. Наконец, она умеет проявлять внима­ние к слабым.

Хотя, бесспорно, подобные качества (если они не наиграны) дсйсгви-тельно присущи многим людям, пользующимся властью, само по себе их наличия еще не достаточно для того, чтобы их обладатель мог автоматически получить власть. Необходимо также, чтобы у него был вкус и склонность к власти, и особенно чтобы достижению власти помогали обстоятельства. Можно даже предполагать, что в челове­ческом обществе приход человека к власти в большей степени зависит от внешних факторов, чем от качеств личности. В самом деле, можно привести немало примеров вожаков разных групп, которым ни отры­вистая жестикуляция, ни низкий рост, ни даже ничем не примечательное поведение не мешали возноситься и удерживаться на вершине иерархии. Многие исследователи пытались выяснить, какие качества свойственны людям, обладающим одновременно и властолюбием, и способностью управлять другими людьми (Christie, 1970; Stagdill, 1974; Kaplowitz, 1976).

В сообществах большинства животных устанавливается иерархия, вершину которой занимают одна или несколько особей. У приматов, однако, социальная структура зависит от того, ведут ли обезьяны древесный или наземный образ жизни.

У древесных обезьян (например, у наших «двоюродных братьев» - шимпанзе и горилл) социальная структура носит поразительно эгалитарный характер, а наземным видам (например, африканским павианам и азиатским макакам), постоянно сталкивающимся на открытой местности с опасностями, свойственна социальная организация, во главе которой стоит один в высшей степени доминантный самец вместе с несколькими взрослыми самцами, чей социальный ранг чуть ниже *.

*У павианов доминирующий самец устанавливает монополию на нескольких самок, в то время как прочие взрослые самцы имеют лишь по одной самке. Во время перемещения стада в поисках пищи впереди идут молодые взрослые самцы, а более сильные самцы находятся в середине, обеспечивая помощь матерям и детенышам и защищая их. Внешней угрозе противостоят только взрослые самцы, располагаясь полукругом, а более молодые самцы и самки-матери убегают.

Что в связи с этим можно сказать о человеке, который генетически так близок к крупным высшим обезьянам, но предки которого вели в саваннах жизнь, весьма напоминающую жизнь наземных обезьян? Сохранились ли еще следы того далекого прошлого в его образе жизни в обществе? Одержала ли верх его культура над его животной природой?

Чтобы яснее представить себе картину, вначале нужно определить характеристики доминантной личности тех людей, которые пользуются реальной властью.

Доминантное поведение

У приматов с иерархической организацией сообщества доминирование тесно связано с размерами тела и превосходством в силе над другими членами группы. Коль скоро животное добилось доминирования, оно будет стремиться сохранить его, демонстрируя свое превосходство заносчивым и самоуверенным видом и важной походкой. Такое поведение появляется всякий раз, как только подчиненные животные начинают нервничать и волноваться. Только доминирующая особь может целиком посвятить себя своим занятиям; остальные животные значительную часть времени проводят, наблюдая за вожаком, а когда тот перемещается, они спешат изменить и свое местоположение.

Такой портрет вожака не так уж сильно отличается от того, как люди обычно представляют себе сильную личность, будь то мужчина или женщина *. У людей, однако, высокий рост и физическая сила далеко не всегда обеспечивают путь наверх в социальной иерархии, хотя иногда и помогают навязать свою волю другим. У людей бесспорное значение имеет взгляд: спокойный взгляд говорит о самообладании; упорный взгляд означает решительность; взгляд пронизывающий и остановившийся на человеке, пытающемся выделиться, может означать оценку или предупреждение, что лучше оставаться на своем месте.

* Достаточно восстановить в памяти образ и установки таких людей, как Де Голль, Индира Ганди, Муссолини, Маргарет Тэтчер, Сталин или Пиночет.

Прямая посадка слегка откинутой назад головы, поднятый подбородок и опущенные уголки губ, выражающие презрение или погруженность в свои мысли, обыкновенно воспринимаются как притязание на доминирование.

Жесты и телодвижения свидетельствуют о степени внутренней напряженности. Несколько скованная или негнущаяся походка и порывистые или излишние жесты чаще всего связываются с подчиненностью, тогда как расслабленность тела со свободно висящими руками и свободные движения бедер, придающие походке упругость, расцениваются как признаки доминирования*.

* Эта манера особенно подчеркивалась в «вестернах», в которых полная самоуверенности походка вразвалку у «положительных» или «резко отрицательных» героев (даже идущих на верную смерть) неизменно поражает воображение толпы.

Рис. 11.19. Социальная организация некоторых приматов (например, павианов) может дать человеку полезную информацию о механизмах социального поведения его собственного вида.

Как правило, именно доминирующая личность берет в свои руки инициативу в ситуациях, в которых участвуют и другие люди. Часто она чувствует, что вынуждена взять на себя ответственность в полной уверенности, что если не вмешаться, то ничего не получится. Сильная личность задает тон и в собраниях, приспосабливаясь к общему сиюминутному настроению, что позволяет ей играть ту роль, которая ей подобает. Такая личность редко руководствуется заранее спланированным сценарием: она любит импровизировать. Она может позволить себе поздравлять других, ободрять их или хвалить в полной уверенности, что ее комплименты будут оценены. Наконец, она умеет проявлять внимание к слабым.

Хотя, бесспорно, подобные качества (если они не наиграны) действительно присущи многим людям, пользующимся властью, само по себе их наличия еще не достаточно для того, чтобы их обладатель мог автоматически получить власть. Необходимо также, чтобы у него был вкус и склонность к власти, и особенно чтобы достижению власти помогали обстоятельства. Можно даже предполагать, что в человеческом обществе приход человека к власти в большей степени зависит от внешних факторов, чем от качеств личности. В самом деле, можно привести немало примеров вожаков разных групп, которым ни отрывистая жестикуляция, ни низкий рост, ни даже ничем не примечательное поведение не мешали возноситься и удерживаться на вершине иерархии. Многие исследователи пытались выяснить, какие качества свойственны людям, обладающим одновременно и властолюбием, и способностью управлять другими людьми (Christie, 1970; Stagdill, 1974; Kaplowitz, 1976).

Власть и законность

Чаще всего жажда власти сопровождается сильным желанием брать на себя ответственность и выполнять какие-либо задачи. Человеку, стремящемуся к власти, в значительной мере присущи такие качества, как равнодушие в межличностных отношениях, вкус к торгу и большое удовлетворение от возможности манипулировать другими людьми (Christie, Gies, 1970). Претендующий на командование другими людьми умеет сопротивляться социальному давлению; кроме того, он проявляет известную смелость и оригинальность в решении проблем, а также рвение и настойчивость в преследовании целей (Stagdill, 1974).

Эта способность влиять на других людей проявляется однако, лишь в том случае, если члены группы или общества готовы допустить, что кто-то из них получит власть и будет удерживать ее в своих руках. Такая способность вырабатывается в результате длительного процесса социализации, который, подвергая ребенка, подростка, а затем и молодого взрослого человека влиянию семьи, школы, религии и трудового коллектива, узаконивает право некоторых людей управлять другими во имя общего блага.

Однако в масштабе общества и нации власть, основана ли она на законе или на силе, будет оправдана лишь с точки зрения сохранения системы, защищающей интересы определенной части населения, которая считает себя элитой, призванной стоять на страже всеобщего благосостояния. Поэтому маловероятно, чтобы в таких условиях коридоры власти легко смогли занять представители других слоев населения*. Чаще всего их занимает политический класс, сформированный данной системой и более или менее сознательно стремящийся удержаться у власти как можно дольше.

* Достаточно вспомнить, какое незначительное место занимают в политическом руководстве демократических государств женщины, рабочие, негры (в США), иммигранты и т.д.

Чтобы понять, на чем основано лидерство, полезно рассмотреть, каким образом оно устанавливается и функционирует в ограниченных группах, все члены которых преследуют общие цели, но одни оказывают влияние на других, а другие готовы находиться под этим влиянием.

Социопсихологи выделили ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным лидером, чем у другого. Группа ждет от своего вожака, что он сумеет скоординировать ее активность, обеспечит безопасность ее членов и даст им веру в будущее. Поэтому можно думать, что лидером группы в большинстве случаев окажется человек, обладающий качествами, нужными для данной должности, умеющий управлять другими и прежде всего способный удовлетворять потребности группы. Отметим также, что всегда, по-видимому, легче направлять группу в русло четко определенной активности, когда лидерство покоится на законной основе, а цели ясно обозначены.

Различают два типа лидеров. Первый - это тип функционального, компетентного лидера, сосредоточенного на поставленной задаче; именно такой лидер неустанно борется за достижение группой поставленных целей. Второй-тип аффективного, всеми любимого лидера, сконцентрированного на взаимоотношениях между членами группы. Как показали исследования, «функциональный» лидер всегда легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или очень неблагоприятных ситуациях, в то время как «аффективный» лидер легче достигает этого в промежуточных случаях. Кроме того, было установлено,

Что, если в группе примерно равное соотношение полов, функциональным лидером чаще всего становится мужчина, а аффективным - женщина *.

* Это, по-видимому, подтверждают и наблюдения над террористическими группами в западных странах. Идеологическую и объединяющую функцию лидера в них обычно выполняют женщины, в то время как задача организации Действий чаще всего лежит на мужчинах, которые благодаря этому получают и возможность реализовать свою склонность к насилию.

причины возникновения, профилактика и способы коррекции доминантного поведения у собак

Навигация по статье:

Доминантная собака – источник многих проблем и неприятностей для своих хозяев.

Непослушание, побеги, беспричинные нападения на других людей и животных, агрессия по отношению к хозяевам – все это может быть признаками ярко выраженной доминантной агрессии у собаки, которую вовремя не пресекли и позволили ей развиться.

К сожалению, свою жизнь такие собаки часто заканчивают в приютах или на столе у ветеринарного врача. Но если ситуация не сильно запущена, а у владельцев собаки есть твердое желание оздоровить отношения в паре «человек-собака», есть надежда на полное исправление означенных проблем.

Для начала разберемся с тем, что же можно считать доминантным поведением.

Принято считать, что доминантная собака – это собака, буквально терроризирующая своих владельцев. Это не совсем так. Собака, проявляющая агрессию – это уже последний этап развития ее деструктивного поведения. А признаки зарождающего доминирования могут выглядеть вполне безобидно – вот примерный перечень признаков доминантного поведения у собак.


Причины формирования доминантного поведения у собаки

Поведение домашней собаки определяется двумя факторами: инстинктами, которые ей достались от диких предков (пусть половина из них и растеряна в процессе одомашнивания) и поведения хозяина.

Большинство проблем в поведении собаки обусловлены неверным представлением человека – хозяина собаки - о тех самых инстинктах. Неверное толкование «собачьего языка», неумение заметить и погасить зарождающийся конфликт, невольное поощрение нежелательных действий собаки – все это в комплексе приводит к появлению поведенческих проблем у домашней собаки.
Доминантное поведение - не исключение.

Прежде чем заводить собаку, следует хотя бы немного изучить психологию этих животных. Собаки всегда живут в стае, где выстроена четкая иерархия между всеми ее членами. В зависимости от статуса каждый член стаи имеет набор прав и обязанностей.
Самое главное правило выживания и комфортной жизни в стае одно – беспрекословное подчинение вожаку, главе стаи.
Беря собаку в дом, люди забывают об этом правиле, и начинают общаться с собакой на равных.

Собака же воспринимает такое отношение как проявление слабости и приглашение занять место вожака. А как иначе? Природа не терпит пустоты. Если хозяин не занимает эту «вакансию», ее займет собака. Процесс превращения собаки в вожака вашей стаи зависит от многих обстоятельств, и в большей мере, от характера самой собаки.

Если она обладает мягким покладистым характером, это произойдет не так быстро, и доминирование собаки будет выражаться, в основном, в ее непослушании.

А собака с твердым, жестким характером займет пустующее место быстро, и возможно, будет проявлять агрессию.
Распространенной ошибкой многих начинающих собаководов является убеждение, что работать над воспитанием нужно только с крупными собаками, а маленькие собаки в дрессировке не нуждаются. Это заблуждение приводит к тому, что маленькие чи-хуа-хуа, той-терьеры и йоркшкирские терьеры, воспитанием которых вообще не занимались, становятся настоящими тиранами.

Профилактика доминантного поведения у собак

Чтобы ваши отношения с собакой строились на здоровой основе, достаточно с первых же дней появления щенка в вашем доме правильно вести себя с ним. Вот несколько рекомендаций.

Кормите щенка и собаку по команде. Подзывайте, ставьте с едой на пол и выдерживайте небольшую паузу, прежде чем сказать «Можно!», «Ешь!» или какую-то другую команду, которую вы выберете.

Во время кормления не оставляйте щенка одного. Наоборот, останьтесь возле него, отодвиньте от него миску. Придержите ее рукой, отодвигая щенка. Злоупотреблять такими действиями не стоит, но периодически проделывать это необходимо.
Таким образом вы закрепляете свое положение вожака, который в любой момент может вмешаться в трапезу более низкоранговых членов своей стаи.

Игра – важный элемент коммуникаций в стае. Используйте игру со щенком для его воспитания. Сами приглашайте щенка поиграть и заканчивайте игру по своей инициативе.

Не приучайте щенка получать что-либо по рыку или лаю.

Будьте умеренны в похвале. Хвалите щенка тогда, когда он сделал что-то правильно. Неумеренная похвала без всякого повода и постоянное сюсюканье вредны для щенка. Конечно же, мы не призываем вас держать малыша в черном теле – он должен получать от вас знаки внимания и поддержки, но когда ласки чересчур много, она обесценивается.

Собаке куда проще жить, зная, что хорошо, а что плохо. Когда нет четкой границы между этими понятиями, ей придется придумывать все самой. Не усложняйте жизнь своему питомцу.

Ни в коем случае не подкрепляйте нежелательное поведение щенка!

Регулярно занимайтесь дрессировкой с собакой. С воспитанной собакой общаться намного проще, к тому же сам процесс дрессировки предполагает подчинение собаки вашим требованиям. Это очень полезно для установления и закрепления иерархии в вашей «стае».

Коррекция доминантной агрессии у собак

Сразу заметим, что исправление огрехов в воспитании собаки – дело не очень простое, требующее определенных знаний, терпения и настойчивости.

Если ваша собака только делает попытки захватить власть, проконсультируйтесь с заводчиком или инструктором по дрессировке. Они подскажут вам правильную тактику для вашего конкретного случая.

Не переоценивайте свои силы. Если собака уже давно зашла за рамки дозволенного, а вы вдруг спохватились, что в ее поведении что-то не так, сначала взвесьте свои возможности. Одно дело – перевоспитывать избалованного спаниеля, совсем другое – вышедшую из повиновения кавказскую овчарку. Если не чувствуете в себе достаточно сил (прежде всего внутренней твердости), лучше откажитесь от этой затеи. Вступать в открытый конфликт с серьезной собакой, искренне считающей себя вожаком, может быть просто опасно.

Обратитесь за помощью к профессионалам. Неплохим вариантом решения проблемы может стать передержка для собак (гостиница для собак, пансион для собак), предоставляющая услуги по дрессировке или коррекции поведения. Удовольствие не из дешевых, но это возможность выйти из сложившихся обстоятельств, не прибегая к, например, усыплению потенциально опасной собаки.
Выбирая такой пансион, удостоверьтесь, что к животному не будут применяться никакие жестокие меры воздействия. Мало того, что это негуманно, это еще и малоэффективно. Собака может стать очень агрессивной или, наоборот, трусливой. И первый, и второй вариант очень опасны для дальнейшего совместного проживания.

Как можно корректировать доминантное поведение собаки в домашних условиях?

Вам придется полностью пересмотреть все ваши привычки относительно вашей собаки. В первую очередь это касается кормления собаки.
С сегодняшнего дня вы начинаете играть роль вожака: едите первым, не подкармливаете собаку со стола, даете ей пищу, разрешая есть только по вашей команде. Ставьте миску на пол, пока собаки нет на кухне или в том помещении, где вы ее кормите. Заводите собаку и удерживайте ее за ошейник какое-то время. Только потом давайте команду «Можно!» и отпускайте собаку.

Если собака агрессивно реагирует на ваши манипуляции с миской во время еды, будьте осторожны. Сразу лезть руками в миску не стоит. Действуйте так. Отпуская собаку к еде, держите ее на провисшем поводке. Во время кормления попросите кого-то из домочадцев придержать поводок или сами зафиксируйте собаку, привязав поводок к чему-нибудь так, чтобы в натянутом состоянии собака еле дотягивалась до миски. И спокойно уберите миску. Выдержите паузу. Снова дайте команду «Можно!», поставьте миску, отпустите собаку.
Если собака постоянно занимает ваше место в доме, не пересаживайтесь. Сгоняйте собаку. Ни в коем случае не бейте и не ругайте ее – просто берите за ошейник и стаскивайте. При попытке зарычать резко одерните ошейник – возможно, вам понадобится строгий ошейник (парфорс) и скомандуйте «Фу!» или «Нельзя!».


Убирайте собаку таким образом отовсюду, где ее присутствие нежелательно: с узкого прохода, с балкона, дивана, пуфика. Специально ходить за собакой по квартире не нужно – действуйте естественно, только тогда, когда она вам действительно мешает. На законном месте собаку трогать нельзя.

Вспомните занятия по дрессировке. Собаке будет полезно освежить не только свои знания, но и воспоминания о вас, как своем вожаке. Не хватайтесь сразу за весь набор команд, даже если собака когда-то их выполняла без проблем. «Ко мне», «Сидеть» и «Лежать» будет достаточно. Обязательно добивайтесь выполнения. Не отпускайте собаку с поводка, если потом вам сложно ее подозвать. Контролируйте все ее действия.

Нежелательные действия собаки (бросилась на прохожего, пробегающую мимо собаку, постоянно тянет на поводке) нужно корректировать резким рывком поводка и запрещающей командой. Команду нужно давать перед рывком.
Кроме рывков поводком можно использовать способ наказания, который собаки используют между собой. Вы когда-то видели, как сука наказывает провинившегося щенка? Выглядит это примерно так: мама берет малыша за «шкирку» (участок кожи в районе холки) и немного треплет. Более старших по возрасту собак наказывают, ухватив за холку и прижав к земле. Этот процесс сопровождается недвусмысленным рычанием собаки-воспитателя.

Попробуйте почувствовать себя мамой для вашего питомца. Пусть со стороны это выглядит несколько комично, такое наказание действительно эффективно.


Хватать зубами за «шкирку», конечно же, не нужно, а вот ухватить рукой, резко прижать к полу и грозно зарычать (да-да, именно зарычать) стоит попробовать.

Если ваш случай не очень запущенный, такой воспитательный прием поможет вам вернуть вашего зарвавшегося питомца «на землю».

Специалисты по дрессировке и коррекции поведения у собак рекомендуют также максимально нагружать собаку физически. Велосипедные прогулки,плавание, занятие на дрессировочной площадке – используйте все, что не запрещено вашей собаке по состоянию ее здоровья. Это полезно не только для поддержания физической формы, но и для выхода накопившейся энергии, которую собака могла бы направить в деструктивное русло.

ВК "Всё о собаках"

Новость отредактировал: maugli - 9-10-2017, 22:53

Как собеседники, люди могут делиться по нескольким типам, но есть два направления, которые наиболее обобщенно указывают нам на тип собеседника с которым мы общаемся. Это доминантный – недоминантный собеседник, мобильный и ригидный собеседники. В этой статье мы разберем особенность доминантного собеседника, а также приемы общения с ним. Доминантные собеседники не редкость в наши дни, их сразу можно определить после первой же минуты разговора. При общении с доминантным собеседником, вы ощущаете давление с его стороны, он довольно напорист, часто жестко изъясняет свою позицию, постоянно сокращает дистанцию между вами. Психически он вас подавляет, прет на вас как танк, не обращая внимания на ваш дискомфорт, в связи с этим, не заботясь о том, поймете ли вы его или нет, интересует ли он вас вообще. Общаться он может на достаточно высоком эмоциональном тоне, перебить который практически невозможно.

Если вы начнете что-нибудь говорить, то вероятно обязательно будете неоднократно перебиты, на ваши аргументы могут последовать насмешки с его стороны, жесты характеризующие безразличие или непонимание. Все это приемы психического подавления, лишение вас уверенности в себе, дабы вы признали себя неправым и начали сомневаться в себе. На ваши вопросы он не считает нужным отвечать, демонстрируя тем самым несерьезность ваших слов и вас самих.

Доминантный собеседник может неожиданно замолкнуть, выдержать паузу, дабы вы вновь и вновь повторяли свои аргументы, демонстрируя непонимание и недоумение, и высокую степень концентрации. Вы начинаете теряться в догадках, перебирать свои доводы и аргументы, пытаетесь выяснить, понимают ли вас и вашу позицию. На самом деле доминанту на вашу позицию наплевать, его задача вдолбить в вас свою позицию, установить свои правила, навязать свою точку зрения. Если он и будет вас выслушивать, то задаст массу уточняющих вопросов, с некой степенью сомнения, что безусловно окажет на вас давление и вызовет чувство неуверенности в себе. Доминанты никогда не признают своей неправоты, и если даже вам удастся в чем-нибудь его убедить, то похвала в связи с этим будет достаточно шумной и эмоциональной с таким чувством, будто он наконец-то чего-то дельного от вас дождался. Это естественно тоже демонстрация силы, также подсознательно оказывающее давление на вашу психику. Доминантные люди имеют свои преимущества, они хорошие ораторы и лидеры, способные повести за собой. Такой человек не боится в трудный момент взять на себя ответственность за происходящее, принять решение, направить в нужном направлении действия других. Одним словом эти люди старательно пытаются выделить себя из числа остальных, стремятся взять все в свои руки, жаждут славы и признания, не признают никакой иной роли, кроме роли лидера.

Способов общения с такими людьми может быть несколько, в зависимости от того, какой собеседник вы. Если вы такой же доминантный собеседник, то не исключена ситуация конфликта, и в зависимости от цели общения и отстаивания интересов, конфликт может быть единственным решением договориться. Это действительно так, ведь только ощутив характер и силу собеседника, доминантная личность может проявить к нему уважение. Если вы не такой человек, а более сдержанный и менее агрессивный, то вам рекомендуется применить иные приемы общения с такими людьми. Доминанты обычно рассчитывают на панику своего собеседника, его реакции на провокацию, тем самым укрепляя свою позицию. Потому делать этого не следует, ведите себя так, как будто общение со столь агрессивным собеседником для вас обычное дело, и даже чувствуя дискомфорт и нервозность, ни в коем случае не демонстрируйте этого. Пусть проявляет свою динамичность и упорство, не мешайте ему, на любые провокации реагируйте свободно, соглашайтесь, признавайте правоту доминантного собеседника, признавайте его силу. А в момент когда он захочет получить от вас ответ, как результат своих усилий, сделайте паузу и спокойно, уверенно, без доли сомнения, повторите свою позицию, настаивая на своих требованиях. Это уже ошеломит его, ибо вы продемонстрируете свою решительность, смелость, покажете что не боитесь лающего пса.

Еще один пример менее распространен, но иногда его можно применить. Это поведение аналогичное предыдущему, игра как бы в поддавки доминанту, а потом неожиданно, с большой мощью, вы начинаете проявлять агрессию и жесткость в общении. Доминантный собеседник вроде бы подумает, что вы поддались на провокацию, что возможно будет конфликт, что вас удалось вывести из себя. Но также как и внезапный взрыв с вашей стороны, следует спокойное и рациональное рассуждение, к которому вы возвращаетесь, после мощного нажима на собеседника. Вероятно даже доминантная личность, не особо захочет, вновь разбудить в вас зверя, и потому будет вести себя более сдержано. Ну и на конец, последний прием, наиболее распространенный в общении с доминантными людьми, с доминантным собеседником – это полное согласие с его позицией. Такое нередко применяется в дипломатии, когда вроде бы все договоренности решены, но потом оказывается, что человек все равно сделал по своему, объясняя это банальным пересмотром своей позиции, либо недопониманием собеседника. Это мягкая позиция, достаточно хитрая, как уже было сказано в основном применяемая в политике, где лишние конфликты не к чему, где главное отстоять свои интересы, пусть даже самыми подлыми и лживыми методами.

При таком методе, надо отвечать уклончиво, избегать конкретики, не указывать четких сроков исполнения договоренности, ссылаться на третьих лиц в принятии решения, говорить, что вам надо подумать или посоветоваться. Только уж если собеседник сильно настаивает на конкретике, можно с ним согласиться, ведь найти причину для того, чтобы поменять свое решение, вы всегда можете. Вот собственно основные способы общения с доминантными собеседниками, какой из них применять выбирайте сами, тут как уже было сказано, все зависит от вашего характера. Главное помните, что не следует бояться общения ни с какими людьми, всегда есть возможность переиграть любого собеседника, отстоять свою позицию и свои интересы, в общем, прийти к тому результату, который нужен вам. Так что не думайте о поражении никогда, каким бы, не был ваш характер и характер вашего собеседника.

Представьте, что возникло у вас чувство голода. Какие мысли незамедлительно придут вам в голову? О чем вы будете думать? О еде, понятное дело! Все ваши мысли, словно по команде, перестроятся, чем бы голова ни была занята, в стройную шеренгу, и «шагом марш!» в заданном направлении. Вы будете думать о том, чего бы вам хотелось поесть, где вы эту еду достанете, как приготовите, с каким удовольствием будете ее кушать. Внимание ваше на этот период только тем и будет занято, что высматривать да вынюхивать, где остановиться и похарчеваться.

Мозг в этот момент словно бы заражен, инфицирован, и инфекция эта - желание, которое по внешнему признаку названо И.П. Павловым «пищевой потребностью». А вот Алексей Алексеевич узрел во всем этом нечто большее, он увидел в этом целый принцип - принцип доминанты.

Центр возбуждения в головном мозгу (доминанта) подавляет все прочие желания и потребности, игнорирует сопротивления, которые, кстати, его только заводят, но ничуть ему не препятствуют, перераспределяет силы и гонит нас в одном, заданном ею - доминантою - направлении.

Или другой пример: вы, не дай бог, влюбились. Что с вами теперь происходит? Была у вас до этого фатального момента (когда любовь нечаянно нагрянула) жизнь, но вот - «бац!» - и привет, нет больше жизни вашей, с молотка пошла. «Не жить мне без тебя!» - кричит влюбленная особь, кричит и кричать будет до тех пор, пока милый/милая не откликнется, а когда откликнется, тогда вся эта ахинея и навернется. Но до тех пор, будьте уверены, сумасшествие ее будет столь фантастичным, что и Ван Гог, наверное, позавидовал бы.

И при пищевом рефлексе, и при половом, и даже в тех случаях, когда в туалет хочется (особенно мы чувствуем это, когда нет возможности удовлетворить сию интимную потребность), и в тысяче других ситуаций правит человеком доминанта («очаг возбуждения в головном мозгу»), которая напоминает чем-то двадцатидюймовый гвоздь, вбитый аккурат в центр темечка. Вот что такое «доминанта».

У человека мощнейшие 4 доминанты

  1. пищевая доминанта, мотивирующая пищевое поведение
  2. дефекационная доминанта , мотивирующая поиск благоприятных условий для выведения побочных продуктов пищеварения

Эти две являются незаменимыми метаболическими доминантами — их нельзя отложить надолго или найти им альтернативу. Это вопрос выживания. Иногда эти доминанты могут даже подавить оборонительный центр мозга. Крайне голодный человек ради пищи откажется сопротивляться насилию, унижению, сломается — хотя далеко не всегда. Если у него развита идейная доминанта, он не сломается перед физическими лишениями.

3. половая доминанта, мотивирующая поиск полового партнера для приумножения популяции (не только для этого, люди и дельфины единственные существа занимающиеся сексом просто ради удовольствия). Половая доминанта невероятно сильна, может зашкалить на долго превратив человека в раба любовной страсти — аддикта, но с другой стороны может откладываться очень долго или быть аннигилирована без угрозы для жизни индивида. Хотя ее отложение или замещение часто вызывает отрицательные эмоции, неврозы и соматические проблемы (проблема с простатой у монахов практикующих целибат).

4. идейная доминанта, мотивирующая социальные формы поведения, такие формы культуры как творчество, искусство, науку и религию. Сюда же относится преданность партии, патриотизм, служение религиозным и моральным принципам, охраняемая честь мундира и достоинство личности, служение кумирам, лидерам, идеалам, духовность. ИД может легко подавить естественные физиологический потребности в еде, сексе, дефекации, оборонительный рефлекс, потребность в познании. Человек единственное существо которое потребляет идеи (часто злоупотребляет ими) и ради идей готов иногда даже расстаться с жизнью.

Какая функция идейной доминанты с точки зрения эволюции?

Ответ: заместительная, компенсаторная. Когда с возрастом организм чахнет, его витальные потребности угасают: наслаждение едой оскудеет — да и здоровье не то, диеты, ограничения, секс все реже и реже, опорожняться и то больно из-за геморроя и боли в пояснице — весь этот жуткий декаданс может скрасить очарованность идеями. Увлеченность идеями избавляет от скуки, мотивирует, держит в тонусе. Идеи объединяют людей в группы по интересам, они заставляют почувствовать свое интеллектуальное превосходство, смотреть с высока на животных: мы не какие-то недоразвитые обезьяны. Пожилые люди могут собираться вместе и обсуждать политику, занимать свое время чтением газет и просмотром новостей, или заниматься творчеством, писать мемуары, интеллектуально одаренные посвящают остаток жизни научным изысканиям, менее интеллектуальные впадают в религиозный догматизм — ибо это утешает душу и готовит к вечной жизни…бессмертию.

А сама доминанта бессмертия формируется развитым воображением (впрочем не без помощи идеологической обработки).

Воображение даёт нам особое преимущество — мы можем получить желаемое в любой момент, ничего особо не делая. Воображение это волшебная палочка, машина времени, которая уносит нас в светлое будущее. Психологи знают, что одна из функций воображения — эмоциональная. Вообрази себе желаемое и это поднимет эмоциональный тонус, снимет стресс. Воображение замещает неудовлетворенные потребности: помечтал и отпустило. Духовность в меру — это замечательный и дешевый способ снижения экзистенциональной фрустрированности. И это нормальное явление данное нам эволюцией. Личное самосохранение финально — это очень и очень огорчает. Но в своем воображении я преодолеваю финальность земной жизни, вижу себя восставшим из праха, вечно молодым, счастливым и танцующим в райских кущах — это так вдохновляет, утешает, снижает тревогу.

Н.М.Амосов пишет:

Под властью ИДЕЙ

Власть идеи — это когда что-то одно (или кто-то) становится важнее чем родственники, семья, дом, земная любовь, здоровье, природа, карьера — все это вместе взятое. Когда фокус внимания замораживается на одной доминанте, остальное безжалостно обесценивается. Это может быть кумир или объект любовной страсти на ком свет клином сошёлся. Взгляни, тут примесь липкой идеи, которая заставляет идеализировать человека, превращая его в икону, а тебя в почетного донора жизненной силы.

Фундаментальное отличие человека от других животных в том, что человек может жить и умереть ради идеи. Человечество зачарованное идей, как бы освобождается от диктатуры генов. Ни один вид живых существ не способен «забить» на биологическую программу размножения, добровольно отказываясь от деторождения. Лосось преодолевает сотни километров против течения чтобы достичь места нереста. Нет силы которая способна остановить гон оленей, со всеми сопутствующими брачными ритуалами. А человек одержимый идеей принимает монашеский постриг.

Какое животное способно участвовать в массовом геноциде своих сородичей ради торжества коммунизма, капитализма, ислама, христианства? А люди запросто! Для этого нужно быть готовым жить и умереть за идею (читай Идеал).

Самая первая чарующая идея человечества — религиозная.

Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки захоронений палеолита. С чего бы это тратить свое драгоценное время и силы: рыть могилы, сыпать курганы, закапывать с умершими ценную утварь, одежду, орудия труда и охоты, еду, масло?

Ни одно животное не погребает сородичей. Им даже не придет это в голову, ведь они не осознают свою смертность. Как только сапиенсы серьезно задумывались о своей телесной конечности, они стали делать удивительные вещи, которые как бы символически показывали, что смерть хотя неизбежна, но не окончательна. Могила или курган — это символ материнской утробы. Они наблюдали, что многое в природе подчиняется циклам увядания и обновления….Живое умрет, мертвое возродится.

Мы не знаем какого гения осенила боговдохновенная идея победившая смерть — осознание своего родства с иномиреьем, с Абсолютом, с Богом

Озабоченность Идеалом

Так устроены люди, что без высокой идеи жизнь кажется бессмысленной, малоценной. Когда есть абиологичная идея, то ради нее даже страдания и смерть становятся желанными. Говорят: «страдания очищают, нам даны скорби, для спасения и просветления… » В этом и трагедия и пафос человека. С одной стороны прыгает по планете вчерашняя обезьяна, еще хвост не отвалился. С другой стороны совсем и не животное (за такой эпитет можно и в табло получить, оскорбление): покорение космоса, искусственный интеллект, генная инженерия, социальные и религиозные утопии, трансгуманизм, искусство ради искусства, культурный отрыв от дикой природы, духовность шкалит…

Идеалисты в крайнем проявление вообще гиперэнергичные особи, аж до буйства и фанатизма: им больше всех нужно менять мир, переустраивать все, увлекать массы своими идеалами. Энтузиазм зашкаливает. Все политические и религиозные вожди идеалисты. Ученые, изобретатели, первооткрыватели…

В чем же секрет этой абиологичности?

Большая избыточность мозга вытолкнула нас из природы. Теоретически для выживания человечества достаточно половина веса среднестатистического мозга (1310/2=655гр), при условии что нет конкуренции с родственным видом. Мега мозг порождает воображение, которое создает абиологичные идеи и подчиняет мозг этим идеям. Вот такой баг. Великие идеи требуют жертв и крови — иначе в чем величие идеи, если за нее нельзя отдать жизнь? Без идей жизнь скучна, бессмыслена, примитивна (особенно русскому человеку) и часто заканчивается саморазрушающим бунтом. Логика которого: либо жить, страдать и умереть ради высокого и светлого, либо не стоит жить вообще.

Особенно притягателен религиозный фанатизм, как апофеоз абиологичности.

Жить ради высокой духовности всегда означает приносить себя в жертву, страдать и мучаться, терпеть скорби, преодолевать соблазны, сатанинские искушения, восстание плоти. И эти очищающие страдания(аскезы), с позиции абиологичных идеалистов, сладостны и более желанны чем самоудовлетворенная праздная и роскошная жизнь тупых буржуев, материалистов, мещан, олигархов, падших грешников и прочих дегенератов, моральных уродов, живущих ради мамоны.

Большинство мировых религий — пусть познания через страдания, поскольку провозглашают самоотрицание животной природы (борьба с плотью, невидимая брань и тд). Поэтому у верующих на 60% проповедь о скорбях и покаяниях, и на 40% догматизация — как хорошо и справедливо будет жить праведникам после смерти в идеальном мире.

Есть ли какая-то идея равноценная Жизни или ценнее? Патриотизм? Коммунизм? Евангелизация Африки? Если такая идея есть то в психиатрии это называется «патологическая доминанта», «идея фикс».

До смерти борись за Истину! А иначе что это за Истина, если за нее нельзя пролить кровь?