Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Дочь штефана чел маре стала стала прототипом елены премудрой. Елена Прекрасная из русского фольклора была дочерью Штефана чел Маре

Елена Стефановна («Волошанка», предположительно родилась в 1464-1466 годах, умерла в 18 января 1505) - дочь молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны , жена старшего сына Ивана III Ивана Молодого , в этом качестве - княгиня тверская .

Биография

О ранних годах Елены Стефановны практически ничего не известно. В 1480 году её отец Стефан Великий направил посла в Москву для заключения союза с Русским государством против угрожавших Молдавскому княжеству турок. Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича - Ивана Ивановича Молодого . В 1481 году в Молдавию были отправлены русские послы, которые в 1482 году вернулись в Москву с Еленой Стефановной.

Её свадьба с Иваном Молодым состоялась в январе 1483 года . В браке Елена Стефановна родила сына Дмитрия . В 1490 году её муж заболел «ломотой в ногах» и скоропостижно скончался.

В 1484 г. Иван III хотел одарить Елену «саженьем» (жемчужным приданым), принадлежавшим его покойной первой жене Марии Борисовне , то оказалось, что его 2-я жена София «римлянка» многое «порастеряла». Разгневанный великий князь не постеснялся отнять подаренное Софией у её племянницы Елены, бывшей замужем за князем Верейским Василием, что послужило к бегству последнего в Литву и к ликвидации его удела

В качестве матери нового наследника Елена Стефановна принимала активное участие в придворных интригах, была обращена в учение жидовствующих Истомой и стала видным деятелем кружка еретиков во главе с Фёдором Курицыным , представлявшего круги, оппозиционные феодальной знати. Елена соперничала с Софьей Палеолог , добивавшейся объявления наследником своего сына Василия . Борьба при дворе закончилась поражением кружка Курицына. Сторонники Елены были казнены, Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 года приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму. Елена Стефановна умерла в заключении «нужною смертию» (т. е. была убита) в 1505 году .

Конфликт между Иваном III и Стефаном III по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.

Наследие

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.

В окружении Елены возник и памятник древнерусского художественного шитья - пелена (т.н. Пелена Елены Волошанки), на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия. В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства .

См. также

  • Рахманиновы - дворянский род, претендовавший на происхождение от легендарного брата Елены

Источники

Напишите отзыв о статье "Елена Стефановна"

Отрывок, характеризующий Елена Стефановна

Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.

Длинный ряд выдающихся женщин, проявивших себя в политической жизни и борьбе как в русских княжествах, так и за рубежом в X-XV вв., был бы не полон без социальных портретов великой княгини московской Софьи Фоминичны, ее современницы великой княгини тверской Елены Стефановны и рязанской княгини Анны Васильевны.

Софья Фоминична (Зоя Палеолог) была племянницей последнего византийского императора из династии Палеологов и дочерью «морейского деспота» (властителя Пелопоннеса) Фомы. Она воспитывалась в Риме при дворе папы Сикста IV; папский двор рассчитывал с помощью ее брака с овдовевшим Иваном III втянуть Русь в русло своей политики. Возможно, не без влияния своего высокого покровителя Зоя отказала ранее сватавшимся к ней французскому и миланскому герцогам и благосклонно приняла свата от Ивана III - Ивана Фрязина, посланного специально в Рим, чтобы царскую «невесту видети». Фрязин вернулся в Москву с примерным портретом невесты: была она «на иконе писана» . В мае 1472 г. Иван III отправил в Рим второе посольство к папе с просьбой отдать Зою «за Ивана князя».

Почти четыре месяца невеста великого князя московского добиралась из Рима в Москву в сопровождении свиты и обоза с приданым и свадебными подарками, отпущенными папской казной за обещание обратить Ивана III в римскую веру. Однако посланнице папы римского не помогли в этом деле «ум и хитрость» - черты, которыми наделили ее историки более позднего времени: попытки «святейшего престола» потерпели неудачу. Иван III добивался брака с Софьей для укрепления международного статуса Руси и использовал его для провозглашения Руси преемницей Византийской империи, что позволило ему рассматривать и самого себя как преемника державных прав византийского императора Константина XI. В свою очередь для Зои Палеолог положение при русском дворе, после того как она стала женой Ивана III, открыло свободу действий, так как великий князь дорожил и браком с ней, и ее советами как умной и образованной женщины .

Личность Софьи Палеолог неоднократно привлекала к себе внимание современников - летописцев, путешественников из других стран, а впоследствии и историков. О Софье писали австрийский посол при дворе Ивана IV Сигизмунд Герберштейн, польский историк XVI в. Рейнгольд Гейденштейн, английский поэт Джон Мильтон, автор трактата «Московия» (XVII в.), и др. Одна из основных причин такого внимания, видимо, в том, что Софья Палеолог оказалась в центре политической борьбы в период складывания единого Русского государства.

Патрицианка Клариса Орсини, знавшая Софью до замужества, находила ее «красивой». По отзыву итальянских хронистов, Софья была невысокого роста, обладала удивительно красивыми глазами и «несравненной» белизны кожей. Строгое воспитание в папском пансионе научило ее рукоделию. Известна пелена 1494 г. Троицко-Сергиевой лавры, вышитая Софьей несомненно по рисунку придворного мастера, может быть и Дионисия. Став великой княгиней, она стремилась привлечь в Московское княжество деятелей культуры, врачей из Италии. Во время ее пребывания на московском престоле русское правительство пять раз отправляло в Италию посланников, с которыми выезжали на Русь лучшие итальянские мастера. При ней началось строительство замечательных памятников архитектуры, до нас дошли изделия художественных ремесел .

Участие в государственных делах было смыслом жизни московской княгини. Она давала аудиенции иностранцам, имела свой круг дипломатов, к которым принадлежали, например, приехавшие в ее свите и ставшие известными дипломатами Юрий и Дмитрий Траханиоты. В 1476 г. венецианский посланник Контарини отметил в своих записках, что был представлен московской княгине и она приняла его «весьма величаво и ласково». В 1490 г. Софья Фоминична принимала в своей «повалуше» цесарского посла Делатора . Все более или менее крупные события в Великом княжестве Московском второй половины XV в. так или иначе связаны с ее именем. Приезд Софьи Палеолог совпал с последним периодом борьбы за окончательное свержение ордынского ига на Руси и укреплением власти Ивана III как результата крупных успехов его политики централизации. «...В России, - писал Ф. Энгельс, - покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном III» . Софья Фоминична примкнула к сторонникам активной борьбы с Большой Ордой.

Джон Мильтон представляет Софью чуть ли не главой «антитатарского курса». «Княжна эта, будучи ума весьма горделивого, часто жаловалась, что вступила в брак с татарским присяжным», - замечает Мильтон и далее излагает такую легенду. Хан якобы имел в Москве своих прокураторов, которые жили в Кремле и наблюдали за государственными делами княжества. Софья же, родив сына, будто бы пригласила хана на крестины и просила отдать ей дом, где жили его поверенные, так как ей было «небесное знамение» и она должна была построить храм святому Николаю на том же самом месте. Получив дом, Софья срыла его до основания, удалила ханских надзирателей из Кремля и постепенно отняла у них все, чем они владели в княжестве . В этой легенде, вероятно, много выдумки, но она тем не менее передает общий настрой великой княгини в отношении главного вопроса, волновавшего тогда русское общество. Хотя с 1478 г. Русь фактически прекратила выплату дани Большой Орде, формально даннические отношения еще существовали.

Летом 1480 г. хан Ахмат задумал вновь собрать дань и отправился на Русь, но в войну с ним вступил не конгломерат удельных княжеств, а осознавшая свое единство и национальную задачу Русь.

Когда Москва готовилась к обороне, Софья Фоминична решила покинуть столицу и уехала на Белоозеро. Она возвратилась только после того, как военное положение прояснилось и хан Ахмат, встретив упорное «стояние» московских ратников на Угре, обратился в бегство, а Иван III вернулся в Москву. Заслуживает ли этот поступок Софьи Фоминичны осуждения? А. Л. Хорошкевич считает, что ее «бегство из столицы в момент общего подъема» на борьбу с ханом было равносильно предательству. Думается, что речь может идти лишь о проявленном в критической ситуации малодушии: когда Софья покидала Москву, там не было ни мужа, ни войска. Летописцы не скрывают своего неодобрительного отношения к поступку Софьи и противопоставляют ей «мати князя великого» - княгиню Марию Ярославну, которая «не оставила Москвы-града». Софья же, по насмешливым словам летописца, «бегала за Белоозеро», «не гонима никем же» .

Последующее участие Софьи Фоминичны в политической борьбе связано с ее желанием утвердить на русском престоле своего сына Василия Ивановича. К этому она стремилась с завидной настойчивостью: прочивала свой авторитет в уделах, подчиненных Москве, и обретала там своих сторонников, что не обходилось без конфликтов. Так, в 1483/84 г. Софья подарила своей племяннице - невесте Василия Михайловича, сына верейского князя, на свадьбу «саженье» (ожерелье), принадлежавшее первой жене ее мужа, Марии Борисовне, урожденной княжне тверской, и предназначенное Иваном III жене ее сына Ивана Младого, Елене Стефановне. Требование великого князя вернуть в казну ожерелье не встретило «понимания» у Василия Михайловича, и он бежал в Литву. Вообще Софья Фоминична довольно своевольно обращалась с княжеской казной, что, по словам летописца, нередко шло вразрез с намерениями мужа. Но эти «растраты» она делала отнюдь не по недоразумению, а преднамеренно, создавая себе опору среди князей и бояр .

С начала 80-х годов XV в. не было в Московском княжестве почти ни одного крупного политического события или конфликта, в котором не была бы замешана Софья Фоминична. В 1525 г. опальный думный человек Василия III Берсень-Беклемишев в беседе с Максимом Греком в запальчивости говорил: «Земля наша Русская жила в тиши и в миру. Как пришла сюда мать великая княгиня София с вашими греками, так наша земля и замешалася, и пришли к нам нестроения великия...» «Нестроения» (конфликты) выразились, в частности, в том, что «старые обычаи князь великий переменил», удалился от бояр и «ныне... запершыся сам третей, у постели всякие дела делает...». Осуждал вмешательство в дела престола Софьи Фоминичны и Андрей Курбский, писавший, что «в предобрый русских князей род всеял диавол злые нравы, наипаче же женами их злыми и чародейницами», среди которых «наипервейшей» считал Софью Палеолог - «греческую бабучаро-дейницу» .

В 1490 г., после смерти старшего сына Ивана III, Ивана Ивановича Младого, первого претендента на московский престол, Софья Фоминична усилила нажим на Ивана III за передачу престола не царевичу Дмитрию, сыну Ивана Ивановича и внуку Ивана III, а сыну самой Софьи и Ивана III - Василию Ивановичу. В 1497 г. она организовала даже заговор против мужа и оппозицию великому князю, склонявшемуся к передаче престола Дмитрию Ивановичу. Во главе оппозиции встал сын боярский Владимир Елизарович Гусев. По плану Софьи, Василий Иванович должен был решительно порвать с отцом и «отъехать от него»; замышлялось захватить Вологду, Белоозеро и убить Дмитрия. Узнав о заговоре, Иван III казнил В. Е. Гусева и многих заговорщиков, а жену и сына подверг опале. В 1498 г. Дмитрий был коронован в Успенском соборе в качестве князя и соправителя деда. Но вскоре - очевидно, не без влияния Софьи - Иван III круто изменил к ней отношение: опалу ее и сына Василия признал «дьявольским действом» и «наваждением» по «лихих людей совету», противников Софьи и Василия подверг расправе за «крамолу» и «измену», «а с нею от тех мест начат жить в брежении...». В 1499 г. Иван III назначил Василия великим князем Новгорода и Пскова, а в 1502 г. передал ему титул московско-владимирского князя. После победы Василия над Дмитрием-внуком Софья Фоминична велела вышить пелену и назвать себя на ней «царевна царьгородская великая княгиня московская Софья великого князя московского» . В 1505 г. смерть Ивана III сделала Василия III полновластным «государем всея Руси».

Недоброжелательное отношение к Софье Фоминичне сторонников тверской группировки придворной знати, которая активно поддерживала притязания на престол Дмитрия-внука, понятно: в их глазах она стала символом «самовластья», ограничивавшего их удельные вольности. Свои надежды на возврат «старых обычаев» они связывали с матерью Дмитрия Ивановича, великой княгиней тверской Еленой Стефановной Волошанкой, дочерью молдавского господаря Стефана II. Это ей собирался подарить Иван III знаменитое «саженье» своей первой жены. Елена Стефановна не менее Софьи Фоминичны была осведомлена в делах внешней политики. Она имела личные контакты с польским королем Казимиром; возглавляла борьбу за автокефалию русской церкви и пыталась установить связи с Сербией; в 1488 г. отправила послом в Венгрию своего соотечественника Штибора. В 1495 г. при ее дворе возник летописный свод, отразивший характерные черты политики ее группировки .

Разумеется, решение многих внутриполитических вопросов также не обходилось без участия великой княгини тверской. Сложившаяся в 90-е годы XV в. внутриполитическая ситуация (конфликт между внуком и сыном Ивана III) наводит на мысль, что не случайной была и поездка в Тверь в 1497 г. сестры Ивана III, рязанской княгини Анны Васильевны, возможно пытавшейся о чем-то договориться с ней. Хотя Елену Стефановну поддерживали многие знатные фамилии удельных князей, она оказалась проигравшей стороной. В противоборстве двух властных женщин отразились не только противоречия различных придворных группировок, на которые они опирались, но и борьба воинствующих церковников с вольномыслием. Софья Фоминична покровительствовала близким к иосифлянам церковным ортодоксам, а Елена Стефановна в некоторой степени - вольнодумцам-еретикам, выступавшим против духовной диктатуры церкви. В апреле 1502 г. Иван III не только «положил» на Елену Стефановну и Дмитрия-внука «опалу», но и посадил мать с сыном «за приставы», запретив поминать их на ектениях. Елена Стефановна умерла в заточении в январе 1505 г., вскоре после смерти Софьи Фоминичны .



Княгиня Елена Стефановна, прозванная Волошанкой, была дочерью молдавского господаря (князя) Стефана III Великого. «Волошанка» означало буквально «молдаванка». Матерью ее была киевская княжна Евдокия Олельковна, выданная замуж за границу для укрепления дипломатического союза Руси и Молдавского княжества.

Межгосударственный союз

Родилась Елена Стефановна приблизительно в 1464 году. О детстве и воспитании княжны сведений очень мало. В 1480-х годах Молдавскому княжеству стали угрожать турки. Стефан III обратился за помощью к московскому князю Ивану III.

Для закрепления договоренности между ними дочь молдавского князя выдали замуж за сына Ивана III. За этим отпрыском государя закрепилось прозвище Иван Молодой. Свадьбу сыграли в 1483-ем. От Ивана Молодого молдавская княжна родила сына Дмитрия. Супруг Елены Стефановны оказался слаб здоровьем и через 7 лет после заключения брака умер.

История с приданым

С Еленой Волошанкой и второй супругой князя Ивана III Софьей Палеолог связана одна некрасивая история. Через год после венчания своего сына Иван III решил подарить невестке жемчужное приданое редкой красоты. Раньше оно принадлежало Марии Борисовне, первой супруге Ивана III. Женщина умерла - предположительно, была отравлена - в совсем юном возрасте (25 лет).

После нее осталось богатое приданое, которое вдовец и решил подарить Елене Волошанке. Но оказалось, что Софья Палеолог уже подарила его своей племяннице. Она сделала это, не спросив разрешения у супруга. Князь рассвирепел, отобрал подарок у племянницы жены. Этот случай положил начало тайной вражде между Еленой Волошанкой и Софьей Палеолог.

Соперничество княгинь

В 1497 году Иван III объявил своим наследником сына Елены, Дмитрия. Мать престолонаследника оказалась очень активной женщиной. Елена участвовала в придворных интригах, а также приняла учение еретиков - жидовствующих, которые выступали против феодальной знати. Софья Палеолог, мечтавшая видеть наследником престола своего сына, воспользовалась ситуацией и нашептала мужу о тайных пристрастиях Елены.

В результате этих интриг Дмитрий потерял право наследовать престол. Оно перешло к сыну Софьи, Василию. Князь и Елена Волошанка были арестованы. В 1505 году невестка московского князя умерла в тюрьме (вероятно, была убита). Между отцом Елены и Иваном III разгорелась ссора. В итоге державные мужи помирились, и смерть Елены Стефановны была забыта. На первое место князья ставили политические интересы.

Елена Премудрая и Прекрасная

Многие историки и этнографы считают, что закончившая свои дни в застенках Елена Стефановна стала прообразом известной героини русских сказок Елены Прекрасной (как вариант - Премудрой). Княгиня была не только хороша собой, но и отличалась прогрессивными взглядами. Отсюда и образ мудрой красавицы. Ее супруг - Иван Молодой, умерший от неизвестной болезни (говорят, что был отравлен Софией Палеолог), стал прообразом Ивана Царевича.

Русская семерка

Как и герой сказки, Иван Молодой буквально привез себе суженую из-за тридевяти земель, из Молдавского княжества.А русский народ сложил красивую сказку о любви Елены Прекрасной и Ивана Царевича, о братьях-соперниках и Сером волке.

К 560-летию со дня интронизации Штефана чел Маре мы решили собрать 7 важных и интересных фактов о главном герое молдавской истории.

  • 1. Начнем с представления. Как, думаете, он себя величал?
  • 2. Штефан чел Маре - наше всё. Но расскажите поконкретней (и покороче).
  • 3. Вы говорили про крепости. А про какие именно?
  • 4. Какими языками владел Штефан чел Маре?
  • 5. Еще со школьной программы помню легенду про дуб Штефана чел Маре. Так есть он или нет?
  • 6. Говорят, есть интересная история, связанная с памятником Штефану.
  • 7. Как связана Елена Прекрасная из русских сказок со Штефаном чел Маре?

1. Начнем с представления. Как, думаете, он себя величал?

В одном из первых сохранившихся документов эпохи Штефана чел Маре (от 12.08.1457), выпущенном Канцелярией Молдовы, Штефан III величал себя так: Стефан воевода, Господарь Земли Молдавской.

В последних господарских грамотах, продиктованных и подписанных Штефаном III Великим, господарь называет себя Stephanus palatinus Dei gracia Terre Moldavie (октябрь 1503).

2. Штефан чел Маре - наше всё. Но расскажите поконкретней (и покороче).

Правил страной в течение 47 лет. На протяжении всего времени своего правления боролся за независимость Молдавского княжества, для чего проводил политику укрепления центральной власти, подавлял боярскую оппозицию. Успешно противостоял более сильным соперникам - Османской империи, Польше, Венгрии.

Штефан чел Маре провел 36 сражений, в 34 из которых одержал победу и лишь в двух был побежден.

Во время его правления крестьяне получили статус вольных, что повлияло на усиление армии, так как крепостные не имели право служить. Ограничил власть бояр, сделав так, что костяк войска подчинялся непосредственно ему. Были созданы артиллерийские части из иностранных наемников, построено множество новых крепостей и укреплены уже существовавшие.

Были возрождены великие торговые пути, что привело к экономическому подъему и расцвету городов. Развивалась транзитная торговля, приносившая выгоду стране посредством взимания таможенных сборов и платы за проезд по некоторым дорогам. Развивались и ремесла. Были распространены добыча и обработка металла, оружейное дело, гончарство, ткачество и т.д.

3. Вы говорили про крепости. А про какие именно?

Талант Штефана как полководца не оставляет сомнения. Господарём были построены Сорокская и Хотинская крепости, цитадель Старого Орхея, Четатя Албэ – .

4. Какими языками владел Штефан чел Маре?

Из канцелярии Штефана чел Маре вышли (1457–1504) около 450 документов на славянском, латинском, итальянском и немецком языках. Однако молдавский язык широко проникает в господарские грамоты уже во времена правления Александру чел Бун (1400–1432). И в документах, подписанных Штефаном Великим, употребляется много сугубо молдавских слов.

5. Еще со школьной программы помню легенду про дуб Штефана чел Маре. Так есть он или нет?

Есть! В селе Кобыля Шолданештского района «живет» самое старое дерево Молдовы. Дубу 700 лет, окружность его ствола более 7 с половиной метров, а площадь кроны - 1000 квадратных метров.

Этот вид дуба - Quercus robur L. – дуб черешчатый или обыкновенный – может прожить до 2 тыс. лет! В высоту он растет первые 100-200 лет, достигает 20-40 м. Увеличиваться в толщину продолжает всю жизнь.

Сколько проживет старейший в Молдове живой памятник природы, зависит как от объективных факторов, так и субъективных, а у нас в стране сохранению так называемых охраняемых государством деревьев, увы, много внимания не уделяется, тогда как в других странах существуют общественные организации, занимающиеся исключительно этим вопросом.

6. Говорят, есть интересная история, связанная с памятником Штефану.

Казалось бы, что рассказывать о памятнике Штефану Великому особенно и нечего. Но судьба его полна любопытных моментов. Примечательно, что с момента установки памятника по нему можно проследить бурную бессарабскую историю. И, между прочим, это самый настоящий памятник-путешественник - только в самом Кишинёве он стоял в трёх разных местах, да ещё и дважды был вывезен в Румынию в разные города.

Началось всё в 1923 году, когда местному скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено создать проект памятника Штефану Великому. Вот так мог бы выглядеть памятник Штефану Великому:

В итоге в 1924 году был принят третий по счету вариант памятника, который представлял всем нам известную композицию - Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.

Статуя отливалась по частям в Бухаресте, памятник был собран из трёх фрагментов уже в 1925 году.

В том же 1925 году в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. Это был один из углов Городского Сада, угол нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони.

В июне 1940 года ситуация в этой части мира резко изменилась - Бессарабия отошла к СССР.
Памятник Штефану Великому был эвакуирован в Румынию в город Вэслуй, а постамент в Кишинёве был разобран новыми властями. В августе 1942 года памятник был возвращён в Кишинёв, но место для его установки было выбрано новое - напротив Святых Ворот.

На новом месте памятник Штефану Великому простоял два года. В августе 1944 года скульптура была снова демонтирована и эвакуирована в Румынию (в Крайову), а Кишинёв в очередной раз стал советским.

В 1945 году скульптуру нашли в Румынии и снова вернули в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде. Временные постамент и крест продержались почти 30 лет. В 1972 году была проведена реставрация памятника, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид.

На очередном, третьем по счёту в Кишинёве, месте памятник простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года он был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось.

7. Как связана Елена Прекрасная из русских сказок со Штефаном чел Маре?

Вы наверняка знаете сказку про Ивана Царевича и Елену Прекрасную (Премудрую). Кто же служит прототипами героев?

Царевич – значит царев сын. На Руси было не так много царей и князей Иванов, у которого был бы сын тоже Иван. У Ивана III, Великого князя Московского (1462-1505), был сын Иван. Его прозвали Молодым, чтобы отличать от отца, князя Ивана III. С 1471 года он упоминается как великий князь – соправитель отца.

Супруга Ивана-царевича (он же Иван Молодой) в сказке – Елена Прекрасная. И в реальной жизни тоже. Женой Ивана Ивановича была Елена, дочь господаря и воеводы Молдовы Штефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. И в молдавских, и в русских источниках того времени мы можем встретить исторический вариант имени княжны – Олена или Оляна. Оляна – южнорусский вариант имени Елена. Итак, Елена Прекрасная русских народных сказок – это молдавская княгиня, дочь Штефана чел Маре!

Княгиня Елена Стефановна, прозванная Волошанкой, была дочерью молдавского господаря (князя) Стефана III Великого. «Волошанка» означало буквально «молдаванка». Матерью ее была киевская княжна Евдокия Олельковна, выданная замуж за границу для укрепления дипломатического союза Руси и Молдавского княжества.

Межгосударственный союз

Родилась Елена Стефановна приблизительно в 1464 году. О детстве и воспитании княжны сведений очень мало. В 1480-х годах Молдавскому княжеству стали угрожать турки. Стефан III обратился за помощью к московскому князю Ивану III.

Для закрепления договоренности между ними дочь молдавского князя выдали замуж за сына Ивана III. За этим отпрыском государя закрепилось прозвище Иван Молодой. Свадьбу сыграли в 1483-ем. От Ивана Молодого молдавская княжна родила сына Дмитрия. Супруг Елены Стефановны оказался слаб здоровьем и через 7 лет после заключения брака умер.

История с приданым

С Еленой Волошанкой и второй супругой князя Ивана III Софьей Палеолог связана одна некрасивая история. Через год после венчания своего сына Иван III решил подарить невестке жемчужное приданое редкой красоты. Раньше оно принадлежало Марии Борисовне, первой супруге Ивана III. Женщина умерла – предположительно, была отравлена - в совсем юном возрасте (25 лет).

После нее осталось богатое приданое, которое вдовец и решил подарить Елене Волошанке. Но оказалось, что Софья Палеолог уже подарила его своей племяннице. Она сделала это, не спросив разрешения у супруга. Князь рассвирепел, отобрал подарок у племянницы жены. Этот случай положил начало тайной вражде между Еленой Волошанкой и Софьей Палеолог.

Соперничество княгинь

В 1497 году Иван III объявил своим наследником сына Елены, Дмитрия. Мать престолонаследника оказалась очень активной женщиной. Елена участвовала в придворных интригах, а также приняла учение еретиков - жидовствующих, которые выступали против феодальной знати. Софья Палеолог, мечтавшая видеть наследником престола своего сына, воспользовалась ситуацией и нашептала мужу о тайных пристрастиях Елены.

В результате этих интриг Дмитрий потерял право наследовать престол. Оно перешло к сыну Софьи, Василию. Князь и Елена Волошанка были арестованы. В 1505 году невестка московского князя умерла в тюрьме (вероятно, была убита). Между отцом Елены и Иваном III разгорелась ссора. В итоге державные мужи помирились, и смерть Елены Стефановны была забыта. На первое место князья ставили политические интересы.

Елена Премудрая и Прекрасная

Многие историки и этнографы считают, что закончившая свои дни в застенках Елена Стефановна стала прообразом известной героини русских сказок Елены Прекрасной (как вариант – Премудрой). Княгиня была не только хороша собой, но и отличалась прогрессивными взглядами. Отсюда и образ мудрой красавицы. Ее супруг - Иван Молодой, умерший от неизвестной болезни (говорят, что был отравлен Софией Палеолог), стал прообразом Ивана Царевича.

Как и герой сказки, Иван Молодой буквально привез себе суженую из-за тридевяти земель, из Молдавского княжества.А русский народ сложил красивую сказку о любви Елены Прекрасной и Ивана Царевича, о братьях-соперниках и Сером волке.